Новости СоюзМаш России

11.07.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиастроения
Обновленный «кукурузник» совершил свой первый полет
ianp.com.ua, 10.07.13
Стоимость обновленного Ан-2 значительно привлекательнее, нежели у Ан-3, который стоит свыше 2 млн долларов.
Самолет Ан-2-100, представляющий собой обновленную версию Ан-2 («кукурузник») с новым двигателем МС-14, свой первый полет совершил сегодня, 10 июля. Об этом ИА «НАШ ПРОДУКТ» сообщили в пресс-службе ГП «Антонов».
Мощность двигателя обновленного Ан-2-100 по сравнению с двигателем, установленным на Ан-2, увеличилась с 1000 до 1500 э.л.с., при этом максимальная взлетная масса выросла с 5,5 тыс. до 5,690 тыс. кг, крейсерская высота полета – с 2000 до 3000 м, длина ВПП для взлета и посадки сократилась с 575 до 550 м.
Как сообщил в ходе церемонии представления летательного аппарата Дмитрий Кива – президент-генеральный конструктор государственного предприятия «Антонов», испытательная программа рассчитана на 50 полетов и продлится до конца текущего года. Тогда же планируется завершить сертификацию ремоторизированного Ан-2.
По словам президента ПАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслава, стоимость обновленного Ан-2 значительно привлекательнее, нежели у Ан-3, который стоит свыше 2 млн долларов. «Мы договорились с эксплуатантами, что он будет стоить не выше 1 млн долларов. То есть вся ремоторизация - порядка 850 тыс. долларов», – уточнил Богуслаев.
По словам Кивы, интерес к проекту есть, поскольку во всем мире насчитывается порядка 15 тыс. Ан-2, из которых пригодны к полетам только 5 тыс. Согласно пресс-релизу ГП «Антонов», в России насчитывается 1580 Ан-2, из которых пригодны к полетам 322. В Украине всего 135 Ан-2, а летать могут только 54. В Казахстане эксплуатируется 290 Ан-2, в Узбекистане – 143, в Туркменистане – 89, в Беларуси – 82, в Азербайджане – 63, в Киргизии – 30, в Молдове – 13, Армении – 4.
 
Финансовые новости
Евгений Тимошинов, Яна Рождественская
ВЭБ пересаживают с Airbus на Superjet
Чтобы спасти производителя российского самолета
Коммерсантъ, 11.07.2013
Главный проект российского авиапрома — Sukhoi Superjet — оказался на грани дефолта. Производитель самолетов ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) накопило $2 млрд долгов и нарушило ковенанты по кредитам. Долг перед ВЭБом (более $600 млн) может быть погашен акциям ГСС или ОАО "Сухой", а перед другими кредиторами — облигациями на $1 млрд под госгарантии. Обсуждается вариант поддержки ГСС за счет продажи ВЭБом части акций EADS (производитель Airbus), но госкорпорация от этой идеи не в восторге.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ВЭБ обсуждают способы финансового оздоровления обремененного долгами ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (производитель самолетов Sukhoi Superjet), рассказали "Ъ" два источника, знакомые с ходом переговоров. В консультациях участвуют профильные министерства. "Проблему надо решать до конца года, иначе ГСС придется объявлять дефолт по кредитам",— пояснил один из источников "Ъ".
ГСС уже сейчас находится в состоянии, близком к дефолтному,— кредиторская задолженность компании на начало года достигла $2,1 млрд (из них $300 млн — перед связанными сторонами). Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед банками WestLB и ВТБ. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.
В 2012 году ЗАО ГСС продало 12 самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), в 2013 году планируется продать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году — $198 млн, убыток — более $111 млн. 71,99% и 3% акций ЗАО ГСС принадлежат входящим в ОАК ОАО "Сухой" и ОКБ "Сухой", 25% плюс 1 акция — World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).
Источники "Ъ" рассказали, что обсуждается вариант, конвертации $600 млн долга ГСС перед ВЭБом в акции ЗАО или его акционера — ОАО "Сухой". Вероятнее вторая схема, уверят один из собеседников "Ъ". Она привлекательнее для ВЭБа, поскольку ОАО "Сухой" в отличие от ГСС прибыльно. Оно владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% — у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. У ОАК 87% акций ОАО "Сухой", остальное — у Росимущества.
Для расплаты с остальными кредиторами ГСС планирует выпустить облигации на $0,6-1 млрд под госгарантии. Но при этом компания просит дополнительной поддержки государства на программу SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG. Речь идет примерно о 10,7 млрд руб. Есть вариант дополнительной субсидии для ГСС со стороны ВЭБа на сумму порядка 15 млрд руб. Эти средства, по словам собеседника "Ъ", можно выручить от продажи ВЭБом 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые ВЭБ купил в 2007 году у ВТБ. По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68,6 млрд руб., то есть речь может идти о продаже лишь части пакета.
В ОАК и ВЭБе от комментариев отказались. Источник, близкий к ОАК, сказал, что переговоры о реструктуризации долгов ГСС продолжаются, идет диалог и с World Wings S.A., решение будет приниматься с учетом ее позиции. Источник, близкий к ВЭБу, отметил, что схема пока вызывает сомнения, в госкорпорации не очень заинтересованы в ее реализации в такой форме, в том числе в части продажи акций EADS. В World Wings S.A. не ответили на запрос "Ъ". В EADS не комментируют действия акционеров.
Олег Пантелеев из "Авиапорта" считает, что производитель самолетов не должен развиваться только за счет государства. "Но SSJ — пилотный проект российского авиапрома, поэтому ГСС принципиально важно выполнить обязательства перед кредиторами, в том числе для поддержания доверия со стороны международных контрагентов",— добавляет эксперт. По его мнению, в такой ситуации вмешательство государства в лице ВЭБа "выглядит обоснованным".
В Украине высокими темпами растут услуги по ремонту авиатехники
ianp.com.ua, 06.07.13
Объемы работ по ремонту авиадвигателей в Украине по заказу отечественных и зарубежных заказчиков в 2010-2013 годах возросли в 1,7 раза.
В Кабинете Министров отметили, что удовлетворены высокими темпами роста услуг по ремонту авиатехники, в том числе, в интересах зарубежных заказчиков, на мощностях отечественного авиапрома. Об этом ИА «НАШ ПРОДУКТ» сообщили в пресс-службе КМ.
Как отметил вице-премьер Александр Вилкул в ходе торжеств по случаю 65-летия киевского ГП «Завод 410 ГА» в пятницу, 5 июля, объемы работ по ремонту авиадвигателей в Украине по заказу отечественных и зарубежных заказчиков в 2010-2013 годах возросли в 1,7 раза: с 200 млн грн. до более чем 350 млн грн. В 2013 году, по прогнозам, эта сумма вырастет еще в 1,3 раза, заметил он.
Вилкул заверил, что правительство и далее будет оказывать поддержку авиапрому: госпрограмма активизации развития экономики на 2013-2014 годах включает четыре проекта по модернизации отрасли, напомнил он.
В их числе, модернизация производственных мощностей для семейства реактивных региональных Ан-148/158 нового поколения на ГП «Антонов», налаживание производства легких вертолетов на ПАО «Мотор Сич», а также налаживание серийного производства нового турбореактивного двухконтурного двигателя АИ-28 на ГП «Ивченко-Прогресс», отметил вице-премьер.
Справка. ГП «Завод 410 ГА» специализируется на ремонте и модернизации авиатехники, включая многоцелевые Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74. По данным предприятия, за 65 лет на его мощностях отремонтировано более 40 тыс. авиадвигателей и 6 тыс. самолетов.
В настоящее время ГП «Завод 410 ГА» выступает соисполнителем заключенного в 2009 году масштабного контракта объемом около 400 млн долларов на модернизацию 105 легких транспортных Ан-32 ВВС Индии. На сегодняшний день индийской стороне в общей сложности передано 25 из 40 машин, модернизация которых, согласно контракту, проводится в Украине. Передача заказчику очередной партии самолетов намечена на лето этого года.
ОАК за 3 года получит двигатели на 4 млрд рублей, заплатив менее 18 % от их стоимости
Бизнес-ТАСС, 10.07.13
Основное финансирование по контракту Объединенной авиастроительной корпорации /ОАК/ и Объединенной двигателестроительной корпорации /ОДК/ на поставку двигателей для военно-транспортных Ил-476 начнется после 2015 года; три четверти контракта объемом почти в 33,5 млрд рублей будут профинансированы только в последние три года его реализации. Об этом сообщил источник ИТАР-ТАСС, знакомый с деталями контракта.
Договор, подписанный 10 июля между ОАК и ОДК, предусматривает поставку четырех двигателей ПС-90А-76 уже осенью 2013 года. Средняя цена одного двигателя составляет около 215 млн рублей /с учетом НДС/, но в этом году ОАК заплатит ОДК только 60 млн рублей. До конца 2015 года ОАК получит в общей сложности 20 двигателей ПС-90А-76, но заплатит за них двигателистам 700 млн рублей.
Основное финансирование контракта - более 25,5 млрд рублей - приходится на 2018-2020 годы, в течение которых ОДК должна поставить авиастроителям 96 двигателей. Всего ОДК должна поставить ОАК 156 двигателей для 39 самолетов Ил-476.
Завод-изготовитель - "Пермский моторостроительный завод" /ПМЗ, входит в ОДК/ - рассчитывал на ежегодное авансирование работ по контракту в объеме около 80 проц от запланированных на год работ. Деньги должны были пойти на модернизацию производства. Но, по данным источника ИТАР-ТАСС, договориться об авансировании не удалось. "Контракт практически безавансовый", - подтвердил после подписания глава ОДК Владислав Масалов.
Теперь модернизация ПМЗ запланирована за счет кредита ВТБ. Банк уже принял решение о рефинансировании кредитного портфеля завода. Для реализации контракта по двигателям для самолетов Ил-476 выделяется кредит в объеме 33 млрд рублей, подтвердил член правления ВТБ Валерий Лукьяненко.
 
Аналитика
Артем Субботкин
Казанские крылья для Боинга
Счастливого полета!
Известия, 10.07.13
Этого момента казанские авиастроители ждали два года. Почти столько времени минуло с тех пор, как был заложен первый блок фундамента нового завода "КАПО-Композит", который будет выпускать качественно новые детали не только для современных отечественных воздушных лайнеров, но и для иностранных моделей самолетов ведущих зарубежных авиакомпаний. На торжественное открытие предприятия, которое смело можно назвать полигоном для самых передовых технологий авиастроения, прибыл Президент республики Рустам Минниханов.
- Это будет одно из базовых предприятий КАПО. - сказал Президент в своем выступлении перед работниками нового завода. - Будущее промышленности Татарстана связано с развитием инновационных технологий. Открытие этого предприятия - важный этап в развитии отечественного авиастроения. Я надеюсь, что оно будет полностью загружено и заработает на полную мощность.
Надежду на успех взаимовыгодного сотрудничества высказал и присутствовавший при пуске первой линии завода президент компании FACC AG Вальтер Штефан. Известная австрийская компания, которую он представлял в своем лице, войдет в капитал ЗАО "КАПО-Композит" в 2014 году, при этом ее доля составит 24 процента. В следующем же году новое предприятие планирует начать выпуск деталей для компаний Boeing и Airbus.
О том, насколько важным является для работников Объединенной авиастроительной корпорации пуск первой линии завода, в строительство которого инвестировано три с половиной миллиарда рублей, подробно рассказали президент ОАК Михаил Погосян и ведущие специалисты предприятия.
Новый завод уже в самом ближайшем будущем начнет выпускать элементы механизации самолетных крыльев и хвостового оперения современных авиалайнеров - закрылки, воздушные тормоза, интерцепторы, рули высоты. Изготовлять эти детали и механизмы будут из так называемых композиционных материалов на основе углеродного волокна. Преимущество таких деталей в том, что они существенно улучшают аэродинамические качества самолета. И, что немаловажно, уменьшают вес воздушного судна. К примеру, в отечественных самолетах МС-21 общая доля композитных материалов составит от 30 до 40 процентов.
- Для создания новых современных самолетов требуется все больше деталей, сделанных по инновационным технологиям из композитных материалов. - заявил Президент ОАК Михаил Погосян.
Вот почему у молодого предприятия - большое будущее. Его запуск во многом состоялся благодаря кооперации с лучшими отечественными и иностранными организациями. Так в частности при строительстве нового завода ОАК активно сотрудничала с Всероссийским институтом авиационных материалов, а также с Роснано. Основной объем строительства завершен в июне этого года.
Кстати, КАПО-композит, на котором будет работать более трехсот человек, стал первым заводом, открытым в рамках программы ОАК по строительству центров компетенций. Эта программа предусматривает также открытие в недалеком будущем новых производств по выпуску крыльев, люков и дверей в Ульяновске, мотогндол в Воронеже, центра проектирования самолетов в Москве.
И вот наконец нажата символическая красная кнопка пуска первой линии. Многочисленные гости разошлись по просторным и гулким цехам, где во время получасовой экскурсии смогли убедиться в работе современного инновационного оборудования нового предприятия. Старт производству дан. Что ж, как говориться, счастливого полета!
 
Особое мнение
Константин Макиенко: России грозит полная потеря рынка коммерческих самолетов; проекты МС-21 и "Суперджет" - последняя надежда
АРМС-ТАСС, 11.07.13
Если реализация перспективных проектов гражданских самолетов МС-21 и "Суперджет" будет неудачной, России грозит полная потеря мирового рынка коммерческих самолетов. Такое мнение высказал сегодня на круглом столе "Авиапром России: итоги и перспективы реформирования" заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.
"Если проекты МС-21 и SSJ-100 не получатся, то коммерческой авиации в России не будет", - сказал он.
Как считает эксперт, большой ошибкой было прекращение в свое время сотрудничества с компанией "Эрбас" по ряду проектов. В начале 2000-х годов, в частности, началась реализация совместной российско-европейской программы по конвертации пассажирских самолетов A320 "Эрбас" в грузовой вариант. Однако, по ряду причин, она была закрыта. Также не было реализовано намерение по 5-процентному участию российского авиапрома в перспективном проекте A350 "Эрбас".
"Если бы сотрудничество c Европой по программе A320 продолжилось, сейчас бы коммерческая авиация в России была бы другая".
Что касается такой ее составляющей, как малая авиация, единственный выход здесь - приобретение зарубежной техники "с глубокой локализацией закупаемых самолетов в российском авиапроме", считает Макиенко. Такие планы пытаются реализовать, в частности некоторые частные компании в составе "Ростеха", напомнил он.
Как ранее сообщало агентство АРМС-ТАСС, кардинальной ошибкой российского руководства прошлых лет был также отказ от вступления в программу создания тяжелого пассажирского самолета А380. Самолетостроительный концерн "Эрбас" в 90-е годы оценивал стоимость разработки этого самолета в 10 млрд долларов и предлагал России до 25 процентов этой программы. Однако политическое руководство страны приняло решение не участвовать в создании А380 на партнерских условиях и отклонило предложение "Эрбас". В настоящее время программа А380 успешно реализуется и самолет востребован на мировом авиационном рынке.
 
Новости авиакомпаний и аэропортов
Ник Маркин, Олег Пантелеев
Чужие среди своих
АвиаПорт.Ru, 10.07.13
Минэкономразвития России приступил к процедуре оценки регулирующего воздействия подготовленного Минтрансом проекта постановления правительства, согласно которому российские авиакомпании смогут привлечь в штат иностранных пилотов. Квота для всей отрасли составляет 200 специалистов в год, возможность найма экспатов сохранится пять лет. Эта вынужденная мера позволит справиться с дефицитом летного состава в краткосрочном периоде и обеспечит возможность подготовить необходимое количеств российских специалистов.
Министерство экономического развития Российской Федерации начало оценку регулирующего воздействия подготовленного министерством транспорта проекта постановления правительства, определяющего порядок привлечения на работу в российские авиакомпании иностранных командиров воздушных судов. Соответствующее объявление размещено на сайте ведомства 8 июля 2013 года.
Болезнь и лекарство
Дефицит летного состава на российском рынке коммерческих авиаперевозок сложился по ряду причин. Одна из основных - недостаточный выпуск пилотов учебными заведениям гражданской авиации. Так в прошлом году летные училища выпустили около 800 пилотов, в 2013 году выпуск составит примерно 925 человек. При условии сохранения набора в учебные заведения гражданской авиации на уровне 2013 года, прогнозируемый выпуск достигнет 1080 человек в 2017 году. При этом необходимый объем набора персонала - 1200 пилотов в год по оценкам правительства, и более 2100 - по оценкам авиакомпаний. Однако если по вторым пилотам ситуация сейчас не критична - учебные заведения позволяют закрывать потребности перевозчиков - то по командирам воздушных судов (КВС) наблюдается существенная нехватка специалистов. С одной стороны, период подготовки КВС достаточно длителен, в то время как сегодня происходит достаточно активный выход на пенсию командиров, подготовленных еще в советские времена.
Согласно проекту, квота будет действовать максимум пять лет, и нанять пилотов можно будет только до конца этого срока. В перспективе отрасль сможет получить до 1000 пилотов-иностранцев. Кроме того, в Минтрансе рассчитывают, что за время действия программы многие вторые пилоты авиакомпаний, дефицита в которых нет, смогут получить квалификацию командиров воздушных судов, за счет чего острота проблемы будет снижена. Программы же подготовки вторых пилотов до уровня КВС сокращаться не будут.
Существенный приток командиров воздушных судов позволит снизить рабочую нагрузку на авиационный персонал, тем самым снизив риски, связанные с переутомлением пилотов. С другой стороны, допуск иностранных специалистов приведет к росту конкуренции на рынке труда. Это станет плюсом для авиаотрасли: не секрет, что конкуренция способствует повышению требований к квалификации и влечет за собой снижение завышенных, как считают многие эксперты, зарплатных ожиданий летного состава.
Документ планируется утвердить уже в этом году одновременно с федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части снятия ограничения на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов). Приступить к набору кадров из-за рубежа предполагается уже в конце осени-начале зимы текущего года.
Лидеры полностью выберут квоту
Согласно проекту постановления, исполнение его положений возложено на Росавиацию, которая будет ежегодно собирать заявки от авиаперевозчиков. В них должно быть указано, какой кадровый дефицит сложился в компании и для каких типов воздушных судов необходимы командиры. Всего российские авиакомпании смогут привлечь 200 пилотов в год. В случае, если количество заявок будет выше квоты, пилоты будут распределены по авиакомпаниям в зависимости от объемов бизнеса. Если же квота полностью выбрана не будет, "остатки" перейдут на следующий год.
Вероятность того, что квоту выбрать не удастся, мала. Уже сейчас многие пилоты из стран СНГ и бывшего СССР интересуются возможностью работы в России. Как ранее говорила "АвиаПорту" генеральный директор компании AviationCV.com Скайсте Книзайте, после снятия запрета кандидаты в списке появятся буквально со всего света. Но, на ее взгляд, наибольшие перспективы будут у русскоговорящих пилотов.
Предполагая, что выделенная квота будет не просто полностью выбрана, но и окажется недостаточной, представители отраслевого сообщества настороженно относится к предложению распределения пилотов в зависимости от масштаба бизнеса авиакомпаний. "В сегодняшней редакции закон направлен на помощь крупным компаниям", - считает независимый эксперт Андрей Крамаренко. Он также обращает внимание на то, что вновь создаваемые авиакомпании, вероятно, не смогут принять на работу КВС в рамках этих квот - из-за их нулевого объема бизнеса на старте.
В то же время для региональных авиаперевозчиков вопрос нехватки кадров на рынке труда даже более критичен, чем для крупных игроков отрасли. "Высока конкуренция среди авиакомпаний за квалифицированных пилотов, да и каждый пилот мечтает вырасти из формата региональных ВС, - сказали "АвиаПорту" в компании "Руслайн". - В связи с этим мы вынуждены поддерживать зарплаты на очень высоком уровне при небольших в сравнении с другими игроками рынка доходах". "Квота в 200 пилотов в год и распределение их по авиакомпаниям в зависимости от объемов бизнеса фактически закроют региональным авиаперевозчикам доступ к иностранному резерву кадров", - констатирует руководитель авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин.
Прогнозы положительные
Результаты оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России опубликует примерно через месяц, сообщили "АвиаПорту" в ведомстве, о предварительных же оценках говорить рано. В то же время, в отрасли ждут согласования документа. "Весьма вероятно, что закон будет принят в том виде, в котором предложен, - считает А.Крамаренко. - Несмотря на его недостатки, он поможет в какой-то мере понизить дефицит летного состава".
Стоит также напомнить, что ранее предложению транспортного ведомства дал рецензию президент России Владимир Путин. В ходе прямой линии в 2013 году он отметил, что практически во всех рыночных странах разрешен прием на работу иностранных пилотов. Исключение составляет Россия, где это запрещено Воздушным кодексом. Точнее, пока запрещено.
 
Авиационные происшествия
В Тынде вынужденно сел Ми-8 из Южно-Сахалинска
Восток-Медиа, 11.07.13
В аэропорту Тынды сегодня совершил вынужденную посадку вертолет Ми-8 с четырьмя членами экипажа на борту. По данным МЧС, при взлете у машины отказал один из двигателей.
В результате происшествия никто не пострадал, воздушное судно повреждений не получило. Вертолет направлялся из Южно-Сахалинска в Улан-Удэ с остановкой в Тынде. После ЧП неисправным двигателем занялись ремонтники.
В Воронежской области нештатно приземлился Ан-2
Российская газета, 11.07.13
Биплан Ан-2 совершил вынужденную посадку на поле у села Купянка Богучарского района, сообщили в ГУ МВД по Воронежской области.
В летевшем из Краснодара в Москву самолете закончилось горючее. Ан-2 совершил несколько кругов вокруг Богучара и приземлился на пашню. Переехав через автомобильную дорогу, самолет повис на деревьях, никто не пострадал.
Пилоты из Москвы рассказали, что опыт экстремальных посадок у них богатый - в том числе они садились и на грунтовую полосу в Богучаре. Планировали приземлиться на ней и сейчас, но не дотянули. Салон биплана оказался забит коробками с сигаретами.
Расследованием происшествия занимается ФСБ.
 
ВВС
Тимур Латыпов
Над Казанью замечен самолет - шпион
КАПО готовится сдать на МАКСе-2013 самолет легальной разведки Ту-214ОН
АвиаПОРТ, 11.07.13
Секретное изделие КАПО им. Горбунова - самолет-разведчик Ту-214Р, переполошивший недавно ВВС сил самообороны Японии, вновь появился над Казанью. Но уже в новом облике: если ранее "Р" выглядел неопрятно, пошарпанно, поскольку был неокрашен, то теперь борт просто сверкает новым покрытием. Специальная военная машина традиционно несет гражданскую регистрацию, и о назначении самолета можно догадаться только по "украшению" из многочисленных антенн. Как выяснила газета "БИЗНЕС Online", в Казани будут построены еще несколько таких бортов.
...не вторгаясь на чужую территорию
Напомним, что 17 декабря 2012 года истребители ВВС сил самообороны Японии были подняты на перехват неопознанного воздушного судна, совершавшего полет над Японским морем. Пилоты перехватчиков увидели борт с регистрационным номером - RA-64511, другие опознавательные знаки отсутствовали. По данным министерства обороны Японии, нарушителем спокойствия оказался новейший российский самолет-разведчик Ту-214Р. Это было его первое публичное появление вдали от "места рождения" - КАПО им. Горбунова. Видимо, полет над Японским морем проводился в рамках программы испытаний комплекса бортового оборудования.
А вообще первое фото нового разведчика появилось в СМИ в мае прошлого года, тогда же в прессу начала просачиваться информация об этом проекте. Ту-214Р (также фигурирует под названиями "изделие 411" или ОКР "Фракция") создан на базе пассажирского Ту-214 (три таких летают в "Трансаэро"). Это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки, что видно по многочисленным антенным решеткам и "нашлепкам". Предположительно Ту-214Р - замена разведчику Ил-20М, который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов.
Отметим, что Ил-20 долгое время был одним из наиболее секретных советских самолетов. Его начали создавать в соответствии с постановлением ЦК КПСС и совета министров СССР от 27 марта 1965 года о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Собственно, это было ответом на американские разработки. После того как 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский высотный разведчик U-2, в США решили добывать информацию иным путем - при помощи самолета, способного получать разведданные, не вторгаясь на их территорию. Так, на базе пассажирского Boeing 707-320 создали "шпион" RC-135. Противодействовать RC-135 было очень сложно, ведь формально он не вторгался на советскую территорию. О статусе Ил-20 говорит то, что эти машины не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС СССР, а подчинялись непосредственно командованию военных округов.
Сложный заказ
Военные заключили контракт с "Туполевым" и КАПО на создание пары Ту-214Р 29 ноября 2002 года. Машины должны были быть готовы к ноябрю 2008-го. Но головной Ту-214Р совершил первый полет только 24 декабря 2009-го и до сих пор не сдан заказчику. Второй экземпляр (регистрационный номер - RA-64514) находится в цехе окончательной сборки.
Контракт на Ту-214Р стал предметом разбирательства в суде. Дело в том, что 12 января этого года московская войсковая часть 45807 (в интернете ее называют заказчиком Ту-214Р) потребовала выплаты пеней за срыв сроков исполнения спецбортов. Сначала требования предъявили ОАО "Туполев", значившемуся по трехстороннему контракту исполнителем работ (КАПО - изготовитель). Но фирма возложила вину на КАПО, которое, по словам туполевцев, сорвало сроки строительства самолета. В свою очередь, на КАПО считают, что сроки зависели от финансирования, а оно шло не в полном объеме; кроме того, "Туполев" постоянно вносил изменения в конструкторскую документацию. Несмотря на судебные препирательства, военные были удовлетворены ходом дела: "По крайней мере одно из изделий, которое должно было быть выполнено по этому контракту, уже на летном поле. И мы считаем, что это в том числе благодаря и нашему обращению".
Впрочем, несколько позже в СМИ появились сообщения о том, что военные недовольны летными характеристиками разведчика. О претензиях заказчика - главного разведывательного управления (ГРУ) - рассказал "Известиям" источник в генеральном штабе. Он уточнил, что военные недовольны продолжительностью полета Ту-214Р и ставят его конструкторам в пример турбовинтовой Ил-20, который способен кружить вокруг цели на сверхмалых скоростях до пяти часов, при этом минимально расходуя топливо и сохраняя устойчивость. По данным "Известий", ГРУ готовило письмо с претензиями на имя министра обороны, в котором предлагало отказаться от дальнейших заказов на Ту-214Р.
Однако тогда же главный редактор портала "АвиаПорт.Ru" Олег Пантелеев отметил, что военные лукавят: они с самого начала знали параметры базового Ту-214, и если их что-то не устраивало, нужно было сразу об этом говорить, да и бессмысленно ожидать от реактивного самолета характеристик турбовинтового. Тогда же в интервью газете "БИЗНЕС Online" заслуженный летчик-испытатель России, бывший шеф-пилот КАПО Михаил Ковбасенко предположил, что "военные темнят"; директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко не исключил, что судьба Ту-214Р зависит от лоббистских игр в министерстве обороны; а директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов высказал мнение, что у военных для такого разведчика все равно нет другой платформы.
Машина для того, чтобы "заглядывать за угол"
Нынешнее появление Ту-214Р над Казанью газете "БИЗНЕС Online" прокомментировал советник президента ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), бывший гендиректор КАПО Васил Каюмов: "Да, сейчас "откатываем" программу "Фракция". Работа по этой машине еще предстоит напряженная: надо еще отработать летно-конструкторские испытания, это несколько десятков полетов, и потом передавать на государственные испытания... Да, я читал ту статью в "Известиях". Но я-то ситуацию знаю не по статьям, а изнутри. Действительно, некоторые военные хотели реанимировать старые "Илы", пришлось долго доказывать им, что этого не надо делать... Нет, другие современные платформы под "Р" не рассматривались... Конечно, там дорабатывать кое-что надо, но военные остались довольны, машина показала, что все работает как надо. На этом самолете, как говорят разведчики, уже "за угол заглядывали" - в районе Балтики работали, Охотского моря, в районе Японских островов, еще кое-где... Нет, не думаю, что этих самолетов будет много - помимо 11-й и 14-й машин, возможно, закажут еще три-четыре".
Отметим, что о допзаказе на Ту-214Р и высокой оценке военных нашему изданию в ходе традиционной интернет-конференции рассказал президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев. Вспоминая январский визит на КАПО заместителя министра обороны Юрия Борисова, он рассказал: "Борисову показали ту технику, которая сделана на КАПО по заказу минобороны. Это сложнейшая машина! И я понимаю, что она будет тиражирована, поскольку по показанным на испытаниях результатам превзошла предъявленные к ней требования".
Кстати, Каюмов подтвердил, что Ту-214Р покрасили. Гражданский вариант "боевой раскраски" разведчика прокомментировал газете "БИЗНЕС Online" Пантелеев: "Если вы посмотрите на многие борта спецназначения еще советского периода, у них по борту шла синяя полоска и надпись "Аэрофлот", которая соседствовала с огромными антеннами и всем таким прочим. Когда речь шла о самолетах-метеостанциях или Ту-134СХ, который занимался обследованием сельхозугодий, это смотрелось нормально. Но когда речь шла о чисто военных или экспериментальных машинах... ну что поделать... В СССР можно было увидеть достаточно большое количество бортов, у которых с надписью "Аэрофлот" соседствовала кормовая пушечная установка... А когда речь идет о самолетах, которые должны выполнять международные полеты, гражданская регистрация вполне уместна".
Один - наблюдать за Америкой, второй - за Европой
В беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" Каюмов поделился оптимистичной информацией и о других строящихся на КАПО разведчиках - "легальных".
Речь - о Ту-214ОН ("Открытое небо"). Один из них сегодня проходит испытания, другой, по некоторым данным, находится в цехе окончательной сборки. Обе машины строятся по договорам с ОАО "Концерн радиостроения "Вега" (а, в конце концов, это тоже программа минобороны) и предназначены для выполнения инспекционных полетов в рамках договора об "Открытом небе". Говоря официальным языком, он должен содействовать укреплению доверия между государствами-участниками через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями путем обеспечения возможности совершать облеты территорий друг друга. Сегодня Россия использует для этого Ту-154М-ЛК1 (над Северной Америкой) и Ан-30Б (над Европой). Их-то и должен заменить Ту-214ОН.
Строительство первого идет на КАПО с начала 2000-х годов, первый полет самолет совершил 1 июня 2011-го и до сих пор находится в процессе испытаний. Контракт на постройку второй машины (RA-64525) заключили в августе 2009 года. По условиям контракта, он должен был быть сдан в 2011-м. Но сегодня, похоже, настал их час.
"Вы могли видеть над Казанью и Ту-214ОН, рассказал газете "БИЗНЕС Online" Каюмов. - Слава Богу, заканчиваются госиспытания, и если удастся, во время МАКСа будет передача первого "ОН", 19-й машины (имеется в виду регистрация - RA-64519 - авт.). И в этом же году планируем и вторую машину военным отдать. Они будут работать под минобороны, которое определит, какая будет летать в Америке, а какая - в Европе".
Напомним, в отчете КАПО за 2012 год о перспективах 2013-го сказано: "Общество планирует завершить летные испытания и передать два самолета Ту-214 заказчику, а также завершить летные испытания двух самолетов наблюдения Ту-214".
Кстати, любопытно, что "боевая раскраска" Ту-214ОН подозрительно напоминает "ливрею" "Аэрофлота".
Международные новости и сотрудничество
Россия и Индия должны взяться за создание легкого истребителя пятого поколения
ИНТЕРФАКС-АВН, 11.07.13
России и Индии следует совместно разрабатывать легкий истребитель пятого поколения, чтобы не отдать эту нишу Китаю, Турции, Южной Корее и Индонезии, сообщил заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.
"Мне кажется, что был бы интересно и для России, и для Индии запустить проект легкого истребителя пятого поколения", - сказал он на пресс-конференции в Москве в четверг, которую провел Франко-российский аналитический центр "Обсерво".
По его словам, Китай уже поднял в небо прототип легкого истребителя нового поколения, к такому же шагу готовится Турция. Южная Корея совместно с Индонезией также работают над созданием такого самолета. "Упустить рыночную нишу было бы сильно неправильно", - сказал К.Макиенко.
В настоящее время Россия и Индия совместно работают над созданием тяжелого перспективного многофункционального истребителя. Самолет будет создаваться на базе российского Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
К.Макиенко также раскритиковал прошедший в Индии тендер на закупку 126 многофункциональных легких истребителей по программе MRCA, в котором победу одержали французы, но контракт до сего дня не заключен.
"Тендер потерял всякий смысл. В 2015-2016 покупать платформу 4-го поколения бессмысленно. Я бы уже переформировал этот тендер на закупку легкого истребителя пятого поколения", - сказал эксперт.
В ходе выступления он также привел данные, согласно которым Россия в 2008-2012 годах экспортировала за рубеж около 140 истребителей, не считая учебно-боевых самолетов. "За эти пять лет было законтрактовано 139 самолетов, в то время как внутренний контракт достиг 306 единиц - это истребители и истребители-бомбардировщики", - сказал он.
Кроме того, ВВС России были поставлены 39 самолетов Военно-транспортной авиации и 55 учебно-боевых самолетов. "Экспортный потенциал смещается на внутреннюю парадигму", - сказал К.Макиенко.
Мексика в ближайшие дни получит первый "Суперджет"
ИНТЕРФАКС-АВН, 11.07.13
Первый из 20 закупленных мексиканской авиакомпанией Interjet авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 в ближайшие дни будет поставлен заказчику, сообщает итальянский новостной портал AGI, со ссылкой на SuperJet International. - совместное предприятие Alenia Aermacchi, Finmeccanica и компании "Сухой"
"Во время перелета из Венеции в мексиканский город Толука, который продлится около 15 часов, самолет сделает 5 промежуточных остановок в аэропортах Рейкьявика (Исландия), Гус-Бей (Канада), Бангора (штат Мэн, США), Вашингтона (США) и Сан-Антонио (штат Техас, США), - говорится в сообщении.
В сообщении отмечается, что SSJ100 с серийным номером 95023 станет первым из 20 самолетов, которые будут в ближайшие месяцы поставлены в Мексику СП SuperJet International, отвечающим за продажу, установку интерьера, окраску SSJ100, а также подготовку экипажей и послепродажную поддержку, сообщает AGI.
В настоящее время в ангаре СП в пригороде Венеции находятся еще три самолета, предназначенные для Interjet.
Мексиканская авиакомпания приобрела 20 самолетов и имеет опцион еще на 10 машин. Это - первый крупный покупатель Sukhoi Superjet 100 на западном рынке. Самолет, выбранный Interjet, имеет 93 кресла в эконом-классе, большое расстояние (87 см) между рядами сидений, а также новый интерьер, разработанный известной итальянской фирмой Pininfarina, для обеспечения максимального комфорта пассажиров во время поездки.
Россия и Франция активно сотрудничают в области авиастроения, у этого сотрудничества большое будущее - французский дипломат
Бизнес-ТАСС, 11.07.13
Авиапромы Франции и России активно сотрудничают, это сотрудничество многообещающе и перспективно. Такое мнение высказал сегодня атташе по вопросам гражданской авиации посольства Франции в России Жюльен Леве. Он принял участие в круглом столе "Российский авиапром: итоги реформ и перспективы развития", организованном аналитическим центром "Обсерво" франко-российской торгово-промышленной палаты.
Компания "Эрбас" закупает сырье в России и участвует в исследовательских проектах, привел пример Леве. Он также отметил "активное сотрудничество по программе "Сухой Суперджет -100", где ключевым партнером России является французская группа "Сафран", создавшая совместное предприятие с НПО "Сатурн" в области двигателестроения. Кроме того, Леве упомянул оснащение вертолетов компании "Камов" двигателями французской компании "Турбомека". Французская компания "Талес" поставляет авионику для самолета "Сухой Суперджет-100" и будет участвовать в проекте создания нового гражданского самолета МС-21. "Это сотрудничество очень активное и, я думаю, у него большое будущее", - подчеркнул французский атташе.
В то же время, как сообщает АРМС-ТАСС, российский эксперт, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил, что "под словом сотрудничество надо понимать несколько иное - не только закупку бортовых систем и индикаторов, подвесных контейнеров целеуказания "Домоклес" или двигателей, где Россия выступает как рынок". "Сотрудничество надо понимать как совместную реализацию проектов, - подчеркнул он. - При этом Франция и Европа - это привилегированные партнеры России и, откровенно говоря, альтернативу европейской кооперации в авиапромышленности трудно найти. Хотя перпендикулярные решения искать надо".
ЦАСТ: рост экспорта авиации РФ зависит от контрактов с Китаем на Су-35
РИА "Новости", 11.07.13
Количественный рост экспорта боевой авиации Россия может в ближайшее время связывать только с заключением крупных контрактов на поставку истребителей Су-35 в Китай, сообщил РИА Новости в четверг заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко.
В течение минувшего десятилетия российский экспорт боевой авиации по количеству единиц, а не в денежном эквиваленте сокращался. Это было связано с насыщением рынков Китая и Индии, крупнейших импортеров российских истребителей.
"Рост экспорта российской боевой авиации в ближайшие годы может быть связан с заключением новых контрактов на поставку, в частности, истребителей Су-35", - сказал Макиенко после заседания франко-российского аналитического центра "Обсерво" по проблемам развития российского авиапрома.
Он пояснил, что Китай намерен в этом или в следующем годах заключить контракт с РФ на закупку партии из 24 истребителей Су-35. "Не исключено, что в последующем Китай захочет купить еще столько же, а потом и лицензию на их производство", - сказал собеседник агентства.
При этом он отметил, что вопрос копирования для Китая будет достаточен сложно решаем, так как Су-35 - очень сложный самолет. Кроме того, при копировании самолетов типа Су-27 помощь китайцам оказывали ранее Украина и Белоруссия, предоставляя определенные технологии. "Сейчас Су-35 - продукт абсолютно российский, поэтому кроме России никто помощь оказать Китаю не сможет. Может быть только официальная лицензия", - сказал замдиректора ЦАСТ.
Он также сообщил, что крупными заказчиками российских истребителей в будущем будут также Вьетнам, Индонезия и возможно Венесуэла.
Боливия планирует приобрести два российских вертолета Ми-17
ИНТЕРФАКС-АВН, 11.07.13
Правительство Боливии изучает возможность приобретения двух российских вертолетов Ми-17 для использования спецподразделениями по борьбе с наркотиками и оказания помощи в случае стихийных бедствий.
"В целях проведения переговоров Боливию в ближайший месяц посетит российская делегация", - сообщает испанский оборонный портал Infodefensa со ссылкой на заявление министра обороны латиноамериканской страны Рубена Сааведра Сото Альдо.
В сообщении отмечается, что договоренность об этом была достигнута в ходе визита в Москву на прошлой неделе президента Боливии Эво Моралеса.
В сообщении со ссылкой на заявление военного ведомства Боливии отмечается, что "российская делегация обсудит конкретные вопросы, а также технические аспекты поставки этих вертолетов".
"У Боливии возникла нехватка ресурсов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков после прекращения сотрудничества с американским Управлением по борьбе с наркотиками", - цитирует Infodefensa сообщение Минобороны Боливии.
 
Разное
Елена Чинкова
Крест Андрея Первозванного проедет по бывшей Киевской Руси
Святыню везут из Греции к 1025-летию Крещения
Патры – Петербург, 11.07.13
 
Для перевозки креста за несколько дней сделали новый ковчег из южноамериканского бука. Везти его придется в багажном отделении - иначе никак, - рассказывает мне руководитель проекта принесения креста Андрея Первозванного на земли Киевской Руси, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного Михаил Якушев, пока наш самолет берет курс на город Патры. В третьем по величине городе Греции, где первые поселенцы появились еще 4 тысячи лет назад, хранятся великие христианские святыни - честная глава апостола Андрея и крест, на котором он был распят. Евангелие от Матфея рассказывает, что Иисус увидел Андрея и его брата Петра на берегу озера за ловлей рыбы и сказал им: "Идите за мною, и я сделаю вас ловцами человеков". С того момента Андрей Первозванный следовал за Спасителем до последнего дня его земного пути. Впоследствии он проповедовал учение Христа в Сирии, на Кавказе, на побережье Черного моря. Из Херсонеса апостол Андрей дошел до места, где сегодня стоит Киев. Водрузив на берегу Днепра крест, он благословил те горы и предрек, что здесь "воссияет благодать Божья". Это и считается началом христианской истории Руси, которую в 988 году будет крестить святой князь Владимир. Самого Андрея Первозванного в Патрах ждала мученическая кончина. По приказу местного правителя Егеата проповедника распяли на кресте Х-образной формы, и спустя два дня, 30 ноября 67 года от Рождества Христова, он закончил свой земной путь. Впоследствии крест хранился в Византии, во Франции (во времена Великой французской революции его бросили в огонь, но католическому священнику удалось спасти его большую часть, которую "инкрустировали" в новый деревянный крест), в Риме. В 1964 году Папа Павел VI передал его Элладской православной церкви. Сегодня крест вместе с честной главой теперь хранится в кафедральном соборе Андрея Первозванного, который строили более полувека - с 1920 до 1974 года. Крест славится своим чудотворными свойства - на греческой земле много историй исцеления людей с онкологией и другими страшным болезнями, помощи в личном счастье и других чудес. В июле греки согласились вновь на время расстаться с крестом - святыню провезут по России, Украине и Белоруссии в честь 1025-летия Крещения Киевской Руси. В пути его будут сопровождать греческое духовенство и специальная охрана. Застраховали святыню на 10 миллионов евро. - Крест едет в дружественную страну, которая почитает святого Андрея. Если бы он не позволил, этого бы не случилось. А так мы не встретили ни одного препятствия, - заявил мне митрополит Патрский Хризостом.
В четверг под звон колоколов и духовой оркестр делегация Фонда Андрея Первозванного во главе с Владимиром Якуниным отправилась со святыней в Петербург. В морской столице России, одним из покровителей которой считается святой Андрей, крест встречает Патриарх Кирилл. Здесь он пробудет до 15 июля, затем в литерном поезде в специальном вагоне-храме его доставят в подмосковное Одинцово, 17-19 июля он будет уже в Дмитрове, 19-25 июля - в храме Христа Спасителя в Москве, 26-28 июля крест будет уже в Киеве, а с 29 июля по 2 августа - в Минске.
17 июля на Комсомольском Филиале компании "Сухой" состоится торжественное мероприятие в честь Дня морской авиации ВМФ России
КнААПО, 11.07.13
17 июля на территории Комсомольского авиационного завода имени Ю.А. Гагарина состоится торжественное мероприятие, посвященное открытию памятника легендарному палубному истребителю Су-33. Открытие нового памятного места на территории КнААЗ приурочено ко Дню морской авиации Военно-морского флота России.
В церемонии примут участие руководство Комсомольского Филиала Компании, трудовой коллектив завода. На торжественное открытие приглашены почетные гости: заслуженный летчик-испытатель, Герой России Игорь Вотинцев, легендарный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Пугачев, командующий морской авиацией ВМФ России Игорь Кожин и др.
Памятник установлен в знак признания и уважения трудовых заслуг комсомольских авиастроителей, построивших самолет, ставший основой палубной авиации России, а также в память о заслуженном военном летчике, первом командире корабельного истребительного полка самолетов Су-33 Герое России Тимуре Апакидзе.
Су-33 это самый мощный истребитель корабельного базирования, состоящий на вооружении ВМФ. Серийное производство Су-33 на авиационном заводе Комсомольска-на-Амуре началось в 1989 г. Первый летный образец был поднят с заводского аэродрома летчиком-испытателем "ОКБ Сухого" Игорем Вотинцевым 17 февраля 1990 г. В 1993 году первые четыре серийные машины совершили перелет в Североморск, в апреле были приняты в эксплуатацию.
Важным испытанием для самолетов Су-33 стал в 1995-1996 гг. океанский поход авианесущего (ТАВКР) крейсера "Адмирал Кузнецов" на боевую службу в Средиземное море. Основным вооружением ТАВКР, были построенные на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина истребители Су-33, которые надежно отработали как в условиях Арктики, так и в акватории Средиземного моря. В составе авиационно-технической службы на крейсере были и специалисты отдела эксплуатации и ремонта авиазавода, которые, наряду с флотскими специалистами, обеспечили успешное выполнение поставленной задачи и получили высокую оценку своей работы. Этот поход вызвал огромный резонанс во всем мире и в значительной степени способствовал усилению международного авторитета России.
С 2000 года Комсомольский авиазавод стал проводить восстановительный ремонт Су-33. Позже на заводе помимо планового ремонта было решено проводить ремонт с дооснащением. Сегодня на КнААЗ Су-33 проходят ремонт и модернизацию.
В октябре 2002 года Указом Президента России за вклад в разработку, испытания и серийное производство корабельного истребителя Су-33 большая группа специалистов "ОКБ Сухого" и Комсомольского-на-Амуре объединения была награждена орденами и медалями. Среди награжденных - Александр Пекарш, на тот момент занимающий должность технического директора предприятия, летчик-испытатель КнААЗ Александр Пуленко.
 
Политические новости
Коллективное письмо депутатов Госдумы о судьбе гибнущей авиационной промышленности РФ
Официальный сайт партии КПРФ, 10.07.13
8 июля 2013 года группа депутатов Государственной Думы - Н.В. Арефьев, П.С. Дорохин, В.И. Кашин, Д.Г. Новиков, В.Ф. Рашкин, В.Н. Тетекин - направили письмо председателю правительства Д.А. Медведеву в связи катастрофическим положением в отечественном самолетостроении. Не секрет, что ныне, несмотря на выделяемые государством деньги, доля отечественных самолетов неуклонно стремится к нулю. Российский рынок гражданской авиации практически полностью захвачен импортной авиатехникой.
На этом фоне вопиющей выглядит ситуация вокруг самолета Ту-334. Несмотря на то, что этот авиалайнер прошел сертификацию еще в 2003 году и обладает прекрасными характеристиками по сравнению с зарубежными аналогами, а также вопреки постановлениям Правительства РФ, он до сих пор не запущен в серийное производство.
Ниже публикуем текст послания:
Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Начало проектирования в КБ "Туполева" ближнемагистрального пассажирского самолета четвертого поколения Ту-334 было вызвано необходимостью появления современного самолета, способного заменить массовый Ту-134.
Ту-334 создан на базе перспективных разработок в области аэродинамики, конструкции, материаловедения, бортового оборудования и оснащен высокоэкономичными двигателями. Это позволило достичь высоких аэродинамических характеристик и низких эксплуатационных расходов.
Самолет Ту-334 успешно выполнил программу сертификационных испытаний и в декабре 2003 г. получил два сертификата АРМАК. В настоящее время Ту-334 соответствует отечественным нормам АП-25.
Правительство РФ 4 раза устанавливало сроки начала серийного производства Ту-334. Было издано 3 постановления Правительства РФ "Об организации серийного производства самолетов Ту-334" (от 27 июля 1992 г. "№"516, от 5 октября 1999 г. "№"1120, от 15 апреля 2005 г. "№"217), одно распоряжение Правительства РФ (от 31 октября 2002 г. "№"1529-Р), а также множество поручений заместителя Председателя Правительства РФ Иванова С.Б. и других государственных руководителей.
Однако до настоящего времени серийное производство не организовано. Всего произведено пять самолетов Ту-334-100 на киевском авиазаводе "Авиант", два из которых (94003, 94005 - находятся на КАПО им. С.П. Горбунова, г. Казань) могут быть доведены до уровня соответствия сертификационным требованиям и переданы в авиакомпании для коммерческой эксплуатации.
Фонд "Народный самолет Ту-334-100", созданный для поддержки и реализации проектов по производству и эксплуатации отечественных самолетов, вносил в Правительство предложения о готовности к приобретению первых двух самолетов и финансирования серийного производства самолетов Ту-334-100 на КАПО им. С.П. Горбунова на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), исходя из полученных в предварительном порядке от российских и зарубежных авиапредприятий заявок на приобретение самолетов Ту-334-100 количеством более 400 единиц. Однако практических положительных шагов от госструктур по вышеперечисленным запросам и предложениям нет.
По результатам проверки Контрольным управлением Президента РФ исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. "№"596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации и соблюдения Минпромторгом РФ законодательства при реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники России на 2001-2010 гг. и на период до 2015 года" дается отрицательная оценка работы Минпромторга и ОАК по поддержанию и развитию отечественного гражданского самолетостроения при значительном перерасходе бюджетных средств.
В связи с вышеизложенным просим Вас рассмотреть вопрос об ответственности лиц, виновных в невыполнении вышеуказанных решений Правительства РФ, а также о скорейшей организации серийного производства самолетов Ту-334.
 
Саакашвили: Коды беспилотных самолетов, приобретенных у Израиля, «стали известны противнику»
ИноСМИ, 09.07.13
Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил 5 июля, что коды беспилотных самолетов, которые были приобретены его правительством у Израиля перед войной с Россией, стали известны «противнику».
Грузия покупала разведывательные беспилотные летательные аппараты у израильской компании Elbit Systems на основании договора, оформленного в 2007 году. Президент Саакашвили заявил в апреле 2008 года, что у Грузии были около 40 летательных аппаратов, в том числе и беспилотные летательные аппараты среднего размера Hermes 450, длительность полетов которых составляет около 20 часов. Грузия потеряла, как минимум три беспилотных летательных аппарата, когда весной 2008 года они осуществляли разведку над территорией сепаратистской Абхазии. Однако абхазская сторона тогда заявила, что в период с марта по май 2008 года были сбиты, как минимум, семь грузинских беспилотных летательных аппаратов.
После того, как WikiLeaks стала публиковать раздобытые хакерами электронные письма аналитической компании Stratfor, появились обвинения в том, что у беспилотных летательных аппаратов, которые были приобретены Грузией у Израиля, угроза возникла после того, как Израиль и Россия обменялись друг с другом информацией, в частности, Израиль передал России коды этих летательных аппаратов, которые обеспечивали России доступ к системе управления этими аппаратами. Взамен Россия передала Израилю коды иранских Tor-M1.
В прошлом году президент Саакашвили, как минимум, дважды указал на эти обвинения в своих публичных выступлениях, однако 5 июля он уже впервые заявил, что кода приобретенных у Израиля беспилотных летательных аппаратов стали известны противнику.
В ходе беседы с профессорами Технического университета Грузии 5 июля Саакашвили заявил: «Когда нам было очень трудно и нам понадобилось производство своей военной техники, мы выпустили не только бронетранспортер «Дидгори» и «Лазика», БПМ, но и также беспилотный летательный аппарат с очень сложной технологией после того, как мы приобрели у Израиля беспилотные летательные аппараты и при очень сомнительных обстоятельствах их коды стали известны противнику, который сбросил их. Потом мы поняли, что ни от кого не должны зависеть и мы создали наш аппарат с нашим «софтвеар» (программным обеспечением), и испытали его, и он по очень многим параметрам превосходил созданную Израилем машину».
Он имел в виду созданный Грузией в апреле 2012 года беспилотный летательный аппарат, взлет которого осуществляется с помощью пневматического катапульта. Модель этого летательного аппарата была разработана эстонской компанией ELI Military Simulations и Грузия выдала лицензию на его производство.
Премьер-министр Бидзина Иванишвили в конце июня посетил Израиль. Когда на проведенной 3 июля в Тбилиси пресс-конференции его спросили о возможных военных закупках у Израиля, он ответил: «Что касается приобретения оружия, у нас нет такой необходимости на данном этапе, эти вопросы ставятся не так. Соответственно, с Израилем у меня были переговоры, в том числе и конфиденциальная часть, но в прямом значении, чтобы мы сказали, что мы приехали туда для закупки оружия, это не так, и мы не нуждаемся на данном этапе, у нас все в порядке».


 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль