УМПО ВЫСТУПИТ ГОЛОВНЫМ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ СЕРИЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ II ЭТАПА ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ Т-50
В дивизионе Объединенной двигателестроительной корпорации "Двигатели для боевой авиации", возглавляемом ОАО "УМПО", продолжаются опытно-конструкторские работы по двигателю второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Они должны завершиться после 2015 года.
Как сообщили в пресс-службе Уфимского моторостроительного производственного объединения, двигатель первого этапа - "изделие 117" - является глубокой модернизацией успешно зарекомендовавшего себя на внутреннем и внешнем рынке двигателя АЛ-31Ф. В отличие от своего прототипа, он оснащен вентилятором большей производительности, новой турбиной с более высокой рабочей температурой, а также модернизированной камерой сгорания и новейшей цифровой системой регулирования. Благодаря этому удалось достичь существенного повышения тяги, улучшения расходных характеристик и снижения массы изделия. Как подчеркивают разработчики, "изделие 117" позволяет обеспечивать все требования, предъявляемые сегодня к силовой установке ПАК ФА первого этапа. В настоящее время работы по "изделию 117" находятся на стадии лётных испытаний. Разработка двигателя второго этапа, являющегося двигателем пятого поколения, ведется в тесной кооперации между предприятиями дивизиона "Двигатели для боевой авиации". КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО - "ОКБ им. А.Люльки".
В кооперации также задействованы ФГУП "НТЦ газотурбостроения "Салют" (Москва) и ОАО "НПП "Мотор" (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО "НПО "Сатурн" (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК - "Двигатели для гражданской авиации". В настоящее время производственная кооперация находится в стадии согласования, но очевидно, что головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет ОАО "УМПО". При создании двигателя второго этапа учтен положительный опыт, полученный в результате комплекса научно-исследовательских работ, проведенных в 2004 году. В конце 2012 года прошло расширенное заседание научно-технического совета, в работе которого участвовали все НИИ отрасли, Министерство обороны и основной заказчик - "ОКБ Сухого". На нем были рассмотрены конструктивные решения по основным узлам двигателя, предложенные филиалом ОАО "УМПО" - "ОКБ им.А.Люльки". Составленный комплекс мероприятий позволит не только обеспечить совокупность характеристик, указанных в техническом задании на двигатель, но и улучшить их по целому ряду параметров. До конца 2013 года будет завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В следующем году запланировано изготовление и начало испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора.