Новости СоюзМаш России

21.02.2012

Владимир Гутенев: прицел на будущее

Сделать оборонно-промышленный комплекс конкурентоспособным возможно, только решив накопившиеся проблемы

Владимир Гутенев, первый вице-президент Союза машиностроителей России

"Российская Бизнес-газета" - Промышленное обозрение №836 (7), 21.02.2012

 

В опубликованной в "Российской газете" статье Владимира Путина затронуты важнейшие для страны вопросы обороны. Взятый сегодня государством курс на создание новой экономики жизненно необходим для обеспечения динамичного развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК). От него зависит обороноспособность нашей страны. Все нагляднее военные угрозы во всем мире, обостряется борьба за энергоресурсы. Мы видим произошедшее с Ливией, предполагаем сценарные варианты в Сирии и Иране. И, конечно, Россия не сможет остаться в стороне от таких событий. Это означает, что развитию ОПК, созданию отвечающих существующим реалиям российских Вооруженных сил с современным вооружением должно быть уделено первостепенное внимание. От этого в буквальном смысле зависит жизнеспособность нашей страны.

Базовым направлением создания новой экономики и укрепления обороноспособности является создание инновационного конкурентоспособного машиностроения. Здесь большой комплекс накопившихся проблем.

Во-первых, необходимо решить системообразующие финансовые вопросы функционирования машиностроительного комплекса, обеспечить стабильное финансирование предприятий, в первую очередь ОПК, исключив из практики ставшие уже традиционными так называемые финансовые навесы. Целесообразно пересмотреть некоторые требования Налогового кодекса, например, в части снижения налогообложения доли прибыли, идущей на развитие предприятий, отменить НДС и таможенные пошлины на ввозимое высоко производительное зарубежное оборудование и комплектующие.

Во-вторых, законодательно оформить необходимые условия функционирования ОПК. Необходимо регламентировать порядок планирования ГОЗ, установки жестких условий, обеспечивающие дисциплину заказчика и исполнителя, ответственность за своевременное заключение контрактов и оплату по ним. Актуально также регламентировать порядок формирования цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, а также его распространения на комплектующие изделия, изготавливаемые предприятиями-соисполнителями.

Ценообразование - очень важный аспект формирования ГОЗ. Главное в нем - установление ориентиров по ожидаемой рентабельности военной продукции.

По оценкам экспертов, применение Минобороны России подхода к определению прибыли в размере 20% от собственных затрат и 1% от привнесенных расходов приводит к уровню рентабельности менее 7%. О каком техническом перевооружении, инновационном развитии можно вести речь при таком подходе?

Для того чтобы обеспечить необходимый уровень рентабельности, предлагается установить его в размере не менее 30% к собственным затратам предприятий. При этом не менее 30% чистой прибыли предыдущего года они должны направлять на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства для молодых специалистов, погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

Очень важно обеспечить кредитование в коммерческих банках под гарантии минобороны с отнесением затрат по обслуживанию кредита на себестоимость продукции. Законодательно регламентировать порядок формирования, уточнения и снятия мобилизационных заданий производственным организациям.

В настоящее время в отечественном машиностроении чрезвычайно актуальна проблема подготовки, воспитания и удержания квалифицированных кадров. Если еще несколько лет назад основным фактором, сдерживающим развитие промышленности, был недостаток финансирования, то теперь наиболее остро ощущается дефицит в кадровом ресурсе. Иначе говоря, старый лозунг "Кадры решают все!" приобретает новое звучание. И особенно он актуален для инновационного машиностроения и сферы ОПК, где средний возраст работающих уже превышает 50 лет.

При решении кадровой проблемы необходимо добиться резкого повышения производительности труда. Конечно, в первую очередь это следует делать мерами материального стимулирования, хотя и другие способы мотивации работников также могут с успехом применяться. Это - область регулирования собственников предприятий, но многое можно сделать и на государственном уровне. Например, внести изменение в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" по освобождению молодых специалистов, работающих на предприятиях ОПК, от службы в рядах Вооруженных сил РФ. Понимаем, что это может создать дополнительные проблемы для системы комплектования Вооруженных сил рядовым составом. Но, с другой стороны, молодые люди служат один год, а квалифицированного рабочего и грамотного инженера нужно готовить минимум 5-10 лет.

Поэтому такая мера в долгосрочной перспективе себя оправдывает.

Мы считаем, что нужно попытаться в еще не принятом законопроекте "Об образовании в Российской Федерации" восстановить систему профтех образования и порядок распределения выпускников технических вузов на предприятия с дальнейшей работой не менее 2 лет по специальности, ввести бесплатное среднее, среднетехническое и высшее (первое) обучение, обеспечить компенсации со стороны государства промышленным предприятиям, направляющим своих специалистов на обучение за рубеж по инженерному профилю.

Если говорить о приоритетных задачах текущего 2012 г., то необходимо разработать меры по парированию негативных последствий для отечественного машиностроения при вступлении России в ВТО. Предполагается разработать и принять комплекс Технических регламентов, предназначенных для обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей мерами нетарифного регулирования. Таким образом, предстоит большая планомерная работа по совершенствованию федерального законодательства.

От правительства РФ мы ожидаем поддержки в создании полноценной системы государственного стратегического планирования и управления развития промышленности и ОПК. Фактически речь идет о законодательном и нормативно-правовом оформлении Государственной программы вооружения, которая очерчивает перспективы и взаимоувязывает по срокам и результатам ежегодные ГОЗ. Надо четко понимать, кто и в какие сроки формирует Государственную программу вооружения и кто несет ответственность за невыполнение предусмотренных ею мероприятий.

В этом плане чрезвычайно актуально для ОПК решение проблемы так называемых длинных денег. В условиях, когда государственный бюджет формируется максимум на 3 года, а Государственная программа вооружений - на 10 лет, неминуемо возникает разрыв в финансовых потоках. Необходимо решить вопрос о сбалансированном развитии ОПК и экономики в целом. Нужно на основе включения полезных плановых инструментов законодательно обеспечить такие условия функционирования ОПК, которые гарантирует ему предсказуемое финансирование на длительный период. Другой важный вопрос на повестке дня - создание понятной всем исполнителям и заказчикам системы заказов, поставок и ремонта вооружения, обеспечивающей не только дисциплину исполнителей, но и заказчиков.

Общими усилиями нам необходимо создать полноценную систему стратегического управления, которое будет сочетать относительно мягкие индикативные инструменты в законодательной сфере и административные меры исполнительной власти. Управления, которое в сфере разработки и создания современных вооружений будет охватывать и рационально сочетать все фазы этого процесса - от НИОКР и серийного производства до ремонта и утилизации - и обеспечивать сбалансированное функционирование отраслевых НИР, военных представительств и заказывающих управлений министерство обороны.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Апрель Март Февраль Декабрь Октябрь Сентябрь Июнь Май Апрель Март Февраль Январь