Новости СоюзМаш России

21.08.2013

Информационный обзор прессы 21.08.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

21 августа 2013 года

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Российская газета, 21 августа 2013 г., Космическое задание \\ Роскосмос планирует создание эффективной системы контроля и управления предприятиями комплекса

А также по теме:

Росбалт: Космическое задание

 

Голос Америки, 21 августа 2013 г., Поможет ли космонавтике России Совет по космосу? \\ Независимый эксперт Юрий Караш делится своим мнением о том, насколько новое образование будет отвечать интересам космической отрасли – или станет очередной «кормушкой» для коррумпированных чиновников

Телерадиокомпания Терра, 20 августа 2013 г., В Самаре будут готовить специалистов по утилизации боеприпасов

Трибуна Общественной палаты, 20 августа 2013 г., Владислав Сурков. Возвращение?

Телерадиокомпания Терра, 20 августа 2013 г., Продажи АвтоВАЗа за полгода снизились на 20%

Телерадиокомпания Терра, 20 августа 2013 г., "Рысачок" встал на крыло в Самаре

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Российская газета, 21 августа 2013 г., Можете не представляться \\ Спецслужбы намерены рассматривать анонимки с сообщениями о преступлениях

Известия, 21 августа 2013 г., ВМФ получит погодный «Якорь» для авианосцев \\ Военные автономные комплексы будут снимать метеорологические параметры при помощи подводных буев

Российская газета, 21 августа 2013 г., Рогозин раскритиковал исполнение поручений по космодрому Восточный

 

3. Автомобилестроение.

 

За рулем, 21 августа 2013 г., КАМАЗ планирует обслуживать на своих сервисах автомобили с ГБО

4. Авиастроение.

Ведомости, 21 августа 2013 г., Авиаторы предпочитают экспорт \\ Накануне открытия авиасалона МАКС стало известно об отмене крупнейшей закупки импортной авиатехники для ВВС и о первом крупном экспортном контракте

1.О Союзе машиностроителей России.

Российская газета, 21 августа 2013 г., Космическое задание \\ Роскосмос планирует создание эффективной системы контроля и управления предприятиями комплекса

В Госдуме предлагают создать Совет по развитию космонавтики, который, возможно, будет курировать лично президент. Сейчас в комитете по промышленности обсуждается структура такого совета, и, скорее всего в ближайшее время, предложения по кандидатам будут направлены Владимиру Путину. Перед новым органом стоит главная задача - постоянно контролировать Федеральное космическое агентство, участвовать в выработке стратегии отрасли, ее реализации, мониторинге и коррекции.

По словам первого зампреда комитета по промышленности Владимира Гутенева, сейчас накопилось много критики в адрес космического ведомства и лично Владимира Поповкина. Однако депутат признает, что критика не совсем объективна, поскольку не выстроены условия вертикального управления космической отраслью.

Если появится новая структура, то, по мнению экспертов, это поможет Роскосмосу избежать новых ошибок. Последнее ЧП, которое всеми припоминается, авария в начале июля ракеты "Протон-М" с тремя аппаратами "ГЛОНАСС-М". Да, упал "Протон", но ведь такое случалось и раньше: с декабря 2010 года это уже девятая авария.

Между тем, Владимир Поповкин был назначен руководителем Федерального космического агентства только в апреле 2011 года. Он, генерал армии, начинавший свою военную биографию начальником команды "Гагаринского старта" на Байконуре и ставший позже начальником штаба и командующим космическими войсками, наверное, как никто другой понимал необходимость реформирования космической отрасли и подготовил соответствующие предложения. Причем такая реформа де-факто уже ведется. И как любая реформа сталкивается с серьезным сопротивлением.

С одной стороны, оппоненты упирают на то, что необходимо до конца использовать имеющийся потенциал, который не исчерпан полностью. Ведь в России космос и ракетно-космическая индустрия всегда были поводом для гордости. Долгое время мы оставались первыми. Мы и сейчас все еще первые по количеству запусков космических аппаратов. Однако это первенство базируется на наработках советской космонавтики. Америка и Европа наступают нам на "пятки"; пытается создать космическую промышленность и Китай. По признанию Владимира Гутенева, "пока Россия все еще держит первое место по числу космических запусков. Но не исключено, что уже в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей.

Спрос на российские транспортные корабли "Прогресс" уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9 и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС".

С другой стороны, ряд экспертов полагает, что реформирование должно быть осторожным и взвешенным, иначе мы рискуем потерять ту базу, что лежит в основе наших былых достижений. Одна из нерешенных пока проблем - десятки практически бесконтрольных, раздробленных предприятий с разной организационно-правовой формой, которые во многом лишь формально подчинены Роскосмосу.

Тем не менее, под нажимом федерального агентства постепенно начинает работать система взаимной ответственности в отрасли, которая отражается на деятельности десятков заводов-поставщиков техники и оборудования, строительных организаций и сотен других предприятий и организаций.

Но ситуацию одномоментно не исправить, ведь космическое ведомство с течением времени мало изменилось, несмотря на то, что неизмеримо усложнились управляемые им предприятия-производители, рыночная среда, законодательство.

Что мешает оздоровлению космической отрасли? Эксперты считают, что даже на такое специфическое ведомство оказывают влияние опробованные практики, распространенные в "земной" экономике, а именно: попытки отдельных руководителей отраслевых центров извлекать финансовую выгоду "с убытков". По мнению летчика-космонавта Юрия Батурина и аудитора Счетной палаты Александра Пискунова, суть происходящего в космической отрасли России сегодня сводится к тому, что мероприятия, необходимые для развития ракетно-космической отрасли, определяются узкими коммерческими интересами отдельных организаций, непрозрачным механизмом распределения бюджетных средств, а также размыванием ответственности за использование инвестиций. Все это во многом обеспечивает поддержание морально и физически устаревших производственных мощностей, а не формирует условия для выполнения приоритетных для ракетно-космической отрасли задач.

Предприятия-производители космической техники заинтересованы в получении через Роскосмос максимально возможных финансовых средств, причем, чем масштабнее проект, тем вероятнее получение запрошенных денег и тем легче отодвинуть сроки его осуществления. Используемые предприятиями сложные финансовые схемы, в суть которых не может проникнуть не только Роскосмос, но и Росфинмониторинг, показывают, что стратегической целью предприятий космической отрасли России являются деньги, получаемые их собственниками, акционерами, менеджментом, но вовсе не обеспечение стратегических государственных интересов.

Коммерциализация космоса привела к тому, что большая часть предприятий отрасли, стремясь удержаться на плаву, сконцентрировались на использовании советского задела. В разработку же новой техники средства практически не вкладывались. Сегодня львиная доля космических запусков идет с помощью ракет-носителей "Союз" и "Протон", созданных еще в 60-е годы прошлого века. Они, безусловно, надежные, но уже устаревшие. На смену им давно обещана "Ангара". Ее разработкой занимается ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Этот проект всегда поддерживал Владимир Поповкин, прекрасно осознавая, что на рынок начинают выходить и другие игроки, которые не прочь подемпинговать. Их продукции можно противопоставить лишь качественные ракеты.

В ходе реформирования космической отрасли в вертикально-интегрированную структуру гиганты стали терять свои позиции лидеров мировой ракетно-космической промышленности. Одним из примеров может служить проект "Морской старт", который РКК "Энергия", по сути, выкупила у "Боинга". Проект ежегодно обходится государству в сотни миллионов долларов чистого убытка. Прямые потери по проекту 2011 году составили более 100 миллионов долларов, по итогам 2012 года результат не лучше. Причина убытков - малое количество стартов. И даже с теми пусками, что есть на балансе у компании, не все ладно. Так, в начале февраля 2013 года у ракеты-носителя "Зенит-3SL" со спутником связи "Интелсат-27" (IS-27) вскоре после пуска с плавучего космодрома в Тихом океане произошло аварийное отключение двигателя первой ступени.

В то же время швейцарская корпорация "Сиа Лонч АГ" (дочка РКК "Энергия"), осуществляющая запуски по программе "Морской старт", после года самостоятельной работы вынуждена была признать себя банкротом. Чтобы реанимировать работу по программе, ей срочно требуется как минимум 200 миллионов долларов. По данным СМИ, совокупная задолженность компании "Сиа Лонч АГ" перед кредиторами составляет не менее 530 миллионов долларов.

Секрет устойчивости ряда "космических" предприятий - использование разнообразных схем "оптимизации" финансовых потоков и систем управления. Чрезмерное увлечение денежной стороной вопроса с бесконечным набором запутанных финансовых схем, часто оборачивающихся колоссальными убытками, должно, по идее, очень серьезно заинтересовать чиновников Росимущества.

В Роскосмосе в свою очередь не смогли спокойно смотреть на сложившуюся ситуацию, и ведомство начало работу по наведению порядка в отрасли. Однако не все руководители предприятий космической отрасли хотели бы подчиниться военной дисциплине, которую пытается внедрить глава агентства. Тем не менее, Владимир Поповкин, желая настроить на четкую, а главное прозрачную схему работы все подразделения ведомства, прекрасно понимает, что главное для нынешней космической отрасли выстроить эффективно работающую систему.

Не всем понравились новые порядки. Так на сайте ОАО "Российские космические системы" было опубликовано открытое письмо одного из руководителей предприятия, в котором глава агентства обвинялся в "снижении окладов директорам предприятий" и "проведении финансовых проверок, в частности, проверки цен по госконтрактам". Между тем, Счетная палата уже заинтересовалась эффективностью работы предприятий космической отрасли, работающих под эгидой ведомства.

Пора, наконец, решить судьбу одного из самых успешных наших производителей - НПО "Энергомаш", на знаменитых двигателях которого РД191 и РД171 летают не только отечественные, но и американские носители. Его формальная принадлежность к РКК "Энергия" дает возможность выполнять заказы на выпуск ракет-носителей только для нужд одной корпорации. А ведь раньше НПО "Энергомаш" обслуживало несколько производителей, что не только позволяло создавать линейку двигателей, но и стимулировало к новациям.

Многие ждут, когда глава Роскосмоса начнет закручивать гайки. Владимир Поповкин, обладая генеральским напором, неплохо умеет выполнять приказы военно-политического руководства. Как бывший командующий Космическими войсками России он как никто другой понимает, насколько тесно взаимосвязаны космос и оборона.

Сегодня решается вопрос, какой быть российской космонавтике. Ненужная шумиха вокруг Роскосмоса на руку лишь злопыхателям. Эксперты заявляют о том, что федеральному агентству необходимо предоставить больше полномочий, в том числе и по контролю подведомственных предприятий. Может быть, необходимо дать возможность федеральному ведомству довести реформу до конца и попытаться вернуть в отрасль четкое планирование и дисциплину? Сегодня все ждут подготовленный правительством проект единой Программы, включающей все стороны гражданской космонавтики. Подождем и мы.

А также по теме:

Росбалт: Космическое задание

 

Голос Америки, 21 августа 2013 г., Поможет ли космонавтике России Совет по космосу? \\ Независимый эксперт Юрий Караш делится своим мнением о том, насколько новое образование будет отвечать интересам космической отрасли – или станет очередной «кормушкой» для коррумпированных чиновников

Свершилось! Теперь в России перестанут падать старые, но надежные ракеты-носители, а спутники будут без проблем преодолевать несколько тысяч километров до околоземной орбиты, которые за последние годы стали для них куда более серьезной преградой, чем сотни миллионов километров до Марса – для космических аппаратов других стран.

Кроме этого, Россия наконец-то поставит перед собой инновационные и амбициозные цели в космосе, достигнув которые в обозримом будущем, она не только выйдет в космические лидеры, но и качественно поднимет уровень своей науки и техники и заставит себя уважать не только за объемы добычи нефти и газа. И все это благодаря тому, что в стране будет создан Совет по космосу при президенте РФ.

Не верится, правда? И правильно.

У пяти нянек дитя без глаза

В настоящее время в России существуют пять организаций, которые играют роль – от ключевой до существенной – в планировании и осуществлении космической деятельности.

Первая из них – это, конечно, Федеральное космическое агентство Роскосмос. Оно участвует в разработке космической политики России и реализует ее.

Вторая – подведомственный Роскосмосу Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМаш). Эта организация также занята разработкой стратегии и тактики космической деятельности страны.

Третья – Совет Российской академии наук по космосу. Данное подразделение РАН отвечает за научные направления в рамках общей космической программы России.

Четвертая – Российская академия космонавтики имени Циолковского. Эта общественная организация является своего рода коллективным интеллектом лучших (по крайней мере, так было задумано) российских специалистов в самых разных сферах космической деятельности. Задача академии – предоставлять Роскосмосу, ЦНИИМашу и прочим «официальным» космическим организациям России необходимую экспертную поддержку, а также вырабатывать свое, осуществимое в российских условиях видение исследования и освоения космоса и предлагать это видение Роскосмосу и прочим правительственным структурам, ответственным за космическую деятельность России.

Пятая – Московский космический клуб. Это также сообщество космических экспертов, хоть и не такое широкое, как Академия космонавтики. Клуб существует с 1990 года, и за это время его члены внесли ряд предложений относительно формирования космической программы России.

В данный список вошли лишь пять основных «нянек» российской космонавтики. А есть еще подразделения аппарата правительства, курирующие науку и технику страны, есть аналогичные подразделения в Госдуме в виде профильных комитетов, включая имеющийся при ней экспертный совет по авиакосмической отрасли и т.д…

И при таком количестве «заботливых рук» российская космонавтика вступила в шестое десятилетие своего существования с техникой, которая «родилась» одновременно с ней или в период ее «юности», и не имея перед собой задач, ради решения которых она и создавалась: поднимать науку и технику страны, а также авторитет и престиж государства.

Более того, она стала играть в некотором смысле отрицательную политическую роль, демонстрируя всему миру, что Россия не только не способна создать новые технологии, но даже не в состоянии обеспечить необходимое качество производства старой советской техники.

Что нового даст тот Совет – ответа не было, и нет

О создании Совета по космосу при президенте РФ нынешний глава Роскосмоса Владимир Поповкин заговорил еще в 2012 году. Предполагалось, что новый орган получит вневедомственный статус и будет отвечать за реализацию космической стратегии России до 2030 года.

В апреле нынешнего года данная стратегия была утверждена президентом (официальное название документа «Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности до 2030 года и дальнейшую перспективу»). Уже тогда стало ясно, что данный документ является стратегией постановки «дымовой завесы», призванной скрывать отсутствие у космонавтики прорывных и конкретных целей и задач.

Нежизнеспособность генерального курса космической отрасли предопределяла нежизнеспособность органа, который должен был отвечать за реализацию этого курса. Поэтому, когда в апреле Поповкин вернулся к этой идее создания Совета по космосу, он несколько видоизменил предназначение этого органа.

Теперь, согласно Поповкину (цитируется по сообщению ИТАР-ТАСС), главной функцией Совета должен был стать «контроль за реализацией закона о космической деятельности». Это заметно усилило жизнестойкость предлагаемого ведомства. Ведь данный закон, принятый еще в 1993 году, является своего рода юридическим фундаментом российской космонавтики, что соответственно предопределяет надежное будущее органа, который будет следить за его соблюдением.

«Советом» по безответственности и разгильдяйству?

Согласно газете «Известия», о необходимости создания Совета при президенте по развитию космонавтики в Госдуме заговорили «после серии громких скандалов вокруг Роскосмоса». По словам первого зампреда комитета по промышленности от «Единой России» Владимира Гутенева, он и его коллеги по комитету «сейчас разрабатывают структуру такого совета и в ближайшее время направят свои предложения президенту Владимиру Путину».

Главная цель совета, как подчеркнул Гутенев – это «постоянно контролировать ведомство Владимира Поповкина, участвовать в выработке стратегии отрасли, ее реализации, мониторинге и коррекции».

Итак, в функции предложенного Совета по космосу теперь должно войти наблюдение за работой Роскосмоса. Что ж, достаточно своевременный шаг. Посмотрим, кто будет его предпринимать.

А судьи кто?

По словам Гутенева, процитированным в «Известиях», в состав Совета должны войти «мощные управленцы»: представители комиссии по модернизации промышленности при Общественной палате, экспертного совета по авиакосмической отрасли при Госдуме, представители Роскосмоса, председатель научно-технического совета «Ростехнологий» Юрий Коптев, специалисты двигателестроительной отрасли (холдинг «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), представители ЦСКБ-ПРОГРЕСС, молодые ученые и представители бизнеса.

Ну просто «команда мечты»! Вот только одно непонятно – где же эти «мощные управленцы», включая «молодых ученых», «представителей бизнеса» и «модернизаторов промышленности» при Общественной палате, были раньше? Ведь серия громких космических неудач России, связанных с отказами давно находящейся в эксплуатации и, казалось бы, всесторонне проверенной техникой, пошла с декабря 2010 года.

А разве до 2010 года ситуация была лучше? Неужели не были очевидны застой и деградация отечественной космической отрасли, нацеленной на бесконечную эксплуатацию технологического задела, созданного еще в советские времена? И почему эти управленцы, ученые, бизнесмены и модернизаторы не высказались по поводу тупиковых характеров программ развития российской космонавтики до 2020-го и до 2030 годов? По какой причине не предприняла никаких решительных, а главное, действенных шагов по исправлению критической ситуации Госдума?

Может быть, у этих «спасителей» космической отрасли России не было «площадки», где они могли бы это сделать? Неправда. Если достаточно узкопрофильный и закрытый характер официальных космических ведомств и подразделений типа Роскосмоса, ЦНИИМаша или Совета РАН по космосу не позволял собраться в их стенах представителям различных отраслей и сфер деятельности, заинтересованных в улучшении дел в российской космонавтике, то Академия космонавтики или Московский космический клуб такую возможность могли им предоставить.

Те, кого сейчас собираются позвать на помощь российской космической отрасли, могли использовать эти две «площадки» в качестве места обсуждения ее наболевших вопросов, пользоваться экспертным ресурсом академии и клуба, подготовить совместное заявление или предложения, но… не сделали этого. Почему?

Да потому, что их не волновало то, что происходит с космонавтикой. Не волнует и сейчас. Поэтому было бы весьма наивно ожидать, что, объединившись в рамках Совета по космосу при президенте, они смогут что-то изменить к лучшему.

Создавать – не торговать

Есть и еще один момент, вызывающий весьма скептическое отношение к созданию еще одного органа управления космической отраслью. Кто-нибудь из прочимых в него «представителей бизнеса» заработал свое состояние по примеру Элона Маска, Билла Гейтса или Стива Джобса в сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции?

Кто-нибудь из «мощных управленцев» или «модернизаторов промышленности» создал новую или, по крайней мере, воссоздал старую промышленную отрасль (помимо сырьевой или строительной), сделав ее при этом прибыльной и конкурентоспособной на мировом рынке?

А если так, то не приведет ли симбиоз «эффективного менеджмента» и бизнеса в управлении космонавтикой к тому, что по бросовым ценам будут коммерциализированы остатки советского космического задела, после чего российская космонавтика продолжит жить только в учебниках истории?

Нужна ли сторожевая собака без зубов?

Одна из предполагаемых функций Совета по космосу – это «контроль» деятельности Роскосмоса. Бесспорно необходимая мера с учетом количества аварий, произошедших из-за элементарного нарушения технической дисциплины, «крайней неэффективности» российской космической отрасли (по оценке Счетной палаты) и игнорирования Роскосмосом требований закона о госзакупках.

Непонятно одно – как Совет по космосу будет осуществлять этот контроль, который невозможен без угрозы наказания. А о какой реальной угрозе наказания, в том числе материального, за космические аварии можно говорить, если профессиональный торговец мебелью, непонятно каким образом ставший министром обороны, оказался причастен к аферам, нанесшим ущерб военному ведомству на десятки миллиардов рублей, и при этом он проходит лишь «свидетелем» по соответствующим уголовным делам?

Есть аппарат вице-премьера Дмитрия Рогозина, есть Госдума, Счетная палата и прокуратура. Этих ведомств более чем достаточно, чтобы осуществлять эффективный контроль над деятельностью Роскосмоса при условии, что это будет действительно контроль, а не его видимость. В противном случае увеличение количества беззубых сторожевых собак лишь увеличит громкость лая, но вряд ли сможет реально оградить космонавтику от халатности или противоправных деяний.

Копировать чужой опыт, но не чужие ошибки

У Совета по космосу при президенте, как и у многих других начинаний в советской/российской космонавтике, есть американские корни. Действительно, в США в 1958-1973 и в 1989-1993 годах такой орган был. В первый период своего существования он назывался «Национальный совет по космосу и аэронавтике», а во второй – «Национальный совет по космосу». За 55 лет, прошедших со времени рождения космической программы США, этот орган только 19 лет являлся частью ее управленческой структуры.

Не так и долго. Почему? Вот как объяснил это в интервью «Голосу Америки» один из ведущих американских экспертов в области космической политики, профессор Университета Джорджа Вашингтона Джон Логсдон: «За исключением очень непродолжительных промежутков времени (1961-й и 1989-1992 годы) Совет по космосу не показал себя эффективным механизмом ни разработки космических инициатив, ни координации на уровне президента космической политики и космических программ среди различных правительственных ведомств. Стало очевидно, что такой орган в составе высших эшелонов исполнительной власти не нужен».

Перчатка без кулака

Обратим внимание на даты, когда Совет по космосу, по словам Логсдона, принес какую-то пользу. В 1961 году в США было объявлено решение о полете на Луну. Вице-президент Линдон Джонсон сыграл ключевую роль в его принятии. Сделал он это в рамках возглавляемого им Национального совета по космосу и аэронавтике (при этом его поддержал всего лишь один член этого органа).

А в 1989-1992 годах в Соединенных Штатах шел поиск направления, в котором следовало развивать космическую деятельность страны. Члены Национального совета по космосу разработали для президента Джорджа Буша-старшего «Инициативу в области исследования космоса», которую президент позже предложил Конгрессу, но которая так и не была одобрена законодателями.

Они также рекомендовали создать «комиссию Августина» (названную так по имени Норма Августина – одного из крупнейших американских предпринимателей в области космической деятельности) для всесторонней оценки деятельности НАСА и предложили Белому дому и Капитолийскому холму «открыть двери» американского рынка для советской космической техники. Речь тогда шла лишь об использовании ракет-носителей «Протон» для запуска полезных нагрузок США и других стран.

При этом Национальный совет по космосу при всем желании не смог участвовать в принятии судьбоносного для космических программ США, России, Европы, Японии и Канады решения о строительстве МКС, ибо к тому времени был уже распущен президентом Биллом Клинтоном по причине экономии средств.

Совету удавалось хоть иногда играть конструктивную роль во многом потому, что его сначала возглавлял президент, потом вице-президент, а в состав этого органа входили главы ключевых ведомств США: Госдепартамента, Министерства обороны, НАСА, ЦРУ, Комиссии по атомной энергии, Министерства транспорта, Министерства торговли, Министерства финансов и т.д…

Все эти люди вместе представляли собой сжатый и очень мощный «кулак», способный пробить любую преграду на уровне государственных ведомств или бизнеса, которая могла встать на пути реализации крупномасштабных космических проектов США.

А теперь вспомним еще раз, кого прочат в Совет по космосу при президенте РФ. Некие управленцы, молодые ученые, бизнесмены, модернизаторы и представители промышленности… Контраст между американским Советом и его предлагаемым российским аналогом такой же, как между кулаком в перчатке и перчаткой без кулака.

Ах, мой милый Августин!

Отсутствие перед космонавтикой научно-технических и политических задач, решение которых должен был бы облегчить Совет по космосу при президенте РФ, его предполагаемый состав из лиц неясного ранга и статуса (но в любом случае не играющих ключевых ролей в государстве и зачастую имеющих такое же отношение к космонавтике, как зрители в театре к происходящему на сцене) приводит к мысли о том, что в действительности данный орган учреждается с двумя целями.

Первая – создать видимость «кипучей деятельность» по исправлению дел в космонавтике, а вторая – создать очередную властную «кормушку», в которой «свои» люди могли бы наслаждаться ее обильным и вкусным содержимым.

Означает ли это, что российской космонавтике не требуется помощь в поиске миссии и способов ее реализации? Конечно, нет. Такая помощь ей нужна, но в условиях России она была бы более эффективна в виде уже упомянутой «комиссии Августина», чем Совета по космосу при президенте.

В 2009 году именно данная комиссия, вновь сформированная по просьбе Белого дома, подготовила 157-страничный доклад, в котором представила пять сценариев пилотируемой космической деятельности. Выводы доклада послужили основой для отмены администрацией Барака Обамы программы возвращения на Луну президента Джорджа Буша-младшего и начала работ по подготовке экспедиций в «дальний» космос, за пределы лунной орбиты.

Непосредственными авторами доклада стали 10 человек. Из них лишь трое были в прошлом сотрудниками НАСА. Остальные, хоть и взаимодействовали с этой организацией, тем не менее, являлись представителями в основном академического и делового сообщества. Их суммарный опыт измерялся в том числе 293 годами работы в области космонавтики, 175 годами научной и 144 – инженерной деятельности, а также 160 годами работы в частном секторе.

Однако участие в написании доклада приняли еще более 120 экспертов, представлявших в том числе такие общественные, академические и научно-исследовательские организации США, как Планетное общество, Марсианское общество, Институт космической политики, Смитсоновский институт и многие другие.

Политические аспекты документа разрабатывались с привлечением 12 конгрессменов и 9 сенаторов. Именно такой широкий круг специалистов, задействованных в подготовке данного доклада, смог обеспечить его аналитическую глубину, информационную насыщенность и практическую значимость.

Чем же вариант «Августин» привлекательнее Совета по космосу в российских условиях? Тем, что позволит собрать вместе реальных экспертов в области космической деятельности, заинтересованных в подъеме отечественной космонавтики. По этой причине в комиссии не будет случайных людей, далеких от космонавтики, но близких к высокопоставленным чиновникам, во власти которых создавать «кормушки» в правительственных структурах.

То, что данная комиссия не станет подобной «кормушкой», значительно снизит интерес к проникновению в нее у тех, кто ради получения доступа к властному «пирогу» готов с одинаковым уровнем энтузиазма и некомпетентности заниматься чем угодно – от производства удобрений до исследования и освоения Вселенной.

Телерадиокомпания Терра, 20 августа 2013 г., В Самаре будут готовить специалистов по утилизации боеприпасов

С таким предложением на совещании в Чапаевске, посвященном вопросам разработки и апробированию новых технологий утилизации боеприпасов, выступил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев.

Напомним, поводом для совещания послужили события в поселке Нагорный г.о. Чапаевск Самарской области, где 18 июня 2013 года на территории Федерального казенного предприятия «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон» во время ликвидации произошли взрывы боевых снарядов. Присутствующий на совещании директор Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли РФ Константин Тарабрин тогда заявил, что деятельность полигона будет восстановлена в полном объеме. Кроме того, в ближайшие годы здесь будут созданы инновационные роботизированные комплексы по утилизации боеприпасов.

Одним из итогов совещания стало поручение первого зампреда думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева Министерству промышленности и торговли РФ, Правительству Самарской области и Самарскому государственному техническому университету в кратчайшие сроки проработать вопрос создания учебно-научного центра, осуществляющего обучение и переподготовку персонала, работающего в производстве по утилизации ракет и боеприпасов.

Предполагается, что базой для центра станет ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет». «Самарский вуз сегодня – единственное учебное заведение, где ведется подготовка специалистов в области снаряжения и расснаряжения боеприпасов. За последнее время здесь накоплен уникальный опыт по созданию технологий и спецоборудования для утилизации боеприпасов и переработки получаемых материалов в изделия гражданского назначения. И ряд разработок уже был апробирован на арсеналах и базах Минобороны России», - пояснил инициатор создания учебно-научного центра в Самаре Владимир Гутенев.

Ректор Самарского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор Дмитрий Быков считает, что производственные взрывы, произошедшие на ряде полигонов и арсеналов при утилизации боеприпасов, связаны в том числе со слабой подготовкой работающего там персонала. «Можно сказать, что в вопросе формирования учебного центра в Самаре на базе нашего вуза мы заручились поддержкой Министерства промышленности и торговли РФ и ГК «Ростех», специалисты которых целесообразность его создания подтвердили положительной оценкой», - рассказал Дмитрий Быков.

На территории Самарской области расположены несколько предприятий боеприпасной отрасли, находящихся в ведении Минпромторга России и ГК  «Ростех». Это ФКП «Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон», ФКП «Самарский завод «Коммунар», ФКП «Чапаевский механический завод», ОАО «Полимер», НПП «Самаравзрывтехнология», ФГУП «СМЗ». СамГТУ уже работает с ними в тесном контакте в области подготовки кадров. Поэтому в письме вице-губернатору, первому заместителю председателя Правительства Самарской области Александру Нефедову ректор вуза Дмитрий Быков обратился с просьбой поддержать предложение о создании Поволжского учебно-научного центра по обучению и переподготовке персонала, работающего в производстве по утилизации ракет и боеприпасов.

Созданный центр позволит не только разрабатывать и апробировать новые технологии утилизации боеприпасов, но и обеспечить высокую эффективность, безопасность и соблюдение экологических стандартов», - резюмировал первый зампред думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев.

 

Трибуна Общественной палаты, 20 августа 2013 г., Владислав Сурков. Возвращение?

Владислав Сурков может вернуться в Кремль в качестве помощника президента по инновациям.

По информации «Известий» в ближайшее время бывший вице-премьер Владислав Сурков вернется в политику, он займет пост помощника президента по вопросам инновационного развития. Напомним, что Владислав Сурков ушел с поста заместителя председателя правительства по собственному желанию 8 мая 2013 года.

Для Суркова ни работа в Кремле, ни работа с инновациями не являются новыми сферами – в 1999 году Владислав Сурков начинал работу в администрации президента как раз с поста помощника президента. Затем он был заместителем главы администрации, а в декабре 2011 года перешел в правительство. Там он руководил аппаратом и курировал инновации. Кроме того, Сурков входил в попечительский совет фонда «Сколково».

«В последнее время Сурков интересовался именно этими темами — инновациями, модернизацией и так далее. Именно этими сферами он займется на посту помощника президента. Возможно, его прежняя должность вице-премьера была выше, но новый пост устроил и Владислава Юрьевича, и руководство страны», — пишут «Известия» со ссылкой на информированных собеседников в Белом доме. «Теперь Сурков будет работать не на технической должности, а в Кремле — там у него будут все возможности развить сферу инноваций», — отметил источник.

По информации «Известий» Суркову поступали и другие предложения насчет работы, но он выбрал сферу инноваций. Так, одно из них — это место полпреда президента на Северном Кавказе и одновременно вице-премьера Александра Хлопонина. Второе предложение поступило в разгар конфликта вокруг Министерства развития Дальнего Востока. Он мог стать его главой, однако не стал. Министерство отдали бывшему губернатору Хабаровского края Виктору Ишаеву. Третье предложение Владиславу Суркову касалось уже темы высоких технологий — ему предлагали возглавить корпорацию, которая объединила бы «Роснано» и фонд «Сколково».

Впрочем, пока президент не подписал указ о назначении Суркова. Сам Владислав Сурков информацию о своем назначении пока никак не прокомментировал. Впрочем, по информации политика, бывшего заместителя Секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Алексея Чеснакова Сурков не обсуждал должность помощника по инновациям:

«Трибуна Общественной палаты» спросила экспертов, если информация о назначении подтвердиться,  стала ли новость о возвращении Владислава Суркова в политику для них неожиданностью?

Антон Коробков-Землянский, член комиссии Общественной палаты РФ по науке и инновациям, генеральный директор ЗАО «Медиа-агентство «Легенда»:

- Честно говоря, меня удивляют люди, которые последние три месяца чесали языком по поводу ухода Владислава Юрьевича Суркова, я имею в виду аналитиков, экспертов, политологов. Мне кажется, что Сурков особо никуда не уходил, разве что в такой импровизированный отпуск.

Что касается сферы, которой он будет заниматься, то, по сути, Сурков начал возрождать инновации в России – это проект Сколково, который называют детищем Медведева, но во многом в Сколково заслуга самого Суркова. Он непосредственно его курировал, уделял ему много времени и собственно под его непосредственным руководством проект запустился. Речь, конечно, не только о Сколково, можно вспомнить и его визиты на инновационные предприятия, он был и в Троицке, был и в МГТУ им. Баумана на открытии научного центра.

Сфера инноваций для Суркова не нова и я бы наоборот сильно удивился, если бы он выбрал что-то другое, тогда можно было бы рассуждать и строить какие-то версии. Сейчас же все предельно логично.

Андрей Зверев, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности член Правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России», Генеральный директор ОАО «Российская электроника»:

- Для меня новость о возвращении Суркова стала неожиданностью, потому что я в отпуске и не слежу за политической жизнью в стране.

Измениться ли что-то с его приходом в сфере инноваций? Для Суркова это не новая стезя, у нас курс на инновации достаточно серьезный и меняться там особо не чему, потому что процесс идет полным ходом. Можно только пожелать Владислав Юрьевичу успехов в работе.

 

Телерадиокомпания Терра, 20 августа 2013 г., Продажи АвтоВАЗа за полгода снизились на 20%

Продажи автомобилей в России продолжают снижаться. По данным Ассоциации европейского бизнеса, всего в прошлом месяце было продано чуть больше 234,5 тыс. авто, это на 8% меньше, чем в июле 2012 года. Продажи продукции АвтоВАЗа за полугодие упали почти на 20%. Несмотря на это, Lada сохраняет лидирующие позиции по объемам продаж, опережая ближайшего партнера - Renault почти вдвое. Напомним, АвтоВАЗ является членом одной из крупнейших общественных организаций страны - Союза Машиностроителей России.

Телерадиокомпания Терра, 20 августа 2013 г., "Рысачок" встал на крыло в Самаре

В Самаре начались летные сертификационные испытания легкого двухмоторного самолета “Рысачок”. На сегодняшний день на производственных площадках “ЦСКБ-Прогресс” уже построены три опытных судна. Предполагается, что в будущем “Рысачок” будет использоваться для эксплуатации на местных воздушных линиях. Самолет сможет садиться и взлетать даже с грунтовой взлетно-посадочной полосы. Он рассчитан на перевозку 10 пассажиров. Дальность полета - до 2000 км. Напомним, компания "ЦСКБ-Прогресс" входит в состав крупнейшей общественной организации страны Союз Машиностроителей России.

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Российская газета, 21 августа 2013 г., Можете не представляться \\ Спецслужбы намерены рассматривать анонимки с сообщениями о преступлениях

Анонимные сигналы, поступившие в Федеральную службу безопасности РФ, будут незамедлительно браться в работу и проверяться. Такое положение записанов проекте инструкции ФСБ о работе с обращениями граждан. Важная информация не должна пропасть даром, даже если она без подписи.

Работа с анонимками в нашей стране имеет плохую предысторию. Впрочем, сейчас, уверены эксперты, история не повторяется. Согласно проекту учету, регистрации и проверке подлежат анонимные сообщения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении. Иногда информация, которой хочет поделиться человек, настолько опасна, что ему страшно ставить свою подпись. Между тем эта информация может спасти чьи-то жизни.

Когда-то - именно из-за плохой предыстории - работа с анонимками в государственных ведомствах была прекращена. Слишком часто безымянные бумажки разбивали чью-то жизнь. Поэтому теперь их положено выбрасывать в корзину. Однако для спецслужб и правоохранителей все-таки приходится делать исключение. "Согласно Закону "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" анонимные заявления не рассматриваются, - говорит доктор юридических наук Иван Соловьев. - Однако существуют отдельные ведомственные инструкции, которые допускают рассмотрение анонимных заявлений об актах терроризма".

Обыватели при словах "анонимки" и спецслужбы обычно вспоминают 37 год. Прошлого, естественно, века. Однако связывать репрессии с анонимками все-таки не совсем правильно. Действительно, масса людей в те мрачные годы попадали в тюрьму по ложным доносам. Однако доносы в большинстве своем не были анонимными, спецслужбы, как правило, прекрасно знали их авторов. Другое дело, что имена доносчиков, конечно, не разглашались.

Анонимкой по действующему закону считается даже письмо с фамилией автора, но без адреса

"Когда я писал кандидатскую работу по истории, мне пришлось изучить немало материалов в архивах ФСБ, - рассказал недавно "РГ" действующий офицер, защитивший диссертацию по истории органов безопасности. - Читать приходилось в том числе и доносы 20-х и 30-х годов. Весьма занимательное чтение. Многие бумаги были написаны хорошим литературным языком. Но донос был своего рода игрой в русскую рулетку. Руководство, получив сигнал, решало, нужен или нет человек, на которого написали. Если нужен, никакой компромат его не мог свалить, зато вполне могли разобраться с доносчиком. Если же решали, что человек не нужен, его, как говорится, пускали в расход. Такие были времена".

Анонимки же, по его словам, стали культовым средством расправы уже позже, и судьбы людям ломали не спецслужбы, а райкомы, обкомы и т.п. Тогда было принято пропесочивать людей на парт и других собраниях. А отправить человека на мытарства перед коллективом вполне могла грязная безымянная бумажка, написанная, быть может, из зависти. Именно поэтому в свое время было большим достижением принятие правил, что анонимные сообщения в государственных органах не рассматриваются.

Недавно, кстати, "РГ" опубликовала закон, уточняющий понятие анонимки. По предыдущему положению, ответ не давался, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина или почтовый адрес. Получалось, если указано что-то одно, письмо вроде как не анонимка. Однако фамилия часто вовсе ничего не значит, нужны еще какие-то данные, позволяющую установить личность человека. Поэтому сейчас ответы положено давать, если в письме указаны и фамилия, и адрес. Иначе будет анонимка. Тот же закон, к слову, предусматривает, что анонимки с сообщениями о преступлениях могут браться в работу.

Такой же принцип закреплен и в проекте приказа ФСБ. "На письменное обращение, не содержащее фамилии гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается. Такое обращение на основании письменного решения руководителя, начальника органа безопасности либо другого уполномоченного им должностного лица может быть признано анонимным и приобщено к соответствующему делу или уничтожено в установленном порядке", - говорится в документе.

"Здесь также следует не забывать о главном принципе - разумности, - считает Иван Соловьев. - Важно рассматривать лишь конструктивные обращения граждан. Хотя от неадекватных обращений никто не застрахован, и их порой бывает очень много. Так как нужно будет отделять подобные заявления из общего потока, анализировать, можно спрогнозировать увеличение нагрузки на аналитиков ведомства". По его словам, если же говорить о возможных злоупотреблениях, то злоупотреблять можно и без анонимности. Ведь под нее, при желании, можно подвести любую информацию. Анонимность же может спасти, когда человек знает нечто важное, но боится за себя. На хамские же обращения в ФСБ отвечать по существу не будут. Человеку лишь вежливо укажут на его невоспитанность.

"Если в поступившем обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органов безопасности, а также членов его семьи, то оно может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов", - сказано в проекте. "В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом". При этом обращение может быть направлено в соответствующий орган безопасности или государственный орган для принятия необходимых мер по предотвращению возможных противоправных действий. Например, если в письме содержатся реальные угрозы, ответить просто вежливой отпиской было неправильно. Кстати, обратиться в ФСБ можно не только обычным письмом, но и по электронной почте.

Ответ человек также может получить на бумаге или по Интернету. Как захочет. Любопытно, что в прошлом году был опубликован приказ с новыми квалификационными требованиями к чекистам. Теперь сотрудники ФСБ должны быть на "ты" с компьютером. Чекисты должны иметь навыки "работы в операционной системе, управления электронной почтой, работы в текстовом редакторе, работы с электронными таблицами, работы с базами данных".

Кстати

Проект инструкции ФСБ о работе с обращениями граждан предусматривает еще важное положение: автору письма должны дать возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если в документах нет государственных и иных охраняемых законом секретов. Знакомить граждан с документами и материалами будут в приемных, о результатах ознакомления составляется справка.

Известия, 21 августа 2013 г., ВМФ получит погодный «Якорь» для авианосцев \\ Военные автономные комплексы будут снимать метеорологические параметры при помощи подводных буев

Автономные метеорологические комплексы (опытно-конструкторская разработка «Якорь»), способные выдать точный прогноз погоды, начнут поступать на Северный и Тихоокеанский флота через год. Именно там планируется развернуть две авианосные ударные группировки, службу которых и будет обеспечивать новая метеосистема.

К единственному российскому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», базирующемуся на Севере, в 2018 году должен добавиться новый перспективный тяжелый авианесущий крейсер на Дальнем Востоке.

— Своевременный и качественный учет надежных данных о фактическом и ожидаемом состоянии метеорологической и гидрологической обстановки может повысить эффективность боевых действий на 20–30%, способствовать скрытному развертыванию сил и внезапному применению оружия, — рассказал «Известиям» кандидат технических наук Виктор Галахов. — Об этом убедительно свидетельствует опыт всех последних войн, происходивших на море.

Разработка комплексной автоматизированной метеорологической системы для кораблей с авиационным вооружением (самолеты и вертолеты) началась еще в конце 1990-х годов. Получить новый метеокомплекс ВМФ может уже в 2014 году. На проведение опытно-конструкторских работ, заказчиком которых выступает Министерство обороны России, из федерального бюджета выделено 95,1 млн рублей. Всего планируется выпустить 14 комплектов комплекса сроком эксплуатации 15 лет.

Перспективная гидрометеосистема включает в себя пять связанных в цепь модулей, управляемых единым программно-аппаратным средством. Информация о состоянии воды и движениях воздуха будет поступать с надводных, подводных, береговых и корабельных датчиков. Подсистемы комплекса будут собирать данные о скорости и направлении ветра, температуре воздуха, атмосферном давлении, температуре и электропроводимости воды, скорости, направлении и давлении поверхностных масс воды, а также о волнении моря. Передача данных со всех подсистем будет осуществляться при помощи УКВ-связи, GSM и спутниковых модемов в центральный модуль системы.

Блоки автономного питания подсистем ПИГМА (подсистема измерительная гидрометеорологическая автономная) позволят эксплуатировать их в автономном режиме до семи месяцев. В течение этого же времени все поступающие данные будут храниться на сервере гидрометцентров.

ПИГМА-1 представляет собой поверхностный буй, оснащенный мачтой, датчиками скорости и направления ветра, температуры воздуха и атмосферного давления. Подводный (до 50 м) блок подсистемы оснастят датчиками электрической проводимости и температуры воды, гидростатического давления, скорости и направления течения. Буй будет иметь отцепляемый якорь и проблесковый маяк, запускающийся в темное время суток. Управление буем будет осуществляться с корабельного модуля. ПИГМА-2 отличается наличием приводного двигателя и глубиной погружения подводного блока — притопленный буй раз в сутки погружается на глубину до 300 м. Анализируются те же параметры, только на большей глубине.

Метеомачта ПИГМА-3 будет устанавливаться на берегу и оснащаться средствами молнезащиты. Она предназначена для передачи в центр информации о скорости и направлении ветра, температуре, относительной влажности воздуха и атмосферном давлении. На кораблях ВМФ для сбора информации с автономных подсистем, а также для контроля работоспособности датчиков расположится ППИ-1 (подсистема получения информации). С помощью радиоканала подсистемы возможно произвести отцепку якоря буев ПИГМА, кроме того, ППИ-1 оснастят гидрологическим зондом.

Роль головного модуля комплекса выполнит ППИ-2. Полученная с автономных и корабельных подсистем информация будет использована для прогнозирования поведения окружающей среды. Математическая модель «Гидрометеонаблюдатель» разрабатывается для вычисления скорости и направления глубинного течения, плотности и солености воды, скорости распространения в ней звука, а также величины изменения атмосферного давления за последние 3 часа.

Российская газета, 21 августа 2013 г., Рогозин раскритиковал исполнение поручений по космодрому Восточный

Вице-премьер Дмитрий Рогозин раскритиковал исполнение поручений правительства по космодрому Восточный, сообщает РИА Новости.

По словам заместителя главы правительства, ранее кабмин приказал разработать методику определения стоимости строительства объектов космодрома и определить необходимые показатели для проведения расчетов за выполненные в 2012 году работы с учетом фактических данных стоимости строительства. Вице-премьер отметил, что на сегодняшний день оба поручения не выполнены.

"Любое отклонение от плана я буду рассматривать как саботаж. Я не собираюсь относить себя к категории тех государственных служащих, которые будут терпеть неисполнение поручений. Хочу услышать причины, по которым возникают такие проблемы и предложение, как обеспечить загрузку всех строительных работ на всех этапах необходимым количеством специалистов. Любые срывы будут восприниматься как халатность, это стратегически важный для страны объект", - заявил Дмитрий Рогозин.

3. Автомобилестроение.

За рулем, 21 августа 2013 г., КАМАЗ планирует обслуживать на своих сервисах автомобили с ГБО

Производитель грузовых автомобилей КАМАЗ готов оборудовать сервисы компании точками обслуживания автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО) при условии достаточного объема производства. Об этом заявил гендиректор предприятия Сергей Когогин на совещании по вопросам взаимодействия «Газпрома» и субъектов РФ в области расширения региональных рынков газомоторного топлива.

Руководитель Камского автозавода показал собравшимся модельный ряд камазовской автотехники и очертил потенциал инновационной газобаллонной техники. При этом Сергей Когогин уточнил, что при комплексном подходе в решении вопроса масштабного внедрения газобаллонных КАМАЗов потребителю предлагается проводить сервисное обслуживание таких машин на имеющихся сервисных центрах КАМАЗа. То есть при достаточных объемах производства компания готова оборудовать все свои техцентры точками обслуживания автомобилей с ГБО. Сервисных станций у компании более 150, а капитальные вложения, по словам топ-менеджера предприятия, потребуются минимальные.

4. Авиастроение.

Ведомости, 21 августа 2013 г., Авиаторы предпочитают экспорт \\ Накануне открытия авиасалона МАКС стало известно об отмене крупнейшей закупки импортной авиатехники для ВВС и о первом крупном экспортном контракте

Авиасалон МАКС в Жуковском еще не начался (открытие пройдет 27 августа), однако уже стала появляться информация о новых контрактах на поставку военной авиатехники и об отмене ранее подписанных контрактов. Замминистра обороны Юрий Борисов заявил вчера журналистам, что министерство решило отказаться от планов закупки 35 вертолетов AW139 разработки итальянской компании Agusta Westland из-за их высокой стоимости. Два таких вертолета уже закуплены специальным летным отрядом управделами президента и используются для перевозок премьера Дмитрия Медведева из загородной резиденции в Белый дом, есть в России и несколько частных эксплуатантов AW139. В прошлом году в подмосковном Томилине приступил к работе сборочный завод совместного предприятия «Хеливерт», созданного «Вертолетами России» и Agusta Westland на паритетной основе, где собрано и облетано уже два AW139.

Информация о планах Минобороны купить AW139 появилась в начале 2013 г. в опубликованном Рособоронзаказом плане-графике по размещению несекретных заказов в 2013 г. В документе говорилось о планах купить в этом году семь вертолетов, названные Борисовым цифры общего заказа ранее не объявлялись. По словам источника в Минобороны, военные планировали закупать именно собранные в Томилине вертолеты. Стоимость AW139 российской сборки в зависимости от комплектации составляет $15-20 млн, говорит менеджер одного из предприятий «Ростеха», т. е. 35 вертолетов могут стоить до $700 млн — это стало бы самым крупным контрактом по закупке российскими военными импортной авиатехники.

По словам эксперта по вооружениям Константина Макиенко, отказ от закупок такого крупного заказчика, как Минобороны, негативно скажется на рентабельности производства в Томилине. Проект в Томилине развивается по своим планам, у вертолета есть потенциальные коммерческие заказчики, говорит представитель «Вертолетов России» Роман Кириллов. По его словам, «продолжаем рассчитывать на сдвиги в отношении возможных закупок этих вертолетов военным ведомством».

Вчера же стало известно о первом в этом году экспортном контракте на российские боевые самолеты. Как сообщило агентство «Интерфакс» и подтвердил «Ведомостям» менеджер одного из предприятий авиапромышленности, на прошлой неделе был подписан контракт на поставку во Вьетнам 12 истребителей Су-30МК2 стоимостью не менее $600 млн. Это первый в текущем году экспортный контракт на боевые истребители, отмечает Макиенко. Его заключение довольно неожиданно: ранее представлялось реальным, что в этом году не будет заключено ни одного такого контракта, говорит он. Вьетнам в 2004 г. и 2009-2010 гг. уже закупил 24 истребителя Су-30МК2, а всего в Китай, Венесуэлу, Вьетнам, Индонезию, Уганду и для ВВС России поставлено и заказано почти 200 машин этого типа.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль