Новости СоюзМаш России

11.11.2013

Информационный обзор прессы 11.11.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

11 ноября 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 8 ноября 2013 г., Госдума может изменить КоАП в рамках выполнения гособоронзаказа

А также по теме:

Терра:

В Кодекс об административных правонарушениях внесут поправки

Оружие России:

Союзмаш России нацелился на совершенствование сферы гособоронзаказа

Регионы России:

Союзмаш России нацелился на совершенствование сферы гособоронзаказа

 

Российская газета, 8 ноября 2013 г., Катаем и льем по-старинке \\ Металлургическая отрасль постепенно поднимается с колен. Однако она все еще находится в непростом положении. О том, благодаря каким мерам возможно преодолеть текущие проблемы и какую роль здесь играет машиностроение, "РГ" рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

 

Авиа­Порт.Ru, 8 ноября 2013 г., Представитель НПО "Сатурн" удостоен государственной награды

 

Авиа­Порт.Ru, 8 ноября 2013 г., В благотворительной акции "Ближе к Дальнему Востоку" приняли участие сотни людей

 

Портал машиностроения, 8 ноября 2013 г., Минтруда утвердило профстандарт, разработанный в УрФУ, одним из первых в стране

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 11 ноября 2013 г., От редакции: Сто лет до приказа

А также по теме:

Российская газета:

Берут в солдаты, но не на войну

 

Российская газета, 10 ноября 2013 г., Армию будут оснащать российским оружием \\ Давний спор о том, какое вооружение и боевая техника нужны Российской армии - лучшие, пускай и зарубежные, или исключительно российского производства,  - военные однозначно решают в пользу последнего.

 

Российская газета, 9 ноября 2013 г., Контрактник под расчет \\ Число уволенных солдат-профи завысили вдвое

 

Российская газета, 9 ноября 2013 г., Шойгу опроверг слухи о переходе на другую должность \\ Министр обороны Сергей Шойгу опроверг слухи о возможном назначении на пост вице-премьера, сообщает РИА Новости со ссылкой на интерью министра программе "Вести в субботу".

 

Российская газета, 11 ноября 2013 г., Десант в плюсе \\ В штат ВДВ добавили три новые бригады

 

Известия, 11 ноября 2013 г., Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль \\ На единственной в России базе стратегического ресурса осталось всего лишь 12 паровых локомотивов

 

 

3. Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ, 11 ноября 2013 г., Наступление электромобилей \\ Традиционный автопром взялся за освоение нового рынка

 

4. Авиастроение.

 

Известия, 11 ноября 2013 г., Модернизация Ту-160 снова откладывается \\ Возобновление производства двигателей и требования военных могут отложить работу над самолетом на 2019 год

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 8 ноября 2013 г., Госдума может изменить КоАП в рамках выполнения гособоронзаказа

На следующей неделе в Государственной Думе состоится заседание Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, в рамках которого эксперты и законодатели рассмотрят поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Они внесены первым заместителем председателя Комитета ГД по промышленности, первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым.

"Мы постоянно нацелены на совершенствование сферы гособоронзаказа и мои поправки в Административный кодекс по своей сути направлены как раз на это", - заявил, комментируя это событие, парламентарий Владимир Гутенев.

По его мнению, актуальность внесения этих изменений обусловлена вступлением в силу 1 января 2013 года ФЗ "О Государственном оборонном заказе". В нем установлен ряд обязательных норм, но, к сожалению не прописана ответственность госзаказчиков и головных исполнителей ГОЗ за нарушение госконтракта.

"Нами предлагается установить симметричную ответственность, распространяя ее не только на исполнителей, но и на заказчиков при исполнении государственных оборонных заказов, а также расширить ответственность за срыв госконтрактов и на более низкие ступени производственной цепи – комплектаторщиков и поставщиков", - сказал Владимир Гутенев. 

По его словам, многие предприятия, участвующие в исполнении гособоронзаказа, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда заказчик необоснованно менял сроки, условия поставки, а иной раз и технические характеристики, вносил очень серьезные изменения в проекты. Это самым негативным образом сказывалось на сроках и качестве исполнения, а значит и на рентабельности госконтракта.

Особо недопустимым следствием этого, считает депутат, является имеющие место срывы исполнения ГОЗ. "Поэтому, по нашему глубокому убеждению, необходимо ужесточать дисциплину в части выполнения гособоронзаказа как среди головников – крупнейших промышленных производственных предприятий, так и среди ведомств-заказчиков", - подчеркнул законодатель.

Вторая законодательная инициатива, отметил Владимир Гутенев, касается расширения ответственности по пирамиде производственной кооперации на исполнителей первого и второго уровня. Другими словами, законодательная поправка предусматривает меры финансовой и административной ответственности не только для головных исполнителей, но и для комплектаторщиков и поставщиков, по вине которых произошло нарушение сроков, качества или объемов поставок в рамках исполнения гособоронзаказа. "Мы считаем, что здесь должна быть солидарная ответственность с головным предприятием. Симметрично распространяя ответственность на исполнителей в производственной цепочке, мы повысим качество поставляемой продукции", - заметил депутат.

Кроме того, мы предлагаем изменения, заявил Владимир Гутенев, которые позволят исключить возможную предвзятость или недобросовестность надзирающих органов к руководству предприятий, нарушивших условия исполнения ГОЗ. В настоящее время законом не предусмотрены объемы нарушений. За нарушение условий контракта для должностных лиц установлены административные штрафы от 20 до 50 тыс. рублей, а повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.

"Мы же предлагаем ввести понятие повторного нарушения, повлекшего серьезные последствия, - разъясняет депутат, - но ведь бывают самые разные случаи: недопоставлен корабль, или допустим 10 гаек. Поскольку и гайки бывают по своей значимости сопоставимы с конечной продукцией, то невозможно прописать в законе стоимостное разграничение недопоставок и ответственности за каждый отдельный случай нереально".

Такой подход позволит защитить руководителей предприятий и вертикально интегрированных структур в тех случая, когда незначительный повод может послужить формальной причиной для лишения успешных и талантливых руководителей возможности возглавлять предприятие, заметил законодатель.

Владимир Гутенев также сказал, что не исключает возможность повторных экспертных слушаний в целях доработки законопроекта. Вместе с тем, заключил он, представители промышленных предприятий ждут принятия этих необходимых изменений в законодательстве, которые, безусловно, поспособствуют улучшению исполнению гособоронзаказа.

А также по теме:

Терра:

В Кодекс об административных правонарушениях внесут поправки

Оружие России:

Союзмаш России нацелился на совершенствование сферы гособоронзаказа

Регионы России:

Союзмаш России нацелился на совершенствование сферы гособоронзаказа

 

Российская газета, 8 ноября 2013 г., Катаем и льем по-старинке \\ Металлургическая отрасль постепенно поднимается с колен. Однако она все еще находится в непростом положении. О том, благодаря каким мерам возможно преодолеть текущие проблемы и какую роль здесь играет машиностроение, "РГ" рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Российская газета: Какое место занимает металлургия в отечественной экономике сегодня?

Владимир Гутенев: Металлургический комплекс, обеспечивая страну металлом и основными конструкционными материалами, исторически занимает ведущее место в экономике. Доля металлургии в ВВП составляет около 5%, в промышленном производстве - свыше 17%, экспорте - около 14%. Отрасль использует от общепромышленного уровня порядка 30% электроэнергии, 25% природного газа, до 10% нефти и нефтепродуктов, ее доля в грузовых железнодорожных перевозках - около 20%.

По масштабам производства в системе международной торговли металлом России занимает одно из ведущих мест, обеспечивая около 10% оборота в натуральном выражении. Металлургия, особенно черная (наряду с нефтегазодобывающей промышленностью) является одной из основных экспортноориентированных базовых отраслей российской экономики. Отрасль приносит 5% налоговых платежей в бюджет России.

РГ: Насколько машиностроительная отрасль зависит от качества металлургической промышленности?

ВГ: Машиностроение и металлургия входят в один сегмент смежных отраслей, являясь крупнейшими потребителями продукции друг друга.

Можно сказать, что именно машиностроительная отрасль генерирует основной вклад в развитие металлургии, потребляя до 40% ее общей продукции. К тому же все более перспективной сферой применения российских металлов, наряду с производством машин и оборудования, становится модернизация основных фондов машиностроительных предприятий.

Так что связь между этими отраслями самая тесная. Не случайно кризисное падение спроса на машиностроительную продукцию напрямую выразилось в падении объемов производства металлургических предприятий. Поэтому мы являемся естественными союзниками в решении общих для нас проблемных вопросов и вызовов. Мы тесно взаимодействуем с металлургами, а ряд компаний отрасли входят в состав Союза машиностроителей России.

РГ: Какие основные проблемы переживает отечественная металлургия сегодня?

ВГ: Одной из основных проблем, с которой сталкиваются металлургия, как, впрочем, и вся промышленность - это высокий износ оборудования (до 60-70%), причем не только физический, но и моральный. При этом объем обновления основных фондов, не достигает и 2% в год. Технологическая отсталость металлургии очевидна. Достаточно сказать, что и сегодня продолжается производство стали неэффективным мартеновским способом (18,5% от общего выпуска), а также использование устаревших агрегатов по прокатке слитков в заготовки (около 30% от выпуска стали).

Далее можно назвать повышенные, по сравнению с зарубежными предприятиями-аналогами, удельные расходы сырья, материальных и энергоресурсов на производство однотипных видов металлопродукции.

К этому следует добавить низкий уровень производительности труда, слабую восприимчивость предприятий к внедрению инноваций, недостаточную гармонизацию российских и зарубежных стандартов на металлопродукцию. Особое внимание хотел бы обратить на неразвитость сети малых и средних предприятий, производящих широкую номенклатуру металлоизделий в соответствии с требованиями рынка, особенно при реализации инновационных проектов в машиностроении.

Технологическая отсталость, высокая ресурсоемкость и низкая экологичность металлургического производства определяют низкую конкурентоспособность продукции. И то, что сегодня удается поддерживать приемлемую рентабельность отечественных металлургических компаний, обусловлено сравнительно дешевыми сырьем и энергоресурсами, низким затратами на оплату труда. В целом же можно констатировать, что возможность экстенсивного развития металлургии практически исчерпана и необходимо активно включать факторы интенсивного развития.

РГ: За счет каких мер, в том числе законодательных, возможно преодолеть существующие проблемы?

ВГ: Прежде всего необходимо увеличить темпы развития отечественного промышленного производства и благодаря этому существенно поднять спрос на металлургическую продукцию. Следует также продолжить реализацию программ реструктуризации производства и его технологического перевооружения. Это позволит избавиться от неэффективных мощностей, завершить выстраивание оптимальных вертикальных и горизонтальных структур внутри отрасли и преодолеть технологическое отставание.

Уверен, что результаты в виде увеличения производства конкурентоспособной металлопродукции, снижения издержек и негативного воздействия на окружающую среду, минимизации социальных проблем не замедлят сказаться. А это, в свою очередь, даст отрасли возможность укрепить свои позиции на внутреннем и мировом рынках.

Если же говорить о мерах законодательного характера, то в принципиальном плане представляется целесообразной разработка программы правового обеспечения предпринимательства в горно-металлургическом секторе экономики.

Дело в том, что многие проблемы отрасли носят комплексный характер. Среди них я бы назвал нарушение ранее действовавшего механизма воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургии, низкий уровень участия малого и среднего бизнеса, слабую инновационную активность отрасли, недостаточную гармонизацию российских и зарубежных стандартов на металлопродукцию и др. Исходя из этого, и следует предусмотреть разработку и принятие соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов.

РГ: А как можно повысить инновационный уровень отечественной металлургии?

ВГ: Металлургия относится к тем отраслям экономики, в которых преобладают так называемые процессные инновации. То есть такие инновационные технологии, которые обеспечивают в первую очередь снижение материальных затрат в производстве и конкурентоспособность продукции. Так что все меры и законодательные, и фискальные, и тарифные, и организационно-управленческие, производственно-технологические и др. должны быть направлены, прежде всего, на снижение ресурсоемкости производственно-технологической базы и повышение качества конечной продукции.

Стратегия повышения инновационного уровня отрасли, должна, на мой взгляд, оптимально совмещать наращивание отечественных высоких технологий с заимствованием или переносом зарубежных высокоэффективных технологий. Целью этой стратегии является придание в среднесрочной перспективе металлургическому комплексу принципиально нового технологического уровня. В его основе будет лежать интеграция процессов производства конструкционных материалов, процессов формообразования и обработки металлопродукции в рамках единой технологической схемы. Усовершенствуются технологии обогащения природного сырья, появятся принципиально новые продукты: смарт-материалы, композиты, биметаллы, материалы в метастабильном состоянии, продукты, полученные на основе поверхностной инженерии. Будет развиваться вторичная металлургия. Благо, вторсырья у нас предостаточно.

Учитывая активную деятельность минпромторга по поддержке отечественной металлургии, можно надеяться, что задача модернизации отрасли и ее перехода на инновационную траекторию развития будет решена.

РГ: Стоит ли привлекать малый бизнес в металлургическую промышленность?

ВГ: Роль малого бизнеса в рыночной экономике трудно переоценить. Именно он обеспечивает значительный объем производственных и товарных взаимосвязей для экономических субъектов как экономический посредник между крупными производителями и сферой потребления.

Особое место малый бизнес занимает в высокотехнологичной экономике в силу своей инновационной активности. Мировой опыт показывает, что инновационное развитие невозможно без ускоренного создания малых и средних наукоемких и сервисных производств, работающих в тесной кооперации с крупным бизнесом. Здесь генерируются новые идеи, внедряются передовые технологические и управленческие решения.

Поэтому привлечение малого бизнеса во все сектора экономики является актуальнейшей для России задачей. Не является исключением и металлургия. Хотя здесь доминируют крупные производства, есть место и для приложения возможностей малого бизнеса. Прежде всего - это сфера технологических разработок для большой металлургии, а также переработка лома черных и цветных металлов, разделка и подготовка его в качестве сырья для крупных металлургических производств.

В перспективе нашей экономике нужна развитая сеть малых и средних предприятий, производящих широкую номенклатуру металлоизделий. Это особенно важно для российского машиностроения в контексте реализации инновационных проектов.

Дословно

Владимир Путин, президент РФ:

Металлургический комплекс должен обеспечивать конкурентоспособность российской продукции на внешнем рынке за счет высокого качества и номенклатуры продукции, эффективной логистики, четкого соблюдения сроков и объемов продаж.

Кстати

До мирового финансового кризиса 2008 года российская металлургия испытывала подъем. Благоприятную конъюнктуру на мировом рынке создавала в основном стремительно развивающаяся промышленность Китая, которая потребляла только стали до 47,7% ее мирового производства. Кризис привел к резкому падению спроса на продукцию металлургии, произошел обвал цен, что вылилось к значительному сокращению производства

Досье

1966

Родился в Самарской области

1990

Окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт

2001-2009

Профессор кафедры управления социальными и экологическими системами Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

2007-2009

Референт генерального директора "Рособоронэкспорта"

2009 - н/в

Советник генерального директора ГК "Ростехнологии"

2010 - 2011

Председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ, член Общественного совета при МВД России, член Общественного совета при Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору РФ

2011

Избран депутатом Госдумы Российской Федерации

2012

Избран Президентом Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям"

 

Авиа­Порт.Ru, 8 ноября 2013 г., Представитель НПО "Сатурн" удостоен государственной награды

Указом президента Российской Федерации отмечен труд представителя ОАО "НПО "Сатурн". Почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" присвоено начальнику технологического бюро по литейному производству цеха №722 Курановой Ольге Борисовне. Вручение государственных наград РФ состоялось 7 ноября 2013 года, в Ярославском художественном музее. Вручил награды губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

Ольга Борисовна Куранова отметила, что событию приятно удивлена и гордится достойной оценкой своего труда: "Я более 30 лет служу своей профессии. Я развивалась одновременно с развитием своего участка. В 79-ом году это была маленькая "литейка", с двумя печками открытой плавки. Сегодня мы выросли, расширились и работаем на высокотехнологичном оборудовании. Мы творцы уникального продукта,  серийно производим лопатки монокристаллической структуры для двигателя SaM146. Своим опытом я делюсь с молодыми коллегами и всегда говорю о том, что не нужно гнаться за синей птицей, в любом деле цели добивается трудолюбивый и терпеливый. Почему я выбрала профессию литейщика? Знаете, один из моих учителей любил повторять строчку из стихотворения нашего земляка Льва Ошанина - "в мире нет прекрасней красоты, чем красота горячего металла". Это действительно завораживает".

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" -  двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, кораблей Военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.  Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Ярославское региональное отделение которой возглавляет управляющий директор ОАО "НПО "Сатурн" И. Н. Федоров.

ОАО "НПО "Сатурн" входит в состав ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" и является головным предприятием дивизиона "Двигатели для гражданской авиации" - бизнес-единицы ОДК - созданного 09.10.2012г.  на базе предприятий: ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "ПМЗ", ЗАО "Металлист-ПМ", ОАО "Энергетик-ПМ", ЗАО "РЭМОС-ПМ",  ЗАО "Моторсервис-ПМ", ЗАО "Железнодорожник-ПМ".

ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" - дочерняя компания ОАО "ОПК "Оборонпром". В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия - комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

ОАО "ОПК "Оборонпром" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в корпорацию "Ростех". Основные направления деятельности - вертолетостроение (холдинг "Вертолеты России"), двигателестроение (холдинг ОДК), другие активы.

Государственная корпорация "Ростехнологии" (Ростех) - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее  время сформировано 8 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2012 году составила 931 млрд рублей, чистая прибыль - 38,5 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 109 млрд рублей.

 

Авиа­Порт.Ru, 8 ноября 2013 г., В благотворительной акции "Ближе к Дальнему Востоку" приняли участие сотни людей

По предварительным подсчетам организаторов, в стартовавшей 10 октября благотворительной акции БЛИЖЕ к Дальнему Востоку, инициированной Свердловским региональным отделением Союза машиностроителей России и общественной благотворительной организацией "Российский Красный Крест", приняли участие свыше 500 человек.

Цели благотворительной акции по сбору гуманитарной помощи пострадавшим во время стихийного бедствия в регионах Дальнего Востока оказались достигнуты благодаря неравнодушию сотен работников промышленных предприятий и жителей Екатеринбурга. В организованных пунктах приема гуманитарной помощи были аккумулированы тонны вещей и оборудования, включая теплые зимние вещи, средства личной гигиены, посуду, генераторы и тепловые пушки. Наибольшую активность проявили работники Уральского оптико-механического завода, Уралмашзавода, завода № 9.

По словам организаторов, 24-тонный контейнер с гуманитарной помощью в ближайшее время будет адресно отправлен в отделение Российского Красного Креста в городе Благовещенске Еврейской автономной области для распространения среди жителей пострадавших от наводнения населенных пунктов.

За три недели удалось собрать огромный объем гуманитарной помощи, на одну сортировку и упаковку которой уйдет как минимум еще неделя. Как обещают организаторы, уже в ноябре весь груз уйдет по назначению.

Свердловское региональное отделение Союз машиностроителей России насчитывает более 3200 членов - сотрудников 25 предприятий ОПК и машиностроительного комплекса региона. При этом 34 предприятия входят в Общероссийское отраслевое объединение работодателей  СоюзМаш России. В их числе отраслевые лидеры отечественного машиностроения ОАО "ПО "УОМЗ", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", ОАО "ПО "УОМЗ", ООО "УМК "Пумори-СИЗ", ОАО "Уралмашзавод", ОАО "Уралтрансмаш", ОАО "Пневмостроймашина", ФКП "НТИИМ", ОАО "НПП "Старт", ОАО "Серовский механический завод" и другие. Возглавляет Свердловское региональное отделение Союза машиностроителей России Сергей Валерьевич Максин.

 

Портал машиностроения, 8 ноября 2013 г., Минтруда утвердило профстандарт, разработанный в УрФУ, одним из первых в стране

Проект профессионального стандарта "Слесарь-сборщик", разработанный Уральским федеральным университетом при сотрудничестве с Машиностроительным заводом имени М.И. Калинина рекомендован к утверждению в качестве национального стандарта. По решению экспертного совета министерства труда и социальной защиты он будет закреплен нормативно одним из первых в стране. 1 ноября презентация стандарта состоялась в Москве.

В течение двух месяцев разработкой стандарта занимался межотраслевой экспертно-методический центр Высшей инженерной школы университета при организационной поддержке Механико-машиностроительного института и Бизнес-школы УрФУ. Проект включает в себе требования к уровню квалификации, трудовым функциям рабочих на различных участках сборки.

Профстандарт прошел широкое обсуждение и экспертизу на машиностроительных и оборонных предприятиях России, расположенных в 7 регионах страны, получил отклики из 20 образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Активное участие в обсуждении приняли предприятия ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", а также предприятия, входящие в Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области и в Союз машиностроителей России.

Новый механизм модернизации комплекса отношений между сферами труда и образования, с одной стороны, будет использован службами управления персоналом предприятий для отбора квалифицированных работников, организации их обучения и аттестации, обеспечения профессионального роста, а также для разработки должностных инструкций и программ оценки квалификации рабочих, с другой — станет основой для подготовки рабочих и специалистов в образовательных организациях, для создания собственных образовательных стандартов университета, в том числе предполагающих обучение по программам прикладного бакалавриата.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 11 ноября 2013 г., От редакции: Сто лет до приказа

Россия сохранит один из рудиментов военного строительства конца ХIX — середины ХХ в., срочную службу в армии. По мнению министра обороны Сергея Шойгу, отечественные Вооруженные силы не могут обойтись без призыва в силу размеров страны. «Для того чтобы иметь исключительно профессиональную армию, мы имеем очень большую территорию. В случае угрозы мы должны иметь возможность мобилизоваться. А для того чтобы мобилизоваться, мы должны иметь мобилизационный ресурс», — сказал Шойгу в интервью телеканалу «Россия».

Речь здесь не только о способе комплектования армии, но и об идеологии. Утверждения министра о невозможности реагировать на вызовы безопасности России без мобилизации и призыва вызывают сомнения. Исход войн и крупных вооруженных конфликтов современности решается не столько сосредоточением живой силы и техники, сколько ударами высокоточного оружия, современными средствами управления и связи. Компактные профессиональные армии оказались на полях сражений существенно эффективнее масс призывников, если, конечно, исключить специфический опыт Израиля.

Малоэффективная с военной и стратегической точки зрения многочисленная армия может оказаться полезной по другим причинам. Сохранение призыва, даже с учетом создания отдельных спортивных и даже «научных» (!) рот, означает, что он будет действовать преимущественно как дополнительный налог на бедных. Вероятно, в верхах считают, что регулярные призывы дают возможность «правильной» идеологической обработки сотен тысяч молодых мужчин в духе патриотизма, как его понимает сейчас отечественный истеблишмент: противостояние с внешним миром и «внутренними врагами».

Наконец, постоянство призыва, поиск уклонистов и употребляемая при этом мобилизационная риторика помогают поддерживать в обществе синдром врага и осажденной крепости.

Последний по времени проект реформирования военной организации готовили эксперты Института им. Егора Гайдара, предлагавшие руководству страны довести реформу Вооруженных сил до логического завершения и сделать их более компактными и мобильными. Подготовленных резервистов, как показывает опыт многих отказавшихся от срочной службы развитых стран, можно готовить и по контракту, периодически вызывая их на сборы. Сохранение призыва и разговоры о мобилизации резервистов из числа срочников показывают, что российский генералитет готовится к повторению сценариев Великой Отечественной войны, а не к отражению вызовов террористических организаций или непредсказуемых режимов, для парирования которых нужны высокоточное оружие, компактные и мобильные ударные силы.

Нет большой надежды, что срочная служба (как сейчас в Израиле, Австрии или Швейцарии) станет социальным лифтом, позволяющим солдатам овладеть нужными на гражданке специальностями. Разговоры о дороговизне профессиональной армии выглядят странно: недавно Украина и Германия отказались от призыва, в том числе и по соображениям экономии бюджета.

А также по теме:

Российская газета:

Берут в солдаты, но не на войну

 

Российская газета, 10 ноября 2013 г., Армию будут оснащать российским оружием \\ Давний спор о том, какое вооружение и боевая техника нужны Российской армии - лучшие, пускай и зарубежные, или исключительно российского производства,  - военные однозначно решают в пользу последнего.

Дело здесь не только в стремлении генералов поддержать отечественный оборонно-промышленный комплекс. Армейское командование прекрасно понимает, что ни одна страна в мире не позволит, чтобы коммерческие интересы перевесили интересы безопасности государства. А потому, как бы ни расхваливали свою военную продукцию западные производители, арсенал, аналогичный тому, что поставляют в собственную армию, они никогда не выставят на  международные торги. Все самое лучшее по определению достается своим военным.  А на продажу идет то, что не так метко стреляет, хуже ездит, летает и плавает.

Но самое главное, что импортное оружие и техника могут таить в себе различные "сюрпризы".

- Вы видите скандалы последних месяцев, связанные с разного рода кибербезопасностью, разного рода контрольными "прослушками" миллионов граждан, глав государств. Сегодня техника достигла такого уровня, что абсолютно гарантировать, что в нужный момент это все не будет одним нажатием кнопки выключено, такой гарантии нет. Поэтому, конечно, мы будем опираться на наше, на отечественное, - так в эфире программы Первого канала "Воскресное время" прокомментировал ситуацию с закупками иностранного арсенала министр обороны Сергей Шойгу.

Тем не менее, от ранее заключенных зарубежных контрактов наши военные, скорее всего, не откажутся. Взять, к примеру, французские вертолетоносцы "Мистраль".  Вокруг их закупки для российского ВМФ в свое время было поломано немало копий.  Давать оценку этой сделке глава оборонного ведомства не стал. Лишь заметил, что "коней на переправе менять поздно" и добавил: "Здесь надо выполнить до конца контракт".

Что касается взаимоотношений военных с нашей оборонной промышленностью, то министру, в общем-то, понятны претензии, которые в последние годы генералы высказывали директорам предприятий и КБ.  Как-то характеризовать конкретные заводы и корпорации, работающие на армию, Шойгу отказался. Но заметил, что, когда год назад, возглавив Вооруженные силы, он начал разбираться в отношениях минобороны с ОПК, "было много неприятно неожиданного".

- Некоторые проблемы придется исправлять не один год,- сказал министр, имея в виду не только состояние оборонки, но и самой армии.  В то же время Шойгу считает, что сегодня Вооруженные силы уже стали другими, а внезапные проверки, которые там проводят, нужны "не начальству, не командирам, а нам самим".

 

Российская газета, 9 ноября 2013 г., Контрактник под расчет \\ Число уволенных солдат-профи завысили вдвое

Минобороны пришлось отражать информационный удар, нанесенный по программе профессионализации армии.

В "Независимой газете" написали, что этот проект трещит по швам из-за массового оттока военных профи. Издание утверждало, что только в нынешнем году Вооруженные силы потеряли каждого шестого контрактника - около 35 тысяч профессиональных солдат якобы не захотели продолжить свою армейскую биографию и сменили форму на гражданский костюм. Чтобы проверить, насколько опубликованные данные соответствуют действительности, корреспондент "РГ" позвонил начальнику управления пресс-службы и информации минобороны Игорю Конашенкову.

Материал в "Независимой газете" генерал, разумеется, читал. А указанную в публикации численность уволившихся контрактников и причины, по которым они якобы расстались с армией, назвал не имеющим ничего общего с действительностью. Чтобы не быть голословным, Конашенков предложил рассмотреть проблему, что называется, с цифрами в руках.

По данным минобороны, на 9 ноября ситуация по уволенным или уволившимся в этом году контрактникам выглядит следующим образом. Общая убыль из военного строя профессиональных солдат и сержантов составила 14977 человек. То есть два с лишним раза меньше, чем называет автор публикации. При этом "отставников" надо разделять по категориям - не все же они бросились на гражданку, разочаровавшись в военной службе. Статистика военных свидетельствует: за десять с лишним месяцев по собственному желанию или, отказавшись заключить новый контракт, погоны сняли 2837 человек. Еще 3142 контрактника уволились по достижению предельного возраста службы. Они закончили ее достойно и получили от минобороны причитающееся им бесплатное жилье. Особняком стоят армейские и флотские профи, не прошедшие аттестацию и уволенные как не соответствующим требованиям военной службы или не выполнившие условий контракта. Таких набралось 4255 человек. Наконец, по личным обстоятельствам, состоянию здоровья и другим причинам расстались с армией еще 4743 человека.  Если суммировать эти цифры, получаются те самые 14977 уволенных контрактников. Но, повторимся, никак не 35 тысяч.

- Хочу также напомнить, что в течение этого года в Вооруженные силы на контрактную службу приняли более 60 тысяч человек, которые сочли, что условия ее прохождения и предоставляемые там материальные и иные льготы достаточно привлекательны, - сказал Конашенков. - В настоящий момент службу по контракту в войсках проходят более 205 тысяч человек.

Он напомнил, что для создания относительно комфортных условий жизни контрактников во многих гарнизонах им выделяют служебное жилье. А в тех местах, где это по различным причинам невозможно, солдатам и сержантам-профи выплачивают компенсация за поднаем жилых помещений. Для повышения статуса таких военнослужащих, чтобы они даже внешне отличались от солдат-срочников, по решению министра обороны контрактникам вводят новую форму. Ткани, используемые при ее пошиве, будут такими же, как в офицерском комплекте. Кроме того, на форменном костюме рядовых и сержантов-профи появятся особые шевроны и нашивки.

 

Российская газета, 9 ноября 2013 г., Шойгу опроверг слухи о переходе на другую должность \\ Министр обороны Сергей Шойгу опроверг слухи о возможном назначении на пост вице-премьера, сообщает РИА Новости со ссылкой на интерью министра программе "Вести в субботу".

По словам Шойгу, у него не было таких "политических устремлений". "Речь идет не только о вице-премьере, там разные мысли, разные слухи, разные домыслы. Я бы хотел в связи с этим сказать следующее: у меня не было никогда каких-то таких политических устремлений", - сказал Шойгу. Ранее сообщалось о том, что Совет Федерации намерен предложить президенту Владимиру Путину повысить министра обороны Сергея Шойгу до первого вице-премьера.

Также Сергей Шойгу рассказал о работе в команде ПУтина. "Я достаточно давно работаю вместе с нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным, работаю под его руководством и горжусь этим. Горжусь тем, что являюсь членом его команды. В данном случае, министерство обороны - это поручение, и дай бог сил на выполнение этой работы. Ну, скажет завтра президент - надо пойти старшим егерем, ну об этом, конечно, можно только мечтать, ну пойду егерем, ну а что? Это, на мой взгляд, и является главным принципом командной работы", - сказал он.

 

Российская газета, 11 ноября 2013 г., Десант в плюсе \\ В штат ВДВ добавили три новые бригады

Новый учебный год, который стартует в армии 1 декабря, Воздушно-десантные войска встретят в значительно усиленном составе.

К пяти штатным соединениям ВДВ добавились еще три. 83-ю десантно-штурмовую бригаду, дислоцированную в Уссурийске, 11-ю десантно-штурмовую бригаду в Улан-Удэ и 56-ю бригаду в Камышине по указу президента России вывели из штата Сухопутных войск и передали в крылатую пехоту. Акты о приеме этих соединений уже подписал командующий ВДВ Владимир Шаманов. По его словам, в понедельник документы отправят в Генштаб, и к концу будущей недели все вопросы, связанные новым статусом бригад, будут улажены.

Чтобы понять, в каком состоянии находятся их вооружение, техника, средства десантирования, казарменный и жилищный фонд, в южном и дальневосточных десантных гарнизонах поработали специальные комиссии штаба ВДВ. На этой неделе Шаманов лично проинспектировал бригаду в Улан-Удэ и некоторыми своими наблюдениями затем поделился с журналистами.

- Я проехал места проведения занятий по боевой подготовке. Конечно, сказывается, что последние три с половиной года учебно-материальная база поддерживалась на энтузиазме и за счет спонсорских средств, которые были достаточно скудны. Поэтому надо переоснащать материальную базу бригады, чтобы она соответствовала современным требованиям, - сказал командующий.

Шаманов уточнил: перед тем, как доукомплектовывать соединение современными видами вооружения и техники, необходимо согласовать с Генштабом и командованием Восточного военного округа круг задач, которые этой бригаде теперь предстоит выполнять. Это же касается нового функционала и других десантных частей. К примеру, известно, что ВДВ будут готовить к применению как самостоятельную группировку войск. А с принятием в их состав трех бригад произойдет некоторое увеличение штатной численности десанта. "Это позволит нам активнее привлекать своих представителей, в том числе в Восточном военном округе - в Улан-Удэ и в Уссурийске", - заявил генерал.

После официального приема-передачи бригад воплотится в жизнь давняя мечта командующего крылатой пехотой - сосредоточить в одних руках все десантные части и соединения Российской армии. Напомним, что ранее Владимир Шаманов объяснил целесообразность такого шага необходимостью "иметь в одном кулаке, под единым управлением все воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения и части, которые в качестве мобильного резерва Верховного главнокомандования и основы войск оперативного реагирования действовали бы по единому оперативному плану в интересах обороны государства".

- Естественно, с переподчинением нам от Сухопутных войск этих трех бригад мы будем решать все вопросы их боевой подготовки, комплектования, всестороннего обеспечения и боевого применения по нашим планам, - заявил командующий.

Между тем, известно, по какому пути пойдет техническое перевооружение крылатой пехоты. В частности, в ее боевом парке хотят увеличить долю колесных машин. Стремительно стареющие гусеничные броневики в ряде подразделений могут заменить новыми колесными бронетранспортерами БТР-82, а для разведчиков ВДВ закупить бронеавтомобили "Тигр". Но прежде эту технику испытают в десантировании - тогда и примут окончательное решение. По словам Шаманова, нужно провести еще ряд согласований в рамках новой госпрограммы вооружений, для того, чтобы понять, какое количество техники будет выделено ВДВ. Все предлагаемые промышленностью новинки командующий предпочитает оценивать лично. Для этого он в ближайшие дни съездит на завод КАМАЗ в Набережных Челнах и посмотрит, что, в частности, делается в рамках опытно-конструкторских работ "Тайфун".

Если говорить о планах, стоит вспомнить еще об одном ожидаемом в ВДВ событии. В соответствии с утвержденной министром обороны концепцией развития Воздушно-десантных войск, до конца 2016 года в их составе сформируют еще одну отдельную десантно-штурмовую бригаду с местом дислокации в Воронеже. Вот что о ней рассказывал Шаманов:

- Соединение получит номер 345 в честь легендарного 345-го гвардейского Баграмского парашютно-десантного полка. Как и другие соединения наших войск, не считая 31-й Ульяновской бригады, эта бригада на 80 процентов будет укомплектована военнослужащими-контрактниками и на 20 процентов - срочниками, которые в основном будут служить в обеспечивающих подразделениях. О боевом составе бригады пока говорить преждевременно: он еще уточняется нами и Генеральным штабом. Но, даже судя по названию соединения, можно сказать, что помимо других боевых подразделений оно будет включать не менее двух десантно-штурмовых батальонов.

 

Известия, 11 ноября 2013 г., Минобороны отправляет стратегические паровозы в утиль \\ На единственной в России базе стратегического ресурса осталось всего лишь 12 паровых локомотивов

На единственно сохранившейся базе стратегического ресурса в Смоленской области под городом Рославль осталось всего 12 паровозов, и те вскоре могут отправиться в утиль. 

— Паровозы все уже гнилые, мы их распиливаем потихоньку, — рассказали «Известиям» в ФЛ «Ремонтное локомотивное депо Смоленск». — Официально этот стратегический объект назывался базой запаса железной дороги, но статус стратегического резерва потерял окончательно в 2004 году, когда было упразднено Министерство путей сообщения.

Все сохраненные паровозы, учитывая опыт Великой Отечественной войны, предназначались только для ЧС, потому что, как уверяют специалисты, паровоз — самая надежная техника для обеспечения воинских перевозок: случись война, он может работать автономно в отличие от электровоза, которому нужно электричество, а также его воду и пар можно использовать для хозяйственных нужд.

— Часть паровозов была зарезервирована за Ракетными войсками стратегического назначения в давние 70-е годы прошлого века, но для транспортировки ракет они не предназначались, — рассказал «Известиям» офицер-ракетчик из штаба РВСН. — Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) базировались только на тепловозах, а паровозы в случае необходимости могли использоваться лишь для подвоза технических материалов.

В 1956 году в СССР было принято решение прекратить строительство паровозов, однако угроза ядерной войны со стороны США спасла многотысячный парк паровозов по всей стране. Более того, всем действовавшим на тот момент паровозам был определен статус стратегического резерва. Десятки сверхсекретных железнодорожных объектов были разбросаны по всей стране. Например, на западных границах существовал особый резерв паровозов, переставленных на европейскую колею, а в связи с событиями в конце 1960-х годов на дальневосточных границах много паровозов было переведено и на колею Китая.

К настоящему времени стратегического резерва паровозов уже не существует. Открестились от паровозов на базе в Рославле даже в Главном управлении Железнодорожных войск МО РФ, заметив, что давно не занимаются «ретролокомотивами» и не готовят для них машинистов.

Специалисты по паровозам остались сегодня лишь в Московском депо имени Ильича и депо на станции Тихорецкая в Казани. В последнем сейчас реставрируется одна из паровых машин, которая будет работать на ретромаршрутах на одном из участков российских железных дорог.

— Конечно, было бы правильно оставить несколько баз, подобных той, что находится под Рославлем, укомплектовать их современными тепловозами, обучить специалистов. А паровозы надо раздать в музеи, жалко их резать на металл, это все же наша история, — заявил «Известиям» военный историк Илья Мощанский, отметив, что с военной точки зрения сохранять стратегический резерв паровозов не имеет смысла.

С ним согласен и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

— Не надо впадать в крайности, с таким же успехом мы могли бы сохранять противогазы для лошадей на случай атомной войны или каски времен Халхин-Гола. Очевидно, что время паровозов прошло, ведь их успешно заменяют тепловозы и другие современные средства передвижения, — считает он.

Содержание паровозов — не дешевое удовольствие. Чтобы сохранять паровую машину в рабочем состоянии, требуется порядка 300 тыс. рублей в год. Каждые три года паровоз проходит обследование, контрольную топку котлов, его нужно регулярно обслуживать и смазывать механизмы. При необходимости паровозы используют для отопления зданий при авариях на котельных, а также для съемок в кино.

Крест на паровозах в нашей стране окончательно поставили в январе 1991 года, когда по постановлению Совета министров большую их часть надлежало отправить в металлолом, а строго охраняемые объекты закрыть. База под Рославлем — единственная, которая сохранилась до сих пор. Она не обозначена ни на одной официальной карте, скрыта в лесном массиве, сюда ведет только одна железнодорожная ветка, которая за шлагбаумом расходится на несколько запасных путей.

Любители поиграть в геокешинг (поиск тайников, спрятанных другими участниками игры, с применением спутниковых навигационных систем. — «Известия») не раз отмечали, что заброшенная на вид база строго охраняется и фотосъемка там категорически запрещена.

— База, где стоят паровозы, до сих пор находится под круглосуточной охраной, ведь кроме них там стоят еще и электровозы, — пояснили в смоленском депо.

 


3. Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ, 11 ноября 2013 г., Наступление электромобилей \\ Традиционный автопром взялся за освоение нового рынка

Продажи электромобилей по всему миру стремительно растут. В 2012 году они более чем удвились, а в 2013-м рост ожидается еще более существенным. Компании, специализирующиеся на производстве электромобилей, активнее расширяют свою деятельность. В то же самое время на рынок электромобилей обратили самое пристальное внимание и производители традиционных автомобилей.

За электромобили взялись всерьез

На прошлой неделе альянс Renault-Nissan и Mitsubishi Motors подписали соглашение о совместной разработке технологий по производству электромобилей. Это одно из тех соглашений, с помощью которых традиционные производители используют рост популярности нового вида транспортных средств. Из апрельского отчета Международного энергетического агентства видно: продажи электромобилей в 2012 году за год выросли более чем вдвое — с 45 тыс. до 113 тыс. машин. Всего на конец 2012 года в мире было около 180 тыс. электромобилей. Согласно отчету EV Obsession, на конец сентября 2013 года их продажи в США выросли на 448% по сравнению с 2012 годом (с 6,1 тыс до 33,6 тыс).

Одним из наиболее известных производителей остается компания Tesla. В США с января по сентябрь 2013 года продажи выросли на 8056%. Конечно, это отражает и низкий уровень продаж годом ранее (160 против 13 050 электромобилей), но дело не только в эффекте низкой базы. В Норвегии в сентябре 2013 года впервые в мировой истории электромобиль стал самым продаваемым автомобилем: Tesla S занял первую строчку в проданных за месяц автомобилях с рыночной долей 5,1%. В 2013 году компания планирует продать около 21 тыс. Tesla S. На прошлой неделе компания отчиталась за третий квартал, зафиксировав меньшие, чем ожидалось, убытки — $38 млн (годом ранее — $110 млн), выручка составила $603 млн, а поставки достигли рекордного уровня — 5,5 тыс. (новая модель S). На четвертый квартал прогноз компании еще амбициознее — 6 тыс. машин. К 2015 году в Германии (второй для компании рынок после США) Tesla намерена продавать по 10 тыс. электромобилей в год.

Но превращение электромобиля в полноправного участника рынка — следствие не только активности специализированных компаний, как Tesla. Все большее число крупных автопроизводителей всерьез включается в производство. Самым массовым электромобилем остается Nissan Leaf — с 2010 года по сентябрь 2013 года было продано 83 тыс. таких электромобилей. Альянс Renault-Nissan сохраняет первое место среди их производителей — эксперты ожидают, что к концу 2013 года альянс продаст в общей сложности 140 тыс. машин.

В 2013 году многие компании представили новые модели, которые в ближайшем будущем поступят в продажу. В салоне во Франкфурте были представлены электромобили Volkswagen e-Up! (продажи должны начаться в Европе уже весной 2014 года) и Volkswagen e-Golf (электроверсия Golf, начало продаж — сентябрь 2015 года). Там же был представлен Audi A3 Sportback e-tron. Его продажи начнутся весной 2014 года. В 2014 году должны начаться продажи Mercedes-Benz B-Class Electric Drive и SLS AMG Electric Drive. В июле BMW показала свой первый электромобиль — компакт BMW i3, он начнет продаваться в ноябре. Как сообщают в компании, число заказов на i3 уже превысило ожидания и BMW рассматривает возможность увеличения производства.

По прогнозам главы Союза автопроизводителей Германии Матиаса Виссмана, немецкие компании уже к концу 2014 года представят 16 новых моделей электромобилей. В последние 3-4 года немецкие автопроизводители инвестировали в развитие альтернативных транспортных средств €12 млрд. По оценкам господина Виссмана, продажи электромобилей в Германии будут быстро расти и к 2015 году составят не менее 100 тыс. в год.

Снижение цен и господдержка

Несмотря на быстрый рост продаж, доля электромобилей до сих пор остается небольшой. По словам директора по исследованиям Navigant Research Джона Гартнера, продажи электромобилей и гибридов достигнут к 2020 году 3,3 млн штук в год, но это будет соответствовать лишь 3,3% мирового авторынка. Одним из ограничителей остаются цены. Однако решению этой проблемы способствует активный выход на рынок электромобилей крупных автопроизводителей. В сентябре Opel снизил цену на электромобиль Ampera на 17%, до €38,3 тыс. Цены на Nissan Leaf уже упали до $30 тыс. и по ожиданиям экспертов могут снизиться до $20 тыс. Renault Zoe, один из самых распространенных электромобилей, стоит €20,7 тыс. Большинство электромобилей, разрабатываемых автопроизводителями сейчас, также будут не очень дороги — так, Volkswagen e-Up! будет стоить около $37 тыс.

Еще одна проблема — неразвитость инфраструктуры. По данным IHS Automotive, в мире на конец 2012 года было 1,9 тыс. "быстрых" (от получаса до двух часов для полной зарядки) и 46 тыс. "медленных" (от 4 до 12 часов) зарядных станций. Но ситуация быстро меняется: по прогнозам IHS Automotive, число "быстрых" зарядных станций вырастет к 2020 году в 100 раз по сравнению с 2012 годом — с 1,9 тыс. до 199 тыс. До конца 2014 года Tesla рассчитывает покрыть сетью собственных зарядных станций основные магистрали США. "Наши "быстрые" заправки уже к концу марта 2014 года покроют половину Германии, а к концу 2014 года — и всю страну",— заявил в октябре директор Tesla Элон Маск в интервью газете Welt am Sonntag. В сентябре на конференции в Сан-Франциско более 50 компаний, в том числе Coca-Cola, Bank of America и AT&T, заявили о планах развивать инфраструктуру для электромобилей на своих предприятиях.

К электромобилям присматриваются и государственные власти. В нескольких десятках стран правительства создают условия для их распространения, предоставляя субсидии на покупку и налоговые льготы владельцам и создавая инфраструктуру. Одна из самых эффективных схем поддержки электромобилей разработана в Норвегии — популярность электромобилей здесь обусловлена не в последнюю очередь госсубсидиями, бесплатной парковкой, предоставляемыми правительством зарядными станциями, освобождением от ряда пошлин и налогов и возможностью пользоваться полосами для общественного транспорта. Это работает: по оценкам правительства Норвегии, в стране около 14,5 тыс. электромобилей — мировой максимум в пересчете на душу населения.

Китай поможет

Сегодня самые развитые рынки электромобилей — в западных странах. Но эксперты видят огромный потенциал для распространения электромобилей в КНР. Как заявил на Франкфуртском автосалоне 2013 года глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, будущее электромобилей зависит от Китая, где "находится 16 из 20 самых густонаселенных городов мира. Власти могут установить соответствующие правила, и потребители будут покупать электромобили",— сказал он.

Еще летом 2012 года КНР поставила перед своей промышленностью цель довести производство электромобилей и гибридов до 2 млн в год к 2020 году. В начале 2013 года китайская компания Wanxiang Group купила обанкротившегося производителя батарей A123 Systems. В 2015 году Nissan планирует вместе со своим китайским партнером — Dongfeng — начать производство электромобилей в КНР. Renault также готовится запустить собственное производство электромобилей в стране примерно в те же сроки. Как сообщил в интервью "Ъ" профессор швейцарской бизнес-школы IMD Говард Ю, одна из крупнейших китайских автокорпораций BYD подписала в 2013 году многомиллионный контракт на поставку в США 35 электроавтобусов, также она выиграла тендеры на их поставку в Нидерланды, Польшу и Канаду. Китай является и крупнейшим в мире производителем электровелосипедов (90% мирового рынка) — только в самой КННР их более 200 млн штук.

Скептические настроения

Впрочем, не все видят будущее электромобилей исключительно в радужном свете. Говард Ю считает, что "путь к массовому внедрению будет тернистым". "Так, например, в этом году о банкротстве объявила компания Better Place, которая занималась созданием инфраструктуры для электромобилей... У компании была многообещающая стратегия по созданию лизинговой модели, при которой водители могут просто платить ежемесячный взнос и иметь доступ к автоматическим станциям, где в течение нескольких минут можно заменить севшую батарею на новую",— рассказал он.

В конце сентября глава Toyota Такэси Утиямада заявил: "Причина, по которой Toyota не занимаемся серьезной разработкой чистого электромобиля, состоит в том, что мы не видим рынка, который мог бы его принять. Некоторые считают, что гибриды типа Prius (гибрид, который Toyota производит с 1997 года.— "Ъ") — это всего лишь мост в будущее. Но мы думаем, что это длинный и очень прочный мост".

Одним из важнейших преимуществ электромобилей перед обычными автомобилями считается экологичность. Но ряд специалистов указывает на то, что электромобили не отличаются в этом от других типов автомобилей. По мнению автора книги "Зеленая иллюзия" Оззи Цейнера, экологичность электромобилей кажущаяся — для их создания, зарядки и поддержания инфраструктуры используется не меньше топлива, в связи с чем они не сокращают выбросы в атмосферу (см. колонку).

 

4. Авиастроение.

 

Известия, 11 ноября 2013 г., Модернизация Ту-160 снова откладывается \\ Возобновление производства двигателей и требования военных могут отложить работу над самолетом на 2019 год

Модернизация 16 стратегических ракетоносцев Ту-160, окончание которой, по планам штаба ВВС, ожидалось в 2017 году, может затянутся на несколько лет. Пока нет определенности даже с тем, что именно будет заменено в самолетах. Кроме того, производители моторов НК-32 для боевых машин не могут договориться с Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) по вопросу финансирования.

Источник, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), сообщил, что работа по модернизации Ту-160 и возобновлению производственной линии их комплектующих находится «в той фазе, когда трудно определить сроки ее завершения».

— Сейчас идут окончательные фазы испытаний, завершаются опытно-конструкторские работы, — отмечает он. — Однако по срокам замены устаревших и более не выпускающихся частей оборудования самолета ясности нет, как и по их составу. Идет работа над определением облика модернизации, конкретные сроки будут определяться последующими договоренностями с заказчиками. А деньги на эту программу, безусловно, найдутся.

Источник добавил, что недавний полет двух Ту-160 в Латинскую Америку, наделавший шуму в мировых СМИ (Колумбия утверждала, что ракетоносцы без санкции пролетели над ее территорией) не был летной проверкой работы новых элементов самолета. 

— Полет Ту-160 в Венесуэлу не был никакими испытаниями, это был самый обычный плановый строевой вылет, — подчеркнул собеседник «Известий».

Большие сложности возникли с возобновлением производства важнейшей части самолета — турбореактивного двигателя НК-32. Завод ОАО «Кузнецов» до 2006 года производил индустриальные газотурбинные установки на базе двигателей НК-32, на предприятии сохранилось все необходимое оборудование. Однако треть работ при этом остается за ОАО «Металлист-Самара», с которым ОДК пока не удалось договориться.

Представитель ОДК сообщил «Известиям», что деньги на выполнение работ предполагалось передать «Металлист-Самара» в виде дополнительных акций. Их владельцем должен был выступить «Оборонпром», дочерней компанией которого является ОДК. «Металлист-Самара», по словам источника в ОДК, является единственным предприятием в составе корпорации, контрольный пакет акций которого находится в руках частных акционеров — совет директоров ОАО и отклонил предложенную схему финансирования.

— На восстановление производства 60% средств дает государство, 40% предприятие обязано привлечь само. «Металлист-Самара» не готово принять эти деньги в силу разных обстоятельств. Мы хотели внести дополнительную эмиссию акций в пользу «Оборонпрома», 23 октября должна была пройти эта процедура. Но совет директоров «Металлист Самара» это решение заблокировал. Со стороны государства деньги есть, но предприятие не готово их принять, — сообщил источник в ОДК.

Уставный капитал за счет внесения допэмиссий увеличился бы в сторону выкупающей стороны — «Оборонпрома», в результате доля частных вложений должна была уменьшится. Как считает представитель ОДК, руководство предприятие не готово пойти на такой шаг.

— Они хотят предложить другую схему, без вложения государственных денег в предприятие, мы ее сейчас обсуждаем. Сложность в том, что мы владеем только 25,6% акций, у нас не контрольный пакет акций. Частные акционеры и блокировали решение, — добавил представитель ОДК.

Если не удастся найти общий язык с «Металлистом», говорит источник, производство будет налажено на других предприятиях.

Это не так-то просто сделать. По словам исполнительного директора «Металлист-Самара» Юрия Елисеева, завод производит треть деталей двигателя и является после «Кузнецова» самым крупным получателем государственных средств.

— Мы делаем для двигателя не только камеру сгорания, а больше 30% установки, даже по весу. Это основная камера сгорания, форсажная камера сгорания и сопло. Договор между нами и ОАО «Кузнецов» еще не заключен, думаю, что он будет заключен в текущем году. А пока что финансирования нет, — сказал Юрий Елисеев.

Представитель ОАО «Кузнецов» рассказал, что у предприятия есть четкие обязательства, и даже отсутствие средств не является основанием для неисполнения заказа стратегической важности.

— Длительное время мы не получали финансирования, не было также контрактов с Минобороны — предприятие пыталось осуществлять этот проект в какой-то части за счет кредитов, привлеченных самостоятельно. Контракты на ремонт двигателей были заключены только в апреле-мае этого года, а финансирование пошло позднее, чем мы рассчитывали, — сообщил источник в ОАО «Кузнецов».

Также на «Кузнецов» сообщили, что двигатели пока не производятся, по обязательствам производство должно начаться с 2017 года, в 2016-м должен появится первый образец. У ОДК на этот счет, по-видимому, несколько иные планы: в официальном ответе «Известиям» компания сообщила, что испытательный стенд для двигателя уже готов.

«Конструкторская документация двигателя НК-32 2-го этапа Государственных испытаний имеет литеру О1 и прошла актуализацию в мае 2012 года, техническое условие на поставку изделий утверждено в августе 2013 года. В 2013 году также заканчивается подготовка проекта на реконструкцию испытательного стенда», — указано в ответе ОДК.

Сроки модернизации могут сдвинуться и с налаженной линией производства двигателей, считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

— По плану модернизация должна завершиться в 2017 году, но, по всей видимости, с самолетами будут работать и в 2018-м, и в 2019 году, — говорит он. — Производственные возможности, может быть, и позволяют модернизировать по 4–5 самолетов в год, но есть неснижаемое количество, которое должно быть в боеготовности. Кроме того, в этом участвуют десятки, а может, и сотни предприятий — им заранее нужно закупить материалы, подготовить персонал. Нельзя вот так: сегодня мы даем деньги, а завтра вы нам двигатель.

По мнению эксперта, не удастся избежать и сложностей с военными, особенно в свете стратегической важности самолета Ту-160.

— Согласно требованию наших ГОСТов военной продукции, при изменении конструкции требуется проводить цикл испытаний, необходимо получать документацию, чтобы иметь возможность запустить производство. Мало того что есть технологические трудности, существует определенный порядок разработки запуска производства и испытаний, который нельзя обойти, — это продукция военного назначения, там особенные требования к качеству и надежности, — отметил Мураховский.

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль