Журналисты республики изучили экономическую науку в рамках специального семинара
В Уфе прошел Второй Республиканский семинар по вопросам освещения экономической тематики и современным методам взаимодействия между пресс-службами субъектов экономики и СМИ, организованный Агентством по печати и СМИ РБ и Ассоциацией деловой и экономической журналистики РБ. Главным партнером мероприятия выступила АНК «Башнефть», партнером семинара стала также Группа компаний «Радуга». Семинар проходил в течение двух дней – 28 и 29 октября - на базе отдыха «Восход».
Практически все участники семинара сразу отметили его главное отличие от прошлогоднего первого такого мероприятия – за минувший год в рамках Ассоциации деловой и экономической журналистики РБ журналисты успели ближе познакомиться друг с другом и с интересными спикерами, обменяться контактами и, что самое главное, опытом, а также почувствовать значимость собственного мнения. Ведь для того, чтобы выступить перед ними, на встречи участников Ассоциации специально приезжали очень яркие персоны, интересные спикеры, журналистов были рады видеть на крупных предприятиях.
- Будьте смелее, концентрируйтесь на том, что у вас получается лучше, чем у других, ищите свои точки роста. Сейчас наступили такие времена, когда иначе карьеру строить не получится, - напутствовал участников семинара руководитель Агентства по печати и СМИ РБ Борис Мелкоедов.
- Сегодня зачастую востребованы уже не масс-медиа, а экспертные мнения, выполненные на высоком профессиональном уровне, этот стиль работы как раз находится в русле деятельности Ассоциации деловой и экономической журналистики РБ, - отметил заместитель руководителя Агентства по печати и СМИ РБ Марат Газизов.
Руководители ведущих СМИ региона в первый день семинара поделились опытом с коллегами и не удержались от упреков в адрес представителей некоторых пресс-служб, относящихся к своей работе, с их точки зрения, недостаточно ответственно. Об интересном опыте производства телепрограмм на экономические темы на средства грантов рассказал директор Башкирского спутникового телевидения Азамат Альмухаметов. А вот главный редактор информационного агентства «Башинформ» Шамиль Валеев и директор и главный редактор (в одном лице) ГУП «Издательский дом «Республика Башкортостан» Эльза Хорева, не сговариваясь, заявили, что, по их мнению, о наличии профессиональной деловой журналистики в Башкортостане пока говорить рано, поскольку подавляющее большинство материалов из этой области на поверку оказываются текстами, в откровенной или скрытой форме выполняющими заказ того или иного амбициозного бизнесмена или предприятия. Аудитория не во всем согласилась с выступающими, хотя в их словах, безусловно, была доля истины.
Тему поддержали заместитель генерального директора Международной Ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) Юрий Васюнькин и Эксперт Открытого правительства, член Правления московского отделения Союза журналистов России и исполнительный директор Финансового пресс-клуба Юрий Вороненков.
- Общество стало сегодня предельно манипулируемым, и это накладывает дополнительную отвественность на деятельность журналиста, - считает Юрий Вороненков. – Самая верная повестка журналиста – та, которую он формирует сам себе. Журналисту пришла пора стать уверенным в себе представителем экспертного сообщества, а не просто транслировать новости.
Доцент кафедры теории и экономики СМИ МГУ имени Ломоносова, кандидат филологических наук Андрей Вырковский на правах эксперта, профильного педагога и коллеги, разобрал на примерах типичные ошибки журналистов при работе с экономической информацией и предложил слушателям ряд эффективных методик получения интересных данных из открытых источников. Примечательно, что столь же любопытную информацию озвучивала в своем выступлении и Эльза Хорева, которая до редакторства в главной газете республики несколько лет трудилась корреспондентом информационного агентства «Интерфакс».
С журналистами охотно поделились накопленным опытом, высказали некоторые претензии и пожелания, а также благодарность за отличную работу представители пресс-служб различных ведомств и субъектов экономики.
Так, несколько критических замечаний и дельных советов высказал начальник Информационно-аналитического управления - пресс-службы администрации Уфы Аскар Фазлыев.
Столь же внимательно выслушала аудитория и рекомендации по взаимодействию, прозвучавшие от заместителя руководителя пресс-службы ОАО АНК «Башнефть» Сергея Вереземского, руководителя пресс-службы ООО «Башнефть – Сервисные Активы» Игоря Коновалова, начальника отдела по связям с общественностью ОАО «БЭСК» Марат Бикбаева, начальника Управления корпоративных коммуникаций ОАО «УМПО» Ирины Саковой и руководителя пресс-службы этого производственного объединения Екатерины Косых.
- Экономическая журналистика ценна, прежде всего, тем, что журналист подвигает власть или субъекты бизнеса к принятию важных и общественно значимых решений, - высказал свое мнение об уровне журналистики в Башкортостане Сергей Вереземский. – Тенденция к созданию холдингов муниципальных СМИ, по моему мнению, позволит журналистам заниматься исключительно своей творческой работой, не отвлекаясь на решение таких второстепенных хозяйственных вопросов. Выбор темы и фактуры – это личное дело самого журналиста, который должен отдавать себе отчет в том, что погоня за дешевым скандалом может обернуться потерей источника информации. Не говоря уже о судебных исках за клевету. Надо уметь придерживаться четкой позиции: не лить елей, но и не собирать всевозможную грязь.
Советник президента Торгово-промышленной палаты РБ Зульфия Халикова поделилась соображениями по поводу продвижения в СМИ инноваций в сфере малого и среднего бизнеса.
Игорь Коновалов, представляющий новое ООО «Башнефть – Сервисные Активы» пояснил причины отделения предприятия от АНК «Башнефть», как непрофильного для нефтяной компании бизнеса, но при этом «Башнефть» останется его основным заказчиком.
Марат Бикбаев поделился с журналистами своими рекомендациями по пропаганде идеи энергосбережения.
Ирина Сакова и Екатерина Косых пригласили прессу к более активному информационному взаимодействию, ведь УМПО теперь стало центром огромного холдинга федерального значения – Дивизиона «Двигатели для боевой авиации».
Своеобразным итогом семинара стало обращение к журналистам вице-премьера регионального правительства Евгения Маврина.
- Я хотел бы призвать вас к сценарному мышлению – важно объяснить аудитории, почему было принято то или иное правительственное решение и к каким последствиям для экономики Башкирии это приведет, - уточнил Евгений Маврин. – Конечно, у деловой журналистики есть свои риски, есть серьезная конкуренция, на информационное поле, если оно не занято, могут прийти представители изданий из Москвы и других регионов. Полагаю, что нам необходимо выработать разумную тактику информационного взаимодействия, которая помогла бы и нам, и вам конструктивно решать текущие задачи.
Журналисты предложили чиновникам экономического блока правительства РБ чаще встречаться с прессой. Готовой площадкой для такого конструктивного общения, кстати, является Ассоциаций деловой и экономической журналистики РБ, деятельность которой будет непременно продолжена в будущем году.