Новости СоюзМаш России

23.08.2013

Информационный обзор прессы 23.08.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

23 августа 2013 года

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Телерадиокомпания Терра, 22 августа 2013 г., Вагоны с тротилом находятся на значительном расстоянии от жилых домов

Телерадиокомпания Терра, 22 августа 2013 г., Инцидент в Чапаевске: в вагонах находится 180 тонн тротила

Регионы России, 22 августа 2013 г., Владимир Гутенев: Флаг России помогает людям чувствовать себя многонациональным народом

А также по теме:

Телерадиокомпания Терра: Представители "СоюзМаш России" примут участие в праздновании Дня Государственного флага РФ

 

Наша Версия, 22 августа 2013 г., Роскосмос мечтает о былой славе

Авиа­Порт.Ru, 22 августа 2013 г., УМПО представит на МАКС-2013 натурный образец двигателя для истребителя пятого поколения

Телерадиокомпания Терра, 22 августа 2013 г., Самарские специалисты могут помочь самолетостроению Индии

Губернатор и Правительство Ульяновской области, 22 августа 2013 г., Представители Ульяновской области выступят на конференции «Современные механизмы профориентационной деятельности» в рамках международного авиакосмического салона

Молодой коммунар, 23 августа 2013 г., Скоординированно и наступательно

V-info, 23 августа 2013 г., Башкортостан примет участие в Международном авиасалоне "МАКС-2013"

А также по теме:

Башкортостан примет участие в Международном авиасалоне «МАКС-2013»

 

Телерадиокомпания Терра, 23 августа 2013 г., Испанский профессор научит самарских студентов конструировать наноспутники

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 23 августа 2013 г., Минобороны отвоевывает топливную базу \\ Проданную по приказу Анатолия Сердюкова

Известия, 23 августа 2013 г., Россия начала поиски в Арктике потерянных ядерных генераторов \\ Две энергоустановки для питания автономных маяков на Севморпути бесследно исчезли

Известия, 23 августа 2013 г., «Морской старт» пригласили в ФСБ \\ Роскосмос требует призвать к ответственности руководство РКК «Энергия» за необоснованные экономические действия в ходе выкупа активов Sea Launch

 

3. Автомобилестроение.

 

Российская газета, 23 августа 2013 г., Чип с тобой \\ Минпромторг хочет "зашить" в номера автомобилей радиочастотные метки

Известия, 23 августа 2013 г., «Ростехнологии» придумали, как избавиться от закупок автомобилей \\ Госкорпорация решила продать свои машины и найти подрядчика на услуги по управлению автотранспортом

 

4. Авиастроение.

 

Ведомости, 23 августа 2013 г., Вертолеты нужны не только боевые \\ Чтобы снизить зависимость вертолетостроения от военных заказчиков, на развитие гражданской техники выделят 36 млрд руб., решено на президентском совещании

Российская газета, 23 августа 2013 г., Как мы шли к "Суперджету" \\ Предисловие к "деловому завтраку" на борту самолета "Сухой Суперджет 100" с президентом ОАК Михаилом Погосяном

 

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Телерадиокомпания Терра, 22 августа 2013 г., Вагоны с тротилом находятся на значительном расстоянии от жилых домов

Съемочная группа телерадиокомпании «ТЕРРА» выехала в Чапаевск. Как уже сообщалось, сегодня, 22 августа, с территории одного из предприятий города по неизвестной причине выкатились три вагона с порошком тротила. Вагоны протаранили ворота, уперлись в тупик и перевернулись. На место происшествия сразу же была направлена следственно-оперативная группа и полицейские патрули.

В настоящее время территория оцеплена, на месте происшествия работают около тридцати сотрудников органов внутренних дел. По данным областной полиции, место, где произошло опрокидывание, находится на значительном расстоянии от жилых и производственных зданий. Угрозы взрыва нет. Сотрудники полиции выясняют все обстоятельства произошедшего.

Напомним, Чапаевск этим летом уже «прогремел» на всю страну. 18 июня 2013 года на территории Федерального казенного предприятия «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» произошли взрывы боевых снарядов. Они продолжались несколько дней. Один человек погиб, 42 получили ранения. Почти 6 тысяч жителей были эвакуированы.

Месяц спустя в Чапаевске состоялось совещание, посвященное проблемам утилизации боеприпасов. В нем приняли участие первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев и директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли России Константин Тарабрин.

Владимир Гутенев подчеркнул, что Министерству промышленности и торговли РФ совместно с Правительством Самарской области  и Самарским государственным техническим университетом в кратчайшие сроки необходимо проработать вопрос создания на базе ФГУП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» Экспериментального центра по разработке и апробированию новых технологий утилизации боеприпасов, обеспечивающих высокую эффективность, безопасность и соблюдение экологических стандартов.

 

Телерадиокомпания Терра, 22 августа 2013 г., Инцидент в Чапаевске: в вагонах находится 180 тонн тротила

Из перевернувшегося вагона в Чапаевске высыпалось 6 килограммов тротилового порошка. Общий вес взрывчатого вещества - 180 тонн, по 60 тонн в каждом из трех вагонов. Инцидент произошел на одном из химических предприятий города.

Как уже сообщалось, сегодня, 22 августа, с территории одного из предприятий города по неизвестной причине выкатились три вагона с порошком тротила. Вагоны протаранили ворота, уперлись в тупик и перевернулись. На место происшествия сразу же была направлена следственно-оперативная группа и полицейские патрули.

В настоящее время территория оцеплена, на месте происшествия работают около тридцати сотрудников органов внутренних дел. По данным областной полиции, место, где произошло опрокидывание, находится на значительном расстоянии от жилых и производственных зданий. Угрозы взрыва нет. Сотрудники полиции выясняют все обстоятельства произошедшего.

Напомним, Чапаевск этим летом уже «прогремел» на всю страну. 18 июня 2013 года на территории Федерального казенного предприятия «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» произошли взрывы боевых снарядов. Они продолжались несколько дней. Один человек погиб, 42 получили ранения. Почти 6 тысяч жителей были эвакуированы.

Месяц спустя в Чапаевске состоялось совещание, посвященное проблемам утилизации боеприпасов. В нем приняли участие первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев и директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли России Константин Тарабрин.

Владимир Гутенев подчеркнул, что Министерству промышленности и торговли РФ совместно с Правительством Самарской области  и Самарским государственным техническим университетом в кратчайшие сроки необходимо проработать вопрос создания на базе ФГУП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» Экспериментального центра по разработке и апробированию новых технологий утилизации боеприпасов, обеспечивающих высокую эффективность, безопасность и соблюдение экологических стандартов.

 

Регионы России, 22 августа 2013 г., Владимир Гутенев: Флаг России помогает людям чувствовать себя многонациональным народом

22 августа в России прошел День Государственного Флага. В праздновании приняли участие и представители Союза Машиностроителей России. Они собрались на Площади Революции для участия в митинге-концерте. Об этом «Регионам России» сообщили в пресс-службе Союза машиностроителей России.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заявил, что российский флаг является одним из важнейших символов страны и знаком единства и сплоченности сограждан. «Он отражает величие нашей земли, ратные и трудовые подвиги соотечественников. Эти непреходящие ценности особенно востребованы в настоящее время, когда страна переживает новый этап возвращения к истинно российским духовным и историческим ценностям», - пояснил депутат.

По его словам, Россия проходит путь экономических и политических преобразований, преодолевая трудности на своем историческом пути. «Важно продолжать начатое, чтобы российский флаг оставался государственным символом сильной и благополучной державы. И осуществить это можно только совместными усилиями всех нас», - подчеркнул Владимир Гутенев.

Он добавил, что государственный флаг России помогает жителям страны чувствовать, что они являются многонациональным российским народом. «Успехи каждого из нас составляют богатство всей нашей страны», - заключил парламентарий.

Отметим, что флаги с символикой Союза Машиностроителей России над площадкой проведения праздничного мероприятия развернули сотрудники ООО «Металлресурс», ОАО «МПО им. И. Румянцева», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «ЦНИИ «Циклон», ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», ГК Финвал и представители Аппарата Московского регионального отделения СоюзМаш России.

А также по теме:

Телерадиокомпания Терра: Представители "СоюзМаш России" примут участие в праздновании Дня Государственного флага РФ

 

Наша Версия, 22 августа 2013 г., Роскосмос мечтает о былой славе

В ближайшее время по инициативе депутатов Госдумы может быть создан совет по развитию космонавтики. Новая структура под управлением Президента должна помочь преодолеть «черную» полосу космической отрасли в целом и ее главному ведомству в частности. В последнее время Федеральное космическое агентство буквально не сходит с газетных полос: то деньги на новые разработки потерялись, то ракеты падают. 

Будущий совет должен проанализировать текущую ситуацию и подкорректировать планы Роскосмоса по дальнейшему развитию отечественной науки. Стоит отметить, что это будет уже вторая попытка навести порядок в отечественной космонавтике. Первую предпринял еще в 2011 году сам Владимир Поповкин. Однако его боевой настрой и решительность понравились далеко не всем коллегам и даже вызвали волну возмущения.

Так уж вышло, что большинство россиян не знают достаточных оснований для гордости за свою страну. В это же время все мы помним и до сих пор гордимся достижениями страны, которой уже нет на карте мира. Поводов тому, действительно много: СССР – страна, запустившая первый космический спутник, первая отправила в космос человека. Только один советский ученый Константин Циолковский для развития космической сферы столько, сколько ни один из его коллег из любой страны мира.

Даже перестройка и последующий развал страны не смогли сломить ее космическую мощь и лишить нас статуса сверхдержавы. Собственно, мы и сегодня первые по количеству запускаемых в космос аппаратов. По-прежнему работают научные центры, проводятся разработки. Но! Все чаще при запуске ракет случаются аварии, зарубежные конкуренты громогласно заявляют о том, что это они «впереди планеты всей». А чем славится Россия? К сожалению, - авариями, упадком отрасли и даже воровством. О последнем факте в интервью одному из федеральных изданий говорил сам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

Иностранцы дышат в спину

Иностранцы даже шутят: «Русские с конца 80-х успели забыть об орбитальных полетах больше, чем мы знали когда-либо». Оно и понятно, с другой стороны – на отцовских достижениях долго не протянешь. Нужно и самим добиваться впечатляющих результатов.

- Не исключено, что уже в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей, - рассказал, комментируя ситуацию в отрасли, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. - Спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9 и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС».

Сегодня в спину Роскосмосу дышат космические агентства США, некоторые страны ЕС и Китай. По словам специалистов, много лет проработавших в этой сфере, сохранить лидерство возможно. Но для этого надо немало постараться. По сути, вся космическая промышленность России нуждается в реструктуризации. Ибо часть предприятий давно закрыто или переориентировано на мирные цели, соответствующие потребностям времени. Многие к Федеральному космическому агентству РФ (Роскосмосу) юридически имеют весьма далекое отношение. Собрать воедино базу, вернуть высококвалифицированных специалистов на свои рабочие места, вернуть, в конце концов, стране былую славу – таковы сегодня новые задачи Роскосмоса.

Первым о необходимости преобразований заговорил сам глава ведомства Владимир Поповкин. Бывший начальник команды «Гагаринского старта» на Байконуре, начальник штаба и командующий Космическим войсками уверен, что промедление невозможно более. Потому время перемен фактически началось сразу после смены руководства Роскосмоса (апрель 2011 года). Однако даже в этом благом начинании нашлась «ложка дегтя». Как и экономике, социальной сфере хорошее начинание рискует провалиться под грузом отраслевой бюрократии, не желающей терять рычаги управления. Процветает и воровство.

Энергия управления

В интервью программе «Человек и закон» Владимир Поповкин отметил, что большая часть средств, выделенных государством на развитие космических технологий, оседает в карманах некоторых руководителей космических предприятий.

- Мне тяжело назвать цифру, какую воруют, потому что за нее надо отвечать. Я, честно говоря, никогда не занимался подсчетами. Но я считаю, что наша отрасль может эффективнее работать процентов на 20-25, - сокрушался глава Роскосмоса.

Провести полную, а главное - честную инвентаризацию космической отрасли ввиду больших объемов работы представляется маловозможным. Однако многие неприглядные факты, дискредитирующие и всю отрасль в целом и отдельных ее «генералов» уже давно на слуху. Взять хотя ракету «Протон». Генеральный конструктор ГКНПЦ им. Хруничева В.Е. Нестеров ушел в связи с чередой ЧП с «Протонами». Когда-то самая надежная в мире, созданная еще в 60-х  20-го века великим конструктором В.Н. Челомеем, сегодня она не может похвастаться беспроблемными запусками. А ведь единственным, по-настоящему, прорывным проектом России в создании современных носителей должна стать многофункциональная «Ангара», которую предстоит строить и испытывать тому же Хруничевскому центру.

Цена прежнего «лихого менеджмента», построенного на смеси личных амбиций и бесконечных никем не утверждаемых схем «финансового оздоровления», оказалась крайне высокой.

Нынешнего руководителя Главного космического агентства России называют «слишком энергичным», обвиняют в излишне жестком продвижении понравившихся ему программ развития отрасли и в частности, тот же проект «Ангара».

Немало удивления и возмущения у специалистов в космической отрасли вызвала и ситуация с преобразованием Ракетно-космической корпорацией «Энергия». Шутка ли: из бесспорного лидера мировой ракетно-космической промышленности она трансформировалась в полупустой гигантский комплекс зданий в подмосковном Королеве. Ее специалисты (надо полагать, с одобрения руководства) случается, что заваливают серьезные проекты, допуская  при этом  грубейшие просчеты и ошибки. Во всех этих скандалов один из бывших советских офицеров, проработавший в космической отрасли не один десяток лет, сказал: «мне как офицеру, стыдно за многое, происходящее сегодня в бывшей великой стране и когда передовой отрасли»!»

Подмоченная репутация

Удивительно, но как нам  кажется, что генеральный конструктор «Энергии» Виталий Лопота совершенно не стесняется провалов и финансовых катастроф своего детища. На фоне этого, идет коллекционирование неудачных проектов. Наиболее яркий тому пример – ситуация с реализацией проекта «Морской старт». РКК «Энергия» имени С.П. Королева, по сути, выкупила его у «Боинга». На его разработку государство ежегодно тратит сотни миллионов долларов. Впустую, ибо никакой отдачи от «Морского старта» Россия до сих пор не получила. Только прямые потери по проекту 2011 году составили более 100 млн. долларов. Не лучше результат и по итогам 2012 года. Причина убытков, по мнению специалистов, - малое количество стартов (проект рентабелен при четырех стартах в год). Но и даже те редкие запуски, которые все-таки производятся, нельзя назвать беспроблемными. Так, 1 февраля 2013 года у ракеты-носителя «Зенит-3SL» со спутником связи «Интелсат-27» (IS-27) вскоре после пуска с плавучего космодрома в Тихом океане произошло аварийное отключение двигателя первой ступени.

В конце прошлого года менеджмент швейцарской корпорации «Сиа Лонч АГ», «дочки» РКК «Энергия», осуществляющей запуски по программе «Морской старт», признал, что после года самостоятельной работы фирма пришла к полному банкротству. Для продолжения дальнейшей работы проекта срочно необходимы как минимум 200 млн. долларов. Единственным «спонсором», который в силах спасти ситуацию, остается бюджет России. Потому что частные банки, похоже, кредитовать «Энергию» больше не хотят.

Совокупная задолженность компании «Си Лонч» (и, следовательно, «Энергии») перед кредиторами составляет не менее 530 миллионов долларов, какие уж тут кредиты.

Во всей этой истории удивляет и то, что несмотря на катастрофические убытки, на печальную метаморфозу, произошедшую с некогда мощным и крепким предприятием, проект не стыдливо закрыт, а по-прежнему наплаву. Очевидно, руководители «космических» предприятий знают какой-то секрет устойчивости. Они широко применяют разнообразные схемы «оптимизации» финансовых потоков и систем управления. Примером, опять-таки, может служить РКК «Энергия», более 20% акций которого принадлежат самому предприятию (находится на балансе полностью подконтрольных ему 100-процентных дочерних фирм – ООО «ИК «Открытие» и ЗАО «ЗЭМ»). То есть по сути акциями управляет менеджмент РКК, под бдительным руководством Виталия Лопоты. Схема известна еще с 90-х под названием «закольцовка». Дополнительный бонус от этой схемы — несменяемость менеджмента.

Подобное попустительство не могло остаться незамеченным новым руководителем Роскосмоса. Начались проверки со свойственным Поповкину напором. Однако такая настойчивость явно не понравилась «космическим генералам» и они предприняли «ход конем».

На сайте ОАО «Российские космические системы» вдруг появилось открытое письмо Первого заместителя генерального директора ОАО «Российские космические системы» И.И. Голуба. В нем главу не в меру любознательного руководителя ведомства обвиняли в «снижении окладов директорам предприятий» и «проведении финансовых проверок, в частности,  проверки цен по госконтрактам». Такая «придирчивость» заставила сильней задумать о том, что же на самом деле волнует высшее руководство российской космической индустрии. И в это же время остается открытым вопрос – а почему проводимые Роскосмосом проверки никак не заинтересовали соответствующие ведомства? Например, чиновников Госимущества или прокуратуру.

Среди недостатков главы Роскосмоса Поповкина его недруги называют два главных: «генеральский» напор и, свойственное большинству военных, пренебрежение пиаром. все же представитель той специфической военно-гражданской системы управления космической отраслью, которая создавалась еще Королевым. Хочется верить, что после детального расследования ситуации, сложившейся в космической отрасли России, недостатки Поповкина сыграют во благо. И «черные дыры», в которые с космической скоростью утекают «космические» деньги будут как минимум закрыты. А максимум – будут определены фирмы, на счетах которых, возможно осели деньги российских налогоплательщиков. Но это лишь мечты. В реальности же в ближайших планах Центральное космическое ведомство должно представить в военно-промышленную комиссию план реорганизации 93 подведомственных предприятий в 6 интегрированных структур, а также потому, что планируется доведение доли государства в ключевых предприятиях отрасли (РКК «Энергия») до контрольной. Глядишь, и в итоге идея возвращения «ока государева» в   космонавтику все-таки станет реальностью. Все-таки на кону стоит не только и не столько престиж страны, сколько ее оборонная мощь и безопасность.

 

Авиа­Порт.Ru, 22 августа 2013 г., УМПО представит на МАКС-2013 натурный образец двигателя для истребителя пятого поколения

На Международном авиакосмическом салоне МАКС-2013, который будет проходить с 27 августа по 1 сентября, делегация ОАО "УМПО" в составе экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации (павильон ОПК "ОБОРОНПРОМ", С3) продемонстрирует макет двигателя АЛ-41Ф-1С (изделия 117С) в натуральную величину.

Уфимское моторостроительное производственное объединение обладает статусом главного разработчика и производителя изделия 117С и поставляет его в рамках гособоронзаказа корпорации "Сухой" для истребителей Су-35С.

Экспозиция Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) в этом году будет организована по дивизиональному принципу. Дивизион "Двигатели для боевой авиации", головной компанией которого является ОАО "УМПО", кроме изделия 117С, представит также макеты двигателей РД-33МК и АЛ-31ФН.

Кроме того, с образцами продукции УМПО можно будет познакомиться и в рамках проектов, которые реализуют партнеры компании из других дивизионов ОДК - "Двигатели для гражданской авиации" и "Вертолетные двигатели". В частности, на стенде будут представлены комплектующие уфимского производства для двигателей ПД-14 (предназначен для перспективного самолета МС-21, головной разработчик - КБ "Авиадвигатель",) и ВК-2500 для вертолетов типа Ми-8/Ми-17 (разработан и производится на ОАО "Климов").

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в 2012 году составила 25 425 млн. рублей. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Башкортостанское региональное отделение которой с 24.01.2012 г. возглавляет управляющий директор ОАО "УМПО" А.В. Артюхов.

 

Телерадиокомпания Терра, 22 августа 2013 г., Самарские специалисты могут помочь самолетостроению Индии

Индийские инвесторы хотят строить самолеты совместно с самарскими предприятиями. Как уже сообщала «ТЕРРА», новое направление сотрудничества между 63-м регионом и Индией предлагает посол азиатской республики в России Аджай Малхотра. В ходе встречи с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным обсуждалось сотрудничество в отрасли производства авиадвигателей. В частности, среди возможных партнеров упоминалось самарское ОАО «Кузнецов».

Причем речь может идти не только о производстве, но и о подготовке индийских специалистов. Николай Меркушкин предложил в качестве партнера Самарский государственный аэрокосмический университет, вошедший в ТОП-15 российских вузов.

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:
- Мы можем заключить соглашение и по подготовке  кадров, и на исследовательские работы.

Аджай Малхотра, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в России:
- Мы можем работать в Самарской области в этом направлении. Я это передам в Москве, когда буду в МИДе.

Добавим, ОАО «Кузнецов» и СГАУ являются членами крупнейшей общественной организации страны – Союза Машиностроителей России.

Еще одно направление сотрудничества - совместное производство лекарственных препаратов. Кроме того, по словам посла, сейчас фармацевтические компании Индии ищут новый рынок для поставки медикаментов.

По итогам встречи было решено рассмотреть возможность подписания соглашения между Самарской областью и Республикой Индия.

 

Губернатор и Правительство Ульяновской области, 22 августа 2013 г., Представители Ульяновской области выступят на конференции «Современные механизмы профориентационной деятельности» в рамках международного авиакосмического салона

Мероприятие пройдёт 29 августа в пресс-центре «МАКС – 2013» в Жуковском (Московская область).

Организаторами конференции выступили Правительство Ульяновской области, Московское и Ульяновское областные отделения «Российского Союза Молодежи», ОАО «Авиасалон», Ульяновское региональное отделение «Союза машиностроителей России».

В состав спикеров конференции от Ульяновской области включены первый заместитель Председателя Правительства - Министр стратегического развития и инноваций Александр Смекалин, Генеральный директор ООО «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров и руководитель регионального отделения «Российского Союза Молодежи» Александр Луконин.

 

Молодой коммунар, 23 августа 2013 г., Скоординированно и наступательно

Приближается День оружейника. Для многих туляков это профессиональный праздник. В этом году в нашей стране его будут отмечать около двух миллионов россиян, непосредственно занятых на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, работающих в военной науке.

Готовятся к празднику и тульские машиностроители — члены ТРО общероссийской общественной организации «Союз Машиностроителей России», которое было образовано в 2007 году. Работой отделения руководит генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «НПО „Сплав“, Герой России, доктор технических наук, профессор, академик РАРАН, почетный гражданин города Тулы Николай Александрович Макаровец.

Машиностроители проводили активную работу по многим направлениям. Можно отметить подготовку предложений к законопроектам, касающимся промышленной политики государства, решение вопросов энергообеспечения предприятий Тульской области и внедрения инноваций.

Региональное отделение активно работает с представителями финансово-кредитных учреждений Тулы по перспективе и условиям кредитования промышленных предприятий. Этот вопрос напрямую касается приобретения современного оборудования и внедрения инноваций на предприятиях. В поле зрения машиностроителей — формирование госзаказа для оборонных предприятий, его выполнение.

Большое значение региональное отделение придает подготовке кадров для предприятий Тулы и области. Особенно это касается машиностроительных и оборонных специальностей. Решаются вопросы по уровню заработной платы молодых специалистов на предприятиях отрасли, подачи заявок предприятиями по контрактным местам. Особое внимание уделяется подготовке кадров для ВПК. Эта работа ведется совместно с Тульским государственным университетом и другими учебными заведениями.

Машиностроители совместно с Тульской торгово-промышленной палатой формируют единые подходы к вопросам тарифной политики, что положительно сказывается на работе промышленных предприятий. Позитивное влияние на формирование единого подхода к вопросам тарифной политики в регионе оказывает Совет главных энергетиков и созданная рабочая группа ТРО «Союза Машиностроителей России» и Тульской Торгово-промышленной палаты по определению приемлемой для промышленных предприятий тарифов, динамики их изменений и видов оплат за поставленную электроэнергию.

Многие туляки помнят, как в прошлом году скульптурой великому реформатору России, императору Петру I была открыта Аллея памяти и славы оружейников. Тульское региональное отделение продолжит работу по созданию Аллеи. Есть также намерение организовать Зал Славы тульских оружейников в Тульском государственном музее оружия.

Предприятия Тульского регионального отделения активно участвуют в международных выставках и конкурсах. Совсем недавно делегация от регионального отделения принимала участие в работе Третьего Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2013». В планах на 2013 год у регионального отделения еще немало значимых мероприятий, направленных на реализацию основных задач Союза.

Наиболее активно работали такие предприятия, как ОАО АК «Туламашзавод», ОАО КБП, ОАО «НПО „Сплав“, ОАО „ТПЗ“, ОАО „Тулаточмаш“, ОАО „КРЭМЗ“, ООО ПКФ „Автоматика“, ОАО „ЦКБА“, Тульская торгово-промышленная палата и другие.

Конструктивную помощь региональному отделению во многих вопросах оказывает администрация и правительство Тульской области.

 

V-info, 23 августа 2013 г., Башкортостан примет участие в Международном авиасалоне "МАКС-2013"

С 27 августа по 1 сентября 2013 года на аэродроме ЛИИ им. Громова подмосковного города Жуковский состоится Международный авиасалон "МАКС-2013" - крупнейшая в мире выставка достижений авиационных и космических  технологий. 

Делегацию республики возглавит Президент Торгово-промышленной палаты Башкортостана Юрий Пустовгаров. Участниками авиасалона станут флагманы башкирского авиастроения: УМПО, УППО, Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП), Техпромсервис, УГАТУ, Гидравлика.

По данным пресс-службы ТПП Башкортостана, концепция участия республики включает в себя презентацию "Уфа – город авиационных технологий", а также презентацию предприятий республики под эгидой БРО Союза машиностроителей России. 

А также по теме:

Башкортостан примет участие в Международном авиасалоне «МАКС-2013»

 

Телерадиокомпания Терра, 23 августа 2013 г., Испанский профессор научит самарских студентов конструировать наноспутники

Студенты Самарского государственного аэрокосмического университета получат возможность ознакомиться с новейшими разработками в области исследования внеземного пространства. На базе вуза открылась «9-я международная летняя космическая школа». Вместе с самарскими студентами курс пройдут представители университетов-партнёров из Германии, Эстонии, Колумбии, Белоруссии и Украины. В первую неделю слушатели познакомятся с лабораториями, программами научных экспериментов СГАУ, планами развития "ЦСКБ-Прогресс", в том числе по созданию и запуску новых научных космических аппаратов типа «Бион» и «Фотон». Также молодые учёные получат знания в области конструирования наноспутников. Лектором курса выступит известный испанский профессор Фернандо Агуадо. Главными организаторами мероприятия, которое проходит с 2003 года, выступают Самарский государственный аэрокосмический университет и завод «ЦСКБ-Прогресс». Напомним, и вуз, и предприятие являются членами одной из крупнейших общественных организаций - Союза Машиностроителей России.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 23 августа 2013 г., Минобороны отвоевывает топливную базу \\ Проданную по приказу Анатолия Сердюкова

Как стало известно "Ъ", Минобороны включилось в судебную тяжбу за один из своих объектов, который бывший министр обороны Анатолий Сердюков счел непрофильным активом и разрешил его продажу. Речь идет о нефтеперевалочном комплексе в поселке Мохнаткина Пахта Мурманской области. Этот объект является стратегически важным для жизнеобеспечения флота, главной базой заправки кораблей Северного флота и рассматривается в качестве основного держателя запасов горючего для военных нужд.

Минобороны России обратилось в арбитражный суд Московской области с иском к ОАО "Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО" (ОАО ОМС) и ООО "Коммандит Сервис" о признании недействительным заключенного между ответчиками 17 октября 2012 года договора купли-продажи 12 объектов нефтеперевалочного комплекса. Отметим, что сейчас в арбитражном суде Мурманской области ОАО ОМС само требует признать сделку с "Коммандит Сервис" недействительной.

Истец просит вернуть ему железнодорожные подъездные пути, станцию, сливную эстакаду, резервуары для мазута и проч. Впрочем, рассмотрение этого дела в Мурманске затянулось на неопределенный срок: стороны ходатайствовали о назначении целого ряда экспертиз. Так, ОАО ОМС считает, что продало недвижимость по заниженной оценщиками стоимости, а покупатель хочет доказать, что на тот момент 12 объектов нефтеперевалочного комплекса именно столько и стоили.

Судя по всему, Минобороны, которое до этого выступало в Мурманске лишь в качестве третьего лица, "не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора", решило, что в данной ситуации без вмешательства военного ведомства дело его акционером может быть проиграно. "Мы не собираемся расторгать эту сделку,— прокомментировал "Ъ" ситуацию генеральный директор компании "Коммандит Сервис" Александр Выползов.— Мало того что наша фирма еще в 2005 году сама построила эти 12 объектов, вложив в них около 630 млн руб., так потом еще раз заплатила за них 455 млн по итогам торгов". По словам господина Выползова, "Коммандит" вынужден был заключить с ОАО ОМС договор на аренду, поскольку объекты находились на территории воинской части и приобрести их в собственность сразу было нельзя. С учетом арендных платежей терминал обошелся ООО более чем в 1,2 млрд руб.

Напомним, что в мае 2011 года несколько объектов нефтеперевалочного комплекса приказом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова были переданы в собственность ОАО ОМС. Отметим, что ранее эту структуру возглавлял Максим Закутайло, гражданский муж экс-руководителя скандально известного центра правовой поддержки "Эксперт" Екатерины Сметановой, обвиняемой в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в рамках дела "Оборонсервиса". Именно последняя, по данным следствия, ходатайствовала о назначении супруга на эту должность перед своей подругой, обвиняемой по той же статье УК Евгенией Васильевой, занимавшей должность начальника департамента имущественных отношений (ДИО) Минобороны.

После того как в соответствии с директивой Анатолия Сердюкова комплекс был признан ненужным флоту, в сентябре 2012 года его и выставили на торги. Организатором этой процедуры по заданию ДИО Минобороны выступило ООО МИРА, правопреемник "Эксперта".

В итоге база в Мохнаткиной Пахте досталась ООО "Коммандит Сервис" за 455 млн руб., что, по мнению представителей Главной военной прокуратуры, оказалось на 240 млн руб. ниже рыночной стоимости. В декабре прошлого года по этому факту ГВСУ СКР возбудило уголовное дело, расследование которого до сих пор продолжается.

 

Известия, 23 августа 2013 г., Россия начала поиски в Арктике потерянных ядерных генераторов \\ Две энергоустановки для питания автономных маяков на Севморпути бесследно исчезли

ФГУП «Гидрографическое предприятие» и Росморречфлот организовали поиск двух радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) — «ядерных батареек», обладающих смертельным для человека излучением. 

Их устанавливали в 1970-х годах на безлюдных берегах Арктики в качестве источников электроэнергии для автономных маяков — с их помощью осуществлялась навигация Северного морского пути.

После того как в 1990-е годы генераторы выработали ресурс и началась их утилизация, выяснилось, что некоторые установки исчезли. Как рассказал «Известиям» начальник отдела по работе с изотопными источниками управления нераспространения и физической защиты Курчатовского института Александр Григорьев, часть РИТЭГов смыло в океан, несколько было потеряно при транспортировке, а судьба двух до сих пор не известна. 

Один из пропавших ядерных генераторов был установлен на острове Лишний около полуострова Таймыр в Карском море. Масса установки проекта «Гонг» — 700 кг. Источником энергии служит титанат стронция-90, обладающий радиоактивностью в 46–50 кКи.

По словам Григорьева, в 2012 году исследовательское судно обнаружило на месте генератора лишь металлические обломки. 

— В зоне нахождения маяка на полуострове Таймыр за несколько лет изменилась береговая полоса, и генератор просто замыло песком. Однако мы обследовали это место год назад, и сам генератор обнаружить не смогли, только обломки. Вероятно, его затянуло в океан, — пояснил Григорьев. 

Еще один генератор — 680-килограммовый «Бета-М» — пропал с мыса Кувэквын на Чукотке. В качестве источника энергии там используется два радиоактивных элемента: стронций-90 и итрий-90. Радиоактивность компонентов генератора составляет 39,3 кКи. 

— Маяк на Чукотке расположен на берегу, замыть его не могло, остается версия, что кто-то утащил, — сказал Григорьев. 

Поиски смертельно опасных генераторов запланированы на сентябрь, все работы должны завершиться к 1 декабря текущего года. Искать генераторы предполагается несколькими способами: магниторазведкой, поверхностным зондированием с помощью георадара и технологией возбуждения электромагнитного поля. На поисковую операцию запланировано 43,3 млн рублей. 

В исчезновении генераторов могут быть повинны охотники за металлоломом, рассказали «Известиям» в Институте динамики геосфер РАН. 

— На Кольском полуострове были случаи, когда местные жители вскрывали установки, чтобы продать их на металлолом, и, естественно, получали смертельную дозу облучения, — рассказал изданию сотрудник института Алексей Пустовалов.

Он добавил, что радиоактивное вещество, спрессованное в виде таблеток, запаяно в герметичные капсулы, устойчивые к коррозии. 

— Смертельное облучение есть только внутри генератора, вокруг закрытой установки, конечно, есть некоторое превышение дозы радиации, но так как эти районы необитаемы, глобальной катастрофы нет, — пояснил Пустовалов.

По данным НКО «Беллона», с 1987 по 2004 год было зафиксировано девять случаев разграбления РИТЭГов, три аварийных сброса генераторов с транспортного вертолета, три раза были выявлены утечки радиации по причине недостатков конструкции, два РИТЭГа потеряны под слоем грунта и в одном случае не удалось установить причины механических повреждений корпуса.

Пустовалов также сказал, что период полураспада стронция-90, которым заряжены РИТЭГи, составляет около 300 лет. Все это время он продолжает фонить. Поэтому металлы, из которого сделаны установки, — нержавеющая сталь, свинец, алюминий, обедненный уран — непригодны для дальнейшей переработки.

Тем не менее части РИТЭГов обнаруживались в самых неожиданных местах. Три вскрытых и фонящих генератора были обнаружены в 1997 году на угольном складе в Душанбе, в 1998 году фрагменты РИТЭГа нашли в пункте приема металла в Сахалинской области, в 1999 году топливную капсулу со стронцием нашли на автобусной остановке в Ленинградской области.

По сути РИТЭГ — это миниатюрная атомная станция, хотя принцип его работы отличается от атомного реактора. Компактные нетребовательные к обслуживанию радиоизотопные генераторы (на основе титаната стронция-90 и итрия-90) эффективно решали задачи навигации и безопасности морского движения.

Несмотря на небольшую мощность (до 80 Вт), РИТЭГ может работать 25 лет без вмешательства человека.

В Советском Союзе было произведено 1007 РИТЭГов для нужд морской навигации и космической отрасли. В ведении военных находились 414 из них. В основном РИТЭГи использовались в качестве источников питания маяков и навигационных знаков трассы Севморпути на побережье и островах Северного Ледовитого океана в зоне Арктики.

Установки были спроектированы с учетом воздействия природных факторов и предусматривали защиту от излучения. Однако максимально возможный 25-летний ресурс эксплуатации к данному моменту полностью исчерпан — оставшиеся в море и на побережье установки были запущены в период с 1974 по 1985 год. Кроме того, конструкция навигационных знаков не предусматривала защиты от вандализма.

Сейчас на Севморпути продолжает работать 56 РИТЭГов. Еще 12 используются Минобороны на Камчатке, а четыре находятся в ведении Росгидромета в Антарктиде. 191 генератор хранится на различных площадках («ДальРАО», «РосРАО», ПО «Маяк», В/О «Изотоп»).

До 2014 года в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» России предстоит утилизировать 269 радиоизотопных генераторов. Восемь из них остаются на материковом побережье и островах моря Лаптевых. 

Вместо ядерных генераторов автономные маяки оборудуют химическими, солнечными и ветровыми источниками питания. Разборку РИТЭГов осуществляет бывший производитель — Всероссийский НИИ технической физики и автоматизации, захоронением занимается челябинское предприятие «Маяк». Финансовую помощь в утилизации радиоактивных генераторов России оказывают Норвегия, США и Франция.

 

Известия, 23 августа 2013 г., «Морской старт» пригласили в ФСБ \\ Роскосмос требует призвать к ответственности руководство РКК «Энергия» за необоснованные экономические действия в ходе выкупа активов Sea Launch

Роскосмос направил в Росимущество материалы по выявленным нарушениям в ракетно-космической корпорации «Энергия», где делают корабли «Союз» и «Прогресс» для доставки космонавтов и грузов на Международную космическую станцию. Описанные в письме (его копия есть в «Известиях») Олега Фролова, и.о. руководителя Роскосмоса (на время отпуска главы космического агентства Владимира Поповкина), финансовые операции относятся к проекту «Морской старт».

Эти данные были получены межведомственной рабочей группой (МРГ), весной проверившей «Энергию» по распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина. Было необходимо понять, что делать с «Морским стартом», который буквально накануне привлек внимание аварией — ракета «Зенит» рухнула в океан на первой минуте полета из-за отказа в системе питания.

«В ходе проверки МРГ установлено, что за период с 2010 по 2012 год по письменным указаниям президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты дочернее предприятие ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК Энергия» (ЗЭМ) в качестве заимодавца предоставило на «льготных» условиях четыре займа на общую сумму 5 535 900 878 рублей частным организациям ООО «Энергия-Оверсиз», ООО «Энергия-Лоджистикс», Sea Launch AG, владеющим проектом «Морской старт», — говорится в письме. — Источником финансирования займов являлись кредиты в коммерческих банках, полученные ЗЭМом и самой РКК «Энергия» под 10–15% годовых. ЗЭМ два займа в 2010 году предоставил под 4,5% годовых, что является экономически необоснованным». 

По заключению МРГ, на которое ссылается Фролов в письме Росимуществу, действия руководства «Энергии» нанесли ущерб компании минимум на 600 млн рублей. «Прошу поддержать позицию Роскосмоса и обратиться с заявлением в Федеральную службу безопасности о нанесении ущерба Российской Федерации», — завершает письмо Фролов. 

В Росимуществе оперативно ответить на запрос «Известий» не смогли.

Виталий Лопота прокомментировал новость о направлении материалов в Росимущество кратко:

— Я на заседании военно-промышленной комиссии объяснял, что привлекался коммерческий кредит с целью покрыть долги предыдущих периодов. У меня есть право распоряжаться десятью процентами валюты баланса, и я это делал. Счетная палата, проверив нас, никаких претензий по данной теме не высказывала. 

Противостояние руководства Роскосмоса и РКК «Энергия» имеет давнюю историю. По сути РКК «Энергия» близка к госкомпании — целиком зависит от государства, получая от него заказы на космические корабли и модули для МКС. Будучи на 38% в собственности государства, «Энергия» официально находится в ведении Роскосмоса, выступая в роли головного предприятия по пилотируемой космонавтике. В ближайшие годы РКК станет получателем многомиллиардных госинвестиций в связи с началом разработки и производства нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК), который по планам Роскосмоса к 2020 году заменит летающие к МКС «Союзы». По оценкам самой РКК «Энергия», создание ПТК потребует 100 млрд рублей, еще 60 млрд потребуется на блок аварийного спасения, сборочно-защитный блок, комплекс средств подготовки и пуска.

Несмотря на, казалось бы, очевидную зависимость от государства, президент РКК «Энергия» Виталий Лопота демонстрирует абсолютно независимую позицию в отношении Роскосмоса, не стесняясь оппонировать Владимиру Поповкину по всем стратегическим вопросам развития отрасли, включая сценарий ее реструктуризации, планы создания новых ракет и строительство космодрома. 

РКК «Энергия» ведет вполне независимую хозяйственную и инвестиционную деятельность. Например, осуществляет сделки по приобретению акций других предприятий Роскосмоса без согласования с Роскосмосом — так, в прошлом году ЗЭМ выкупил 13,98% пакета акций НПО «Энергомаш».

«Морской старт» — еще одна тема, где глава «Энергии» не находит понимания у руководства Роскосмоса. Весной этого года Лопота завел речь о помощи государства — оно могло бы помочь проекту «Морской старт», обеспечив ему запуски в рамках Федеральной космической программы или даже выкупив пусковую платформу у «Энергии». В Роскосмосе выступили против этой затеи, указав, что Россия располагает достаточным количеством пусковых мощностей, строит новый космодром и не должна распылять ресурсы. Чтобы «Энергии» не приходилось тратить деньги на обслуживание обязательств по «Морскому старту», в Роскосмосе предложили продать активы компании, перепрофилировав буксируемую платформу.

В «Энергии» считают, что бросать сейчас «Морской старт» смысла нет, в любом случае придется покрывать долги.

— В 2009 году у компании был выбор — либо оплатить в ходе банкротства четверть долгов «Морского старта» — порядка $700 млн, либо выкупить саму компанию в рамках процедуры реструктуризации, — говорит источник в руководстве «Энергии». — Цена вопроса была $459 млн, из которых $248 млн требовали за активы и $211 млн на оплату долгов. Мы нашли эти $459 млн и на сегодняшний день снизили долг по данному активу до $393 млн. С каждым пуском долговая нагрузка уменьшается и к 2017 году будет на уровне $150 млн. Но тут надо учитывать, что «Морской старт» уже принес в промышленность России более $1 млрд — и продолжает приносить в виде заказов на двигатели.

К описанным событиям стоит добавить, что РКК «Энергия» в стремлении минимизировать долги по «Морскому старту» вступила в судебные процессы против подразделения авиастроительной компании Boeing — соучредителя «Морского старта» до банкротства. Так, в начале февраля этого года от имени Boeing был подан иск к «Энергии» и «Южмашу» в окружной суд Центрального округа Калифорнии в Лос-Анджелесе. Boeing требует с прежних партнеров по Sea Launch $356 млн плюс проценты на момент возможного удовлетворения иска. По информации Bloomberg, на долю «Энергии» из этих $356 млн приходится $233 млн, на долю «Южмаша» — $123 млн.

— Я вполне допускаю, что другие федеральные ведомства могут поддержать Роскосмос в плане претензий к «Энергии», хотя у каждого ведомства тут могут быть свои интересы, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Но тут явно просматриваются последствия системной ошибки. Госсобственность существует в условиях рыночной экономики. И существуют законные пути перевода госсобственности в частный сектор. И это будет продолжаться, пока не удастся построить настоящую акционерную компанию, которая станет отвечать за свою работу не отчетами наверх, а конкретными деньгами.

 

3. Автомобилестроение.

 

Российская газета, 23 августа 2013 г., Чип с тобой \\ Минпромторг хочет "зашить" в номера автомобилей радиочастотные метки

Российским автомобилям хотят "зашить" в номера радиочастотные микрочипы. Это поможет бороться с угонами, облегчит постановку машин на учет, позволит контролировать движение общественного и спецтранспорта и отслеживать перемещение опасных и ценных грузов, рассказали "РГ" в минпромторге.

Подготовить свои предложения по внедрению новой технологии минпромторг, минкомсвязь и МВД должны уже к ноябрю этого года. А оснащать номерные знаки специальными метками можно будет буквально через полгода после того, как будут приняты изменения в законодательство, уверяют в минпромторге. В таком случае вскоре инспекторам ДПС не придется останавливать для проверки документов автомобили с такими чипами. Ведь они позволят снимать информацию об автомобиле на расстоянии.

Получить новые чипованные номера большая часть российского автопарка сможет за пять лет, прогнозирует исполнительный директор "Автостат" Сергей Удалов.

Со временем технологиями будущего научатся пользоваться владельцы заправок, операторы платных дорог. В ведомстве планируют также использовать новую технологию для оценки интенсивности городского трафика, управления транспортными потоками. А уже в ближайшем будущем оснащение номерных знаков радиометками позволит исключить ошибки в распознавании автомобилей при определении скоростного режима в сложных погодных условиях, облегчит снятие и постановку транспортных средств на учет и оформление страховых процедур, рассказывают в минпромторге. Ведь по сути дела речь идет о том, что на чипе будет продублирована та информация, которая содержится в паспорте транспортного средства (ПТС). Радиочастотный микрочип, или так называемый RFID-чип в номере, является "электронным паспортом" автомобиля, уточняет собеседник "РГ" из министерства.

Впрочем, скорее всего, для владельцев авто со старыми номерами, по крайней мере в ближайшее время после введения новации, ничего не изменится. А вот новые номера уже будут "чипованными".

При этом одним из условий внедрения такой системы будет "несущественное изменение стоимости номерного знака", поясняют в минпромторге. Если речь будет идти о массовом производстве номеров с чипом, то для автовладельцев расходы действительно сильно не вырастут, соглашается Сергей Удалов.

С учетом того, что активный парк автомобилей у нас сейчас порядка 30 миллионов, можно предположить, что такой чип прибавит к стоимости номера около 100 рублей, предполагает он.

Правда, пока не решен вопрос с финансированием программы, которое потребуется, например, на оборудование постов ГИБДД считывающими устройствами, признают в минпромторге. Какими могут быть такие расходы и в министерстве, и независимые эксперты предположить затрудняются. Но понятно, что лишних денег в бюджете нет. Впрочем, рассматриваются разные варианты, вплоть до привлечения частных инвесторов, рассуждают в минпромторге. Эксперты также предполагают, что такая схема может быть интересна, например, операторам платных дорог или АЗС.

Микрочипы будут российского производства. "Разработка основана на базе отечественной научной школы академика Гуляева и успешно апробирована в опытных образцах для контроля перевозки спецгрузов. Производство номерных знаков с такими RFID-чипами уже отработано с изготовителем знаков. Остаются чисто организационные моменты, связанные с учетом номеров, организации инфраструктуры на дорогах, создания центров обработки информации и интеграции идентификационной информации в существующие Государственные информационные системы", - рассказывают в минпромторге.

Перевод документов с бумажных носителей на электронные - неизбежный процесс, который затрагивает в том числе и автомобилистов, считает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. В этом направлении движется весь мир, и нашей стране от этого никуда не деться.

"Такие устройства давно существуют. Они называются транспондерами. Так что идея эта не нова. Вживление чипа в номер - это просто следующий шаг. Применение этих чипов может быть самым широким. Например, едет машина - сотрудник ГИБДД уже знает, кто за рулем, откуда едет и так далее. Можно и за неправильную парковку штрафовать. Скажем, на инвалидном месте. В перспективе такие чипы могут упростить обслуживание автомобилистов на дороге", - рассуждает эксперт.

Больших проблем с внедрением системы возникнуть не должно, полагает Сергей Удалов. "Думаю, здесь вопрос в подходе, - говорит он. - Если сначала организовать все в тестовом режиме, отладить систему, не вводя ограничительных мер, то на этапе массового запуска проблем будет не так много. Без них, конечно, не обойтись. С тем же сайтом госуслуг поначалу были сложности. До сих пор есть сбои при оплате штрафов ГИБДД. Но чем дальше, тем меньше проблем остается. Но начинать когда-то надо. В конечном счете это сократит затраты денег и времени на большое количество процедур, связанных с автотранспортом. В том числе может упроститься регистрация и перерегистрация".

Tем временем

В Татарстане ввели штрих-код для учеников автошкол, который поможет полностью исключить взяточничество, а также ускорит процесс сдачи экзаменов и позволит собрать досье на будущего водителя, автошколу и даже тех инструкторов, которые обучали курсанта.

Оборудование почти ничем не отличается от того, что мы ежедневно видим на кассе каждого супермаркета. Только штрих-код присваивается не товару, а конкретному человеку. И доступ к данным курсанта имеет ограниченный круг лиц. Инспектор, принимающий экзамены, в их число как раз не входит.

Во время презентации нового проекта журналистов пригласили на сдачу экзаменов. Курсантов запустили в кабинет группой из 20 человек. 20 вопросов и 20 минут на ответы. Одна стена в кабинете, где сдают теоретический экзамен, сделана из стекла, чтобы любой человек, находящийся в коридоре, мог отследить, помогает ли инспектор отвечать на вопросы и пользуются ли ученики шпаргалками. Кроме того, за действиями инспектора следит видеокамера.

Новая схема сдачи экзамена со штрих-кодом довольно проста. Перед испытаниями каждая автошкола оформляет бланк заявления на курсанта, куда вносит данные о кандидате, периоде его обучения и преподавателях. Каждый такой документ сопровождает штрих-код. На сдачу экзамена курсант приходит с заполненным бланком, проводит его через сканер, установленный у компьютера, и получает персональный билет с набором из 20 вопросов, сформированных по случайному выбору чисел.

Инспектор, принимающий экзамен, не видит на своем мониторе, какие вопросы достались курсанту, он может только контролировать время, отведенное на испытание, чтобы в случае перебора показать кандидату в водители на дверь. Кроме того, программа позволила ученикам выбирать вопросы, на которые можно ответить в первую очередь, чтобы кандидат смог начать с самых легких. По окончании экзамена в компьютер инспектора поступает лишь информация о том, ответил курсант на вопросы или нет. До сих пор оформлением бумаг занимались непосредственно в ГИБДД. Да и отследить билет каждого курсанта инспекторам не составляло труда. Сейчас это табу.

Разработкой программы занимались казанские айтишники. По словам Виктора Дьячкова, директора компании, создавшей штрих-код, они применили военные технологии. Итоговые сведения будут храниться на сервере, недоступном для людей, допущенных к приему экзаменов, чтобы избежать утечки информации.

Кроме того, всегда можно проверить, как сдал экзамен тот или иной ученик.

Более того, как рассказал глава УГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов, с помощью данных на курсантов они смогут отследить их дальнейшую судьбу - сколько штрафов получили, сколько раз попали в аварию. А уже из этих сведений будет складываться рейтинг автошкол.

Что касается практического экзамена, то и здесь ГИБДД подстраховалась. В каждой машине, в которой кандидат сдает "площадку" и "город", установлены два видеорегистратора. Один направлен на дорогу, другой - в салон. Видео с регистраторов инспектора обязаны сдавать на проверку.

Кроме того, глава Госавтоинспекции региона предложил, чтобы в машине во время сдачи практического экзамена вместе с кандидатами в водители и инспекторами находился представитель Федерации автошкол Татарстана, который бы выступал в качестве независимого эксперта.

 

Известия, 23 августа 2013 г., «Ростехнологии» придумали, как избавиться от закупок автомобилей \\ Госкорпорация решила продать свои машины и найти подрядчика на услуги по управлению автотранспортом

Госкорпорация «Ростехнологии» в свете новых законодательных инициатив, касающихся ограничения покупки дорогих автомобилей для чиновников, решила передать управление собственным транспортом на аутсорсинг. Компания продаст автопарк из 56 автомобилей, в числе которых и такая диковинка, как Mercedes-Benz S 600 L 4M Guard, за 55 млн рублей, а затем в течение трех лет потратит 600 млн рублей на аренду аналогичного автопарка. Единственным претендентом на получение контракта стала лизинговая компания СОЛТ.

Контракт на автотранспортное обслуживание, который собираются заключить «Ростехнологии», предусматривает два этапа: сначала госкорпорация продаст контрагенту своей автопарк, а затем будет до 2016 года покупать у него услуги по автотранспортному обеспечению. Общую стоимость автомобилей определил Центр независимой экспертизы собственности. В списке 13 машин Mercedes-Benz стоимостью от 300 тыс. рублей, автомобили Lexus, Audi, Volkswagen, Toyota и Ford. К примеру, Cadillac Escalade 2008 года продается за 960 тыс. рублей, а самым дешевым автомобилем стал Ford Focus, машину продают за 192 тыс. рублей. 

Среди автомобилей, выставленных «Ростехнологиями» на продажу, значится и Mercedes-Benz S 600 L 4M Guard, произведенный в 2010 году. Автомобиль будет продан за 16 млн рублей (новый стоит порядка 28 млн рублей).

По договору с компанией, выигравшей тендер, «Ростехнологии» взамен проданного автопарка получат в пользование 60 автомобилей, из которых 56 машин должны быть новыми. Для обслуживания сотрудников госкорпорации планируется закупить 27 автомобилей Mercedes-Benz (стоимостью от 1,5 до 6,6 млн рублей. — «Известия»), 23 автомобиля Ford (Mondeo и Focus) и шесть автомобилей Volkswagen. Mercedes-Benz S 600 хоть и сменит собственника, продолжит возить руководство «Ростехнологий». 

Из 600 млн рублей, которые «Ростехнологии» собираются заплатить за автотранспортное обслуживание до 2016 года, исполнителю придется потратить 140–180 млн рублей только на закупку требуемых новых автомобилей. 

Единственным участником конкурса «Ростехнологий» оказалось ООО «Система оперативного лизинга транспорта» (СОЛТ), контролируемая кипрским офшором «Максбонд Лимитед». Генеральный директор компании СОЛТ Руслан Найманов рассказал, что программа комплексного управления корпоративным автопарком — одно из новых направлений бизнеса компании. Комментировать тендер «Ростехнологий» он не стал.

— Сегодня у нас пока нет не действующих контрактов, но могу уже сейчас заявить, что мы приняли участие в открытом тендере на транспортное обслуживание крупной корпорации и очень надеемся, что наше предложение будет лучшим как по стоимости, так и по наполнению услугами, — говорит Руслан Найманов. — Мы берем на себя все услуги по управлению автопарком, в том числе подбор водителей, диспетчеризацию, гаражные услуги, ремонт, предрейсовый медицинский осмотр и другие необходимые для крупного парка услуги. Также мы организуем выкуп старого и неэффективного парка и поставляем новые современные экономичные автомобили.

В «Ростехнологиях» сообщили, что решение о передаче автотранспортного обеспечения на аутсорсинг предусмотрено стратегией развития госкорпорации на период до 2020 года, а также связано с оптимизацией и снижением издержек на содержание автопарка и обслуживающего его персонала. Представитель «Ростехнологий» говорит, что сейчас автопарк корпорации составляют автомобили со значительным пробегом, большинство из них выработали установленные нормы и требуют замены. Поэтому передача на аутсорсинг автотранспортного обеспечения корпорации является своевременной. Требования конкурсной документации предусматривают, что компания СОЛТ должна оказывать автотранспортные услуги корпорации с использованием новых автомобилей, которые будут обновляться по мере истечения срока эксплуатации.

Как пояснили в ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», информация о количестве проданных автомобилей Mercedes-Benz S 600 L 4M Guard на российском рынке является конфиденциальной, в связи с тем что данная модель производится в очень ограниченной серии и для очень ограниченного количества клиентов. На машинах данной серии передвигаются в основном руководители государств и крупнейшие бизнесмены.

 

4. Авиастроение.

 

Ведомости, 23 августа 2013 г., Вертолеты нужны не только боевые \\ Чтобы снизить зависимость вертолетостроения от военных заказчиков, на развитие гражданской техники выделят 36 млрд руб., решено на президентском совещании

Несмотря на в целом успешное развитие российского вертолетостроения, оно слишком зависит от гособоронзаказа, констатировали участники вчерашнего совещания по проблемам вертолетостроения, проведенного президентом Владимиром Путиным на ростовском вертолетном заводе «Роствертол». Заказы на боевые вертолеты от российской армии в ближайшее время сокращаться не будут, но реализация планов российских вертолетостроителей зависит от того, насколько успешной будет разработка и продажи гражданских машин.

Как следует из распространенной на «Роствертоле» информации, в этом году завод, который производит боевые Ми-28 и Ми-35 и тяжелые транспортные Ми-26, выпустит 51 боевой и тяжелый транспортный вертолет (подавляющая часть — для российских ВВС), в 2014 г. — 55, а в 2015 г. — 65 единиц. Всего же «Вертолеты России» (куда входит «Роствертол») до 2020 г. имеют заказы на 870 вертолетов на сумму в 388 млрд руб., в том числе 232 вертолета на экспорт.

Как заявил Путин, рост производства вертолетов вызван ростом гособоронзаказа и экспорта вертолетов для иностранных военных. В то время как гражданское вертолетостроение «имеет неиспользованные резервы», производство и экспорт гражданских вертолетов должны быть увеличены. Для этого из федерального бюджета до 2020 г. будет выделено 36 млрд руб.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров пообещал, что производству гражданской техники будет уделено особое внимание, и упомянул о совместной разработке с итальянской компанией AgustaWestland легкого вертолета массой до 3 т.

По словам бывшего чиновника Минобороны, если заказы на ударные вертолеты при сокращении военного бюджета вряд ли сильно урежут, то закупки транспортных вертолетов наиболее массового производимого типа Ми-8 могут сократиться. Выполнить заявленные планы без расширения продаж гражданских вертолетов действительно трудно.

Разработка новых гражданских вертолетов, таких как Ка-226, «Ансат», Ка-62 и Ми-38, ведется уже 20 лет, хотя в последние годы она значительно ускорилась. Однако, как считает эксперт по вооружениям Константин Макиенко, эти вертолеты вряд ли удастся сделать коммерчески выгодными продуктами для частных эксплуатантов и большая часть заказов все равно поступает от ВВС и госструктур. Поэтому 36 млрд руб. надо потратить главным образом на создание модернизированной версии самого популярного в России и мире вертолета Ми-8, которая начала разрабатываться «Вертолетами России» под названием Ми-171А2.

 

Российская газета, 23 августа 2013 г., Как мы шли к "Суперджету" \\ Предисловие к "деловому завтраку" на борту самолета "Сухой Суперджет 100" с президентом ОАК Михаилом Погосяном

Мы поднимаемся по трапу новенького "Суперджета", для которого сегодня лишь шестой летный день. До вылета еще есть время. И я не могу упустить возможность задать несколько вопросов командиру экипажа.

Леонид Чикунов - летчик-испытатель фирмы "Гражданские самолеты Сухого", в прошлом - военный летчик. В личном "багаже" 15 (!) типов самолетов, как гражданских, так и военных. Налетал 7,5 тысячи часов, причем 2,5 тысячи из них - на истребителях. Сейчас он капитан воздушного судна - пилот-инструктор, который вместе с коллегами из ГСС помогает авиакомпании "Московия" осваивать новую машину.

Естественно, интересует главное: какие, по его мнению, самые сильные стороны у "Суперджета"?

- Прежде всего, это великолепная система управления, хорошие двигатели, надежность и экономичность, - говорит Леонид Викторович.

- Пилотов самолет устраивает?

- Да, - он даже не задумывается. - Я летал с французскими пилотами - представителями европейских авиационных властей. Выполняли имитацию самых сложных условий взлета, включая преднамеренный ввод возможных грубых ошибок потенциального пилота. По оценкам европейцев, ни один "Эрбас" не управляется так комфортно и легко, как наш самолет.

Этот "Сухой Суперджет 100" у авиакомпании "Московия" первый. И его биография только начинается. Кажется, что и запах краски еще не выветрился: такая сочная на хвосте роспись гжели - фирменный знак перевозчика. (Когда верстался номер, стало известно, что "Московия" получила уже второй такой самолет).

- А всего, - подчеркивает генеральный директор авиакомпании Михаил Алексеев, - мы рассчитываем на семь.

Словом, команда "Российской газеты" во главе с главным редактором не только влилась в число самых первых пассажиров "новичка". Еще никогда наши "деловые завтраки" не проходили на высоте 9 тысяч метров и со скоростью 950 км в час.

С президентом Объединенной авиастроительной корпорации Михаилом Погосяном мы будем говорить не просто об одном самолете. Мы будем говорить о том, куда летит российский авиапром и как нам удалось сохранить гражданское самолетостроение, буквально подойдя к точке невозврата. Будем говорить, есть ли у страны перспектива летать на своих самолетах. Будем говорить об уникальных отечественных технологиях, которые не имеют аналогов в мире. Будем говорить о летчиках и инженерах.

Но это все впереди. А пока еще нет команды "пристегнуть ремни безопасности", я думаю о другом. Если честно, давно не летала на отечественных самолетах. Когда-то "ходила за океан" на Ил-62М. Правда, летал туда флагман тогдашнего союзного "Аэрофлота" с дозаправкой либо в Шенноне, либо в Гандере. До Нью-Йорка или Монреаля не хватало топлива.

Помню первый беспосадочный перелет через Атлантику нового Ил-96-300. В Нью-Йорке он произвел огромное впечатление: мощный, красавец. Как было не вспомнить классическое: "Летают только красивые самолеты". И кому принадлежит это выражение - то ли конструктору Андрею Туполеву, то ли конструктору Олегу Антонову - тогда было не важно. Не важно и сейчас. Но что удивило зарубежных спецов больше всего? Они думали, что российский авиапром уже не встанет с колен. А он смог не только разработать новую модель самолета, но и построить его без иностранных компонентов. Это вызывало уважение. Хотя на вылете из Москвы не обошлось без курьеза. Несколько пассажиров-иностранцев, уже на борту узнав, что они полетят через океан на "необкатанном" новом самолете, прилично переполошились.

Мы же гордились и радовались. А какой ажиотаж вызвал в свое время прилет в Америку другого самолета - огромного Ту-114. Тогда в аэропорту не нашлось даже подходящего по высоте трапа! Чтобы высадить пассажиров, его пришлось срочно наращивать. Сегодня мало кто знает, что именно Ту-114 положил начало прямым беспосадочным рейсам из Москвы в Хабаровск. Он сократил время полета сразу на несколько часов. А когда США объявили блокаду революционной Кубе, а Европа запретила "Туполеву" пересекать свое воздушное пространство, сумел летать туда через Мурманск и нейтральные воды Атлантики, чем оказал неоценимую помощь Острову свободы.

Когда-то я, можно сказать, "прописалась" на борту Ту-154М, бороздившего в основном внутренние линии. И сегодня перед этим самолетом снимаю шляпу: один из самых надежных, настоящий работяга. На своих крыльях перевозил едва ли не половину всех авиапассажиров страны...

"Материал о каком самолете тебе по-журналистски особенно дорог?" - спросил меня недавно наш главный. Наверное, о Ту-144. Почему? Скажу. Он опередил свое время. Стал апофеозом конструкторской мысли: не каждая машина собирала под своим крылом столько уникальных новейших технологий. Но его судьба оказалась печальной. Конструкторы обещали: из Москвы в Хабаровск будем летать на сверхзвуке за 3,5 часа. Без дозаправки не получилось. Ту-144 смог долететь лишь до Алма-Аты. При этом на каждого из 120 пассажиров тратилось по тонне авиакеросина. Немыслимый расход топлива!

Всего построили 16 самолетов Ту-144. Часть - для испытаний, часть - для перевозки грузов, а потом и пассажиров. Были даже самолеты-лаборатории, которые использовались инженерами НАСА, "Боинга" и других фирм для разработки сверхзвуковика нового поколения. Наверное, Ту-144 можно было довести до ума. Некоторые экономисты до сих пор считают: если бы его доработали и продавали на рынке, то он получил бы не меньше шансов на коммерческий успех, нежели "Конкорд". Но Ту-144 не повезло: экономичный двигатель так и не создали. Началась межведомственная тяжба, целевое финансирование прекратилось. Проект заглох. Безусловно, свою роль сыграла и катастрофа в Ле Бурже.

Любопытный нюанс. С пассажирами Ту-144 летал всего около семи месяцев. "Конкорд" - 27 лет. Однако судьба конкурента-"европейца" тоже оказалась незавидной. И он оказался тоже страшно убыточным. Чтобы реализовать все самолеты, его создатели вынуждены были передать компаниям "Бритиш Эйруэйз" и "Эйр Франс" по пять машин за символическую цену - 1 фунт и 1 франк. "Помогла" ему уйти с трасс и катастрофа: в 2000 году в аэропорту Шарль де Голль.

С тех времен, когда отечественные самолетостроители на равных конкурировали с западными, много воды утекло. И случилось много разных историй. Не выдержал рыночной стихии и вошел в глубокое пике родной авиапром. Авиазаводы лишились прежних твердых заказов, квалифицированные инженеры и рабочие стали разбегаться. Престиж профессии авиаинженера для молодых упал ниже некуда...

Рассказывают, у авиастроителя-ветерана, когда он увидел, что от родных заводских стен остались лишь два цеха и котлован под торговый центр, остановилось сердце. Самолеты сбивают не только в небе. Единицы построенных гражданских машин в год - вот что мы могли в последние годы противопоставить "Боингам" и "Эрбасам", сотнями сходящим с конвейеров.

"Самолет живет и развивается, только когда находится в серийном производстве", - говорил мне создатель самых больших "Илов", выдающийся конструктор Генрих Новожилов. А потому имеем то, что имеем. На замену устаревших самолетов советского производства пришли не Ил-96, не Ту-334, которые могли бы заполнить опустевшую нишу, а "иномарки". Сегодня на их долю приходится примерно 80 процентов всех авиаперевозок в России.

Но авиация - это не только крылья и пламенные моторы. Это еще и люди. Когда-то считалось: наша школа подготовки авиаспециалистов - одна из лучших в мире. Это признавали повсюду. Однако, лишившись государственной поддержки, и она оказалась на грани выживания. Учебные самолеты стояли без керосина для тренировочных полетов. Освоив теорию, новоиспеченные "летуны" выходили без пилотских свидетельств. Дошло до того, что летные училища кое-кто попытался приравнять к самым заурядным техникумам. Мол, какая еще там особая специфика? Мол, какие еще там учебные аэродромы, самолеты и вертолеты, уникальные пилоты-инструкторы?..

Сегодня в стране катастрофически не хватает командиров кораблей. Было предложено даже внести поправку в Воздушный кодекс России, запрещавший использовать в качестве летчиков граждан иностранных государств. Теперь, как злословят остряки, и на борту воздушных судов будут летать гастарбайтеры. Чем не авиаЖКХ?..

Я все это к чему? Вот через какую "кашу в бороде" приходится пробиваться сегодня нашей гражданской авиации. И новому российскому самолету "Сухой Суперджет 100", и его создателям приходится очень нелегко.

- Последнее десятилетие ХХ века стало временем перехода западного авиастроения на новый уровень, - говорил на предыдущем "деловом завтраке" в редакции "РГ" президент ОАК Михаил Погосян. - И если бы в России не был запущен современный проект, а продолжалась работа только над морально устаревшими продуктами, то к сегодняшнему дню мы просто потеряли бы отечественное гражданское самолетостроение. Я уверен: мы были обязаны сделать прорыв. И мы его сделали!

"Сухой Суперджет 100" был создан за 10 лет. Этот проект стартовал в 2001 году. В созданной на базе КБ "Сухого" компании "Гражданские самолеты Сухого" собрали лучших конструкторов из разных авиационных КБ. В 2008 году первый лайнер поднялся в воздух. В январе 2011 года получен сертификат типа Авиарегистра МАК. И тогда же началась коммерческая эксплуатация. Через год был получен европейский сертификат ЕАSA. За ним последовала валидация сертификата авиационными властями Индонезии, Лаоса и Мексики.

Сейчас построено уже 30 самолетов "Сухой Суперджет 100". Кстати, мы летим на 21-м. Эти машины эксплуатируются в России, Индонезии, Лаосе. На авиасалоне в Париже состоялась передача первого самолета мексиканской авиакомпании Interjet. А всего в портфеле заказов - свыше 150 самолетов.

- Я не сказочник и не собираюсь всем рассказывать, что через 20 лет мы обгоним "Боинг" и "Эрбас", - говорит Михаил Погосян. - Но я совершенно уверен, что войти в тройку ведущих игроков мы сможем.

...На борту нашего "Суперджета" раздается мелодичный сигнал: самолет готов к взлету. Через час с небольшим нас уже ждут в аэропорту Бегишево - в Набережных Челнах. Затем будут деловые встречи в Казани и Ульяновске.

- Взлет разрешаю! - дает команду экипажу самолета диспетчер.

"Сухой Суперджет 100" идет на взлет. Команда журналистов "Российской газеты" готовится к разговору с Михаилом Погосяном, как только наберем высоту. Ну, а о чем был разговор во время "суперзавтрака" на борту "Суперджета", об этом - в следующем номере "Российской газеты".

Проверка слуха

По данным СМИ, американская компания Aero Management, занимающаяся разработкой и изготовлением авиационных интерьеров, подала иск в окружной суд Южного округа Нью-Йорка к ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" по подозрению в нарушении прав на интеллектуальную собственность. Поводом для разбирательства послужила демонстрация Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) в VIP-оформлении на международном авиасалоне МАКС-2013. Из материалов дела следует, что внутренняя отделка самолета идентична дизайну от Aero Management.

Однако, как отмечается в заявлении к иску старшего вице-президента по новым программам ЗАО ГСС Александра Пименова, у компании уже были самостоятельные наработки интерьера еще до подписания в июле 2012 года контракта с Aero Management. Причем один из вариантов схемы и цветовая гамма отделки были представлены в ходе авиасалона в Фарнборо. Осенью 2012 года ЗАО сообщило Aero Management о том, что интерьер должен быть готов к авиасалону МАКС-2013. Общая стоимость работы оценивалась в $6,3 млн. Платежи должны были перечисляться траншами. В январе 2013 года ГСС перечислило производителю порядка $950 тыс. В марте Aero Management представила эскизный проект интерьера, который предлагалось демонстрировать на авиасалоне. Параллельно выяснилось, что сам макет интерьера выполнен к началу авиасалона не будет. В связи с этим ГСС решила прибегнуть к услугам другого разработчика интерьера, чтобы успеть продемонстрировать самолет на МАКСе.

В настоящее время стороны обсуждают условия, на которых возможно продолжение работ по данному договору.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль