Новости СоюзМаш России

16.02.2011

Российскому АПК – технологическую революцию

Интервью вице-президента Союза машиностроителей России Владимира ГУТЕНЕВА информационно-аналитическому изданию «Советник Президента» (№89,2011г.)

Союз машиностроителей России является крупнейшей влиятельной организацией, представляющей интересы реального сектора отечественной экономики. Основной приоритет деятельности Союза – повышение конкурентоспособности промышленных предприятий путем их технологической модернизации. При этом особое внимание Союза направлено на развитие сельскохозяйственного машиностроения, обеспечивающего техническое и технологическое перевооружение российского агропромышленного комплекса.

– Владимир Владимирович, с чем связано повышенное внимание Союза к сельскохозяйственному машиностроению?

– Прежде всего с тем, что сельскохозяйственное машиностроение является фактором, во многом определяющим уровень развития агропромышленного комплекса. А он занимает особое положение в экономике страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения. И, наконец, от состояния АПК напрямую зависят продовольственная безопасность страны и жизненный уровень населения.

В настоящее время АПК проходит через сложный период реформирования. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отрасль выросла на 1,2%. Следует подчеркнуть, что за последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса. Они и несут основную нагрузку по производству сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых культур.

Вместе с тем АПК продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер экономики России. Самым острым вопросом для сельского хозяйства страны является общее техническое и технологическое отставание от своих главных конкурентов на мировом продовольственном рынке. По некоторым оценкам, оно достигает едва ли не 20-30 лет. В наследство от прошлого современным российским аграриям и животноводам остались затратные технологии.

Уровень комплексной механизации в картофелеводстве и овощеводстве, наиболее сложных с технологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного производства, неприемлемо низок. Оснащенность хозяйств техникой в настоящее время составляет 50-60%, что приводит к нарушению технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и сроков проведения полевых работ.

Этим и обусловлено наше особое внимание к развитию сельскохозяйственного машиностроения. Данными проблемами в Союзе машиностроителей России занимаются Комитет по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному, дорожно-строительному машиностроению, руководит которым президент, генеральный директор Компании корпоративного управления «Концерн «Тракторные заводы» М.Г. Болотин, и Комиссия по стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения, возглавляемая президентом Ассоциации «Росагромаш», президентом ЗАО «Новое Содружество» К.А. Бабкиным. Это авторитетные в машиностроительном сообществе люди.

– В чем приоритеты Союза в реализации задачи технической и технологической модернизации АПК?

– Мы исходим из понимания того, что российский АПК должен пройти самую настоящую технологическую революцию. Об этом со всей очевидностью свидетельствует опыт стран с развитой аграрной сферой.

Есть и у нас позитивные примеры. Некоторые хозяйства Татарстана, Краснодарского края, Ростовской, Липецкой, Белгородской, Курской и других областей весьма преуспели в беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы мирового уровня. Однако до большинства хозяйств российской глубинки современные технологии еще не дошли.

Поэтому на новом витке сельскохозяйственных реформ остро стоит необходимость производства и распространения технических и информационных средств модернизации агропромышленных предприятий.

Но инновационное развитие агропромышленного комплекса тормозится прежде всего низким технологическим уровнем промышленности, в том числе и сельскохозяйственного машиностроения. Именно в этой взаимосвязи мы должны искать пути как модернизации промышленности, так и сельского хозяйства.

Тем более что для этого уже созданы важные предпосылки. Руководство государства постоянно уделяет внимание развитию АПК, обобщен лучший отечественный и зарубежный опыт, приняты приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и пятилетняя гос-программа развития сельского хозяйства, в том числе и в плане машинно-технологической модернизации. Налажено производство ряда образцов современной техники. По данным Министерства сельского хозяйства, за последние 5 лет обновлено 15% парка, только тракторов в деревню поставлено более 75 тыс.

Теперь необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии. И институты гражданского общества должны внести свой вклад в разработку того комплекса мер, который позволит нашему сельскому хозяйству стать высокотехнологичным, рентабельным и конкурентоспособным.

В этих целях Союзом машиностроителей России разработана Стратегия развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения до 2020 г. В ней изложены системные подходы к модернизации отрасли в интересах внедрения в АПК новейших технологий.

– Каково участие Союза в разработке промышленной политики в части утилизации старой с/х техники?

– Вам, вероятно, известно, что Союз машиностроителей России выступил инициатором разработки и реализации масштабной программы утилизации легковых машин. Она оказалась довольно успешной и весьма существенно поддержала отечественную автомобильную промышленность в кризисный период. Достаточно сказать, что благодаря ей только АвтоВАЗ намерен в 2011 г. выпустить почти 700 тыс. автомобилей и машинокомплектов, что на 24% больше, чем в 2010 г.

Председатель Союза С.В.Чемезов летом прошлого года сформулировал предложения по распространению этой практики на грузовой, автобусный парк и сельскохозяйственную технику. Это предложение нашло поддержку в Минпромторге РФ и в настоящее время представлено на рассмотрение Правительству РФ.

Суть инициативы заключена в том, чтобы утилизировать устаревшую сельскохозяйственную технику старше десяти лет. Эта проблема чрезвычайно актуальна для АПК. Ведь по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, на 1 июля 2006 г. основную часть имеющейся техники составляли малопроизводительные машины, не обеспечивающие производство сельскохозяйственной продукции по современным интенсивным и ресурсосберегающим технологиям. Так, доля тракторов с мощностью двигателей до 110 л.с. не превышала 74% от общего парка. При этом свыше 83% тракторов и 75% комбайнов находились за сроками амортизации. Конечно, за последнее время острота ситуации снижается, об этом я говорил выше, но не настолько, чтобы этот вопрос можно было бы снять с повестки дня.

По расчетам специалистов, если предложенная Союзом программа будет запущена, то уже в следующем году продажи новых высокотехнологичных отечественных комбайнов и тракторов могут вырасти более чем на 40%.

На наш взгляд, эту тенденцию можно усилить путем субсидирования части стоимости техники, которая производится предприятиями сельскохозяйственного машиностроения. И такая программа уже реализуется нашими коллегами из «Ростсельмаша». Заметим, что это беспрецедентный случай в новейшей российской экономической истории, когда сельхозмашиностроительное предприятие самостоятельно финансирует модернизацию отечественного АПК.

– Какая работа ведется по обеспечению экологической безопасности предприятий с/х машиностроения?

– Экологические аспекты развития сельскохозяйственного машиностроения в целом соответствуют тенденциям, характерным для всей российской экономики. А ситуация c экологической безопасностью промышленных предприятий, как известно, весьма острая.

На наш взгляд, на уровне государства и гражданского общества вполне сложилось понимание того, что реализация стратегического курса на модернизацию и инновационное развитие должна происходить на основе обязательных и достаточно жестких экологических ограничений производственных технологических процессов.

Вы видите, какое внимание экологическим проблемам уделено в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ и последующих поручениях Правительству РФ. Дана, по-сути, программа действий в природоохранной сфере на ближайшее время. Причем особое внимание Президент обращает на принципиальную роль гражданского общества в охране окружающей среды.

Активно в этом направлении работает Общественная палата РФ, которая с июля нынешнего года ведет экологический мониторинг. Свой существенный вклад вносит и Союз машиностроителей России. Причем мы ввели в практику совершенно новое направление. Это подписание соглашений в области экологии. Первым таким трехсторонним соглашением стал документ, подписанный Общественной палатой, губернатором Свердловской области Александром Мишариным и Общероссийским объединением работодателей в области недропользования, природопользования и экологии «Экосфера», созданным с участием предприятий, входящих в Союз машиностроителей России. Ее членами являются как предприятия-недропользо-ватели – от городских водоканалов до нефтяников, так и многие машиностроительные заводы, в том числе производители сельхозтехники.

Вместе с тем следует отдавать отчет в том, что российский бизнес пока в полной мере не готов к тому, чтобы масштабно вкладывать средства не только в модернизацию, но и в экологию.

И здесь позиция Союза машиностроителей России состоит в том, что в рамках частно-государственного и общественного взаимодействия для бизнеса должны создаваться такие условия, прежде всего экономические, при которых требования экологичности производства станут не препятствием, а катализатором модернизационных и инновационных процессов.

Определенная работа в этом направлении государством ведется. В частности, можно назвать законопроект, подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в соответствии с которым с 2011 г. кардинально меняется система нормирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ для промышленных предприятий.

– Каково участие Союза в разработке и реализации экономических механизмов модернизации АПК?

– Еще раз подчеркнем, что ключевой для модернизации АПК является задача оснащения хозяйств современной техникой, доля которой пока не превышает 20-30%, а по некоторым видам техники она еще меньше. В первую очередь это касается тракторов и зерноуборочных комбайнов. Насыщать свое сельское хозяйство только зарубежной техникой из-за высокой интеллектуальной ренты экономически нецелесообразно, да и вряд ли возможно.

Поэтому у нас один путь – развивать российское сельхозмашиностроение на современном мировом уровне. Мы в Союзе машиностроителей России считаем, что это и есть главный механизм модернизации АПК.

Именно на это нацелена разработанная Союзом Стратегия развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения до 2020 г., о которой мы уже говорили. Мы надеемся, что ее положения лягут в основу этого стратегического документа, который Минпромторг должен представить на рассмотрение Правительства РФ.

В наших предложениях предусматривается ряд мер, в том числе и экономического характера, которые должны стимулировать модернизацию как сельскохозяйственного машиностроения, так и АПК. Это и субсидирование в размере 100% ставки ЦБ по кредитам на закупку в 2011 г. сельхозтехники на сумму 6,5 млрд. руб., и закупка ОАО «Росагролизинг» прицепной техники на сумму 3 млрд. руб., и утилизация самоходных сельхозмашин на условиях выделения 1 млн. рублей на покупку нового зерно-, кормоуборочного комбайна или трактора (мощностью свыше 200 л.с.) и др.

По расчетам наших экспертов, реализация Стратегии позволит обеспечить ежегодный рост по основным видам сельхозтехники: машины для внесения удобрений и полива – до 24,5%; машины для посева – на 19,8; сельскохозяйственные тракторы – на 18,9; оборудование для уборки кормов – на 17,4; машины для уборки зерновых и зернобобовых – на 4,6%. Это позволит не только кардинально обновить парк сельхозтехники, но и увеличить энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевных площадей со 134 л.с. до 168 л.с.

Мы также считаем, что для решения проблемы машинно-технологического развития сельского хозяйства наряду с модернизацией производственной базы сельхозмашиностроения чрезвычайно важно сформировать инженерно-техническую сферу услуг на селе. Это даст возможность обеспечить полную техническую готовность агрегатов, которая пока не превышает 70-80% от общего количества техники.

– Какова позиция Союза в решении задачи повышения энергоэффективности с/х техники и оборудования?

– Эту проблему мы считаем чрезвычайно актуальной. Прежде всего потому, что она выделена Президентом России в качестве приоритетной. И потом мы понимаем, что для модернизации АПК нужно не только повышать количество поставляемых машин, но и улучшать их качество.

Ведь переход сельского хозяйства на инновационный тип развития сдерживается прежде всего его низкой энергообеспеченностью. Сейчас на 100 га посевной площади имеется 128 л.с. вместо технологически необходимых 350 л.с.

Поэтому сельхозпроизводителю нужны машины повышенной энергонасыщенности – тракторы мощностью 300-500 л.с., комбайны мощностью 300-350 л.с., многофункциональные агрегаты. Причем не уступающие зарубежным аналогам по технической надежности, т.е. по наработке на отказ не менее 800-1000 часов вместо нынешних 200-250 часов.

Так что без машин нового технологического поколения – высоконадежных, производительных, трудосберегающих – отечественному сельхозмашиностроению трудно конкурировать с зарубежными фирмами.

На производство именно такой техники и нацелены предложения Союза машиностроителей по перспективному развитию отечественного сельхозмашиностроения.

– Что вы можете сказать по поводу господдержки технической модернизации АПК, в частности о реализации Федеральной программы лизинга с/х техники и оборудования?

– Должен сказать, что и по этому направлению Союз машиностроителей России выступил с рядом важных инициатив, которые получили большой общественный резонанс.

Например, в планы по поддержке отечественного сельхозмашиностроения, обнародованные Председателем Правительства РФ В.В. Путиным на совещании в Ростове-на-Дону, вошли меры, предлагаемые Союзом. В первую очередь это касается вопроса направления бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, исключительно на закупку оте-чественной техники, предоставления госсредств для развития агролизинговых услуг, а также увеличения ввозных таможенных пошлин на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику.

Услышана наша инициатива и по снижению с 20 до 7% первичного взноса для участников федеральной программы лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. Это предложение принято на реализацию «Росагролизингом».

Для нас очень важно, что наши предложения и инициативы находят поддержку в органах государственной власти, в российском обществе и в самом машиностроительном сообществе. Это придает нам уверенности в правильности выбранного курса, делает позицию и авторитет Союза еще более общественно значимыми и позволяет нам эффективно действовать в интересах отечественного машиностроения, в том числе сельскохозяйственного.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Октябрь Сентябрь Июнь Май Апрель Март Февраль Январь