Новости СоюзМаш России

04.09.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

ПМЗ и ОАК подписали договор на поставку четырех двигателей ПС-90А-76 для перспективного самолета-заправщика Ил- 78М-90А

АРМС-ТАСС, 04.09.13

На салоне МАКС-2013 стартовала программа поставок двигателей для перспективного российского самолета-заправщика Ил-78М- 90А. В день открытия выставки состоялось подписание договора между ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) и ОАО "ОАК- Транспортные самолеты" на поставку 4-х двигателей ПС-90А-76 для Ил-78М-90А. Об этом АРМС-ТАСС сообщили в пресс-службе ПМЗ.

Также в ходе авиасалона состоялось вручение сертификата на передачу четырех ПС-90А-76 для военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в рамках контракта с МО РФ на поставку 156 таких двигателей, и подписание Актов приема-передачи на эти двигатели.

Генеральный директор "ОАК-ТС" Сергей Вельможкин отметил важность подписанных документов и выразил уверенность в том, что компании начинают серьезное дело, и теперь обеим сторонам нужно просто выполнять взятые на себя обязательства. "Главное, чтобы сил хватило, и эти двигатели не стали крайними", - высказал пожелание Сергей Вельможкин.

"Мы в достаточно короткие сроки подготовились к подписанию контракта на двигатели для перспективного самолета-заправщика Ил-78М-90А. И на вопрос о сроках поставки двигателей могу твердо сказать, что в 3-м квартале 2014 г. это сделать вполне реально, - заявил на церемонии подписания управляющий ПМЗ Сергей Попов. - И уже в этом году мы отгружаем первые 4 мотора (для Ил-76МД- 90А) в рамках заключенного контракта на 156 двигателей".

На подписании контракта также присутствовали представители Генеральный директор ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев сказал, что для ульяновского авиазавода контракт на новые двигатели означает дополнительные объемы производства самолетов, - а это, конечно, хорошая новость.

Главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев на МАКС-2013 сообщил журналистам, что военно-воздушные силы планируют заключить контракт на поставку модернизированных самолетов- заправщиков Ил-78М-90, как только промышленность будет готова их поставить.

"Как только эти самолеты будут готовы для того, чтобы заключать контракт, так будем их брать. Все от промышленности зависит", - уточнил он. Генерал напомнил, что контракт планируется заключить на Ил-78МД-90 в новом варианте - конвертируемом, чтобы самолеты могли оснащаться внутренними топливными баками для заправки других самолетов в воздухе. Бондарев пояснил, что топливные баки будут извлекаться, если потребуется перевозить личный состав. Кроме того, на самолеты можно будет ставить системы пожаротушения.

Главком подчеркнул, что эти самолеты очень нужны ВВС России.

Новости международного авиационного двигателестроения

Новый двигатель PT6A-140 для Cessna Grand Caravan EX сертифицирован в России

Jet Transfer, 04.09.13

По информации от производителя авиационных двигателей Pratt & Whitney Canada, Авиационный Регистр МАК сертифицировал новый двигатель PT6A-140. В России сертификат получен 16 августа. Этот двигатель с июля 2012 года устанавливается на самолет Cessna Grand Caravan EX, применяемый для региональных авиаперевозок и авиационных работ.

Grand Caravan EX, новая версия выдающегося легкого транспортного турбовинтового самолета Cessna Caravan, уже стала очень востребована в России.

Двигатель PT6A-140 демонстрирует 5-процентное снижение расхода топлива. В конструкции применены более эффективный компрессор и материалы последнего поколения, используемые в высокотемпературной зоне двигателя.

"Это самый мощный двигатель PT6 из когда-либо произведенных. Плюс ко всему, мы применили новейшие разработки в области процессов и материалов для снижения влияния PT6A-140 на окружающую среду в течение всего срока службы двигателя - как часть общей экологической стратегии компании по улучшению нашей продукции", - сообщил Денис Паризьен, вице-президент Департамента авиации общего назначения компании P&WC.

"PT6A-140 обладает значительно улучшенными характеристиками и его мощность обеспечивает высокую скорость набора высоты и отличные летные качества на крейсерском и взлетном режимах при высоких температурах и пониженном давлении. Двигатель значительно улучшил характеристики Cessna Grand Caravan, чему мы, и наши клиенты, безусловно, рады" - говорит Александр Евдокимов, официальный представитель CessnaAircraft России и Казахстане.

Первые девять самолетов с новым двигателем будут поставлены в Россию уже в Сентябре этого года.

Уральский завод гражданской авиации будет собирать австрийские самолеты

Коммерсантъ – Екатеринбург, 04.09.13

Госкорпорация "Ростех" совместно с австрийской компанией "Даймонд эйркрафт" (Diamond Aircraft) создадут в Екатеринбурге производство легких пассажирских самолетов вместимостью от 9 до 19 человек. По информации ИТАР-ТАСС, соответствующее соглашение было подписано компаниями во вторник на заседании Российско-австрийского делового совета. Как сообщил заместитель гендиректора "Ростеха" Владимир Артяков, производство будет налажено на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). По его словам, пока речь идет о партии в несколько десятков самолетов, предназначенных для внутреннего рынка. На уральском заводе будет выполняться промышленная сборка с последующей локализацией. Первое обсуждение возможности организовать на базе УЗГА сборочное производство австрийских самолетов состоялось во время проведения выставки "Иннопром-2013". В нем приняли участие федеральные чиновники и представители военных. Как сообщил гендиректор УЗГА Вадим Бадеха, на первом этапе планируется выпускать легкие самолеты "DA-40NG-Тундра", предназначенные для обучения пилотов в Ульяновском и Санкт-Петербургском высших авиационных училищах. В дальнейшем завод намерен освоить производство "Diamond DA-42 Twin Star". В качестве площадки для развертывания производства, окончательной сборки и испытаний рассматривается военный аэродром в Арамили (город-спутник Екатеринбурга). Сейчас ведутся переговоры о возможности его использования с Минобороны и УГМК (корпорации частично принадлежит аэропорт "Уктус", расположенный на той же площадке).

 

 

Новости авиастроения

Отечественные самолеты малой авиации будут состоять в основном из композитов, сообщил глава "композитного" холдинга

Бизнес-ТАСС, 04.09.13

Самолеты малой авиации, создаваемые Ростехом, впервые будут состоять в основном из композитов. Как сообщили сегодня корр. ИТАР-ТАСС в пресс-службе холдинга "РТ-Химкомпозит", его генеральный директор Сергей Сокол принял участие в обсуждении различных форм взаимодействия предприятия с австрийской компанией Diamond Aircraft Industries /DAI/, участвующей в этом проекте. Предполагается, что новые самолеты заменят устаревшие Ан-2 и Л-410.

"В рамках бизнес-миссии делегация Ростеха посетила производственные цеха австрийской компании Diamond Aircraft Industrie. Учитывая серьезный опыт и компетенцию по полимерным композиционным материалам, российский холдинг участвует в проекте по созданию высокоэкономичных самолетов малой авиации из композитов. Проект инициирован Ростехом и DAI. А наша задача - обеспечить крупносерийное производство агрегатов самолета", - уточнил Сокол.

По его словам, холдинг будет заниматься "разработкой композитных конструкций и деталей самолета на территории России". При этом переход к 2020 году от мелкосерийного производства к автоматизированному крупносерийному позволит "поднять производительность труда на предприятиях холдинга в 6 раз, а себестоимость продукции - снизить в 2 раза".

Испытания ракеты BrahMos на истребителе Су-30МКИ начнутся в конце года

ИНТЕРФАКС-АВН, 04.09.13

Российско-индийское совместное предприятие BrahMos Aerospase до конца этого года планирует начать испытания сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos на истребителе Су-30МКИ, сообщил "Интерфаксу-АВН" генеральный менеджер по маркетингу и экспорту СП Правин Патхак

"Авиационный вариант ракеты BrahMos уже разработан и сейчас проводится интеграция ракеты с истребителем Су-30МКИ. Эти работы выполняются по отдельному договору (контракту) с российской стороной", - сказал П.Патхак.

По его словам, так называемые бросковые испытания ракеты с борта Су-30МКИ планируется начать уже в этом году.

"В 2014 году будут проведены полномасштабным испытания комплекса Су-30МКИ с ракетой BrahMos, а в 2015 году должно начаться перевооружение строевых Су-30МКИ на применение ракет BrahMos, - сказал П.Патхак.

Он отметил, что ракеты BrahMos теперь будут иметь три варианта - воздушный, морской и сухопутный

П.Патхак напомнил, что морской вариант ракеты устанавливается на кораблях в вертикальных и наклонных пусковых установках в зависимости от проекта корабля. "На новых кораблях российской постройки пр.1156 установки вертикальные, а на кораблях более старой постройки - наклонные", - уточнил он.

Сухопутный вариант BrahMos прошел все испытания и им уже вооружены два полка, сообщил собеседник.

"Один полк может иметь от 4 до 6 мобильных установок с ракетами BrahMos, а также машину боевого управления. Сейчас получен заказ на поставку ракет BrahMos еще для одного полка (третьего) с их поставкой в 2014 году", - сказал П.Патхак.

Он отметил, что "ракеты BrahMos для флота и Сухопутных войск поставляются в серийном порядке. "На сегодняшний день СП имеет заказ на поставку BrahMos минимально до 2020 года, а с 2014 года ожидается заключение первых экспортных контрактов", - сказал П.Патхак.

По словам собеседника агентства, сборка ракет осуществляется сейчас в Индии, кроме того, на заводе в Оренбурге (ПО "Стрела") идут работы по программе BrahMos в рамках кооперационных поставок.

"Совместно с российской стороной ведется разработка гиперзвуковой ракеты, которая может быть создана через пять-шесть лет", - сказал П.Патхак.

 

Новости международного авиастроения

Уральский завод гражданской авиации будет собирать австрийские самолеты

Коммерсантъ, 04.09.13

Госкорпорация "Ростех" совместно с австрийской компанией "Даймонд эйркрафт" (Diamond Aircraft) создадут в Екатеринбурге производство легких пассажирских самолетов вместимостью от 9 до 19 человек. По информации ИТАР-ТАСС, соответствующее соглашение было подписано компаниями во вторник на заседании Российско-австрийского делового совета. Как сообщил заместитель гендиректора "Ростеха" Владимир Артяков, производство будет налажено на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). По его словам, пока речь идет о партии в несколько десятков самолетов, предназначенных для внутреннего рынка. На уральском заводе будет выполняться промышленная сборка с последующей локализацией. Первое обсуждение возможности организовать на базе УЗГА сборочное производство австрийских самолетов состоялось во время проведения выставки "Иннопром-2013". В нем приняли участие федеральные чиновники и представители военных. Как сообщил гендиректор УЗГА Вадим Бадеха, на первом этапе планируется выпускать легкие самолеты "DA-40NG-Тундра", предназначенные для обучения пилотов в Ульяновском и Санкт-Петербургском высших авиационных училищах. В дальнейшем завод намерен освоить производство "Diamond DA-42 Twin Star". В качестве площадки для развертывания производства, окончательной сборки и испытаний рассматривается военный аэродром в Арамили (город-спутник Екатеринбурга). Сейчас ведутся переговоры о возможности его использования с Минобороны и УГМК (корпорации частично принадлежит аэропорт "Уктус", расположенный на той же площадке).

 

Интервью

Тимур Латыпов

Вадим Лигай: "Ансат" не хуже конкурентов, а по цене, мы считаем, мы выигрываем"

Бизнес Online, 3.09.13

Казанский вертолет «Ансат» получил сертификат и вскоре сможет продаваться в массовых количествах. Причем, как выяснилось, предприятие во многом рассчитывает не только на российский, но и… африканский рынок. О том, когда начнутся коммерческие поставки «Ансата» и в чем его преимущества перед многочисленными конкурентами, корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с гендиректором КВЗ Вадимом Лигаем и его замом по научно-технической работе Игорем Бугаковым в ходе салона МАКС-2013.

Чтобы склонить покупателя

В ходе прошедшего на минувшей неделе в Москве авиакосмического салона МАКС-2013 корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось побеседовать с топ-менеджерами Казанского вертолетного завода. Они привезли в подмосковный Жуковский свои как уже заслужившие признание во всем мире, так и новые разработки. Заместитель генерального директора КВЗ по научно-технической работе Игорь Бугаков прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» получение сертификата вертолетом «Анасат».

- Игорь Сергеевич, «Ансат» насколько русская машина?

- По большому счету, двигатель — канадский. Единственное, применены гибкие тяги. Это технология не наша, французская технология. Остальное из импортного — по мелочи.

- Что за авионика используется?

- Аналоговая. Разработки и производства Ульяновска.

- С гидромеханической системой управления сколько вертолетов построено?

- Один. Дальнейшее строительство будет зависеть от контрактов. В ближайших планах — сертификация автопилота, потому что в вертолете с электродистанционной системой управления это все было интегрировано, здесь же автопилот надо делать по классической схеме. В начале следующего года планируем завершить сертификацию автопилота и в 2014 году начать поставки вертолета.

- Кто интересуется машиной?

- Интерес большой. Достаточно много интересующихся, начиная от внутреннего рынка и заканчивая зарубежьем.

- Как дела у «классического» «Ансата»?

- Если говорить о цифровых системах управления, то мы их не бросаем. Более того, у нас в разработке находится система следующего поколения. Не хочу говорить, что это будет завтра-послезавтра, но года через полтора-два — да.

 

- Вы говорите, большой интерес к вертолету с гидромеханикой...

- Не совсем так: большой интерес к вертолету «Ансат». Просто гидромеханика позволила снять ограничения Межгосударственного авиационного регистра по перевозке пассажиров. Эти машины, конечно, эксплуатанту неинтересны.

- Предложений в сегменте «Ансата» достаточно много. В чем преимущества «Ансата»?

- Самое главное — большой объем кабины. И цена.

- Цена намного ниже, чем у западных аналогов?

- Достаточно, чтобы склонить покупателя.

Покрашен — Рашшен

Некоторые дополнения внес генеральный директор КВЗ Вадим Лигай.

- Вадим Александрович, Ансат когда представите на рынок?

- Работы по вертолету планируем завершить к концу 2014 года, а к началу 2015-го думаем начать коммерческие поставки.

- Много говорилось о поставках на африканский рынок...

- Есть проекты «Вертолетов России» по совместному производству «Ансата» в Южной Африке. Этот проект серьезно прорабатывается. Несколько сдерживающим моментом было получение именно указанного выше сертификата. Нам интересен этот большой рынок Африки, и если бы мы могли бы создать предприятие, это бы увеличило наши объемы.

- У вас «Ансат» на выставке под зебру покрашен...

- В покраске нашего «Ансата» под зебру наша африканская тематика отражена.

- В классе «Ансата» — немало предложений. Чем собираетесь обыграть конкурентов?

- По всем характеристикам «Ансат» не хуже конкурентов, а по цене, мы считаем, мы выигрываем.

Игорь Бугаков дополнил наш разговор с гендиректором:

- У «Ансата» есть свои нюансы, - говорит Игорь Сергеевич. - Объем кабины, например, которого нет у конкурентов.

 

- Вокруг «Ансата-У» много разговоров...

- Об «Ансате-У» много измышлений. Мы в течение последних двух месяцев договорились с министерством обороны, что каждую неделю подписываем акт об исправности вертолетов — сколько вертолетов, по чьей вине не летают. Подписанные документы за последний месяц говорят о готовности «Ансатов-У».

Ник Маркин

ИЛ-76МД-90А будет востребован и на гражданском рынке"

АвиаПорт.Ru, 4.09.13

Транспортное авиастроение на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в российском авиапроме. О перспективах программы Ил-76МД-90А "АвиаПорту" рассказал генеральный директор ОАО "ОАК - Транспортные самолеты" Сергей Вельможкин.

 

- Президент ОАК Михаил Погосян в ходе пресс-конференции сказал, что транспортное направление станет одним из драйверов российского авиастроения. Ведутся ли переговоры по поставкам Ил-76МД-90А куда-либо помимо российских Вооруженных сил?

- Переговоры велись и ведутся постоянно. Ил-76МД-90А - военный самолет, поэтому процесс идет по линии госпосредника, Рособоронэкспорта. Заявки же, насколько нам известно, уже есть, причем их достаточно много. В частности, в ходе проведения МАКСа, только в первый день салона нас посетили делегации Алжира и ЮАР. Что касается российских государственных заказчиков, помимо Минобороны, интерес к самолету проявили МЧС, ФСБ и МВД. Машина достаточно универсальна, приспособлена для работы на неподготовленных грунтовых аэродромах. То есть спектр задач и ее возможностей достаточно широкий.

Кроме того, мы рассчитываем и на спрос на гражданскую версию. Это задача второго этапа, по которому мы тоже сейчас работаем. Как известно, в России и в мире эксплуатируется очень много машин Ил-76, но они старые, со старыми двигателями, уже не удовлетворяют современным требованиям ИКАО. Самолет Ил-76МД-90А этим требованиям соответствует, осталось пройти сертификацию.

 

- На авиасалоне вы подписали контракт на поставку еще четырех двигателей - вдобавок к предыдущему заказу. Для чего они предназначены?

- В июле этого года мы подписали контракт на 156 двигателей для транспортных машин, первые четыре мы получили 26 августа. Есть и другой контракт с Минобороны, который предусматривает в том числе создание топливозаправщика. Именно для топливозаправщика на базе Ил-76МД-90А и будут предназначены эти четыре двигателя.

 

- Но твердого контракта на поставку топливозаправщиков пока нет?

- Пока нет. Я ожидаю его заключения после успешного завершения опытно-конструкторских работ и появления самолета на испытаниях. Сейчас мы закрыли второй этап, завершили эскизный проект. Далее нас ожидает рабочее проектирование, постройка первого летного образца и передача его Минобороны на испытания. Вот тогда и будем говорить о подписании.

 

- Определены ли сроки?

- В следующем году самолет должен взлететь. В конце года, если точнее.

 

- Вы подписали на МАКСе соглашение и с холдингом "Авиационное оборудование"...

- Холдинг - один из соисполнителей контракта, причем кооперантом он стал одним из последних. С ним мы вели долгие, напряженные переговоры по цене, но наконец-то договорились.

 

- Какой уровень маржи по контракту с Минобороны определен для поставщиков?

- В принципе, расчетная норма рентабельности по военным контрактам (хотя мы все понимаем, что она отличается от фактической) составляет 15-20% для субподрядчиков. Однопроцентная маржа по привнесенным затратам установлена для головного производителя. И мы делим поставщиков на две группы: лояльные и нелояльные. Вторые - это те, кто не соглашается на предложенный уровень цен. С ними мы заключаем контракт на меньшее количество деталей, на меньший срок, и ищем им замену. В дальнейшем будем активизировать эту работу.

 

- Появились ли новые лояльные поставщики после конференций в Ульяновске и на авиасалоне МАКС?

- Ряд новых поставщиков у нас появился, например по бортовой кабельной сети, рассматриваем вопрос частичной замены действующих поставщиков по БРЭО, есть хорошие конкурентные предложения.

 

- На авиасалоне вы подписали соглашение и со Сбербанком...

- Мы подписали кредитное соглашение во исполнение поставки 39 машин Ил-76МД-90А для Минобороны, оно необходимо для финансирования всех 180 предприятий, которые участвуют в кооперации. Денег, которые нам сегодня перевело Минобороны, конечно, не хватит. Кредитные средства и послужит для заполнения финансового разрыва между авансом и первой оплатой по контракту.

 

Аналитика

Алексей Токарев

Контракты МАКС-2013: политика и PR

Политком.ru, 3.09.13

1 сентября завершился одиннадцатый Международный авиа-космический салон. Об организации нынешнего МАКСа уже сказано, снято и залито в Интернет немало. О давках на выходах, о скотских условиях стояния под дождем, о походах по щиколотку в воде по улицам Жуковского, о стоящих на них же в пробках автобусах, взятых штурмом потерявшей человеческое достоинство толпой. Это в блогосфере. Официальные же медиа пишут о незначительных транспортных проблемах и рекордной стоимости контрактов. Однако взглянем на факты - кто, что и у кого покупал на нынешнем МАКСе...

Широко разрекламирован крупнейший контракт этого МАКСа. "Сбербанк-Лизинг" и корпорация "Иркут", входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), заключили соглашение на 1,7 млрд. долларов, предусматривающее поставку 20 самолетов МС-21 для дальнейшей передачи в лизинг. Реализация контракта состоится в 2019-2025 годах. При этом необходимо отметить, что самолета МС-21 "в железе" еще не существует. Не построен ни один летный прототип, сам проект находится в стадии НИОКР и пока что радует глаз исключительно макетами. Кроме "Сбербанка", будущий МС-21 купили "ВЭБ-лизинг" (30 самолетов), "Ильюшин Финанс" (22 самолета) и "ИрАэро" из Иркутска.

Второй масштабный контракт состоялся в отношении особо опекаемого государством "суперджета" - самолета Sukhoi Superjet (SSJ-100). "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и все тот же "Сбербанк-лизинг" подписали контракт на 700 млн. долларов, по которому подразделение "Сбербанка" получит 20 "суперджетов" для последующей передачи в лизинг. С "Ильюшин Финанс" ГСС заключили два твердых контракта на поставку 20 "суперджетов" различной компоновки. Кроме того, ГСС передают шесть SSJ-100 в лизинг авиакомпании UTair по стоимости в 217 млн. долларов. Та же UTair получит десяток МС-21 от "Иркута" через "ВЭБ-лизинг".

Если подвергнуть пресс-релизы, посвященные основным контрактам МАКСа-2013, контент-анализу (методу политических исследований, способствующему поиску различных текстовых единиц), то наиболее популярными окажутся слова "лизинг", SSJ-100 и МС-21. Последние аббревиатуры обозначают два ближнемагистральных самолета, разработанных в современной России при широкой кооперации с иностранными партнерами. Именно они составили львиную долю продаваемого и покупаемого на нынешнем авиа-космическом салоне. Слово "лизинг" обозначает процесс, при котором российские финансовые гиганты "пристраивают" российские самолеты российским авиакомпаниям. Из иностранцев SSJ-100 с момента начала эксплуатации в 2011 году был закуплен мексиканской компанией Interjet, первой на западе купившей "суперджет" (в количестве 20 штук), а также компаниями Lao Central Airlines из Лаоса - 2 самолета, Armavia из Армении и PT Sky Aviation из Индонезии, эксплуатирующими по одному воздушному судну данного типа. Прямо скажем, наш новейший самолет покупают не мировые гиганты авиа-импорта.

Подробно читая пресс-релизы авиа-производителей, можно натолкнуться на бесхитростное "поставки российской авиатехники планируется финансировать через программу Правительства России о финансовой (гарантийной) поддержке экспорта высокотехнологичной промышленной продукции". Это про контракт "Ильюшин Финанс" и ГСС. Т.е. российское правительство (пусть и не напрямую) покупает российские самолеты для российских компаний. Это прекрасно, ибо по сути есть поддержка отечественного авиапрома. Но при этом странно читать в СМИ комментарии о победоносно шагающем по планете SSJ-100 или звезде ближайших десятилетий - МС-21. Надо признаться самим себе, что в условиях рынка, т.е. там, куда рука российского правительства не дотягивается, ни "суперджет", ни "магистральный самолет XXI века" не является конкурентоспособными по сравнению с продукцией канадской Bombardier и бразильской Embraer, выпускающими региональные (ближнемагистральные) самолеты. В защиту отечественного авиастроения выступают сроки работы на рынках (с начала 2000-х годов), где мы, конечно, не можем пока соперничать с канадцами и бразильцами, осваивающими эти ниши с 70-80-х годов и занимающими 3-4-ю позиции по выпуску гражданских самолетов после мировых гигантов Boeing и Airbus. Беда, однако, еще и в том, что в условиях рынка существуют и российские гражданские авиакомпании. А они закупают воздушные суда отнюдь не российского производства. На смену "рабочей лошадке" российских авиалиний Ту-154 приходят Boeing 737, Аэробусы А320 и А321. Вывод очевиден: не только спонсировать посредством государственных финансовых монстров покупку отечественных самолетов, но и работать над их качеством.

В этом смысле гражданским авиастроителям России стоит поучиться у военных. Су-35С в черной ливрее творил в небе над ЛИИ им. Громова такое, что никакому авиа-симулятору не снилось. Петля Нестерова, полупетля, бочки - применительно к Су-35С смотрятся банально. Этот истребитель делал кульбиты, кобру Пугачева, колокол, выходил на нулевые скорости, словно прохаживаясь над задранными головами, испрашивая: "Ну, как?!". Но Су-35С не покупали.

Созданный вечным конкурентом КБ Сухого истребитель того же поколения 4++ МиГ-35 в небо не поднимался. Минобороны отложило на 2016 год подписание контракта на закупку этого самолета. Модернизированный Ил-76 (некоторые СМИ называют его Ил-476), Ил-76МД-90А - Ил 76 модернизированный дальний с двигателем ПС-90А-76, стоя сразу на входе на летное поле, развлекал посетителей периодическим включением ВСУ, а после официального окончания субботней программы - буксировкой на стоянку рядом с А380 - практически для сравнения гигантов. Его никто не купил (хотя "Сбербанк" и ОАК договорились о кредите в 5 млрд. рублей на поставки этого самолета).

Следует понимать, что МАКС сочетает в себе не только реальную политику, но и PR российского авиапрома. Потому в вечном желании "догнать и перегнать..." журналисты пишут, что американский самолет пятого поколения F-22 не выполняет фигур высшего пилотажа "кобра" (самолет летит несколько секунд днищем вперед с углом атаки до 110 градусов) и "колокол" (при полете перпендикулярно земле самолет выходит на нулевую скорость и опрокидывается вниз). А российский прототип самолета пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) эти фигуры с легкостью выполняет. При этом как-то замалчивается, что F-22 произведено уже около 200 единиц, и он стоит на вооружении ВВС США, а ПАК ФА - всего лишь пять машин, которым до постановки на вооружение еще летать и летать. Проект Су-47 (С-37 "Беркут") ОКБ им. Сухого, уникального самолета с крылом обратной стреловидности, три летных прототипа которого были построены и показывались на нескольких МАКСах, сейчас закрыт (конечно, надо отметить, что его наработки использовались при создании ПАК ФА).

То, что наши летчики лучшие - бесспорно. В этом действительно стоит убедиться, съездив на МАКС (или другие авиа-салоны и авиа-шоу), посмотрев летную программу, сравнив, например, с китайцами, французами, швейцарцами или теми же американцами, которые, кстати, никогда не участвовали в программе высшего пилотажа на МАКСе. Лучшие летчики летают на серийных истребителях 4-го поколения Су-27 ("Русские витязи" и "Соколы России") и МиГ-29 ("Стрижи"), чешском учебно-боевом L-39 ("Русь"). Однако, привычным клише "Русские витязи" - единственная в мире пилотажная группа на тяжелых истребителях" можно поднять уровень патриотизма, но не невидимую руку рынка. Российское Минобороны из военных самолетов на этом МАКСе не купило ничего.

Юрий Левин

Высший пилотаж

Генеральный спонсор МАКС-2013 банк ВТБ наращивает сотрудничество с предприятиями авиакосмической отрасли.

Комсомольская правда, 4, 09.13

27 августа в подмосковном Жуковском открылся 11-й Международный авиационно-космический салон. Он проводится раз в два года и по праву считается одним из авторитетнейших мировых форумов производителей и эксплуатантов авиационной техники. В этот раз в нем приняли участие более 800 компаний из 43 стран.

Среди новинок отечественной техники, представленных на МАКС-2013, - сверхманевренный истребитель Су-30СМ, пилотируемый транспортный корабль нового поколения, перспективная зенитно-ракетная система "Витязь". В авиашоу, которое по традиции проводится в день открытия авиасалона, наряду со "Стрижами" и "Русскими витязями" гости и участники впервые увидели группу из трех новейших истребителей Т-50. Групповой демонстрационный полет этих машин состоялся впервые, на прошлом МАКСе публике показали лишь один такой истребитель. Гражданские авиастроители представили новую модификацию самолета Ту-204МС и всем уже знакомый "Сухой Суперджет 100" в бизнес-компоновке.

Генеральным спонсором МАКС-2013 в очередной раз стал банк ВТБ. "Более 10 лет банк участвует в организации и проведении Международного авиационно-космического салона, - говорит президент - председатель правления банка ВТБ Андрей Костин. - Значение авиасалона для всей группы ВТБ неоспоримо: именно здесь мы в полной мере можем продемонстрировать преимущества своих продуктов и услуг широкому кругу компаний".

Банк сотрудничает практически со всеми крупными авиационными холдингами, такими как "Объединенная авиастроительная корпорация", компания "Сухой", "Объединенная двигателестроительная корпорация", "Вертолеты России".

 За последние 5,5 года банк увеличил портфель кредитов предприятиям ОПК более чем в 11 раз, до 374 млрд. рублей на начало августа 2013-го. Кредиты авиастроительным предприятиям превышают 120 млрд. рублей, и банк продолжает наращивать объемы. Только за первые два дня работы авиасалона банк заключил четыре соглашения о сотрудничестве: с концерном ПВО "Алмаз-Антей", "Объединенной двигателе строительной корпорацией", холдингом "Швабе" и разработчиком и производителем ракет-носителей - центром "ЦСКБПрогресс".

В последние три дня салона посетители впервые наблюдали за полетами пилотажных групп российских и китайских ВВС "Беркуты" и "1 августа", а также увидели демонстрационные полеты самолетов Швейцарии - F/A-18 Макдоннел-Дуглас ("Хорнет").

 

ВВС


МиГ-35 к поставке в Минобороны готов

Военно-промышленный курьер, 04.09.13

Корпорация «МиГ» намерена поставлять в российское военное ведомство многофункциональные истребители МиГ-35, заявил генеральный директор российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков.

«Мы все необходимые документы на заключение контракта с Минобороны РФ на поставку многофункциональных истребителей МиГ-35 сдали еще 23 мая этого года, причем по второму разу», – сказал Коротков. Он отметил, что корпорация «МиГ» готова к выполнению такого контракта: «Я это объявил на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина и еще раз подтверждаю, что мы готовы выполнить такой контракт». Он назвал некорректной информацию о том, что по этому самолету не выполнены опытно-конструкторские работы (ОКР): «Когда говорят, что мы не провели какую-то окровскую работу, так нам никто ее и не заказывал. Об этом даже речь не шла». Ранее заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов сообщил, что перенос закупок 37 самолетов МиГ-35 с 2013 на 2016 год связан с неготовностью промышленности выполнить этот контракт. «Мы переносим закупки МиГ-35 на 2016 год, а пока будем закупать МиГ-29СМТ, 16 штук», – объявил он, опровергнув сведения, что перенос закупок МиГ-35 на три года связан с просьбой Минфина: «Минфин здесь ни при чем, промышленность пока не готова». Борисов также подчеркнул, что сокращения расходов в рамках гособоронзаказа 2013 года не будет.

 

 

Международные новости и сотрудничество

На Кубу полетят АН-148 и АН-158

Avia-Talk, 4.09.13

На открывшемся недавно международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013 Внешэкономбанком (ВЭБ), ЗАО "Росэксимбанк" и ОАО "Ильюшин Финанс" было подписано соглашение об организации поставок самолетов Ан-148 и Ан-158 Республике Куба. Соглашение, при подписании которого присутствовал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, подразумевает, что ОАО "Ильюшин Финанс" профинансирует продажу до четырех самолетов указанного типа - эти самолеты затем будут переданы в лизинг кубинской компании под названием Aviaimport S.A. Поставки пройдут в 2014-2015 годы. Сумма этой сделки пока не сообщается, но известно, что до этого "Ильюшин Финанс" уже поставляло на Кубу девять воздушных судов российской и российско-украинской сборки.

Более того, ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и Министерство обороны РФ в лице президента ОАК Михаила Погосяна и заместителя министра обороны Юрия Борисова подписали сервисный контракт, который подразумевает обслуживание авиатехники, длящееся три года. Также на авиасалоне правительством Московской области, госкорпорацией "Ростехнологии", Внешэкономбанком и Российской венчурной компанией было подписано соглашение о создании в городе Раменское нового инновационного центра - точного приборостроения и интеллектуальных встраиваемых систем, а правительством Подмосковья, Внешэкономбанком, ОАО "Газпром Космические системы" и ООО "Газпром инвестпроект", в свою очередь, было заключено соглашение о том, что данные ведомства будут участвовать в создании сборочного производства космических аппаратов для космических систем "Ямал" и "Смотр".

Программа "Антонов-2-100" - еще один этап сотрудничества с Кубой

ГП "Антонов", 04.09.13

3 сентября 2013 г. на ГП "Антонов" Президент Корпорации Кубинской Авиации С.А. Рамон Мартинес Ечеварриа, Президент - Генеральный конструктор ГП "Антонов" Д.С. Кива и Президент АО "Мотор Сич" В.А. Богуслаев подписали Соглашение о сотрудничестве по модернизации самолетов Ан-2.

По данному Соглашению Корпорация Кубинской Авиации создаст производственную базу для переоборудования существующего в Республике Куба парка Ан-2 (в страну было поставлено около 140 таких самолетов) в новую модификацию Ан-2-100, оснащенную двигателями МС-14, созданными на АО "Мотор Сич".

При этом ГП "Антонов" осуществит в рамках отдельного договора поставки на Кубу необходимых агрегатов и комплектующих изделий на основании договоров с предприятиями-изготовителями. Поставлять двигатели и их комплектующие будет АО "Мотор Сич", а воздушные винты АВ-17 - ОАО "Аэросила" (Россия). При необходимости, "Антонов" организует обучение летного и технического персонала, авторское сопровождение эксплуатации самолетов Ан-2-100 в Республике Куба.

Для справки: Ан-2-100 предназначен для пассажирских, смешанных пассажирско-грузовых и грузовых перевозок на местных воздушных линиях. Он способен автономно эксплуатироваться на небольших аэродромах с малой прочностью грунта, в том числе ледовых и заснеженных, в широком диапазоне высот аэродромов, в простых и сложных климатических и метеорологических условиях.

Основное отличие Ан-2-100 от его предшественника заключается в силовой установке с маршевым турбовинтовым двигателем МС-14 разработки и производства АО "Мотор-Сич" (Украина). Одним из преимуществ этой замены является переход с авиационного бензина, который в настоящее время не производится в странах СНГ, на авиационный керосин. Кроме того, Ан-2-100 оснащен воздушным реверсивным винтом АВ-17 (взамен АВ-2).

В настоящее время Ан-2-100 проходит сертификационные испытания.

В период с 27 августа по 1 сентября 2013 г. он был представлен на выставке МАКС-2013 (г.Жуковский, РФ).

Мальта предложила Украине создать центр по обслуживанию самолетов

ИНТЕРФАКС-АВН, 04.09.13

Мальта предлагает Украине создать на своей территории центр по обслуживанию самолетов семейства "Ан" и авиационных двигателей, сообщил пресс-секретарь премьер-министра Украины Николая Азарова Виталий Лукьяненко.

"В ходе переговоров премьер-министр Мальты предложил Украине организовать центр по обслуживанию самолетов семейства "Ан", авиационных двигателей и вертолетов", - сказал В. Лукьяненко журналистам, комментируя итоги встречи Н.Азарова с премьером Мальты Джозефом Мускатом в среду Киеве.

Он сообщил, что такой центр может быть полезен и логистически удобен на Мальте в связи с тем, что более 2 тыс. украинских самолетов и двигателей эксплуатируется в северной Африке.

Япония потратит пять миллиардов иен на прототип нового истребителя

Lenta.Ru, 04.09.13

Министерство обороны Японии запросило у правительства финансирование в размере 5,5 миллиарда иен (55,1 миллиона долларов), которое планируется направить на сборку и испытание первого летного образца перспективного истребителя пятого поколения ATD-X Shinshin. Как сообщает Jane"s, первый полет самолета запланирован на 2014 финансовый год, который в Японии начнется 1 апреля будущего года.

Средства, запрошенные японскими военными, планируется направить на проведение испытаний двигателей прототипа истребителя, включая их работу на больших высотах, прочностные испытания конструкции ATF-X и непосредственно первый полет самолета. Непосредственно на первый полет самолета, проведение всех сопутствующих ему измерений и обработку данных уйдет около 60 процентов запрошенной суммы, или 3,3 миллиарда иен.

В 2014 году испытания будет проводить японская компания Mitsubishi Heavy Industries, разрабатывающая самолет. В 2015 финансовом году прототип истребителя планируется передать для проверок Воздушным силам самообороны Японии и управлению научно-исследовательских разработок министерства обороны. Ранее сообщалось, что окончание разработки самолета запланировано на 2017 год.

Сборка первого летного образца ATD-X началась в марте 2012 года. Разработка истребителя ведется Японией с 2004 года; к настоящему времени было создано два статических прототипа самолета для отработки компоновки и размещения оборудования. Помимо MHI в проекте также участвуют компании Fuji Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Они отвечают за фюзеляж, крыло, кабину пилота и ее оснащение. Поставкой турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой XF5-1 займется компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries.

ATD-X создается с применением технологий малозаметности, включая рассеивающую геометрическую форму, радиопоглощающие материалы и композиты. Самолет предполагается оснастить многорежимным радаром с активной фазированной антенной решеткой, оптико-волоконной системой дистанционного управления с многократным дублированием каналов обмена данными, системой радиоэлектронной борьбы и единой системой обмена информации.

Окончательное решение о судьбе проекта власти Японии пока не приняли. По окончании разработки истребителя он может быть утвержден к серийному производству и заменит в войсках устаревшие Mitsubishi F-2 (японская версия американского боевого самолета F-16 Fighting Falcon). В качестве еще одного варианта рассматривается возможность использования полученных в результате разработки технологий в других японских боевых самолетах.

Китайские вертолеты закупит Венесуэла

и-Маш, 04.09.13

Командование морской авиации ВМС Венесуэлы заключило контракт на закупку 8 противолодочных вертолетов Z-9 китайского производства.

Об этом сообщает ЦАМТО со ссылкой на венесуэльский ресурс FAV-Club.com. Сроки и детали поставки не разглашаются.

До конца года в Китай будет направлена делегация ВМС, которая будет наблюдать за производственным процессом по изготовлению заказанных вертолетов.

Намерения по приобретению восьми китайских вертолетов были озвучены главнокомандующим ВМС Венесуэлы адмиралом Диего Молеро Беллавиа в августе 2013 года. Винтокрылые машины китайского производства предназначены для оснащения построенных компанией Navantia патрульных кораблей и проведения поисково-спасательных операций.

ВМС Венесуэлы получат вертолеты Z-9C, которые строит Харбинская авиационно-промышленная группа на базе производимого по лицензии французского вертолета AS-365 Dauphin компании Eurocopter, передает ЦАМТО. Противолодочная версия Z-9 оснащается размещенными на двух точках подвески легкими торпедами ET52, являющимися китайским аналогом итальянской Whitehead А244, которые состоят на вооружении ВМС Венесуэлы. Последняя версия вертолета Z-9D может нести противокорабельные ракеты TL-10.

 

Разное

Семинар "Проблемы авиационного двигателестроения"

ЦИАМ, 04.09.13

27 августа в ГНЦ ФГУП "ЦИАМ им. П.И.Баранова" состоялся семинар "Проблемы авиационного двигателестроения". Семинар проводится раз в два года и приурочен к Московскому авиакосмическому салону "МАКС".

В этом году программа семинара включала в себя четыре секции: "Авиационные двигатели", "Лопаточные машины", "Камеры сгорания", "Техника и методика эксперимента и средства измерения". В заседаниях секций приняло участие 80 ученых, из них 40 - специалисты ЦИАМ.

В ходе семинара было представлено 50 докладов, с которыми выступили ученые и специалисты ЦИАМ, ОАО "Авиадвигатель", НПО "Сатурн", ОАО "Кузнецов", ГП "Ивченко-Прогресс", Пермского и Самарского университетов. В обсуждениях участвовали также сотрудники НПП "Аэросила", ОАО "Климов", Роснано, фирмы "Роберт Бош" (Германия).

На секции "Техника и методика эксперимента и средства измерения" были заслушаны 14 докладов, представленных учеными ЦИАМ, ОАО "Авиадвигатель", ГП "Ивченко-Прогресс", Пермского национального исследовательского политехнического университета. Были обсуждены проблемы создания и применения при экспериментальных исследованиях средств измерения высоких температур, оборудования для имитации расширенных условий обледенения, решения задач повышения информативности схем препарирования исследуемых объектов.

Большой интерес при обсуждении вызвали применяемые в ЦИАМ усовершенствования технологий сертификационных испытаний на удар посторонними предметами, огнестойкость, методы прочностных испытаний, разрабатываемое оборудование для исследования систем зажигания и электростатической диагностики, а также доклад "Разработка концепции перспективных авиационных двухконтурных двигателей сложного термодинамического цикла" А.А.Евстигнеева, Ю.Ф.Баранова, И.С.Вербанова, А.И.Деева, В.Д.Коровкина, А.А.Крайко, Д.В.Масловой, В.Е.Меньшикова, К.С.Пьянкова, А.Л.Светлакова, В.Е.Шлякотина.

Заместитель директора НИЦ ЦИАМ по эксперименту, Председатель секции "Техника и методика эксперимента и средства измерения" - Евгений Васильевич Павлюков дал высокую оценку представленным докладам и отметил значительное количество интересных работ, представленных молодыми специалистами.

Организатор семинара, заместитель начальника отделения газовой динамики ФГУП "ЦИАМ им. П.И.Баранова" Дмитрий Пудовиков отметил, что "подобные мероприятия очень полезны, поскольку позволяют общаться молодым и состоявшимся ученым и специалистам различных предприятий отрасли, делиться полученным опытом, знакомиться и изучать новые разработки других предприятий. В будущем обязательно необходимо расширять тематику семинара и приглашать больше специалистов".

Участники семинара были солидарны в своем мнении о пользе и целесообразности проведения подобных мероприятий.

В Военно-воздушной академии впервые будут готовить специалистов беспилотной авиации

ИНТЕРФАКС-АВН, 04.09.13

В военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил - Военно-воздушной академии в Воронеже (ВУНЦ ВВС - ВВА) впервые проведен набор специалистов беспилотной авиации, сообщил "Интерфаксу-АВН" в среду начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Олег Кочетков.

"Более 60 человек будут проходить пятилетний курс обучения по четырем специальностям управления и обслуживания различных "беспилотников", которые уже поступают на вооружение или только проходят испытания", - сказал О.Кочетков.

Он сообщил, что уже в конце текущего года первые образцы беспилотных летательных аппаратов поступят в вуз для практического обучения курсантов.

В частности, по словам О.Кочеткова, до конца года на базу академии поступит российский "Орлан-10", который используется для контроля объектов в труднодоступной местности, а также для поисково-спасательных мероприятий.

Кроме того, добавил офицер, в начале 2014 года в академию поступит беспилотный аппарат "Форпост" для воздушной разведки.

О.Кочетков отметил, что в настоящий момент для курсантов 1-го курса Военно-воздушной академии завершаются мероприятия начальной военной подготовки. "7 сентября на главной площади Воронежа пройдет ритуал приведения курсантов к военной присяге. Всего военную присягу примут около 1 тыс. первокурсников, поступивших в ВУНЦ ВВС - Военно-воздушную академию в 2013 году", - сказал он.

 

 

 

Политические новости

Иван Сафронов

От Роскосмоса отстыкуют промышленность

Большинство предприятий отрасли войдут в новую Объединенную ракетно-космическую корпорацию

Коммерсант, 4.08.13

Сегодня правительство должно рассмотреть проект реформирования ракетно-космической промышленности РФ. Основную часть предприятий Федерального космического агентства (Роскосмос) предложено передать в специально создаваемое ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" (ОРКК). Таким образом, за агентством оставят в основном функции госзаказчика и координатора космической политики РФ. Как заявил "Ъ" вице-премьер Дмитрий Рогозин, до конца сентября проект президентского указа планируется отправить в Кремль. Уверенности, что такой вариант реформы устроит президента Владимира Путина, нет, утверждают источники "Ъ".

Космос поделят надвое

Из проекта реформы, имеющегося в распоряжении "Ъ", следует, что Роскосмос планируется фактически разделить на две части. Агентство как таковое будет продолжать исполнять функции госзаказчика и формировать госполитику в космической сфере. Большинство же предприятий отрасли будет объединено в ОРКК, которая таким образом возьмет на себя функции генподрядчика и сосредоточится на исполнении госзаказа.

Создавать ОРКК предлагается на базе Научно-исследовательского института космического приборостроения. Всего в состав корпорации планируется включить восемь холдингов созданных на базе крупнейших предприятий отрасли (см. рисунок). Так, ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) будет отвечать за разработку и изготовление космических аппаратов связи и навигации, получив в управление девять специализированных компаний. Научно-производственная корпорация (НПК) "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы" сконцентрируется на разработке и изготовлении метеорологических аппаратов и электромеханике (для этого ей передадут еще пять компаний). ОАО "Российские космические системы" и пять подконтрольных ей компаний будут отвечать за разработку и изготовление наземного автоматизированного комплекса управления. В НПК "Системы прецизионного приборостроения" будут переданы 106-й экспериментальный оптико-механический завод Минобороны РФ и Научно-инженерный центр Электротехнического университета (Минобрнауки). Причем на первом этапе эта корпорация будет замыкаться на ОРКК, а в дальнейшем ее включат в состав ИСС.

Ракетно-космическая корпорация "Энергия" передаст в ОРКК 38,22% своих акций и будет по-прежнему заниматься разработкой и изготовлением космических кораблей и орбитальных станций (а также аппаратов иного назначения). Три ФГУПа — Государственный космический научно-производственный центр им. Хруничева (разработка и изготовление ракет-носителей, орбитальных станций), Научно-производственный центр автоматики и приборостроения (разработка бортовых средств управления для ракетно-космической техники) и Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (разработка, изготовление ракет-носителей и аппаратов) — для того, чтобы также быть включены в ОРКК на правах субхолдингов, будут акционированы. При этом к ГКНПЦ им. Хруничева отойдут две крупнейшие "фирмы" по производству ракетных двигателей — пермский "Протон-ПМ" и воронежское Конструкторское бюро химавтоматики, а к "ЦСКБ-Прогресс" — НИИ командных приборов и НПО автоматики.

Из проекта следует, что еще 15 предприятий — восемь АО и семь ФГУПов — первоначально будут замыкаться на ОРКК непосредственно. Эти ФГУПы также будут акционированы, после чего некоторые из них передадут в холдинги. Так, например, ОКБ "Факел", проектирующее электрические ракетные двигатели и двигатели малой тяги, планируется передать в те же ИСС.

Отметим, что вся военная составляющая отрасли (заказчиком для которой выступал не Роскосмос, а Минобороны) передаваться в ОРКК не будет, а останется в ведении агентства. Это корпорация "Комета" (разработка приборов и агрегатов систем космического спецназначения), корпорация СПУ-ЦКБ ТМ (командные пункты и системы предстартовой подготовки ракет), а также корпорация "Московский институт теплотехники" и ОАО "Государственный ракетный центр им. Макеева" (головные разработчики баллистических ракет наземного и морского базирования).

В составе Роскосмоса планируется оставить еще 12 организаций, девять из которых — в ранге госучреждений. Это Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, НИИ "Центр подготовки космонавтов им. Гагарина" и ФГУП "Центр "Звездный"" (отвечает за эксплуатацию фондов для служебной деятельности Роскосмоса), а также организация "Агат" (экономические исследования в интересах Роскосмоса), Центр эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (обеспечивает работу космодромов), дирекция космодрома "Восточный" (управление строительством), научно-технический центр "Охрана" и НПО "Техномаш" (головное по технологической политике). К ним присоединится и ОАО "Главкосмос", координирующее работы в интересах гражданского космоса. Еще два учреждения — "Центр Келдыша" (ракетное двигателестроение) и Научно-исследовательский центр ракетно-космической промышленности (экспериментальная база) — включат в состав Роскосмоса после акционирования, отмечается в документе.

Вчера Дмитрий Рогозин заявил "Ъ", что по результатам сегодняшнего обсуждения в правительстве в Кремль должен быть направлен (до конца сентября) проект указа президента "Об открытом акционерном обществе "Объединенная ракетно-космическая корпорация"".

Госкорпоративные интересы

Этот вариант реформы отрасли сильно отличается от того, который изначально предлагал руководитель космического ведомства Владимир Поповкин. Он, напомним, высказывался за создание госкорпорации наподобие "Росатома", в которой бы совмещались функции заказчика и исполнителя. Дмитрий Рогозин и привлеченные эксперты "Открытого правительства" во главе с Михаилом Абызовым критически отнеслись к этой идее (см. справку). Судьба госкорпорации решалась на закрытом совещании, которое состоялось 11 июня этого года в Кремле при участии президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева.

Как стало известно "Ъ" из источников в администрации президента, за несколько дней до этого господин Путин, ознакомившись с вариантом преобразования космического агентства в госкорпорацию, поставил на проекте резолюцию, согласно которой главе кремлевской администрации Сергею Иванову поручалось проконтролировать процесс подготовки документов для составления указа президента "О создании госкорпорации "Роскосмос"". Однако, по словам источника "Ъ" в Кремле, в процесс вмешался Дмитрий Медведев, убедивший президента в необходимости проведения совещания с привлечением всех заинтересованных ведомств. "Владимир Владимирович после личного разговора с премьером согласился",— добавил он.

По сведениям "Ъ", 11 июня в Кремле вместе с президентом и премьером собрались, в частности, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр обороны Сергей Шойгу, Владимир Поповкин, Дмитрий Рогозин и тогдашний глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. После обсуждения проекта, господин Путин, по словам собеседника "Ъ", попросил присутствующих высказаться за или против создания госкорпорации. "В начале совещания сопротивлялся Белоусов, но в конце и он изменил свою точку зрения,— говорит источник "Ъ".— Шойгу, Мантуров, Поповкин — практически все присутствовавшие проголосовали за создание госкорпорации". По его словам, единственным из присутствующих, кто в резкой форме раскритиковал идею, был Дмитрий Медведев.

Итогом совещания вопреки ожиданиям большинства его участников стало не создание госкорпорации, а появление комиссии по структурированию системы ракетно-космической отрасли под председательством Дмитрия Рогозина, состав которой был утвержден Владимиром Путиным 26 июня. А уже 2 июля неудачей завершился пуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя аппаратами ГЛОНАСС-М. В тот же день вице-премьер объявил о начале реформы отрасли, проект которой и будет сегодня рассмотрен.

Впрочем, по словам собеседников "Ъ" в Кремле, уверенности в том, что проект удовлетворит Владимира Путина, нет. "Неоднократно случалось, что президент не только отправлял какие-то документы на доработку, но и вовсе заставлял переделывать заново, в принципиально ином ключе",— говорит один из кремлевских чиновников. Поэтому нельзя исключать любой сценарий вплоть до повторного рассмотрения вопроса о создании госкорпорации "Роскосмос", резюмировал он.

Почему Дмитрий Медведев объявил выговор главе Роскосмоса

«Объявить руководителю Федерального космического агентства Поповкину Владимиру Александровичу выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей»,— говорится в тексте подписанного в августе премьером распоряжения. Примечательно, что Владимир Поповкин стал третьим представителем Роскосмоса, подвергнутым данному дисциплинарному взысканию. Ранее за срывы космических пусков пришлось отвечать бывшему руководителю ведомства Анатолию Перминову и заместителю руководителя Анатолию Шилову. Нынешнему выговору также предшествовала крупная космическая неудача — 2 июля 2013 года в результате аварии ракеты-носителя «Протон-М» были утеряны три спутника системы ГЛОНАСС-М.

Минобороны: В Москве состоялось заседание подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской комиссии.

РБК, 04.09.13

В Москве состоялось шестое заседание подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии под председательством министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу и министра обороны Украины Павла Лебедева. На заседании было рассмотрено девять вопросов.

В числе тем, обсуждавшихся в ходе мероприятия, - деятельность подкомиссий по вопросам сотрудничества между вооруженными силами РФ и Украины и по вопросам военно-технического сотрудничества. Также стороны обменялись информацией о ходе опытно-конструкторской работы по созданию самолета Ан-70 с двигателем Д-27. Кроме того, украинская сторона подтвердила готовность к достройке и реализации ракетного крейсера проекта 1164 в интересах Минобороны РФ.

Еще одно соглашение - меморандум о сотрудничестве подписали главы Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ и Национального университета обороны Украины им.Ивана Черняховского. Этот документ предусматривает взаимодействие сторон по учебно-методическому и научно-исследовательскому направлениям, в том числе по повышению квалификации педагогов и научных работников, совместным научно-исследовательским проектам, публикациям научных трудов, а также проведению конференций и семинаров.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль