Новости СоюзМаш России

19.09.2013

Информационный обзор прессы 19.09.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

19 сентября 2013 года

 

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Коммерсант­Ъ, 18 сентября 2013 г., Российские автомобили уравняли с иномарками \\ Доходы от уплаты утилизационного сбора с них включены в госбюджет РФ

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 18 сентября 2013 г., В Госдуме открылась выставка, посвященная Дню машиностроителя

 

Независимая газета, 19 сентября 2013 г., Владимир Путин проверил оружейников \\ Президенту показали настоящее и будущее автомата Калашникова

 

Коммерсантъ, 18 сентября 2013 г., Автозаводы врезались в бюджет \\ За три года им придется заплатить государству более 380 млрд рублей

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Автозаводы врезались в бюджет: за три года им придется заплатить государству более 380 млрд рублей

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ, 19 сентября 2013 г., "Ростех" поможет разминировать шельф \\ Госкорпорация будет собирать французских роботов

 

Ведомости, 19 сентября 2013 г., Обойдутся без «калашникова» \\ Президент потребовал как можно скорее завершить разработку вооружений для сухопутных войск. Сроки разработки уже сдвинулись, но за счет этого можно будет сэкономить, считают эксперты

 

Известия, 19 сентября 2013 г., На перевооружение пехоты выделяют 3 трлн

 

3. Автомобилестроение.

Коммерсантъ, 19 сентября 2013 г., Вагоностроители грузят Минтранс \\ Дискуссии о продлении срока службы вагонов продолжаются

 

Ведомости, 19 сентября 2013 г., Автокомплектующие купят оптом \\ Renault, Nissan и «АвтоВАЗ» создают в России Совместную закупочную организацию (СЗО). Три родственные компании совместно претендуют на 40% российского рынка легковых автомобилей

 

4. Авиастроение.

 

Avia-Talk.Ru, 19 сентября 2013 г., В России появится собственный сверхзвуковой самолет бизнес-класса \\ В России появится собственный сверхзвуковой самолет бизнес-класса

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Коммерсант­Ъ, 18 сентября 2013 г., Российские автомобили уравняли с иномарками \\ Доходы от уплаты утилизационного сбора с них включены в госбюджет РФ

Россия готовится взимать утилизационный сбор не только с импортных, но и с отечественных автозаводов. Сбор появился под давлением ВТО, члены которого называют взимание утилизационного сбора с импорта дискриминацией. Это позитивная новость для Украины, устраняющая дискриминацию импортеров на российском авторынке. Однако дискриминация полностью не исчезнет — полученные средства российские власти намерены направить на косвенную поддержку автопроизводителей.

Вчера глава минфина РФ Антон Силуанов заявил, что в госбюджет 2014-2016 годом будет включено 383 млрд руб. ($11,8 млрд) от уплаты утилизационного сбора российскими автопроизводителями. Из них 118,9 млрд руб. государство должно получить уже в 2014 году, еще 127,4 млрд руб.— в 2015 году, 136,6 млрд руб.— в 2016 году.

Напомним, импортеры автомобилей уплачивают аналогичный сбор в России с 1 сентября 2012 года. По оценкам источников "Ъ", бюджетные поступления от этого сбора составляют 40-55 млрд руб. в год. Однако взимание утилизационного сбора исключительно с импортеров уже вызвало протесты других членов ВТО, в первую очередь ЕС. Летом ЕС начал процедуру консультаций в рамках ВТО о несоответствии сбора нормам организации. В качестве третьей стороны к этому спору присоединилась и Украина. Напомним, сбор на импортные автомобили был введен после официального присоединения России к ВТО и официально объясняется "защитой экологии" и необходимостью создания "развитой сети утилизации автомобилей". При этом ставки сбора полностью компенсируют снижение пошлин на автомобили после присоединения России к ВТО.

В конце мая правительство внесло в госдуму РФ законопроект, который обязывает отечественные автозаводы платить сбор. Планировалось, что он вступит в силу с 1июля, но пока он даже не был рассмотрен в первом чтении. Вчера первый зампред комитета госдумы по промышленности Владимир Гутенев сообщил "Ъ", что законопроект планируется рассмотреть в первом чтении "на этой неделе", а принят он может быть "до конца октября". Источники "Ъ", знакомые c ситуацией, говорят, что скорее всего "закон вступит в силу с января следующего года". По словам собеседников "Ъ", "после уравнения условий сбора спор с ВТО должен быть исчерпан".

Впрочем, дискриминация окончательно не исчезнет — российские власти рассчитывают возмещать уплаченный сбор автопроизводителям, работающим в стране в режиме промсборки (то есть практически все крупные российские автозаводы). По словам господина Силуанова, эти доходы в виде субсидий будут направлены на поддержку моногородов, "отраслей гражданской промышленности" и обеспечение занятости. Конкретный механизм компенсаций до сих пор не разработан. Источники "Ъ" говорят, что скорее всего это будут "промышленные субсидии". "Однако как именно будут отражены эти выплаты в бюджете, пока неясно, консультации на этот счет в правительстве продолжаются",— говорит один из собеседников "Ъ". Источники "Ъ" отмечают, что компенсации необходимо "так отразить в бюджете", чтобы они "не вызвали новых вопросов у других членов ВТО". "Поэтому косвенная поддержка моногородов, например тех, где находятся автозаводы,— логична",— считает один из собеседников "Ъ".

Однако вчерашние слова господина Силуанова вызвали опасения участников рынка, поскольку они могут "спровоцировать ВТО на новый спор". "Члены организации теперь могут заявить, что сбор расходуется нецелевым образом на экологию и является не согласованным с ВТО фискальным сбором",— подчеркивает один из собеседников "Ъ". Он добавляет, что у других членов ВТО "давно есть вопросы к объему доходов от сбора", которые "превышают необходимые затраты на создание сети утилизации". По словам профессора НИУ ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, "у других членов ВТО, конечно, могут вызвать вопросы направления расходования сбора, но они однозначно будут меньшими, чем основные требования, связанные с нарушениями условий равной конкуренции". Впрочем, по словам советника юрфирмы "Саенко Харенко" Натальи Микольской, новые протесты членов ВТО возможны в случае, если объемы и виды субсидий превысят уровень, установленный протоколом о вступлении России в ВТО. "По правилам ВТО важно, что сумма сбора будет одинакова для импортеров и национальных производителей. Однако предельный объем субсидий определен в условиях членства страны в ВТО, и если новые субсидии превысят эту сумму и не будут подпадать под разрешенные исключения — это будет также считаться нарушением норм торговой организации",— пояснила юрист.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 18 сентября 2013 г., В Госдуме открылась выставка, посвященная Дню машиностроителя

В Государственной Думе РФ открылась выставка "Твои люди, страна!". Всероссийская выставка героев труда приурочена к профессиональному празднику – Дню машиностроителей России.

Фотопортреты лучших представителей машиностроительной отрасли теперь украшают коридор между зданиями нижней палаты российского парламента. В торжественной церемонии открытия Всероссийской выставки принял участие первый зампред Думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Всероссийская выставка героев труда – один из проектов СоюзМаш России, направленный на повышение престижа рабочих профессий. "Мы стремимся сформировать интерес школьников, студентов и выпускников вузов к техническим специальностям. Подобные программы Союза предусматривают подготовку и закрепление кадров на машиностроительных предприятиях, что, безусловно, способствует выполнению Указа Президента РФ по формированию 25 миллионов новых рабочих мест. Эти места должны быть новыми по качеству, компетенциям и знаниям", - отметил Владимир Гутенев, добавив, что от выполнения этой задачи зависит и наполнение бюджета, и выполнение социальных обязательств.

Соорганизаторами выставки выступили Концерн "Тракторные заводы" и Российское агентство международной информации РИА Новости, которые произвели масштабную фотосессию лауреатов корпоративной премии "Золотые кадры Концерна "Тракторные заводы". По словам заместителя председателя Комитета при Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительном у, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению, вице-президента Концерна "Тракторные заводы" Наталии Партасовой, главный герой этого проекта – человек труда. "На крупных машиностроительных предприятиях страны, где, конечно, существуют проблем, среди которых и необходимость технического перевооружения, и создание конкурентных преимуществ, возрождаются "Доски почета". И глаза сотрудников загораются, когда они среди героев труда видят своих коллег и понимают, что в будущем месяце, квартале или году на этом месте может висеть их фотография", - заметила Партасова.

По ее словам, на машиностроительных предприятиях трудятся более миллиона людей. "Это наш золотой фонд и наша гордость. На этой выставке сегодня представлена частица истории большой России, лица тех героев, которые удостоены почетного звания Золотые кадры машиностроительной отрасли. Это люди, которые создавали основу машиностроения Советского Союза и России. Они и сегодня трудятся на наших предприятиях и верят, что российское машиностроение будет всегда. Это наставники, которые с удовольствием передают свой опыт молодым работникам и обучают их идти по своему пути – пути труда!", - резюмировала Наталья Партасова.

 

Независимая газета, 19 сентября 2013 г., Владимир Путин проверил оружейников \\ Президенту показали настоящее и будущее автомата Калашникова

Президент Владимир Путин прибыл вчера в Ижевск на совещание по госпрограмме вооружений для Сухопутных войск на 2011–2020 годы. Перед совещанием президент посетил ОАО «Концерн «Калашников», который производит до 95% стрелкового оружия в России. Глава государства постоянно контролирует исполнение государственного оборонного заказа, с которым промышленность часто не справляется. К 2020 году Сухопутные войска наверняка будут оснащены новым оружием. Но скорее всего не в том количестве, которое им было обещано.

В Ижевске Владимир Путин назначил совещание по вопросу «О хoде выполнения Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2011–2020 гoды в части oснащения Сухопутных войск вoоружением и специальной техникой». В связи с этим в столицу Удмуртии отправился многочисленный десант федеральных чиновников во главе с куратором ВПК в правительстве вице-премьером Дмитрием Рогозиным, министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, министром обороны Сергеем Шойгу. В «массовку» записали представителей ряда других министерств и ведомств, а также директоров оборонных предприятий.

Следует признать, что у России пока складывается неудачный опыт реализации госпрограмм перевооружения армии и флота. В частности, предыдущая программа, принятая на 2007–2015 годы, хронически не выполнялась по всем основным показателям. По этой причине она была предана забвению и два года назад заменена новой, рассчитанной до 2020 года. Бюджет ГПВ-2020 первоначально превышал 19 трлн. руб. Для сравнения: бюджет предыдущей был куда скромнее – менее 5 трлн. руб. Однако сейчас, в связи с новыми реалиями в отечественной экономике, сползающей к рецессии, стало очевидно, что силовикам придется значительно умерить аппетиты.
Впрочем, риторика в стенах Минобороны – основного потребителя оружия и боевой техники – пока не претерпела изменений. Выступая на коллегии ведомства всего несколько дней назад, начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов заявил, что доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники продолжает увеличиваться. «В целях доведения доли современных образцов вооружения и военной техники к концу 2015 года до 30%, а в 2020 году – до 70–100% проводится совместная работа с предприятиями промышленности. Это позволило повысить долю современных образцов вооружения, военной и специальной техники до 17%, а к концу года планируем ее увеличить до 19%», – сказал Герасимов.

Эксперты с самого начала ставили пол сомнение способность оборонных предприятий справиться с рекордно высоким госзаказом. Еще до ухудшения экономической ситуации звучали предупреждения, что авторы госпрограммы вооружения (ГПВ-2020) исходили из необоснованно быстрого роста закупочных и оборонных расходов в целом, который не соответствовал истинным темпам экономического развития России, а также возможностям бюджета. Кроме того, для специалистов было очевидно несоответствие амбициозных планов имеющейся в стране ресурсной базе в виде технологий, производственных мощностей и кадрового потенциала. Проще говоря, морально устаревшие предприятия военно-промышленного комплекса часто физически не в состоянии переварить объявленные объемы финансирования.

Можно предположить, что в том числе и эта безрадостная перспектива побудила депутатов Госдумы задуматься об ужесточении санкций за неисполнение оборонного заказа. Парламентарии уже разработали поправки в российский Кодекс об административных правонарушениях (КОАП), предусматривающие ответственность заказчиков и исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ). Первый зампред комитета по промышленности ГД Владимир Гутенев объясняет необходимость этой меры тем, что в принятом год назад Федеральном законе «О государственном оборонном заказе» ответственность госзаказчиков ГОЗ, головных исполнителей и их должностных лиц установлена не была. И вот теперь КОАП предлагается дополнить новыми составами правонарушений, устанавливающими ответственность, в частности, за несвоевременное размещение заданий ГОЗ и нарушение условий госконтракта по ГОЗ.

Эксперты считают, что все эти строгости и даже президентский контроль не способны изменить ситуацию в оборонно-промышленном комплексе страны в целом. Старший научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий говорит о том, что при нынешнем уровне деградации отечественной промышленности, когда разрушены сотни технологических цепочек, основные фонды предприятий изношены, отсутствует кадровый потенциал, необоснованно ждать прорыва на отдельно взятом участке – в военно-промышленном комплексе (ВПК). «Даже если получится модернизировать какие-то оборонные предприятия, общая ситуация такая, что все упрется в отставание смежных отраслей. А по опыту СССР до 50% предприятий так или иначе работает в интересах ВПК», – подчеркнул Дубенецкий.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов признает, что переформатирование военного бюджета и финансирования ГПВ-2020 в сложившихся условиях неизбежно. При этом в меньшей степени должны пострадать планы оснащения новым оружием Сухопутных войск, поскольку Россия – сухопутная держава и основные угрозы для нее если и будут возникать, то на евразийском континенте. В связи с этим возникает мотив сэкономить военные расходы за счет Военно-морского флота. «Закупки легкого стрелкового оружия, экипировки бойца не должны подвергаться секвестру. По большому счету нам лучше иметь меньше новых танков, но оснастить солдата оружием и снаряжением нового поколения», – уверен эксперт.

 

Коммерсантъ, 18 сентября 2013 г., Автозаводы врезались в бюджет \\ За три года им придется заплатить государству более 380 млрд рублей

В поисках дополнительных доходов для бюджета правительство вписало в него еще не оформленный законодательно утилизационный сбор с российских автозаводов. Только в 2014 году они должны перечислить государству почти 119 млрд руб., а в целом за ближайшие три года — более 380 млрд руб. Сбор появился под давлением ВТО, и правительство обещало автопрому компенсировать эти расходы. Однако если платежи в бюджет уже рассчитаны и вскоре будут узаконены, то для компенсаций пока непонятен даже механизм.

Вчера глава Минфина Антон Силуанов заявил, что совокупные доходы бюджета от уплаты утилизационного сбора российскими автопроизводителями в 2014-2016 годах составят почти 383 млрд руб. Из них 118,9 млрд руб. государство должно получить уже в 2014 году, еще 127,4 млрд руб. в 2015-м и 136,6 млрд руб. в 2016-м. Министр пояснил, что эти доходы в виде субсидий будут направлены на поддержку моногородов, "отраслей гражданской промышленности" и обеспечение занятости. Импортеры автомобилей уже уплачивают аналогичный сбор с 1 сентября 2012 года, по оценкам источников "Ъ", бюджет получает 40-55 млрд руб. в год.

На российских производителей платежи придется распространить из-за претензий других членов ВТО, в первую очередь ЕС. Сбор на импортные автомобили был введен после присоединения России к ВТО, официально его объясняли "защитой экологии" и необходимостью создания "развитой сети утилизации". Но ставки полностью компенсируют снижение пошлин на автомобили после присоединения к ВТО. Летом ЕС начал процедуру консультаций в рамках ВТО о несоответствии сбора нормам организации.

В конце мая правительство внесло в Госдуму законопроект, который обязывает отечественные автозаводы платить сбор. Планировалось, что он вступит в силу с 1 июля, но пока документ не рассмотрен даже в первом чтении. Вчера первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев сообщил "Ъ", что рассмотрение начнется на этой неделе, принят законопроект может быть до конца октября. Источники "Ъ" говорят, что, скорее всего, закон вступит в силу с января и "спор с ВТО должен быть исчерпан".

Государство не раз обещало, что автопроизводители, работающие в России в режиме промсборки (то есть почти все крупные российские автозаводы), получают компенсацию, поскольку сбор ухудшит условия реализации инвестпроектов. Но даже механизм компенсаций до сих пор не разработан. Источники "Ъ" говорят, что, скорее всего, это будут "промышленные субсидии". "Однако как отражать выплаты в бюджете пока не ясно, консультации продолжаются",— говорит один из собеседников "Ъ".

Источники "Ъ" среди автопроизводителей опасаются, что в итоге им придется платить сбор без понимания, как и когда вернутся деньги. "Доходы от сбора уже отражены как статья бюджета, и отсрочить уплату не удастся",— говорит один из собеседников "Ъ". Другой добавляет, что в условиях сокращения расходов бюджета автопроизводители могут вообще остаться без компенсаций. Официально ситуацию автопроизводители не комментируют "до появления ясности с уплатой сбора". В Минпромторге тоже отказались от комментариев. В Минфине лишь сказали, что "формируют бюджет в соответствии с предложениями профильных министерств".

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" подсчитал, что, "исходя из объема продаж автомобилей в 2012 году", АвтоВАЗу и группе ГАЗ в 2014 году придется заплатить по 15 млрд руб. сбора, "Автотору" — 10-15 млрд руб., КамАЗу — 9 млрд руб., "Соллерсу" (с учетом SsangYong) — около 6 млрд руб., СП Ford-Sollers — 6 млрд руб., московскому заводу Renault "Автофрамос" — 4 млрд руб. "Подобные расходы сделают отечественных автопроизводителей убыточными, переложить их на покупателей они не смогут",— полагает аналитик. Поэтому, уверен он, "компенсации для них однозначно будут введены".

Но тогда может возникнуть новая проблема: компенсации необходимо так отразить в бюджете, чтобы не вызвать новых вопросов у ВТО. Уже вчерашние заявления министра, считают участники рынка, чреваты новым спором. "Члены организации теперь могут заявить, что сбор расходуется не на экологию и является не согласованным с ВТО фискальным сбором",— подчеркивает один из собеседников "Ъ". Он добавляет, что у других членов ВТО "давно есть вопросы к объему доходов от сбора", которые "превышают необходимые затраты на создание сети утилизации". По словам профессора НИУ ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Алексея Портанского, "направления расходования сбора могут вызвать вопросы, но они однозначно будут меньшими, чем основные требования, связанные с нарушениями условий равной конкуренции".

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Автозаводы врезались в бюджет: за три года им придется заплатить государству более 380 млрд рублей

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ, 19 сентября 2013 г., "Ростех" поможет разминировать шельф \\ Госкорпорация будет собирать французских роботов

Госкорпорация "Ростех" может заняться робототехникой. Как стало известно "Ъ", ООО "УК "Проминвест"" (управляет непрофильными активами "Ростеха") ведет переговоры с ECA Robotics о совместном производстве в России дистанционно управляемых противоминных аппаратов. Инициатором проекта является главкомат ВМФ, но он ориентирован на гражданских заказчиков, в частности на "Роснефть" и "Газпром", ведущих работы на морском шельфе.

О том, что "Ростех" может начать в России сборку одноразовых роботов для обезвреживания взрывоопасных предметов для военно-морских сил, "Ъ" рассказал источник, близкий к госкорпорации. По его словам, переговоры о совместной сборке в России таких аппаратов ведет УК "Проминвест" с французской ЕСА Robotics (входит в ECA Group). Стороны планируют зимой подписать соглашение о промышленном сотрудничестве, заключающемся в производстве кумулятивной боевой части взрывозащищенных аппаратов и системы управления ее подрывом, а также сборке аппаратов на территории России, отметил собеседник "Ъ". Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточнил, что инициатива создания такого аппарата исходила от главкомата ВМФ.

"Это не совсем роботы. Речь идет о производстве дистанционно управляемых аппаратов для обезвреживания взрывоопасных предметов",— пояснил "Ъ" другой источник, знакомый с ходом переговоров. Иностранный партнер будет поставлять в Россию аппараты в разобранном виде, где они будут не только собираться, но и оснащаться российскими приборами, подключаться к системе управления (отечественное ноу-хау) и устанавливаться на поисковое судно.

В качестве площадки для сборки рассматривается новосибирское НПО "Луч" (находится под управлением УК "Проминвест"). В пресс-службе "Ростеха" "Ъ" подтвердили это, уточнив, что "о конкретной форме сотрудничества говорить рано, существует целый ряд вопросов, нуждающихся в проработке".

ECA Group, основанная в 1936 году, разрабатывает, выпускает и обслуживает роботов и дистанционно управляемые аппараты для работы в агрессивной среде, в том числе по подводному разминированию. Крупнейшие акционеры — Group Gorge (53,48%) и Delta Lloyd (9,62%). Еще 33,58% находится в обращении на бирже. Капитализация — €72 млн. Выручка в 2012 году — €98,8 млн, чистая прибыль — €5,1 млн.

Инициатива исходила от главкомата ВМФ, но планируемые к сборке аппараты предназначены не только для военных нужд, утверждает собеседник "Ъ". "Продукт представляет интерес для российских компаний, ведущих добычу газа и нефти на шельфе, для исследования морского дна на предмет наличия мин там, где велись боевые действия, а это почти все северные моря",— говорит собеседник "Ъ", называя возможными заказчиками "Роснефть" и "Газпром".

""Газпром" вряд ли станет закупать аппараты для противоминных работ на шельфе,— считает глава одного из предприятий, связанных с производством таких аппаратов.— Он не заинтересован в приобретении такой техники, так как обычно нанимает иностранного подрядчика, который проводит комплексное исследование рельефа дна, включая разминирование". Источники "Ъ", близкие к "Роснефти", говорят, что обсуждается ряд совместных проектов с "Ростехом". "Может быть реализовано партнерство и по этому направлению, так как "Роснефть" является крупным игроком на шельфе",— говорит один из собеседников "Ъ". В "Роснефти" от официальных комментариев отказались. Получить комментарий в "Газпроме" "Ъ" не удалось.

"С производством противоминной техники в РФ есть сложности, связанные с тем, что часть производственных мощностей после распада СССР оказалась за пределами России, в частности в Казахстане",— говорит главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов. Он напомнил, что в ходе последнего Международного военно-морского салона в Петербурге было подписано соглашение о поставке в Казахстан двух рейдовых тральщиков проекта 10750Э, оснащенных гидроакустическим комплексом производства ECA Robotics. Но эксперт отмечает, что совместное с французами производство противоминных аппаратов может свестись к отверточной сборке. Так было с тепловизорами производства Thales, поясняет господин Фролов, и "маловероятно, что в данном случае будет что-то принципиально новое".

 

Ведомости, 19 сентября 2013 г., Обойдутся без «калашникова» \\ Президент потребовал как можно скорее завершить разработку вооружений для сухопутных войск. Сроки разработки уже сдвинулись, но за счет этого можно будет сэкономить, считают эксперты

Вчера в Ижевске Владимир Путин провел совещание по вопросам выполнения гособоронзаказа для сухопутных войск. Это произошло после презентации новых образцов стрелкового вооружения и создания под эгидой «Ростеха» концерна «Калашников», который объединит подконтрольных госкорпорации производителей стрелкового и легкого оружия, включая завод «Ижмаш». В июне аналогичное совещание прошло по выполнению гособоронзаказа для ВМФ. При этом в действующей госпрограмме вооружений до 2020 г. общей стоимостью более 19 трлн руб. на флот выделено 5 трлн руб. (в том числе 47% на закупку новых кораблей), а для сухопутных и воздушно-десантных войск (ВДВ) — лишь 2,6 трлн, как ранее заявлял Путин.

На совещании Путин сказал, что необходимо как можно быстрее завершить разработку новой техники для сухопутных войск. Президент попросил «Минобороны совместно с предприятиями ОПК в максимально короткие сроки завершить эту работу, окончательно определиться по развертыванию производства основных боевых систем», с тем чтобы начать перевооружение новыми образцами уже с 2014 г. При этом Путин признал, что задача сбалансированного развития систем вооружения для сухопутных войск не решена, а по ряду образцов — например, по новым автомобилям спецназначения — не определены объемы закупок в течение ближайших пяти лет.

Ранее правительство при проектировании трехлетнего бюджета на 2014-2016 гг. пришло к необходимости сократить расходы на закупку вооружений на общую сумму 300 млрд руб. Объявлено, что это будет сделано путем переноса ряда закупок на более позднее время. По словам менеджера одного из предприятий военной промышленности, значительную часть образцов и не удастся разработать в установленные сроки, поэтому их закупка будет перенесена на несколько лет, что позволит сэкономить бюджетные средства.

Сухопутные войска и ВДВ также внесут свой вклад в эту экономию. По словам полковника запаса Виктора Мураховского, уже сейчас можно сказать, что новую самоходную артустановку «Коалиция-СВ» сделают не в первоначальном виде, а значит, ее разработка затянется. Изначально новое самоходное орудие имело экзотическую двуствольную компоновку, но от нее решено было отказаться. Также под вопросом и закупки для ВДВ, поскольку семейство новых боевых машин для этих войск теперь решено создавать на базе унифицированной гусеничной платформы «Курганец-25», которую еще предстоит разработать, следовательно, закупки боевых машин для ВДВ начнутся уже после 2020 г. Испытания нового автомата Калашникова АК-12 тоже завершатся не раньше будущего года, но сейчас острой необходимости в перевооружении армии новым стрелковым оружием нет, говорит менеджер одного из предприятий «Ростеха». Проблемы есть и с разработкой автоматических систем управления тактического звена (АСУ ТЗ) для сухопутных войск — пока концерну «Созвездие» не удается справиться с заданием Минобороны, задание придется менять и привлекать помимо «Созвездия» еще и других исполнителей, считает Мураховский. На два-три года сдвинется разработка нового танка «Армата» (его шасси является базой для целого семейства боевых машин) и, соответственно, закупить 2300 таких танков до 2020 г. вряд ли удастся, говорит эксперт.

Если российской промышленности не удалось в течение почти двух десятилетий доработать предыдущие танки и бронемашины нового поколения, то ожидать, как обещалось, окончания разработок «Арматы», «Курганца» и колесной платформы «Бумеранг» до 2015 г. не стоит, полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, поэтому их закупки легко перенести.

 

Известия, 19 сентября 2013 г., На перевооружение пехоты выделяют 3 трлн

Накануне дня оружейника президент Владимир Путин посетил Ижевск, оружейную столицу России, где на территории завода "Калашников" провел совещание по вооружению сухопутных войск оружием и спецтехникой
на период до 2020 года.

Концерн "Калашников" создан на базе научно-производственного объединения "Ижмаш" и объединяет несколько оборонных предприятий. Идея дать концерну знаменитый бренд принадлежит заместителю председателя правительства Дмитрию Рогозину, отвечающему в Белом доме за оборонку. Вице-премьер лично спрашивал разрешения у конструктора
Михаила Калашникова использовать его фамилию для создаваемого оружейного холдинга.

Известный конструктор дал добро. По всему предприятию красуется новый символ завода - автомат АК-47, ручка и рожок которого образуют букву "К".

Именно к Михаилу Калашникову первым делом и поехал Владимир Путин, прилетев в Удмуртию. С создателем самого популярного автомата в мире президент общался без журналистов. Ведь Калашников недавно выписался из больницы и пока восстанавливается после реанимации.

- Президент поздравил Михаила Калашникова с праздником и справился о его здоровье. Калашников в боевой форме. Путин подарил Калашникову президентские часы, а он - свои книги, - рассказал о встрече пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Приехав на завод, президент осмотрел новые образцы стрелкового вооружения и перспективные комплексы экипировки "Ратник", которые демонстрировали на инженерах.

- Выглядит внушительно, - заметил президент.

В цеху Владимир Путин пообщался с молодыми работниками оружейного концерна
и тут же передал им поздравления с профессиональным праздником от Михаила Калашникова.

Президента спросили, почему Минобороны перестало закупать текущие модели АК.

- На складах столько стрелкового оружия, что им можно вооружить несколько крупных армий. Накупили много. К тому же новое оружие должно быть лучше, чем у вероятного противника. А сейчас не все образцы подходят к требованиям Минобороны, - ответил Путин.

Женская часть заводского коллектива поинтересовалась у главы государства о возможности продления действия материнского капитала, который не будет выплачиваться после 2016 года. Владимир Путин пообещал, что часть программы может быть сохранена, но она станет более адресной.

- Пока все работает, и программа, и другое, тянуть не надо. Можете успеть родить до 2016 года, возраст позволяет, лучше с этим не затягивать, - посоветовал президент.

На совещании по перевооружению сухопутных войск Владимир Путин
потребовал от Минобороны, ученых и производителей действовать оперативнее, чтобы новая техника и вооружение быстрее шли в войска.

- Сухопутные войска должны обладать высоким боевым потенциалом, на оснащение войск выделено более 3 триллионов рублей, это более 16% от всех трат на перевооружение Вооруженных сил. Закупать будут бронетехнику, экипировку, стрелковое оуржие. К концу года выйдем на 28% новых вооружений в сухопутных войсках. Прошу Минобороны быстрее определяться, с 2014 года эта техника должна идти в войска массово, - поручил верховный главнокомандующий.

Президент обратил внимание, что пока отечественные производители отстают по уровню в разработке средств разведки, тылового и технического обеспечения.

- Для госпрограммы вооружений до 2025 года нужно провести оценку эффективности сухопутных войск. Уделить внимание развитию высокоточного оружия дальнего и близкого поражения. Сейчас в конфликтах оно повсеметно применяется, - заявил Владимир Путин.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал "Известиям", как планируется постепенно обновлять стрелковые арсеналы и куда денут законсервирвоанные "калаши".

- Автоматы АК-12 и АЕК пока не прошли испытания. Но сегодня президент поддержал предложение главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, чтобы "Ростех" изымал со складов Минобороны по три автомата, а взамен давал один новый, изъятые автоматы могут быть переделаны в гражданское оружие, - пояснил чиновник. Также есть идея проводить армейскую или заводскую модернизацию автоматов, повышая их класс.Кроме того, из наличия Минобороны автоматы могут быть безвозмездно переданы третьим странам в рамках военно-технического сотрудничества. По словам Дмитрия Рогозина, таких предложений у России десятки.

 

3. Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ, 19 сентября 2013 г., Вагоностроители грузят Минтранс \\ Дискуссии о продлении срока службы вагонов продолжаются

Вагоностроители резко раскритиковали новые предложения Минтранса о многократном продлении сроков эксплуатации грузовых вагонов. Производители, крупнейший из которых — государственный Уралвагонзавод, настаивают на том, чтобы продлевать службу вагонов лишь один раз. Вариант Минтранса выгоден железнодорожным компаниям, которые смогут дольше использовать старый парк. Но вагоностроители на фоне резкого падения спроса активно пытаются "перезагрузить" рынок.

Как стало известно "Ъ", в минувшую пятницу президент НП "Объединение вагоностроителей" (Уралвагонзавод, Тихвинский вагоностроительный завод, RM-Rail и ряд других) Виктор Мажукин направил в Минтранс и Минпромторг письма (копии есть у "Ъ") с предложениями по новым правилам продления сроков эксплуатации грузовых вагонов. В письмах говорится, что НП "не поддерживает" проект нового положения о продлении, которое на прошлой неделе опубликовал Минтранс.

В частности, НП не устроило, что положение "не устанавливает ограничений по количеству процедур продления", а также не определяет максимальный срок службы вагонов сверх базового (например, для полувагона — 22 года). Также положение "не устанавливает персональной ответственности" за ремонт, после которого осуществляется продление. Заводы недовольны и тем, что по проекту положения организации, которые могут заниматься продлением, "не подлежат аккредитации". В итоге "в положении заключен конфликт интересов" между разработчиками, исполнителями продления и ремонтными организациями.

Сами вагоностроители предлагают продлевать срок службы вагона всего один раз по итогам капремонта и не более чем на половину базового. Проводить продление должны только центры, которые прошли аккредитацию в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", а все уже "продленные" вагоны должны пройти повторную проверку.

Дискуссия об ужесточении правил продления сроков службы грузовых вагонов ведется с начала года. Официальным поводом стали многочисленные сходы. Но участники рынка уверены, что вагоностроители в первую очередь пытаются стимулировать резко упавший спрос.

Зимой Минпромторг выступал за почти полный запрет на продление эксплуатации, ограничив увеличение срока службы пятью годами "в исключительных случаях" (см. "Ъ" от 31 января). Но потом, говорили собеседники "Ъ", против ужесточения правил выступили крупные операторы с достаточно старым парком вагонов — в первую очередь Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина и подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания. Ряд операторов с новым парком согласились с большинством предложений вагоностроителей.

Последний вариант, выдвинутый Минтрансом, выгоден в первую очередь операторам со старым парком и, по сути, не отличается от нынешних правил. Источники "Ъ" уверены, что обсуждение затянется как минимум до ноября. По оценкам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в России по состоянию на август из общего парка в 1,2 млн вагонов около 252,5 тыс. с продленным сроком службы и 13,1 тыс.— с превышением нормативного срока и непроведенной процедурой продления. "Если обязать операторов провести процедуру обязательной проверки с полным циклом сертификационных испытаний, это может привести к проблемам с обеспечением подвижным составом, особенно по таким видам, как зерновозы, а также специализированные цистерны",— подчеркивает эксперт. При этом, по его подсчетам, прирост спроса на вагоны от ужесточения правил составит не менее 7-10 тыс. вагонов в год до 2020 года.

 

Ведомости, 19 сентября 2013 г., Автокомплектующие купят оптом \\ Renault, Nissan и «АвтоВАЗ» создают в России Совместную закупочную организацию (СЗО). Три родственные компании совместно претендуют на 40% российского рынка легковых автомобилей

Владельцами СЗО стали в равных долях «АвтоВАЗ»и RNPO — глобальная закупочная организация альянса Renault-Nissan, говорится в совместном сообщении компаний. Генеральным директором СЗО, головной офис которой будет находиться в Тольятти, назначен Даниэль Перри, он будет подчиняться управляющему комитету, в состав которого войдут вице-президент по закупкам «АвтоВАЗа» Дамир Кашапов, управляющий директор RNPO Кристиан Вандененде и его заместитель Ясухиро Ямаучи.

По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, одна из основных задач совместной компании — закупка комплектующих для силовых агрегатов и автомобилей на платформе альянса (B0). На этой платформе сейчас выпускаются Lada Largus (в январе — июле 2013 г. выпущено около 37 000 шт., по данным «АСМ-холдинга»), Nissan Almera (около 5000 шт.), до конца года начнут производиться автомобили для Renault, перечисляет он. Такую же платформу имеют и производимые на «Автофрамосе» Renault Logan, Sandero, Duster. На эти модели приходится более 90% выпуска «Автофрамоса», сообщалось ранее (общее производство на заводе в январе — июле 2013 г. составило 115 455 шт., по данным «АСМ-холдинга»).

Выпуск машин альянса планируется организовать и на модернизируемом сейчас Ижевском автозаводе, входящем в группу «АвтоВАЗ».

Но СЗО не заменяет собственное закупочное подразделение «АвтоВАЗа», действующая панель поставщиков завода тоже сохранится, добавил Буренков.

Второе направление СЗО — закупка оборудования для одной из трех линий «АвтоВАЗа», которая сейчас модернизируется и на которой планируется выпускать автомобили на вазовской платформе Lada B, добавляет Буренков. Ее мощность составит 360 000 шт. в год, сообщалось ранее.

В 2015 г. на «АвтоВАЗе» начнется лицензионный выпуск 1,6-литровых бензиновых двигателей (новые модификации мощностью 90-120 и 115 л. с.) для выпускаемых в России автомобилей Lada, Renault, Nissan. Объем производства — около 500 000 двигателей в год.

Какие именно комплектующие, оборудование и в каком объеме будут закупаться совместной организацией, Буренков не сказал. Сколько «АвтоВАЗ» сможет сэкономить, тоже не раскрывается. RNPO, охватывающая всю закупочную деятельность Renault и Nissan, в 2012 г. принесла альянсу экономию в размере 851 млн евро, говорится в совместном сообщении компаний.

«Если предприятие маленькое и закупает мало, ему трудно получить хорошие цены, большим и с большими объемами значительно легче добиться скидок от поставщиков», — сказала «Ведомостям» менеджер по коммуникациям альянса Renault-Nissan Миа Нильсен. Альянс производит ежегодно более 8 млн автомобилей в мире, закупая для них, например, сталь по единым стандартам качества при унифицированных условиях поставок и добиваясь при этом от поставщиков хороших цен, говорит она. Альянс, по ее словам, также рассчитывает на приход в Россию новых международных компаний — поставщиков комплектующих.

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов отмечает, что сделка по приобретению Renault-Nissan контрольного пакета «АвтоВАЗа» завершится только летом 2014 г., но российская компания уже сейчас интегрируется в производственную систему альянса — помимо выпуска (в том числе контрактного) автомобилей на платформе B0 в Тольятти планируется производить бюджетные автомобили Datsun (бренд Nissan) с использованием вазовской платформы, «АвтоВАЗ» поставляет шасси для «Автофрамоса», планирует выпуск новых двигателей. Этот процесс, естественно, сопровождается централизацией закупок, что в конечном счете повысит эффективность бизнеса компаний, прежде всего «АвтоВАЗа», и снизит себестоимость выпускаемых в России автомобилей за счет более привлекательных условий закупок комплектующих и оборудования, подчеркивает Беспалов. Создание совместной закупочной компании — логичный и распространенный в мире шаг, выгодный всем партнерам, поскольку за счет большего объема они могут добиться более выгодных цен, соглашается директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

 

4. Авиастроение.

 

Avia-Talk.Ru, 19 сентября 2013 г., В России появится собственный сверхзвуковой самолет бизнес-класса \\ В России появится собственный сверхзвуковой самолет бизнес-класса

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОАК) – чьими силами был выпущен пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100 – заявила, что намеревается создать сверхзвуковой бизнес-самолет. Несмотря на то, что сверхзвуковая авиация – это, как сообщается, перспектива 2030-х годов, компания планирует определиться с новыми технологиями как можно скорее. А потому собирается провести два соответствующих исследования – в рамках проекта «Самолет-2020». Эти исследования позволят оценить востребованность авиатехники в целом после 2020 года.

ОАО «Туполев» сообщило относительно этой новости, что вопрос о создании сверхзвукового административного самолета в России уже поднимали не один раз, но заказчиков на него пока что не было. И если работы по созданию такого лайнера все же стартуют, то ими займутся несколько конструкторских бюро России. Или же, в противном случае, это будет международная операция. К слову, история гражданской авиации уже знает сверхзвуковые пассажирские самолеты, существовало две таких модели. Это Ту-144 (СССР) и «Конкорд» (совместного производства Англии и Франции). Сегодня, однако, ни один из этих типов самолетов в воздух не поднимается.

 

 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль