В Уфе открылся центр коллективного доступа кластера малотоннажной нефтехимии
Малые и средние нефтехимические предприятия региона могут включиться в борьбу за сектор рынка, оцениваемый в триллион рублей в год, считает министр промышленности и инновационной политики республики Алексей Карпухин. На такую сумму в страну импортируется продукция глубокого передела нефти, которую могут выпускать и отечественные предприятия. На взгляд Карпухина, у бизнес-структур Башкирии, объединившихся в кластер малотоннажной нефтехимии, в этой борьбе «появилось конкурентное преимущество», которым он считает открывшийся Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию.
Открылся он на базе Института нефтехимпереработки РБ» (ИНХП), оборудование приобретено на бюджетные средства, после того как был выигран федеральный тендер: в общей сложности на модернизацию лабораторий потрачено около 370 млн рублей на условиях софинансирования с республиканским бюджетом. Директор ИНХП профессор Эльшад Теляшев отмечает, что к работе готовы 74 лаборатории, оснащенные современными приборами и анализаторами. Примечательно, что многое из оборудования имеет японское происхождение, что немаловажно в условиях введенных США и странами Евросоюза санкций, среди которых есть и ограничение передачи технологий в нефтехимии.
Япония в этой части санкции не вводила, хотя есть вероятность того, что оборудование может попасть в разряд «двойного назначения», то есть иметь и военные функции. Тогда могут возникнуть проблемы с сервисной поддержкой. В институте подтвердили «РБ», что опасность сервисного характера при работе с иностранными партнерами есть, но «пока до этого не дошло». «В случае чего, у нас есть немало собственных умельцев, которые могут вести сервисное обслуживание оборудования, — сказал наш собеседник. — Главное, что сейчас эти технологии у нас».
Среди установленного в лабораториях Центра коллективного доступа оборудования немало действительно уникальной техники. Заместитель директора института Виктор Ионов, проводя экскурсию для представителей предприятий кластера малотоннажной нефтехимии, остановился возле одного из приборов:
— А этот аппарат способен разложить любую вещь на таблицу Менделеева. Мы можем узнать, что попытались «фирмачи» спрятать от постороннего взгляда.
— Раскладывать на элементы мы уже научились, теперь нужно научиться собирать из них конкурентную продукцию, — откликнулся Алексей Карпухин.
— Китай уже давно только этим и занимается, — заметил кто-то из экскурсантов.
Между тем Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию — лишь первый, хотя и важный, шаг на длинном пути. Структура ЦКД подразумевает трехуровневую организацию. Научно-аналитическое оборудование установлено, на втором этапе намечается создание экспериментально-пилотного блока, а затем и выход на опытно-промышленный уровень. На совещании, которое проводил министр Карпухин, звучали призывы ускорить этот процесс — есть предприятия, которые уже готовы и к работе на следующих этапах.
Однако новый уровень работ подразумевает иной уровень финансирования — счет идет не на миллионы, а на миллиарды. Алексей Карпухин отметил, что республика выиграла федеральный грант и на этот год. На условиях софинансирования федерального и регионального бюджетов на развитие инновационной инфраструктуры в республике в следующем году будет направлено около миллиарда рублей.
По мнению экспертов, создание условий для малых и средних предприятий позволит значительно расширить ассортимент производимой в республике продукции нефтехимии. А простор здесь самый широкий.
— Из возможных примерно 500 продуктов переработки нефти и газа в республике производится лишь пятая часть, — говорит министр промышленности региона. — И это в основном продукты первых переделов, которые высокорентабельны — до 40 процентов. Но остальные 400 продуктов, которые завозятся из-за рубежа, еще более доходны — до 200 — 250 процентов рентабельность доходит. Если бы мы смогли сами производить эту продукцию, то российской экономике не пришлось бы ежегодно тратить на ее покупку за границей порядка триллиона рублей в год. Эти средства достались бы нашим предприятиям.
Впрочем, такая ситуация возникла не сегодня. И специалисты говорят об этом вслух.
— Некоторые российские политики в недалеком прошлом говорили о том, что в условиях мирового разделения труда нет необходимости вкладывать средства в разработку собственных технологий, открытия новых производств, — говорит Эльшад Теляшев. — К чему это привело, видно сегодня, когда стране необходимо заниматься импортозамещением с дефицитом времени.
Он рассказал также о том, как к этой проблеме подходят в Иране, уже восемь лет живущем в условиях западных санкций. «Известный ученый с мировым именем пытался в России построить пилотную установку для продолжения начатых работ, — рассказывает Эльшад Теляшев. — Ни до кого достучаться не удалось. Его с разработками пригласили иранцы, построили пилотную установку на 20 гектарах, выделили средства. Делегацию нашего института принимал вице-президент Ирана, сорок минут говорил нам о том, что они нуждаются в нас...».
Подвижки все же пошли: открытие ЦКД в Уфе — признак нового поворота. Алексей Карпухин сдержанно оценивает это событие, как «робкие шаги». Между тем стоит сказать, что в республике в последнее время созданы также Центр коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию для радиоэлектронного кластера, Центр молодежного инновационного творчества, инжиниринговый центр в сфере биотехнологий. Процесс, как говорится, пошел. На подходе создание Центра прототипирования. Нашими работами заинтересовались соседи: Татарстан, Самарская область выразили готовность подключиться к проектам.
Заинтересовался ими и Казахстан. Выступая на российско-казахстанском форуме, глава республики Рустэм Хамитов отметил, что Башкирия «готова принять активное участие в масштабной программе Казахстана по развитию нефтепереработки и нефтехимии».
Глава республики напомнил, что «сотни километров дорог в Казахстане построены и отремонтированы с использованием производимой у нас адгезионной присадки». К примеру, эта присадка применена при строительстве взлетно-посадочных полос в аэропортах Алма-Аты, Астаны и на ряде других объектов.
Открывшийся Центр коллективного доступа правительство республики уже видит межрегиональным. «Года через два его резидентов станет около ста, часть из них будет представлять к концу 2015 года регионы ПФО», — уверен Алексей Карпухин.
Источник: http://resbash.ru/stat/2/6655