Новости СоюзМаш России

03.09.2013

Информационный обзор прессы 03.09.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

3 сентября 2013 года

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Телерадиокомпания Терра, 28 августа 2013 г., "СоюзМаш России" и ЛСОП разработают профессиональные стандарты

Телерадиокомпания Терра, 30 августа 2013 г., ВАЗ и Renault Nissan планируют завоевать 40% авторынка России

Волга-Каспий,30 августа 2013 г., Волгоградская ТПП заключила соглашение о взаимодействии с «Союзом машиностроителей России»

Телерадиокомпания Терра, 30 августа 2013 г., АвтоВАЗ получит блокирующий пакет акций компании «Азия Авто Казахстан»

Тольятти-Новости, 31 августа 2013 г., АВТОВАЗ и Renault-Nissan рассчитывают занять 40% авторынка России

Бабр, 2 сентября 2013 г., О законе и беззаконии. И не только (Правда о ситуации в ИрГТУ глазами его ректора)

Пресс-Лайн,2 сентября 2013 г., Производители цветных металлов со всего мира соберутся в Красноярске

А также по теме:

ВИС-информ: В Красноярске соберутся производители цветных металлов со всего мира

Sibnovosti.ru: В Красноярске соберутся производители цветных металлов со всего мира

Newslab.ru: Производители цветных металлов со всего мира примут участие в красноярском конгрессе

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 3 сентября 2013 г., ОСК стала крупнейшим кредитором Балтийского завода \\ ОСК будет контролировать банкротство Балтийского завода. Ее структура купила у Ханты-Мансийского банка 2,6 млрд рублей долга и стала крупнейшим кредитором

Известия, 3 сентября 2013 г., Армию проверят на наркотики \\ Обследование на наркозависимость станет обязательной процедурой для всех военнослужащих

Известия, 3 сентября 2013 г., Гиперзвуковой двигатель для марсолетов испытают в Подмосковье \\ В Лыткарино построят стенд для имитации движения со скоростью 12 тыс. км/ч

АвиаПОРТ, 2 сентября 2013 г., Совет директоров ОПК "Оборонпром" принял решение о размещении очередного облигационного займа для финансирования проекта двигателя ПД-14

 

3. Автомобилестроение.

 

Известия, 3 сентября 2013 г., Рабочим «АвтоВАЗа» вернули субботу \\ Руководство предприятия утвердило новый график работы на производстве автомобилей на платформе В0

Lenta.ru, 2 сентября 2013 г., Продажи «АвтоВАЗа» сократились на четверть

 

4. Авиастроение.

 

РИА Новости, 2 сентября 2013 г., Более 70 воздушных судов пополнят морскую авиацию ВМФ до 2020 года \\ В интересах ВМФ планируется строительство и закупка перспективных базовых патрульных авиационных комплексов и целой серии беспилотных летательных аппаратов различного радиуса действия и предназначения.

РБК, 2 сентября 2013 г., Деловые итоги МАКСа: контракты на 16 млрд долл. и бенефис ОАК

и-Маш. Ресурс Машиностроения,2 сентября 2013 г., ОАК и РАН подписали соглашение о сотрудничестве

 

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Телерадиокомпания Терра, 28 августа 2013 г., "СоюзМаш России" и ЛСОП разработают профессиональные стандарты

По результатам открытых аукционов по выбору разработчиков профессиональных стандартов, проводимых Министерством труда и социальной защиты РФ, Союз Машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям» получили возможность разработки более 30-ти профессиональных стандартов. 

Комментируя итоги аукционов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России, президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев отметил, что современная система подготовки инженерно-технических кадров функционирует в условиях рассогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. «Об этом свидетельствует несоответствие требований, предъявляемых работодателями к уровню и качеству подготовки специалистов в системе профессионального образования инженерно-технического профиля. Одним из подходов к решению данной проблемы является добровольная сертификация  специалистов в соответствии с профессиональными стандартами, сформированными рынком труда. Поэтому их разработка и актуализация – краеугольный камень создания современной конкурентоспособной инновационной экономики, перевода высокотехнологических отраслей отечественного машиностроения и оборонно-промышленного комплекса на качественно иной, более высокий уровень», - подчеркнул депутат.   

Говоря о стандартах, которые будут разрабатывать "СоюзМаш России" и ЛСОП, Владимир Гутенев пояснил, что наряду с традиционными, но все еще актуальными направлениями стандартизации профессиональных качеств высококвалифицированных рабочих и наладчиков сложного оборудования, специалистов по работе на станках с числовым программным управлением, метрологии и контролю качества продукции, появятся требования и к уровню профессиональной подготовки специалистов, которые будут определять тенденции развития  отечественного машиностроения, его перспективу и место в мире. Прежде всего это относится к профессиональным стандартам специалистов по стратегическому и тактическому планированию и организации производства, по НИОКР, по автоматизированным системам управления производством, по промышленному дизайну, по разработке радиоэлектронной аппаратуры. 

Мы чрезвычайно ответственно подходим к организации и проведению этой работы. Среди членов Союза и Лиги - высококлассные специалисты, квалифицированные эксперты, хорошо знающие и понимающие все тонкости профессии. Убежден, что мы достойно справимся с порученным заданием и в итоге представим добротный материал – систему обновленных профессиональных стандартов, способных создать основу для повышения уровня конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения», - резюмировал первый зампред думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев. 

 

Телерадиокомпания Терра, 30 августа 2013 г., ВАЗ и Renault Nissan планируют завоевать 40% авторынка России

К 2016 году доля продукции ОАО «АвтоВАЗ» и концерна Renault Nissan на отечественном авторынке должна вырасти до 40%. Доля автомобилей Lada должна составить 23% (сейчас 18%). Такие задачи перед работниками тольяттинского автогиганта озвучил его президент Игорь Комаров. Напомним, АвтоВАЗ входит в крупнейшую общественную организацию - Союз Машиностроителей России. А его президент Игорь Комаров является членом Бюро СоюзМаш.

 

Волга-Каспий,30 августа 2013 г., Волгоградская ТПП заключила соглашение о взаимодействии с «Союзом машиностроителей России»

Волгоградская торгово-промышленная палата заключила Соглашение о взаимодействии с Волгоградским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Как сообщили ИА «Волга-Каспий» в пресс-службе ТПП, документ подписали Президент ВТПП Вадим Ткаченко и председатель регионального отделения ООО «СоюзМаш России» Александр Буйда.

Как поясняют в торгово-промышленной палате, целью сотрудничества станет координация усилий в поддержке областного машиностроительного комплекса. Это - информационно-аналитическое взаимодействие и совместная работа по улучшению условий для развития данного сектора экономики.
 Справка.  «Союз машиностроителей России» - крупная общероссийская организация, объединяющая ведущие предприятия и работников машиностроительной отрасли для отстаивания их интересов на региональном и федеральном уровнях.

 

Телерадиокомпания Терра, 30 августа 2013 г., АвтоВАЗ получит блокирующий пакет акций компании «Азия Авто Казахстан»

АвтоВАЗ станет владельцем блокирующего пакета акций компании «Азия Авто Казахстан». Соглашение о приобретении 25% акций подписали представитель казахстанской стороны Ержан Мандиев и президент ВАЗа Игорь Комаров, говорится в сообщении компании. Договор о сотрудничестве по созданию совместного предприятия «Азия Авто Казахстан» был заключен 9 октября 2012 года. Документ предусматривает создание в Казахстане автопроизводства полного цикла по выпуску до 120 тыс. автомобилей в год. Общий объем инвестиций в строительство мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей составит около 400 млн долларов. Инвестиции в создание первой очереди оцениваются в 233 млн долларов. Напомним, АвтоВАЗ входит в крупнейшую общественную организацию - Союз Машиностроителей России. А его президент Игорь Комаров является членом Бюро СоюзМаш.

 

Тольятти-Новости, 31 августа 2013 г., АВТОВАЗ и Renault-Nissan рассчитывают занять 40% авторынка России

К 2016 году доля продукции АВТОВАЗа и концерна Renault-Nissan на российском автомобильном рынке должна вырасти до 40 процентов. Такую задачу перед сотрудниками тольяттинского автогиганта озвучил президент предприятия Игорь Комаров.

По его словам, доля автомобилей LADA на отечественном рынке должна увеличиться с нынешних 18 процентов до 23 процентов, передает телерадиокомпания "Терра".

Напомним, ОАО "АВТОВАЗ" входит в крупнейшую общественную организацию - Союз машиностроителей России. А его президент Игорь Комаров является членом Бюро СоюзМаш. 

 

Бабр, 2 сентября 2013 г., О законе и беззаконии. И не только (Правда о ситуации в ИрГТУ глазами его ректора)

Сегодня ходит много слухов о том, что происходит в ИрГТУ, каковы истинные причины возбуждения в отношении меня (ректора) уголовного дела и увольнения из университета.

Мой долг состоит в том, чтобы довести до всех сотрудников университета, до граждан г. Иркутска и Иркутской области, до научно-образовательной общественности и, очень бы хотелось, до руководства страны, нелицеприятную правду о тех, казалось бы, невероятных обстоятельствах, касающихся преследований в отношении меня. Преследований, осуществляемых из чьих-то личных и корыстных побуждений. Хотя, главное состоит, конечно же, не в моей личной судьбе, а в судьбе многотысячного национального исследовательского университета, перспективы развития которого сегодня выглядят весьма туманными.

Что было сделано…

Сначала несколько слов о себе. В 1972 году я окончил механический факультет Иркутского политехнического института (ныне ИрГТУ) и с тех пор полностью связал свою жизнь с университетом. Я– доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, подготовил 11 кандидатов и докторов наук, награжден орденом Дружбы РФ и орденом Полярной звезды Монголии, почетный гражданин Иркутской области, председатель Общественной палаты Иркутской области трех созывов с 2007 по 2013 гг. В настоящее время – обвиняемый по ч.3 ст. 286 УК РФ (постановление о возбуждении уголовного дела от 16 июня 2013 г.), отстранен от должности ректора 19.07.2013г.

Моими предшественниками на посту ректора были выдающиеся организаторы образования и науки, видные ученые Игошин Анатолий Андреевич и Леонов Сергей Борисович, которые внесли огромный вклад в развитие нашего вуза и нашего региона.

По ряду объективных причин, на момент моего избрания, ИрГТУ переживал глубокий кризис, который усугубился тяжелой болезнью С.Б. Леонова в 1998 и 1999 гг., и последующей его смертью. Затем, около года, обязанности ректора исполнял профессор Нагаев Владимир Васильевич и, практически, все это время шла предвыборная борьба между кандидатами на пост ректора, что также не способствовало уверенной работе университета.

В итоге, к моменту моего прихода на должность ректора, наш университет в рейтинге технических вузов занимал места в конце седьмого десятка, а среди всех вузов – гораздо ниже. Мы имели, как и большинство технических вузов, крайне низкий конкурс на инженерные специальности, слабый коммерческий набор. Общежития и многие корпуса университета требовали срочного, в том числе, капитального ремонта. Все это имело место на фоне низкой заработной платы преподавателей и оттока высококвалифицированных кадров.

Для исправления ситуации в начале 2000-х в университете принимается 5-летняя программа развития, важнейшей задачей которой становится сохранение высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Только с опорой на коллектив можно было развиваться дальше, обеспечивать должный уровень научно-образовательной деятельности. Понятно, что для решения кадровой проблемы необходимо увеличивать зарплату,а сделать это можно было только за счет внебюджетных средств, создавать условия для дополнительных заработков в научной и инновационной сфере, обеспечивать комфортные условия для труда и досуга. И мы серьезно увеличиваем наши внебюджетные доходы, в первую очередь, за счет увеличения коммерческого набора. В 2007-2008 гг. численность студентов составляет уже свыше 35 тысяч. Мы также существенно увеличиваем объем доходов от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационной деятельности.

Именно за счет роста этих доходов мы решали нашу кадровую проблему в частности, и задачи нашего развития в целом. В период с 2003 по 2009 гг. за счет внебюджетных средств практически заново отстроено общежитие №9, приведен в жилое состояние ряд других общежитий, построено здание гостиницы в спортлагере «Политехник», создан современный легкоатлетический стадион, на котором в 2008 г. проходили предолимпийские сборы сборной России по легкой атлетике, а также сборы параолимпийской сборной, построено новое здание Технопарка ИрГТУ, отремонтированы сотни аудиторий и лабораторий. За счет вхождения университета в программу ФЦПРО (Федеральная программа развития образования) и инвестиционную программу «Жилище» нам удалось построить общежитие для иностранных учащихся, общежитие квартирного типа для молодых ученых и аспирантов, новый физкультурно-оздоровительный корпус.

Большая стройка

Впрочем, вышеперечисленного все еще было недостаточно, чтобы эффективно решать кадровую проблему. Уже на стадии предвыборной борьбы в 2000г., на встречах с коллективами многочисленных подразделений университета передо мной как кандидатом на пост ректора ставилась задача –уделять особое внимание решению жилищной проблемы. Эта задача неоднократно ставилась и Ученым советом ИрГТУ.

Кратко опишу хронологию подготовки и реализации программы жилищного строительства на земельном участке, расположенном между зданием основного корпуса ИрГТУ и ул. Ломоносова. Именно организация этого строительства была использована против меня в качестве повода для возбуждения заказного уголовного дела, дискредитации и дальнейшего отстранения от должности ректора.

Итак, в2002-2004 годах Ученым Советом ИрГТУ приняты решения о поддержке программы строительства жилых комплексов на территории ИрГТУ за счет инвесторов, в том числе дольщиков-сотрудников университета (Протоколы №7 от 20.12.2002 г., №14 от 30.04.2004 г., №15 от 21.05.2004г).

В 2002 -2004 гг. в адрес ИрГТУ поступали многочисленные жалобы жителей, а также претензии городских властей на захламленность, бесконтрольное строительство частных гаражей, притоны бомжей и наркоманов на участке, расположенном между зданием основного корпуса ИрГТУ и ул. Ломоносова. В указанных обращениях и требованиях указывалось на необходимость освоения участка, его застройки.

В качестве меры, направленной на застройку участка, Ученый совет ИрГТУ в своем решении указывал ректорату на необходимость продолжить работу по заключению договоров по застройке жилыми комплексами пустующих территорий с целью получения сотрудниками ИрГТУ жилья на льготных условиях (Протокол №1 от 03 сентября 2004 года).

В начале 2005 года ИрГТУ обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением о разрешении строительства. 25.03.2005 г. выходит постановление мэра г. Иркутска №031-06-523/5 о разрешении строительства на участке с кадастровым номером 38.36.000033:187. В постановлении перечислены все действия, которые ИрГТУ должен предпринять для строительства объектов, ввода их в эксплуатацию и дальнейшей государственной регистрации прав на них. Полнота и достоверность пакета документов не вызвала никаких сомнений у распорядителя земельного участка (до середины 2006 года распорядителем участков, переданных ИрГТУ на праве бессрочного пользования, являлась администрация г. Иркутска).

Далее, 07.04.2005 г., в соответствии с постановлением мэра, ИрГТУ заключил договор с ООО «Максстрой», предметом которого явилось объединение усилий организаций с целью строительства жилых домов. Этим договором, в частности, предполагалось, что функции заказчика-застройщика университет доверяет ООО «Максстрой», который, действуя по доверенности от имени университета, целиком, за свой счет, и за счет третьих лиц (дольщиков и инвесторов), будет осуществлять мероприятия, перечисленные в постановлении мэра.

В 2006 г. ИрГТУ выступил организатором публичных слушаний по вопросу строительства комплекса домов. Сообщение о проведении слушаний дважды (03.06.2006 и 26.06.2006) публиковалось в газете «Иркутск». Жители района и городские чиновники разных уровней, выступая на слушаниях, говорили о необходимости очистки захламленного участка от мусора и самовольных построек (гаражей, контейнеров и т.п.), а также его дальнейшей застройки. Представителям органов государственной власти, правоохранительных органов также была предоставлена возможность участвовать в слушаниях и высказать свою позицию.

Далее, в соответствии с договором, ИрГТУ, действуя совместно с ООО «Максстрой», получил архитектурно-планировочное задание на строительство, заказал и получил проект, получил положительные заключения государственной экспертизы проекта, и, в результате, администрация города выдала разрешение на строительство. После строительства объектов были получены разрешения на ввод их в эксплуатацию.

В итоге, сотрудники ИрГТУ получили 191 квартиру, общей площадью около 10800 кв. м.по цене, равной половине рыночной стоимости. В пользу ИрГТУ передано около 1100 кв.м. нежилых помещений, предназначенных для развития университета. С уверенностью могу сказать, что данные условия были для ИрГТУ более выгодными по сравнению с аналогичными строительными проектами, реализуемыми государственными органами и учреждениями в Иркутске на тот период.

Особо отмечу, что отчуждения части земельного участка, выделенного под застройку, не произошло. Участок как был, так и остается собственностью Российской Федерации. Мало того, территория всего студгородка, куда входит данный участок, за счет подрядной организации подвергнута существенному улучшению в виде глубокой модернизации инженерной инфраструктуры, а это трансформаторные подстанции, водоводы, канализационные коллекторы, линии электропередачи и т.п.

Краткое руководство «Как посадить неугодного ректора»

Часть 1. «Как возбудить уголовное дело против ректора (применимо для любого ректора любого вуза)»

Я специально настолько подробно описал всю историю со строительством для того, чтобы далее была понятна реальная суть предъявленных мне обвинений. Итак, последовательность действий была такова:

В феврале-марте 2013 г прокуратура г. Иркутска по заданию прокуратуры Иркутской области проводит проверку законности предоставления университетом земельных участков под строительство многоквартирных домов ООО «Максстрой». В результате проверки никаких нарушений законодательства городская прокуратура не обнаружила (ответ на письмо от 16.04.2013 г. № 07-4-13). Подобные проверки, надо сказать, проводились и ранее прокуратурой районного уровня. Никаких нарушений тогда тоже не было выявлено.

Однако, в конце апреля 2013 г. прокуратура Иркутской области, игнорируя решение прокуратуры г. Иркутска, вновь начинает проверку на ту же самую тему. При этом в качестве официального повода для начала гонений областная прокуратура использует весьма странную и, я бы сказал, претенциозную публикацию в интернете на небольшом местном сайте под авторством человека, личность которого впоследствии прокуратурой так и не была установлена. По сути, поводом для преследования послужила интернет-анонимка непонятно кого непонятно о чем!

В результате, в мае прокуратурой области направляются в Следственное управление Следственного комитета России по Иркутской области материалы для возбуждения против меня уголовного дела по фактам якобы выявленных нарушений законодательства. Из постановлений прокурора следует, что мною незаконно были заключены три договора о застройке на территории университета. При этом общая сумма причиненного ущерба, по мнению прокурора, составила 2,5млрд. руб. Мои действия квалифицируются прокурором по ч.1ст. 286 УК РФ, как совершение действий, явно выходящих за пределы моих полномочий и повлекших существенное нарушение законных интересов общества или государства.

Несмотря на данные мной объяснения на имя прокурора области по поводу отсутствия в моих действиях фактов распоряжения земельным участком, заместитель прокурора области квалифицировал мои действия именно как распоряжение этим участком, т.е., как явное превышение мною служебных полномочий (напомню, что своим Постановлением от 25.03.2005г., участком распорядилась администрация г. Иркутска, уполномоченная на это Законом).

При этом бросалась в глаза абсурдность методики определения якобы нанесенного мною ущерба. Так за величину ущерба была принята актуальная кадастровая стоимость земли всего студгородка с огромным массивом уже имеющихся корпусов ИрГТУ, общежитий, жилых домов, спортивных объектов, построенных в период с 1960 по 2000 гг. Ущерб государству понимался как упущенная выгода, которая, по мнению органов прокуратуры, могла бы быть получена Российской Федерацией путем продажи всего студгородка гипотетическим коммерческим структурам! Интересы университета, как государственного учреждения, его сотрудников, города Иркутска как-то незаметно отошли на самый задний план.

Еще раз подчеркну: по мнению прокуратуры, продажа студгородка непонятно каким лицам – это для государства хорошо, а строительство жилых домов на территории ИрГТУ, в том числе для его сотрудников, модернизация инфраструктуры – это для государства плохо! Это существенный ущерб его интересам…

16 июня 2013 года следователем по особо важным делам СУ СК РФ по Иркутской области Черкашиной О.В. возбуждается уголовное дело №5862 в отношении меня по факту превышения должностных полномочий по признакам состава преступления, предусмотренного уже не ч.1, а более тяжелой ч.3 ст.286 УК РФ. Согласно постановлению следователя о возбуждении уголовного дела мне инкриминируется передача части земельного участка застройщику под застройку жилыми строениями, в результате чего превышены мои полномочия и существенно нарушены права и законные интересы государства. Правда, ущерб, который мне инкриминировался, уменьшился до 15 млн. рублей.

Обращу внимание, что ранее, как я уже писал, прокуратура инкриминировала мне ущерб в 2,5 млрд. рублей и квалифицировала мои действия по ч.1 ст.286 УК РФ. Следственный комитет же инкриминирует 15 млн. рублей, но квалифицирует мои действия по более тяжелой ч.3 ст.286 УК РФ, предусматривающей такой квалифицирующий признак, как «тяжкие последствия». При этом, в чем именно выразились тяжкие последствия, следователь не указывает. Остается лишь одно объяснение – подобная квалификация уголовного дела была единственной возможностью возбудить это самое дело. Дело в том, что квалификация деяния по ч.1. ст.286 УК РФ является обстоятельством, исключающим возможность возбуждения уголовного дела против меня в связи с истечением срока давности уголовного преследования, что явно не входило в планы моих преследователей.

Как и следовало ожидать, в постановлении о возбуждении против меня дела, в нарушение закона вновь были проигнорированы факты того, что я не распоряжался (и не мог распорядиться) земельными участками путем их передачи коммерческой фирме под застройку жилыми комплексами. Как уже говорилось, на момент подписания договоров застройки, правом распоряжения землей обладал орган местного самоуправления – администрация г. Иркутска. Поэтому именно она, в полном соответствии с законом, издала в марте 2005 г. соответствующее постановление о разрешении строительства. Приписываемой мне передачи земельного участка в безвозмездное пользование строительной фирме не происходило. Фирма допускалась на участок для выполнения строительных работ, никаких договоров о передаче участков не было. Отношения между университетом и фирмой строились на взаимовыгодной основе. Сотрудники университета (к сожалению не все, но многие) приобретали квартиры по льготной цене (50% от рыночной стоимости), сам же университет получил около 1100 кв.м. нежилых помещений. Только материальная выгода от предоставления льготы за 191 квартиру (приобретенную сотрудниками ИрГТУ), составила свыше 230 млн. руб., а прямая выгода университета от полученных нежилых площадей – не менее 50 млн. руб., что во много раз превышает сумму, якобы, причиненного мною ущерба, указанного в постановлении о возбуждении уголовного дела – 15 млн. руб.

Отмечая вышеуказанный факт, хочу еще раз подчеркнуть – настоящее дело носит заказной и абсолютно беззаконный характер. Я действовал в полном соответствии с законами РФ и считаю себя невиновным. Этого же мнения придерживаются специалисты в области земельных отношений и все здравомыслящие люди, знакомые с этим делом. Ученый совет университета, кто помнит, также выступил в мою защиту.

Часть 2. Захват (или как сесть в кресло ректора, на которого уже заведено уголовное дело)

Для чего нужно было затевать это уголовное дело? Ответ очевиден – дискредитация и смещение с должности ректора, захват власти в университете в личных, корыстных интересах организаторов этой акции.

О возбуждении уголовного дела я узнал во время отпуска. По местному телевидению в новостях эта информация муссировалась в течение нескольких дней подряд. Полагаю, на то были даны соответствующие санкции. 22 июня я вернулся в Иркутск и из-за сильного стресса и плохого самочувствия вынужден был 24 июня обратиться за медицинской помощью. Вначале я находился в стационаре факультетской клиники (клиника нервных болезней) ИГМУ, затем продолжил лечение в стационаре больницы ИНЦ СО РАН.

15 июля, в понедельник, я вышел на работу и уже 17 июля был допрошен следователем Черкашиной О.В. в качестве подозреваемого и был уведомлен об избрании в отношении меня меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

18 июля, в четверг в 8.00, я выехал в пос. Большое Голоустное (Иркутский район) для участия в открытии Международного молодежного форума «Инженеры будущего». Иркутскую область на форуме представляла команда Иркутского авиазавода во главе с генеральным директором Вепревым А.А. и команда ИрГТУ в составе 50 студентов, аспирантов и молодых ученых, которые презентовали 32 инновационных проекта университета. Естественно, я не мог не участвовать в этом мероприятии, не мог отказаться от официальных приглашений от Правительства Иркутской области и Союза машиностроителей России (приглашение было подписано вице-президентом Союза Гутеневым В.В.).

Около 18.00 я вернулся в университет и узнал, что в этот день мне звонил директор Департамента государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Минобрнауки Трофимов С.В. Перезвонив ему, я с изумлением выслушал весьма эмоциональные претензии по поводу того, что не проинформировал министерство о возбуждении в отношении меня уголовного дела, о своей болезни, о том, что я, оказывается, позорю Министерство образования, и что, вообще, самим фактом пребывания на должности ректора могу стать нежелательным раздражителем на предстоящих выборах в Законодательное собрание Иркутской области, и поэтому я должен уйти! На мою реплику о презумпции невиновности, отсутствии законных оснований для увольнения, я услышал лишь тезис о том, что убрав меня, они обеспечат стабильность политической обстановки в регионе, и к 1 августа обо мне все уже забудут. В общем, мне было дано 2 часа, чтобы написать заявление об отставке по собственному желанию. Через 2 часа я позвонил Трофимову и сообщил, что его предложение не принимается, и что я буду обращаться к Министру с просьбой о личном приеме для ознакомления его с возникшей ситуацией.

Кстати, как потом мне стало известно, за несколько дней до этого разговора, в Минобрнауки побывала группа из областного следственного комитета в составе 3-х человек, очевидно, направленных следователем для проведения «разъяснительной работы» среди чиновников министерства. Подобная «работа», как я узнал позже, проводилась и ранее, в том числе высокопоставленными сотрудниками областной администрации (!).

На следующий день, 19 июля, с утра я совершил ряд выездных служебных встреч, в результате, в приёмную своего кабинета я вошел лишь в 12 часов дня. Там находились 5 человек, из них двое, к моему удивлению, были вооружены и явно этот факт демонстрировали. Еще двое вооруженных людей находились недалеко от входа в приемную. Чуть позже они переместились к главному входу в университет, где находились на протяжении нескольких часов, общаясь с господином Афанасьевым А.Д. Кто эти вооруженные люди, кто их направил и с какой целью, сказать не могу, НО УВЕРЕН, что скоро это станет известно.

Три человека из пяти, находившихся в моей приемной, представляли Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки. Руководитель делегации, представившийся, заместителем директора Департамента Николаевым А.В., прошел со мной в кабинет и ознакомил меня с приказом Министра о моем увольнении с 19.07.2013 г. на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ (без объяснения причин). Данный приказ я завизировал фразой «С приказом не согласен. Последующие возражения будут представлены позднее».

Через час все формальности по моему увольнению были завершены. Я был проинформирован, что исполнение обязанностей ректора возлагается на внештатного советника губернатора Иркутской области, зав. кафедрой квантовой физики и нанотехнологий Афанасьева А.Д., после чего комиссия Минобрнауки РФ вместе с неизвестными вооруженными людьми (охранниками? полицейскими? бандитами?) удалилась. Кстати, бряцание оружием было не единственным силовым действием в этой бравой операции. Незадолго до моего появления в кабинете (непосредственно я пришел туда из кабинета первого проректора Танаева А.Б.) с санкции «властных» лиц по г. Иркутску была объявлена операция «Перехват». В розыск был объявлен мой служебный автомобиль с моей персоной. Представляю, как вооруженные оперативники в масках заламывают руки ректору Национального исследовательского университета, председателю Общественной палаты, Почетному гражданину области и доставляют его в кабинет в соответствии с приказом «анонимного» влиятельного лица! Спасло меня от этого только то, что в это время я уже был в университете.

На 14 часов в этот же день мне был назначен очередной допрос у следователя (странное совпадение). Но на это мероприятие мне попасть уже не удалось. У меня резко поднялось давление и мне пришлось вызвать скорую помощь. После оказания необходимой помощи, в 14.05 врачи уехали. Еще минут через 30, я стал собирать свои вещи.

26 июля, через неделю, в следственном управлении я ознакомился с двумя документами. Первым документом было постановление, которым следователь Черкашина О.В. перевела меня в статус обвиняемого, причем в качестве преступного умысла инкриминировала мне , цитирую дословно : «…Головных … … совершил преступление с целью поддержать свой авторитет успешного руководителя…». Именно так. Оказывается, желание быть успешным руководителем – это преступное желание. А быть таким руководителем, очевидно, и вовсе преступление.

Вторым документом было ходатайство перед судом об изменении мне меры пресечения на домашний арест. Причинами столь серьезного изменения меры пресечения следователь Черкашина О.В. обозначила мою рабочую поездку на Молодежный форум 18 июля без ее разрешения, а также мое неприбытие на допрос 19 июля.

По последнему факту следователь с пристрастием в течение 2-х часов допрашивала врача скорой помощи, который подтвердил факт моего гипертонического криза. Но даже допрос следователем врача скорой помощи не склонил ее к великодушию. Несмотря на пережитый стресс и плохое самочувствие я должен был, тем не менее, обязательно явиться на допрос и подчиниться железной воле следователя. До сих пор гадаю, зачем «заказчикам» понадобилось, чтобы я покинул свой кабинет и поехал на допрос практически сразу после вручения мне приказа об отстранении? Уж слишком ярилась следователь Черкашина О.В. по этому поводу. Устроила целое отдельное расследование в попытке установить, с какого именно аппарата был отправлен факс с моим ходатайством о переносе допроса, кем именно. Буквально часами допрашивала врачей бригады скорой помощи, моего помощника, других сотрудников, которые были свидетелями моего плохого самочувствия.

Суд по вопросу изменения меры пресечения состоялся 29 июля и, к счастью для меня, не удовлетворил ходатайства следователя Черкашиной О.В.

Что дальше?

Итак, 19 июля я был уволен, в том числе с должности зав. кафедрой менеджмента и логистики на транспорте и полностью рассчитан. Меня за несколько часов полностью изгнали из университета, которому я отдал 41 год своей жизни.

Жалею о том, что не удалось в нормальном режиме подготовить выборы ректора, на которых бы победил сильный и достойный кандидат. Мне оставалось работать на своем посту чуть больше полутора лет.

Университет – единственный среди вузов региона имеет престижный статус «Национальный исследовательский», имеет высокие рейтинги (по данным национального рейтинга«Интерфакс» по итогам 2012 года ИрГТУ занял 23 место среди всех вузов России), успешно решает задачи, поставленные перед высшей школой руководством страны. Зачем нужно было долгое время «кошмарить» успешный университет многочисленными проверками, обысками и допросами, пиарить возбуждение в отношении меня заказного уголовного дела и, наконец, устраивать силовой захват? Очевидно, для того, чтобы удовлетворить личные амбиции некоторых влиятельных лиц и для того, чтобы поставить во главе этого авторитетного вуза «своего» человека.

Эта операция, которая долго готовилась, успешно проведена. Но даст ли она положительный результат для университета? Вряд ли.

Во-первых, университет уже успел потерять во время последней приемной кампании. Очевидно, вся эта операция по дискредитации ректора и его отстранению не прошла даром. Существенно сократился, по сравнению с прошлым годом, коммерческий набор. Да что там коммерческий набор. С огромным трудом по ряду специальностей удалось укомплектовать бюджетные места! Неудивительно, ведь у многих родителей и абитуриентов возникли сомнения в дальнейшей стабильности вуза. Эти сомнения, к огромному сожалению, возникли сегодня у многих студентов и сотрудников, многих иркутян.

Во-вторых, внушает большие сомнения личность ныне исполняющего обязанности ректора г-на Афанасьева А.Д., которого я сам, в свое время, назначил на должность проректора по научной работе. К сожалению, это назначение стало ошибкой. Афанасьев оказался поверхностным руководителем, не умеющим и не желающим системно и упорно работать. Самой сильной чертой этого человека был и остается самопиар, самолюбование, желание и умение угождать нужному человеку. После того, как Афанасьев не справился с работой проректора по науке, я перевел его на должность проректора по международным связям, полагая, что страсть к поездкам, презентациям и речам помогут ему справиться с этой в большой степени представительской работой. Увы, не помогли.

Очень странно также в последнее время видеть материалы в СМИ, в которых Афанасьев сам себе приписывает заслуги выигрыша университетом конкурса на звание Национального исследовательского. Те люди, которые действительно активно участвовали в этом процессе, а среди них сотрудники ИрГТУ, академики и члены-корреспонденты РАН из ИНЦ СО РАН, коллеги из столичных и местных вузов, искренне недоумевают, пытаясь вспомнить эти его «заслуги».

Ну и наконец, в качестве одного из показательных примеров, не могу не вспомнить договор между ИрГТУ и двумя соисполнителями ООО «Теплотехнологии» и ОАО «Тимлюйский завод», в котором ИрГТУ выступал заказчиком ОКР. Так вот, документы в рамках этой сделки подписывались исключительно проректором Афанасьевым. На документах, в том числе актах выполненных работ, нет виз ни юридической службы, ни финансовой, только его подпись. В детали сделки, до поры до времени, также никто не посвящался. После подписания Афанасьевым актов, выяснилось, что работы предприятиями выполнены не были! Отчеты были, а работ не было. Более того, два разных отчета от двух разных предприятий за проведенные работы совпадают практически слово в слово(!). Дальше – больше. Подписанные Афанасьевым документы становятся основанием для судебного взыскания с ИрГТУ в пользу исполнителей суммы в размере 14 669 021 рубль. И вот ведь, что странно: в процессе судебного разбирательства, Афанасьевым не было сделано, по сути, ничего для того чтобы опротестовать иск и хотя бы представить в суд претензии. Цитирую заключение Четвертого Арбитражного Апелляционного суда: «…Документов, в обоснование своей позиции о невыполнении истцом перечисленных в актах работ, Иркутским государственным техническим университетом, в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ, не представлено…». Т.е. сначала подписываем фиктивные акты, потом абсолютно ничего не делаем, чтобы защитить интересы ИрГТУ в суде… Что это? Просто халатность??? Надеюсь, что теперь, ни у кого нет вопросов, почему Афанасьев перестал быть проректором (и стал советником губернатора).

Сегодня же, после прихода к власти, Афанасьев, в нарушение всех моральных и этических норм, активно шельмует своего предшественника, ищет ведьм, увольняет сотрудников, которые, как ему кажется, были близки к бывшему ректору, а на деле оказались просто честными и порядочными людьми. Таковы его первые шаги. Куда они приведут?

Напоследок

Напоследок я хочу сказать о том, что всегда был честен. Перед собой, коллективом, властью. Конечно же, я делал ошибки, организационные, кадровые. Я должен и хочу за них извиниться. Но в своих намерениях я руководствовался искренним стремлением видеть университет в числе лучших вузов страны. И делал все для этого. Делал, повторюсь, честно, не используя, в отличие от некоторых, вранье, силу и криминал в качестве инструментов достижения своих целей. И я намерен это доказать!

Всем сердцем желаю консолидации нашего замечательного коллектива, скорейшей организации выборной компании и выдвижении порядочных и достойных кандидатов. Уверен, что наш коллектив преодолеет временные трудности и, оздоровив внутреннюю обстановку, очистившись от самозванцев, обеспечит дальнейшее динамичное развитие университета.

Бывший ректор Иркутского государственного технического университета,
И. М. Головных

 

Пресс-Лайн,2 сентября 2013 г., Производители цветных металлов со всего мира соберутся в Красноярске

4 сентября в Красноярске открывается V конгресс и выставка «Цветные металлы-2013». В этом году мероприятие объединит сразу три международных форума: конференцию и выставку «Алюминий Сибири», симпозиум «Золото Сибири» и конференцию «Металлургия цветных и редких металлов».

Новым этапом в развитии Конгресса станет проведение совместных конференций под эгидой ICSOBA — крупнейшей международной организации по изучению бокситов, глинозема и алюминия. Кроме того, в рамках V конгресса «Цветные металлы-2013» впервые пройдет конференция горно-геологического форума, которая должна стать традиционной. Предполагается, что со следующего года конгресс будет переименован, и станет носить название «Цветные металлы и минералы».

Подтвердили свое участие в конгрессе в Красноярске представители 230 крупнейших металлургических и горно-добывающих компаний из 33 стран мира: Великобритании, Германии, Голландии, Израиля, Индии, ОАЭ, Норвегии, Китая, США, Франции, Бельгии, Бахрейна, Бразилии, Австралии, Ямайки, Южной Африки. Прозвучит более 300 докладов ведущих экспертов в области современных технологий получения алюминия, производстве цветных и редких металлов, добыче бокситов и получении глинозема, и т.д.

Ключевыми мероприятиями конгресса станут «круглые столы», в ходе которых обсудят актуальные темы, например, создание площадок по работе с открытыми заказными инновациями в Красноярском крае и новыми технологиями в переработке отходов металлургии и машиностроении.

Под патронажем Красноярского регионального отделения «Союза машиностроителей России» пройдет круглый стол, где обсудят перспективы применения алюминия в новых отраслях. СФУ организует круглый стол по обсуждению проблем системы профессионального образования и в частности подготовки кадров для металлургической промышленности.

В рамках конгресса планируется подписание соглашения о создании в Красноярске научно-производственного кластера по изготовлению продукции транспортного машиностроения на основе глубокой переработки алюминиевых сплавов.

На конгрессе состоятся «Биронтовские чтения», посвященные памяти Виталия Биронта, доктора технических наук, профессора, члена Международной академии наук высшей школы, подготовившего за свою жизнь более 2500 талантливых инженеров, специалистов в области цветной металлургии.

Традиционно в программе конгресса — знакомство участников с производством на предприятиях РУСАЛа — Красноярском и Хакасском алюминиевых заводах, Ачинском глиноземном комбинате.

А также по теме:

ВИС-информ: В Красноярске соберутся производители цветных металлов со всего мира

Sibnovosti.ru: В Красноярске соберутся производители цветных металлов со всего мира

Newslab.ru: Производители цветных металлов со всего мира примут участие в красноярском конгрессе

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 3 сентября 2013 г., ОСК стала крупнейшим кредитором Балтийского завода \\ ОСК будет контролировать банкротство Балтийского завода. Ее структура купила у Ханты-Мансийского банка 2,6 млрд рублей долга и стала крупнейшим кредитором

Входящее в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) ООО «Балтийский завод — судостроение» (БЗС) подало ходатайство о правопреемстве в рамках процедуры банкротства ОАО «Балтийский завод». Балтийский завод с января 2012 г. находится в процедуре наблюдения. БЗС с ноября 2011 г. арендует имущество предприятия, в него перешли почти все сотрудники банкротящегося завода, компания получает все контракты на строительство судов.

БЗС выкупил 2,6 млрд руб. долга Балтийского завода Ханты-Мансийскому банку (ХМБ), который был контролирующим кредитором в процедуре, передал через пресс-службу гендиректор БЗС Александр Вознесенский. Сумму сделки он сообщить отказался. Факт сделки подтвердил и представитель ХМБ, отказавшись раскрыть детали. В декабре ХМБ опубликовал предложение о продаже долга и готов был уступить требования с 20%-ным дисконтом — за 2,1 млрд руб. В реестре кредиторов Балтийского завода на начало 2013 г. находилось 4,8 млрд руб. голосующих требований. Иск о банкротстве в ноябре 2011 г. подал один из поставщиков, которому предприятие должно 4 млн руб. Конкурсное производство, введенное судом в ноябре 2012 г., в марте 2013 г. было отменено апелляцией.

Получение контроля над процедурой банкротства Балтийского завода было изначально запланировано правительством как основной вариант реструктуризации предприятия, утверждает Вознесенский. «Рассматриваем два основных варианта: заключение мирового соглашения со всеми кредиторами или конкурсное производство. Третий возможный вариант — финансовое оздоровление — тоже прорабатывается», — цитирует его пресс-служба.

БЗС не информировал кредиторов о планах по покупке долга ХМБ, говорит один из кредиторов. По его мнению, БЗС заинтересован в том, чтобы вернуть предприятие на стадию конкурсного производства и оспорить сделки по продаже имущества, которые были совершены при прежнем владельце завода — Объединенной промышленной корпорации (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева (см. врез). Оспаривать прошлые сделки в рамках процедуры банкротства можно только на стадии конкурсного производства, добавляет он. Кредиторы заинтересованы в скорейшем завершении процедуры и возврате хотя бы части долга, говорит собеседник «Ведомостей». По его оценке, они могут рассчитывать на погашение 75% от своих требований.

Юрист юрфирмы «Качкин и партнеры» Александра Улезко подтверждает, что оспаривать сделки можно лишь на стадиях конкурсного производства или внешнего управления. Закон о банкротстве предполагает больше оснований для оспаривания сделок, чем Гражданский кодекс, добавляет она. Но оспорить сделку, совершенную в 2005 г., предприятие не сможет, так как по закону с момента совершения сделки до принятия судом иска о банкротстве должно пройти не больше трех лет, говорит Улезко.

ОСК просто страхуется от возможных попыток со стороны ОПК вернуть активы завода себе, считает начальник аналитического отдела компании ЛМС Дмитрий Кумановский.

В июле 2012 г. ОСК за 224 млн руб. купила 88% Балтийского завода, пакет был залогом по кредиту ЦБ Межпромбанку Пугачева.

 

Известия, 3 сентября 2013 г., Армию проверят на наркотики \\ Обследование на наркозависимость станет обязательной процедурой для всех военнослужащих

Тестирование на предмет употребления наркосодержащих средств отныне станет обязательной процедурой для всех солдат и офицеров Вооруженных сил России. В первую очередь для тех военнослужащих, которые несут службу с оружием, находятся на караульной службе, боевом дежурстве, работают с источниками повышенной опасности и т.д. Военно-медицинские учреждения сейчас в массовом порядке закупают тест-полоски для определения психоактивных веществ в организме человека.

— В нашем ведомстве сейчас готовятся предложения по повышению эффективности системы выявления лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, — рассказал «Известиям» начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны Александр Фисун. — В частности, разработаны проекты ведомственных нормативных актов, регламентирующих стопроцентный охват личного состава для проведения проверок на предмет употребления наркотических веществ. В Вооруженных силах уже внедрена этапная система выявления военнослужащих, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества (НСПВ), которая предусматривает последовательное осуществление мероприятий как при призыве на военную службу, так и в период ее прохождения.

Нормативного документа, обязывающего всех военнослужащих проходить наркоконтроль, пока нет. Тем не менее военное командование оперативно откликнулось на слова министра обороны Сергея Шойгу о необходимости такой проверки среди всех военнослужащих независимо от звания и занимаемой должности. Теперь тест на наркозависимость станут проходить и солдаты, и офицеры. А в отдельных случаях — и члены их семей.

При этом, как подчеркивают в Минобороны, процедура эта будет выполняться в добровольном порядке. Перед проведением каждого исследования на наличие НСПВ в соответствии с требованиями российского законодательства должно быть получено информированное согласие военнослужащего на проведение исследования. Если по армейски, то это значит, что наркотест будет проводиться в обязательном порядке.

Новая инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в армии, которая должна вскоре стать руководящим документом, включает в себя перечень обязательных диагностических исследований, выполняемых перед проведением медицинского освидетельствования. Его в обязательном порядке должны пройти все военнослужащие ВДВ, ВВС, РВСН, морской пехоты, частей специального назначения, плавсостава ВМФ.

До нынешнего времени стопроцентной внезапной проверке на предмет употребления НСПВ подвергались курсанты высших военных учебных заведений, будущие контрактники и офицеры, которых планировалось повысить по службе. Из личного состава обследование проходили около 15% солдат и сержантов. Теперь срочники, помимо обязательной процедуры тестирования в военкомате при призыве, пройдут его повторно у военных медиков.

Как рассказал «Известиям» Александр Фисун, в соответствии с директивой министра обороны «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных силах Российской Федерации» в каждой воинской части под председательством замкомандира по работе с личным составом созданы рабочие группы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в ВС РФ. В состав рабочих групп включены командиры подразделений, начальник медицинской службы, офицеры по работе с личным составом, помощник командира по правовой работе, начальник службы войск и безопасности военной службы.

Согласно этому документу, в армии внедрена двухэтапная схема обследования военнослужащих. На первом, экспресс-диагностическом этапе, используются иммунохроматографические полоски или аппаратно-программные комплексы для выявления лиц, употребляющих наркотики (типа «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ-БРТ-ПК», которыми сейчас оборудованы все призывные пункты). На втором, диагностическом этапе, проводится токсикологическое исследование биологических жидкостей у лиц с положительными результатами скрининга. Исследование проводится в лицензированной токсикологической лаборатории, оборудованной анализатором наркотических и сильнодействующих лекарственных средств.

При подтверждении положительного результата выявленные военнослужащие-наркоманы подлежат направлению на обследование психиатром (психиатром-наркологом) и при выявлении синдрома зависимости — на последующее медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе.

 

Известия, 3 сентября 2013 г., Гиперзвуковой двигатель для марсолетов испытают в Подмосковье \\ В Лыткарино построят стенд для имитации движения со скоростью 12 тыс. км/ч

Гиперзвуковой двигатель, предназначенный для сверхзвуковых самолетов и межпланетных ракет, начнут испытывать в 2014 году на стенде Центрального института авиационного моторостроения в подмосковном Лыткарино.

По данным тендера на строительство стенда, конструкция будет предназначена для исследования тяги и управляемости прямоточных двигателей, а также расхода топлива и аэродинамики. Кроме того, во время испытаний будут имитироваться «нестационарные условия», в частности «поведение двигателя в условиях атмосферы Марса».

Для имитации условий Марса и полетов со скоростью 12,3 тыс. км/ч на высоте 46,25 км в земной атмосфере двигатель будут обдувать специальной смесью из кислорода, метана, азота и водорода. Их будут впрыскивать в аэродинамическую трубу с двигателем под давлением 15–32 МПа. 

Имитировать сопротивление атмосферы будет огневой подогрев, температура газа на выходе сопла будет достигать 3826,85°C. Чтобы испытательный стенд вместе с двигателем не взорвался, его будут охлаждать водой. 

Все процессы, происходящие внутри стенда, будут записывать на видеокамеру высокой четкости формата HD-1080.

В год планируется проводить до 40 испытательных запусков длительностью 150–300 с, первый запланирован уже на 2014 год.

Оборудование нового стенда обойдется федеральному бюджету в 43,25 млн рублей. Сами испытания — значительно дороже: в 2014 году ЦИАМ получит на эти цели 210 млн рублей, в 2015-м — 215 млн. 

В Московском авиационном институте «Известиям» рассказали, что новый двигатель сможет применяться в космонавтике в качестве промежуточной ступени космических челноков.

— Такие двигатели могут использоваться в аппаратах следующего поколения. При использовании прямоточного двигателя брать в ракету кислород не нужно — он берется из атмосферы. Такой двигатель позволит увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на орбиту, — рассказал «Известиям» сотрудник Московского авиационного института Валерий Аврашков.

Он напомнил, что сейчас для вывода на орбиту Земли спутников используются только жидкостные ракетные двигатели, а это фактически бак с топливом, занимающий большую часть ракеты. При этом в половине баков содержится окислитель — сжиженный кислород. 

«Космический самолет» сможет самостоятельно доставлять на ближнюю орбиту небольшие (10–15 кг) спутники, взлетая с обычного аэродрома, отстреливая груз на заданной высоте и возвращаясь как обычный планер обратно.

— Силовую установку при этом имеет смысл делать гибридной, использовать прямоточный двигатель выгодно только для скоростей, превышающих скорость звука в 6–12 раз. Кроме того, на высотах 50–80 км практически отсутствует кислород и без жидкостного двигателя обойтись не получится, — считает Валерий Аврашков.

— Эти системы будут более сложными и более дорогими в целом, но переход на них в перспективе запланирован. В данный момент двигатель наиболее актуален для военных программ. Например, если просто запустить вольфрамовую болванку с гиперзвуковой скоростью, то тротил уже не нужен, — пояснил Валерий Аврашков.

Он также добавил, что теоретические расчеты по гиперзвуковым аппаратам уже сделаны, остаются проработка нюансов и практическая реализация теории, что и будет сделано на стенде в Лыткарино.

 

АвиаПОРТ, 2 сентября 2013 г., Совет директоров ОПК "Оборонпром" принял решение о размещении очередного облигационного займа для финансирования проекта двигателя ПД-14

Совет директоров ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" на своём заседании 27 августа 2013 года принял решение о размещении процентных неконвертируемых документарных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии 03, размещаемых по открытой подписке. Срок погашения облигаций - 3 652-й день с даты начала размещения. Общий объём размещения составит 2 млн. 927 тыс. облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая.

Облигационный займ привлекается ОПК "ОБОРОНПРОМ" с целью финансирования работ по созданию семейства перспективных двигателей тягой 8-19 т для гражданской авиации (ПД-14 и его модификаций).

Ранее в 2012 году на эти же цели корпорацией был размещен облигационный займ в размере 2 млрд. 569 тыс. рублей.

Гарантом облигационных займов ОПК "ОБОРОНПРОМ" выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, входит в состав Госкорпорации Ростех. Основные направления деятельности: вертолётостроение (холдинг "Вертолёты России") и двигателестроение (холдинг "Объединенная двигателестроительная корпорация").

Государственная корпорация "Ростехнологии" (Ростех) - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 8 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2012 году составила 931 млрд рублей, чистая прибыль - 38,5 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 109 млрд рублей.

 

3. Автомобилестроение.

 

Известия, 3 сентября 2013 г., Рабочим «АвтоВАЗа» вернули субботу \\ Руководство предприятия утвердило новый график работы на производстве автомобилей на платформе В0

Работники «АвтоВАЗа» добились утверждения нового графика работы на производстве В0, где собираются автомобили Lada Largus и Nissan Almera. Новый график работы предусматривает 15 смен в неделю, а не 17, как было раньше, с дополнительными выходами по субботам. Изменение режима работы поспешили записать себе в актив и официальный, и неофициальный профсоюзы «АвтоВАЗа».  

В пресс-центре «АвтоВАЗа» «Известиям» пояснили, что оптимизация графика сменности для сотрудников одного из подразделений «АвтоВАЗа» — производства автомобилей на платформе альянса Renault-Nissan — была сделана по инициативе первичной профсоюзной организации «АвтоВАЗа». Впрочем, в независимом профсоюзе «АвтоВАЗа» «Единство» утверждают, что отмена рабочего дня в субботу — их заслуга.

В августе председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев направил в Государственную инспекцию по труду Самарской области письмо, в котором пожаловался на нарушение руководством «АвтоВАЗа» ст. 110 Трудового кодекса, где написано, что непрерывный межсменный отдых работника должен составлять не менее 42 часов. Тогда как по утвержденному в апреле графику сотрудникам приходилось работать по субботам и тут же выходить в третью смену в ночь с воскресенья на понедельник.

— Заявление до сих пор не рассмотрено. Срок рассмотрения истекает 13 сентября, но руководство «АвтоВАЗа» уже утвердило график, который устраивает сотрудников, поэтому мы считаем это своей победой, — рассказывает Золотарев.

С представителями Госинспекции труда связаться не удалось.

Сотрудники «АвтоВАЗа» получили трехсменный график с пятидневным рабочим режимом и двумя выходными. Работа по новому графику началась со 2 сентября.

По словам председателя первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ» Сергея Зайцева, президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров начиная с весны несколько раз встречался с работниками, занятыми на линии В0.

— Поверьте, президент слышит, что говорят рабочие, и старается находить положительные решения, — говорит Зайцев. — Мы  сформировали рабочую группу, перед которой поставили задачу оказывать помощь профсоюзной организации В0 в решении вопросов, которые мешают нормально трудиться работникам. Предложение о новом графике работы — это одно из наших предложений. Именно по инициативе нашей профсоюзной организации «АвтоВАЗа» новый график был разработан.

В пресс-центре «АвтоВАЗа» говорят, что главной целью изменений стало желание сделать график более удобным для людей.

При этом как пояснил Сергей Зайцев, при необходимости работники будут привлекаться к работе в выходные дни с оплатой в двойном размере.

Напомним, что в апреле этого года руководство «АвтоВАЗа» объявило о новом графике работы сотрудников предприятия на производстве автомобилей на платформе В0. По новому графику режим работы был трехсменным, но с одним выходным в воскресенье. Таким образом, сотрудник должен был отработать в субботу во вторую смену и в ночь с воскресенья на понедельник выйти в третью смену. Это категорически не устроило сотрудников предприятия, в том числе состоящих в профсоюзе «Единство». Через несколько дней после утверждения графика случилась несанкционированная забастовка, в результате которой на одну смену было приостановлено производство Lada Largus. Сотрудники, участвовавшие в забастовке, были уволены.

Запуск производства автомобилей на платформе В0 состоялся в марте 2012 года в рамках сотрудничества «АвтоВАЗа» с альянсом Renault-Nissan. Производство Lada Largus стартовало в Тольятти в апреле 2012 года, а в декабре на той же линии началось серийное производство Nissan Almera.

Руководитель отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун считает, что корректировка графика может быть связана с отладкой конвейера.

— Когда запускается новая модель автомобиля, скорость конвейера в условных единицах может быть равна примерно 20 автомобилей в сутки, — рассказывает Топтун. — Соответственно, для его отладки скорость увеличивают в разы. Таким образом, изменение графика на более щадящий может быть обусловлено нормализацией процесса сборки. То есть процесс сборки налажен, можно обойтись 15 сменами и не заставлять людей работать по субботам. 

 

Lenta.ru, 2 сентября 2013 г., Продажи «АвтоВАЗа» сократились на четверть

По итогам августа «АвтоВАЗ» продал 44,3 тысячи автомобилей, а за все восемь месяцев 2013 года — 350,1 тысячи. Об этом говорится в официальном пресс-релизе компании. В нем подчеркивается, что по сравнению с июлем рост продаж составил 6,5 процента, однако умалчивается, что если сравнить показатели августа с тем же месяцем 2012 года, то получится обвал почти в 24 процента. В целом за восемь месяцев продажи «АвтоВАЗа» сократились на 10,9 процента.

Лидером среди автомобилей, выпускаемых российской компанией, продолжает оставаться Granta — на нее в августе пришлось более трети от всех продаж. На втором месте идет Largus (6,1 тысячи авто), на третьем - Lada 4x4 (5,9 тысячи).

В материалах «АвтоВАЗа» подчеркивается, что каждый девятый автомобиль в августе уходил на экспорт. В целом за восемь месяцев за рубеж было отправлено 45,8 тысячи машин. Основными рынками сбыта для «АвтоВАЗа» являются страны из числа бывших советских республик.

Обвал продаж «АвтоВАЗа» происходит на фоне общего снижения активности на российском рынке, связанного с замедлением темпов роста экономики. По прогнозу компании PricewaterhouseCoopers, продажи автомобилей в России по итогам 2013 года могут сократиться на 1,5-3 процента. В первом полугодии снижение показателя, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, составило шесть процентов.

 

4. Авиастроение.

 

РИА Новости, 2 сентября 2013 г., Более 70 воздушных судов пополнят морскую авиацию ВМФ до 2020 года \\ В интересах ВМФ планируется строительство и закупка перспективных базовых патрульных авиационных комплексов и целой серии беспилотных летательных аппаратов различного радиуса действия и предназначения.

Морская авиация ВМФ РФ до 2020 года получит более 70 новых самолетов и вертолетов, сообщил в понедельник журналистам главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.

"Морская авиация получит до 2020 года 21 новый самолет и 54 вертолета. Летательные аппараты, имеющие модернизационный задел, прежде всего самолеты противолодочной авиации, будут отмодернизированы", — сказал главком во время посещения Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова в Петербурге.

Он также отметил, что в интересах ВМФ планируется строительство и закупка перспективных базовых патрульных авиационных комплексов и целой серии беспилотных летательных аппаратов различного радиуса действия и предназначения.

 

РБК, 2 сентября 2013 г., Деловые итоги МАКСа: контракты на 16 млрд долл. и бенефис ОАК

В подмосковном Жуковском накануне завершился международный авиационно-космический салон "МАКС-2013". На мероприятие были заявлены более 1 тыс. предприятий, в том числе 277 зарубежных компаний из 40 стран мира. Помимо насыщенной деловой программы, в рамках авиасалона прошли показательные полеты российских пилотажных групп "Русские Витязи", "Стрижи", "Соколы России", "Беркуты", "Ночной охотник" и китайского отряда "1-е августа".

По итогам деловой программы было заключено соглашений, по предварительным данным, на 16 млрд долл., что существенно превосходит показатели предыдущего московского авиасалона. Причем эта цифра не учитывает ряд лизинговых контрактов на поставку ранее заказанных самолетов. Кроме того, в субботу летную программу МАКСа, несмотря на дождь, посетили 150 тыс. человек, что тоже является своеобразным рекордом.

Львиную долю контрактов заключили предприятия Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В ходе работы авиасалона подписано соглашений на общую сумму 12 млрд долл. Эта цифра включает контракты на 173 самолета, а также договор с Министерством обороны на сервисное обслуживание. В частности, "Сбербанк Лизинг" и корпорация "Иркут" (входит в состав ОАК) подписали соглашение о поставке 20 самолетов МС-21 общей стоимостью 1,7 млрд долл. Соглашение предусматривает, что "Сбербанк Лизинг" приобретет у корпорации воздушные суда для дальнейшей передачи в финансовый и операционный лизинг. Эти самолеты планируется поставить заказчикам с 2019 по 2025г.

Между тем одна из первых сделок в рамках авиасалона была заключена ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), которое подписало твердый контракт на поставку шести лайнеров Sukhoi SuperJet 100 Long Range с увеличенной дальностью полета. Они будут переданы авиакомпании UTair на условиях лизинга. Каталожная стоимость самолетов составила чуть более 217 млн долл.

Кроме того, в первый день МАКСа ГСС подписали договор о поставке первого лайнера Sukhoi SuperJet 100 в версии VIP. Покупателем машины стало ОАО "Рособоронэкспорт". Самолет планируется к передаче до конца 2013г. и будет использоваться "в целях обеспечения процесса реализации военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами".

Не оказалось в стороне от авиасалона и правительство Чечни, которое заявило о намерении приобрести до восьми самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100), один из которых будет в VIP-компоновке. Эксплуатировать воздушные суда будет авиакомпания "Грозный-авиа". Первый самолет может быть поставлен уже в первой половине 2014г.

Ну а третий день МАКСа начался того, что ГСС передали заказчику первый самолет Sukhoi SuperJet 100 Long Range. Эксплуатантом новейшего отечественного лайнера увеличенной дальности стала компания "Газпром авиа".

Тем временем "Вертолеты России" подписали контракты на поставку 5 вертолетов Ми-171А1 и 5 вертолетов Ка-62 колумбийской компании Vertical de Aviacion. Вертолеты Ми-171А1 будет использовать "дочка" Vertical de Aviacion в Мексике для выполнения грузопассажирских перевозок. Вертолеты Ка-62 предназначены для эксплуатации в Колумбии в интересах национальной нефтедобывающей компании Ecopetrol.

Что же касается мировых авиационных гигантов, то они ограничились в Москве лишь "дружескими договоренностями". Так, корпорация "Ростех" и Европейский аэрокосмический и оборонный концерн (EADS - разрабатывает и производит воздушные суда марки Airbus) подписали в ходе авиасалона соглашение о взаимодействии по сборке турбовинтовых самолетов, разработке авиационного биотоплива из экологически чистого сырья, производству изделий из титана, а также о партнерстве в создании высокотехнологичной оборонной продукции.

Кроме того, посетители МАКСа могли осмотреть пассажирский гигант Airbus A380 и компактный военный транспортник Airbus C295W.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения,2 сентября 2013 г., ОАК и РАН подписали соглашение о сотрудничестве

30 августа президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян и президент Российской академии наук Владимир Фортов подписали соглашение о сотрудничестве.

В рамках соглашения ОАК и РАН будут работать по двадцати направлениям, которые касаются перехода на новые источники энергии, разработку новых материалов и "умных" интеллектуальных конструкций, снижению расходов топлива, улучшения экологичности самолетов.

"Авиастроение является отраслью, где разработки отечественной науки очень полезны и востребованы. Мы заинтересованы в дальнейшей разработке новых самолетов и сотрудничестве с отечественной промышленностью", - отметил президент РАН, академик Владимир Фортов.

"Прикладные исследования отечественных ученых применяются для создания как гражданских, так и военных самолетов. Развитие новых технологий в авиастроении критично не только для создания новых конкурентоспособных отечественных самолетов, но и для развития других отраслей промышленности: машиностроения, судостроения, строительства", - отметил президент ОАК Михаил Погосян.

Отдельные предприятия Объединенной авиастроительной корпорации активно сотрудничают с пятью отделениями РАН, в том числе, энергетики, машиностроения, химической физики.

Летом этого года завершена сертификация нового лабораторного комплекса Института теоретической и прикладной электродинамики Российской академии наук (ИТПЭ РАН). Комплекс включает в себя радиоизмерительные полигоны на базе бэзэховых камер, лабораторию нанотехнологии композиционных материалов и тонкопленочных структур и покрытий, лабораторию электрофизики композиционных материалов, опытные производства композиционных материалов. Объем инвестиций в создание и ввод в эксплуатацию нового лабораторно-исследовательского комплекса превысил 500 млн рублей. Основную часть средств инвестировала компания ОКБ Сухого.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль