Новости СоюзМаш России

17.11.2014

Информационный обзор прессы 17.11.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

17 ноября 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

ВПК.name - новости военно-промышленного комплекса\ Представители Ростеха вошли в состав Экспертного совета Госдумы по развитию предприятий радиоэлектроники

 

InThePress.ru - пресс-релиз центр\ Новая бинокулярная система для хирургии от "Швабе"

 

InThePress.ru - пресс-релиз центр\ IT-технологии обсудили на заседании Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России

 

Российский сайт ядерного нераспространения (nuclearno.ru) (Красноярск)\ Чтобы не рухнула оборона в час "икс"\\ Как компенсировать потери от разрыва кооперационных связей с Украиной и другими странами

 

Коммерсантъ-Власть\ Промплановая экономика\\ Правительство вспомнило о забытом с советских времен понятии "промышленная политика"

 

Регионы России (gosrf.ru)\ СоюзМаш России: От работы ПСЗ «Янтарь» зависит обороноспособность страны

 

Регионы России (gosrf.ru)\ Присоединение Швейцарии к санкциям против России серьезно омрачило дипломатические отношения между двумя странами

 

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости \ Моряки Тихоокеанского и Черноморского флотов провели маневры \\ Маневры и комплекс артиллерийских стрельб по надводным мишеням в Филиппинском море провели ракетный крейсер Черноморского флота "Москва" и большой противолодочный корабль ТОФ "Адмирал Виноградов".

 

Коммерсантъ \ Сербские военные учатся на два фронта \\ После маневров с российскими десантниками они потренируются с морпехами США

 

3.     Автопром.

 

ИА Волга Ньюс \ На "Заводе строительных материалов" произошел корпоративный конфликт

 

4.     Авиастроение.

 

РБК \ «Аэрофлот» удвоит свой парк «Суперджетов»

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

ВПК.name - новости военно-промышленного комплекса\ Представители Ростеха вошли в состав Экспертного совета Госдумы по развитию предприятий радиоэлектроники

На организационном заседании Экспертного совета по развитию предприятий радиоэлектроники при Комитете по промышленности Государственной Думы назначены руководители консультативного органа. Председателем Совета стал первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев. Первыми заместителями председателя избраны директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергей Хохлов и генеральный директор АО «Объединенная приборостроительная корпорация» Госкорпорации Ростех Александр Якунин.

Экспертный совет Госдумы по развитию предприятий радиоэлектроники создан 10 октября 2014 года. В него вошли 29 специалистов отрасли. Основными направлениями деятельности Совета станет анализ имеющихся проблем отрасли и пути их решения с точки зрения законодательного обеспечения.

«Задачами Экспертного совета станут анализ состояния и развития радиоэлектронной промышленности в России и изучение зарубежного опыта в данной области, подготовка рекомендаций по разработке проектов федеральных законов и внесению изменений в действующие законодательные акты, регулирующих деятельность предприятий радиоэлектроники», - сообщил Владимир Гутенев, подчеркнув, что также чрезвычайно важными считает вопросы международной кооперации, импортозамещения и производства доверенного оборудования. Он назвал радиоэлектронную промышленность «нервной системой социально-экономического и оборонного потенциала государства».

В состав совета вошли представители Минпромторга России, Российской академии наук, Национального исследовательского ядерного института МИФИ, 46-го ЦНИИ Минобороны России и сразу нескольких предприятий Госкорпорации Ростех: концерна «Созвездие», холдинга «Системы управления» и НПО «Высокоточные комплексы», Центрального НИИ экономики, информатики и систем управления. Членами Экспертного совета также стали представители Московского авиационного института, ОАО «Российские космические системы», ОАО «РТИ», концерна «Алмаз-Антей», других организаций и ведомств.

Первый заместитель председателя Экспертного совета, генеральный директор АО «ОПК» Александр Якунин отметил, что в составе совета людей, посторонних и безразличных к вопросам развития радиоэлектронной отрасли, нет. «К сожалению, дееспособных производств в отрасли осталось немного, а людей, настроенных на развитие радиоэлектронной сферы, еще меньше. Поэтому я уверен, что наше совместное движение вперед позволит отрасли дополнительно консолидироваться и успешно решать вместе текущие и стратегические задачи предприятий, несмотря на их формы собственности и даже коммерческие интересы», - сказал Александр Якунин.

«В отрасли заканчивается очередной программный период: подходит к концу действие государственной целевой программы, и с 2016 года мы фактически должны начать новую жизнь, - заявил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергей Хохлов. - Несомненно, будут предложены новые механизмы финансирования - вполне возможно, они выработаются во время обсуждений на площадке нашего Экспертного совета». Он также отметил, что с 2008 года в отрасли сделан серьезный задел, объемы государственной поддержки радиоэлектроники в дальнейшем будут снижаться.

В декабре 2014 года состоится расширенное заседание Экспертного совета на тему: «Радиоэлектронная промышленность России: состояние и готовность к современным вызовам. Проблемы и перспективы ее законодательного обеспечения» с приглашением заинтересованных представителей министерств и ведомств, госкорпораций, акционерных обществ, научных учреждений и высших учебных заведений.

InThePress.ru - пресс-релиз центр\ Новая бинокулярная система для хирургии от "Швабе"

Специалисты Холдинга «Швабе», входящего в Госкорпорацию Ростех, создали новый комплект малогабаритной бинокулярной системы, позволяющий расширить возможности профессиональной хирургии.

Холдинг на протяжении многих лет успешно разрабатывает новую современную медицинскую технику. Одна из последних новинок - опытный образец комплекта - был представлен «Швабе» на выставке Optics-Expo 2014, где получил высокую оценку специалистов. Изделие имеет оптические элементы сопряжения со средствами визуализации и проецирует на внутренний экран информацию из электронной базы внешних источников. Кроме того, оно осуществляет двустороннюю видеосвязь и позволяет в режиме реального времени контролировать состояние пациента по параметрам жизнедеятельности организма.

Применение подобного устройства поможет специалистам проводить высокопрофессиональные операции в отдаленных районах страны, а также в экстремальных условиях полевых операций и при оказании экстренной помощи, что является неоспоримым преимуществом.

Разработку и создание опытных образцов данной системы осуществило предприятие Холдинга - ОАО «Швабе – Приборы».

Холдинг «Швабе» объединяет основные предприятия оптико-электронной отрасли России. В его состав входят 64 организации, в том числе научно-производственные объединения, конструкторские бюро, оптические институты, а также сервисно-сбытовые компании. Холдинг разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы, оптические материалы, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику и другие виды продукции. Холдинг входит в Госкорпорацию Ростех, крупнейшие предприятия «Швабе» входят в Союз машиностроителей России.

Государственная корпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит около 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей, чистая прибыль – 40 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

 

InThePress.ru - пресс-релиз центр\ IT-технологии обсудили на заседании Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России

Вопросы импортозамещения для оборонной отрасли и диверсифицированных отраслей по элементной базе и комплектующим стали основными темами обсуждения на заседании Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности Союза машиностроителей России, которое состоялось в головном офисе фирмы «КРОК» - ведущей организации по созданию IT-инфраструктур.

Большая часть докладов была посвящена IT-технологиям и вопросам создания операционной системы отечественного производства. Генеральный директор «КРОК» Борис Бобровников рассказал об основных аспектах технологической независимости в информационных технологиях, особо подчеркнув целенаправленное продвижение собственной электронной и программной индустрии в конкурентной среде международного рынка.

«Не все предприятия в условиях санкций могут позволить себе взаимодействие с «Microsoft», поэтому обращаются к отечественным разработчикам. То, что сейчас происходит, c моей точки зрения - довольно серьезный вызов. У нас есть некий количественный показатель кризисных явлений в экономике: в частности, во время кризиса 2009 года мы обратили внимание, что по сравнению с относительно благополучным 2008 годом IT-рынок «упал» на 40 процентов, а активность наших заказчиков выросла в 2,5 раза. Сейчас активность заказчиков выросла примерно в два раза, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее», - отметил Борис Бобровников. Кроме того, в докладе он представил характеристику основных промышленных отраслей Ирана, подчеркнув, что введенные в отношении этой страны санкции спровоцировали развитие IT-сферы, оборонной промышленности, нанотехнологий, несмотря на спад в других отраслях.

