Новости СоюзМаш России

31.10.2013

Информационный обзор прессы 31.10.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

31 октября 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 31 октября 2013 г., Минпромторг готов объединить предприятия военной промышленности \\ В ведомство передан проект объединения казенных предприятий боеприпасов и спецхимии и преобразования их в ОАО

 

Амур.инфо, 31 октября 2013 г., В Госдуме сомневаются в своевременном вводе в эксплуатацию космодрома Восточный

А также по теме:

ТПП-Информ:

Космодром «Восточный»: бюджет ломает планы

 

Хорошие новости, 31 октября 2013 г., В Москве начала свою работу 16-я Международная выставка машиностроения и металлообработки Mashex

 

Терра, 30 октября 2013 г., Осеннее недоумение: уже второй год постоянное "летнее время" вносит сумятицу в умы россиян

А также по теме:

Росинформбюро:

Владимир Гутенев: уже второй год постоянное летнее время вносит сумятицу в умы россиян

Курсор:

Die Presse: в России не знают, что делать с круглогодичным летом

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИАновости, 30 октября 2013 г.,Космические войска запустили ракеты С-300 и С-400 во время проверки

 

РИАновости, 31 октября 2013 г., Минобороны отрицает, что в его Общественном Совете нет ветеранов войн

 

Невское время, 31 октября 2013 г., Роскосмос ждут перемены \\ Дмитрий Медведев уволил заместителя руководителя Федерального космического агентства Александра Лопатина. Кадровые перемены в Роскосмосе начались после того, как Владимира Поповкина на посту главы агентства сменил Олег Остапенко. 

 

3. Автомобилестроение.

 

Autodr.ru, 31 октября 2013 г., В 2014 году появится «крутой» вариант Lada Kalina

А также по теме:

Motor­Page.Ru:

«АвтоВАЗ» обещает сделать новую Lada Kalina Sport настоящим спорткаром

 

Finam.Ru, 31 октября 2013 г., Российский рынок открылся снижением, в аутсайдерах - ТГК-2, "Норникель", "МРСК Центра и Приволжья", "АВТОВАЗ", "КАМАЗ"

 

4. Авиастроение.

 

Аргументы недели, 31 октября 2013 г., Агитаторы «за авиапром» \\ В зале учёного совета МГТУ им. Н.Э. Баумана при полном аншлаге состоялась встреча руководителей предприятий авиационного двигателестроения России и Украины с преподавателями и студентами двигателестроительных специальностей университета.

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 31 октября 2013 г., Минпромторг готов объединить предприятия военной промышленности \\ В ведомство передан проект объединения казенных предприятий боеприпасов и спецхимии и преобразования их в ОАО

Министерству промышленности и торговли был передан системный проект объединения испытательных полигонов и промышленных предприятий по производству боеприпасов. Он поможет объединить федеральные казенные предприятия и сменить форму организации в короткий срок и с наименьшими рисками. В соответствии со «Стратегией развития и реформирования промышленности боеприпасов и спецхимии на период до 2015 года» реструктуризация должна осуществиться в ближайшие два года. Однако в ведомстве сообщили, что объединение предприятий на ближайшее время не запланировано.

Начальник отдела экономического анализа Минпромторга Павел Родных рассказал «Известиям», что системным проектом предусмотрены различные варианты объединения и преобразования предприятий.

— Основной целью работы было создание макетов — каким образом будет нужно поступать, если будет принято решение, что это необходимо. Рассматривается возможность, различные вариации того, что можно сделать с ФКП — произвести слияние, преобразовать их в ОАО и объединить либо ликвидировать. Однако иногда целесообразнее провести оптимизацию за счет слияния, — сообщил Павел Родных.

Проект, подготовленный ОАО «Расчет», учитывает возможные риски реорганизации и указывает оптимальный путь поддержки казенных предприятий. Павел Родных пояснил, что, несмотря на теоретическую разработанность вопроса, осуществить переход на практике пока никто не решается — при смене формы организации может произойти и смена руководства, что не всегда хорошо отражается на работе предприятия.

— Когда на высоком уровне будет принято решение, что необходимо какое-то преобразование или слияние, будут пользоваться данными макетами для минимизации рисков. Есть понимание, что это полезно, однако реальных подвижек никаких нет — предприятия крупные, на них работает много людей, риски большие, — сказал Павел Родных.

Представитель Минпромторга пояснил, что ведомство не спешит с объединением также и из-за формальностей оформления документов.

— При любом слиянии, ликвидации или реорганизации нужно технико-научное обоснование — почему это надо делать, почему будет лучше, чем есть. После этого нужно изучить имущество предприятия, трехлетний план деятельности, составить передаточный акт, — добавил Павел Родных.

Как рассказали «Известиям» в ОАО «Расчет», макет системного проекта был составлен на примере объединения четырех федеральных казенных предприятий.

— Рассматривалось четыре таких варианта: макет присоединения или ликвидации ФКП «Новосибирский завод измерительных приборов» к ФКП «НИИ геодезии», преобразование ФКП «Нижнетагильский институт испытаний металлов» в ОАО с дальнейшей передачей его «Уралвагонзаводу» и преобразование ФКП «Пензенский пороховой завод» в ОАО с дальнейшей передачей в «Ростехнологии», — сообщил представитель ОАО «Расчет» Мария Кузнецова.

Она пояснила, что в документе были даны рекомендации, какие нормативные документы нужно собрать предприятию и какие будут задействованы законодательные акты.

Также Мария Кузнецова сообщила, что в ходе исследования ликвидация предприятий была признана невыгодной для государства, а пользу должно принести именно объединение — у предприятий схожие продуктовые линейки, они являются поставщиками и подрядчиками друг друга, за счет чего снизятся затраты на привлечение внешних исполнителей.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по промышленности Владимир Гутенев выразил уверенность, что смена формы управления и объединение предприятий отрасли завершаться за два года.

— Это завершится в ближайшие два года — оптимизационные шаги по переформатированию активов боеприпасной отрасли как акционерных обществ с различной формой участия, так и принадлежащих «Ростеху», либо казенных предприятий. Все эти активы должны быть консолидированы, и должна быть утверждена стратегия развития, — сказал Владимир Гутенев.

Эксперт сообщил, что шаги Минпромторга стоит не просто одобрить, а обозначить как единственную возможность сформировать конкурентоспособную боеприпасную промышленность.

— С одной стороны, есть избыток промышленных мощностей, даже несмотря на то, что не реализована до конца программа утилизации боеприпасов, в чем отрасль просто обязана активно поучаствовать. С другой стороны, на большинстве предприятий, несмотря на программу техперевооружения, серьезно устарело оборудование, — сказал Владимир Гутенев.

По его мнению, такая ситуация сложилась в результате неумелых действий руководства Министерства обороны во времена Сердюкова.

— В течение последних лет, когда ведомством руководил Сердюков, рентабельность предприятий была крайне низка. Участвовать в программах Минпромторга по техническому перевооружению, где предполагалось софинансирование государства и предприятия, в этих условиях предприятия не могли, — считает Владимир Гутенев.

Как сообщил представитель Минпромторга, всего на сегодняшний момент ведомству подчиняются 23 предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Амур.инфо, 31 октября 2013 г., В Госдуме сомневаются в своевременном вводе в эксплуатацию космодрома Восточный

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв направил депутатский запрос вице-премьеру российского правительства Дмитрию Рогозину в связи с угрозой срыва ввода в эксплуатацию космодрома Восточный, сообщает «Интерфакс». Парламентарий просит Рогозина – как куратора космической отрасли и инициатора её реорганизации – «провести оценку текущего бюджетного обеспечения строительства космодрома Восточный».

Проект бюджета на 2014-2016 годы предполагает сокращение финансирования космической отрасли, что может помешать выполнению указа президента РФ «О космодроме Восточный», в соответствии с которым первый старт с амурского космодрома планируется в 2015 году, и привести к задержке на несколько лет сдачи в эксплуатацию объектов первой очереди.

«ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" и без того недофинансирована на 12,5 миллиарда рублей, а в соответствии с предлагаемым бюджетом объём выделяемых средств будет сокращён ещё почти на 5 %», – отмечает депутат. В связи с этим Гутенёв просит Дмитрия Рогозина оказать содействие в корректировке соответствующих бюджетных показателей.

Как сообщало Амур.инфо, в конце августа Рогозин раскритиковал исполнение двух поручений правительства РФ по строительству космодрома Восточный и потребовал их исполнения в кратчайшие сроки. В ответ на это замдиректора «Спецстроя РФ» Александр Бусыгин заявил, что отставание от графика строительства отдельных объектов космодрома Восточный достигает двух месяцев и объяснил это поздней выдачей Роскосмосом рабочей документации для строительства и нерешённых вопросов по ценообразованию при строительстве объектов. При этом замдиректора «Спецстроя» подчеркнул, что Восточный в любом случае будет сдан в срок. «У нас нет других вариантов, мы обязаны обеспечить пуск первой ракеты в 2015 году», – заявил Александр Бусыгин.

Позже премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении нового руководителя Роскосмоса. Возглавлявшего ранее ведомство Владимира Поповкина сменил бывший замминистра обороны Олег Остапенко.

А также по теме:

ТПП-Информ:

Космодром «Восточный»: бюджет ломает планы

 

Хорошие новости, 31 октября 2013 г., В Москве начала свою работу 16-я Международная выставка машиностроения и металлообработки Mashex

29 октября в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» начали свою работу 16-я Международная выставка машиностроения и металлообработки Mashex и 12-я Международная выставка «Насосы. Компрессоры. Арматура. Приводы и двигатели».

На Выставке Mashex представлены свыше 100 компаний из 9 стран мира, которые продемонстрируют новейшие современные технологии в машиностроении, металлорежущие станки, кузнечно-прессовое оборудование, КИП, инструменты, лазеры, комплектующие изделия и другое.
Приветственное слово к участникам, гостям и делегатам от имени Гутенева Владимира Владимировича, Первого вице-президента Союза машиностроителей России, Президента Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», Первого Заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности зачитал Владимир Васильевич Сметана, Председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России, Вице-президент по стратегическому развитию ГК ФИНВАЛ.

Безусловно, мероприятий такого формата способствуют развитию промышленного потенциала страны, позволяют проводить эффективную модернизацию предприятий и тем самым повышать их конкурентоспособность.

На торжественной церемонии открытия выступили Михаил Эдуардович Башелеишвили, Генеральный директор Международной выставочной компании MVK в составе Группы компаний ITE, Кабищев Борис Игоревич, Начальник Управления промышленной политики Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Кабанов Борис Сергеевич, Председатель Совета главных механиков предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России и СНГ, господин Гия Ван Дорслер, Генеральный секретарь Европейской ассоциации производителей насосов Europump, Караханьян Владимир Карпович, Президент Российской ассоциации производителей насосов, Галеркин Юрий Борисович, Председатель Ассоциации компрессорщиков и пневматиков, госпожа Изабелла Трезер, Официальный представитель Немецкого павильона и Ассоциации производителей арматуры в составе Союза немецких машиностроителей VDMA.

 

Терра, 30 октября 2013 г., Осеннее недоумение: уже второй год постоянное "летнее время" вносит сумятицу в умы россиян

На минувших выходных жители всей Европы перевели стрелки своих часов на один час назад. Вместе с ними вплоть до 2011 года к поясному времени (а именно возврат к поясному, географическому времени предусматривал осенний перевод часов) возвращалась и Россия, но с марта 2011 года наша страна живет в «вечном лете», как называют некоторые журналисты отмену декретного времени. Однако отголоски устоявшейся на протяжении почти 80 лет системы дают о себе знать до сих пор: из-за перевода часов в Европе у нас изменяется расписание движения некоторых видов транспорта, становясь менее удобным для жителей. А автоматический перевод времени на гаджетах добавляет неудобства россиянам.

По мнению первого заместителя председателя Комитета ГД по промышленности, первого вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира Гутенева, исправить ситуацию способно только возвращение «зимнего времени», законопроект о котором уже направлен для рассмотрения Госдумой. Напомним, причиной для этого явилось множество обращений избирателей, которые буквально засыпали депутата просьбами о возвращении времени. И на сегодняшний момент эту инициативу Гутенева поддержали уже почти 40 депутатов из всех парламентских фракций. Парламентарии, присоединившиеся к законопроекту, в основном представляют интересы тех регионов, где переход на круглогодичное "летнее время" вызвал серьезные изменения в режиме трудового дня. 

По словам Владимира Гутенева, было проведено исследование, в котором медики подсчитали, что двухчасовая разница между поясным и реальным временем, которая существует сегодня в некоторых регионах, снижает работоспособность взрослых и качество учебы детей. Вставать в осеннее и зимнее время многим жителям страны приходится на несколько часов раньше восхода солнца. «Принятие нашего законопроекта позволит решить проблему позднего утра и раннего вечера и понизить градус недовольства жителей», - отмечает автор законопроекта, подчеркивая, что круглогодичное время введено только в России.

Действительно, как показали события минувших выходных, диссонанс между временем в России и Европе послужил причиной путаницы на некоторых видах транспорта. Так, РЖД уже изменило расписание движения некоторых поездов с Киевского и Белорусского вокзалов, также изменилось расписание международных рейсов, пригородных электричек и т.п. Кроме того, люди столкнулись с тем фактом, что их гаджеты – сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры – переводят часы в соответствии с Европейской системой исчисления времени, что вносит дополнительную сумятицу в рабочий график.

По мнению Гутенева, скорейшее принятие законопроекта «О зимнем времени», помимо очевидных плюсов для здоровья граждан, способно исправить ситуацию и с возникающей уже на протяжении двух лет осенней путаницей. «Осенняя пора является и так достаточно стрессовым временем года, и дополнительная неразбериха, связанная с изменением устоявшегося расписания, автоматическим переводом стрелок, добавляет беспокойства нашим согражданам. И все это происходит на фоне кромешной тьмы по утрам и раннего вечера, наступающего в четыре часа дня. Зачем усиливать стресс, если можно в короткие сроки вернуть людям день, а с ним и спокойствие, хорошее настроение и, самое главное, здоровье», - заметил Владимир Гутенев.

А также по теме:

Росинформбюро:

Владимир Гутенев: уже второй год постоянное летнее время вносит сумятицу в умы россиян

Курсор:

Die Presse: в России не знают, что делать с круглогодичным летом

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИАновости, 30 октября 2013 г.,Космические войска запустили ракеты С-300 и С-400 во время проверки

Боевые стрельбы зенитными ракетными комплексами прошли в рамках очередной внезапной проверки боеготовности сил ядерного сдерживания, Воздушно-космической обороны, флота и Дальней авиации России.

Подразделения войск Воздушно-космической обороны (ВКО) в среду выполнили боевые стрельбы зенитными ракетными комплексами С-300 "Фаворит" и С-400 "Триумф" на полигоне Капустин Яр (Астраханская область) в рамках внезапной проверки сил ядерного сдерживания, Воздушно-космической обороны, флота и Дальней авиации России, сообщает Минобороны.

Очередная внезапная проверка боеготовности прошла под руководством президента Владимира Путина — верховного главнокомандующего Вооруженными силами РФ.

"Одновременно, в рамках внезапной проверки, на полигоне "Ашулук" проведены стрельбы зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С". Боевые расчеты зенитных ракетных систем С-300 "Фаворит", С-400 "Триумф" и зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С" выполняли задачи по прикрытию условного района в условиях сложной помеховой обстановки", — говорится в сообщении.

Подразделения ВКО во время внезапной проверки успешно отразили учебный массированный ракетный авиационный удар условного противника.

"В ходе отражения учебного налета подразделениями ВКО уничтожено более 15 ракет-мишеней, имитирующих аэродинамические и баллистические цели в различных диапазонах высот и скоростей", — сообщает Минобороны.

С приходом Сергея Шойгу на пост министра обороны ведомство возобновило практику внезапных проверок российской армии, которые позволяют объективно оценить уровень боеготовности Вооруженных сил и наметить пути решения существующих проблем.

 

РИАновости, 31 октября 2013 г., Минобороны отрицает, что в его Общественном Совете нет ветеранов войн

В четверг некоторые СМИ опубликовали информацию о том, что в составе Общественного совета при военном ведомстве отсутствуют ветераны Великой Отечественной войны или участники афганской и чеченской войн.

Минобороны РФ опровергло опубликованную в четверг некоторыми СМИ информацию о том, что в составе Общественного совета при военном ведомстве отсутствуют ветераны Великой Отечественной войны или участники афганской и чеченской войн.

"Чтобы убедиться <…>, автору материала достаточно было открыть соответствующий раздел "Общественный совет" на официальном сайте военного ведомства или обратиться за разъяснениями", — говорится в сообщении.

По данным Минобороны, заместителем председателя Общественного Совета при военном ведомстве является президент Академии военных наук, участник Великой Отечественной войны генерал армии Махмут Гареев. Он же в конце восьмидесятых годов являлся военным советником верховного главнокомандующего вооруженными силами Республики Афганистан.

Также в списке ветеранов и участников войн — Герой Советского Союза Валерий Востротин, прошедшие афганскую войну Андрей Чепурной и генерал-полковник Сергей Маев, участник чеченской войны Александр Макеев.

"В Общественный Совет при Минобороны России входят и другие не менее легендарные личности, проявившие в ходе своей военной службы героизм и совершившие подвиги, за которые были удостоены высокими государственными наградами и пользующиеся настоящим авторитетом у действующих военнослужащих Вооруженных Сил и общественности", — отметили представители военного ведомства.

 

Невское время, 31 октября 2013 г., Роскосмос ждут перемены \\ Дмитрий Медведев уволил заместителя руководителя Федерального космического агентства Александра Лопатина. Кадровые перемены в Роскосмосе начались после того, как Владимира Поповкина на посту главы агентства сменил Олег Остапенко. 

Необходимость в реструктуризации космической отрасли назрела давно: ещё несколько лет назад правительством была поставлена задача разработать новую структуру Роскосмоса. Тогда его возглавлял Владимир Поповкин. Изначально именно ему предназначалось выполнение этой задачи, но за два с лишним года это сделать не удалось: Поповкин и руководство страны не пришли к единому мнению, как именно должна проходить реструктуризация.

Затем дело передали вице-премьеру правительства Дмитрию Рогозину. Его команда подготовила проект новой структуры Федерального космического агентства. Теперь вся наша космонавтика будет делиться на две части. Одна из них – это собственно Роскосмос, за которым останутся функции госзаказчика, формирующего космическую программу и контролирующего произведённую продукцию. За Роскосмосом сохраняется и роль главного эксплуатанта – управляющего действующими космическими объектами. Вторую же часть будет представлять Объединённая ракетно-космическая корпорация (ОРКК), в которую войдут все отечественные предприятия – производители космической техники. Как известно, новую структуру организации обычно внедряют новые люди. Поэтому появилась кандидатура генерала Олега Остапенко.

На самом деле и бывший, и нынешний глава космического ведомства в профессиональном плане обладают схожей «наследственностью»: оба работали замами у министров обороны, оба возглавляли профильные космические вой-

ска РФ. Но у Остапенко есть, пожалуй, одна отличительная особенность: он не только прекрасно знаком с отраслью и обладает всей необходимой квалификацией, но ещё и является прекрасным организатором. Поэтому, на мой взгляд, фигура Олега Остапенко как главы агентства идеально подойдёт для проведения запланированной реструктуризации. Он уже успел зарекомендовать себя как честный, порядочный и вдумчивый профессионал, который не рубит сплеча, не увольняет поголовно всех после каких-либо неудач.

А вот главой ОРКК правительство намерено назначить бывшего директора АвтоВАЗа Игоря Комарова. И вот это как раз вызывает некоторые опасения. Этот человек не имеет никакого представления о космической отрасли, всю свою карьеру он занимался другими вещами. Поэтому, видимо, и появилось распоряжение Дмитрия Медведева о назначении Комарова заместителем Остапенко.

Сильной стороной Комарова являются его прекрасные управленческие навыки – то, что принято сейчас называть «эффективным менеджментом». Не думаю, что он на своём посту будет непосредственно внедряться в производство и разработку космической техники. Его главной задачей станет решение вопросов по «огосударствлению» разрозненных предприятий отрасли и объединению их в единую корпорацию. Таким образом, за ним закрепится юридическая и финансовая сторона этого непростого процесса реструктуризации.

Что же касается формирования собственной кадровой обоймы и вливания так называемой «новой крови», то в космической отрасли это представляет определённую трудность. Привести свою команду в Роскосмос у предыдущего главы Владимира Поповкина так и не вышло, ведь решения по назначению на все ключевые должности принимает не глава ведомства, а премьер-министр или президент. Видимо, между ними и Поповкиным были какие-то разногласия, и быстро сформировать новую команду профессионалов не получилось. В результате у него в отрасли появилась сильная оппозиция, которая была не согласна с его предложениями. Это стало одной из причин неудачи реформирования отрасли под руководством Поповкина.

С чего следует начать обновление отрасли? Прежде всего на всех предприятиях Роскосмоса необходимо наладить внятную и эффективную систему контроля качества. И эта структура должна быть абсолютно независима от подконтрольного предприятия. Пока же на наших производствах работает система контроля по советскому образцу. При этом уровень полномочий нынешней военной приёмки несравним с тем, который был за ней закреплён в советское время. На каждом предприятии такая приёмка – своя, и все понимают, чем это чревато. Система контроля качества должна быть независимой и подчиняться непосредственно одному из замов Роскосмоса, чтобы она могла остановить любой производственный процесс до выяснения нарушения технологий, обнаруживать которые должны квалифицированные эксперты, а не «свои» люди с предприятия.

Наладить новую систему контроля можно достаточно быстро, и это будет серьёзным шагом на пути улучшения отрасли. Сформировать под это бюджет и рабочие места, найти специалистов вполне возможно и за полгода. А вот столь необходимое переоснащение технической базы предприятий – решение на долгую перспективу. В последние 15 лет большинство наших заводов ничего нового себе не покупало: ни станков с программным управлением, ничего. Грустно говорить, но там и вправду «каменный век» царит.

Больным вопросом остаётся и квалификация специалистов. Откуда сегодня брать грамотных слесарей и опытных такелажников, если они не идут работать в отрасль из-за низких зарплат? Наблюдается и дефицит инженеров. На то, чтобы решить кадровую проблему в отрасли, у Роскосмоса уйдёт не один год.

 

3. Автомобилестроение.

 

Autodr.ru, 31 октября 2013 г., В 2014 году появится «крутой» вариант Lada Kalina

Свежая версия Lada Kalina будет выполнена в спортивной модификации. Ее производство будет осуществляться на ООО «ЛАДА Спорт» — дочерней компании АвтоВАЗа. Такая информация представлена представителем автомобильного гиганта в Тольятти.

Новая версия Lada Kalina Sport получит внешность раллийной модели. «Выпускаться автомобили Lada Kalina Sport на ООО «Лада Sport», согласно имеющихся планов, будет уже начиная с будущего 2014 года», — поведал источник из АвтоВАЗа.

Вполне вероятно, что новая «спортивная» версия новоявленной «Калины» будет комплектоваться 1,6-литровым силовым агрегатом, мощность которого будет составлять порядка 135 л.с. Если сравнивать, то нынешняя Lada Kalina Sport имеет также 1,6-литровый мотор, который способен выдать не более 98 л.с.

Относительно предполагаемых для новинки ценах в настоящее время не сообщается, но, скорее всего, вряд ли данный автомобиль можно будет отнести к разряду доступных. В частности, Lada Granta Sport покупателям предлагается по 459 тыс. рублей, хотя автомобиль комплектуется менее сильным мотором в 120 л.с.

А также по теме:

Motor­Page.Ru:

«АвтоВАЗ» обещает сделать новую Lada Kalina Sport настоящим спорткаром

 

Finam.Ru, 31 октября 2013 г., Российский рынок открылся снижением, в аутсайдерах - ТГК-2, "Норникель", "МРСК Центра и Приволжья", "АВТОВАЗ", "КАМАЗ"

Российский рынок открылся снижением. На старте торгов рублевый бенчмарк ММВБ снижается на 0,84% и находится у отметки 1503,26 пункта. Долларовый РТС теряет 1,18% и торгуется на уровне 1475,54 пункта.

В аутсайдерах в первые минуты торгов оказались: ТГК-2 (-3,5%), "Норникель" (-2,94%), "МРСК Центра и Приволжья" (-1,75%), "АВТОВАЗ" (-1,56%), "КАМАЗ" (-1,43%).

Лучше рынка выглядят бумаги ТГК-14 (+7,59%), "префы" "Татнефти" (+0,34%), АФК "Система" (+0,14%).

Перед открытием российской торговой сессии внешний фон складывался умеренно негативный. Вчера в 22:00 мск было опубликовано решение ФРС США по монетарной политике. Регулятор ожидаемо оставил базовую процентную ставку на уровне 0-0,25%, также без изменений остался и объем выкупа ценных бумаг. Федрезерв выразил готовность проводить гибкую монетарную политику до тех пор, пока безработица в стране будет выше 6,5%, кроме того, американский регулятор озабочен слишком низким уровнем инфляции. Несмотря на то, что фактических изменений не произошло, комментарий оказался не настолько "голубиным", как ожидалось, что спровоцировало снижение американских индексов. Утром к ним присоединились и азиатские площадки, дополнительно удрученные плохой статистикой из Японии. Нефть с утра тоже сдавала позиции.

На валютном рынке ММВБ стоимость бивалютной корзины выросла на 7 коп. и торгуется у отметки 37,4258 рубля. Доллар дорожает на 6,9 коп. и стоит 32,087 рубля, евро прибавляет в цене 7,8 коп. и достиг отметки 43,954 рубля.

 

4. Авиастроение.

        

Аргументы недели, 31 октября 2013 г., Агитаторы «за авиапром» \\ В зале учёного совета МГТУ им. Н.Э. Баумана при полном аншлаге состоялась встреча руководителей предприятий авиационного двигателестроения России и Украины с преподавателями и студентами двигателестроительных специальностей университета.

За здравие или за упокой?

Большой зал, просторный! Студенты и аспиранты – на камчатке, в первых рядах – профессура, преподаватели. Первый проректор – проректор по науке Владимир Зимин, привычно оговариваясь, называет МГТУ (Московский государственный технический университет) по-старому – МВТУ (Московское высшее техническое училище). Он сразу объяснил, почему встреча состоялась именно здесь, а не в специализированном авиационном вузе:

– МВТУ, а ранее Императорское Московское техническое училище, на протяжении всей своей истории связано с авиацией, с момента её зарождения. Здесь преподавал один из «отцов» авиационной науки профессор Н.Е. Жуковский. В 1908 году сюда поступил Андрей Николаевич Туполев и стал одним из создателей Воздухоплавательного кружка, основанного профессором. Впоследствии здесь же уже сам Туполев руководил дипломной работой Сергея Павловича Королёва.

И правда, перечислять знаменитых выпускников «Бауманки» не хватит места на газетной полосе. Их имена запечатлены в названиях самолётов и двигателей. Интересно, что сказали бы Мясищев, Микулин, Климов и другие гиганты-авиаконструкторы о сегодняшних безликих «кластеростроителях» и анонимных «центрах компетенций»?

Виктор Чуйко, бессменный президент Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) и инициатор мероприятия, подхватил тему у Зимина:

– Когда я знакомился с историей авиации, меня поразило, что всё наиболее значительное, что связано с авиационной промышленностью, создано в МГТУ. Самые заметные личности либо учились, либо преподавали в университете.

Бывший замминистра авиационной промышленности СССР не без юмора представил молодёжи АССАД и время её создания:

– АССАД создана ещё в Советском Союзе, в тот период, когда к руководству страны со Ставрополья пришёл выдающийся помощник комбайнёра. Стало ясно, что экономика разваливается, поэтому руководители предприятий авиационного двигателестроения решили создать собственное профессиональное сообщество. Всё начиналось с 57 предприятий и организаций СССР. Сегодня к российским и украинским участникам примкнули белорусы, американцы, канадцы, французы, немцы. Членами ассоциации стали четыре университета – Самарский аэрокосмический, Рыбинский, МГТУ и Казанский авиационный.

В то время когда политики растаскивали на куски советскую империю, профессионалы отрасли, напротив, выстраивали кооперационные связи на новых принципах. Именно поэтому и сейчас в украинских авиадвигателях до 70% российского участия – материалы, технологии, детали и агрегаты.

Но Чуйко далёк от мысли, что всё у нас безоблачно и замечательно, как это пытаются представить гражданам страны чиновники и министры:

– Кризис в авиастроении не преодолён, объёмы продукции в разы меньше прежних показателей. В советское время мы выпускали от 10 до 11 тысяч двигателей в год. Сейчас, без Украины, – максимум 700. Пассажирских самолётов строили 300. Сегодня нам рапортуют: «Увеличили производство в два раза»! Да, в два, с 10 штук до 20. А нужно строить сотни самолётов, и тогда они станут конкурентоспособными, в том числе и по стоимости.

С Чуйко не поспоришь – по всем показателям власть застолбила другой, убийственный для авиапрома сценарий. Декларативно-громкие заявления о выводе отечественной продукции на мировой рынок соседствуют с утерей «критических» технологий и ставкой на отвёрточную сборку. Тем, кто с этим не согласен, лучшим примером будет автопром. У кого, кроме таможенников и чиновников Минпромторга, повернётся язык назвать российскими сотни тысяч БМВ, «тойот», «фольксвагенов» и десятки других марок, собранных на российских просторах из импортных машинокомплектов? Ладно, в автопроме мы ещё в 80-е годы упустили шанс пересадить граждан страны на современные и качественные легковые машины собственной разработки (к технике «двойного назначения» – тягачам, вездеходам, грузовикам и по сей день трудно придраться). Но, в отличие от автопрома, интеллектуальные и производственные ресурсы в те времена крутились как раз в аэрокосмической отрасли, где нашу конкурентоспособность никто под сомнение не ставил. Лётчик-испытатель ГосНИИ ГА Рубен Есаян свидетельствует – на первом широкофюзеляжном 350‑местном отечественном лайнере Ил-86, в народе их называли «аэробусами», за всё время эксплуатации лишь дважды случался отказ двигателя НК-86. Завидная надёжность, о такой и сегодня мечтают все мировые производители – достойный пример.

За романтиков!

Сейчас только ленивый не критикует вузы за низкое качество подготовки специалистов. Но Чуйко не совсем согласен с этим тезисом:

– Подготовка во многом зависит от мотивации. По собственному опыту знаю – после окончания института я три года фактически учился профессии. А тут посмотрел учебную базу на факультете энергомашиностроения и, к сожалению, сделал вывод такой: недорабатываем мы с вузами по части взаимодействия. Например, есть вполне современный двигатель АЛ-31 истребителя Су-27. Но он в собранном виде, не в разрезе. Мало что можно увидеть и чему научиться.

Или, там же, АИ-24, который выпускался с начала 60-х. Отличный двигатель для своего времени – но для учёбы надо иметь и что-то посвежее. Похоже, президент украинского АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сучебной базой «Бауманки» ознакомился заранее. Он передал МГТУ разрезной макет двигателя АИ-9, а также в электронном виде трёхмерные разрезы самых современных двигателей – АИ‑20, АИ‑25, АИ-222, Д‑36, Д-18, ТВ3‑117 с техническими описаниями: «Только учитесь, школа не должна прерываться».

Хитрые узбеки сначала объявили о ликвидации Ташкентского авиазавода, а теперь одумались и решили продолжить производство: Ил-114 – выгодный товар

После встречи студенты, стараясь быть незаметными, подходили к представителям «Мотор Сич» и интересовались возможностью побывать на практике в Запорожье. Интересно же будущим специалистам и конструкторам узнать, как надо работать по-настоящему, развивая собственное производство, обновляя и модернизируя модельный ряд. Один моторостроительный завод в Запорожье производит газотурбинных двигателей больше, чем все многочисленные предприятия России.

В понедельник Вячеслав Богуслаев, высочайший профессионал, бескомпромиссный боец за родной авиапром, в том числе и российский, отпраздновал юбилей – 75 лет. Редакция «АН» присоединяется к поздравлениям. Романтик авиации громогласен и слегка глуховат, как все двигателестроители, гонявшие на стендах оглушающе громкие моторы, зато строен и быстр на зависть молодым. И продолжает энергично тащить в свою индустрию юных и талантливых. В том числе из нашей страны – не вечно же Россия будет кормиться за нефтедоллары с руки «дающей», надо и самим что-то делать. Очень точно о Вячеславе Александровиче сказал Роман Гусаров, главный редактор отраслевого портала Авиа.ру: «Сильная личность, второго такого нет на всём постсоветском пространстве. Нам бы в России двух таких Богуслаевых (одного в руководство ОДК, второго – в ОАК), решили бы все проблемы за кратчайшие сроки».

Михаил Погосян – фигура №1 в нашем авиастроении. Но, увы, со знаком «минус». Минус Ту-334, Ил-114, Ил-96, Ту-204… А вот гигант со знаком «плюс» – это Вячеслав Богуслаев. Ни в коем случае не стоит их сталкивать, но факты упрямая вещь.

Авиапрому предложено заткнуться

Как показывают события прошедшей недели, пока просвета нет. Акционеры национального авиаперевозчика «Аэрофлот» одобрили сделку и условия покупки 50 самолётов Boeing 737 NG, 22 лайнеров Airbus А350 и пяти лайнеров Airbus A320-200. Национальные марки «национального авиаперевозчика» принципиально не интересуют. У него из 120 самолётов в российском реестре находятся всего шесть Ил-96 и десять «Сухой Суперджет-100». В целом же более 500 дальнемагистральных самолётов российских авиакомпаний зарегистрированы в офшорах. Они не могут быть на законных основаниях переданы Минобороны России в период мобилизации. С похожей ситуацией уже столкнулся Военно-морской флот – суда, необходимые для переброски воинских грузов, вроде и наши, а ходят под чужими флагами. Случись повтор Карибского кризиса 1962 года, везти технику, ракеты и личный состав будет не на чем – фрегаты и корветы для этого не приспособлены.

Минпромторг отказался от обнуления таможенных пошлин и НДС на ввоз турбовинтовых пассажирских самолётов вместимостью до 72 кресел. Казалось, ОАК наконец навалится и организует массовое производство Ил‑114 и Ан-140. Заодно вспомнит о Бе‑32. Он меньшей размерности, но для российских «направлений» и грунтовых полос – самое то.

Но нет, оказывается, финт с пошлинами сделан исключительно для того, чтобы простимулировать канадскую «Бомбардье» (Bombardier) и АТR – франко-итальянскую дочку концерна «Эрбас» (Airbus), побыстрее организовать в Ульяновске сборочное производство региональных турбовинтовых самолётов DHC-8 Q400 и ATR-72. И никакого трансферта технологий, кроме сборочных. Опять «отвёртка», опять не у дел отечественные поставщики комплектующих изделий и двигателестроители. Стоит отметить, идеологи «отвёртки» кивают на советское прошлое – дескать, так поступал даже Сталин. Умалчивая, что при генералиссимусе и позже покупались не машинокомплекты, а заводы и технологии, то есть производства полного цикла, от литейки до финишной сборки изделия.

Два «конька» президента ОАК М. Погосяна – «Сухой Суперджет-100» и лайнер будущего МС‑21 – также, по сути, машины отвёрточной сборки. Начинка импортная, двигатели тоже. Проблемный «Суперджет» к тому же достал всех, включая зарубежных партнёров. Итальянцы уже начали хитроумные манёвры, чтобы по-тихому свалить из убыточного проекта – в авиационных тусовках «Суперджет» заработал прозвище «кукушонок». Как невероятно прожорливый по части съеденных денег. Заодно и выкинул из госпрограмм («гнезда») толкового конкурента – Ту‑334‑100, подкармливается даже за счёт госконтрактов на Ан-148. Это далеко не полная картина.

В такой ситуации выпускникам «Бауманки» остаётся или надеяться на кардинальную смену курса и рулевых в авиапроме, или подыскивать место в российских филиалах зарубежных корпораций. Они вольготно устроились в России и вовсю пользуются плодами нашего высшего образования. Это лучший для государственных статистиков вариант – никакой утечки мозгов за границу. А студиозов, готовых пристроиться за бугром, всё больше – статистика, конечно, дама упрямая, но по соцопросам Левада-Центра среди студентов и учащихся число желающих покинуть страну «с концами» достигло чудовищных 45%.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль