Новости Башкортостанского регионального отделения

12.03.2015

Программа "Вести-Башкортостан" начинает рассказывать о предприятиях, ковавших победу в тылу

Уфимское моторостроительное объединение в годы войны поставляло на фронт моторы для истребителей. Оно объединило ряд авиационных заводов, которые были эвакуированы в Уфу из разных городов страны.

Его задачей было врываться в тыл врага с неба. Десантник Павел Романов застал войну шестнадцатилетним подростком. Уже в семнадцать прыгал с парашютом, а еще через год получил первое ранение. Из госпиталя сбежал, чтобы догнать однополчан. На его груди много медалей, но одна - "За отвагу" - особенно дорога ветерану.

Павел Порфирьевич – дважды ветеран. Участник Великой Отечественной войны и работник Уфимского моторостроительного объединения с тридцатилетним стажем. Пока он воевал на передовой, предприятие тоже ковало Победу. Более 50 тысяч моторов выпустил завод за годы войны. На предприятии до сих пор "в строю" станки той  эпохи. К примеру, этому шлифовальному - больше 80 лет. Однако ни одно другое оборудование так не обрабатывает детали, говорят специалисты.

Еще один действующий раритет - станок для расточки и сверления. Аналогов ему нет, замечают специалисты. Вместе с другим оборудованием станок перевезли из подмосковного Рыбинска. Решение об эвакуации завода авиационных моторов в Уфу было принято в августе 41-ого. Именно в Башкортостане находился завод-дублер комбайновых моторов. Рыбинское предприятие было стратегической целью Гитлера. Поэтому станки и оборудование перевозили по ночам, чтобы дезориентировать врага.

Вместе с заводом в Уфу были эвакуированы специалисты рыбинского завода. Население города мгновенно увеличилось на 50 тысяч человек. Заводчане работали в тяжелых условиях, которые приравнивались к фронтовым. Были случаи, когда люди умирали прямо за станком. Предприятие работало в две смены, трудились даже дети.

На моторостроительном объединении трепетно относятся к военной истории. В инструментальном цехе, который появился на заводе одним из первых, силами сотрудников создан большой стенд. В музее истории предприятия фронтовой эпохе посвящена отдельная экспозиция. Здесь уникальные фотографии, моторы, которые производил завод в военные годы.

Пожалуй, самым уникальным экспонатом музея считается этот мотор истребителя. Самолет был подбит в военные годы и около 60 лет пролежал в болоте. Его обнаружила группа башкирских поисковиков на границе Ленинградской и Новгородской областей. Принято решение передать его на хранение в Уфу.

В столицу тогда еще Башкирской АССР было эвакуировано несколько моторных предприятий. Два ленинградских завода-дублера, московское проектное бюро, конструкторский цех из Воронежа. Объединенное предприятие стало градообразующим, на месте болот сооружались новые корпуса. Уже в послевоенные годы для заводчан стал застраиваться нынешний микрорайон Инорс.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март