В рамках заседания другие аспекты развития информационных технологий представили еще два представителя фирмы «КРОК» - заместители гендиректора Компании Александр Хлуденев (доклад на тему «Альтернативные аппаратные и программные решения для ИТ как инструменты технологической независимости») и Олег Кравченко (доклад на тему «Взгляд азиатских производителей на рынке телекоммуникационных систем»).

О проведении исследований по импортозамещению и обеспечению производителей РЭА информацией по применению отечественных изделий электронно-компонентной базы рассказал генеральный директор ЦКБ «Дейтон» холдинга «Росэлектроника» Юрий Рубцов. Он отметил, что организация имеет большой опыт по обеспечению качества и надежности ЭКБ, в том числе, в области импортозамещения,- в части интегральных микросхем, полупроводниковых приборов, корпусов, корпусной продукции к ним и материалов, применяемых для производства изделий электронной техники.

Важные аспекты и возможности импортозамещения в компьютерных технологиях обозначил в своем выступлении академик Академии криптографии России Александр Баранов, отметив, что импортозамещение присутствовало в деятельности российских предприятий и раньше на протяжении длительного времени. Основная проблема сейчас заключается не в том, что отдельные компоненты придется замещать, производить самим, а в том, что сложно конкретизировать саму проблему среди множества частных случаев. Также он подчеркнул необходимость разработки отечественной операционной системы, которая была бы совместима с теми разработками, которые ведет весь мир.

С докладом об эффективном применении российского аналитического инструментария для автоматизации сбора и формирования управленческой отчетности (генподрядчик - компания «КРОК», разработчик платформы - компания «ПРОГНОЗ») в Госкорпорации «Ростех» выступил советник гендиректора корпорации Сергей Рогов. Он отметил, что основные эффекты, достигнутые при внедрении системы – создание инфраструктуры обмена и централизованного хранения данных управленческой отчетности холдингов и предприятий Госкорпорации, значительное повышение скорости работы специалистов при работе с отчетностью. Особое значение имеет то, что система аттестована по требованиям ФСТЭК и ФСБ, на уровне системы гарантирована защищенность как конфиденциальной информации, так и сведений, составляющих государственную тайну, разграничено хранилище конфиденциальных и секретных данных на два программно-аппаратных контура с возможностью их автоматической односторонней синхронизации между собой. Кроме того, по словам Сергея Рогова, одним из условий обеспечения унификации и быстрой интеграции разработанных систем является упрощение стандартизации, ведь на изучение и изменение стандартов тратится огромное количество времени, что препятствует эффективной деятельности.

После выступления докладчиков участники обсудили ряд актуальных проблем и возникших в рамках дискуссии и вопросов, варианты действий в том случае, если западные производители программного обеспечения прекратят техническую поддержку, а также подвели итоги заседания. По словам председателя Комитета Гиви Джанджгавы, основными мотивами заседания Комитета были IT-технологии и программное обеспечение, а самыми значимыми - доклады, с которыми выступили представители «КРОК». «Мы поэтому и провели выездное заседание на базе КРОК для того, чтобы посмотреть базу IT-технологий, от чего она зависима, как можно ее ассимилировать, ведь информационные технологии являются составляющей частью производственного процесса. Главное – вносить конкретные предложения, обозначая наиболее проблемные места, найти практические решения, которые будут способствовать развитию отрасли. Даже если в процессе работы придется заимствовать что-то из стран, в которых не действуют санкции, то математику и IT-технологии мы должны освоить у себя. Поэтому в проекте решения по итогам заседания мы будем обращаться к нашим законодателям, к Председателю Союза машиностроителей России, главе Госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову, Первому Вице-президенту СоюзМаш, Первому зампреду Думского Комитета по промышленности Владимиру Гутеневу для оказания помощи, содействия тем, кто активно будет заниматься этим направлением, в том числе, в части предоставления необходимых льгот, компенсаций и гарантий», - отметил Гиви Джанджгава.

Кроме того, Председатель Комитета обратился к участникам, напомнив о том, что пора подготовить предложения о работе комитета на следующий год, а заместитель генерального директора холдинга «Росэлектроника» пригласил представителей Комитета принять участие в работе созданного совместно с Союзом машиностроителей России Координационного Совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронно-компонентной базы и продукции машиностроения, первое заседание которого планируется провести 5 декабря.

 

Российский сайт ядерного нераспространения (nuclearno.ru) (Красноярск)\ Чтобы не рухнула оборона в час "икс"\\ Как компенсировать потери от разрыва кооперационных связей с Украиной и другими странами

28 июля 2014 года президентом России Владимиром Путиным была поставлена задача по ускоренному переходу на импортозамещение. Говоря о санкциях Запада в отношении ОПК, связанных с позицией России по Украине, президент отметил, что необходимо "обезопасить себя от рисков невыполнения контрактов нашими иностранными партнерами", в том числе от рисков политического характера. Причем в России - так уж исторически сложилось - пока первое лицо государства не даст указание, не возьмет под личный контроль выполнение того или иного проекта, чиновники на местах особо не напрягутся. Более того, могут нецелевым способом израсходовать выделенные средства. Эпопея со строительством олимпийских объектов в Сочи - тому пример. Но новая задача несравнимо серьезнее: на повестке дня вопрос национальной безопасности страны.

ПОТЕРИ - 50 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ

Как считают некоторые эксперты и специалисты, не надо понимать эти указания президента буквально, поскольку полностью провести импортозамещение практически невозможно, да и не нужно. Всегда найдутся другие страны, которые с удовольствием займут освободившееся место на рынке комплектующих.

"Ни одна страна мира не обходится только своими ресурсами, своей компонентной базой, - высказал точку зрения первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев в МИА "Россия сегодня" на круглом столе "Промышленность России: импортозамещение, как стимул развития".

- Представьте, сколько бы потребовалось наименований одной только электронной компонентной базы, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Поэтому речь надо вести о том, каким должен быть разумный баланс между импортозамещением с одной стороны, и международной кооперацией (в том числе в рамках единого экономического пространства) с другой".

По факту ОПК России и Украины были очень сильно интегрированы. Теперь пришло время посмотреть на некоторых наших партнеров с точки зрения надежности как поставщиков, быть уверенными в том, что изменение политических ветров не изменит их курс на сотрудничество. И эта проблема не так проста, как ее преподносят некоторые СМИ. После тщательного анализа ситуации только сейчас стало понятно, насколько сложным окажется ее решение. Речь - о нескольких миллиардах долларов совокупных потерь для российской промышленности. В частности, суммой в 50 млрд долл. оцениваются все контракты России, которые окажутся под санкциями Запада.

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) завершило формирование программы по импортозамещению комплектующих украинского происхождения для производства техники военного назначения. В целом (с учетом санкций всех западных стран) она будет сверстана, как заметил в рамках выставки "Оборонэкспо-2014" вице-премьер Дмитрий Рогозин, к ноябрю 2014 года. А полностью отказаться от импорта оборонно-промышленный комплекс России сможет лишь к 2017 году. То есть только через три года. Как же мы будем выкручиваться оставшееся время? До 2017 года альтернативу поставкам из Украины (как и другим) попробуют обеспечить страны Таможенного союза и Китай.

Но главное в другом. Сложившаяся ситуация открывает перед российским ОПК новые возможности. Другое дело, как этим воспользуются наши чиновники.

"Еще весной 2014-го я внес предложение продлить программу поддержки отечественного автопрома и сохранить компенсацию процентных кредитных ставок для тех, кто приобретает легковые автомобили, - провел аналогию Владимир Гутенев. - Мы уже тогда прогнозировали спад продаж и просили поддержать эту программу. Но, к сожалению, она тогда не была продлена. А теперь я не знаю, радоваться этому или огорчаться".

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности пояснил, что имел в виду. Так, например, многие граждане, планировавшие взять подержанную иномарку, теперь переориентируются на отечественные машины, среди которых новая LADA Granta Sport (только начинает сходить с конвейера) обладает замечательными техническими характеристиками. К тому же нет гарантии, что для уже бегающих по дорогам России иномарок в связи с санкциями не прекратится поставка запчастей, не подскочат на них цены. Все это - прекрасная возможность для отечественного автопрома сделать технологический и маркетинговый рывок.

Решение проблем по импортозамещению принесет нам новые рабочие места, привлечет специалистов с высокими компетенциями, хорошей заработной платой. Конечно же, признает Гутенев, все эти усилия надо было предпринять значительно раньше, но различные обстоятельства мешали нашему правительству заранее принять предупредительные меры. "Мы будем делать те шаги, которые следовало бы осуществить давно, однако в силу их затратности не принимали раньше соответствующие решения", - сказал он.

И впрямь, что скрывать, у нас почти все - от туалетной бумаги до современных станков с числовым управлением - сегодня поставляется из-за рубежа. Нет своих телевизоров, радиоприемников, утюгов, даже зубных щеток. Конечно, проще закупать ширпотреб за границей на нефтедоллары. Но тем самым мы почти полностью загубили свою станкостроительную промышленность, ряд других отраслей. Исчезли целые заводы, как, например, Алтайский тракторный, и теперь многое придется начинать с нуля.

Новый толчок для развития получат станкостроение, биотехнологии, фармацевтическая промышленность, другие отрасли. Это в основном гражданский сектор. А вот как компенсировать гораздо более существенные потери в ОПК, если даже транзакции в долларах сейчас уже представляются рискованными? Тут, как считают эксперты, придется искать альтернативные системы финансовых платежей с теми же партнерами по БРИКС. То есть потребуется системный подход к решению проблемы.

ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА НЕ БУДЕТ

Председатель комитета по промышленному развитию Торгово-промышленной палаты РФ, заместитель генерального директора ОАО "Уралвагонзавод" Валерий Платонов считает, что санкции надо рассматривать как толчок для восстановления критических технологий в промышленности, но при этом не отгораживаться от остального мира новым железным занавесом.

И тут та же корпорация "Уралвагонзавод", например, выглядит вполне достойно. Подвижной состав сориентирован на СНГ, доля импортных комплектующих в производимых системах вооружения - минимальна. Например, завод закупал у украинских коллег диски трения для танков. Конечно, это важный элемент боевой машины, но не ключевой. На "Уралвагонзаводе" есть аналогичное производство, и его сейчас развивают.

Что касается электронной базы, то таких комплектующих у танкостроителей практически нет. А у их смежников по оптико-электронному оборудованию они решаемы. Тот же тепловизор им поставляет Белоруссия, которая отдельные его компоненты получает из Франции. Активно разрабатываются российские аналоги. Гораздо больше на "Уралвагонзаводе" нуждаются в металлорежущих станках, поставлявшихся ранее из Европы.

Украинские предприятия были основными конкурентами на российском рынке в поставках всех типов вагонов. Хотя продукция, которую выпускали Кременчугский завод и "Азовмаш", вызывала много нареканий. Речь об изломе боковой рамы тележки, что приводило в большинстве случаев к серьезным экономическим издержкам. Но украинские производители брали демпингом в поставках подвижного состава. Однако роль Украины в поставках комплектующих, отдельных узлов и агрегатов для ОПК России не надо переоценивать. Это даже не десятки процентов, хотя целый ряд направлений для нас был очень важен, в том числе с точки зрения экономической эффективности производства. Наибольшую тревогу вызывает авиационная отрасль. 52 украинских предприятия были нашими партнерами, прежде всего Объединенной авиационной корпорации (ОАК).

"Теперь мы вынуждены будем потратить значительные ресурсы, чтобы возместить продукцию такого завода, как "Мотор-Сич", - считает Гутенев. - Речь о двигателях для вертолетов, комплектующих для Як-130, Бе-200, других самолетов".

По его словам, Россия сегодня обладает уже всей необходимой технической документацией и компетенциями, чтобы компенсировать эти недопоставки. Это подтвердил недавно и вице-премьер Дмитрий Рогозин, сказав, что проблема, в частности с двигателями, практически уже решена.

Не будет проблем и с выполнением гособоронзаказа, поскольку процесс импортозамещения был начат не вчера, а гораздо раньше. Отстроен завод имени В.Я. Климова (ОАО "Климов"), налаживается альтернативное производство комплектующих на других производствах. Это позволит возместить поставки по основной номенклатуре в течение примерно года. Полтора-два года понадобятся для налаживания производства по остальной номенклатуре.

По прогнозам специалистов, потенциал кооперации с АНТК имени О.К. Антонова будет в значительной мере утрачен и больше не востребован в России. А вот для украинской промышленности ситуация окажется близка к катастрофе. Кооперация с Россией давала ей хороший шанс развиваться. Научно-конструкторская школа там была серьезная и сильно интегрирована в российские проекты. О чем говорят перспективные разработки по самолету "Антонов", ракетно-космической технике, ряду других направлений. Отшатнувшись от России, Украина попытается направить свою продукцию в Европу, но там другие стандарты, концентрация ресурсов. Вспомним, что стало с процветающей в аграрном отношении Болгарией после вступления ее в Евросоюз. Наш рынок она потеряла. С утратой высокотехнологичной промышленности Украина постепенно потеряет вузовскую среду, потребность в прежнем количестве инженеров, конструкторов, а вместе с вузами - очаги культуры.

"Не удивлюсь, если на наши предприятия придут многие украинские инженеры, специалисты, которые пожелают переехать в Россию вместе с семьями, - говорит Гутенев. - Мы их, конечно же, примем".

Но речь не только об Украине, а в целом о кооперации с Западом. Например, доля французов в двигателе SaM146 для авиалайнера SSJ100 - не столь большая (5-6%). Однако на них приходятся как раз те технологии, которые определяют технические компетенции в его производстве. Поэтому, как считают эксперты, эту кооперацию нужно попытаться все же сохранить. Но необходимо изменить сам подход, четче определиться с номенклатурой поставок.

В целом же затраты на импортозамещение в России, по некоторым оценкам, могут составить 30 млрд долл. Они, безусловно, окупятся. В последние годы государство, например, активно помогает компании "Российская электроника", которая является ведущей по производству электронной компонентной базы, осваивать новые защищенные сегменты. И, думается, недалеко время, когда Россия в результате таких мер станет получать более существенные дивиденды в космической тематике, где у нас пока не так уж велика коммерческая эффективность из-за невысокого срока службы спутников.

Важна и такая сторона вопроса. Вступив в ВТО, мы открыли свой рынок, и он также нуждается в защите. Если закрыть тот же АвтоВАЗ, это, пожалуй, не убавит количество автомобилей на наших дорогах. Но что делать с людьми, где брать средства на социальные пособия? Нельзя в таких случаях махать шашкой, рубить сплеча. Надо решать вопросы занятости, развивать перерабатывающее производство. Априори такая страна, как Россия, должна владеть всеми критическими технологиями, но при этом не забывать о других сторонах вопроса. В той же чопорной Европе никогда не забывают о занятости населения, загруженности предприятий. Германия, Франция, Италия могли бы обеспечить соседей автомобилями всех классов. Но почти все их соседи не отказываются производить у себя автотехнику. И не потому, что дефицит, а потому, что это - вопрос социальной политики.

В России уже сейчас можно найти немало примеров, когда лучшие технологии были успешно освоены на нашей земле. Взять производство медицинской техники. Холдинг "Швабе", входящий в ГК "Ростех", выпускает гемотальную продукцию для выхаживания новорожденных, аппараты для искусственной вентиляции легких, другие приборы, которые с невероятным успехом продаются в Японии, Англии, Швейцарии, Германии: География более чем впечатляющая. Именно такие компании и сейчас в первую очередь получат новый серьезный импульс для развития.

