Новости СоюзМаш России

12.12.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Для легкого ударного самолета, создаваемого на базе Як-130, разработают более мощный двигатель - генконструктор   

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.12.2013       

Госпредприятие "Ивченко-Прогресс" (Запорожье) получило из России техническое задание на создание авиадвигателя более мощного, чем АИ-222-25, которыми оснащается учебно-боевой самолет Як-130, сообщили "Интерфаксу-АВН" в компании.
       "Техническое задание на разработку двигателя тягой до 2900 кг получено. Госпредприятие "Ивченко-Прогресс" начало работы по проекту", - сообщил собеседник агентства.
       По его словам, есть уверенность, что "Ивченко-Прогресс" уложится в необходимые сроки создания двигателя.
       "У двигателя тягой 2900 кг будет такое же большое будущее, как и у двигателя АИ-222-25. Скорее всего, он получит новое обозначение", - сказал собеседник агентства.
       Он пояснил, что планируемый к созданию в России легкий ударный самолет на базе учебно-боевого самолета Як-130, "потребует создания авиадвигателя повышенной тяги".
       "Легкий ударный самолет будет представлять собой глубокую модернизацию серийного учебно-боевого самолета Як-130", - сказал собеседник агентства.
       Он напомнил, что серийные Як-130 оснащаются двумя авиадвигателями АИ-222-25 тягой по 2,5 т каждый разработки и производства запорожских предприятий "Ивченко-Прогресс" и "Мотор Сич".
       "Создание легкого ударного самолета потребует разработки двигателя повышенной примерно на полтонны тяги по сравнению с АИ-222-25. Проект легкого ударного самолета находится в проработке", - сказал собеседник агентства.
       Ранее советник министра обороны РФ генерал-полковник Александр Зелин сообщил, что Минобороны РФ прорабатывает вопрос о создании на базе самолета Як-130 перспективного легкого ударного самолета с более мощными двигателями. По его словам, создание такого самолета потребует модернизации штатного двигателя АИ-222-25.
       По данным открытых источников, на Як-130 может быть установлена бортовая радиолокационная станция "Барс-130", а также новые системы радиоэлектронной борьбы и прицельный комплекс. Также машину изменят с целью обеспечения легкого бронирования. В составе оборудования самолета может появиться система дозаправки в воздухе.

 

Новости авиастроения

Юрий Пономарев

Минпромторговли скорректировали план на 2015 г. по гражданской авиатехнике.

Жуковские вести, 12.12.2013

В целом план на 2015 г. по самолетам гражданского назначения уменьшен примерно на 15%, по сравнению с заявленным в начале 2013 г.

В соответствии с обновленными планами, в 2015 г. на отечественных авиазаводах планируется произвести 83 самолета, в том числе 50 региональных авиалайнеров "Сухой Суперджет-100" (SSJ-100) различных модификаций. Стоит сказать, что первоначально Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала произвести в 2015 г. около 100 самолетов гражданского назначения самолетов.

Руководство компании "Гражданские самолеты Сухого (ГСС)" заявило, что план по серийному производству самолетов SSJ-100 будет выполнен в 2013 г. в полном объеме. По планам, к 31 декабря уходящего года должно быть построено 26 машин SSJ-100. По неофициальной информации, успеют построить 25 машин. В 2014 г. объем выпуска авиалайнеров SSJ-100 достигнет 40 машин за год. По официальной информации, на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре на 10 декабря 2013 г. нынешнего года построено 33 самолета SSJ-100, а сначала нынешнего года - 19 машин SSJ-100.

Правительство не отказалось от планов по заказу самолетов и вертолетов гражданского назначения отечественного производства для различных госструктур. Принято решение, что программа по госзаказу гражданской авиатехники на сумму до 670 млрд руб будет осуществляться до 2025 г. Суммарно количество заказываемых воздушных судов составит 101 самолет и 319 вертолетов.

Заказчиками будут Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС, Федеральная таможенная служба, Роскосмос и Управление делами президента России. В список самолетов вошли машины Ан-148, SSJ-100, Ту-204СМ, Ту-214. На первом этапе (до конца 2015 г.) должно быть поставлено 22 самолета.

В госзаказ по вертолетам вошли машины Ми-38, Ми-8/17, Ми-26/Т2, Ка-226Т/ТП/ТМ и др. Поставки вертолетов предусматривают сдачу заказчику на первом этапе (до конца 2015 г.) 36 винтокрылых машин.

 

Беларусь и Украина могли бы создать совместное предприятие по производству вертолетов - Ежель

БЕЛТА, 11.12.2013

Беларусь и Украина могли бы создать совместное предприятие по производству вертолетов. Такое мнение сегодня журналистам на церемонии открытия почетного консульства Украины в Гродно высказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Беларуси Михаил Ежель, передает корреспондент БЕЛТА.

 Товарооборот между Беларусью и Украиной по итогам 2012 года составил $7,5 млрд., и нужно стремиться его приумножать, отметил посол. 19 декабря состоится заседание Белорусско-украинской межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества, на котором планируется рассмотреть перспективы развития деловых связей. "В целом экономическое сотрудничество между странами налажено, но есть большой потенциал для развития отношений как деловых, так и в туризме, культуре. Есть потенциал для сотрудничества в таких сферах, как судостроение и судоремонт, авиастроение, транспорт, логистика", - сказал Михаил Ежель. В частности, посол отметил, что в Орше крупнейший украинский авиастроительный концерн "Антонов" открыл завод по ремонту вертолетов, в Минске открыто представительство крупнейшего поставщика авиационных двигателей украинской компании АО "Мотор Сич", есть все предпосылки для создания совместного производства вертолетов.

 Кроме того, по словам посла, Беларусь и Украина являются туристически выгодными государствами, в этой сфере также необходимо тесно сотрудничать. Нужно содействовать и развитию межрегиональных связей, приграничной торговли, налаживанию побратимских отношений. Посол выразил уверенность, что сложная политическая обстановка, которая складывается пока в Украине, не помешает развитию взаимовыгодного сотрудничества между регионами двух государств.

(Статья приведена в сокращении)

 

Sukhoi Business Jet идет в массы

BizavNews.RU, 11.12.2013

Как стало известно BizavNews, уже в следующем году Sukhoi Superjet 100 VIP (SBJ) может стать флагманом для нескольких государственным структур. Так, в частности, речь идет о трех самолетах, предназначенных для ФТС (заводской номер 95061), Минпромторга (№ 95032) и Минтранса (№ 95069). Кроме этого, в 2015 году SBJ возможно получит частный заказчик из Казахстана (№ 95093), Таиланда (№ 95104) и стартовый заказчик Comlux Aviation (№ 95097 и № 95115).

 Напомним, что в ходе МАКС-2013 "Гражданские самолеты Сухого" подписали договор поставки первого SBJ компании "Рособоронэкспорт". Однако интерьер, разработанный компанией из Жуковского "Аэро Стайл", не является окончательным, хотя и был изготовлен и установлен в рекордные сроки - за три месяца. Правда, пока это концепт салона, который продемонстрирован заказчику. С учетом пожеланий и замечаний от Рособоронэкспорта дизайн салона будет доработан, и в начале 2014 года самолет будет введен в эксплуатацию. Управлять этим самолетом будет авиакомпания "РусДжет".

 Также, накануне авиасалона МАКС-2013 президент ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Андрей Калиновский заявил, что в ближайшее время может объявить о выделении кастомизации (монтаж интерьера и окраска) SBJ из основного производства самолетов Sukhoi Super Jet 100.

 Чтобы самолет мог обслуживать клиентов на любых аэродромах, на него после доработки конструкции будет установлен собственный трап. "Помимо этого сейчас каждый SBJ требует установки дополнительных топливных баков и изменения системы подачи воды. По сути, ГСС производит самолет, а в центрах кастомизации его вновь полностью разбирают, дорабатывая под VIP-интерьер", - пояснил он. По словам Андрея Калиновского, центр кастомизации самолетов может быть создан как в России, так и за рубежом.

Напомним, что стартовым заказчиком SBJ выступила швейцарская компания Comlux. В настоящее время, реализация контракта по приобретению двух самолетов SBJ и опционе еще на два лайнера идут в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями (стоимость контракта составляет $200 млн., включая стоимость опционов). Планируется, что "зеленые" лайнеры поступят заказчику в конце 2014 - начале 2015 года, а в четвертом квартале 2015 года будет начата коммерческая эксплуатация. Предположительно самолеты будут эксплуатироваться в дочернем подразделении компании Comlux KZ (Казахстан).

 

 

Максим Пядушкин

В 2014 году КРЭТ начнет поставлять авионику для МС-21

ato.ru, 11.12.2013

В 2014 году Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) планирует начать поставки Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) опытных образцов систем бортового оборудования для нового российского узкофюзеляжного самолета МС-21, рассказал сегодня генеральный директор концерна Николай Колесов. Сначала новая авионика будет использоваться на инженерном тренажере МС-21. Для этого проекта предприятия концерна разрабатывают новый интегрированный комплекс бортового оборудования интегрированной модульной авионики (ИКБО ИМА), который создается на основе открытой архитектуры.

ИКБО ИМА для МС-21 будет полностью российским за исключением навигационных компонентов и комплекса связи. "Мы готовим продукт, от которого будет сложно отказаться", заявил Колесов, подчеркнув, что в дальнейшем концерн планирует расширить свое участие в программе МС-21.

В 2014-2015 гг. планируется сертифицировать новый бортовой комплекс как в Европейском агентстве по безопасности авиаперевозок (EASA), так и в Федеральной авиационной службе США (FAA), объяснил заместитель гендиректора КРЭТ по стратегическому планированию и обеспечению выполнения ГОЗ Андрей Тюлин. По его словам, КБО ИМА будет сертифицирован как в составе самолета, так и отдельно, чтобы его можно было продвигать как отдельный продукт.

Программа МС-21, возглавляемая в рамках ОАК корпорацией "Иркут", предполагает создание семейства узкофюзеляжных самолетов вместимостью от 150 до 210 мест. Начало коммерческой эксплуатации нового самолета намечено на 2017 г.

 

 

Особое мнение

Владимир Леонов, Александр Чуйков

Младенец «без зубов»

Аргументы неделi, 12.12.2013

Два года назад первая дежурная смена командного пункта нового рода войск - войск Воздушно-Космической обороны - впервые заступила на боевое дежурство. Именно на войска ВКО возложена основная ответственность за то, чтобы сценарии югославских, иракских или ливийских событий не повторились. Профессионалы убеждали - надо создавать либо вид войск, либо главное командование ВКО. И на него замкнуть все, что должно защитить Родину от нападения с воздуха. Но сейчас у обороны страны с космического и воздушного направлений три начальника: ВВС, объединенные стратегические командования (военные округа) и собственно командование войск ВКО. И договориться между собой даже в мирное время у них никак не получается. Яркий пример - судьба уникального перехватчика МиГ-31.

КАК утверждают злые военные языки, созданию войск ВКО очень поспособствовал интерес бывших первых лиц Минобороны к зданию на Мясницкой, 33. Ранее в бывшей Ставке Сталина располагался штаб Командования специального назначения (бывшего Московского округа ПВО). КСпН превратили в Объединенное стратегическое командование воздушно-космической обороны, сослав в подмосковную Балашиху. И чуть позже слили с Космическими войсками, обозвав новым родом войск - ВКО. Кто теперь хозяин особняка на Мясницкой, науке неизвестно. Такая же чехарда происходит и с МиГ-31. Перехватчик, специально разработанный для уничтожения самолетов и крылатых ракет противника, пылится в запасниках ВВС. И черепашьими темпами модернизируется под обычный армейский бомбардировщик - МиГ-31БМ. Зачем, когда его стихия - дальний скоростной перехват? Есть вариант модернизации именно под эту задачу - МиГ-31М. Но даже до версии " БМ " (скрестили ужа с ежом) предлагается "обновить" далеко не все машины. Большинство просто уйдет в металлолом. На нижегородский авиазавод "Сокол" из Минпромторга пришло предписание уничтожить технологическую линию для сборки МиГ-31.

Всего с 70-х годов прошлого века до 1994 года было выпущено 533 самолета МиГ-31. Сейчас в строю порядка 122 машин. Главком ВВС Виктор Бондарев как-то признался, что "кроме него сейчас решать задачи (дальнего перехвата воздушных целей) некому". Но, по мнению Бондарева, самолет МиГ-31 устарел в части навигационного, радиотехнического оборудования, существует проблема с двигателями и т.д. и т.п. Мол, на возобновление производства потребуются колоссальные деньги, порядка 25 млрд. рублей.

Правда, на заседании комитета по обороне Госдумы выяснилось, что запас уникальных двигателей Д-30Ф для "тридцать первого" есть, и в избытке. Все остальное, кроме фонаря кабины пилотов, тоже. С фонарем отдельная история. МиГ - рекордсмен по скорости, способен лететь на скоростях свыше 3 тыс. км/ч не минуты, а все время, пока горючего хватит. И старые фонари могут не выдержать нагрузок, уже зафиксировано появление трещин, что автоматически влечет требования снизить максимальную безопасную скорость почти вполовину. А где новые фонари? Якобы, пока строили "новую Россию", где-то потерялись технология и собственно производство термостойкого и сверхпрочного материала для остекления кабины. Но специалисты, знакомые с проблемой, говорят - сделаем, был бы заказ. Для ПАК ФА, Су-35 - производим, а для МиГ-31 - не можем? Вранье.

Так что мнение Бондарева - "на старье летать не будем, когда-нибудь создадим современное, за огромные деньги" - вполне вписывается в нынешнюю концепцию развития авиастроения. Отечественные гражданские самолеты практически не выпускаются, зато импорту или полуиностранному "Суперджету" включают зеленый свет бюджетного финансирования. Примечательно, что практически все экс-главкомы ВВС, протестующие против возобновления строительства МиГ-31, после отставки благополучно пристроились под крылом главы ОАК М. Погосяна. Которого злопыхатели иначе как могильщиком российского авиастроения не называют.

- Все попытки возобновления производства МиГ-31 натыкались на какую-то непреодолимую стену, - констатирует член комитета по обороне Госдумы Александр Тарнаев.

После того как в целях экономии противовоздушную оборону влили в ВВС, пэвэошники стали пасынками. И судьба красавца "31-го" была предопределена - обычный бомбардировщик. Отсюда и все стенания главкомов о невозможности восстановления его производства. Зато МиГ-31 идеально вписывается в задачи воздушно-космической обороны. Вот уже два года "космонавты" пытаются добиться, чтобы оставшиеся самолеты были переданы в войска ВКО. Именно вэкаошники могли бы четко сформулировать новые стратегические задачи для уникального перехватчика. И выдать конкретные требования по модернизации машины.

- МиГ-31 - это даже не самолет, это авиационный комплекс, он создавался именно для войск ПВО. Машина МиГ-31 - это машина не для нынешних ВВС. Это машина для войск Воздушно-Космической обороны, - говорит зампредседателя комитета Госдумы по обороне Светлана Савицкая.

Но командование ВВС выступает резко против. Понятно почему. При всех победных рапортах президенту страны ситуация в Военно-воздушных силах аховая. Когда главком рапортует Верховному главнокомандующему, что с заводов пришли 3-4 новых самолета - это стыд и позор. Если ВВС отдадут МиГ-31, то останутся только с устаревшими "Сушками", дальней и транспортной авиацией. И вряд ли будут достойны называться видом войск. Получается, безопасность страны ничто перед ведомственными амбициями?

Справка "АН" МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в КБ МиГ в 70-х годах XX века. Первый советский боевой самолет четвертого поколения.

"31-й" предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырех самолетов способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км. МиГ изначально заточен для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников.

 

 

Владимир Леонов

«Суперджет» - дай бог ему здоровья

Аргументы недели, 11.12.2013

Но только не поперхнитесь - пожелание совершенно искреннее. 5 декабря 2013 года состоялась торжественная церемония подписания трехстороннего Соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Башкортостан, ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и авиакомпанией "ЮТэйр", с целью создания базы по техническому обслуживанию воздушных судов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в Уфе. И "АН" там были.

Полетели!

С авиакомпанией "ЮТэйр" "Аргументы недели" связывают добрые отношения. Вот и пригласили слетать одним днем в Уфу. Мысленно отрапортовал: "Всегда готов!" и в четверг первым поездом метро поспешил на аэроэкспресс во Внуково. Там, несмотря на снегопад и штормовое предупреждение, под парами стоял небольшой лайнер "Бомбардье CRJ-200". Так ваш корреспондент оказался в одной компании с президентом ОАК Михаилом Погосяном, антигероем многочисленных публикаций в "АН". К слову, еще на МАКС-2013 меня изумило подписание "ЮТэйром" договора с "ВЭБ-лизинг" на приобретение у ГСС 24 самолетов "Сухой Суперджет 100". Известно, как с эксплуатацией этих машин намучался "Аэрофлот". Иногда до половины "Суперджетов" стоят на приколе, ожидая устранения технических неполадок.

А в Уфе "специально приглашенный" на церемонию "Суперджет" красуется в ангаре уфимского аэропорта с четырьмя красавицами стюардессами у трапа. Сверкает белизной плоскостей на ярком освещении. Любой самолет красив, даже модные ныне реплики древних фанерно-полотняных родоначальников авиации. Но это не первенец "ЮТэйра", официально борт построен для лаосской авиакомпании - салон ядовито-зеленый, как пожелал заказчик. Правда, летчики ГСС обмолвились, что эта машина отправится в Грозный к Рамзану Кадырову. Посмотрел пилотскую кабину - вроде бы все сделано поаккуратнее, чем на первых экземплярах, прогресс есть. Президент Башкортостана Рустэм Хамитов в восторге - заманил к себе эту красоту. Хамитов имеет самое непосредственное отношение к авиации - в 1977 году окончил МГТУ имени Н.Э. Баумана по специальности "Двигатели летательных аппаратов". И прекрасно понимает, что 24 лайнера, базирующиеся в республике, - это налоги в местные бюджеты и рабочие места. Собственной авиакомпании у Башкирии нет, а это вопрос престижа.

Но зачем "Суперджеты" нужны авиакомпании, достаточно независимой от политической конъюнктуры? "ЮТэйр" активно развивает бизнес, географию полетов, есть солидный парк воздушных судов, первые в вертолетных делах. Свои центры обучения и ремонта. Круче выглядят, пожалуй, только "Аэрофлот" да "Трансаэро". Но не стоит забывать, за спиной этих монстров стоят государство, чиновный люд и огромные рекламные бюджеты. Да, огорчает постепенное "вымывание" из рядов "ЮТэйра" воздушных судов отечественного производства. Генеральный директор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов пошутил почти всерьез: "Надо с последним рейсом Ту-154 что-то придумать. Может, слетать до Северного полюса и обратно? Чтоб помнили!" И даже бургомистр немецкого города (кажется, Ганновера) попросил, чтобы финальный рейс к ним Ту-154 был отмечен публичным облетом города, о чем население будет оповещено заблаговременно. Вот вам и непопулярные "туполевские" самолеты. Интересно, а на перроне аэродрома, у трапа, оркестр сыграет "Прощание славянки"? Но отечественных вертолетов это не касается, Ми-8 и Ми-26 - верные и надежные "коньки-горбунки" компании.

Старикам здесь не место

На фоне катастрофы 23-летнего "Боинга-737" в Казани раздались истерические призывы - "Долой самолеты старше 15 лет из российского неба!" Глупость несусветная - ресурс лайнера определяют производитель и условия эксплуатации. Так легко приземлить и гиганты Ан-124 "Руслан", возраст большинства которых перевалил этот рубеж. И вообще вычистить от самолетов небо страны. Тут создателю "Суперджета" и лизинговым компаниям стоит возмутиться: если протащат такой закон, то остаточная стоимость лайнера будет с годами быстро стремиться к нулю - абсолютно невыгодное вложение.

Иногда лучше молчать, чем обещать

В 2014 году "ЮТэйр" уже готовится получить первые шесть "Суперджетов". Должен сразу сказать, этот лайнер мы чаще всего называли "полуиностранным" из-за преобладания зарубежных комплектующих и агрегатов. Но формально он - отечественный, финальную сборку осуществляют в Комсомольске-на-Амуре. Так что на замену "тушкам", в первую очередь Ту134, идет российский "Суперджет". Андрей Мартиросов после торжественного подписания трехстороннего соглашения сам поднял эту тему:

- Почему будет использован самолет "Сухой Суперджет 100"? Меня часто спрашивают, в основном кулуарно, "как на вас, на частную независимую компанию удалось осуществить такое давление, что вы купили эти самолеты"? Я хочу официально заявить, что единственное давление, которое мы на себе испытывали, - это коммерческое давление со стороны продавца авиационной техники. То же самое, что мы испытываем от других производителей. Наше решение абсолютно осознанное - на рынке это лучшее предложение в нише 100-местных реактивных самолетов. Как с точки зрения экономики, так и с точки зрения характеристик. Мы получили открытые и неофициальные отзывы от тех людей, которые непосредственно обслуживают его и выполняют полеты и уверены в коммерческом успехе. Он нам остро необходим. После убытия из флота самолетов Ту-134 мы утратили некоторые свои позиции на рынке ближне- и среднемагистральных перевозок. У нас нет "продукта" размерностью от 70 до 100 мест на реактивной тяге.

Спорить с Мартиросовым трудно - при сезонных спадах на многих маршрутах гонять полупустыми куда более крупные "Боинги" и "Эрбасы" убыточно, разориться можно. И рейсы отменять нельзя - вовсе потеряешь пассажира. В авиакомпаниях есть такое понятие - "раскатать маршрут". Далеко не сразу рейсы выходят на безубыточность; потребитель, особенно в регионах, привыкает к новым направлениям постепенно. Словом, нужны самолеты до 100 мест.

Тут стоит вспомнить Ту334100 - это как раз его размер. Но М. Погосян правдами и неправдами пытается удавить куда более совершенный в плане аэродинамики, комфорта и без всяких "полу", однозначно отечественный, "туполевский", лайнер, который остался самолетом, так и не став серийным "продуктом". А вот слова о коммерческом давлении продавца "Суперджетов" показались знаковыми. Похоже, ГСС берет на себя все, включая полную поддержку эксплуатации, готово платить штрафные санкции за простои и задержки рейсов по вине самолета. В качестве бонуса авиакомпании, готовые взвалить на себя ношу из "Суперджетов", получают лояльное отношение госструктур, возможность ввозить на щадящих условиях другие, зарубежные самолеты, и приоритеты при развитии маршрутной сети - выгодные направления с большим пассажиропотоком всегда в цене.

Главное для ОАК и М. Погосяна - подписать контракт в штуках. Если вернуться к обещаниям самого Михаила Аслановича, его пиар-службы, сегодня небеса должны были бы бороздить более 300 этих лайнеров. И где они? Летают единицы, и мы слышим то о вынужденных посадках из-за неуборки шасси, которая произошла в аэропорту Челябинска как раз накануне, то о невыпуске предкрылков (8 посадок с "чистым крылом", на повышенной скорости), то о бесконечных отказах датчиков систем кондиционирования и т.д. А Погосян знай успокаивает - все нормально, самолет самый надежный, просто ложное срабатывание систем безопасности. Может быть, стоит ужать расходы на различные "дирекции" и повысить зарплаты рабочим на Дальнем Востоке? Текучка кадров там, говорят, серьезная.

Правда, на обратном пути Андрей Мартиросов грозился, что именно у него "Суперджеты" залетают как миленькие - не зря же создается база их летной и технической эксплуатации. В Уфе у авиакомпании сложившийся профессиональный коллектив, одно из мощнейших подразделений, летчики, служба бортпроводников, тысячи технических специалистов. Может быть, чутье не подведет удачливого коммерсанта? Остается пожелать "Суперджету" избавиться от "детских" болезней и прекратить пожирать все ресурсы авиапрома.

 

 

Первые лица

Сотрудничество с Россией - важная составляющая развития экономики Кении, отметил спецпредставитель президента Маргелов

ИТАР-ТАСС 12.12.13

Сотрудничество с Россией является важной составляющей развития экономики Кении. Это подчеркнул специальный представитель президента России по сотрудничеству со странами Африки, председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, который примет участие в торжествах по случаю исполняющегося сегодня 50-летия со дня провозглашения независимости Кении.

"Есть намерение создать совместное предприятие по продвижению самолетов "Сухой Суперджет-100", есть договоренность активизировать работу в сфере геологоразведки и недропользования. В числе приоритетов сотрудничества - совместные проекты по созданию инфраструктуры энергетики, разведке и разработке нефтегазовых месторождений. Ряд российских компаний уже работают в Кении, обсуждаются также планы прихода в эту страну РЖД", - отметил в беседе с корр.ИТАР-ТАСС Маргелов. Он наметил рабочие встречи с руководством этой страны, а также с главами делегаций Намибии, Танзании и ЮАР.

 

Медведев испытал авиатренажер, имитирующий полет на Boeing

Интерфакс, 11.12.2013

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выполнил в среду учебный взлет на тренажере, который имитирует полет на самолете Boing-737 NG и фактически полностью повторяет реальную кабину этого авиалайнера.

Реально интересно", - прокомментировал премьер-министр ощущения от пилотирования.

Перед заседанием попечительского совета Фонда "Сколково" российские группы "Промышленные инвесторы" и "Транзас" подписали соглашение с корпорацией Boeing о создании в Сколково авиационного учебного центра. В связи с этим туда был привезен процедурный авиационный тренажер.

 

Аналитика

Украинское самолетостроение держит курс на Восток

Inpress.ua, 11.12.2013

Самолетостроение является той ключевой отраслью, в которой Украина имеет определенное преимущество даже над западными разработками. И сейчас правительству крайне важно не только сохранить это преимущество, но и продолжать дальнейшее развитие и модернизацию авиационной промышленности. С точки зрения технических характеристик проект Ан-70 пока не имеет конкурентных аналогов в мире, а это значит, что его продвижение на мировых рынках может обеспечить Украине уверенное лидерство на рынке авиатехники. Чтобы полноценно экспортировать модели Ан за рубеж, нашему государству необходимо освоить их в собственных нуждах. Сейчас государство может профинансировать производство двух самолетов Ан-70 для украинских вооруженных сил. Таким образом проект сможет привлечь к себе внимание заинтересованных зарубежных заказчиков, которых сейчас немало, и они все изъявляют желание сотрудничать с Украиной в авиационной сфере, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.

По словам героя Украины, экс-летчика-испытателя на ГП «Антонов» Александра Галуненко,  для украинского самолетостроения сейчас важен любой проект. И финансирование производства Ан-70 совсем не значит, что его выпуск ограничится лишь нуждами отечественных военных сил. Важность имеет то, что по окончанию испытаний, им может заинтересоваться большинство зарубежных стран. А от экспорта такой продукции Украина, несомненно, только выиграет, рассказал Александр Галуненко в эксклюзивном комментарии Inpress.ua.

«Важно, что если этот самолет закончит испытания, он будет востребован в других странах. И другие страны купят, а это польза для всей нашей страны. С этой точки зрения это производство однозначно необходимо стимулировать», ─ отмечает он.

Эксперт подчеркивает, что самолет представляет довольно большой интерес. К примеру, Европой было сделано несколько аналогов, в том числе и А400М. Однако все они хоть и разработаны по более современным модификациям, но уступают техническими характеристиками.

«Наш Ан-70 попал, как говорится, в жернова политических перипетий, а по своим данным, по показателям он лучше. Естественно на Европейском рынке у Ан-70 нет шансов, ведь европейцы, разумеется, будут принимать меры протекционизма для своего продукта», ─ считает эксперт.

По словам Галуненко, перспективными направлениями для экспорта Ан-70 может считаться Юго-Восточная Азия, Россия и арабские страны. Спрос на этот самолет там будет большой, поскольку эти государства не обладают наличием такой техники, а их современные потребности требуют обновления технических фондов.

«Необходимость в этом самолете очевидна, потому что те старые самолеты, которыми вооружены были страны, как минимум, меньше, и не ту номенклатуру груза перевозят, как АН-70», ─ отмечает Галуненко.

Как сообщал  Inpress.ua,   Кабинет Министров Украины предлагает Верховной Раде Украины внести изменения в государственный бюджет на 2013 год и выделить 111,9 млн грн на пополнение уставного капитала государственного предприятия «Антонов» с целью выполнения необходимых работ по программе строительства транспортного самолета Ан-70 по заказу Министерства обороны Украины. Об этом говорится в проекте закона №3744, зарегистрированного в парламенте 6 декабря.

Отметим, что воронежское акционерное самолетостроительное общество (ОАО «ВАСО») передало первый украинско-российский самолет Ан-148-100Е по контракту с Минобороны РФ. В церемонии передачи Ан-148-100Е принял участие министр обороны РФ Сергей Шойгу.

А  Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия проявляют серьезный интерес к украинским самолетам Ан-148 и Ан-70, сказал президент – генеральный конструктор Государственного предприятия «Антонов»Дмитрий Кива в ходе международной выставки Dubai airshow-2013.

В свою очередь делегация нашей страны согласовала с российской стороной последние технические детали для возобновления совместного производства крупнейшего в мире серийного транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

Таким образом,  отечественный авиапром все еще имеет шансы возобновить свою былую славу. Решение о возобновлении производства тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» на Ульяновском авиазаводе позитивно отразится на авиапромышленности Украины.

 Так за девять месяцев текущего года объемы производства в авиационной отрасли выросли на 20%. Об этом сообщил председатель Профсоюза авиастроителей Украины Ярема Жугаевич.

Поэтому Министерство экономического развития и торговли инициирует создание «Государственной целевой научно-технической программы развития самолетостроения до 2020 года».

 

Александр Проханов

«О, Лыбядь белая!»

 

Завтра, 12.12.2013

Недавно президент Путин провёл серию совещаний, встречался с директорами-оборонщиками, военными, оружейниками. Обсуждались планы форсированного перевооружения армии, создания новых боевых систем, чтобы адекватно ответить растущим внешним угрозам. Эти угрозы не видны из дискотек, торгово-развлекательных центров, телестудии "Камеди Клаб". Но они видны на аэродроме дальней авиации под Энгельсом, где в снежных полях, на берегу полноводной Волги раскинулся стратегический аэродром.

Грозные, изящные реактивные сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160, белоснежные, как церкви, с божественной красотой оперения. Когда машина, полная горючего, с грузом крылатых ракет взлетает, подъёмная сила выгибает кончики крыльев.

Другая марка машин — Ту-95 МС, винтомоторная, с длинными рыбьими фюзеляжами, в эстетике 70-х годов, пополняет группировку стратегов. Те и другие летают на десятки тысяч километров, заправляются в воздухе раз, а то и два, впиваясь в сосок трепещущего шланга дозаправщика. Это воздушная мощь российской атомной триады, дополняющая стратегические подводные лодки, баллистические и сверхдальние ракеты.
Слава Богу, что после десятилетий упадка, когда машины намертво были прикованы к земле, не было топлива, не было ремонтных заводов, не было новой авионики, и устарели крылатые ракеты, слава Богу, что дивизия вновь поднялась в небо. Идёт от низовьев Волги на север к Мурманску и выше — к Норвегии, поворачивая на запад "за уголок", "входит в бутылку", как говорят пилоты, огибает север Англии и идёт в Атлантику в громадной пустоте небес к другому континенту, где за ними следят сотни радаров Америки, взлетают навстречу орды перехватчиков. Белые лебеди плавно и неуклонно движутся к югу, пока не коснутся колёсами жаркого аэродрома Каракаса.

Самолёт Ту-160 — по-прежнему лучший дальний бомбардировщик мира. Никто не сравнится с ним по скорости и дальности полёта. Машины меняют геометрию крыла, уходят на сверхзвуковых скоростях от преследования. Их приборные доски начинены современными компьютерами и индикаторами кругового обзора. У них новые радары системы прицеливания. Их экипажи получают новых пилотов, подготовленных в современных учебных центрах.

Вот они, эти русские мужчины, получающие учебно-боевое задание. Обслуживающие самолёты. Влезающие по зыбким стремянкам на борт, нажимающие бесчисленные кнопки на приборной доске. В чрево машины одна за другой загружаются гладкие, словно слоновьи бивни, крылатые ракеты — смертоносные, с головками наведения, способные истреблять авианосцы, испепелять военно-политические центры противника.
Эти лётчики — цвет народа, лучшие из нас, заняты грандиозным делом, в котором техника, политика, военная безопасность сливаются в единый неврологический узел современной цивилизации, где Россия снова занимает своё незыблемое место.

Доморощенные пацифисты пытаются нас убедить, что России ничто не угрожает, что мы живём в безопасном мире. Что оборонное сознание — это паранойя обезумевших патриотов, деньги на оборону — бессмысленное расточительство. И это на фоне войн, перепахавших всю Северную Африку. На фоне неусыпной работы американских лабораторий и полигонов, где без устали разрабатываются сверхновые системы истребления, сверхточное оружие, летающее на гиперзвуковых скоростях, орбитальные станции с дальнобойными лазерами, способные испепелять безнаказанно города, геофизическое оружие, сдвигающее геологические платформы.

Елейные речи пацифистов — это "операция прикрытия", которая демобилизует народ, вот уже тридцать лет вкушающий мертвящее пойло либеральной пропаганды.
Танцуйте на своих корпоративных вечеринках. Ставьте свои сверхмодные спектакли с полуголыми актёрами. Разрисовывайте мосты и стены дворцов непристойными рисунками. Веселитесь спокойно. От термоядерных ударов Америки вас прикрывает несущаяся в поднебесье стая лебедей с красной звездой на белоснежном оперении.

 

Йенс ФЛОТТАУ, Адриан ШОФИЛД и Джозеф АНСЕЛЬМО, Франкфурт

 

Разместив заказ на партию Airbus A350, JAL пошатнула позиции Boeing в Японии

Солнце восходит не для всех

AVIATION WEEK, 11.12.2013

Баланс сил между Boeing и Airbus на одном из важнейших авиатранспортных рынков мира изменился после того, как японская авиакомпания Japan Airlines (JAL) заказала партию самолетов Airbus A350 европейского производства. Это решение, скорее всего, будет иметь далеко идущие последствия для американского производителя.

Значение твердого заказа JAL на 31 широкофюзеляжный самолет Airbus A350 становится понятным, если принять во внимание, что сейчас продукция Boeing составляет приблизительно 90% всего японского авиатранспортного парка. Теперь же не только другие японские авиаперевозчики, в особенности All Nippon Airways (ANA), с большой долей вероятности начнут заказывать самолеты у Airbus, но под ударом могут оказаться и тесные связи между Boeing и авиакосмическим сектором этой азиатской страны. Помимо прочего, подписание соглашения с Airbus означает, что Japan Airlines в обозримом будущем не собирается заказывать у Boeing новую широкофюзеляжную модель 777X.

Японский прорыв Airbus последовал за не менее примечательным успехом компании на родине ее американского конкурента, где American Airlines в 2011 г. заказала свыше 200 узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320. До тех пор у American, за исключением нескольких единиц Airbus A300, в парке были исключительно самолеты производства Boeing (а до того — производства американской же McDonnell Douglas).

По мнению вице-президента Teal Group Ричарда Абулафии, победа Airbus в Японии свидетельствует о том, что производитель стал чувствовать себя увереннее, чем прежде. "Времена бестолкового менеджмента и неудачных запусков новых программ остались в прошлом, — говорит он. — Теперь Airbus — гораздо более собранная структура с крепким менеджментом, и, похоже, с программой A350 у нее все в порядке".

Но заказ JAL кое-что говорит нам и о Boeing. По крайней мере с 2011 г. основные заказчики поторапливают производителя с запуском программы 777X — о котором, видимо, наконец-то будет объявлено на ноябрьской авиакосмической выставке в Дубае. Благодаря этой заминке Airbus получил больше времени для маркетинга Airbus A350, что и помогло компании "уломать" JAL. Хотя Абулафия и утверждает, что модель 777X ожидает блестящее будущее, он согласен, что из-за своей медлительности Boeing потерял определенное количество клиентов и что ANA теперь может последовать примеру JAL и отдать предпочтение продукции Airbus. "С точки зрения ANA, ставка на 777X означала бы риск того, что ее прямой конкурент JAL получит A350 на замену своего нынешнего парка Boeing 777 на несколько лет раньше, — поясняет Абулафия. — Поэтому вполне вероятно, что ANA тоже закажет A350".

Аналитик Bank of America Merrill Lynch Рональд Эпштейн отмечает, что заказ JAL на Airbus A350 стал для Boeing "крупным потрясением", поскольку несет прямую угрозу как рыночной доле компании, так и ее текущей стратегии в широкофюзеляжном сегменте. "Менеджмент Boeing в последнее время был сосредоточен на широкофюзеляжном рынке, поскольку конкуренция в сегменте узкофюзеляжных самолетов становится все более жесткой, — говорит Эпштейн в письме клиентам. — Однако в свете заказа JAL у производителя не все складывается так, как планировалось".

Эпштейн указывает, что 20 из 35 нынешних заказчиков Airbus A350 эксплуатируют самолеты Boeing 777 или же обнародовали планы заказать этот тип. "Хотя Boeing явно не собирается поступаться прибылью в борьбе за долю рынка, ему стоит пересмотреть свою стратегию выхода на рынок с новыми продуктами — в том, что касается конкуренции с Airbus", — отмечает эксперт.

А у Airbus может быть и еще один козырь в рукаве. "Мы могли бы удлинить [A350], но не уверены, что на такой вариант будет достаточный спрос, — отметил исполнительный коммерческий директор компании 7 октября на европейской конференции Международного общества торговли транспортными самолетами (Istat) в Барселоне. — Мы изучаем этот вопрос". Впервые представитель руководства Airbus публично упомянул о такой возможности.

В рамках программы разработки версии Boeing 777-9X американский производитель собирается дополнительно удлинить фюзеляж самолета, сделав его более вместительным, чем самый длинный вариант новой модели Airbus — A350-1000. Airbus ранее заявлял, что не видит необходимости увеличивать длину фюзеляжа Airbus A350 за рамки версии -1000, которая вмещает до 350 пасс. в трехклассной компоновке, в зависимости от конфигурации. Однако по стандартным схемам салона разница между этой версией и более крупной моделью европейской компании — Airbus A380 — составляет примерно 170 кресел. Тем временем, согласно новейшим планам Boeing, 777-9X не намного отстанет по пассажировместимости от лайнера 747-8 — в его салон можно будет устанавливать около 400 кресел, то есть на 10–20% больше, чем у Airbus A350-1000.

По утверждениям Лихи, Boeing удлиняет свой 777 не потому, что на более вместительную версию имеется существенный рыночный спрос, а с целью добиться сокращения себестоимости. Он сомневается, что на самолет пассажировместимостью 400 кресел найдется так уж много покупателей. Но в прошлом высокий спрос в этом сегменте уже наблюдался — когда Boeing все еще продвигал свою модель 747-400, которая тогда оставалась конкурентоспособной с точки зрения показателей расхода топлива. Если Airbus не ошибся в том, что более крупные самолеты являются наилучшим решением проблемы растущих пассажиропотоков, то этот тезис приложим не только к лайнерам размерности Airbus A380, но и к крупным широкофюзеляжным самолетам.

Airbus сейчас занят сертификацией A350-900 и разработкой -1000, и никто из источников в компании не ожидает, что решение по дальнейшему удлинению A350 будет принято в ближайшее время, — хотя возможность этого, несомненно, существует.

Между тем заказ Japan Airlines на Airbus A350 может оказать влияние и на сложившиеся связи Boeing с поставщиками. По словам Эпштейна, "интересно будет посмотреть", не приведет ли решение JAL к тому, что Boeing сократит количество компонентов 777X, таких как центроплан, отдаваемых на аутсорсинг японским производителям. Mitsubishi, Kawasaki и Fuji являются одними из основных поставщиков по программе Boeing 787. Airbus же как раз раздумывает над тем, чтобы увеличить долю японских работ по программе A350.
Практически полная монополия Boeing на японском рынке, длившаяся десятилетиями благодаря тесным политическим и экономическим связям между Токио и Вашингтоном, превратила авиакосмическую отрасль азиатской страны в наиболее важный пул иностранных поставщиков для американского авиастроителя.

В свою очередь, крупнейшие японские авиакомпании — ANA, JAL и Japan Air System (JAS) — стали наиболее лояльными клиентами Boeing. Правда, JAS в свое время эксплуатировала 30 бортов Airbus A300, которые десять лет назад перешли к поглотившей ее JAL, а ANA уже несколько лет использует самолеты семейства A320 — хотя ее дальнемагистральный парк по-прежнему целиком состоит из лайнеров производства Boeing. Но вскоре эта ситуация может измениться не в пользу американского производителя.

Airbus уже продвинул свою продукцию ряду молодых японских дискаунтеров и небольших региональных и местных авиакомпаний, таких как Star Flyer, Jetstar Japan и Air­Asia Japan (которая переименовывается в Vanilla), — парки всех этих перевозчиков состоят исключительно из самолетов семейства A320. Авиакомпания Skymark заказала шесть единиц A380, а с 2014 г. возьмет в лизинг десяток A330-300.

Авиакомпании JAL и ANA выступали стартовыми заказчиками самолета Boeing 787, но обеих серьезно "потрепал" в текущем году временный запрет на полеты этого типа и последующие проблемы с его надежностью. Несмотря на это, Airbus стоило немалых трудов получить заказ JAL, пусть в результате сделка и стала одной из наиболее выгодных со стратегической точки зрения.

У истории заказа на Airbus A350 имеются неявные политические, экономические и личностные аспекты. JAL в последнее время теряет статус фактического национального перевозчика Японии. Компания уже давно приватизирована, но около двух лет назад государству пришлось вытаскивать ее из банкротства путем реструктуризации — эту интервенцию многие считают спорной. Сейчас JAL находится в гораздо лучшей форме, но более рассчитывать на государственную поддержку не может. Когда в сентябре этого года освободилась часть слотов взлета-посадки в токийском аэропорту Ханеда, лишь треть из них отошла JAL, а две трети отдали ANA.

Лихи, легендарный глава продаж Airbus, неоднократно терпел неудачи в Японии — несмотря на успехи в других частях света, которые серьезно помогли компании достичь паритета в размерах продаж с Boeing. Некоторые эксперты говорят, что весьма общительный характер Лихи не слишком удачно совпадает с японским кодексом поведения. Гендиректор Airbus Фабрис Брежье, в свою очередь, в начале карьеры жил в Японии и даже немного говорит по-японски. С начала 2012 г. Брежье совершил множество поездок в Токио, задавшись целью наладить тесные отношения с крупными японскими перевозчиками и постепенно переманить их на сторону Airbus.

Более того, традиционная корпоративная культура JAL претерпела серьезные изменения с приходом на пост главы компании Казуо Инамори, который ранее основал высокотехнологичную корпорацию Kyocera. Заняв новую должность, Инамори тут же заявил, что компании масштаба JAL негоже полагаться лишь на одного поставщика авиалайнеров. Проблемы с 787, несомненно, оказали дополнительное влияние на решение авиакомпании отказаться от эксклюзивного сотрудничества с Boeing.

Сейчас в парке Japan Airlines — 45 единиц Boeing 777. Варианты 777-200 и -300 в основном используются на внутренних маршрутах, а -200ER и -300ER — на международных. JAL ранее заявлял, что может заменить эти модели несколькими новыми типами, но в результате предпочел остановиться на A350. Решение о том, какие именно варианты новой модели Airbus будут использоваться на международных и внутренних маршрутах, пока не принято. JAL уже объявил о том, что не заинтересован в покупке более крупных широкофюзеляжных моделей, таких как Airbus A380 или Boeing 747-8.

ANA также готовится вскоре выбрать новый тип на замену своих 55 самолетов Boeing 777 в вариантах -200, -200ER, -300 и -300ER. По словам официального представителя компании, первыми заменят 25 самолетов, которые сейчас эксплуатируются на международных маршрутах. Авиакомпания "собирает информацию" о моделях 777X и A350, говорит представитель руководства ANA, отмечая, что решение может быть принято "в ближайшем будущем". ANA планирует начать замену парка приблизительно в 2020 г.

Хотя убедить JAL купить самолеты Airbus оказалось непростой политической задачей, в случае с ANA, скорее всего, решение будет зависеть от обычных факторов, таких как качество, сроки поставок и стоимость контракта.

Количество пассажиров авиакомпаний растет, объем грузов — падает

ATO.ru, 12.12.2013

Рост пассажиропотока российских авиакомпаний с января по ноябрь 2013 г. составил 14,2%. Перевозчики обслужили 78,41 млн чел. Процент занятости пассажирских кресел возрос на 1,3 п. п., до 80,1%. За ноябрь 2013 г. количество пассажиров увеличилось на 9,1% по сравнению с ноябрем 2012 г. Пассажирооборот за 11 месяцев возрос на 15,2%, за ноябрь — на 10,2%. Пока не опубликованы полные данные — в частности, по распределению роста пассажиропотока по международным и внутренним направлениям. Однако в начале осени эксперты отмечали, что рост количества пассажиров на внутренних направлениях стал обгонять рост на международных маршрутах. Возможно, что в этой тенденции значительную роль сыграли программы субсидирования ряда внутренних маршрутов.

Но если на рынке пассажирских перевозок продолжается рост объемов, то грузооборот российских авиакомпаний с января по ноябрь 2013 г. сократился на 1,3%. В ноябре 2013 г. по отношению к ноябрю 2012 г. он упал на 3,7%. Тенденция сокращения грузооборота российских авиакомпаний отмечалась еще по итогам сентября этого года. Ее причины как в нестабильной ситуации на мировом рынке авиаперевозок, так и в изменениях, которые произошли в российских компаниях. В частности, "Аэрофлот" ранее в этом году прекратил эксплуатацию трех MD-11.

 

Финансовые новости

Акционеры "Сухого" рассмотрят вопрос увеличения уставного капитала на 36 млрд руб.

РБК , 11.12.2013

Совет директоров ОАО "Компания Сухой" назначил внеочередное собрание акционеров компании на 12 декабря 2013г. На собрании акционеры рассмотрят вопрос увеличения уставного капитала компании путем размещения по открытой подписке 36 млн обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая. Об этом говорится в материалах компании.

 Кроме этого, акционеры "Сухого" рассмотрят вопрос о внесении изменений и дополнений в устав компании, дающих право обществу дополнительно разместить 100 млн обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая.

 Также акционеры рассмотрят вопрос об одобрении сделок, в которых имеется заинтересованность.

 

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

 

Авиакомпания "ЮТэйр" и ФГУП "Почта России" подписали договор о сотрудничестве

AEX.RU, 12.12.2013

Сегодня в Москве ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (UTair Aviation) и ФГУП «Почта России» подписали договор о сотрудничестве в области авиаперевозки почты на 2014 год.

 По условиям соглашения «Почта России» гарантирует авиакомпании ежемесячную загрузку грузовых емкостей пассажирских самолётов в объёме 370 тонн почтовых отправлений, из них 240 тонн из Москвы в регионы России. Авиакомпания «ЮТэйр» обязуется обеспечить доставку почты до места назначения в течение суток и ее сохранность при транспортировке.

 "Активное сотрудничество «Почты России» и авиакомпании «ЮТэйр», выполняющей ежедневно более 100 рейсов из аэропорта Внуково (Москва),  позволит сократить время доставки корреспонденции адресатам,  оптимизировать логистику и финансовые затраты партнёров", - отметили в авиакомпании.

 

 

Авиационные происшествия

 

Надежда Столярчук

Боинг аварийно сел в Красноярске из-за разгерметизации салона

Российская газета, 12.12.2013

В Красноярске из-за разгерметизации салона совершил аварийную посадку Боинг-737, принадлежащий компании "Таймыр", сообщили в МЧС Красноярского края.

Как пояснили в ведомстве, воздушное судно следовало по маршруту "Красноярск-Норильск", на борту находились семь членов экипажа, 113 пассажиров и 2926 килограммов груза.

По данным Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, в 08.46 по местному времени (04.46 мск) на судне произошло срабатывание сигнализации о неполадках в системе герметизации, в связи с чем экипаж самолета принял решение о возврате в аэропорт вылета. Больше часа самолет кружил над городом, вырабатывая топливо, после чего пилоты смогли благополучно приземлить судно в аэропорту "Емельяново".

- Погибших и травмированных, а также разрушений нет. На месте дежурили 38 спасателей и 11 единиц техники, - сообщили в МЧС региона.

По данному факту Енисейская транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства РФ о безопасности полетов.

Марина Фунт

В Иркутске вылет самолета задержали на восемь часов из-за отказа бортового компьютера

 

Московский комсомолец, 12.12.2013

Вылет рейса авиакомпании «ИрАэро» «Иркутск–Чита–Благовещенск–Хабаровск» задержали на восемь часов из-за сложных метеоусловий, по причине которых у воздушного судна отказал бортовой компьютер. Как сообщили «МК Байкал» сегодня, 12 декабря, в пресс-службе авиакомпании, после устранения неполадок борт вылетел из Иркутска в 13.07.

«Самолет должен был вылететь из иркутского аэропорта в 04.50, но произошел отказ бортового компьютера в связи со сложившимися погодными условиями, поэтому было принято решение задержать рейс до устранения неполадок», – сообщили в пресс-службе.

На борту самолета находились три члена экипажа и 50 пассажиров, которым во время ожидания было предоставлено горячее питание. Пассажиры вылетели из Иркутска на этом же самолете авиакомпании «ИрАэро». 

 

ВВС

Контракт на поставку ВВС России истребителей МиГ-35 может быть подписан после корректировки гособоронзаказа и госпрограммы вооружений  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.12.2013

Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" рассчитывает в ближайшей перспективе подписать госконтракт на поставку ВВС России партии многофункциональных истребителей МиГ-35, сообщил "Интерфаксу-АВН" генеральный директор корпорации Сергей Коротков.
       "Сейчас идет корректировка гособоронзаказа и госпрограммы вооружений. Мы надеемся, что в результате этой корректировки подпишем контракт на поставку истребителей МиГ-35 российским ВВС", - сказал С.Коротков.
       При этом он отметил, что для РСК "МИГ" этот контракт очень существенный, потому что позволяет с одной стороны обеспечить Военно-воздушные силы России самыми современными самолетами. И в то же время дает возможность выйти на новый виток военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
       С.Коротков пояснил, что поставка боевой техники собственным Вооруженным силам является одним из ключевых факторов при продвижении ее на экспорт. "Если государство закупает самолеты, то заказчики охотнее идут на заключение контрактов с теми производителями, которые поставляют боевую технику для собственных Вооруженных сил, понимая то, что это обеспечивается поддержкой эксплуатации этих продуктов", - сказал он.
       По его словам, процесс заключения контракта на поставку МиГ-35 ВВС России в силу определенных решений затянулся. "Но мы все-таки связываем большие надежды на то, что этот контракт будет с нами заключен", - сказал он.
       С.Коротков пояснил, что Военно-воздушным силам России предлагается совершенно новый самолет, который на самом деле еще предстоит сделать. Он не является аналогом того прототипа МиГ-35, который принимал участие в индийском тендере. "Требования, которые были выдвинуты министерством обороны РФ, существенно отличают МиГ-35 от самолета, который участвовал в индийском тендере с одноименным названием", - сказал он.
       По словам С.Короткова, предлагаемый ВВС России истребитель МиГ-35 сможет применять самые новейшие виды авиационного вооружения, он будут оснащен современной авионикой и бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой. "Все самые современные комплексы, которые у нас имеются, они будут стоять на самолете, и это придает ему совершенно новые качества, которых до сих пор не было у всех предыдущих самолетов не только марки "МиГ", но и других истребителей ", - сказал он.
       Истребитель МиГ-35 предназначен для завоевания превосходства в воздушном бою и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и морским целям, не входя в зону ПВО противника. Эта машина относится к истребителям поколения "4++".
       Кабина летчиков оснащена жидкокристаллическими дисплеями и системой индикации на лобовом стекле. Она полностью адаптирована для работы ночью.
       Уникальным компонентом МиГ-35 является бортовая РЛС "Жук-АЭ" с активной фазированной антенной решеткой. Станция позволяет сопровождать до 30 целей и одновременно атаковать до шести из них, представляющих наибольшую опасность.

Многоцелевой истребитель пятого поколения проходит испытания, первые поставки самолета в войска начнутся в 2016 году

Российская газета, 12.12.2013

На данный момент Т-50 проходит испытания, работа ведется в соответствии с установленными планами. В 2013 году будут завершены предварительные испытания, в следующем году запланированы государственные испытания. Серийные поставки Т-50 для российских ВВС начнутся уже с 2016 года.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян отметил, что параллельно ведутся переговоры с индийскими партнерами о переходе совместного проекта истребителя пятого поколения на этап опытно-конструкторской разработки.

 

Международные новости и сотрудничество

Компания Boeing Shanghai подписала соглашение о техническом обслуживании самолетов "Аэрофлота"

 

ATO.ru, 09.12.2013

 Компания Boeing Shanghai Aviation Services (Boeing Shanghai) и авиакомпания "Аэрофлот" подписали соглашение на техническое обслуживание самолетов Boeing 767 российского авиаперевозчика по форме C-check. Соглашение представляет собой продолжение сотрудничества между компаниями, которое началось в 2010 г., когда Boeing Shanghai начал предоставлять "Аэрофлоту" услуги ТОиР самолетов Boeing 767 и Boeing 777. Как отмечается в сообщении Boeing Shanghai, ТОиР самолетов Boeing 767 авиакомпании "Аэрофлот" будут предоставляться уже в 15 раз.

Напомним, что в рамках сотрудничества Boeing Shanghai оказывает "Аэрофлоту" услуги по окрашиванию фюзеляжа, модернизации салонов, а также ТОиР самолетов Boeing 777-300 по форме A-check и C-check. Кроме того, обеспечивает проверку и ремонт ВС по окончании срока лизинга, чтобы обеспечить возвращение машины лизингодателю с минимальными затратами и простоем.

Сейчас в парке "Аэрофлота" эксплуатируется 11 самолетов Boeing, из которых пять Boeing 767, четыре Boeing 777 и два Boeing 737.

Air Canada приобрела 61 самолет Boeing 737 MAX на $6,5 млрд

Газета.Ru, 12.12.2013

Канадский авиаперевозчик Air Canada приобрел 61 самолет Boeing 737 MAX на сумму $6,5 млрд по каталожным ценам, сообщает «Би-би-си».

Самолеты Boeing заменят узкофюзеляжные Airbus во флоте перевозчика.

По заявлению Air Canada, новые самолеты помогут компании сократить расходы на топливо и техническое обслуживание более чем на 20%. В настоящее время все авиакомпании заинтересованы в модернизации своего флота и переходе на более экономичные самолеты на фоне высоких цен на топливо и падения прибыли.

«Боинг» не желает прекращать производство «Супер Хорнетов»

ВПК, 12.12.2013

Несмотря на противоречивые сигналы от командования военного флота компания Boeing с оптимизмом смотрит на перспективы поставок палубных истребителей F/A-18 для ВМС США, сообщает flightglobal.com 10 декабря.

Вице-президент компании, руководитель программы F/A-18E/F Super Hornet и E/A-18G Growler Майкл Гиббонс (Michael Gibbons) считает, что производственная линия истребителей может работать и за пределами 2020 года. Это заявление Гиббонс сделал 9 декабря на церемонии ВМС, посвященной 35-летию истребителей F/A-18 (первый полет был выполнен в 1978 году). В настоящее время планируется, что выпуск истребителей будет завершен в 2016 году. Один «Супер Хорнет» стоит примерно 51-52 млн долл США (включая вооружение и двигатели F414), самолет РЭБ «Гроулер» стоит примерно на 9 млн долл дороже.

Гиббонс заявил, что «Боинг» не планирует закрыть производственную линию, которая в настоящее время выпускает четыре самолета в месяц, но к 2016 году темп замедлится до трех машин в месяц. В конечном счете темп может упасть до двух машин в месяц, но и в этом случае линия будет поддерживать финансовую стабильность.

17 октября ВМС США объявили о намерении в 2015 году приобрести 36 дополнительных самолетов, но через несколько недель это сообщение было аннулировано и названо ошибкой. Вместо закупки новых машин ВМС приняли решение продлить срок службы существующих самолетов от 6000 до 9900 часов. Кроме того, планируется оснастить самолеты конформными топливными баками емкостью 1600 кг.
К марту 2014 года компания должна решить, производить или нет новые узлы и компоненты для выпуска дополнительных самолетов. Гиббонс отмечает, что производство может быть поддержано возможными заказами от таких стран как Австралия, Бразилия, Канада, Дания, Кувейт и Малайзия.

 

«Сухой» в Мексике

Вести об эксплуатации Суперджет 100 в Мексике

Россия 1 # Вести, 11.12.2013

В2: "Суперджеты" покоряют небо Мексики. Почти год прошел с тех пор, как первый российский лайнер начал совершать коммерческие рейсы в этой стране. Теперь самолетов 5, и их владелец, вторая по величине авиакомпания Мексики "Интерджет", подводит промежуточные итоги их эксплуатации. О том, с чем пришлось столкнуться "Сухим" на новом месте службы и как они справляются с трудностями, Дмитрий Кайстро.

КОР: Город Масатлан - очень далекая Мексика даже для отчаянных туристов. Сеньор Хосе и городской старожил сокрушается: не едут не только туристы, мексиканцы из других провинций здесь тоже гости нечастые.

ХОСЕ ХУГАРИО (ЖИТЕЛЬ ГОРОДА МАСАТЛАН): Дорог у нас почти нет, как и во времена конквистадоров, а по воздуху, знаете, самолетов мало. Большим-то у нас не приземлиться.

КОР: Солнце, горы, агава. В это трудно поверить, но экзотическая Мексика, где в сотне городов проживает свыше 100 млн жителей, до последнего времени испытывала проблемы с региональным авиасообщением. Страна оставалась закрытой и для туристов, и для себя самой.

Внутреннюю транспортную блокаду 3 месяца назад смогли прорвать российские самолеты "Сухой Суперджет 100". Пассажиры рассаживаются в салоне, придуманном дизайнерами, работающими с Ferrari и Lamborghini. "Суперджет" проект хоть и российский, но продукт международной кооперации. Двигатели французские, салон на 93 пассажира итальянский, сам лайнер от шасси до крыльев, как и вся интеграция проекта наши, отечественные. Протяженность воздушных линий по российским меркам не велика - от 42 минут до часа 40, вообще, взлет-посадка. Такие воздушные трамваи, но за это время пассажиры российских первенцев "Интерджета" должны прочувствовать все удобства: ширина кресел как на дальнемагистральных самолетах, глубокие багажные полки и еще десятки различных мелочей.

Компания "Интерджет", один из ведущих мексиканских авиаперевозчиков, долго искала машины, способные взлетать и приземляться на короткие полосы. Аэродромов с подобными характеристиками в Мексике большинство. А также быть экономичными и современными. Такие самолеты нашлись только в далекой России.

ХОСЕ ЛУИС ГАРС (ПРЕЗИДЕНТ МЕКСИКАНСКОЙ АВИАКОМПАНИИ "ИНТЕРСДЖЕТ"): Дорогие тяжелые Airbus и Boeing нам совсем не подходят. "Суперджеты" совсем другое дело. Попадая в них, люди думают, что зашли в дальнемагистральный самолет, к которому привыкли.

КОР: Городок Гуас-Кальенте. Горная Мексика. В этом регионе это первый коммерческий рейс "Суперджета". Сестры Гарсиас пакуют чемоданы. Они отправляются в другой конец страны не изматывающим как раньше автобусом, а комфортабельным самолетом.

ЖЕНЩИНА: Я никогда раньше не летала на русских самолетах. Сегодня мы полетим на "Сухой Суперджет".

КОР: Для обожающих путешествовать мексиканцев, чья страна покрыта сетью городов, не всегда хороших дорог и тесноватых аэродромов, российские самолеты стали избавлением от многолетних кошмаров - утомительных поездок по земле.

ДИЕГО АРНАНДЕС (ПИЛОТ САМОЛЕТА "СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ-100"): Очень легко летать, понимаете, Мексика - страна, где можно эксплуатировать далеко не любые самолеты. И "Суперджет" - это лучшее.

КОР: Чтобы испытать "Суперджет" для Мексики в экстремальных температурах, машина прошла летные тренировки в пекле Саудовской Аравии.

Портфель заказов у "Суперджетов" 200 самолетов по всему миру. Машины уже летают в Лаосе, Индонезии, Мексике, опровергая сарказм критиков про неподъемную авиацию страны. "Сухой Суперджет" в числе успешных высокотехнологичных российских продуктов уверенно завоевывает мир. Гражданские самолеты Сухого с маркировкой "Сделано в России" во всех смыслах на взлете.

Дмитрий Кайстро, Сергей Рубанов, Геннадий Корнеев. "Вести". Мексика.

(см.видео-версию http://www.vesti.ru/videos?vid=560826)

 

 

Разное

 Холдинг "Вертолеты России" стал "Компанией года 2013"    

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.12.2013

Российский вертолетостроительный холдинг "Вертолеты России" стал лауреатом Национальной премии "Компания года 2013" в номинации "Промышленность - авиастроение", сообщает пресс-служба корпорации.
       "Награду вручили генеральному директору холдинга "Вертолеты России" Александру Михееву на торжественной церемонии, состоявшейся накануне в Москве в конференц-зале гостиницы Lotte Hotel Moscow", - говорится в сообщении пресс-службы, поступившем в "Интерфакс-АВН" в четверг.
       "Высокая оценка эффективности российского вертолетостроения, консолидированного в холдинге "Вертолеты России", - это общая заслуга конструкторов, инженеров, рабочих, ветеранов отрасли и молодых специалистов. Особая синергия, достигнутая в 2013 году как результат объединения усилий отечественных вертолетостроительных предприятий, закладывает основу будущего развития. Мы выходим на качественно новый научно-исследовательский и производственный уровень", - отметил А.Михеев в ходе церемонии награждения.
       В пресс-релизе сообщается, что согласно прогнозам, объем поставок в 2013 году может составить около 300 вертолетов различного класса и назначения. За шесть месяцев года показатель EBITDA увеличился на 29,3% до 11,8 млрд руб., а портфель заказов вырос до 870 вертолетов общей стоимостью около 384 млрд руб. Это позволит холдингу увеличить долю мирового рынка вертолетов - сейчас она превышает 14% (в денежном выражении).
       В текущем году холдинг впервые представил мировому рынку новейшие разработки: первые прототипы многоцелевых гражданских вертолетов Ми-171А2, Ка-62. Продемонстрирован также опытный образец нового транспортно-пассажирского вертолета Ми-38 с российскими двигателями.
       Национальная премия "Компания года" - одна из наиболее престижных премий в России в области бизнеса. В независимый экспертный совет премии входят заслуженные ученые, общественные деятели, видные политики и бизнесмены. Премия присуждается самым ярким и динамичным компаниям и позволяет отметить успешные стратегии лидеров российской экономики.

ЗАО "Авиастар-СП" и Ульяновский Государственный университет создали центр компетенции по подготовке кадров и выполнению НИОКТР

AEX.RU, 12.12.2013

ЗАО «Авиастар-СП» и Ульяновский государственный университет создали Центр компетенции по подготовке кадров и выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Новая структура будет располагаться на территории  авиационного завода. Руководство центра осуществляют генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» С.Г. Дементьев и президент УлГУ Ю.В. Полянсков, сообщает пресс-служба «Авиастар-СП».

  «Наш ВУЗ является базовым университетом в  авиационной отрасли.  В июне этого года между «Авиастаром» и УлГУ подписано Соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках действия которого мы готовы оказывать всестороннюю помощь по подготовке специалистов, выполнению и дальнейшему внедрению совместных научных разработок, - отметил президент УлГУ Юрий Полянсков. 

  «Переход на информационные цифровые технологии в производстве  авиационной техники требует  современных методов подготовки и переподготовки кадров. В ближайшее время предприятию предстоит значительно увеличить численность персонала. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы к нам приходили работать высоквалифицированные специалисты», - подчеркнул генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.

 Основными задачами Центра являются выполнение  и внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка кадров, профоориентационная работа. Также ЗАО «Авиастар-СП» совместно с университетом открыли базовую кафедру УлГУ «Цифровые технологии авиационного производства». Заведующим кафедрой назначен  заместитель генерального  директора - директор по экономике и финансам ЗАО «Авиастар-СП»  А.М. Топорков. Главная цель создания кафедры - это подготовка специалистов в интересах предприятия. 

  «Сотрудничество нашего предприятия и университета набирает обороты. К настоящему времени все подготовительные работы для открытия базовой кафедры уже выполнены. Идея кафедры состоит в том, чтобы студенты уже во время учебы знакомились с предприятием и после получения диплома очень быстро вливались в работу. За время учебы они получают все необходимые практические навыки и не нуждаются в дополнительном обучении, как прочие молодые специалисты. Это отличная практика, которая применяется во всем мире. Студенты и преподаватели вузов не должны быть оторваны от реалий промышленного производства», - рассказал Андрей Топорков. 

 Официальное торжественное открытие кафедры и Центра компетенции намечено на начало следующего года.

Забайкальские машиностроители изучали опыт иркутского авиазавода

Zabmedia.ru, 11.12.2013

Представители Забайкальского регионального отделения "СоюзМаш России" и заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Тен побывали с рабочим визитом на Иркутском авиазаводе с целью обмена опытом, сообщиет "Телеинформ".

"ИАЗ, безусловно, один из лидеров по внедрению инструментов бережливого производства, - считает Сергей Тен. - Перемены в этом плане бросаются в глаза буквально в каждом подразделении. Важно и то, что это процесс обоюдный: с одной стороны, руководство ИАЗ активно внедряет lean-технологии, с другой, рабочие, инженерно-технические сотрудники ежегодно подают сотни предложений по улучшению".

Гости посетили цеха механосборочного и агрегатно-сборочного производств, цех окончательной сборки самолетов и летно-испытательное подразделение ИАЗ.

По итогам визита состоялось совещание, в ходе которого гости отметили высокий технический и технологический уровень производства на заводе, а также уровень производственной культуры и масштабы внедрения передовых lean-технологий.

Также гости отметили существенный рост объемов выпуска продукции на ИАЗ, особенно - для ВВС России. Напомним, в рамках заключенных контрактов между корпорацией "Иркут" и МО РФ Иркутский авиазавод впервые за последние десятилетия поставит в войска 60 самолетов Су-30СМ и 55 Як-130. Первые самолеты были переданы ВВС России в сентябре этого года.

Однако, по словам гендиректора ИАЗа Александра Вепрева, необходимо внести в Закон "О гособоронзаказе" уточнения, способствующие увеличению уровня рентабельности контрактов для предприятий ОПК.

 

 

Политические новости

 

 

Игнат Калинин

Рогозин нашел смысл существования

РАН могут слить с "оборонкой"

Московский Комсомолец, 11.12.2013

Председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин на "правительственном часе" в Госдуме нарисовал перед депутатами картину обновления и строительства прекрасного здания оборонно-промышленного комплекса - захватывающе, в красках, с яркими образами - как он умеет. Попутно он назвал причину ключевой структурной проблемы, на которой буксует перевооружение (Грузия); пообещал, что Россия не забудет своих граждан в Приднестровье; напомнил, что без кооперации с Россией украинская "оборонка" погибнет и тогда Украине останется производить только пшеницу. От ответа на самый больной вопрос, правда, вице-премьер изящно ушел.

За время своего руководства ВПК Рогозин действительно сдвинул гору - об этом можно судить из его собственного выступления. Например, обновилась законодательная база - разработаны и приняты 275 ФЗ ("О Гособоронзаказе") и 44 ФЗ ("О контрактной системе в сфере госзакупок"). Также в новогоднюю ночь президент должен подписать закон о Фонде перспективных исследований (ФПИ).

Ведется масштабное (Рогозин сравнил его с эвакуацией индустрии на Урал в 1941 году) техническое перевооружение заводов оборонной отрасли: его прошли уже 442 предприятия. Рогозин признал, что делать это по уму надо было до того, как выделять 20 триллионов на закупки оружия для Вооруженных сил, но из-за конфликта с Грузией в 2008 году решение пришлось принимать очень быстро - слишком было заметно отставание. Поэтому теперь все приходится делать параллельно, и ОПК пока не способен удовлетворить потребности заказчиков.

Решена проблема с мобзаданием: государство делало вид, что оплачивает мобилизационные мощности (хотя на деле делало это не более чем на 17%) а промышленность делала вид, что их содержит. Теперь, якобы, сам подход переработан коренным образом - каким, со слов Рогозина, точно понять было сложно.

Одним из центральных тезисов своего выступления руководитель ВПК сделал необходимость повышения роль и статуса генконструкторов (нужны примерно уровня Королева), которые могли бы не только реализовывать узкие технические проекты, но мыслить структурно, иметь интегрированный подход, быть способными с нуля построить целую отрасль "оборонки". И такие генконструкторы должны работать в близком контакте с представителями фундаментальной науки из РАН - уже ведется работа по налаживанию их взаимодействия.

Рогозин, полагает, что у Академии таким образом появится таки raison d'etre - смысл существования: "Между прикладной и фундаментальной наукой не должно быть разрыва".

Много говорил вице-премьер и о своем детище - ФПИ - аналоге американской DARPA. На сегодняшний день уже рассмотрено более 1000 проектов-предложений, 52 из них внесены в список перспективных, и 8 признаны высокоприоритетными. Один из таких проектов - подготовка ответа на концепцию глобального удара США - высокоточные гиперзвуковые ракеты из композитных материалов. Другая важная тема - создание производства электронной компонентной базы в России. В противном случае "мы сядем на очередную иглу, чего в стратегическом плане мы себе позволить не можем".

На российских компонентах будут созданы автоматизированные системы управления, робототехника, будет развиваться модульный подход. И тогда Россия уверено сможет дать отпор в технологичной войне, которую практикуют США - с ранним обнаружением противника и уничтожением его без захода в его зону поражения.

Закончил свое выступление Рогозин обещанием вывести на парад 9 мая 2015 уже не модернизированные, а новые образцы бронетехники: "Арматы", "Курганцы", "Бумеранги".

Среди вопросов депутатов выделялось два. Первый поставил Рогозина в тупик, он о ситуации не знал. Оказывается, в Питере строится дорога и неразводной мост, который перегородит подход к военным верфям таких высоких кораблей как "Мистраль". Курьез в том, что скоро именно на той верфи будет достраиваться корабль "Владивосток" - и зайти-то он зайдет (мост еще будет не построен), а выйти уже не сможет.

Второй касался госкорпораций-вертикально интегрированных компаниий (ОАК, ОСК, холдинги Ростеха, ОРКК), а именно рисков "растворения" в них госсобственности и госинвестиций через приватизацию, банкротство - способов миллион. Недостаточный контроль за деятельностью этих корпораций, возможно, действительно самая тревожная сейчас проблема. Но вице-премьер в своем ответе предпочел расплыться мыслью по древу: вертикальная интеграция очень полезна и эффективна, и вообще, пусть они берут себе национальный брэнды, как это сделали в "Калашникове".

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль