В Уфе обсудили совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления
Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления стало ключевой темой пресс-конференции, прошедшей сегодня в городском Совете Уфы. Мероприятие было приурочено к Дню местного самоуправления, который отмечался в России накануне.
С журналистами встретились председатель Совета городского округа город Уфа Евгений Семивеличенко, ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Сергей Лаврентьев, секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан Марина Долматова, декан юридического факультета БАГСУ Тимур Касимов, начальник Республиканского центра кадрового тестирования БАГСУ Рустем Латыпов.
- День местного самоуправления – молодой праздник, он был учрежден Указом Президента России Владимира Путина10 июня 2012 года, - сказал Евгений Семивеличенко. – Но это не означает, что до этого времени местного самоуправления в нашей стране не существовало. В той или иной форме оно было всегда. Если копнуть в древность, то все мы вспомним вечевые собрания в городах, крестьянские общины. Если взять дореволюционную Россию, то тогда уже функционировали городские думы, городские управы, то есть органы местного самоуправления, похожие на современные. Городская дума и городская управа были и в Уфе до 1917 года. Но самым значимым в истории местного самоуправления России стал 1785 год. Тогда Екатерина II подписала Жалованную грамоту на права и выгоды российским городам. Это первый документ, юридически закрепивший права органов местного самоуправления в нашей стране. Недаром и сама дата для Дня местного самоуправления выбрана именно 21 апреля. Так что в следующем году местное самоуправление в России с полным правом может отмечать 230-летие своего официального признания центральной властью страны.
Характеризуя местное самоуправление современной России, Евгений Семивеличенко констатировал, что в этой сфере накопилось немало сложностей.
- Говорю об этом не только как председатель городского Совета Уфы, но и как член президиума Окружного консультативного совета по развитию местного самоуправления в Приволжском федеральном округ, - отметил он. - Общаясь с коллегами из других городов ПФО, вижу, что трудности у нас у всех примерно одинаковые и упираются все они в одну глобальную проблему – несовершенство 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Закон, названный Евгением Семивеличенко, был принят в 2003 году и вступил в силу спустя три года после принятия. Он неоднократно дорабатывался, изменялся. Однако в нем по-прежнему много прорех. Во-первых, федеральное законодательство, наделив органы местного самоуправления массой обязанностей, не обеспечило их достаточными финансовыми инструментами для реализации данных полномочий. Более того, происходившие в последние несколько лет изменения в перераспределении доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации привели к тому, что финансовые рычаги муниципалитетов стали еще меньше.
Нехватка финансовых рычагов нередко приводит попросту к несостоятельности органов местного самоуправления. В итоге все те вопросы, которые органы местного самоуправления не в состоянии решить из-за отсутствия финансов, чаще всего передаются на региональный уровень. И органы местного самоуправления, формально самостоятельные, фактически являются в нашей стране продолжением органов государственной власти.
В федеральном законодательстве также не прописаны статус, обязанности и гарантии муниципальных депутатов. Регионы вынуждены принимать соответствующие законы на своем уровне. Но эти законы сильно отличаются друг от друга. В итоге у муниципальных депутатов в Уфе, в Калининграде и на Камчатке оказываются совершенно разные права и обязанности.
- С этими и многими другими проблемами борется Окружной консультативный совет по развитию местного самоуправления в Приволжском федеральном округе, - отметил Евгений Семивеличенко. - Совет вносит законодательные инициативы и предложения на федеральный уровень. В их числе есть и те, которые инициировал депутатский корпус Уфы. Вся эта наша совместная работа принесла определенный результат. Нас услышали. Услышал Президент России Владимир Путин, который, выступая с очередным Посланием Федеральному Собранию 13 декабря 2013 года, указал на дисбаланс между объемом ответственности и ресурсами муниципалитетов, на размытость полномочий местного самоуправления и муниципальных депутатов. Президент страны поставил задачу усовершенствовать законодательство в сфере местного самоуправления в 2014 году. И 15 апреля Госдума уже рассмотрела в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этом законопроекте учтены все установки главы государства по местному самоуправлению, особенно в части финансового укрепления органов местного самоуправления и их открытости для населения.
По степени значимости Евгений Семивеличенко сравнил Послание Владимира Путина за 2013 год с Жалованной грамотой Екатерины II.
- Это два наиболее ярких примера в истории нашей страны, когда глава государства провозглашает новые права и выгоды местного самоуправления и добивается фактического получения таких прав на местах, - считает Евгений Семивеличенко.
Сергей Лаврентьев затронул в ходе пресс-конференции другую проблему местного самоуправления. Это пассивность самого нашего населения.
- Само понятие местное самоуправление предполагает, что люди самостоятельно сообща решают вопросы местного значения в своем городе или селе, - сказал Сергей Лаврентьев. – И так действительно было в нашей стране еще в начале двадцатого века. Сейчас лишь 10 – 15 человек из сотни готовы принимать участие в местном самоуправлении. Речь о самом элементарном – провести собрание с жильцами дома, навести порядок в своем подъезде, дворе. Остальные ждут, когда кто-то придет и решит за них все вопросы. Но местное самоуправление начинается не в городском Совете, а в подъезде.
Картину, обрисованную Сергеем Лаврентьевым, подтверждают и данные социологического опроса, проведенного городским Советом Уфы. Так, 89% жителей Уфы, принявших участие в опросе, никогда не обращались со своими инициативами к муниципальным депутатам, а 56% уфимцев даже не знают о том, что в городе проводятся публичные слушания по бюджету и по градостроительству. Половина уфимцев считает, что за судьбу их города ответственны депутаты, чиновники, президент страны, то есть кто угодно, только не они сами. Другая половина считает, что судьба города все-таки находится в руках всех его жителей.
- Я с определенной долей скепсиса отношусь ко всем социологическим опросам, поскольку они, как правило, охватывают не всю исследуемую группу, а лишь ее часть, - сказал Евгений Семивеличенко. – Но в качестве вспомогательного материала данные таких опросов все же можно использовать. Тем более, что в данном конкретном случае они подтверждают те настроения в обществе, которые мы, депутаты, наблюдаем, общаясь непосредственно с жителями города, с нашими избирателями. Общество действительно в большинстве своем пассивно. И эта ситуация характерна не только для Уфы, она наблюдается по всей стране. Люди ждут, когда придет «дядя» и все за них сделает. Но под лежачий камень вода не течет.
По мнению Сергея Лаврентьева, такая пассивность сложилась у нас в годы Советской власти:
- Этот период истории отбил у людей желание участвовать в местном самоуправлении. В СССР власть все брала на себя и принимала все решения сверху. В итоге люди стали пассивны. Они привыкли рассчитывать на государство, как на высшие силы. Раскачать общество заново, воспитать сознательность и активность очень сложно.
Евгений Семивеличенко отметил, что способов участия в местном самоуправлении у тех же жителей Уфы достаточно. Это выборы и референдумы, публичные слушания по проекту бюджета, по застройке отдельных территорий. Большинство этих мероприятий просто не вызывают интереса у жителей города.
В Уфе создана удобная нормативно-правовая база для участия населения в управлении своим городом. В феврале прошлого года депутаты городского Совета утвердили Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа город Уфа. Но им пока никто не воспользовался. В апреле прошлого года было утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) на территории городского округа город Уфа. Людям дана возможность выстраивать жизнь своего микрорайона или двора так, как они хотят. И за целый год в городской Совет поступило только одно обращение о создании ТОСа – от жителей микрорайона Максимовка.
Пытаясь побороть пассивность в массах, депутаты городского Совета Уфы делают ставку на подрастающее поколение.
- Мы приходим в школы, общаемся с детьми, - сказал Евгений Семивеличенко. - Буквально накануне наш депутатский корпус организовал посвященные Дню местного самоуправления открытые уроки. Их провели в 24 школах 23 наших депутата.
В ходе пресс-конференции обсуждалась и проблема кадров в сфере местного самоуправления. Сергей Лаврентьев рассказал о том, как ведется подготовка соответствующих специалистов в БАГСУ, какие новые специальности появляются в вузе. Марина Долматова рассказала о процедуре формирования представительных органов местного самоуправления в Башкортостане.