События

30.06.2020

Ученые УГАТУ рассказали о вкладе в разработку нового отечественного авиадвигателя

Учёные и студенты Уфимского государственного авиационного технического университета (входит в ОООР «Союз машиностроителей России») принимают участие в разработке отечественных двигателей нового поколения. В соответствии со своими компетенциями они выполняют заказы «Объединённой двигателестроительной корпорации». Разбираемся, какие задачи учёные решают с помощью научной базы университета.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Григорий Дьяконов, старший научный сотрудник НИИ ИФПМ УГАТУ:

В нашей научной группе мы разрабатываем технологию получения ультрамелкозернистой структуры перспективных титановых сплавов для авиационной и космической отрасли. Перед нами стоят задачи по  улучшению эксплуатационных свойств узлов и деталей авиационных двигателей.

В одной из последних своих работ мы предложили научно-технические подходы, нацеленные на формирование специфической ультрамелкозернистой структуры и повышение прочностных свойств титанового сплава ВТ8М-1, который используется в конструкции компрессора авиационного двигателя.

Также мы разработали и опробовали способ производства высокопрочных заготовок для штамповки лопаток компрессора из этого сплава.  Способ уже запатентован, опытная партия опытных заготовок в виде лопаток изготовлена и испытана на УМПО (входит в ОООР «Союз машиностроителей России»).

По своим габаритам и геометрии созданные опытные заготовки полностью соответствуют серийным изделиям, работающим в современных авиационных двигателях, но по прочностным характеристикам они превосходят их более чем на 20%.

На практике использование подобных высокопрочных изделий обеспечит повышение ресурса и надёжности авиационных двигателей, а также сокращение количества ремонтных работ.

Студенты кафедры материаловедения и физики металлов принимают непосредственное участие в научных разработках и опытных экспериментах. У молодых специалистов есть прекрасная возможность попробовать себя в качестве исследователя-изобретателя, а также проверить свои знания не только на этапе экспериментальных работ, но и на этапе обработки и обнародования результатов своих научных достижений. 

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИТЕЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Вадим Смирнов, заведующий лабораторией аддитивных перспективных и литейных технологий, кафедра сварочных, литейных и аддитивных технологий:

Литейные технологии – это то, с чего начинается производство. Самая нагруженная часть авиационного двигателя – лопатка – получается только с помощью литья. Новые литейные технологии дают современному двигателю большие преимущества – лёгкость, низкий расход топлива, экологичность, снижение уровня шума.

Мы специализируемся на технологиях точного литья специальных сталей и сплавов. Речь идёт о труднообрабатываемых материалах с хорошими характеристиками в готовом виде, о сложных геометриях деталей, например, с внутренними полостями.

Также совместно с Центром технологических компетенций титанового литья при УМПО мы занимаемся разработкой технологий литья крупногабаритных сложнопрофильных тонкостенных изделий из титана диаметром до полутора метров и весом до 300-400 килограммов, которые предназначены для производства  семейства авиационных двигателей нового поколения – ПД.

РОБОТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СВАРКИ

Роман Никифоров, доцент кафедры сварочных, литейных и аддитивных технологий:

Одно из направлений нашей научной работы связано с узлом авиационного двигателя. Мы предложили полностью роботизированный процесс сварки плавящимся электродом. Несмотря на то, что уже есть мировой опыт применения этой технологии, в производстве авиационных двигателей до сих пор применялась ручная сварка. А это более трудоёмкий и дорогостоящий процесс.

С нашей стороны работа предполагает создание цифрового роботизированного комплекса, в состав которого входят сварочный робот, источник питания, сборочно-сварочная оснастка. Плюс к этому расчётная цифровая станция, позволяющая импортировать 3D модель заказчика (завода)  для последующей отработки на специальном ПО. То есть мы можем полностью смоделировать процесс сварки по 3D-модели, которую предоставил заказчик, посмотреть и оптимизировать режимы сварки, закрепления, для того чтобы в минимальные сроки на минимальном количестве образцов отработать новую технологию сварки. Её отработка проходит уже на производстве с помощью сварочного робота.

ТЕХНОЛОГИЯ СУХОГО ПОЛИРОВАНИЯ

Николай Криони, заведующий кафедрой машиностроения:

На базе нашего студенческого конструкторского бюро мы разработали технологию сухого полирования. Это революционная технология полирования деталей из металлов и сплавов, позволяющая обеспечить высокое качество поверхности, которое не всегда может быть достигнуто другими методами.

Сейчас мы передаём свои запатентованные наработки в Технопарк авиационных технологий (входит в ОООР «Союз машиностроителей России»). Далее пройдут исследования на его базе, и в случае успеха мы будем принимать участие в проектировании производственной установки сухого полирования в УМПО – это будет первый опыт использования технологии в нашей авиационной промышленности. Так что мы продвигаем технологию завтрашнего дня.

 

Учёные УГАТУ отмечают, что вовлечение студентов в научную работу приносит хороший результат. Они могут посмотреть на объект исследования «со стороны», предложить совершенно неожиданный подход, который сначала кажется фантастикой, а затем воплощается в реальность. Студенты, в свою очередь, учатся технологиям будущего. Практика, когда дипломные работы выпускников УГАТУ используют промышленные предприятия, довольно распространена.  

 

Архив

2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь