Информационный обзор прессы 13.05.13
Союз машиностроителей России
Пресс-служба
ОБЗОР СООБЩЕНИЙ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
13 мая 2013 года
Содержание:
1. О Союзе машиностроителей России.
Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе, 13 мая 2013 г., Гутенев: Форум в Лозанне станет плацдармом для усиления интеграции швейцарского бизнеса в Россию
Смоленская неделя,13 мая 2013 г., Союз машиностроителей выдвинет кандидатов на выборах в Смоленскую облдуму
2. Оборонно-промышленный комплекс.
Известия, 13 мая 2013 г., У Минобороны отберут военную приемку \\ Рособоронпоставку хотят наделить новыми функциями. Кроме того, в ее ведение передадут департаменты Минобороны, которые до сих пор возглавляют протеже Анатолия Сердюкова
Коммерсант, 13 мая 2013 г., "Оборонсервис" представлен к разжалованию \\ Военная прокуратура просит Сергея Шойгу освободить Сергея Хурсевича от занимаемой должности
РБК, 13 мая 2013 г., Источник: С.Шойгу согласен обезглавить "Оборонсервис"
Огонек, 13 мая 2013 г., Имидж во всю мощь \\ Александр Гольц: чем блеснула Россия во время парада на Красной площади
РИА Новости, 12 мая 2013 г., Минобороны и Совбез доложат Путину об итогах учений на Кубани \\ Путин проведет совещание с руководством министерства обороны РФ и аппарата Совета безопасности РФ, на котором главе государства будет доложено об итогах внеплановых военных учений, состоявшихся 28-29 марта с.г. в Краснодарском крае.
РИА Новости, 19 мая 2013 г., ВДВ хотят к 2018 г иметь в десантно-штурмовых ротах подразделения БПЛА \\ Как заявил командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, толчком к прорыву в создании современных отечественных БПЛА стала закупка министерством обороны беспилотных комплексов израильского производства.
Коммерсант, 13 мая 2013 г., Сергей Лавров отчитался по сирийскому запросу \\ Поставки вооружений по контракту 2010 года будут продолжены
3. Автомобилестроение.
Avtobeginner.ru, 13 мая 2013 г., АвтоВАЗ продлил сроки действия скидок на автомобили Lada
Rus-Auto,13 мая 2013 г., Инженерам Nissan нравится платформа «АвтоВАЗа»
НИА «Самара»,13 мая 2013 г., Новую Lada Kalina АвтоВАЗ представит на следующей неделе\\ В году автозавод планирует произвести около 70 тыс. этих автомобилей.
4. Авиастроение.
РИА Новости, 9 мая 2013 г., Вертолетный комплекс НИТКА будет создан в России \\ В планах командования ВМФ создание специальной платформы на море, на которую будут совершать посадку вертолеты. Там, так же, как и на НИТКЕ, будут отрабатываться элементы взлета и посадки в реальных условиях волнения моря.
РИА Новости, 13 мая 2013 г., Центр транспортного авиастроения могут создать в Ульяновске \\ Морозов на этой неделе встретится с руководством ОАК для работы над созданием центра.
Коммерсантъ, 13 мая 2013 г., SSJ берет новую высоту\\ ОАК готовится поднять стоимость самолета
АвиаПорт.Ru,13 мая 2013 г., ОАО "ОАК" публикует отчетность по МСФО за 2012 год
1. О Союзе машиностроителей России.
Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе, 13 мая 2013 г., Гутенев: Форум в Лозанне станет плацдармом для усиления интеграции швейцарского бизнеса в Россию
По итогам Российско-Швейцарского инновационного форума в Лозанне будет поднят вопрос о проведении серии постоянных двусторонних форумов.
17 мая 2013 года в швейцарском городе Лозанна состоится Международный форум по инновациям «Вызовы инновации в современной России и Швейцарии». Аналитики и эксперты оценивают грядущее мероприятие как важный шаг к сближению между нашими странами. Хотя и отмечают, что взаимный интерес наблюдается уже на протяжении двух веков – с даты установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией.
Соорганизатором форума выступил Союз машиностроителей России, а на государственном уровне поддержку обеспечивает депутатская группа по развитию связей с Парламентом Швейцарской Конфедерации, координатором которой является Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Со швейцарской стороны иницииатором форума выступил Доктор Фредерик Паулсен - Председатель совета директоров фармацевтической компании Ferring Pharmaceuticals и Почетный консул Российской Федерации в Лозанне, признанный ученый и исследователь полярных регионов, меценат и дипломат.
По словам Владимира Гутенева, Швейцария представляет интерес для России, прежде всего, с точки зрения политического, экономического, культурного и образовательного партнерства. «Не меньший интерес вызывают их решения в области «зеленых» технологий, энергосбережения, станкостроения. Это те области, в которых Швейцария является признанным мировым лидером, и нам очень приятно, что швейцарские коллеги готовы внедрять свои наработки на российском рынке. Вообще, планы России по техническому перевооружению промышленных предприятий очень заинтересовали швейцарцев, которые уже претендуют на значительную часть российского рынка в области оборудования. И Швейцария сегодня делает очень много шагов не только для того, чтобы не только присутствовать на нашем рынке, но и закрепиться. Причем, закрепиться и как поставщику, и как партнеру с локализацией производства на территории нашей страны», - отметил Первый вице-президент российского Союза машиностроителей.
В этой связи, предстоящий форум станет плацдармом для еще большей интеграции швейцарского бизнеса в Россию. «Наша очередная встреча будет посвящена вопросам машиностроения, IT, медицины, а также биотехнологиям и экологическому производству. Это темы, по которым возможно заключение долгосрочных соглашений. Вообще, мы считаем, что должна быть целая серия действующих форумов, как на территории России, так и Швейцарии, и я бы их разделил на два больших блока: экономическо-инвестиционный и технологическо-инновационный с акцентом на образовательные и культурные проекты. И, возможно, проведение Российско-Швейцарского форума в Лозанне и откроет череду таких постоянных форумов, направленных на еще большее сближение между нашими странами», - резюмировал депутат.
Смоленская неделя,13 мая 2013 г., Союз машиностроителей выдвинет кандидатов на выборах в Смоленскую облдуму
Комитет Госдумы по промышленности провел заседание экспертного совета. На мероприятии было заявлено о том, что Союз машиностроителей России переходит к работе по выдвижению своих представителей в органы законодательной власти Смоленской, Ростовской и Иркутской областей.
2. Оборонно-промышленный комплекс.
Известия, 13 мая 2013 г., У Минобороны отберут военную приемку \\ Рособоронпоставку хотят наделить новыми функциями. Кроме того, в ее ведение передадут департаменты Минобороны, которые до сих пор возглавляют протеже Анатолия Сердюкова
Правительство продолжает избавляться от наследия экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. По данным "Известий" часть департаментов Минобороны, которые возглавляли протеже Сердюкова, передадут в Рособоронпоставку - федеральное агентство, отвечающее за поставку в войска оружия, техники и материальных средств. Этой же структура будет передан и контроль за качеством военной продукции, которую закупает военное ведомство.
Как выяснили "Известия", Военно-промышленная комиссия (ВПК), возглавляемая вице-премьером Дмитрием Рогозиным, рассматривает вопрос о передаче функции военной приемки оборонной продукции из Минобороны в Рособоронпоставку.
- Кроме самой функции военных представительств, планируется передать в Рособоронпоставку и штатную численность структурных подразделений Минобороны, участвующих в процессе формирования цен на продукцию военного назначения. Это прежде всего Департамент ценообразования, а также Департамент размещения государственного заказа и Департамент по обеспечению государственного оборонного заказа, - пояснил собеседник "Известий" в правительстве.
Он добавил, что департаменты ценообразования и размещений госзаказа курируют две протеже экс-министра Анатолия Сердюкова - Алла Яшина и Дарья Морозова, которые до сих пор продолжают работать в Минобороны.
В ВПК "Известиям" пояснили, что для реализации функций военной приемки планируется сформировать в стране региональные подразделения Рособоронпоставки. При этом основной задачей их сотрудников будет контроль за обоснованностью цен на военную продукцию и обоснованность затрат военных предприятий, в том числе поставщиков комплектующих.
При этом саму Рособоронпоставку предлагается передать из ведения Минобороны в ведение правительства России.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что усиление Рособоронпоставки и передача ее в ведение гражданских чиновников приведет к созданию новых коррупционных схем.
- Стрелять из танков и летать на самолетах будет не правительство, а военные. Поэтому военные и должны решать, сколько стоит та или иная техника, и соответствует ли она их потребностям, или нет, - пояснил Сивков "Известиям".
Он добавил, что в случае, когда военная приемка подчинена военным, при обнаружении брака или грубого нарушения договорных обязательств военным проще провести внутреннее расследование и выяснить, кто из военных представителей плохо выполнил свои обязанности. А при гражданском подчинении схема контроля станет слишком сложной.
- Факт нарушения будет передаваться снчала в правительство, там будет создаваться комиссия по изучению обстоятельств, и только и потом еще решение будет спускаться на предприятие. А ведь совершенно ясно, что у предприятий есть свое лобби в правительстве. Поэтому я уверен, что получится хуже, чем сейчас, - пояснил Сивков.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, что усиление Рособоронпоставки функцией военных представительств приведет к тому, что на рынке гособоронзаказа появится еще один посредник.
- На мой взгляд, эта идея не приживется, потому что будет создан еще один посредник между производителем и конечным потребителем. Получится, что из области договоренностей между Минобороны и предприятием вопрос цены перейдет в область договоренностей между Рособоронпоставкой и производителем. Цену и потребности в военной технике и оружии должен определять покупатель, - пояснил Коновалов.
Ранее Владимир Путин поручил правительству передать функцию определения цен на танки и боевые самолеты от военного ведомства одному из федеральных агентств. Поводом для этого стала просьба Сергея Шойгу освободить военных от ценообразования. Несколько федеральных ведомств выступили с предложением передать эту функцию Рособоронпоставке. Окончательное решение по реформированию Рособоронпоставки и системы военного ценообразования должно быть принято в июле 2013 года.
Коммерсант, 13 мая 2013 г., "Оборонсервис" представлен к разжалованию \\ Военная прокуратура просит Сергея Шойгу освободить Сергея Хурсевича от занимаемой должности
Как стало известно "Ъ", главный военный прокурор Сергей Фридинский направил на имя министра обороны Сергея Шойгу представление, в котором обвинил гендиректора ОАО "Оборонсервис" Сергея Хурсевича в том, что он "не обеспечил соблюдение законности" в работе компании "и сам встал на путь нарушения закона". Господин Фридинский утверждает, что общий ущерб государству от действий руководства холдинга превысил 5 млрд руб., и предлагает господину Шойгу освободить Сергея Хурсевича от должности. Источники "Ъ" в Минобороны утверждают, что Сергей Шойгу к этому предложению прислушался.
Представление об устранении нарушений закона N1/2-119/13 (имеется в распоряжении "Ъ") датируется 29 марта 2013 года. В нем Сергей Фридинский сообщает Сергею Шойгу, что по материалам прокурорских проверок по фактам реализации активов организаций ОАО "Оборонсервис" возбуждено и расследуется 25 уголовных дел с общим объемом ущерба более 5 млрд руб., из которых 1 млрд руб. удалось возместить, а ущерб на сумму 2,3 млрд руб.— предотвратить. Пятистраничное представление стало первым обобщенным документом с момента возбуждения уголовных дел в рамках "дела "Оборонсервиса"" (как правило, представления в Минобороны отправляются по конкретным нарушениям). Напомним, что расследование дела началось с истории с продажей по заниженным ценам земли, здания и акций ОАО "31-й Государственный проектный институт специального строительства" (см. "Ъ" от 1 ноября 2012 года).
В частности, как отмечает Сергей Фридинский, в декабре 2011 года Сергею Хурсевичу было поручено организовать поставку в Минобороны 57 итальянских бронеавтомобилей Iveco, в стоимость которых включалась и оплата ввозной таможенной пошлины. Однако 14 декабря 2011 года глава компании подписал изменение к заключенному контракту от 15 апреля того же года между ОАО "Оборонсервис" и компанией Iveco S.P.A. о поставке сборочных комплектов бронеавтомобилей, в соответствии с которым было закуплено 57 комплектов допоборудования медицинского эвакуирования — носилок, проблесковых маячков и наклеек "Красный Крест". Последние, по данным прокурора, были нанесены на автомобили накануне их транспортировки в Россию. В феврале 2012 года ОАО "Оборонсервис" предоставило на таможне декларации, содержащие ложные сведения о медицинском предназначении автомобилей и их недостоверный код ("Медицинская спецтехника"), что позволило избежать уплаты таможенных платежей.
Ущерб, нанесенный действиями господина Хурсевича, господин Фридинский оценил в 145 млн руб.
В связи с допущенными нарушениями закона и ненадлежащим исполнением служебных обязанностей главный военный прокурор предлагает Сергею Шойгу "решить вопрос об отстранении генерального директора ОАО "Оборонсервис" Сергея Хурсевича" от должности. Он напоминает, что представления в отношении господина Хурсевича выносились 26 января, 28 августа и 22 ноября 2012 года, однако требования об устранении нарушений выполнены не были. "Вопреки изначальным целям (в ОАО "Оборонсервис".— "Ъ") созданы предпосылки к утрате возможности оказывать услуги и выполнять работы в интересах обороны и государства,— отмечает Сергей Фридинский.— Хурсевич не только не обеспечил соблюдение законности в деятельности данного акционерного общества и его организаций, но и сам встал на путь нарушения закона".
Кроме того, он сообщает, что "на начало марта 2013 года только в сфере ремонта и обслуживания вооружений, военной и специальной техники не исполнено более 70 госконтрактов". В частности, ОАО "Спецремонт" и ОАО "Ремвооружение" выполнили обязательства перед Минобороны по контрактам 2012 года на сумму 15,8 млрд руб. на обслуживание наземной техники и вооружений лишь на 6%. Не лучше дела обстоят с реализацией госконтрактов ОАО "Авиаремонт": в истекшем году сорваны ремонт и модернизация самолетов Су-25 (стоимостью 1,158 млрд руб.), радиолокационных станций (580 млн руб.), контракт на утилизацию авиавооружений и боеприпасов (232 млн руб.).
Отмечены в представлении и проблемы с исполнением договоров ОАО "Главное управление обустройства войск" — не обладая достаточными строительными мощностями, компания привлекала к выполнению своих обязательств сторонние структуры, выступая фактически в роли посредника (по данным Счетной палаты, до 90% работ было выполнено субподрядчиками). Отметим, что сразу после создания компания была определена единственным застройщиком Минобороны — это позволяло избавиться от процедуры тендеров на строительство объектов. По данным "Ъ", в 2011 году решением Анатолия Сердюкова ее производственные мощности в рамках оптимизации были сокращены, что автоматически привело к увеличению подрядчиков.
Сергей Фридинский отмечает и ненадлежащую работу управленческих органов ОАО "Оборонсервис" при планировании, осуществлении хозяйственной деятельности и расходовании на нее бюджетных средств. Например, по решению совета директоров ОАО "Военторг" в апреле 2012 года были закуплены пять вертолетов Eurocopter стоимостью более 600 млн руб., которые уже в сентябре того же года были переданы Минобороны на основании договора пожертвования, заключенного военным ведомством с и. о. гендиректора ОАО "Военторг" Борисом Дучковым. "Использование упомянутых вертолетов в вооруженных силах нецелесообразно по причине несоответствия авиационным стандартам и требованиям к военной авиационной технике,— говорится в документе.— До настоящего времени обучение летного и технического состава не завершено, вертолеты на баланс в войсковую часть не поставлены". Аналогичный пример приводится в отношении действий совета директоров ОАО "Спецремонт", который в октябре 2012 года позволил закупить 50 автомобилей-пикапов Ford Ranger, планируя по согласованию с бывшим руководством военного ведомства также передать их Минобороны в качестве пожертвования. "Наличие таких автомобилей штатным расписанием в войсках не предусмотрено",— подчеркивает главный военный прокурор.
Зафиксированы в представлении и факты хищений, вызванных привлечением ОАО "Оборонсервис" соисполнителей, посредников, а также фирм-однодневок. Так, почти 160 млн руб. было похищено руководством ОАО "163-й бронетанковый ремонтный завод" через подставные компании при ремонте танков и бронемашин пехоты путем замены новых запчастей на бывшие в употреблении детали. Такая же схема, по данным военной прокуратуры, использовалась и в ОАО "9-й Центральный автомобильный ремонтный завод", где сумма ущерба превысила 260 млн руб.
"Должностными лицами, осуществляющими управленческие функции в ОАО "Оборонсервис", данные правонарушения скрывались, а выявлявшим их правоохранительным органам оказывалось прямое противодействие",— утверждает Сергей Фридинский. В качестве примера он приводит случай с отказом гендиректора ОАО "439-я Центральная экспериментальная военная картографическая фабрика" Натальи Дыньковой в предоставлении прокурорским работникам материалов и допуске в служебные помещения. Для проведения проверки пришлось привлекать сотрудников спецподразделения органов внутренних дел. По словам главного военного прокурора, "системным нарушениям" в работе ОАО "Оборонсервис" и его акционерных обществ способствовали упущения в деятельности прежнего руководства департамента имущественных отношений Минобороны. Напомним, что ранее его возглавляла Евгения Васильева, ныне являющаяся одной из фигуранток ряда уголовных дел, связанных с продажей военных объектов по заниженной стоимости.
Вчера источник "Ъ" в аппарате министра обороны подтвердил получение документа из Главной военной прокуратуры. По его словам, решение об увольнении господина Хурсевича уже де-факто принято и, как ожидается, оно состоится на ближайшем заседании совета директоров ОАО "Оборонсервис". Сам Сергей Хурсевич для комментариев был недоступен.
РБК, 13 мая 2013 г., Источник: С.Шойгу согласен обезглавить "Оборонсервис"
Главный военный прокурор Сергей Фридинский направил на имя министра обороны Сергея Шойгу представление, в котором обвинил гендиректора ОАО "Оборонсервис" Сергея Хурсевича в том, что тот не обеспечил "соблюдение законности" в работе предприятия "и сам встал на путь нарушения закона". Об этом пишет газета "Коммерсантъ".
Главный военный прокурор утверждает, что общий ущерб государству от действий руководства холдинга превысил 5 млрд руб. Он предложил министру освободить С.Хурсевича от должности.
Источники "Ъ" в военном ведомстве утверждают, что С.Шойгу к этому предложению прислушался.
В представлении министру руководитель ГВП уведомляет, что по материалам прокурорских проверок по фактам реализации активов ОАО "Оборонсервис" возбуждено и расследуется 25 уголовных дел с общим объемом ущерба более 5 млрд руб., из которых 1 млрд руб. удалось возместить, а ущерб на сумму 2,3 млрд руб. — предотвратить.
Пятистраничное представление стало первым обобщенным документом с момента возбуждения уголовных дел в рамках дела "Оборонсервиса".
В частности, как отмечает С.Фридинский, в феврале 2012г. "Оборонсервис" предоставил на таможне декларации, содержащие ложные сведения о предназначении автомобилей Iveco, что позволило избежать уплаты таможенных платежей. Ущерб, нанесенный непосредственными действиями С.Хурсевича, военный прокурор оценил в 145 млн руб.
Он также напомнил, что представления в отношении С.Хурсевича выносились трижды в 2012г., однако требования об устранении нарушений выполнены не были.
Источник "Ъ" в аппарате министра обороны подтвердил получение документа из Главной военной прокуратуры. По его словам, решение об увольнении С.Хурсевича де-факто уже принято, как ожидается, оно состоится на ближайшем заседании совета директоров ОАО "Оборонсервис".
Огонек, 13 мая 2013 г., Имидж во всю мощь \\ Александр Гольц: чем блеснула Россия во время парада на Красной площади
Прошедший в честь Дня Победы парад — это дань давней традиции. Но еще и повод задуматься над тем, что такое военная мощь в современном мире
Похоже, что споры о военном параде, посвященном Дню Победы, стали таким же атрибутом предпраздничных дней, как и пробки на столичных улицах, вызванные тренировками войск. Одни утверждают, что парад мог бы быть скромнее по своим масштабам. Другие, наоборот, утверждают, что День Победы можно достойно отметить, лишь проведя по московским улицам 11 тысяч военнослужащих и сотню единиц боевой техники, включая танки, бронетранспортеры, установки тактических и стратегических ракет, настаивают: именно таким образом Россия демонстрирует окружающему миру свою военную мощь.
Демонстрация силы
Аргумент, мягко говоря, спорный. Далеко не все мощные в военном отношении государства считают необходимым проводить столь масштабные демонстрации. Так, в США, Великобритании и Франции парады куда скромнее. Никто не гоняет на них тяжелую бронетанковую технику и ракетные установки. С другой стороны, такие демонстрации чрезвычайно важны для стран, где вооруженные силы живут под завесой полной секретности. Дело в том, что абсолютная секретность периодически приходит в противоречие с задачей сдерживания потенциальных противников, коих у не слишком демократических государств всегда в избытке. Враги не знают, чего именно им надлежит бояться. Тут-то парад и начинает играть вполне рациональную роль — демонстрации ранее скрывавшихся военных способностей.
Так, всем остался памятен гигантский военный парад Народно-освободительной армии Китая (НОАК), устроенный по случаю 60-летия КНР. Он стал ясным материальным выражением желания Пекина подкрепить свои экономические достижения военной силой. На нем, согласно официальным заявлениям, китайцы продемонстрировали 52 образца новой техники. Был показан весь спектр вооружений: баллистические ракеты (от тактических до межконтинентальных), крылатые ракеты наземного базирования, противокорабельные ракеты морского и берегового базирования, зенитные комплексы, разнообразные бронированные машины, включая десантные, реактивная и ствольная артиллерия, несколько типов беспилотных летательных аппаратов, боевые самолеты и вертолеты. При этом многие "образцы", например системы ПВО и крылатые ракеты, сильно напоминали советские прототипы, которые китайцы никогда официально не закупали. Демонстрация получилась впечатляющей. Она стала мощным аргументом для многих государств Азиатско-Тихоокеанского региона в пользу того, чтобы внести коррективы в свои планы обороны.
Советские военные парады играли такую же роль в эпоху холодной войны. Они регулярно демонстрировали городу и миру все новые виды вооружений. А когда Запад было пугать нечем, по Красной площади возили макеты межконтинентальных баллистических ракет. Нынешний парад такую функцию устрашения выполнить не мог. Прежде всего потому, что Россия не является закрытым обществом. Из Кремля, правительства и военного ведомства поступает информация (пусть отрывочная и избирательная) о новых вооружениях, планах их производства и передаче их в войска. Все это позволяет сделать пусть и неполные, но вполне определенные выводы о состоянии и перспективах российского оборонно-промышленного комплекса, его способности производить современное вооружение.
Показ без новинок
К каким же выводам можно прийти, проанализировав "оснащение" парада 2013 года? Подавляющая часть продемонстрированной техники: танки Т-90, самоходки "Мста-С", истребители Су-27, МиГ-29, МиГ- 31, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, дальние бомбардировщики Ту-22, стратегические — Ту-95 и Ту-160, вертолеты Ми-8, Ми-26, Ми-24 — все это было создано и поставлялось в войска 30-40 лет назад. И даже бронетранспортер БТР-82А, объявленный единственной "новинкой" парада, является модификацией БТР-80, выпущенного в начале 80-х. Эти вооружения, конечно, модернизируются, но они устарели морально. Меньшая часть вооружений, участвовавших в параде: истребители Су-34, комплексы ПВО С-400, тактические ракеты "Искандер", стратегические ракеты "Тополь-М",— созданы в последние 20 лет. За исключением "Тополей-М", ни по одному из этих вооружений не удалось начать серийное производство.
Вот, к примеру, С-400. Он был принят на вооружение в 2007-м, шесть лет назад. За все время смогли изготовить вооружений для трех полков, то есть 48 установок. Производство обещают наладить после завершения строительства двух новых заводов корпорации "Алмаз-Антей". С ракетой "Искандер", развертыванием которой на передовых рубежах российские начальники периодически грозят коварному НАТО, дела обстоят еще хуже. За 13 лет, прошедших после первой публичной демонстрации этих ракет на авиасалоне "МАКС", построено, судя по сообщениям СМИ, не больше двух десятков комплексов.
Для массового производства необходимо создать кооперационные связи десятков предприятий, а это никак не получается. И, что самое главное, все это прекрасно известно всем специалистам, как отечественным, так и иностранным, наблюдавшим парад 9 мая. Таким образом, парад вряд ли выполнил задачу продемонстрировать отечественную военную мощь. Разумеется, если такая задача всерьез ставилась. На самом деле речь идет о пиар-акции. На фоне ветеранов войны, самым молодым из которых не меньше 84 лет, российским начальникам не слишком удобно позировать. Другое дело — вышколенные гвардейцы-десантники, юные казачата, а также танки и гаубицы, пусть старые, но выкрашенные вполне свежей краской...
Неабсолютная величина
И вот здесь самое время задуматься: да, понятно, что парад — не слишком удачный инструмент для определения военной мощи России. Но как же ее определить на самом деле? Словарь военных терминов утверждает: "Военная мощь — совокупность всех материальных и духовных сил государства... и его способность мобилизовать эти силы для достижения целей войны или решения других задач... обусловливается экономическими, социальными, научно-техническими, морально-политическими возможностями государства; непосредственно воплощается в его вооруженных силах, в их способности выполнять задачи, поставленные политическим руководством".
Здесь принципиально важно то, что военная мощь не является некой абсолютной величиной, универсальной для любого государства. На самом деле ее оценка прямо зависит от способности выполнить те задачи, которые государство ставит перед своей армией. Здесь важно и то, насколько эти цели рациональны. В середине 80-х годов прошлого века Советский Союз, если механически суммировать боевые возможности его вооруженных сил, был самой мощной военной державой в мире. Он располагал ядерным паритетом с США. При этом имел очевидное превосходство в силах общего назначения — почти 5-миллионую армию, около двух тысяч боевых самолетов, десятки тысяч танков. Но перед Советской армией была поставлена в принципе невыполнимая задача — она должна была быть готова воевать против НАТО и Китая одновременно. И одержать победу! Никаких ресурсов для достижения этой цели было не достаточно. Генштаб, обреченный планировать эту войну, требовал от промышленности все новых и новых тысяч единиц военной техники, которые должны были быть использованы в ходе боевых действий. По мнению ряда экспертов, в тот период было даже невозможно выделить оборонно-промышленный комплекс из всей советской промышленности, потому что практически любое предприятие имело задание по выпуску военной продукции. В результате промышленное производство изначально становилось неэффективным, потому что в стоимость продукции закладывалась и стоимость оборонного заказа. Страна расходовала гигантские средства без всякой отдачи. В итоге собственная военная мощь фактически раздавила Советский Союз.
Совсем недавно Китай и Франция, две державы, которые с полным на то основанием именуются "великими", постоянные члены Совета Безопасности ООН, опубликовали свои "Белые книги" по вопросам обороны. Однако различия в планах военного строительства просто гигантские. Согласно французскому документу, число боевых бригад сухопутных войск должно сократиться с 8 до 7. Боевой состав сухопутных войск будет насчитывать всего 66 тысяч человек. ВМС окончательно отказались от планов строительства второго авианосца, а боевых самолетов будет всего 225. Военный бюджет составляет около 30 млрд евро в год.
Любой показатель французской программы в разы меньше аналогичного китайского. Так, в 2013-м только официальный военный бюджет КНР должен возрасти до 115,7 млрд долларов. А по мнению американских экспертов, реальные военные расходы достигнут 215 млрд. Численность сухопутных войск НОАК составляет 850 тысяч военнослужащих. В них входят 18 объединенных корпусов, а также отдельные дивизии и бригады. По ВМС и ВВС разница столь же значительна.
Однако дает ли это основание считать, что военная мощь Франции недостаточна? Ничуть. Перед вооруженными силами этой страны стоят вполне конкретные задачи. Армия должна обеспечить возможность "самостоятельного принятия стратегических решений". Такую возможность обеспечивают атомные подводные лодки, оснащенные стратегическими ракетами. А участие в локальных операциях в составе сил НАТО обеспечивается пусть скромными, но эффективными силами общего назначения. Париж полагает, что этой военной мощи (на чей-то взгляд, возможно, весьма скромной) достаточно для обеспечения безопасности страны.
Что до Китая, то его лидеры ставят другие задачи перед армией. Они, в частности, не исключают использования военной силы для "возвращения" Тайваня, а это неизбежно приведет к военному противостоянию с США. Кроме того, КНР вовлечена в территориальные споры с Японией, Южной Кореей, государствами Юго-Восточной Азии. И для того, чтобы подкрепить эти амбиции, необходимы другие вооруженные силы и другие военные расходы. Таким образом, оценить военную мощь государства можно лишь в связке с конкретными военными задачами, которые это государство перед собой ставит. И даже Соединенные Штаты, тратящие на военные цели больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые, сегодня стремятся максимально конкретизировать задачи вооруженных сил.
С этой точки зрения военная мощь России вполне адекватна существующим военным угрозам. Любую угрозу, исходящую от любого крупного государства, сдерживает российский ядерный потенциал. А победу в потенциальных локальных конфликтах, подобных войне с Грузией, обеспечат несколько элитных соединений сухопутных и воздушно-десантных войск. При этом совсем необязательно постоянно меряться мощью с США или Китаем...
РИА Новости, 12 мая 2013 г., Минобороны и Совбез доложат Путину об итогах учений на Кубани \\ Путин проведет совещание с руководством министерства обороны РФ и аппарата Совета безопасности РФ, на котором главе государства будет доложено об итогах внеплановых военных учений, состоявшихся 28-29 марта с.г. в Краснодарском крае.
Президент России Владимир Путин проведет в понедельник совещание с руководством министерства обороны и аппарата Совета безопасности РФ, на котором ему доложат об итогах внеплановых военных учений, прошедших 28-29 марта в Краснодарском крае, сообщила пресс-служба Кремля.
"Путин проведет совещание с руководством министерства обороны РФ и аппарата Совета безопасности РФ, на котором главе государства будет доложено об итогах внеплановых военных учений, состоявшихся 28-29 марта с.г. в Краснодарском крае", — говорится в сообщении.
Как напомнили в пресс-службе, 28 марта президент отдал приказ начать крупномасштабные военные учения в районе Черного моря, а 29 марта Путин прибыл в Краснодарский край, где лично проверил ход учений. В частности, он понаблюдал за маневрами кораблей Военно-морского флота и высадкой морского десанта на побережье.
В учениях принимали участие около 7 тысяч человек, были задействованы 30 кораблей, около 250 бронемашин, до 50 артиллерийских орудий различного назначения, до 20 боевых самолетов и вертолетов, войска быстрого развертывания, ВДВ, а также силы специального назначения специального подразделения групп Генштаба.
Эти учения стали вторыми за два месяца незапланированными маневрами российской армии — в феврале внезапная проверка боеготовности была проведена впервые за 20 лет.
РИА Новости, 19 мая 2013 г., ВДВ хотят к 2018 г иметь в десантно-штурмовых ротах подразделения БПЛА \\ Как заявил командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, толчком к прорыву в создании современных отечественных БПЛА стала закупка министерством обороны беспилотных комплексов израильского производства.
Командование Воздушно-десантных войск (ВДВ) через три-пять лет рассчитывает иметь в штате всех парашютно-десантных (десантно-штурмовых) рот подразделения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сообщил журналистам в пятницу командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов.
"Подразделения БПЛА уже имеются в структуре разведывательных и специальных подразделений, в артиллерии и противовоздушной обороне ВДВ. Следуя общемировой практике, мы намерены и в дальнейшем развивать в наших войсках беспилотный компонент", — сказал Шаманов.
По его словам, толчком к прорыву в создании современных отечественных БПЛА стала закупка министерством обороны беспилотных комплексов израильского производства.
"К большому сожалению, работа по созданию наших беспилотников надолго задержалась на старте. ВДВ были и впредь будут являться экспериментальной площадкой для проведения испытаний новых образцов техники. Мы готовы проводить испытания опытных образцов на своей базе и давать им экспертную оценку", — сказал командующий ВДВ.
В январе этого года Шаманову представили опытный образец малогабаритного разведывательного комплекса "Искатель" с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) российского производства. Глава ВДВ дал дал ряд указаний по доработке этого комплекса.
Комплекс "Искатель" состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера (на него транслируется изображение с камер беспилотников и он же служит консолью управления беспилотниками) и двух беспилотных летательных аппаратов "Т-4" весом 1,3 килограмма каждый. БЛА запускаются "с руки", продолжительность полета аппарата — 40 минут. Оптимальную картинку местности он передает с высоты 200 метров над поверхностью, но способен подняться на высоту до 4 тысяч метров над уровнем моря. БЛА оснащен электрическим двигателем, размах крыла аппарата — 0,6 метра. Примерная стоимость комплекса "Искатель" с двумя беспилотниками составляет порядка 3 миллионов рублей.
Коммерсант, 13 мая 2013 г., Сергей Лавров отчитался по сирийскому запросу \\ Поставки вооружений по контракту 2010 года будут продолжены
Состоявшаяся в конце минувшей недели встреча глав МИДов РФ, ФРГ и Польши преподнесла российской делегации ряд неприятных сюрпризов. Сначала Сергею Лаврову пришлось отвечать на неудобные вопросы о поставках РФ комплексов С-300 в Сирию, а потом, по данным "Ъ", еще и на критику по поводу ситуации с НКО в России. Впрочем, на встрече были и позитивные для Москвы моменты. С подробностями из Варшавы — корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.
Состоявшаяся в Варшаве неформальная встреча "тройки" глав МИДов России, Германии и Польши стала уже третьей по счету. Ее формат предполагает, что министры могут поднять любые наболевшие темы. Москва видит ценность таких встреч в возможности обсудить вопросы регионального сотрудничества и взаимоотношений с ЕС. Однако на сей раз визави Сергея Лаврова Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского куда больше волновала ситуация в другом регионе — на Ближнем Востоке.
Накануне встречи израильские и американские СМИ сообщили: Сирия возобновила оплату поставок из РФ шести пусковых установок ЗРК С-300 и 144 ракет стоимостью $900 млн. Груз может быть доставлен уже летом. Ряд западных стран тут же предостерегли Москву от сделки с Дамаском. А госсекретарь США Джон Керри прямо заявил: "Поставки вооружений сирийскому режиму грозят еще более дестабилизировать регион".
В итоге этот вопрос стал едва ли не главной темой варшавской встречи. По ее окончании Гидо Вестервелле заявил, что "поставки в Сирию оружия следует прекратить", так как лишь тогда "политическое урегулирование получит шанс". Его поддержал глава МИД Польши. В ответ Сергей Лавров пояснил, что РФ не планирует заключать с Сирией новые контракты, а лишь выполняет ранее подписанные договоры о поставках Дамаску систем ПВО, не запрещенных международными нормами. "Это оборонительное оружие, предназначенное для того, чтобы Сирия имела возможность защитить себя от ударов с воздуха, что, как мы знаем, не является фантастическим сценарием",— пояснил он, напомнив о недавних ударах ВВС Израиля по территории Сирии.
В ходе переговоров за закрытыми дверями господин Лавров, по словам источника "Ъ", присутствовавшего на встрече, напомнил коллегам, что речь идет о контракте между Москвой и Дамаском, заключенном еще в 2010 году. Часть техники уже отправлена в Сирию, а часть действительно готовится к поставке. По словам источника "Ъ", представители МИД ФРГ пояснили, почему эти планы так беспокоят Запад: при наличии у сирийских властей современных систем ПВО ввести над страной бесполетную зону, как было в Ливии, гораздо сложнее. Правда, немецкие и польские дипломаты тут же заверили господина Лаврова, что ни у Берлина, ни у Варшавы таких намерений нет.
С призывом установить над Сирией бесполетную зону к НАТО обратились сирийские оппозиционеры. Идею поддержали Турция и Израиль. Власти последнего все еще надеются отговорить Москву от выполнения сделки с Сирией: именно эта тема станет ключевой в ходе переговоров президента РФ Владимира Путина и премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, которые, по данным "Ъ", состоятся 14 мая в Сочи.
Еще одной неприятной для делегации РФ темой стала ситуация с прокурорскими проверками российских НКО и причислением некоторых из них к "иностранным агентам". По информации "Ъ", особо жесткую критику на сей счет высказал Гидо Вестервелле. Проверки двух работающих в РФ немецких фондов вызвали острую реакцию властей Германии, пригрозивших Москве ухудшением двусторонних отношений (см. "Ъ" от 28 марта). Впрочем, на эту тему Сергей Лавров не стал особо распространяться, заметив, что Владимир Путин уже все объяснил канцлеру ФРГ Ангеле Меркель в ходе их апрельской встречи.
Были в Варшаве и позитивные для Москвы моменты. Сергей Лавров впервые обнародовал планы РФ и НАТО по сотрудничеству в утилизации устаревших боеприпасов. По его словам, "поскольку Россия отказалась от уничтожения боеприпасов методом подрыва", ей "интересно использовать современные технологии, имеющиеся у партнеров" ("Ъ" подробно писал об этом проекте 26 ноября 2012 года).
Кроме того, три министра позитивно оценили перспективы диалога РФ и ЕС по облегчению визового режима. На вопрос "Ъ", могут ли готовящиеся договоренности (см. "Ъ" от 20 марта) быть оформлены в виде соглашения в ходе намеченного на июнь саммита РФ—ЕС в Екатеринбурге, Сергей Лавров ответил: "Этот вопрос в руках переговорщиков от Еврокомиссии, которые вместе с нашими экспертами завершают согласование конкретных формулировок. Если они поработают быстро, то, как только проект будет согласован и пройдет необходимые процедуры внутри РФ и ЕС, мы будем готовы подписать его. Не буду гадать о сроках". Между тем источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, сообщил: вероятность подписания соглашения о либерализации визового режима в ходе июньского саммита "весьма высока".
3. Автомобилестроение.
Avtobeginner.ru, 13 мая 2013 г., АвтоВАЗ продлил сроки действия скидок на автомобили Lada
"АвтоСреда" сообщает, что тольяттинским автогигантом были продлены сроки действия скидок на автомобили Lada некоторых моделей.
Последняя крупная "компания скидок" "АвтоВАЗа" проходила вплоть до конца апреля. В этом году, включительно по 31 мая 2013 желающие могут купить хетчбеки и универсалы Kalina с ПТС от 2013 года старого поколения по выгодной цене, сниженной на 20000 рублей. Цены на прошлогодние машины до конца мая снижены на 31000 рублей.
Бюджетный автомобиль LadaGranta тоже продается по сниженной цене. Однако скидки действуют только на комплектации с АКП. Цены на различные модели Granta 2012 года снижены на 29600 рублей, а более "свежие" разных комплектаций на 20000 дешевле розничных цен, рекомендованных "АвтоВАЗом".
Итак, по 31 мая этого года седан LadaGranta с АКП стоит от 355400 рублей, хэтчбек Lada Kalina - от 280500 рублей, а универсал - от 285500 рублей.
Rus-Auto,13 мая 2013 г., Инженерам Nissan нравится платформа «АвтоВАЗа»
Руководство Nissan довольно сотрудничеством с «АвтоВАЗом» в области разработки бюджетных автомобилей под маркой Datsun. Напомним, что первая модель компании – седан - будет построен на платформе 2190, которая используется для моделей Lada Kalina и Granta.
Главный разработчик Datsun Мотохиро Мацумура сообщил «РБК daily», что российская платформа – вполне удачная, и что "АвтоВАЗ" обладает большой инженерной базой и опытом по части выпуска машин сегмента low-cost.
«Мы полностью используем возможности местных инженеров и комбинируем их с нашим опытом и разработками, накопленными за долгое время. Мы хотим создать сильный продукт и сильный бренд», — добавил Мацумура.
НИА «Самара»,13 мая 2013 г., Новую Lada Kalina АвтоВАЗ представит на следующей неделе\\ В году автозавод планирует произвести около 70 тыс. этих автомобилей.
Презентация автомобиля состоится в четверг, 16 мая. В ходе ее гости завода смогут ознакомиться с автомобилем, его техническими характеристиками и ходовыми качествами.
После этого в течение следующих двух дней обновленные Lada Kalina пройдут испытания на полигоне КВЦ АвтоВАЗа. Затем машины отправятся по маршруту Тольятти - Татарстан - Ульяновск. Всего в этом году АвтоВАЗ планирует произвести около 70 тыс. автомобилей Kalina второго поколения, сообщает пресс-служба автогигант.
4. Авиастроение.
РИА Новости, 9 мая 2013 г., Вертолетный комплекс НИТКА будет создан в России \\ В планах командования ВМФ создание специальной платформы на море, на которую будут совершать посадку вертолеты. Там, так же, как и на НИТКЕ, будут отрабатываться элементы взлета и посадки в реальных условиях волнения моря.
Вертолетный комплекс НИТКА будет создан в России после 2016 года, сообщил в интервью РИА Новости главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.
Авиационный комплекс "Нитка" (НИТКА — наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный, Саки, Крым) используется для подготовки летчиков палубной авиации. Этот тренажер представляет собой аэродром со стальным летным полем в виде корабельной палубы, оборудованный трамплином и аэрофинишерами. Габариты летного поля эквивалентны габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".
"В рамках создания учебного центра для летчиков морской авиации ВМФ России в Ейске будет сконструирован тренажер для вертолетчиков", — сказал главком.
Он сообщил, что в планах командования ВМФ создание специальной платформы на море, на которую будут совершать посадку вертолеты. "То есть там так же, как и на НИТКЕ, будут отрабатываться элементы взлета и посадки в реальных условиях волнения моря. Платформа будет закреплена на якорях в прибрежной акватории", — сказал главком.
По его словам, техническое задание уже разработано. "Над этим вопросом уже работают профильные конструкторские бюро. Займет эта работа не менее трех лет", — сказал главком.
РИА Новости, 13 мая 2013 г., Центр транспортного авиастроения могут создать в Ульяновске \\ Морозов на этой неделе встретится с руководством ОАК для работы над созданием центра.
Ульяновские власти предложили создать в регионе центр российского транспортного авиастроения, идею поддержала Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), сообщил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на аппаратном совещании в правительстве региона.
"В праздники пришел официальный ответ Объединенной авиастроительной корпорации, которая поддержала создание в городе Ульяновске центра российского транспортного авиастроения в целях объединения профильных активов в единый комплекс, ключевым элементом которого является основная площадка ОАК — "Авиастар-СП", — заявил Морозов.
Глава региона добавил, что на этой неделе он планирует встретиться с руководством ОАК для дальнейшей работы над этим вопросом.
В данное время ульяновское ЗАО "Авиастар-СП" выполняет крупный заказ Минобороны РФ на военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Контракт на производство 39 самолетов подписан в 2012 году.
Коммерсантъ, 13 мая 2013 г., SSJ берет новую высоту\\ ОАК готовится поднять стоимость самолета
Средняя стоимость Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100) может после 2018 года увеличиться на 10%, до 884 млн руб. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассчитывают покрыть таким образом возможные убытки от обесценения самолета — около 20 млрд руб.,— возникающие на фоне инфляции и роста издержек. Но участники рынка считают, что сложности SSJ 100 может создать не рост цен (первые заказчики получили самолеты со значительной скидкой), а темпы производства самолета, отстающие от заявленных планов.
В опубликованной на прошлой неделе отчетности по МСФО ОАК сообщила, что может в 2018 году увеличить стоимость SSJ 100 на 10%. В документе отмечается, что подорожание может произойти после введения расширенной базовой версии и углубленной модификации самолета. В результате средняя цена на SSJ 100 в базовой версии составит $28,4 млн (863 млн руб.), а на SSJ 100 LR (самолет с увеличенной дальностью полетов) — $29,1 млн (884 млн руб.). Причины роста цен ОАК объясняет потенциальными убытками от проекта — $668,5 млн (20,3 млрд руб.) — из-за инфляции и увеличения издержек.
Представитель ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС; входит в ОАК и выпускает SSJ) пояснил "Ъ", что указанные в отчетности цены являются средней продажной стоимостью. Начиная с февраля 2012 года каталожная цена на самолет в базовой версии (рассчитан на 70-100 пассажиров) составляет $35,4 млн, вариант с увеличенной дальностью полета LR оценивается в $36,2 млн. В 2010 году самолеты стоили на 12% дешевле — $31,7 млн и $32,3 млн соответственно. По словам собеседника "Ъ" в ГСС, эскалация цены прописана в бизнес-плане производителя и зависит от множества факторов. В ОАК прогнозируют, что рыночный спрос на SSJ останется прежним. На сегодняшний день портфель твердых заказов на SSJ 100 составляет 179 самолетов, и при заключении контракта покупателям предоставляются значительные скидки.
Стартовый заказчик 30 самолетов SSJ 100 в стандартной спецификации (одноклассная компоновка на 98 пассажирских мест) — "Аэрофлот" — получил скидку в размере 38% от каталожной цены 2010-2011 годов. Цена составила $19 млн за самолет вместо заявленного $31 млн. Стоимость SSJ 100 для обанкротившейся армянской авиакомпании "Армавиа" составила $20 млн. Еще один крупный заказчик — лизинговая компания ИФК — находится в финальной стадии переговоров о финансировании покупки 15 SSJ 100 в базовой версии и еще пяти самолетов в версии Long Range для стран Юго-Восточной Азии. По словам представителя ИФК, речь также идет о значительных скидках.
Между тем источники на авиационном рынке считают, что основополагающим моментом для реализации SSJ 100 станет не изменение цены на самолет, а способность заводов производить их в соответствии с заявленными сроками. По итогам 2012 года ГСС выпустила 12 SSJ 100-95B, включая пять — для "Аэрофлота", два — для "Якутии" и еще пять — для зарубежных заказчиков. В 2013 году компания планирует выпустить 27 самолетов — в первую очередь для "Аэрофлота", мексиканской InterJet, а также для индонезийской Sky Aviation и лаосской Lao Central Airlines. Планируется также изготовить три SSJ 100-95LR и поставить один самолет этой версии "Газпромавиа". В 2014 году производство SSJ должно достигнуть 60 самолетов в год.
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что при реализации крупных сделок с вновь выводимыми на рынок самолетами скидки производителя на каталожные цены могут достигать 40-45%. Названная стоимость SSJ 100 после 2018 года является ориентиром для финансистов и показывает среднюю выручку на проданный самолет, необходимую для сохранения рентабельности. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий добавляет, что при заключении контракта заказчику важна не столько стоимость продукта, сколько условия сделки с расчетом оптимальной структуры кредитования. В этой связи, поясняет эксперт, не менее важным фактором для заказчика является эффективность самолета: чем активнее будет его эксплуатация, тем быстрее происходят расчеты по кредитам.
АвиаПорт.Ru,13 мая 2013 г., ОАО "ОАК" публикует отчетность по МСФО за 2012 год
Группа компаний ОАК (Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация" и его дочерние общества или "Корпорация", Московская Биржа: UNAC) объявляет консолидированные результаты работы за 2012 год по МСФО.
По итогам года Корпорация показала положительную динамику. Выручка Группы увеличилась на 6% до 171,019 миллиардов рублей, показатель EBIT вырос на 0.2% и достиг положительного значения 217 миллионов рублей. Чистый убыток сократился на 58% до 5,650 миллиардов рублей.
В 2012 году Корпорация произвела 102 воздушных судна. На 31 декабря 2012 года твердый портфель заказов превысил 450 самолетов.
"Ключевыми приоритетами в 2012 году стали реализация программы сокращения издержек и модернизация производства, а также увеличение прибыльности. Основная цель компании на ближайшие два года - выход на точку безубыточности", - сказал Вице-президент по экономике и финансам ОАО "ОАК" Владимир Чириков.
Владимир Чириков отметил, что по сравнению с 2009 годом выручка Корпорации выросла более чем на 70%, а чистый убыток сократился в пять раз. По итогам 2013 года Корпорация ожидает получение консолидированной выручки по МСФО в размере более 220 миллиардов рублей.
Основные финансовые показатели за 2012 г.
Финансовые показатели, млрд руб.
|
2012
|
2011
|
Изменение
|
Выручка
|
171,019
|
161,653
|
6%
|
EBIT
|
217
|
(360)
|
160%
|
Рентабельность EBIT
|
0,1%
|
-0,2%
|
0,3%
|
Чистый убыток
|
(5,650)
|
(13,346)
|
58%
|
Чистый долг
|
162,746
|
148,983
|
9%
|
Описание результатов деятельности за 2012 г.
В 2012 году Корпорацией был заключен ряд новых договоров на поставку СУ-34, МиГ-29К/КУБ, Су-30СМ, SSJ-100.
В прошлом году Корпорации удалось улучшить рентабельность чистой прибыли (с -8% в 2011 году до -3% в 2012 году) и уменьшить чистый убыток до 5,650 миллиардов рублей. Убытки удалось снизить в том числе благодаря оптимизации структуры управления ДЗО.
Результат исключения из состава Корпорации дочерней компании ОАО "Финанс-Лизинг" и последующего прекращения признания для формирования консолидированной финансовой отчетности был отражен в прочих доходах в размере 7,849 миллиардов рублей.
Рентабельность EBITDA составила 3% в 2012 году, сократившись на 6% по сравнению с 2011 годом. На данный показатель повлияла корректировка по нетипичным для Группы доходам, полученным от выбытия ОАО "Финанс-Лизинг".
Снижение рентабельности по EBITDA связано с уменьшением количества экспортных контрактов в военном сегменте по сравнению с 2011 годом. На увеличение себестоимости в 2012 году во многом повлияло начисление резервов по ряду контрактов.
Финансирование перспективных программ
В 2012 году Корпорация привлекала кредитные средства для финансирования программ, находящихся в стадии запуска в серийное производство. В связи с этим чистый долг Корпорации по состоянию на 31 декабря 2012 года увеличился на 9% и составил 162,746 миллиардов рублей. Величина кредитного портфеля на отчетную дату составила 215,199 миллиардов рублей (2011: 194,985 миллиардов рублей). Отношение чистого долга к собственному капиталу сократилось на 6% (2012: 1,45, 2011: 1,55).
Сумма чистых денежных средств, направленных на инвестиционную деятельность, выросла на 84% и составила 27,875 миллиардов рублей. Указанный рост связан с продолжающимися инвестициями в проект SSJ-100, МС-21, а также с вкладом в совместное предприятие Multirole Transport Aircraft Ltd. Данное предприятие является исполнителем по Программе МТС и осуществляет реализацию Программы в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации (доля владения - 25%) и Правительством Республики Индия (доля владения -50%) о сотрудничестве в области разработки и производства многоцелевого транспортного самолета.