Новости СоюзМаш России

14.08.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Правление дивизиона "Двигатели для гражданской авиации" рассмотрело работу по внутридивизионной кооперации и аутсорсингу

НПО "Сатурн", 14.08.13

Вопросы внутридивизионной кооперации и аутсорсинга были рассмотрены на августовском заседании правления дивизиона "Двигатели для гражданской авиации" (ДДГА) ОАО "УК "ОДК". Заседание состоялось в Москве, под председательством управляющего директора ОАО "НПО "Сатурн", руководителя ДДГА Ильи Федорова, с участием управляющего директора ОАО "ПМЗ" - заместителя председателя правления ДДГА Сергея Попова, управляющего директора ОАО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева, других членов правления.

Члены правления ДДГА уточнили цели проводимой работы по внутридивизионной кооперации и аутсорсингу в части унификации технологических процессов и приобретаемого в этих целях оборудования без дублирования на предприятиях, входящих в состав ДДГА. Приняли решение пригласить заместителя директора по производству ОАО "НПО Сатурн" Кристеля Гайе, являющегося штатным работником компании "Снекма", командированным в ОАО "НПО "Сатурн", выступить с докладом на заседании правления ДДГА. В рамках действующих заключенных договоров оказания услуг головным предприятием дивизиональным обществам принято решение организовать посещение работниками ОАО "ПМЗ" производственных подразделений ОАО "НПО "Сатурн" и компании "Снекма" в целях изучения организации производственных бизнес-процессов.

На заседании правления также были рассмотрены вопросы выполнения бюджета ДДГА за первое полугодие 2013 года и бюджета ДДГА на 2014-2015гг и ряд других.

 

Новости авиастроения

На "АВИАСТАР-СП" до 2017 года планируется собрать 20 самолетов ТУ-204СМ

АвиаПОРТ, 14.08.13

На международном авиа-космическом салоне "МАКС", который пройдет в Жуковском с 27 августа по 1 сентября, с отечественной авиакомпанией Red Wings будет подписано соглашение на поставку самолетов ТУ-204СМ. Об этом сообщил директор ОГКУ "Развитие авиационного кластера Ульяновской области" Юрий Сарычев.

"Во-первых, мы ждем заказ от государственных структур - это передача самолетов для Минобороны РФ. Также ожидается сборка десяти самолетов для компании Red Wings. Всего до 2017 года планируется собрать 20 судов ТУ-204СМ. "Авиастар-СП" готов к производству. Сейчас четыре машины находятся в стадии более 50 процентов комплектации. То есть две-три машины в год реально выпускать дополнительно к существующим заказам "Авиастара", - прокомментировал Сарычев.

В июне этого года новый самолет Ту-204СМ, произведенный на "Авиастаре", получил дополнение к сертификату типа и готов к пассажирским перевозкам. По словам руководства ЗАО "Авиастар-СП", завод готов к серийному производству. Однако о прибыли речь пока не идет: "Авиастару" необходимо стартовое финансирование для выпуска самолетов. Так, на каждую машину ТУ-204СМ необходимо около 900 миллионов рублей дотаций.

На "МАКСе" планируется подписать еще несколько соглашений. Во-первых, между правительством Ульяновской области и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) будет подписано соглашение о создании центра транспортного авиастроения. Также между областным правительством, ОАК, "Авиастар-СП", Ульяновским государственным университетом и Ульяновским авиационным кластером планируется подписание соглашения о создании технопарка на территории завода "Авиастар-СП". Кроме того, ожидается подписание соглашения о международном сотрудничестве с предприятием "Антонов" (Киев).

В России работают над овальным самолетом «Фрегат Экоджет»

Военное обозрение, 14.08.13

В России идут работы над созданием гражданского самолета «Фрегат Экоджет», который можно назвать новым словом в авиастроении. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) проводит работы над новыми технологиями для самолета «Фрегат Экоджет», который обладает овальным корпусом. Об этом сообщает агентство ИТАР-ТАСС, ссылаясь на начальника лаборатории ЦАГИ Петра Савина. В настоящее время в мире не существует самолетов, которые обладали бы подобной компоновкой.

Проведенные в аэродинамических трубах ЦАГИ эксперименты доказали осуществимость проекта создания пассажирского лайнера «Фрегат Экоджет» с овальным фюзеляжем. При наличии положительного заключения ОАК данный проект может быть включен в программу «Самолет 2020», об этом Петр Савин говорил на 3-м Международном промышленном молодежном форуме «Инженеры будущего-2013».

Широкофюзеляжный пассажирский самолет «Фрегат Экоджет» проектируется по интегральной схеме с использованием 2-х двигателей российского производства (ПС-90А20 или ПД-18Р) или иностранных двигателей (Pratt&Whitney, Rolls-Royce,). Основой его концепции и принципиально новым элементом предлагаемого пассажирского широкофюзеляжного самолета выступает использование поперечного сечения фюзеляжа, имеющего эллиптическую форму.

Выбранная разработчиками форма фюзеляжа обеспечивает самолету минимальные габариты при условии размещения в нем 300–350 пассажиров в 3-х отдельных салонах с шагом кресел не менее 810 мм и оснащенных тремя главными проходами шириной не менее 500 мм. В экономическом классе количество пассажирских мест может быть доведено до 400. Предполагается, что в базовой компоновке «Фрегат Экоджет» сможет брать на борт 302 пассажира. Нижняя палуба самолета имеет 2 багажно-грузовых отсека, которые могут вместить до 20 контейнеров типа LD-3 или груз на паллетах 95×125 дюймов (37,4х49,2 см). Для самолета предусмотрена трехклассная компоновка: бизнес-класс, премиальный экономический и экономический класс. Все самолеты планируется использовать на маршрутах средней и ближней дальностью на расстоянии до 4,5 тысяч километров.

Выбранное российскими инженерами сечение, в зависимости от компоновки салона в состоянии на 4-14% снизить площадь омываемой поверхности фюзеляжа по сравнению с современными широкофюзеляжными пассажирскими авиалайнерами типа Ил-86, Ил-96, Вoeing 777-200 и Airbus 340-300. При этом пол пассажирской кабины нового российского самолета планируется использовать в роли элемента конструктивно-силовой схемы для восприятия избыточного давления.

Самолет "Фрегат Экоджет", будучи широкофюзеляжным, предполагает применение фюзеляжа эллиптического сечения, чего не было никогда ранее. Источник: poletim.net

В заключении ЦАГИ по перспективному самолету «Фрегат Экоджет» говорится, что предложенная схема пассажирского авиалайнера возможна и, главное, реализуема на практике, а интегрированный показатель эффективности до 35% выше, чем у всех существующих на данный момент образцов авиационной техники. Данному заключению также предшествовала комплексная работа проектировщиков по проведению всевозможных исследований и «точной настройки» проекта под существующие на самом деле маршрутные сети ряда авиационных компаний.

Александр Климов, являющийся руководителем проекта «Фрегат Экоджет», рассказал журналистам, что представленное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта предполагает, что первые авиалайнеры «Фрегат Экоджет» будут введены в эксплуатацию в 2020 году. Согласно проведенным исследованиям IATA именно на этот год должна прийтись массовая замена самолетных парков основных мировых авиационных компаний. Руководство проекта рассчитывает на то, что новый самолет, спроектированный и построенный на базе современной технологичной схемы, может стать отличным кандидатом на замену существующих пассажирских воздушных судов. При этом представленное ТЭО проекта «Фрегат Экоджет» демонстрирует его высокую инвестиционную привлекательность как для государства, так и для иных потенциальных инвесторов.

ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум» занимается проектированием российского конкурентоспособного самолета «Фрегат Экоджет», начиная с 2009 года. Запуск серийного производства авиалайнера ориентировочно намечен на 2020 год. Прогноз по выпуску «Фрегат Экоджет» составляет 250 самолетов до 2030 года. Согласно проведенным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) исследованиям спрос на данный самолет на рубеже 2020 года ориентировочно составляет 450 машин. Эти цифры должны обеспечить рост доли российской продукции на рынке широкофюзеляжных пассажирских авиалайнеров вместимостью до 400 человек с нынешних 0% до 6% от общего объема международного рынка к 2023 году.

В соответствии с представленным ТЭО суммарный объем инвестиций в проект должен составить около 115 миллиардов рублей. При этом порядка 63% должно приходиться на инвестиции капитального характера, такие как проведение НИОКР по проектированию, разработке и сертификации авиалайнера «Фрегат Экоджет», организацию системы его послепродажной поддержки, постройку и оснащение серийного сборочного производства. Инвестиции в приращение оборотного капитала должны составить порядка 42 миллиардов рублей. Пиковая инвестиционная нагрузка по проекту авиалайнера «Фрегат Экоджет» должна прийтись на 2019 год.

Планируется, что структура акционерного капитала проекта создания «овального» самолета будет составлена следующим образом: 10% средства ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум», 30% - бюджетные средства, 50% - инвестиционный кредит. При таком раскладе суммарная потребность в инвестициях из бюджета оценивается в 29 миллиардов рублей. Окупаемость данных инвестиций будет достигаться за счет налоговых отчислений по программе и должна наступить через 17 лет с начала его реализации, то есть в 2029 году.

Суммарный объем налоговых выплат по проекту должен составить 51 миллиард рублей до 2030 года (прогноз). А суммарная чистая прибыль по проекту за период с 2012 по 2030 год оценивается в 160 миллиардов рублей. Стоит напомнить, что в текущем году специалисты ЦАГИ оценили итоги этапа концептуального проектирования нового самолета «Фрегат Экоджет» достаточно позитивно. Среди прочего они отметили возможность обеспечения прочности конструктивно-силовой схемы машины в заданных лимитах веса конструкции, а также очень высокий уровень совершенства аэродинамической компоновки авиалайнера.

В настоящее время ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум» является одной из первых в нашей стране компаний, которая специализируется на управлении проектами в области авиационной промышленности и гражданской авиации. Данная компания была создана для ускорения и оптимизации работ по продвижению на отечественном рынке российской авиационной техники, в первую очередь – семейства самолетов Ту-204. Однако помимо этого ОАО ФПГ «Росавианконсорциум» реализует и целый ряд иных проектов в интересах отечественной авиационной отрасли. Среди которых – Интернет-агентство по продаже авиаперевозок Агент.ру, ГРС «Сирена-Трэвел». Другим достаточно важным направлением деятельности компании являются проектно-конструкторские работы, в рамках которых уже много лет ведутся исследования и проектирование авиалайнера принципиально новой конструктивно-силовой и интегральной аэродинамической схемы.

Первые лица

Российский авиапром теряет внутренний рынок

РБК ТВ, 14.08.13

Вслед за судостроением и космической отраслью власти решили присмотреться к российскому авиапрому. Тему гражданского самолетостроения сегодня обсудят на Военно-промышленной комиссии при Правительстве. На совещание позвали руководителей ведущих конструкторских бюро, крупных авиакомпаний и чиновников.

Еще три недели назад вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что отечественный авиапром потерял внутренний рынок гражданской авиации. До 80% всех лайнеров в российском небе - иностранного производства. Так что отрасли нужна стратегия возрождения. А госкорпорации должны официально составлять планы на ближайшую перспективу, как это делают министерства. Уже к сегодняшнему совещанию Объединенной авиастроительной корпорации было поручено подготовить доклад о стратегии развития компании до 2025года.

Пока ОАК думает, как обновить авиалинейку российской продукцией, другая госкорпорация Ростех налаживает в нашей стране выпуск иностранных самолетов. Газета "Ведомости" пишет сегодня, что "Ростех" возобновил переговоры о сборке самолетов Q400 с канадской Bombardier. Соглашение об этом может быть подписано на авиасалоне МАКС-2013, который стартует через 2 недели. Стартовым заказчиком может стать крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот".

Максим Семенов

Рогозин: Доля российских самолетов в авиапарке страны составила 7%

Взгляд, 14.08.13

По словам вице-премьера России Дмитрия Рогозина, доля самолетов российского производства в авиапарке страны составляет около 7%, что делает задачу по обновлению и увеличению численности гражданских самолетов особенно актуальной.

«Совершенно нестерпимая ситуация сложилась в парке среднемагистральных воздушных судов, где доля зарубежных самолетов составляет около 80%», – заявил Рогозин.

Заявление было сделано в среду на правительственном совещании о перспективах развития гражданского самолетостроения.

По словам Рогозина, российские авиакомпании с 2008 года приобрели почти 600 иностранных самолетов, тогда как российских – всего 59, то есть в 10 раз меньше.

Рогозин отметил, что на долю современных российских самолетов приходится около 7% численности авиапарка России, а «их вклад в общий объем пассажироперевозок еще меньше – 4%».

«Это говорит о фактической потере для отечественного авиапрома внутреннего рынка магистральных перевозок», – заключил вице-премьер.

 

Аналитика

Виктор Крестьянинов

Чудо авиации в Запорожской Сечи

Аргументы Недели, 14.08.13

В музее украинской компании «Мотор Сич» на стенде, посвящённом легендарному авиаконструктору Игорю Сикорскому, напечатаны его слова: «Вначале авиация не была промышленностью. Вначале это было чудо». Спустя ровно сто лет после появления первого в мире четырёхмоторного самолёта Сикорского (1913 г.) кажется, что чудеса продолжаются. Конечно, совсем другого рода. После развала СССР в России и на Украине осталось совсем немного высокотехнологичных компаний, способных успешно конкурировать на мировом авиарынке. Сохранились они каким-то чудом.

Таким предприятием и является «Мотор Сич». Сейчас это одна из ведущих фирм мира, занимающаяся разработкой, производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолётов и вертолётов. Чтобы посмотреть на всё своими глазами, корреспондент «АН» отправился в Запорожье. В город, где очень популярен лозунг: «Каждому украинцу по вертолёту!»

Лихие казацкие моторы

После очень короткого разбега крепыш Ан-140-100 авиакомпании «Мотор Сич» легко отрывается от взлётно-посадочной полосы аэропорта «Внуково». Два с половиной часа полёта на берега Днепра проходят незаметно. Ещё бы – в нынешние времена редко приходится летать не на эйрбасах или боингах. Поэтому интересно всё: сколько в самолёте мест, какого размера отделения для ручной клади, чем кормят в полёте. А кормят буквально по-домашнему: солёные огурчики, свежие помидорчики, пирожки с разной начинкой, ну и конечно, нежное украинское сало. Не хватает разве что стопки медовой настойки с перцем.

Всё остальное тоже выглядит, может, и просто, но надёжно, как автомат Калашникова. Сидеть не тесно, багажные полки весьма вместительны, симпатичные украинские стюардессы говорят по-русски лучше некоторых из 50 московских пассажиров. Прямо за иллюминатором монотонно гудит турбовинтовой двигатель производства «Мотор Сич». Удивительно, но таких самолётов на сегодняшний день произведено лишь около трёх десятков. Впрочем, в нынешней ситуации засилья всего западного даже этому надо радоваться – другим «антоновым», «ильюшиным» и «туполевым» повезло ещё меньше.

Большая заслуга в том, что на Украине вообще до сих пор делают самолёты, принадлежит основанной более ста лет назад компании «Мотор Сич». Её название (в оригинальном написании «Мотор Січ») происходит от украинского слова «січ», то есть «Запорожская Сечь». Говорят, при выборе такого имени в компании особо хотели подчеркнуть, что делают не простые авиадвигатели, а лихие казацкие моторы.

Зачем нужен донецкий хомячок?

Запорожье мало отличается от любого российского областного центра – везде вокруг русская речь. Если бы не вывески на украинском языке, можно было бы и не понять, что ты в соседней стране. Официально считается, что там проживают более 70% украинцев и 25% русских. На глаз всё выглядит ровно наоборот. В городе даже сохранили памятник Феликсу Дзержинскому, который периодически подвергается нападениям вандалов, однако стоит на своём месте вот уже более 20 лет после краха Советского Союза.

Политическая ситуация в стране тоже во многом похожа на российскую. Если у нас всем рулят «питерские», то на Украине – «донецкие», которые активно перебираются в Киев на руководящие должности к своему земляку-президенту. По этому поводу запорожские газеты печатают анекдоты:

Киев. Вечер. Семья ужинает.

Жена говорит мужу: «Давай сегодня пораньше ляжем спать, а завтра утром поедем в Донецк покупать хомячка».

Муж: «Зачем за хомяком ехать в Донецк? Что, в нашем городе нет хомяков???»

Жена: «Ты не понимаешь! Сейчас просто необходимо, чтобы в семье хоть кто-то был из Донецка!»

Словом, с юмором на Украине, как и с закуской, всё в полном порядке. Тем не менее, по сравнению с Россией, заметно, что в стране нет шальных нефтяных и газовых доходов. Дороги, даже по сравнению с печально известными нашими, выглядят ещё хуже. Зарплаты тоже ниже. К примеру, объявление о наборе милиционеров обещает претендентам 1900 гривен в месяц (примерно 7700 рублей). Это чуть меньше обычной для города зарплаты, которая составляет 2–3 тыс. гривен (8–12 тыс. рублей).При этом надо учесть, что Запорожье, по украинским меркам, почти мегаполис – 770 тыс. жителей.В частных разговорах простые украинцы жалуются на бедственное материальное положение и даже на возвращение беспредела 90-х. Впрочем, такого хватает и у нас. Но бесстрастная статистика последних 20 лет фиксирует падение числа жителей города почти на 100 тыс. человек. Значит, народ разбегается. То же самое происходит и в других крупнейших городах страны, кроме всё того же Киева.

На «Мотор Сич» лётная погода

Понятно, что Украина находится в тяжёлой экономической ситуации. Эти наблюдения подтверждает и многолетний генеральный директор, а ныне почётный президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. По его словам, многие высокотехнологичные предприятия страны сейчас просто развалились. Однако его компания даже в такой ситуации выглядит хорошо. Несмотря на то что на рынке видны признаки кризиса, есть проблемы с реализацией, завод работает, набирает людей. Текучка кадров всего 0,63%.Значит, добровольно никто не увольняется.Это легко понять: зарплата на «Мотор Сич» растёт, а уходить просто некуда.

К тому же предприятие заботится и об отдыхе сотрудников. Некоторые свои базы отдыха компания довела до пяти звёздочек. Стараются привлекать и молодёжь. Недавно создали федерацию вертолётного спорта Украины, затем авиаклуб. Там будут учить летать молодёжь, причём за счёт предприятия. Для этого «Мотор Сич» даёт свои вертолёты. Государство в этом совершенно не участвует. Удивительно, но сейчас на Украине нет ни одного учебного заведения, которое бы готовило вертолётчиков.

Поэтому с пилотами беда. Но В. Богуслаев нашёл выход. Собирал лётчиков для предприятия, как говорится, по миру. Основную массу нашёл в… Африке. Это русские и украинские военные пилоты, работавшие там по контрактам. Сейчас «Мотор Сич» платит им зарплату на уровне Южного и Северного Судана. Смеяться не надо – в этом регионе продолжается военный конфликт, и зарплаты у пилотов очень высокие.

Ремонторизация вертолётов

Ещё одна важная тема, которой на «Мотор Сич» стали заниматься несколько лет назад, – ремонторизация вертолётов. Причём дело тут зашло весьма далеко. В России даже пошли слухи, что предприятие стало самостоятельно производить вертолёты. Это, конечно, не так. «Мотор Сич» делает хороший бизнес на модификации вертолётов. Недалеко от аэродрома Запорожья компания восстановила два ангара, в которых специалисты возвращают к жизни старые Ми-2 и Ми-8. Своей очереди ждут и боевые Ми-24.

Идея на самом деле блестящая. Сейчас во многих странах выбрасывается техника с невыработанным ресурсом. К примеру, вертолётов Ми-8 всего было выпущено 22 тысячи. А сейчас летают только 7–8 тысяч. Остальные брошенные стоят ровными рядами в тех же африканских странах. Для начала «Мотор Сич» купил у родной украинской армии 50 таких вертолётов Ми-8 и 70 Ми-2. Ещё там могут продать 150 штук. Получается целая армада – 270 вертолётов с невыработанным ресурсом. Чтобы вернуть в строй эту технику, её надо просто отремонтировать. Но для компании это неинтересно. Там решили ставить на вертолёты всё лучшее и новое.

Поэтому отремонтированные Ми-8 получают новый двигатель, который даёт прибавку к взлётной массе в целую тонну. Причём по сравнению с новыми российскими вертолётами такая техника обходится в 3–4 раза дешевле. Модернизация Ми-8 на «Мотор Сич» стоит 4 млн. долларов. А внутри России новый вертолёт Ми-8 обойдётся в 12 млн. долларов. Американцам же такие продают ещё дороже – за 18 млн. долларов.

К тому же замена старого двигателя на новый даёт и топливную эффективность в 27%. Это очень много. Только на экономии керосина ремонторизация окупится за 3–5 лет. Однако в России такой проект пока оказался никому не нужным. А ведь эксперты признают, что предприятие держится во многом благодаря контрактам с Россией. И тут всё далеко не просто.

Судьба Ан-70

При всех положительных подвижках последнего времени по некоторым вопросам наблюдаются полные непонятки. На последнем аивасалоне в Ле Бурже внимание всех посетителей привлекал прекрасный транспортный самолёт Ан-70. Кстати, этот самолёт уже скопировали на Западе. Но клон под названием Airbus A400M получился хуже, чем машина антоновцев.

В России Ан-70 тоже нравится многим. На пресс-конференции в начале августа командующий десантными войсками генерал Владимир Шаманов заявил, что не понимает, почему на вооружении нашей армии до сих пор нет этого самолёта. Если Россия собирается делать силы быстрого реагирования, то без таких транспортников не обойтись. В. Шаманов – ярый сторонник этого проекта.

Всё дело в том, что наш отличный самолёт Ил-76 на сегодня выполняет только 50% функций, которые нужны для переброски вооружений. Из 19 обязательных требований Министерства обороны он отвечает только девяти. К примеру, вертолёт Ми-8 просто не влезет в Ил-76. С него надо снимать лопасти и редуктор. Это три лишних дня. В такой ситуации нельзя вести речь ни о каком оперативном реагировании. Ан-70 удовлетворяет всем обязательным требованиям. Он выше, больше по диаметру. Но главное – самолёт может взлететь с грунта. Понятно, что в случае войны эта особенность будет просто бесценна. Однако нужная техника никак не дойдёт до армии. Говорят, что для Ан-70 в России опять не хватает денег. Видимо, те, что были выделены, уже разворовали сердюковские подьячие. Порочный круг пора бы и разорвать – речь идёт о безопасности государства.

Впрочем, по мнению В. Богуслаева, самолёт всё равно пробьётся. Если он окажется не нужен военным – пойдёт в гражданский сектор, где будет возить негабаритные грузы на большие расстояния. Такой проект на «Мотор Сич» сейчас рассматривается. Скорее всего, на предприятии для гражданской версии военно-транспортного самолёта Ан-70 будут делать новый авиационный двигатель Д-727. Как говорят, он будет основан на тех же принципах, что и знаменитый кузнецовский НК-93. Так что и наша газетная работа не пропадёт даром.

Когда политика мешает

На работу компании сильно влияет международная политика. Не секрет, что после пресловутой «оранжевой» революции и прихода к власти В. Ющенко в Кремле стали смотреть на соседей с большим подозрением. Обстановка обострилась после начала пятидневной войны с Грузией в 2008 году – Тбилиси получил много оружия именно из Украины, которая к тому же взяла курс на вступление в НАТО. Для «Мотор Сич» настали тяжёлые времена.

Под предлогом невозможности покупки военной техники и деталей для неё у страны, готовой стать членом Североатлантического альянса, Россия стала сворачивать сотрудничество с украинской фирмой. Многие эксперты считают этот аргумент надуманным и искусственным. Одновременно с засовыванием палок в роторы отличным украинским двигателям, Москва, к примеру, покупала те же «Мистрали» и системы связи во Франции. Получается, что к соседней и без преувеличения братской стране, которую Кремль активно сватает в Таможенный союз, отношение было хуже, чем к одной из ведущих стран НАТО. Как рассказал В. Богуслаев, сейчас его друзья в Москве признаются, что в то время была популярна установка: «Не пущать «Мотор Сич» на рынок России и далее на рынки третьих стран».

Потепление отношений

Впрочем, похоже, самый тяжёлый период двухсторонних отношений остался позади. По словам В. Богуслаева, обстановка изменилась очень резко. Ещё года три назад у него были опасения по поводу сотрудничества – сегодня он не видит препятствий. Видимо, всё дело в том, что сейчас в нашей стране очень серьёзно встал вопрос о перевооружении армии. Для этого нужны новые двигатели, которые способны дать новое качество боевым самолётам и вертолётам. И здесь обойтись без украинских моторостроителей не получается. Так что в основе такого разворота техника, которую делает «Мотор Сич». Ей нет альтернативы ни по цене, ни по качеству, ни по срокам изготовления.

На завод стали приезжать российские военные – этого не было лет десять. К тому же в последнее время компания ощущает потепление взаимоотношений с предприятиями российской Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК), с вертолётными фирмами. Сейчас даже ставится вопрос о подписании соглашения по производству украинских вертолётных двигателей на территории России. Раньше об этом разговоров не было.

К тому же недавно на «Мотор Сич» сделали новый вертолётный двигатель, с которым обычный и всем знакомый Ми‑8 способен подняться на высоту 9 км. Это выше, чем Эверест. Скоро в присутствии представителей Книги рекордов Гиннеса на такой машине планируется рекордный полёт. Для нашей армии, воюющей в горах, подобная техника незаменима.

Где записывают в иностранные агенты?

Тем не менее проблемы есть и сейчас. На низовом уровне в министерствах и ведомствах многие чиновники панически боятся самостоятельно принимать решения по сотрудничеству с Украиной. Глядя из Москвы, понять такую позицию можно. В стране активно ищут «иностранных агентов»,и в такой ситуации прослыть «пособником бандеровцев» очень легко. Тем более в российских СМИ эта тема, к сожалению, раскручивается. Многие охотно верят в теорию заговора, потому что сами никогда не были в современной Украине. Сейчас проще поехать отдыхать не в Крым или на Азовское море, а в ту же Турцию.

Однако стоит побывать у соседей, как быстро выясняется, что не так страшен чёрт, как его малюют. Более того, «чертей» там найти затруднительно. Скорее наоборот. Священник в запорожском кафедральном соборе Андрея Первозванного, построенном при помощи «Мотор Сич», рассказывает, что родился в Белгороде. Однако теперь, когда приезжает на свою родину, вдруг становится там хохлом. Вот такая территориально-национальная загогулина. Похоже, такая ситуация выгодна тем дельцам, которые пытаются делать свой бизнес на разделении близких людей и целых народов.

Поэтому «АН» будут и дальше выступать за тесное сотрудничество России и Украины в области авиастроения. Пусть редакцию запишут в иностранные агенты. Лучше быть агентом братского украинского самолётостроения, чем прислужником американского и европейского авиапрома, который так мил «российскому» правительству премьера М. и его любимому министру Мантурову.

 

Финансовые новости

Финансирование новой модели Superjet приостановлено

Lenta.Ru, 14.08.13

Финансирование проекта Sukhoi Superjet Next Generation, гражданского самолета "Сухого" нового поколения, приостановлено. Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

По его словам, работы по лайнеру перенесены на 2016 год, чтобы бросить все силы на доработку существующей модели Superjet. На эти цели решено выделить четыре миллиарда рублей.

Сколько именно государство потратило на Superjet NG и потратило ли что-нибудь вообще, неизвестно - в начале августа газета "Ведомости" со ссылкой все на того же Юрия Слюсаря писала, что бюджетное финансирование по проекту предполагается с 2016 года. В то же время в Объединенной авиастроительной корпорации заявляли, что тратят на разработку самолета собственные средства, около 300 миллионов рублей в год.

Из сообщения "Интерфакса" непонятно, имел ли Слюсарь в виду полное замораживание проекта или только финансирование со стороны государства.

Предполагается, что Superjet NG будет самолетом на 130 посадочных мест и станет промежуточным звеном между менее вместительными Superjet и более вместительными МС-21, самолетами, которые разрабатывает в рамках ОАК "Иркут".

 

ВВС

АН-148 поступит в ВВС России

Красная звезда, 14.08.13

Минобороны России и "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) подписали контракт на поставку для ВВС России 15 ближнемагистральных самолетов Ан-148. Контрактом предусмотрено, что поставка самолетов Ан-148, способных эксплуатироваться на заснеженных и грунтовых аэродромах, будет выполнена в период с 2013 по 2017 год. Самолет Ан-148 предназначен для перевозки до 75 пассажиров в базовой компоновке на расстояние до 4.500 км. Программа по Ан-148 реализуется "Объединенной авиастроительной корпорацией" в кооперации с украинскими предприятиями: разработчиком самолета и изготовителем агрегатов планера - АНТК имени Антонова.

Истребители ВВС Китая выступят на МАКС-2013 за счет российских госкорпораций

ИНТЕРФАКС-АВН, 14.08.13

Первое зарубежное выступление пилотажной группы китайских ВВС, которое пройдет в рамках авиасалона МАКС-2013, профинансируют российские производители вооружений, сообщает газета "Коммерсант" в среду.

"Президент России Владимир Путин поручил госкорпорации "Ростех", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) разделить с Минобороны расходы на прием китайских военных путем выделения на эти цели 28 млн рублей", - пишет издание.

Источник в администрации президента подтвердил газете факт существования такого поручения.

Кроме того, по данным собеседника издания, вице-премьер Дмитрий Рогозин 31 июля подписал еще одно поручение, обязав Минобороны, Минпромторг и "Ростех" в срок до 15 августа обеспечить выполнение президентского поручения.

"Речь идет о финансировании визита китайских военных. Кстати, их пилотажная группа впервые участвует в зарубежном авиасалоне. Минобороны берет на себя только часть расходов, в частности на аэродромно-техническое обслуживание и заправку самолетов на промежуточных аэродромах РФ. Это будет профинансировано за счет лимитов, выделяемых Минобороны на боевую подготовку. Оставшуюся часть расходов, разделят структуры "Ростеха", ОАК и КТРВ ",- рассказал изданию собеседник, знакомый с ситуацией.

Источник в Минпромторге сообщил "Коммерсанту", что ОАО "Авиасалон" (подконтрольно "Ростеху") должно взять на себя расходы на сумму более 9 млн рублей.

"Еще 19,2 млн руб. предложено выделить "Ростеху", ОАК и КТРВ как организациям, заинтересованным в развитии военно-технического сотрудничества с Китаем",- добавил собеседник газеты.

В "Ростехе", ОАК и КТРВ "Коммерсанту" заявили, что знают о поручении президента по МАКСу и уже ведут активную работу в этом направлении.

В Раменском китайские летчики будут выступать на семи истребителях J10 (разработка Chengdu Aircraft Industry Corp.), оснащенных российскими двигателями АЛ-31ФН.

По информации издания, ожидается также прибытие двух Ил-76 ВВС КНР.

Общий состав китайской делегации - 95 человек, в том числе 15 представителей Минобороны, 11 летчиков, 44 техника, а также экипажи двух Ил-76.

В качестве промежуточных аэродромов посадки Минобороны предложило авиабазу Обь (Новосибирск) и подмосковный Чкаловский, а также аэродром Кольцово (Екатеринбург), добавляет "Коммерсант".

 

Международные новости и сотрудничество

Бразилии не нужны американские истребители

и-Маш, 14.08.13

Заключение контракта на продажу 36 американских истребителей Бразилии на общую сумму свыше 4 миллиардов долларов оказалось под угрозой.

Причиной этому послужила информация о том, что США ведет мониторинг бразильского интернет-траффика. По мнению бразильских чиновников, "отдавать такой контакт стране, которой не доверяешь - невозможно". Узнав, что американцы шпионят, возмущенные бразильские сенаторы выступили категорически против заключения многомиллиардного контракта с американской компанией Boeing на переоснащение флотилии истребителей Бразилии.

Кроме Boeing за бразильский контракт борются французский авиапроизводитель Dassault Aviation и шведский Saab. Стоимость контракта превышает 4 миллиарда долларов, а вероятные последующие заказы еще больше увеличивают его ценность.

Екатерина Соболь

«Ростех» возобновил переговоры о сборке в России региональных самолетов // Соглашение с канадской Bombardier по Q400 может быть подписано на авиасалоне МАКС-2013

Vedomosti.ru, 14.08.13

Стартовым заказчиком Q400 в случае сборки этого самолета в России может стать «Аэрофлот»

Госкорпорация «Ростех» на МАКС-2013 в конце августа может подписать соглашение о намерениях с Bombardier(третий в мире авиапроизводитель и мировой лидер по выпуску региональных самолетов) по сборке Bombardier Q400 в России. В случае успеха переговоров сборка самолетов будет налажена в Ульяновске, рассматривается возможность участия в кооперации и самарского «Авиакора» (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски). Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к разным сторонам переговоров.

Представители «Ростеха», «Русских машин» и Bombardier от комментариев отказались.

О том, что «Ростех» предлагает Bombardier собирать ее самолеты в России, гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов заявил еще в феврале. «Ростех» предлагал создать СП на паритетных началах. Госкорпорация готова была инвестировать в проект около $100 млн, предлагаемая площадка для производства — в свободной экономической зоне в Ульяновске, говорил Чемезов. Но летом стало известно, что переговоры зашли в тупик. «Для сборки самолета нужен рынок», — объяснял это источник, близкий к Bombardier.

Впрочем, не факт, что и сейчас стороны договорятся о сборке канадских самолетов в России. «Пока ни о чем конкретном не договорились, и не факт, что соглашение будет подписано именно на МАКСе», — сказал один из собеседников«Ведомостей». О том, когда самолеты могут начать производиться в России, собеседники не рассказали. Пока речь будет идти скорее всего об отверточной сборке, возможна и сборка крыла, говорит лишь один из собеседников «Ведомостей».

Q400 — лучшая машина в классе региональных самолетов, один из самых эффективных в своем классе. Вместимость его — до 78 кресел, дальность полета — до 2500 км, каталожная цена усовершенствованной версии — около $30 млн.«Это дороговато для российских перевозчиков», — рассуждает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Но, по его словам, за счет госсубсидий, поддержки, налоговых льгот, которые обещает свободная портовая экономическая зона в Ульяновске, и местной сборки самолет можно удешевить. Потребность российских компаний в этих самолетах до 2020 г. — 120-141 машина, следует из презентации Минпромторга. Но с учетом выбытия старых Ту-134 из парка авиакомпаний потребность может вырасти и до 200 самолетов, отмечается в документе.

Планы по строительству новых региональных самолетов российские компании стали озвучивать вслед за заявлением Владимира Путина, который настаивал на производстве региональных самолетов в России. Но такие самолеты в России не производятся, технологии почти утрачены. Потому и стали как грибы после дождя возникать проекты сборки иностранной техники, напоминает Гусаров(см. врез). Для России это тоже неплохо. Ведь таким образом страна получит компетенции.

Та же Bombardier локализовала часть своего производства Q400 в Китае, но финишную сборку передавать туда пока не решается. Возможно, Россия была выбрана именно в этом качестве. Наша страна серьезнее относится к интеллектуальным правам, намекает она. Кроме того, в России есть рынок для этих самолетов. В бизнес-плане создаваемой«Аэрофлотом»http://www.vedomosti.ru/img/global/chart_up.gif«дочки» на Дальнем Востоке(из «Владивосток авиа» и «Сахалинских авиатрасс») прописаны технические характеристики именно такой машины. Единственную альтернативу производит французская ATR, напоминает Гусаров.

Источник в «Аэрофлоте» говорит, что если Bombardier Q400 будет производиться в России, то компания рассмотрит вопрос о покупке самолетов. Ведь в этом случае они будут освобождены от уплаты 20%-ной таможенной пошлины. Это очень эффективный самолет, отмечает собеседник «Ведомостей». Хоть лайнер и «турбовинтовой, перевозить пассажиров на нем даже выгоднее, чем на Airbus 320», утверждает источник в «Аэрофлоте».

Эта публикация основана на статье ««Ростех» собирает самолеты» из газеты «Ведомости» от 14.08.2013, №146 (3408).

Елена Киселева

Русский с китайцев – летчик навек

Заплатить за шоу истребителей ВВС КНР на МАКСе предложено госкорпорациямКоммерсантъ, 14.08.13

Первое зарубежное выступление пилотажной группы китайских ВВС, которое пройдет в рамках авиасалона МАКС-2013, профинансируют российские производители вооружений. Как стало известно "Ъ", президент России Владимир Путин поручил госкорпорации "Ростех", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ) разделить с Минобороны расходы на прием китайских военных путем выделения на эти цели 28 млн руб. Китайцы проведут демонстрационные полеты семи многоцелевых истребителей J10.

Впервые информация об участии пилотажной группы китайских ВВС "Первое августа" на МАКС-2013 (пройдет в Раменском с 26 августа по 1 сентября) появилась весной на сайте авиасалона. Однако в течение нескольких месяцев вопрос оставался открытым, утверждает источник "Ъ", близкий к "Рособоронэкспорту" (входит в "Рос тех"). "Только 27 июля выступление китайских пилотов на МАКСе было согласовано Владимиром Путиным, поддержавшим соответствующее ходатайство Минобороны", - утверждает собеседник "Ъ".

Источник "Ъ" в администрации президента подтвердил факт существования такого поручения. По его данным, 31 июля вице-премьер Дмитрий Рогозин подписал еще одно поручение, обязав Минобороны, Минпромторг и "Ростех" в срок до 15 августа обеспечить выполнение президентского поручения. Вчера господин Рогозин подтвердил "Ъ" факт существования такого документа. "Речь идет о финансировании визита китайских военных. Кстати, их пилотажная группа впервые участвует в зарубежном авиасалоне. Минобороны берет на себя только часть расходов, в частности на аэродромно-техническое обслуживание и заправку самолетов на промежуточных аэродромах РФ. Это будет профинансировано за счет лимитов, выделяемых Минобороны на боевую подготовку", - утверждает собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Оставшуюся часть расходов, по его данным "Ъ", разделят структуры "Ростеха", ОАК и КТРВ.

Так, ОАО "Авиасалон" (подконтрольно "Ростеху") должно взять на себя расходы на сумму более 9 млн руб., в том числе по оплате аэродромно-технического обслуживания в Раменском, страхования ответственности перед третьими лицами в период полетов, а также услуг "Рособоронэкспорта" по оформлению лицензии на временный ввоз самолетов, рассказал "Ъ" источник в Минпромторге. "Еще 19,2 млн руб. предложено выделить "Ростеху", ОАК и КТРВ как организациям, заинтересованным в развитии военно-технического сотрудничества с Китаем", - добавил он. В "Ростехе", ОАК и КТРВ "Ъ" вчера заявили, что знают о поручении президента по МАКСу и уже ведут активную работу "в части оказания спонсорской поддержки".

Китайские летчики будут выступать в Раменском на многоцелевых истребителях J10 (разработка Chengdu Aircraft Industry Corp.), оснащенных российскими двигателями АЛ-31ФН. Помимо семи машин J10, участвующих в авиашоу, ожидается прибытие и двух Ил-76 ВВС КНР. Общий состав китайской делегации - 95 человек, в том числе 15 представителей Минобороны, 11 летчиков, 44 техника, а также экипажи двух Ил-76. В качестве промежуточных аэродромов посадки Минобороны предложило авиабазу Обь (Новосибирск) и подмосковный Чкаловский, а также аэродром Кольцово (Екатеринбург).

"Довольно необычный ход - за наши деньги рекламировать китайскую военную технику. Другое дело, если демонстрационные полеты "Русских витязей" в Китае оплачивала принимающая сторона. Тогда речь может идти о финансировании на принципах взаимности", - отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Он напомнил, что ОАК - один из крупнейших партнеров Китая по линии военно-технического сотрудничества. "В феврале было подписано межправительственное соглашение, в рамках которого до конца этого - начала следующего года ОАК заключит контракт о поставках в Китай 24 истребителей Су-35. Плюс довольно неплохой бизнес на запчастях: входящий в ОАК " Сухой" ежегодно поставляет в Китай запчасти на $200-300 млн", - говорит эксперт.

Структуры "Ростеха" поставляют в Китай вертолеты и авиационные двигатели. Так, J10 укомплектован двигателем АЛ-31Ф, который собирается на ММПП "Салют" в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в "Ростех"). До конца 2013 года Россия планировала поставить 123 таких двигателя на $500 млн. Кроме того, китайцы традиционно закупают в России авиационные средства поражения производства КРТВ, напомнил Константин Макиенко. По его оценкам, в последние годы экспорт российского вооружения в Китай начал расти, достигнув по итогам 2012 года 12-15% в общем объеме импорта.

Разное

Министерство транспорта Российской Федерации на 3-й международной конференции "Региональная авиация России и СНГ - 2013" представит заместитель министра транспорта Валерий Окулов

Центр стратегических разработок в гражданской авиации, 14.08.13

Заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов подтвердил свое участие в работе 3-й международной конференции "Региональная авиация России и СНГ - 2013", которая пройдет 16-17 октября 2013 года в Москве.

Региональная авиация России и СНГ - 2013 - крупнейшее основное профессиональное отраслевое мероприятие, на котором обсуждаются ключевые вопросы развития региональной и местной авиации.

Одной из основных тем, которая будет обсуждаться представителями бизнеса и государственной власти на конференции станет: "Государственная поддержка авиационного транспорта. Новые федеральные программы субсидирования развития региональных авиаперевозок в Российской Федерации".

Для участия в конференции приглашаются руководители и заместители руководителей региональных авиакомпаний, аэропортов и других предприятий отрасли, предприятий-поставщиков региональной авиационной техники, инновационных решений и продукции авиационного назначения, руководители и эксперты финансовых институтов, представители федеральных и региональных органов власти.

Для представителей авиакомпаний, аэропортов и органов власти действуют специальные условия участия.

Организатором конференции выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).

48-й Открытый чемпионат России по вертолетному спорту подвел итоги

Aviation EXplorer, 14.08.13

48-й Открытый Чемпионат России по вертолетному спорту, состоявшийся в прошедшие выходные в Тверской области на аэродроме «Борки», подвел итоги.

Абсолютным победи телем стал экипаж мастеров спорта международного класса Максима Сотникова и Олега Пуоджюкаса, лучшими в женском зачете - заслуженные мастера спорта Галина Шпиговская и Любовь Губарь, в общекомандном победу завоевали военные пилоты – инструкторы Военного учебно-научного центра ВВС РФ.

Чемпионат, организованный Федерацией вертолетного спорта России, Администрацией Кимрского района Тверской области, ДОСААФ России  при поддержке генерального партнера ОАО «Вертолеты России», официального партнера ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и партнеров ООО «Лукойл-Аэро», ООО «Важная персона-Авто», г.Тверь, стал не только знаковым событием в вертолетном мире, но и праздником для посетителей соревнований и поклонников этого вида спорта.

В завершающий день соревнований вертолетчики также отметили знаменательную дату – 55 лет вертолетному спорту. Это хобби, объединившее профессиональных летчиков, инженеров, военных, бизнесменов, студентов, спасателей, сегодня является не только техническим видом спорта, где точность выполнения каждого упражнения фиксируется опытными судьями и отрыв лидеров от остальных соревнующихся составляет доли секунд, но и становится зрелищным шоу, привлекающим зрителей и любителей экстремальных видов спорта.

В чемпионате приняли участие 28 экипажей - 18 мужских, 5 женских, 5 смешанных. Пилоты, прибывшие из различных городов России, Белоруссии, Украины и Польши на аэродром «Борки» (в прошлом - центр тренировок сборных команд СССР по авиационным видам спорта), выступили  на вертолётах двух типов: отечественных Ми-2 и зарубежных «Robinson-44».

Программа соревнований на звание Чемпионов России, соответствующая программе чемпионатов мира по вертолетному спорту, включала четыре основные дисциплины: «Навигация», «Полет на точность», «Развозка грузов» и «Слалом». Все упражнения обязательной программы основаны на элементах поисково-спасательных операций и требуют от спортсменов безупречной техники пилотирования, ювелирного владения вертолётом и полного взаимопонимания в экипаже.

Первое место в самом насыщенном элементами упражнении «Навигация» занял экипаж мастеров спорта Андрея Орехова и Виктора Калинина, получивший незначительное количество штрафных очков, – меньше 1 балла из 300 возможных. Вторыми стали действующие Абсолютные Чемпионы мира мастер спорта международного класса Александр Жуперин и заслуженный мастер спорта Николай Буров, отставшие от победителей всего на 0,1 очка. Третье место пьедестала занял экипаж клуба «Аэросоюз» - мастера спорта международного класса Максим Сотников и Олег Пуоджюкас.

Точнее всех в «Полете на точность» стали военные: 1-ое место у мастеров спорта Алексея Майорова и Сергея Костина, следом за ними с отрывом менее двух секунд - заслуженный мастер спорта Виктор Дегтярь и мастер спорта международного класса Петр Васильев. Экипаж Максима Сотникова и Олега Пуоджюкаса занял почетное 3-е место, уступив военным летчикам 0,9 очка.

В упражнении «Слалом», где экипажу необходимо максимально быстро пронести ведро с водой через 12 ворот и поставить его в мишень не расплескав, самыми аккуратными и точными стали Виктор Дегтярь и Петр Васильев, второе и третье места заняли Максим Сотников - Олег Пуоджюкас и Андрей Орехов - Виктор Калинин.

В ходе упражнения «Развозка грузов», где полеты выполнялись на параллельных площадках двумя вертолетами одновременно, победу завоевали Виктор Дегтярь и Петр Васильев, серебро - за Максимом Сотниковым и Олегом Пуоджюкасом, бронза - у экипажа Андрея Орехова и Виктора Калинина.

В воскресенье прошли вертолетные гонки «Параллельный слалом», в которых выступили 6 сильнейших российских экипажей и гости из Украины и Беларуси – неофициальная, но самая зрелищная часть соревнований. В итоге жесткой борьбы по системе “play-off” золото взяли Александр Жуперин и Николай Буров, серебро – Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, бронзу – Андрей Орехов и Виктор Калинин.

В течение двух дней в перерывах между упражнениями выступали авиамоделисты, вертолетчики с показательным фристайлом, включающим элементы высшего пилотажа, парили в небе парашютисты.

Впереди у российских спортсменов Открытый чемпионат Бельгии, в котором будут участвовать пилоты из 8 стран. Наши экипажи намерены еще раз проверить свое мастерство и вполне возможно, подтвердить звание лучших в мире.

 

 

Политические новости

 

Михаил Баженов

Грозит ли отставка Дмитрию Рогозину

bfm.ru, 14.08.13

Вице-премьер Дмитрий Рогозин проведет специальное совещание по развитию гражданского авиастроения. По мнению экспертов, он отводит от себя удар за последнюю катастрофу ракетоносителя «Протон-М». Работой вице-премьера недовольны, констатируют наблюдатели

Гражданская авиация как последняя соломинка. Вице-премьера преследуют неудачи. Работа не клеится, ракеты падают. Еще год назад Рогозину дали понять: так нельзя.

Тогда на правительственном совещании после аварии разгонного блока «Бриз-М» и потери двух спутников связи Дмитрий Медведев заговорил о дисциплинарной и прочей ответственности. Рогозин, в свою очередь, списал неудачи на возраст руководителей космических предприятий. Мол, самому молодому за шестьдесят.

Прошел год — и новая потеря. Со старта не взлетел «Протон-М». Подвел датчик угловых скоростей, который установили откровенно криво. На этот раз вице-премьер обвинил в неудаче низкую технологическую дисциплину.

 Разносы стали утомлять, поделился мнением в эфире Business FM руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев: «С точки зрения публичности, конечно, должность давала возможность напомнить о себе. Но недовольство Рогозиным растет, и растет не только у первых лиц страны. Оно растет и в тех областях, которые он курирует. То есть, собственно говоря, он ведет себя в большей части как политик, чем как эффективный управленец. То есть все эти разносы и нагоняи не решают никаких проблем, а стремление к самопиару вызывает некоторое раздражение».

 После аварии «Протона» выговор получил глава «Роскосмоса». А Рогозин, который наверняка не забыл прошлогоднее совещание у Медведева, заговорил об объединении авиационной и космической отрасли.

 Взял новое направление. Показал: я человек нужный. Теперь судьба вице-премьера зависит от отношений с военно-промышленным комплексом, считает политолог Валерий Островский:

«У капитанов индустрии ВПК Рогозин не вызывает большого восторга как журналист по образованию, и как политик. Но Рогозин политический вице-премьер. Ему дадут срок на исправление, ну а дальше все будет зависеть от налаживания контактов с капитанами ВПК. А это и по сей день в России достаточно мощная, влиятельная политико-экономическая группа».

 И с этой группой Рогозин начал выстраивать отношения. Изменил мнение о вертолетоносцах «Мистраль». Зимой говорил о том, что у нас нет для них топлива. Летом, мол, давайте поставим на вооружение, а там посмотрим. Посмотрим — это ключевое слово.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль