Новости СоюзМаш России

05.09.2013

Информационный обзор прессы 05.09.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

5 сентября 2013 года

Содержание:

1.О Союзе машиностроителей России.

Официальный сайт партии Единая Россия, 4 сентября 2013 г., Реформировать Роскосмос нужно «аккуратно», считает Гутенев \\ Реформы должны сохранить потенциал отечественной космической отрасли и обеспечить сохранение лидерства России в этой сфере

А также по теме:

и-Маш. Ресурс Машиностроения: Владимир Гутенев прокомментировал проекты реформирования космической отрасли

Портал машиностроения: В.Гутенев: Право на ошибку в реформировании ракетно-космической промышленности мы не имеем

РИАМотор: Российский космос на пороге преобразований

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе: Гутенев: Вариант реорганизации Роскосмоса не выглядит безупречным

Оружие России: Космические реформы

 

Волжская коммуна, 4 сентября 2013 г., АВТОВАЗ и Альянс стремятся к единым стандартам качества

Портал машиностроения, 4 сентября 2013 г., Машиностроители Зауралья помогли КГУ выиграть конкурс "Кадры для регионов"

А также по теме:

и-Маш. Ресурс Машиностроения: Машиностроители Зауралья помогли КГУ выиграть конкурс "Кадры для регионов"

ADVIS.ru, 4 сентября 2013 г., "Тракторные заводы" запускают социальную рекламу героев труда

Телерадиокомпания Терра, 4 сентября 2013 г., В Тольятти обсудили будущее Автограда

НИА (Красноярск), 5 сентября 2013 г., В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

А также по теме:

НИА Новосибирск: В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

НИА Томск: В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

Газета­Хот: В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

2. Оборонно-промышленный комплекс.

Коммерсант, 5 сентября 2013 г., В комитетах и космомиссиях \\ Реформа ракетно-космической отрасли рассмотрена в Белом доме и отправляется в Кремль

Известия, 5 сентября 2013 г., Для войск создадут спутниковый модем на 160 Мбит/с \\ Новые устройства будут использоваться для слежения, навигации и управления войсками

Известия, 5 сентября 2013 г., Ансамбль имени Александрова отправят по Москве-реке \\ Легендарный музыкальный коллектив отметит свой юбилей пением на плывущем теплоходе

3. Автомобилестроение.

Известия, 5 сентября 2013 г., Смоленским «дочкам» ЗИЛа грозит банкротство \\ Долг предприятий достиг 100 млн рублей

4. Авиастроение.

Коммерсант, 5 сентября 2013 г., Движки наши тяжкие \\ ВЭБ рефинансирует долги "Сатурна"

Ведомости, 5 сентября 2013 г., С-300 Сирию не спасут \\ Хотя Россия успела поставить компоненты комплексов С-300 в Сирию, ее ПВО беззащитна перед американскими бомбардировками

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Официальный сайт партии Единая Россия, 4 сентября 2013 г., Реформировать Роскосмос нужно «аккуратно», считает Гутенев \\ Реформы должны сохранить потенциал отечественной космической отрасли и обеспечить сохранение лидерства России в этой сфере

Варианты реформирования ракетно-космической промышленности имеют свои достоинства и недостатки, заявил в среду, 4 сентября, первый заместитель председателя Думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, комментируя ER.RU предложения по переустройству отрасли. По его мнению, «преодоление этих недостатков не разрешимо на тех уровнях государственного управления, которые положены в основу обоих вариантов реформирования».

Напомним,  в соответствии с вариантом, разработанным под руководством вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина, основную часть предприятий Роскосмоса предложено передать в специально создаваемое ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация». По сути Роскосмос планируется разделить на две части. Агентство как таковое будет продолжать исполнять функции государственного заказчика и формировать политику в космической сфере. В его ведении останется вся военная составляющая отрасли и большинство центральных институтов. Большинство же предприятий отрасли будет объединено в ОРКК, которая возьмет на себя функции генерального подрядчика и сосредоточится на исполнении государственного заказа.

«При таком раскладе Роскосмос будет иметь ограниченное влияние на промышленные предприятия отрасли, работающие в форме ОАО. Для наглядности можно сказать, что предлагаемое разделение агентства «по горизонтали» отделит «голову» - систему выработки и принятия управленческих решений - от «туловища» -  промышленных предприятий отрасли, - поделился своим видением проблемы Гутенев. - Логичнее бы выглядело разделение «по вертикали» с образованием функционально законченных параллельных структур, которые конкурировали бы друг с другом в ракетно-космической сфере, как это происходило с фирмами С.П. Королева и В.Н. Челомея».

В тоже время парламентарий подчеркивает, что в сегодняшних экономических условиях разделение «по вертикали» вряд ли возможно, поскольку такая конструкция – непосильная ноша для российского бюджета.

«В связи с этим, предложение, озвученное руководством Роскосмоса, о консолидации всех активов в рамках одной структуры, выглядит более предпочтительным», - считает Гутенев.

Вариант реформы, разработанный Федеральным космическим агентством, предусматривает создание государственной корпорации наподобие ГК «Росатом», в которой бы совмещались функции заказчика и исполнителя. За счет совершенствования системы управления отраслью предлагается сформировать своеобразный «кулак» из научных и промышленных предприятий на основе принципов проектного государственно-частного партнерства.

«Поскольку необходимая динамика в развитии Роскосмоса отсутствовала, а в последние годы он и вовсе жил на старых заделах, принципиальными и острыми представляются вопросы сохранения потенциала отечественной космической отрасли и обеспечения присутствия России в числе стран-лидеров в сфере освоения космоса. Поэтому права на ошибку в реформировании ракетно-космической промышленности мы не имеем. В связи с этим, озвученные сегодня варианты реорганизации Роскосмоса, не выглядит безупречным. Необходимо взвесить все еще раз», - подчеркнул депутат.

А также по теме:

и-Маш. Ресурс Машиностроения: Владимир Гутенев прокомментировал проекты реформирования космической отрасли

Портал машиностроения: В.Гутенев: Право на ошибку в реформировании ракетно-космической промышленности мы не имеем

РИАМотор: Российский космос на пороге преобразований

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе: Гутенев: Вариант реорганизации Роскосмоса не выглядит безупречным

Оружие России: Космические реформы

 

Волжская коммуна, 4 сентября 2013 г., АВТОВАЗ и Альянс стремятся к единым стандартам качества

Новый шаг

Как отмечают в пресс-центре завода, новая совместная структура по закупкам Common Purchasing Organization создается в рамках стратегического партнерства АВТОВАЗа и Альянса Renault-Nissan. «Эта новая структура будет регулировать закупочную деятельность всех трех партнеров в рамках сотрудничества АВТОВАЗа и Альянса Renault-Nissan. Сейчас стороны подготавливают необходимые документы для получения разрешения от Федеральной антимонопольной службы», - говорит руководитель пресс-центра АВТОВАЗаАлександр Шмыгов.

Создание совместной закупочной структуры можно назвать очередным этапом в объединении отечественного автопроизводителя и франко-японского Альянса. Столь серьезному шагу предшествовала сделка: закупочная компания Альянса Renault-Nissan Purchasing Organization стала владельцем 50% уставного капитала закупочной компании АВТОВАЗа - ООО «Совместная закупочная организация». По данным «СПАРК-Интерфакса», «Совместная закупочная организация» была создана в мае 2012 года. Основной вид деятельности компании - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Генеральным директором компании является Перри Даниэль Андре. По состоянию на 18 апреля владельцем «Совместной закупочной организации» являлся ОАО «АВТОВАЗ».

По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, закупочная система АВТОВАЗа меняется уже довольно давно и только в лучшую сторону. «Это связано с требованием к поставщикам со стороны Альянса, критерии которых переносятся и на АВТОВАЗ. Покупка доли в 50% закупочной организации, скорее всего, связана с довольно большой долей контрактной сборки на мощностях тольяттинского завода. Таким образом, Альянс сможет контролировать процесс сборки своих моделей, - говорит эксперт и подчеркивает, что эта сделка не говорит о «подминании» АВТОВАЗа Альянсом. - На мой взгляд, единая закупочная структура необходима для выдерживания единого стандарта качества вне зависимости от модели. Я думаю, что в случае создания такой структуры меняться будет как состав поставщиков АВТОВАЗ, так и их качество». 

Будущее отечественных деталей

Какими будут последствия объединения усилий в области закупок для российских, в том числе региональных, производителей комплектующих, можно только рассуждать, однако уже сейчас понятно, что никаких скидок и особых условий никто не получит. Таким образом, все опять сводится к необходимости модернизации мощностей и вкладыванию средств в повышение качества производимого продукта.

«Годовой объем поставок продукции группы на АВТОВАЗ составляет чуть более 2 млрд рублей, и благодаря Альянсу мы продолжаем двигаться вперед, - говорит PR-менеджер нижегородской ГК «Автокомпонент» Татьяна Павлова.- Существующие требования воспринимаются нами исключительно как помощь в развитии производства, которая заключается не только в обеспечении качества, но и положительно влияет на все процессы производства».

Многие эксперты высказывают опасения за будущее производителей комплектующих, делая ставки на конкурентные преимущества зарубежных компаний. Ближайшие изменения в линейке поставщиков АВТОВАЗа можно предугадать, изучив список резидентов ОЭЗ «Тольятти»: в ближайшие пару лет они начнут производство на площадке, которая к тому же чрезвычайно близко расположена к непосредственному заказчику, что добавляет преимуществ в копилку иностранных «автокомпонентщиков». Генеральный директор ООО ПФ «Стройдетальконструкция» Алексей Зверев констатирует: «Есть поставщики, которые еще работают с заводом, но уже знают, что завтра у них не будет заказа на будущие модели и что для новых моделей продукцию будут поставлять другие компании. АВТОВАЗ сделал свой выбор, отдав им заказ. Такова жизнь, такова политика завода».

«АВТОВАЗу есть с кем заключить договоры на поставку комплектующих и запчастей, - утверждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Уже прекращены отношения с рядом старых поставщиков, заключены контракты с иностранными поставщиками, многие из которых уже открыли или открывают свои производства в России. У тех же, кто «выпал из гнезда» и перестал быть поставщиком АВТОВАЗа, есть два пути: либо улучшить качество своей продукции, либо начать искать других покупателей на выпускаемую ими продукцию».

При этом аналитик видит спасение таких «отказников» во вторичном рынке, который по объему сравним с первичным. «Вазовские машины - самые массовые в стране, ездят на них много и долго, а значит, и запчастей для этих машин надо много. Наилучшим выбором будут именно те запчасти и комплектующие, которые производились именно этими предприятиями. Поэтому вряд ли стоит ожидать массового краха тех производителей запчастей и комплектующих, кто ранее поставлял их на АВТОВАЗ, - у них есть различные варианты действий, и они продолжат свою работу в дальнейшем», - добавляет Баранов.

Благополучные прогнозы

По словам первого заместителя председателя комитета по промышленности Госдумы РФ Владимира Гутенева, через несколько лет автокомпонентный кластер Самарской области должен стать не просто доминирующим поставщиком для АВТОВАЗа, но и экспортером отдельных комплектующих для Альянса. «Я считаю, что для этого есть абсолютно все факторы, и очень хотелось бы, чтобы производители комплектующих не просто защищали наш рынок в условиях вхождения в ВТО, но и проводили довольно агрессивную, амбициозную политику внешней экспансии», - отмечает депутат.

И действительно, несмотря на то, что многие поставщики сегодня испытывают трудности с выполнением требований Альянса, большая их часть все же готова к изменениям.

«Поставщики, понимая необходимость улучшений для эффективной работы в конкурентной среде, инвестируют средства в развитие, создают СП с иностранными поставщиками мирового уровня», - отмечает Александр Шмыгов.

Как ранее заявлял президент АВТОВАЗа Игорь Комаров, сегодня требованиям Альянса соответствуют 67% поставщиков. «Возможно, производства этих поставщиков и нуждаются в модернизации, но пока их продукция соответствует требованиям наших партнеров. К концу 2013 года 80% поставщиков АВТОВАЗа должны соответствовать требованиям Renault-Nissan», - добавил он.

Стратегия Renault-Nissan в целом проста и понятна: будут качественные детали - будут надежные машины - будет и место в списке поставщиков. С учетом создания совместной закупочной компании, других вариантов у производителей автодеталей, желающих работать с АВТОВАЗом и Альянсом, теперь нет.

Бруно Анселен,  старший вице-президент Renault, операционный директор региона Евразия, генеральный директор Renault в России:

- Сейчас ведутся переговоры о создании совместной закупочной структуры, которая будет регулировать деятельность всех трех компаний, связанную с повышением эффективности закупок и обеспечением высокого качества комплектующих для автомобилей, выпускаемых в рамках сотрудничества АВТОВАЗа и Renault-Nissan. Самарская область – один из важнейших регионов поставок для тольяттинского завода. Здесь более ста поставщиков автокомпонентов, проблемы которых связаны с невысоким качеством - здесь Renault вместе с Nissan готовы прийти на помощь.

Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»:

- Альянс заинтересован в том, чтобы приобретать качественные комплектующие по низким ценам, а это могут предоставить только мировые глобальные поставщики. Можно говорить о том, что преференций местным поставщикам не будет. Они работают на уходящие модели, на вторичный рынок. Среди них не очень много производителей, которые могут удовлетворять требованиям Альянса. Развитие возможно только в случае организации совместных предприятий с иностранными производителями. И сейчас для этого есть хорошие возможности, поскольку в долгосрочной перспективе российский автомобильный рынок будет расти.

 

Новые Известия, 5 сентября 2013 г., Наука воровать \\ Не менее 10% диссертаций по истории и экономике оказались списанными

Более 1,5 тыс. списанных кандидатских и докторских диссертаций выявила компания «Анти-Плагиат». Из объявленных вчера результатов проверки следует, что более 10% диссертаций по истории и экономике состояли на две трети из чужих текстов. Опрошенные «НИ» эксперты обвиняют в случившемся коррупцию и косность диссертационных советов, однако настаивают, что из-за особенностей исследования в плагиат могли попасть и добросовестно написанные работы. Авторы же исследования говорят, что проверяли заимствования только из других диссертаций, а о масштабах списывания из книг можно только догадываться.

Сплошную проверку на плагиат диссертаций по истории, защищенных с 2000 года, провела компания «Анти-Плагиат» по заказу Российской государственной библиотеки (РГБ). Было исследовано 14,5 тыс. кандидатских и докторских диссертаций, из которых, как выяснилось, примерно 1,5 тыс. (10%) состояли из чужих текстов более чем на 70%.

«Меньший размер заимствований можно объяснить тем, что автор брал наработки из своей прежней диссертации или из работ научного руководителя. Но 70% заимствования – это с очень большой вероятностью плохие работы», – говорит директор РГБ Александр Вислый. Он отметил, что база диссертаций сравнивалась «сама с собой», то есть 14,5 тыс. работ сравнивали друг с другом: «Если бы мы взяли другие тексты, например монографии, статьи, книги, то объем плагиата был бы значительно больше».

О предстоящем исследовании объявили в мае. Тогда инициаторы заявили, что это чисто научный интерес и попытка понять, как цитаты с 2000 года переходили из одной работы в другую. В ходе исследования также выборочно проверили диссертации по экономике и естественно-научным дисциплинам. В первых обнаружили сходный с историческими работами уровень плагиата. Во вторых он оказался значительно меньше. Теперь эти 1,5 тыс. диссертаций, скорее всего, проверят еще раз, а затем могут даже лишить некоторых авторов ученых степеней. Пока же результаты проверки отправлены в органы власти.

«Понятие «плагиат» не вполне определенное. Какое-то время назад мне пришлось быть рецензентом, и там автор очень любила закатывать цитаты на полторы страницы. Это не является плагиатом с формальной точки зрения, а машина может это выдать как плагиат потому, что это цитаты из опубликованных исторических источников. Реальная проблема заключается не в плагиате, а в самом качестве диссертаций по гуманитарным наукам, и не только по истории, а по многим другим дисциплинам», – сказал «НИ» профессор исторического факультета МГУ доктор исторических наук Михаил Дмитриев.

Профессор Дмитриев говорит, что нужно многое менять и в процедуре выбора и утверждения тем для научных работ, и в системе их предзащиты и защиты, и в том, как формируются диссертационные советы, подбираются научные руководители и оппоненты. Г-н Дмитриев считает, что некачественные работы появляются именно из-за этой косной системы, которая пока не желает меняться, а не из-за коррупции: «Я думаю, что для ведущих университетов проблема коррупции не стоит». Ученый добавил, что плагиат не всегда можно определить без специальной программы: «Я, как научный руководитель или рецензент, не отвечаю за плагиат, потому что я не могу знать все источники, тем более другие работы, на которые ссылается автор, потому что иногда это не является моей прямой сферой занятий».

«Плагиат не всегда заметен, – подтверждает «НИ» доктор исторических наук Александр Яковлев. – Работа может быть написана по узкой проблематике, детали которой могут ускользнуть от научного руководителя. Важную роль играет научная этика. Когда человек изменяет этому, а другой думает, что тот работает честно, и получаются такие нехорошие ситуации».

«Что касается момента текстуального совпадения, то для гуманитарных наук используется много трафаретных высказываний. Если я напишу откровенный бред, то система покажет 100% оригинальности. А ведь у работы должна быть научная значимость», – оспаривает в беседе с «НИ» результаты проверки профессор доктор политических наук Сергей Черняховский. Он полагает, что качество работы должны определять люди, которые в этом разбираются, а не компьютер: «Те, кто делает недобросовестную диссертацию, в десять раз более тщательно относятся к тому, чтобы программа ничего не показала. Там, где есть коррупция, – там работа покажет 100% оригинальности, так как люди используют все методы, позволяющие обмануть программу». Г-н Черняховский напоминает, что без суда Высшая аттестационная комиссия имеет право лишить человека степени только в течение трех лет после защиты.

Напомним, что скандал с «липовыми» диссертациями разразился в начале этого года. Тогда комиссия Минобрнауки объявила о многочисленных нарушениях в диссертационном совете Московского педагогического государственного университета, проверив 25 диссертаций. «Была поставлена на поток работа по изготовлению фиктивных диссертаций, которые составлялись из фрагментов чужих текстов, сопровождались фиктивными отзывами ведущих организаций, фиктивными списками публикаций, а затем зачастую даже не депонировались в РГБ», – заявил тогда глава комиссии Игорь Федюкин. В итоге ректора МПГУ уволили, а 11 человек лишились своих степеней, в том числе и директор Специализированного учебно-научного центра им. Колмогорова при МГУ Андрей Андриянов. Плагиаторов начали искать и среди чиновников, и среди депутатов. Так, в недобросовестном цитировании обвиняли депутатов Госдумы Владимира Бурматова, Ольгу Баталину, Владимира Гутенева, заместителя председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежду Школкину, депутата и сына Владимира Жириновского Игоря Лебедева…

 

Портал машиностроения, 4 сентября 2013 г., Машиностроители Зауралья помогли КГУ выиграть конкурс "Кадры для регионов"

Региональное отделение Союза машиностроителей России гарантировало поддержку проекту КГУ в федеральном конкурсе "Кадры для регионов" в размере 20 млн рублей. По итогам конкурса Курганский государственный университет стал одним из 13 вузов страны, получивших господдержку на подготовку кадров по приоритетным направлениям развития промышленного комплекса.

Об этом шла речь на прошедшем на полигоне Курганмашзавода выездном заседании совета КРО СМР. В нем приняли участие руководители ведущих машиностроительных предприятий, профильных учебных заведений Зауралья, представители департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, сообщили в департаменте стратегических коммуникаций концерна "Тракторные заводы".

Заведующая кафедрой технологии машиностроения Курганского государственного университета Марина Давыдова рассказала об объявленном Министерством образования и науки РФ конкурсе "Кадры для регионов", в котором учебное заведение приняло участие. Совет КРО СМР одобрил инициативу вуза, гарантировав материальную поддержку от предприятий Зауралья для реализации заявленного вузом проекта.

В оргкомитет федерального конкурса направлено обращение за подписью председателя КРО, исполнительного директора ОАО "Курганмашзавод" Игоря Гиске. В нем, в частности, говорится, что "ключевыми направлениями подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительных предприятий Курганской области являются направления "конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств", "машиностроение". Модернизация образовательного процесса по вышеуказанным учебным программам в КГУ позволит значительно повысить уровень подготовки специалистов отрасли.

По инициативе машиностроителей Зауралья в ближайшее время будет реализовано еще два значимых проекта. Уже в этом году состоится конкурс профессионального мастерства среди инженеров-технологов предприятий области, цель которого – привлечь внимание общественности к специалистам этого профиля, повысить престиж профессии.

А в IV квартале будет дан старт спартакиаде руководящего состава машиностроительных предприятий региона. Положение о мероприятии уже разработано и утверждено. Внесены изменения в состав регионального совета. Теперь в него вошли и представители учебных заведений машиностроительного профиля – Марина Давыдова (КГУ) и Владимир Сапрыгин (Курганский промышленный техникум).

Совет определил дату и состав оргкомитета предстоящего областного торжества, посвященного Дню машиностроителя. Праздник по традиции пройдет во Дворце культуры машиностроителей 4 октября.

Неофициальная часть встречи оказалась весьма неординарной: знакомство с боевой машиной пехоты и возможность освоить практические навыки вождения БМП.

А также по теме:

и-Маш. Ресурс Машиностроения: Машиностроители Зауралья помогли КГУ выиграть конкурс "Кадры для регионов"

 

ADVIS.ru, 4 сентября 2013 г., "Тракторные заводы" запускают социальную рекламу героев труда

В преддверии общественно-значимого мероприятия Российской Федерации, профессионального праздника Дня машиностроителя, "Концерн "Тракторные заводы" запускает под эгидой Союза машиностроителей России рекламную социально-мотивационную акцию "Твои люди, страна!" в рамках одноименного проекта. На муниципальных рекламных щитах промышленных центров страны - городах Волгоград, Владимир, Чебоксары, Курган, Канаш - размещаются баннеры с портретами лучших машиностроителей региона, ставших героями фотоальбома "Твои люди, страна!". День машиностроителя в этом году отмечается 29 сентября. Начало уникального проекта "Твои люди, страна!" было положено весной 2012 года, когда на всех предприятиях "Концерна "Тракторные заводы", расположенных в 10 регионах Российской Федерации была организована масштабная фотосессия на своих рабочих местах лауреатов корпоративной премии "Золотые кадры" за период 2009-2011 гг. - более 330 специалистов рабочих и инженерных профессий. В создании фотолетописи "золотого" фонда отечественного машиностроения приняли участие лучшие фотографы и дизайнеры Российского агентства международной информации "РИА Новости". Фотоальбом "Твои люди, Страна!" выпущен лимитированным тиражом 500 экземпляров. Целью проекта является привлечение внимания общественности к проблемам отечественного машиностроения, людям труда – реальным героям производства, повышение престижа рабочих и инженерных профессий среди молодежи и жителей регионов. Совместный проект РИА Новости и "Концерна "Тракторные заводы" стал одной из самых успешных и востребованных машиностроительным обществом социально ориентированных инициатив СМИ современной России. Депутат Государственной Думы, первый вице-президент Союза машиностроителей России, Владимир Гутенев дал фотопроекту "Твои люди, страна!" такую оценку: "Замечательно, когда бизнес настолько ответственен. Считаю, что это и есть тот пример, который мы обязаны публично поддерживать, масштабировать и тиражировать".

Следующим этапом этого социально-патриотического проекта стало Всероссийское турне передвижной фотовыставки "Твои люди, Страна!", которое стартовало в столице России в канун профессионального праздника Дня машиностроителей в сентябре 2012 года. Экспозиция фотовыставки представлена 35 портретными фото лучших представителей инженерных и рабочих специальностей из различных регионов Российской Федерации. Они имеют правительственные или отраслевые награды и внесли существенный вклад в развитие предприятий машиностроительного комплекса страны. Их имена вписаны в "золотую" историю индустриальной России. Передвижная фотовыставка "Твои люди, страна!" экспонировалась в Красноярском крае, Курганской, Волгоградской и Владимирской областях, а также в республиках Мордовия и Чувашия, где расположены предприятия тракторного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного, коммунального, дорожно-строительного и специального машиностроения. В рамках экспозиции фотовыставки лучшим специалистам рабочих и инженерных специальностей в торжественной обстановке были вручены памятные экземпляры лимитированного выпуска фотоальбома "Твои люди, Страна!". По словам инициатора проекта, генерального директора, президента машиностроительно-индустриальной группы "Концерн "Тракторные заводы", члена Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России Михаила Болотина: "Мы должны вовремя сказать настоящим героям нашего времени спасибо за мужество, преданность и любовь, которые они проявляют к своему делу, обеспечивая своим ежедневным нелегким трудом экономическую стабильность и процветание страны. Турне проекта "Твои люди, страна!" призвано привлечь внимание общества к людям труда, которые, без всякого сомнения, заслуживают нашего с вами уважения!". В каждом регионе, где побывала выставка "Твои люди, страна!", было организовано подписание музейного экземпляра фотоальбома лауреатами и крупными государственными и политическими деятелями, деятелями культуры и представителями бизнеса. Фотоальбом с автографами по завершении турне фотовыставки будет передан на хранение в уникальный российский "Научно-технический музей истории трактора". Торжественное открытие финального этапа передвижной фотовыставки и вручение фотоальбомов "Твои люди, страна!" состоится в Государственной Думе 17 сентября 2013 года, спустя год после старта грандиозного проекта, и вновь в преддверии Дня машиностроителя. Фотовыставка будет экспонироваться в Государственной Думе с 16 по 20 августа.

 

Телерадиокомпания Терра, 4 сентября 2013 г., В Тольятти обсудили будущее Автограда

Каким быть Тольятти - решать нам самим". В рамках форума с таким названием губернатор Николай Меркушкин встретился с жителями Автограда. Глава региона обозначил основные направления, по которым необходимо работать, чтобы выйти на передовые позиции в промышленном производстве и социальной сфере.
Доклад губернатора коснулся проектов регионального значения, связанных с Тольятти. Это и Особая экономическая зона, и технопарк «Жигулёвская долина». Планируется, что в течение 3-5 лет на базе этих площадок будет организовано 25 тысяч рабочих мест, а территория самого города будет расширена ещё на один микрорайон, в котором смогут поселиться около ста тысяч человек. Для завершения этих и многих других проектов необходимо, чтобы интересы тольяттинцев совпадали с интересами государства, подчеркнул глава региона.

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:
- Областных и моих ресурсов не хватит. Нам нужен ресурс федеральный! Тольятти всегда был городом союзного значения. Тольятти и строила вся страна, и вся страна сюда ехала. И сегодня Тольятти и Автозавод без поддержки Центра, без активного участия Центра нам не поднять.
 
Главу региона поддержал президент АвтоВАЗа, член бюро Центрального совета Союза Машиностроителей России Игорь Комаров, а также Петр Прусов - создатель легендарного автомобиля "Нива".

Игорь Комаров, президент ОАО «АвтоВАЗ»
- От чего зависит наше будущее? От взаимодействия с властью. Насколько эффективно мы будем с ней взаимодействовать. Очень важно то, что нам доверяют, но не менее важно для эффективной работы, доверяем ли мы. Готовы ли мы поддержать власть и сотрудничать с ней.

Петр Прусов, заслуженный конструктор РФ:
- Для того чтобы построить город, надо приложить много труда и упорства, для того чтобы город разрушить, достаточно ничего не делать - и он рухнет сам. Я надеюсь, что мы этим путём не пойдём. Я призываю тольяттинцев не останавливать это поступательное движение, поддержать команду губернатора.

Какое будущее ждёт Тольятти - напрямую зависит от результатов грядущих выборов в городскую Думу, резюмировал губернатор.

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:
- Чтобы там заняли должности люди, выражающие интересы граждан, а не каких-то групп или кланов. И я как губернатор, как лидер этой команды буду следовать этому принципу.

 

НИА (Красноярск), 5 сентября 2013 г., В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

Законодательное обеспечение топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири обсудили участники выездного заседания Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, которое состоялось 4 сентября в НИ ИрГТУ под председательством Ивана Грачева.
С приветственным словом к участникам заседания обратился исполняющий обязанности ректора НИ ИрГТУ профессор Александр Афанасьев: «Проведение выездного заседания Комитета Государственной думы на нашей площадке — это большая честь для иркутян и, прежде всего, для вуза.С получением статуса Национального исследовательского университета, Иркутский технический университет выстраивает отношения с властью, бизнесом и наукойна новом уровне. И свидетельством тому — наша сегодняшняя работа. Я желаю всем творческой атмосферы и хороших результатов».
Председатель Комитета Государственной думы по энергетике Иван Грачев озвучил три базовых вопроса, которые предстояло обсудить участникам заседания: законодательное обеспечение топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири, законодательное решение проблем перекрестного субсидирования и кадровое обеспечение развития ТЭК.Он отметил, что от Иркутской области в Комитете по энергетике ГД работают четыре депутата, а энергетический комплекс Приангарья — один из самых мощных в стране. Поэтому выбор площадки проведения выездного заседания Госдумы в Иркутске неслучаен.
«Отмена перекрестного субсидирования и последующие социальные нормативы, увеличение тарифов для населения являются острой проблемой. Депутаты нашего Комитета с этим не согласны, мы внесли соответствующие изменения в федеральный закон, который планируется принять во втором чтении в сентябре. В Иркутской области отопление в значительной степени основано на электроэнергии, а при отмене перекрестного субсидирования ее стоимость возрастет в два раза. Поэтому мнение практиков-профессионалов, выработанное сегодня в Иркутске, может склонить чашу весов к правильному решению. Мы надеемся, что Иркутская область, Забайкальский край и Амурская область, представители которых участвуют в работе заседания, однозначно выскажутся, что нельзя рывком отменять механизмы перекрестного субсидирования и вводить социальные нормативы на потребление энергии в следующем году. Сначала нужно провести эксперименты и проанализировать их. Все вместе мы можем повлиять на решение данного вопроса и избавить людей от обвального повышения цен на электроэнергию. Надо дифференцировать регионы и само понятие „перекрестное субсидирование“ узаконить. Население не должно платить за электроэнергию столько, сколько платят предприятия», — считает Иван Грачев.
Доклады ученых-энергетиков на заседании заинтересовали директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Сергея Васильева: «Наши коллеги из академических кругов сделали доклады по фундаментальным направлениям развития топливно-энергетического комплекса, которые актуальны не только в России, но и в мире. Это касается развития солнечной энергетики и других альтернативных источников».
Особое внимание участники выездного заседания уделили новым подходам в подготовке кадров. По мнению Ивана Грачева, «в России в целом картина кадрового обеспечения развития ТЭК сложная».
«Производительность труда после энергореформы упала в два раза. Количество работающих в системе ТЭК увеличилось за счет армии менеджеров, а инженеров стало меньше, так как на них не было спроса. Многие годы специалистов не готовили в том объеме, который необходим. Проблема подготовки кадров касается нашего Комитета, и мы будем далее работать с Комитетом по образованию Госдумы. Нужно изучить положительный опыт, накопленный ИрГТУ в этой области», — отметил Иван Грачев.
Исполняющий обязанности ректора ИрГТУ Александр Афанасьев сообщил, что университет активно сотрудничает с ОАО «Иркутскэнерго»: «В вузе создан Корпоративный учебно-исследовательский центр, который позволяет существенно увеличить качество подготовки специалистов. „Иркутскэнерго“ констатирует, что корпоративно-образовательные программы позволяют сократить срок адаптации специалистов в период профессионального становления на предприятии от 2 до 5 раз. На старших курсах мы подробно согласовываем учебные программы с энергетиками. Наши преподаватели проходят переподготовку в энергетических компаниях, а представители данных компаний сами преподают в вузе. Поэтому студентам, которые приходят на работу в „Иркутскэнерго“, необходимо только социально адаптироваться. И такой опыт нам хотелось бы перенести на другие направления, в частности, на авиамашиностроение. Так, на минувшей неделе на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском университет подписал соглашение об участии в создании Авиастроительного образовательного кластера между ОАК, вузами и Союзом машиностроителей России».
Декан энергетического факультета ИрГТУ Вадим Федчишин рассказал участникам заседания, что вуз с момента своего основания ведет подготовку и повышение квалификации специалистов в области топливно-энергетического комплекса. «Эта подготовка охватывает весь спектр образовательных направлений и специальностей — от добычи углеводородного сырья до производства и передачи энергии, использования ее в промышленности, сельском и городском хозяйстве. За пятьдесят лет своей деятельности энергетический факультет ИрГТУ выпустил более 17 ,5 тыс. специалистов, которые достойно представляют учебно-образовательную школу вуза, как на территории Иркутской области, так и в России в целом. Программой развития Национального исследовательского университета (НИУ) выделено два направления, тесно связанных с ТЭК, прежде всего, это высокоэффективные технологии недропользования и наукоемкие системы жизнеобеспечения урбанизированных и малонаселенных территорий. Кроме того в КУИЦ „Иркутскэнерго“ реализуются программы дополнительного образования, которые наиболее востребованы энергетическими компаниями», — сказал Вадим Федчишин.
Декан энергетического факультета предложил депутатам Госдумы РФ ряд рекомендаций, касающихся налогообложения высокотехнологичного оборудования НИУ, подготовки отраслевых экономистов, юристов и менеджеров. Вадим Федчишин также выразил пожелание, чтобы для выпускников-бакалавров (специалисты общего профиля) была сохранена возможность получения инженерной квалификации: «Наши бакалавры должны завершить свое образование, как специалисты определенной специальности».
Участники выездного заседания Комитета Государственной Думы выработали рекомендации Правительству РФ. В частности, информирует пресс-служба вуза, депутаты рекомендуют рассмотреть возможность включения в проект Федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг. финансирование приоритетных проектов по развитию энергетической инфраструктуры Восточной Сибири. Также, по мнению депутатов необходимо разработать и ввести порядок ценообразования на услуги по передаче энергии, стимулирующий проекты по развитию малой генерации.

А также по теме:

НИА Новосибирск: В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

НИА Томск: В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

Газета­Хот: В НИ ИрГТУ состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 5 сентября 2013 г., В комитетах и космомиссиях \\ Реформа ракетно-космической отрасли рассмотрена в Белом доме и отправляется в Кремль

Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин провел совещание по вопросам реформы космической отрасли. На нем он подтвердил информацию "Ъ" о планируемом разделении Федерального космического агентства (Роскосмос) на две части: на само агентство и на ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК). Он пообещал, что через десять дней правительство внесет проект президентского указа о создании ОРКК в администрацию президента. В Кремле по-прежнему не исключают, что проект реформы может быть видоизменен.

В повестке вчерашнего совещания были запланированы две темы: рассмотрение проекта реструктуризации ракетно-космической отрасли, который Роскосмос внес в правительство 21 августа, и состояние корпорации "Энергия". Первая тема, по словам присутствовавшего на совещании чиновника, "превалировала как наиболее важная на сегодняшний день". Отметим, что вчера комиссия во главе с Дмитрием Рогозиным впервые собралась не просто для рассмотрения вариантов реформы космической отрасли, а для обсуждения уже сверстанного плана преобразования ракетно-космической промышленности (см. "Ъ" от 4 сентября). Его представлял первый заместитель руководителя Роскосмоса Олег Фролов.

Господин Рогозин вчера официально подтвердил информацию "Ъ" о создании ОРКК, которая бы собрала в себе большую часть предприятий отрасли. "Она будет состоять из восьми интегрированных структур, в которые войдут 33 организации, в том числе 16 предприятий,— заявил вице-премьер.— Консолидация космической отрасли позволит проводить единую техническую политику. Мы избавим промышленность от дублирования, что позволит загрузить предприятия не на 40%, как сейчас, а поднять эту планку значительно выше". Он также отметил, что "производители боевых ракет пока не будут вводиться в состав корпорации".

Напомним, что, согласно системному проекту реформирования отрасли, в Роскосмосе планируется оставить четыре акционерных общества, выполняющих заказы Министерства обороны: это корпорация "Московский институт теплотехники", Государственный ракетный центр им. Макеева, корпорация "Комета" и корпорация СПУ-ЦКБ ТМ. По словам источника "Ъ" в военно-промышленной комиссии, несмотря на то что вся кооперация этих предприятий сохранится, было принято решение их пока не переподчинять ввиду большой загрузки предприятий военными заказами. "В проект указа президента о создании корпорации может быть вписан отдельный пункт, устанавливающий срок передачи этих четырех компаний в ведение корпорации,— говорит собеседник "Ъ".— В любом случае после появления указа президента такая схема будет функционировать не менее двух лет". Сам Дмитрий Рогозин прогнозирует, что по истечении двух лет ОРКК будет не только акционирована, но и выйдет на IPO с целью привлечения частных инвестиций. Роскосмос как агентство в такой системе сохранит функции госзаказчика и право формирования госполитики в космической сфере. Штат агентства планируется расширить с 191 до 450 человек.

Уже после совещания господин Рогозин сообщил, что в течение десяти дней будут окончательно подготовлены все необходимые документы, касающиеся процесса реформирования, и затем направлены в администрацию президента. В правительстве ориентировочно называют дату 13 либо 16 сентября.

Впрочем, как отмечают высокопоставленные источники "Ъ" в Кремле, Владимир Путин может отправить документы обратно для внесения поправок или же, в случае необходимости, потребовать их кардинальной переработки. "Он президент, это его право",— добавил один из сотрудников кремлевской администрации.

 

Известия, 5 сентября 2013 г., Для войск создадут спутниковый модем на 160 Мбит/с \\ Новые устройства будут использоваться для слежения, навигации и управления войсками

Московской научно-исследовательский радиотехнический институт (МНИРТИ) по заказу Минпромторга разрабатывает первый в России высокоскоростной спутниковый модем. С его помощью войска смогут обмениваться данными на земле и в воздухе со скоростью до 160 Мбит/с. Разработка должна завершиться в конце 2014 года.

Модем будет принимать сигнал в форматах спутникового цифрового телевидения и интернета DVB-S и DVB-S2, передавать — в форматах FDMA и BM-FDMA (применялись в создании мобильной связи GSM).

Как сообщил «Известиям» источник в оборонно-промышленном комплексе, реальная скорость устройства будет больше заявленной. Сейчас модем уже находится в опытной эксплуатации. 

Согласно техзаданию, утвержденному Минпромторгом, приоритетной задачей разработки является «создание отечественной линии производства». В случае необходимости и при достаточном обосновании в модеме могут применяться иностранные комплектующие. На разработку из федерального бюджета выделено 120 млн рублей. Первые устройства должны начать работать в декабре 2014 года. 

Кроме МНИРТ в настоящий момент спутниковый модем разрабатывает компания ООО «Радис Лтд». Однако максимальная скорость устройства СМ-2.6М будет составлять всего 4,5 Мбит/с, ориентировочная себестоимость модема составит 140 тыс. рублей. К перспективной разработке МНИРТа по характеристикам приближается канадский спутниковый модем iDirect 8350 с пропускной способностью 156 Мбит/с, он стоит порядка $14 тыс. (420 тыс. рублей).

Как рассказали «Известиям» сотрудники компании «Радиотерминал», на сегодняшний день спутниковые модемы больше всего подходят для передачи небольших объемов информации, например координат. 

— Если речь идет о мобильном спутниковом модеме с длиной антенны 3–4 см, то скорость передачи данных не превысит 10 КБ/с. Скорость в 160 Мбит/с может быть достигнута только с применением антенных тарелок диаметром несколько метров в полуназемных системах, — пояснили «Известиям» на предприятии.

В таких системах данные по пути из точки А в точку Б попадают на спутник два раза: запрос отправляется с модема, спутник отражает сигнал в наземное оборудование оператора, оснащенное крупными тарелками антенн, после чего информация отправляется через спутник в конечный пункт. В каждом случае задержка составляет как минимум 600 мс без учета помех.

Зависимость спутниковой связи от погодных условий компенсируется высокой степенью защищенности сигнала. Сигнал кодируется и раскодируется на передающих станциях на каждом этапе.

В новом модеме устойчивость сигнала в сети будут обеспечивать четыре типа модуляции (изменения параметров) сигнала: 32APSK, 16APSK, 8PSK, QPSK. При смене погодных условий модем поменяет модуляцию и поможет сигналу достигнуть цели. 

 

Известия, 5 сентября 2013 г., Ансамбль имени Александрова отправят по Москве-реке \\ Легендарный музыкальный коллектив отметит свой юбилей пением на плывущем теплоходе

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова 7 сентября даст необычный концерт на воде в акватории Москвы-реки во время Дня города. Как рассказала «Известиям» советник управления культуры Минобороны России Анна Касаткина, военный хор в сопровождении музыкантов выступит на открытой палубе теплохода РИО-2, который в течение нескольких часов будет плыть от Киевского вокзала до Парка культуры имени Горького и обратно.

Всё это время музыканты и певцы будут исполнять военные хиты и народные песни, которые можно будет послушать с берега: теплоход специально поплывет очень медленно. Репертуар пока согласовывается, но Касаткина пообещала, что непременно будут фирменные «Смуглянка» и «Катюша». Пляски тоже под вопросом — акцию назвали «Поющий корабль».

— По плану мероприятия к 13.00 теплоход подойдет к Васильевскому спуску. В это время на Красной площади должна завершиться церемония открытия Дня города, и те, кто пришел на праздник, смогут увидеть знаменитый военный ансамбль. Это будет наш сюрприз москвичам, — пояснила Касаткина.

Она добавила, что концерт на теплоходе пройдет в рамках празднования 85-летия Ансамбля имени Александрова, которое завершится 4 октября большим концертом в Государственном Кремлевском дворце.

Кроме поющих и играющих военных на борту РИО-2 будут отмечать День города гражданские гости — авторы идеи музыкального плавания начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков, а также и.о. руководителя департамента культуры Москвы Сергей Капков. Последний подтвердил «Известиям», что получил приглашение Минобороны послушать концерт прямо на борту теплохода, но пояснил, что его присутствие на борту зависит от обстоятельств, связанных с организацией Дня города.

— Буду рад, если у меня получится, учитывая, что я организовываю весь праздник. Это, конечно, будет очень трогательно смотреться, когда много мужчин в военной форме будут плыть на теплоходе и петь, — отметил Сергей Капков, добавив, что идея военных ему понравилась сразу: отличная акция, пропагандирует патриотизм, хоровое пение и любовь к Родине.

По словам Капкова, никаких дополнительных мер безопасности не предусмотрено.

— Разве что Минобороны организует сопровождение на подводной лодке, но это уже вопросы к ним, — сказал он. 

Ансамбль имени Александрова был образован в 1928 году самим Александром Александровым в качестве ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии. В 1935 году коллектив стал Краснознаменным ансамблем красноармейской песни и пляски СССР, а в 1944-м получил всесоюзную известность благодаря записи официального гимна СССР, написанного Александровым.

Сегодня в репертуар ансамбля входит более 2 тыс. произведений. В сентябре по поручению министра обороны Сергея Шойгу коллектив запишет новую эталонную версию гимна России на музыку своего создателя

 

3. Автомобилестроение.

 

Известия, 5 сентября 2013 г., Смоленским «дочкам» ЗИЛа грозит банкротство \\ Долг предприятий достиг 100 млн рублей

В Арбитражный суд Смоленской области поступили заявления от налоговиков и «Газпром межрегионгаз Смоленск» о признании банкротами «дочек» ЗИЛа — Смоленского автоагрегатного завода им. В.П. Отрохова АМО «ЗИЛ» (ЗАО «СААЗ АМО ЗИЛ») и Рославльского автоагрегатного завода АМО «ЗИЛ» (ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ»). Предприятия накопили долгов почти на 100 млн рублей и не спешат рассчитываться с кредиторами. 

СААЗ на конец августа задолжал бюджету и внебюджетным фондам 28,8 млн рублей, из которых 14 млн рублей просрочены на три месяца. В конце августа налоговики подали в Арбитражный суд Смоленской области иск о признании предприятия банкротом, рассмотрение дела назначено на 23 сентября. Кандидатура арбитражного управляющего предлагается из числа членов некоммерческого партнерства «Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

Аналогичные проблемы возникли у еще одной смоленской «дочки» ЗИЛа — Рославльского автоагрегатного завода АМО «ЗИЛ». 2 сентября в арбитражный суд поступил иск о банкротстве этого предприятия, заявителем выступает «Газпром межрегионгаз Смоленск», которому задолжали более 70 млн рублей. 

При этом ранее газовики судились и с СААЗом, но сейчас, как пояснил представитель дочерней компании «Газпрома», предприятие не имеет долгов перед компанией.

Смоленский завод является производителем коробок передач для всего семейства автомобилей ЗИЛ, автобусов ПАЗ, грузовиков МАЗ. Еще одно направление деятельности —  выпуск коммунальной техники — машин дорожного комплекса и автотопливозаправщиков. Рославльское предприятие специализируется на производстве тормозных систем для автомобилей ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, «Урал», КрАЗ, ПАЗ, ГАЗ.

В пресс-службе АМО «ЗИЛ», а также в самих дочерних предприятиях «Известиям» не смогли прокомментировать ситуацию, а в департаменте имущества Москвы ответили, что не располагают информацией о дочерних предприятиях АМО «ЗИЛ». В департаменте промышленной политики Москвы и Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску также затруднились с ответом. Дочерними предприятиями АМО «ЗИЛ» управляет компания «Автокомпоненты», связаться с которой не удалось. 

В прошлом году тогдашний губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев сообщал о том, что смоленские предприятия АМО «ЗИЛ», на которых работает около 4 тыс. человек, могут быть переданы в региональную собственность. Предприятия являются крупными налогоплательщиками в регионе. Отмечалось также, что завод в Рославле является градообразующим для районного центра.

В пресс-службе администрации Смоленской области «Известиям» рассказали, что с владельцами предприятий ведутся постоянные консультации в поисках оптимального решения вопроса о судьбе «дочек» АМО «ЗИЛ».

Как сообщил изданию руководитель Профессионального союза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Александр Федосов, пока речи о закрытии заводов не идет, однако сотрудников сокращают. 

— В первую очередь речь идет о защищенных слоях населения — пенсионерах, но сокращение небольшое, — рассказывает Федосов.

— У Смоленского автоагрегатного завода действительно непростое финансовое положение, отмечает Федосов. — Например, есть проблема с переводом людей на полную рабочую неделю. Иски периодически подаются, но заводу удается погашать долги, поэтому слово «банкрот» до сих пор не звучало.

— В настоящее время ЗИЛ планируют перевести на сборку грузовых малотоннажных автомобилей Fiat и Renault, — комментирует эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. — У итальянцев и французов сеть поставщиков уже существует. Французы давно работают на территории завода («Автофрамос») и будут строить сеть поставщиков на основе существующего производства и его логистики. Получается, что компоненты, которые выпускали «дочки» ЗИЛа, ни тем, ни другим не нужны.

По словам Захарова, теоретические шансы на выживание смоленских заводов связаны с партнерством с другими автомобильными и автобусными производствами (КамАЗ, «Урал», ПАЗ). Но для этого нужно выпускать продукцию, соответствующую по качеству и цене требованиям партнеров.

— В Смоленске, насколько я знаю, модернизация давно не проводилась, поэтому конкурировать с другими заводами СААЗу сложно, — говорит Захаров. — В случае остановки местных заводов региональным властям придется решать социальные проблемы их бывших сотрудников. К московскому руководству в регионах большие нарекания. Местные власти готовы искать возможность перепрофилировать производства с финансированием из регионального бюджета. Но не могут — заводы им не принадлежат.

 

4. Авиастроение.

 

Коммерсант, 5 сентября 2013 г., Движки наши тяжкие \\ ВЭБ рефинансирует долги "Сатурна"

Рыбинскому НПО "Сатурн", производящему двигатели для Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и истребителей пятого поколения ПАК ФА, вновь потребовалась господдержка. Как стало известно "Ъ", Внешэкономбанк (ВЭБ) готовит план финансового оздоровления предприятия, предполагающий рефинансирование его долгов перед ВТБ, Газпромбанком и МСП-банком в размере до 15 млрд руб. Решение о выделении этих средств может быть принято на ближайшем наблюдательном совете ВЭБа в конце сентября, если будет решен вопрос о получении "Сатурном" госгарантий.

О том, что ВЭБ может заняться финансовым оздоровлением НПО "Сатурн", входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), "Ъ" рассказал источник, близкий к госкорпорации. По его словам, речь идет о рефинансировании задолженности "Сатурна" перед банками в размере до 15 млрд руб. В качестве основных кредиторов предприятия собеседник "Ъ" назвал ВТБ, Газпромбанк (ГПБ) и МСП-банк (входит в группу ВЭБа). "Вопрос об оздоровлении "Сатурна" силами ВЭБа может быть вынесен на ближайший набсовет, запланированный на конец сентября",— утверждает он. Другой источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уточнил, что участие ВЭБа в финансовом оздоровлении "Сатурна" зависит от того, удастся ли предприятию получить госгарантии, что может занять до полутора лет.

В пресс-службе ОДК "Ъ" пояснили, что в конце 2012 года было принято решение о государственной поддержке "Сатурна" по нескольким направлениям: дофинансирование инвестпрограммы, рефинансирование кредитного портфеля в размере 15 млрд рублей и субсидирование процентной ставки по кредитам.

"О том, что кредитный комитет в ВЭБе состоялся, мы знаем, но итоговые условия рефинансирования нам официально не представлены",— отметил представитель ОДК. В ВЭБе от комментариев отказались.

Акционеры ОАО "НПО "Сатурн"" — УК ОДК (74,85%) и ОПК "Оборонпром" (20,57%) (оба входят в "Ростех"). Производит двигатель пятого поколения для ПАК ФА, АЛ-55И для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов; двигатель SaM146 для SSJ-100 и корабельные газотурбинные двигатели. Выручка за первое полугодие — 7,84 млрд руб., чистый убыток — 1,35 млрд руб.

Крупнейший кредитор НПО "Сатурн" — ВТБ, следует из финансовой отчетности предприятия за второй квартал 2013 года. В качестве действующих указаны три кредита ВТБ. Первый в размере 7,5 млрд руб., из которых невыплаченными остались 5,14 млрд руб., выдан в 2008 году под 9,25% (срок погашения — декабрь 2013 года). Еще два кредита планируются к погашению в первой половине 2014 года: один — на 4,3 млрд руб. (сумма текущего долга — 3,73 млрд руб.), а второй — на 2,5 млрд руб. (2,5 млрд руб.). Кроме того, "Сатурн" обслуживает семилетний облигационный заем на 3,5 млрд руб. (сумма основного долга — 521 млн руб.) со сроком погашения в июне 2014 года. При этом ГПБ и МСП-банк в перечне крупнейших банков-кредиторов "Сатурна" не значатся. Вчера в ОДК "Ъ" не смогли уточнить размер долга перед этими банками. Источник "Ъ", близкий к ОДК, утверждает, что долгосрочная кредиторская задолженность НПО перед ГПБ составляет около 200 млн руб. и перед МСП-банком — около 160 млн руб.

Согласно отчетности НПО, общая сумма долгосрочной задолженности составляет 11,12 млрд руб., краткосрочной — 8,65 млрд руб. При этом существенное влияние на динамику показателей во втором квартале оказал рост величины краткосрочных кредитов и займов на 6,186 млрд руб., говорится в документе. Это произошло в том числе за счет привлечения беспроцентного займа на 644,8 млн руб. от ОПК "Оборонпром" в счет взноса в уставный капитал "Сатурна" "в целях финансирования инвестиционной программы на цели увеличения серийного производства двигателей SaM-146". Еще 938,2 млн руб. "Оборонпром" выделил в счет взноса в капитал для финансирования стартовых убытков на производство SaM-146.

Речь идет о двигателе для самолета SSJ-100, который "Сатурн" производит в рамках СП с французской Safran. В предварительных материалах стратегии развития ОДК до 2020 года (см. "Ъ" от 15 августа) говорится, что убыток НПО по итогам 2012 года составил около 800 млн руб. Среди основных причин — "невыгодные условия действующих контрактов" и высокая себестоимость продукции. Дело в том, что "Сатурну" достается лишь 17% выручки от продаж каждого такого двигателя, остальное получает французская сторона.

В целом в проекте стратегии завод отнесен к предприятиям ОДК "с портфелем низкомаржинальных и убыточных продуктов". В рамках оптимизации ОДК предлагается сохранить мощности "Сатурна", но переориентировать его на выпуск газотурбинных установок и компонентов. При более радикальном сценарии, в рамках которого ОДК будет производить лишь военную технику, рассматривается возможность "выхода "Сатурна" из периметра ОДК после завершения основной части программы SaM-146".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что в технологическом плане "Сатурн" "в любом случае один из самых передовых активов ОДК". "Корпорация вряд ли будет выходить из этого актива в ближайшие годы, учитывая военные заказы на двигатели для ПАК ФА и портфель заказов для SSJ-100",— полагает эксперт. Поэтому, считает он, для ОДК важно оптимизировать долг "Сатурна", а учитывая, что сейчас значительная часть станков и оборудования приобретается по лизинговым схемам, для ОДК важно, чтобы долг НПО был рефинансирован и сокращен.

 

Ведомости, 5 сентября 2013 г., С-300 Сирию не спасут \\ Хотя Россия успела поставить компоненты комплексов С-300 в Сирию, ее ПВО беззащитна перед американскими бомбардировками

Президент Владимир Путин в интервью «Первому каналу» и AP заявил: «У нас есть контракт на поставку С‑300 [в Сирию], мы отдельные компоненты поставили, но вся поставка не завершена, мы пока ее приостановили». Президент не исключил, что Россия поддержит военный удар по Сирии в случае представления очевидных доказательств применения правительственными войсками химического оружия, однако этих доказательств США не представили. Он еще раз напомнил, как в 2003 г. под предлогом наличия несуществующего оружия массового уничтожения началась война США в Ираке.

По словам источника в промышленности средств ПВО, сами пусковые установки ракет комплекса С-300ПМУ-2 по сирийскому контракту на поставку четырех таких систем не передавались, а отправлены туда только радиолокаторы.

Вчера ключевые члены международного комитета сената США и другие влиятельные конгрессмены одобрили проект резолюции, разрешающей президенту Бараку Обаме вести войну в Сирии в течение 60 суток с возможностью продления. Голосование в сенате по резолюции пройдет после 9 сентября.

Российские военные ожидают удара США по Сирии в любое время. По этой причине отложен намеченный на вчерашний день визит начальника Генштаба Валерия Герасимова в Австрию, сообщил источник в Минобороны, а разведывательные органы переведены на усиленный режим службы. Вчера агентство «Интерфакс» сообщило, что ходивший с визитами в страны Латинской Америки крейсер «Москва» отменил визит в Кабо-Верде (островная страна у западного побережья Африки) и направляется в Средиземное море. А по информации «РИА Новости», к концу сентября туда направят ракетный катер «Ивановец» и малый ракетный корабль «Штиль» из состава Черноморского флота для охраны больших десантных кораблей. Два таких корабля российского ВМФ, «Новочеркасск» и «Минск», и разведывательный корабль «Приазовье», находящиеся в Средиземном море, получили приказ идти ближе к сирийскому побережью, сообщило «РИА Новости».

По словам редактора журнала «Воздушно-космическая оборона» Михаила Ходаренка, маловероятно, чтобы США ограничились лишь несколькими ударами крылатыми ракетами. Скорее всего, будет начата полноценная воздушная операция, в первые дни которой будет подавлена слабая и устаревшая ПВО Сирии (как произошло в Ираке и Ливии) и наверняка будут нанесены обезглавливающие (направленные против политического руководства) удары с применением противобункерных боеприпасов. А затем ВВС США займутся уничтожением тяжелого вооружения сирийской армии с целью облегчить победу повстанцев и будут вести бомбардировки «до последнего сирийского танка».

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль