Новости СоюзМаш России

28.02.2011

Лидеры нового поколения

Общество должно осознать потребность в инженерно-техническом персонале



Сегодня, в условиях, когда Россия взяла курс на модернизацию экономики, особенно остро стоит вопрос кадрового «голода». Во-первых, нужны специалисты, готовые уже сейчас включиться в проведение преобразований, во-вторых – необходимо готовить кадры для «завтрашней», инновационной экономики. Вице-президент Союза машиностроителей России Владимир ГУТЕНЕВ полагает, что приоритетной является проблема подготовки инженерно-технических и рабочих кадров, способных обеспечить инновационное развитие реального сектора экономики (Журнал ТехНАДЗОР №2(51) февраль 2011г).

– Владимир Владимирович, на сегодняшний день в стране остро стоит вопрос нехватки кадров, подготовленных по инженерным и техническим специальностям. Возможна ли модернизация с таким низким кадровым потенциалом? Кто будет ее проводить?

– Общественная модернизация и эффективное развитие невозможны без того, что экономисты называют человеческим капиталом. Денежный капитал приносит прибавочную стоимость, человеческий капитал создает то, что мы называем ценностью. Ценность – это научное открытие, ценность – это добросовестный труд, воинская доблесть, это доверие членов общества друг другу, государству, представителям бизнеса, это готовность отдавать силы своей земле, своему народу. Если сложить эти ценности, у нас получится то, что перевесит все денежные запасы вместе взятые, – нематериальный актив Российской Федерации, который хранится в ее гражданах. Поэтому сегодня мы говорим, что задач модернизации не решить без внимания к тому, как обстоит дело с людским потенциалом России, с воспитанием молодого поколения.

Потребность России в творческих инновационных кадрах осознана на самом высоком государственном уровне. Об этом говорят в своих программных выступлениях Президент Российской Федерации, глава правительства. А любая потребность должна поддерживаться общественным спросом. Так что давно назрел вопрос: сформирован ли в нашем обществе спрос на талантливых людей, творцов, лидеров нового поколения? Ответ, боюсь, пока неутешителен. Социологические данные, да и наш с вами повседневный опыт, говорят о том, что в сознании молодых россиян человек инженерной, технической профессии занимает далеко не самую высокую ступень в общественной иерархии. С сожалением приходится признавать: трудовая, интеллектуальная деятельность в России перестала ассоциироваться с карьерными перспективами, социальным и материальным успехом. Если рабочие, инженерно–технический персонал находятся внизу социальной лестницы, это означает, что насущная потребность России в инновационных кадрах пока обществом, увы, не осознается.

И все же коренная перестройка экономики необходима. Какими силами?

Уже сейчас необходимо решать две задачи: готовить кадры для предприятий модернизированной экономики и формировать кадровый состав, способный провести модернизацию. Очевидно, что это две разные задачи, требующие разных подходов и разных методов их решения. Решать их надо фактически одновременно, поскольку реальный учебный цикл подготовки высококлассных специалистов (в том числе кадров высшей научной квалификации) занимает до десяти лет, что фактически совпадает со временем, отпущенным Концепцией 2020 на проведение модернизации экономики страны. В то время, пока идет подготовка специалистов, которые должны работать в новой экономической среде, надо успеть провести ее модернизацию силами специалистов, которых предстоит подготовить для этого гораздо быстрее.

Этих специалистов нужно найти в сегодняшней инженерно–технической и управленческой среде и организовать для них соответствующую краткую, но интенсивную переподготовку в рамках дополнительного профессионального образования. Затем сформировать эффективные команды управленцев и специалистов и провести реформирование экономики.

И за всем этим надо помнить главное: основными кадрами в новой производственной среде станут специалисты, должным образом подготовленные и прекрасно ориентирующиеся в современном состоянии и перспективах определенного, но достаточно широкого научно-технического направления. Это «интеграторы», способные с помощью компьютерных технологий воплощать свои замыслы в конкретные технические решения, и «аналитики», задачей которых должен быть критический анализ эффективности и работоспособности разрабатываемых систем.

– Инновационные технологии приходят сегодня с Запада. При том что за рубежом они создаются, не в последнюю очередь, российскими специалистами. Как, на ваш взгляд, можно остановить процесс «утечки мозгов»?

– Заявляя об инновационном векторе развития, Россия вступает в конкуренцию за новые идеи, новые способы организации экономической и общественной жизни. Основным носителем этих идей, безусловно, является молодежь.

Нам важно не просто активизировать огромный творческий потенциал юного поколения, но обратить его на благо нашей страны. Невозможно смириться с тем, что молодые, полные сил профессионалы, получившие образование в России, уезжают за рубеж, чтобы вдали от своей Родины найти применение своим способностям. Надо попытаться переломить эту тенденцию. Для этого нужны системные и целенаправленные действия, которые будут проистекать из уверенности, что культурный, профессиональный и творческий человек, готовый работать на благо своей страны, – это наивысшая ценность.

В современных условиях особое значение имеет поддержка первого шага молодого специалиста в профессии. Здесь и вопрос о внедрении результатов научных исследований, и поддержка талантливых студентов, и социальные гарантии для молодых специалистов и их семей. Нерешенность этих проблем чаще всего и становится причиной того, что наши отечественные таланты уезжают из страны, чтобы найти себя в более богатых и прагматичных обществах. Без завершения всего цикла: от получения образования до создания условий для его работы на родине – усилия и материальные затраты по обучению и развитию завтрашнего специалиста могут оказаться напрасными.

По данным Фонда ООН в области народонаселения, с 1992 года только из России эмигрировали около трех миллионов научных кадров. Это самый большой из приводимых в этой связи показателей, но и остальные эксперты ведут счет на сотни тысяч. Сегодня руководство страны обещает положить конец «утечке мозгов», прежде всего, повышая привлекательность условий работы в России. То, что в последнее время в стране создано семь федеральных университетов, что 29 вузов получили статус национальных исследовательских университетов, что созданы современные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, что учрежден инновационный центр в подмосковном Сколково, только доказывает это.

А в целом я целиком разделяю мнение, высказанное Дмитрием Медведевым на прошлогодней встрече с преподавателями московского центра образования № 627. Он тогда сказал: «Я всегда говорю, что никого не нужно держать, но всегда нужно свои таланты сохранять».

– Проект федерального закона «Об образовании в РФ» предполагает исключение начального профессионального образования из «образовательной иерархии». Не приведет ли это к еще большему сокращению рабочих рук? Как вы в целом оцениваете данный законопроект?

– Эта тема поднималась мной и другими участниками на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации по проблемам образования в ноябре прошлого года.

На мой взгляд, есть тревожные аспекты в осуществляемой в стране образовательной реформе. Прежде всего, складывается впечатление, что мы пока не вполне ясно представляем, во имя чего надо реформировать российскую систему образования и какой она все-таки должна быть.

Сегодня, по сути, в России сложилась система «псевдообразования». Она плодит экономистов со слабым знанием математики и юристов без знания гражданского права, дискредитируя тем самым фундаментальное академическое образование. А инженерные и естественно-научные специальности уже давно, к сожалению, не пользуются должной популярностью ни среди абитуриентов, ни среди их родителей.

Но модернизация в образовательной сфере должна быть направлена на безусловное повышение качества самого образования. Здесь приемлем только один подход – специалист, заканчивающий учебное заведение по уровню своей квалификации, должен быть востребован, прежде всего, в реальном секторе экономики. И в первую очередь в России, а не за рубежом.

Для Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты по вопросам модернизации промышленности, которую я возглавляю, проблема подготовки инженерно-технических и рабочих кадров для реального сектора экономики является приоритетной. Причем, прежде всего, тех кадров, которые способны обеспечить ее инновационное развитие. Поэтому мы обратились к руководителям учебных заведений, крупных промышленных предприятий с просьбой дать экспертную оценку новому законопроекту об образовании.

Что мы получили?

Да, новый закон действительно необходим. Это, в принципе, совпадает с нашей позицией, о которой я говорил выше. Суть ее как раз и заключена в необходимости подготовки кадров для инновационной экономики на основе системного подхода.

Отмечу прежде всего его позитивные стороны. Действительно, в законопроекте закреплены базовые принципы и нормы, оправдавшиеся на практике. Он сохраняет гарантии на получение образования, закрепляет право на бесплатное образование, право выбора учебного заведения, право бесплатного пользования библиотечным ресурсом и другие.

Впервые на законодательном уровне урегулированы особенности получения образования определенными категориями граждан, в частности гражданами с выдающимися способностями, а также с ограниченными возможностями.

В законопроекте довольно четко прописано закрепление для многих спорных и сомнительных по результату, но уже ставших реалиями нашей жизни положений по единому государственному экзамену, двухступенчатой системе образования: «бакалавриат – магистратура».

Эксперты считают, что в документе недостаточно внимания уделено внедрению новых, прогрессивных форм обучения. Таких, например, как дистанционное обучение с использованием новейших информационных технологий, прежде всего по техническим специальностям. А такие формы особенно важны в сфере безотрывного обучения работающих людей и являются весьма перспективным путем решения проблемы повышения качества кадрового обеспечения модернизационной экономики.

Главный же изъян законопроекта, считают эксперты, особенно производственники, заключен в том, что он фактически наносит удар по профессиональному образованию, да и по тому системному подходу, который в нем продекларирован.

Как можно трактовать то, что исчезло понятие «начальное профессиональное образование», которое дают профессиональные училища? Ведь это базисное образование для рабочих профессий! Разработчики предлагают осуществлять подготовку рабочих в рамках профессионального обучения, признавая тем самым тупиковой образовательную ветвь ПТУ – техникум. К этому добавим невнятную проработку системы среднего профессионального образования и механизмов его финансирования.

По мнению экспертов, принята также неверная концепция, устраняющая компетенцию и ответственность вузов за содержание образования. Все это перекладывается на аккредитационные и государственные органы. Так легче контролировать, но исключены творчество, адаптивность к меняющимся запросам – это серьезный удар по конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В свою очередь, качество образования – комплексная характеристика, выражающая степень его соответствия ожиданиям или требованиям потребителей образовательных услуг и других заинтересованных сторон. Государственные образовательные стандарты не определяют качество образования, а определяют необходимый минимум усвоения знаний. Поэтому представляется важным определение качества образования привести в соответствие с международными стандартами. Они являются общепризнанными и применяются во всем мире в различных сферах производства и оказания услуг, в том числе образовательных.

Вне всякого сомнения, качественная подготовка кадров – это один из важнейших элементов экономики знаний и интеллекта. Но этого, на мой взгляд, недостаточно. Сделаю особый акцент на необходимости всестороннего решения проблемы закрепления кадров в реальном секторе экономики. Считаю, что именно это и является сегодня и в долгосрочной перспективе главным приоритетом.

В этой связи в новом законе необходимо предусмотреть специальные меры по стимулированию вузов технической направленности. В частности, высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку зарубежных студентов, должны получать соответствующие дотации от государства, которые они могли бы направлять на совершенствование материально-технической базы, приобретение современной техники, развитие лабораторий и исследовательской инфраструктуры.

Целесообразно расширить объемы подготовки иностранных студентов. На это обратил особое внимание Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе своего недавнего визита во Вьетнам.

Необходимо также совершенствовать методы обучения зарубежных студентов для того, чтобы они, усваивая наши технологии и культуру и являясь их носителями, затем способствовали бы продвижению российской продукции на внешние рынки, развитию международной кооперации.

Вправе рассчитывать на частичные компенсации со стороны государства и промышленные предприятия, направляющие своих специалистов на обучение за рубеж по инженерным специальностям. При этом особо подчеркну – обучение за рубежом должно быть целевым, «привязанным» к нашим инновационным программам, чтобы специалисты обязательно возвращались в Россию.

Еще более важным, на мой взгляд, является принятие мер, решающих проблему в ее моральном и социальном аспектах. Когда общественная оценка труда инженеров, технологов и конструкторов будет соответствовать требованиям времени, тогда и учиться и работать по полученной специальности молодые люди пойдут охотно.

– Помимо вышеназванных проблем, какие еще кадровые сложности вам видятся на пути к инновационной экономике? Какие пути их решения кажутся вам оптимальными?

– Думаю, пришло время, когда не только государство, но и бизнес-сообщество должно формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы и в итоге обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами. Теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики.

Именно поэтому подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях ее модернизации. Чтобы профессионально-техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужны региональные и отраслевые прогнозы потребности в кадровых ресурсах. То есть нужен четкий заказ: сколько специалистов, какого уровня, какой квалификации требуется в масштабах страны, а также сколько будет требоваться в среднесрочной перспективе. И ответ на этот вопрос должно дать государство вместе с предпринимательским сообществом.

Пока с этим не все ладно. По данным министерства образования и науки РФ, государственный план подготовки кадров для «оборонки» в 2010 году вузами был традиционно не выполнен. Из 8 527 человек они приняли по целевому набору 4 403 человека, что составляет 52% от заявок предприятий и 37% от госплана. Немного микширует негатив другой показатель – количество абитуриентов-целевиков самой оборонной отрасли было больше, чем годом ранее.

А юношам, «обдумывающим житье», рекомендую обратить внимание на данные рекрутингового портала Superjob.ru. Они весьма примечательны. Уже хотя бы потому, что в 2010 году в списке наиболее востребованных специалистов произошел переворот: впервые за многие годы менеджеры по продажам уступили первую строчку… квалифицированным рабочим. Третью строчку в рейтинге самых популярных запросов рынка труда уверенно удерживают инженеры. Седьмое, восьмое и девятое места в этом списке удерживают торговые представители, бухгалтеры и врачи, замыкают десятку рейтинга программисты.

Эта тенденция, скорее всего, может надолго закрепиться на рынке труда. А значит, у десятков тысяч молодых россиян, которые стоят перед выбором профессии, есть новые и уверен вполне достойные ориентиры.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Октябрь Сентябрь Июнь Май Апрель Март Февраль Январь