Новости СоюзМаш России

07.11.2013

Информационный обзор прессы 07.11.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

7 ноября 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

ИТАР-ТАСС Урал, 6 ноября 2013 г., Роботы-машиностроители из будущего открыли Уральский промышленный форум в Уфе

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 7 ноября 2013 г., Будущее Башкортостана в руках промышленников

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Самарская область ждет студентов из Венесуэлы

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Александр Кирилин вновь возглавит «ЦСКБ-Прогресс»

 

Ростех, 6 ноября 2013 г., УМПО развивает сотрудничество с вузами \\ Один из проектов – производство деталей из жаропрочных алюминиевых сплавов

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Самарские дзюдоисты получат 5 новых татами

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 6 ноября 2013 г., "Лучший молодой работник" выбран на НПО "Сатурн" \\ Определены победители конкурса на присвоение звания "Лучший молодой работник ОАО "НПО "Сатурн – 2013".

А также по теме:

Авиа­Порт.Ru:

Определены победители конкурса "Лучший молодой работник ОАО "НПО "Сатурн - 2013"

 

РИА Новый Регион, 6 ноября 2013 г., Новый экономический кризис или «кризис бюджетов» в России? \\ Цифры статистики и эксперты о том, что на самом деле происходит в экономике

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Российская газета, 7 ноября 2013 г., Патруль вызывают на лед \\ Минобороны усилит свои арктические группировки

 

Известия, 7 ноября 2013 г., Космическое агентство укрепляется инноваторами из Минобороны \\ Начальник научно-исследовательского главного управления Минобороны Александр Иванов станет первым замглавы Роскосмоса

 

3. Автомобилестроение.

 

Терра, 6 ноября 2013 г., С начала года АвтоВАЗ продал 443 тысячи автомобилей Lada

А также по теме:

Ведомости:

Lada перестала расти

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Один из вице-президентов АвтоВАЗа лишился должности

 

4. Авиастроение.

 

Авиа­Порт.Ru, 6 ноября 2013 г., УМПО планирует до конца года изготовить прототипы деталей из жаропрочного алюминия

 

Коммерсантъ, 7 ноября 2013 г., Авиакомпании предпочли импорт самолетов \\ Не дождавшись поставок от "Ростеха"

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

ИТАР-ТАСС Урал, 6 ноября 2013 г., Роботы-машиностроители из будущего открыли Уральский промышленный форум в Уфе

Механизированные роботы, выполненные учащимися детско-юношеской школы робототехники Башкирии, открыли "Уральский промышленный форум -2013" в Уфе. Железный кибернетический механизм с красными фонарями вместо глаз и многофункциональными возможностями - таков образ будущего машиностроителя в представлении детей.

Как отметил руководитель школы, созданной на базе Академии наук республики и регионального Фонда поддержки и развития науки, Андрей Соколов, фантазии детей органично вписываются в концепцию форума, целью которого является внедрение новых технологий и оборудования для эффективной работы промышленных предприятий.

В выставочной экспозиции, развернувшейся на уфимском комплексе "Уфа-Арена", участвуют свыше 100 компаний из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. На своих стендах они демонстрируют инновационные технологии, оборудование и материалы для всех отраслей промышленности. Разделы выставки "Сварка и контроль", "Металлообработка", "Нефтегазсервис", а также спецпроекты "Инновации в промышленности", "Промышленная безопасность" скажут новое слово в промышленной индустрии страны, привлекут дополнительных инвестиции.

"Наша компания впервые участвует в выставке в Уфе, но уже сейчас мы видим хорошие перспективы для дальнейшего сотрудничества, - сказал представитель немецкого концерна Carl Bechem GMBH по Уральскому региону Рафаил Хаков. - Мы привезли на форум уникальные смазочные материалы, которые востребованы в транспорте, обработке металлов и горно-добывающей промышленности. Экономический эффект для каждого предприятия индивидуален. Но, в частности, на одном из предприятий при использовании наших материалов на 60 проц увеличилась износостойкость обрабатывающих резцов".

Как отметил первый зампредседателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, форум способствует обмену научно-техническим опытом, установлению новых деловых контактов, укреплению как межрегиональных, так и международных бизнес-связей.

В программе форума - проведение специализированных конференций, семинаров, "круглых столов" промышленной направленности. Состоится второй республиканский "круглый стол" "Развитие проектного управления в машиностроении Башкирии", где будут обсуждены основы развития высокотехнологичных производств. Пройдет ярмарка вакансий, состоятся различные семинары и тест-драйвы.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 7 ноября 2013 г., Будущее Башкортостана в руках промышленников

7 ноября состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Башкортостанским региональным отделением Союза машиностроителей России и Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан.

Церемония состоялась в рамках прошедшего в Уфе с 7 по 9 ноября Уральского промышленного форума, собравшего более 55 участников и проводимого при поддержке Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Торгово-промышленной палаты РБ, Союза машиностроителей России и выставочного центра "БашЭКСПО".

Соглашение подписали президент ТПП РБ Юрий Пустовгаров и председатель БРО Союза машиностроителей России, управляющий директор ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" Александр Артюхов. Соглашение призвано содействовать разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки республиканских предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Предметом Соглашения является совместная деятельность Союза машиностроителей России и ТПП РБ, нацеленная на инновационное развитие машиностроительного комплекса Башкортостана, оздоровление промышленного потенциала региона за счет объединения усилий, знаний, связей, технологических процессов, компетенций предприятий.

Президент Торгово-промышленной палаты РБ Юрий Пустовгаров отметил важность консолидации усилий министерства, Союза и Палаты в развитии промышленного комплекса республики, обозначил точки роста экономики и высказал  мысль о необходимости сотрудничества всех структур для достижения результата.

На состоявшемся затем круглом столе "Уфа – будущее развития промышленности Башкортостана" речь шла о компетенциях Уфы как центра развитой промышленности и инноваций. Среди участников круглого стола были председатель Уфимского городского совета Евгений Семивеличенко, заместитель главы администрации Уфы Альбина Юсупова, председатель Российского научно-технического сварочного общества Олег Стеклов, руководители промышленных предприятий.

Председатель БРО Союза машиностроителей России Александр Артюхов выступил с инициативой создать мощное региональное лобби на базе регионального отделения Союза машиностроителей и Министерства промышленности и инновационной политики РБ. Артюхов отметил необходимость инвентаризации всех существующих федеральных целевых программ и проектов, предложил рассмотреть роль и участие в них промышленных предприятий Уфы.

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Самарская область ждет студентов из Венесуэлы

Губернатор Николай Меркушкин в ходе встречи с послом Венесуэлы сообщил, что для иностранцев, обучающихся в самарских вузах, будут построены новые современные общежития. В частности, сейчас студенты из других стран обучаются в двух вузах Самары – Самарском государственном медуниверситете и Самарском государственном аэрокосмическом университете, который является членом крупнейшего общественного объединения – Союза Машиностроителей России.

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Александр Кирилин вновь возглавит «ЦСКБ-Прогресс»

Роскосмос подвел итоги конкурса на пост генерального директора предприятия. Выбор кандидатуры проходил в два этапа. Первый - в форме тестовых испытаний, на втором претенденты рассматривались на комиссии по предложениям лучшей программы деятельности завода. Контракт с победителем космическое ведомство намерено заключить в течение месяца. Напомним, «ЦСКБ-Прогресс» является членом крупнейшей общественной организации - Союза Машиностроителей России.

 

Ростех, 6 ноября 2013 г., УМПО развивает сотрудничество с вузами \\ Один из проектов – производство деталей из жаропрочных алюминиевых сплавов

«Уфимское моторостроительное производственное объединение» совместно с российскими вузами начало опытно-конструкторские работы по производству деталей из жаропрочных алюминиевых сплавов. К концу года предприятие планирует представить макеты деталей.

Исследования проходят по двум направлениям. Исследование материала для создания моноколеса газотурбинной электростанции из жаропрочного алюминия проводятся Совместно с Белгородским государственным университетом и НПП «Мотор».

В рамках второго направления идут работы над изменением свойств покрытий алюминиевого поршня (на базе несерийного поршневого двигателя, разработанного в УМПО). Исследование по преобразованию поверхности на определенную глубину для изменения прочностных свойств детали параллельно проводят кафедра двигателей внутреннего сгорания Уфимского государственного авиационного технического университета и Национального исследовательского ядерный университет МИФИ.

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) – крупнейший производитель авиационных двигателей в России, входит в состав ОДК. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. УМПО – член Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России».

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Самарские дзюдоисты получат 5 новых татами

5 новых татами уже на этой неделе получат самарские дзюдоисты. Это стало возможно благодаря работе попечительского совета областной федерации дзюдо, который возглавляет Владимир Аветисян - заместитель председателя правления госкорпорации "Роснано", советник генерального директора госкорпорации "Ростех", председатель самарского регионального отделения Союза Машиностроителей России. Новые татами были приобретены за счет спонсоров. Их общая стоимость около 2 миллионов рублей. Покрытие будут использовать для проведения состязаний в «МТЛ-Арене» и на стадионе «Динамо». А в ближайшее время попечительский совет планирует купить еще 3 комплекта, уже тренировочных. В перспективе же - по проекту, предложенному Владимиром Аветисяном, в Самаре построят Дворец единоборств, который сможет принимать соревнования мирового уровня.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 6 ноября 2013 г., "Лучший молодой работник" выбран на НПО "Сатурн" \\ Определены победители конкурса на присвоение звания "Лучший молодой работник ОАО "НПО "Сатурн – 2013".

Финальный тур конкурса состоялся в первую неделю ноября.

В этом году в конкурсе приняли участие 49 специалистов – представителей "Сатурна" и дочернего ЗАО "СатИЗ". По итогам отборочного тура, который проходил 23 октября на базе РГАТУ и состоял из тестирования на знание Коллективного договора, IQ-теста и вопросов на физико-математическую тематику, были определены 16 лучших - именно они и прошли в финальную часть конкурса. 

Самопрезентация "Я и моя профессия", портфолио, дебаты, игры в стиле тимбилдинг, творческие и импровизационные конкурсы - в течение двух интеллектуально-насыщенных дней коллеги проявляли себя и доказывали свою уникальность. Компетентное жюри из 16 лучших определило четверку лидеров, которые за звание "лучшего молодого работника" соревновались уже в суперфинале.

Лидерам нужно было проявить себя в грамотном управлении командой, которую каждый "создал" из коллег, не прошедших в суперфинал, ораторском искусстве, а также представить и защитить социальный проект, который будет полезен предприятию.

По итогам суперфинала звание "Лучший молодой работник ОАО "НПО "Сатурн" присвоено инженеру-конструктору 3 категории Артему Сергееву. II место заняла инженер-технолог Лилия Цветкова, и III место в копилке достижений инженера-конструктора 2 категории Анастасии Крундаевой.

Директор по персоналу ОАО "НПО "Сатурн" Алексей Молчанюк выразил благодарность всем участникам конкурса и отметил, что именно активные и инициативные молодые люди формируют будущее компании: "Жизнь любого человека связана с определенными решениями, поступками и способностью взять ответственность за эти решения. Вы все, безусловно, относитесь к категории инициативных, работоспособных и не боящихся взять на себя ответственность за свои решения и за людей".

Победитель этого года - Артем Сергеев, который в прошлом году так же принимал участие и был третьим, отметил, что испытывать себя на прочность и проводить время с пользой очень любит, поэтому принял решение вновь принять участие в этом престижном конкурсе. Лучший молодой работник раскрыл свой секрет успеха: "Важно быть уверенным в себе. Многие из участников были достойны победы в конкурсе, в этот раз мне повезло немного больше".

Конкурс ежегодно проводится под эгидой "Союза машиностроителей России" и профсоюзного комитета ОАО "НПО "Сатурн" с целью стимулирования деятельности молодых работников, выявления наиболее перспективных специалистов, а также оценки их передового опыта на предприятии, инновационных подходов в теории и практике работы. Организаторами выступают Управление по социальным программам и Совет молодежи предприятия.

А также по теме:

Авиа­Порт.Ru:

Определены победители конкурса "Лучший молодой работник ОАО "НПО "Сатурн - 2013"

 

РИА Новый Регион, 6 ноября 2013 г., Новый экономический кризис или «кризис бюджетов» в России? \\ Цифры статистики и эксперты о том, что на самом деле происходит в экономике

Екатеринбург, Ноябрь 06 (Новый Регион, Александр Родионов, Валентина Ярославцева) – Поступают все новые и новые свидетельства о приходе «второй волны» кризиса в экономику Среднего Урала. Стагнацию в промышленности обсуждают в правительстве, в Заксобрании и на любых мероприятиях с участием властей. Тем интересней разобраться в причинах стагнации и тотального урезания бюджетов всех уровней. По сути, вопрос один: правда ли, что «вторая волна» идет извне или же кто-то гонит ее внутри страны? И в чем кроется кризис – в падении иностранных экономик и рынков или дефиците ликвидности только российских бюджетов? «Новый Регион» решил проверить это опытным путем – сравнить экономические показатели образца 2008-2013 годов. Опрошенные специалисты полагают: работает синергетический эффект – это и падение цен на мировых рынках, и повышенные расходы властей России, вызвавшие дефицит ликвидности бюджетов всех уровней.

Ищем кризис

Если ввести в интернет-поисковиках запрос «экономический кризис 2013», то никакой оперативной и актуальной информации на этот счет получить не удастся. В первую очередь это касается рубрики «новости», где должны содержаться как минимум аналитические материалы, четко дающие ответ на вопрос – в чем причина кризисных проявлений. Однако ни конкретных заявлений аналитиков, ни расчетов экономистов, ни даже «страшных» прогнозов многочисленных в таких случаях экспертов – ничего этого нет. Но самое главное – нет досконального объяснения, – по каким таким экономическим показателям именно Россию в последние активно месяц-два готовят к очередному «затягиванию поясов». А главное, почему так нещадно на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – урезаются бюджеты.

Впрочем, в последние дни прогнозы аналитиков стали появляться. Так, эксперты говорят о продолжении в 2014-2016 годах наметившейся в последние полгода стагнации в реальном секторе экономики. Точнее, отдельных отраслях – металлургии, ТЭК. И в то же время отмечают: при нынешних ценах на нефть (один из главных факторов кризиса 2008-2010 годов) – бюджету Российской Федерации ничего не угрожает. За 9 месяцев 2013 года федеральный бюджет исполнен с профицитом в 591 млрд. 316 млн. рублей. На этот факт, в частности, обратила внимание замдиректора аналитического департамента одной из компаний Дарья Желаннова: «Говорить о слабости бюджета будет смысл только при серьезном падении цены на нефть, на текущий момент Brent торгуется выше 107 долларов за баррель».

Любопытно, не правда ли? Все начинают говорить о кризисе, что оборачивается уходом бизнеса в «конвертные зарплаты», сокращением налоговых платежей и т.п. – а цены на нефть не падают. Т.е. нет одного из главных факторов внутрироссийского кризиса памятной «первой волны». Сейчас бюджет РФ стал дефицитным, но не вследствие падения цен на нефть.

Реальный сектор

Интересно, что о скором наступлении нового кризиса заговорили власти. Так, первое «упоминание» (точнее, официальное признание) о кризисе еще в апреле 2013 года сделал президент Владимир Путин, напоминает корреспондент «Нового Региона». В ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым президент заявил, что мировой кризис приобретает все более опасные очертания, что неизбежно сказывается и на экономике России: «Так было и в 2008 г. И сейчас мы то же самое наблюдаем». И продолжал: «снизились темпы экономического роста, еще больше сократился реальный сектор, зарплаты стали поменьше».

Эта встреча состоялась в апреле и именно ее можно считать отправной точкой в «тиражировании» прогнозов и предостережений о кризисе из властных уст разных уровней. С другой стороны – именно в апреле и мае реальный сектор начал демонстрировать признаки стагнации. Не падения или обвала, а именно стабилизации всех основных показателей примерно на одном уровне, на что указал замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач. По его словам, рост ВВП в III квартале составил, как и во II, 1,2% к тому же периоду прошлого года, а за январь-сентябрь – 1,3%. «Это свидетельствует о стагнации – ни роста, ни спада», – заявил г-н Клепач.

«Нулевые темпы роста и отрицательные инвестиции – это скорее признаки кризиса. Пока это еще не кризис. Но при неблагоприятных внешних условиях это может обернуться кризисом», – говорил экс-министр финансов Алексей Кудринв сентябре на валдайском форуме.

Сейчас стагнация наблюдается и в экономиках российских регионов. Так, за 9 месяцев 2013 года в Свердловской области на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снизились объемы промпроизводства. «В сентябре 2013 года впервые за год отмечено снижение промышленного производства. В январе-сентябре индекс промышленного производства по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 99,6%», – заявила в конце октября руководитель Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Свердловской области Елена Кутина. И привела примеры: незначительное снижение промышленного производства в регионе вызвано сокращением объемов производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 4,6%; производства электрооборудования (электронного и оптического) – на 3%; производства транспортных средств и оборудования – на 22,5%.

При этом еще в начале нынешнего года вице-премьер Алексей Орлов говорил о росте экономики. По итогам работы в 2012 году, отмечал чиновник, промышленный комплекс Свердловской области вышел на докризисные объемы промпроизводства: индекс промышленного производства составил в 2012 году 103,5% к уровню докризисного 2007 года, в обрабатывающих производствах – 104,6%. На тот момент производство транспортных средств и оборудования показывало рост в 172%, а производство электрооборудования (того же самого электронного и оптического) – 100,5% к уровню 2007 года).

Куда тревожней была обстановка осенью 2008 года. Тогда в Свердловской области индекс промышленного производства по полному кругу организаций за январь-ноябрь 2008 года к январю-ноябрю 2007 года составил 101,4 %. При этом в ноябре этот показатель в сравнении с октябрем равнялся уже 97,1 %, а по сравнению с ноябрем 2007 года – 99,3 %.

Добыча полезных ископаемых в январе-ноябре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составила 98,2 %. Но уже в ноябре добыча ископаемых «провалилась» до 75,4%.

При этом хуже всего пришлось металлургам: производство металла и готовых изделий в январе-ноябре 2008 года составило 101,2 % (к 2007 году). Но по мере развития кризиса объем производства снизился до 76 %.

Власти

Накануне о резком сокращении бюджета Екатеринбурга рассказал глава администрации Александр Якоб. По его словам, городская казна может быть урезана из-за потери межбюджетного трансферта из областного бюджета по госпрограммам. Напомним, очень некстати с этого года отменены региональные программы развития, закрыты которые были с подачи федерального центра. Теперь все расходы будут контролировать из Москвы, ранее поясняла министр финансов Галина Кулаченко.

Это обстоятельство уже отразилось на бюджете, например, Екатеринбурга. Но самое главное – г-н Якоб откровенно усомнился, что причина тотального сокращения бюджетных расходов кроется в кризисных явлениях. «Я не понимаю, о каком кризисе говорят руководители области, потому что не вижу никакого снижения прогнозируемых доходов консолидированного областного бюджета. По сравнению с текущим годом в 2014 году планируется нормальный рост доходов на 6,5%. Странно, что такая тенденция не сохраняется в бюджете Екатеринбурга», – говорит сити-менеджер. Но несмотря на это, доходы городского бюджета все равно сокращаются с 35 до 28 миллиардов рублей. «Минус 7 миллиардов – такого никогда не было», – пояснил глава горадминистрации.

Банки

Выходит, что большинство чиновников и экспертов не видят признаков жесткого падения в реальном секторе экономики и на отдельных рынках. То же самое с банками – нет паники среди вкладчиков, свойственной для осени 2008 года, нет дефицита ликвидности и массового отказа от выдачи заемных средств юридическим и физическим лицам. Наоборот – продолжается активная реклама кредитных продуктов. Единственное, что хоть как-то могло бы указать на ожидание кризиса в банковском секторе – снижение ставок по вкладам. Но и оно совсем незначительное и не носит тотальный характер.

Правда, за последние месяцы увеличилось число случаев лишения банков лицензий – такую статистику регулярно приводит Агентство по страхованию вкладов. Начиная с сентября, таких примеров наберется с десяток. К примеру, на днях выдачу средств приостановил Крупнейший тульский банк «Первый экспресс». Банк прекратил обслуживание клиентов 24 октября, сославшись на компьютерный сбой. На следующий день в «Первом экспрессе» не выдавали средства из-за «необходимости проверки данных». Однако в тот же день Центробанк «снял» председателя правления банка Константина Томенчука. Но это частный случай, говорят эксперты.

Несмотря на то, что есть и другие примеры: лишились лицензии Сведбанк, «Басманный», Трансинвестбанк, «БИЗНЕСБАНК» (Дагестан, Махачкала) АКБ «ЕИБ», Принтбанк, Банк Развития Региона, КБ «ВЕБРР», МКБ «ОДИНБАНК», «АНДЖИБАНК» (Дагестан, г. Махачкала), «НКО «Паритет» – в каждом отдельном случае на это были свои причины. И это не дефицит ликвидности и не потеря средств вкладчиков вследствие размещения средств на фондовых рынках – как это было в 2008 году. Где-то (как в Дагестане) речь идет о криминальных схемах, где-то о просчетах в управлении.

При этом для банковского сектора только одной Свердловской области рубеж 2008-2009 годов выдался тяжелейшим. Некогда известные банки – «Свердловский губернский банк», «Северная Казна» и «Банк24.ру» лишились юридической самостоятельности и бизнеса из-за кризиса, оттока вкладов, пресловутых «информатак» и собственных ошибок. Причем кроме «Банка24.ру» его акционеры лишились еще и «Нижнетагильского котельно-радиаторного завода» и ОАО «Стройпластполимер».

Фондовый рынок

Нет пока потрясений и на фондовых рынках, о чем убедительно говорят аналитики. Так, по состоянию на 1 ноября на мировых фондовых рынках сохраняется стабильная ситуация. Западные индексы (американский S&P 500 и немецкий DAX) продолжают обновление абсолютных максимумов, а российские – «топчутся» на месте, говорит аналитик НОРД-КАПИТАЛ Роман Ткачук. На этом фоне российские компании «Уралкалий», «М.видео» и ГМК «Норильский Никель» на прошлой неделе закрыли реестр по выплате дивидендов акционерам. «Компании достаточно щедры – доходность по выплатам составила 1.2%, 5% и 4.5% соответственно», – добавляет г-н Ткачук.

Тогда как осенью 2008 года ситуация на фондовых рынках была кардинально другой. Из-за наступающей рецессии падали котировки акций крупнейших компаний, снижали капитализацию активов и спекулятивные манипуляции, и даже провокационные заявления, и прогнозы экспертов разных мастей.

Промышленники

А вот зампред регионального отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов отмечает, что в его отрасли кризисные проявления начали давать о себе знать. Так, на четырехдневную рабочую неделю перешли в Екатеринбурге «Уралмашзавод» и «Уралхиммаш». В обоих случаях владельцем является «Газпромбанк», который, по некоторым данным, резко сократил объемы инвестиционных программ на оба предприятия. «Кроме того, на отдельных предприятиях наблюдается сокращение заработных плат», – сообщил «Новому Региону» Андрей Бухмастов.

Сравнивая ситуацию осени 2008 года и нынешнюю, машиностроитель отмечает: Этот кризис имеет более «ползучий» характер. Проявляется несколько иначе. Например, сначала стали останавливаться серьезные инвестиционные проекты. Кроме того, сейчас начались проблемы в отношениях с металлургами. Как и тогда, от них опять пошли «письма счастья» – гарантийные письма об отсрочке оплаты на полгода. Такие письма нам сейчас присылают ЕВРАЗ – НТМК, Магнитка, Ашинский завод», – говорит г-н Бухмастов.

Банкиры

Зампред Уральского банковского союза Евгений Болотин уверен, что о кризисе можно говорить только как о чем-то свершившемся. «На мой взгляд, сейчас идет активный поиск негативной повестки, сравнивают ситуацию с 2008 годом, потому что отчетливо помнят ту волну кризиса. На самом деле сегодня ничего общего с 2008 годом нет. Какой кризис будет – никто не знает. Сейчас в экономике сложилась, как говорят американцы, «новая реальность». Да, жить тяжело, приходится экономить, но я не вижу в этом глобальной проблемы», – говорит собеседник «Нового Региона».

По мнению г-на Болотина, сейчас в Америке и Европе экономическая ситуация хуже, чем в России – потому что там нет роста экономики со времен первой волны кризиса. «Что касается Среднего Урала, то он сильно завязан на объеме экспорта металла: наш регион представлен, прежде всего, крупными металлургическими предприятиями и «трубниками». Также Урал зависит от экспорта нефти и газа, поскольку для нефтегазовых компаний требуется оборудование от наших машиностроительных заводов, и если у них падают обороты, то и у заводов снижаются заказы», – отмечает Болотин.

И тем не менее, нынешняя ситуация сильно отличается от 2008 года, полагают представители банковских кругов Свердловской области. И указывают – тогда областная промышленность работала «на склад», имела большие складские заказы, а сейчас мало кто так делает. «Кроме того, с первой волны кризиса все подтянули себестоимость, стали резать расходы, экономить. И это абсолютно нормальная ситуация. Понятно, что были годы, когда все расслабились, но сейчас наступила новая реальность в экономике, и пора бы собраться», – добавляют в Уральском банковском союзе.

Экономисты

Директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин указывает, что в первую очередь беспокойство вызывает комплекс слухов разговоров, тревог и так далее. С другой стороны, говорит он, модель рыночной экономики всегда ставит любую страну и государство, а также людей под угрозу постоянного наката кризисных ситуаций и рисков. «Эти риски связаны с непредсказуемым движением капитала – особенно спекулятивного. Он не обеспечен товарами и деньгами и рыщет по миру, ища все новые и новые сегменты рынка – на которых что-то быстро можно «урвать», а потом переметнуться в другие сферы», – говорит Александр Татаркин.

И добавляет, что кризисные риски усугубляет тот факт, что подобные планы вызревают в головах небольшой группы людей. «Возьмем 2008 год – кризис недвижимости в США – деньги из этого сектора вывели, потом сказался малый объем производства и вылезли другие болячки – например, невыплаты по кредитам. Затем в условиях глобализации эта цепочка увлекала за собой другие страны», – приводит пример Татаркин.

В отдельности ученый разбирает ситуацию с сокращением бюджетных расходов на всех уровнях – начиная с федерального, заканчивая регионами и муниципалитетами. В случае с бюджетами, по словам Александра Татаркина, действует синергетический эффект. «Если на федеральном уровне какие-то сдвиги для социалки есть, расходы обеспечены, то в регионах и, особенно в муниципалитетах, наиболее наглядно видна опасность. Вот у Екатеринбурга почти на 9 млрд. сокращается бюджет. Так что тут все в комплексе – говорить об одной причине – не совсем верно. К бедам внешним добавляются внутренние. Это и гигантские расходы на Олимпиаду, и чрезмерные расходы по предотвращению ЧС на Дальнем Востоке и наводнения в Хабаровске и Амурской области», – делает вывод директор института экономики УрО РАН. По его мнению, по этой причине ситуацию во многом можно охарактеризовать, как дефицит бюджетов всех уровней.

Суммируя данные экономических показателей по состоянию на ноябрь 2013 года, текущую ситуацию на фондовых рынках, стабильные цены на нефть, спокойствие в банковском секторе с одной стороны – и резко проявившиеся дефициты бюджетов всех уровней с другой, рискнем предположить – кризис осени 2013 года может носить «рукотворный» характер. И, возможно, поэтому не случайно самые откровенные заявления на этот счет делают именно первые лица страны и государственные структуры. Потому что вторым «пришествием» кризиса населению страны проще обосновать чрезвычайно высокие расходы (предвыборные обещания Путина, его же майские указы, Олимпиада, ЧС и т.д.), которые во многом и привели к тотальному урезанию госрасходов. По большому счету, это подтвердили в институте экономики УрО РАН, но не стали конкретизировать в такой форме. Потому что в противном случае станет явно – «рукотворный» кризис 2013 года в своей основе может иметь просчеты федеральных властей в государственном управлении. Рассчитываются же за такие просчеты регионы и муниципалитеты, которым с подачи Москвы сейчас приходится «затягивать пояса».

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Российская газета, 7 ноября 2013 г., Патруль вызывают на лед \\ Минобороны усилит свои арктические группировки

В Минобороны хотят формировать на севере России соединение патрульных кораблей ледового класса. Об этом сегодня на селекторном совещании с генералами заявил глава ведомства Сергей Шойгу.

- Надеюсь, что к 2014 году найдем дополнительные возможности для перемещения грузов в условиях Арктики, включая помощь и поддержку судов при прохождении по арктическому пути, - сказал министр.

Повышенный интерес к этому региону, в общем-то, понятен. Крайний Север - важнейшая ресурсная база страны. Более того, именно с освоением Арктики эксперты связывают выполнение долгосрочных задач экономического развития, энергетической безопасности и конкурентоспособности России на мировом рынке. Поскольку речь идет о стратегических интересах государства, участие военных в их защите даже не обсуждается. Для армии это - приоритетная задача. Тем более что укрепление войсковых и морских группировок на Крайнем Севере предусмотрено Основами государственной политики в Арктике.

Какие именно корабли войдут в новое флотское соединение, Шойгу не уточнил. Возможно, по заданию Минобороны конструкторы уже создают морскую технику такого класса. Не исключен и другой вариант - патрулированием арктических морей займутся специально доработанные под эти цели военные корветы и фрегаты. Эксперты говорят, что переделать их в ледокольный вариант в принципе не составит большого труда. В первую очередь придется укрепить борта кораблей и позаботиться о защите их винтов и рулевых механизмов.

Но морским патрулированием дело не обойдется. Шойгу также упомянул о создании новой техники для северных гарнизонов Сухопутных войск. Напомним, что о появлении в нашей армии так называемых арктических бригад заговорили еще пару лет назад. Первым кандидатом на эту роль тогда называли 200-ю мотострелковую бригаду из гарнизона Печенега в Мурманской области. Генералы говорили, что для прикрытия арктической зоны страны новому воинскому формированию потребуется иное, чем у мотострелков, вещевое и техническое обеспечение. В частности, туда неплохо бы поставить тягачи "Витязь".

Потом военные почему-то засекретили свой интерес к этой теме. Во всяком случае, об окончательном решении вопроса по арктическим бригадам ни в Минобороны, ни в Генштабе не объявляли. По данным "РГ", пока взгляды у военного командования таковы - часть арктических подразделений хотят сделать аэромобильными. Чтобы солдаты и офицеры в условиях Крайнего Севера могли выполнять свои задачи, их будут готовить по специальным программам, снабжать морозостойкой экипировкой, новыми средствами связи и техникой высокой проходимости. По некоторым данным, численный состав арктических бригад установят в 3-5 тысяч человек. Причем, в Российской армии могут появиться не одно или два таких соединения, а целая войсковая арктическая группировка.

Сегодня министр обороны сказал, что в арктической зоне будут совершенствоваться аэродромная сеть и портовая инфраструктура. Речь, в частности, идет о восстановлении аэродромов и причальных сооружений на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Последние уже обживают военные авиаторы, которые обосновались на острове Котельный, где возобновил работу аэродром Темп. В конце октября там приняли первый борт - военный Ан-72.

 

Известия, 7 ноября 2013 г., Космическое агентство укрепляется инноваторами из Минобороны \\ Начальник научно-исследовательского главного управления Минобороны Александр Иванов станет первым замглавы Роскосмоса

Пришедший руководить Роскосмосом из Минобороны Олег Остапенко планирует привлечь на работу в космическое агентство людей, хорошо знакомых по военной службе. По словам источника «Известий» в Минобороны, в Роскосмос уже фактически перешел начальник Главного управления научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий Минобороны Александр Иванов.

Руководитель одного из предприятий отрасли сообщил «Известиям», что Иванов уже успел освоиться в Роскосмосе, проводит там совещания и вносит предложения по совершенствованию структуры космического агентства. Сотрудники Роскосмоса утверждают, что Иванов станет первым заместителем главы агентства Олега Остапенко. Занимавший эту должность в прежней администрации Роскосмоса Олег Фролов подал в отставку на следующий день после ухода Владимира Поповкина, возглавлявшего ведомство с мая 2011 по октябрь 2013 года.

У Фролова были обширные полномочия. Он отвечал за разработку Федеральной космической программы и обоснование направлений развития ракетно-космической техники. Фролов курировал подготовку предложений в гособоронзаказ и контроль его исполнения, распределение госзаказа на разработку и производство техники. Также он отвечал за пилотируемые программы, за всё, что связано с подготовкой и обеспечением космонавтов (включая непосредственную координацию деятельности Центра подготовки космонавтов и ЦНИИмаша, где базируется Центр управления полетами), и организацию коммерческих запусков. В сферу ответственности Фролова также входили обеспечение качества изделий, вопросы лицензирования и сертификации космической деятельности. Плюс к тому к ведению Фролова была отнесена и реализация административной реформы в Роскосмосе.

Кандидаты на должность первого заместителя руководителя космического агентства утверждаются главой правительства.

— Иванов пока еще не утвержден, поэтому кем он будет — первым, вторым или третьим замом, говорить рано, — пояснил «Известиям» Олег Остапенко.  

До того, как возглавить в Минобороны научно-исследовательское управление, Иванов в 2011–2013 годах был заместителем гендиректора ОАО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева по эксплуатации космических комплексов. В 1984–2008 годах он служил на космодроме Плесецк (последняя должность — замначальника космодрома по научно-исследовательской и испытательной работе), затем стал начальником организационно-планового управления вооружения Космических войск, а в 2009 году — начальником вооружения – заместителем командующего Космическими войсками (командующим тогда был Олег Остапенко) по вооружению.

— В нем соединились лучшие качества военного и гражданского специалиста, что бывает довольно редко, — рассказывает об Иванове его прежний руководитель, гендиректор и генконструктор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева Николай Тестоедов. — С одной стороны четкость, организованность, командный дух и умение выполнять то что заложено командой, а с другой — способность к анализу, к формированию своей точки зрения, готовность выслушивать мнения оппонентов до принятия решений. Показательно, что Иванов включен во все госкомиссии по космосу, как военного назначения, так и по гражданской продукции.

По словам Тестоедова, в период работы в ИСС Иванов отвечал за создание  подразделения компании в Москве. Оно взяло на себя всю работу с космодромами и Главным центром испытаний и управления космическими средствами в Голицыно-2.


3. Автомобилестроение.

 

Терра, 6 ноября 2013 г., С начала года АвтоВАЗ продал 443 тысячи автомобилей Lada

За 10 месяцев 2013 года АвтоВАЗ продал 443 тысячи автомобилей Lada. Это на 13 процентов, или 65 тысяч машин меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение продаж предприятие объясняет сложностями с логистикой и поставщиками; также мало способствует росту оборота продукции общая экономическая ситуация в стране. В рейтинге продаж октября лидируют Lada Granta, Lada Largus и Lada 4х4. Аутсайдером стала «классика» Lada 2104 - всего 22 проданные машины. Напомним, ОАО «АвтоВАЗ» входит в крупнейшую общественную организацию - Союз Машиностроителей России.

А также по теме:

Ведомости:

Lada перестала расти

 

Терра, 6 ноября 2013 г., Один из вице-президентов АвтоВАЗа лишился должности

Подписан приказ о снятии с должности вице-президента по производству ОАО «АвтоВАЗ» Игоря Дубровина (на фото). Как сообщили телекомпании «ТЕРРА» в пресс-службе ВАЗа, Дубровина перевели на должность вице-президента по производственным процессам, где он будет заниматься техническим развитием дочерних предприятий группы «АвтоВАЗ», выведенных в отдельные юридические лица.

Обязанности вице-президента по производству теперь исполняет главный инженер предприятия Сергей Урюпин.

Источники на ВАЗе считают, что кандидатуру нового вице-президента по производству предложил Бу Андерссон, который был утвержден в должности главы компании 4 ноября. До этого он возглавлял «Группу ГАЗ», где ему удалось добиться положительных финансовых результатов. В частности, для оптимизации Андерссон сократил примерно 50% управленческого персонала.

Отметим, что на этой неделе ВАЗ покидает и директор по внешним связям Игорь Буренков.

Напомним, ОАО «АвтоВАЗ» входит в крупнейшую общественную организацию - Союз Машиностроителей России.

 

4. Авиастроение.

        

Авиа­Порт.Ru, 6 ноября 2013 г., УМПО планирует до конца года изготовить прототипы деталей из жаропрочного алюминия

УМПО совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом и другими российскими вузами начало опытно-конструкторские работы по производству деталей из жаропрочных алюминиевых сплавов. ОКР ведутся в рамках программы реализации Постановления Правительства РФ 2010 г. № 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства". На данный момент исследования ведутся в двух направлениях. По первому из них совместно с Белгородским государственным университетом и НПП "Мотор" начато исследование материала для создания моноколеса газотурбинной электростанции из жаропрочного алюминия. Второе направление ориентировано на изменение свойств покрытий алюминиевого поршня (на базе несерийного поршневого двигателя, разработанного в УМПО). Исследование по преобразованию поверхности на определенную глубину для изменения прочностных свойств детали параллельно проводят кафедра двигателей внутреннего сгорания УГАТУ и Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".

До конца 2013 года технология изготовления прототипов должна быть полностью отработана и завершиться созданием макетов деталей и сборочных единиц.

Субсидия на внедрение программы по разработке и промышленному освоению технологий изготовления деталей из жаропрочных алюминиевых сплавов получена по третьей очереди реализации Постановления № 218 в 2012 г.

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в 2012 году составила 25 425 млн. рублей. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Башкортостанское региональное отделение которой с 24.01.2012 г. возглавляет управляющий директор ОАО "УМПО" А.В. Артюхов.

ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "Объединенная двигателестроительная корпорация"), другие активы. По итогам 2012 г. предприятия Корпорации произвели продукции и оказали услуг на сумму свыше 270 млрд. рублей.

 

Коммерсантъ, 7 ноября 2013 г., Авиакомпании предпочли импорт самолетов \\ Не дождавшись поставок от "Ростеха"

Вопрос о ввозных пошлинах на региональные самолеты привел к конфликту между "Ростехом" и авиакомпаниями. Госкорпорация, намеренная самостоятельно выпускать эти самолеты, и Минпромторг настаивают на заградительной пошлине в 20%. Но авиакомпании, поддерживаемые Минтрансом, требуют снятия пошлин: производство в России еще не налажено, а старых самолетов уже не хватает.

Вчера на совещании о перспективах развития малой авиации у Дмитрия Медведева был поднят вопрос о ввозных пошлинах на 72-местные турбовинтовые самолеты, которые сейчас составляют 20% (до середины 2014 года действует режим временного беспошлинного ввоза). Министр транспорта Максим Соколов рассказал, что отмена пошлин была рассмотрена на уровне правительства и внесена в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), но решение не принято, поскольку Минпромторг "ответственно заявил" о том, что такие самолеты планируется производить в России. По его оценкам, потребность в таких судах оценивается в 25 самолетов в год.

Но глава Минпромторга Денис Мантуров напомнил, что "Ростех" подписал соглашения с канадской Bombardier и франко-итальянской ATR Aircraft (СП EADS и итальянской Alenia Aermacchi). Выбор компании определится исходя из "лучших условий". Министр пообещал, что точка в этом вопросе будет поставлена до конца ноября. В результате уже в 2014 году СП сможет поставить 5 самолетов, а к 2016 году объем поставок составит 24 машины в год. Дмитрий Медведев отложил решение вопроса, заявив, что оно будет приниматься, когда станет понятно "состояние готовности к сборке соответствующих машин".

Возможность отмены пошлин на самолеты вместимостью до 72 кресел не старше 10 лет обсуждается с 2012 года. Власти рассчитывали за счет этого помочь региональным авиакомпаниям обновить парк, состоящий из устаревших Ан-24. До середины 2014 года ввозные пошлины действуют на самолеты до 50 кресел. Крупнейший эксплуатант региональных самолетов — "ЮТэйр", ее парк состоит в том числе из 20 ATR-72, 14 ATR-42, 15 CRJ-200. Средняя каталожная цена ATR-72 составляет $24 млн, пошлина увеличивает ее на $4,5 млн.

Министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев пояснил, что комиссия по согласованию с Россией отложила рассмотрение предложения о продлении временного ввоза до решения вопроса с запуском производства. Тогда станет понятна концепция развития региональной авиации (будет ли производство этих самолетов организовано на территории Таможенного союза, или их будут завозить из третьих стран).

В пресс-службе "Ростеха" "Ъ" сообщили, что переговоры с будущим партнером на финальной стадии. При принятии решения будет учтен целый ряд факторов, в том числе запрос российских авиакомпаний. Но в "Ростехе" отметили, что экономика проекта будет хуже, если пошлины отменят. "Если полностью открыть рынок для зарубежных самолетов, то госсубсидии, которые получают авиакомпании на обновление парка, будут уходить за рубеж",— уверены в госкорпорации. Собеседник в Минпромторге добавил, что отмена пошлин может привести не к покупке новых иностранных самолетов (которые де-факто уже раскуплены на несколько лет вперед), а к завозу подержанных судов.

Но авиакомпании выступают за немедленную отмену пошлин. Глава "Авроры" (новая дочерняя компания "Аэрофлота") Константин Сухоребрик заявил на совещании, что компаниям не хочется оказаться "заложниками Минпромторга". По его словам, ситуация в региональной авиации "уже перекалена", уже остановлены Ан-24 и Як-40, а других самолетов нет. Эту позицию поддержал гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, заявивший, что "авиакомпании должны быть готовы к началу эксплуатации" российских самолетов и для этого они уже должны начать ее.

Глава аналитической службы "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что спасти экономику проекта по сборке можно, ограничив срок подписания лизинговых контрактов (до конца 2014 года) и их длительность (не более трех-четырех лет): к началу производства компании будут вынуждены заменить ввезенные самолеты российскими или уплатить пошлины.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль