Новости СоюзМаш России

24.12.2013

Информационный обзор прессы 24.12.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

24 декабря 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Портал машиностроения, 23 декабря 2013 год,СоюзМаш России перезаключил отраслевые соглашения

BezFormata.Ru, 23 декабря 2013 год,Свердловские «оборонщики» обсудили возможности кооперации с предприятиями Новоуральского промышленного кластера

Постсовет.RU, 23 декабря 2013 год, В Красноармейске будут утилизировать ракетные двигатели

Портал машиностроения, 23 декабря 2013 год, Саранскому экскаваторному заводу - 70 лет

Сообщения с аналогичным содержанием

23.12.2013.   Buildernet.ru
Саранскому экскаваторному заводу 70 лет!
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   Advis.ru - ИНФОЛайн (Санкт-Петербург)
Саранский экскаваторный завод, входящий в состав машиностроительно-индустриальной группы "Концерн "Тракторные заводы" - ОАО "САРЭКС" - в уходящем 2013 году отметил свое 70-летие.
Ссылка на оригинал статьи

Выборгские Ведомости, 23 декабря 2013 год,Возвращение зимнего времени в России отложили на весну

Сообщения с аналогичным содержанием

23.12.2013.   "NEWSru.com"
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   "Нефть России" - новости
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   DELFI (Литва) (ru.delfi.lt)
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   Gorod.lv
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   "RB7.Ru" (Новости Уфы и Башкортостана)
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

ExpertOnline, 23 декабря 2013 год,В полной боевой готовности

 

2.               Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 24 декабря 2013 года, Оружейник главного калибра //Умер Михаил Калашников

Росинформбюро, 24 декабря 2013 год, Концерн «Калашников» хочет модернизировать АК-74 для Минобороны

Известия, 24 декабря 2013 год, Индии и Бразилии предложат долю вГЛОНАСС

Российская газета, 24 декабря 2013 года, На боевой вахте // Крейсер "Александр Невский" поступил на флот

Российская газета, 24 декабря 2013 года, Шапка-ушанка ходячая // Военные начали получать новую полевую форму

 

3. Автомобилестроение.

 

Радио Август, 24 декабря 2013 год, В Интернете появилось первое изображение нового поколения седана Lada Priora

Ведомости, 24 декабря 2013 год, Выезжаем на компонентах

Ведомости, 24 декабря 2013 год,«Камазы» очистят Сирию

 

4. Авиастроение.

 

РБК, 24 декабря 2013 год, Ульяновск встал на крыло

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Портал машиностроения, 23 декабря 2013 год,СоюзМаш России перезаключил отраслевые соглашения

В пятницу, 20 декабря 2013 года, в Госкорпорации Ростех состоялось подписание сразу трех отраслевых соглашений между Союзом машиностроителей России и ведущими профсоюзными организациями страны. Документы касаются оплаты и охраны труда работников авиационной промышленности, промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии и машиностроительного комплекса. Со стороны работодателей соглашение было подписано президентом Союза и генеральным директором Госкорпорации Ростех Сергеем Чемезовым.

Срок действия существующих соглашений истекает в декабре 2013 года. Новые соглашения между работодателями и работниками заключены в третий раз. Они также рассчитаны на три года.

Соглашения предусматривают возможность активного участия представителей первичных профсоюзных организаций в управлении организациями, повышение доходов работников за счет роста производительности труда, выполнение мероприятий по улучшению условий труда на конкретных рабочих местах, осуществление взаимодействия по разработке новых профессиональных стандартов.

Как отметил Сергей Чемезов, заключение перечисленных соглашений послужит укреплению сложившегося социального партнерства в оборонно-промышленном комплексе, в сфере авиастроения и отечественном машиностроении в целом и реализации поставленных Президентом России задач по подъему промышленного производства, расширению кадрового потенциала промышленности.

Подписантом со стороны Союза машиностроителей России, объединяющего крупнейшие промышленные предприятия, выступил Сергей Чемезов, со стороны профсоюзных организаций - их лидеры, в частности, "Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу РФ" подписали председатель Ассоциации машиностроительных профсоюзов России, председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации Андрей Фефелов, председатель профсоюза машиностроителей Российской Федерации Николай Шатохин и председатель общественного объединения - "Всероссийский Электропрофсоюз" Валерий Вахрушкин.

"Отраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2014 - 2016 годы" со стороны работников подписал председатель Ассоциации оборонных профсоюзов России, председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев, а "Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации" - председатель Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности Николай Соловьев.

Союз машиностроителей Россиив соответствии с Трудовым кодексом РФ и ФЗ "Об объединении работодателей" уполномочен представлять стороны работодателей отечественного машиностроительного комплекса в постоянно действующей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. С 2008 года были заключены и действуют шесть отраслевых соглашений в различных сегментах отечественного машиностроительного комплекса.

 

BezFormata.Ru, 23 декабря 2013 год,Свердловские «оборонщики» обсудили возможности кооперации с предприятиями Новоуральского промышленного кластера

В минувший четверг в Новоуральске на базе ОАО «УЭХК» состоялось заседание Президиума Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области и Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России».

В ходе заседания «оборонщики» обсудили возможности кооперации с предприятиями Новоуральского промышленного кластера, а также ознакомились с продукцией предприятий – членов Ассоциации организаций атомной отрасли – ОАО «УЭХК», ООО «АМК УЭХК», ООО «Уралприбор», ООО «ННКЦ», ООО «Уральский завод газовых центрифуг», ООО «ИФ «Пионер».

Участники заседания отметили высокий уровень организации встречи, положительно отозвались о самой идее создания Ассоциации организаций атомной отрасли. Давая оценку потенциалу предприятий Новоуральского промышленного кластера, руководитель Союза оборонных предприятий Свердловской области Владимир Щелоков, в частности, сказал: «Сегодня, когда «оборонщики» представляют свою перспективу до 2020 года, и думают над тем, какой задел создать на будущее, определенно УЭХК и его «дочки» в этом процессе должны стать движущей силой».

«В Свердловской области мы впервые запускаем проект по поддержке промышленных предприятий, направленный на их модернизацию, - конкретизировал перспективы сотрудничества заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Сергей Сарапулов. - И, основываясь на потенциале УЭХК, должны посмотреть, какие инновационные проекты можно реализовать и как при этом задействовать механизмы господдержки. Чтобы выйти на выполнение поставленных Президентом России задач – по созданию высокотехнологичных рабочих мест и по выходу на новые рынки. В этом плане как раз у комбината есть все предпосылки: кадровый потенциал, лабораторная и производственная базы, а также свободные площади, позволяющие разместить наукоёмкие производства».

Подводя итог этой большой встрече, генеральный директор ОАО «УЭХК» Александр Белоусов резюмировал: «Оборонная сфера – это новый рынок для комбината. Но обладая высокими компетенциями и потенциалом предприятий Ассоциации, мы хотим участвовать в модернизации оборонной отрасли. Мы всерьез нацелены на эту миссию».

 

Постсовет.RU, 23 декабря 2013 год, В Красноармейске будут утилизировать ракетные двигатели

Александр Вагин, директор казенного предприятия «НИИ «Геодезия» (г. Красноармейск), рассказал о создании на их полигоне центра по испытаниям и утилизации крупногабаритных двигателей твердотопливных ракет различного назначения. В их числе он указал ракеты типа «Точка-У», «Искандер» и «Тополь». Об этом он сообщил участникам совместного совещания Экспертного совета при Комитете Госдумы по развитию ОПК и Комитета по оборонной промышленности Союза машиностроителей России. В совещании также участвовали представители Минпромторга РФ, Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», ОООР «Экосфера», руководителей предприятий и заинтересованных структур, и СМИ. Объект 103 представляет собой сооружение из нескольких масштабных зданий и устройств. По словам директора института, объект представляет собой стенд для огневых испытаний (прожигов) твердотопливных ракетных двигателей, которые используются в качестве первых ступеней ракет.

Он отметил, что при испытании двигателей и их утилизации используется, по сути, одна и та же технология. Объект будет обладать высокой степенью экологической безопасности. Для защиты от последствий возможного взрыва двигателя толщина железобетонных стен основного здания составляет 2 м. Для обезвреживания продуктов сгорания твердого топлива используется 460 т воды, которая очищается и используется в замкнутом технологическом цикле. Он обеспечивает снижение температуры выхлопных газов от 3000 град. до 90 град. Цельсия, а также утилизацию около 20,5 т вредных веществ и газов при испытаниях одного двигателя. Объект принадлежит Роскосмосу и в 2014 г. планируется оснастить его автоматизированной системой управления и начать практическую эксплуатацию.

Как пояснил Вагин, в день на этом объекте может испытываться (утилизироваться) до 2 твердотопливных двигателей для ракет типа «Тополь». Директор НИИ «Геодезия» продемонстрировал представителям СМИ объекты утилизации боеприпасов калибра 76-152 мм методом гидрокавитационного вымывания взрывчатых веществ из снарядов. По его словам, для этого используется инертный состав, а сам процесс утилизации полностью автоматизирован и проходит в безопасном для окружающей среды, в том числе и от взрыва, здании. «Здесь используется полностью отечественное оборудование», - сказал Вагин. Он отметил, что при полном напряжении институт способен утилизировать до 200 тыс. т боеприпасов таким способом.

Однако главное направление деятельности НИИ заключается в разработке безопасных технологий, а не в их практической реализации. По словам Вагина, стоимость утилизации одного крупнокалиберного боеприпаса составляет около 2,5 тыс. рублей, при том, что производство нового - 17-22 тыс. рублей. На открытой площадке утилизации боеприпасов методом подрыва присутствующим продемонстрировали подрыв боеприпаса, массой около 140 кг взрывчатого вещества, эквивалентного 300 кг тротила. Такой способ является вынужденным и используется в случаях, когда боеприпас невозможно утилизировать другим способом, или невозможно его перемещать. В завершение Вагин рассказал о деятельности ФКП «НИИ «Геодезия», которое является испытательным боеприпасным полигоном оборонно-промышленного комплекса России. С апреля 2012 г. предприятие имеет статус базового учебно-методического полигона сил специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. ФКП «НИИ «Геодезия» обеспечивает полный комплекс испытаний артвооружения и боеприпасов всех калибров и назначения для ВВС и СВ, а также твердотопливных ракетных двигателей на всех этапах жизненного цикла от разработки, серийного производства, продления сроков служебной пригодности до утилизации. Кроме того, предприятие активно ведет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. ФКП «НИИ «Геодезия» является одним из крупнейших действующих полигонов отрасли промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии.

 

Портал машиностроения, 23 декабря 2013 год, Саранскому экскаваторному заводу - 70 лет

Саранский экскаваторный завод, входящий в состав машиностроительно-индустриальной группы "Концерн "Тракторные заводы" - ОАО "САРЭКС" - в уходящем 2013 году отметил свое 70-летие. Руководство предприятия собрало в канун Рождества, 19 декабря, в Национальном драматическом театре столицы Мордовии сотни гостей, самыми почетными из которых стали ветераны завода, заслуженные машиностроители России, стоявшие у истоков создания прославленного предприятия страны.

По словам президент "Тракторных заводов", члена Бюро Центрального Совета "Союза машиностроителей России" Михаил Болотин "ОАО "САРЭКС" - один из крупнейших отечественных производителей техники сельскохозяйственного и коммунального назначения". "Уверен, что еще долгие годы высокопрофессиональный коллектив саранского экскаваторного завода, сохраняя добрые традиции, будет увеличивать темпы производства и объемы выпуска неизменно качественной и надежной российской техники, - подчеркнул в своем обращении к коллегам глава машиностроительно-индустриальной группы. - Желаю всем неиссякаемой энергии, успехов во всех начинаниях, оптимизма, мира и стабильности, плодотворной работы, доброго здоровья, счастья и благополучия, надежных партнеров, благодарных клиентов и верных друзей!".

В свою очередь исполнительный директор ОАО "САРЭКС" Владимир Клюжев отметил: "У нас переходный период - ведь перед предприятием стоит достаточно сложная задача по освоению новой техники. Мне ясно, что коллектив с поставленными задачами справится в короткие сроки и на долгие годы обеспечит себя работой".

Тему перспективы развития завода поддерживает вице-президент "Тракторных заводов" по стратегическому альянсу Вадим Калабашкин: "Преодоление трудностей заложено в генах заводчан. Упорство им пригодиться, ведь завод стоит на пороге нового витка развития. Сегодня лучшие конструкторы инжиниринговой компании МИКОНТ из Кургана и Владимира находятся на заводе ради того, чтобы в 2014 году поставить на серийное производство новую машину. Она позволит САРЭКС занять достойное место в машиностроительном комплексе России".

"Это очень важный праздник для нас, ветеранов предприятия, - говорит ветеран завода Виктор РАДУЕВ. - САРЭКС долгие годы был для меня огромной семьей. И торжество в честь 70-летия стало прекрасной возможностью пообщаться с коллегами и друзьями. Горжусь нашим Саранским экскаваторным заводом. Объемы продукции у отечественной отрасли по объективным причинам, конечно, сейчас не те, что ранее. Но сегодня САРЭКС модернизируется, развиваться, выпускает новые виды продукции, в том числе погрузчики МКСМ, колесные тракторы АГРОМАШ".

История ОАО "САРЭКС" начинается в 1943 с образования мотороремонтного завода, предназначенного для восстановления двигателей грузовых автомобилей, пострадавших на фронте. После окончания войны завод продолжал заниматься ремонтом двигателей, выпускал различное сельскохозяйственное оборудование. Постановлением правительства № 69 от 5 мая 1959 года мотороремонтный завод преобразовали в Саранский экскаваторный завод. ОАО "САРЭКС" В 1996 году "Саранский экскаваторный завод" преобразован в открытое акционерное общество "САРЭКС" В 2009 году предприятие переходит под управление машиностроительно-индустриальной группы "Концерн "Тракторные заводы".

На сегодняшний день саранским экскаваторным заводом выпускаются мини-погрузчики ЧЕТРА МКСМ 800А, колесные тракторы АГРОМАШ 30ТК, 50ТК, 60ТК и 85ТК сельскохозяйственного и коммунально-строительного назначения, самоходные шасси АГРОМАШ 30СШ, 50СШ, экскаватор с челюстным погрузчиком ЭО 2626, несколько специальных машин и широкий спектр сельскохозяйственного навесного оборудования: плуги, культиваторы, бороны дисковые.

Отметим, что удобство логистических путей, равноудаленность расположения от поставщиков компонентов, а также конечных потребителей, благоприятный инвестиционный климат Мордовии, наличие специализированной производственной площадки ОАО "САРЭКС" повлияли на принятие решения по созданию в г. Саранск Центра по производству техники и оборудования для нужд агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

Сообщения с аналогичным содержанием

23.12.2013.   Buildernet.ru
Саранскому экскаваторному заводу 70 лет!
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   Advis.ru - ИНФОЛайн (Санкт-Петербург)
Саранский экскаваторный завод, входящий в состав машиностроительно-индустриальной группы "Концерн "Тракторные заводы" - ОАО "САРЭКС" - в уходящем 2013 году отметил свое 70-летие.
Ссылка на оригинал статьи

 

Выборгские Ведомости, 23 декабря 2013 год,Возвращение зимнего времени в России отложили на весну

Россиянам могут вернуть зимнее время уже в первой половине 2014 года, дала понять депутат-эсер, член комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Красильникова. Таким образом, будущей осенью страна сможет вернуться в более близкий для нее режим, удобный зимой и практически незаметный летом. Ранее то же подтверждали другие источники в нижней палате, опровергая домыслы о том, что закон успеют принять до Олимпиады в Сочи.

Красильникова выразила надежду, что после победы отечественной сборной на этих Играх «еще одним подарком для россиян станет принятие закона о зимнем времени», возможно, в рамках весенней сессии Госдумы. Официально она откроется 14 января. Олимпиада же стартует 6 февраля и завершится 23-го.

Как рассказала депутат, в комитет по здравоохранению поступает много жалоб на хроническое недосыпание и усталость. Люди вынуждены в постоянной темноте вставать по утрам и добираться до работы. Особенно страдают дети, которым зимой приходится просыпаться до восхода солнца и начинать занятия в детском саду или школе, когда организм по сути еще спит, отметила она.

Член комитета обратила внимание на предупреждения врачей о том, что отставание от биоритмов ведет к травмам и проблемам с сердцем. Урон здоровью человека наносится колоссальный, тогда как экономия электроэнергии  а именно с этой целью в более чем 100 странах дважды в год переводят стрелки часов  в России не такая уж существенная, добавила Ольга Красильникова, ссылаясь на данные специалистов.

Впрочем, что бы ни говорили медики и общественники, среди россиян нет общего мнения о том, в каком времени лучше. Так, октябрьский опрос ВЦИОМ показал, что сторонники и противники установления «вечной зимы», а также те, кому этот вопрос безразличен, разделились поровну (30%, 30% и 33%, соответственно).

С другой стороны, резко снизилось число тех, кто еще пару лет назад приветствовал переход в нынешний режим постоянного летнего времени. Если в 2011 году их было 73%, то в 2013-м осталось только 32%.

Напомним, Россия живет по летнему времени как раз с 2011 года, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об отмене «зимнего» перевода стрелок. Он объяснил, что световой день теперь продлится, а люди избавятся от стрессов и заболеваний, связанных с адаптацией к переводу часов. Он добавил, что о таком решении его неоднократно просили сами россияне.

Однако, как видно, выгод отказа от зимнего времени граждане не заметили, так что с возвращением в Кремль Владимира Путина медведевское нововведение быстро потеряло актуальность. 20 сентября 2013 года депутат от путинского Общероссийского народного фронта во фракции «Единой России» Владимир Гутенев внес в Госдуму законопроект о возврате зимнего времени. Причем в качестве аргумента против постоянного летнего времени он привел «снижение любвеобильности российских мужчин», которое беспокоит андрологов и «серьезно раздражает прекраснейшую половину нашей страны».

Пока до конца не ясно, вернется ли Россия к переводу часов дважды в год, как было раньше, или же навсегда останется в зимнем времени. Многие считают второй вариант более вероятным.

Сообщения с аналогичным содержанием

23.12.2013.   "NEWSru.com"
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   "Нефть России" - новости
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   DELFI (Литва) (ru.delfi.lt)
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   Gorod.lv
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

23.12.2013.   "RB7.Ru" (Новости Уфы и Башкортостана)
Возвращение зимнего времени в России отложили на весну
Ссылка на оригинал статьи

 

ExpertOnline, 23 декабря 2013 год,В полной боевой готовности

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Новгородской области - это больше десятка предприятий, выполняющих гособоронзаказ. Из 127 млрд рублей стоимости отгруженных в 2012 году товаров, выпущенных в обрабатывающих отраслях промышленности региона, на долю ОПК приходится больше 5%. При этом отрасль стагнирует, а оборонные заказы убыточны Новгородские оборонщики надеются, что вице-премьер Дмитрий Рогозин поможет решить обострившиеся проблемы

Руководители областных предприятий ОПК готовятся к разговору с куратором отрасли вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным - встреча должна пройти в Петербурге в феврале будущего года. В преддверии ее оборонщики собрались на местное совещание с участием главного федерального инспектора Новгородской области Алексея Карманова, чтобы сформулировать назревшие проблемы.

Основной их причиной собравшиеся признали планирование Министерства обороны РФ. Например, головное предприятие ОПК региона «НПО «Квант»», по планам Минобороны, должно было выпустить в 2012 году четыре станции наземного базирования, в 2013-м - шесть, в 2014-м и 2015-м - по две. По мнению генерального директора предприятия, руководителя регионального отделения Союза машиностроителей России Геннадия Капралова, планирование от максимума к минимуму - экономический нонсенс, сказывающийся на качестве: чтобы запустить новое изделие, нужно подготовить производство, кадры и т.д. У завода такой возможности не было (поджимали сроки, работали без выходных), гособоронзаказ выполнен - а министерство не приняло продукцию в войска. Поставщик был

вынужден привезти новую технику в поле, где ни обслуживать, ни использовать ее некому. «Квант» выступал с предложением, чтобы в заводских приемо-сдаточных испытаниях новой техники участвовали ее будущие экипажи из войсковых частей, но Минобороны его отвергло, как и идею создания на предприятии учебного класса для подготовки специалистов, которым предстоит управлять новейшими оборонными комплексами.

Еще один источник проблем - система ценообразования Министерства обороны. При прежнем министре от сметной стоимости завода-изготовителя без объяснений отрезали 30-40%. Иногда на столько же сокращалась и стоимость изделия, согласованная с департаментом цен. Так, по словам Геннадия Капралова, произошло с наземной станцией, на которую госзаказ был объявлен в 2012 году, а конкурсная цена формировалась годом раньше. Пройдя все министерские «фильтры», цена упала с утвержденных департаментом 450 млн рублей до 308 млн. «Кванту» пришлось выбирать одно из двух: либо остаться без работы (то есть без заказа), либо сделать станцию себе в убыток. Выбрали второй вариант, и теперь проблема усугубилась: цена 308 млн рублей стала базовой - теперь Минобороны только ее берет за основу, увеличивая стоимость изделия на дефлятор.

Не назовешь партнерскими и отношения региональных предприятий ОПК с ОАО «РЖД». С тех пор как доставку изделий по гособоронзаказу в войсковые части возложили на производителей (прежде этим ведало Минобороны), все они встали в один ряд просителей железнодорожных платформ. Ждать приходится два-три месяца, доставка до места - еще месяц. «Вот и пришлось заказывать у белорусских авиаперевозчиков самолет за 7 млн рублей - российские за перелет до Хабаровска просили 22 млн», - рассказывает Геннадий Капралов, добавляя, что цена транспортировки военной техники не вошла в стоимость заказа.

Сложности у оборонщиков и с поставщиками комплектующих. Например, головной компании «Квант» для выпуска изделий требуется не менее 15 тыс. комплектующих, авиаремонтному заводу - 123. При этом в одной партии микросхем, транзисторов и конденсаторов не найти изделий со стабильными техническими параметрами, соответствующими их техническим характеристикам, а ввести на заводе входной контроль невозможно.

Все эти проблемные вопросы руководство новгородских предприятий ОПК намерено адресовать Дмитрию Рогозину.


2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 24 декабря 2013 года, Оружейник главного калибра //Умер Михаил Калашников

Вчера на 95-м году жизни после продолжительной болезни скончался легендарный конструктор-оружейник, Герой России Михаил Калашников. По предварительным данным, он будет похоронен 25 декабря. Место похорон выберут его родственники.

В последний раз Михаил Калашников попал в реанимационное отделение Республиканского клинико-диагностического центра Минздрава Удмуртии 17 ноября из-за резкого ухудшения состояния здоровья: по словам министра здравоохранения Удмуртии Владимира Музлова, у него было диагностировано желудочное кровотечение. Он был прооперирован, и с того момента медики оценивали его состояние как стабильно тяжелое. Вчера в 20:04 мск появилось официальное сообщение о его смерти.

Свои соболезнования родным и близким конструктора одним из первых выразил президент России Владимир Путин, видевшийся с Михаилом Калашниковым в последний раз 18 сентября этого года в Ижевске: тогда президент заехал домой к конструктору, чтобы поздравить с наступающим Днем оружейника (отмечается в России 19 сентября).

Созданный Михаилом Калашниковым 65 лет назад, в 1940-е, 7,62-мм автомат был быстро принят на вооружение, и в Ижевске был быстро начат его массовый выпуск – советские, а затем и российские вооруженные силы получили оружие, ставшее впоследствии одним из символов страны.

По словам заместителя главкома сухопутных войск РФ в 1994-1995 годах генерал-полковника запаса Эдуарда Воробьева, "автомат Калашникова был революцией в стрелковом деле, а модернизация этого изделия делала его год от года все лучше". Автомат был безотказен и незаменим. "Погодные условия в первую чеченскую кампанию были безобразные,– вспоминает генерал Воробьев.– Но автомат вел себя безупречно, он мог быть полностью в воде, и его достаточно было куском портянки протереть, чтобы он сбоев и осечек не давал. А можно было и без этого обойтись".

Михаил Калашников был интересным и отзывчивым человеком, прожившим скромную жизнь, вспоминает еще один генерал-полковник – Юрий Букреев: "Он никогда не кичился своими изобретениями, хотя именно их появление кардинальным образом повлияло на тактику и форму ведения боевых действий – все до единого в армии вооружены его автоматом".

"Он не просто легендарный, он гениальный конструктор, который создал непревзойденное автоматическое оружие,– сказал вчера "Ъ" вице-премьер Дмитрий Рогозин.– Он поддержал мое намерение создать концерн "Калашников", и я сделаю все, чтобы его школа сохранилась".

Автомат Калашникова был и остается востребованным. Уже в 2000-е, и в Ираке, и в Афганистане – он все так же безотказен и незаменим. Автомат поставлялся и продолжает поставляться практически в половину стран мира. Спустя 65 лет он по-прежнему в строю и будет оставаться в нем еще долго.

Есть много всемирно известных марок российского оружия: "МиГ" и "Су", С-300 и Т-55. Но с АК-47, с "калашниковым" поставить рядом в мире можно разве что бренд "Гагарин". Не говоря о том, что ни "МиГи", ни С-300 не продаются в оружейных магазинах США. Здесь "калашникову" не было и нет равных. Он стал мировым оружием.

По предварительным данным, похороны Михаила Калашникова состоятся 25 декабря, а его память будет увековечена в его родном селе Курья Алтайского края. Место похорон выберут его родственники.

 

 

Росинформбюро, 24 декабря 2013 год, Концерн «Калашников» хочет модернизировать АК-74 для Минобороны

По словам генерального директора концерна Константина Бусыгина, окончательное решение о дальнейшей судьбе АК-74 будет приниматься заказчиками и Рособоронэкспортом.

Концерн «Калашников» планирует модернизировать автоматы АК-74 для Министерства обороны, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор концерна Константин Бусыгин.

Ранее вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что Минобороны РФ будет менять три старых автомата Калашникова на один новый, но по поводу дальнейшего использования устаревших автоматов конкретики не было. Рогозин предполагал, что это оружие можно в рамках военно-технического сотрудничества передавать зарубежным партнерам.

«Сейчас мы ведем большое количество опытно-конструкторских работ для различных ведомств надеемся начать модернизацию АК-74 для Министерства обороны России», — сказал Бусыгин.

Генеральный директор «Калашникова» не исключает и других вариантов развития событий вокруг этой модели автомата. По его словам, окончательное решение, в том числе и в случае экспорта АК-74, будет приниматься заказчиками и Рособоронэкспортом.

«На данный момент обсуждаются разные варианты: поставлять инозаказчику имеющиеся боеспособные АК-74, модернизировать АК-74 до АК-74М и поставить их на экспорт, или же поставлять новые автоматы АК-74М. Есть еще один вариант — переделывать АК-74 в гражданские образцы и массо-габаритные макеты», — пояснил Бусыгин.

 

Известия, 24 декабря 2013 год, Индии и Бразилии предложат долю вГЛОНАСС

В правительстве всерьез рассматривают вопрос формирования широкого международного консорциума в интересах развития и внедрения российской навигационной системы ГЛОНАСС в мировом масштабе. Как выяснили «Известия», среди рассматриваемых вариантов — не только предоставление консорциуму возможности внедрять технологии, но и передача прав собственности на спутниковую группировку.

Правительство уже поручило Роскосмосу готовить предложения по формированию международного консорциума по развитию и использованию ГЛОНАСС. Поручение было дано по итогам совещания у вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина, состоявшегося в ноябре этого года, сообщили «Известиям» в Роскосмосе. Сама идея консорциума принадлежит некоммерческому партнерству (НП) ГЛОНАСС. По словам главы этого предприятия Александра Гурко, предложение было сформулировано и доведено до куратора системы ГЛОНАСС в правительстве (то есть до Рогозина) еще летом. Осенью идея обсуждалась на совещании межведомственной рабочей группы по ГЛОНАСС, по результатам Роскосмосу было поручено готовить предложения.

Александр Гурко считает идею международного консорциума по ГЛОНАСС определяющей в плане дальнейшего развития системы:

— Даже при условии, что мы успешно запускаем все наиболее массовые проекты использования ГЛОНАСС в России — «ЭРА-ГЛОНАСС», «Тахографы», большегрузный транспорт — всё равно потенциальный рынок составит 2–3 млн девайсов в год, что мизер в сравнении с рынками других навигационных систем — GPS, Galileo и Beidou в особенности. То есть эффекта масштаба для конкуренции с существующими и будущими технологиями, оставаясь на внутреннем рынке, мы не достигаем. Из этого мы делаем вывод о необходимости выйти за пределы РФ — обеспечить глобальный рынок сбыта для ГЛОНАСС-технологий.

Предложения НП радикальны: как максимум они предлагают сформировать международный консорциум, акционерную компанию, которой бы Россия передала спутниковую группировку, права на технологии и полномочия по внедрению. Но, имея в виду, что ГЛОНАСС технология изначально военная и Минобороны может возражать против передачи спутниковой группировки международной организации, в НП предлагают рассматривать разные варианты.

— Конкретная форма консорциума требует серьезного анализа, потому что тут нужно идти от задачи, а задача заключается в том, чтобы страна-инвестор была сверхмотивирована развивать технологию ГЛОНАСС, — говорит Гурко. — Если для этого можно создать просто глобального сервис-провайдера, который будет отвечать за сбыт технологий, не давая доступ к самой технологии, это идеально. Если в процессе переговоров будет понятно, что инвестор не готов инвестировать в группировку, в систему, в центр управления, в сбыт, без более глубокого погружения в актив — значит, надо сотрудничать в уже более основательных формах.

Радикализм предложенных решений в НП объясняют серьезностью ситуации, в которой оказалась Россия, после того как развернула спутниковую группировку ГЛОНАСС. Идея состояла в том, что государство профинансирует создание инфраструктуры в космосе, а бизнес заработает на наземных применениях.

Все масштабные госпрограммы, направленные на оснащение ГЛОНАСС-оборудованием всего муниципального транспорта, а в перспективе и всех автомобилей вообще, по сути направлены на формирование национального рынка телематических услуг, где наши производители могли бы наработать компетенции и с этим заделом становиться игроком международного класса.

В реальности пока все идет не так, как задумано: российские чипсеты уже фактически вытеснены с рынка телематического оборудования, который на 90% освоен западными производителями. А экспорт ГЛОНАСС-технологий даже не начинается: за три года работы в Индии дочерняя компания «НИС-ГЛОНАСС», крупнейшего российского игрока навигационных систем, не смогла заключить ни одного контракта на поставку услуг в этой стране.

— Сейчас уже понятно, что эволюционным путем на рынки Индии и Латинской Америки выйти мы не успеваем: для этого нужны десятилетия, — говорит Гурко. — Тогда как новые конкуренты ГЛОНАСС — Galileo и Beidou — появятся на коммерческом рынке в 2015–2017 годах. Единственный способ развития современных глобальных массовых технологий в нашем мире это именно максимальное количество вовлеченных участников.

Ключевой вопрос — с кем Россия могла бы сформировать консорциум по ГЛОНАСС.

— Мы распределили страны по приоритетности — в первую очередь те государства, где ГЛОНАСС может быть востребован и по геополитическим мотивам, — поясняет глава НП. — В консорциум мы могли бы пригласить Индию, Казахстан, Бразилию, Южную Корею и еще несколько стран.

Перечисленные государства традиционно называются среди приоритетных рынков для ГЛОНАСС-технологий, за исключением разве что Южной Кореи. С Казахстаном заключено соглашение по участию в проекте «ЭРА-ГЛОНАСС». Речь о привлечении Индии в качестве стратегического партнера по развитию ГЛОНАСС заходила несколько раз на самом высоком уровне. В 2007 году на тот момент министр обороны Сергей Иванов заявлял, что Индия готова участвовать в развитии ГЛОНАСС, предоставив ракеты для запуска спутников и оказав помощь в разработке новых космических аппаратов для навигационной системы. В 2011 году, уже будучи вице-премьером, Иванов сказал: «Россия рассчитывает, что Индия станет ведущим партнером страны в сфере коммерческого использования отечественной навигационной системы ГЛОНАСС».

— В начале нулевых с Индией было заключено как рамочное соглашение по использованию ГЛОНАСС, так и конкретные договоры, которые оказались нереализуемыми, — говорит информированный источник в Роскосмосе. — Было соглашение, что они помогут нам разработать «Глонасс-К», половина группировки будет индийской, половина российской. В тех условиях такие соглашения могли заключаться от безысходности, надо было спасать систему. Потом появилась ФЦП ГЛОНАСС и идеи совместного создания навигационной системы отошли на второй план. Просто потому что у нас самих появились деньги.

По словам Гурко, в начале 2000-х годов Индия сама активно предлагала инвестиции в ГЛОНАСС российскому правительству:

— Я встречался с директором индийского космического агентства тех лет, который в то время был руководителем. Он выражал недоумение, почему Россия тогда отказалась от инвестиций. Потому что совершенно очевидно, что следом за этими инвестициями появилась бы мотивация открыть для ГЛОНАСС новый огромный рынок сбыта, выстроить соответствующее техническое регулирование на индийском рынке.

В компании «НИС ГЛОНАСС», имеющей не самый успешный опыт освоения индийского рынка, предупреждают, что надежды завоевать рынки других стран теми же методами, что и российский, могут не оправдаться. В компании говорят, что если у нас распоряжения об оснащении тем или иным оборудованием отдает правительство, то в Индии нет такой практики, и вопросы, связанные с внедрением навигационных систем, находятся в руках частных компаний.

— Наличие различных консорциумов, организаций, совместных предприятий само по себе не является гарантом продвижения российских интересов на иностранные рынки, — резюмирует начальник пресс-службы НИС Татьяна Кулешова. — Возможность продвижения российских компаний в Индии будет зависеть от того, как организован консорциум.

Производители оборудования идею формирования международного консорциума воспринимают со сдержанным оптимизмом.

— Если власти договорятся о внедрении ГЛОНАСС-технологий в Индии, Бразилии, застолбят для нас эти рынки, мы, разумеется, туда придем, — говорит Анатолий Коркуш, гендиректор компании «ГеоСтар Навигация», выпускающей навигационные приемники. — Американцы шли к господству GPS долгие годы, популяризируя свою систему. А у нас сейчас есть временное преимущество перед Beidou и Galileo, которые пока не запустились. Поэтому сегодня любая популяризация ГЛОНАСС положительна — ведь чем шире применение российской системы, тем больше потенциальный рынок для нас, коммерческих производителей. Все крупные западные вендоры уже выпустили микросхемы с ГЛОНАСС, так что мы можем считать нашу технологию признанной в мировом масштабе. Нужно расширять ее влияние за пределы Таможенного союза.

Разговоры о широком привлечении партнеров по ГЛОНАСС вернулись на высокий уровень обсуждения, как только наметилось урезание госрасходов. По словам представителей Роскосмоса, речи о пересмотре ФЦП нет, но в то же время Минфин сумел настоять, чтобы расходы по ФЦП на 2012–2014 годы были фактически заморожены на уровне 2011 года — это означает годовой бюджет в 19,3 млрд рублей плюс дефлятор. То есть по факту уже сейчас финансирование ГЛОНАСС идет с отставанием от паспорта программы.

В случае ухудшения общеэкономической ситуации и снижения финансирования ГЛОНАСС на более ощутимом уровне произойдет то, что описал прежний руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин в письме Владимиру Путину в августе прошлого года (тогда речь также шла о сокращении бюджета): «Предлагаемое Минфином ресурсное обеспечение приведет к деградации орбитальной группировки ГЛОНАСС к 2016–2018 годам до уровня 10 космических аппаратов, задержке развертывания новых аппаратов «Глонасс-К». Потребители утратят возможность непрерывного определения своего местоположения, доверие к системе со стороны мирового сообщества будет утрачено».

Член экспертного совета Открытого правительства Сергей Недорослев считает, что  успешная реализация идеи консорциума позволит снизить зависимость системы ГЛОНАСС от бюджета за счет возможных вкладов сторон:

— Привлечь в такой консорциум один только Казахстан уже будет большой удачей, а заключить технологический союз подобного рода с Индией и Бразилией это просто триумф. Тогда ГЛОНАСС получит возможность надолго закрепиться в качестве глобальной технологической платформы. Безусловно, многое будет зависеть от позиции Минобороны, которому по идее должен принадлежать ГЛОНАСС. Но мы уже знаем примеры, когда в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами, с той же Индией, партнерам гарантировали сигнал ГЛОНАСС военного уровня, то есть точный и надежный в любой ситуации.

По мнению собеседника «Известий» в общественном совете при Минобороны, прежнее руководство, то есть Анатолий Сердюков, наверняка приветствовало бы идею консорциума, позволяющего снизить расходы. Новое командование, по его словам, ведет себя более консервативно и его реакцию предсказать сложно.

— Решая подобные вопросы, первое, что нужно России, — это определиться с моделями национальной и международной безопасности в наступившем веке, — говорит Леонид Ивашов, ранее возглавлявший Главное управление международного сотрудничества Минобороны. — И посмотреть, кто будет стоять на позициях России в соблюдении международного мира, способствовать повышению влияния нашей страны. Военный космос — это безопасность, и в этом плане Индия должна быть нашим важнейшим партнером, в том числе в части ГЛОНАСС. Это может положить начало созданию коалиции стран, с которыми мы смогли бы совместными усилиями решать и другие вопросы военной космонавтики.

Свои предложения по формированию консорциума Роскосмос должен представить в правительство до февраля 2014 года.

 

Российская газета, 24 декабря 2013 года, На боевой вахте // Крейсер "Александр Невский" поступил на флот

Вчера президент по видеосвязи выслушал доклад министра обороны Сергея Шойгу из Северодвинска. Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Александр Невский" принят в боевой состав Военно-Морского флота, сообщил Шойгу.

"За вашей спиной вижу моряков, - поприветствовал министра глава государства. - Хочу всех поздравить с серьезным пополнением новым атомным ракетоносцем". Это событие очень важное не только для флота, но и для всей страны, подчеркнул он. "В некоторых ядерных державах весь атомный арсенал состоит из четырех атомных подводных лодок, а это крупные страны, ведущие страны с точки зрения обеспечения обороноспособности", - сказал президент.

"Мы сейчас принимаем абсолютно новый, современный, совершенный атомный ракетоносец, - заявил Владимир Путин. - Это изделие длительного цикла изготовления. Корабль был заложен еще в 2004 году. Помню, как он строился, дважды бывал во время стройки на этом крейсере. Знаю, какая это большая и сложная работа".

"Техника такого класса должна сформировать основу морской составляющей нашей ядерной триады", - подчеркнул глава государства. Он напомнил: в январе в состав ВМФ была принята головная подводная лодка проекта "Борей" - "Юрий Долгорукий". И вот теперь последовал "Александр Невский" - первый серийный корабль этого проекта.

Завершается строительство второй серийной лодки - "Владимир Мономах". "В будущем году она также должна заступить на боевую вахту", - отметил Путин. Всего до 2020 года на вооружение Военно-Морского Флота должно поступить восемь ракетоносцев "Борей" и "Борей-А". "Тем самым мы полностью обновим морскую составляющую ядерных сил Российской Федерации", - заключил глава государства.

"Помимо этого до 2020 года в состав флота должны войти восемь многоцелевых атомных подводных лодок проекта "Ясень". Создание "Севмашем" головного корабля "Северодвинск" практически завершено. Будут строиться и многоцелевые неатомные подводные лодки. Продолжится развитие береговой инфраструктуры, что очень важно", - продолжил Владимир Путин.

Флот должен быть мобильным, эффективным, способным надежно защитить страну, сказал президент. "Не сомневаюсь, что если мы будем действовать таким же образом, как это было и идет в отношении атомных ракетоносцев, то мы эту задачу, безусловно, выполним", - уверен он. "Будьте достойны славы великих защитников земли Русской", - пожелал он экипажу.

"На крейсере поднят Андреевский флаг. Корабль передан Военно-Морскому флоту. Начат его ввод в состав сил постоянной готовности", - доложил по видеосвязи Шойгу. Он также сообщил о передаче Сирии техники для вывоза и утилизации химического оружия. "Всего за три дня - с 18 по 20 декабря - на аэродром Латакия воздушным транспортом было перевезено 75 единиц автомобильной техники, из них 50 "Камазов" и 25 бронированных машин "Урал". Кроме того, поставлено и другое имущество, - рассказал министр. - Это цистерны для воды, это полевые кухни, это армейские палатки для обслуживания всего контингента, который будет заниматься транспортировкой и утилизацией".

Выполнено 38 авиарейсов. "Летчики со своими задачами справились успешно, оперативно действовали и наземные службы, - закончил доклад глава военного ведомства. - Доставка груза осуществлена строго в соответствии с планом. В настоящее время передача материальных средств сирийской стороне завершена".

Владимир Путин также обещал уделить особое внимание укреплению соцгарантий военнослужащих, прежде всего обеспечению постоянным жильем. Он напомнил, что программа должна завершиться в ближайшие дни и недели.

Президент также подписал большой блок законов. В частности, они касаются прозрачных урн для голосования, проверок местных властей, более широкого использования флага и гимна, борьбы с "резиновыми квартирами" и отпечатков пальцев в загранпаспортах. Владимир Путин также наделил ФСБ дополнительными полномочиями для противодействия угрозам информационной безопасности и отнес к гостайне сведения о деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите. Кроме того, он ужесточил ответственность за незаконный оборот алкоголя.

Кроме того, глава государства учредил юбилейную медаль к 70-летию победы в Великой Отечественной войне и подписал большой указ по госнаградам.

В списке награжденных - глава РАН Владимир Фортов, специальный представитель главы государства по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, актер Василий Лановой и худрук "Современника" Галина Волчек.

Владимир Путин назначил ответственным секретарем президиума Совета по противодействию коррупции руководителя антикоррупционного управления Кремля Олега Плохого.

 

Российская газета, 24 декабря 2013 года, Шапка-ушанка ходячая // Военные начали получать новую полевую форму

Армию начали массово переодевать в новую полевую форму, доработанную с учетом пожеланий солдат-офицеров и рекомендаций министра обороны Сергея Шойгу.

Ее базовый всесезонный комплект, состоящий из 19 предметов, учитывает специфику службы в различных видах и родах войск, климатических зонах и периодов использования.

Форму доработали таким образом, что она меняется даже в зависимости от того, предстоит в ней солдату бегать по полигону (активная фаза использования) или сидеть в учебном классе (пассивная фаза). Для каждого конкретного дня или занятия набор элементов "полевки" стал различным. Комфортное самочувствие солдат и офицеров в жару и холод обеспечивает многослойность формы. Речь - не только в совмещении тканей и утеплителей, но и о возможности использования при повседневной носке разнообразных предметов военного гардероба. Они не только предохранят военнослужащего от температурных перепадов, но и сыграют защитную роль. 

Что принципиально нового появилось в базовом обмундировании солдат и офицеров? Начнем с головных уборов. Главное внимание обращает на себя шапка. Она теперь с длинными "ушами", которые в опущенном виде удобно крепятся на липучках под подбородком. У военных есть возможность делать из переднего клапана шапки солнцезащитный козырек. Причем на тулье имеется дубликат кокарды, так что перемещать ее с места на место не требуется. На шапке используется искусственный мех. Но в отличие от прежней жесткой щетины, царапающей щеки и подбородок, он мягче и по фактуре напоминает натуральную цигейку темно-зеленого цвета.

Есть серьезные изменения в демисезонном костюме. Его отложной воротничок при помощи все тех же "липучек" можно превратить в воротник-стойку. Подшивать эту форму теперь не надо, а чтобы она не натирала солдатам и офицерам шею, министр обороны рекомендовал выше поднять ворот на защитной футболке. Это пожелание Шойгу разработчики и производители полевого комплекта, разумеется, учли. 

Среди других новинок в костюме - молния на куртке, заменившая пуговицы. А еще - сменные тканевые планки с фамилией и инициалами военнослужащего, указание вида и рода войск, в котором он служит. Они изготавливаются в двух видах: с желтой надписью -для повседневной носки, и камуфлированной - для полевых занятий.  Крепятся планки с помощью "липучек" на клапанах нагрудных и боковых карманов. Такими же сменными и двухцветными являются  планки с эмблемами вида или рода войск. Их место - на углах отложного воротника куртки.

Что же касается погон, то их еще год назад вернули на привычное место - плечи военнослужащего. На погоны теперь надевают полоски материала со знаками различия. Звездочки и лычки со временем сделают вышитыми либо пластиковыми. Но пока военным придется носить металлические знаки различия.

Так называемую многослойность формы, в том числе, обеспечивают совершенно новые элементы. В частности, флисовая куртка, куртка-ветровка, ветро- водозащитный костюм с проклеенными швами и специальной мембраной, а также утепленный жилет и регулирующийся по размеру шарф-нагрудник. Стоит также упомянуть шлем-маску для морозной и ветряной погоды. В развернутом виде она напоминает головной убор полицейского ОМОНА, а в собранном превращается в спортивную шапочку. Что же касается обуви, то в гардеробе военнослужащего ее теперь три пары. Разработчики утверждают, что в зимних берцах солдатам и офицерам будут нипочем даже  40-градусный мороз.

В отличие от предыдущего комплекта образца 2010 года, предполагается, что новый костюм солдаты будут носить не год, а три. Перед увольнением в запас с этой формой солдату придется расстаться. Комплект обработают в химчистке, а затем при необходимости выдадут новому хозяину.

 

 

3. Автомобилестроение.

 

Радио Август, 24 декабря 2013 год, В Интернете появилось первое изображение нового поколения седана Lada Priora

По предварительным данным, новая "Приора" выйдет на рынок в 2015 году.

Ранее машина в камуфляже уже попалась на глаза фотошпионам на дорогах Тольятти. Но теперь появились первые изображения новинки. Седан с кодовым обозначением Lada B (она же Lada-2180) станет первой из пяти новых моделей, которые появятся в ближайшие четыре года.

Открытым остается пока вопрос, будет ли это машина на своей платформе или с долей компонетов партнеров по альянсу Renault Nissan. "Этот автомобиль должен прийти на смену Lada Priora. Срок начала серийного производства - рубеж 2015-16 гг. В настоящее время ведется подготовка", - сообщал в начале декабря начальник пресс-центра "АвтоВАЗа" Александр Шмыгов.

Ранее Игорь Комаров, будучи президентом автогиганта, сообщал, что Lada B "много возьмет от того концепта Lada ХRAY, который мы показывали на Московском международном автосалоне".

Кроме того, "АвтоВАЗ" разрабатывает "высокий хэтчбек" BM-Hatch, кроссоверы B-Cross и C-Cross, а также внедорожник Lada 4x4 следующего поколения.

 

Ведомости, 24 декабря 2013 год, Выезжаем на компонентах

Несмотря на падение продаж машин на 6% в этом году, рынок автокомпонентов продолжает развиваться. Этому способствует соглашение о промышленной сборке автомобилей

В августе Россия достигла пика в продажах автомобилей и стала крупнейшим авторынком Европы: по данным «Автостата», было продано до 240 000 автомобилей. После рынок стал постепенно сокращаться, и к концу года «Автостат» прогнозирует падение продаж на 6% по сравнению с прошлым годом — до 2,6 млн легковых автомобилей. В 2012 г. было продано 2,9 млн шт.

На фоне падения продаж автомобилей сокращались и темпы роста рынка автокомпонентов. Если в 2011 г., по данным «Автостата», рынок вырос на 32% до $38,7 млрд, то уже в 2012 г. он увеличился лишь на 8% до $41,8 млрд. По итогам этого года темпы упадут до 5,2% и составят $44 млрд, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Впрочем, если автомобильный рынок продолжит падать в 2014 г., рынок автокомпонентов ждет рост, уверен ведущий аналитик агентства «Автостат» Дмитрий Ярыгин.

Низкий уровень автомобилизации в России и стимулы, созданные правительством для организации локальных производств, привели к тому, что в России в этом году появились заводы многих глобальных производителей автокомпонентов. По данным «Автостата», заявленные мощности существующих в стране автозаводов составляют 3,2 млн автомобилей в год, тогда как продажи автомобилей не переваливали за 3 млн.

По словам Ярыгина, основную стоимость рынка автокомпонентов составляют запчасти для иномарок: их парк в России растет, а отечественных авто — сокращается: «Стоимость отечественных запчастей — копейки». Вторичный рынок автокомпонентов для легковых автомобилей в этом году составит более $21 млрд, добавляет Ярыгин. (В 2012 г. было 20,4 млрд.) В будущем году, по предварительным прогнозам, он вырастет до $22 млрд.

Автомобильное Поволжье

Половина выпущенных автомобилей в России приходится на Поволжье. Именно здесь сосредоточены гиганты автоиндустрии: «АвтоВАЗ»http://www.vedomosti.ru/img/global/chart_up.gif — в Тольятти, «Камаз»http://www.vedomosti.ru/img/global/chart_down.gif — в Набережных Челнах, ГАЗ — в Нижнем Новгороде, УАЗhttp://www.vedomosti.ru/img/global/chart_up.gif — в Ульяновске. Рядом с ними появились крупные СП с иностранным участием: «GM-АвтоВАЗ», «Мерседес-Бенц тракс восток», Ford Sollershttp://www.vedomosti.ru/img/global/chart_up.gif.

Несмотря на замедление рынка, автомобилестроительный сектор Татарстана в этом году развивался бурно. Причиной тому в основном был Ford Sollers: к концу года в Татарстане выпускалось уже шесть моделей Ford: Transit, S-Max, Tourneo Custom и Galaxy, Kuga и Explorer. С начала 2014 г. начнут собирать кроcсоверы EcoSport и Edge. В мае 2013 г. Ford Sollers начал строительство завода двигателей в Набережных Челнах стоимостью $274 млн.

В Нижнем Новгороде на Горьковском автозаводе началась сборка Mercedes-Benz Sprinter. Общие инвестиции в реализацию проекта составят 190 млн евро, из которых 100 млн — инвестиции концерна Daimler и 90 млн в модернизацию своего производства вложит группа ГАЗhttp://www.vedomosti.ru/img/global/chart_up.gif.

С января 2014 г. российско-турецкое СП Cukurova-Elaz будет собирать экскаваторы-погрузчики Tarsus на мощностях «Елаза». В июне этого года стороны подписали в Москве лицензионное соглашение. Планируется собирать четыре модели Tarsus — 880, 883, 885, 888. Основные потребители — ЖКХ, малый и средний бизнес, строительные и дорожные компании. Мощность производства — 300 единиц техники в год. За четыре года объем сборки предполагается увеличить.

«Камаз» впервые с момента своей работы в 1976 г. начал производство грузовика с новой кабиной. Предсерийная сборка магистральных тягачей «Камаз-5490» начата с октября. Промышленную сборку планируется начать в 2014 г., рассказал директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. Впрочем, снижение рынка сказалось и на производителе грузовиков: если в 2013 г. «Камаз» планировал выпуск 45 000 автомобилей, то в минувшем сентябре гендиректор Сергей Когогин объявил, что в связи с конъюнктурой компания выпустит на 1700 машин меньше. Выручка «Камаза» по РСБУ за девять месяцев упала на 6% до 77,1 млрд руб.

Спасительная локализация

Главным инструментом развития автопрома последние годы остается соглашение о промышленной сборке автомобилей, дающее льготы на импорт комплектующих, говорит Удалов. В обмен на это автоконцерны должны увеличить мощности российских заводов и уровень локализации выпускаемых здесь автомобилей — вплоть до 60%.

В планах Ford Sollers — достигнуть 60% локализации к шестому году производственной деятельности, т. е. к 2014 г., говорит представитель СП в Татарстане Индира Салимгараева.

Планы Ford Sollers уже привлекли в Татарстан и Нижний Новгород глобальных производителей автокомпонентов — Magna, Faurecia Automotive Exteriors. Последняя создаст СП с местной компанией «Хитон-пласт» для производства бамперов. В начале декабря о строительстве производства в Нижнем Новгороде объявила испанская Grupo Antolin, она будет производить автомобильные потолочные модули и стеклоподъемники для Ford и Volkswagen. В октябре о своем возможном открытии производства в Татарстане рассказали «Ведомостям» менеджеры мексиканской Metalsa. Немецкая Kiekert открывает производство автомобильных дверных замков на территории Камского индустриального парка (КИП) «Мастер». В 2014 г. компания планирует выпускать 150 000 замковых комплектов и удвоить объем уже через год. Инвестиции в проект составляют 2 млн евро.

Другим центром притяжения автокомпонентного бизнеса стал Тольятти. На «АвтоВАЗе» помимо Lada начата сборка Nissan Almera, в будущем году начнется производство моделей Renault и Datsun.

В сентябре 2013 г. на заводе ГАЗ открылось производство рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport. Кроме того, подписано соглашение с итальянской Magnetto Wheels о создании на ГАЗе производства колес. В 2013 г. подписано соглашение между правительством Нижегородской области и компанией Pedro Sanz Clima об открытии производства климатического оборудования для автобусов.

Традиционная татарская отрасль

Правительство Татарстана определило восемь секторов, открытых для инвестиций, среди них машиностроение и производство автокомпонентов. У Ford Sollers в Татарстане две площадки — в «Алабуге» и Набережных Челнах. «Если в Санкт-Петербурге у нас уже имеются прочные и долгосрочные отношения с поставщиками для производства автомобилей Ford во Всеволожске, то в Татарстане в данный момент мы активно занимаемся формированием пула партнеров», — говорит Салимгараева. По ее словам, с запуском кроссовера EcoSport на модернизированном заводе Ford Sollers в Набережных Челнах во второй половине 2014 г. СП планирует локализацию 30 компонентов, которые будут поставляться Ford Sollers от 24 местных поставщиков.

Производители автокомпонентов в Татарстане сосредоточены в Набережных Челнах в основном на территории КИП «Мастер»; свободных площадей там нет уже полгода, говорит менеджер отдела аренды парка. Парк планирует весной 2014 г. открыть новый корпус и начнет набор арендаторов, говорит собеседник «Ведомостей». Вторая площадка для производителей автокомпонентов — особая экономическая зона «Алабуга». Сейчас здесь строится завод по производству автомобильных стекол ЗАО «Аутоматив гласс альянс рус», турецкий холдинг Coskunoz строит завод по штамповке крупноузловых деталей автомобилей.

«Камаз» не раскрывает количество поставщиков автокомпонентов, говорит Афанасьев: «Оно все время меняется». По его словам, завод старается, чтобы по каждому компоненту было несколько поставщиков, «чтобы было удобнее маневрировать». Политика в отношении поставщиков достаточно жесткая, добавляет он.

На рынке автокомпонентов, как и на автомобильном рынке, наблюдается стагнация, что логично, учитывая их тесную связь, говорит аналитик AForex Нарек Авакян. Разница лишь в том, что на рынке автокомпонентов стагнация наступает с временным лагом, который возникает из-за того, что все контракты на поставку заключаются заранее и продолжают выполняться даже тогда, когда продажи автомобилей переживают спад. Рост будет составлять от 1-3%, прогнозируют Авакян и аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. В III квартале Авакян ожидает, что рынок уйдет в минус 2-3%. Восстановление же наступит в IV квартале: «Но уже после нормализации ситуации на рынке автомобилей». На конец 2014 г. придется окончание программы утилизации автохлама, но «я уверен, что для стимулирования продаж будут предприняты новые меры», резюмирует эксперт.

«Я не исключаю, что и в следующем году рынок автокомпонентов сохранит положительные темпы роста — из-за переноса мощностей в Россию, в том числе развития производственных кластеров», — добавляет Шенк. Потенциал сохраняют и рынок легковых автомобилей, и рынок автокомпонентов за счет низкого уровня насыщения, резюмирует он.

 

Ведомости, 24 декабря 2013 год,«Камазы» очистят Сирию

Российские военные перебросили в Сирию автотранспорт, который будет использован для вывоза химического оружия

С 18 до 20 декабря военно-транспортная авиация ВВС России организовала переброску на аэродром сирийского города Латакия транспорта и другого имущества, которое будет использовано для вывоза сирийского химического оружия в порт для его погрузки и перевозки морем к месту утилизации. Как доложил вчера министр обороны Сергей Шойгу президенту Владимиру Путину, всего российские летчики совершили в Латакию 38 рейсов, перебросив 50 грузовиков «Камаз»http://www.vedomosti.ru/img/global/chart_down.gif, 25 бронированных грузовиков «Урал», палатки, цистерны для воды, кухни и другое имущество.

Все это будет передано сирийской армии, которая под контролем экспертов Организации по запрету химического оружия (ОЗХО) ООН в ближайшие дни приступит к перевозке сирийского химического оружия в порт Латакию. Там оружие будет погружаться на два контейнеровоза, предоставленных Норвегией и Данией, и транспортироваться под конвоем кораблей военно-морских флотов России, США и других стран НАТО на находящееся в открытом море американское судно Cape Ray, где сейчас завершается монтаж мобильной установки по уничтожению химического оружия. На этом судне в открытом море оружие и будет ликвидироваться, а для полного уничтожения имеющихся запасов потребуется, как сообщил источник в Минобороны, до нескольких десятков морских рейсов. Ранее представитель ОЗХО прогнозировал, что процесс уничтожения сирийского химического оружия может завершиться летом 2014 г.

По словам источника в Минобороны, полеты российской авиации и маневры кораблей финансируются из бюджета на боевую подготовку и не требуют дополнительных расходов, а стоимость грузовиков и другого оборудования оплачена из раздела бюджета Минобороны на военно-техническое сотрудничество и выполнение международных обязательств и составляет несколько сотен млн руб.

По словам источника в ВВС, минометные обстрелы в районе Латакии в ходе переброски техники имели место, но ущерба российским военно-транспортным самолетам, взлетной полосе и доставленной технике не нанесли. Турция впервые с начала войны в Сирии пропустила в эту страну российские военно-транспортные самолеты Ил-76, сообщил собеседник «Ведомостей».

 

4. Авиастроение.

 

РБК, 24 декабря 2013 год, Ульяновск встал на крыло

В Ульяновске в следующем году начнется производство крыльев для самолетов из композитных материалов. Об этом телеканалу РБК рассказал президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. Крылья, собранные по этой технологии, будут устанавливать на российский лайнер МС-21, начало выпуска которого намечено на 2017 год. Россия вступила в технологическую гонку на авиационном рынке. Использование композитных материалов - один из способов не проиграть в этой борьбе.

Эта окраина Ульяновска превратилась в большую стройплощадку. В следующем году здесь появится ангар для сборки самолетов Bombardier. Инвестиции – порядка 100 млн долларов. По соседству уже возведенные новенькие корпуса завода «Аэрокомпозит» будут делать композитные крылья  для российского среднемагистрального лайнера МС-21. Из такого же материала делают крылья для Dreamliner. Но российская технология композитов - новейшая. Всё засекречено, снимать внутри завода нельзя, вход иностранцам запрещён. Чтобы никто не узнал - ноу-хау, призванное обеспечить технологическое превосходство перед зарубежными конкурентами.
МИХАИЛ ПОГОСЯН, ПРЕЗИДЕНТ ОАК:
«Доля их в общем весе конструкции планера должна составлять более 30% для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность. Здесь будут, в Ульяновске, производиться крылья. Сейчас идет процесс отработки технологии по основным элементам конструкции, по производству ланжеронов, стрингеров, панелей, сборки крыла»
Поддержание реноме авиационной державы требует немалых затрат. Строительство только завода по производству композитных крыльев обошлось в 5 млрд рублей. Государственная программа по развитию авиационной отрасли рассчитана до 2025 года. И до 2020 уже сформирован портфель заказов на российские самолеты. В том числе и по среднемагистральному лайнеру МС-21, который существует пока только на бумаге. На первые сто самолетов этой модели покупатели, уверяют в правительстве, есть.
СЕРГЕЙ ДИК, КОРРЕСПОНДЕНТ:

«Российская авиационная отрасль — на пути обновления и модернизации. Вслед за Superjet новый проект — МС-21. Не оставили без внимания и транспортную авиацию — сейчас здесь, в Ульяновске собирают первые три серийные, глубоко модернизированные ИЛ-76. Заказчик пока один — Министерство обороны. Два таких самолета уже в следующем году перелетят на военные аэродромы»
Модернизированный ИЛ-76 - еще один самолет, на который делают ставку. Современная авионика, усиленное шасси, мощные двигатели - конструкторы уверяют, что это почти новая машина. Усовершенствовали почти 70% всех узлов и агрегатов. Минобороны поставят 39 таких самолетов. В соседнем ангаре изготавливают лайнеры семейства Ту-204. Пока МС-21 не поднимется в воздух, перевозки средней дальности будет обеспечивать эта модель. Ну и, конечно, Sukhoi Superjet 100.
ДЕНИС МАНТУРОВ, МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РФ:
«Помимо военной составляющей, у нас твердых заказов более 200 машин по «суперджету», которые нужно исполнять. Если мы в этом году должны будем отгрузить 25 машин, новых Superjet, то в следующем году мы должны будем выйти на объем 40 машин. С 2015 года — более 60 машин, и, начиная с 2016, мы должны выйти на объем производства более 70-80 машин по году
В Объединенной авиастроительной компании рассчитывают, в этом году выручка должна вырасти на 30% - до 210 млрд рублей. На 2014 планируют такие же темпы роста. Главная проблема - дефицит специалистов. Увеличение объемов производства требует еще 4 тысячи профессиональных рабочих рук. Их собираются привлечь из Украины и Узбекистана, где когда-то существовало серьезное авиационное производство, но в последние годы сошло на нет.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль