Новости СоюзМаш России

15.08.2013

Информационный обзор прессы 15.08.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

15 августа 2013 года

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

РИАМотор, 14 августа 2013 г., Денежные потоки космоса дают… протечку?

Трибуна Общественной палаты, 14 августа 2013 г., Союз машиностроителей проводит Всероссийский конкурс журналистского мастерства

Телерадиокомпания Терра, 14 августа 2013 г., Самарский завод «Авиакор» освоит сборку самолетов Bombardier Q400?

Урал-пресс-информ, 14 августа 2013 г., Молодые инженеры автозавода «Урал» на 3-м Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего-2013»

Авиа­Порт.Ru, 14 августа 2013 г., ОКР по созданию двигателя второго этапа для Т-50 продолжаются: головным изготовителем станет УМПО

Трибуна Общественной палаты, 15 августа 2013 г., Давай пойдём с тобой туда... (15.08-21.08)

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 15 августа 2013 г., Взрыв поставкам не помеха \\ Катастрофа с подлодкой российского производства может привести к ускорению перевооружения подводного флота Индии, в том числе за счет российских кораблей

РБК, 14 августа 2013 г., С.Шойгу недоволен "морально устаревшей" связью в войсках

 

3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 15 августа 2013 г., Растет спрос на автоэкономию \\ Прибыли производителей автокомпонентов растут из-за спроса на экономичные двигатели. Интерес покупателей подстегивает рост цен на бензин, не прекращающийся с 2008 г.

 

4. Авиастроение.

 

Коммерсант, 15 августа 2013 г., "Ростех" перезапускает двигатели \\ Госкорпорация готовит стратегию развития ОДК

Коммерсант, 15 августа 2013 г., Авиапром и авиакомпании объединили в группу \\ Чтобы они лучше поняли друг друга

Российская газета, 15 августа 2013 г., Теряем небо \\ Отечественные самолеты все реже используются на внутреннем рынке магистральных перевозок

 

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

РИАМотор, 14 августа 2013 г., Денежные потоки космоса дают… протечку?

Федеральное космическое агентство срочно нуждается в грамотной реорганизации. Об этом открыто заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

«Дело не только в тех авариях, которые фатально преследуют российскую космическую отрасль в последние годы, приводя к большим экономическим потерям. Дело в возможности утраты стратегии развития: расстановка сил на арене космических пусков стремительно меняется», -  прокомментировал ситуацию в космической отрасли России депутат.

Владимир Гутенев считает, что отечественная космическая отрасль может оказаться в ситуации, когда ее услуги по запускам космических аппаратов станут практически не нужны.  Если ничего не предпринимать, то  «в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей. Спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9  и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС».

В присланном в адрес редакции сообщении пресс-службы Союза машиностроителей России уведомляется, что анализируя существующую систему управления космической отраслью, парламентарий считает ошибочным сосредоточение функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем в руках Роскосмоса, поскольку тот не несет ответственности за сроки их изготовления и решение поставленных перед ними задач. «На практике его интерес сосредотачивается на проектах, в которых он выступает заказчиком и управляет денежными потоками. Проекты, где заказчиком выступают другие ведомства –  Россвязь, Минобороны – интересуют космическое агентство значительно меньше», - считает депутат.

 

Трибуна Общественной палаты, 14 августа 2013 г., Союз машиностроителей проводит Всероссийский конкурс журналистского мастерства

Союз машиностроителей России совместно с Союзом журналистов России объявляет Пятый Всероссийский конкурс публикаций в СМИ по машиностроительной тематике. Последний день приема работ – 31 августа 2013 года. К участию принимаются публикации по машиностроительной тематике, вышедшие в период с 1 января 2013 года по 31 августа 2013 года.

Цели конкурса:

- информирование российской и международной общественности о ходе модернизации машиностроения в России;

- популяризация технических профессий и привлечение в отрасль молодых специалистов в России.

Задачи конкурса:

- вовлечение средств массовой информации в освещение новых достижений российского машиностроения;

- поддержка журналистов, освещающих данную тематику.

К участию в Конкурсе приглашаются журналисты лицензированных массовых печатных и интернет-изданий, информационных агентств, радиостанций и телеканалов, а также внештатные авторы. В конкурсе могут принять участие как авторские коллективы, так и отдельные авторы российских и зарубежных СМИ. Материалы могут быть предоставлены редакциями СМИ и непосредственно журналистами независимо от количества СМИ, в которых были опубликованы их работы.

Номинации конкурса:

1. Печатные СМИ.

2. ТВ и радио.

3. Интернет-издания.

Премии конкурса по каждой из номинаций:

За 1 место – 60 000 рублей

За 2 место – 40 000 рублей

За 3 место – 20 000 рублей

Участников так же ждут специальные призы по 30 000 рублей.

Материалы для участия в Конкурсе предоставляются в виде оригиналов или электронных версий, а также копий видеозаписей на цифровых носителях. Для печатных материалов требуются копии страниц публикаций в электронном виде (сканированная страница), а также текст материала в формате Word.  для электронных СМИ - ссылка на страницу материала. Видеоматериалы на Конкурс предоставляются на DVD-дисках. Фотографии предоставляются в черно-белом или цветном варианте, в формате jpeg разрешением не менее 300 dpi.

Материалы направляются в адрес Конкурсной комиссии: press@soyuzmash.ru (информацию отправлять с пометкой Конкурс СМИ-2013) - для электронных версий.  Материалы на цифровых носителях, DVD-дисках, оригиналы печатных публикаций просьба направлять по адресу: 101990, г. Москва, ул. Покровка, д.22, стр.1. Контактный телефон: +7 495 781 11 04, доб. 258, 256.

Итоги конкурса подводятся до 15 сентября 2013 года.

Более подробно информацию о конкурсе можно прочитать на сайте Союза машиностроителей - www.soyuzmash.ru

 

Телерадиокомпания Терра, 14 августа 2013 г., Самарский завод «Авиакор» освоит сборку самолетов Bombardier Q400?

Самарский завод «Авиакор», входящий в Союз Машиностроителей России, может начать собирать канадские самолеты Bombardier Q400. В конце августа на автосалоне "МАКС-2013" госкорпорация «Ростех» планирует подписать с компанией Bombardier соглашение о намерениях. Скорее всего, речь пойдет об отверточной сборке. Q400 - один из самых эффективных самолетов в классе региональных воздушных судов. Его вместимость - 78 кресел, дальность полета - 2,5 тысячи километров, цена - около 30 млн долларов. Более подробная информация о вероятной сделке пока держится в секрете. Сергей Лихарев, директор по авиабизнесу корпорации «Русские машины», которая контролирует завод «Авиакор», заявил телерадиокомпании «ТЕРРА», что договор о конфиденциальности пока не позволяет ему комментировать вопрос о сотрудничестве с канадцами. «ТЕРРА» будет следить за развитием событий.

 

Урал-пресс-информ, 14 августа 2013 г., Молодые инженеры автозавода «Урал» на 3-м Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего-2013»

15.08.2013 - 10:14 Молодые инженеры автозавода «Урал» «Группы ГАЗ» (Миасс, Челябинская область) приняли активное участие в работе Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2013», организованного Союзом машиностроителей России. В масштабном мероприятии на Байкале приняли участие более полутора тысяч молодых инженеров из 52 регионов России и 10 стран мира. Команда предприятия заняла третье место в рейтинге проектов стратегического управления.

Как сообзает пресс-служба завода, молодежный форум проходил на площадке Прибайкальского Национального Парка п. Большое Голоустное Иркутской области. В работе  Международного форума приняли активное участие молодые инженеры автозавода «Урал», представляющие на форуме Челябинское региональное отделение Союза машиностроителей России: Максим Абрамов, Арсений Колесников, Александр Смирнов, Наталья Гайфулина, Светлана Абдрахманова, Андрей Кутузов.

Молодые инженеры автозавода «Урал» представляли свои проекты по темам «Модернизация и техперевооружение машиностроения в рамках экологичного производства» и «Организация бизнеса в области рециклинга». В рейтинге проектов факультета стратегического управления команда заняла третье место. Автозаводчане принимали активное участие в круглых столах, мастер-классах, в тренингах и деловых играх.

Главный специалист Инженерно-конструкторского центра автомобильного завода «Урал» Максим Абрамов: «Все деловые игры и конкурсы проектов, проводимые в рамках форума, были нацелены на командную работу молодых специалистов. При этом от участников требовались знания и навыки не только проектно-конструкторской работы, организации производства, но и управленческие качества, навыки делового общения. Участие в форуме молодых инженеров автозавода «Урал» следует рассматривать, как школу делового партнерства, как возможность сплотить команду специалистов различного профиля в условиях решения конкретной поставленной задачи. Кроме того, участвуя в организации и проведении подобных встреч, мы можем привлечь внимание к нашему предприятию, как динамично развивающейся компании, нацеленной на создание перспективного продукта».

 

Авиа­Порт.Ru, 14 августа 2013 г., ОКР по созданию двигателя второго этапа для Т-50 продолжаются: головным изготовителем станет УМПО

В дивизионе Объединенной двигателестроительной корпорации "Двигатели для боевой авиации", возглавляемом ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение", продолжаются опытно-конструкторские работы по двигателю второго этапа для истребителя пятого поколения Т-50 (перспективного комплекса фронтовой авиации, ПАК ФА), которые должны завершиться после 2015 года.

Двигатель первого этапа - "изделие 117" - является глубокой модернизацией успешно зарекомендовавшего себя на внутреннем и внешнем рынке двигателя АЛ-31Ф. В отличие от своего прототипа он оснащен вентилятором большей производительности, новой турбиной с более высокой рабочей температурой, модернизированной камерой сгорания и новейшей цифровой системой регулирования. Как следствие, достигнуто существенное повышение тяги, улучшены расходные характеристики, снижена масса изделия. Таким образом, изделие 117 позволяет обеспечивать все требования, предъявляемые сегодня к силовой установке ПАК ФА первого этапа. Работы по "изделию 117" находятся на стадии летных испытаний.

Разработка двигателя второго этапа, являющегося двигателем пятого поколения, ведется в тесной кооперации между предприятиями дивизиона "Двигатели для боевой авиации". КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал ОАО "УМПО" "ОКБ им. А.Люльки". В кооперации также задействованы "ФГУП НТЦ газотурбостроения "Салют" (г. Москва) и ОАО "НПП "Мотор" (г. Уфа). В работе участвуют и конструкторы ОАО "НПО "Сатурн" (г. Рыбинск), которое входит в другой дивизион ОДК - "Двигатели для гражданской авиации". На данный момент производственная кооперация находится в стадии согласования, но очевидно, что головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет ОАО "УМПО".

При создании двигателя второго этапа учтен положительный опыт, полученный в результате комплекса научно-исследовательских работ, проводимых в период с 2004 года по настоящее время. В конце 2012 года прошел расширенный научно-технический совет, в котором участвовали все научно-исследовательские институты отрасли, Министерства обороны и основной заказчик - ОКБ "Сухого". На нем были рассмотрены конструктивные решения по основным узлам двигателя, предложенные филиалом ОАО "УМПО" "ОКБ им. А.Люльки". Составленный комплекс мероприятий позволит не только обеспечить совокупность характеристик, указанных в техническом задании на двигатель, но и улучшить их по ряду параметров. До конца 2013 года будет завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В следующем году запланировано изготовление и начало испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора.

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в 2012 году составила 25 425 млн. рублей. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Башкортостанское региональное отделение которой с 24.01.2012 г. возглавляет управляющий директор ОАО "УМПО" А.В. Артюхов.

ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "Объединенная двигателестроительная корпорация"), другие активы. По итогам 2012 г. предприятия Корпорации произвели продукции и оказали услуг на сумму свыше 270 млрд. рублей.

 

Трибуна Общественной палаты, 15 августа 2013 г., Давай пойдём с тобой туда... (15.08-21.08)

«Трибуна Общественной палаты РФ» продолжает еженедельную рубрику «Давай пойдём с тобой туда…», где наши читатели смогут найти интересные мероприятия, независимо от своих политических, культурных, религиозных и иных предпочтений. Хочешь высказать свою гражданскую позицию, посетить необычную выставку, сделать доброе дело? Тогда тебе сюда! Не сиди дома - участвуй в жизни гражданского общества!

Представляем обзор актуальных, интересных, важных и просто приятных событий, которые произойдут в жизни гражданского и культурного общества в ближайшую неделю. Место действия, если не указано иное, - Москва.

1. 16 августа под Санкт-Петербургом, в поселке Рощино начнет работу трехдневный литературный фестиваль - Петербургская фантастическая ассамблея. Участниками Ассамблеи станут около двухсот писателей, издателей, критиков, книготорговцев и просто любителей фантастики. Присоединяйтесь. 

2. Если вас интересует современное искусство, возможно, вам будет любопытно посетить лекцию «Основные тенденции искусства 2000-х годов» 16 августа. 

3. Для молодых людей познавательным и интересным станет Молодежный фестиваль национальной (инновационной) бизнес-культуры, который пройдет в Краснодарском крае с 17 по 20 августа. 

4. В парке «Живая история» в эти выходные, 17-18 августа, состоится историческая реконструкция Стрелецкой слободы XVII века. В программе народные гуляния, ремесла, скоморохи, ярмарка, средневековая музыка и другое. 

5. 17-18 августа курорт "Игора"  приглашает принять участие в фестивале воздухоплавательного спорта, лета и активного образа жизни. На территории курорта пройдет грандиозный праздник, в центре которого - различные виды воздухоплавания, а также другие виды активного досуга. Фестиваль Igora Sky Fest-2013 – уникальная возможность для всех желающих реализовать свои мечты о покорении неба. 

6. Союз машиностроителей России совместно с Союзом журналистов России объявляет Пятый Всероссийский конкурс публикаций в СМИ по машиностроительной тематике. Последний день приема работ – 31 августа 2013 года. К участию принимаются публикации по машиностроительной тематике, вышедшие в период с 1 января 2013 года по 31 августа 2013 года. 

7. С 6 по 27 августа в институте «Стрелка» реализуется отличный проект о будущем чтения - «Книги в воздухе». В программе - дискуссии, лекции, виртуальный читальный зал и многое другое. 

8. У вас есть идеи, как можно решить жилищный кризис? IE University в Мадриде объявил о начале конкурса «House for Change», цель которого — рассмотреть жилье в качестве необходимого и основного компонента улучшения городской среды для бедных слоев населения и людей, находящихся в зоне риска, и предложить альтернативные, легко воплощаемые в жизнь способы проживания для них. До 10 декабря нужно зарегистрироваться на сайте, а до 16-го – представить свои проекты. 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Ведомости, 15 августа 2013 г., Взрыв поставкам не помеха \\ Катастрофа с подлодкой российского производства может привести к ускорению перевооружения подводного флота Индии, в том числе за счет российских кораблей

В ночь на среду на военно-морской базе в Мумбаи произошло два взрыва и пожар дизельной подводной лодки «Синдуракшак» российской постройки проекта 877 ЭКМ. По сообщению ВМС Индии, на лодке в этот момент находилось 18 членов экипажа (из 57). Согласно заявлению министра обороны А. К. Энтони, они погибли. Находившуюся рядом однотипную подлодку «Синдуратна» пожарным удалось спасти.

По словам командующего индийским флотом адмирала Д. К. Джоши, которого цитирует индийское информагентство IANS, первый взрыв был меньшей силы, чем второй, когда, возможно, взорвался боезапас, но называть причину взрыва сейчас преждевременно.

Лодка «Синдуракшак», построенная в 1997 г. на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге, в 2010-2012 гг. проходила средний ремонт и модернизацию на заводе «Звездочка» в Северодвинске по контракту стоимостью около $80 млн и прибыла после окончания ремонта и испытаний в Мумбаи в апреле этого года. Представитель «Звездочки» выразил соболезнование индийским морякам и сообщил, что семеро специалистов завода, находящихся в Мумбаи для выполнения гарантийных обязательств, не пострадали — в момент взрыва они были в гостинице.

По словам источника, близкого к руководству «Рособоронэкспорта», в 2010 г. на этой лодке произошло возгорание, из-за чего командование индийского флота и решило отремонтировать корабль в России в первоочередном порядке. В комментариях индийской прессы отмечается, что подводный флот Индии, имеющей значительные военно-морские амбиции, устарел: его основу составляют девять однотипных с «Синдуракшаком» лодок проекта 877 постройки 1985-2000 гг., четыре из которых (кроме затонувшей лодки) прошли ремонт и модернизацию на «Звездочке». Есть также четыре старые лодки немецкого проекта 209, а сроки окончания строительства на индийской верфи четырех французских лодок типа Scorpene по контракту 2005 г. постоянно переносятся, и сейчас первую лодку планируется сдать в 2015 г.

Минобороны Индии планирует объявить тендер стоимостью $10 млрд на закупку еще шести лодок, в котором планирует принять участие и Россия, но его начало постоянно переносится. В этих условиях единственным способом серьезно укрепить потенциал индийского подводного флота могут стать новые поставки из России не менее трех атомных подлодок в дополнение к первой лодке проекта 971 (носившей в России название «Нерпа»), говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По словам источника, близкого к руководству «Рособоронэкспорта», заявка еще на одну атомную подлодку проекта 971 из Индии уже поступила в начале года.

По словам менеджера ОСК, десятки лодок проекта 877 и его производных эксплуатируются в семи странах мира три десятилетия и заслужили репутацию простых и надежных, поэтому вряд ли причиной аварии стали конструктивные недостатки.

