Информационный обзор прессы 06.08.13
Союз машиностроителей России
Пресс-служба
ОБЗОР СООБЩЕНИЙ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
6 августа 2013 года
Содержание:
1.О Союзе машиностроителей России.
Официальный сайт партии Единая Россия, 5 августа 2013 г., Гутенев упрекнул Роскосмос в отсутствии стратегии финансирования
РИА Новости, 5 августа 2013 г., Депутат: Поповкину надо было раньше обсуждать финансирование программ
Регионы России, 6 августа 2013 г., Владимир Гутенев: Глава Роскосмоса слишком поздно начал обсуждать финансирование программ
KM.ru, 6 августа 2013 г., Дмитрий Рогозин нашел замену главе «Роскосмоса»
А также по теме:
Телерадиокомпания Терра: Владимир Гутенев: сотрудничество с депутатами - абсолютно нормальный процесс
и-Маш. Ресурс Машиностроения: Поповкин уклоняется от общественной нагрузки
TatCenter.ru,5 августа 2013 г., Делегация ОАО "ПОЗиС" приняла участие в международном форуме "Инженеры будущего-2013"
TatCenter.ru,5 августа 2013 г., POZIS: "Инженеры будущего – 2013"
Strf.ru,6 августа 2013 г., Студенты УрФУ подтвердили звание «инженеров будущего»
Телерадиокомпания Терра,5 августа 2013 г., Проверят эффективность расходования средств на реализацию Государственной программы по освоению космоса
А также по теме:
Портал машиностроения: В. Гутенев инициировал проверку эффективности расходования средств на реализацию государственной программы по освоению космоса
Российская газета, 5 августа 2013 г., Прическа "под машинку" \\ Рынку инжиниринга нужна единая нормативная база
Интернет-газета Слово, 6 августа 2013 г., Все ушли во «Фронт»
ФедералПресс, 6 августа 2013 г., Работники дочернего предприятия УВЗ отличились на форуме «Инженеры будущего»
АвиаПорт.Ru,6 августа 2013 г., Уникальный формат
Екатеринбург-ТВ, 6 августа 2013 г., УрФУ готовит инженеров будущего
ИТАР-ТАСС Урал, 6 августа 2013 г., Уральские студенты получили грант на создание PMD-камер в робототехнических системах
А также по теме:
Новости 66.ru: Студенты из УрФУ получили грант на изготовление камер для роботов
Европейско-Азиатские новости: Уральские студенты получили грант за свое изобретение для автоиндустрии
2. Оборонно-промышленный комплекс.
Известия, 6 августа 2013 г.,Система «Скорпион» заменит ГЛОНАСС\\ Радиоволны новых станций способны закрыть Россию с неба, моря и земли
ИТАР-ТАСС,6 августа 2013 г., Новым главой Роскосмоса может стать замглавы Минпромторга Игорь Караваев
Коммерсант, 6 августа 2013 г., Дмитрий Рогозин выводит авиацию в космос \\ Две отрасли могут стать гораздо ближе друг к другу
Известия, 6 августа 2013 г., Минобороны отдаст управляющим «ипотечные» 125 млрд рублей \\ С помощью профессиональных финансистов министерство рассчитывает заработать 35 млрд рублей
3. Автомобилестроение.
Автостат, 6 августа 2013 г., АВТОВАЗ начал поставки Lada Granta в Европу
Газета.Ru,6 августа 2013 г., «АвтоВАЗ» занесло в кредиты \\ «АвтоВАЗ» на фоне рекордного спада продаж получил кредит от Внешэкономбанка на 25 млрд рублей
4. Авиастроение.
Ведомости, 6 августа 2013 г., В России начинается очередной проект сборки самолетов \\ Выпуск канадских маленькой вместимости Twin Otter может стартовать в Ульяновске уже с 2014 г. Проект поддержит Ямало-Ненецкий округ, которому нужны такие машины
Коммерсант, 6 августа 2013 г., Авиакомпании ждут дешевую рабочую силу \\ Квоту на иностранных пилотов могут расширить
1.О Союзе машиностроителей России.
Официальный сайт партии Единая Россия, 5 августа 2013 г., Гутенев упрекнул Роскосмос в отсутствии стратегии финансирования
Выговор, полученный главой ведомства, зафиксировал неудовлетворительные итоги деятельности космической отрасли, считает депутат Госдумы
В минувшую пятницу, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил главе Роскосмоса Владимиру Поповкину выговор за ненадлежащее исполнение последним возложенных на него обязанностей. Комментируя этот факт, первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в понедельник, 5 августа заявил, что руководитель Роскосмоса должен был значительно раньше поднимать вопрос о финансировании отрасли.
«Мы считаем правильным, что Владимир Поповкин на всех уровнях поднял вопрос необходимости обсуждения финансирования госпрограмм по развитию космической отрасли. Так обязан делать любой руководитель федерального ведомства, любой министр. С другой стороны, этот вопрос нужно было поднимать значительно раньше», - подчеркнул он.
По мнению парламентария, «сейчас пришло время зафиксировать результаты деятельности Поповкина, и премьер-министр своим выговором оценил их как недостаточно эффективные», сообщает РИА «Новости».
Гутенев добавил, что и сам также не удовлетворен ни деятельностью Роскосмоса, ни его взаимодействием с институтами гражданского общества. Так, недоумение у Гутенева вызывает факт игнорирования со стороны руководства космического агентства депутатского запроса, который он направил сразу после аварии ракеты-носителя «Протон-М» 2 июля 2013 года. В запросе содержалось и предложение сформировать экспертную группу для участия в парламентских слушаниях, которые состоятся в Госдуме в период осенней сессии и будут посвящены перспективам развития авиакосмической промышленности в стране. По словам парламентария, ответ на свой депутатский запрос он не получил.
РИА Новости, 5 августа 2013 г., Депутат: Поповкину надо было раньше обсуждать финансирование программ
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил в минувшую пятницу главе Роскосмоса выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев считает, что глава Роскосмоса Владимир Поповкин должен был значительно раньше поднимать на всех уровнях вопрос о финансировании отрасли.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил в минувшую пятницу главе Роскосмоса выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Источник в правительстве сообщил РИА Новости, что выговор был объявлен за нарушение корпоративной этики — чиновник, отвечающий за развитие космической отрасли, направил обращение к правительству и Госдуме о необходимости увеличить финансирование своей сферы.
"С одной стороны, мы считаем правильным, что Владимир Поповкин на всех уровнях поднял вопрос необходимости обсуждения финансирования госпрограмм по развитию космической отрасли. Так обязан делать любой руководитель федерального ведомства, любой министр. С другой стороны, этот вопрос нужно было поднимать значительно раньше, а не занимать позицию молчаливого соглашателя, которому два года подряд твердили, что более чем десятимиллиардная недоплата на реализацию государственных программ вскоре будет компенсирована", — заявил Гутенев журналистам в понедельник, комментируя объявление выговора руководителю Федерального космического агентства за взаимодействие с депутатами.
Он подчеркнул, что сотрудничество с депутатами — это абсолютно нормальный процесс и что, кроме Поповкина, консультации с членами думского комитета провели представители Минпромторга России. "Думаю, что сейчас, скорее всего, пришло время зафиксировать результаты деятельности Поповкина. И премьер-министр своим выговором оценил их как недостаточно эффективные", — отметил депутат.
Он добавил, что сам также не удовлетворен ни деятельностью Роскосмоса, ни его взаимодействием с институтами гражданского общества. Так, недоумение у Гутенева вызывает факт игнорирования со стороны руководства космического агентства депутатского запроса. Он напомнил, что сразу после аварии ракеты-носителя "Протон-М" 2 июля 2013 года он обратился к Поповкину с просьбой сообщить о мерах, которые принимались специалистами Роскосмоса для устранения причин подобных аварий. Одновременно депутат предложил руководителю космического ведомства сформировать экспертную группу для участия в парламентских слушаниях, которые состоятся в Госдуме в период осенней сессии и будут посвящены перспективам развития авиакосмической промышленности в стране. По словам парламентария, ответ на свой депутатский запрос он не получил.
Регионы России, 6 августа 2013 г., Владимир Гутенев: Глава Роскосмоса слишком поздно начал обсуждать финансирование программ
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев прокомментировал выговор главе Роскосмоса Владимиру Поповкину за взаимодействие с депутатами. По его словам, сотрудничество с парламентариями является абсолютно нормальным процессом.
Напомним, ранее на сайте правительства было опубликовано распоряжение о выговоре руководителю Роскосмоса. В частности, чиновник был наказан за «ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей». Владимир Поповкин нарушил правила корпоративной этики, направив обращение к правительству и Госдуме о необходимости увеличения финансирования своей сферы. Распоряжение о взыскании подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Однако Владимир Гутенев заявил, что сотрудничество с депутатами – это абсолютно нормальный процесс. «С одной стороны, мы считаем правильным, что Владимир Поповкин на всех уровнях поднял вопрос необходимости обсуждения финансирования государственных программ по развитию космической отрасли. Так обязан делать любой руководитель федерального ведомства, любой министр. С другой стороны, этот вопрос нужно было поднимать значительно раньше, а не занимать позицию молчаливого соглашателя, которому два года подряд твердили, что более чем 10-ти миллиардная недоплата на реализацию государственных программ вскоре будет компенсирована», - заявил Владимир Гутенев.
Он рассказал, что, кроме Владимира Поповкина, консультации с членами Комитета провели представители Минпромторга России. «Мы составили свои рекомендации, и по некоторым параметрам Минпромторг был не согласен с позицией Комитета по промышленности. Тем не менее, итоговый протокол был направлен в Думский Комитет по бюджету и налогам», - заметил он.
При этом, по его мнению, сейчас пришло время зафиксировать результаты деятельности Владимира Поповкина, и премьер-министр своим выговором оценил их как недостаточно эффективные. Владимир Гутенев выразил уверенность, что Дмитрий Медведев не удовлетворен ни деятельностью Роскосмоса, ни его взаимодействием с институтами гражданского общества.
Так, по словам депутата, в Роскосмосе до сих пор не сформирован полноценный общественный совет. Он отметил, что Владимир Поповкин является членом правления некоторых общественных организаций, но в их жизни, фактически, не участвует. «В частности, он входит в состав Бюро Союза машиностроителей России, но фактически уклоняется от общественной нагрузки, прописанной в уставе этой общественной организации», - рассказал Владимир Гутенев.
Помимо этого, депутат выразил недоумение по поводу игнорирования со стороны руководства космического агентства депутатского запроса. Он рассказал, что сразу после аварии ракеты-носителя «Протон-М» Владимир Гутенев обратился к Владимиру Поповкину с просьбой сообщить о мерах, которые предпринимались специалистами Роскосмоса для устранения причин подобных аварий. Однако ответ депутат так и не получил.
Владимир Гутенев с целью дальнейшего изучения ситуации в российской ракетно-космической отрасли инициировал подобный документ на имя председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина. В нем он попросил обнародовать результаты проверки законности, эффективности и целевого использования средств в рамках государственной космической программы.
KM.ru, 6 августа 2013 г., Дмитрий Рогозин нашел замену главе «Роскосмоса»
Вице-премьер Дмитрий Рогозин счел неэффективной работу главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина и уже нашел кандидатов на его должность, пишут 6 августа «Известия».
По сведениям газеты, на заседании правительства, которое прошло 1 августа, на пост главы ведомства Рогозин предложил статс-секретаря и замминистра промышленности и торговли Игоря Караваева. Руководителем новой госкорпорации, которую планируется создать после реорганизации «Роскосмоса», может стать зампредседателя военно-промышленной комиссии при правительстве Олег Бочкарев.
Поповкин, в свою очередь, заявил, что может возглавить госкорпорацию сам, а руководство «Роскосмосом» отдаст своему первому заму Олегу Фролову.
«Это не означает, что кандидатуры, предложенные Рогозиным, будут утверждены, но позиции Поповкина после заседания серьезно пошатнулись», — заметил источник в правительстве. Представители «Роскосмоса» комментировать ситуацию не стали.
Ранее сообщалось, что премьер Дмитрий Медведев объявил Поповкину выговор за ненадлежащее исполнение обязанностей. Причины взыскания озвучены не были, однако ранее глава правительства не раз подчеркивал, что отвественность работников космической отрасли должна повыситься на всех уровнях. А думский парламентарий Владимир Гутенев попросил Счетную палату изучить, как «Роскосмос» тратит деньги, выделенные на развитие системы ГЛОНАСС. Депутат упрекнул Поповкина в безответственном отношении к своей отрасли, которое привело к серьезным проблемам с финансированием.
В начале июля закончился аварией запуск ракеты-носителя «Протон-М». На десятой секунде после старта ракета с тремя спутниками ГЛОНАСС изменила направление полета и взорвалась. Катастрофа обошлась российскому бюджету в шесть миллиардов рублей.
А также по теме:
Телерадиокомпания Терра: Владимир Гутенев: сотрудничество с депутатами - абсолютно нормальный процесс
и-Маш. Ресурс Машиностроения: Поповкин уклоняется от общественной нагрузки
TatCenter.ru,5 августа 2013 г., Делегация ОАО "ПОЗиС" приняла участие в международном форуме "Инженеры будущего-2013"
Делегация ОАО "ПОЗиС" приняла участие в третьем международном промышленный форум "Инженеры будущего-2013", прошедшего 16 по 28 июля на берегу Байкала.
Всего в форуме приняли участие более 2000 человек из 300 промышленных компаний из 32 стран мира. Делегациям была предложена обширная образовательная, деловая, культурная, спортивная и туристическая программы.
В рамках мероприятия состоялась презентация компании POZIS. Интерес участников форума вызвал демонстрационный фильм, рассказывающий об истории, развитии предприятия и выпускаемой продукции, в частности они познакомились с каталогами продукции инженерного центра машиностроения и эксклюзивной расписной холодильной техникой.
Образовательная программа форума была сформирована силами более 40 российских компаний. Кроме того, деловую программу форума посетили посол Швейцарии в России Пьер Хельг, посол Мексики в РФ Рубен Бельтран, президент международной комиссии французской федерации машиностроения, генеральный директор компании POCLAN-HYDRAULIC Лорен Батайл и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
Делегация Татарстана также была представлена компаниями ОАО "КАМАЗ", ОАО "ПОЗиС", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "ЗПКБ", ОАО "Завод Элекон", ОАО "КТЭЗ" и другими.
TatCenter.ru,5 августа 2013 г., POZIS: "Инженеры будущего – 2013"
С 16 по 28 июля на берегу озера Байкал состоялся третий международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего-2013", организаторами которого выступил Союз машиностроителей России при поддержке правительства Иркутской области. Делегация из Татарстана была представлена предприятиями республики: ОАО "КАМАЗ", ОАО "ПОЗиС", ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "ЗПКБ", ОАО "Завод Элекон", ОАО "КТЭЗ".
Торжественное открытие форума состоялось 17 июля. Среди почетных гостей были генеральный директор Иркутского авиационного завода - филиала ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Александр Вепрев, депутат Государственной Думы РФ Альфия Когогина, депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен, вице-президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Алла Вучкович, директор по управлению человеческими ресурсами ОАО "ОПК «ОБОРОНПРОМ".
"Сегодня, в условиях членства России в ВТО, профессия инженера становится стратегически неотъемлемой, именно от нее зависит величие страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке", - отметили на открытии гости мероприятия.
Всего в форуме приняли участие более 2000 человек из 300 промышленных компаний из 32 стран мира. Делегациям была предложена обширная образовательная, деловая, культурная, спортивная и туристическая программы. По мнению организаторов, основные цели и задачи форума – обучение, обмен опытом с коллегами в процессе участия в круглых столах, тренинг-программах и позиционировании деятельности и продукции направляющих компаний, были достигнуты.
В рамках мероприятия состоялась презентация компании POZIS. Демонстрационный фильм, рассказывающий об истории, развитии предприятия и выпускаемой продукции вызвал особый интерес участников форума, в частности, каталоги продукции инженерного центра машиностроения и эксклюзивная расписная холодильная техника.
Лагерь, где проходил форум, был разбит на стоянки, которые участники украшали символикой своих стран, регионов и компаний. К примеру, команда ОАО "ПОЗиС" в лице Ирека Мифтахова и Дмитрия Решетина, расположилась на стоянке №6, где также разместились представители из Украины, Узбекистана, Испании, Индии и Пакистана.
Образовательная программа форума была сформирована силами более 40 российских компаний. Как и в прошлом году, организаторы предложили на выбор пять факультетов: инженерно-конструкторский, инженерно-технологический, организации производства, эффективного управления и стратегического управления.
Каждый из участников, изучив программы, мог выбрать именно тот факультет, который удовлетворяет его профессиональным и личным требованиям. Такие тренинги и занятия как "Инжиниринг команды", "Веревочный курс", "Системное мышление", "Интегрированная система управления промышленным предприятием" формировали и обрабатывали полученные навыки участников форума, открывая все новые горизонты знаний и опыта.
Деловую программу форума посетили руководители и представители государственных корпораций, крупнейших российских промышленных компаний, а также иностранные гости. Посол Швейцарии в России Пьер Хельг отметил уникальность форума "Инженеры будущего-2013", на что ему было предложено провести подобное мероприятие в Швейцарии, а посол Мексики Рубен Бельтран признался, что главной целью его визита является установление связей с российской технической элитой будущего, большая часть которой, по мнению посла, сегодня является рядовыми участниками форума. Мексиканский посол не исключил возможности участия в будущем году делегации студентов инженерных вузов из Мехико.
Президент международной комиссии французской федерации машиностроения, генеральный директор компании POCLAN-HYDRAULIC Лорен Батайл признался, что общение с русскими инженерами доставило ему настоящее удовольствие.
"Мне, как инженеру, безусловно, приятно было пообщаться с инженерами практически со всех концов света, и, особенно, с русскими. Я возглавляю крупную компанию, которая работает по всему миру и хочу отметить, что везде трудно найти хороших специалистов, грамотных инженеров. И такой форум, как "Инженеры будущего", является настоящей находкой для популяризации нашей профессии. Я не слышал, чтобы в Европе проводились подобные форумы, где на одной площадке неформально встречались инженеры из разных стран", - рассказал Лорен Батайл.
26 июля состоялось официальное закрытие форума "Инженеры будущего-2013". Поводя итоги форума, первый заместитель председателя думского комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев не сомневается, что полученные на форуме знания обязательно пригодятся молодым инженерам.
"Каждый из нас что-то приобрел. Кто-то – новые знания, кто-то – новых друзей, новые контакты. У кого-то записная книжка стала толще, у кого-то появились планы на будущее. Успехи в спорте, успехи в учебе – все это нужно для того, чтобы у нас за спиной была мощная страна, мощная держава", - заключил Владимир Гутенев, обращаясь к участникам форума.
Strf.ru,6 августа 2013 г., Студенты УрФУ подтвердили звание «инженеров будущего»
Изобретение, которое можно использовать в автомобильной индустрии, в промышленности и в автоматизированных комплексах, например в системах технического зрения, – там, где нужно определять расстояние до объектов в изменяющейся среде, представили студенты Уральского федерального университета на III Международном промышленном форуме «Инженеры будущего – 2013». За свой проект по использованию PMD-камер в робототехнических системах они выиграли грант.
«Устройство позволяет получать трёхмерное изображение. Принцип действия основан на замере времени полёта светового луча до объекта, его отражении от объекта и полёта до камеры. Зная время полёта и скорость света, можно легко вычислить расстояние до точки, от которой отразился луч», – говорит один из участников форума, студент 2-го курса магистратуры Механико-машиностроительного института (ММИ) УрФУ Лев Грин.
На конкурсе проектов инженеры федерального университета также представили проект «Робот-мойщик для высотных зданий». Изобретение уже находится на стадии постройки опытного образца, и в скором времени авторы займутся его сертификацией и реализацией.
Команда инженеров УрФУ состояла из десяти человек во главе со старшим преподавателем кафедры металлорежущих станков и инструментов ММИ Валентиной Овчинниковой – одним из авторов проекта, получившего грант.
Организаторами форума, участие в котором в 2013 году приняли более 1200 человек из 55 регионов России и 35 стран мира, выступили Союз машиностроителей России и правительство Иркутской области.
«Основная цель, которую преследуют организаторы проекта, – привлечь молодых специалистов к решению насущных задач в производственной сфере путём разработки и внедрения инновационных решений», – сообщает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв.
Телерадиокомпания Терра,5 августа 2013 г., Проверят эффективность расходования средств на реализацию Государственной программы по освоению космоса
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев направил на имя председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина депутатский запрос. В своем обращении парламентарий просит главу ведомства уведомить его, как тратились средства в рамках государственной космической программы.
«В связи с проходящим в Государственной Думе в рамках «нулевого чтения» обсуждением государственных программ Российской Федерации, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы прошу Вас проинформировать меня о том, проводились ли контрольные мероприятия по проверке законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» и входящих в ее состав федеральных целевых программ: «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» и «Поддержание, развитие и использование системы "ГЛОНАСС" на 2012-2020 годы»», - говорится в депутатском запросе на имя председателя Счетной палаты Сергея Степашина.
Это не первый подобный документ, инициированный депутатом и направленный на изучение ситуации в ракетно-космической отрасли России. 2 июля 2013 года, сразу после аварии ракеты-носителя «Протон-М», Владимир Гутенев обратился с депутатским запросом к главе Федерального космического агентства Владимиру Поповкину с просьбой сообщить о мерах, которые предпринимались специалистами Роскосмоса для устранения причин подобных аварий. Одновременно депутат предложил руководителю космического ведомства сформировать экспертную группу для участия в парламентских слушаниях, которые состоятся в Госдуме в период осенней сессии и будут посвящены перспективам развития авиакосмической промышленности в стране.
«Уверен, что участие в указанном мероприятии представителей Роскосмоса, депутатов Государственной Думы, представителей конструкторских бюро и производителей ракетной техники позволит выявить наиболее проблемные места в системе производства и эксплуатации космической техники и выработать дополнительные меры по предотвращению аварийных ситуаций при запуске ракет-носителей в будущем», - говорилось в запросе на имя Поповкина.
А также по теме:
Портал машиностроения: В. Гутенев инициировал проверку эффективности расходования средств на реализацию государственной программы по освоению космоса
Российская газета, 5 августа 2013 г., Прическа "под машинку" \\ Рынку инжиниринга нужна единая нормативная база
От сырья до готовой продукции в сфере машиностроения происходит до 20 стадий передела (переработки). Но почти все промежуточные продукты в РФ "освобождены" от обязательной сертификации. Нет пока и четких общероссийских стандартов по составлению технических заданий, ценовых пропорций и бизнес-планов в этой сфере. Из-за этого в российском машиностроении затруднены зарубежные и отечественные инвестиции и растет импорт машиностроительной продукции, зачастую неприспособленной к российским условиям ее эксплуатации. Таковы главные оценки недавней конференции по развитию инжиниринга в машиностроении.
По мнению главы Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна, эти проблемы пока не решены, потому что у нас пока еще нет единства в подходе к развитию рынка инжиниринговых услуг. Как следствие, быстро растет ввоз сравнительно дешевой, но в основном качественной машиностроительной продукции из КНР, Южной Кореи, Тайваня, других восточноазиатских стран. Причем, как отмечалось на форуме, это продукция всех стадий передела. Но минимум треть этого импорта не приспособлена к российским эксплуатационно-техническим и климатическим условиям.
А председатель Комиссии Союза машиностроителей России по развитию инжиниринга в машиностроении Владимир Сметана подчеркнул, что сложившаяся ситуация связана с неустойчивым развитием машиностроения в России; структура производства и экспорта товаров этой отрасли улучшается медленно. Требует также решения проблема высокого физического и морального износа основных производственных фондов. По оценкам участников форума, уровень этого износа в стране ныне превышает 60%, в то время как в развитых странах и "индустриальных драконах Азии" этот показатель - не больше 30%. Причем только в Уральском экономическом регионе к настоящему времени изношено минимум 70% машиностроительных мощностей.
В то же время разрабатываемые проекты предлагаются инжиниринговым фирмам, которые в основном лишь формально входят в состав специализированных бизнес-структур. В результате завышаются расценки на выполненные работы, а их качество, технические и ценовые параметры, как правило, не отражаются в соответствующей документации. А согласовываются, что называется, в рабочем порядке или даже "задним числом".
По оценкам члена Совета Федерации РФ Игоря Зуга, "развитие инжиниринга - это увеличение числа эффективных высокотехнологичных инвестпроектов не только в машиностроении, но и в других отраслях экономики. Но среди 50 лучших инжиниринговых компаний мира пока нет ни одной российской". Заместитель технического директора "Уралвагонзавода" Константин Шафранский обратил внимание на отсутствие единой нормативной базы в сфере разработки, реализации и итоговой оценки проектов. "Сильны монополистические позиции небольшого числа инжиниринговых и строительных компаний; отсутствует четкая система кредитования рискованных проектов во всех секторах машиностроения, - пояснил он "РБГ". - А таких проектов в РФ пока большинство".
По мнению участников форума, именно государству вместе с профильными предприятиями нужно выработать в этой сфере единые стандарты и правила. Причем безотлагательно. В числе других рекомендаций форума - предложение обратиться в правительство РФ с целью выработки конкретных предложений по "дорожной карте" в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Интернет-газета Слово, 6 августа 2013 г., Все ушли во «Фронт»
Главная политическая новость лета - в Челябинске учредили региональное отделение движения «Народный фронт «За Россию». О том, кого включили в новую организацию, кто внимательно наблюдал со стороны за происходящим и кто остался недовольным – в материале slo-vo.ru.
Создание регионального отделения «Народного фронта «За Россию» - событие в региональной политике, сколь естественное – если в Москве создали новую структуру, направленную на поддержку действующего президента, значит, ее отделения появятся во всех регионах. Если решено придать ей официальный юридический статус – значит, и в Челябинске пройдет учредительное собрание, на котором выберут региональное руководство и примут устав.
Практика показывает, что в этих вещах важно другое, негласное соревнование «москвичей» и «местных». «Федералам», как правило, бывает важно увидеть в новой структуре как можно больше новых, свежих и не засветившихся в чем-то неблагозвучном лиц, на которых можно влиять напрямую. Региональным же властям не менее важно сделать так, чтобы местное отделение новой структуры было как минимум, под контролем. А еще лучше – чтобы его возглавлял человек, максимально лояльный руководству области. Эту тактику использовал бывший губернатор Челябинской области Пётр Сумин, чьи люди возглавляли все значимые и не очень политические структуры региона, от этого опыта логично не отказывается и нынешний глава региона Михаил Юревич.
При этом крайне важно соблюсти хотя бы внешне все заданные сверху установки. По данным slo-vo.ru, главными из них были максимальное разнообразие общественного спектра среди учредителей и членов штаба нового «Фронта», а также максимальная публичная дистанцированность новой структуры от «Единой России». И сценарий учредительной конференции был составлен в соответствии с этими пожеланиями.
Оргкомитет по проведению конференции возглавил руководитель холдинга «Медиа-центр», член Общественной палаты РФ Валерий Шагиев – человек амбициозный, но максимально лояльный главе региона (про его участие в праймериз «Единой России» на выборах в Госдуму 2011 года, само собой, никто не вспоминал).
Местом собрания был выбрана резиденция областного отделения Федерации независимых профсоюзов России – организации, формально нейтральной и неполитической. При этом было сделано все, чтобы подчеркнуть «народность» «Фронта» - перед зданием не было ни одной привычной взгляду сверхдорогой иномарки, некоторые участники конференции прибывали на событие не на привычных седанах представительского класса, а на вполне бюджетных машинах. Подчеркнуто скромный конференц-зал, небольшой президиум, умеренное оформление и почти отсутствие атрибутики, и даже растворимый кофе не лучшего качества – все должно было подчеркнуть «народность».
В самой середине конференц-зала за происходящим наблюдал первый вице-губернатор региона Николай Сандаков, курирующий в частности политические вопросы. «Мы здесь не участвуем, пришел, как слушатель», - уверял он коллег-журналистов, но кого это могло ввести в заблуждение? Впрочем, надо отдать должное чиновнику – при всей важности и заметности своей должности, господин Сандаков умудряется оставаться незаметным тогда, когда это необходимо, не теряя при этом контроль за событиями.
Но главная интрига заключалась в списках тех, кто войдет в «Народный фронт» в качестве учредителей и членов штаба. Отчего-то было решено, что учредителей должно быть ровно сто человек. И, по данным slo-vo.ru за место в списках, который формировали Валерий Шагиев и другие близкие к региональной власти общественники при участии некоторых чиновников, развернулась настоящая подковерная битва. Так, по нашей информации, возможно, очень хотел попасть во «Фронт» руководитель исполкома регионального отделения «Единой России» Александр Мотовилов. И его имя даже фигурировало в предварительных списках кандидатов в учредители. Однако за пару дней до конференции его достаточно предсказуемо исключили.
«Это бы вызвало резко негативную реакцию у многих», - поделился на условиях анонимности один из тех, кто был знаком с принципом формирования списков. – «Это же не вторая «Единая Россия». При этом источник пояснил, что финальный вариант списка и каждую кандидатуру в отдельности согласовывалась в Москве.
В остальном же пожелание федерального центра максимально разнообразить общественный спектр было выполнено.
Журналисты? Есть! Продюсер ГТРК «Южный Урал» Вячеслав Афанасьев и оператор этой же телекомпании Станислав Вишницкий, а также редактор газеты «Карталинская новь» Сания Жамбусинова. Врачи? Есть! Главврачи госпиталя ветеранов войн Дмитрий Альтман и федерального кардиоцентра Олег Лукин. От образования кто? Есть! Проректор ЧелГУ Андрей Мельников (он же – член Союза машиностроителей России, что также немаловажно). Национальные диаспоры? Есть! Самый известный ветеринар Челябинска Карен Даллакян и врач-отоларинголог Мусос Коркмазов. Ветераны? Есть! Анатолий Петрович Сурков, председатель областного совета Ветеранов, генерал-лейтенант в отставке. Бизнес-сообщество? Есть! Глава регионального отделения «Опоры России» Александр Калинин, член этой же структуры Арсен Унанян, президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Федор Дегтярев, а также пара людей из «Деловой России». Спортсмены? Есть! Многократный чемпион мира по армрестлингу Артем Клименко… Были и инвалиды, и животноводы, и юристы, и профсоюзные активисты, и представители молодежи, и участники женских организаций, и депутаты Госдумы, и представители «клана» ММК… И даже Герой труда России, токарь из Трехгорного Константин Чуманов. Без него – никуда.
Конечно, по сути такой подбор – калька с советских времен, где учитель, рабочий и врач соседствовал с обязательными дояркой и механизатором. Есть и другое название – принцип Ноева Ковчега. Но немного удивляло другое: в подавляющем своем большинстве учредители – не профессиональные политические карьеристы, а действительно блестящие специалисты в своем деле и уважаемые в профессиональном сообществе, да и просто прекрасные люди, практически не засвеченные в чем-то неблаговидном.
Из 100 учредителей на конференцию прибыли 88. Формальности решились быстро. Валерий Шагиев во вступительном слове рассказал про «исторический шаг, который нам предстоит сделать», член федерального штаба ОНФ Иван Мохначук прочел довольно пространную идеологическую установку про «веление сердца» и пояснил задачи «Фронта», главная из которой – сформировать тот уровень доверия, который сможет обеспечить развитие страны.
После быстро приняли повестку, и проголосовали за создание штаба регионального отделения «Фронта», в который вошли 38 человек (списки также составлялись заранее). Голосовали практически единогласно, лишь пару раз кто-то воздержался, и был один голос «против», когда речь зашла об избрании сопредседателей учредительной конференции (но об этом позже).
После того, как региональный штаб был избран, в зале остались только его члены. Которые, в свою очередь, выбрали трех сопредседателей челябинского отделения «Фронта». Ими предсказуемо стали Валерий Шагиев, Александр Калинин и Наталья Кустова (профессор Уральского социально-экономического института, руководитель Гендерного центра, зампред совета общественного движения «Женщины Челябинской области»). Кандидатов представлял зампред движения «За возрождение Урала» Денис Рыжий, который, по слухам, также активно участвовал в работе по формированию списков участников «Фронта»…
- Постойте! А почему никто не объясняет, почему именно эти люди?, - тихий и немного жалобный женский голосок, попытался прервать налаженный ход мероприятия. Обладательницей голоса была миловидная девушка, сидевшая в инвалидной коляске – Екатерина Ласкаева, представлявшая инвалидов Металлургического района Челябинска. В этот момент шло голосование по сугубо техническому вопросу – назначение ответственного за юридическую процедуру регистрации отделения. Однако девушку явно волновало не это, а собственно, все, что происходило на ее глазах в последние 40 минут.
Ласкаевой ответили как смогли Иван Мохначук и Валерий Шагиев. Последний вскоре поздравил всех и завершил конференцию, не заметив, как тянул руку вверх сидевший рядом с Ласкаевой молодой мужчина, тоже инвалид. Впрочем, к ним подошел Денис Рыжий, и минут двадцать вежливо и аккуратно разъяснял, что к чему и почему. Наверное, ему это удалось…
ФедералПресс, 6 августа 2013 г., Работники дочернего предприятия УВЗ отличились на форуме «Инженеры будущего»
НИЖНИЙ ТАГИЛ, ОМСК, 6 августа, ИА УралПолит.Ru. Команда молодых инженеров ОАО «КБТМ», входящего в структуру научно-производственной корпорации УВЗ, заняла 7 место на III Международном молодежном промышленном Форуме «Инженеры будущего – 2013». Об этом сообщает пресс-служба «Уралвагонзавода».
Всего в форуме принимали участие 320 предприятий и 40 ведущих технических вузов России. Форум традиционно проходил на берегу озера Байкал в Иркутской области с 16 по 28 июля. Организаторами слета молодых специалистов выступили Союз машиностроителей России и правительство Иркутской области.
Для участников была подготовлена обширная образовательная программа, которая включала в себя пять факультетов: инженерно-конструкторский, инженерно-технологический и IT-технологии, факультеты стратегического управления, организации производства, эффективного управления. Делегатам представилась возможность обсуждения актуальных вопросов с руководителями крупнейших промышленных предприятий России и представителями органов государственной власти. Молодые инженеры принимали участие в мастер-классах, тренингах и деловых играх, делились друг с другом своим профессиональным опытом. Кроме того, участники смогли пообщаться в неформальной обстановке – принимали участие в спортивных играх, собирались у костра.
«Эта поездка стала хорошей возможностью познакомиться с молодежью, работающей в различных уголках нашей страны, а также с единомышленниками из других стран. Считаем, что нужно развивать общение, связи между предприятиями», – отмечают инженеры ОАО «КБТМ».
АвиаПорт.Ru,6 августа 2013 г., Уникальный формат
Форум "Инженеры будущего", в третий раз состоявшийся на берегах Байкала, событие, безусловно, неординарное. Проводимый по инициативе Союза машиностроителей России он собирает тысячи молодых специалистов со всей России. Залогом дальнейшего развития форума служит сочетание образовательной и деловой программы, культурно-массовых мероприятий и неформального профессионального общения.
"В этом году "Инженеры будущего" собрали более 2000 человек со всей страны - конструкторов, инженеров, менеджеров, студентов, - рассказывает вернувшийся с берегов Байкала руководитель программ дивизиона морских систем Олег Ткалич. - Все участники были разбиты по 5 факультетам и по группам. Перед поездкой на форум я зарегистрировался слушателем инженерно-конструкторского факультета, в группу ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Каждый день у нас было по четыре пары".
ТРИЗ - это область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т.п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счет снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. Автором ТРИЗ является советский изобретатель, писатель и ученый Генрих Альтшуллер. Он провел исследование более 40 тысяч авторских свидетельств и патентов и на основе выявленных закономерностей развития технических систем и приемов изобретательства разработал ТРИЗ. На форуме "Инженеры будущего-2013" группу ТРИЗ вели генеральный директор Центра практического изобретательства А.В. Кудрявцев и команда питерской компании "Алгоритм". По словам Олега Ткалича, курс лекций по ТРИЗ оказался информативен и полезен с практической точки зрения.
"Форум хорошо организован и технически оснащен, - делится впечатлениями Олег Ткалич. - Участники жили на "стоянках", сформированных по территориальному принципу. От Свердловской области приехали представители Уральского завода гражданской авиации, химического завода "Планта", Химмаша. Кроме собственно образовательной части, "Инженеры будущего" - это экскурсии на промышленные предприятия, обширная культурная программа, походы по великолепным окрестностям Байкала".
ПО "Уральский оптико-механический завод" имени Яламова" (УОМЗ) - лидер отрасли оптического приборостроения, разрабатывает и производит оптико-электронные системы военного и гражданского назначения. Основано в 1837 году. Предприятие является разработчиком и производителем оптико-локационных станций и оптико-электронных систем для боевых самолетов, вертолетов, военно-морского флота и сухопутной бронетанковой техники. Завод является крупным производителем медицинского оборудования, светотехники, геодезических приборов. УОМЗ - одно из ключевых предприятий холдинга "Швабе" (ранее - НПК "Оптические системы и технологии"), который входит в Госкорпорацию Ростех. Генеральный директор - Сергей Максин. Основное производство расположено в Екатеринбурге. Продукция предприятия поставляется в 79 стран мира. Уральский оптико-механический входит в Союз машиностроителей России.
Екатеринбург-ТВ, 6 августа 2013 г., УрФУ готовит инженеров будущего
Студенты УРФУ еще раз подтвердили право называться “инженерами будущего”. За проект использования PMD-камер уральские изобретатели и вовсе получили грант.
На третьем международном промышленном форуме «Инженеры будущего — 2013» студенты представили изобретения, которые можно использовать в автомобильной индустрии, промышленности и в автоматизированных комплексах. Благодаря этим устройствам можно измерять расстояния в изменяющейся среде.
«Устройство позволяет получать трехмерное изображение. Принцип действия основан на замере времени полета светового луча до объекта, его отражении от объекта и полета до камеры. Зная время полета и скорость света, можно легко вычислить расстояние до точки, от которой отразился луч»,— Лев Грин, участник форума, студент 2 курса магистратуры Механико-машиностроительного института (ММИ) УрФУ.
Также на форуме студенты представили новинки робототехники. Проект молодых инженеров «Робот-мойщик для высотных зданий» уже на стадии постройки опытного образца, вскоре его сертифицируют и реализуют.
Уже не первый год инженеры УрФУ участвуют в форуме и получают гранты. В этот раз больше всего ребят впечатлила развлекательная программа.
«Нужно было построить судно для участия в регате. Каркас лодки, рассчитанной на 5 человек, мы сделали из досок, бруса и обтянули его баннером. Мы учли ошибки прошлых лет, хорошо подготовились и победили в регате»,— участники форума.
« Образовательная программа форума была посвящена теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Авторы теории рассказывали о новых методах, алгоритмах и последовательности применения различных стандартных инструментов для успешного решения любых нестандартных инженерных задач»,— Лев Грин, участник форума, студент 2 курса магистратуры Механико-машиностроительного института (ММИ) УрФУ.
ИТАР-ТАСС Урал, 6 августа 2013 г., Уральские студенты получили грант на создание PMD-камер в робототехнических системах
Уральские студенты получили грант на создание PMD-камер в робототехнических системах. Как рассказали ИТАР-ТАСС в пресс-службе Уральского Федерального Университета, третий международный промышленный форум «Инженеры будущего-2013», прошедший на Байкале, оказался весьма удачным для Екатеринбурга. Ребята из УрФУ получили грант на изготовление PMD-камер, которые позволяют получать трехмерное изображение. Принцип действия основан на замере времени полета светового луча до объекта, его отражении от объекта и полета до камеры. Такую техническую новинку можно использовать в автомобильной индустрии, в промышленности и в автоматизированных комплексах, например в системах технического зрения.
В конкурсе проектов инженеры федерального университета также представили проект «Робот-мойщик для высотных зданий». Изобретение уже находится на стадии постройки опытного образца и в скором времени авторы займутся его сертификацией и реализацией.
А также по теме:
Новости 66.ru: Студенты из УрФУ получили грант на изготовление камер для роботов
Европейско-Азиатские новости: Уральские студенты получили грант за свое изобретение для автоиндустрии
2. Оборонно-промышленный комплекс.
Известия, 6 августа 2013 г.,Система «Скорпион» заменит ГЛОНАСС\\ Радиоволны новых станций способны закрыть Россию с неба, моря и земли
Министерство обороны начало замену наземных радиолокационных систем дальней навигации РСДН-10 на новые комплексы «Скорпион». В случае войны эти наземные системы определения координат заменят космические — GPS и ГЛОНАСС. Программа обновления рассчитана до 2020 года и началась в этом году с трех систем Забайкальской цепи.
— Во время боевых действий все спутниковые сигналы, идущие через космос, будут активно глушиться так называемым «белым шумом», — рассказал «Известиям» представитель Российского института радионавигации и времени Юрий Купин. — На вооружении России, США и еще ряда стран есть самолеты со специальным оборудованием, которые способны шумами блокировать всё околоземное радиопространство. Своеобразным дублером ГЛОНАСС в подобной ситуации и призваны стать «Скорпионы».
Нынешние системы дальней навигации были разработаны еще в 40–50-е годы прошлого века и частично выполняли функции определения координат (с погрешностью 150–800 м), которые ныне возложены на ГЛОНАСС и GPS. Сейчас из-за изношенности оборудования и сложности обслуживания РСДН-10 практически не используются, большинство станций уничтожено. Замена наземных систем вызвана в первую очередь необходимостью обеспечения национальной безопасности в части радионавигации.
В создании новой РСДН были использованы научные разработки прошлых лет. «Скорпионы» способны обеспечивать большую зону действия (1 тыс. км против 600). Кроме того, РСДН-10 не имеют ЛККС — так называемых локально-контрольных корректирующих станций, которые расположены на большом удалении, что не позволяет радиоволнам проникнуть на территорию потенциального противника и делает системы радионавигации невидимыми.
— Основными «потребителями» этих станций, стоящих на вооружении войск ПВО и ВВС, также являются дальняя авиация и военно-морской флот, — рассказал Купин. — Они получают сигналы точного времени и синхронизируют оборудование через такие сети.
«Скорпионы», в отличие от устаревших станций, способны автоматически поддерживать параметры излучаемого сигнала, могут управляться с единого пульта и способны подавлять остаточные радиоимпульсы. Приемники системы могут быть установлены на авиацию, наземную, морскую и речную технику. Еще одно преимущество «Скорпионов» в возможности синхронизации станций с системой ГЛОНАСС, что значительно повышает их эффективность.
— Экипажи самолетов дальней авиации для определения местоположения никогда не руководствуются данными только одной системы, — рассказал «Известиям» бывший главком ВВС Петр Дейнекин. — Мы всегда занимаемся комплексным применением средств определения точного места воздушного корабля. Должна быть и система автономной навигации, чтобы экипаж не зависел от радиотехнических и космических средств, которые могут быть подвержены помехам. Кстати, вопрос о точности навигации — это одна из важных проблем войны и мира.
Помимо ввода в строй новейших радиолокационных разработок, запланирована и модернизация старых систем. Агентство «Рособоронпоставка» заказало ремонтно-восстановительные работы комплексов РСДН-10 и системы РСДН-20 «Альфа». Модернизация проводится в рамках федеральной целевой программы «Глобальные навигационные системы» и в соответствии с «Российским радионавигационным планом на 2008–2015 годы». На эти цели из бюджета Министерства обороны выделено порядка 50 млн рублей.
Ввод в строй «Скорпиона» пройдет в четыре этапа. В 2013–2015 годах будут заменены три системы Забайкальской цепи, в 2016–2017 годах — четыре системы Северо-Кавказской цепи, в 2017–2019-х — четыре на Дальнем Востоке, в 2019–2020-х заменят три системы Южно-Уральской цепи. Помимо новых систем дальней навигации, на оснащение Российской армии поступят помехоустойчивые авиационные приемники ППА-С/В, работающие по сигналам ГЛОНАСС, GPS, всего арсенала наземных РСДН и «Скорпиона».
ИТАР-ТАСС,6 августа 2013 г., Новым главой Роскосмоса может стать замглавы Минпромторга Игорь Караваев
Статс-секретарь и заместитель министра промышленности и торговли РФ Игорь Караваев может сменить на посту главы Роскосмоса Владимира Поповкина. Об этом сегодня сообщает газета "Известия".
Вице-премьер Дмитрий Рогозин не хочет видеть во главе космической отрасли Владимира Поповкина, работу которого он назвал неэффективной. По сведениям "Известий", 1 августа на заседании правительства Рогозин предложил Игоря Караваева на пост главы Роскосмоса, а на должность руководителя госкорпорации - зампредседателя военно-промышленной комиссии /ВПК/ Олега Бочкарева.
Игорь Караваев, предложенный Рогозиным на место руководителя Роскосмоса, работает в Минпромторге с 2008 года - тогда он получил должность директора департамента развития оборонно-промышленного комплекса. До этого он в 2003-2006 годах был гендиректором ОАО "Авиастроительная холдинговая компания "Туполев". Опыт Караваева в авиапроме примечателен в контексте озвученного 5 августа предложения Рогозина объединить авиационную и космическую отрасли.
Олег Бочкарев делал карьеру на челябинском заводе / позднее - холдинговая компания/ "Электромашина", где делают оборудование для железнодорожного подвижного состава и для спецпродукции - БМП и танков.
Позиции Поповкина серьезно пошатнулись
На том же совещании в правительстве Поповкин назвал и своих кандидатов на указанные должности: госкорпорацию он готов возглавить лично, а на должность руководителя агентства предложил назначить своего первого зама Олега Фролова.
Источник "Известий" отмечает, что это не означает, что кандидатуры, предложенные Рогозиным, будут утверждены, но позиции Поповкина после заседания серьезно пошатнулись.
По итогам заседания правительства 1 августа Поповкину был объявлен выговор от Дмитрия Медведева. Сначала "за нарушение этики и непонимание ответственности за отрасль". В ходе заседания состоялся "нетипично жесткий разговор, в ходе которого резкие суждения высказывались не только в адрес самого Поповкина, но и им самим".
Окончательное решение о создании госкорпорации "Роскосмос", куда рекомендуют назначить Бочкарева, пока не принято. Проект федерального закона "О государственной корпорации "Роскосмос" был подготовлен в стенах космического агентства и направлен в правительство в марте этого года. Представленный законопроект отражает идею максимальной концентрации всех функций и возможностей в рамках единой структуры.
Гендиректор ГК "Роскосмос", по мысли авторов законопроекта, будет утверждаться президентом РФ по представлению главы правительства.
За что критикуют Поповкина
В июле на космодроме Байконур в результате аварии ракеты-носителя "Протон-М" были потеряны три навигационных спутника "Глонасс-М". В числе причин аварии Дмитрий Рогозин назвал поверхностное отношение со стороны Роскосмоса. Также он заявил, что руководство Роскосмоса самоустранилось от работы по развитию космической инфраструктуры на земле и "считает для себя главным осуществлять пуски ракет". Кто отвечал за программу ГЛОНАСС в разные годы. ДОСЬЕ
Эксперты считают, что неудачи в космической отрасли связаны, в первую очередь, с кадровым составом: специалисты либо слишком молоды, либо в возрасте.
Коммерсант, 6 августа 2013 г., Дмитрий Рогозин выводит авиацию в космос \\ Две отрасли могут стать гораздо ближе друг к другу
Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил обсудить вопрос объединения авиационной и космической промышленности, назвав их разделение "искусственным". Как заявил "Ъ" господин Рогозин, в качестве варианта будет рассматриваться создание Федерального аэрокосмического агентства, которое будет взаимодействовать как с космическими компаниями, так и с авиационными. Источники "Ъ" в отраслях к такой перспективе отнеслись скептически: каждая из них уже более десяти лет существует в автономном режиме, имея не только сформированные многолетние бюджеты, но и собственные стратегии развития и цели.
Заявление Дмитрия Рогозина о необходимости обсуждения объединения авиационной и космической промышленности прозвучало во время заседания правительственной комиссии, расследовавшей причины аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС-М (см. справку). Он подчеркнул, что речь идет об объединении усилий обеих отраслей "в рамках единой технической политики", добавив, что в настоящее время в авиации разрабатываются технологии, которые могут найти применение и в космонавтике. По мнению вице-премьера, космическая отрасль страдает дублированием функций и плохо управляется. "Зарплаты невысокие — они и будут невысокими, когда у нас огромное количество предприятий занимаются одним и тем же, фактически параллельно работают над реализацией одних и тех же задач",— отметил он.
Напомним, о существовании таких проблем говорил и глава Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимир Поповкин фактически сразу после вступления в должность в 2011 году. "С учетом тех финансовых средств, которые назывались, загрузить всю ракетно-космическую промышленность сегодня практически невозможно. Средняя загрузка предприятий составляет в среднем 33-35%. Поэтому необходимо ее оптимизировать",— заявлял он в интервью "Ъ". В частности, он предлагал создать госкорпорацию "Роскосмос", совместив в ней функции заказчика и производителя космических изделий.
Вчера господин Рогозин назвал подобное совмещение недопустимым. А после последней аварии "Протона" он высказался за другой вариант реформирования отрасли: консолидацию промышленности в рамках единой интегрированной структуры. "Это не госкорпорация, это, скорее всего, открытое акционерное общество. Условное название — Объединенная ракетно-космическая корпорация",— заявил он 2 июля.
Новое предложение вице-премьера стало для Роскосмоса неожиданностью. "На сегодняшний день мы работаем над вопросом реорганизации структуры, продумывая то, как агентство будет взаимодействовать с предприятиями отрасли,— говорит один из собеседников "Ъ".— Мы, конечно, примем участие в обсуждении высказанной вице-премьером идеи, но реализовать это на практике пока не представляется возможным".
Схожее мнение высказали и в авиационной отрасли. Один из источников "Ъ" считает, что "экономический эффект от объединения двух отраслей пока неочевиден, поскольку используемые технологии и компетенции имеют мало точек соприкосновения". Другой высокопоставленный собеседник "Ъ", близкий к Объединенной авиастроительной корпорации, был более резок в оценках. "Несмотря на смежность отраслей, мы уже много лет работаем по отдельности: у каждой структуры свой сформированный бюджет, свои стратегии, задачи, проблемы,— говорит он.— Если смешать все хорошее и плохое от авиастроителей и представителей космической отрасли, то не факт, что в целом получится что-то хорошее".
Дмитрий Рогозин как "оборонный" вице-премьер курирует и космическую, и авиационную отрасль в Белом доме. Однако в прежних составах правительства, в которых полномочия вице-премьеров строились иначе, авиастроение находилось в ведении "экономического" функционального блока (и контролировалось гораздо менее "милитаризованным", чем сейчас, Минпромторгом совместно с Минэкономики), а космическая отрасль работала отдельно. Идея о слиянии двух отраслей в одну, возможно, является частью проекта господина Рогозина по ликвидации внутренних конфликтов в отраслях и усилению собственных позиций в Белом доме: объединенные отрасли окончательно выйдут из-под контроля экономических ведомств, первого вице-премьера Игоря Шувалова (занимающегося, например, смежными темами "Аэрофлота" и развития московского авиаузла) и вице-премьера Аркадия Дворковича (под его контролем часть предприятий, работающих на авиапром).
"Я предвижу все возникающие при объединении риски, потому и предложил обсудить этот вопрос со всеми заинтересованными лицами. Возьмем конкурентов из США, там Boeing и Lockheed Martin участвуют и в космической, и в авиационной программах, в Европе аналогично действует компания EADS. Они понимают, что отрасли смыкаются и сближаются,— заявил вчера "Ъ" Дмитрий Рогозин.— Я понимаю, что и в авиационной промышленности, и в космической много проблем, но интуиция подсказывает: время поднять этот вопрос настало". Он добавил, что не является сторонником радикальных мер. "Может, мы рассмотрим как вариант создание Федерального аэрокосмического агентства, которое будет работать с ракетно-космической корпорацией, авиационной и, например, с корпорацией, занимающейся гиперзвуковыми технологиями. Может, в ходе обсуждения возникнут и другие варианты",— резюмировал он.
В целом идея, предлагаемая господином Рогозиным, не нова: предшественником Роскосмоса, образованного в марте 2004 года, было как раз Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), в свою очередь, созданное на базе Российского космического агентства в мае 1999 года. "В 1999 году все было совершенно по-иному: и в космической, и в авиационной отраслях жили не очень радостно,— заявил "Ъ" экс-глава Росавиакосмоса Юрий Коптев.— Сейчас ситуация такова, что тот же авиапром существует в нескольких лицах — это и частные компании, и Объединенная авиастроительная корпорация, и в Ростехе есть авиационная составляющая. Как можно говорить об объединении двух отраслей, когда мы одну собрать целиком не можем?"
По словам господина Коптева, слияние отраслей в начале 2000-х годов было согласованным с представителями большинства предприятий. "Мы с ними тогда садились за стол и обсуждали все возможные формы взаимодействия. Тогда у нас было единство, а сейчас такого нет, поэтому и развитие отраслей может замедлиться,— пояснил он.— Более важный вопрос связан с тем, как взаимодействовать федеральному органу власти и ракетно-космической промышленности. Сейчас это пока только один из трендов развития".
Известия, 6 августа 2013 г., Минобороны отдаст управляющим «ипотечные» 125 млрд рублей \\ С помощью профессиональных финансистов министерство рассчитывает заработать 35 млрд рублей
Минобороны в лице ФГКУ «Росвоенипотека» ищет управляющие компании (УК), которые смогут сохранить и увеличить стоимость чистых активов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В доверительное управление УК получат 125,2 млрд рублей бюджетных средств. В IV квартале 2013 года управляющим будет передано 10,5 млрд рублей, в 2014 году ― 37 млрд, в 2015-м и первом полугодии 2016 года ― по 38,8 млрд рублей. Желаемая доходность, которую установило Минобороны для УК, инвестирующих средства ипотечной системы для жилищного обеспечения военнослужащих, составляет 9,14% годовых. Таким образом, министерство рассчитывает заработать 35 млрд рублей к 2016 году. При среднегодовой ставке рефинансирования в 8,25% годовых предполагается, что министерство заработает 31,5 млрд рублей к 2016 году. Фиксированное вознаграждение для УК составит не более 0,05% от средств в управлении. Таким образом, к концу срока действия контракта базовое вознаграждение УК не превысит 191,5 млн рублей. Однако если УК покажет доходность ниже ставки рефинансирования, то она получит 1% от базового финансового результата, если выше ― то 10% от величины превышения (315,99 млн и 340,886 млн рублей соответственно). Максимальное вознаграждение управляющих составит 848,3 млн рублей.
— Проведение конкурса по передаче управляющей компании в доверительное управление накоплений по военной ипотеке — обычный рабочий процесс, — рассказала «Известиям» советник руководителя «Росвоенипотеки» Ольга Мушаева. — Конкурсы проводятся прозрачно, и в них участвует достаточно большое количество компаний.
Сейчас с жильем по программе накопительно-ипотечной системы для военнослужащих работают три УК, которые выиграли конкурс в декабре 2010 года. Это УК «Лидер», «КапиталЪ» и «Тройка Диалог» (сейчас ― «Сбербанк управление активами»). В «Росвоенипотеке» не исключают, что именно эти компании смогут победить и в новом тендере. Фиксированное финансовое вознаграждение УК в прошлом году составило 50 млн рублей на три компании. При этом средняя доходность инвестированных средств превышает 9%.
В партнерских отношениях с ФГКУ «Росвоенипотека» Минобороны по-прежнему будет выступать в качестве заказчика и следить за эффективностью УК. В 2012 году военное ведомство перевело в накопительную часть системы ипотечного строительства 84 млрд рублей, а уже в 2013 году финансирование было увеличено еще на 60 млрд.
Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что инвестирование накоплений «Росвоенипотеки» интересно с точки зрения имиджа, поскольку это госзаказ. Кроме того, это позволило бы УК значительно увеличить объем активов в управлении.
― Сам факт выбора Министерством обороны или другой крупной госструктурой управляющей компании может расцениваться как сигнал для остальных клиентов, что с этой компанией можно иметь дело, ― указывает руководитель аналитического управления УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. ― Поэтому желающих побороться за деньги Минобороны будет более чем достаточно.
В свою очередь, старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Максим Зайцев отмечает, что сумма в 125 млрд рублей, которую планируется передать в управление до 2016 года, достаточно существенна для крупных участников.
— В настоящий момент на рынке есть всего несколько управляющих компаний, у которых стоимость чистых активов под управлением больше данной суммы, — говорит Зайцев.
Это УК «Лидер» (428,078 млрд рублей), «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» (160,096 млрд), «ВТБ Капитал управление активами» (152,404 млрд), «Трансфингруп» (151,852 млрд) и «КапиталЪ» (145,259 млрд).
В конкурсной документации обозначены требования к структуре инвестиционного портфеля УК: депозиты — от 60 до 100%, акции — от 0 до 10% и облигации — от 0 до 40%. Структура портфеля очень консервативна, поэтому эксперты считают, что доходность в 9,14% годовых, на которую рассчитывает Минобороны, получить будет сложно.
— С учетом инвестиционной декларации, которая предполагает в основном размещение денежных средств в банковские депозиты, достижение прогнозной доходности выглядит проблематичным, — указывает директор центра по работе с корпоративными клиентами УК «Альфа-Капитал» Игорь Волошин. Большинство консервативных инструментов не обеспечивает доходность выше 8–8,5% годовых.
― Для выполнения поставленных целей без рискованных финансовых инструментов (акций) не обойтись, а дополнительный риск может отразиться на результате не только в лучшую сторону, — указывает замгендиректора Allianz Investments Сергей Лукин. Управляющим необходимо будет в среднем в два раза больше акций, чем разрешено инвестдекларацией, считает собеседник «Известий». УК стоит для себя решить: либо гарантированно проиграть ставке рефинансирования и получить 1%, либо постараться переиграть ставку и дополнительно заработать 10% от превышения, говорит Лукин.
По словам участников рынка, объем средств военной ипотеки, передаваемых Минобороны в управление, является для рынка уникальным. На текущий момент в управление частным УК сопоставимые суммы из госструктур никто не передает.
— В 2008 году Фонд ЖКХ проводил конкурс, где 10 УК в управление было передано порядка 50 млрд рублей, — сообщил Волошин.
Но чаще госструктуры предпочитают передавать средства банкам, что проще организовать, при этом доходность может быть несколько ниже, говорит Шаго.
В компании «Сбербанк управление активами» «Известиям» сообщили о намерении принять участие в новом конкурсе. В УК «Лидер» и «КапиталЪ» не ответили на запрос «Известий».
Минобороны не раз оказывалось в центре скандалов, связанных с обеспечением жильем военнослужащих. В последнем отчете Счетной палаты, которая проводила проверку военного ведомства, сообщалось, что из-за несвоевременного обеспечения военнослужащих жильем дополнительные расходы на их содержание за последние три года превысили 66 млрд рублей. Всего, утверждают аудиторы СП, в период руководства министерством Анатолием Сердюковым дополнительные средства выплачивались 45,4 тыс. военнослужащим, из которых 34,3 тыс. нельзя было уволить, потому что они не обеспечены жильем.
3. Автомобилестроение.
Автостат, 6 августа 2013 г., АВТОВАЗ начал поставки Lada Granta в Европу
АВТОВАЗ в июле отправил в Германию и Чехию первую партию из 20 автомобилей Lada Granta. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщили в пресс-центре АВТОВАЗа, добавив, что европейская версия Lada Granta соответствует экологическому стандарту «Евро 5», а комплектация «норма» уже включает ABS+BAS (антиблокировочная система тормозов + усилитель экстренного торможения), систему курсовой устойчивости ESP и две подушки безопасности. Напомним, европейская премьера Lada Granta состоялась на Среднеевропейском международном автосалоне AMI-2012, который прошел в июне прошлого года в Лейпциге (Германия).
Кроме того, в четвертом квартале нынешнего года АВТОВАЗ планирует начать поставку в Европу автомобилей Lada Kalina нового поколения. География поставок будет определена позже, рассказали в пресс-центре АВТОВАЗа.
По итогам I полугодия 2013 года АВТОВАЗ поставил на внешние рынки 37471 машину (+15,1%). По данным АВТОВАЗа, наибольшая доля в структуре экспортных поставок автомобилей Lada приходится на Казахстан (66,7%), Украину (16%) и Азербайджан (7,4%).
Газета.Ru,6 августа 2013 г., «АвтоВАЗ» занесло в кредиты \\ «АвтоВАЗ» на фоне рекордного спада продаж получил кредит от Внешэкономбанка на 25 млрд рублей
Компания «АвтоВАЗ» привлекла первый транш кредита Внешэкономбанка на 25,2 млрд руб. из ранее оговоренного займа в 60 млрд руб. Несколькими днями ранее компания отчиталась о рекордном спаде продаж, а также получила еще один кредит, но на меньшую сумму — 2,2 млрд руб. от компании Renault, владеющей третью акций российского автогиганта. Французский автопроизводитель ранее заявил о значительных убытках, которые по итогам первого полугодия принес «АвтоВАЗ». Эксперт считает, что у российского автопроизводителя нет выбора — для выхода из сложившейся ситуации необходимы кредиты.
Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» привлек первый транш кредита Внешэкономбанка (ВЭБ) в размере 25,224 млрд руб. сроком на 10 лет. Размер этой сделки составляет 17,47% от общей стоимости активов компании, которые оцениваются в 144,391 млрд руб.
Эти средства являются частью масштабного кредита ВЭБа «АвтоВАЗу», о выдаче которого стало известно в декабре 2012 года.
Общая сумма займа составит 60 млрд руб., которые будут выданы на срок до 2020 года.
Финансирование пойдет на реализацию программы развития «АвтоВАЗа» до 2020 года. Она оценивается в 177 млрд руб., 60 из которых будут предоставлены ВЭБом.
Новости о передаче первого транша Внешэкономбанка появились на фоне отчета компании о продаже новых автомобилей в первые семь месяцев 2013 года. Количество реализованных автомобилей «АвтоВАЗа» сокращается рекордными темпами – в июле падение составило 19% (41,6 тыс. машин), а за первые семь месяцев года — 8,6% (305,8 тыс. машин).
В компании такое положение вещей объясняют совокупностью нескольких факторов. «На объем продаж «АвтоВАЗа» в 2013 году влияет общая экономическая ситуация и тотальное обновление модельного ряда Lada, предусмотренное программой развития до 2020 года», — говорится в заявлении российского автогиганта.
Сказалось сокращение экспорта «АвтоВАЗа», который в течение первых пяти месяцев года рос и увеличился на 12,8%, но в июне и июле он начал сокращаться и упал на 4 и 5% соответственно.
В конце июля «АвтоВАЗ» получил еще один кредит — его предоставила компания Renault, владеющая около 36% акций российского автопроизводителя.
Сумма займа составляет €52 млн (2,271 млрд руб.). Кредит выдан под 5,7% годовых сроком на 10 лет. Данные средства стали второй частью заявленной ранее инвестиционной программы Renault. В июле прошлого года «АвтоВАЗ» получил первую часть займа в размере 52,07 млрд руб. — эту часть займа российская компания должна вернуть до 1 декабря 2023 года.
Общая сумма займа составляет €126 млн. Средства планируется потратить на развитие российской компании, в частности на линию, выпускающую автомобили на платформе B0 — Renault Logan, Nissan Almera, Lada Largus и другие.
В том же документе, содержащем информацию о кредите компании Renault для «АвтоВАЗа», было указано, что российская компания принесла Renault €10 млн убытков по итогам первого полугодия 2013 года.
За аналогичный период минувшего года «АвтоВАЗ», наоборот, принес французской компании €4 млрд чистой прибыли.
Напомним, в декабре 2012 года госкорпорация «Ростехнологии» и альянс Renault-Nissan создали совместное предприятие Rostec Auto BV для управления российским автопроизводителем. Ему принадлежат 74,5% акций «АвтоВАЗа».
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что у «АвтоВАЗа» нет выбора — кредиты нужно брать. «Вариантов особо нет, потому что нужно подстраиваться под новые условия. На рынке продается масса новинок, а у «АвтоВАЗа» еще достаточно много старых моделей, которые выпускаются, но продаются уже не в тех объемах. Компании нужны средства для развития модельного ряда», — считает эксперт.
«Собственных средств от продаж у них сейчас недостаточно, так что все идет согласно инвестиционному плану. — считает Удалов. — Со стратегической точки зрения рынок будет расти и «АвтоВАЗ» сможет реализовывать достаточно большие объемы, поскольку он работает в бюджетном сегменте».
4. Авиастроение.
Ведомости, 6 августа 2013 г., В России начинается очередной проект сборки самолетов \\ Выпуск канадских маленькой вместимости Twin Otter может стартовать в Ульяновске уже с 2014 г. Проект поддержит Ямало-Ненецкий округ, которому нужны такие машины
Первым работающим проектом производства самолетов для малой авиации (см. врез) в России может стать сборка DHC-6 Twin Otter — самолеты начнут появляться уже в конце 2014 г., сообщил «Ведомостям» представитель ассоциации региональной и малой авиации «Авиасоюз» Вячеслав Илюшин.
Канадский региональный самолет, разработанный в 1964 г. и модернизированный в 2010 г., будет выпускаться первым резидентом особой экономической зоны Ульяновска — компанией «Витязь» (она учредитель «Авиасоюза»). Проект будет представлен на совместном заседании ассоциации с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в середине августа. Власти нескольких регионов проявляют интерес к канадским самолетам — для эксплуатации их в районах Крайнего Севера и Арктики, объяснил Илюшин.
«Не дожидаясь старта производства, мы решили приобрести для программы девять самолетов в Канаде — например, для авиакомпании “Чукотка эйр”, — рассказывает он. — Самолет Twin Otter уникальный, подходит для труднодоступных мест: есть возможность быстро менять его компоновку, он пригоден для различных авиационных работ, к нему предусмотрены разные шасси: колесное, лыжное; колесно-лыжное, шасси с поплавками. Самолет способен выполнять полеты с взлетно-посадочной полосы длиной всего 600 м и садиться на неподготовленные площадки. Вместимость самолета Twin Otter — 19 кресел. Каталожная стоимость — $6-7 млн».
«26 ноября 2012 г. с резидентом был заключен договор аренды земельного участка площадью 6,9 га. Сроки начала производства — конец 2014 г.», — подтверждает представитель ульяновской ПОЭЗ.
Сначала De Havilland Canada (преобразована в Bombardier Aerospace), а потом Viking Air произвели порядка тысячи Twin Otter. Сейчас в Канаде производится модернизированный Twin Otter Series 400. У него новые двигатели, современная авионика, в нем применены композитные материалы.
Гендиректор «Витязя» Сергей Анциферов говорит, что в планах компании — 24 такие машины в год.
Чтобы проект окупился, нужно произвести около 50 самолетов, потребность рынка в нем — порядка 200 машин за 10 лет, примерно столько и у силовых ведомств, МВД, МЧС, продолжает Илюшин.
Инвестиционная программа проекта сборки Twin Otter стоит около $80 млн, уже потрачено $50 млн, сообщает Анциферов. По его расчетам, федеральная целевая программа поддержки гражданской авиации до 2015 г., которую ведет Министерство промышленности и торговли и по которой на малую авиацию причитается 1,3 млрд руб., компенсирует ставки лизинга канадских самолетов.
Кроме DHC-6 Twin Otter в Ульяновске планировалось собирать и другие канадские самолеты — в частности, Q-400 Bombardier. Вместимость этой модели — до 78 кресел, дальность полета — до 2500 км, каталожная цена усовершенствованной версии — около $30 млн. Производство некоторых деталей этой машины канадский авиапроизводитель уже локализовал в странах Латинской Америки. Получить право хотя бы на отверточную сборку хотел «Ростех» и даже изъявлял готовность вложить $100 млн, но договоренностей так и не было достигнуто. Канадский авиапроизводитель вышел из переговорного процесса, сообщил «Ростех». «Достаточного рынка для развертывания производства этих самолетов в России нет», — объяснял человек, близкий к авиапроизводителю.
На авиасалоне в Ле-Бурже в нынешнем году стало известно, что госкорпорация остановилась на другом проекте: вместе с австрийской Diamond Aircraft Industries она будет строить в Ульяновске завод по производству самолетов на 9-19 мест, на что потратит $150-200 млн.
С администрацией Приволжского федерального округа Уральская горно-металлургическая компания, которая владеет чешским авиазаводом LET, обсуждает производство в Ульяновске чешского L-410 на 19 пассажиров. Интерес властей ПФО к L-410 объясняется тем, что он на 30% дешевле, чем у конкурентов (около $4 млн), рассказывал ранее «Ведомостям» сотрудник лизинговой компании, хотя и это дорого, если не будет поддержки авиакомпаниям со стороны государства.
Российская авиапромышленность идет по пути, который уже прошла автомобильная. Создается не уникальный продукт, а перенимаются западные технологии, говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров, достаточно сказать, что даже в считающихся российскими самолетах SuperJet и МС-21 половина комплектующих — западные. Справедливости ради надо сказать, продолжает он, что такова и общемировая тенденция. Но если в случае с SuperJet и МС-21 речь идет об интеграции лучших западных технологий, то в случае малой авиации Россия пока пошла по пути обычной отверточной сборки. Хотя и придумать продукт лучше, чем Twin Otter, сложно, резюмирует эксперт.
Коммерсант, 6 августа 2013 г., Авиакомпании ждут дешевую рабочую силу \\ Квоту на иностранных пилотов могут расширить
Минтранс и Минэкономики разошлись во мнениях о том, сколько иностранных пилотов нужно российской авиации. В Минэкономики считают, что предложенной Минтрансом ежегодной квоты в 200 иностранцев—командиров воздушных судов авиакомпаниям не хватит: крупнейшие перевозчики уже готовы нанимать почти 400 иностранцев в год. В отрасли жалуются на "неадекватный рост" зарплат российских летчиков, а в профсоюзе и "Деловой России" уверены, что с появлением иностранцев профессиональный уровень пилотов упадет.
Минэкономики представило мнение о проекте постановления о приеме в российские авиакомпании иностранных пилотов. Министерство предлагает не ограничивать прием иностранных командиров воздушных судов ежегодной квотой в 200 человек, поскольку цифра "необоснованна". По подсчетам, в 1995-2009 годах ежегодный выпуск пилотов из летных училищ не превышал 160 человек, а уходят с летной работы по разным причинам около 700 человек в год. Для подготовки летного состава на новый вид воздушного судна требуется три-четыре года, для подготовки командира воздушного судна — шесть-восемь лет после окончания училища. Ежегодная потребность отрасли в летном составе оценивается в 1500 человек. По информации, представленной Минэкономики авиакомпаниями, в 2013 году "Аэрофлоту" потребуется около 160 командиров воздушных судов, "Трансаэро" — 125 (без учета поступления новых воздушных судов). Дефицит командиров воздушных судов для "ЮТэйр" — 100 человек ежегодно в ближайшие два-три года.
Минтранс в начале июля предложил дать право российским перевозчикам привлекать по 200 командиров воздушных судов в год в течение пяти лет. Ежегодно Росавиация будет собирать заявки перевозчиков о потребности в иностранных командирах, а также типы самолетов, на которых они будут летать. Если общая потребность превысит квоту, то Росавиация распределит 200 контрактов между компаниями пропорционально объемам перевозок. Вчера в Минтрансе от комментариев отказались.
В ходе публичных консультаций участники отрасли высказали замечания. Подконтрольная "Аэрофлоту" "Россия" предложила распространить квоты на вторых пилотов. "ЮТэйр" заявила об отсутствии необходимости ограничивать права авиакомпании при выборе нужных им командиров. Представитель компании сообщил "Ъ", что в связи с расширением парка самолетов компания набирает командиров воздушных судов и занимается переподготовкой собственных пилотов - и главным фактором при выборе является опыт и квалификация, а не гражданство. В "Деловой России" опасаются, что в РФ "хлынет поток второсортных пилотов, а высококлассные командиры воздушных судов останутся на родине". По мнению организации, надо развивать "отечественную систему летных образовательных учреждений".
Первый замгендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров заявил "Ъ", что авиакомпания полностью обеспечена экипажами, но ограничивать наем квотами не нужно. Разрешение иностранным командирам воздушных судов работать в России активно поддерживает и "Аэрофлот". Источник, близкий к компании, пояснил "Ъ", что запрет приводит к неадекватному росту зарплат. "При наличии иностранных пилотов компания успела бы воспитать командиров воздушных судов среди вторых российских пилотов, не имеющих сейчас возможности набираться опыта из-за дефицита командиров". Если квоты будут введены, авиакомпания готова принять на работу командиров воздушных судов из стран СНГ и из крупных западных авиакомпаний.
В шереметьевском профсоюзе летного состава по-прежнему против введения квот. "Приход иностранных пилотов снизит уровень безопасности полетов,— сказал вице-президент профсоюза Игорь Ободков.— Сомневаюсь, что в российские авиакомпании устроятся пилоты ведущих мировых компаний: на высококлассных командиров в мире существует острый спрос. К тому же их вряд ли устроят условия, предлагаемые в России". А если квота будет введена, срок ее действия надо ограничить, чтобы не лишать работы российских пилотов, заключил он.