Новости СоюзМаш России

10.09.2013

Информационный обзор прессы 10.09.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

10 сентября 2013 года

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Авиа­Порт.Ru, 9 сентября 2013 г., Россия: Союз Технологий. Техника и Люди

А также по теме:

Портал машиностроения: Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям" выпустила в свет очередной альманах

 

Портал машиностроения, 9 сентября 2013 г., Выставка "Металлообработка. Урал / UralMetalExpo -2013" пройдет 1 – 3 октября 2013 в Екатеринбурге

А также по теме:

Expo­Life: Выставка "Металлообработка. Урал / UralMetalExpo -2013" пройдет 1 – 3 октября 2013 в Екатеринбурге

 

Tat­Center.ru, 9 сентября 2013 г., Как планирует развиваться татарстанская "оборонка"? \\ Руководство страны ставит амбициозные задачи – к 2020 году довести долю новых вооружений и техники в армии до 70%, причем в подавляющем большинстве они должны производиться на отечественных оборонных заводах. Справится ли с такой задачей сопутствующая "оборонке" боеприпасная отрасль и какие проблемы сегмента требуют незамедлительных решений?

Комсомольская правда в Самаре, 10 сентября 2013 г., Самарская авиакосмическая индустрия: заоблачный товар по незаоблачным ценам

РБК daily, 10 сентября 2013 г., Проложили дорогу в Россию

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 10 сентября 2013 г., Кому достанутся военные деньги \\ Управляющие поборются за право в течение трех лет инвестировать 150 млрд руб. средств военной ипотеки. Среди фаворитов — компания из группы ВТБ, обслуживающего счета предприятий ОПК

Российская газета, 10 сентября 2013 г., Призывник получит выбор \\ Выпускники вузов сами решат, на какой срок идти в армию

 

3. Автомобилестроение.

 

Волжская коммуна, 10 сентября 2013 г., Резиденты активно застраивают площадку ОЭЗ

Волжская коммуна,10 сентября 2013 г., Kalina получила систему курсовой устойчивости

 

4. Авиастроение.

 

ИТАР-ТАСС, 9 сентября 2013 г., ОАК за 3 года инвестирует в производство 148 млрд рублей

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Авиа­Порт.Ru, 9 сентября 2013 г., Россия: Союз Технологий. Техника и Люди

Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям" выпустила в свет очередной альманах. На этот раз издание посвящено достижениям российских технологических предприятий в области авионики, вооружения, техники радиоэлектронной борьбы и государственного опознавания. Читателя ждет подробная информация о деятельности ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии". Изюминкой сборника стала специальная глава, рассказывающая о новейшей российской авиационной продукции, которая сегодня бьет все рекорды по востребованности на российском и зарубежном рынках.

По словам Председателя Союза машиностроителей России, генерального директора Госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова, развитие высоких технологий признано в нашей стране одной из важнейших национальных задач, решению которой уделяется внимание на самом высоком уровне. По его мнению, выпуск этой книги свидетельствует о том, что цель, поставленная Президентом РФ по сохранению научного и производственного потенциала - достигнута. И важным шагом в достижении этой цели стала консолидация ресурсов и централизация управления, в том числе и в рамках созданной в 2007 году Госкорпорации "Ростех".

Вторая редакция специального альманаха посвящена деятельности одной из ведущих управляющих компаний корпорации - ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии". "На страницах альманаха подробно рассказано о достижениях компании в сфере создания высокотехнологичного оборудования гражданского и военного назначения. Многие из приборов, которые производит концерн, не имеют зарубежных аналогов. Материалы альманаха наглядно показывают, что стремление России занять лидирующие позиции в мировой экономике, в том числе в инновационной, имеет реальное основание в виде научных разработок, производственной базы, квалифицированных специалистов", - заметил Глава Госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов.

Одним из инициатором создания сборника стал Первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимир Гутенев. По его словам, выпуск этого альманаха подводит итог первому этапу деятельности Концерна "Радиоэлектронные технологии". "Каждая страница нашего сборника подчеркивает: объединение конструкторских бюро, исследовательских институтов, предприятий радиоэлектронной промышленности в один концерн - было верным решением. В короткие сроки стало возможным не только реанимировать предприятия, входящие в концерн, но и обеспечить им стабильное развитие, высокий уровень заказов на их продукцию", - заметил Президент ЛСОП.

Так считает и генеральный директор ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" Николай Колесов, который подчеркнул, что на момент создания Концерна большая часть предприятий переживала далеко не лучшие времена. "Имея, казалось бы, при этом все необходимое для успешного развития - квалифицированные кадры, производственную базу, богатый опыт разработки принципиально новых технологических решений", - добавил он. По его мнению, подобное положение представляло собой угрозу для национальной безопасности России, поскольку большая часть продукции, выпускаемой предприятиями Концерна, имела оборонное значение. "Были выработаны и внедрены основные принципы деятельности предприятий в составе Концерна, выстроена эффективная система корпоративного управления, организована и систематизирована научно-исследовательская деятельность. В результате Концерном были завершены разработки и освоено серийное производство ряда важнейших современных образцов вооружения, военной техники, радиоэлектронных комплексов и систем, высокотехнологичной специальной аппаратуры. За время, прошедшее с момента основания Концерна, нам удалось главное: создать динамичную, эффективно развивающуюся структуру, способную давать адекватные ответы на вызовы современности. Обширная номенклатура передовых высокотехнологичных изделий Концерна, представленных в данном альманахе, лучшее тому подтверждение", - резюмировал глава "Радиоэлектронных технологий".

А также по теме:

Портал машиностроения: Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям" выпустила в свет очередной альманах

 

Портал машиностроения, 9 сентября 2013 г., Выставка "Металлообработка. Урал / UralMetalExpo -2013" пройдет 1 – 3 октября 2013 в Екатеринбурге

Организаторы приглашают Вас посетить 10-ю Юбилейную международную специализированную выставку металлообрабатывающего оборудования и услуг для машиностроения "Металлообработка. Урал / UralMetalExpo -2013".

Мероприятие пройдет 1 – 3 октября 2013, Екатеринбург, МВЦ "Екатеринбург-Экспо".

Выставка организована при поддержке Союза машиностроителей России.

Сопредседатель Организационного комитета выставки - Первый заместитель Председателя Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности, Президент НП "Ассоциация "Лига содействия оборонным предприятиям", Владимир Владимирович Гутенев.

UralMetalExpo - крупнейшая специализированная выставка Екатеринбурга по количеству представленного металлообрабатывающего оборудования и известных мировых брендов.

Список делегации от Вашего предприятия для посещения UralMetalExpo-2013 можно направить в оргкомитет выставки заранее.

Бесплатный пригласительный билет можно распечатать, зарегистрировавшись на сайте выставки www.uralmetalexpo.ru

А также по теме:

Expo­Life: Выставка "Металлообработка. Урал / UralMetalExpo -2013" пройдет 1 – 3 октября 2013 в Екатеринбурге

 

Tat­Center.ru, 9 сентября 2013 г., Как планирует развиваться татарстанская "оборонка"? \\ Руководство страны ставит амбициозные задачи – к 2020 году довести долю новых вооружений и техники в армии до 70%, причем в подавляющем большинстве они должны производиться на отечественных оборонных заводах. Справится ли с такой задачей сопутствующая "оборонке" боеприпасная отрасль и какие проблемы сегмента требуют незамедлительных решений?

Об этом наш разговор с Радиком Хасановым, руководителем Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральным директором ОАО "Производственное объединение „Завод имени Серго“ (POZIS), которое является основным в России предприятием, специализирующимся на производстве малокалиберных боеприпасов для более чем 120 видов военной техники, и единственным в стране, выпускающим патроны катапультирования для спасения летчиков в аварийных ситуациях.

За прошлый год и первые шесть месяцев текущего на российских военных полигонах и складах произошло более 20 случаев взрывов снарядов. В чем дело – в некачественных боеприпасах, устаревших технологиях производства или безалаберности их хранения?

– Все перечисленные вами причины ЧП с боеприпасами – это и есть совокупность факторов, которая сейчас достигла критической точки, – говорит Радик Шавкятович. – Боеприпасы – такой продукт, который не терпит обращения на "ты". Если об этом забывают, он дает о себе знать – взрывается.

У этих небезопасных изделий есть гарантийный срок хранения. А, допустим, малокалиберные снаряды, которые сегодня находятся на военных складах, в основном все просрочены. К тому же они хранятся в неудовлетворительных условиях. Раньше этот арсенал охраняли и содержали военнослужащие, которые знали технологии складирования, разборки, обновления, транспортировки, утилизации боеприпасов. К сожалению, под предлогом реформирования Вооруженных сил этих военнослужащих уволили.

К тому же транспортируются снаряды со многими нарушениями техники безопасности. И малейшая оплошность может привести к трагедии.

– Что же делать с просроченными боеприпасами?

– Их необходимо грамотно утилизировать. Сейчас по­просту взрывают, чего делать ни в коем случае нельзя. Во-первых, при этом снаряды уничтожаются не полностью. Во-вторых, это наносит огромный вред окружающей среде. Наступило время для кардинального решения проблемы. Несколько лет назад госкорпорация "Ростех", в которую входит и наше предприятие, вышла в Министерство обороны с инициативой создания мобильных комплексов для безопасной, экологически чистой утилизации боеприпасов. Концепция этого проекта разработана, в том числе специалистами Инженерного центра машиностроения нашего завода. Нужно спроектировать и изготовить такие мобильные модули для каждого арсенала. Мы готовы к работе, внесли соответствующие предложения в Министерство обороны. Ждем ответа.

– 2012 год вы назвали годом борьбы за государственный оборонный заказ, объемы которого динамично снижались многие годы…

– Да, год для нас был чрезвычайно сложным. Началась реализация федеральной целевой программы(ФЦП) "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года", на которую предусмотрено крупное финансирование. Однако по отдельным видам военной техники тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков сократил, а то и вовсе обнулил госзаказы. В их число попала и целая подотрасль боеприпасов – а это более 60 заводов по всей стране!

Коллектив нашего предприятия обратился с письмом к Президенту России Владимиру Путину. К делу подключились Президент РТ Рустам Минниханов, вице-премьер – председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин, благодаря чему ранее обнуленный госзаказ был частично восстановлен, шаг за шагом стали возвращать гособоронзаказы проигнорированным ранее предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Наш завод получил госзаказ на 2013-2015 годы. Это беспрецедентно за последние 20 лет. Теперь мы можем прогнозировать и планировать свою работу на три года вперед.

И уже есть результат: если в прошлом году удельный вес специзделий в общем выпуске продукции у нас составил всего лишь 11 %, то в первом полугодии 2013 года – более 30%.

– Какие еще татарстанские предприятия "оборонки" вошли в ФЦП?

– Серьезные инвестиции будут вложены в Казанский завод точного машиностроения, Научно-исследовательский институт химических продуктов и Казанский государственный казенный пороховой завод. Но самый большой объем финансирования определен заводу имени Серго.

– В июле этого года Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу инициировали внезапную проверку войск Восточного военного округа. И остались недовольны ее итогами. Глава Минобороны прямо сказал: "Стреляем пока плохо и мало, в иностранных армиях стреляют в разы больше". К тому же, по мнению руководства страны, некоторые виды вооружений устарели.

– Согласен с этим. В соответствии с ФЦП мы реализуем крупномасштабный проект по реконструкции и техническому перевооружению производства военного назначения, где будет применено оборудование пятого и шестого технологических укладов. Проект оценивается в более чем три миллиарда рублей, средства отпущены в основном из федерального бюджета. Будем выпускать новые виды специзделий.

Согласно ФЦП работы по созданию новой производственной площадки должны завершиться в 2017 году. Но мы вышли с предложением в Минпромторг России и госкорпорацию "Ростех": в целях эффективного использования бюджетных средств закончить проект на два года раньше, в результате будет создан Центр специального машиностроения. Перед нашими инженерами ставим амбициозную задачу – поднимать военную науку.

– Радик Шавкятович, вы неоднократно критиковали естественные монополии за необоснованные повышения цен на их услуги. Считаете ли вы, что нужно административным путем обязать те же Российские железные дороги снизить стоимость грузоперевозок?

– Безусловно. Одна из проблем российской экономики – это рост тарифов естественных монополий. Только за 2008-2012 годы тарифы на их услуги подскочили на 70 %! Такие темпы роста недопустимы. Провели реформу энергетики для того, чтобы создать в этой сфере конкурентную среду с целью снижения тарифов. Но снижения не произошло – только рост. Одним словом, промышленность, особенно машиностроение, за динамикой цен на энергоресурсы и услуги не поспевает. Итог – снижение конкурентоспособности отечественных товаров, а это реальные риски для всей нашей экономики.

А расценки на услуги Российских железных дорог просто убивают. Представьте себе, рост тарифов на грузоперевозки в первом полугодии текущего года к аналогичном периоду прошлого года составил 139 %! Если раньше промышленники платили только по железнодорожному тарифу, то сейчас – еще и за аренду вагонов. Главное – качество услуг абсолютно не улучшилось. Со станции Юдино, которая под боком у Зеленодольска, по двое-трое суток ждем вагоны, чтобы отгрузить продукцию, в том числе специального назначения. Все производители страдают, это сдерживает экспортный потенциал не только отдельно взятого предприятия, но и всей страны.

В общем, реформирование РЖД заключается только в повышении тарифов и усложнении системы управления в самой компании.

Ситуация с естественными монополиями очень тревожная. И абсолютно правильно Владимир Путин вмешался в процедуру их реформирования. Государство должно оптимизировать тарифы отечественных монополий, иначе российские промышленники потеряют рынки, объемы производства упадут. Допустим, в Китае рост промышленного производства на семь % считается трагедией, а в России – за счастье.

Если бы руководство страны не вмешалось в эту процедуру, кризиса в экономике было бы не миновать. Ведь производство – это та сфера, где достигается максимальная добавленная стоимость и, как следствие, увеличивается валовой внутренний продукт.

СПРАВКА

На сегодня в состав оборонно-промышленного комплекса России входят 1,3 тысячи организаций, в которых работают около двух миллионов человек. В Татарстане – 13 крупных и средних предприятий, 20 НИИ и КБ, входящих в ОПК и функционирующих в сфере производства боеприпасов, спецхимии, авиастроения, судостроения, систем управления и обычного вооружения. Общая численность занятых – более 43 тысяч человек.

На реализацию федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года" предусмотрено свыше 23 трлн рублей, из них 20 трлн – на госзаказ и более трех триллионов – на модернизацию предприятий. В 2013–2015 годах темп развития отрасли прогнозируется на уровне 10%, что существенно выше показателей в ряде других отраслей экономики. Рост производительности труда уже в этом году должен составить около 20 %, а к 2020 году по отношению к 2007-му увеличиться в пять раз.

 

Комсомольская правда в Самаре, 10 сентября 2013 г., Самарская авиакосмическая индустрия: заоблачный товар по незаоблачным ценам

В пресс-центре «Комсомолки» участники Международного авиа- космического салона рассказали об итогах этого мероприятия: профильные предприятия и учреждения нашей области показали себя производителями достойной конкурентоспособной продукции, как по качеств

Международный авиакосмический салон МАКС-2013 в очередной раз продемонстрировал зарубежным партнерам высокие российские технологии. Возможности Самарской области достойно презентовала внушительная делегация представителей нашего
аэрокосмического кластера.

- В составе самарской делегации в подмосковный город Жуковский приехали порядка 140 руководителей предприятий, связанных с авиакосмической отраслью, как научных, так и технологических, - рассказал руководитель Управления развития меж-отраслевых комплексов Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Сергей Корнилов.

- В октябре 2014 года в Самарской области состоится международный аэрокосмический конгресс, на котором соберутся представители немецких, французских и российских аэрокосмических кластеров. И два соглашения, подписанные на МАКСе, - о национальном партнерстве авиакосмических кластеров (Ульяновск, Самара, Пермь и Рыбинск) и евразийском партнерстве аэрокосмических кластеров - это те инструменты, которые будут нас продвигать к цели, с которой соберется конгресс. В ближайшие полгода будет проходить тесная работа с иностранными партнерами и партнерами из стран СНГ по тематике.

- В Жуковском нашу область представляли не только крупные предприятия: «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов», но и производители малой авиационной техники, - добавил главный специалист Управления аэрокосмического и оборонно-промышленного комплекса, производства машин и оборудования и коммуникационных связей Министерства промышленности и технологий Самарской области Владимир Васильев. - Состоялся «круглый стол» по развитию малой авиации, как в стране, так и в нашей области. Его итогом стало решение создать единый орган по развитию малой авиации, который будет решать проблемы по эксплуатации, строительству и другим актуальным вопросам. В рамках МАКСа был проведен финальный конкурс молодежного форума «Будущее авиации и космонавтики». По результатам выставки были заключены контракты, в частности, Авиакор - авиационный завод заключил договор с Харьковским авиационным производственным объединением для определения дорожной карты совместного предприятия, которое будет заниматься разработкой новых грузовых, специализированных самолетов Ан-40. А эмиратская компания намерена создать беспилотный летательный аппарат на основе нашего «Беркута». 

Ракетостроители презентовали Союз-5

- Мы довольны результатами МАКСа, - отметил заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» - главный конструктор по средствам выведения Дмитрий Баранов. - «ЦСКБ-Прогресс», как обычно, представлял все три направления своей основной деятельности. Во-первых, ракеты-носители - «старую лошадку» «Союз», которая обслуживает космическую станцию; современные машины цифрового уровня «Союз -2-1а» (ракета на этапе сдачи в эксплуатацию, подписывается постановление Правительства РФ ) и «Союз-2-1б» (будет сдана в серийное производство и эксплуатацию в 2014 году).

Также на МАКСе представили макет нашей совместной с ОАО «Кузнецов» ракеты «Союз-2-1в» - это легкая двухступенчатая машина с двигателем НК-33 на первой ступени, сейчас она находится на завершающей стадии наземной отработки. Первая летная РН уже ожидает запуска на космодроме в Плесецке - рассчитываем отправить ее в космос в конце года.

С технической стороны «Союз-2-1в»
готов лететь хоть сегодня, но ракетостроение - весьма «бюрократическая» отрасль. По словам Дмитрия Александровича, пока множество бумаг не пройдет все надлежащие круги и юридические формальности, нечего и думать о старте.

«ЦСКБ-Прогресс» представил в салоне и перспективную разработку - макет абсолютно новой ракеты-носителя «Союз-5», которая, несмотря на название, имеет мало общего с предшествующими «Союзами» других модификаций.

- Прежний «Союз», несмотря на свою фантастическую надежность, имеет ряд слабых мест, - признает Дмитрий Баранов. - В силу того, что машина возрастная, достаточно много людей вынуждены работать перед стартом на заправленной машине и выполнять заключительные операции на ракете, содержащей 300 тонн кислорода температурой минус 180 градусов. На современных машинах так не делают, но переделать «Союз» под автоматическую ракету невозможно - легче сконструировать новую, с нуля. К тому же изготовление «Союза» и «Союза-2» технологически сложное, что с экономической точки зрения не очень хорошо - в какой-то момент можно стать неконкурентоспособными. Чтобы этого избежать, мы решили идти на шаг впереди. Сейчас научно-исследовательская работа по «Союзу-5» отправлена в наш отраслевой институт, в октябре планируем провести научно-технический совет в Центре «ЦСКБ-Прогресс» и в Роскосмосе, чтобы продвинуть нашу машину как перспективную. Новая ракета работает на сжиженном природном газе, отличается упрощенной конструкцией, содержит ряд технических новшеств.

Ракетостроители представили на МАКСе также три космических аппарата собственной разработки, запущенных на орбиту в этом году: «Бион-М» №1, «Ресурс-П» №1 ( аппарат дистанционного зондирования Земли) и КА в интересах национальной безопасности. «Бион-М» №1, выполнив свою задачу (собрав биоматериал), вернулся, а вот два других аппарата до сих пор бороздят космические просторы со своей миссией.

Третья составляющая экспонирования - девятиместный самолет «Рысачок». Один образец - летный, участвовавший в показательной программе полетов, другой - выполненный в камуфляжной расцветке, установленный на статической площадке.
Камуфляжный цвет не говорит о том, что самолет можно использовать исключительно в военных целях - он может быть и санитарным, и патрульным, и учебно-тренировочным. Кроме девятиместных, идет изготовление предсерийной партии 16-местного варианта - сейчас «Рысачок» проходит сертификацию, которая закончится не раньше следующего лета.

- Самолет вызывает большой интерес не только в России, но и за рубежом, - говорит Дмитрий Александрович. - Ведь по цене он конкурентоспособен, а по запасу «живучести» и эксплуатационным качествам значительно превосходит зарубежные аналоги. Большую заинтересованность проявляет Ульяновское училище по подготовке летчиков гражданской авиации. Учреждение предпринимало попытку закупить импортные самолеты, но учебные машины имеют свои требования, по которым «иностранцы» не подошли. А наш «Рысачок», наоборот, отмечен по «узким» местам как самый подходящий. Ждем окончания сертификации!

 ОАО «Кузнецов» показал свою птицу Феникс

Двигателестроительный завод ОАО «Кузнецов» на МАКСе представил свои традиционные ракетные двигатели РД-107A/РД-108A - моторы первой и второй ступеней, выводящие в космическое пространство пилотируемые и грузовые ракеты-носители «Союз». Когда-то эти двигатели (пока еще не модифицированные) вывели на орбиту ракету с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и сегодня в усовершенствованном варианте продолжают использоваться на «семерке». Показал «Кузнецов» и свою гордость - легендарный НК-33 - двигатель, разработанный в 60-70-х годах, на некоторое время забытый, а в 90-е возрожденный из небытия и до сих пор сохранивший уникальность многих технических характеристик. В апреле модифицированный «лунный» двигатель отправил в полет американскую ракету-носитель «Антарес», восстановив свою репутацию и обеспечив дополнительный интерес на мировом рынке. НК-33 доказал, что является не «двигателем с полки», как принято было его называть, а доработанным, форсированным изделием, имеющим отличную перспективу.

- Мы представляли свою продукцию в рамках двух экспозиций - отдельно в составе Объединенной двигателестроительной корпорации, совместно с «ЦСКБ-Прогресс» на стенде Самарской области, ведь это наш основной партнер по развитию производства средств выведения, - отметил исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. - Сейчас мы ведем совместную работу в рамках проекта по запуску ракеты-носителя «Союз-2-1в» и не забываем о производстве двигателей для традиционного «Союза» - мы уже вышли на цифры 100 - 130 единиц в год, чтобы обеспечить увеличение количества стартов. Конечно, огромное внимание мы сегодня уделяем НК-33 - двигателю, который находит достойное применение как на отечественной ракете «Союз-2-1в», так и в рамках американской программы «Антарес».

На МАКСе, а также до и после него руководство ОАО «Кузнецов» вело переговоры с зарубежными партнерами в части перспективы развития программы «Антарес» на ближайшие 15 - 20 лет. Не секрет, что американские коллеги рассматривают возможности дальнейшего сотрудничества в рамках восстановления производства НК-33, а для коллектива предприятия принципиальной задачей сегодня остается обеспечение интересов российских заказчиков. Стабильно на «Кузнецове» идет и развитие других направлений - производство двигателей для стратегической авиации, выполнение заказов в интересах Газпрома, Российских железных дорог и других заказчиков остаются ключевыми в работе.

 Молодежь СГАУ не подвела

В работе МАКСа активное участие принял и СГАУ - университет, который закончило большинство сегодняшних работников самарского авиа-, ракетостроения.

- Наш университет традиционно представляется на МАКСе на нескольких площадках, - рассказал начальник Управления обеспечения инновационной деятельности СГАУ Георгий Шестаков. - У нас был свой стенд в павильоне «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», экспонаты СГАУ демонстрировались на стенде «Самарская область», а на открытой площадке участники и гости салона могли полюбоваться нашим самолетом «Ястреб». Кроме того, наши студенты, магистры и аспиранты активно участвовали в конкурсе молодых исследователей. Ребят было не очень много, но результаты отличные - они взяли три первых места в своих номинациях и вообще смотрелись, по общему мнению, хорошо.

Ректор СГАУ Евгений Шахматов подписал в рамках программы МАКСа соглашение о сотрудничестве в вопросах кадрового обеспечения авиационной отрасли и научно-технического сотрудничества с «Объединенной авиа-
строительной корпорацией», «Союзом машиностроителей России» и ведущими техническими вузами страны.

- Пока соглашение имеет рамочный характер, но скоро наполнится содержанием по подготовке и переподготовке специалистов для авиационной отрасли, - говорит Георгий Валентинович. - Главное - у всех участников соглашения есть желание помочь друг другу и авиации нашего государства.

Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян - инициатор соглашения - побывал в СГАУ в прошлом году, будучи участником симпозиума по авиастроению. Многое в университете его удивило и порадовало, а также подвигло на мысль о более тесном сотрудничестве, что и вылилось в дальнейшем в соглашение, подписанное на МАКСе. Речь идет о первичной подготовке кадров и детальной, точечной переподготовке конкретных специалистов.

Пока же СГАУ обеспечивает кадрами своих главных заказчиков - «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов» и другие профильные предприятия региона, сотрудничая с ними не только в вопросах обучения, но и научно-исследовательских работ, например, в рамках Постановления правительства №218.

- Это значит, что студенты и сотрудники университета работают с заводчанами в едином мощном коллективе, - говорит Георгий Шестаков. - И это оправдано - наши студенты после вуза чаще всего оказываются на этих предприятиях.

На МАКСе СГАУ представил совместную с «ЦСКБ-Прогресс» разработку - габаритный макет малого космического аппарата «Аист», который 17 апреля 2013 года в составе модуля «Бион» был выведен в космос и сейчас на орбите выполняет комплекс научно- исследовательских задач.

- Так как наш павильон назывался «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», мы сделали упор на разработки студентов и аспирантов, - говорит Георгий Валентинович. - У нас есть авиамодельное студенческое конструкторское бюро (АСКБ), которое занимается разработкой беспилотников, мультикоптеров и других объектов авиационно-технического назначения. Лучшие работы АСКБ были представлены на стенде СГАУ.

 

РБК daily, 10 сентября 2013 г., Проложили дорогу в Россию

Кризис в Европе, негативно повлиявший практически на все сферы экономики, пагубно сказался и на европейском рынке спецтехники. После взрывного роста 2009–2011 годов в прошлом году на рынке отмечалась стагнация, а в этом году начался спад. Поскольку Россия является крупным импортером специальной, а особенно строительной техники, европейские производители возлагают на наш рынок большие надежды.

Бум строительной техники

По данным Комитета европейских производителей строительной техники, в первом квартале 2013 года зарегистрировано снижение продаж спецтехники в Европе на 20–30% в годовом исчислении. Особенно негативная ситуация складывается в странах Южной Европы. Стабильное повышение спроса зарегистрировано только в Германии, странах Скандинавии, России и Турции.

Две трети российского рынка спецтехники приходятся на строительную технику, а именно машины, используемые в строительстве зданий, сооружений, инфраструктуры, дорог. Оставшаяся треть приходится на коммунальные, сельскохозяйственные, лесные и другие машины.

Спрос на строительную спецтехнику будет поддерживаться крупными спортивными стройками (объекты Олимпиады-2014, ЧМ-2018 и др.), а также большими объемами жилищного строительства и региональными проектами по строительству жилья, дорог, социальных объектов и реализацией инфраструктурных проектов.

По результатам 2012 года объем рынка дорожной и строительной техники в России в количественном выражении вырос на 27% относительно предыдущего года. В структуре рынка преобладает импортная продукция, доля которой составляет 87%. Особенно высока доля импорта в сегментах погрузчиков, как фронтальных, так и с вилочным захватом, — она превышает 90% всего количества техники этой категории.

Большая часть техники — погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры, самосвалы, автобетоносмесители и башенные краны — импортируется Россией из Китая. Основным поставщиком экскаваторов на российский рынок в 2012 году стала Япония. Автокранов по итогам года больше всего было поставлено из Германии.

По сравнению с показателями первого квартала прошлого года в первом квартале 2013 года зарубежные поставки некоторых видов строительной техники существенно выросли. По данным исследовательской компании ID-Marketing, из землеройной техники импорт гусеничных бульдозеров (до 105 л.с.) вырос в количественном выражении на 37,5%, карьерной техники — на 33,3%, дорожной и бетонной техники — на 33,05%, пневмоколесных катков — на 78,95%. В сегменте подъемной техники рост импорта также заметен. Выросли поставки гусеничных кранов свыше 60 т (на 20%), башенных кранов (на 73,33%), а также новых и подержанных кранов-манипуляторов (23,93 и 14,69% соответственно).

В то же время по некоторым видам техники отмечено снижение импортных поставок. В сегменте землеройной техники наиболее заметно упал импорт тяжелых и малых гидравлических экскаваторов (на 39,15 и 28,97% соответственно), а также средних колесных погрузчиков (на 29,95%). В сегменте карьерной техники сильно снизился импорт больших горных гидравлических экскаваторов (на 42,86%) и тяжелых гусеничных бульдозеров (на 37,9%). В сегменте дорожной и бетонной техники больше всего «просели» асфальтовые тандемные вибрационные катки (на 79,8%), снизился импорт асфальтоукладчиков (на 22,16%) и дорожных фрез (на 21,05%). Что касается дорожной техники, здесь на 82,89% снизился импорт автокранов, поставки другой техники выросли.

К наиболее активно развивающимся сегментам на рынке строительной техники эксперты относят малогабаритную спецтехнику. Это и экскаваторы-погрузчики, и погрузчики с бортовым поворотом. Такие машины составляют внушительную часть рынка (ежегодно в России их продают более 10 тыс. шт.), он продолжает расти на 5–10% в год. По итогам первого квартала по сравнению с первым кварталом прошлого года импорт малых колесных погрузчиков, например, вырос почти на 309% в количественном выражении и на 146,33% — в стоимостном, а поставки мини-гидравлических экскаваторов (до 10 т) возросли на 74,7 и 67,17% соответственно. Основные поставщики мини-техники в нашу страну — это Китай, Япония, Финляндия и Великобритания.

В ожидании господдержки

У отечественных производителей спецтехники дела идут не так хорошо, как у импортеров. По данным Союза машиностроителей России, по итогам 2012 года производство тракторов для трелевки леса снизилось в сравнении с уровнем 2011 года на 59,9%, строительных погрузчиков — на 41%, автогрейдеров — на 31,3%, тракторов на гусеничном ходу — на 30,6%, бульдозеров и трубоукладчиков — на 24%, экскаваторов — на 6,7%. Но и произведенные машины не всегда находят потребителя: в прошлом году по всем видам выпускаемой продукции, кроме тракторов на гусеничном ходу, бульдозеров, трубоукладчиков и строительных погрузчиков, отгрузки существенно отставали от производства.

Падение в денежном выражении доли спецтехники отечественного производства для нужд внутреннего рынка составило 6% к предыдущему году, в то время как импорт строительно-дорожной техники в денежном выражении вырос на 67%, прежде всего за счет Китая. Наиболее активны китайские производители в сегментах средних гусеничных бульдозеров, доля импорта которых в первом квартале 2013 года составила 63,26%, а также средних и малых колесных погрузчиков (доля импорта 89,53 и 80,46% соответственно), а также гусеничных кранов грузоподъемностью свыше 60 т (44,44%).

По мнению производителей, проблема в том, что государственная поддержка, оказываемая российским производителям спецтехники, недостаточна для повышения конкурентоспособности отечественного продукта на внутреннем и тем более мировом рынках, а также для инновационного развития данного сегмента машиностроительного комплекса России.

Также производители говорят о необходимости мероприятий для защиты и развития отечественных производителей, таких как меры таможенно-тарифного регулирования, участия государственных и финансовых институтов в поддержке экспортных поставок российской техники, стимулирования спроса и техперевооружения, реализации НИОКР. Однако это требует глубокого и всестороннего изучения, а также анализа возможных экономических последствий, связанных с требованиями ВТО.

Но это дело небыстрое, так что особых изменений в расстановке сил на рынке спецтехники в этом году не ожидается. Если не считать роста объемов «импортной техники российского производства»: ведь все больше зарубежных производителей спецтехники размещают свои производства в России. Это Komatsu, Hitachi, Terex, Volvo Construction Equipment, планы по организации производства спецтехники в России есть у Ammann, Atlas Copco и других производителей.

Бульдозер напрокат

Некоторый импульс развитию рынка спецтехники может придать аренда. Сегодня в России аренда спецтехники составляет 5%, в Европе — 24–30%. Но эксперты рассчитывают, что аренда техники найдет свое развитие в виде новых арендных компаний, которые будут предоставлять спецтехнику на долгосрочный и краткосрочный период, а также активного предложения аренды официальными дилерами компаний-производителей.

Для небольших компаний вариант аренды техники, возможно, окажется более интересен, так как не всегда такие компании имеют объемы постоянных работ, которые позволяют держать собственный парк. Да и перспективность некоторых видов спецтехники зависит от развития аренды, например телескопических погрузчиков и различных видов подъемников, такая техника используется редко, а цены на нее высоки. Так что с развитием аренды на рынке спецтехники могут появиться новые сегменты, до этого слабо представленные на рынке.

Дополнительные материалы:

РОМАН ГАВРУСЕВ, заместитель директора департамента горного оборудования «Комацу СНГ»

Развитие рынка горной техники тормозят низкие цены на сырье. Однако, анализируя ситуацию в Китае, в начале 2014 года мы прогнозируем их восстановление и рост спроса на оборудование для горнодобывающей отрасли. В России начало подъема ждем к середине следующего года: отечественные компании очень консервативны в прогнозах. Местный рынок горной техники крайне интересен зарубежным поставщикам, однако его рост (как и рост всей горнодобывающей отрасли) сдерживают внутренние факторы, такие как политические и экономические риски, тормозящие открытие и разработку новых крупных месторождений. Для этого требуются значительные инвестиции и опыт. Привлечение в Россию ведущих мировых игроков на минеральном сырьевом рынке позволило бы существенно увеличить рынок карьерной техники. Кроме того, таможенная и налоговая политика в отношении зарубежных поставщиков делает их оборудование менее доступным. Это не позволяет российским горнодобывающим предприятиям перейти на новый технологический уровень, сделать свою продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке.

МАКСИМ АГАДЖАНОВ, генеральный директор компании «Газпромбанк Лизинг»

В настоящее время рынок спецтехники в России получает дополнительный импульс развития. Это связано с изношенностью основных фондов нефтегазовой отрасли: по данным Росстата, на конец 2011 года она составляла 20,3%. Общая стоимость основных фондов отрасли оценивалась примерно в 10,6 трлн руб., и это значит, что в короткие сроки добывающие компании должны вложить в свою модернизацию до 2 трлн руб.

Компаниям необходима техника для разработки и ввода в эксплуатацию месторождений. Уже за прошлый год объем нового бизнеса по лизингу нефтегазового оборудования и спецтехники составил почти 27 млрд руб. В 2013 году нефтегазовая спецтехника — тяжелые буровые установки, сваенабивные и сваебурильные машины, установки горизонтального направленного бурения и прочие — продолжает пользоваться спросом: за первый квартал прирост новых сделок составил более 11%. На дальнейшее развитие данного сегмента активно повлияет размещение в России производственных площадок крупнейших зарубежных производителей спецтехники, которые делают дополнительную ставку на развитие рынка B2B-rent.

РОМАН ЧУКАНОВ, официальный представитель компании «Либхерр-Русланд»

Ситуация на рыке спецтехники оценивается нами как относительно стабильная. В отдельных сегментах мы прогнозируем падение спроса, в то время как другие сегменты переживают умеренный рост. Так, до конца 2013 года ожидается уменьшение объема рынка сочлененных самосвалов, гусеничных бульдозеров, карьерных экскаваторов массой более 100 т и перевалочных машин. Вместе с тем предполагается рост спроса на колесные погрузчики, гусеничные гидравлические экскаваторы массой до 100 т и колесные экскаваторы.

Существует ряд факторов, отрицательно сказывающихся на развитии некоторых сегментов рынка. Например, уменьшение объемов рынка шарнирно-сочлененных самосвалов во многом связано с введением 1 сентября 2012 года утилизационного сбора на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья. Сегмент горнодобывающего оборудования переживает спад в связи с понизившимися ценами на уголь. Отсутствие развития отраслей переработки мусора и металлолома не способствует усилению сегмента погрузочной и перевалочной техники.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 10 сентября 2013 г., Кому достанутся военные деньги \\ Управляющие поборются за право в течение трех лет инвестировать 150 млрд руб. средств военной ипотеки. Среди фаворитов — компания из группы ВТБ, обслуживающего счета предприятий ОПК

До утра понедельника Минобороны (ФГКУ «Росвоенипотека») принимает заявки от управляющих на участие в размещении средств военной ипотеки. Три победителя будут объявлены 25 сентября, говорится в условиях конкурса, размещенных на сайте госзакупок. На кону — 150 млрд руб. средств жилищного обеспечения военнослужащих.

Это большая сумма для российского рынка, говорят управляющие, признаваясь, что результаты конкурса серьезно скажутся на их бизнесе. Например, для УК «Уралсиб»победа в нем означала бы увеличение активов под управлением почти вдвое. «Консолидированных активов по группе управляющих компаний “Уралсиб” более 80 млрд руб., и “Росвоенипотека” является очень значимым и желанным для нас клиентом», — говорит гендиректор УК «Уралсиб» Юрий Белонощенко. «Военная ипотека — один из основных источников государственных денег на рынке», — согласен гендиректор УК «Капиталъ» Вадим Сосков.

Сейчас этими деньгами управляют «Капиталъ», «Сбербанк управление активами» и «Лидер». В 2010 г. они выиграли тендер, в котором участвовало 27 претендентов, рассказал руководитель «Росвоенипотеки» Владимир Шумилин. В этом году их будет меньше, ожидает он, поскольку возросли требования к участникам.

Среди критериев, по которым будут отбираться управляющие, — результаты управления пенсионными средствами или военной ипотекой за последние пять лет, размер собственных средств и активов под управлением, а также отношение активов к собственным средствам.

По этим формальным критериям явных фаворитов нет, отмечает «Эксперт РА». По его подсчетам, основанным на данных Пенсионного фонда России, средняя доходность за последние пять лет (к июню 2013 г.) больше у «ВТБ капитал управление активами» (8,76%), за ним идет УК «Капиталъ» (6,21%). У «Сбербанк управление активами», «Лидера» и «Уралсиба» доходность составляет 5-5,92%. По объему активов в управлении (июнь, данные «Эксперт РА») на 1-м месте — «Лидер» (403,5 млрд руб.), далее следуют управляющие компании ВТБ(157,2 млрд) и Сбербанка(104,7 млрд). А по достаточности капитала, по расчетам «Эксперт РА», лидирует УК «Капиталъ» — 4,23% в июне. У «Уралсиба» это отношение — 3,85%, у «Лидера» — 1,84%.

Участники рынка считают фаворитом «ВТБ капитал управление активами», отмечая успехи ее материнского банка в работе с «военными» деньгами (см. врез). Три года назад компания участвовала в тендере, но проиграла и в этот раз настроена решительно. «С 2010 г. компания выросла в несколько раз, и сейчас я не вижу сложностей в части соответствия критериям конкурса», — говорит гендиректор «ВТБ капитал управление активами» Наталия Плугарь, рассчитывая на победу.

В остальном же шансы всех крупных управляющих на победу равны, настаивает Плугарь: «Тендер и это событие [переход предприятий ОПК на обслуживание в ВТБ] — два независимых мероприятия, конкурс публичный, а разговоры всегда есть, если компания близка к государственным структурам».

Кто бы ни выиграл тендер, большая часть денег будет размещена на депозитах в банках. Инвестиционная стратегия, описанная в условиях конкурса, предполагает, что на депозитах должно размещаться от 60 до 100% средств, в акциях (российских и иностранных) можно держать до 10%, а в российских облигациях — до 40%. Практика показала, что управляющее еще консервативнее: по словам Шумилина, они инвестируют средства военной ипотеки, «размещая не менее 90% средств в банках и до 10% в акциях».

Результатом работы нынешних управляющих он доволен: «Средняя доходность [за последние три года] составила 9,17% годовых, что значительно превосходит инфляцию».

 

Российская газета, 10 сентября 2013 г., Призывник получит выбор \\ Выпускники вузов сами решат, на какой срок идти в армию

Минобороны готово сделать еще один революционный шаг в призывной практике. Генералы хотят так изменить Закон "О воинской обязанности и военной службе", чтобы вчерашние студенты получили возможность выбора: или идти в армию призывником на год и жить в казармах, или подписать контракт на два года службы. Но жить в гражданских условиях и получать приличные деньги.

Теоретически выпускник гражданского вуза уже сегодня может после студенческой скамьи завербоваться в армию. Но поскольку первый срок профессиональной службы исчисляется как минимум тремя годами, ребята с дипломом, как правило, предпочитают 12 месяцев тянуть лямку рядового срочника. В погоне за учеными бойцами в министерстве обороны решили пересмотреть условия контракта. Предлагается сократить обязательный период нахождения солдата-профи в строю до двух лет. Вот эту новацию генералы и думают прописать в законе.

Логика военных понятна. Удел призывника не сравнишь с жизнью контрактника. Первого ждет казарма, редкие увольнения и небольшое - 2 тысячи рублей в месяц - жалованье. Солдат-профи селят в общежитии, при желании они могут снимать квартиру, свободное от службы время проводят по собственному усмотрению. Да и деньги контрактникам сейчас платят приличные: в среднем 30-35 тысяч в месяц. О таком заработке на гражданке многим выпускникам вузов остается только мечтать.

Тем не менее профессиональная армейская стезя устраивает далеко не всякого. По мнению генералов, двух лет первого контракта вполне хватит для того, чтобы человек разобрался, стоит ему дальше оставаться в строю или нет. Захочет - согласится на продление военной службы. Решит иначе, - уйдет искать счастья в мирной жизни. Чтобы сделать контракт еще более привлекательным, в минобороны хотят наполнить его дополнительными преференциями. К примеру, сейчас солдат-профи имеет право вступить в армейскую ипотеку по истечении трех лет службы. Если срок первого контракта уменьшится до двух лет, то он на год раньше может встать в жилищную очередь.

Более того, в минобороны серьезно раздумывают над тем, чтобы разрешить профессиональным солдатам вступать в армейскую ипотеку уже при подписании первого контракта. Пока это только идея, и для ее реализации нужно будет корректировать немало действующих нормативно-правовых актов. Однако в военном ведомстве корреспонденту "РГ" дали понять, что такая цель вполне реальна.

Хотя служебно-жилищные инициативы генералов адресованы в первую очередь выпускникам гражданских вузов, они неминуемо затронут и обычных солдат по призыву. Дело в том, что дорога срочника к контракту сейчас лежит через обязательные три месяца призывной службы. Многие ребята, быть может, и хотели бы перейти в строй профессионалов, но их пугает необходимость быть в армии еще как минимум три года. Сделают время первого контракта короче, глядишь, и среди солдат-призывников окажется больше желающих записаться в профи.

Но как быть, если человек заключил контракт с командиром части, но потом понял, что долгая армейская жизнь не для него? От службы из-под палки не выиграет ни сам солдат, ни армия. Это военные понимают, поэтому разрабатывают правила досрочного расторжения контракта, так сказать, по обоюдному согласию. Пока в Главном управлении кадров минобороны, которое курирует все, что связано со службой военных профессионалов, склоняются к следующему варианту. Контракт с "отказником" будет прерван, но если он выполнял его совсем немного времени, человеку надо будет дослужить какой-то период солдатом-призывником. Расчет армейской жизни предлагают делать по такой схеме - два дня службы по контракту приравняют к одному дню службы по призыву. Иными словами, если, скажем, дипломированный боец-профи провел в армии 12 месяцев, а затем написал рапорт о расторжении договора с командиром, ему придется носить солдатскую форму еще полгода.

Напомним, что это далеко не единственные призывные новации, внедрение которых инициирует армейское руководство. Первой ласточкой, наверное, можно назвать предложение министра обороны Сергея Шойгу так организовать службу студентов, чтобы они могли пройти солдатскую подготовку поэтапно, без долгого отрыва от учебы. Уже в сентябре генералы и ректоры вузов могут утвердить список из 10 высших учебных заведений, которые первыми апробируют новую призывную схему. Среди наиболее вероятных кандидатов на службу в рассрочку - студенты МГТУ имени Баумана, Физтех, Военмех и МГУ.

А нынешней весной в Воронеже на базе Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина впервые была сформирована так называемая научная рота. Там служат 35 призывников-добровольцев, чьи вузовские исследования оказались востребованы при решении научных задач оборонного назначения. Кандидатов на такую службу отобрали больше - 90 человек. Те, кто не попал в первый призыв, зачислили в кадровый резерв. Он понадобится уже в октябре, когда генералы начнут комплектовать научные роты для ВМФ и Войск воздушно-космической обороны.

- Проведя первые полгода в стадии эксперимента, в последующем мы уже будем одновременно с набором студентов в научные роты размещать и заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, - заявил министр обороны Сергей Шойгу.

 

3. Автомобилестроение.

 

Волжская коммуна, 10 сентября 2013 г., Резиденты активно застраивают площадку ОЭЗ

 Особую экономическую зону «Тольятти» сегодня можно сравнить с муравейником - активное возведение инфраструктуры со стороны руководства ОЭЗ соседствует со строительством резидентами своих мощностей.

Большой старт

В конце прошлой недели, 5 сентября, первый камень в фундамент будущего завода заложил международный поставщик автомобильных компонентов Edscha. ООО «Эдша Тольятти» будет производить дверные петли и ограничители дверей для российского автомобильного рынка с осени 2014 года. Продукция востребована проектами альянса АВТОВАЗ-Renault-Nissan, а также на других автосборочных предприятиях России. Создание производства в ОЭЗ «Тольятти» - это первый завод немецкой компании в России.

«Продукция нашего немецкого партнера уже сейчас востребована российскими и зарубежными автопроизводителям, работающими в России, - говорит генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Михаил Трушко. - ОЭЗ «Тольятти» здесь выступает как площадка-интегратор: условия ОЭЗ дают возможность автокомпонентщикам с минимальными издержками развивать в России бизнес в непосредственной близи от заказчиков, а заказчикам – привлекать в цепочки поставок для своих российских проектов ведущих поставщиков».

Как обещают руководители компании Edscha, на первом этапе реализации проекта будет создано 150 рабочих мест, а в перспективе - около 250 сотрудников. Поначалу завод будет использовать привозное сырье, однако в дальнейшем Edscha намерена полностью перевести производство на работу с российскими поставщиками. «Строительство нашего нового производства является еще одним важным шагом в нашем глобальном плане расширения», - сказал председатель совета директоров Edscha Group Торстен Грейнер.

«Корпорация Edscha была в числе первых иностранных инвесторов, пришедших в наш проект в июле 2012 года. Строительство компания также начинает в числе первых, в рамках запланированного графика. Время строительства очень сжатое – уже в следующем году производство должно быть запущено, - сообщил руководитель филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области Алексей Пахоменко. - Со стороны филиала мы гарантируем, что создадим для этого все условия. Так, инфраструктура первого этапа ОЭЗ должна быть построена к концу 2013 года».

Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко отметил, что инвестиции в новое производство составят примерно 600 млн рублей: по 300 млн на два этапа строительства. «Для особой экономической зоны старт строительства нового завода очень важен. Это означает, что сама площадка и в целом Самарская область интересны для инвесторов. Стоит отметить, что компания Edscha - это наш первый немецкий партнер, а немецкие компании славятся тщательным подбором площадок», - подчеркнул он.

Не менее активно на площадку для возведения своих предприятий «заходят» и другие резиденты - строительство в полной мере идет на земельном участке ООО «ТПВ Рус» и ООО «Джей Ви Системз». Японское ООО «Сано Волга» подало официальную заявку на заключение договора аренды земельного участка. За компанией зарезервирована территория площадью 2,94 га. После этого «Сано Волга» сможет приступить к созданию производственных площадей. В ближайшее время ожидается подача официальной заявки на аренду земли в ОАО «ОЭЗ» пятого резидента – ООО «Нобель Автомотив Русиа». В целом планируется, что до конца года большинство компаний завершат процедуры, необходимые для начала строительства производств.

Этап за этапом

По прогнозам развития, к 2020 году в ОЭЗ «Тольятти» будут работать 30 резидентов, из которых 10 – из числа крупнейших международных компаний, лидеров отраслей. Общий объем осуществленных резидентами инвестиций к этому времени превысит 48 млрд рублей. Предприятия резидентов ОЭЗ «Тольятти» произведут продукцию на 119 млрд рублей, а объемы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней превысят 8 млрд рублей. Доля продукции, произведенной в ОЭЗ, в общем объеме ВРП региона составит около 3%. На предприятиях резидентов ОЭЗ «Тольятти» будет создано 13 тыс рабочих мест.

Площадка особой экономической зоны привлекательна для инвесторов рядом налоговых льгот. Среди них - освобождение на срок до 5 лет от налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль до 15,5%, введение режима свободной таможенной зоны, а также ряд льгот и преференций, предусмотренных региональным законодательством.

Помимо этого, резиденты получают необходимую для возведения своих мощностей инфраструктуру. Сейчас завершено проектирование второго и третьего этапов, и уже активно идет строительство в рамках первого этапа строительства, в том числе -  инженерных сетей: водоснабжения, канализации, электроснабжения, готовится документация к аукциону на строительство системы газоснабжения. Кроме того, подходит к концу возведение очистных сооружений, ведется строительство административно-бытового корпуса, склада и гаража, монтаж газовой котельной. На днях в ОЭЗ подвели итоги торгов на строительство сетей связи диспетчерского управления - им займется ООО «КЭР».

Работа с инвесторами

В настоящее время в ОЭЗ «Тольятти» зарегистрировано 14 инвесторов, 11 из которых относятся к автомобильной и автокомпонентной промышленности. Разумеется, все будущие заводы производителей комплектующих нацелены на главного регионального заказчика. «Создание новых мощностей поставщиков в непосредственной близости к АВТОВАЗу и с налоговыми преференциями, которые предоставляет ОЭЗ, обеспечит снижение себестоимости компонентов, упростит логистику», - уверен начальник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов.

По словам Алексея Пахоменко, число инвесторов до конца года может возрасти до 17-18. За последние восемь месяцев резидентами площадки стали калужская «Автоэлектроника», которая планирует производить системы рулевого управления, ЗАО «Завод высокоточных деталей» совместно с крупной международной компанией АVTEC Ltd. с проектом по созданию производства двигателей, а также ООО «Тольяттинская бумажная фабрика» - компания будет производить бумагу для гофрирования и картон.

Итоговое соотношение автокомпонентных предприятий и компаний, представляющих все остальные отрасли экономики, в ОЭЗ должно быть 40% на 60%. Это связано с планами по диверсификации экономики Тольятти.

«Вряд ли от руководства ОЭЗ будут требовать соблюдения именно такого соотношения резидентов. Можно не сомневаться, что в ОЭЗ появятся производители и автокомпонентов, и другой продукции, и каково их будет конечное соотношение, не так уж и важно. Главное, что все они будут приносить не только доход себе, но и пользу жителям Тольятти и Самарской области», - считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Михаил Трушко, генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны»:

- Особая экономическая зона «Тольятти» создана не только для диверсификация экономики Самарской области, но и для развития автомобильной промышленности России. Сейчас идет активное строительство базовой инфраструктуры. ОЭЗ «Тольятти» развивается динамично и последовательно. Проект реализуется в формате Greenfield, то есть с нулевого уровня. В 2013 году будет завершен первый этап строительства, к 2014 году будет построена таможня. Параллельно с этим, в формате синхронного инжиниринга, ряд резидентов начал строительство своих объектов - чтобы первые производства были запущены уже в 2014 году.

Александр КОБЕНКО, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области:

- Для Самарской области очень важны любые резиденты особой экономической зоны, особенно те, которые приходят с высокотехнологичными проектами. Будущий завод «Эдша Тольятти» - это производство полного цикла. Мы видим значительные инвестиции, большую численность персонала, задействованную как на первом, так и на втором этапах строительства. Компания сразу встраивается в цепочку «АВТОВАЗа», сразу становится его поставщиком. По сути, компания уже является поставщиком тольяттинского автозавода, и это та локализация, которую мы приветствуем.

 

Волжская коммуна,10 сентября 2013 г., Kalina получила систему курсовой устойчивости

 Тольяттинский завод произвел 100 автомобилей Lada Kalina с системой курсовой устойчивости и антипробуксовочной системой. Опции доступны в максимальной комплектации.

Как отмечают в пресс-центре завода, система стабилизации курсовой устойчивости и антипробуксовочная система (ESC+TCS) поставляется фирмой Bosch. К ним добавились обогрев ветрового стекла, парктроник, 15-дюймовые диски колес, датчик дождя.

Система ESC непрерывно ведет мониторинг данных о скорости движения и угловой скорости автомобиля, оборотах двигателя. При появлении неблагоприятной ситуации система управляет каждым колесом в отдельности для выравнивания положения автомобиля.

Систему ESC можно отключить, но при скорости 50 км/ч и более она включается автоматически.

Система TCS включается одновременно с ESC. При пробуксовке одного или двух колес во время ускорения TCS ограничивает тягу мотора или притормаживает буксующее колесо.

АВТОВАЗ будет увеличивать производство автомобилей с ESC: в сентябре планируется выпустить еще 500 Lada Kalina с такой опцией. Также новые системы безопасности появятся на автомобилях семейств Lada Granta и Lada Priora.

 

4. Авиастроение.

 

ИТАР-ТАСС,9 сентября 2013 г., ОАК за 3 года инвестирует в производство 148 млрд рублей

Дочерние предприятия Объединенной авиастроительной корпорации /ОАК/ инвестируют в производство 148 млрд рублей в течение трех лет. Более половины инвестиций будут направлены в гражданскую авиацию, около 29% - в военную, говорится в презентации вице- президента ОАК по экономике и финансам Владимира Чирикова и директора по корпоративным финансам Дмитрия Елисеева.

"Большая часть инвестиционной программы корпорации осуществляется за счет собственных и привлеченных средств /43%/, а также за счет средств ФЦП "Оборонно- промышленный комплекс", - сообщается в материалах ОАК.

На гражданскую авиацию в 2013-2015 годах направляется более 53% всех инвестиций, на военную - 29%, на транспортную - 4%, специальную - 1%. Около 4% инвестиций запланированы на инфраструктурные проекты и около 9 проц направляются по статье "без учета программ". Основные инвестиции направлены на техническое перевооружение и научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы.

Портфель заказов ОАК, по данным на 30 июня 2013 года, составил 616 самолетов стоимостью более 1 трлн рублей. Из них военные самолеты - 256 шт /более 50 млрд рублей/, гражданские - 294 шт /более 400 млрд рублей/, транспортные самолеты - 42 шт /142 млрд рублей/ и специальные -24 самолета /более 31 млрд рублей/. До конца года корпорация планирует поставить заказчикам около 120 самолетов /в 2012 году - 94 самолета/. 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль