Новости ООО «Союз машиностроителей России»

15.12.2014

Концепцию развития электроэнергетики обсудили предприятия - члены Союза машиностроителей России

Концепцию и основные направления развития распределенной электроэнергетики на базе отечественного машиностроения в рамках круглого стола рассмотрели представители российских предприятий, входящих в Союз машиностроителей России.

Во вступительном слове председатель Комитета по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России, генеральный директор ЗАО «Наука и инновации» ГК «Росатом» Алексей Дуб подчеркнул, что в настоящее время массовое введение в строй объектов теплоэлектрогенерации единичных больших мощностей - за исключением атомных – маловероятно: «По нашим оценкам, именно в области малой генерации будет расти энергопортребление, кроме того, в связи с изменениями цен на энергоисточники,  доля энергоустановок, связанных с потреблением газа, будет существенным образом возрастать».

«Если говорить о международном рынке, именно доля турбин относительно небольшой мощности занимает самую высокую рыночную нишу. У нас в сфере технических характеристик этих турбин тоже есть определенные достижения. В последние годы, несмотря на некоторую стагнацию энергомашиностроения, тем не менее, реализовано несколько интересных  проектов», - сказал Дуб, отметив, что в сентябре  по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию было принято решение по формированию программы по перспективным производственным технологиям, в которую войдут проекты по энергомашиностроению.

С докладом о государственных механизмах стимулирования развития и поддержки отечественного энергетического машиностроения выступил представитель Департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ  Дмитрий Никитин. В частности, он рассказал о принятых подпрограммах, мерах господдержки, о правилах предоставлении субсидий, инвестиционных контрактах и т.д. Ряд вопросов, адресованных докладчику, касался замены изношенного оборудования, модернизации производства, импортозамещения, механизмов финансирования отраслевых подпрограмм.

О реализации проекта «Создание основ серийного производства типового ряда энергоустановок мощностью до 50 МВт для оснащения объектов электротеплоснабжения небольших и средних городов и городских районов» рассказал заместитель главного конструктора Александр Морозов ОАО «ОДК-Газовые турбины». В своем докладе Морозов представил подробную информацию о работе по разработке энергетических агрегатов под мощностной ряд 4-25 МВт, которые проведены на ОАО «ОДК – ГТтурбины», являющимся головной компанией ОАО «ОДК» по производству энергетических и газоперекачивающих агрегатов и комплексному строительству объектов энергогенерации.

 

Внедрению современных инновационных разработок в области энергетического машиностроения было посвящено выступление Андрея Абдуманатова, ЦНИИТМАШ, который подчеркнул, что сложившаяся геополитическая ситуация ставит перед отечественным энергомашиностроением новые стратегические задачи. В частности, представитель ЦНИИТМАШ отметил, что в теплоэнергетике к первоочередным задачам относится создание современных, эффективных и мощных газовых турбин на основе интенсификации собственных разработок, их производства в России и на их основе - новых парогазовых установок, что даст экономию топлива около 30%. Вместе с тем он подчеркнул, что существует целый комплекс проблем, тормозящих процесс инновационного развития в отечественной энергетике и энергомашиностроении. К ним относятся технологическое отставание российских производителей от зарубежных, усиление конкуренции и давления со стороны зарубежных производителей, отсутствие механизма внедрения инновационных технологий в серийное производство на уровне государства и т.д.

 

Текущее состояние АСУ ТП на электростанциях РФ с точки зрения безопасности охарактеризовал советник генерального директора ООО «Интертехэнерго» Юрий Елисеев. В числе преимуществ поддержки и развития российских производителей АСУ ТП, он обозначил безопасность, интеллектуальное производство, повышение уровня автоматизации нашей энергетики, назвав это первым шагом к созданию своих MES и ERP систем.

 

Кроме того, живое обсуждение вызвали доклады об эксплуатации минитеплоэлектростанций КАМТЭС100 -1К на базе газопоршневого электроагрегата производства ОАО «КАМАЗ», о ветроэнергетике и другое.

 

По итогам обсуждения представленных докладов, участники круглого стола констатировали, что имеет место серьёзное отставание отечественного энергомашиностроения, как в части производственной базы, так и в отношении новых разработок, и как следствие – экспансия зарубежной техники на внутренний энергетический рынок, зависимость от иностранного сервиса. Это обстоятельство создает риск потери энергетической безопасности России в реальных условиях политической нестабильности. Вместе с тем, Российский энергомашиностроительный комплекс в значительной мере сохранил свой технологический, производственный и научно- технический потенциал и готов решать стоящие перед отечественным энергомашиностроением новые, в большинстве своём - стратегические задачи в рамках реализации политики импортозамещения. В частности, Первый заместитель Исполнительного директора Союза машиностроителей России Артем Ажгиревич высказал предложение сформулировать и направить предложения по импортозамещению, которые будут способствовать созданию оптимальных условий для его проведения в сфере энергетического машиностроения,  в Комиссию по вопросам поддержки импортозамещения промышленности при Минпромторге, а также делегировать в  представителя Комитета в рабочую группу при Мипромторге.

 

Резюмируя итоги круглого стола, Алексей Дуб отметил, что рассмотренные на заседании проблемные вопросы, такие как создание одинаковых условий на российском рынке для отечественных и зарубежных производителей, кредитование, вопросы программного обеспечения, разработка стратегии, в рамках которой можно поднять системные вопросы, будут отражены в итоговом документе. Следующее совещание Комитета по энергетическому машиностроению планируется провести весной 2015 года, когда станет более ясно, в какой части импортозамещения представители энергетического машиностроения смогут выходить на мировой уровень.

Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев подчеркнул, что  предприятия, входящие в крупнейшее отраслевое объединение - Союз машиностроителей России, должны участвовать в выработке общероссийских стратегий и программ развития отечественного машиностроения: «Наша совместная работа будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной экономики и ее высокотехнологичного сектора, которым является энергетическое машиностроение России»

Отметим, что Союзом машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, уделяется огромное внимание работе над решением вопросов, важных для развития машиностроительной отрасли. В частности, в структуре Союза машиностроителей России – более 20 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.

Архив

2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь