Новости СоюзМаш России

20.02.2013

Взлёт с площадки холдинга

Вертолетостроение — одна из немногих отраслей российской экономики,
где происходит стабильный рост. Кумертауское авиационное производственное предприятие обеспечивает значительную часть этого роста, выпуская одни из самых надежных и безопасных вертолетов в мире, которые используются силовыми структурами, поставляются в Индию и Китай, сертифицированы в Европе и Северной Америке. О гордости российского авиапрома и о перспективах отрасли «РБ» рассказал генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров.


— Что представляло из себя Кумертауское авиационное производственное предприятие до интеграции в холдинг «Вертолеты России»?


— Четыре года назад предприятие было на грани банкротства. Только вдумайтесь, в 2008 году прибыль предприятия составляла всего 90 тыс. рублей. Можно сказать, что ее не было. За четыре года нам удалось буквально возродить КумАПП. Выручка возросла в 5,5 раза — до 10 млрд рублей. Объем товарной продукции — в пять раз, до 9,4 млрд рублей. В прошлом году прибыль составила 12 млн рублей. Увеличение заказов позволило расширить штат — численность работников предприятия увеличилась на 217 человек. В два раза выросла зарплата — с 9,8 до 18,1 тыс. рублей в месяц.


Эти цифры позволяют приступить к глубокой модернизации. Сначала оздоровление идет в цифрах, появляются ресурсы, а потом проходит еще какое-то время, и работники, поставщики, покупатели продукции, просто жители города начинают видеть, как меняется предприятие и среда вокруг него.


— За счет чего удалось добиться таких результатов?


— Первое и самое главное — сегодня вся выручка поступает на предприятие. Раньше она шла посредникам, которые направляли средства только на зарплату и коммунальные услуги. Теперь у КумАППа появились деньги для модернизации и расширения производства. За четыре года доходы только от сервиса выросли более чем на 20 млн рублей.


Мы серьезно подтянули производственные процессы, восстановили контроль за качеством материалов и комплектующих, одним словом, внедрили стандарты работы, принятые на остальных предприятиях «Вертолетов России».


Благодаря централизации снабжения и долгосрочным контрактам с поставщиками нам удалось почти на треть снизить стоимость материалов и повысить надежность поставок. Из цепочки исключены посредники, закупка производится напрямую у заводов-изготовителей. На КумАПП централизованно поставляется более 300 наименований комплектующих изделий и материалов на сумму более 1,6 млрд рублей в год.


— Как «Вертолеты России» планируют дальше развивать КумАПП?


— Поскольку КумАПП теперь входит в холдинг, оно может не только поставлять потребителям конечную продукцию, но и обеспечивать узлами и агрегатами другие предприятия холдинга. Для этого мы изменим структуру производства. Будут созданы специализированные производства узлов и агрегатов, центры компетенции по отдельным видам продукции.


Мы рассматриваем инвестпрограмму, согласно которой только в создание специализированных производств и центров компетенций в ближайшие шесть лет может быть вложено 5,2 млрд рублей. В 2013 году на предприятие планируется запустить центр натурных (ресурсных) испытаний. Мы также рассматриваем возможность создания целого ряда новых производств агрегатов и комплектующих. Сейчас изучаются условия для запуска в 2014 году производства агрегатов несущих систем и лопастей из полимерных композиционных материалов (ПКМ) для вертолетов Ка-52К и Ка-62. В 2016 году предполагается наладить серийный выпуск топливных баков из резинотехнических изделий для всех моделей вертолетов, выпускаемых в холдинге. Кроме того, к этому времени планируется завершить проект современного высокоэффективного производства деталей и панелей фюзеляжей из ПКМ. Наконец, в 2017 году может быть открыто производство авиационных подшипников для авиастроительной и вертолетостроительной отраслей.


— Куда будут поставляться эти узлы и агрегаты?


— На другие предприятия холдинга. КумАПП уже сейчас получает дополнительные заказы за счет внутрихолдинговой кооперации. Часть заказов, возможно, будет приходить с рынка.


Реструктуризация направлена именно на то, чтобы сохранить КумАПП как важную часть холдинга. Сейчас 90% продукции предприятия — это готовые вертолеты. После завершения модернизации вертолеты будут составлять 48% продукции, а еще 52% продукции будут давать центры компетенции, специализированные производства агрегатов и продукции для других предприятий Башкортостана и России.


— Как относится правительство республики к планам «Вертолетов России» по модернизации КумАППа?


— Приветствует и поддерживает их реализацию. Мы заключили соглашение с правительством о расширении объемов производства продукции в интересах предприятий республики. Если благодаря «Вертолетам России» КумАПП сможет глубже интегрироваться в российскую вертолетостроительную отрасль, то поддержка республиканского правительства обеспечит более плотное вовлечение завода в региональную кооперацию. Если сегодня КумАПП производит для других предприятий республики всего один процент от объема собственного производства, то к 2017 году эта цифра достигнет 10 процентов.


— Не секрет, что работники авиапредприятия обеспокоены сокращением. Так уж ли они необходимы?


— Сокращения почти всегда неизбежны при модернизации, реструктуризации производства. Закупается новейшее оборудование, для его обслуживания нужно меньше сотрудников. Но увольнения не будут значительными, хотя в 2013 — 2014 годах число работников будет сокращено. Однако уже в 2015 году, с пуском основных специализированных производств, мы снова начнем нанимать персонал. Сотрудники, подпавшие под сокращение, будут приниматься на работу в первую очередь. К 2016 году планируем взять 700 человек. Новое оборудование позволит не только улучшить условия работы, но и повысить производительность труда, а значит, увеличить зарплату. Ведь невысокий уровень зарплаты на многих предприятиях зачастую обусловлен именно низкой выработкой. За те четыре года, которые прошли с момента вхождения КумАПП в холдинг, выработка на одного работника возросла больше, чем в семь раз, — с 316 тыс. рублей до 2,4 млн рублей.


«Вертолеты России» участвуют в глобальной конкуренции, мы вынуждены жить по довольно суровым законам мирового рынка, одним из ключевых требований которого является производительность и эффективность. С каждым годом для выпуска одного и того же объема продукции нужно все меньше людей. Чтобы сохранять занятость, необходимо постоянно расширять производство. Именно по этому пути мы и намерены идти дальше.


— Откуда вы планируете привлекать кадры на КумАПП?


— Для развития предприятия, безусловно, нужны талантливые инженеры мирового уровня, понимающие ситуацию в отрасли в целом, способные разрабатывать инновационные продукты, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке. Конечно, число таких специалистов ограничено, но работа бок о бок с ними даст очень много в смысле знаний, опыта и квалификации другим сотрудникам КумАПП. Но в целом мы, конечно, ориентируемся на местные кадры. Будем заниматься переквалификацией и возвращать на производство тех, кому мы не сможем предоставить работу во время реструктуризации предприятия. Во-вторых, станем привлекать молодежь, студентов из Башкортостана, которые будут нужны на обновленном предприятии.


— Чем сегодня живут российские производители вертолетов? Каковы современные достижения?


— Холдинг входит в пятерку лидеров мирового вертолетостроения. На мировом рынке мы занимаем десятую долю гражданского сегмента и пятую часть военного. На огромной территории у нас практически нет конкурентов — это Россия, страны СНГ, многие развивающиеся рынки.


В прошлом году мы представили новую модель среднего многоцелевого вертолета Ка-62. Это будет надежная, легко управляемая, экономичная машина. При ее создании мы применяли современные композитные материалы. Это будущее авиационной техники, самые передовые и инновационные разработки, которые только существуют в мире сегодня.


— Выходит, разговоры об упадке отечественной науки и отставании в инновациях преждевременны?


— Разумеется. Мы объединили научный и производственный потенциал отрасли. У нас очень много талантливых инженеров, конструкторов, ученых и управленцев. Это и дает нам возможность быть конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Сегодня ведь научный мир не имеет границ — во многих странах ведутся международные разработки. Взять те же композиты. В Германии есть целый центр, который занимается разработкой новых композитных материалов. В нем сотрудничают ученые и специалисты-практики со всего мира. «Вертолеты России» являются партнерами этого центра.


— Есть ли еще примеры удачного международного сотрудничества?


— Конечно. По соглашению с итальянской компанией Agusta Westland и будем разработывать новый вертолет легкого класса.


Мы успешно сотрудничаем с компаниями на развивающихся рынках — в Китае, Африке, Латинской Америке.


— Говорят, наши боевые вертолеты закупает даже Пентагон.


— Качество наших машин, их надежность и неприхотливость делают их практически незаменимыми в условиях сурового климата или сложного ландшафта. Неудивительно, что они пользуются спросом у военных ведомств других стран.

Справка


Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 60-летнюю историю. В составе холдинга — конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, а также сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределам. Основные производственные предприятия — «Казанский вертолетный завод», «Роствертол», «Улан-Удэнский авиационный завод», «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» и «Кумертауское авиационное производственное предприятие». «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» и «Редуктор-ПМ» производят комплектующие изделия.


По состоянию на 2012 год на долю «Вертолетов России» приходилось около 85 процентов российского рынка вертолетов и 14 процентов всех мировых продаж в долларовом эквиваленте.

Автор: Рита НЕКРАСОВА Опубликовано: 22.02.13 (01:04) Республика Башкортостан
Материал с сайта: http://www.resbash.ru/stat/2/3826

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Апрель Март Февраль Декабрь Октябрь Сентябрь Июнь Май Апрель Март Февраль Январь