Новости СоюзМаш России

10.12.2013

Информационный обзор прессы 10.12.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

10 декабря 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Летчиков поднимут из резерва \\ Государство вернулось к проблеме пилотов в гражданской авиации

 

Федерал­Пресс, 10 декабря 2013 г., Эхо самарского контрафакта прокатилось по всей России

 

Авиа­Порт.Ru, 9 декабря 2013 г., Профанации на авиационную тематику

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 9 декабря 2013 г., Производителям легковых автомобилей и мотоциклов вернут права на получение госсубсидий

А также по теме:

Официальный сайт партии Единая Россия:

Отечественные автопроизводители получат господдержку

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе:

Гутенев: Профильный комитет одобрил поправку о госсподдержке отечественных автопроизводителей

 

Swissinfo.ch, 9 декабря 2013 г., «В России все идет волнообразно...» \\ Кадеты-суворовцы выступят в центре Берна, Анатолий Карпов сыграет в шахматы с депутатами швейцарского парламента, а кантону Тичино предстоит сотрудничать с Астраханью. Об этом swissinfo.ch рассказал известный швейцарский политик и недавний глава Совета кантонов Швейцарии.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 10 декабря 2013 г., Башкортостанское отделение Союза машиностроителей России приняло участие в Международном молодежном форуме стран МЕФМ

 

Регион­Самара.ру, 10 декабря 2013 г., Студентам вручили премии Козлова

А также по теме:

Терра:

В Самаре 34 студента получили премии Дмитрия Козлова

 

Kursk.com, 9 декабря 2013 г., Молодые учёные презентуют в ЮЗГУ лучшие технические инновационные проекты региона \\ В рамках VII Регионального Форума студенческих научных обществ молодых учёных и специалистов «Молодёжь. Наука. Инновации» 12 декабря в читальном зале научной библиотеки Юго-Западного государственного университета состоится тематическая площадка «Технические науки - Открытые инновации», сообщает пресс-служба вуза.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 10 декабря 2013 г.,Число призывников с высшим образованием увеличилось в ЦВО в 3,3 раза \\ По информации ведомства, почти половина военнослужащих до призыва училась, а 43 процента - работали.

 

3. Автомобилестроение.

 

Firstnews, 10 декабря 2013 г., Российский автопром скатывается на тормозах \\ Продажи машин замедлили свое падение

 

4. Авиастроение.

 

РИА Новости, 10 декабря 2013 г.,Вертолетчики ЮВО прошли проверку высотой и огнем в Приэльбрусье

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Летчиков поднимут из резерва \\ Государство вернулось к проблеме пилотов в гражданской авиации

Авиакатастрофа Boeing 737 в Казани может изменить подходы государства к подготовке пилотов в гражданской авиации. Совет федерации неожиданно выступил против утвержденного правительством законопроекта о привлечении иностранных пилотов и предложил переучивать военных летчиков. Росавиация, в свою очередь, хочет ужесточить подход к тренировке пилотов. Эксперты отмечают, что обойтись без иностранцев будет трудно, на переподготовку военных потребуется время и деньги без гарантии успеха, а в стране и так есть "кадровый резерв" выпускников гражданских летных училищ, которых можно и нужно обучать.

Сенаторы усомнились в целесообразности законопроекта, который позволит принимать на работу в гражданскую авиацию до 200 иностранных пилотов в год. Эти поправки были одобрены правительством 5 декабря и должны быть внесены в Госдуму. Но вчера профильные комитеты Совета федерации пришли к выводу, что законопроект "не гарантирует привлечение для работы в России качественно подготовленных авиаспециалистов".

Сенаторы предлагают решить проблему нехватки пилотов за счет переподготовки военных летчиков, уволенных в запас. Эту инициативу поддержал заместитель главы Росавиации Олег Сторчевой, который заявил, что до 2006 года в Ульяновском высшем училище гражданской авиации провели переподготовку 877 военных летчиков, но в 2006 году "вышел приказ Минтранса, в соответствии с которым подобная практика была приостановлена". Сенаторы рекомендовали правительству "принять правовые акты, направленные на стимулирование трудоустройства военных летчиков". В Минтрансе уверяют, что законодательство не ограничивает переучивание военных пилотов в гражданских. "Для свидетельства частного пилота необходим налет в 42 часа, коммерческого пилота — 150 часов, линейного (будущие командиры воздушных судов, или КВС) — 1,5 тыс. часов",— отметили в министерстве, добавив, что программа переучивания в Ульяновске действует.

Но система подготовки пилотов в России может измениться. Вчера стало известно, что глава Росавиации Александр Нерадько предлагает поменять программы тренажерной подготовки пилотов, увеличив число тренировок. А 6 декабря Росавиация начала проверки легитимности выдачи пилотских свидетельств, выданных всем переучившимся из штурманов и бортинженеров по программам переподготовки. Виктор Гуцул, второй пилот разбившегося в Казани Boeing 737, до 2012 года был бортинженером и переучился на пилота лишь после выхода на пенсию. Росавиация также рекомендовала провести проверку всех самолетов Boeing 737 в парках российских авиакомпаний. Результаты должны быть представлены Росавиации до 12 декабря.

Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что "мнение Совета федерации вряд ли станет причиной для полной отмены законопроекта о привлечении иностранных пилотов, но квота на их количество может быть снижена". Они отмечают, что законопроект носит "временный характер" (предполагается, что разрешение будет действовать до 2019 года), и это "может стать ключевым аргументом для его принятия". Первый зампред комитета Госдумы по промышленности (он, скорее всего, станет соисполнителем по законопроекту) Владимир Гутенев считает, что квота на иностранных КВС "однозначно должна быть меньше 200 человек", но добавляет, что нехватку пилотов "нужно восполнить не за счет переучивания военных летчиков, а с помощью активного развития летных школ и тренажерной базы, что позволит полностью устранить дефицит в течение пяти лет".

В авиакомпаниях поддерживают идею переподготовки военных пилотов. В "Трансаэро" заявили, что "это давно сложившаяся практика", и в компании работает более 100 бывших военных летчиков, но она готова и принимать ежегодно 60-70 КВС-иностранцев. В "Аэрофлоте" также работает много бывших военных летчиков. Но источник в отрасли отметил, что при приеме на работу военных есть минусы: не у каждого летчика большой опыт, знание английского часто на низком уровне. Он добавил, что переобучение нередко идет за счет авиакомпании. При этом, добавляет источник "Ъ" в Минобороны, "в самих ВВС есть дефицит летчиков, и их активное переучивание на гражданских специалистов может только усугубить ситуацию". Зарплата военного летчика составляет, по данным "Ъ", порядка 100 тыс. руб. в месяц, тогда как гражданский КВС в крупных компаниях получает до 300-400 тыс. руб.

Между тем глава Шереметьевского профсоюза летчиков Игорь Дельдюжов утверждает, что "сейчас большое количество выпускников летных училищ не трудоустроены даже в качестве вторых пилотов, авиакомпании не хотят тратиться на их подготовку". Эксперт Общественной палаты РФ по вопросам гражданской авиации профессор Борис Елисеев добавляет, что в России при избытке вторых пилотов ощущается дефицит опытных командиров, но его не покроет и квота в 200 иностранцев. Для этого, по мнению эксперта, авиакомпаниям нужно активнее готовить на КВС выпускников летных учебных заведений Росавиации: по итогам 2012-2013 годов они обеспечивают кадровый резерв примерно в 500 человек, подготовка может занять пять-семь лет в зависимости от типа самолета. Для переобучения военных, подчеркивает эксперт, также нужны время и деньги, и "не всякого военного можно сделать квалифицированным гражданским пилотом".

 

Федерал­Пресс, 10 декабря 2013 г., Эхо самарского контрафакта прокатилось по всей России

Стороны конфликта: Росавиация, ОАО «Агрегат», депутаты государственной думы России Александр Хинштейн и Владимир Гутенев.

Описание конфликта. В ответ на письмо Александра Хинштейна и Владимира Гутенева, в котором депутаты просят обратить внимание на имеющиеся якобы в их распоряжении факты поставки ОАО «Агрегат» контрафактных комплектующих и деталей с истекшим сроком годности Росавиация объявила о тотальной проверке. До 15 декабря авиационные компании должны проверить детали самолетов на предмет возможного контрафакта. «Если такие детали найдутся, будем передавать материалы в правоохранительные органы», – цитируют СМИ слова представителя ведомства. Ранее ГУ МВД РФ сообщало об обнаружении на самарском «Агрегате» изделии с признаками контрафакта. Завод, 80 % производства которого составляет оборонный заказ, в свою очередь, распространял интервью своих рабочих, удивленных сомнениями в качестве выпускаемой продукции.

Мнение эксперта

«Упомянутый случай отказа изделия «Агрегата» 766100А № 3050580025А является эксплуатационным, то есть произошедшим по причине неправильной эксплуатации. Изменение маркировки является технологической операцией, а не криминальным действием, как представлено в вышеуказанном обращении. Более того, в нем присутствуют голословные и необоснованные утверждения: о том, например, что «входной контроль материалов, из которых делаются изделия, и военная приемка готовых изделий не проводится вообще или осуществляется поверхностно». Данный тезис, очевидно, призван подорвать доверие к продукции «Агрегата» со стороны потребителей и опорочить предприятие в глазах общественности», – говорится в официальном заявлении руководства ОАО «Агрегат», распространенном в ответ на заявления Росавиации.

 

Авиа­Порт.Ru, 9 декабря 2013 г., Профанации на авиационную тематику

Авиакатастрофа, произошедшая 17 ноября в казанском аэропорту и унесшая жизни 50 человек, в которой потерпел крушение Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан", вызвала широчайший общественный резонанс. Самой обсуждаемой темой стал возраст разбившегося самолета, совершившего первый полет еще в 1990 году. В этом эксперты видели одну из причин случившейся катастрофы.

20 ноября в Госдуму России группой депутатов был внесен проект закона, который запретит использование самолетов старше 20 лет для пассажирских перевозок. Предполагается, что запрет на использование старых лайнеров вступит в силу 1 января 2017 года.

С похожей инициативой выступил еще один депутат. Первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев в начале декабря внес на рассмотрение законопроект, запрещающий эксплуатацию в РФ зарубежных воздушных судов старше 15 лет. Одобрение данного законопроекта ожидается к лету 2014 года.

В связи с этим в различных СМИ и Интернете стали появляться статьи, рассказывающие о возрасте парка воздушных судов российских авиаперевозчиков. Неоднократно в данных статьях говорилось и возрасте воздушных судов авиакомпании "Полет". На Воронежском городском портале 36on.ru мелькали даже такие заголовки, как "Летальные" перевозки или на чем летают воронежцы", говорилось, что парк воздушных судов авиакомпании "Полет" самый старый, в среднем возраст самолетов составляет 19 лет. В сравнение приводились цифры о среднем возрасте самолетов других перевозчиков, летающих из воронежского аэропорта: "ЮТэйр" - 2 года, "Руслайн" - 14 лет.

Хотелось бы внести некоторую ясность.

Приводя эти цифры, автор статьи ссылается на информацию, взятую с сайта Aviation Photos, Airline Fleets & more - Just Aviation - Planespotters.net Just Aviation, на котором содержится наиболее полная информация по всем авиакомпаниям мира.

Но если быть до конца любопытными и зайти на официальные странички всех трех вышеупомянутых авиакомпаний на этом сайте, то можно увидеть совсем другие цифры, нежели приведенные автором.

Так, средний возраст самолетов авиакомпании "ЮТэйр" составляет 13,3 года. При этом из ста пяти имеющихся у них самолетов сорок уже переступили 15-летний порог, а одиннадцать самолетов находятся за планкой в 20 лет. Да и из тех сорока самолетов двенадцать вот-вот окажутся за 20-летней планкой.

А вот средний возраст воздушных судов авиакомпании "Полет" составляет не 19 лет, как указывалось в статье, а 14,4 года. Что, как мы видим, не намного больше, чем у самолетов "Ютэйр".

Только в отношении парка воздушных судов авиакомпании "Руслайн" автор статьи решил основываться на официальных данных.

И внимательно проанализировав всю информацию, а не выборочные цифры, любой вдумчивый человек может понять, кто "вдохновил" автора данной статьи на ее написание.

А теперь о том, что касается новых законопроектов и введения запрета в отношении предельного срока службы самолетов.

Министерство транспорта РФ выступило против запрета в отношении предельного срока службы самолетов или их эксплуатации. "Такого нормативного или правового понятия в принципе не существует. Есть понятие летной годности. И каждое судно вне зависимости от возраста обладает этим сертификатом летной годности. Вводить какие-то запреты в отношении предельного срока службы самолетов или их эксплуатации экспертное сообщество считает преждевременным или, по крайней мере, не соответствующим мировой практике", - заявил глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Сегодня в России налицо концентрация крупных перевозчиков, до 60% перевозок выполняют 4 крупнейшие авиакомпании, а 15 первых перевозчиков - более 90% всех рейсов. Но если данный законопроект вступит в силу, то и их не останется. У такого крупнейшего авиаперевозчика, как "Трансаэро", парк воздушных судов больше, чем наполовину состоит из судов, возраст которых перешагнул планку в 15 лет. Про парк еще одного крупнейшего перевозчика - авиакомпании "ЮТэйр" - уже говорилось выше. Самым новым парком воздушных судов может похвастаться только авиакомпания "Аэрофлот", за ней по возрасту своих самолетов идет авиакомпания "Сибирь".

Но не все сегменты авиаперевозок интересны крупным компаниям. Есть, к примеру, региональные авиалинии, или бизнес-авиация, или чартеры, которые все равно будут обслуживаться какими-то другими компаниями.

Если у нас в стране насчитывается 122 авиакомпании, а совсем недавно, после развала Советского Союза, их было почти 400, то в США их тысячи. При этом там до половины всех перевозок осуществляется компаниями, у которых по 1-2 самолета, и это не считается чем-то опасным. Введенное Минтрансом после крушения Як-42 в Ярославле ограничение по минимальному числу самолетов для авиакомпании стало причиной закрытия десятков компаний, стало запретом для появления новых авиакомпаний. Фактически, это ограничение конкуренции, и при новых запретах будет еще хуже.

По мнению депутата Гутенева, новый законопроект должен способствовать развитию отечественного авиапрома. Но мнение всех экспертов сводится к тому, что наша авиационная промышленность при самом оптимистическом прогнозе может поставлять в год 25-30 самолетов, а требуются для нужд авиации - сотни. Мало того, и самолеты таких классов, которые наиболее востребованы, у нас просто не производятся.

Анализ последних авиакатастроф в России показал преобладание в них человеческого фактора. Также есть проблемы с аэродромной инфраструктурой, которая оставляет желать лучшего во многих аэропортах страны.

Самолет - это особая техника, которая после налета определенного количества часов ставится на техническое обслуживание. Причем оно многоуровневое - есть поверхностное, а есть тщательное, более сложное. Лайнер разбирается вплоть до фюзеляжа, все детали и узлы проверяются, какие надо - заменяются, планер проверяется ультразвуком на наличие микротрещин и иных повреждений. По большому счету, после такого техобслуживания на рейс выходит самолет как с конвейера. Нельзя подходить к авиации с автомобильными взглядами.

К слову сказать, авиакомпания "Полет" имеет собственную авиационно-техническую базу на территории аэропорта "Воронеж", в которую входят специалисты высокой квалификации. Авиационно-техническая база авиакомпании проходит ежегодный аудит на соответствие российским и международным стандартам. Ни один самолет авиакомпании не выходит на рейс без предполетной проверки и разрешения специалистов на вылет.

Уже упоминаемы ранее авиакомпании "ЮТэйр" и "Руслайн", выполняющие регулярные рейсы в аэропорт "Воронеж", не считают нужным держать собственный технический состав в аэропорту, а полностью доверяют обслуживание и безопасность своих воздушных судов специалистам авиакомпании "Полет".

Также авиакомпания "Полет" в составе эксплуатируемых судов имеет воздушные суда бизнес-класса и ряд постоянных клиентов, которые не боятся снова и снова доверять свою жизнь специалистам авиакомпании.

Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы ответить недобросовестным конкурентам, что авиакомпанию "Полет" как лидирующего авиаперевозчика в Центральном Черноземье рано списывать со счетов. И прежде, чем о чем-то говорить, необходимо разобраться в проблеме досконально.

Дмитрий Потапов, Заместитель генерального директора - руководитель юридической службы ЗАО "Авиакомпания "Полет"

Комментарий Григория Башкирева, руководителя рекламно-информационного отдела а/к "Полет", опубликованный на официальной странице авиакомпании на facebook.com:

- Я общался в течение двух недель с сонмом журналистов, оседлавших тему катастрофы в Казани и не удосужившихся хоть сколько-нибудь вникнуть в материал. Я как сотрудник авиакомпании просто обязан выполнять требования  ПРАПИ-98. Я несколько раз внятно отвечал журналистам, что данные по парку авиакомпании доступны в открытых источниках. И это правда. Мы не скрываем возраст наших воздушных судов и не делаем из этого тайны. В том числе мы не подтасовываем статистику и не перевираем данные. Кроме того, мы не имеем в парке самолетов Боинг-737!  Мы никакого отношения не имеем к катастрофе в Казани, и в информационной политике компании есть пункт, по которому мы не комментируем ситуации или инциденты в других авиакомпаниях.

Кроме того, МАК на своем официальном сайте 22 ноября совершенно определенно заявил следующее:

"В связи с появившимися в средствах массовой информации вопросами о причинах и версиях катастрофы Боинг-737-500 авиакомпании "Татарстан" Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) информирует: по данным бортовых средств объективного контроля отказов систем, агрегатов и органов управления самолетом, включая канал руля высоты, не зафиксировано. Двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей.

МАК неоднократно разъяснял, что стандартов ИКАО по так называемым "старым" и "новым" самолетам не существует. Главное для безопасности - летная годность самолета, а не его возраст. Прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет. За последние пять лет количество катастроф в мире, включая Россию, с воздушными судами пассажировместимостью более 50 мест одинаково для самолетов возраста до 5 лет и свыше 30 лет. По имеющейся информации, средний возраст эксплуатируемых в США самолетов Боинг-737-500 составляет 20,4 года. В Европе - 20,3 года. В мире эксплуатируется более 7600 самолетов семейства Боинг. Их суммарный налет составляет 257,6 млн летных часов. Коэффициент катастроф самолетов Боинг-737 на 100 тысяч летных часов составляет менее 0,05.

Межгосударственный авиационный комитет просит воздержаться от "пиара" и популизма на фоне тяжелой трагедии - это травмирует родных и близких погибших, лихорадит работу авиационно-транспортной отрасли.

Техническая комиссия МАК продолжает профессиональную работу по установлению обстоятельств и причин катастрофы в соответствии со стандартами ИКАО".

С начала своего существования авиакомпания "Полет" действовала в условиях серьезного прессинга и конкуренции. Это обстоятельство связанно с тем, что "Полет" был первой частной авиакомпанией и деятельностью своей вскрывал явные недостатки в организации грузовых перевозок гражданской авиации и заформализованной плановой экономики. "Полет" много кому не нравился, и его хотели закрыть. Четкое, буквальное выполнение всех норм и предписаний авиационной деятельности не только уберегло авиакомпанию от закрытия, но и сформировало традиционно высокую культуру авиационной безопасности и технического контроля в авиакомпании, которые, безусловно, являются причиной надежности, пунктуальности и безопасности на протяжении уже 25 лет. В авиакомпании всегда поддерживаются решения экипажа (КВС), в основе которых лежат мотивы достижения максимально возможной безопасности полетов.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 9 декабря 2013 г., Производителям легковых автомобилей и мотоциклов вернут права на получение госсубсидий

Члены Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам одобрили поправки к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части бюджетных инвестиций", внесенные первым зампредом Думского Комитета по промышленности, первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым и председателем Комитета по вопросам собственности Сергеем Гавриловым.

"Наши поправки, по своей сути, направлены на поддержку отечественной автомобильной промышленности, прежде всего, производителей легковых автомобилей и мотоциклов", - пояснил Владимир Гутенев.

Напомним, что Налоговым кодексом РФ легковые автомобили и мотоциклы отнесены к категории подакцизных товаров. А в июле 2013 года в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми их производители лишались права на получение субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, связанных с производством и реализацией своей продукции.

"Мы же своей поправкой, - подчеркнул Владимир Гутенев, - предлагаем вывести легковые автомобили и мотоциклы в отдельную категорию подакцизных товаров и вернуть, таким образом, правовые основания для получения их производителями государственной поддержки. Это необходимо в целях безусловной реализации государственной политики в сфере автомобильной промышленности, в том числе в рамках государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

А также по теме:

Официальный сайт партии Единая Россия:

Отечественные автопроизводители получат господдержку

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе:

Гутенев: Профильный комитет одобрил поправку о госсподдержке отечественных автопроизводителей

 

Swissinfo.ch, 9 декабря 2013 г., «В России все идет волнообразно...» \\ Кадеты-суворовцы выступят в центре Берна, Анатолий Карпов сыграет в шахматы с депутатами швейцарского парламента, а кантону Тичино предстоит сотрудничать с Астраханью. Об этом swissinfo.ch рассказал известный швейцарский политик и недавний глава Совета кантонов Швейцарии.

Филиппо Ломбарди – представитель кантона Тичино в Совете кантонов (малой палате) парламента Швейцарии. Журналисты Русской редакции swissinfo.ch встретились с ним в его рабочем кабинете в Федеральном дворце. Темой разговора стали перспективы российско-швейцарского межпарламентского сотрудничества в год 200-летия установления дипломатических отношений между двумя нашими странами.

swissinfo.ch: Господин Ломбарди, в начале октября в Женеве Вы подписали Меморандум о межпарламентском сотрудничестве между российским Советом Федерации и швейцарским Советом кантонов. Это один из проектов или новый этап взаимоотношений?

Филиппо Ломбарди: Меморандум – это юридически необязательный документ, но это знак привилегированного сотрудничества. Он оформил институциональные рамки российско-швейцарского межпарламентского взаимодействия на уровне Сенатов. Со своей стороны мы бы хотели повысить важность парламентской палаты, представляющей в России интересы регионов, укрепить ее авторитет.

У нас одна межпарламентская группа по вопросам сотрудничества Швейцарии и России, куда входят депутаты от обеих палат. Ее сопредседателями стали депутат Национального совета (большой палаты парламента) Гери Мюллер (Geri Müller) из партии «Зеленых», и я по поручению Совета Кантонов.

Государственная Дума России масштабнее, чем швейцарский парламент, поэтому здесь существуют сразу две депутатских группы по развитию связей со Швейцарской Конфедерацией, по одной в каждой палате. В нижней ее возглавляет Владимир Гутенев, в верхней — сенатор Юрий Воробьев, с которым мы и подписали «Меморандум».

swissinfo.ch: В чем это сотрудничество будет заключаться?

Ф. Л.: Участники парламентских делегаций из России хотят увидеть, например, как идет законодательный процесс в Швейцарии. Занимают их и вопросы экономики. Например, следующей делегацией будет группа из Иваново: сенатор от Ивановской области Юрий Смирнов выразил желание посмотреть, как в Швейцарии построена отрасль сбора, сортировки и утилизации отходов, чтобы потом внедрять этот опыт.

Есть в российском парламенте интерес к тому, как функционируют швейцарские технологии энергосбережения и другие инновационные новинки, в которых Швейцария практически впереди Европы всей. Еще одно интересное направление — сотрудничество регионов. Например, мой родной кантон Тичино будет взаимодействовать с Астраханью.

Одним из вариантов сотрудничества будет... соперничество. Мы договорились провести спортивный турнир между депутатами. Первым делом подумали о хоккее, но в итоге остановились на шахматах. От России будет участвовать человек, который уже много раз играл в Швейцарии, двенадцатикратный чемпион мира Анатолий Карпов. Среди швейцарских депутатов тоже есть сильные игроки, например, председатель партии социал-демократов («SP») Кристиан Левра (Christian Levrat).

Одним из «хитов» торжеств по случаю 200-летнего юбилея установления дипломатических отношений между Швейцарией и Россией будет программа, связанная с переходом Суворова через Сен-Готард. В Швейцарию каждый год приезжают кадеты Суворовского училища. В этот раз мы думаем организовать их торжественное выступление в Берне перед Федеральным дворцом.

swissinfo.ch: Как и когда Вы открыли для себя Россию? Какое впечатление она на Вас производит?

Ф. Л.: Впервые я побывал в СССР еще при коммунистах в качестве представителя швейцарской молодежной организации. Вспоминаю, как подшучивали надо мной новые знакомые из числа комсомольских лидеров: «Филиппо, ты — осколок прошлого, часть такого исчезающего политического явления, как христианские демократы». А я тогда отвечал: «Ну-ну, посмотрим, кто исчезнет раньше».

В итоге я оказался прав. Хотя и не ожидал, что Россия настолько продвинется по дороге преобразований и пройдет такой громадный путь за очень короткий срок, всего-то двадцать лет. Я искренне этому рад, всегда хотел видеть ее такой.

swissinfo.ch: Российские парламентарии недавно приняли ряд законов, которые своей недемократичностью вызвали взрыв возмущения как на Западе, так и в России. Как Вы оцениваете такую работу своих российских коллег?

Ф. Л.: В России все идет волнообразно. За прошедшие два десятка лет были периоды, когда люди восхищались Горбачевым, а потом его критиковали. Был период бандитизма. Потом наступил этап активного зарабатывания денег. Сегодня началась волна другого плана: усиление власти президента, ужесточения законодательства. Все это в целом — этапы развития. Что касается законов, то мы надеемся однажды достичь уровня доверия, который позволит нам обсуждать с российскими коллегами и такие вопросы. И мы непременно будем это делать.

swissinfo.ch: Все больше бизнесменов из России переезжает в Швейцарию. Как Вы оцениваете этот процесс?

Ф. Л.: В молодости я работал в городке Минузио, неподалеку от которого расположена «Вилла Бароната», бывший дом Михаила Бакунина. Я хорошо знаю историю этого политического мыслителя: русский анархист стал одним из эмигрантов, нашедших в Швейцарии прибежище. Благодаря им обогащается и наша собственная культура.

Cегодня в Швейцарию переселяется все больше очень состоятельных людей. Причем не только из России, а со всего мира, это общая тенденция. Одни находят здесь тихий уголок с видом на Альпы, другие — великолепную школу для детей, третьи — возможность для развития бизнеса. И часто звучит вопрос о неоднозначном происхождении их капиталов.

Стоит напомнить, что Швейцария отличается хорошо развитым законодательством и надежной правовой системой. И если состоятельные иммигранты поселились здесь, то, очевидно, что в юридическом смысле они полностью отвечают требованиям. А ведь Швейцария принимает отнюдь не всех: многие получают отказ, общественность просто об этом не всегда знает.

swissinfo.ch: Вы президент швейцарского хоккейного клуба «Амбри-Пиотта», который регулярно играет с российскими командами. Выступали в нем и российские хоккеисты...

Ф. Л.: «Амбри-Пиотта» — один из старейших хоккейных клубов Швейцарии, он существует с 1937 г. Он никогда не был чемпионом Швейцарии, но всегда находился на хорошем уровне. И стал первым в стране, начавшим приглашать хоккеистов из России. Здесь играли Валерий Каменский, Игорь Дорофеев, Олег Петров.

В 1993−1997 годах команду «Амбри-Пиотта» тренировал великолепный хоккеист Александр Якушев, который потом был тренером сборной России. Сегодня он организует для нас товарищеские матчи «легенд хоккея» между «Амбри-Пиотта» и командой хоккейных ветеранов России. На Олимпийских играх в Сочи пройдут игры Ночной хоккейной лиги, в которых примут участие 160 команд, в том числе и наша.

swissinfo.ch: Вы тоже поедете на Олимпийские игры в Сочи?

Ф. Л.: Скорее всего, не получится из-за работы. Зато я уже запланировал на лето 2014 года месячную поездку в Санкт-Петербург, буду учить русский язык.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 10 декабря 2013 г., Башкортостанское отделение Союза машиностроителей России приняло участие в Международном молодежном форуме стран МЕФМ

Представители Башкортостанского регионального отделения Союза машиностроителей России приняли участие в Международном молодежном форуме стран МЕФМ.

"Страна достается молодым!", - такие слова прозвучали на Международном молодежном форуме, посвященном 20-летию Международной евроазиатской Федерации металлистов, который состоялся в Уфе 8 декабря 2013 г.

Около 900 работников машиностроительных предприятий Республики Башкортостан собралось, чтобы обсудить проблемы, связанные с низким уровнем заработной платы, предоставлением жилья, обучением, карьерным ростом. В работе форума приняли участие министр труда и социальной защиты населения РБ Ленара Иванова, заместитель министра молодежной политики и спорта РБ Александра Акулинина, председатель ЦК Профсоюза машиностроителей РФ Николай Шатохин, председатель Федерации профсоюзов РБ Амирхан Самирханов, председатель Ассоциации организаций профсоюзов машиностроительных отраслей промышленности РБ Николай Лифанов, руководитель аппарата БРО Союза машиностроителей России Наталья Козлова, представители Международной Евроазиатской Федерации металлистов.

С презентациями выступили делегации Турции и Украины, команды Профсоюза машиностроителей РБ и Республиканской организации Башкортостана Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности РБ. Молодые специалисты - работники ОАО "УМПО", ОАО УАП "Гидравлика", ОАО "КумАПП", ОАО "УАПО", ОАО "УППО", ОАО УНПП "Молния", ОАО НПП "Мотор", многие из которых являются и членами Союза машиностроителей России, - говорили о необходимости повышения размера минимальной заработной платы, введения прогрессивной шкалы налогообложения, возрождения системы среднего профессионального обучения.

Начальник отдела работы с молодежью ОАО "УМПО", один из активистов Союза машиностроителей России Василий Горбунов отметил важность решения жилищного вопроса. "Слово "ипотека" для молодых рабочих звучит приговором. Первоначальный взнос, страхование жилья и собственной жизни, бесконечные справки отодвигают получение жилья в область заоблачной мечты, - сказал Василий Горбунов. – А ведь существуют возможности выхода из такой кризисной ситуации. К примеру, предоставление предприятиями беспроцентной ссуды на приобретение жилья, или ипотека без первоначального взноса. Такие инициативы должны быть рассмотрены на государственном уровне".

По итогам форума единогласно принята Резолюция, которая будет направлена в Правительство Российской Федерации и Республики Башкортостан, Союз работодателей, ФНПР и ее структурные организации всех уровней, Молодежные советы и молодым членам профсоюзов.

 

Регион­Самара.ру, 10 декабря 2013 г., Студентам вручили премии Козлова

Обладателями премии генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрия Козлова в этом году стали 34 студента, сообщает медиапортал «Терра». Это вдвое больше, чем в прошлом году. Из них 19 студентов и аспирантов СГАУ, являющегося членом крупнейшей общественной организации - Союза Машиностроителей России. Они получили по 52 тыс. рублей за свой вклад в развитие аэрокосмической отрасли. Учащимся техникумов и колледжей за изыскания в данной сфере вручили по 20 тыс. Многие исследования студентов уже нашли практическое применение.

Козлов Дмитрий Ильич (1919-2009) - советский и российский конструктор ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент Российской академии наук (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984 года).

А также по теме:

Терра:

В Самаре 34 студента получили премии Дмитрия Козлова

 

Kursk.com, 9 декабря 2013 г., Молодые учёные презентуют в ЮЗГУ лучшие технические инновационные проекты региона \\ В рамках VII Регионального Форума студенческих научных обществ молодых учёных и специалистов «Молодёжь. Наука. Инновации» 12 декабря в читальном зале научной библиотеки Юго-Западного государственного университета состоится тематическая площадка «Технические науки - Открытые инновации», сообщает пресс-служба вуза.

Отмечается, что в работе площадки в качестве экспертов примут участие ведущие учёные вузов и НИИ региона, представители малого инновационного бизнеса, руководство комитета промышленности, транспорта и связи Курской области, представители Национального содружества бизнес-ангелов России (СБАР) и Союза машиностроителей России. В ходе мероприятия будут презентованы и оценены самые успешные и перспективные инновационные проекты молодых учёных в сфере промышленных технологий, информационно-телекоммуникационных систем и технологий, вычислительной техники, энергосбережения и энергоэффективности, строительства и городского хозяйства, транспорта, робототехники и автоматики.

Кроме того, эксперты проведут консультации и дадут рекомендации по развитию проектов, их поддержке и дальнейшему продвижению в реальный сектор экономики. Также участники площадки проведут презентацию новых региональных Интернет-ресурсов, созданных для поддержки, продвижения и внедрения инновационных проектов в Курской области. Будет продемонстрирована работа Национального содружества бизнес-ангелов России, которое поддерживает молодёжные инноваций в Соловьином крае.

 

2. Экономика. Политика. Промышленность. Образование.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Дан приказ ему на Запад \\ Владимир Путин произвел масштабную реформу государственных медиа

Владимир Путин ликвидировал вчера своим указом крупнейшее государственное информагентство "РИА Новости". На его базе в течение трех месяцев будет создано агентство "Россия сегодня", которое сосредоточится на формировании имиджа России за рубежом, а возглавит его телеведущий, заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев. В Кремле объясняют реорганизацию наличием проблем с пропагандой национальных интересов России за рубежом и экономией бюджетных средств.

Измерение эффективности

Владимир Путин распорядился вчера "ликвидировать ФГУП "Российское агентство международной информации "РИА Новости""", а на его базе "создать ФГУП "Международное информационное агентство "Россия сегодня""". Новой структуре переходят права учредителя в отношении подконтрольных "РИА Новости" организаций, а также все имущество агентства, в том числе за пределами страны. Тем же указом ликвидирована и радиокомпания "Голос России" — ее имущество передано "России сегодня". Основным направлением деятельности нового агентства станет "освещение за рубежом государственной политики и общественной жизни" в России, а его главой назначен заместитель гендиректора ВГТРК, ведущий программы "Вести недели" на канале "Россия 1" Дмитрий Киселев.

Как сообщил вчера агентствам глава администрации президента (АП) Сергей Иванов, указ нацелен на "более рациональное использование бюджетных средств, выделяемых государственным информационным ресурсам, и речь здесь идет об уменьшении их размеров". Еще одна задача — "повышение эффективности работы государственных СМИ": "Россия проводит самостоятельную политику, твердо защищает национальные интересы. Объяснять это миру непросто, но делать это нужно. Здесь у нас есть некоторые сложности". Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал разъяснения господина Иванова исчерпывающими. По официальным данным, затраты бюджета на "РИА Новости" за последние пять лет в целом составили 15,49 млрд руб. Высокопоставленный осведомленный источник вчера оценил вложения государства в "РИА Новости" в "почти $1 млрд" за последние десять лет. Как будут монетизированы эти затраты в рамках ликвидации холдинга, вчера никто пояснить не смог.

Известие о реорганизации стало неожиданным для сотрудников агентства. Светлана Миронюк, которая возглавляет "РИА Новости" с 2003 года (см. справку), воздержалась от официальных комментариев. Так же поступил и глава "Голоса России" Андрей Быстрицкий. Между тем слухи о возможных переменах в структуре агентства ходили давно. В частности, речь шла о возможном слиянии "РИА Новости" с другим государственным агентством — ИТАР-ТАСС. По сведениям "Ъ", в качестве главы нового холдинга рассматривалась главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян.

""РИА Новости" удалось стать лидером по инновациям и одним из самых цитируемых источников новостей,— считает президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский.— При этом они всегда оставались огромным активом власти и пропагандистским информационным агентством, но работали в режиме "мягкой силы", то есть максимально интегрировались в текущую повестку дня". По его словам, "РИА Новости" воспринималось как проверенный источник, но "сейчас новому агентству на успех за пределами России рассчитывать будет трудно".

Дмитрий Киселев вчера весь день не отвечал на звонки. А к вечеру в эфире канала "Россия 24" он назвал "миссией" новой структуры "восстановление справедливого отношения к России как важной стране мира с добрыми намерениями". Как передает "РИА Новости", на канале также сообщили, что в состав объединенного холдинга войдет и телекомпания Russia Today. Однако госпожа Симоньян в беседе с "Ъ" назвала эту информацию "ошибкой".

Распределение обязанностей

Источник "Ъ" в АП утверждает, что реформа "РИА Новости" готовилась и обсуждалась давно. "У нас есть два государственных информационных агентства, на содержание которых требовались значительные ресурсы, а их функции в значительной степени дублировались,— говорит собеседник "Ъ".— Создаваемое агентство сконцентрируется на освещении событий в стране в международном контексте, а ИТАР-ТАСС будет работать в большей степени на внутреннюю аудиторию страны".

Впрочем, другой собеседник "Ъ" отмечает, что "четкий водораздел между внутренней и внешней информацией сложно будет провести": "Существует информация, которая будет представлять интерес для русскоговорящих людей за рубежом, но почему она при этом не может быть размещена и здесь, для внутренней аудитории?"

Как говорится в указе президента, определить объем и порядок финансирования мероприятий, необходимых для создания нового агентства, правительству поручено "в месячный срок", а на "проведение иных мероприятий" отводится три месяца. То есть старая структура должна быть ликвидирована к марту. Сейчас, как говорит источник "Ъ", все сотрудники будут выведены за штат, затем Дмитрий Киселев примет решение, "какие бренды сохранить в новой структуре", и "начнет набирать штат": "Скорее всего, он будет состоять из действующих сотрудников, потому что других писателей у нас нет".

Из числа входящих в РИА (см. схему) структур, по утверждению источников "Ъ", наибольшие шансы сохранить свое существование у "Московских новостей". Наименьшие — у агентства "Прайм", которое "ориентировано на внутреннюю информацию".

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что "РИА Новости" "считалось близким к Дмитрию Медведеву, но теперь он не президент, поэтому курируемые им институции ослабли". "Агентство как оплот властного либерализма было нужно, когда продвигались идеи модернизации, перезагрузки, встраивания России в мировой мейнстрим. Но сейчас это невостребованно",— считает эксперт. Член СПЧ, журналист Николай Сванидзе полагает, что власть решила "подкоротить поводок, который у "РИА Новости" был длинным", во многом потому, что во главе агентства стояла Светлана Миронюк: "Она человек опытный, квалифицированный, а главное — независимый". По его мнению, реорганизация РИА была ускорена "эмоциональным фоном, который возник в связи с Майданом".

Вместе с тем источники "Ъ" не связывают уход Светланы Миронюк "со сверхлиберальной позицией" агентства: "Если бы недовольство было только в ней или ее политике, то ей надавали бы по шапке и уволили, а не запускали бы реформу с такими сложными конструкциями". Собеседник заверил "Ъ", что реформу не могла спровоцировать позиция "РИА Новости" при освещении событий 6 мая 2012 года на Болотной площади: "Агентство просто давало высказаться всем сторонам, если бы государство ожидало другого, то выводы были бы сделаны гораздо раньше". Медиааналитик Михаил Гуревич отмечает, что сейчас Дмитрий Киселев стал лидером определенного угла зрения, который и будет "лицом российского внешнеполитического дискурса". "Если вы не верите в то, что вы продвигаете, у вас не получится донести эти идеи,— отметил господин Гуревич.— Похоже, Миронюк недостаточно сильно верила в то, что сейчас будет пропагандировать Киселев". Алексей Макаркин отмечает, что "Россия сегодня" будет похожа на АПН, но "в ухудшенном виде". "В Советском Союзе квалифицированные люди стремились работать в СМИ, где можно было сказать чуть побольше. АПН как раз было одним из таких СМИ. Но сейчас это неактуально, тем более в либеральном сообществе фигура Дмитрия Киселева воспринимается резко отрицательно",— пояснил он.

Хозяйственные трудности

Собственно говоря, "РИА Новости" было создано в 1991 году на базе советского агентства печати "Новости" (АПН), существовавшего с 1961 года. По уставу АПН имело своей целью "распространение за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомление советской общественности с жизнью народов зарубежных стран".

Здание "РИА Новости" общей площадью почти 30 тыс. кв. м на Зубовском бульваре было сдано в эксплуатацию к Олимпиаде 1980 года: здесь располагался основной пресс-центр Игр. Финальные документы о передаче в безвозмездное пользование "РИА Новости" здания Росимущество подписало в 2005 году. В 2007 году по итогам проверки целевого использования здания Росимуществом выяснилось, что Союз журналистов, арендующий офис в комплексе зданий, отдал в субаренду свои помещения непрофильным организациям. По подсчетам управляющего партнера Blackwood Константина Ковалева, рыночная стоимость здания "РИА Новости" в текущем состоянии может достигать $150-180 млн. Рентный доход теоретически может составлять $15-20 млн, учитывая, что в аренду сдаются все площади, добавил эксперт. Затраты бюджета РФ на мультимедийный комплекс "РИА Новости", согласно данным Федеральной адресной инвестпрограммы, в 2013-2014 годах должны составить совокупно почти 150 млн руб.

В сентябре 2011 года Международный олимпийский комитет присвоил "РИА Новости" статус национального хост-агентства Игр в Сочи. Как отмечала Светлана Миронюк, задачи агентства в этом статусе сводились к более глубокому освещению выступлений именно российских спортсменов, "ведь мировые агентства пишут только о победителях". В рамках подготовки к исполнению функций хост-агентства был выделен значительный объем средств. Исполнительный директор "РИА Новости" Дмитрий Тугарин сказал "Ъ", что от того, сохранится ли финансирование, зависит, сумеет ли агентство "Р-Спорт" выполнить обязательства. По его словам, если процесс ликвидации будет продолжаться три месяца, есть шанс, что до Олимпиады сотрудники будут оставаться на местах. "Все окончательно должно утрястись к окончанию зимних Олимпийских игр в Сочи (официальное закрытие Игр состоится 23 февраля 2014 года.— "Ъ"), потому что "РИА Новости" активно занято в организации мероприятия",— рассказал "Ъ" осведомленный источник.

Попутные слияния и поглощения

Указом президента также ликвидируются два крупнейших медиаархива страны: Гостелерадиофонд (ГТРФ, который с июля этого года уже возглавляет экс-руководитель телерадиофонда ВГТРК Сергей Волков) и Российская книжная палата (РКП), чье имущество передается соответственно ВГТРК и ИТАР-ТАСС. По федеральному закону "Об обязательном экземпляре" ГТРФ хранит копии всей производимой на территории РФ аудиовизуальной продукции, а РКП — произведений печати, а также фонограмм и видеофильмов. Кроме того, ГТРФ выступает правопреемником архивов ликвидированных государственных телекомпаний — в частности, ТРК "Останкино". При этом ГТРФ на договорной основе обеспечивает аудио- и аудиовизуальной продукцией телерадиовещателей и другие организации, оказывает "услуги, связанные с подготовкой и распространением программ в эфире", а также обменивается записями внутри страны и за рубежом. В рамках федеральной целевой программы "Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы" планировалось перевести в цифровой формат 1,5 млн единиц хранения фондовых аудио-, аудиовизуальных и фотоматериалов ГТРФ. При этом у всех телеканалов и телепроизводителей (в том числе небольших продюсерских студий) до сих пор были равные возможности для копирования фондов ГТРФ по его расценкам, а также приобретения прав на использование принадлежащих ему объектов авторского права.

Как будут регулироваться эти отношения после того, как архив по указу будет передан ВГТРК, неизвестно. Опрошенные "Ъ" игроки медиарынка опасаются, что ликвидация ГТРФ может привести к "фатальному хаосу в системе лицензирования и авторских прав", которая и раньше не раз вызывала громкие скандалы. Напомним, только в январе этого года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял прецедентное постановление по иску ГТРФ к одной из частных компаний. ВАС признал исключительные права ГТРФ на коллекцию из более 400 советских телефильмов, среди которых "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя", "ТАСС уполномочен заявить..." и др., указав, что аналогичные дела, проигранные ГТРФ, должны быть пересмотрены в том же ключе. В 2009 году глава "Мосфильма" Карен Шахназаров отмечал, что вопрос о правах на телефильмы, которые создавались на студии, с Гостелерадиофондом не урегулирован.

По мнению игроков медиарынка, ГТРФ как межведомственная структура был достаточно "лоялен к творцам" и предоставлял равный доступ к своим фондам всем желающим. "Вопрос в том, какие цели преследует передача ГТРФ ВГТРК и какие у нее будут приоритеты",— отмечают собеседники "Ъ". По их мнению, реорганизация может привести к "дополнительному цензурированию" как фондов, так и заказчиков. Например, под цензурные ограничения могут попасть небольшие студии, а конкурирующие с ВГТРК телеканалы могут столкнуться с ограничениями на приобретение прав на показ фильмов в своем эфире. Неизвестно также, будет ли использование фондов ГТРФ для ВГТРК бесплатным, что даст этой госкомпании дополнительные преимущества.

Еще более странной выглядит передача РКП, занимающейся библиографической деятельностью, в ведение ИТАР-ТАСС. В состав РКП входит государственный архив печати — самый полный фонд изданий на русском языке. В информагентстве от комментариев отказались, однако источник "Ъ" в ИТАР-ТАСС отметил, что решение было для них неожиданным.

Под вопросом остается судьба специализированного СМИ "Российское агентство правовой и судебной информации" (РАПСИ), учредителями которого выступают с 2009 года Конституционный и Верховный суды, а также ликвидируемые Высший арбитражный суд и "РИА Новости". По данным СМИ, в ноябре президиум Совета судей одобрил проект распоряжения президента о передаче РАПСИ прав на организацию видеотрансляций судебных заседаний в интернете. Не исключено, что финансировать агентство теперь будут два оставшихся высших суда или судебный департамент при Верховном суде.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Зауженная амнистия \\ Владимир Путин решил освободить не всех "узников Болотной"

Президент Владимир Путин вчера внес в Госдуму проект постановления об амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции. Как и предсказывал "Ъ", под амнистию попадают восемь фигурантов "болотного дела", участницы группы Pussy Riot и активисты "Гринпис". Согласно проекту, амнистию не распространится на Михаила Ходорковского и Алексея Навального. Амнистия, по данным "Ъ", будет объявлена на следующей неделе — после оглашения президентом послания Федеральному собранию 12 декабря.

Положения "широкой амнистии" "Ъ" подробно описывал 6 декабря. Согласно внесенному вчера Владимиром Путиным в Госдуму проекту амнистии, на освобождение могут рассчитывать только граждане, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. Амнистия коснется несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных, инвалидов I и II групп. Освободят от наказания и тех, кто имеет условные сроки, а также находится под судом или следствием. Не коснется амнистия совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, а также осужденных более двух раз за умышленное преступление.

Отдельным пунктом в проекте оговаривается, что от наказания должны быть освобождены осужденные за "массовые беспорядки" (ч. 2 и ч. 3 ст. 212 УК РФ), "хулиганство" (ст. 213 УК РФ) и нарушившие "правила движения и эксплуатации транспортных средств" (ч. 1 ст. 264 УК РФ). Таким образом, как и предсказывал "Ъ", под амнистию попадают 8 из 27 "узников Болотной" — Николай Кавказский, Владимир Акименков, Федор Бахов, Олег Архипенков, Леонид Ковязин, Дмитрий Рукавишников и Анастасия Рыбаченко (находится в розыске), Мария Баронова. Также на свободу смогут выйти участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина. От наказания освободят и активистов "Гринписа" (обвиняются по ч. 2 ст. 213 УК РФ). "Указание ст. 264 не связано ни с каким конкретным делом,— сказал источник "Ъ" в администрации президента.— Осужденные водители не попадают ни под одну из перечисленных в проекте амнистии категорий, а акт гуманизма хотелось бы распространить и на них". Согласно проекту, под амнистию не попадают Михаил Ходорковский (ст. 160 и 174.1 УК РФ) и Алексей Навальный (ст. 160 УК РФ), так как вменяемые им статьи включены в список "исключений", на которые амнистия распространена не будет. Кроме того, господин Ходорковский осужден дважды.

Лидер фракции "Единой России" в Госдуме Владимир Васильев сообщил вчера, что уже сегодня профильный комитет "приступит к работе над проектом амнистии". По словам господина Васильева, он предварительно обсуждался и "глубоко проработан". Член думского комитета по уголовному законодательству Рафаэль Марданшин отметил, что "исходя из практики рассмотрения президентских инициатив можно говорить о том, что они принимаются с минимальными правками". Единоросс сомневается в том, что депутаты скорректируют положения амнистии, касающиеся таких резонансных дел, как Pussy Riot и "болотное дело". Владимир Васильев уверен, что не только фракция "Единая Россия", но "и все остальные поддержат проект постановления".

Объявить амнистию, по данным "Ъ", Госдума может уже на следующей неделе — после оглашения президентом послания Федеральному собранию 12 декабря. Амнистия должна вступить в силу с момента опубликования и продлится шесть месяцев. По данным господина Васильева, она затронет 25 тыс. человек, из которых 2 тыс. находятся в тюрьмах. Глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов отметил, что ход проведения амнистии во многом будет зависеть от порядка ее применения — соответствующий документ предстоит выработать Госдуме. Глава СПЧ пожаловался "Ъ", что ему и уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину президент поручил поработать над амнистией вместе с депутатами, но пока такая работа не велась.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Единороссы поддержали КПРФ в борьбе с сепаратизмом

Вчера в Госдуму был внесен законопроект КПРФ, который предполагает санкции за пропаганду сепаратизма. Проект был переработан после того, как он впервые был направлен для получения отзывов в правительство и Верховный суд (см. "Ъ" от 28 ноября). В частности, коммунисты убрали ранее предполагавшуюся административную ответственность за "оправдание" сепаратизма, но усилили уголовную составляющую. За "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ" предлагается карать штрафом до 300 тыс. руб., либо обязательными работами до 300 часов, либо лишением свободы до трех лет. А за те же действия с использованием СМИ и интернета — обязательными работами до 480 часов либо сроком до пяти лет. Как уже сообщал "Ъ", идею ввести санкции за пропаганду сепаратизма Геннадий Зюганов обсуждал с Владимиром Путиным, и, по его словам, он встретил понимание президента. Вчера же, после внесения законопроекта, о его поддержке заявили единороссы. "Полагаю, что надо поддержать своих коллег по Государственной думе,— заявил замруководителя думской фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко.— Конечно, уровень или размер ответственности — это предмет дальнейшего рассмотрения законопроекта. Наказание может быть чуть меньше или чуть больше. Но мы должны законодательно зафиксировать, что призывы к нарушению территориальной целостности РФ уголовно наказуемы". Отметим, что партия власти редко поддерживает резонансные проекты: к примеру, чтобы оставить лишь один единый день голосования и перенести его на сентябрь в 2012 году, за основу был взят проект ЛДПР (см. "Ъ" от 13 апреля 2012 года).


3. Мировая политика.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., В Бельгии задержали вербовщиков-исламистов для Сирии

Бельгийское подразделение по борьбе с терроризмом вчера задержало пять человек, подозреваемых в вербовке молодежи, в том числе несовершеннолетней, для участия в борьбе против правительственных сил Сирии. Вербовщики из организации "Столовые "Таухид"" находили новых "солдат ислама", бесплатно раздавая еду в районе Северного вокзала в Брюсселе, передает агентство ИТАР-ТАСС. Некоторые из преступников занимались тем, что доставляли завербованных непосредственно к местам боевых действий.

Среди задержанных в результате полицейского рейда оказался их лидер, известный в Бельгии проповедник Жан-Луи Денни из запрещенной в стране ваххабитской организации "Шариат для Бельгии", члены которой, по данным следователей, продолжают свою деятельность под другими названиями. Власти королевства начали принимать активные меры по борьбе с радикальными исламистскими организациями еще в апреле, после того как стало известно, что двое брюссельских школьников отправились в Сирию. Тогда были задержаны 20 человек, в том числе один из лидеров "Шариата для Бельгии" Фуад Белькасем.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Индекс международной безопасности

Индекс международной безопасности повысился до 2800 пунктов. В Сирии Организация по запрещению химоружия заявила об уничтожении неснаряженных боеприпасов. Западные страны провели переговоры с сирийскими исламистскими группировками. В Египте утвержден проект новой конституции. В ЦАР в межрелигиозных столкновениях погибло более 280 человек; Совбез ООН санкционировал ввод туда французских войск. В Йемене боевики совершили нападение на здание Минобороны. В Таиланде премьер Йинглак Чинават предложила провести внеочередные выборы для выхода из политического кризиса. Южная Корея объявила о расширении зоны ПВО. На Украине продолжились антиправительственные демонстрации; парламент отказался вынести вотум недоверия правительству. Украина и РФ подготовили "дорожную карту" восстановления сотрудничества.

 

Коммерсантъ, 10 декабря 2013 г., Украинскую оппозицию оттесняют на обочину \\ Власти ликвидируют лагеря сторонников евроинтеграции

Участники "Евромайдана" провели весь вчерашний день в ожидании силового разгона протестов. Вечером военнослужащие внутренних войск вместе со спецназом "Беркут" стали вытеснять оппозиционеров из правительственного квартала, а коммунальщики — разбирать баррикады. Наступление силовиков проходило на фоне предупреждений ЕС о том, что применение силы в отношении манифестантов "закроет дорогу любому диалогу" между Брюсселем и нынешней украинской властью. Сегодня пути выхода из кризиса президенту Виктору Януковичу попытается подсказать глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон, которая прибывает в Киев с внеплановым визитом.

О готовящемся штурме обитатели палаточного лагеря на майдане Незалежности заговорили с полудня, когда неожиданно закрылись три центральные станции киевского метро. Милиция пояснила: поступил анонимный звонок о том, что одна из станций заминирована. На Майдан срочно выехали взрывотехники и кинологи с собаками. А спустя некоторое время там же появились автобусы с солдатами внутренних войск и бойцами спецподразделения "Беркут". Особое беспокойство у манифестантов, еще не забывших о жестком разгоне их лагеря 30 ноября, вызывало и то, что на площадь съехалось большое количество машин скорой.

С не меньшей тревогой за передвижениями силовиков следили и манифестанты, находившиеся в "штабе революции" — захваченном оппозицией здании горадминистрации Киева. Беспокойство активистов было объяснимо: 5 декабря суд обязал их в течение пяти дней освободить помещение, а в милиции предупредили: в случае игнорирования судебного постановления действовать силовики будут жестко.

В этой ситуации лидеры украинской оппозиции вчера весь день призывали сторонников не поддаваться панике и быть готовыми защитить свои права. "Власть пытается психологически давить и испугать нас, но люди не собираются идти и будут стоять. Мы призываем всех срочно прибыть на Майдан. Чем больше нас здесь будет, тем быстрее мы сорвем планы власти",— призвал лидер партии УДАР Виталий Кличко, оговорившись, что женщинам и детям все-таки лучше покинуть Майдан.

К совету прислушались не все. "Мы же такие, как вы! У вас же есть родители! Мы же защищаем и ваши права",— увещала солдат одна из манифестанток. А ее соратницы кормили стоявших в оцеплении бутербродами. Оппозиционеры в это время укрепляли баррикады колючей проволокой.

В руководстве внутренних войск уверяли, что приказа брать палаточный лагерь штурмом не поступало — речь шла лишь об "обеспечении охраны общественного порядка". Лидер фракции "Батькивщина" в Верховной раде Арсений Яценюк вчера предположил, что цель властей — осада манифестантов. "Они не пришли захватывать Майдан, их задача — окружить площадь, не дать возможности подвозить воду, еду, снаряжение",— пояснил он. Идея взять манифестантов измором действительно казалась логичной: сегодня вечером, по прогнозам, температура в Киеве опустится до минус 14 градусов.

Однако вечером наступление на оппозиционеров все же началось. Солдаты внутренних войск и бойцы "Беркута" окружили блокпосты оппозиции в правительственном квартале, после чего стали вытеснять митингующих с прилегающих улиц. А работники коммунальных служб принялись разбирать баррикады.

По словам очевидцев, на сей раз силовики действовали более корректно, чем 30 ноября,— тогда при разгоне "Евромайдана" пострадали 79 человек, что привело к обострению конфликта и радикализации требований оппозиции. Генпрокуратура уже начала расследование произошедшего. Сегодня на допрос вызваны Арсений Яценюк и депутат от "Батькивщины" Сергей Пашинский — пока они проходят по делу как свидетели. Однако генпрокурор Украины Виктор Пшонка вчера предупредил: политики, которые призывают людей к противоправным действиям, не уйдут от ответственности, несмотря на депутатскую неприкосновенность.

То, что лидеры оппозиции в ближайшее время могут оказаться под ударом, подтверждают вчерашние обыски в киевском офисе "Батькивщины". По словам Арсения Яценюка, сотрудники правоохранительных органов (предположительно, Службы безопасности Украины) разгромили офис, где также располагаются редакции газет "Вечерние вести" и "Цензор.нет", уничтожив там все оборудование. Оппозиционер уверен: "погром" санкционирован лично президентом Виктором Януковичем. Ранее же стало известно о том, что на Украине открыто уголовное производство "по факту действий, направленных на захват государственной власти" и что занимается этим СБУ.

Между тем на Западе явно не забыли о силовом разгоне "Евромайдана" 30 ноября. Вчера о недопустимости повторения тех событий говорили глава МИД Литвы Линас Линкявичюс и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Речь последнего была предельно откровенной. Заявив, что манифестанты "на холодных улицах сражаются за европейский флаг, Украину и свое будущее", Баррозу заверил: "ЕС имеет право и обязанность стоять на стороне народа Украины".

Новую попытку убедить Киев пересмотреть позицию по евроинтеграции Брюссель предпримет сегодня. В ходе двухдневного визита на Украину глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон встретится с представителями власти и оппозиции, а также гражданскими активистами. Не исключено, что участники конфликта проведут совместные переговоры: вчера президент Виктор Янукович согласился с необходимостью созыва круглого стола для поиска выхода из политического кризиса. Сегодня он встретится со своими предшественниками — Леонидом Кравчуком, Леонидом Кучмой и Виктором Ющенко, которые ранее поддержали протест украинцев против отказа от евроинтеграции.


4. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 10 декабря 2013 г.,Число призывников с высшим образованием увеличилось в ЦВО в 3,3 раза \\ По информации ведомства, почти половина военнослужащих до призыва училась, а 43 процента - работали.

Количество призывников с высшим образованием в Центральном военном округе (ЦВО) увеличилось в 3,3 раза по сравнению с весенним пополнением в этом году, сообщает пресс-служба округа во вторник.

"Почти в 3,3 раза увеличилось количество граждан с высшим образованием, призванных на военную службу этой осенью. Психологи, проводящие анализ социально-психологических характеристик пополнивших соединения и воинские части ЦВО отмечают, что если весной текущего года только 6,6 процентов призывников имели вузовский диплом, то сейчас — более 22 процентов", — говорится в сообщении.

Более 27 процентов военнослужащих имеют среднее профессиональное образование, отметили в пресс-службе округа. Почти половина военнослужащих до призыва училась, а 43 процента — работали. Количество тех, кто до получения повестки ничем не занимался, сократилось с 13 до 9 процентов.

"Социально-психологическое обследование проводится для составления детальной картины воинских коллективов, оказания помощи в адаптации к условиям службы и рекомендаций командирам. Во время исследований было опрошено около 5 тысяч военнослужащих", — добавили в ЦВО.

 

5. Автомобилестроение.

 

Firstnews, 10 декабря 2013 г., Российский автопром скатывается на тормозах \\ Продажи машин замедлили свое падение

Самой продаваемой машиной в России остается Lada Granta С начала года продажи легковых автомобилей вы России падают. В ноябре сокращение продаж составила 4%,  что  стало лучшим показателей за одиннадцать месяцев 2013 года.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подготовила ноябрьский отчет о продажах легковых автомобилей и LCV в России в ноябре. Из документа следует, в ноябре 2013 года падение продаж составило всего 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

"Без сомнения, продажи на автомобильном рынке в целом продолжают снижаться, хотя и с чуть меньшей скоростью. Долгожданная стабилизация в сравнении с тем же периодом прошлого года так и не наступила",- говорит председатель комитета автопроизводителей ассоциации Йорга Шрайбера.текст

С января по ноябрь 2013 года в России было продано 2,51 млн машин, это на 6% ниже показателей 2012 года.

Эксперты начали фиксировать падение продаж с марта 2013 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса самые худшие результаты продаж пришлись на лето 2013 года, тогда снижение продаж продемонстрировала максимальные показатели от 10 до 12% к прошлому периоду. Осенью падение замедлилось и составляла 5% в сентябре и 8% октябре.

Если говорить о лидерах, то, лидером рынка продолжает оставаться российский АвтоВАЗ. По итогам последнего месяца осени предприятие реализовало 36,5 тыс. машин. Хотя в целом продажи "АвтоВАЗа" сократились на 19%, а доля рынка, которую занимает предприятие сократилась до 15,7%. Среди иномарок в ноябре лидировали Renault и Kia, продажи которых составили 17,7 тыс. и 17,3 тыс. машин.

На самом "АвтоВАЗе" оценивают падение продаж всего в 13%

"Падение продаж – это следствие общеэкономической ситуации", – рассказал Firstnews представитель "АвтоВАЗа" Александр Шмыгов.

 

6. Авиастроение.

 

РИА Новости, 10 декабря 2013 г.,Вертолетчики ЮВО прошли проверку высотой и огнем в Приэльбрусье

В ходе учебных сборов на горном полигоне, расположенном в Приэльбрусье, каждый экипаж подтвердил летную квалификацию по пилотированию и боевому применению современных боевых вертолетов Ми-8 АМТШ, Ми-35 и Ка-52 "Аллигатор" в условиях горной местности.

Около 80 летчиков армейской авиабазы Южного военного округа (ЮВО) получили допуск к управлению новейшими вертолетами в условиях высокогорья, после того как прошли интенсивную проверку на полигоне в Приэльбрусье, сообщает пресс-служба округа во вторник.

"В ходе учебных сборов на горном полигоне, расположенном в Приэльбрусье, каждый экипаж подтвердил летную квалификацию по пилотированию и боевому применению современных боевых вертолетов Ми-8 АМТШ, Ми-35 и Ка-52 "Аллигатор" в условиях горной местности, с огибанием горных склонов, прохождением ущелий, преодолением горных перевалов", — говорится в сообщении.

Летчики на практике отработали взлеты и посадки на высокогорные площадки, потренировались ориентироваться в горной местности, а также эффективно и точно стрелять из штатного вооружения вертолетов в сложных условиях высокогорья.

"Летчики выполнили огневые задачи по поражению различных мишеней, находящихся на удалении до 3 тысяч метров, с применением ракетно-бомбового и стрелково-пушечного вооружения. За время обучения было совершено более 600 вылетов в районах высокогорья. Полеты проходили на высотах от 1,5 тысяч до 4 тысяч метров в светлое и темное время суток, в том числе, в сложных метеоусловиях", — добавили в ЮВО.

Общий налет часов летчиков армейской авиабазы ЮВО в 2013 году составил около 7 тысяч часов, что на 40 % больше по сравнению с прошлым годом. В ходе занятий по боевой подготовке авиаторы израсходовали свыше 4,5 тысяч боеприпасов различных типов и около 7 тысяч тонн горюче-смазочных материалов.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль