Новости СоюзМаш России

08.11.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Первые лица

Заместитель Министра обороны Юрий Борисов провел рабочее совещание, посвященное созданию авиационной техники и вооружения нового поколения

Министерство обороны РФ, 08.11.13

Главным командованием Военно-воздушных сил и предприятиями Минпромторга в рамках реализации мероприятий Государственной программы вооружения-2020 выполняется целый комплекс мер, направленных на обеспечение поддержания и эффективного развития авиационной техники и системы вооружения ВВС, сообщил в четверг заместитель Министра обороны Юрий Борисов на рабочем совещании в ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского".

"Основными приоритетами здесь следует считать создание авиационной техники и вооружения нового поколения", - пояснил замминистра. - Их отличительными особенностями должны стать сверхзвуковая скорость полета, высокая маневренность, большой радиус действия, значительная боевая нагрузка, малая заметность, возможность эффективных действий по поражению как воздушных целей, так и по круглосуточному и всепогодному поражению наземных объектов с применением высокоточного оружия".

Юрий Борисов отметил, что для этого, прежде всего, "необходимо сформировать нормативную базу ценообразования, позволяющую проводить обоснованную ценовую политику промышленностью и обеспечить прозрачность ее понимания заказчиком ВВСТ, обеспечить развитие критических и базовых промышленных технологий, позволяющих своевременно создавать перспективные образцы АТВ с заданными ТТХ, превосходящими мировые аналоги, проработать комплекс мероприятий по унификации и стандартизации элементов боевых авиационных комплексов, определиться с рациональным типажом не только АТВ и вооружения, но и основных систем и комплексов, проработать механизмы внедрения в практическую сферу современных способов информационной поддержки, моделирования и сопровождения жизненного цикла образцов АТВ".

Заместитель Министра обороны напомнил, что на данные цели предусмотрено выделение ассигнований в объеме порядка 4,5 трлн рублей, что составляет около 25% от объемов финансирования всей Программы вооружения. Основной объем (85%) этих средств запланировано направить на закупку новейшей авиационной техники и вооружения, что позволит к 2020 году довести долю современной техники в авиапарке Вооруженных Сил до 70% - именно такую задачу поставил Президент России.

Юрий Борисов подчеркнул, что военное ведомство делает все, чтобы создать для предприятий оборонной промышленности комфортные условия при выполнении заказов.

Он пояснил, что этому способствует осуществление серийных поставок авиационной техники по долгосрочным контрактам со сроком исполнения от 3 до 5 лет, разработка проектов по заключению госконтрактов на полный жизненный цикл отдельных образцов АТВ, увеличение загрузки оборонных предприятий заказами Минобороны вплоть до максимальной и выделение значительных средств на развитие их технологической и производственной базы.

"К сожалению, - констатировал Юрий Борисов, - по-прежнему не уделяется достаточное внимание вопросам стандартизации и унификации элементов боевых авиационных комплексов, отсутствуют отработанные конструктивно-технологические решения по созданию и серийному производству современных силовых установок, удовлетворяющих потребностям различных родов авиации, включая беспилотную".

По мнению замминистра, "основной задачей эффективного развития системы вооружения ВВС сегодня является принятие безошибочных, рациональных и согласованных решений при долгосрочном планировании, что позволит нашим ВВС успешно решать возложенные на них задачи как минимум в полувековой перспективе".

Особое внимание Юрий Борисов обратил на решение "по-прежнему не снятой, остро стоящей проблемы ценообразования".

"Требуется как можно быстрее усовершенствовать методическую базу прогноза цен на авиационную технику и вооружение на долгосрочный период времени и методики обоснования цен на НИОКР по созданию перспективных образцов и комплексов авиационной техники и вооружения. Не менее важным вопросом является при этом и оптимизация затрат в рамках полного жизненного цикла авиационной техники и вооружения. Необходимо на ранних стадиях проектирования анализировать и закладывать в проект такие решения, которые позволят снижать совокупную стоимость ремонта и обслуживания, а также других затрат на эксплуатацию", - заключил заместитель Министра обороны Юрий Борисов.

 

 

Аналитика

Евгений Матвеев

Разные мнения о российском вертолетостроении: нужно не поддерживать, а развивать

ato.ru, 08.11.13

Cообщения о выделении российскими властями средств на поддержку вертолетостроения вызвало в вертолетном сообществе неоднозначные комментарии. Мнения о ситуации в вертолетостроении расходятся: одни говорят, что "все хорошо", другие — "ничего нового".

Рассмотрим итоги работы холдинга "Вертолеты России" за 2012 г. На первый взгляд цифры впечатляют: поставки увеличились на 10,7% и достигли 290 вертолетов; выручка возросла на 21% и составила 125,749 млрд руб.; прибыль увеличилась на 35,2%, до 9,4 млрд руб. Портфель заказов (817 вертолетов по состоянию на 31 декабря 2012 г.) несколько подкачал — минус 4,9%. Выручка от услуг сервиса и послепродажного обслуживания за 2012 г. составила 18,4 млрд руб. (всего 14,6% от общей выручки). Основная статья доходов по-прежнему остается за поставкой вертолетов. При этом поставки увеличились на 10%, выручка на 21%, а прибыль на 35,2%. В целом прошедший год объявлен руководством "Вертолетов России" "еще одним годом уверенного роста и успешного достижения поставленных целей".

Серьезный вклад внесли экспортные контракты. Для информации: по данным американских аналитиков, стоимость вертолета Ми-17, закупаемого для афганской армии, за четыре года подпрыгнула почти вдвое — с 10,5 млн долл. в 2009 г. до 19 млн долл. в настоящее время.

Однако мнения по поводу этих численных показателей высказываются разные. В исследованиях рынка вооружений, проводимых Defense News, по итогам 2012 г. "Вертолеты России" поднялись благодаря росту выручки в сегменте военных вертолетов с 39-го места на 24-е. Однако другой журнал, Rotor & Wing, провел исследование достижений компаний-производителей (среди невоенных вертолетов) по категориям: послепродажное обслуживание (ППО), общие характеристики вертолетов, технологические инновации, прямые эксплуатационные расходы (ПЭР), техническое обслуживание, доступность запасных частей и техническая документация (ТД). В общем рейтинге наши вертолеты "Ми" и "Ка" оказались хуже всех, заняв последние 12-е и 13-е места. И хотя для объяснения этой ситуации существуют объективные причины, есть над чем серьезно задуматься. В трех, на мой взгляд, важнейших категориях — ПЭР, ППО и ТД — оценки не поднимались выше 33% из возможных 100%.

Рейтинговое агентство Moody’s Investors Service изменило прогноз "Вертолетов России" со стабильного на негативный, причем не только по корпоративному рейтингу (CFR), но и по рейтингу вероятности дефолта (PDR). Агентство Moody’s использует свои собственные методики расчетов, и негативный прогноз вызван изменением финансовых показателей "Вертолетов России" в 2012 г., в частности по объему кредитов.

А вот мнение одного из самых именитых экспертов вертолетного рынка, вице-президента аналитической компании Teal Group Corporation Ричарда Абулафии: "Холдинг "Вертолеты России", безусловно, весьма конкурентоспособен. Однако я немного опасаюсь слишком оптимистических ожиданий. С одной стороны, у правительства РФ длинный список грандиозных обещаний в аэрокосмической отрасли, неподкрепленных необходимыми ресурсами. С другой — на рынке есть и собственные наработки. Но заявления в духе "мы построим энное количество машин" — очень старомодный способ ведения бизнеса. Лучший подход заключается в усилении маркетинга и продаж".

"Вертолеты России" извлекают выгоду из наличия четырех мощных факторов:

Высокие цены на нефть и газ и связанный с ними спрос на вертолеты.

Высокий спрос на военный экспорт — в частности, в Индии и Китае.

Возобновление российских военных закупок по оборонному заказу.

Контракты США на переоснащение Вооруженных сил Афганистана и Ирака.

Только последний из этих факторов выглядит неустойчивым, первые три — весьма мощные, и их воздействие имеет все шансы на продолжение.

Тем не менее, несмотря на благоприятную конъюнктуру рынка вертолетов и гособоронзаказ, темпы роста продаж стали падать (в среднем по 1,5% в год). На диаграммах 1 и 2 видно, что поставки растут, а темпы их роста — снижаются. Если эта тенденция сохранится, через 10 лет рост станет нулевым. Причин замедления несколько: исчерпание советских заделов, проблемы с комплектующими, резкий рост числа малых серий, типов (вариантов оборудования), усложнение процесса разработки и сертификации летной годности, неповоротливость системы.

Наряду с замедлением темпов роста производство сохраняет крен в сторону военной продукции. Основой поставок, как и прежде, остается наш "бриллиант" Ми-8/17 — покупают в основном эти вертолеты, хотя и есть модельная линейка.

К сожалению, новые программы дальше опытных образцов все никак не продвинутся. Несмотря на многочисленные обещания, мы проиграли индийские тендеры (Ми-28Н и Ми-26), Ми-2М — не летает, Ми-34С1 — не летает. Новинки — Ми-38 с российскими двигателями, Ка-62 и Ми-171А2 — прибыли на МАКС-2013 на трейлерах. Учебные "Ансат" и Ка-226 до сих пор не приступили к исполнению своих прямых обязанностей: курсанты на них не летают.

У нас нет ни учебных, ни санитарных, ни офшорных  вертолетов, ни морских десантно-транспортных, нет ни своих двигателей (80% парка летает на двигателях "Мотор Сич"), ни редукторов; серьезные проблемы с комплектующими, подшипниками, рукавами… В то же время выступаем в роли спонсоров мероприятий по продвижению западных вертолетов (чего стоит гонка на приз КБ им. Миля без вертолетов Миля). Кругом трубят про многочисленные новшества, а о коммерческих характеристиках молчат. Сегодня покупателя интересует не Х-винт, а дальность полета и эксплуатационные расходы… В итоге вместо четкой линии поведения мы видим шараханье, вместо реальных действий — неисполненные обещания. Вывод неутешительный: отсутствие стратегии и провал тактики.

Разработчики, производители, управляющая компания боролись за статус "кто главный", но покупателю нужны качество и низкие расходы. А качество техники низкое, исправность низкая. По официальным данным "Ростеха", лишь 70% новых вертолетов пригодны для полетов, то есть почти каждый третий — непригоден! По неофициальным данным, еще хуже. Ресурсы тоже низкие. И в безопасности полетов мы шагнули назад. По данным ГосНИИ ГА, аварийность новых вертолетов типа Ми-8МТВ-1 (АМТ) по показателю налета на одно смертельное ранение в несколько раз хуже, чем старых, типа Ми-8Т. До сих пор нет итогов расследования декабрьской катастрофы 2011 г. гиганта Ми-26Т, когда вертолет развалился прямо в воздухе. Более десятка лет заслуженный летчик-испытатель, Герой СССР Николай Бездетнов пробивается с решением главной причины всех аварий и катастроф — потерей пространственной ориентировки. Не слышат или не хотят слышать…

Нужно признать, что ни громкие заявления, ни многочисленные решения и рекомендации, ни многомиллиардные бюджетные вливания не дают должной отдачи. Хотелось бы ошибиться, но мы разучились строить вертолеты. Тогда что поддерживать? Развивать нужно! По-новому учиться строить вертолеты, расширять подходы. Приведу два примера.

Первый. Вертолетостроение — шире, чем производство. А мы продолжаем жить по принципу "продал — забыл". В послепродажном обслуживании множество проблем. В головах нет понимания, что положение на рынке определяется качеством сервисного обслуживания. Увеличение типов вертолетов, "разнотипица" — мина замедленного действия. Экономия достигается не местоположением станции технического обслуживания и ремонта, а объемом работ. Увеличение количества типов вертолетов резко поднимает расходы на эксплуатацию. Сегодня Минобороны РФ ведет переговоры о приобретении вертолетов сразу с двумя производителями — Eurocopter (AS350/AS355) и AgustaWestland (AW139). Военное ведомство собирается закупать вертолеты ангарного хранения с дюймовыми резьбовыми соединениями и с разными идеологиями ТОиР. Выход один: для государственной авиации жестко ограничить число применяемых типов.

Второй пример. Ми-8/17 давно перерос границы рядовой программы. Вертолет шире рамок вертолетов России. Это вертолет мирового уровня, и он настолько тянет на себе остальных членов модельного ряда, что сам стал уступать в конкурентной борьбе. Выход, на мой взгляд, — выделить в отдельную программу (предприятие), возглавить которую должны известные и авторитетные личности. "Золотую жилу" нужно развивать и беречь, а не отдавать на откуп.

Что касается передовых итальянских технологий, собрано и облетано два вертолета № 60001 и № 60002, началась сборка седьмого № 60007. Накануне МАКСа появились сообщения, что первенец поставлен заказчику в июле, но церемонии передачи не было, да и вертолет так и стоит на предприятии. Поэтому говорить о качестве сборки и освоении технологий пока преждевременно. Пусть программа для начала залетает.

Но вернемся к поддержке. Чтобы поддерживать, нужны подпорки. Чтобы развивать, нужны механизмы развития. Я их называю механизмы "О": отбора кадров, обучения, оценки и общественного контроля. Измерять эффективность нужно не числом поставленных, а числом летающих вертолетов и их налетом. Вертолетостроение должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы вертолеты летали. Развивать — значит, отвечать за использование продукции по назначению. Тогда и железного ряда нелетающих вертолетов не будет, и курсанты начального обучения будут летать не на тяжелых Ми-8…

Если подвести некий итог, то начало второго десятилетия сложилось удачно. Вертолеты получили отсрочку и уникальный шанс для развития, который нельзя упустить. Мир все больше и больше погружается в вертолетную зависимость. Стремительно расширяются сферы применения, сила и глубина воздействия вертолетов на жизнедеятельность мирового сообщества нарастают, а в критических ситуациях они просто незаменимы. Перед вертолетостроителями стоит задача: быть вместе со временем.  

 

Финансовые новости

ОАО "ОАК" опубликовало бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 2013 года по стандартам РСБУ

ВПК новости, 8.11.13

ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" опубликовало неконсолидированную неаудированную бухгалтерскую отчетность за 9 месяцев 2013 года в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), сообщила пресс-служба корпорации.

Выручка ОАО "ОАК" в первом полугодии 2013 года составила 3,3 млрд руб. При этом, с учетом неритмичности признания доходов ОАО "ОАК" в течение года, вызванной спецификой поставки авиационной техники, подавляющая часть объема выручки планируется к признанию в четвертом квартале 2013 года: размер неконсолидированной выручки по итогам 2013 года ожидается на уровне 12,0-13,0 млрд руб. и должен превзойти уровень 2012 года.

За счет снижения удельной себестоимости на единицу выручки за отчетные 9 месяцев удалось повысить валовую рентабельность Общества с 3,0% до 7,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, удалось добиться снижения прочих расходов, в т.ч. за счет сокращения отрицательных курсовых разниц. Как результат, дельта прочих доходов/расходов увеличилась почти в 8 раз - до 2,3 млрд руб., что позволило обеспечить рост чистой прибыли более чем в 3 раза в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, достичь рентабельности по чистой прибыли на уровне более 41%, а также в сравнении с началом 2013 года снизить нераспределенный убыток ОАО "ОАК" на 51,2% - до 0,8 млрд руб.

Размер чистого долга ОАО "ОАК" за 9 месяцев 2013 года сократился более чем на 17% и составил 29,7 млрд руб., при этом отмечено снижение процентных расходов на 3%.

Комментируя финансовые итоги 9 месяцев 2013 года, вице-президент по экономике и финансам ОАО "ОАК" Владимир Чириков отметил, что "стабилизация финансового положения холдинговой компании является важнейшей задачей менеджмента, реализация которой позволяет выстраивать долгосрочную политику как в области управления собственным капиталом, так и в отношении дивидендных выплат".

Бухгалтерская отчетность ОАО "ОАК" за 9 месяцев 2013 года по РСБУ размещена на официальном сайте корпорации в разделе "Инвесторам и акционерам / Отчетность / Финансовая отчетность по РСБУ" и доступна по ссылке http://www.uacrussia.ru/ru/investors/reports/financial_reports/.

Краткая форма бухгалтерского баланса ОАО "ОАК" по состоянию на 30.06.2013 в соответствии с РСБУ опубликована в открытом доступе на главной странице сайте ОАО "ОАК".

Всеволод Инютин, Андрей Цветков

Александр Лебедев сгущает тучи над "полетом"

Коммерсантъ, 8.11.13

Известный бизнесмен не может разобраться в отношениях авиаперевозчика и налоговиков

Представители двух воронежских фирм, близких владельцу Национального резервного банка (НРБ) Александру Лебедеву, обратились к главе ФНС Михаилу Мишустину с жалобой на действия местных сотрудников службы. Они сообщают об "ошибочном" снятии с регистрации этих юрлиц налоговиками. Фирмы владеют двумя самолетами Ан-124-100 "Руслан", эксплуатируемыми авиакомпанией "Полет". Юрлица суммарно должны 2,7 млрд руб. НРБ, а их представители говорят о долге "Полета" перед ними на сумму около 250 млн руб. за лизинг машин. Сам бизнесмен считает, что налоговики "защищают авиакомпанию-банкрот". В управлении ФНС указывают на ошибки в документации обеих фирм.

О жалобах Михаилу Мишустину бизнесмен Александр Лебедев написал в своем Twitter: "Оказывается, теперь помимо учредителей и суда ликвидировать юрлица может и УФНС по Воронежской области! Новелла! Они не обращались в суд - просто ликвидировали компании. Направил жалобу господину Мишустину. Обратимся в прокуратуру с просьбой отменить незаконное решение и в УК РФ заглянем". Речь идет о двух юрлицах, зарегистрированных в Воронеже в августе нынешнего года - ООО "Технолизингстэйт" и ООО "Аэротраслизинг". По данным "СПАРК-Интерфакс", их владельцами являются соответственно Patroсk trading ltd и Canmio enterprises ltd (Британские Виргинские острова).

В обращениях фирм к Михаилу Мишустину (есть в распоряжении "Ъ"), подписанных Михаилом Преображенским и Петром Гущиным (указаны как руководители ООО), фактически констатируется, что компании участвовали в завершенной несколько недель назад схеме по обмену принадлежавших Александру Лебедеву 26% акций лизингового ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) на два Ан-124-100 "Руслан". Сделка проходила в несколько этапов - ИФК за 2,7 млрд руб. выкупила у бизнесмена собственные акции, а затем за эту же сумму продала самолеты воронежским ООО, взявшим для этого кредит в НРБ. У фирм оказалось по одному "Руслану", а также долг перед банком. Оба самолета эксплуатируются авиакомпанией "Полет" по заказу вооруженных сил Великобритании в интересах их контингента в Афганистане. "Сложно предположить, что англичане не платят "Полету" за оказанные услуги. Тем не менее авиакомпания с проблемами перечисляла лизинговые платежи ИФК и не перечисляет их этим фирмам. По приблизительным подсчетам, долг "Полета" перед ними составляет около $8 млн (примерно 250 млн руб. - "Ъ") и растет", - рассказал "Ъ" источник, близкий к владельцам воронежских юрлиц. Сам Александр Лебедев оценил ситуацию в своем Twitter: "Воронежские налоговики защищают компанию-банкрот ("Полет") от кредиторов и необходимости платить налоги".

Проблемы у фирм начались осенью, после того как они обратились в воронежское УФНС с заявкой на возврат около 400 млн руб. НДС с покупки "Русланов". Из их жалоб следует, что налоговики вернули компаниям учредительные документы и известили об отмене их регистрации "по решению вышестоящего налогового органа". В УФНС сослались на то, что представители обеих фирм предоставили "не имеющие юридической силы" документы, касающиеся лиц, которые вправе действовать от имени ООО без доверенности. Авторы письма настаивают на том, что это решение "ошибочно", и просят господина Мишустина его аннулировать.

Официальный представитель "Полета" Григорий Башкирев вчера отказался комментировать ситуацию. Гендиректор и основной владелец компании Анатолий Карпов не отвечал на звонки "Ъ". По словам источника, знакомого с деятельностью "Полета", "ФНС компанию никогда не защищала": "Наоборот, у нее постоянно возникали претензии, отбиваться от которых было непросто".

 Воронежские налоговики вчера настаивали на своей правоте. "Нами установлено, что представленные в инспекцию ФНС регистрационные документы содержат существенные дефекты и не позволяют четко установить волеизъявление учредителей обоих ООО", - сообщила Светлана Тыняная, замруководителя управления ФНС, курирующая вопросы возврата НДС.

Опрошенные "Ъ" юристы были осторожны в оценках. "Снять юрлицо с регистрации в большинстве случаев может только суд. Но есть исключения - если у фирмы отсутствует движение хотя бы по одному банковскому счету и если она в течение года не предоставляла отчетность. Возможно, налоговики применили одно из этих условий", - предположила адвокат Милена Мирошниченко. Она отметила, что ликвидация этих фирм "может стать ударом" для НРБ. "Если решение налоговиков "устоит", у банка появятся крупные проблемы с возвратом долга, в то время как у "Полета" образуются хорошие возможности не отдавать деньги. К тому же всем сторонам, очевидно, предстоит жесткая тяжба за самолеты. Определить наследников "умерших" фирм будет непросто", - считает госпожа Мирошниченко.

Также юристы высказали предположение, что причиной конфликта могла стать элементарная правовая ошибка представителей НРБ, на которую налоговики не могли не среагировать. Однако в таком случае "непонятно, почему документы не подали в налоговую повторно, не раздувая скандал до федерального руководства службы".

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

МВД России готово потратить 800 млн рублей на поддержанный SuperJet

ИА AmurMedia, 8.11.13

Полицейский авиаотряд "Ястреб" получит комфортный бизнес-самолет для перевозки бойцов к местам спецопераций

Хабаровск, 8 ноября, AmurMedia. Спецназ МВД покупает за 800 млн рублей подержанный самолет Superjet компании "Гражданские самолеты Сухого". Самолет заменит ЯК-40 для перевозки бойцов к местам спецопераций, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на "Известия".

В ближайшее время авиационный отряд специального назначения "Ястреб", который входит в Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД, пополнит свой парк подержанным самолетом бизнес-класса. На это выделено 800 млн рублей. В МВД поясняют, что скоростной суперджет будет использоваться для перевозки спецназа к местам проведения операций по всей стране и заменит древний и медлительный Як-40. Летом 2013 года МВД уже набрало летный состав для работы на самолетах Sukhoi Superjet 100. В компании "Гражданские самолеты Сухого", которая производит суперджеты, "Известиям" рассказали, что МВД купит один из самолетов из парка "Аэрофлота".

Согласно техническому заданию, спецназу МВД понадобился "гражданский пассажирский самолет транспортной категории с максимальным взлетным весом не более 45,88 тысяч кг". Самолет должен быть выпущен не ранее августа 2011 года в России и иметь все необходимые бюллетени, разрешительные документы, пройти техосмотры и обслуживание. Налет с начала эксплуатации не должен превышать 3,6 тысяч часов. Остаток ресурса - 5,4 тысяч часов, 3,5 тысяч полетов, семь лет. Фюзеляж самолета окрасят в два цвета: низ - синий, верх - белый.

В салоне должно быть 12 посадочных мест бизнес-класса и 75 - эконом. Что касается условий эксплуатации, то самолет может совершать полеты в условиях обледенения. На такой самолет МВД готово потратить 800 млн рублей. В качестве обоснования цены приводится стоимость продукции ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", которая выпускает Sukhoi Superjet 100. Примечательно, что все технические данные заказа, в том числе и вес самолета, в точности списаны с характеристик Sukhoi Superjet 100.

Самолет должен быть поставлен до 26 декабря 2013 года в расположение спецотряда "Ястреб" по адресу: Московская область, Щелково-7, проспект 60-летия Октября.

В МВД "Известиям" подтвердили, что планируется закупить именно Sukhoi Superjet.

- Новый суперджет стоит около 1,2 млрд, а таких денег у нас нет. Кроме того, производитель готов был поставить новую машину только в 2016 году, поэтому и было принято решение купить подержанный самолет, - рассказали "Известиям" в МВД.

Источник "Известий" в МВД рассказал, что Sukhoi Superjet заменит древний Як-40, который сейчас используется для перевозки отряда спецназа из Москвы к месту проведения операций.

- У Як-40 ресурс заканчивается в 2016 году, поэтому пришло время его менять. К тому же его скорость составляет около 500 км/ч, а в современных условиях бойцов нужно перебрасывать в нужный регион очень и очень быстро, - пояснил источник.

В МВД предполагают, что Sukhoi Superjet прослужит у них долго, потому что ежегодный "пробег" нынешнего Як-40 составляет всего 300 часов.

План развития "Домодедово" до 2023 года предполагает 200 млрд руб. инвестиций

AEX.RU, 8.11.13

"Мастер-план" развития аэропорта "Домодедово" до 2023 года предполагает 197,7 млрд руб. инвестиций в инфраструктурные объекты, из которых 111,9 млрд руб. должны быть направлены из бюджетов разного уровня, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на проект евробондов компании.

Согласно проекту, на аэропортовую инфраструктуру в период с 2013 по 2023 гг. из федерального бюджета необходимо направить 65,4 млрд руб. Так, на первую взлетно-посадочную полосу (ВПП) необходимо выделить всего 1,48 млрд руб., на вторую ВПП - 15,282 млрд руб. (в 2013 г. -2,6 млрд руб., в 2014 г.- 3 млрд руб., в 2015 - 3,86 млрд руб.и в 2016 г. - 5,772 млрд руб.), на строительство третьей ВПП необходимо 20,1 млрд руб. (в 2016 г. - 3 млрд руб., в 2017 г - 4 млрд руб. и 13,1 млрд руб. с 2018 по 2023 гг.) Еще 28,59 млрд руб. потребуется на реконструкцию второй летной зоны, реконструкцию и строительство перронов.

На строительство подъездных автомобильных дорог со стороны государства потребуется 24,752 млрд руб. Наиболее крупные проекты - подъездная дорога от трассы М4 "Дон", стоимость - 13,9 млрд руб., транспортная развязка пересечения МКАД и Каширского шоссе - 6,171 млрд руб. и реконструкция и строительство дороги "Подольск - Домодедово объезд Раменское" - 2,175 млрд руб.

На развитие железнодорожного сообщения из федерального бюджета требуется 21,778 млрд руб. На четвертый главный путь от Павелецкого вокзала до аэропорта необходимо направить 20,940 млрд руб. (в 2015 г. - 5,540 млрд руб., в 2016 г. - 7,9 млрд руб. и в 2017 г. - 7,5 млрд руб.). На второй главный путь между станциями "Домодедово"-"Авиационная"-"Аэропорт" требуется выделить 838,6 млн руб. в 2013 г.

Общий объем инвестиций в инфраструктуру со стороны "Домодедово" может составить 62,4 млрд руб. (согласно графику в 2013 голду будет выделено 11,2 млрд руб., в 2014 г. - 11,8 млрд руб., в 2015 г. - 10,48 млрд руб., 2016 г. - 10,57 млрд руб., 2017 г. - 5,35 млрд руб. и с 2018 по 2023 гг. - 13,693 млрд руб.) На расширение и оснащение терминальных площадей (терминалы Т1, Т2, Т3 и сателлит) компания направит в период с 2013 по 2023 гг. 47,188 млрд руб. Расширение грузового терминала обойдется в 2,256 млрд руб. На строительство парковок потребуется еще 2,4 млрд руб.

Дополнительно 23,4 млрд руб. будут привлечены от сторонних организаций и фондов. Так, инвестиции сторонних организаций и фондов на строительство шести многофункциональных офисных зданий потребуются в объеме 6,1 млрд руб., на Cargo Village - 3,5 млрд руб., на строительство отеля рядом с пассажирским терминалом - 1,8 млрд руб., на ангар для технического обслуживания и ремонта воздушных судов - 2,6 млрд руб.

Неземные удобства

Бюджетные авиакомпании стали брать с пассажиров плату даже за посещение туалета

Российская газета, 08.11.13

На длительных рейсах бюджетные авиакомпании за рубежом планируют брать плату за поход в туалет с пассажиров на борту. Такой ход некоторые лоукостеры, то есть компании, предлагающие дешевые авиабилеты, использовали и раньше. Но прежде их было немного. Теперь тенденция, что называется, набирает обороты.

Есть ли такие же планы у российских перевозчиков и дадут ли им разрешение на это отечественные авиавласти? "РГ" узнала об этом в минтрансе. Источник в ведомстве отметил, что планов по внесению изменений в законодательство, которое бы позволило снизить стоимость билета, в том числе и за пользование туалетной кабинкой на борту, нет.

Хотя, надо признать, самим перевозчикам услуга обходится в копеечку. Ведь она не регулируется государством в отличие от услуги взлета-посадки. Здесь цена рыночная, ее диктуют компании, которые на этом специализируются. Но важно, чтобы при этом не было монополии, считают в минтрансе. Вообще же при подготовке судов к полету цена примерно на 50 услуг не регулируется государством, в том числе и на уборку самолета.

Пока пассажиры российских авиакомпаний находятся вообще в более привилегированном положении. Но вскоре у нас тоже грядут изменения. Так, например, сейчас перевозчики не вправе брать деньги за воду, ручную кладь или багаж. Исключение составляют лишь те случаи, когда вес багажа превышает определенную планку, которую компании устанавливают самостоятельно. В остальных случаях брать дополнительные деньги с пассажира законодательство не позволяет. Так же, как и продавать невозвратные билеты.

В России уже обсуждаются поправки в законодательство, по которым ряд услуг на борту станут платными

А вот некоторые услуги платны у нас и сейчас. Скажем, дополнительно надо платить на борту за возможность доступа в Интернет. Такая услуга, кстати, есть не на всех рейсах. В основном она существует у крупных перевозчиков на дальних маршрутах. Причем тарифы кусаются. Чтобы посмотреть почту и написать пару постов в Сети, нужно заплатить сумму не меньше, чем стоимость месячного безлимитного доступа в Интернет на земле. На ряде бортов предлагают за дополнительную плату также аренду гаджетов для просмотра фильмов или прослушивания музыки.

Но уже сейчас рассматриваются поправки в законодательство в Госдуме, которые позволят без оглядки на возможные судебные иски брать деньги за ручную кладь и одно место багажа. Кроме того, за отдельную плату разрешат предлагать сок, чай, другие напитки. Впрочем, стакан воды, чтобы запить лекарство, все равно принесут бесплатно, успокаивают представители авиабизнеса. А вот алкоголь многие авиакомпании перестали предлагать пассажирам как за деньги, так и бесплатно, чтобы снизить вероятность дебошей на борту. Исключение может быть сделано для пассажиров бизнес-класса. Но и цена их перелета в два раза выше, чем в экономе.

Сейчас практически на всех рейсах у отечественных компаний можно рассчитывать на бесплатный "перекус". Если же поправки вступят в силу, то надо будет внимательно смотреть, входит ли обед в стоимость билета.

Есть и другие особенности у лоукостеров. В бюджетных самолетах бизнес-мест обычно не делают. А кресла ставят как можно плотнее, чтобы обеспечить максимальную загрузку. Но вот билет на место, где пространство для ног больше, в таком самолете будет дороже. При покупке билета цена еще может зависеть также от расположения места на борту. У наших перевозчиков - во всяком случае, пока - такая градация выражена в меньшей степени. И если есть свободные места, то обычно можно попросить разрешения пересесть на более комфортное место. Например, из хвоста самолета, от туалета, из прохода ближе к середине салона. И деньги за это никто не попросит, если это место не в бизнес-классе. Иностранные перевозчики же не идут на это либо просят доплатить за билет.

Справка "РГ"

Бюджетные авиакомпании появились в прошлом веке в США. В основе этой модели - высокая производительность труда и сведение к минимуму расходов авиакомпаний. Это достигается, например, за счет максимальной эксплуатации моделей одних и тех же самолетов. Используется продажа билетов через Интернет, и только на прямые рейсы (нет расходов на содержание офисов и дополнительный штат сотрудников по продаже билетов). Также происходит сокращение обслуживающего персонала за счет выполнения части работ (по уборке салона, регистрации на рейс) членами экипажа.

 

 

БПЛА

Олег Владыкин

Беспилотники массово поступают в российскую армию

Российский ОПК наверстывает отставание от других государств

Независимое военое обозрение, 08.11.13

Серийные поставки беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения осуществляются сейчас в разведывательные подразделения. Сообщивший об этом представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Сухопутным войскам майор Антон Гончаров рассказал, что в настоящее время ведется работа по переводу подразделений разведки на перспективную организационно-штатную структуру. В общевойсковых соединениях формируются роты беспилотной авиации, которые предусмотрено оснастить современными комплексами с БЛА различной дальности действия – «Орлан», «Элерон», «Тахион», принятые на вооружение и проходящие войсковую эксплуатацию. Ведется оснащение разведки Сухопутных войск и другими современными техническими средствами – «Фара-ВР», «Соболятник-О», «Секстан», «Стрелец».

Российский ОПК сейчас интенсивно наверстывает отставание от ведущих в военном отношении государств по развитию боевой беспилотной авиации. Помимо ряда созданных уже образцов военных БЛА активно ведутся разработки новых аппаратов. Так, в минувший вторник по каналам информагентств прошло сообщение о 10-килограммовом беспилотнике К-7, преодолевшем в ходе первого этапа испытаний рекордное для своего класса расстояние 2232 км. Полет проходил на скорости примерно 100 км/ч. По сведениям «НВО», целью создания К-7 является достижение максимальной продолжительности полета БЛА – не менее 32 часов. На этом аппарате применена новая аэродинамическая схема и нестандартный аэродинамический подход к созданию аппарата именно для решения задачи длительного нахождения в воздухе. Сейчас проект находится на стадии предварительных испытаний и подготовки к серийному производству. Завершить испытания К-7 планируется в мае-июне 2014 года. Ведутся и другие разработки по созданию мощнейших беспилотных разведывательно-ударных комплексов.

 

 

Международные новости и сотрудничество

Четыре российских вертолета Ми-35 прибыли в Ирак

РИА "Новости", 08.11.13

Первые четыре российских вертолета Ми-35 прибыли в ночь на пятницу в иракский порт Умм Каср, говорится на официальной странице премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в сети Facebook. Здесь же размещена фотография поставленных российских вертолетов.

Ранее министр обороны Ирака Саадун ад-Долейми заявил, что оружие для поставленных в ночь на пятницу вертолетов прибыло в Ирак еще несколько месяцев назад.

Как сообщил РИА Новости один из руководителей правящей фракции Нури аль-Малики в парламенте Ирака Аббас аль-Баяти, страна также ожидает поставки остальных вертолетов по крупному оборонному контракту между Москвой и Багдадом (порядка сорока машин Ми-35 и Ми-28НЭ) до конца текущего года.

Ирак рассчитывает использовать российские вертолеты для охраны границ и борьбы с террористами на иракской территории.

Пакетное соглашение по линии военно-технического сотрудничества на 4,3 миллиарда долларов РФ и Ирак заключили в 2012 году.

Янина Соколовская

С полигона НИТКА в Крыму уходит российская палубная авиация

Этот уникальный военный объект Украина планирует передать в аренду Китаю или Индии

Известия, 08.11.13

Крымский полигон НИТКА, который Украина сдавала в аренду России, теперь будет, как ожидается, использовать Китай. Рассматривается также вариант аренды Индией.
Для этих стран сейчас важно начать ускоренную подготовку летного состава палубной авиации. В сентябре 2012 года военный флот Китая пополнился авианосцем "Ляонин" (известен до этого как "Варяг"). Он был куплен китайцами всего за $20 млн у Украины с целью организации плавучего центра развлечений, отбуксирован в Поднебесную и достроен как авианосец. 16 ноября российская сторона передаст индийским ВМС авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", который получил у индийских военных новое название "Викрамадитья". Официальная церемония пройдет на северодвинском предприятии "Севмаш".
Россия от этого объекта отказалась. Законопроект, позволяющий сменить арендатора, уже находится в Верховной раде, его изучает комитет по обороне.
Сменить арендатора можно только с согласия парламента, так как сама аренда была разрешена Соглашением об украинско-российском использовании объекта НИТКА. Оно было подписано в феврале 1997 года и предварило Большой украинско-российский договор о дружбе и сотрудничестве, который завизировали в мае 1997-го.
Замминистра обороны Украины Владимир Можаровский заявляет, что должен быть законодательно расширен и перечень самолетов, которые могут взлетать с этого полигона. До сих пор, кроме украинской авиатехники, соглашением были предусмотрены только российские СУ. Теперь же новый список должен соответствовать запросам арендаторов - хоть китайцев, хоть индийцев.
Как сообщили "Известиям" в украинском оборонном ведомстве, недовольства со стороны России не предвидится. Дело в том, что РФ официально объявила Киеву, что НИТКА не будет использоваться для нужд ВМФ РФ с 2014 года, а российских летчиков станут готовить в Ейске.
История объекта НИТКА, название которого расшифровывается как "наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", началась в 1980 году. Он был построен под крымским курортом Саки, при аэродроме Новофедоровка. Тут отрабатывались взлеты и посадки самолетов на авианосец, потому и сам комплекс внешне похож на палубу. В 2008-м, во время обострения событий в Грузии, тогдашний украинский президент Виктор Ющенко временно запретил использование этого объекта. В итоге Россия активизировала строительство базы в Ейске.
МИД Украины заявляет, что решение России не стало для него неожиданностью.
- О своем намерении россияне сообщили два месяца назад, во время заседания подкомитета по безопасности украинско-российской межгоскомиссии, - говорит директор департамента информационной политики украинского внешнеполитического ведомства Евгений Перебийнис.
Крым финансово не пострадает от потери российской аренды - плата шла напрямую в Минобороны Украины. Там же говорят, что россияне рассчитывались не деньгами, а бартером - запчастями к самолетам. Так возмещали около $700 тыс. в год, столько же стоит содержание самого полигона. Но со второй половины 2012-го оплату решили поднять до $2 млн в год - и с 2014-го лишились арендатора.
- Произошедшее вряд ли можно назвать давлением России на Украину. Скорее это экономическая целесообразность и намек на то, что рано или поздно российский флот покинет Севастопольскую бухту, и тогда придется искать и для них нового арендатора, - считает украинский политолог Антон Финько.
В период охлаждения украинско-российских отношений многие украинские политики называют Китай новым рынком и панацеей для Украины. По словам главы Совета министров Крыма Анатолия Могилева, продукция, для которой закроется российский рынок, будет востребована именно в Китае. Видимо, к этой "группе товаров" в Крыму отнесли и полигон.

Елена Казакова

Гиперзвуковой SR-72 долетит до любой точки планеты за час

Гиперзвуковое воздушное судно в настоящее время разрабатывается аэрокосмическим гигантом, корпорацией Lockheed Martin

Гудок, 8.11.13

Получивший название SR-72 беспилотник называют модифицированной моделью предыдущей разработки Lockheed Martin - двухместного, двухмоторного сверхзвукового самолета SR-71 "Черный дрозд", который создавались еще в далеких 1960-х годах. Авторами новинки стали работники исследовательской программы Skunk Works, которые кстати, спроектировали в свое время и аппарат SR-71, и даже знаменитый высотный самолет-разведчик U-2.

Как отмечают сами изобретатели, SR-72 сможет развивать скорость, которая в два раза превышает максимальную скорость своего предшественника и в три раза превосходит ту, что способны развить современные истребители. Они обещают, что аппарат SR-72 сумеет разогнаться до 6 чисел Маха, то есть - полетит в 6 раз быстрее звука, что соответствует 5600 километрам в час.

По информации работников корпорации Lockheed Martin, для того, чтобы закончить прототип, который ориентировочно будет представлен общественности в 2018-2019 годах, инженеры используют уже существующие технологии, что позволит существенно уменьшить затраты на конструирование. "Гиперзвуковой самолет SR-72 долетит до любой точки на планете в течение часа, что очень важно для военных, - подчеркнул руководитель проекта Брэд Лиланд. - Гиперзвуковые летательные аппараты полностью изменят правила игры". По его словам, если прототип нового самолета удастся произвести на свет уже в 2018 году, то полностью готовые к эксплуатации SR-72 начнут бороздить небесные просторы к 2030 году.

Если говорить о начинке, то SR-72 оборудуют двухфазной двигательной установкой, которая станет использовать основную турбину для разгона до скорости, которая соответствует 3 Махам. Вместе с компанией Aerojet Rocketdyne (производителем ракетных двигателей) опытнейшие инженеры из Lockheed Martin трудятся над объединением турбины со сверхзвуковым прямоточным бескомпрессорным воздушно-реактивным двигателем. Это нужно для того, чтобы самолет научился мгновенно разгоняться до скорости в 6 Махов. При этом в настоящий момент разработчики из Skunk Works заняты поисками таких технологий, которые позволят их детищу переходить на гиперзвуковую скорость и не потребуют при этом крупных дополнительных затрат.

Создателями  SR-72 отмечается, что разработка прототипа станет основываться на предыдущих экспериментальных программах корпорации по исследованию гиперзвуковых скоростей. В качестве образца инженеры обещают взять не только технологии "Черного дрозда", но и экспериментального летательного аппарата HTV-2, того самого, который разрабатывали в рамках проекта DARPA Falcon Project. Кто не помнит, отметим, что два года назад беспилотник HTV-2 разогнался до 20 Махов, контролировал себя на протяжении 3-х минут, а потом рухнул в Тихий океан. Температура его поверхности раскалилась до 1930 градусов по Цельсию. Это выше температуры плавления стали.

Кстати, предшественник SR-72 - "Черный дрозд" SR-71 может разгоняться только до скорости, соответствующей 3,3 числа Маха, то есть примерно до 3540 километров в час, поднимаясь для этого на высоту 24400 метра над уровнем моря. Первый тестовый полет этого воздушного судна осуществили еще в 1964 году, после чего в нем успешно летали сотни летчиков ВВС США плоть до 1998 года. Это воздушное судно могло обогнать потенциально опасные объекты во время разведывательных миссий, такие, например, как ракеты класса "земля-воздух". Подчеркнем, что все преимущества легендарных "Черных дроздов" разработчики нового SR-72 обещают сохранить, но, по словам работников компании, гиперзвуковые самолеты будущего станут станут намного мощнее, эффективнее и главное - экономичнее.

Конструкторское бюро "Сухой" сконструирует самоуправляемый ударный истребитель шестого поколения к 2018 году. Предполагается, что вес новой машины будет около 20 тонн. Самолет будет создан на базе технических решений истребителя Т-50, который относится к пятому поколению российских военных самолетов. Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. При этом пилотирование аппарата должно быть опциональным. Истребитель должен уметь свободно действовать в зонах с полным или частичным запрещением или ограничением маневров. Скорее всего, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость.

 

Разное

Представитель НПО "Сатурн" удостоен государственной награды

НПО "Сатурн", 08.11.13

казом президента Российской Федерации отмечен труд представителя ОАО "НПО "Сатурн". Почетное звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" присвоено начальнику технологического бюро по литейному производству цеха №722 Курановой Ольге Борисовне. Вручение государственных наград РФ состоялось 7 ноября 2013 года, в Ярославском художественном музее. Вручил награды губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

Ольга Борисовна Куранова отметила, что событию приятно удивлена и гордится достойной оценкой своего труда: "Я более 30 лет служу своей профессии. Я развивалась одновременно с развитием своего участка. В 79-ом году это была маленькая "литейка", с двумя печками открытой плавки. Сегодня мы выросли, расширились и работаем на высокотехнологичном оборудовании. Мы творцы уникального продукта,  серийно производим лопатки монокристаллической структуры для двигателя SaM146. Своим опытом я делюсь с молодыми коллегами и всегда говорю о том, что не нужно гнаться за синей птицей, в любом деле цели добивается трудолюбивый и терпеливый. Почему я выбрала профессию литейщика? Знаете, один из моих учителей любил повторять строчку из стихотворения нашего земляка Льва Ошанина - "в мире нет прекрасней красоты, чем красота горячего металла". Это действительно завораживает".

"Вертолеты России" признаны одной из наиболее эффективных в социально-экономической сфере российских компаний

ИНТЕРФАКС-АВН, 08.11.13

Холдинг "Вертолеты России" стал победителем конкурса на звание "Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности", сообщает пресс-служба холдинга.

Вертолетостроительный холдинг победил в номинации "Интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса в сфере деятельности Минпромторга России высокой социально-экономической эффективности", говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН".

Торжественная церемония награждения состоялась 8 ноября в Минпромторге в Москве. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров вручил диплом победителя генеральному директору холдинга "Вертолеты России" Александру Михееву.

"Мы признательны министерству промышленности и торговли России за высокую оценку социально-экономической эффективности холдинга. Это большая честь для нас и важное событие, подтверждающее верность выбранной стратегии развития российской вертолетостроительной отрасли", - сказал А.Михеев, слова которого приведены в сообщении.

Холдинг "Вертолеты России", отмечается в сообщении, вносит большой вклад в социально-экономическое развитие как России в целом, так и ее отдельных регионов. Компания обеспечивает около 40 тыс. высококвалифицированных рабочих мест, выделяя социальную защищенность, здоровье и безопасность сотрудников как один из своих приоритетов. Холдинг ведет серьезную работу, направленную на популяризацию рабочих и инженерных профессий, на привлечение в высокотехнологичную вертолетостроительную отрасль талантливой молодежи, на развитие социальных программ. Предприятия "Вертолетов России" также являются крупными налогоплательщиками, вносящими весомый вклад в формирование бюджетов тех регионов, в которых они расположены.

Конкурс на звание "Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности" был учрежден Минпромторгом России и впервые проведен в 2013 году. В конкурсе приняло участие около 300 предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, находящихся в сфере деятельности Минпромторга.

 

Политические новости

 

Иван Сафронов

Министру обороны добавили десятого заместителя

Им стал соратник Сергея Шойгу по МЧС

Коммерсантъ, 08.11.13

Вчера президент Владимир Путин своим указом повысил помощника министра обороны Сергея Шойгу генерал-полковника Павла Попова до уровня заместителя. В новой должности он продолжит курировать создание Национального центра управления обороной государства, который должен начать свою работу уже в 2014 году. По сведениям «Ъ», военно-научные департаменты и управления, ранее замыкавшиеся на Олега Остапенко, занявшего пост руководителя Федерального космического агентства, могут быть переподчинены заместителю по вооружениям Юрию Борисову.

О переходе Павла Попова из МЧС в Минобороны еще в июле рассказал сам Сергей Шойгу. До того господин Попов был заместителем главы МЧС. Он долго работал вместе с господином Шойгу. По сведениям «Ъ», новый министр обороны сразу хотел назначить господина Попова своим замом, но по просьбе главы МЧС Владимира Пучкова делать этого не стал: последнему требовалось время на поиск замены (до июля этого года господин Попов занимал должность замглавы МЧС). В итоге, когда он перебрался в военное ведомство, все должности десяти заместителей министра были распределены. Павел Попов стал помощником Сергея Шойгу, но источники «Ъ» в Минобороны тогда утверждали, что это временно. Повышение стало возможным только после перехода замминистра обороны генерала Олега Остапенко в Роскосмос (см. «Ъ» от 11 октября). В Минобороны он курировал военно-научное направление.

Еще только став помощником, Павел Попов сразу получил ответственный участок работы. В Минобороны он курирует создание Национального центра управления обороной государства. Эта структура призвана не только охватить все звенья руководства вооруженными силами, но и оперативно скоординировать взаимодействие порядка 50 министерств и ведомств в случае возникновения угрозы национальной безопасности. По словам источника «Ъ» в Минобороны, господин Попов уже создавал схожую структуру в МЧС — Национальный центр управления в кризисных ситуациях. «Когда было принято решение создавать центр управления обороной, сомнений, кого назначить куратором проекта, не было — только Попов, — говорит собеседник «Ъ». — Он один из немногих, кто обладает опытом реализации подобных проектов». Отметим, что в МЧС господин Попов лично отвечал за координацию и управление ведомствами при чрезвычайных ситуациях. Сергей Шойгу обещал, что центр управления обороной начнет свою работу в 2014 году. Возможно, господин Попов сохранит этот участок работы и в новой должности.

В связи с назначением десятого заместителя министра обороны ведомство ждет перераспределение полномочий. При этом возникает вопрос о том, кто будет курировать военную науку — появление в Минобороны профильного заместителя было одним из нововведений Сергея Шойгу. В частности, под началом Олега Остапенко находились департамент высоких прорывных технологий (в него входит центр робототехники), управление по инновациям, научно-техническое управление по анализу зарубежных передовых технологий, организационно-плановое управление исследований и информационный центр. По словам высокопоставленного источника «Ъ» в ведомстве, рассматривается переподчинение научных структур в ведение замминистра по вооружениям Юрия Борисова.

Чем известен Павел Попов

Попов Павел Анатольевич родился 1 января 1957 года в Красноярске. В 1978 году окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище, в 1990 году — Военную академию имени Фрунзе. В 1978-1986 годах служил на командных должностях в группе советских войск в Германии. В 1986-1990 годах — командир мотострелкового батальона в Дальневосточном военном округе. В 1990-1993 годах — начштаба — замкомандира отдельного механизированного полка гражданской обороны Средне-Азиатского военного округа. В 1993-1996 годах командовал 493-м отдельным механизированным полком гражданской обороны Восточно-Сибирского регионального центра МЧС. Лично руководил операциями на месте крушения самолета Airbus A310 под Междуреченском (Кемеровская область, 1994 год) и Ил-76 под Абаканом (1996 год), ликвидацией последствий землетрясения на Курилах (1994 год). В 1996-1999 годах — глава Восточно-Сибирского регионального центра МЧС. В 1999-2004 годах — начальник Сибирского регионального центра МЧС. В 2001 году руководил помощью городу Ленску (Якутия) после наводнения, в 2003-м — тушением пожаров в Читинской области и ликвидацией последствий землетрясения в Республике Алтай. В январе 2004 года Бийский гарнизонный военный суд отменил приказ Павла Попова об увольнении главы МЧС Республики Алтай Александра Афанасьева, признав, что он «превысил должностные полномочия». В феврале того же года возглавил Академию гражданской защиты МЧС. С 25 августа 2008 года — замглавы МЧС Сергея Шойгу, отвечал за координацию и управление при чрезвычайных ситуациях. С июля 2013 года — помощник министра обороны Сергея Шойгу, курировал создание национального Центра обороны.

Награжден орденами «За службу Родине в вооруженных силах СССР» III степени, «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими медалями.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль