Новости СоюзМаш России

13.11.2013

Информационный обзор прессы 13.11.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

13 ноября 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Независимая газета, 13 ноября 2013 г.,Светлое силиконовое будущее \\ Российская отрасль электронных компонентов все еще имеет перспективы

 

Российская газета, 12 ноября 2013 г., На российский рынок придут французские машиностроители

А также по теме:

Трактор.ру:

Французские и российские машиностроители подпишут соглашение о сотрудничестве

Терра:

Французские и российские машиностроители подпишут соглашение о сотрудничестве

Оружие России:

Французские и российские машиностроители подпишут соглашение о сотрудничестве

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Оружие России, 12 ноября 2013 г., Новая техника, борьба с коррупцией, жилье для военных — С. Шойгу отчитался о проделанной работе

 

Коммерсантъ, 13 ноября 2013 г., Армия больше не хочет давать авансы \\ Счетная палата проверила, как тратились деньги на строительство объектов Министерства обороны

 

3. Автомобилестроение.

 

Терра, 12 ноября 2013 г., АвтоВАЗ открыл промо-сайт, посвященный "Приоре"

 

4. Авиастроение.

 

Независимая газета, 13 ноября 2013 г., Лопасть с нервной системой \\ Лишь вертолет с адаптивным винтом сможет обогнать геликоптер

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Независимая газета, 13 ноября 2013 г.,Светлое силиконовое будущее \\ Российская отрасль электронных компонентов все еще имеет перспективы

Российская электроника – некогда одна из передовых отраслей отечественной экономики – переживает не лучшие времена. Между тем, по мнению экспертов, в этой области Россия могла бы играть весомую роль не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. 

Там, где нас нет 

Конечно, когда мы говорим о том, чтобы занимать высокие позиции на мировом рынке, надо понимать, какой сегмент рынка остается доступным для российских производителей. Возможность  серьезно быть представленной на рынке бытовой техники или современных гаджетов Россия уже полностью потеряла: этот сегмент прочно завоеван производителями из Юго-Восточной Азии. 

Перспективы для отечественных производителей тем не менее сохраняются в сегменте специальной радиоэлектроники, которая используется при производстве современных систем вооружения, в атомной промышленности, космической и прочих наукоемких отраслях. Как и в сегменте профессиональной электроники, который включает в себя операторское оборудование для телекоммуникационной отрасли, электронику для промышленности, автомобильную электронику, электронику для энергетического и медицинского оборудования, для систем безопасности, а также высокопроизводительные системы обработки информации.
«Даже сейчас, в непростых условиях, производство электронных компонентов в России постоянно растет, – подчеркивает генеральный директор холдинга «Росэлектроника» Андрей Зверев. – При этом мы присутствуем на мировом рынке компонентов. Но вот что странно: отечественный военно-промышленный комплекс при таких условиях лишь на 60% обеспечен отечественными компонентами. В гражданском же секторе отечественный производитель и вовсе присутствует лишь на несколько процентов. Уровень развития профессиональной электроники в будущем будет в значительной степени определять конкурентоспособность российской промышленности, эффективность работы социальной сферы и национальную безопасность». 

Состояние рынка 

В самом деле, производство электронных компонентов всех видов сейчас является одним из самых высокоприбыльных секторов экономики. Мировой рынок электронной компонентной базы оценивают в 483 млрд долл. В 2011 году объем мирового рынка радиоэлектроники составил более 2 трлн долл. Правда, доля специальной радиоэлектроники составляет лишь 7% мирового промышленного производства. Но зато именно в этом сегменте мы, как ни странно, до сих пор обладаем уникальными технологиями. 

В частности, речь идет о мощной вакуумной и твердотельной СВЧ-электронике, без которой немыслимы современное вооружение и космическая техника. Производят СВЧ-электронику всего шесть государств, Россия в том числе. То есть мы говорим об очень узком круге производителей – даже более узком, чем клуб атомных держав. 

«Конечно, в начале 90-х годов российская электроника серьезно теряла свои позиции и наработки именно из-за того, что были сокращены оборонные заказы, – напоминает эксперт. – Но тем не менее у нас есть серьезные научно-технические заделы и достижения, которые позволили сохранить позиции в таких наукоемких областях. К ним, например, помимо СВЧ-электроники, относятся алгоритмизация обработки информации и сигналов для военной электроники, радиационно стойкая ЭКБ, новые энергосберегающие технологии светотехники на основе полупроводниковых светодиодов, приборы для тепловизионной техники». 

Приходится констатировать, что отечественный рынок электронных компонентов для военной и аэрокосмической техники падал довольно долго. За 15 лет (начиная с 1991 года) общее количество предприятий и организаций отрасли сократилось вдвое. Износ технологического оборудования достиг 53%. Какие-либо значимые государственные инвестиции в отрасль фактически отсутствовали. Спад удалось преодолеть только к 2006 году. 

Уже в 2007 году благодаря возобновлению оборонзаказа рост отечественного рынка составил 10% и сразу приблизился к 230 млн долл. При этом объем производства продукции предприятий ОПК увеличился сразу на 6%. И продолжает  расти ежегодно почти на 15%. Однако доля инновационной продукции в общем объеме рынка растет довольно медленно. Сейчас она составляет всего около 7%. Чем, вероятно, объясняются и более чем скромные возможности российских предприятий в поставках высокотехнологичной отечественной продукции на мировой рынок. Пока доля российского рынка не превышает 0,3%. 

«Модернизация отечественной электронной отрасли, безусловно, одна из приоритетных задач промышленного развития России, – отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. – К сожалению, мы отстаем в производстве современных чипов и микросхем, без которых немыслима современная электроника. В ней до сих пор действуют ГОСТы 70-х годов! Естественно, говорить об их соответствии современным технологическим требованиям не приходится! Так что модернизация отрасли – важнейшая задача, от решения которой зависит как развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, так и создание новейших образцов вооружений». 

Какими могут быть механизмы вывода отрасли на конкурентоспособные позиции мирового рынка? 

Хочешь мира – готовь электронику 

Главным двигателем развития отрасли может и должен стать государственный оборонный заказ. К счастью, осознание такой необходимости есть. Отечественная оборонка «задышала» с принятием государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, объем финансирования которой составляет 20 трлн руб. Очевидно, что современное вооружение – это прежде всего высокие эксплуатационные характеристики. И здесь как нигде важно, чтобы эти характеристики обеспечивались компонентами отечественного производства. 

«У России есть свои национальные интересы, в первую очередь – в сферах безопасности и технологической независимости. Отстоять их, не имея собственной электронной промышленности, невозможно, – уверен Михаил Ремезов, председатель президиума Экспертного совета Военно-промышленной комиссии. – Как мы можем быть уверены в микросхемах импортного производства? Что может обезопасить нас от несанкционированного вмешательства в топологию оборудования, если «начинка» его – сплошь иностранная? Поэтому, конечно, последние решения по развитию отечественного ОПК следует рассматривать только с положительной стороны. Тем более что с 1 января 2014 года, как мы помним, в законную силу вступает закон о федеральной контрактной системе, по которому до 15% будет увеличена доля участия малого бизнеса в госзакупках. Шансы на эффективное импортозамещение в электронике сегодня во многом связаны именно с предприятиями малого и среднего бизнеса». 

Следует отметить, что еще как минимум четыре федеральные целевые программы разработаны и уже действуют с учетом нужд российской электроники: «Развитие ОПК», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2025 годы», «Разработка, восстановление и организация производства материалов малотоннажной химии» и «Поддержка, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы». 

Однако замыкаться на одних только внутренних задачах нельзя. Современные электронные технологии могут развиваться только при условии постоянного взаимопроникновения достижений самых разных производителей. «Инновационное развитие возможно только при открытой модели предприятия, – уверен Андрей Зверев. – Это понимают и принимают все больше организаций с мировым именем. И они все чаще прибегают к созданию таких открытых моделей производства, при которых организация плотнее взаимодействует с внешними контрагентами и вовлекает их в свои бизнес-процессы. Принцип открытых инноваций должен стать приоритетным для предприятий отрасли. Более гибкой должна становиться политика в отношении управления результатами НИОКРов. Это жизненно важно для того, чтобы иметь шансы выходить на мировой рынок и закреплять там свои позиции». 

Новые Электроники 

Конечно, любые меры могут оказаться безуспешными, если в электронику не придут молодые, перспективные ученые, инженеры и рабочие. Вообще кадровая проблема – одна из основных для отрасли. 

«Российской электронике действительно не хватает квалифицированных специалистов, – подтверждает и Владимир Гутенев. – На мой взгляд, это один из основных сдерживающих факторов развития отрасли. К сожалению, реальность такова, что через 3–4 года в случае, если в электронику не начнут приходить квалифицированные кадры, обученные на современных технологиях, начнется необратимый спад отрасли. У нас есть все для того, чтобы не допустить подобного. В России по-прежнему существует школа подготовки высококлассных специалистов на базе уникальной политехнической системы образования. И она до сих пор приносит результаты».

Как наиболее востребованные сегодня называют такие специальности, как разработчики сверхбольших интегральных схем (СБИС) и систем на кристалле (СНК). Спрос на их услуги чрезвычайно высок. Однако предложение от российских вузов на подготовленные кадры  не удовлетворяет спрос производственников. 

Некоторые иностранные эксперты, изучавшие российский рынок электроники, уверены, что отечественной отрасли не выжить без создания специальных центров подготовки кадров на предприятиях. Если этого не сделать, то процесс заказного проектирования также может сильно затормозиться, а через пару-тройку лет и вовсе обрушиться. 

Наконец, еще одним серьезным препятствием на пути развития отечественной электроники считается острейший дефицит молодых амбициозных предпринимателей и менеджеров среднего и верхнего звена для инновационного развития отрасли. Их отсутствие делает невозможной реализацию даже самых перспективных отраслевых проектов, востребованных рынком продукции и услуг. Решить эту задачу возможно только при самом активном участии государства через систему поддерживающих программ и стимулирующих грантов.

 

Российская газета, 12 ноября 2013 г., На российский рынок придут французские машиностроители

Сегодня в Париже состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Французской федерацией машиностроителей (FIM) и Союзом машиностроителей России, в котором приняли участие Первый вице-президент FIM Жан-Люк Жуайо и Первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев.

Теперь на российский рынок придут французские компании-производители оборудования, что позволит отечественным предприятиям проводить модернизацию не только за счет отечественных производителей.

Напомним, в сентябре 2013 года в Москве состоялась встреча представителей FIM и Союза машиностроителей России. Тогда Владимир Гутенёв отметил, что у России - серьезные планы по техническому перевооружению промышленных предприятий, поэтому участие французских компаний в освоении российского рынка в области оборудования будет чрезвычайно полезно обеим сторонам.

"Учитывая серьезную конкуренцию со стороны других стран, Франции нужно активнее закрепляться на нашем рынке не только как поставщику, но и как партнеру с локализацией производства на территории нашей страны", - отметил он.

Среди основных областей деятельности Французской Федерации машиностроения - производство оборудования, станков, оптики, измерительных приборов и инструментальной оснастки.

"Мы нацелены на динамичное развитие, но в нынешних экономических условиях успеха можно добиться только в рамках кооперации и партнерства, - отметил Владимир Гутенев. - Именно поэтому большие надежды мы связываем со стартом российско-французских отношений в рамках наших Союзов".

А также по теме:

Трактор.ру:

Французские и российские машиностроители подпишут соглашение о сотрудничестве

Терра:

Французские и российские машиностроители подпишут соглашение о сотрудничестве

Оружие России:

Французские и российские машиностроители подпишут соглашение о сотрудничестве

 

 

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Оружие России, 12 ноября 2013 г., Новая техника, борьба с коррупцией, жилье для военных — С. Шойгу отчитался о проделанной работе

Чем и как сегодня будем защищать родину, проверял на неделе Сергей Шойгу. Эксперты говорят о позитивных тенденциях в армии в прошедшем году - это и закупки новой военной техники российского производства, и забота об армейской интеллигенции, и возрождение спортивных, и создание научных рот.

Но главным называют то, что впервые за долгие годы очень жестко и без скидок на мирное время проверяется уровень военной подготовки - внезапными марш-бросками и учениями по приказу Верховного главнокомандующего.

 Об этом нашему корреспонденту сообщили в пресс-службе союза машиностроителей России.

 Военная база в Воронеже. Министра здесь ждали, хотя Сергей Шойгу за год в этой должности и приучил всех в армии именно к внезапным проверкам. Но здесь другой случай - Шойгу прилетел не на внезапные учения, а на осмотр новой техники, которую получают войска. Несколько новых машин стали на боевое дежурство буквально на днях. Разговор проходит под шум пролетающих над головами самолетов. При увеличении времени "налетанности", как говорят военные, экипажей, следующая задача - повышение меткости.

 "Стрелять станем теперь уже в 5 раз больше, чем стреляли до этого. Потому что те внезапные проверки, которые прошли, конечно, показали, что из своего оружия мы стреляем мало, мало и исходя из этого плохо", - сказал С. Шойгу.

 Во время первой такой внеплановой проверки в феврале этого года ни одно подразделение не выполнило нормативов. В лучшем случае на "троечку с минусом". Когда проверки не закончились, по войскам, как выражается С. Шойгу, "пошла молва" - учения не показуха. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу

 - А насколько внезапной была проверка?

"К моменту отдачи команды Верховным главнокомандующим про это знали четыре человека: я, как министр обороны, начальник генерального штаба, человек который от руки, замечу вам, писал примерный сценарий, потому что он на одном листе помещался. Дальше все это утверждал Верховный главнокомандующий и он определял время. Про время не знали и мы в том числе. Представляете, он летит откуда-то и говорит нам: давайте-ка, друзья мои, посмотрим. А что такое "посмотрим"? Дальний Восток. Представляете, 160 тысяч подняли. 160 тысяч перебросили на разные участки, на разные фронты. Мы во время проверки на Дальнем Востоке в день только боеприпасов тратили по 250 тонн", - сообщил С. Шойгу.

 - Касательно этих проверок внезапных. Скажите, пожалуйста, какая все-таки ставилась задача?

Политическая? Показать, что мы боеспособная армия? "Нет. Я бы не стал включать политические сюжеты во все эти проверки. Естественно, Верховный главнокомандующий, понимая о том, что мы перешли к частям постоянной готовности, должен был проверить, как это все работает на практике. Надеюсь, что в следующем году этого будет еще больше. Такая работа довольно серьезно поднимает и боевой дух, и настроение в войсках", - сказал министр обороны.

 Чаще всего в этих внезапных масштабных проверках, а их за этот год было уже шесть, по словам С. Шойгу, участвовали самые боевые звенья вооруженных сил - десантники и авиация. Все итоги этих учений анализировались - что необходимо доукомплектовать, какие изменения вносить в технику и в системы связи, что менять в управлении войсками, в учебном процессе.

 "Вы знаете, тем, кто говорит "Ну, какие там внезапные проверки, мы видели, они заранее готовятся". Слушайте, надо понять уже - армия другая! Нам это надо больше, чем кому-либо. Нам надо, не начальству, не командирам. Не кому-то показать, вот такие мы! Нам надо понять, страна напряглась, вы правильно сказали совершенно. Президент принял волевое решение, сказал: будет так, мы перевооружим нашу армию. Мы ее переоснастим. Она к 20 году будет иметь новое вооружение на 70 процентов", - говорит С. Шойгу.
- Вы когда в Министерство обороны приходили, вы ожидали это увидеть, год назад?

Сергей Шойгу: "Тут, вы знаете, мы касаемся таких оценок. Я бы не хотел их делать. Конечно, было много неожиданного. Было много неприятно неожиданного. Скажу, что с некоторыми проблемами, которые созданы, придется работать, может быть, еще не один год. Исправлять их, я бы так сказал".

 - От части иностранной техники, закупок Вы отказались - "Ивеко", броневики. От "Мистралей" не отказались. Что у нас будет с закупкой иностранной техники? Будем продолжать это делать? Не будем продолжать это делать?

"Вы знаете, коней на переправе менять поздно. Если про "Мистрали" говорить, тут надо выполнить до конца контракт. По остальному я Вам так отвечу. Вы видите скандалы последних месяцев, связанные с разного рода киберопасностью, связанных с разного рода контролем и прослушкой над миллионами граждан, над главами государств. Конечно, мы понимаем, что сегодня техника достигла такого уровня, что быть абсолютно гарантированным, что в нужный момент это все не будет одним нажатием кнопки выключено, никакой гарантии нет. Поэтому, конечно, мы будем опираться на свое, на отечественное", - ответил С. Шойгу.

 Надежда, по словам Шойгу, на конструкторов и молодых ученых. Одно из нововведений, предложенных министром - научные роты. В них станут призываться молодые ученые. Первая такая рота появилась в Воронеже, на базе Военно-воздушной академии.

 Еще одна - на флоте и в военно-космических силах. Работа рядового Сивидова уже апробирована в НИИ радиоэлектронной борьбы. В ближайшее время она будет принята на вооружение. И это несмотря на то, что рота существует меньше четырех месяцев - не единственный случай.

 Рядовой Соломатин на самом деле занимается защитой военных информационных систем. В разговоре выясняется, что за время службы не только привык к подъемам по распорядку в 6.30 утра, но и к тому, что многие на гражданке считают, мол в научных ротах служат лишь студенты-ботаники.
- Но вы не "ботаники"? Рядовой научной роты Михаил Соломатин: "Нет, а что вы подразумеваете под ботаником?"

 -Знаете, такие - сидят и только научные работы, научные работы и больше ничем не занимаются. - "Нет, у вас какое-то устаревшее представление о ботаниках. У нас, я бы не сказал, что есть люди, которые - наука, наука, наука, надо делать! Все очень разносторонние люди. Все на гражданке чем-то дополнительным занимались, тем же самым спортом, какими-то другими вещами", - ответил рядовой научной роты Михаил Соломатин.

 Их набирали по всей стране. В результате в первой научной роте оказались студенты, закончившие вузы с красным дипломом, средним баллом четыре с половиной и научными темами, которые заинтересовали военных. Но на озабоченных исключительно наукой эти рядовые похожи мало.

 "Отвлекают курсантки cлегка? когда идешь строем мимо. А здесь есть человек двенадцать", - говорит рядовой научной роты Денис Юдаев.

 Математический взгляд Дениса Юдаева понятен. Он – программист, и его тема - радиолокация. А курсантки, которых он подсчитывает на досуге, учатся в Академии ВВС имени Жуковского и Гагарина, где и располагается научная рота, в которой на сегодняшний день служат 34 человека. Всего за три с небольшим месяца службы они написали больше сорока научных статей. Было сделано 12 рацпредложений и подано 4 заявки на изобретение.

"Это действительно талантливые ребята, это действительно люди, получившие хорошее образование, стремящиеся в науку. Мы воссоздали спортивные роты по поручению Президента. Туда собираются кандидаты в сборную страны. Для спортсменов мы создаем условия. А для этих ребят? Почему мы должны забивать сваи компьютерами или гвозди айподом. Это же неправильно", - говорит С. Шойгу.

 Воронежскую научную роту в ближайший призыв ждет пополнение. Научные руководители и специальные комиссии уже побывали в вузах и отобрали среди тысяч претендентов новобранцев, пожелавших служить в необычных частях.
"Огромный пласт работы, который у нас появится в ближайший месяц-два, нам нужна будет очень и очень большая группа программистов. Но абы что нам не надо", - сказал министр обороны.

 Часть совещания министра с руководством научных рот была закрытой из соображений секретности. Но то, что удалось услышать до этого, показательно. В жесткой форме Шойгу потребовал - никакого "блата". Все попытки пристроить своих детей или родственников на год спокойной службы по призыву будут пресекаться.

 "Как только, у нас в научной роте, появится первый "блатной", извините за сленг, эта бацилла довольно быстро разъедает любую систему. Если я, узнаю о таком случае, по всей цепочке - от того, кто отбирал, кто был в этой комиссии, кто был дальше , кто позволил этому оставаться в научных ротах, даже собеседовать не буду, поверьте мне", - сказал С. Шойгу.

 Потребность Министерства обороны в "научных умах" очень большая. В самое ближайшее время Россия приступает к строительству национального центра обороны. И это лишь часть глобальных преобразований в нашей армии.

 

Коммерсантъ, 13 ноября 2013 г., Армия больше не хочет давать авансы \\ Счетная палата проверила, как тратились деньги на строительство объектов Министерства обороны

Вчера Счетная палата обнародовала результаты проверки использования средств на развитие объектов инфраструктуры вооруженных сил c 2011 года. По оценке аудиторов, ОАО "Главное управление обустройства войск", определенное единственным застройщиком объектов Минобороны, не обладало производственными мощностями для выполнения заключенных контрактов. В 2011-2012 годах компания отдавала полученные заказы на субподряд, получая за посредничество проценты от сделок. В новом руководстве компании утверждают, что подобная практика сейчас прекращена.

Как сообщили "Ъ" в Счетной палате (СП), проверка касалась выделенных начиная с 2011 года на капитальное строительство объектов Минобороны 543,58 млрд руб. (из них 255,38 млрд тратились на покупку и постройку жилья для военнослужащих). "При высоком кассовом исполнении бюджетных назначений (в 2011 году — 99,4%, в 2012-м — 92,3%) Минобороны не достигло целей, на которые выделялись указанные средства,— заявили в СП.— Контракты на строительство своевременно не исполнены, объекты в эксплуатацию не введены". Аудиторы нашли и "финансирование строительства объектов, не предусмотренных госзаказом, что приводило к необоснованному использованию средств".

Основные вопросы у проверяющих возникли к ОАО "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ; входит в "Оборонстрой" — структуру холдинга "Оборонсервис"). Созданная при экс-министре Анатолии Сердюкове компания была в 2010 году определена единственным застройщиком Минобороны — это позволило не проводить тендеры. С 2012 года ГУОВ, выполняя функции генподряда по 263 контрактам на сумму 397,69 млрд руб., передало весь объем работ другим строительным организациям. Выборочная проверка исполнения 13 контрактов показала, что ГУОВ не выполнило обязательств на 40,43 млрд руб., из которых 30 млрд руб. предназначались на строительство жилья для военнослужащих. При этом ГУОВ, получив авансы в размере до 80% от цены контракта, отдавало заказ другим исполнителям, осуществляя функции посредника и получая 2,85% средств от суммы сделки. В марте 2013 года главный военный прокурор Сергей Фридинский сообщал министру обороны Сергею Шойгу, что более 90% контрактов ГУОВ исполняется субподрядчиками, а компания не имеет ни производственных мощностей, ни оборудования (см. "Ъ" от 13 мая). За два года у ГУОВ сменились четыре руководителя.

Часть вины за такую работу ГУОВ аудиторы СП возлагают на Минобороны. В 2011-2012 годах военное ведомство не подготовило необходимых документов на выделенные под строительство земельные участки. Отсутствие контроля со стороны заказчика, по данным проверяющих, привело к образованию у ГУОВ задолженности в сумме 6,42 млрд руб.— она появилась в результате действий субподрядчика организации "Стройимпульс СМУ-1", который предоставил третьим лицам займы на приобретение объектов недвижимости, находящихся в собственности "Оборонсервиса". Сейчас в отношении "Стройимпульса" инициирована процедура банкротства, а ряд сделок проверяют следственные органы (см. "Ъ" от 31 июля). Отметим, что председателем совета директоров ГУОВ в 2010 году стал Анатолий Сердюков, а начальник департамента имущественных отношений Евгения Васильева входила в совет директоров.

В ГУОВ с претензиями аудиторов согласны. "Наследие досталось непростое — мы это сразу поняли по результатам внутренней ревизии. На протяжении 2011-2012 годов большинство наших активов было продано, а имевшиеся производственные мощности передавались субподрядчикам для выполнения контрактов,— утверждает "Ъ" гендиректор "Оборонстроя" Тимур Иванов, занявший этот пост после прихода в Минобороны Сергея Шойгу.— Еще в апреле мы расторгли все договоры со "Стройимпульсом", а за счет юридических действий нам удалось вернуть более 2 млрд руб.". Субподряда в компании тоже стараются избегать: "Мы забрали к себе весь коллектив "Стройимпульса" вместе с производственной базой, чтобы самостоятельно выполнять заказы". Практика авансирования по исполнению работ в 80% и более, по его словам, будет прекращена.

При единовременном выделении большей части средств увеличивается риск их нецелевого использования исполнителем, отмечает высокопоставленный источник "Ъ" в Минобороны: "Мы теряем возможность контролировать ход строительства объектов". По его словам, в ведомстве планируется воссоздать специальную службу внутреннего контроля, которая проследит за распределением финансов при заключении госконтрактов.


3. Автомобилестроение.

 

Терра, 12 ноября 2013 г., АвтоВАЗ открыл промо-сайт, посвященный "Приоре"

АвтоВАЗ на своем корпоративном сайте впервые запустил новый сервис - промо-страницу priora.lada.ru. Потенциальные покупатели получили возможность «виртуально ознакомиться» с новинками автозавода еще до появления их у дилеров. Первой машиной, выставленной на подобное онлайн-обозрение, стала обновленная Lada Priora. Из ролика можно узнать, что на машине - также впервые в практике АвтоВАЗа - появилась опция круиз-контроля и ограничителя скорости. Отметим, промо-странички уже давно стали обычным явлением для зарубежных автопроизводителей. Напомним, АвтоВАЗ входит в крупнейшую общественную организацию страны - Союз Машиностроителей России.

 

4. Авиастроение.

 

Независимая газета, 13 ноября 2013 г., Лопасть с нервной системой \\ Лишь вертолет с адаптивным винтом сможет обогнать геликоптер

Ведущие вертолетостроительные державы, Россия и США, вступили в скрытую от неспециалистов технологическую гонку. На кону не только престиж отрасли, но и миллиарды, которые получит победитель этого соревнования, создавший вертолет нового поколения.

Основные открытия в вертолетостроении были сделаны 50–70 лет назад, а последние прорывные разработки внедрены еще в 70-х годах XX столетия. И хотя в самолетостроении отмечен бурный рост технологий, создатели вертолетов остановились и уже несколько десятилетий не могут преодолеть важный рубеж. Дело в том, что конструкторы всего мира не могут понять, как решить проблему лопасти несущего винта. 

Вертолетный винт – сложнейший агрегат. Но сегодня преодолеть рубеж скорости в 468,8 км/ч вертолету не позволяют энергетически затратная работа механизмов автомата перекоса, рулевых тяг, турбулентность от вращающихся лопастей и высокие перегрузки от центробежной силы. При достижении рубежной скорости вращающиеся крылья начинают тормозить вертолет, уводят его в жестокую вибрацию, что чревато отказами в управлении. 

Выходом из ситуации может стать применение адаптивного винта, то есть лопастей, способных менять конфигурацию своих аэродинамических оболочек. Набегающая лопасть получает максимально захватывающую воздушный поток поверхность, но в траектории ухода в обратное круговое движение поверхность лопасти принимает минимальную для сопротивления воздуху форму – это принцип адаптивного винта. 

Над проблемой создания такого винта сегодня работают несколько групп исследователей в США, России, Европе. Зарубежные разработчики – Eurocopter, Agusta – сосредоточили внимание на использовании механического закрылка как аналога самолетных решений на основе пьезокерамических мультипликаторов. Массачусетский технический университет в США, проведя наземные испытания, так и не сумел выйти на летные эксперименты. 

С 2010 года американское Агентство передовых оборонных разработок (DARPA) проводит исследования с участием компаний Boing, Сикорский, Bell-Boing. Заказчики предъявили разработчикам высокие требования: увеличить грузоподъемность на 30% по сравнению с классическими несущими винтами, понизить шумность на 50% и увеличить дальность полета на 40%. Уровень вибрации лопастей при вращении должен быть снижен на 90%. Руководитель проекта создания адаптивного винта Дэниэл Ньюмэн говорил: «Предстоит применить в новом винте много технологий, включая изменение угла атаки лопастей, их конфигурации, прочности и скорости вращения. Все эти параметры должны изменяться как перед взлетом, так и непосредственно в ходе полета – в зависимости от желаемого эффекта, например, увеличения скорости». 

Исследования по созданию адаптивной лопасти в СССР проводились в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) с 80-х годов прошлого века – их вели Геннадий Амерьянц, Михаил Головкин, Владимир Анимица, Вадим Еремин и другие специалисты. Они искали селективно-деформируемые конструкции, пытались модернизировать аэродинамические профили композитной лопасти, в идеале – профили могли бы самоадаптироваться в полете. Идут исследования и сейчас, ведь России важно не отстать от американских и европейских коллег.

Отечественные разработчики пришли к выводу, что применение механического способа изменения конфигурации лопасти не приводит к серьезным изменениям, выводящим «адаптивный винт» на новый уровень технологии. Очевидно, решение надо искать в изменении химических свойств новых полимерных материалов, используемых при создании адаптивного винта. 

По словам руководителя НИЦ «ИРТ» Николая Львова, Министерство промышленности и торговли РФ создало специальную рабочую группу для создания систем мониторинга авиационных конструкций. Перед промышленностью поставлена задача разработки авиационной техники с интегрированными внутри материала сенсорами – некого аналога нервной системы животных. Первый этап создания «адаптивного» крыла – разработка материала, обладающего обратной связью. 

Дополняя конструктивные решения инженеров-вертолетостроителей, в разработку включились химики и физики, исследующие процессы образования и модификации полимеров. Создаются гибридные материалы с уникальными механическими, оптическими, электрическими и магнитными свойствами. Кажется, еще один шаг – и жесткий материал поверхности лопасти начнет пульсировать и «перетекать» в нужную форму. Вертолет бесшумно полетит, становясь невидимым для противников, получит возможность головокружительных и непредсказуемых маневров, взлета и посадки, напоминающих полет птицы. 

Именно страна, нашедшая разгадку секрета «адаптивной» лопасти и открывшая способ управлением монолитной аэродинамической оболочкой, совершит прорыв и оставит за бортом вертолетную технику конкурентов. Пока же, по оценкам американских специалистов, конструктивные решения в этой области находятся на технологическом уровне, эквивалентном в авиастроении МиГ-21 или F-4 Phantom. 

Как бы там ни было, вектор развития ясен. В перспективе нас ждет господство механизмов, оснащенных сенсорикой и искусственным интеллектом, самообучающихся и приспосабливающихся к различным ситуациям и режимам эксплуатации. Это «золотые» врата шестого технологического уклада, за которыми – новые рынки на миллиарды долларов и престиж первопроходцев. Тем, кто опоздает войти в эти врата, грозит потеря реноме и клиентов.  

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль