Новости СоюзМаш России

05.09.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиастроения

Ольга Турковская

Ту-204СМ завоевывает российское небо

Media73.ru, 05.09.13

Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." и авиакомпания "ВИМ-Авиа" подписали на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 меморандум на поставку пяти самолетов Ту-204СМ с опционом еще на пять машин. Срок  поставки -2015-2016 годы. В настоящее время парк авиакомпании состоит из 11 среднемагистральных самолетов Boeing 757-200, которые будут выводиться из парка перевозчика с поступлением новых машин. ИФК также подписала меморандум с авиакомпанией Red Wings на поставку в лизинг шести самолетов Ту-204СМ с опционом еще на четыре авиалайнера. Red Wings эксплуатирует восемь Ту-204 предыдущего поколения.

Всего до 2017 года планируется собрать двадцать таких машин. Однако по итогам авиасалона президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев сообщил, что ОАО "Туполев" планирует поставить в ближайшие пять лет до сорока среднемагистральных пассажирских самолетов нового поколения Ту-204СМ для ряда российских и одной зарубежной авиакомпании, а также госзаказчикам. Об этом сообщает "Агентство транспортных новостей". Заинтересованность в приобретении самолетов выразили авиакомпании "Red Wings", "Вим-Авиа", авиакомпания "Башкортостан", "Трансаэро". На настоящий момент стороны договорились "проработать финансовые условия поставки Ту-204СМ и схему организации послепродажного обслуживания". Также заинтересованность в приобретении Ту-204СМ выразила авиакомпания Cubana de Aviation и госзаказчики - федеральные органы исполнительной власти. Поставки могут начаться уже в 2014 году.

Новый пассажирский самолет Ту-204СМ сертифицирован Межгосударственным авиационным регистром в конце мая 2013 года. В настоящее время на ульяновском заводе "Авиастар-СП" четыре Ту-204СМ уже укомплектованы на 50 процентов.

Ту-204СМ  оснащен модернизированными двигателями ПС-90А2, отвечающими всем требованиям европейских норм. Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой - около 4 тысяч километров. На авиалайнере установлено новое навигационное, радиосвязное, приборное оборудование, которое позволит управлять самолетом экипажу не из трех, как было раньше, а из двух человек. В сравнении с базовым самолетом улучшена на 10-12 процентов топливная эффективность и эксплуатационная надежность самолета. В мае этого года Ту-204СМ получил дополнение к сертификату типа и готов к пассажирским перевозкам.

 

Новости международного авиастроения

Иран рассчитывает на наш авиапром

Аргументы Недели, 5.09.13

Недавно СМИ Ирана сообщили о том, что пассажирский авиапарк этой страны в скором времени пополнится 40 новыми самолётами российско-украинского производства. Речь идёт о 20 Ан-148 и таком же количестве Ан-140 (последний собирается в Иране под названием Iran-140). Как говорится, для начала неплохо. Однако не всё так просто и радужно для нашего авиапрома. Любопытно, но даже в этой стране – яром антагонисте Запада – есть лобби Boeing и Airbus.

Видимо, под его давлением не так давно Тегеран заявил о готовности покупать западные самолёты в случае, если ЕС и США отменят ранее наложенные санкции. Всё дело в том, что авиарынок Ирана представляет слишком лакомый кусок. По расчётам иранских специалистов, к 2021 г. их страна будет нуждаться примерно в 600 пассажирских самолётах.Причём 270 из них должны вмещать от 100 до 150 человек. В то же время сейчас из-за санкций гражданская авиация Ирана состоит в основном из техники российского и украинского производства. Понятно, что Boeing и Airbus,которые буквально спят и видят, как на двоих монополизировать всю авиационную промышленность мира, такая ситуация не устраивает.

В ход идёт знакомый чёрный пиар. Через прессу иранцам внушают, что российская техника крайне ненадёжна – настоящие «летающие гробы». Да и вообще, мол, сами русские уже давно не пользуются такими самолётами, как Ту, Ан, Ил и Як. Что и говорить, последнее утверждение – отличный козырь. Благодаря нашему правительству, активно способствующему покупкам западной техники, спорить с этим год от года всё сложнее.

Тем не менее уже понятно, что в ближайшее время санкции никто не отменит. Причина – последние события вокруг Сирии, которая является верным союзником Ирана. А в обход санкций много боингов и эйрбасов не протолкнёшь. К тому же большинство специалистов в Иране уверены в надёжности наших самолётов. Поэтому и надеются, что их страна по-прежнему будет покупать российскую технику.

Кроме «Анов» в Иране приглядываются и к «Туполевым». Как пишет местная пресса, недавно там была произведена оценка модернизированных Ту-204, Ту-214 и самолёта, которому «АН» уделяет повышенное внимание, – Ту-334. А наши власти убеждают всех, что он никому не интересен и поэтому бесперспективен.

Не остаётся без внимания в Иране и пресловутый «Суперджет-100». Однако в Тегеране считают, что данный лайнер был создан при технической и экспертной поддержке США, имеет большое количество деталей западного производства. Поэтому он тоже подпадает под действие санкций. В этой связи иранские СМИ настоятельно советуют России и Украине «вернуться к полностью самостоятельному производству авиационной техники».

Vector Aerospace и Sikorsky Aircraft продолжают сотрудничество

JETS.ru, 05.09.13

Глобальный независимый провайдер услуг по ремонту и техническому обслуживанию гражданских вертолетов Vector Aerospace на днях получил повторную сертификацию в качестве уполномоченного центра по обслуживанию и ремонту вертолетов моделей S-76 и S-61 производителя Sikorsky Aircraft, а также подтвердил свой статус авторизованного центра поддержки владельцев и операторов вертолетов модели S-76.

"Североамериканское представительство нашей компании на протяжении всех лет своей деятельности неизменно инвестировало значительные средства в передовое оборудование, инструментарий, в совершенствование профессиональных навыков для технических и инженерных сотрудников, с тем чтобы обеспечить превосходный уровень обслуживания вертолетов, - говорит Пол Кокелл, президент Североамериканского филиала Vector Aerospace. - И мы можем гордиться тем, что наши достижения были в очередной раз высоко оценены нашими партнерами".

"Получение компанией Vector Aerospace повторной сертификации имеет большое значении я для расширения наших возможностей по поддержке владельцев вертолетов в этом регионе мира", - отметил Стив Болман, директор глобальной службы техподдержки Sikorsky Aerospace Services.

 

 

Аналитика

Пётр Крапошин

Двойная тяга

Воздушный транспорт, 4.09.13

Деловое партнерство АО «Мотор Сич» с предприятиями российского авиапрома обеспечивает подъемной силой авиацию двух государств

Судьбы Украины и России неразрывны в течение нескольких веков во всех областях. В том числе и в авиации. В декабре 1992 года впервые в истории межгосударственных отношений было подписано Межправительственное соглашение за № 40. В 1994 году по инициативе Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) создан Межгосударственный координационный совет (МКС) по сотрудничеству в области двигателестроения. Главной задачей МКС является совместная подготовка предложений по Межправительственному соглашению и координация деятельности по их выполнению с точки зрения развития взаимодействия моторостроительных производств обеих стран.

АО «Мотор Сич» сотрудничает с рядом российских научно-исследовательских учреждений в области авиации: ЦИАМ, ВИАМ, ЦАГИ, ВИЛС, рядом институтов Министерства обороны (30 ЦНИИ, 13 НИИ (НИИ ЭРАТ), ГЛИЦ), НИИД (научно-исследовательский институт двигателестроения), НИАТ ( национальный институт авиационных технологий), ГосНИИ ГА, ЛИИ имени М.М. Громова, ВНИПП ( всероссийский научный институт подшипниковой промышленности), НИИСУ (научно-исследовательский институт стандартизации и унификации) и рядом других.

К основным направлениям совместных работ относятся проведение исследований по аэро- и газодинамике, прочности и ресурсу двигателя, координация и проведение работ по созданию научно-технического задела для перспективных разработок, проведение специальных стендовых и лётных испытаний двигателей и их сертификация, создание новых материалов и технологий для перспективных разработок, создание единой нормативно-технической и конструкторской документации для обеспечения проектирования, производства и эксплуатации двигателей, а также обмен научно-технической информацией, справочной и нормативной документацией в области авиационной техники и обучение специалистов.

Двигатели, построенные АО «Мотор Сич», поставляются на российские авиазаводы, находящиеся в различных городах — Москве, Смоленске, Саратове, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Казани, Кумертау, Улан-Удэ и ряде других. Предприятие также сотрудничает с российскими авиакомпаниями и авиаподразделениями Министерства обороны. Предметом сотрудничества является ремонт двигателей, поставка запчастей, техническая поддержка и послепродажное обслуживание. Примерами успешной кооперации с российскими заводами являются сотрудничество с предприятием «Салют», совместно с которым изготовляются двигатели Д-436-148, АИ-222-25 и Д-27, а также с заводом имени В.Я. Климова в Санкт-Петербурге в деле изготовления вертолётных двигателей ВК-2500.

АО «Мотор Сич» сотрудничает также с российскими предприятиями в области ремонта авиатехники.  Совместно с авиаремонтными заводами Министерства обороны Российской Федерации на территории России был организован ремонт двигателей ряда семейств: Д-18Т на 121 АРЗ в Кубинке (Одинцовский район Московской области), ТВ3-117В на 218-м заводе в Гатчине (Ленинградская область), АИ-25ТЛ на 570-м заводе в Ейске (Краснодарский край), Д-36, Д-136 и АИ-24 на авиаремонтном заводе в Арамиле (Свердловская область), АИ-20  на 123-м АРЗ в Старой Руссе ( Новгородская область). ВСУ АИ-9 и АИ-9В ремонтируются на авиаремонтных заводах № 12 в Хабаровске и № 150 в Люблине (Калининградская область). В последние годы сотрудничество расширяется, и в нём появляются новые направления. Так, например, в 2011 году в Гатчине были успешно завершены государственные стендовые испытания вертолётного двигателя новой модификации ТВ3-117ВМА-СБМ1В по программе, утверждённой Главкомом ВВС Российской Федерации.

Достижения предприятия были представлены в экспозиции одного из павильонов авиасалона МАКС-2013. В числе экспонатов особо следует отметить образец двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ-2В, являющегося модификацией  ТВ3-117ВМА-СБМ 1В. Он предназначен для привода главного редуктора перспективного многоцелевого вертолёта со взлётной массой более 15 тонн. Вертолёт с таким двигателем пригоден для эксплуатации в условиях высокогорья и с жарким климатом. Двигатель оборудован электронно-цифровой системой автоматического управления. Ударным экспонатом экспозиции АО «Мотор Сич» стал двигатель Д-436-148ФМ для самолётов семейства Ан-178. В состав его конструкции входит перспективный вентилятор. При его изготовлении применены новые решения по повышению коэффициента полезного действия, напорности и снижению шума. Интерес посетителей и специалистов вызвал также МС-14 для самолётов Ан-2-100, Ан-38 и Бе-32МК. Участником МАКСа стал один из его обладателей — легендарная «Аннушка» с «пересаженным сердцем». Воздушное судно было названо в честь Генриха Онгирского, бывшего заместителем О.К. Антонова и занимавшегося научной деятельностью по вопросам прочности самолётов.

 На Ан-2 и «прилетел» Вячеслав Богуслаев на встречу с представителями СМИ, которая состоялась в конференц-зале павильона АО «Мотор Сич». Завершив переговоры с иностранными делегациями республики Бангладеш, Ирана и ряда других,  он вошёл в зал, держа на вытянутой руке фарфоровую модель исторического биплана, выполненную гжельскими мастерами,  со словами: «Я спешил к вам на самолёте Ан-2». Ряд вопросов журналистов касался именно его будущего. Вячеслав Александрович сообщил, что работы по ремоторизации ранее изготовленных воздушных судов, а также изготовление новых, будут производиться на нескольких заводах: в подмосковной Балашихе, в Смоленске, в Шахтах Ростовской области, в Ульяновске (о чём в этот же день был подписан соответствующий меморандум), а также на Украине, в Виннице.

Принявший участие в пресс-конференции академик Генрих Васильевич Новожилов вспомнил эпизод, когда он поздравлял Олега Константиновича Антонова с 60-летием. При этом он произнёс такие слова: «Есть народные песни, и есть также народный самолёт, который вы создали».

Как уже не раз писало наше издание, звание Народного удостоен ещё один самолёт. Он не может приземляться на лесной поляне или на околице села. Но народу он нужен: чтобы святыням Великой Руси поклониться, отправиться в отпуск с семьёй или просто дальних родных навестить. И, кроме народа, никто в его появлении не заинтересован. Какой это самолёт, внимательный читатель догадался сам. А давние завсегдатаи МАКСа даже, возможно, помнят времена, когда он не только стоял в рядах участников выставки, но даже летал. Слово в защиту самолёта Ту-334 произнёс генерал-полковник, президент – председатель Совета директоров ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич», заместитель руководителя Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, Председатель Наблюдательного совета Фонда «Народный самолёт Ту-334-100» Анатолий Ситнов. Он отметил, что самолёт уже обеспечен 450 заказчиками, которые своих намерений приобрести его не изменили!

В пресс-конференции также принял участие советник премьер-министра республики Татарстан Назир Киреев. Он изложил историю вопроса, связанного с попыткой начать строить Ту-334 на КАПО. Кабина самолёта, как и фюзеляж, были унифицированы с Ту-214. Разница заключалась в длине фюзеляжа, а также в расположении двигателей в хвостовой части и применении Т-образного оперения. Назир Киреев также обратил внимание представителей прессы на то, что когда ОАК только образовалась, был проведён опрос перевозчиков о том, какой самолёт им нужен. Большинство голосов набрал Ту-334. Был даже период, когда в планах ОАК значились оба воздушных судна: SSJ 100 и Ту-334. Но когда пост Министра промышленности и торговли занял Виктор Христенко, планы резко изменились. Назир Киреев также сообщил журналистам, что когда на казанском авиазаводе было прекращена постройка бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160, руководство решило освоить производство самолётов фирмы А.Н. Туполева Ту-324, Ту-404 и Ту-414. Это семейство самолётов должно было заменить Як-40. Для Ту-324 АО «Мотор Сич» предложило двигатель семейства АИ-22. Казанский вертолётный завод освоил постройку ряда вертолётов и на вырученные средства создал собственное конструкторское бюро. Оно и создало вертолёт «Ансат», для которого АО «Мотор Сич» также построило двигатель. Он отметил, что в формулировке технического задания наряду с авиаперевозчиками должны принимать участие руководители государства и ГосНИИ ГА.

Вячеслав Богуслаев изложил журналистам достоинства двигателя МС-14, установленного на самолёт Ан-2-100. Так, например, при полётах в северных районах необходимо устанавливать дополнительные топливные баки. Классическая модель самолёта позволяла установить шесть баков, газотурбинный двигатель позволяет увеличить их число до восьми. В ходе беседы он также коснулся проблем, касающихся несовершенства нормативно-правовой базы. Они создают препятствия в деле помощи авиакомпаниям, желающим ремоторизовать вертолёты Ми-8Т. Согласно правилам АР МАК, ремоторизация возможна только при условии наличия сертификата, которого техника советских времён не имеет. Украинским специалистам не дают разрешения на данные работы.  Но, согласно европейским стандартам, работы по ремоторизации разрешены любой компании, которая имеет соответствующую компетенцию.

Говоря о достоинствах современных двигателей, Вячеслав Богуслаев отметил, что сегодня нет понятия «фиксированный ресурс» - двигатель эксплуатируется по фактическому состоянию. Благодаря модульной конструкции ушло в прошлое понятие «капитальный ремонт» - есть именно восстановительный. Ресурс же определяется на каждый модуль (у двигателя Д-436 их 12). Совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» ведётся работа по увеличению ресурса каждого модуля.

Один из вопросов журналистов касался перспективы вступления Украины в Европейский союз. Вячеслав Александрович является убежденным противником этого шага. Своё мнение по данному вопросу он изложил собеседникам. Подписание этого документа предполагает отказаться от отечественных стандартов качества и перейти на европейские. А это означает, что при создании нового двигателя можно получить отказ в сертификате. Причина — разница в химическом составе отечественного металла от европейского. А она может составлять при этом, например, сотые доли тантала или рения. Кроме того, принятие европейских стандартов может предусматривать и отказ от метрической системы (т. е. переход на фунты и дюймы), что неминуемо вызовет сопротивление со стороны инженеров и техников.

Еще один вопрос был связан с самолётом Ан-70. Дмитрий Рогозин назвал его «виртуальным». Вячеслав Богуслаев разделил недоумение по поводу этого высказывания. У многих оно вызвало возмущение. Самолёт участвовал в нынешнем МАКСе, а спустя час после завершения пресс-конференции даже участвовал в лётной программе. Но на статической стоянке он был поставлен не в общей линейке с другими воздушными судами, а рядом с А 380 и С-295.  Гости салона восхищались самолётом, но восхищение оказалось единственной наградой, которую он унёс. По ряду воздушных судов были подписаны контракты, по Ан-70 — ни одного.

При этом всем требованиям со стороны российского военного министерства по грузоподъёмности, лётно-техническим и прочим данным он соответствует абсолютно. Концепция модели состоит в том, что он должен на 15-20 лет опережать уже существующие самолёты. Двигатель Д-27 американские эксперты назвали двигателем 5-го поколения, и сами они что-либо подобное смогут сделать лишь 15-25 лет спустя. Примечательно также и то, что программа вооружения, принятая в 1996 году при тогдашнем Президенте России Борисе Ельцине, предусматривала постройку 165 самолётов для ВВС России, и около 75 — для Украины. И сегодня этот самолёт незаменим, особенно в случае локальных конфликтов. В условиях военного времени необходимо оперативное строительство взлётно-посадочных полос. Для Ан-70 достаточно длины около 650 метров  — это самолёт укороченного взлёта и посадки. На его базе возможна также постройка пассажирского варианта.

Одним словом, у Украины и России общими являются как достижения, так и проблемы. Завершая беседу, Вячеслав Богуслаев отметил, что к народам Украины и России он относится с одинаковым уважением и существенной разницы между ними не видит. Его резюме было таково: бороться нужно с временщиками-чиновниками, которые вредят делу развития авиации.

Елена Киселева, Егор Попов

Движки наши тяжкие

ВЭБ рефинансирует долги "Сатурна"

Коммерсантъ, 5.09.13

Рыбинскому НПО "Сатурн", производящему двигатели для Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и истребителей пятого поколения ПАК ФА, вновь потребовалась господдержка. Как стало известно "Ъ", Внешэкономбанк (ВЭБ) готовит план финансового оздоровления предприятия, предполагающий рефинансирование его долгов перед ВТБ, Газпромбанком и МСП-банком в размере до 15 млрд руб. Решение о выделении этих средств может быть принято на ближайшем наблюдательном совете ВЭБа в конце сентября, если будет решен вопрос о получении "Сатурном" госгарантий.

О том, что ВЭБ может заняться финансовым оздоровлением НПО "Сатурн", входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), "Ъ" рассказал источник, близкий к госкорпорации. По его словам, речь идет о рефинансировании задолженности "Сатурна" перед банками в размере до 15 млрд руб. В качестве основных кредиторов предприятия собеседник "Ъ" назвал ВТБ, Газпромбанк (ГПБ) и МСП-банк (входит в группу ВЭБа). "Вопрос об оздоровлении "Сатурна" силами ВЭБа может быть вынесен на ближайший набсовет, запланированный на конец сентября",- утверждает он. Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточнил, что участие ВЭБа в финансовом оздоровлении "Сатурна" зависит от того, удастся ли предприятию получить госгарантии, что может занять до полутора лет.

В пресс-службе ОДК "Ъ" пояснили, что в конце 2012 года было принято решение о государственной поддержке "Сатурна" по нескольким направлениям: дофинансирование инвестпрограммы, рефинансирование кредитного портфеля в размере 15 млрд рублей и субсидирование процентной ставки по кредитам.

"О том, что кредитный комитет в ВЭБе состоялся, мы знаем, но итоговые условия рефинансирования нам официально не представлены",- отметил представитель ОДК. В ВЭБе от комментариев отказались.

Акционеры ОАО "НПО "Сатурн" - УК ОДК (74,85%) и ОПК "Оборонпром" (20,57%) (оба входят в "Ростех"). Производит двигатель пятого поколения для ПАК ФА, АЛ-55И для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов; двигатель SaM146 для SSJ-100 и корабельные газотурбинные двигатели. Выручка за первое полугодие - 7,84 млрд руб., чистый убыток - 1,35 млрд руб.

Крупнейший кредитор НПО "Сатурн" - ВТБ, следует из финансовой отчетности предприятия за второй квартал 2013 года. В качестве действующих указаны три кредита ВТБ. Первый в размере 7,5 млрд руб., из которых невыплаченными остались 5,14 млрд руб., выдан в 2008 году под 9,25% (срок погашения - декабрь 2013 года). Еще два кредита планируются к погашению в первой половине 2014 года: один - на 4,3 млрд руб. (сумма текущего долга - 3,73 млрд руб.), а второй - на 2,5 млрд руб. (2,5 млрд руб.). Кроме того, "Сатурн" обслуживает семилетний облигационный заем на 3,5 млрд руб. (сумма основного долга - 521 млн руб.) со сроком погашения в июне 2014 года. При этом ГПБ и МСП-банк в перечне крупнейших банков-кредиторов "Сатурна" не значатся. Вчера в ОДК "Ъ" не смогли уточнить размер долга перед этими банками. Источник "Ъ", близкий к ОДК, утверждает, что долгосрочная кредиторская задолженность НПО перед ГПБ составляет около 200 млн руб. и перед МСП-банком - около 160 млн руб.

Согласно отчетности НПО, общая сумма долгосрочной задолженности составляет 11,12 млрд руб., краткосрочной - 8,65 млрд руб. При этом существенное влияние на динамику показателей во втором квартале оказал рост величины краткосрочных кредитов и займов на 6,186 млрд руб., говорится в документе. Это произошло в том числе за счет привлечения беспроцентного займа на 644,8 млн руб. от ОПК "Оборонпром" в счет взноса в уставный капитал "Сатурна" "в целях финансирования инвестиционной программы на цели увеличения серийного производства двигателей SaM-146". Еще 938,2 млн руб. "Оборонпром" выделил в счет взноса в капитал для финансирования стартовых убытков на производство SaM-146.

Речь идет о двигателе для самолета SSJ-100, который "Сатурн" производит в рамках СП с французской Safran. В предварительных материалах стратегии развития ОДК до 2020 года (см. "Ъ" от 15 августа) говорится, что убыток НПО по итогам 2012 года составил около 800 млн руб. Среди основных причин - "невыгодные условия действующих контрактов" и высокая себестоимость продукции. Дело в том, что "Сатурну" достается лишь 17% выручки от продаж каждого такого двигателя, остальное получает французская сторона.

В целом в проекте стратегии завод отнесен к предприятиям ОДК "с портфелем низкомаржинальных и убыточных продуктов". В рамках оптимизации ОДК предлагается сохранить мощности "Сатурна", но переориентировать его на выпуск газотурбинных установок и компонентов. При более радикальном сценарии, в рамках которого ОДК будет производить лишь военную технику, рассматривается возможность "выхода "Сатурна" из периметра ОДК после завершения основной части программы SaM-146".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что в технологическом плане "Сатурн" "в любом случае один из самых передовых активов ОДК". "Корпорация вряд ли будет выходить из этого актива в ближайшие годы, учитывая военные заказы на двигатели для ПАК ФА и портфель заказов для SSJ-100",- полагает эксперт. Поэтому, считает он, для ОДК важно оптимизировать долг "Сатурна", а учитывая, что сейчас значительная часть станков и оборудования приобретается по лизинговым схемам, для ОДК важно, чтобы долг НПО был рефинансирован и сокращен.

 

ВВС

Александр Пинчук

ВВС: на новой технике к новым возможностям

Красная звезда, 04.09.13

В рамках 11-го Международного авиакосмического салона состоялась пресс-конференция главнокомандующего ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева. Он рассказал о грядущих поставках авиационной техники в Военно-воздушные силы, усовершенствовании сети военных аэродромов, в том числе восстановлении отдалённых, создании пилотажной группы на учебно-боевых самолётах Як-130, перспективах комплексов С-500 и российско-украинского военно-транспортного самолёта Ан-70, проведении в следующем году состязаний по «авиадартсу» и многом другом.

В частности, генерал-лейтенант Бондарев сообщил, что новейший истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), выполнение сложного пилотажа на котором зрители уже неоднократно могли наблюдать в подмосковном Жуковском, будет поступать на вооружение в ВВС России с 2017 года.

«Я думаю, что самолёт до 2017 года мы доведём, а может быть, даже раньше. Если всё пойдет нормально, то программа испытаний, возможно, будет сокращена. С 2017 года мы планируем закупать эти самолёты и поставлять их в наши части», – сказал он.

Главком добавил, что Т-50 в конце этого года поступит в ВВС для проведения испытаний. При этом по его системам вооружения все лётные испытания уже проведены.

После 2016 года ВВС России начнут также закупки истребителей МиГ-35. «Сейчас идут опытно-конструкторские работы по созданию самолёта, его насыщению различными видами вооружения и оборудования. Опытно-конструкторские работы заканчиваются в 2016 году. Если он подтвердит – а мы считаем, что он подтвердит те характеристики, которые мы ему задали, – мы будем его брать с удовольствием, – сказал главком.

По его словам, МиГ-35 дешевле в эксплуатации, готовить лётчиков для полётов на нём легче, чем на Су-27 и Су-30. «МиГ-35 – это ещё один шаг вперёд в семействе «МиГов», – отметил главком.

Рассуждая о тематике истребителей-перехватчиков МиГ-31, главком заверил, что они прослужат в Военно-воздушных силах как минимум до 2028 года, а далее их ресурс при необходимости может быть продлён ещё на пять-десять лет.

«По всем ресурсным показателям, которые есть у модернизированного МиГ-31БМ, мы будем его эксплуатировать уже с модернизацией до 2028 года – это назначенный ресурс без продления. Если мы посчитаем необходимым, то можем продлить и после 2028 года на пять-десять лет», – сказал генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

Он отметил, что с появлением Су-35 и нового вооружения – ракет дальнего перехвата, соответствующие задачи по перехвату могут быть переложены и на другие самолёты. Либо, может быть, доработан МиГ-31.

«Самолёт нас удовлетворяет и прекрасно выполняет все задачи, которые перед ним стоят. Но думаю, мы решим задачи дальнего перехвата и наращиванием возможностей других самолётов», - добавил главком.

С 2020 года Военно-воздушные силы России начнут получать и новый дальний бомбардировщик – перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА). При этом на нынешних самолётах «стратеги» могут работать до 2028–2030 годов. В настоящее время защищён аванпроект нового бомбардировщика. Он будет дозвуковым, - отметил генерал-лейтенант В. Бондарев.

По его словам, ПАК ДА будет способен выполнить те задачи, которые сейчас решаются тремя типами самолётов, стоящих на вооружении в Дальней авиации. «Все задачи, которые решают Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, он будет выполнять в полном объёме. Задачи по гиперзвуку будет решать то вооружение, которое он получит, - сказал главком.

Кроме того, Минобороны России планирует закупить самолёты-топливозаправщики Ил-78 с новым двигателем.

«Я думаю, в течение трёх лет мы начнём закупки Ил-78. До 2020 года мы закупим порядка 40 таких самолётов», - сообщил генерал-лейтенант Бондарев. По его словам, этот самолёт будет оснащён новым двигателем ПС-90А и будет называться Ил-478.

Сейчас ВВС вышли с предложением, чтобы этот самолёт производился не только в варианте топливозаправщика, но и в комбинированном варианте с возможностью снятия топливозаправочного оборудования и установки другого оборудования, в том числе для пожаротушения, с возможностью десантирования с данного самолёта военнослужащих. Иными словами, Ил-78МД-90 предстанет в новом варианте – конвертируемом, способном выступить как в качестве танкера для заправки других самолётов в воздухе, так и для перевозки транспортным самолётом личного состава.

Минобороны России в ближайшее время также определится с возможностью дальнейшего использования совместного российско-украинского военно-транспортного самолёта Ан-70. Это произойдёт после того, как будут завершены испытания.

«По Ан-70 работы ещё идут, как только его доведут, мы будем смотреть на дальнейшее использование его в Вооружённых Силах России», - заметил генерал-лейтенант Бондарев.

Говоря о перспективах создания пилотажной группы на учебно-боевых самолётах Як-130, главком ВВС обратил внимание на уникальную технику пилотирования и выполнения фигур высшего пилотажа этой машиной. «Грешно не создать на нём группу высшего пилотажа. Поэтому мы, естественно, создадим эту группу», - заявил генерал.

По его словам, на начальном этапе пилотажную группу на Як-130 укомплектуют лётчиками, прошедшими обучение на этом самолёте, и только потом будет принято решение о постоянном составе группы и месте её базирования.

В ходе пресс-конференции на МАКСе-2013 главком затронул тему восстановления сети отдалённых аэродромов, в том числе находящихся в Заполярье. «Мы будем восстанавливать аэродром Тикси, на это выделены большие средства», - сказал он.

Главком добавил, что аэродромы в Воркуте, Норильске и других дальних районах будут поддерживаться в надлежащем состоянии. «Без них нам, особенно Дальней авиации, не обойтись», - заключил Виктор Бондарев.

По его словам, сегодня продолжается усовершенствование сети военных аэродромов. Идёт усиленная модернизация, реконструкция не только аэродромов, но и всего аэродромного комплекса. Улучшается также социальная инфраструктура военных городков. «Люди должны жить в удобных домах, а техника должна быть накрыта от непогоды, это продлит срок её эксплуатации», - сказал генерал-лейтенант Бондарев.

Касаясь организационно-штатной структуры ВВС и принципа базирования, он сообщил, что базирование военной авиации будет строиться по принципу «дивизия – полк» вместо внедрявшейся ранее системы разнородной авиации на нескольких сверхкрупных авиабазах. «Дислокация военной авиации не претерпит особых изменений. Мы будем переходить к структуре «дивизия – полк», - сказал главком.

Большое значение в ВВС имеет система противовоздушной обороны. На авиасалоне в Жуковском были представлены и новые образцы от концерна «Алмаз-Антей». Говоря о перспективах системы ЗРС С-500, главком сообщил, что идёт активная работа по её созданию. «У нашей промышленности есть определённые результаты. Уже сегодня можно сказать, что система получится. Она будет способна обеспечить работу и по баллистическим, и по аэродинамическим целям. Дальность у неё будет прекрасная – порядка 500 км», - сказал генерал-лейтенант Бондарев.

По его словам, система С-500 начнёт поступать в войска в те сроки, которые были ранее указаны. «С января 2018 года будем её получать. Если это будет раньше, честь и хвала промышленности», - добавил главком.

Отвечая на вопрос о требованиях к здоровью абитуриентов, поступающих в вузы Военно-воздушных сил, генерал-лейтенант Виктор Бондарев подтвердил, что вскоре они могут быть снижены. По его мнению, нынешние требования к здоровью поступающих в лётные вузы слишком завышены.

В ходе пресс-конференции главком также заявил, что на базе Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в подмосковном Монино планируется создать кадетский корпус им. Петра Нестерова. Идея о создании кадетского училища одобрена министром обороны. Там будут учиться дети начиная с 4-го или 5-го класса для дальнейшей службы в Военно-воздушных силах. Главком уверен, что в скором будущем на параде Победы рядом с нахимовцами и суворовцами будут идти нестеровцы.

 

Международные новости и сотрудничество

Airbus представит ACJ319 на выставке деловой авиации в Москве самый просторный и комфортабельный пассажирский салон

Airbus, 05.09.13

Компания Airbus покажет на выставке деловой авиации Jet Expo один из своих бестселлеров, самолет ACJ319. Побывав на борту этого лайнера, посетители и гости выставки смогут убедиться в том, что это самый комфортабельный и просторный самолет в своем классе.

Оператором самолета ACJ319 является компания Tyrolean Jet Services (Австрия), занимающаяся чартерными и VVIP перевозками. ACJ319, оборудованный эксклюзивным дизайнерским салоном, впервые представляется в России.

Дизайн салона этого самолета выдержан в современном стиле. Здесь есть все необходимое для комфортабельного перелета: просторная зона отдыха, спальная комната со встроенным душем, а также отдельная зона, оборудованная эргономичными креслами. Самолет рассчитан на комфортабельное размещение 19 пассажиров.

"Деловые самолеты Airbus открывают для пассажиров совершенно новый мир авиаперелетов, предлагая еще больше пространства и комфорта на борту," - отмечает Джон Лихи, Исполнительный коммерческий директор Airbus. "Заказчики деловых самолетов хотят создать на борту своих лайнеров то, к чему они привыкли в повседневной жизни, и мы предоставляем им такую возможность".

Самолет ACJ319 является производным от самого популярного семейства пассажирских самолетов А320, которое славится уникальным сочетанием высокого уровня пассажирского комфорта, улучшенными летно-техническими характеристиками и непревзойденной экономикой. Самолеты этого семейства воплощают в себе все самые передовые инженерные разработки: от телевидения высокой четкости до системы предотвращения выкатывания с ВПП.

Лайнеры ACJ также имеют одни из самых высоких показателей операционной надежности. Кроме того, все эксплуатанты и операторы самолетов Airbus, число которых превышает 500, получают доступ к международной сети послепродажного технического обслуживания.

В общей сложности Airbus продал свыше 170 деловых лайнеров, которые летают на всех континентах, включая Антарктиду. Среди заказчиков этих лайнеров правительства, государственные структуры, крупные корпорации и частные лица.

 

Политические новости

Папа Римский написал письмо Путину

Лента, 5.09.13

Папа Римский Франциск обратился к российскому президенту Владимиру Путину с напутствием перед началом саммита G20 в Санкт-Петербурге. Текст послания понтифика, отправленного 4 сентября, приводит «Радио Ватикана».

Лидеры G20 не могут оставаться безразличными к драматическому положению, в котором уже слишком долгое время находится сирийский народ и которое грозит дальнейшими страданиями для погрязшего в раздорах и нуждающегося в мире региона», — написал понтифик Путину как главе страны-хозяйки саммита в 2013 году.

Он призвал лидеров стран-участниц G20 преодолеть свои разногласия, прекратить обсуждение вариантов военного вмешательства и попытаться найти мирный способ разрешить сирийский конфликт. «Правительства всех стран морально обязаны сделать все возможное для оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате конфликта: как внутри страны, так и за ее пределами», — добавил папа Римский Франциск.

В заключении послания понтифик отметил, что будет молиться за плодотворную работу стран-членов G20 по этому вопросу, и благословил саммит в Санкт-Петербурге.

Саммит «большой двадцатки» открылся в Санкт-Петербурге 5 сентября. Несмотря на то, что мероприятие является площадкой для обсуждения экономических вопросов, одной из главных тем для обсуждения в кругу 20 стран в 2013 году называют ситуацию в Сирии. Россия накануне саммита G20 выступила с критикой планов США по вооруженному вмешательству в конфликт.

Интервью «Первому каналу» и агентству «Ассошиэйтед Пресс»

Сайт Президента России, 04.09.13

В преддверии саммита «большой двадцатки» Владимир Путин дал интервью «Первому каналу» и агентству «Ассошиэйтед Пресс». Запись интервью состоялась 3 сентября в Ново-Огарёво.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Большое спасибо за то, что Вы пригласили нас сюда, в Ваш дом, и за то, что согласились ответить на вопросы для широкой аудитории «Ассошиэйтед пресс».

Скоро на этой неделе пройдет саммит «двадцатки», и это очень интересно. Я хотел бы начать с Сирии. Президент Обама сейчас говорит, что он ждет одобрения Конгресса до того, как начать операцию в Сирии. Как Вы полагаете, что случилось там относительно химической атаки, и что должно быть сделано на этот счет?

В. ПУТИН: У нас нет точных сведений, что произошло. Мы считаем, что как минимум нужно дождаться результатов исследований, которые провела комиссия инспекторов Организации Объединенных Наций. Но у нас нет данных о том, что эти химические вещества, еще не известно, это оружие химическое или просто какие-то химические вредные вещества, были применены именно сирийской официальной правительственной армией. Более того, я уже об этом говорил, на наш взгляд, кажется совершенно нелепым, чтобы регулярные вооруженные силы, которые на самом деле сегодня атакуют, в некоторых местах они так называемых повстанцев просто окружили и их добивают по сути, чтобы они в этих условиях начали применять запрещенное химическое оружие, понимая прекрасно, что это может быть поводом для принятия к ним санкций вплоть до применения силы. Это просто нелепо, это не укладывается ни в какую логику, это во-первых.

Во-вторых, мы исходим из того, что если у кого-то есть сведения о том, что химическое оружие было применено, и было применено именно регулярной армией, то эти доказательства должны быть представлены в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Инспекторам и в Совет Безопасности. И они должны быть убедительными. Они не должны основываться на каких-то слухах, или на информации, полученной спецслужбами в результате какой-то подслушки, каких-то разговоров и прочее, и тому подобное. Даже в Соединенных Штатах есть эксперты, которые считают, что представленные администрацией доказательства не являются убедительными и не исключают возможности того, что оппозиция провела заранее запланированную провокационную акцию, пытаясь дать своим покровителям повод для вооруженного вмешательства.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Мы видели видеоматериалы, где показаны дети, которые страдают от отравления. Вы тоже видели это видео? Какова Ваша реакция?

В. ПУТИН: Что касается тех материалов, видеоматериалов, о которых Вы сейчас упомянули, на которых изображены убитые дети, и якобы они были убиты в результате этой химатаки, то это ужасные кадры. Вопрос только в том, кто и что сделал, и кто в этом виноват. Сами эти кадры не дают ответов на те вопросы, которые я сейчас поставил. И есть мнение, что это компиляция тех же самых боевиков, которые, как мы хорошо знаем, и администрация США это признает, связаны с Аль-Каидой, и которые всегда отличались своей особой жестокостью.

Вместе с тем, обращаю Ваше внимание на то, если Вы внимательно смотрели на эти кадры, в кадрах нет ни родителей, ни женщин, ни медицинского персонала. Что это за люди и что там произошло? Ответа на этот вопрос нет. И сами эти фотографии являются, безусловно, ужасными, но они не доказывают чью-либо виновность. Разумеется, это подлежит расследованию, и хорошо было бы узнать тех, кто совершил эти злодеяния.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Какой будет российская позиция, если будут представлены точные доказательства, что эти атаки проведены правительством Сирии? Вы согласитесь с нашей военной операцией?

В. ПУТИН: Я этого не исключаю. Но хочу обратить Ваше внимание на одно абсолютно принципиальное обстоятельство. В соответствии с действующим международным правом санкцию на применение оружия в отношении суверенного государства может дать только Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Любые другие поводы, способы, которые оправдывали бы применение силы в отношении независимого и суверенного государства, недопустимы и их нельзя квалифицировать иначе как агрессию.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Я понимаю Ваши доводы, и в этой связи мне интересно, что существует вопрос о том, кто именно совершил эти преступления. А что сделает Россия, она дистанцируется от правительства Сирии, она прекратит поставки оружия и так далее?

В. ПУТИН: Если у нас будут объективные, точные данные о том, кто совершил эти преступления, тогда будет реакция. Сейчас предполагать и заранее сказать: да, мы будем делать то или это, - было бы абсолютно некорректно, в политике так не поступают. Но я вас уверяю, что мы займем принципиальную позицию. Хочу сказать, что принципиальность этой позиции заключается в том, что применение средств массового уничтожения людей является преступлением.

Но возникает и другой вопрос. Если будет установлено, что это боевики применяют средства массового уничтожения, что будут делать США с боевиками? Что будут делать, эти спонсоры с боевиками? Прекратят поставки оружия? Начнут против них боевые действия?

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Я полагаю, что, по мнению Джона Керри, все понимают, почему совершаются эти преступления. И нам необходимо ответить перед историей, и вы, Россия, могли бы быть включены в этот процесс, как и США. Боитесь ли Вы, что Вас сейчас могут расценить как поддерживающего этот режим, который совершает преступление против своего народа? Есть ли опасность, что Вы будете расцениваться как защитник этого правительства?

В. ПУТИН: Мы не защищаем это правительство. Мы защищаем совершенно другие вещи: мы защищаем нормы и принципы международного права, мы защищаем современный миропорядок, мы защищаем обсуждение даже возможности применения силы исключительно в рамках действующего международного порядка, международных правил и международного права. Вот мы что защищаем, вот это является абсолютной ценностью. Когда вопросы, связанные с применением силы, решаются за рамками ООН и Совета Безопасности, тогда возникает опасение того, что вот такие неправовые решения могут быть применены в отношении кого угодно и под любым предлогом.

Вот сейчас Вы сказали о том, что господин Керри считает, что химоружие применила армия Асада, но точно так же другой госсекретарь в администрации господина Буша убеждал все международное сообщество в том, что в Ираке есть химическое оружие, и даже показывал нам какую-то пробирку с белым порошком. Все это оказалось несостоятельным аргументом, но тем не менее, с использованием этого аргумента, была проведена военная акция, которую многие сегодня в США называют ошибочной. Мы что, это забыли что ли? Мы разве исходим из того, что новых ошибок можно вот так спокойно избежать? Я Вас уверяю, что это не так. Все об этом помнят, имеют в виду и учитывают при принятии решений.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Насколько я понимаю, Вы не примете тех доказательств, которые были сейчас представлены. Так что Вас убедит?

В. ПУТИН: Нас убедит глубокое предметное исследование вопроса и наличие именно доказательств, которые бы были очевидными и которые бы со всей очевидностью доказали, кто применял, и какие средства были использованы. После этого мы будем готовы действовать самым решительным и серьезным образом.

 

К. КЛЕЙМЁНОВ: Владимир Владимирович, продолжает ли сейчас Россия исполнять контракты на поставку и обслуживание сирийской техники?

В. ПУТИН: Да, конечно. Мы делаем это и исходим из того, что мы сотрудничаем с легитимным правительством, и при этом не нарушаем никаких норм международного права, никаких наших обязательств. Нет никаких ограничений, наложенных ООН, на поставки в Сирию оружия. И нам очень жаль, что поставки боевикам осуществляются в полном объеме и с первых шагов этого вооруженного конфликта, хотя в соответствии с нормами международного права поставки оружия конфликтующей стране недопустимы.

 

К. КЛЕЙМЁНОВ: Позвольте, я все-таки уточню по поводу современнейших комплексов С-300.

В. ПУТИН: Пожалуйста.

 

К. КЛЕЙМЁНОВ: Вокруг этого много разговоров – все-таки поставила Россия Сирии эти комплексы, или нет.

В. ПУТИН: С-300 – это не современнейшие комплексы. Они, правда, думаю, по своим параметрам несколько лучше, чем «Пэтриот», но у нас есть уже и С-400, и С-500 на подходе. Это очень эффективное оружие, безусловно. У нас есть контракт на поставку

С-300, мы отдельные компоненты поставили, но вся поставка не завершена, мы пока ее приостановили. Но если мы увидим, что предпринимаются какие-то шаги, связанные с нарушением действующих международных норм, то мы подумаем, как нам поступать в будущем, в том числе и с поставками таких чувствительных вооружений в отдельные регионы мира.

 

К. КЛЕЙМЁНОВ: Руководители многих государств заявили, что ни при каких условиях их страны не будут ввязываться в этот конфликт. Можете ли Вы сказать нечто подобное?

В. ПУТИН: Я обращаю ваше внимание на то, что подразделений Армии Российской Федерации за рубежом в настоящее время нет, кроме двух баз на территории бывшего Советского Союза и участия наших миротворцев в операциях в рамках мандатов ООН. И это очень хорошо, мы этому очень рады. Мы, разумеется, не собираемся и не будем ввязываться ни в какие конфликты.

Что касается решения ряда стран не принимать участия в военной операции, откровенно говоря, это меня очень удивило, потому что я считал, что уже в западном сообществе все делается по принципам определенного единообразия, похожим на решения, которые принимались на съездах коммунистической партии Советского Союза. Но оказалось, что это не так. Есть, оказывается, люди, которые дорожат своим суверенитетом, анализируют ситуацию и набираются мужества принимать решения в интересах своих собственных стран, отстаивают свою точку зрения. Это очень хорошо, это говорит о том, что мир действительно укрепляется в своей многополярности.

(…)

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Господин Президент, давайте вернемся к вопросу взаимоотношений между США и Россией. Но позвольте задать еще один вопрос, касаемо Сирии. Предположим, что Президент Обама получит поддержку Конгресса на применение насильственных, силовых действий. Что сделает Россия в таком случае? Будете ли вы на стороне Сирии или вы прервете отношения с Сирией? Что вы сделаете в таком случае?

В. ПУТИН: Вы работаете в средстве массовой информации или ЦРУ? Вы мне задаете вопросы, которые должны задавать коллеги из других ведомств. Это планы России в случае развития ситуации по одному, по второму либо по третьему сценарию. У нас есть свои представления о том, что и как мы будем делать в случае развития ситуации либо с применением оружия, либо без применения. У нас есть свои планы, но пока говорить об этом рано.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Хорошо. Теперь все-таки хотел бы задать вопрос относительно визита Президента Обамы. На самом деле сегодня мы должны были обсуждать результат саммита, который должен был начаться сегодня, я имею в виду саммит с Президентом Обамой. Разочарованы ли Вы отменой этого визита?

В. ПУТИН: Да, конечно. Мне бы хотелось, чтобы Президент Соединенных Штатов посетил Москву, чтобы у нас была с ним возможность поговорить, пообсуждать накопившиеся вопросы. Но я не вижу в этом и никакой особой катастрофы. Дело в том, что контакты между нашими ведомствами, между министрами, причем между министрами самых различных направлений, они не прекращаются. Совсем недавно состоялся визит в Вашингтон Министра обороны Российской Федерации, Министра иностранных дел. У нас между парламентами контакты. То есть работа идет, она все равно не останавливается. Мы понимаем, что в связи с позицией России по некоторым вопросам возникает некоторое раздражение у американской администрации. Но с этим ничего не поделаешь. Я думаю, что на самом деле хорошо бы не раздражаться, а вместе набраться терпения и работать над поиском решений.

Я очень рассчитываю на то, что удастся на полях саммита «двадцатки» в Петербурге с моим американским коллегой переговорить. У нас все предыдущие встречи были очень конструктивными. Президент Обама очень интересный собеседник и человек конкретный, деловой. Уверен, что если встреча произойдет даже в рамках работы, в ходе «двадцатки», на полях саммита, то она сама по себе уже будет полезной. Но в любом случае у нас очень много вопросов, которыми мы занимались, в решении которых мы заинтересованы. Это и разоруженческая повестка; это те же вопросы, связанные с развитием мировой экономики; это вопросы, связанные с Северной Кореей, с иранской проблематикой. И много других тем и проблем, в решении которых заинтересованы как Соединенные Штаты, так и Россия. Скажем, та же самая проблема борьбы с терроризмом. Совсем недавно американцы пережили трагедию, я имею в виду взрывы во время спортивных соревнований. И наши правоохранительные органы, специальные службы очень активно сотрудничали друг с другом, и сотрудничать продолжают. И это сотрудничество находится явно и в интересах американского народа, и в интересах российского народа. Это сотрудничество не прекращалось, и я уверен, оно будет развиваться.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Некоторые говорят о ваших личных взаимоотношениях с Президентом Обамой, о ваших сложившихся теплых взаимоотношениях. Многие комментируют Ваш язык жестов, который часто говорит о том, что Вы скучаете во время переговоров с ним. Какова Ваша реакция на эти комментарии? Правдивы ли они, что Вы думаете?

В. ПУТИН: Я думаю, что каждый на своем месте, я имею в виду и тех, кто занимается политикой, экономикой, безопасностью, занимается распространением информации, каждый старается показать свои наилучшие качества, в том числе и вот те наблюдатели, о которых Вы говорите. Я с удивлением иногда читаю про язык жестов, про то, что мы скучаем или как-то по-другому себя ведем. Кто может сказать, кроме нас самих, что у нас в голове и в душе? Есть некоторые жесты, которые, конечно, считываются однозначно, но таких жестов ни с моей стороны в адрес Обамы, ни со стороны Обамы в мой адрес никто никогда не видел и я надеюсь, никогда этого не будет. А все остальное – это выдумки.

Повторяю еще раз, я уже об этом сказал, у нас всегда беседы носят очень конструктивный характер, очень предметный и достаточно откровенный. В этом смысле Президент Соединенных Штатов очень хороший собеседник, с ним легко разговаривать, потому что понятно, что человек хочет, понятна его позиция, он выслушивает позицию другого собеседника, оппонента, реагирует на нее. Мне с ним интересно работать.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Думаете ли Вы, что мы еще переживаем последствия «холодной войны» во взаимоотношениях между Россией и Америкой? И как возможно это преодолеть?

В. ПУТИН: Отчасти это так. Но это, прежде всего, касается, знаете, такого, я бы сказал, среднего уровня взаимодействия практически во всех средах и сферах. Многие люди, особенно в силовых структурах, десятилетиями работавшие в США против Советского Союза, а в Советском Союзе против США, как-то еще остаются в той системе отсчета и в той жизни. Но мне бы очень хотелось думать, что на высшем политическом уровне это не отражается. А сегодняшние наши споры проистекают даже не из этого, они проистекают из разного понимания, наверное, проблем, перед которыми мы стоим, из разного предпочтения средств для достижения общих, повторю, общих целей, ну и умения или неумения искать компромиссы и уважать мнение своих партнеров.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Когда Вы баллотировались вновь на должность Президента, многие говорили, что аресты, которые проходили, преследовали цель ослабить противника. Думаете ли Вы, что американцы имеют отношение к последним событиям, которые происходят и разворачиваются в гражданском обществе?

В. ПУТИН: Я не очень понял, о каких арестах Вы говорите, которые могли бы повлиять на ход избирательной кампании в России. Это какие такие аресты были в России, которые могли повлиять на ход избирательной кампании? Если бы Вы мне пояснили, я бы был Вам очень благодарен. Я не знаю никакого такого ареста, который повлиял бы на ход избирательной кампании в России, не было таких арестов. Или если кого-то за что-то наши правоохранительные органы привлекали, то в таких ситуациях, как правило, очень хороший способ защиты – кричать: «Караул! Это политическое дело! » Я таких что-то даже не знаю. Вы о чем говорите-то?

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Я думаю, что часто считают, что госдепартамент США заинтересован в том, чтобы ослабить своего соперника и породить неспокойность в России.

В. ПУТИН: Иногда у нас такая мысль возникает, говорю Вам откровенно, я и своим американским коллегам говорил. Не знаю, хорошо ли об этом говорить в средствах массовой информации, но в принципе это и так понятно, поэтому я скажу. Я с трудом себе представляю, чтобы посол Российской Федерации в Вашингтоне активно работал с представителями движения «Оccupy Wall Street». Я просто не могу себе такого представить, потому что роль посла заключается в том, чтобы наладить межгосударственные связи. Это тонкая работа. При всей совокупности сложных проблем должен быть человек или люди с обеих сторон, которые умеют обходить острые углы, ищут компромиссы, добиваются договоренностей. Ну а как мы видели, сотрудники вашего посольства вели себя именно в таком направлении, это все равно, что мы бы работали, повторяю, с представителями «Оccupy Wall Street». Мы этого не делаем, но некоторые сотрудники посольства США считают, что это нормально. Я думаю, что это не соответствует дипломатической практике. Но мы не стали по этому поводу раздувать какую-то истерику, мы так посмотрели со стороны: ну что, если так, такая манера, ну ладно. Но это не привело к каким-то негативным последствиям в наших отношениях. Я думаю, что эта практика неправильная и вредная, но таков, видимо, стиль у некоторых руководителей соответствующего ведомства. Люди приходят, люди уходят, а интересы таких огромных государств как Россия и Соединенные Штаты остаются и надо работать.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: А сотрудничество между разведывательными службами, как Вы говорили, развивается ли оно на том же уровне, несмотря на некоторую раздраженность в отношениях?

В. ПУТИН: Нет, на уровне специальных служб, там тоже бывают сбои, конечно, когда мы передаем какую-то информацию, а нам говорят: ну ладно, сами, без вас разберемся; наши говорят: ну ладно, тогда не надо, но в целом сотрудничество развивается успешно, оно полезно. Я уверен, что эта работа позволяет нам сохранять жизни наших граждан, это самое главное, самый главный результат совместной работы на этом направлении. Я еще раз хочу выразить надежду на то, что нам удастся и дальше углублять и развивать это сотрудничество.

 

К. КЛЕЙМЁНОВ: Владимир Владимирович, если подытожить этот разговор о российско-американских отношениях, как бы Вы охарактеризовали эти отношения на нынешнем этапе? Вы знаете, сегодня было объявлено о программе Президента Обамы в России: сразу после прилета он встречается с правозащитниками и представителями сексуальных меньшинств. И уже прозвучали комментарии, это некий знак уровня наших сегодняшних отношений.

В. ПУТИН: Это практика американской дипломатии – показывать поддержку гражданского общества. Я здесь не вижу ничего плохого. Наоборот, мы это приветствуем. Чтобы был полный срез и понимание того, что происходит в нашем обществе. Очень хорошо, конечно, было бы, если бы дипломатическая служба, посольство, специальные службы, они для этого и существуют, давали полную, именно полную и объективную картину состояния российского общества, а не только с одного угла бы смотрели. Хотя это тоже важная вещь, важный взгляд на то, как организованы и как себя чувствуют люди, которые занимаются вопросами защиты прав человека.

 

К. КЛЕЙМЁНОВ: И все-таки, если определить эти отношения, была перезагрузка, сейчас это заморозка, похолодание?

В. ПУТИН: Нет, это просто текущая работа, отстаивание своих интересов, своих принципов решения международных и двусторонних вопросов. Это непростая, напряженная совместная работа. Да, она не покрыта розами, цветами. Это сложная работа и подчас она трудна, и ничего здесь особенного нет. Но ни Президент Обама не избирался американским народом для того, чтобы быть приятным для России, ни Ваш покорный слуга был избран народом России не для того, чтобы быть приятным для кого-то. Мы работаем, спорим в чем-то, мы люди, иногда кто-то раздражается. Но повторяю еще раз, глобальные взаимные интересы, мне кажется, все-таки являются хорошим фундаментом для поиска совместных решений.

(…)

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: Поскольку мы говорим о юридических вопросах, дело Эдварда Сноудена вызвало некоторое недовольство и разочарование в США. Вы, как бывший человек из специальных служб, как Вы бы отреагировали на поведение таких людей, как Сноуден, который допустил утечку секретной информации?

В. ПУТИН: Если это была действительно секретная информация и если такой человек нанес бы нам какой-то ущерб, то, безусловно, я стремился бы к тому, чтобы он ответил по всей строгости российского закона.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: И в этой связи думаете ли Вы, что администрация США права, что просит его выдачи из России и просит Вас отослать его обратно?

В. ПУТИН: Возможно, что да. Видите, проблема заключается совершенно не в этом. Проблема заключается в том, что мы не знаем, права администрация или не права. И проблема заключается не в том, что мы защищаем Сноудена. Мы совсем его не защищаем. Проблема в том, что у нас нет с Соединенными Штатами соглашения о взаимной выдаче преступников. Мы Соединенным Штатам многократно предлагали заключить такое соглашение, и получили отказ.

В мире существуют определенные правила и процедуры, согласно которым преступник может и должен быть выдан другой стороне, если есть соответствующее соглашение, в котором многие вещи прописаны, и определенные гарантии даны. Но США отказались с нами подписывать такое соглашение. А наших преступников, которые не какие-то секреты выдали, а у которых руки по локоть в крови, которые людей убивали, которые торговали людьми, и наши коллеги американские знают от этом, нам не выдают. Мы не можем оценить - совершил Сноуден какое-то преступление в США или нет. Мы просто не в состоянии этого сделать. Но мы как суверенная страна, не имея таких соглашений с Соединенными Штатами, не можем поступить иначе, кроме как предоставить ему возможность здесь проживать.

Вот я вам сейчас прямо скажу то, чего никогда не говорил, намекал, но впрямую не говорил. Господин Сноуден впервые появился в Гонконге, встретился с нашими дипломатическими представителями. Мне доложили, что есть такой сотрудник, сотрудник спецслужб. Я их спросил: «А что ему надо»? – Он борется за права человека, за свободу распространения информации, борется с нарушениями прав человека в этой сфере и с нарушениями законодательства в самих Соединенных Штатах и с нарушением норм международного права. Я говорю: «Ну и что? Если он хочет остаться у нас, пожалуйста, может оставаться, но только в этом случае он должен прекратить всякую деятельность, которая бы разрушала российско-американские отношения. Мы не НПО, у нас есть государственные интересы, и мы не хотим разрушать российско-американские связи». Ему об этом сказали. Он сказал: «Нет, я борец за права человека, я призываю вас бороться вместе со мной». Я сказал: «Нет, мы с ним бороться не будем, пускай сам борется». И он ушел, просто ушел, и все.

Потом он начал перелетать в Латинскую Америку на самолете. Мне о том, что к нам летит господин Сноуден, сказали за два часа до посадки самолета. Что произошло дальше? Произошла утечка. Представители американских спецслужб, я думаю, пусть они на меня не сердятся, могли бы действовать и более профессионально, и дипломаты, кстати, тоже. После того, как узнали, что он летит к нам, и что он летит транзитом, оказали давление на все страны, куда он мог бы добраться, на все латиноамериканские страны, на европейские. Вместо того чтобы он выехал в какую-то страну с легким оперативным режимом, либо, может быть, по дороге могли бы его перехватить, так они, кстати, сделали с посадкой самолета Президента одной из латиноамериканских стран, что, кстати, совершенно недопустимо, на мой взгляд, грубо и недостойно ни самих Соединенных Штатов, ни Ваших европейских партнеров. Это просто унизительно. В отношении Сноудена могли бы это сделать. Что мешало-то? Нет, всех напугали, он автоматом остался у нас в аэропорту, засел здесь, у нас. И что мы должны после этого делать? Отдать его туда? Заключайте тогда с нами соглашение. Не хотите, не надо. Отдавайте наших бандитов. Не хотите, не надо. А почему же вы требуете от нас выдачи в одностороннем порядке? Что это за снобизм такой? Надо учитывать интересы друг друга, надо работать и искать профессиональные решения.

Поэтому мы не Сноудена защищаем, мы защищаем определенные нормы взаимоотношений между государствами. Я очень рассчитываю на то, что в будущем мы выйдем с Соединенными Штатами на соответствующие договоренности и сможем закрепить их в

документах, в правовых и обязывающих.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: А Эдвард Сноуден предложил России какую-либо секретную информацию или конфиденциальную информацию?

В. ПУТИН: Нет, он нам ничего не предлагал, мы от него ничего не получали и у нас желания даже этого нет. Мы исходим из того, мы тоже люди профессиональные, что все, что он мог сказать, все и так известно американским нашим коллегам из спецслужб, они уже купировали все возможные риски для себя в этом плане, все заменили, уничтожили, поменяли. Какой нам толк от него? Но мы не хотели даже в это ввязываться, понимаете? Он совершенно другой человек, его можно, конечно, подавать как угодно. Я понимаю, что американским спецслужбам выгодно подать его как предателя, но он человек совершенно другого склада ума, он чувствует себя борцом за права человека. Его можно в качестве такого не признавать, но это уже дело тех, кто дает оценки, но он себя позиционирует именно так и с нами ведет себя именно так. У нас нет никакого желания привлекать его к какому-то сотрудничеству, выкачивать из него какую-то информацию. Он и никогда не пытался нам ничего давать, а мы ничего не пытались из него выуживать.

 

Д. ДАНИШЕВСКИ: То есть теоретически он мог бы дожить до старости в России?

В. ПУТИН: Вы знаете, я иногда думал о нем, он странный парень. Молодой человек, ему 30 лет с небольшим, что он себе думает, я не представляю. Как он собирается строить свою будущую жизнь? В принципе он обрек себя на достаточно сложную жизнь. Что он будет дальше делать, я даже не представляю. Но понятно уже, что мы его не отдадим, он может себя чувствовать здесь в безопасности. Но дальше-то что? Может быть, пройдет какое-то время, и сама Америка поймет, что имеет дело не с предателем и шпионом, а имеет дело с человеком, у которого есть определенные убеждения, их можно оценивать по-разному. И, может быть, будут найдены и в этом случае какие-то компромиссы. Я не знаю, это его судьба, но он ее выбрал и сделал это самостоятельно. Он считает, что это благородно, что это оправдано, и такие жертвы нужны, это его выбор.

(…)

Путин на 20 встретился с лидерами Великобритании, США, КНР, Японии

РИА Новости, 5.09.13

Предварять начало саммита в четверг будут несколько двусторонних встреч, в числе которых встреча с председателем КНР Си Цзиньпином, переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и председателем Совета министров Италии Энрико Леттой.

МОСКВА, 5 сен - РИА Новости. Президент России Владимир Путин в рамках открывающегося в четверг в Санкт-Петербурге саммита "большой двадцатки" проведет короткие и полноформатные встречи с зарубежными лидерами, в том числе Великобритании, США, КНР, Испании, Италии, Японии.

Предварять начало саммита в четверг будут несколько двусторонних встреч, в числе которых встреча с председателем КНР Си Цзиньпином, переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и председателем Совета министров Италии Энрико Леттой. В пятницу Путин встретится с председателем правительства Испании и президентом Республики Корея.

США

По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, встречи Путина с Обамой не планировалось, прежде всего, потому что обе стороны ранее готовили полномасштабный визит американского президента в Москву, который не состоится. "Я исхожу из того, что как организатор саммита Путин, естественно, будет приветствовать Обаму, в числе других лидеров пожмет ему руку, а дальше - посмотрим", - сказал Ушаков. Помощник президента не исключил, что оба лидера все же побеседуют в кулуарах саммита, отметив, что "по ходу саммита у них будет много возможностей друг с другом переговорить".

Путин накануне саммита подтвердил, что при встрече с американским коллегой, которая может состояться в Санкт-Петербурге, намерен обсудить вопросы разоружения, мировой экономики, проблематику Сирии, КНДР и Ирана.

"Уверен, что если встреча произойдет даже в рамках работы, в ходе "двадцатки", на полях саммита, то она сама по себе уже будет полезной", - сказал президент РФ.

Позиции Москвы и Вашингтона серьезно разошлись в связи с ситуацией вокруг Сирии. Обстановка в этой стране перешла в "критическую фазу" 21 августа, когда появилась информация о применении правительственными войсками химического оружия в ходе операций против боевиков под Дамаском. Оппозиция заявила о гибели 1,3 тысячи человек, нескольких тысячах пострадавших. Западные страны, включая США и Великобританию, воспользовались этой неподтвержденной информацией и открыто заговорили о возможном военном вмешательстве в сирийский конфликт в обход ООН.

КНР

"Встреча с председателем КНР Си Цзиньпином предусматривает подписание ряда двухсторонних документов", - сообщил помощник президента Ушаков. Он добавил, что речь идет в том числе о соглашениях с участием "Роснефти".

Энергетика, отметил он, является ключевой сферой сотрудничества. На данный момент запущен проект по поставкам нефти по нефтепроводу "Сковородино - Мохэ", в марте было подписано соглашение о наращивании объемов поставки до 30 миллионов тонн сырой нефти в год в течение 25 лет.

Кроме того, компании "Роснефть" и CNPC планируют приступить к сооружению нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине. Ведутся активные переговоры по проекту строительства трубопровода для поставок газа по восточному маршруту, а также экспорту сжиженного природного газа с месторождений на Ямале. Кроме того, российская сторона участвует в сооружении третьего и четвертого блоков Тяньваньской АЭС.

ЯПОНИЯ

Во время беседы Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ будут рассмотрены вопросы сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Стороны, как ожидается, обсудят проблему мирного договора.

"Стратегическая сфера двустороннего взаимодействия - ТЭК", - отметил Ушаков. Японские компании, напомнил он, участвуют в создании в России мощностей по производству СПГ, строительстве нефтехимических предприятий и совершенствовании газотранспортной инфраструктуры. "Роснефть" совместно с японскими партнерами работает над проектами освоения шельфа Охотского моря и поставок СПГ в Японию (2,25 миллионов тонн в год).

Японская компания Marubeni ведет подготовку к строительству в Красноярском крае лесохимического комплекса стоимостью около 3,5 миллиарда долларов. В числе других проектов - строительство компанией Kawasaki предприятия по производству сжиженного водорода на Дальнем Востоке, а Mitsubishi и Sojitz - аммиачного завода в Вологодской области. Сумма инвестиций составляет 785 миллионов долларов.

ИТАЛИЯ

В повестке дня встречи Путина и председателя Совета министров Италии Энрико Леттой - реализация важных двусторонних договоренностей в топливно-энергетической сфере: сооружение новой газотранспортной сети из России на юг Европы через акваторию Черного моря - "Южный поток", сотрудничество "Роснефти" и итальянского концерна Eni в совместной разработке шельфа Черного и Баренцева морей, проекты в области электроэнергетики, реализуемые с итальянской компанией Enel. "Италия является вторым после Германии среди западноевропейских стран покупателем российского газа, поставляемого по долгосрочным контрактам по магистральным газопровода", - отметил Ушаков.

Российские компании успешно взаимодействуют с итальянскими концернами в сфере промышленности и высоких технологий - Finmeccanica (проект среднемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100, модернизация российских железных дорог), Fiat, Pirelli, Agusta Westland.

ВСТРЕЧИ "НА НОГАХ"

Программой предусматриваются также краткие беседы Путина с лидерами других стран - так называемые "контакты на ногах". "Это и президенты Аргентины и Бразилии, Мексики, премьер-министры Индии, Великобритании, Сингапура, Турции, а также руководство ОЭСР, ВТО и Всемирного банка", - сказал Ушаков.

"Закрепить высокую динамику стратегического партнерства с Бразилией позволяют совместные проекты в энергетике, авиастроении и космосе. С Аргентиной большой потенциал для развития взаимодействия видим в гидро- и атомной энергетике, при проведении ежегодных антарктических экспедиций", - отметил помощник президента.

Первая личная встреча Путина с президентом Мексики, по его словам, "подтвердит имеющийся настрой руководства России и Мексики на дальнейшее углубление двусторонних связей, развитие взаимодействия в промышленности и высоких технологиях, в том числе авиационных".

"Ожидается, что встреча с премьер-министром Индии будет сфокусирована на рассмотрении ряда крупных совместных проектов в металлургии, фармацевтике, гражданском авиастроении, химической промышленности и атомной энергетике, в частности, на сооружении российскими специалистами АЭС в индийском Куданкуламе", - отметил Ушаков.

В ходе разговора главы российского государства с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, сообщил помощник президента, планируется "сосредоточиться на актуальных международных и региональных проблемах, а также на тематике двустороннего сотрудничества в торгово-инвестиционной и энергетической сферах, обсудить взаимодействие при подготовке и обеспечении безопасности Олимпийских игр в Сочи".

В беседе с премьер-министром Сингапура Ли Сянь Луном с учетом председательства этой страны в международном валютно-финансовом комитете МВФ, Группе глобального управления (3G) - предполагается рассмотреть возможные совместные действия в финансово-экономической сфере.

На встрече с премьер-министром Турции запланировано обсуждение ключевых вопросов российско-турецкого взаимодействия, планируется затронуть ситуацию на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии и Египте.

"С генеральным секретарем ОЭСР Анхелем Гурриа предполагается рассмотреть перспективы скорейшего завершения процесса вступления России в эту организацию. С генеральным директором ВТО Роберто Азеведо - ход переговоров в рамках Дохийского раунда, состояние глобальной торговли. С президентом Всемирного банка Джим Ей Кимом - реформирование международно-финансовых институтов, реализацию и будущее крупных проектов ВБ в России по развитию инфраструктуры и финансового сектора, повышение российских рейтингов деловой и инвестиционной привлекательности", - сказал Ушаков.4 сентября 2013. Президент РФ Владимир Путин (справа) в Кремле во время заседания Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль