Новости СоюзМаш России

24.09.2013

Информационный обзор прессы 24.09.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

24 сентября 2013 года

 

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

 Здрав­Ком, 23 сентября 2013 г., 27 октября Россия снова перейдет на зимнее время. Это произойдет, если Госдума примет законопроект о сезонном переводе часов. В конце прошлой недели депутаты внесли сразу два документа на эту тему

 

Трактор.ру, 24 сентября 2013 г., Фотовыставка «Твои люди, страна!» экспонируется в Государственной Думе РФ с 16 по 20 сентября

 

Трактор.ру, 24 сентября 2013 г., Союз машиностроителей России инициировал процедуру перевода автомобильной и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо

 

ИА Волга Ньюс, 24 сентября 2013 г., Депутаты Госдумы от Самарской области просят Чайку и Бастрыкина взять на контроль дело Душкова \\ Депутаты Госдумы РФ от Самарской области просят генпрокурора Юрия Чайку и председателя СК РФ Александра Бастрыкина  взять "дело Душкова" на личный контроль, сообщила Волга Ньюс пресс-секретарь депутата Госдумы Александра Хинштейна.

А также по теме:

НИА «Самара»:

Депутаты Госдумы от Самарской области просят Юрия Чайку и Александра Бастрыкина взять на личный контроль "дело Душкова"

REGNUM:

Петербургский эксперт: Россия за год присутствия в ВТО убедилась, что нужно играть по правилам

Терра:

Владимир Гутенев поздравляет машиностроителей с предстоящим праздником

 

НИА «Самара», 23 сентября 2013г., В Самаре подведут итоги работы региональной общественной приемной партии "Единая Россия" за пять лет \\ Мероприятие пройдет 25 октября.

 

Терра, 23 сентября 2013 г., Представители Союза Машиностроителей России вошли в состав законодательных собраний 7 регионов страны

А также по теме:

Портал машиностроения:

Представители Союза машиностроителей России вошли в состав законодательных собраний 7 регионов страны

Трактор.ру:

Представители Союза машиностроителей России вошли в состав законодательных собраний 7 регионов

 

Терра, 23 сентября 2013 г., Владимир Гутенев поздравляет машиностроителей с предстоящим праздником

 

Трактор.ру, 23 сентября 2013 г.,  В центре внимания - законопроекты, направленные на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК \\ Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, комментируя начало осенней парламентской сессии, отметил, что с особым вниманием следует отнестись к закону о реформе РАН, поправки во вступивший в силу закон «Об образовании» и, конечно, бюджет.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ, 24 сентября 2013 г., Оборонзаказ пересчитывают в твердые цены \\ Правительство готово менять принципы ценообразования на продукцию ВПК

 

3. Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ, 24 сентября 2013 г., Mercedes поехал на мировую \\ Автопроизводитель завершил спор с "Авилоном"

А также по теме:

Ведомости:

Daimler смирился с «Авилоном»

 

Ведомости, 24 сентября 2013 г., «АвтоВАЗагрегат» сделает пружины \\ «АвтоВАЗагрегат» купил башкирскую автокомпонентную компанию «Белзан». Сделка поможет тольяттинской компании расширить ассортимент комплектующих, поставляемых на «АвтоВАЗ»

 

4. Авиастроение.

 

Коммерсантъ, 24 сентября 2013 г., "Аэрофлот" остается в команде \\ Компания не выйдет из SkyTeam

 

Aviation EXplorer, 24 сентября 2013 г.,  Авиастроение России в 2004-2011 гг. \\ Минпромторг России подготовил отчет о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах. Aviation Explorer публикует часть отчета, касающуюся деятельности Минпромторговли в авиастроении.

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Здрав­Ком, 23 сентября 2013 г., 27 октября Россия снова перейдет на зимнее время. Это произойдет, если Госдума примет законопроект о сезонном переводе часов. В конце прошлой недели депутаты внесли сразу два документа на эту тему.

Сразу два законопроекта о возврате зимнего времени и весенне-зимнем переводе стрелок поступили в Госдуму в конце прошлой недели. Первый из них предполагает, что страна переведет стрелки часов уже 27 октября – в последнее воскресенье месяца, как обычно делали до того, как под предлогом заботы о биоритме нации президент Дмитрий Медведев отменил эту норму.

Летнее опережение поясного времени на два часа снижает работоспособность россиян, потери ВВП могут составлять 300-600 млрд руб, цитируют «Ведомости» пояснительную записку автора законопроекта Владимира Гутенева, первого зампреда комитета по промышленности. Однако откуда взялись такие цифры – в документе не указывается. Вместо этого депутат ссылается на опрос ВЦИОМ: по его данным 26% россиян недовольны отменой зимнего времени.

Второй законопроект на рассмотрение нижней палаты внесли, что называется, «на бис». На самом деле его вносили еще год назад, но президент Владимир Путин заявил тогда, что вопрос об исчислении времени должно решить правительство. Глава же кабинета Дмитрий Медведев предложил «не дергаться» и дождаться, когда специалисты придут к окончательным выводам о ее плюсах и минусах. И автор законопроекта,  глава думского комитета по охране здоровья Сергей Калашников его отозвал. 

В начале года Минпромторг вместе со специалистами РАН и ВЦИОМ провел исследование, и обнаружил, что удобного для всех решения проблемы сезонного перевода часов не существует: «совам» нравится один вариант, «жаворонкам» - другой. Иследование обнаружило тенденцию к устойчивому снижению сторонников системы перевода часовых стрелок (42% в 2010 году против 24% в 2012 ), количество сторонников «вечно зимнего» и «вечно летнего» времени оказалось примерно равно — 29 и 30%.

В начале сентября депутаты от КРРФ внесли законопроект о переходе к «вечно зимнему» времени, который упразднял такое явление как перевод часов.

По мнению спикера Госдумы Сергея Нарышкина, количество законопроектов о возврате зимнего времени показывает, что вопрос актуален и непрост, сообщает«Интерфакс». Нарышкин считает, что «при определенных условиях» проблема может стать предметом рассмотрения законодателей. 

Эксперты прогнозируют, что вопрос будет решен положительно с учетом фактора Олимпийских игр, то есть для удобства телетрансляций для болельщиков. 

Решение об отмене перехода на зимнее время президент Медведев принял в феврале 2011 года, сославшись на пожелания граждан, которые-де «неоднократно просили» его отменить перевод часов дважды в год. 

 

Трактор.ру, 24 сентября 2013 г., Фотовыставка «Твои люди, страна!» экспонируется в Государственной Думе РФ с 16 по 20 сентября

 Финальный этап Всероссийского турне передвижной фотовыставки «Твои люди, страна!» приурочен ко Дню машиностроителя и проходит с 16 по 20 сентября в Государственной Думе Российской Федерации в Москве. Инициаторами проекта выступили Союз машиностроителей России и машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы».

Торжественное открытие выставки состоялось в здании законодательного собрания на Охотном ряду 17 сентября. Поддержать социально-значимый проект пришли депутаты Государственной Думы, члены Комитета при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, члены Экспертного совета по развитию предприятий ОПК при Комитете по промышленности Госдумы, представители администраций различных регионов, а также образовательных учреждений.

 В своем приветственном слове один из главных инициаторов и организаторов масштабного всероссийского мероприятия, первый зампред Думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир ГУТЕНЕВ подчеркнул, что проект «Твои люди, страна!» стартовал год назад, в мультимедийном пресс-центре Российского агентства международной информации РИА Новости в Москве, и прошел за этот период в 8 городах пяти федеральных округов РФ, где расположены крупнейшие машиностроительные предприятия. По его словам патриотическая социально-значимая акция успешно справилась со своей задачей по привлечению внимания широкой общественности к проблемам машиностроения, повышению статуса людей рабочих и инженерных профессий, а, самое главное, способствовала привлечению в отрасль, испытывающую кадровый голод, талантливой и инициативной молодежи.

Зампредседателя Комитета при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению, вице-президент «Концерна «Тракторные заводы» Наталия ПАРТАСОВА в своем приветственном слове отметила, что на крупных промышленных предприятиях всегда были Доски почета передовиков производства. Поэтому фотовыставка «Твои люди, страна!» – это логичное продолжение лучших традиций отрасли по привлечению внимания к настоящим героям труда, лучшим специалистам машиностроения, а также текущим проблемам отечественных производителей.

Владимир Гутенев и Наталия Партасова представили гостям фотовыставки дружную и молодую команду блестящих специалистов Российского агентства международной информации РИА Новости, выступившего партнером Всероссийского проекта. Лучшим фотокорреспондентам и дизайнерам, принявшим непосредственное участие в создании первой уникальной фотолетописи героев труда индустриальной России организаторы вручили памятные фотоальбомы «Твои люди, страна!», выпущенные лимитированным тиражом в 500 экз.

Возглавлявший команду специалистов Российского агентства международной информации РИА Новости заместитель главного редактора Дмитрий ГРУЗДЕВ в своем выступлении высказал удовлетворение процессом работы во время проекта «Твои люди,  страна!» и выразил надежду на дальнейшее совместное сотрудничество.

Председатель Центрального Комитета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Андрей ФЕФЕЛОВ, обращаясь к организаторам, гостям и посетителям общероссийской выставки «Твои люди, страна!» в Государственной Думе, сказал, что профсоюзы  всегда поддерживали и активно участвовали в социальных проектах, проводимых предприятиями «Концерна «Тракторные заводы». Всероссийская социально-патриотическая акция «Твои люди, страна!», дополнившая традиционный мотивационный проект «Золотые кадры», получила широкий отклик в трудовых коллективах и является для других компаний положительным примером социального партнерства.

В числе многочисленных представителей власти регионального и федерального уровня социально-значимую акцию пришел поддержать депутат Государственной Думы РФ Анатолий АКСАКОВ, который отметил в своем выступлении, что рад видеть в числе лучших машиностроителей портреты своих земляков из Чувашии, с которыми лично знаком, и гордится тем, что они производят российские тракторы, отвечающие самым современным требованиям стандартов.      

Завершается проект «Твои люди, страна!» масштабной социальной акцией ко Дню машиностроителя в пяти городах России: Кургане, Владимире, Волгограде, Канаше и Чебоксарах, где на городских улицах размещаются 27  фотопортретов – баннеры с изображением лучших машиностроителей. 

Экспонировавшаяся в Госдуме фотовыставка, вместе с уникальным экземпляром альбома, подписанным каждым из включенных в него героев труда, а также с книгой отзывов будут переданы на хранение в Научно-технический музей истории трактора в Чебоксарах.

 

Трактор.ру, 24 сентября 2013 г., Союз машиностроителей России инициировал процедуру перевода автомобильной и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо

В Государственной Думе РФ состоялось заседание Экспертного совета при Думском Комитете по промышленности по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса и Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России. Ведущие специалисты в области машиностроения обсудили возможность развития рынка газомоторного топлива. По мнению большинства, переход транспортных средств на газовое топливо способен принести стране существенную экономию, выражающуюся цифрой с двенадцатью нулями после единицы. Однако на настоящий момент для этого существует ряд проблем: прежде всего, отсутствие необходимой инфраструктуры – развитой сети газовых заправочных станций.

По словам депутата, члена Думского Комитета по промышленности Альфии Когогиной, мультипликативный эффект перехода транспортных средств на газомоторное топливо превысит 1 триллион рублей. «По прогнозам, мировой рынок грузовиков на природном газе ежегодно будет расти на 14% в год, а рынок газовых автобусов – на 19% в год. В России на природном газе передвигаются всего 86 тысяч машин, что составляет всего 0,57% от 15 миллионного мирового парка. Хотя 20 лет назад мы были первыми», - заметила Когогина.

Зарубежные страны, по ее словам, сегодня все активнее продвигают газомоторное топливо, в качестве основного для заправки автомобилей. Чтобы активизировать этот процесс, в США, к примеру, ежегодно выделяют огромные субсидии – от 15 миллиардов долларов. «Более половины из них выделяются на закупки городских автобусов и создание инфраструктуры, еще часть – на гранты в области энергоэффективности. Кроме того, используются и другие финансовые меры – от уменьшения размеров сборов до полного освобождения выплат в бюджеты», - рассказала депутат о зарубежном опыте внедрения газовых двигателей.

В России, к сожалению, к этому вопросу вернулись совсем недавно – в 2011 году на рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ были направлены два проекта Федеральных законов «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» и «Об использовании газового моторного топлива». Однако оба законопроекта были отклонены. По инициативе Союза машиностроителей России и Думского Комитета по промышленности вопрос перевода транспорта на газомоторное топливо вновь становится актуальным. Как отметил Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, этому способствует общая ситуация, которая в последнее время складывается в экономике. Причем не только экономики российской, но и других стран. «Мы идем в фарватере изменений технической политики. Накоплен уникальный потенциал, прошли успешные испытания газотурбовозов. Наработана критическая масса амбициозных планов по использованию газового топлива в авиации, автомобильной промышленности. Поэтому в такой щедрой на газ стране, как Россия преград для активных изменений в области газомоторного топлива существовать не должно», - отметил Владимир Гутенев.

При этом речь идет не только о повышении эффективности отечественной экономики, сельского хозяйства, транспортных услуг за счет снижения издержек. «Речь идет о снижении затрат на всем жизненном цикле продукции, ну и, конечно, о загрузке отечественных машиностроительных предприятий, которые способны разрабатывать и выпускать продукцию на газовом топливе», - добавил Первый вице-президент Союза машиностроителей России.

Однако, как заметили присутствующие эксперты, несмотря на очевидные плюсы газомоторного топлива, производители и население не спешат отказываться от дизеля и бензина. Так, начальник отдела координации энергетического обеспечения Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ Александр Щетников рассказал о проблемах перевода сельскохозяйственной техники на газ. «В большинстве российских регионов сдерживающими факторами, наряду с неразвитой системой сервисного обслуживания, являются физический и морально-устаревший парк техники. По примерным подсчетам, более 60% сельскохозяйственной техники – устарело. И перевод такой техники на газомоторное топливо – экономически нецелесообразен», - заметил он.

Еще одно осложнение связано с отсутствием инженерной инфраструктуры и сети газо-заправочных станций, которые были бы приближены к сельским районам и населенным пунктам. Как заметил Председатель Комитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, генеральный директор ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Михаил Болотин, помимо развития сети газозаправочных станций нужно организовать некий промежуточный этап – газо-баллонные станции, где будет проводиться замена пустых баллонов на заполненные. Такой подход, на мой взгляд, позволит начать использование газа более массово», - подчеркнул глава Концерна «Тракторные заводы». При этом, по его словам, если на создание развитой инфраструктуры газозаправочных станций потребуется около десяти лет, то сеть обменных пунктов можно организовать в течение двух лет.

По итогам совещания участники единогласно приняли резолюцию с рекомендациями Союзу машиностроителей России и профильным министерствам. По словам Владимира Гутенева, на основании этого документа будет сформирован документ, который будет содержать поэтапные рекомендации по стимулированию использования газомоторного топлива на сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной технике. «Готовность в продвижении этого проекта и у федеральных органов исполнительной власти, и у предприятий тяжелого машиностроения есть. Мы же, как представители законодательной власти, подготовим необходимые изменения в законы, чтобы интенсивно внедрять газомоторное топливо на рынок автотранспорта России», - резюмировал он.

 

ИА Волга Ньюс, 24 сентября 2013 г., Депутаты Госдумы от Самарской области просят Чайку и Бастрыкина взять на контроль дело Душкова \\ Депутаты Госдумы РФ от Самарской области просят генпрокурора Юрия Чайку и председателя СК РФ Александра Бастрыкина  взять "дело Душкова" на личный контроль, сообщила Волга Ньюс пресс-секретарь депутата Госдумы Александра Хинштейна.

Александр Хинштейн, Виктор Казаков, Екатерина Кузьмичева и Владимир Гутенев направили руководителям Генеральной прокуратуры и Следственного комитета России коллективный депутатский запрос с просьбой разобраться в одном из резонансных дел Самарского региона, связанном с исчезновением гендиректора ГК "ЭкоВоз" Александра Душкова.

Напомним, 41-летний Александр Душков исчез из поля зрения коллег 7 сентября 2012 года. По версии следствия, примерно в 7:40 он ушел из дома и до настоящего времени не вернулся. Известно, что он уехал на своем автомобиле, который был обнаружен 11 сентября у одного из домов, расположенных на пр. Степана Разина в Тольятти. На следующий день по факту исчезновения Александра Душкова отдел СК РФ по Тольятти возбудил уголовное дело по ст. 105 УК РФ "Убийство".

В процессе розыска Душкова полицейские проверили на причастность к его исчезновению более 2 тыс. человек, 16 тыс. владельцев машин, свыше 11 тыс. абонентов мобильной связи, провели 56 обысков.

Ходом поисков интересовался президент РФ Владимир Путин.

Родственники коммерсанта обращались за помощью к экстрасенсам. Группа компаний "ЭкоВоз" объявила награду в 5 млн руб. за любую полезную информацию в поисках. Несмотря на все усилия, ни живым, ни мертвым Душков до сих пор не найден.

В настоящее время в связи с истечением сроков следствия расследование дела об исчезновении Александра Душкова приостановлено.

Также недавно стало известно, что уголовное дело запросил центральный аппарат Следственного комитета РФ и главное управление криминалистики, чтобы дать методические указания и оказать помощь в расследовании.

А также по теме:

НИА «Самара»:

Депутаты Госдумы от Самарской области просят Юрия Чайку и Александра Бастрыкина взять на личный контроль "дело Душкова"

REGNUM:

Петербургский эксперт: Россия за год присутствия в ВТО убедилась, что нужно играть по правилам

Терра:

Владимир Гутенев поздравляет машиностроителей с предстоящим праздником

 

НИА «Самара», 23 сентября 2013г., В Самаре подведут итоги работы региональной общественной приемной партии "Единая Россия" за пять лет \\ Мероприятие пройдет 25 октября.

В среду, 25 октября, в региональном исполнительном комитете Самарского регионального отделения "Единой России" состоится торжественное мероприятие, посвященное 5-летию работы региональной общественной приемной председатель Партии в Самарской области.

В ходе встречи ее участники, в числе которых секретарь Самарского регионального отделения "ЕР", председатель самарской гордумы Александр Фетисов и руководитель региональной общественной приемной председателя партии, депутат самарской губдумы Вячеслав Малеев, подведут итоги работы приемной за 5 лет и расскажут о перспективах.

К участию в мероприятии приглашены депутаты Государственной Думы РФ Виктор Казаков, Екатерина Кузьмичева и Александр Хинштейн и члены Совета Федерации ФС РФ от Самарской области Владимир Гутенев, Сергей Мамедов и Константин Титов. Об этом сообщили в пресс-службе партии.

 

Терра, 23 сентября 2013 г., Представители Союза Машиностроителей России вошли в состав законодательных собраний 7 регионов страны

Крупнейшая в России общественная организация, отстаивающая интересы высокотехнологичной промышленности и ОПК, наращивает свое присутствие на политической арене страны. Сентябрьские выборы наглядно показали уровень доверия россиян к представителям машиностроительной отрасли. Во всех технологически развитых регионах поддерживаемые Союзом Машиностроителей России кандидаты получили высокий процент голосов и были избраны депутатами местных законодательных собраний. 
«Теперь это высокое доверие избирателей нужно оправдать продуктивной и слаженной работой на благо российского машиностроения», - подчеркнул первый вице-президент Союза Машиностроителей России, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев.

Напомним, решение о вхождении представителей Союза в территориальные, региональные и федеральные органы государственной власти озвучил председатель организации, генеральный директор госкорпораци "Ростех" Сергей Чемезов на расширенном заседании Бюро Союза Машиностроителей России весной 2013 года. «Нам надо использовать все возможности общественно-политической работы в интересах динамичного развития отечественной промышленности. С точки зрения расширения нашего присутствия в законодательных органах особенно внимательно следует отнестись к подготовке наших кандидатов для участия в будущих выборах», - подчеркнул тогда Чемезов. 

И результаты не заставили себя ждать. Лишь в Ростовской области в региональное заксобрание вошли пятеро представителей "СоюзМаш России" во главе с председателем Регионального отделения, генеральным директором компании «Роствертол» Борисом Слюсарем. Чуть меньшее количество кандидатов от Союза избирались в областную Думу Смоленской области – 4 человека. Все они стали депутатами. В республике Башкортостан кандидаты Союза также одержали победу – 3 человека вошли в состав Государственного собрания – Курултай Республики Башкортостан. Среди них и председатель реготделения Башкортостана, управляющий директор ОАО «УМПО» Александр Артюхов. Кроме того, по одному человеку – члену Союза Машиностроителей России – вошло в состав законодательных собраний Иркутской и Ярославской областей, народного Хурала Республики Бурятия и Тюменской городской думы.

По словам первого заместителя председателя думского Комитета по промышленности, первого вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира Гутенева, инженерам свойственны прогнозирование, трезвый расчет и работа на перспективу, что является неоспоримым преимуществом в законодательной работе. «Уверен, что наши депутаты покажут высокий уровень своей работы и в стенах законодательных собраний. Лучшим подтверждением моих слов послужат выборные кампании следующих лет, где процент наших представителей будет увеличиваться в геометрической прогрессии», - резюмировал Гутенев.

А также по теме:

Портал машиностроения:

Представители Союза машиностроителей России вошли в состав законодательных собраний 7 регионов страны

Трактор.ру:

Представители Союза машиностроителей России вошли в состав законодательных собраний 7 регионов

 

Терра, 23 сентября 2013 г., Владимир Гутенев поздравляет машиностроителей с предстоящим праздником

Уважаемые работники и ветераны машиностроительного комплекса!

Примите от меня лично и от Союза Машиностроителей России сердечные поздравления с профессиональным праздником – Днем машиностроителя!
Мы не перестаём гордиться достижениями наших машиностроителей – профессионалов высокого уровня, достигших в работе вершин мастерства и отдавших своей профессии все силы и энергию. Ваши настойчивость и упорство в деле становления и развития промышленности нашей страны заслуживают слов благодарности и глубокого уважения.

И сегодня в условиях активного внедрения новейших технологий самоотверженный труд специалистов машиностроительного комплекса, бесспорно, является надежной основой наращивания темпов производства высокотехнологичной, конкурентноспособной и качественной продукции.

Уверен, что эти энергия и талант отечественных машиностроителей, молодых выпускников технических учебных заведений, ветеранов отрасли страны будут способствовать стабильному развитию важнейшей составляющей экономики нашего государства – машиностроительной отрасли, что несомненно послужит успешному выходу российской промышленности в число мировых лидеров.

Желаем всем труженикам машиностроительного комплекса крепкого здоровья, стабильности и благополучия!

Первый заместитель председателя Союза Машиностроителей России В. В. Гутенев.

 

Трактор.ру, 23 сентября 2013 г.,  В центре внимания - законопроекты, направленные на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и ОПК \\ Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, комментируя начало осенней парламентской сессии, отметил, что с особым вниманием следует отнестись к закону о реформе РАН, поправки во вступивший в силу закон «Об образовании» и, конечно, бюджет.

«Если говорить по существу, то реформа РАН назрела давно. Необходимо решительно изменять условия функционирования российской фундаментальной науки, прежде всего, в интересах инновационного развития нашей экономики и повышения ее конкурентоспособности», - подчеркнул парламентарий.

Вместе с тем, по мнению депутата, при рассмотрении этого важнейшего законопроекта спешка недопустима. Поэтому решение провести третье чтение законопроекта в рамках осенней сессии назвал правильным. «Это дает нам возможность более внимательно разобраться с  показателями и критериями эффективности РАН и фундаментальной науки. Причем, прежде всего, в целях повышения  их способности по формированию тех заделов в отраслевой науке и высокотехнологичной промышленности, которые позволят получить конкурентоспособные преимущества, конвертируемые в доходы бюджета и рост благосостояния наших граждан», - считает Первый зампред Думского комитета по промышленности.

Еще одна важная задача, которую предстоит решать в ходе осенней сессии - рассмотрение поправок к вступившему в силу закону «Об образовании». «Мы рассматриваем его, как один из ключевых законов в разрешении крайне острой кадровой проблемы в отечественной промышленности. Еще при работе над законопроектом, мы предложили большое количество поправок, улучшающих законопроект именно в этом направлении. Не все из них, к сожалению,  были включены в закон. Теперь появляется возможность для его дальнейшего совершенствования», - подчеркнул Гутенев.

Особое значение,  по мнению Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимира Гутенева,  будет иметь предстоящая работа над бюджетным законопроектом. «Это, прежде всего, связано с  намерением Минфина сократить объемы финансирования ряда госпрограмм на 2014-2016 годы. Вероятно, в некоторых случаях, это оправдано, но только не в отношении такой важнейшей государственной программы, как «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», финансирование которой необходимо предусмотреть в полном объеме», - считает парламентарий.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ, 24 сентября 2013 г., Оборонзаказ пересчитывают в твердые цены \\ Правительство готово менять принципы ценообразования на продукцию ВПК

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разработала новое положение о порядке ценообразования на продукцию гособоронзаказа. Новый порядок отменит введенные еще в 1997 году так называемые стимулирующие цены гособоронзаказа (ГОЗ) и позволит фиксировать цены на военную продукцию на финише исполнения госконтракта. Торговля с ВПК за цены на практически произведенную продукцию рассматривается как способ раздувания цен на оборонную продукцию на 15-20%.

ФСТ опубликовала проект постановления правительства "Об условиях и порядке применения видов цен на продукцию по ГОЗ". Документом в его окончательной версии предлагается утвердить новый порядок ценообразования на продукцию ГОЗ. Существующий порядок ценообразования непубличен: оба документа, описывающие его,— постановление правительства от 3 июня 1997 года N660 "О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу" и приказ Минэкономики от 18 декабря 1997 года N179 — имеют гриф "для служебного пользования". Проект ФСТ "актуализует" постановление N660: по данным "Ъ", из действующего порядка изымаются так называемые стимулирующие цены на продукцию ГОЗ, кроме того, существенно ограничиваются возможности ценообразования на военную продукцию по принципу "затраты плюс прибыль" — большая часть ГОЗ будет размещаться по фиксированным непосредственно в контракте ценам.

Сейчас в контракте по оборонному заказу может фигурировать одна из четырех видов цен: фиксированная, возмещающая издержки, ориентировочная или стимулирующая. В практике ВПК фиксированные цены утверждались в случае, если цикл производства продукции занимал менее трех месяцев. При проведении НИОКР, производстве опытных образцов или продукции со сроком разработки более полугода обыкновенно или устанавливались плавающие "ориентировочные" цены (пересматривающиеся по времени), или возмещались затраты исполнителя с зафиксированной прибылью. Наконец, отменяемые проектом стимулирующие цены, как и две предыдущие разновидности цен, основывались на принципе "затраты плюс" — но включали в себя часть расходов поставщика на продукцию ГОЗ (в случае стимулирующих цен — и инвестиционные). Изменения порядка потребовал в марте 2013 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, проект разработан в рамках его поручения и, по существу, аналогичен планам Белого дома по шоковому ограничению цен госмонополий в 2014 году: он призван решить уже в следующем году многолетнюю проблему постоянного роста цен на ГОЗ, определяемую непрерывным увеличением издержек ВПК выше уровня инфляции.

Предлагаемый порядок делает фиксированную цену основной во всей массе гособоронзаказа: проект ФСТ предполагает, что закупка у единственного поставщика (наиболее распространенный способ госзакупки по ГОЗ в секторе, где конкуренция ограниченна) продукции, цикл производства которой занимает менее трех лет, осуществляется именно по твердым ценам. Возмещение по контракту издержек допускается в случае проведения НИОКР и новых образцов. Наконец, ориентировочные (уточняемые) цены возможны как исключение в двух случаях — ремонтного или аналогичного ему контракта (в ситуации, когда не может быть оценен фактический объем работ) и более чем трехлетнего контракта. Но и в последнем случае предлагается ограничение: уточняемые цены переводятся в фиксированные при исполнении 80% заказа. Предыдущая, майская версия проекта предлагала чуть более жесткий подход: фиксацию цен в год завершения конкретного контракта по ГОЗ.

Введение жестко фиксированных цен для единого поставщика напрашивалось давно, поскольку производители уникальных изделий зачастую требовали дополнительного финансирования в рамках одного сделанного заказа, приписывая в статью расходов совершенно не относящиеся к изделию пункты, отмечает источник "Ъ" в военном ведомстве. "Такая практика приводила к тому, что ждать поставку изделия мы могли несколько лет, поскольку промышленность постоянно требовала от нас допфинансирования, попутно утверждая, что без него проект просто не может быть сдан и доведен до ума",— добавляет он.

Проблемы с выполнением трудоемких заказов с длительным циклом изготовления до сих пор сопровождают предприятия как промышленности, так и Минобороны. Это, отчасти, признал и замминистра по вооружениям Юрий Борисов, рассказавший в начале сентября о причинах срыва трех последних госпрограмм вооружения армии. По его словам, свою роль сыграли неправильная оценка прогнозируемых ассигнований; высокий уровень инфляции; низкий уровень авансирования; заниженные цены, принятые при формировании госпрограммы; а также опережающий рост стоимости изделий. "Идея заключается в том, чтобы не позволить промышленности искусственным образом накручивать цену перед сдачей изделия",— говорит источник "Ъ".

По мнению Минобороны, таким образом в военном бюджете может быть сохранено до 10-15% средств ежегодно: учитывая, что ФСТ предполагает переход на новые принципы с января 2014 года, в бюджете на 2014 год речь может идти об экономии до 100 млрд руб. Очевидно, что предприятия ВПК будут стараться искусственно затягивать сроки разработки ГОЗ свыше трех лет — впрочем, правительству, ориентирующемуся на перенос резкого нарастания расходов по госпрограмме вооружений на 2016 год и позже, это тоже на руку.

Ведомости, 24 сентября 2013 г., Частно-государственный автомат \\ Концерн «Калашников» получит двух частных инвесторов. Для вывода производства из кризиса потребуется длительный период, считают эксперты

Госкорпорация «Ростех» распространила вчера пресс-релиз, подтверждающий информацию о привлечении в капитал новосозданного концерна «Калашников», объединяющего заводы по производству стрелкового оружия, двух частных инвесторов — гендиректора компании «Аэроэкспресс» и члена совета директоров «Трансмашхолдинга» Алексея Криворучко и совладельца УГМК, а также совладельца и президента «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева.

По сообщению «Ростеха», этим частным инвесторам достанется 49% акций «Калашникова», выпущенных в ходе допэмиссии. Они инвестируют в капитал концерна в равных долях 2,5 млрд руб. в течение двух лет, в том числе 1,3 млрд руб. сразу, и эта сумма пойдет на погашение долгов, еще 1,2 млрд руб. в ближайшие два года в концерн инвестирует «Ростех». Всего же стратегия развития стрелкового оружия предусматривает для «Калашникова» (куда войдут ижевский «Ижмаш», вятско-полянский «Молот», КБАЛ имени Кошкина и НИТИ «Прогресс») увеличение продаж до 2020 г. в 4 раза до 24 млрд руб. в год, а объемов производства — в 3 раза до 1,9 млн единиц в год.

И Криворучко, и Бокарев в пресс-релизе «Ростеха» заявили о том, что инвестируют, исходя из финансовой мотивации и намерений увеличить доходность и капитализацию концерна, а гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов сказал, что привлечение частного капитала позволит «привлечь рыночные компетенции инвесторов» и является примером частно-государственного партнерства. Телефон Криворучко не отвечал, получить комментарии Бокарева не удалось.

По словам менеджера одного из частных предприятий по производству стрелкового оружия, Криворучко и Бокарев на этом рынке до сих пор известны не были.

«Ростех» с 2011 г. занимается реструктуризацией «Ижмаша», на базе которого и планируется создать «Калашников», однако пока состояние предприятия остается тяжелым, говорит чиновник Минпромторга, не лучше ситуация и на вятско-полянском «Молоте». Поэтому привлечение частных инвесторов, которые смогли бы привнести современные методы управления и инвестировать свои средства, является фактически единственным выходом, говорит он.

По словам офицера Минобороны, крупных госзаказов на стрелковое оружие со стороны российских военных до 2020 г. не ожидается, а значит, единственно здравой стратегией «Калашникова» является наращивание производства гражданского стрелкового оружия, прежде всего на экспорт в США.

 

3. Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ, 24 сентября 2013 г., Mercedes поехал на мировую \\ Автопроизводитель завершил спор с "Авилоном"

Дистрибутор Mercedes-Benz в России "Мерседес-Бенц Рус" (МБР) и крупнейший в стране дилер этой марки "Авилон" урегулировали двухлетний конфликт, касающийся условий дилерского соглашения. Это может облегчить поиск стратегического партнера для "Авилона", так как потеря контракта с МБР могла снизить стоимость его бизнеса на 30-40%.

Вчера Девятый арбитражный апелляционный суд утвердил мировое соглашение между "Авилоном" и МБР, сообщил "Ъ" представитель дилера. По словам финансового директора "Авилона" Ирины Монаховой, компанию "полностью устроило заключенное соглашение". Представитель МБР подтвердил, что мировое соглашение утверждено, однако, как и представитель "Авилона", отказался раскрыть детали документа.

Конфликт между МБР и "Авилоном" начался в ноябре 2011 года, после того как дистрибутор уведомил дилера о прекращении дилерского договора с ноября 2012 года. Договор от 1 января 2007 года позволял МБР расторгнуть его в одностороннем порядке без оснований, чем дистрибутор и воспользовался. В ноябре 2012 года "Авилон" обратился в суд с иском признать незаконным отказ МБР от исполнения договора, требуя также изменить соглашение, исключив возможность его расторжения без оснований. В мае 2013 года эти требования были в полном объеме удовлетворены судом. МБР подал апелляционную жалобу, однако до ее рассмотрения дело не дошло — стороны подписали мировое соглашение.

Как следует из решения суда, "Авилон" был "самым крупным и самым успешным" дилером МБР, поэтому расторгать дилерский договор было экономически невыгодно для МБР. Еще в апреле юристы "Авилона" заявили в суде, что МБР начал ущемлять права дилера еще с 2010 года, запретив продавать автомобили клиентам, "аффилированным с государством", передавало РАПСИ. Юристы МБР возражали против того, что права "Авилона" ущемлялись. По их словам, запрет был инициативой Daimler AG, головного офиса компании, и связан он был "с противодействием коррупции". Напомним, что в апреле 2010 года подразделения Daimler МБР и Daimler Export and Trade Finance GmbH в федеральном суде Вашингтона признали себя виновными в подкупе должностных лиц, в том числе в РФ. Среди покупателей продукции Daimler в РФ были структуры МВД, Минобороны, правительства Москвы, гараж особого назначения ФСО, муниципалитеты Уфы, Нового Уренгоя и другие структуры. Автоконцерну пришлось выплатить властям США $185 млн штрафов, из них российское подразделение заплатило $27 млн. Между тем Следственный комитет России расследует уголовное дело по факту мошенничества в связи с поставками автомобилей Mercedes-Benz госструктурам, возбужденное еще в ноябре 2011 года.

По данным СПАРК, в 2012 году ЗАО "Авилон Автомобильная группа" было заключено 276 госконтрактов на 3,6 млрд руб., общая выручка составила 39,021 млрд руб. ЗАО принадлежит американской New York Motors Corporation (NYMC) бизнесмена Александра Варшавского. Помимо Mercedes-Benz компания продает автомобили BMW, Volkswagen, Ford, Hyundai и Rolls-Royce, планирует расширить линейку за счет Land Rover и Jaguar. Общие продажи в 2012 году увеличились на 7%, до 28,4 тыс. автомобилей. "Авилон" — восьмой по величине российский автодилер, свидетельствуют данные "Автобизнесревю".

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в августе в России было продано 231 915 автомобилей. Российский авторынок стал крупнейшим в Европе, опередив Германию, однако и там, и там продажи сокращаются, причем в России — вдвое быстрее, на 10%. На таком рынке МБР было невыгодно терять крупнейшего дилера, считает независимый аналитик Иван Бончев. Контракт с МБР важен и для "Авилона", продолжает аналитик, без него бизнес дилера теряет в стоимости 30-40%. Как писал "Ъ" 11 июля, "Авилон" искал "стратегических партнеров и финансовых инвесторов". Еще осенью 2012 года "Авилон" обсуждал альянс с вторым по величине автодилером "Рольф". Как рассказывал собеседник "Ъ", близкий к "Рольфу", оценка "Авилона" примерно в $1 млрд показалась тогда завышенной.

Примечательно, что при расторжении дилерского договора в 2011 году МБР предлагал "Авилону" помощь в продаже бизнеса покупателю, одобренному МБР. Об этом упоминается в решении суда со ссылкой на переписку компаний. Однако появился ли в мировом соглашении пункт, предусматривающий смену инвесторов "Авилона", представитель МБР вчера не ответил.

А также по теме:

Ведомости:

Daimler смирился с «Авилоном»

 

Ведомости, 24 сентября 2013 г., «АвтоВАЗагрегат» сделает пружины \\ «АвтоВАЗагрегат» купил башкирскую автокомпонентную компанию «Белзан». Сделка поможет тольяттинской компании расширить ассортимент комплектующих, поставляемых на «АвтоВАЗ»

Сделка между компанией «АвтоВАЗагрегат» и башкирским ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» («Белзан») состоялась на прошлой неделе, следует из сообщения на сайте раскрытия информации. «АвтоВАЗагрегат» приобрел 99,6% голосующих акций «Белзана»; 17 сентября акции были зачислены на лицевой счет покупателя. По данным «Белзана» на том же сайте раскрытия, «АвтоВАЗагрегат» приобрел право распоряжаться акциями на неделю раньше — 11 сентября.

Оба предприятия — поставщики «АвтоВАЗа». «АвтоВАЗагрегат» производит сиденья, глушители, каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, «Белзан» специализируется на производстве крепежных изделий и пружин.

По данным «СПАРК-Интерфакса», на 30 июня 2013 г. основным акционером «Белзана» (99,6%) была кипрская Russmotive Direct Investments Fund Ltd. Ранее «Белзан» входил в автокомпонентный комплекс самарской группы СОК, которая в 2008-2009 гг. и 2011 г. безуспешно пыталась продать его сначала «Объединенным автомобильным технологиям» (ОАТ), а затем «АвтоВАЗу» (см. врез). В 2008 г. ВТБоценивал автокомпонентные активы СОК в $150-200 млн.

Гендиректор «АвтоВАЗагрегата» Григорий Гапонько не комментирует сделку, рассказал его секретарь. «Белзан» и «АвтоВАЗ» вчера не ответили на запрос «Ведомостей».

Обе компании производят не смежные группы товаров, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он полагает, что одной из причин сделки может быть расширение производства «АвтоВАЗагрегата». В автопроме часто бывает, что производитель распространяет свою деятельность на другую номенклатуру товаров, сказал эксперт. «У компании [»Белзан«] есть наработки, есть понимание, как работать с поставщиком [»АвтоВАЗом«], что ему нужно», — добавляет Удалов. Все это поможет «АвтоВАЗагрегату» в расширении бизнеса, резюмирует он. Сделка поможет «АвтоВАЗагрегату» увеличить производственные мощности и повысить конкурентоспособность компании на рынке, соглашается с Удаловым аналитик УК «Финам» Дмитрий Баранов.

Старший аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк оценил стоимость «Белзана» в 650-670 млн руб. Оценка учитывает размер чистого долга компании на конец 2012 г. в 1,45 млрд руб. и средние мультипликаторы по сектору машиностроения, объясняет эксперт. «Однако не исключено, что реальная стоимость сделки была скорректирована на риски <...> и стоимость могла составить 450-500 млн руб.», — резюмирует Шенк.

Аналитик AForex Нарек Авакян считает, что сумма сделки может составлять до 3 млрд руб. «Вряд ли была выплачена существенная премия к рынку за “Белзан”, так как финансовые показатели в целом не такие впечатляющие, а бренд узнаваем лишь на локальном рынке», — рассуждает он. По его оценке, покупка позволит «АвтоВАЗагрегату» увеличить денежные потоки примерно в полтора раза, до 7 млрд руб.

 

4. Авиастроение.

 

Коммерсантъ, 24 сентября 2013 г., "Аэрофлот" остается в команде \\ Компания не выйдет из SkyTeam

"Аэрофлот" не готов покинуть глобальный авиаальянс SkyTeam. Консультанты перевозчика уверяют, что работа вне альянсов гораздо более выгодна. Но руководство "Аэрофлота" сочло "целесообразным" остаться в SkyTeam.

Сегодня совет директоров "Аэрофлота" рассмотрит вопрос "о работе с авиакомпаниями в альянсе SkyTeam". Источник "Ъ", близкий к совету директоров "Аэрофлота", рассказал, что "членам совета рекомендовано проголосовать за сохранение членства в SkyTeam". Представитель "Аэрофлота" подтвердил, что перевозчик "остается в альянсе". Собеседник "Ъ" добавил, что, по его информации, "Аэрофлот" собирается развивать "линейное взаимодействие с авиакомпаниями, не входящими в SkyTeam, в рамках двусторонних соглашений", не пояснив, как это согласуется с ограничениями в рамках альянса.

Альянс SkyTeam основан в 2000 году, объединяет 19 авиакомпаний (крупнейшие — Delta Airlines и Air France-KLM). Доля перевозчиков альянса на мировом рынке — 19,3% (569 млн пассажиров в год). Крупнейший в мире авиальянс — Star Alliance (26,4% рынка; 678 млн пассажиров в год), в который входят Lufthansa и United Airlines. Еще один альянс — OneWorld — перевозит 337 млн человек в год (14% рынка), в него входят British Airways, Iberia, American Airlines и российская "Сибирь".

О том, что "Аэрофлот" рассматривает возможность выйти из SkyTeam, в котором состоит с 2006 года, "Ъ" сообщал 28 июня. Источники "Ъ" говорили, что "Аэрофлот" недоволен условиями работы с крупнейшими членами альянса, в первую очередь с американской Delta Airlines. Последняя предложила партнеру невыгодные тарифы на рейсы внутри США, в результате чего перелет из Москвы в города страны с пересадкой в Нью-Йорке на рейсы Delta оказался вдвое дороже, чем в те же города через Франкфурт и другими авиакомпаниями. Но правила альянса запрещают "Аэрофлоту" сотрудничество с перевозчиками из других объединений, хотя United Airlines предлагала более выгодные условия, говорили собеседники "Ъ". Кроме того, "Аэрофлот" был недоволен ставками, которые применяются при взаиморасчетах с партнерами по бонусным перевозкам пассажиров.

Для оценки целесообразности участия "Аэрофлота" в альянсах и возможности стратегических партнерств с другими авиакомпаниями вне объединений перевозчик в июне нанял международную консалтинговую компанию Oliver Wyman. По словам источника "Ъ", знакомого с выводами консультантов (будут рассмотрены сегодня на совете директоров), они сочли, что для "Аэрофлота" "наиболее выгодно было бы работать вне альянсов, заключая код-шеринговые соглашения с различными авиакомпаниями" (так работает, например Emirates). По словам собеседника "Ъ", это позволило бы "Аэрофлоту" существенно увеличить маршрутную сеть, а "дополнительно полученная выгода могла бы оцениваться в несколько сотен миллионов долларов и была бы в три-четыре раза выше, чем при текущей работе или переходе в другой альянс".

Но самостоятельная деятельность подразумевает большую активность со стороны самой компании, подчеркивает источник "Ъ". "Необходимо постоянно анализировать рынок, искать новые маршрутные решения, заключать договоры, следить за изменениями на рынке со стороны других участников,— поясняет он.— А для этого потребуется значительный собственный штат высококвалифицированных специалистов, хорошо понимающих и отслеживающих конъюнктуру. Необходимо также учитывать возникающие риски: взаимный интерес со стороны потенциальных партнеров, у которых могут быть свои планы на этот счет; неполучение антимонопольного иммунитета в США и ЕС, что значительно ограничит возможные выгоды; неустойчивость партнерств на фоне продолжающихся в отрасли тенденций по консолидации и др.". Возможный переход в другой альянс, например, Star Alliance или OneWorld, имеет незначительную разницу по сравнению с продолжением работы в рамках SkyTeam, добавляет собеседник "Ъ", отмечая, что этот вопрос по-прежнему, "находится в периметре политики".

В SkyTeam запрос "Ъ" перенаправили в Delta. В авиакомпании заявили, что не могут комментировать вопросы, связанные с альянсом. Заместитель гендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский не видит экономических предпосылок для выхода из альянса. "Ранее обнародованные разногласия с партнерами по альянсу не являются определяющими при принятии подобных решений,— считает эксперт.— Это было своего рода давление с целью улучшить условия работы". По мнению господина Ходоровского, присутствие в альянсе "позволяет стать частью глобальной сети продаж", а при помощи код-шеринга можно лишь "улучшить локальные перевозки и предоставить дополнительные удобства пассажирам".

 

Aviation EXplorer, 24 сентября 2013 г.,  Авиастроение России в 2004-2011 гг. \\ Минпромторг России подготовил отчет о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах. Aviation Explorer публикует часть отчета, касающуюся деятельности Минпромторговли в авиастроении.

Вступительная речь Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Христенко к отчету о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах

Минпромторг России подготовил отчет о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах

Перед вами продукт, необычный и для нашего министерства, и для любого другого органа исполнительной власти России. Необычен он по двум причинам.

Во-первых, отчет федерального министерства впервые выходит в свет не только в бумажном формате или в виде статичного электронного документа. Вы можете загрузить на свой iPad или устройство на «Андроиде» интерактивный вариант отчета в виде специального приложения (в магазинах приложений он называется mptreport2011). Мы надеемся, что такой подход поможет читателям нашего отчета легче разобраться в тенденциях промышленной политики, более подробно изучить ситуацию в интересующих отраслях.

Во-вторых, в определенный момент наша команда пришла к выводу, что с начала реализации системной промышленной политики в нашей стране прошло достаточно много времени — более 7 лет — и было бы полезно представить ситуацию в динамике.

Напомню, как только Россия приступила к рыночным преобразованиям, промышленная политика подверглась отрицанию — как теоретическому, так и практическому. В течение ряда лет целенаправленное регулирование промышленного сектора экономики фактически отсутствовало. Постепенно стало понятно, что для осуществления остро необходимых нашей промышленности реструктуризации и технологической модернизации, одних лишь институциональных реформ и создания благоприятного макроэкономического климата оказывается недостаточно. Промышленная политика российской властью была реабилитирована. О ней стало возможно рассуждать в позитивном ключе, и это не вызывало немедленного отпора. В итоге с середины минувшего десятилетия промышленная политика стала одним из основных направлений деятельности Правительства России.

Этому способствовали объективные процессы. Прежде всего, успехи в достижении макроэкономической стабилизации — главной цели экономической политики государства. В бюджете появились ресурсы, которые государство могло направить не только на первоочередные нужды, но и на реализацию стратегических программ, долгосрочных проектов.

Другой важный процесс — положительные изменения в российской промышленности. Во многих отраслях появились сильные игроки, внедряющие инновации, применяющие лучшие управленческие практики, выпускающие конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, возникли предпосылки для формирования государственно-частного партнерства. У государства появилась экономическая возможность для содержательного диалога. Бизнес, в свою очередь, начал ставить перед собой задачи не выживания, но развития. Несущим элементом реализации промышленной политики в России стали отраслевые стратегии развития. С 2004 по 2011 годы были разработаны и утверждены 14 таких документов. Мои коллеги по Правительству иногда даже называли наше министерство «фабрикой по выпечке стратегий». И я горжусь этим.

Работа над стратегиями привела к запуску инструментов долгосрочного развития, призванных обеспечить конкурентоспособность российской промышленности в будущем. Это корпус федеральных целевых программ, важнейшие инновационные проекты государственного значения, целый набор субсидий, направленных на стимулирование техперевооружения и увеличение объемов высокотехнологичного экспорта.

В результате суммарный накопленный объем инвестиций по отраслям промышленности, курируемым министерством, составил в 2005—2011 годах 5,4 трлн рублей, производительность труда выросла в 1,6 раза. По нашим оценкам к концу 2011 года промышленное производство превысит уровень 2004 года на 22,6% притом, что глобальный экономический кризис 2008—2009 годов больно ударил по целому ряду отраслей промышленности.

Тем не менее, стратегии прошли проверку кризисом. Нам удалось удержать программный горизонт, не меняя целей и задач, удержать ключевые проекты. Более того, Правительством были выработаны новые, уникальные для России инструменты поддержки промышленности. Речь идет об утилизации подержанных автомобилей и субсидировании процентных ставок для автокредитов, целевом субсидировании и выделении госгарантий под реализацию программ реструктуризации предприятий. В то же время в ряде отраслей, как, например, в фармацевтической и медицинской промышленности, кризис создал окно возможностей для принятия более решительных мер. Появилась новая программа, заточенная на создание инновационных продуктов, началась работа по формированию офсетного законодательства.

В большинстве отраслей идет опережающая модернизация. Например, в автомобилестроении и трубной промышленности обновлено более трети производственных мощностей. Именно это позволяет им сегодня обеспечивать опережающие темпы производства. Отраслевая стратегия — это продукт государственно-частного партнерства, построенный на трех основных принципах: выработка общих для государства и бизнеса целей; разделение рисков; объединение усилий и ресурсов.

Наш отчет — по сути такой же элемент промышленной политики, инструмент диалога между государством, с одной стороны, обществом и бизнесом — с другой. Мы постарались максимально прозрачно представить результаты нашей работы.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль