Новости СоюзМаш России

11.12.2013

Информационный обзор прессы 11.12.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

11 декабря 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 10 декабря 2013 г., Российские машиностроители знакомятся со швейцарскими суперкомпьютерными технологиями

А также по теме:

Терра:

CSCS и его Суперкомпьтер

Портал машиностроения:

Сотрудничество России и Швейцарии укрепляется

 

JETS.ru, 10 декабря 2013 г., Летчиков поднимут из резерва

 

Терра, 10 декабря 2013 г., Думский Комитет по бюджету рекомендовал к принятию поправки в Бюджетный кодекс, инициированные Владимиром Гутеневым и Сергеем Гавриловым

А также по теме:

ADVIS.ru:

Думский Комитет по бюджету рекомендовал к принятию поправки в Бюджетный кодекс, инициированные Владимиром Гутеневым и Сергеем Гавриловым

 

REGNUM, 11 декабря 2013 г., Свердловские металлурги отправили помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке

 

Комсомольская правда, 11 декабря 2013 г., Кузница кадров для машиностроения

 

KM.ru, 11 декабря 2013 г., Улюкаев: вступление в ВТО сулит российским производителям десятки миллиардов \\ Балийский пакет соглашений не дает нам каких-либо привилегий, возражают эксперты

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 11 декабря 2013 г., Путин: свыше 40 баллистических ракет поступит в армию в 2014 году

 

Коммерсантъ, 11 декабря 2013 г., Сергей Шойгу принял угрозы 2014 года к исполнению \\ Верховный главнокомандующий провел коллегию Минобороны

 

3. Автомобилестроение.

 

Волжская коммуна, 10 декабря 2013 г., По итогам 2013 года АВТОВАЗ может получить прибыль

 

4. Авиастроение.

 

Независимая газета, 11 декабря 2013 г., Развитие российской авиации: Лететь, срезая углы

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 10 декабря 2013 г., Российские машиностроители знакомятся со швейцарскими суперкомпьютерными технологиями

Накануне заседания 15-ой сессии Межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству со Швейцарией депутаты Государственной Думы РФ из группы дружбы с Парламентом Швейцарской Конфедерации во главе с первым зампредом Думского Комитета по промышленности, первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым посетили Швейцарский Национальный Суперкомпьютерный центр CSCS. 

Центр знаменит тем, что построил самый быстрый в Европе суперкомпьютер. Благодаря использованию новейших ускорителей вычислений, швейцарский суперкомпьютер среди подобных машин занял первое место в Европе и шестое место в мире. Названная в честь одного из пиков Швейцарских Альп, система Piz Daint предоставляет исследователям исключительные вычислительные ресурсы. Суперкомпьютер обеспечивает высокую эффективность моделирования в таких областях, как материаловедение, физика, изучение климата, метеорология и геофизика.

Особый интерес суперкомпьютер вызвал у представителей холдинга "Швабе", входящего в госкорпорацию "Ростех", как у основных производителей низкотемпературной оптики и высокоэнергетических лазеров. На встрече с руководством CSCS выяснилось, что в центре успешно трудятся специалисты из России. Среди них - выпускники Уральского федерального университета (УрФУ). 

Говоря о возможных сферах сотрудничества, глава делегации Владимир Гутенев особо выделил направления, связанные с исследованиями Космоса и климатологией. А в области Земли - с физикой твердого тела и инжинирингом. "Сотрудничество со Швейцарией в этих направлениях представляется вполне возможным. Для нас - это может быть чрезвычайно полезно. C одной стороны, Швейцария, как известно, страна нейтральная и дружественная. И риски, связанные с проведением тех или иных исследований на территории другого государства, в данном случае - мне представляются минимальными. С другой - пока мы вряд ли можем рассчитывать на использование и приобретение мощных суперкомпьютеров не только потому, что существует ограничение на ввоз подобных машин, но и в силу того, что суперкомпьютеры еще не достаточно активно внедряются в отечественной промышленности. А иметь слабо загруженную по производительности супермашину - экономически не эффективно", - резюмировал парламентарий, подчеркнувший, что поэтому взаимодействие российской высшей школы и крупнейших промышленных предприятий с подобными ведущими европейскими центрами нужно всячески приветствовать.

А также по теме:

Терра:

CSCS и его Суперкомпьтер

Портал машиностроения:

Сотрудничество России и Швейцарии укрепляется

 

JETS.ru, 10 декабря 2013 г., Летчиков поднимут из резерва

Авиакатастрофа Boeing 737 в Казани может изменить подходы государства к подготовке пилотов в гражданской авиации. Совет федерации неожиданно выступил против утвержденного правительством законопроекта о привлечении иностранных пилотов и предложил переучивать военных летчиков. Росавиация, в свою очередь, хочет ужесточить подход к тренировке пилотов. Эксперты отмечают, что обойтись без иностранцев будет трудно, на переподготовку военных потребуется время и деньги без гарантии успеха, а в стране и так есть "кадровый резерв" выпускников гражданских летных училищ, которых можно и нужно обучать.

Сенаторы усомнились в целесообразности законопроекта, который позволит принимать на работу в гражданскую авиацию до 200 иностранных пилотов в год. Эти поправки были одобрены правительством 5 декабря и должны быть внесены в Госдуму. Но вчера профильные комитеты Совета федерации пришли к выводу, что законопроект "не гарантирует привлечение для работы в России качественно подготовленных авиаспециалистов".

Сенаторы предлагают решить проблему нехватки пилотов за счет переподготовки военных летчиков, уволенных в запас. Эту инициативу поддержал заместитель главы Росавиации Олег Сторчевой, который заявил, что до 2006 года в Ульяновском высшем училище гражданской авиации провели переподготовку 877 военных летчиков, но в 2006 году "вышел приказ Минтранса, в соответствии с которым подобная практика была приостановлена". Сенаторы рекомендовали правительству "принять правовые акты, направленные на стимулирование трудоустройства военных летчиков". В Минтрансе уверяют, что законодательство не ограничивает переучивание военных пилотов в гражданских. "Для свидетельства частного пилота необходим налет в 42 часа, коммерческого пилота - 150 часов, линейного (будущие командиры воздушных судов, или КВС) - 1,5 тыс. часов",- отметили в министерстве, добавив, что программа переучивания в Ульяновске действует.

Но система подготовки пилотов в России может измениться. Вчера стало известно, что глава Росавиации Александр Нерадько предлагает поменять программы тренажерной подготовки пилотов, увеличив число тренировок. А 6 декабря Росавиация начала проверки легитимности выдачи пилотских свидетельств, выданных всем переучившимся из штурманов и бортинженеров по программам переподготовки. Виктор Гуцул, второй пилот разбившегося в Казани Boeing 737, до 2012 года был бортинженером и переучился на пилота лишь после выхода на пенсию. Росавиация также рекомендовала провести проверку всех самолетов Boeing 737 в парках российских авиакомпаний. Результаты должны быть представлены Росавиации до 12 декабря.

Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что "мнение Совета федерации вряд ли станет причиной для полной отмены законопроекта о привлечении иностранных пилотов, но квота на их количество может быть снижена". Они отмечают, что законопроект носит "временный характер" (предполагается, что разрешение будет действовать до 2019 года), и это "может стать ключевым аргументом для его принятия". Первый зампред комитета Госдумы по промышленности (он, скорее всего, станет соисполнителем по законопроекту) Владимир Гутенев считает, что квота на иностранных КВС "однозначно должна быть меньше 200 человек", но добавляет, что нехватку пилотов "нужно восполнить не за счет переучивания военных летчиков, а с помощью активного развития летных школ и тренажерной базы, что позволит полностью устранить дефицит в течение пяти лет".

В авиакомпаниях поддерживают идею переподготовки военных пилотов. В "Трансаэро" заявили, что "это давно сложившаяся практика", и в компании работает более 100 бывших военных летчиков, но она готова и принимать ежегодно 60-70 КВС-иностранцев. В "Аэрофлоте" также работает много бывших военных летчиков. Но источник в отрасли отметил, что при приеме на работу военных есть минусы: не у каждого летчика большой опыт, знание английского часто на низком уровне. Он добавил, что переобучение нередко идет за счет авиакомпании. При этом, добавляет источник "Ъ" в Минобороны, "в самих ВВС есть дефицит летчиков, и их активное переучивание на гражданских специалистов может только усугубить ситуацию". Зарплата военного летчика составляет, по данным "Ъ", порядка 100 тыс. руб. в месяц, тогда как гражданский КВС в крупных компаниях получает до 300-400 тыс. руб.

Между тем глава Шереметьевского профсоюза летчиков Игорь Дельдюжов утверждает, что "сейчас большое количество выпускников летных училищ не трудоустроены даже в качестве вторых пилотов, авиакомпании не хотят тратиться на их подготовку". Эксперт Общественной палаты РФ по вопросам гражданской авиации профессор Борис Елисеев добавляет, что в России при избытке вторых пилотов ощущается дефицит опытных командиров, но его не покроет и квота в 200 иностранцев. Для этого, по мнению эксперта, авиакомпаниям нужно активнее готовить на КВС выпускников летных учебных заведений Росавиации: по итогам 2012-2013 годов они обеспечивают кадровый резерв примерно в 500 человек, подготовка может занять пять-семь лет в зависимости от типа самолета. Для переобучения военных, подчеркивает эксперт, также нужны время и деньги, и "не всякого военного можно сделать квалифицированным гражданским пилотом".

 

Терра, 10 декабря 2013 г., Думский Комитет по бюджету рекомендовал к принятию поправки в Бюджетный кодекс, инициированные Владимиром Гутеневым и Сергеем Гавриловым

Члены Комитета Государственной думы по бюджету и налогам одобрили поправки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части бюджетных инвестиций», внесенные первым зампредом думского Комитета по промышленности, первым вице-президентом Союза Машиностроителей России Владимиром Гутеневым и председателем Комитета по вопросам собственности Сергеем Гавриловым.

«Наши поправки по своей сути направлены на поддержку отечественной автомобильной промышленности, прежде всего производителей легковых автомобилей и мотоциклов», - пояснил Владимир Гутенев.

Напомним, что Налоговым кодексом РФ легковые автомобили и мотоциклы отнесены к категории подакцизных товаров. А в июле 2013 года в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми их производители лишались права на получение субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, связанных с производством и реализацией своей продукции.

«Мы же своей поправкой, - подчеркнул Владимир Гутенев, - предлагаем вывести легковые автомобили и мотоциклы в отдельную категорию подакцизных товаров и вернуть таким образом правовые основания для получения их производителями государственной поддержки. Это необходимо в целях безусловной реализации государственной политики в сфере автомобильной промышленности, в том числе в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

А также по теме:

ADVIS.ru:

Думский Комитет по бюджету рекомендовал к принятию поправки в Бюджетный кодекс, инициированные Владимиром Гутеневым и Сергеем Гавриловым

 

REGNUM, 11 декабря 2013 г., Свердловские металлурги отправили помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке

Металлургические предприятия Свердловской области отправили гуманитарную помощь для пострадавших от наводнения жителей Дальнего Востока. Об этом 11 декабря сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Управлении пресс-службы и информации правительства Свердловской области.

Так, ООО "УГМК-Холдинг" закупило и доставило необходимое оборудование для восстановления домов и других сооружений. Это оборудование стоимостью 60 млн рублей было передано ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" и Комитету по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области.

Работники ЕВРАЗ НТМК в помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке направили более 20 тонн гуманитарного груза, в том числе более 10 тыс. комплектов летней и зимней спецодежды, свыше 1,5 тыс. пар зимней обуви на сумму около 8,5 млн рублей.

Богдановичское ОАО "Огнеупоры" направило в Амурскую область 57 тонн строительного кирпича, а ОАО "Первоуральский динасовый завод" и его работники и ветераны перечислили пострадавшим 160 тыс. рублей. Кроме того, первоуральцы собрали и отправили через организацию "Красный крест" гуманитарный груз - средства гигиены и теплые вещи.

Напомним, помочь пострадавшим решили и другие предприятия Свердловской области. Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России организовало благотворительную акцию "БЛИЖЕ к Дальнему Востоку". В Екатеринбурге было организовано пять пунктов приема гуманитарной помощи. Всего в акции принимали участие 11 машиностроительных предприятий области, в том числе "Уральский оптико-механический завод".

 

Комсомольская правда, 11 декабря 2013 г., Кузница кадров для машиностроения

Как удержать молодежь на заводе?

Машиностроительные заводы активно борются за молодые кадры. Так, в ракетно-космической отрасли всего 20% работников моложе 35 лет, средний возраст персонала 43,9 года, а кандидаты наук на предприятиях старше 59 лет. В других отраслях машиностроения картина не намного лучше… Опытные специалисты уходят на пенсию. А процесс их замены перспективной молодежью идет крайне медленно. Как привлечь на завод, а затем удержать молодежь?

«ПНЦ газотурбостроения «Салют» - одно из старейших предприятий авиационного двигателестроения. Ведет историю от французской компании «Гном-Рон», которая в 1912 году запустила небольшое производство авиационных моторов. Сейчас двигатели «ПНЦ газотурбостроения «Салют» установлены на Су-27, Су-27СМ и Су-34; специалисты предприятия разрабатывают мотор для новейших самолетов пятого поколения.

- Основная причина сложного привлечения молодых специалистов на завод - это плохой пиар, - пояснил начальник отдела развития производственной системы «ПНЦ газотурбостроения «Салют» Илья Гаранкин. - Молодые люди уверены, что здесь трубы коптят небо, старые станки, все в масле. Но на самом деле ситуация принципиально иная.

И это правда. Производство высокотехнологичное. Культура производства на предприятии соответствует высочайшим мировым стандартам. Все больше работников трудится даже не у станков, а за микроскопами. Однако, увидев такую картину, молодежь не торопится  связывать свою жизнь с производством.

- Зарплаты на предприятиях растут. Высококлассные специалисты имеют доход, сопоставимый с доходом сотрудников на зарубежных предприятиях. Но больших денег вчерашним студентам платить не можем. Поэтому создали систему, в которой новым сотрудникам интересно жить, - говорит менеджер.

Новички проходят программу адаптации: знакомятся как с историей предприятия, так и с сотрудниками различных подразделений. На предприятии проводят «Гайдпарк», «Мафию» и другие коммуникационные «бои». Проходят курсы повышения квалификации и стажировки. Для инженеров организовываются корпоративные «Двигатели будущего» и другие форумы, которые проходят при поддержке Союза машиностроителей России.

- Задача сформировать большой поток знаний, благодаря которому мы удерживаем вчерашних студентов. Молодежь втягивается в производственный процесс, и большинство остается на предприятии, - резюмирует Илья Гаранкин.

Со следующего года власти Москвы запустят экспериментальную программу, с помощью которой попробуют повысить квалификацию выпускников инженерных вузов.

- Отбираем для этого лучшие технические вузы и компании, - сообщил министр правительства Москвы, глава Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров. - Студенты этих вузов последние два-три года учебы будут проходить практику на этих предприятиях, и вся программа обучения будет нацелена на решение конкретных задач.

 

KM.ru, 11 декабря 2013 г., Улюкаев: вступление в ВТО сулит российским производителям десятки миллиардов \\ Балийский пакет соглашений не дает нам каких-либо привилегий, возражают эксперты

Три дня назад в Индонезии прошла Девятая министерская конференция стран-участниц ВТО. Важный итог: был полностью принят Балийский пакет договоренностей. По заявлению министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, российские экспортеры получат новые возможности и выгоды от принятого соглашения.

Самыми важными, по мнению Улюкаева, являются два первых блока (соглашение об упрощении торговых процедур, а также сельскохозяйственный блок соглашений).

Упрощение торговых процедур означает существенное улучшение условий экспорта для наших компаний, в том числе экспортеров товаров с высокой степенью добавленной стоимости. Речь идет о химии, нефтехимии, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроении и металлообработке. Заявление громкое. Тем не менее, министр успел оправдаться: «Это, конечно, не автоматически реализуется, нужно работать довольно много и бизнесу, и федеральным органам исполнительной власти. Но это результат, который может измеряться десятками миллиардов рублей полученного дополнительного дохода и серьезного увеличения объемов экспорта».

Особенная работа предстоит в плане развития сельского хозяйства. «Я надеюсь, Россия станет полномасштабным экспортером сельхозпродукции. Сейчас мы являемся экспортером таким периодическим, то есть в зависимости от урожая. Я рассчитываю, что в том числе с принятием этих документов (Балийского пакета, а также дальнейших соглашений в рамках Дохийского раунда ВТО) мы постепенно станем постоянным экспортером сельхозпродукции. Мы имеем для этого все основания», – заявил Алексей Улюкаев.

Однако далеко не все эксперты разделяют позицию господина Улюкаева. Большинство пока только изучают документы конференции, а некоторые даже не рассматривалисоглашение. Например, члены некоммерческого партнерства «Русская сталь» сказали, что пока анализируют принятый пакет соглашений. В Национальном союзе экспортеров продовольствия признались, что у них пока нет доступа к тексту документов. Не смогли прокомментировать соглашение и в Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, и в Союзе машиностроителей России.

По словам президента промышленного союза «Новое Содружество» Константина Бабкина, к словам Улюкаева стоит отнестись осторожно. Новые соглашения, по мнению Бабкина, упростят выход иностранных игроков на российский рынок. Увеличение экспорта и дополнительные возможности для нашего сельского хозяйства обещали полтора года назад, а в результате – обратно противоположная ситуация.

Эксперт рассказал: «Международная торговля обставлена подводными и надводными барьерами. Например, мы экспортируем в Евросоюз новый комбайн. Чтобы начать его там продавать, нам пришлось его три года испытывать, гонять по полям. А три года – это большой срок для динамичного рынка. То же самое с нашим канадским трактором, который мы уже второй год испытываем в ЕС, чтобы получить сертификат и право его там продавать. Хотя, казалось бы, между Канадой и ЕС сейчас обсуждается зона свободной торговли. И таких вещей масса». Если прогнозы господина Улюкаева не сбудутся, для сельского хозяйства по-прежнему будут существовать три угрозы.

Эльмира Крылатых, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, считает: «Во-первых, в связи с ростом импорта снизится уровень продовольственной независимости России. Во-вторых, может усилиться дифференциация региональных уровней жизни сельского населения и уровней потребления продовольствия по доходным группам городского населения. И наконец, ухудшение финансового положения российского сельскохозяйственного бизнеса возможно из-за усиливающейся конкуренции со стороны международных корпораций, монополизирующих внутренний рынок России и каналы внешней торговли».

Тем не менее, некоторые эксперты полагают, что Россия выиграет от одного соглашенияБалийского пакета договоров – от упрощения торговых процедур. «Это наиболее практически осязаемая выгода», – считает профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМОМО РАН Алексей Портанский. Под упрощением торговых процедур имеется в виду сокращение времени и условий прохождения грузов через таможню. Именно на этом этапе бизнес теряет время, именно российская таможня напрямую нарушает принципы ВТО, касающиеся оценки товаров при исчислении таможенной пошлины. Портанский надеется, что принятые соглашения подстегнут работу Федеральной таможенной службы. Это, в свою очередь, увеличит скорость торговых потоков, что приведет к росту объемов экспорта в годовом исчислении. «Даже если останутся те же наименования товаров, все равно объем экспорта вырастет за счет снижения бюрократических препон», – считает Алексей Портанский.

Однако принятый пакет документов касается только ослабления таможенных ограничений, остальные барьеры (демпинговые или, к примеру, административные) пока остаются. Фактически Балийский пакет соглашений не дает каких-либо привилегий российским производителям для вступления в закрытые сейчас для них рынки увеличении экспорта за счет расширения географии продаж.

Спустя год после присоединения России к ВТО выводы, судя по всему, все еще рано делать. Да и не все отрасли почувствовали прогнозируемую стагнацию. Президент Союзахимиков Виктор Иванов считает, что резко негативное влияние на химический и нефтехимический комплексы ВТО окажет лишь после окончания переходного периода. Вопрос в том, как долго он продлится, и насколько ощутимо он скажется на деятельности отечественных экспортеров.


2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 11 декабря 2013 г., Путин: свыше 40 баллистических ракет поступит в армию в 2014 году

По словам президента, через год доля новой техники в войсках должна составлять 30%. В частности, Владимир Путин сообщил, что в 2014 году в вооруженные силы должны поступить более 40 самых современных межконтинентальных баллистических ракет, более 210 самолетов и вертолетов, свыше 250 единиц бронетехники.

В 2014 году в вооруженные силы РФ поступит более 40 межконтинентальных баллистических ракет и более 200 единиц авиатехники, сообщил президент РФ Владимир Путин.

"В 2014 году в вооруженные силы должны поступить более 40 самых современных межконтинентальных баллистических ракет, более 210 самолетов и вертолетов, свыше 250 единиц бронетехники. На боевую вахту заступят атомные ракетоносцы "Александр Невский" и "Владимир Мономах", а состав орбитальный группировки пополнится шестью новыми спутниками", — заявил Путин во вторник на расширенном заседании коллегии Минобороны.

Он напомнил, что через год доля новой техники в войсках должна составлять 30%. При этом президент указал, что Минобороны должно обеспечить всю необходимую инфраструктуру для поступающей техники.

По словам Путина, в наступающем году также необходимо завершить работу по комплектованию вооруженных сил личным составом и выйти на уровень 95-100%. Будет продолжен набор рядовых и сержантов-контрактников, число которых в этом году превысило 200 тысяч человек.

"Как показывают итоги тренировок и учений, растущее число профессионалов заметно повышает боеспособность войск", — добавил глава государства.

Он отметил, что необходимо и дальше совершенствовать содержание боевой учебы, а комплексные внезапные проверки частей и соединений должны пройти во всех видах и родах войск, во всех военных округах.

Говоря о войсках воздушно-космической обороны, Путин сообщил, что зона покрытия системы предупреждения о ракетном нападении охватывает все основные ракетные направления. "Специалисты прекрасно знают проблемы в этой сфере, мы их очень подробно обсуждали совсем недавно на совещании. Все решаемо и будет решаться", — подчеркнул президент.

 

Коммерсантъ, 11 декабря 2013 г., Сергей Шойгу принял угрозы 2014 года к исполнению \\ Верховный главнокомандующий провел коллегию Минобороны

Президент Владимир Путин вчера принял участие в заседании расширенной коллегии Минобороны. Он заслушал доклад главы военного ведомства Сергея Шойгу о проделанной работе и поставил перед военными задачи на будущий год. О проблемах военных ни президент, ни министр предпочли не говорить.

Перед началом коллегии рядом с входом в Петровский зал Академии Генштаба в ожидании Владимира Путина по красной ковровой дорожке прогуливались его помощник Евгений Школов и статс-секретарь Минобороны Николай Панков. В другом зале в ожидании президента коротали время глава кремлевской администрации Сергей Иванов и редко появляющийся на публике руководитель Совета безопасности Николай Патрушев.

Владимир Путин опоздал ненамного и сразу поднялся в зал. В своем выступлении президент напомнил, что в 2013 году были проведены шесть внезапных проверок боеготовности армии, которые "впервые охватили подразделения практически всех видов и родов войск на всей территории страны". "Конечно, не все здесь гладко, но проверки показали положение дел в войсках, позволили реально оценить их способность решать не заранее известные, а внезапно возникающие задачи",— сказал господин Путин. Говоря об учениях, он отметил взаимодействие с союзниками, которое было налажено в ходе российско-белорусского учения "Запад-2013". "Вместе с союзниками мы можем гораздо более эффективно реагировать на потенциальные вызовы и угрозы безопасности, и нужно постоянно оттачивать механизмы такой координации",— подчеркнул глава государства.

Среди угроз он назвал вооруженные противостояния в странах Ближнего Востока, предстоящий в 2014 году вывод международных сил из Афганистана и планы расширения системы ПРО США в европейском направлении. Внимание военных президент обратил и на российскую часть Арктики: "Мы все активнее осваиваем этот перспективный регион и должны располагать всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов". Президент напомнил и о том, что возобновлено постоянное присутствие ВМФ в Средиземном море, а интенсивность походов всех четырех флотов РФ в Мировом океане выросла почти в три раза.

Оптимистично прозвучали слова господина Путина о темпах перевооружения армии. "Удалось войти в хороший ритм работы, накопить опыт крупносерийного производства продукции, чего давно уже не было",— отметил президент. По его словам, в 2014 году военные должны принять на вооружение более 40 межконтинентальных баллистических ракет; более 210 самолетов и вертолетов; свыше 250 единиц бронетехники, а орбитальная группировка пополнится шестью новыми спутниками. Господин Путин также подтвердил информацию о том, что подводные ракетоносцы "Александр Невский" и "Владимир Мономах" поступят не в этом году, а в следующем. Это, как сообщал "Ъ" 9 сентября, стало следствием неудачного пуска ракеты "Булава". Но об этом инциденте президент и военные вчера не упомянули.

Владимир Путин коснулся вопроса жилищного обеспечения. "В ближайшее время всем оставшимся 15,5 тыс. человек, вставшим в очередь на получение жилья до 1 января 2012 года, должны быть предоставлены квартиры",— сказал президент. Он предложил активнее использовать накопительную ипотечную систему, отметив, что за 11 месяцев этого года военнослужащие приобрели с помощью нее почти 12 тыс. квартир. Выступавший следом Сергей Шойгу пообещал, что до 20 декабря предложения по заселению в квартиры получат военнослужащие, о которых сказал президент. "Можно утверждать, что этот вопрос снят",— подчеркнул министр.

О существующих проблемах в военном ведомстве министр предпочел не говорить, сосредоточившись на цифровых показателях выполнения гособоронзаказа. По его данным, за этот год вооруженные силы получили 56 самолетов; 122 вертолета; 260 танков; 112 боевых машин пехоты; 279 бронетранспортеров; шесть кораблей и катеров; одну подводную лодку; два полковых комплекта системы С-400 и 24 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С". В 2014 году, по его словам, необходимо принять на вооружение две ракетные бригады сухопутных войск на ракетный комплекс "Искандер"; два зенитных ракетных полка на зенитно-ракетную систему С-400; один смешанный авиационный полк на самолеты Су-34 и одну учебную авиабазу на самолеты Як-130. Также предстоит ввести в боевой состав ВМФ первый вертолетоносец типа Mistral.

Господин Шойгу отметил, что с началом серийной поставки вооружений и военной техники повысилась интенсивность подготовки войск. "Проведено свыше 3 тыс. учений различного уровня, они носили межвидовой характер,— сказал министр.— Начато формирование технической основы по внедрению новой модели подготовки войск. Ее ядро составят четыре центра боевой подготовки и четыре межвидовых полигона военных округов". Отметил он и пользу своего нововведения — танкового биатлона, поскольку он "способствовал совершенствованию боевого мастерства военнослужащих".

По данным "Ъ", после этого господин Путин созвал министра Шойгу и его заместителей на совещание, длившееся около получаса. Коллегия затем продолжилась, но президент к этому моменту Академию Генштаба уже покинул.

 

3. Автомобилестроение.

 

Волжская коммуна, 10 декабря 2013 г., По итогам 2013 года АВТОВАЗ может получить прибыль

Продали меньше

По информации самого завода, с января по ноябрь 2013 года ОАО «АВТОВАЗ» реализовало 487,9 тысячи автомобилей Lada, что на 12,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Что касается продаж предприятия на российском рынке, то с начала года куплено 417,3 тысячи автомобилей, что на 15,6% меньше, чем за январь-ноябрь 2012 года.
По итогам ноября тольяттинский автозавод реализовал 44,7 тысячи Lada, что на 2,2% меньше, чем в октябре. В России дилеры Lada продали 36,5 тысячи машин – это на 2,6% меньше октябрьского показателя. На экспорт в ноябре было отправлено 8,1 тысячи Lada, с начала 2013 года – 70,6 тысячи автомобилей.
Как объясняют в пресс-центре завода, в ноябре, как и в предыдущие месяцы, росту продаж не способствовали общая экономическая ситуация и пессимистичные прогнозы до конца года. Это ограничивает желание потенциальных покупателей в приобретении дорогостоящих товаров. Также снижение продаж автомобилей Lada объясняется тем, что АВТОВАЗ еще не вышел на оптимальный объем производства новой Lada Kalina и обновленной Lada Priora. Кроме того, АВТОВАЗ по-прежнему испытывает сложности с логистикой и поставщиками, которые пока только выходят на запланированные объемы поставок комплектующих для новых моделей Lada.
Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов, несмотря на то, что в первом полугодии 2013 года, согласно данным по МСФО, компания получила чистый убыток в размере 2,6 млрд  рублей, по данным третьего квартала, компания стала выходить в плюс по текущей деятельности. «Вместе с некоторым оживлением продаж, которое традиционно происходит в последние месяцы года, есть хорошие шансы на то, что по итогам года АВТОВАЗу удастся выйти на положительный операционный денежный поток, что позволит компенсировать убыток первого полугодия. Таким образом, по итогам года компания может выйти на безубыточность, а при самом хорошем развитии ситуации даже может показать, пусть не очень большую, чистую прибыль», - добавляет аналитик.

Прежним курсом

По информации самого завода, с января по ноябрь 2013 года ОАО «АВТОВАЗ» реализовало 487,9 тысячи автомобилей Lada, что на 12,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Что касается продаж предприятия на российском рынке, то с начала года куплено 417,3 тысячи автомобилей, что на 15,6% меньше, чем за январь-ноябрь 2012 года.
По итогам ноября тольяттинский автозавод реализовал 44,7 тысячи Lada, что на 2,2% меньше, чем в октябре. В России дилеры Lada продали 36,5 тысячи машин – это на 2,6% меньше октябрьского показателя. На экспорт в ноябре было отправлено 8,1 тысячи Lada, с начала 2013 года – 70,6 тысячи автомобилей.
Как объясняют в пресс-центре завода, в ноябре, как и в предыдущие месяцы, росту продаж не способствовали общая экономическая ситуация и пессимистичные прогнозы до конца года. Это ограничивает желание потенциальных покупателей в приобретении дорогостоящих товаров. Также снижение продаж автомобилей Lada объясняется тем, что АВТОВАЗ еще не вышел на оптимальный объем производства новой Lada Kalina и обновленной Lada Priora. Кроме того, АВТОВАЗ по-прежнему испытывает сложности с логистикой и поставщиками, которые пока только выходят на запланированные объемы поставок комплектующих для новых моделей Lada.
Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов, несмотря на то, что в первом полугодии 2013 года, согласно данным по МСФО, компания получила чистый убыток в размере 2,6 млрд  рублей, по данным третьего квартала, компания стала выходить в плюс по текущей деятельности. «Вместе с некоторым оживлением продаж, которое традиционно происходит в последние месяцы года, есть хорошие шансы на то, что по итогам года АВТОВАЗу удастся выйти на положительный операционный денежный поток, что позволит компенсировать убыток первого полугодия. Таким образом, по итогам года компания может выйти на безубыточность, а при самом хорошем развитии ситуации даже может показать, пусть не очень большую, чистую прибыль», - добавляет аналитик.

 Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета по промышленности Государственной думы:

- Я считаю, что сильных изменений выбранной траектории развития на заводе уже не будет. Какие-то новеллы, конечно, возникнут. Это связано с тем, что пришел новый деятель с богатым опытом работы в сфере машиностроения. Я хорошо знаю Бу Андерссона, он пользуется большим авторитетом среди коллег и является признанным профессионалом в своей области. Поэтому я считаю, что это очень ценное приобретение не только для АВТОВАЗа, но и для города в целом, ведь от работы нашего крупнейшего в стране автопроизводителя зависит и развитие, и социальное спокойствие Тольятти.

Алексей Пахоменко, руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области:

- Сейчас на заводе ожидается приход нового директора. Знаю его только по прессе, пару раз пересекался с ним на мероприятиях. Не могу судить о нем как о человеке, но в его профессионализме сомневаться не приходится. Период адаптации должен быть минимальным, так как отрасль он знает. Это зависит от того, насколько быстро он создаст свою команду, сохранив преемственность основной стратегии развития компании. Это непростая задача. Надеюсь, что лидер решит ее быстро и эффективно. Что касается поставщиков АВТОВАЗа, то курс, который задан, продолжится. Требования к продукции производителей комплектующих останутся прежними.

 

4. Авиастроение.

 

Независимая газета, 11 декабря 2013 г., Развитие российской авиации: Лететь, срезая углы

Недавно куратор отечественного военно-промышленного комплекса, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин озвучил неплохую мысль: «Нам бессмысленно сегодня догонять Запад в вопросах создания вооружения и военной техники. По некоторым направлениям мы здорово отстали. Но есть смысл в другом – попытаться понять тенденцию развития ВВТ (вооружений и военной техники), способы ведения вооруженной борьбы и «срезать угол».

Эти слова можно отнести и к авиастроению. «Срезать угол», если мы правильно поняли Дмитрия Олеговича, – это создавать образцы новой техники, имеющие значительные качественные отличия от серийных образцов, в том числе и зарубежных. Или создавать технику на несколько иных принципах, чем конкуренты. Другими словами, перегонять – не догоняя. Сделаем небольшой обзор по тем видам летательных аппаратов, по которым есть научно-технический задел, позволяющий создать в ближайшем будущем качественно новую технику.

Большая малая авиация

Для нашей страны малая авиация совсем не малая, а очень-очень большая. Без нее о развитии огромных территорий России можно даже не мечтать. Общие кризисные явления в гражданской авиации России в 90-е годы, пожалуй, в наибольшей мере затронули именно малую авиацию. Объемы перевозок, выполняемых малой авиацией, сократились в 40–50 раз. Авиапарк практически перестал пополняться, и сейчас его основу составляют устаревшие по всем параметрам самолеты и вертолеты, которые в скором времени будут списаны.

Предпринимаемые действия по исправлению ситуации, по нашему мнению, мягко говоря, неоднозначны. Прежде всего это касается ставки на широкое производство в стране зарубежной авиатехники по примеру автопрома – по «отверточной» технологии с последующей полной локализацией. Усугубляется эта «политика» еще и тем, что планируется собирать технику далеко не первой свежести.

Так, хороший в целом канадский самолет DHC-6 TwinOtterSeries 400, производство которого должно осуществляться в Ульяновске, является модификацией DHC-6 TwinOtter разработки еще 1964–1965 годов. Обсуждается также проект производства чешских L-410 (разработка конца 1960-х). Мы уж не говорим про модернизацию еще не сгнивших старушек Ан-2 (разработка 1947 года). Все это означает, что наш парк многоцелевой малой авиации будет в значительной мере состоять пусть из модернизированных, но уже отставших от современного уровня зарубежных самолетов.

Таким образом, сев на одну иглу нефтегазовую (что плохо, но очень прибыльно), мы пытаемся подсесть еще на «отверточную иглу», что тоже для развития отечественного машиностроения и сохранения конструкторского потенциала плохо и где прибыли почти никакой. (Может быть, только для отдельных чиновников, заключающих контракты).

Теперь о «срезании углов» в малой авиации.

В середине 90-х предложена и с успехом опробована триплан-тандемная аэродинамическая конфигурация. Триплан-тандемы, в отличие от самолетов традиционной схемы, обладают неоспоримыми преимуществами, доказанными во многих реальных полетах. Они не срываются в штопор, не сваливаются на крыло в активном маневре и удивительно плавно проходят болтанку при порывах ветра. Поэтому они пригодны для большого количества пилотов не самой высокой квалификации. Незначительный перерасход топлива из-за увеличения аэродинамического сопротивления проявляется только на длительных крейсерских перелетах. Но это не столь важно для частых взлетов-посадок небольших грузопассажирских самолетов. Кроме того, нельзя не учитывать повышение уровня безопасности для экипажа и пассажиров, что, безусловно, важнее экономии горючего.

В свое время под руководством Глеба Лозино-Лозинского был сделан по трипланной схеме проект двухмоторного самолета с номинальной взлетной массой 10 т, грузоподъемностью 2–4 т и дальностью полета от 1 до 2 тыс. км. Взлет и посадка такого самолета возможны не только в условиях грунтового аэродрома, но и ровных проселочных дорог.

Этот проект грузопассажирского самолета обладает особенностями, выгодно отличающими его от других транспортных малоформатных самолетов, разрабатываемых и у нас, и за рубежом. На его базе сегодня возможны довольно быстрая разработка и запуск в серию еще более совершенного триплана, себестоимость которого будет в разы меньше зарубежных машин.

Видимо-невидимые бомбовозы

Решение высоких инстанций о создании нового  стратегического бомбардировщика, и к тому же дозвукового, вряд ли кого из специалистов привело в восторг. Мы опять повторяем американские новации, несмотря на их определенную сомнительность. Ведь при всех ухищрениях с невидимостью нового самолета  наверняка  к 2020 году, когда планируются первые поставки в войска, средства обнаружения воздушных целей сделают очередной скачок и невидимость в сегодняшнем понимании станет видимостью.

Неплохо было бы вспомнить о работах по созданию менее уязвимых для систем ПВО гиперзвуковых самолетах, предназначенных для межконтинентальных перелетов на высотах около 40 км. Такие работы достаточно широко проводились в Советском Союзе, несмотря на кажущуюся их фантастичность. Сделано было достаточно много, и задел здесь имеется солидный, причем не только «бумажный». Достаточно напомнить об уникальных и передовых для своего (и не только) времени проектах «Спираль» творения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского и Ту-2000 ОКБ имени А.Н. Туполева. И что важно отметить: разрабатывались многоцелевые самолеты как для военного, так и гражданского применения, а также как разгонщик авиационно-космических систем.

К сожалению, ситуация 90-х поставила крест на этих работах. Продолжение разработок с учетом новейших научно-технических достижений позволило бы нам не идти след в след за нашими заокеанскими коллегами, а, по выражению президента Владимира Путина, «заглянуть за горизонт»  и занять действительно передовые позиции в авиастроении. И, что немаловажно, «встряхнуть» академические и отраслевые НИИ, возродить творческое вдохновение и энтузиазм, серьезно утраченные почти во всех КБ и НИИ в последние 15–20 лет. Задача, конечно, амбициозная, если учесть существующие проблемы гиперзвука при создании даже малых гиперзвуковых аппаратов. Необходима тщательная оценка всех «за» и «против» ее решения. Возможно, потребуется «резать угол». Например, сосредоточить все усилия на создании ударного стратегического беспилотника, способного решать задачи без риска для пилотов. Это тоже амбициозная задача. Но как показывает вся история науки и техники, только амбициозные задачи являются обязательным условием прогресса, в том числе и в авиации.

А пока приходится полагать, что от принятой программы большой плюс только один:   туполевское  КБ и казанский авиазавод наверняка будут загружены. Есть, правда, и маленький плюсик. Он состоит в том, что финансовые затраты на программу довольно велики (по некоторым оценкам, не меньше 100 млрд руб.), а значит, и суммы откатов тоже. Может быть, из-за этого плюсика дозвуковой бомбардировщик получает карт-бланш?

МАКС – это не только авиасалон

Совсем грустно нам вспоминать заброшенный Министерством обороны РФ, но почти сделанный в середине 90-х годов экземпляр многоцелевой авиакосмической системы – МАКС. Этот проект, по мнению европейских специалистов из British Aerospace и DASA, а также делавших похожий проект американцев из «Рокуэлл», был реальным, стоил не очень дорого и опередил свое время на десятилетия.

Его дозвуковой самолет-разгонщик «Мрия» (кстати, самый грузоподъемный в мире) летал и летает. Трехкомпонентный двухтопливный двигатель РД-701 работал на стенде, опытный подвесной топливный бак был сделан заводом «Южмаш». 22-тонный орбитальный самолет, спроектированный из композитов, имел много новаций, реальных и опирающихся на опыт работ по многоразовому авиакосмическому челноку «Буран». Пользуясь таким грандиозным заделом, можно было бы в короткие сроки реализовать проект МАКС, а не сглатывать горькую досаду при чтении сообщений о полетах американского прототипа Х-37.

Но ВПК и Минобороны пока только раздумывают, «как срезать углы», и почесывают затылки (как, впрочем, и Роскосмос). Если кто не знает или забыл, зачем нужен МАКС, сообщаем, что эта система позволяет значительно дешевле, чем ракетоносители, и с любого приличного аэродрома выводить спутники на околоземную орбиту, а также инспектировать околоземное пространство.

ТАС уполномочен заявить

«Буран» перенес нас в авиакосмическую эру, а два экспериментальных аппарата «Бор-4» и «Бор-5», созданные для исследований его теплозащиты и аэродинамики, привели к идеям создания трансатмосферных систем (ТАС). Или, говоря проще, ракетопланов.

В начале двухтысячных мы направили президенту страны письмо о необходимости развития этого направления, и оно каким-то чудом дошло непосредственно до адресата. После этого состоялось совещание в Генштабе Министерства обороны, были выделены небольшие деньги на научно-исследовательские работы (НИР). Выполненные в середине прошлого десятилетия исследовательские проработки по трансатмосферной тематике подтвердили возможность длительных маневренных полетов миниатюрных ракетопланов без двигателей по границе атмосферы.

Но недолго музыка играла. Нировские деньги кончились, НПО «Молния» впало в кому, многообещающий проект остановился.

В конце 2011 года появилось сообщение американского агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), что третий испытательный полет ракетоплана Falkon NTV-2 закончился успешно. Длительность и дальность полета были небольшие, но стало  понятно, что  американские коллеги вышли на этап летной отработки. (Кстати, на работы по проекту Falkon NTV-2 уже затрачено свыше 300 млн долл.). Казалось бы, этот факт должен был подстегнуть наших потенциальных заказчиков подобных аппаратов на активные действия. Однако воз и ныне там. Определенность проявил только Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), письменно заявив, что считает работы по трансатмосферным системам актуальными и перспективными и с удовольствием примет в них участие при наличии финансирования. 

Возможно,  писать о перипетиях с ТАС не стоило бы. Но ситуация близка к абсурду. Руководство страны настойчиво говорит о необходимости новаций и модернизаций и даже  «смотреть за горизонты» и «срезать углы», но когда доходит до реального серьезного дела, чиновников, желающих и способных  вникать в тонкости того, что видится за горизонтом, и принимать решения, что-то не находится. Российским ракетопланам пока откровенно не везет. Видимо, придется ждать еще несколько лет, пока в США не начнутся испытания следующего поколения ракетопланов Falkon NTV-3  или даже  NTV-4. Неужели у нас такая судьба – долго запрягать и все время догонять?

Управление без управления

Весь отечественный и мировой опыт показывает, что государство играет решающую роль в развитии авиации. В нашей стране роль «государева ока» в этой сложнейшей и стратегически важной отрасли возложена на департамент авиационной промышленности Минпромторга. В сфере его внимания находится 248 предприятий и около 400 тыс. человек. Численность департамента составляет… 40 человек!

Нелишне вспомнить, что в ведении Минавиапрома СССР находилось 242 предприятия; численность работавших в его системе была около 1,5 млн человек. Аппарат Минавиапрома составляли опытные в этой области работники численностью около 1000 человек (без учета хозяйственных подразделений). Для решения «прорывных» задач создавались специальные структуры, как, например, 12-е Главное управление численностью 30 человек для организации кооперации, государственного планирования и финансирования работ по теме «Буран». Неудивительно, что результаты деятельности авиапромышленности были впечатляющими и мы пользуемся ими до сих пор.

При существующих ножницах между «мощью» аппарата департамента авиапромышленности и сложностью проблем в этой отрасли обеспечить их эффективное решение объективно практически невозможно. Как следствие, Счетная палата в 2011 году выявила огромное количество крупных недостатков при реализации федеральной целевой программы по развитию гражданской авиационной техники. Было отмечено, что государственная политика в области развития авиационной техники не в полной мере учитывает социально-экономические условия России и интересы национальной безопасности. И, что вообще ранее было немыслимо в принципе, – единственным организационным документом планирования и управления реализации федеральной программы являлся кассовый план департамента авиационной промышленности Минпромторга России.

Конечно, возрождать советский Минавиапром в современных условиях бессмысленно. Но как минимум следовало бы привести в соответствие человеческие ресурсы государственных органов управления авиапромышленностью с объемом и сложностью решаемых задач. Ну а лучше было бы создать высокоэффективный современный управленческий орган с руководителем, похожим по деловым качествам на Сергея Шойгу хотя бы на 70–80%.

К сожалению, руководителями департамента авиационной промышленности в последнее время назначаются лица с образованием то юриста, то дипломата. К тому же не имеющие серьезного опыта работы в авиапромышленности. Неужели нет ни одного талантливого человека с образованием, полученным в МАИ, МВТУ, МАТИ, и опытом работы по специальности (как было в Минавиапроме СССР)? Или их просто не искали? Если с тем, что министр Минпромторга не имеет диплома инженера-машиностроителя, можно еще как-то мириться, то отсутствие такого диплома у директора департамента стратегической отрасли – это уже перебор…

4,5 трлн руб., которые, по словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, планируется направить на развитие авиации, это очень значительные средства. Если не усовершенствовать систему управления и не укомплектовать ее специалистами, денежки скорее всего уйдут в песок.

Инструменты для «срезания углов»

Наряду с необходимостью совершенствовать управление авиастроением есть еще одна тема, без внимания к которой решить проблему «отставания-догоняния» будет невозможно.

В процессе создания «Бурана» было придумано и реализовано много новаций. Одной из наиболее значительных следует считать методологию автоматизированного проектирования. В частности, были созданы алгоритмы поиска рациональных равнопрочных силовых схем с оптимальным распределением масс по силовым элементам планера. На основе алгоритмов был разработан комплекс программного обеспечения, позволявший проделывать огромную расчетную работу в несколько минут. И повторять цикл расчетов приходилось не один десяток раз. Экономилось не только время проектирования. Получался качественно иной результат, который невозможно получить «ручными» расчетами.

Этим примером мы хотели бы подчеркнуть следующее. Автоматизация проектирования сегодня на месте не стоит, но ее развитие требует намного большего внимания и финансовых вливаний, нежели есть сейчас. В противном случае конкурировать в авиации Россия не сможет. Мы и сейчас сильно проигрываем США, а очень скоро начнем проигрывать и Китаю, и, видимо, отставание будет увеличиваться.

То же самое можно сказать о методах поиска новых технических идей и решений. Наиболее ярко и талантливо их разработку и пропаганду начал в России в 60-е годы Генрих Альтшулер. Японцы сумели воспользоваться наследием Альшулера и уже долгое время возглавляют международные рейтинги по изобретательству. Мы не сумели – и возглавляем этот рейтинг с другого конца.

Если кто-то думает, что можно «срезать углы» без высокого уровня изобретательской активности инженеров, то это глубокое заблуждение.

Современные эвристические методы поиска новых решений (в том числе и автоматизированные) позволяют многократно усилить творческие способности инженеров-разработчиков и генерировать технические решения высокого уровня  в нужном количестве и в короткие сроки, создавая при этом реальную основу для «срезания любых углов». 

И еще одно небольшое замечание. Все почему-то уверены, что если футболистам не платить высоченные зарплаты, они не будут хорошо играть. Но почему-то никто не желает понимать, что если инженерам-разработчикам платить нищенские зарплаты, чудеса отечественной техники можно будет увидеть только во сне.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль