Новости СоюзМаш России

21.10.2013

Информационный обзор прессы 21.10.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

21 октября 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Российский совет по международным делам, 18 октября 2013 г., Инвестиции российского бизнеса на рынках развивающихся стран: проблемы и перспективы

 

Регионы России, 21 октября 2013 г., «Мы нашли полное взаимопонимание!». Машиностроители России, Белоруссии и Казахстана нацелились на совместную работу по технологическому перевооружению промышленных предприятий

А также по теме:

Оружие России:

Машиностроители России, Белоруссии и Казахстана начнут совместную работу по технологическому перевооружению промышленных предприятий

 

Новолитика, 21 октября 2013 г., «Зимнее время» вернут в 2014 году \\ В России могут вернуться к переходу на зимнее время уже через год, сообщает радио «Голос России». Активистом ОНФ Владимиром Гутеневым был инициирован законопроект о возврате зимнего времени. Законопроект был внесен 20 сентября, однако пока не отправлен в рассылку и не значится в примерном плане законопроектной работы Госдумы на осеннюю сессию.

А также по теме:

Российская Федерация Сегодня:

Страна хронического недосыпа

 

Московский Комсомолец, 19 октября 2013 г., Глава Чувашии принял участие в церемонии награждения лауреатов премии «Золотые Кадры Концерна «Тракторные Заводы» \\ 18 октября Глава Чувашии Михаил Игнатьев принял участие в проведении церемонии награждения лауреатов премии «Золотые Кадры Концерна «Тракторные Заводы» 2013 года, которая состоялась в Чувашском государственном театре оперы и балета.

А также по теме:

Трактор.ру:

Премия «Тракторных заводов» приобрела международный статус

Оружие России:

Премия «Тракторных заводов» приобрела международный статус

и-Маш. Ресурс Машиностроения:

Премия "Тракторных заводов" приобрела международный статус

 

Молодая Гвардия, 18 октября 2013 г., Студенты ЮФО обсудили поправки в закон о снижении требований к стажу работы по специальности \\ Накануне, 17 октября, в городе Ростов-на-Дону студенты-отличники совместно с Общероссийским Народным Фронтом и представителями МГЕР обсудили необходимые поправки в законопроект о снижении квалификационных требований к стажу работы по специальности.

 

Терра, 18 октября 2013 г., Владимир Гутенев: «Андерсон в хорошем смысле обречен учитывать интересы региона

 

Терра, 18 октября 2013 г., Владимир Гутенев: «У Игоря Комарова достаточно навыков и компетенций для развития космической сферы»

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ, 21 октября 2013 г., Россия и Индия чувствуют себя в одной подлодке \\ Основой для взаимодействия остается военное сотрудничество

 

3. Автомобилестроение.

 

Урал-пресс-информ, 21 октября 2013 г., На автозаводе «Урал» делегацию из Алапаевска обучили методикам бережливого производства

А также по теме:

Медиа Завод:

Миасский автозавод «Урал» поделился опытом с ОАО «Строймашдор»

 

Коммерсантъ, 21 октября 2013 г., Ответят за пошлины \\ РФ хочет обжаловать защитные меры ЕС в ВТО

 

 

 

 

4. Авиастроение.

 

         Известия, 21 октября 2013 г., Каким будет российский самолет будущего \\ Исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев — о проекте «Самолет-2020»

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Российский совет по международным делам, 18 октября 2013 г., Инвестиции российского бизнеса на рынках развивающихся стран: проблемы и перспективы

Ускорение темпов роста стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, положительные прогнозы развития африканских государств привлекают все большее внимание международных инвесторов. Интеграция российских корпораций в глобальные кооперационные цепочки предполагает расширение их присутствия на рынках развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой. Однако для отечественного бизнеса этот процесс связан с высокими рисками, которые, в частности, затрагивают инвестиционный климат этих стран. В снижении рисков заинтересованы не только российские инвесторы, но и правительство России в части, касающейся реализации политики в сфере содействия международному развитию. В связи с этим актуальным представляется анализ существующих и возможных форм и механизмов сотрудничества российского правительства и бизнеса в развивающихся странах.

Российский бизнес за рубежом

Начиная с 2000-х годов российский бизнес вошел в число крупнейших экспортеров прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За последние семь лет глобальный рынок ПИИ сократился почти вдвое по сравнению с докризисным уровнем в 1,9 трлн долл. и составил 1 трлн долл. Тем не менее с 2009 г. Российская Федерация стала чистым экспортером прямых иностранных инвестиций и заняла восьмое место в списке крупнейших мировых экспортеров ПИИ [1]. В 2012 г. объем экспортированных Россией ПИИ превысил 51 млрд долл., в то время как приток ПИИ в российскую экономику составил 18,6 млрд долл.

Основными направлениями оттока ПИИ стали Кипр (34,1%), Нидерланды (14,7%), Сент-Китс и Невис (6,8%), Британские Виргинские острова (6,3%), Швейцария (5,8%), Беларусь (4,8%), США (2,5%) и Великобритания (1,8%). Ключевыми получателями российских ПИИ являются офшорные страны и территории, которые предоставляют транзитную платформу для дальнейшего движения капитала в другие страны. Зарубежные активы крупнейших российских компаний сконцентрированы в государствах ЕС (46%) и СНГ (22%), США и Канаде (19%), причем преимущественно в добывающем секторе экономики. Среди ведущих экспортеров ПИИ – компании «ЛУКОЙЛ» (23%), «Газпром» (19%) и «Норильский никель» (15%).

Источник: Росстат, Московская школа управления «Сколково», собственные расчеты автора.

Российские компании недостаточно представлены на рынках развивающихся стран. Доля капитала российского бизнеса в беднейших государствах Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии остается низкой. К примеру, этот показатель не превышает 8% в странах Тропической Африки и 1% в странах Ближнего Востока и Северной Африки. На развивающихся и быстро растущих рынках российских инвесторов активно теснят конкуренты из США, Китая, Австралии. По данным ЮНКТАД, в 2011 г. 10 из 20 крупнейших стран-получателей ПИИ относились к развивающимся экономикам. Увеличение объемов ПИИ связано, в первую очередь, с быстрым экономическим ростом государств Азии, Латинской Америки, Африки.

Ключевыми получателями российских ПИИ являются офшорные страны и территории, которые предоставляют транзитную платформу для дальнейшего движения капитала в другие страны.

Латинская Америка традиционно воспринималась российским бизнесом как достаточно удаленная территория с высокими институциональными и коммерческими рисками. Именно этим во многом объясняется относительно невысокий уровень российских активов и проектов в регионе. Тем не менее в посткризисный период обозначился интерес российских компаний к бразильским рынкам нефти и металлургии. Объем инвестиций в эти секторы составил: «Мечел» – 200 млн долл., «Северсталь» – 49 млн долл., «ТНК BP» – 1 млрд долл.

Что касается Африки, работающие здесь российские компании («РУСАЛ», «Ренова», «ЛУКОЙЛ» и др.) сталкиваются с операционными и институциональными проблемами. В то же время российский бизнес активно расширяет свое присутствие в добывающей промышленности. В настоящее время доля российского капитала в странах Африки составляет 11%. В Юго-Восточной Азии устремления бизнесменов из России направлены на Камбоджу и Лаос.

Интеграция российского бизнеса в систему мирохозяйственных отношений связана с его более интенсивным участием в цепочках формирования стоимости, что, в свою очередь, предполагает расширение производства и на рынках развивающихся стран в зависимости от наличия дефицитных факторов производства. Тем не менее политические риски, неэффективная система предоставления государственной поддержки экспортерам капитала, в которой центр тяжести смещен в сторону компаний с участием государства в акционерном капитале, значительно усложняют задачу расширения присутствия отечественного бизнеса на рынках этих стран.

Вопросы инвестиционного климата в развивающихся странах

Один из ключевых барьеров для экспансии российского бизнеса в развивающиеся страны – плохой инвестиционный климат. Для него характерны высокие политические риски, низкое качество инфраструктуры, отсутствие эффективных практик регулирования прав собственности. Ситуация усугубилась после глобального экономического и финансового кризиса 2008–2009 гг. Страны-получатели ПИИ оказались в еще более уязвимом положении, что способствовало повышению конкуренции за привлечение ПИИ.

Как показал анализ более 30 тыс. проектов, связанных с предоставлением ПИИ, проведенный Международной финансовой корпорацией, предоставление государством информации о факторах, определяющих инвестиционный климат, а также программы доноров, в существенной степени влияют на решения инвесторов относительно работы в тех или иных странах [5]. Более того, исследование, проведенное Оксфордским университетом, показало, что каждый доллар, потраченный на улучшение инвестиционного климата, способствует привлечению 189 долл. в виде ПИИ, а 78 долл., потраченные на укрепление факторов инвестиционного климата, создают одно рабочее место [6].

В развивающихся странах недостаточно развиты такие факторы инвестиционного климата, как практика защиты интеллектуальных прав, гибкость рынка, низкий уровень коррупции, человеческий капитал, инфраструктура. Эти факторы в большей степени относятся к общественным благам, которые не предоставляются в полной мере правительствами развивающихся стран. Недостаток общественных благ может быть преодолен за счет программ в сфере содействия международному развитию (СМР), реализуемых Россией в сотрудничестве с другими донорами и частным сектором. Такое сотрудничество может создать платформу для деятельности бизнеса на рынках развивающихся стран, имеющих высокий потенциал.

Процессы содействия развитию не могут быть отделены от проектов по улучшению инвестиционного климата. Именно поэтому осуществление данных проектов должно координироваться правительством и бизнесом через многосторонние и двусторонние механизмы.

Благоприятный инвестиционный климат способствует росту конкуренции среди участников рынка, что, в свою очередь, влияет на стоимость товаров и услуг в экономике беднейших стран. Более того, расширение бизнеса влечет за собой увеличение налоговой базы, которая позволяет правительствам увеличивать расходы на здравоохранение и образование. Поддержка этих секторов со стороны государства входит в число основных условий развития человеческого капитала и экономического роста.

Процессы содействия развитию не могут быть отделены от проектов по улучшению инвестиционного климата. Именно поэтому осуществление данных проектов должно координироваться правительством и бизнесом через многосторонние и двусторонние механизмы. Россия обладает высоким потенциалом в плане экспорта предпринимательского капитала, что может послужить преимуществом и системообразующим фактором в реализации ее внешнеэкономической политики.

Механизмы поддержки российского бизнеса на рынках развивающихся стран и стран с быстро растущей экономикой

В настоящее время правительство России предпринимает широкий спектр мер для поддержки российского бизнеса за рубежом. На сегодня соглашения о сотрудничестве с МИД заключили Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», «Опора России», Ассоциация российских банков, Союз нефтегазопромышленников России, Союз машиностроителей России, Московская международная бизнес-ассоциация, а также Внешэкономбанк, компании «РЖД», «Роснанотехнологии», «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель».

Тем не менее дипломатическое сотрудничество не может служить исчерпывающим инструментом для поддержки российского бизнеса на развивающихся рынках. Государственно-частное партнерство (ГЧП) и программы в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) дополняют программы в сфере СМР, реализуемые Россией и другими донорами, а также способствуют формированию схожих социально-экономических эффектов.

Государственно-частное партнерство. Одним из наиболее эффективных способов расширения масштабов работы российских ТНК в этой группе стран может стать сотрудничество с российскими институтами развития, поддерживающими бизнес на зарубежных рынках, в том числе через механизмы ГЧП. Данные механизмы могут стать эффективным инструментом для интеграции бизнеса в правительственные проекты, связанные с СМР.

Использование инструментов ГЧП в сфере СМР, по сути, способствует появлению уникального нового продукта, который в краткосрочной перспективе позволяет решить проблемы беднейших стран, а в долгосрочной – сформировать факторы устойчивого развития.

ГЧП – один из наиболее эффективных способов расширения масштабов участия российских ТНК в государственных проектах, направленных на СМР. Несмотря на разнообразную и уникальную природу, проекты в сфере ГЧП имеют высокий потенциал для достижения Целей развития тысячелетия и выполнения международной повестки развития на период после 2015 г. Более того, сотрудничество с частным сектором в рамках ГЧП является одной из форм реализации Монтеррейского консенсуса Международной конференции по финансированию развития (18–22 марта 2002 г.) в части, касающейся диверсификации финансов для решения проблем, связанных с развитием.

Отметим положительные моменты использования ГЧП в сфере СМР. Во-первых, проекты ГЧП решают проблему неэффективности государственного регулирования, провалов рынка, а также снижают риски, связанные с финансированием программ в сфере развития. Таким образом, ГЧП выступает в качестве альтернативного способа решения проблем развития.

Во-вторых, использование механизмов ГЧП в сфере СМР представляет собой новый способ объединения ресурсов и компетенций традиционных и новых участников СМР. Механизмы ГЧП позволяют им в равной мере разделять риски и выгоды, связанные с реализацией проектов, не предполагающих иерархию, сохраняя при этом собственные цели и задачи.

В-третьих, проекты ГЧП генерируют дополнительную стоимость через оптимизацию и эффекты, связанные с синергией, которых невозможно было бы достичь при раздельной работе партнеров. Использование инструментов ГЧП в сфере СМР, по сути, способствует появлению уникального нового продукта, который в краткосрочной перспективе позволяет решить проблемы беднейших стран, а в долгосрочной – сформировать факторы устойчивого развития. В части, касающейся формирования экономических эффектов, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем такие проекты с низкой долей вероятности могут быть заменены альтернативами в условиях низких темпов развития беднейших стран.

Что мешает укреплению позиций российского бизнеса в арабских странах
Персидского залива?

В последнее время в сфере СМР можно отметить тенденцию трансформации традиционных форм ГЧП и появления многосторонних партнерств, объединяющих представителей государственного сектора, частных компаний и неправительственных организаций. Появлению такого рода партнерств зачастую способствует комплексность процесса СМР, который связан с множественностью целей экономического развития беднейших стран, вероятностью отрицательного значения показателя чистой приведенной стоимости проекта, необходимостью укрепления национальных институтов для обеспечения преемственности результатов реализации проектов в сфере СМР в долгосрочной перспективе.

Корпоративная социальная ответственность. Другим направлением участия бизнеса в СМР может стать реализация проектов в рамках корпоративной социальной ответственности (КСО). Бизнес рассматривает реализацию программ в сфере КСО в качестве одного из инструментов снижения социальных рисков, а также сохранения лояльности существующих и потенциальных клиентов в развивающихся странах. Государственный сектор связывает программы корпоративной социальной ответственности бизнеса со снижением экологических и социальных рисков (на этом также делают акцент многосторонние и двусторонние доноры). В связи с этим деятельность бизнеса и доноров в странах, принимающих помощь, часто пересекается именно по линии КСО.

В международной практике реализация практик КСО в развивающихся странах, в первую очередь, связана с имплементацией бизнесом ряда международных принципов, регулирующих социально-ответственное финансирование. Прежде всего, речь идет о принципах, рекомендованных международными банками развития – Всемирным банком (МФК и МБРР), Азиатским банком развития и Африканским банком развития, которые активно поддерживают процессы социально-экономического развития в беднейших странах.

В практике отечественного бизнеса вопросам социально-ответственного финансирования уделяется наименьшее внимание. Это связано как с отсутствием массовой культуры реализации таких практик и несовершенством национального регулирования программ КСО и социально-ответственного инвестирования, так и со слабой представленностью российского бизнеса на рынках развивающихся стран.

В практике отечественного бизнеса вопросам социально-ответственного финансирования уделяется наименьшее внимание. Это связано как с отсутствием массовой культуры реализации таких практик и несовершенством национального регулирования программ КСО и социально-ответственного инвестирования, так и со слабой представленностью российского бизнеса на рынках развивающихся стран.

Для преодоления сложившихся барьеров российским компаниям необходимо расширить сотрудничество с НКО, которые владеют более полной информацией о проблемах населения беднейших стран. Деятельность российских и зарубежных НКО способна усилить программы в сфере КСО коммерческих компаний. Инвестиционным институтам необходимо диверсифицировать портфели инвестиций с расширением сегмента микрокредитования в развивающихся странах. Такая практика часто снижает финансовую нагрузку международного бизнеса в части, касающейся реализации программ в сфере КСО, поскольку получателем микрокредитов оказывается мелкий бизнес, деятельность которого связана с решением социальных и экологических проблем на местном уровне.

Выводы и рекомендации

Поддержка национального бизнеса в развивающихся странах не только способствует укреплению позиций отечественных компаний на зарубежных рынках, но и делает более благоприятным местный инвестиционный климат, влияющий на уровень производительности, занятости, заработной платы, которые, в свою очередь, обеспечивают поступательный экономический рост.

Одним из факторов, негативно сказывающихся на конкурентоспособности национального бизнеса на рынках развивающихся стран, является отсутствие практики совместных проектов и партнерской позиции российского бизнеса и государственных институтов в отношении СМР. Повышению эффективности участия бизнеса и его взаимодействия с государством в процессе СМР может способствовать работа по следующим направлениям:

предоставление органам государственной власти информации о предполагаемых проектах, пересекающихся с российскими государственными программами в сфере СМР в странах присутствия бизнеса;

участие в разработке программ в сфере СМР и инициирование программ, связанных с обеспечением КСО, в странах присутствия бизнеса.

Со своей стороны государство должно формировать условия для включения бизнеса в программы СМР. Необходимо принять меры, направленные на расширение участия бизнеса в СМР, в том числе через его вовлечение в многосторонние программы, реализуемые международными банками развития.

В настоящее время актуальным направлением для бизнеса является создание системы страхования политических рисков в ходе реализации программ в сфере СМР. Со стороны государства работа в этом направлении может быть запущена через реализацию программ на основе совместного финансирования. Более того, целесообразно использовать уже существующие механизмы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций в части, касающейся страхования экспортных кредитов от политических рисков.

Рассмотренные формы сотрудничества по линии ГЧП и КСО могут способствовать расширению стимулов для участия бизнеса в проектах, связанных с СМР, а также созданию российской системы содействия развитию, в которой бизнес будет выступать в качестве ключевого партнера.

 

Регионы России, 21 октября 2013 г., «Мы нашли полное взаимопонимание!». Машиностроители России, Белоруссии и Казахстана нацелились на совместную работу по технологическому перевооружению промышленных предприятий

«Регионы России» продолжают освещать деятельность Союза машиностроителей России - общероссийской отраслевой организации, представляющей интересы ключевых секторов промышленности: машиностроения, станкостроения, двигателестроения, металлообработки и других. Преследуя цель влияния на стратегию развития отрасли, Союзмаш активно участвует в формировании механизмов государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса.

Союз машиностроителей России подписал меморандум с общественными организациями Белоруссии и Казахстана о технологическом перевооружении стран, входящих в Таможенный Союз. Международное взаимодействие Белорусской Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП», Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и Союза машиностроителей России призвано способствовать дальнейшей интеграции государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере модернизации машиностроительных производств и развития высоких технологий.

В рамках достигнутых договоренностей на базе крупнейшего объединения технологических предприятий в стране – Союза машиностроителей России – будет создан Координационный совет по развитию машиностроения Таможенного союза. Основной его задачей станет работа по технологическому и техническому перевооружению предприятий трех стран.

«Мы нашли полное взаимопонимание наших зарубежных коллег. В результате совместной работы подготовлен совместный трехсторонний меморандум о сотрудничестве, определены основные цели Координационного совета», - заявил Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев.

"В результате совместной работы подготовлен совместный трехсторонний меморандум о сотрудничестве, определены основные цели Координационного совета", - заявил Владимир Гутенев

В подписании соглашения принял участие и член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский. По его словам, важность этого шага трудно переоценить. «Наша сегодняшняя встреча и документ, которые мы подписали, играют важнейшую роль: за короткий промежуток времени были определены направления промышленной политики трех стран, направленной на глубокую кооперацию, более чувствительную позицию к промышленности для поддержания экспортного потенциала промпредприятий наших стран», - заявил Сергей Сидорский.

Он обратил внимание на то, что Россия, Белоруссия и Казахстан лишь на 48% удовлетворяют потребности в машиностроительной продукции за счет своих предприятий. «Более половины продукции машиностроения закупается за пределами Таможенного союза. На экспорт поставляется только 13% производимой в трех странах машиностроительной продукции. Это говорит о том, что есть потенциал для развития как на внутренних, так и на внешних рынках, есть над чем работать, чтобы наше машиностроение достойно выглядело на мировом рынке», - пояснил Сергей Сидорский.

В свою очередь Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП», Председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Республики Беларусь Анатолий Харлап также подчеркнул важность международного сотрудничества со странами ТС для белорусской экономики. «Полагаем, что сотрудничество промышленников трех стран позволит нам активнее развивать производственную кооперацию», - отметил он.

Представитель Казахстана, глава российского представительства Национальной промышленной палаты Александр Конопасевич подчеркнул, что машиностроение Казахстана является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. «Валовая добавленная стоимость отрасли за последние четыре года выросла в два раза. Машиностроение входит в приоритетные направления различных госпрограмм, и с учетом этого активной сферой является возможность промышленной кооперации между нашими странами», - уверен Александр Конопасевич.

Предполагается, что основной задачей созданного Координационного совета станет подготовка предложений по оценке международных договоров и решений Евразийской экономической комиссии, влияющих на развитие машиностроительных комплексов государств-членов и, в случае необходимости, подготовка предложений по их корректировке. Кроме того, в соглашении прописаны механизмы проведения анализа законодательных аспектов государств, входящих в зону Единого экономического пространства, и подготовку предложений по гармонизации этих положений.

Члены Бюро Союза машиностроителей России единодушно поддержали подписание этого соглашения и определились с возможным главой Координационного совета от СМР. В частности, им был выбран Владимир Гутенев. Теперь его кандидатуру должны утвердить на собраниях двух других общественных организаций.

Кроме того, в этот же день глава Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Владимир Уйба наградил членов Союза грамотами и медалями за их вклад в развитие программы безвозмездного донорства.

Соглашение между Союзом машиностроителей России и ФМБА о безвозмездной сдаче крови было подписано полтора года назад. За это время почти 40 тысяч человек сдали более 12 тысяч литров.

«Вклад Союза машиностроителей России – это неоценимый вклад в развитие именно безвозмездного донорства, когда человек действительно дарит жизнь неизвестному. И на нем, на этом доноре, и стоит вся система добра и здравоохранения», - заявил Владимир Уйба.

По его словам, утверждать, что кровь человека, сдающего ее безвозмездно, лучше, чем кровь «платного» донора, на 100% нельзя. «Но многие клиницисты утверждают, что совершенно точно могут определить, какая кровь поступила от безвозмездных доноров т.е. та, что сдается в порыве, от чистого сердца, с желанием спасти кому-то жизнь, а какая - от платных. Совершенно другая степень выхаживания больных, выживания тяжелых пациентов. Необъяснимый феномен, но он есть!», - отметил Владимир Уйба.

Владимир Гутенев заявил, что  участие предприятий-членов Союза в Программе безвозмездного развития донорства с каждым днем становится все активней

Владимир Гутенев заявил, что  участие предприятий-членов Союза в Программе безвозмездного развития донорства с каждым днем становится все активней. «Работа идет, и результаты ее в настоящий момент значительны. Но нам нужна помощь, поэтому призываю всех членов Бюро, многие из которых возглавляют крупные промышленных предприятия страны, присоединиться к нашей общей программе! Машиностроители России могут спасти тысячи жизней. Давайте сделаем это!», - призвал Владимир Гутенев своих коллег. За активное участие в программе развития массового добровольного донорства крови и содействие донорскому движению он был награжден серебряной медалью ФМБА.

А также по теме:

Оружие России:

Машиностроители России, Белоруссии и Казахстана начнут совместную работу по технологическому перевооружению промышленных предприятий

 

Новолитика, 21 октября 2013 г., «Зимнее время» вернут в 2014 году \\ В России могут вернуться к переходу на зимнее время уже через год, сообщает радио «Голос России». Активистом ОНФ Владимиром Гутеневым был инициирован законопроект о возврате зимнего времени. Законопроект был внесен 20 сентября, однако пока не отправлен в рассылку и не значится в примерном плане законопроектной работы Госдумы на осеннюю сессию.

К его рассмотрению депутаты могут приступить к концу весенней сессии или сразу после выхода депутатов с летних каникул, сообщает «Ведомости» со ссылкой на источник в администрации президента. «В правительстве… эта тема сейчас не обсуждается и актуальной не считается», — цитирует издание свой источник. Законопроектом предусматривается перевод стрелок часов дважды в год: в октябре и марте. Однако есть большая вероятность, что в дальнейшем перевода часов уже не будет — страна перманентно будет жить в зимнем времени.

В апреле этого года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «вопрос о возврате на зимнее время не закрыт раз и навсегда». В 2011 году Медведев, будучи в должности президента, подписал федеральный закон «Об исчислении времени», предусматривавший отмену перехода на зимнее время.

А также по теме:

Российская Федерация Сегодня:

Страна хронического недосыпа

 

Московский Комсомолец, 19 октября 2013 г., Глава Чувашии принял участие в церемонии награждения лауреатов премии «Золотые Кадры Концерна «Тракторные Заводы» \\ 18 октября Глава Чувашии Михаил Игнатьев принял участие в проведении церемонии награждения лауреатов премии «Золотые Кадры Концерна «Тракторные Заводы» 2013 года, которая состоялась в Чувашском государственном театре оперы и балета.

Поздравляя лауреатов с заслуженной наградой, Михаил Игнатьев отметил, что Тракторный завод переживал разные времена, но его коллектив всегда выходил с честью из самых трудных положений и эффективно решал производственные задачи. «Мы сегодня были на предприятия, общались с его работниками, их глаза не обманывают – у завода хорошие перспективы. То, что приобретены новые станки – это замечательно. Но качественную и конкурентоспособную продукцию могут производить только сильные личности», - сказал Глава Чувашии. Он выразил особую признательность ветеранам производства, которые передают свой бесценный опыт, знания, навыки молодому поколению тракторостроителей. Михаил Игнатьев и президент «Концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин вручили награды победителям в номинации «Перспектива года». Затем Михаил Болотин вручил Главе республики Благодарственное письмо за поддержку общественно-значимого проекта «Твои люди, страна!» от своего имени и имени депутата Государственной Думы Российской Федерации, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева. В нынешнем году премия «Золотые Кадры Концерна «Тракторные Заводы» вручалась по 10 номинациям. Для работников многотысячного коллектива Концерна церемония награждения корпоративной премией является главным событием года, а быть удостоенным чести стать лауреатом «Золотые кадры» считается высшей оценкой признания заслуг.

А также по теме:

Трактор.ру:

Премия «Тракторных заводов» приобрела международный статус

Оружие России:

Премия «Тракторных заводов» приобрела международный статус

и-Маш. Ресурс Машиностроения:

Премия "Тракторных заводов" приобрела международный статус

 

Молодая Гвардия, 18 октября 2013 г., Студенты ЮФО обсудили поправки в закон о снижении требований к стажу работы по специальности \\ Накануне, 17 октября, в городе Ростов-на-Дону студенты-отличники совместно с Общероссийским Народным Фронтом и представителями МГЕР обсудили необходимые поправки в законопроект о снижении квалификационных требований к стажу работы по специальности.

Поводом для этого послужило предложение ректора ЮФУ Марины Боровской, высказанное на конференции ОНФ Владимиру Путину в марте этого года.

Напомним, 27 мая 2013 года депутатами от ОНФ Владимиром Гутеневым и Ольгой Тимофеевой в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений  в некоторые законодательные акты Российской Федерации», касающийся снижения квалификационных требований к опыту работы по специальности лиц, имеющих дипломы о высшем образовании с отличием.

Однако названный законопроект предусматривает снижение квалификационных требований к стажу (опыту) работы по специальности только лишь для лиц, имеющих дипломы о высшем профессиональном образовании с отличием и претендующих на замещение ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы.

По этому поводу первой высказалась Сопредседатель Координационного совета «Молодой Гвардии», член Генсовета «Единой России» Екатерина Стенякина, которая поддержала инициативу студентов ЮФУ и предложила распространить действие данного законопроекта на все категории госслужащих.

Присутствовавший на встрече председатель совета студентов ЮФУ Яков Асланов дополнил данное предложение еще тем, что среди студентов Ростовской области только 20% хотят идти на госслужбу, в связи с чем в ведомствах присутствует кадровый голод.

Все выдвинутые предложения поддержал на встрече представитель ОНФ Андрей Зайчиков, высказавший мнение, что для молодежи должны быть созданы широкие возможности развития.

Подводя итоги мероприятия, участники обратились с просьбой к студентам ЮФУ доработать документ в «юридической клинике» юрфака. После внесенных изменений инициаторы передадут письмо Ольге Тимофеевой. 

Сопредседатель Координационного совета МГЕР, член Генсовета «Единой России» Екатерина Стенякина:

– На примере города Шахты хотела бы рассказать о следующем. До директора департамента у нас есть начальники отделов, на которых не распространяется действие  данной поправки. Выше директора департамента у нас стоят заместители главы администрации, на которых тоже не распространяется поправка. Например, у нас в Шахтах руководителем управления является довольно молодой человек - 28 лет. Ему фактически пришлось долгое время отработать, выполняя функции руководителя управления, но юридически, не будучи назначенным им. Потому что закон этого ему не позволял. Поэтому мы считаем обоснованным предложение пропорционально предоставить эту возможность всем категориям должностей.

Председатель совета студентов ЮФУ Яков Асланов:

– За пару месяцев до выступления Марины Александровны Боровской на конференции ОНФ, мы проводили социологическое исследование «Социальный портрет студента ЮФУ». В ходе  социсследования мы выяснили, что краснодипломники считают, что они затратили больше времени на учебу и достижение такого результата, а льготы не получают. Данная поправка будет способствовать расширению возможностей для амбициозной молодежи. Большинство наших краснодипломников хотят идти дальше в бизнес, а совсем не на госслужбу. На встрече с Фурсенко, мы, озвучив эту информацию, повергли его в шок. По стране отличники стремятся попасть на госслужбу, а наши студенты – в бизнес.

Член ОНФ Андрей Зайчиков:

– Одно дело – заявить в СМИ о каком-то резонансном вопросе, и совсем другое – комплексно проработать вопрос, подготовить юридическую базу и  предложить целостное обоснованное решение вопроса. И основная цель этой поправки – конкретная помощь студентам.  Именно в этом, на мой взгляд, и заключается главная задача ОНФ – комплексное качественное решение возникающих вопросов.

 

Терра, 18 октября 2013 г., Владимир Гутенев: «Андерсон в хорошем смысле обречен учитывать интересы региона

Возможное назначение на должность главы АвтоВАЗа нынешнего руководителя «Группы ГАЗ» Бо Андерсона не вызывает каких-либо опасений у депутата Государственной думы от Самарской области, Первого вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира Гутенева. По мнению депутата, Андерсон продемонстрировал хорошие результаты работы на ГАЗе и это послужило поводом для приглашения его на АвтоВАЗ. «Я более чем уверен, что Андерсон понимает всю сложность поставленной задачи и осознает тот факт, что без поддержки региональной и федеральной власти невозможно рассчитывать на динамичное, поступательное развитие предприятия. А если в своей идеологии, в своей политике Андерсон не будет придерживаться принципов сохранения рабочих мест в России, переноса компетенций и технологий, технического перевооружения предприятий, то вряд ли он обретет поддержку и твердое плечо. Он обречен, в хорошем смысле слова, учитывать интересы региона и интересы российской промышленности», - прокомментировал Гутенев информацию о возможном назначении на должность гендиректора ОАО «АвтоВАЗ» Бо Андерсона.

 

Терра, 18 октября 2013 г., Владимир Гутенев: «У Игоря Комарова достаточно навыков и компетенций для развития космической сферы»

На следующей неделе будет решен вопрос о создании в России Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). Имя руководителя этой объединенной структуры уже известно. Им станет Игорь Комаров, до недавнего времени возглавлявший ОАО «АвтоВАЗ». По мнению депутата Государственной думы от Самарской области Владимира Гутенева, факт назначения Игоря Комарова на должность руководителя ОРКК – весьма позитивен. «За то время, что Комаров руководил заводом, российский автогигант сумел многого достичь. Результаты деятельности говорят лучше моих комментариев: значительно улучшилось качество автомобилей, реализуется программа технического перевооружения, обновляется модельный ряд и в этом весомая доля заслуг Игоря Комарова. Он сумел не просто реализовать те предпосылки, которые были заложены его предшественниками, но и добиться впечатляющих результатов. И это – его личный успех», - подчеркнул Гутенев.

По мнению первого вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира Гутенева, главной заслугой Комарова в автостроении стало создание некоего баланса между жесткостью при работе с поставщиками автокомпонентов и оптимизацией условий для их большей рентабельности. Тем самым ему удалось не только сохранить российских поставщиков, но и реализовать все социальные обязательства. В качестве примера Гутенев привел стремительное развитие самарского предприятия «Самараавтожгут», которое входит во Всероссийское общество слепых. «В Роскосмосе сегодня требуется столь же тонкая работа по сохранению российских поставщиков и кардинальному улучшению качества. Я очень надеюсь, что у Игоря Комарова достаточно профессиональных навыков и компетенций для этой работы. А что касается лоббистских возможностей, напомню, что он состоит в руководстве Союза Машиностроителей России, а возможности нашего союза в России мало чем ограничены», - заметил Гутенев.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ, 21 октября 2013 г., Россия и Индия чувствуют себя в одной подлодке \\ Основой для взаимодействия остается военное сотрудничество

Премьер Индии Манмохан Сингх проведет сегодня в Москве переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. По данным источников "Ъ" в Дели, 14-я встреча в верхах не сулит прорывов. Стороны не успели согласовать условия строительства третьего и четвертого реакторов АЭС "Куданкулам" и производства в Индии российского самолета Sukhoi Superjet 100. Впрочем, несмотря на то что в ходе саммита будет подписано всего шесть соглашений — меньше, чем в прошлые годы, переговоры должны продвинуть страны к увеличению почти вдвое товарооборота к 2015 году. Стержнем взаимодействия останется военно-техническое сотрудничество (ВТС) — подтверждением этого должна стать договоренность о передаче Индии в долгосрочную аренду второй российской ядерной подлодки.

14-я российско-индийская встреча в верхах пройдет через десять месяцев после предыдущей, состоявшейся в декабре в Дели. Тот саммит оказался самым проблемным за всю историю двусторонних встреч в верхах, проходящих с 2000 года. Причинами стали ужесточение требований Дели к РФ на переговорах о строительстве третьего и четвертого реакторов АЭС "Куданкулам", неопределенность вокруг передачи Индии авианосца Vikramaditya, а также выдавливание с индийского рынка российской АФК "Система" после отзыва Верховным судом Индии лицензий у ее индийской "дочки" Sistema Shyam TeleServices Ltd.

К нынешнему саммиту главные разногласия удалось либо устранить, либо купировать. В истории с Vikramaditya вот-вот будет поставлена точка: будущий флагман ВМС Индии отправится в страну уже в ноябре. Переговоры же по другим острым вопросам хотя и не идут гладко, но уже не сулят острых кризисов.

По данным индийских источников "Ъ", знакомых с подготовкой визита премьера, соглашение о строительстве третьего и четвертого реакторов АЭС "Куданкулам" в ходе нынешнего саммита подписано не будет. Камнем преткновения остается вопрос о материальной ответственности подрядчика в случае аварии, катастрофы или иного форс-мажора. Индия требует включить этот пункт в будущее соглашение, ссылаясь на принятый парламентом страны в 2010 году закон — Liability Law. Москва же выполнить это требование отказывается, ссылаясь на то, что в базовом соглашении по АЭС "Куданкулам", подписанном в 1988 году и действовавшем при строительстве первого и второго реакторов, пункта об ответственности нет. Впрочем, стороны активно ищут компромисс. Одним из вариантов решения, считают источники "Ъ", может стать подключение индийской страховой компании General Insurance Company, которая застраховала бы риск и позволила каждой из сторон сохранить лицо.

Не будет подписано в Москве и соглашение по другому перспективному проекту — о переносе в Индию производства самолетов нового поколений Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Несмотря на это, проект остается одним из самых перспективных. По некоторым оценкам, в случае его реализации стоимость производства российских самолетов будет снижена до 40%.

Как сообщили в преддверии саммита индийские дипломатические источники, в ходе визита премьера Манмохана Сингха будет подписано шесть соглашений, включая документы о сотрудничестве в сфере науки, техники, энергетики, а также обмена информацией и технологиями. Хотя пакет договоров не выглядит внушительным, стороны рассматривают саммит как важный подготовительный этап, который должен позволить им совершить скачок в двусторонней торговле, показатели которой остаются скромными. Индия занимает 18-е место среди торговых партнеров России (товарооборот составляет $11 млрд). Однако по сравнению с прошлым годом Индия поднялась в списке партнеров Москвы сразу на пять позиций. А к 2015 году стороны рассчитывают довести товарооборот до $20 млрд.

По данным источников "Ъ", позитивным сюрпризом саммита может стать договоренность о передаче Индии в долгосрочную аренду второй российской ядерной подлодки. Единственная пока субмарина, находящаяся на вооружении ВМС Индии, INS Chakra, была также взята в десятилетнюю аренду у российской стороны в 2012 году. Стоимость контракта составила около $1 млрд. Новый контракт укрепит ВТС двух стран, являющееся стержнем сотрудничества. Несмотря на проигрыш ряда тендеров, Россия остается главным партнером Индии в области ВТС.

Атмосферу нынешнего саммита не испортило даже неосторожное высказывание министра нефти Индии Вираппы Мойли в адрес России, сделанное накануне встречи в верхах. Говоря об отношениях власти и бизнеса в своей стране, господин Мойли заметил: "Индия не может стать Россией, куда инвесторы не спешат идти и где миллионеры оказываются за решеткой". За Россию неожиданно вступился один из лидеров оппозиции из "Бхаратия джаната парти", бывший глава МИДа Яшвант Синха. "Когда член правительства делает такие заявления накануне визита премьера в Москву, это больно слышать,— посетовал он.— Россия — самая дружественная для нас страна в мире".

По данным "Ъ", министра Вираппу Мойли в состав индийской делегации не включили.

 

 

3. Автомобилестроение.

 

Урал-пресс-информ, 21 октября 2013 г., На автозаводе «Урал» делегацию из Алапаевска обучили методикам бережливого производства

На автомобильном заводе «Урал» «Группы Газ» (Миасс, Челябинская область) двухдневное обучение по современным методиками развития бережливого производства прошла делегация руководителей ОАО «Стройдормаш» из Алапаевска.

Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в пресс-службе автозавода «Урал», входящего в «Союз машиностроителей России», предприятие посетила группа машиностроителей из Алапаевска во главе с заместителем генерального директора ОАО «Стройдормаш» по развитию производственной системы Александром Вяткиным.

Гостей предприятия знакомили с системой Lean-production, показали автосборочный цех и площадку автокомпонентов. Осмотр начался с основной сборочной линии завода – главного конвейера. Как и все предприятия «Группы ГАЗ», автозавод «Урал» работает по принципам производственной системы ГАЗ, системы непрерывных производственных улучшений на каждом рабочем месте. Руководителей «Стройдормаша» интересовал, прежде всего, такой инструмент производственной системы как «тянущая система»: данный инструмент позволяет формировать производственный план в четком соответствии с рыночным спросом. В ходе экскурсии гости ознакомились, в частности, с оптимальной организацией процесса движения материального потока от склада до рабочего места оператора с учетом всех требований логистики.

Большой интерес вызвало и специально оборудованное помещение, где ежедневно проводится аудит качества готовой продукции. С мая 2010 года на автозаводе «Урал» начала действовать система контроля качества глазами потребителя, направленная на дальнейшее совершенствование выпускаемых в Миассе внедорожников. Много полезной для себя информации руководители ОАО «Стройдормаш» получили, побывав в Центре учета и отчетности, где также успешно действуют инструменты бережливого производства.

«На нашем предприятии тоже много внимания уделяется развитию бережливого производства. Это необходимо делать, чтобы сокращались потери, улучшалось качество, повышалась конкурентоспособность выпускаемой продукции. Уже побывали на многих предприятиях, где бережливое производство далеко продвинулось вперед, берем на заметку лучшие методики, опыт «Урала» нам тоже пригодится», – отметил Александр Вяткин.

А также по теме:

Медиа Завод:

Миасский автозавод «Урал» поделился опытом с ОАО «Строймашдор»

 

Коммерсантъ, 21 октября 2013 г., Ответят за пошлины \\ РФ хочет обжаловать защитные меры ЕС в ВТО

Спор России и ЕС в ВТО, разгоревшийся в начале октября из-за утилизационного сбора на автомобили, может перерасти в полноценную торговую войну. Как стало известно "Ъ", Россия в ближайшие недели может обжаловать в ВТО антидемпинговые пошлины, введенные ЕС против российской металлургической и химической продукции.

О том, что РФ потребует от ЕС "прекращения использования методики "энергетических корректировок" при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских товаров", "Ъ" рассказали несколько источников в правительстве. По их словам, эта методика (она предполагает расчет "реальной" стоимости товаров исходя из европейских, а не российских цен на энергоресурсы) "позволяет ЕС выявлять демпинг даже при его фактическом отсутствии", и ежегодный ущерб для производителей РФ от антидемпинговых мер составляет около $500 млн в год. Собеседники "Ъ" говорят, что методика применяется в нарушение соглашения о партнерстве РФ и ЕС.

"По ряду товаров вопрос о пошлинах, рассчитанных с применением "энергокорректировок", может быть поднят в ВТО в ближайшие недели",— говорит один из источников "Ъ". Он добавляет, что такой шаг "в том числе будет ответной мерой на действия ЕС из-за утильсбора", который платят импортеры автомобилей в Россию. 10 октября ЕС потребовал от ВТО создать группу арбитров, которая начнет разбирательство о соответствии сбора нормам организации (см. "Ъ" от 11 октября). "У нас с европейцами была договоренность, достигнутая в прошлом декабре на саммите Россия—ЕС с участием Владимира Путина: мы обязываем российские автозаводы платить сбор, а ЕС не создает нам проблем по этой теме в ВТО",— говорит один из источников "Ъ" в правительстве. Он отмечает, что законопроект о распространении сбора на отечественные заводы уже принят Госдумой и Советом федерации. "Но ЕС свое слово не сдержал: они начали против нас торговый спор, требуя дополнительных преференций",— считает источник "Ъ".

В РФ, впрочем, стараются публично не драматизировать ситуацию. Глава МИДа Сергей Лавров 15 октября говорил "Ъ", что "в торгово-экономической сфере споры возникают между любой страной и ее любым партнером". "Мы сейчас тоже осваиваем механизмы ВТО, когда стремимся решить задачу прекращения антидемпинговых процедур ЕС в отношении наших производителей",— сказал министр.

Антидемпинговые меры сейчас применяются ЕС к трубным заводам ТМК, ОМК и ЧТПЗ. Пошлины на бесшовные трубы, действующие до конца 2017 года, для заводов ЧТПЗ составляют 24,1%, для заводов ТМК — 28,7%. Пошлины на сварные трубы из нелегированной стали действуют до конца 2013 года, для ТМК они 16,8%, для ОМК — 10,1%. До 2018 года действуют пошлины на экспорт российских фитингов для стальных и чугунных труб (23,8%). Кроме того, по истечению срока действия пересматриваются пошлины на ввоз феррокремния (17,8%-22,7%) и стальных тросов и канатов (9,7%-50,7%), которые производят входящие в "Мечел" Белорецкий метзавод и Братский завод ферросплавов, а также ЗАО "Северсталь-Метиз". Источники "Ъ" в трубной отрасли говорят, что рынок ЕС вряд ли станет для них основным экспортным рынком даже в случае отмены пошлин. Но, добавляют они, это ближайший экспортный рынок (без учета СНГ), и потенциал у него есть, особенно в Северной Европе.

13 июля истек срок действия антидемпинговой меры, введенной ЕС в отношении аммиачной селитры. Поставлять ее в ЕС могут согласно полученной в 2008 году квоте "Еврохим" и "Акрон". Представитель "Еврохима" Владимир Торин пояснил "Ъ", что сейчас идет плановый пересмотр антидемпинговых пошлин на селитру со стороны ЕС, по итогам которого будет решено, отменить или продлить их еще на пять лет. Во время пересмотра пошлина продолжает действовать (€47,07 на тонну при цене около $280 за тонну). В "Акроне" отметили, что поставки компании в Европу крайне малы и сосредоточены на Прибалтике.

Олег Петропавловский из БКС соглашается: методика "энергокорректировок" в отношении российских производителей неоправданна. Цены на газ и энергию в РФ в 2005-2007 годах (когда инициированы антидемпинговые расследования) были ниже, чем во многих странах, но сейчас стоимость энергоресурсов в РФ такая же, как в США,— однако к американской продукции защитные меры не применяются. По словам профессора ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, у РФ "еще с момента присоединения к ВТО была возможность обжаловать антидемпинговые меры ЕС, но из-за медленной работы бюрократического аппарата она не реализована".

 

4. Авиастроение.

 

Известия, 21 октября 2013 г., Каким будет российский самолет будущего \\ Исполнительный директор ЦАГИ Сергей Чернышев — о проекте «Самолет-2020»

Исполнительный директор Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) Сергей Чернышев рассказал корреспонденту «Известий» о проекте будущего —  «Самолет-2020».

— Сергей Леонидович, что представляет собой проект «Самолет-2020»?

— «Cамолет-2020» — условное название госконтракта, который мы подписали с Минпромторгом. Продлится он до 2015 года. Мы, ЦАГИ, выступаем в качестве головного исполнителя, хотя эту работу мы сразу договорились делать в партнерстве с главным потенциальным потребителем результатов — Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК).

На первый взгляд может показаться, что проект «Самолет-2020» направлен на создание самолета, который должен подняться в небо к 2020 году, однако это не совсем так. «Самолет-2020» — это прежде всего технологический базис самолета будущего, то есть определенный набор инновационных технологий, которые на рубеже 2020-го лягут в основу нового конкурентоспособного отечественного самолета.

— Что станет конкретным результатом этой работы?

— Мы хотим проработать несколько потенциально привлекательных для рынка будущего концепций самолетов, или, другими словами, технологических демонстраторов.

— Есть уверенность, что «Самолет-2020» будет востребован на рынке?

— Мониторинг рыночных тенденций будет осуществляться на протяжении всех трех лет действия проекта. Этими задачами занимается в основном ОАК.

— Какие рыночные ниши признаны наиболее перспективными?

— Мы рассматриваем одновременно несколько рыночных ниш: в сегменте широкофюзеляжных самолетов исследуются дальнемагистральный и среднемагистральный варианты; в сегменте узкофюзеляжных интересны варианты вместимостью около 130 и 220 мест, которые позволят дополнить линейку отечественных самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и МС-21. Рассматриваются также концепция нового регионального самолета, новый транспортный самолет, а также сверхзвуковой деловой самолет.

Все рыночные ниши имеют свои особенности. Например, для дальнемагистрального важна эффективность и скорость на крейсерском участке. Здесь мы, помимо традиционной компоновки фюзеляж-крыло, рассматриваем нетрадиционную компоновку «летающее крыло». Такая схема позволяет на 20–25% улучшить аэродинамическое качество, уменьшить сопротивление при том же весе. Для регионального самолета, летающего на ближние расстояния, наоборот, скорость не так важна. Зато большое значение здесь имеет топливная эффективность и, соответственно, экономичность для обеспечения доступности перевозок. Также все более важными для такого класса самолета становятся экологические требования. Поэтому в качестве одного из вариантов регионального самолета мы рассматриваем турбовинтовой аппарат. А вот для транспортного самолета важно, чтобы он имел возможность использовать для взлета и посадки короткие, порой грунтовые полосы.

— Сейчас много говорится о применении в авиастроении композитов. Вы работаете в этом направлении?

— В новом отечественном самолете МС-21, который должен выйти на рынок в 2017 году, впервые применены композиты для создания крыла. Благодаря этому удалось увеличить удлинение крыла и тем самым улучшить аэродинамику. Экспериментальные консоли крыла сейчас производятся в Австрии, нам в ЦАГИ их оттуда доставляют на испытания. В последующем производством таких крыльев займется российская компания «Аэрокомпозит» на строящихся сейчас новых заводах в Ульяновске и Казани. Тема композитов найдет свое отражение и в рамках проекта «Самолет-2020».

— Вы упомянули про сверхзвуковой самолет. Речь идет о возрождении Ту-144?

— Не совсем. Самолет Ту-144 был рассчитан примерно на 150 пассажиров и весил около 200 т. Сегодня мы говорим о сверхзвуковом самолете нового поколения, который с точки зрения рынка будет находиться в нише деловой авиации. Это дорогая машина, ориентированная на состоятельных людей, для которых важен фактор времени. В рамках проекта «Самолет-2020» мы рассматриваем сверхзвуковой самолет с крейсерской скоростью полета 1,8–2М, то есть примерно в два раза быстрее скорости звука. Такая скорость является технологическим барьером для использования в конструкции планера обычных алюминиевых материалов. Если лететь с большей скоростью, то самолет будет так нагреваться, что алюминий начнет терять свои прочностные свойства. Другим технологическим барьером является использование турбореактивных двигателей. До 3М можно использовать обычные турбореактивные двигатели, а на более высоких скоростях они перестают быть эффективными. Нужно использовать так называемый прямоточный воздушно-реактивный двигатель.

Прошло более 40 лет со времени создания Ту-144, который наряду с англо-французским  Concorde был представителем первого поколения сверхзвуковых пассажирских самолетов. От этих машин отказались по соображениям экономичности (сверхзвуковой полет дороже, чем дозвуковой), а также проблем, связанных со звуковым ударом. Мы значительно продвинулись в сверхзвуковых технологиях и гораздо лучше понимаем, как должен выглядеть сверхзвуковой самолет. Есть серьезные наработки по уменьшению звукового удара. В нашей совместной работе с ОАО «Компания «Сухой» уже предложены облики сверхзвуковых самолетов весом около 50 т, представляющие собой деловые самолеты. Ведется изучение 100-тонных сверхзвуковых самолетов.

— Известно, что SSJ 100 создавался в международной кооперации и в нем много иностранных компонентов. То же самое относится к МС-21. Повторится ли эта история с «Самолетом-2020»?

— Мы должны создать конкурентоспособный самолет, это главное. Поэтому поставщики, способные предложить конкурентоспособные системы для самолета, должны участвовать в его создании.

При создании самолета у нас есть и серьезная организационная задача — после того, как самолет создан, его необходимо сертифицировать, причем не только в России, но и за рубежом. Сертификационные агентства в Европе и в США всегда поддерживают свой бизнес. Поэтому если среди поставщиков есть солидные предприятия из этого региона, то сертификация идет намного проще. Сертификация SSJ 100 в Европе прошла в рекордные сроки благодаря тому, что несколько поставщиков важных систем, таких как авионика, шасси, система управления, были европейские.

Сегодня появляются примеры, когда наши компании — поставщики конкретных систем или подсистем конкурируют с западными. Скажем, Ульяновское конструкторское бюро приборостроения поставляет системы индикации для самолетов. Это системы категории «А», если она сломается, то самолет вслепую полетит. Эта фирма выиграла тендер на поставку систем индикации для МС-21 у компании Thales. В авиационной отрасли дела постепенно налаживаются, и я уверен, что наши компании могут и должны быть поставщиками систем первого и второго уровней для наших авиастроителей.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль