Новости СоюзМаш России

05.09.2012

БЕЗ РЕШЕНИЯ КАДРОВОЙ ПРОБЛЕМЫ ВСЕ ПЛАНЫ ПО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ОСТАНУТСЯ ПУСТЫМ ЗВУКОМ

 

Источник информации: Портал машиностроения

28 августа в Общественной палате РФ состоялось заседание в формате "круглого стола" на тему "Проблемы подготовки инженерно-технических кадров и создания высокопроизводительных рабочих мест в отечественной промышленности". 

Без решения кадровой проблемы все планы по индустриализации останутся пустым звуком. Как сделать систему подготовки кадров целостной и в каком направлении двигаться, обсуждали участники "круглого стола".
 

Заседание было организовано по инициативе Союза машиностроителей России, Общественной палаты РФ и Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ. В нем приняли участие заседании приняли участие представители бизнеса и власти, общественных организаций, ученые и эксперты. Модератором обсуждения выступил Генеральный директор ОАО "Российская электроника", вице-президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Андрей Зверев. 

Одной из ключевых проблем подготовки кадров является то, что высшая школа развивается сама по себе, а высокотехнологичное производство – само по себе. К сожалению, нет целенаправленной подготовки кадров, хотя возникают различные инициативы и проходит очень много обсуждений. 

Сергей Григорьев, ректор МГТУ "Станкин", председатель комиссии по социальной и кадровой политике СМР, отметил критическое несоответствие в рамках сложившейся на рынке труда ситуации. 

Со стороны работников существует переоценка своей значимости, у выпускников вузов отмечается завышенный уровень ожиданий при низком уровне подготовки и интеллектуальных способностей. Молодёжь ориентирована на работу в непроизводственной сфере.

Менее 20% школьников в Москве сдают ЕГЭ по физике.
Из всей массы золотых медалистов на технические специальности поступает менее 4%.

Система образования не может точно прогнозировать потребность в инженерных кадрах при отсутствии стратегического видения развития рынка труда. В образовании применяются устаревшие методики обучения. Существует и проблема, связанная со смещением фокуса при подготовке кадров с содержательных аспектов на инфраструктуру (материально-техническая база). 

Со стороны работодателей отмечается низкий уровень компенсации труда в машиностроении при наличии высоких требований к мотивации и квалификации работников. При этом характерными являются тяжёлые относительно других работодателей условия труда. Четко сформулированные требования к инженерным кадрам отсутствуют, количество профессиональных стандартов является недостаточным. 

Наиболее характерным подтверждением наличия проблем является кадровая ситуация в ОПК.

Кадры ОПК – 1,5 млн человек.
72% – промышленные предприятия, 28% – НИИ и КБ предприятия. 
Работники до 35 лет – 21%. 
Только 20% студентов вузов обучаются по специальностям, на которые распространяется гособоронзаказ, при этом менее 50% выпускников устраиваются работать по специальности. 
Более 90% школьников собираются работать в непроизводственном секторе.


Взаимодействие между вузами и предприятиями: в целом неэффективно, но есть и положительные примеры 

Для решения стоящих перед отраслью задач недостаточно односторонних усилий со стороны образовательных учреждений – вузам в настоящий момент сложно эффективно отрабатывать в рамках основных образовательных программ актуальные запросы отрасли, а предприятия не научились еще формулировать конкретные компетенции выпускников, отметил С. Григорьев. 

По его словам повышению эффективности взаимодействия между участниками смогут способствовать: 
- система координации и управления процессом формирования компетенций специалистов машиностроения, сконцентрированная по укрупненным группам специальностей направлений подготовки; 
- система непрерывной инженерной подготовки и пропаганда технического образования. 

Ядром коммуникаций между предприятием и вузом сможет стать центр интеграции компетенций. Он обеспечит координацию управления процессами формирования компетенций специалистов, реализуя концепцию непрерывного инженерного образования. Среди функций подобного центра: анализ потребностей в кадрах и планирование, информационная и методическая составляющая, сертификация и оценка. Форма реализаций функций центра – модель непрерывной подготовки в рамках образовательного кластера. 

Николай Сивцев, директор Института непрерывного профессионального образования ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, представил краткий обзор результатов взаимодействия вуза с высокотехнологичными предприятиями Удмуртской республики. 

Постановления правительства N 218-220 стали прорывными, отметил он. В ИжГТУ появились малые инновационные предприятия, эффективно заработавшие в содружестве с заводами. Н. Сивцев привел ряд примеров. Так  результатом совместной работы ученых ИжГТУ и инженерно-технических работников ОАО "Ижевский машиностроительный завод" стал совместный проект производства сверхвысокопрочных пружин стоимостью более 1 млрд 100 млн руб., поддержанный Госкорпорацией "Роснано". 

Учеными ИжГТУ совместно с работниками ФГУП "Ижевский механический завод" были разработаны и внедрены технологии штамповки корпусных деталей головных частей неуправляемых авиационных ракет. После внедрения данных технологий был создан специальный участок по производству корпусных деталей, на котором трудятся 25 человек. По заказу ОАО "Элеконд" ИжГТУ выполняет проект по организации высокотехнологичного производства конденсаторов 

В ИжГТУ разработана методика создания на базе предприятий учебных центров подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных секторов промышленности (с ней можно ознакомиться в монографии, выпущенной издательством ИжГТУ). 

Средний возраст кадров – одна из основных проблем для вузов и предприятий 

Н. Сивцев выделил проблему, связанную с средним возрастом профессорско-преподавательского состава. Для стимулирования молодых преподавателей нужна помощь и от промышленных предприятий, для которых вуз готовит кадры. Она может выражаться в организации предоставления различного рода грантов и поддержки проведения исследований для научных сотрудников. 

"Работодатели должны принимать активное участие не только в формировании образовательных программ, что уже сегодня имеет место быть, но и в решении мотивации и закрепления молодых специалистов на предприятиях", – сказал Н. Сивцев. Он выделил значимость для подобной работы личности руководителя, возглавляющего работу с молодыми специалистами, и необходимость создания профессионального стандарта для первого лица по работе с персоналом. 

Арсений Брыкин, заместитель генерального директора ОАО "Российская электроника", рассказал о решении кадровой проблемы в рамках холдинга. Для "Российской электроники" данная проблема является одной из самых острых, как и для многих отечественных предприятий. Около 80 предприятий холдинга работают в различных отраслях науки и техники, сотрудничество ведется с более чем 40 различными институтами и университетами по всей стране. 

В первую очередь был проведен кадровый аудит для оценки и понимания того, какие специалисты работают в холдинге: возраст, обладание степенью, структура по квалификации.

ОАО "Российская электроника"
52% сотрудников: >50 лет
Средний возраст: 48 лет. Недавно составлял 52 года. 
Положительность динамики связана с притоком молодых специалистов при огромном дефиците специалистов 30- 45 лет.

Следующим шагом, сделанным холдингом для решения кадровой проблемы стало определение потребностей, существующих на текущий момент,  в определённых специалистах. Проблема, связанная с инженерным составом, оказалась на втором месте. Первое место заняла выявившаяся нехватка профильных экономистов: людей, способных работать на современном уровне с госпрограммами, представителями Минобороны и т.д. по структурированию цены и управленческому учету. 

"Мы научились изобретать устройства, но не научились их продавать. Над маркетингом стоит работать как в холдинге "Российская электроника", так и в большинстве других предприятий страны", – отметил А. Брыкин. 

Используя данные кадрового аудита, был сформулирован заказ на специалистов для вузов РФ. На предприятиях холдинга на текущий момент функционирует более 15 базовых кафедр ведущих отраслевых вузов (не только столичных, но и региональных: Саратов, Нижний Новгород, Новосибирск…), есть и зачатки целевой подготовки специалистов под нужды предприятий. В холдинге разработана концепция отношений с вузами и НИИ, включающая все доступные на данный момент инструменты: создание совместных кафедр, проектов, исследовательских центров, совместное учреждение хозяйственных обществ. 

Существует необходимость рассматривать проблему кадров через интегрированные структуры. В докладе А. Брыкина был сделан следующий вывод: не все перспективы развития и проблемы кадрового потенциала видны на уровне отдельно взятого предприятия. На уровне холдингов вскрывается ряд других проблем. 

Докладчик привел следующие аналитические данные (2011 г.): наиболее талантливые представители молодежи (средний балл по ЕГЭ) при выборе профессии выбирают такие специальности как: международные отношения, востоковедение, юриспуденция и др. По специальностям, связанным с промышленностью и ОПК, средний балл абитуриентов в 2011 г. составил 53-54. "Таким образом, уже в самом начале мы начинаем работать с далеко не самыми сильными студентами", – сказал А. Брыкин. 

В конце доклада он сформулировал следующие действия для решения кадровой проблемы: 
- провести на промышленных предприятиях аудит кадрового потенциала для формирования заказа на специалистов и четкого понимания "кто нужен в будущем"; 
- усилить взаимодействие с вузами через интегрированные структуры для обеспечения обратной связи в системе "вуз-предприятие"; 
- сформировать учебные планы и программы учреждений среднего и высшего образования в привязке к соответствующей деятельности конкретных предприятий;
- совместно с вузами, школьной системой и промышленностью популяризовать профессию инженера для привлечения перспективных абитуриентов; 
- для закрепления молодых специалистов интегрированные структуры могут помочь с внедрением системы непрерывного образования и мотивации ("зачем и для чего работают молодые специалисты, кем они могут стать в случае успешной работы").

Целевую зарубежную стажировку холдинг предлагает организовывать не для студентов, а для молодых специалистов, уже работающих на передовых предприятиях страны, во избежание "утекания мозгов". 

Желательным является и формирование единой информационной базы данных, отражающей потребности промышленных предприятий в квалифицированных кадрах. Создание такой базы возможно после проведения необходимого кадрового аудита на промышленных площадках. 

Кирилл Пузырьков, заместитель генерального директора ОАО "КАМАЗ" по управлению персоналом и организационному развитию, в своем выступлении выделил: задачи по техническому перевооружению предприятий и кардинальному повышению производительности труда смогут решить кадры, принципиально отличающиеся от существующих. 

Нужны рабочие с сильной научной подготовкой и владеющие всеми квалификациями, входящими в профессию, умеющие выполнять работу комплексно. Нужны инженеры, технически креативные и умеющие работать в команде, способные воплотить в создаваемой продукции пожелания клиента. 

Докладчик предложил: 
- Передать обучение рабочим профессиям, не требующим высокой квалификации в школы, "реанимировав" для этих целей учебно-производственные комбинаты (УПК). 
- Сосредоточить обучение в колледжах на высококвалифицированных профессиях и готовить универсальных рабочих широкого профиля с охватом всех квалификаций, входящих в профессию. Также проводить обучение смежным квалификациям и всему комплексу навыков, чтобы рабочий мог выполнять функции и оператора, и наладчика. 
- Обеспечить высокие входные барьеры в вузах для привлечения студентов, способных освоить программу на хорошем уровне. В вузах также необходимо повысить количество производственных практик и заменить преимущественно лекционную подготовку на проблемно-ориентированное обучение. 

Не надо забывать об идеологической подготовке, отметил К. Пузырьков: раньше можно было увидеть десятки фильмов о рабочих профессиях, сейчас их количество равняется нулю. 

Полярность мнений участников "круглого стола" вызвал видеоролик, показанный докладчиком в конце выступления. В ролике демонстрировались быстрота и порядок действий обычного китайского рабочего в организованном по всем правилам производственном пространстве. К. Пузырьков прокомментировал – это то, к чему мы должны стремиться на своих предприятиях: "коэффициент использования рабочего времени составляет 97%, по нашей статистике – от 26 до 60%". Сторонники противоположного подхода отметили, что рабочего для осуществления подобных действий, необходимо заменять роботами. Русскому человеку более свойственен не механистичный подход, а "необходимая для полета фантазии лень": мы можем быть конкурентоспособными за счет создания уникальной высокотехнологичной продукции. 

Вести пропаганду технического образования необходимо с школьного возраста 

По мнению участников заседания,  развитию сотрудничества промышленных предприятий и вузов со школами сегодня необходимо придавать особое значение. Нужно вести пропаганду инженерного образования, начиная со школьного возраста,  организовывать достаточное количество кружков технического творчества. 

С. Григорьев сообщил, что в настоящее время на базе МГТУ "Станкин" создается Центр технологической подготовки образования, где будут проходить подготовку и первичное обучение школьники. На финансирование создания 10 таких центров в крупнейших вузах Москвы уже выделено порядка 100 млн рублей. Также в рамках программы "Модернизация образования современными технологиями" (МОСТ) фонда Бортника финансируется и поддерживается создание отечественного учебного оборудования для развития заинтересованности детей в учебной деятельности. 

Участники "круглого стола" выразили надежду, что подобные обсуждения, включающие положительный опыт, предложения и сформулированные подходы к решению кадровой проблемы, будут способствовать принятию соответствующих решений со стороны исполнительной власти. 

Материал подготовила Елена Абашева (Портал машиностроения)

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Апрель Март Февраль