 

РБК, 14 августа 2013 г., С.Шойгу недоволен "морально устаревшей" связью в войсках

Внезапная комплексная проверка боевой готовности войск Центрального и Восточного военных округов выявила ряд недостатков, в том числе касающихся средств связи. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе подведения итогов проверки.

"Войска столкнулись с ограниченными возможностями средств связи тактического звена: они морально устарели. Это приводило к задержке передачи боевой информации и затрудняло выполнение поставленных задач", - сказал глава военного ведомства.

В этой связи С.Шойгу поручил привести возможности средств связи тактического звена к потребностям органов управления и войск, назвав это приоритетной задачей Минобороны.

Кроме того, министр отметил недостаточную подготовку специалистов сухопутных войск, в частности слабые результаты поражения целей из штатного оружия. "Одна из главных причин этого - недостаточное количество боеприпасов, выделяемых на боевую подготовку бригад по действующим нормам", - сказал С.Шойгу, добавив, что необходимо принять четкий механизм решения этой проблемы.

В свою очередь начальник Генштаба Валерий Герасимов, подводя итоги проверки, отметил необходимость активизации работы по допризывной подготовке. "Соединениями практически отрабатывались вопросы ведения маневренных действий в обороне, наступлении, при форсировании водных преград и высадке десантов. При этом надо отметить, что в основном результаты были снижены из-за низкого уровня подготовки только что призванных на военную службу солдат и сержантов. Это свидетельствует о необходимости активизации работы по допризывной подготовке", - сказал С.Герасимов.

В своем докладе начальник Генштаба также отметил, что при приведении войск в боевую готовность имелись замечания по действиям дежурных смен. "Остается недостаточным уровень укомплектованности ряда частей и подразделений личным составом. Не полностью решены вопросы поддержания технической исправности вооружения и военной техники, обеспеченности современными образцами", - сказал В.Герасимов.

По его словам, на основе результатов проверки будут подготовлены и представлены министру обороны РФ соответствующие предложения по корректировке гособоронзаказа, государственной программы вооружения, внесены уточнения в план обороны государства и план строительства Вооруженных сил.

Вместе с тем начальник Генштаба отметил, что в целом проверка показала необходимую слаженность в работе объединенных стратегических командований Восточного и Центрального военных округов.

 

3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 15 августа 2013 г., Растет спрос на автоэкономию \\ Прибыли производителей автокомпонентов растут из-за спроса на экономичные двигатели. Интерес покупателей подстегивает рост цен на бензин, не прекращающийся с 2008 г.

Растущий спрос на более экономичные автомобильные двигатели увеличивает потребности автопроизводителей в таких компонентах, как системы турбонаддува и пуска-остановки двигателя, современные топливные инжекторы и т. п. Бум в этом секторе рынка автокомплектующих ведет к росту прибылей и котировок акций их производителей.

Прибыль компании BorgWarner, выпускающей турбокомпрессоры, увеличилась во II квартале на 44% до $174,1 млн, а ее акции за последний год выросли более чем на 35%. По оценкам компании, ежегодные продажи легковых автомобилей, оснащенных системами турбонаддува, на рынке США вырастут к 2016 г. до 3 млн шт. с 1 млн сейчас. Honeywell International, еще один производитель систем турбонаддува, по словам вице-президента корпорации Стива Маккинли, в этом году планирует значительно увеличить штат — в основном за счет специалистов по турбокомпрессорам.

Системы пуска-остановки двигателя позволяют увеличить его экономичность на 5% при движении в городском цикле. Компания Johnson Controls будет поставлять батареи для таких систем компании General Motors, которая планирует включить их в базовую комплектацию седанов Chevrolet Malibu с 2014 г. Вице-президент Johnson Controls Рэй Шемански считает, что к 2018 г. системами пуска-остановки двигателя будут оснащены 40% всех автомобилей, продаваемых в США, и 80% — в Европе.

Еще пару лет назад системы непосредственного впрыска топлива устанавливались не более чем на 5 млн автомобилей по всему миру. Гендиректор производителя комплектующих Delphi Automotive Родни О’Нил считает, что к 2020 г. емкость этого рынка в США составит 35 млн машин в год. Прибыль Delphi Automotive во II квартале выросла на 11% до $367 млн, компания повысила прогнозы прибыли на год.

До недавнего времени экономичность двигателя была не самой востребованной характеристикой автомобиля на рынке США. Ситуация изменилась после скачка цен на бензин в первой половине 2008 г., когда многие покупатели стали отдавать предпочтение малолитражкам. А администрация президента США установила нормы, предписывающие автопроизводителям к 2025 г. повысить среднюю топливную эффективность (расстояние, которое автомобиль может проехать на галлоне бензина) в 2 раза.

По мнению Майкла Робинета, управляющего директора консалтинговой фирмы IHS, у автопроизводителей достаточно собственных нерешенных инженерных задач и они ждут, что поставщики комплектующих предложат им свои решения для повышения экономичности двигателя.

 

4. Авиастроение.

 

Коммерсант, 15 августа 2013 г., "Ростех" перезапускает двигатели \\ Госкорпорация готовит стратегию развития ОДК

Как стало известно "Ъ", "Ростех" разрабатывает стратегию развития своего убыточного холдинга — Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Для государства дешевле всего превратить ОДК в производителя двигателей исключительно для военных самолетов. Этот сценарий потребует до 2020 года 51 млрд руб. бюджетных денег и масштабного сокращения сотрудников, но два других в несколько раз дороже и глубоко убыточны.

"Ъ" удалось ознакомиться с предварительными материалами стратегии развития Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; контролируется ГК "Ростех" через ОПК "Оборонпром") до 2020 года, подготовленными консультантом Strategy Partners Group. Сейчас документ обсуждается и должен быть принят до конца 2013 года.

ОДК представляет всю отрасль авиационного и отчасти ракетного двигателестроения России. В проекте стратегии признается "тяжелое финансовое положение" корпорации, чистый убыток которой в 2012 году вырос в шесть раз, до 3,7 млрд руб. Рентабельность ОДК по EBITDA в 2009-2012 годах сократилась почти вдвое, до 7,7%, тогда как долговая нагрузка "неприемлемо высока" — долгосрочный долг составляет 53% от выручки за 2012 год, то есть порядка 66 млрд руб., а краткосрочный — около 59 млрд руб. Среди причин убыточности ОДК Strategy Partners видят "несбалансированный портфель бизнеса", который "имеет перекос в сторону продуктов на спаде жизненного цикла и в стадии разработки". Также консультанты говорят о "низкой операционной эффективности" ОДК из-за "архаичности" производственной системы.

В документе отмечаются высокие риски ОДК, связанные со снижением объемов поставок двигателей в будущем. В частности, в сегменте двигателей для военной авиации ОДК может потерять крупные заказы от ключевых клиентов — Китая и Индии. Внутренние заказы в рамках госпрограммы вооружений (ГПВ) могут не компенсировать это снижение. "В связи с зависимостью бюджета от цен на нефть возможен перенос части закупок по ГПВ на следующую пятилетку при неблагоприятных макроэкономических сценариях",— полагают авторы документа. Риски по гражданскому дивизиону связаны в первую очередь с возможностью "срыва планов" ОАК "по производству самолетов по программам МС-21 и SSJ-100" и завышенными прогнозами "Вертолетов России" по экспорту гражданской техники.

ОДК создана в 2008 году. Объединяет десять предприятий, выпускающих двигатели для военной и гражданской авиации, ракетные двигатели, газотурбинные установки. Основной объем выручки (45%) приносят военные заказы. Выручка в 2012 году выросла на 10%, до 126,2 млрд руб. Чистый долг — около 160 млрд руб.

По мнению авторов документа, "с учетом неопределенности рынка" есть высокий риск, что ОДК останется убыточной до 2020 года. Они предлагают три модели развития ОДК, которые потребуют "масштабной реорганизации". Первая заключается в "отказе от амбиций" в гражданском сегменте и "фокусе" на военной продукции. Вторая предусматривает "выполнение спецзадач и постепенный долгосрочный выход на гражданский рынок". В рамках третьей авторы предлагают ОДК сформировать "максимальный портфель" как на гражданском, так и на военном рынках. Все варианты требуют масштабного госфинансирования, по мнению источников "Ъ", за счет ФЦП. В ОДК поясняют, что она участвует в трех программах — "Развитие ОПК", "Развитие гражданской авиационной техники" и "Национальная технологическая база".

Переход ОДК к производству только военной продукции наименее затратен — он потребует инвестиций до 2020 года на уровне 93 млрд руб., из которых при "консервативном сценарии спроса" 51 млрд руб. придется на госсредства. При этом ОДК должна постепенно выйти из гражданских активов, перенести ключевые компетенции на военные площадки и сократить примерно 25 тыс. человек (сейчас в ОДК с учетом ФГУП "Салют" работают 83,4 тыс. человек). По второму сценарию ОДК потребуется 129 млрд руб., 79 млрд руб. из которых — от государства. Корпорации придется сократить до 30 тыс. сотрудников. Последняя модель "максимального портфеля" заказов требует инвестиций в размере 185 млрд руб. при господдержке в 140 млрд руб. Если же ничего вообще не менять, ОДК понадобится более 180 млрд руб. бюджетных денег до 2020 года, в том числе на покрытие убытков. Но если будут реализованы второй и третий сценарии развития, убытки ОДК до 2020 года все равно "практически неизбежны".

В ОДК говорят, что предложенные варианты развития "будут дорабатываться и уточняться". В "Ростехе" подчеркивают, что "стратегия развития ОДК находится на согласовании в госкорпорации" и говорить "о наиболее предпочтительной модели развития ОДК можно будет только к концу текущего года, после принятия стратегии".

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, ОДК "однозначно нужно оставаться в сегментах и гражданского, и военного двигателестроения", чтобы обеспечить "синергию технологий" и сбалансированный портфель. Он подчеркивает, что рынок гражданских заказов "значительно шире", чем военные поставки на внутренний рынок, которые "иссякнут" с завершением госпрограммы вооружений в 2020 году.

 

Коммерсант, 15 августа 2013 г., Авиапром и авиакомпании объединили в группу \\ Чтобы они лучше поняли друг друга

Российские власти пытаются найти способы повысить спрос на российские самолеты среди отечественных авиакомпаний. По предложению вице-премьера Дмитрия Рогозина решать задачу будет специальная рабочая группа, которую возглавит глава лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Александр Рубцов. Ему предстоит наладить диалог между перевозчиками, банкирами и авиапромом.

Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин провел совещание о перспективах развития гражданского самолетостроения с участием профильных чиновников, промышленников и авиаторов. По мнению господина Рогозина, сейчас особую актуальность приобретает "обновление и увеличение численности гражданских самолетов". Вице-премьер напомнил, что с 2008 года российские авиакомпании приобрели почти 600 иностранных самолетов, а российских — всего 59. Он отметил, что на долю современных российских самолетов приходится около 7% численности авиапарка РФ, а "их вклад в общий объем пассажироперевозок еще меньше — 4%".

По сведениям "Ъ", для изменения ситуации в российском авиапроме господин Рогозин намерен провести "реконкисту гражданской авиации", о чем он и заявил участникам совещания. По итогам решено создать рабочую группу, которая должна согласовать программу действий по развитию гражданского авиапрома. По решению господина Рогозина группу возглавит гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Александр Рубцов. Источник "Ъ" в Военно-промышленной комиссии объясняет выбор тем, что господин Рубцов — "человек из бизнеса, и ни у кого не вызывает недовольства". "На этой позиции вице-премьер не хотел видеть чиновника",— пояснил собеседник "Ъ".

Сам Александр Рубцов сказал "Ъ", что основная задача рабочей группы состоит "в выработке предложений, стимулирующих спрос перевозчиков на продукцию российского авиапрома". "Для этого мы должны наладить диалог между финансовыми институтами, авиакомпаниями и авиапромом",— отметил он. По словам главы ИФК, в состав группы могут войти представители "Аэрофлота", "Трансаэро", "ЮТэйр", Red Wings, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и ряда банков. При этом Александр Рубцов подчеркнул, что "задачи группы вполне сочетаются с бизнес-планом ИФК", в рамках которого компания заказала 32 канадских самолета Bombardier CS300. "В нашем портфеле заказов также есть 50 самолетов МС-21,— пояснил топ-менеджер.— У самолетов на 65% схожая авионика, двигатели, электронные системы. Поэтому потенциальные покупатели CS300 заинтересуются МС-21". По его словам, в ходе авиасалона МАКС в конце августа корпорация "Иркут" (разработала МС-21) и Bombardier могут подписать соглашение о послепродажном обслуживании МС-21.

Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов (участвовал в совещании) считает, что произошло "основное качественное изменение — правительство и представители авиапрома впервые увидели в отечественных авиакомпаниях не противников, а клиентов". По мнению топ-менеджера, "очень важно восстановить доверие" между производителями и потребителями самолетов. Он считает, что российскому авиапрому нужно отказаться от "несбыточных проектов" (например, по созданию турбовинтовых самолетов на 50-60 кресел и реактивных менее 100 кресел), сосредоточившись на более перспективных SSJ-100 и МС-21.

 

Российская газета, 15 августа 2013 г., Теряем небо \\ Отечественные самолеты все реже используются на внутреннем рынке магистральных перевозок

Проблемные вопросы гражданского самолетостроения в нашей стране обсудили вчера на правительственном совещании под председательством Дмитрия Рогозина. В обсуждении приняли участие не только крупные правительственные чиновники, но и разработчики авиационной техники вместе с авиаперевозчиками.

- Российские авиакомпании с 2008 года приобрели почти 600 иностранных и только 59 самолетов, то есть в 10 раз меньше, - сообщил, открывая, совещание вице-премьер Дмитрий Рогозин.

По его словам, опыт последних лет показал, что только одними мерами государственной поддержки, которых было разработано немало и они были довольно масштабными, решить накопившийся комплекс проблем в гражданском самолетостроении нельзя. Как считает Рогозин, нужно решительно искоренить пассивность и безынициативность отдельных руководителей, когда отечественная авиационная техника оказывается невостребованной на внутреннем рынке.

Речь идет фактически о "реконкисте собственного рынка".

- Совершенно нетерпимая ситуация сложилась в парке среднемагистральных воздушных судов, где доля зарубежных самолетов составляет около 80 процентов, - сказал Дмитрий Рогозин. - В региональной и малой авиации этот процент пока ниже и составляет 35 и 12 процентов, соответственно, правда, и здесь обновление идет за счет иностранной техники.

Всего же на долю современных российских самолетов приходится около 7 процентов численности российского авиапарка, а их вклад в объем пассажироперевозок еще меньше - всего 4 процента.

- Это говорит о фактической потере для отечественного авиапрома внутреннего рынка магистральных перевозок, - заявил вице-премьер.

Чтобы изменить ситуацию, по словам Рогозина, необходимо наладить такую работу, которая уже налажена по боевой авиации, и в том числе с постоянным двусторонним прямым диалогом между производителями авиационной техники и ее эксплуатантами.

Как считает вице-премьер, необходимо глубоко разобраться и в причинах отсутствия спроса на российскую авиационную технику. В условиях жесткой конкуренции на рынке сложно навязать свой продукт, если он не обладает реальными конкурентными преимуществами, тем более что, как отметил вице-премьер, по цене наш самолет уже сравнялся с иностранными аналогами, а по качеству еще есть вопросы.

- С нашими часовыми поясами мы просто обязаны создать все необходимые модели самолетов, чтобы обеспечить все потребности наших инновационных компаний и других компаний, работающих на российском рынке, - сказал вице-премьер.

Рогозин также предложил вернуть престиж конструкторских бюро и конструкторских марок, "которые имели национальное и международное значение". Это "Туполев", "Сухой", "МиГ", "Яковлев" и другие известные марки, "непонятно каким образом задвинутые на задворки, которые сейчас заменяются на непонятные аббревиатуры, совершенно безликие и разрывающие древо единого поколения конструкторской мысли России".

Новые аббревиатуры можно терпеть в том случае, если ими называются экспериментальные образцы или речь идет об опытно-конструкторских работах. "Но когда речь идет о серийном производстве, у них должны быть национальные бренды", - считает Рогозин.

В свою очередь, заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь сказал, что одна из основных задач, которая сейчас стоит перед минпромторгом в области гражданского авиастроения, - сделать самолет "Сухой Суперджет" востребованным на внутреннем рынке. По его словам, можно по-разному относиться к проекту SSG, но от этого проекта во многом зависит дальнейшая судьба всего отечественного гражданского авиастроения. Слюсарь также сообщил, что сейчас приостановили финансирование разработки SSG Next Generation - работы перенесли за 16-й год, чтобы сосредоточить ресурсы на доработке и долечивании "детских болезней" SSG 100. По его словам, на это предусмотрено выделить порядка 4 миллиардов рублей. Кроме того, замглавы минпромторга сообщил, что на МАКСе будет представлен "Сухой Суперджет", выполненный в компоновке бизнес-салон.

Что касается итогов совещания, то, как сообщил по его окончании Дмитрий Рогозин, "авиакомпании и авиапром наконец-то договорились тесно взаимодействовать с целью стимулирования спроса на отечественные самолеты". По его словам, стороны сформируют рабочую группу и представят в правительство согласованную программу действий развития гражданского самолетостроения.

- Рабочую группу по моему предложению возглавит руководитель лизинговой компании "Ильюшин финанс" Александр Рубцов, дело сдвинулось с мертвой точки, - добавил вице-премьер.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль