Новости СоюзМаш России

30.03.2011

Инженерные мысли Президента

Сегодня в Магнитогорске президент Дмитрий Медведев проведет заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. На нем будут решать, как победить дефицит инженерных кадров в стране и заставить технические вузы готовить не юристов, а профильных специалистов. «Известия» опросили на этот счет экспертов (газета Известия, 30 марта 2011 года).

Ежегодно в России дипломы инженеров получают 200 тысяч человек. Не так уж и мало. Но руководители предприятий не устают жаловаться на то, что им не хватает специалистов с высшим образованием, готовых работать на производстве. Уйдут на пенсию выпускники начала 70-х — квалифицированной замены им не останется.

— Мы по всем направлениям столкнулись с проблемой дефицита квалифицированных инженерных кадров в экономике, прежде всего в тех приоритетных сферах, которыми занимается комиссия (энергоэффективность, ядерные, компьютерные технологии, медицина и космос. — «Известия»). Эта тема возникала каждый раз — практически на каждом заседании комиссии — как одна из ключевых, — заявил помощник президента Аркадий Дворкович. Лишь треть нынешних дипломированных инженеров устраиваются по специальности, а остальные две трети «растворяются неизвестно где», приводил статистику

Дмитрий Медведев на мытищинском заводе «Метровагонмаш». Некоторые «растворившиеся» и не собирались своими дипломами пользоваться. Зачем шли в технический вуз? Поступить в большинстве случаев нетрудно (конкурс уже не тот, что несколько десятков лет назад), а высшее образование для галочки имеется. Некоторые испугались невысоких зарплат и отсутствия перспектив: так, сейчас зарплата инженера колеблется от 15 до 50 тысяч, и это потолок. Есть и такие, кто не устроил работодателя. Не тому научены, мол. Нет устойчивой связи между предприятиями и вузами, отметил Медведев. Только в последнее время темой занялись всерьез. В Минпромторге разработали стратегию развития каждой отрасли и сформулировали от каждой из них определенный заказ на специалистов. Разрабатывают образовательные и профессиональные стандарты и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. В МГТУ им. Баумана налажены связи с 400 предприятиями, поэтому там считают, что упреки из разряда «не тех специалистов готовите» однобоки. «Надо различать два вида инженерной подготовки: эксплуатационники и разработчики. Эксплуатационник должен уметь разбираться в конкретной технике, а инженеры-разработчики — это создатели новой. Это будущие Королевы, Туполевы, Шуховы, которыми так гордится Россия, это нынешние выдающиеся конструкторы новой техники, — отмечает президент МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. — Они должны проходить отличную теоретическую подготовку, чтобы на ее основе предлагать разработки новой техники и технологий. Если мы будем готовить только специалистов на конкретное рабочее место, то очень быстро потеряем тот высокий уровень инженерного образования, который имеем сейчас».

Но проблем хватает, признают в ведущем техническом вузе страны.

— Надо повышать имидж инженерных специальностей. Это первая трудность. Улучшать условия труда профессорско-преподавательского состава. Раньше инженерные вузы были самыми уважаемыми. А сейчас? Когда квалифицированный преподаватель получает 18 тысяч рублей, это неправильно, — говорит Федоров. А зарплата инженера в среднем должна составлять 60 тысяч рублей, считает Аркадий Дворкович. Этих денег должно хватить, чтобы взять ипотеку и решить жилищную проблему. Ждать от работодателя, что он предоставит квартиру своему сотруднику, вряд ли стоит.

Проблема глобальнее, говорит вице-президент Союза машиностроителей России, член Общественной палаты Владимир Гутенев. «Мы провели реформу ЕГЭ, перешли на двухступенчатую систему (бакалавриат и магистратура. — «Известия») высшего образования. Но ради чего? Пока мы видим, что качество образования резко упало. Реформа образования должна привести к повышению конкурентоспособности национальной экономики. Наука должна трансформироваться в некий инновационный продукт», — говорит он. По его словам, новую систему надо вводить постепенно. Можно устроить эксперимент: взять некий вуз и разделить студентов поровну: одни будут обучаться по старой системе, другие — по новой, двухступенчатой. А потом, по окончании учебного цикла, пусть работодатели проголосуют, какого выпускника они предпочтут, отмечает Гутенев.

Отдельное направление — подготовка зарубежных специалистов в России. В комиссии Общественной палаты по вопросам модернизации промышленности, в частности, предлагают усовершенствовать программы и методики обучения иностранных студентов по инженерно-техническим специальностям. «Раньше зарубежным студентам, обучавшимся в России, прививалась культура проектирования, использования тех или иных станков и машин. Это «наши агенты влияния». Слушатели Академии Генерального штаба, которые, обучившись на нашем оружии, восприняв нашу систему подготовки Вооруженных сил, на десятилетия вперед обеспечивали наш ОПК некими конкурентными преимуществами», — говорит В. Гутенев.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Апрель Март Февраль Декабрь Октябрь Сентябрь Июнь Май Апрель Март Февраль Январь