В рамках нового Закона "О федеральной контрактной системе" бизнес-сообщество пролоббировало увеличение обязательной доли в госконтрактах малого и среднего бизнеса с 10% до 15%. Появляется большой шанс для рождения малых технологических предприятий, инновационных по сути. Мы должны в полном объеме восстановить собственное судостроение, биофармокологию, другие отрасли. Появится мультипликативный эффект, который дадут тот же АвтоВАЗ, производители малотоннажной химии, резинотехнических изделий, порошковой металлургии, кабельной продукции и т.д. А вот европейские производители, которые завязаны на Siemens (Германия), Safran, TНALES (Франция), наоборот, очень скоро выскажут свое неудовольствие проводимой их правительствами политикой.

Свою роль может сыграть и внесенный в Госдуму Закон "О промышленной политике".

"Главное - не мешать. Поэтому я с большой тревогой воспринимаю намерения увеличить, например, НДФЛ, НДС, другие налоги, - говорит Гутенев. - Есть большая угроза сокращения налогооблагаемой базы. Наоборот, надо продолжать курс на снижение фискальной нагрузки на наш отечественный бизнес".

КОГДА ЗАГОВОРЯТ "ЗАКЛАДКИ"

Уже сейчас ясно, что по большинству позиций у России есть альтернатива поставкам с Запада. В частности, страны юго-восточной Азии готовы к такому сотрудничеству. Тот же Samsung, разрабатывая новую платформу, готов открыть нам даже исходные коды (не все они раньше отдавались вместе с поставляемым оборудованием).

Но есть еще одна причина, которая заставляет наших главных конструкторов и руководителей промышленности, военных инициировать собственное производство комплектующих к сложным ВВТ. Речь о так называемых закладках в электронных системах, о которых знали специалисты, но мало кто говорил. Профессионалы серьезно опасаются, что в уже закупленной раньше электронной аппаратуре и системах окажутся встроенные чипы, которые в час икс могут сработать и вывести из строя технику, целые электронные системы. "Мы испытываем тревогу о возможных (скрытых, не декларированных) устройствах в электронной компонентной базе, программном обеспечении", - говорит Гутенев. Важно уже сейчас ставить вопрос о доверенном оборудовании по защите объектов критической инфраструктуры (гидроэнергетика, ТЭК, нефтепереработка и пр.). И особенно это важно для военной техники.

Мы не имеем исходных кодов, не знаем архитектуры "серых зон" программного обеспечения, компонентной базы. Вполне возможно, что они содержат неприемлемые для нас возможности. И тут государство должно вести взвешенную политику, направленную на безусловное исполнение закона о том, что наши важнейшие объекты инфраструктуры будут надежно защищены от всяких неожиданностей. Значит, чувствительные технологии, компоненты микроэлектронной базы в критической инфраструктуре должны быть профилактированы. Хорошо, что Министерство связи РФ обещало взять этот вопрос под свой контроль. Остается сожалеть, что мы почему-то об этом раньше не думали, живя по принципу "пока жареный петух не клюнет".

Даже в этих условиях Россия должна получать критические технологии, которые важны с точки зрения национальной безопасности, формирования основ перспективной новой экономики, основанной на пятом и шестом технологических укладах. Эта приоритетная задача должна подтолкнуть отечественный бизнес к деофшоризации, что также является существенной угрозой для экономики. Поэтому важно изменить свое отношение еще и к нашим внутренним проблемам, связанным с эффективным использованием бюджета, выстраиванием фискальной и инвестиционно привлекательной политики, финансированием отечественной промышленности. Реальный сектор экономики должен получить доступ к недорогим и длинным деньгам. А влияние надзорных органов - сократиться с целью меньшего давления на бизнес.

Нельзя забывать и о наших партнерах по единому таможенному пространству. Сейчас сформирована комиссия промышленников Казахстана, Белоруссии, России (Союз машиностроителей России). В качестве наблюдателей - Армянский союз товаропроизводителей, представители Узбекистана, дальнего зарубежья. Чтобы наполнить это пространство новым содержанием, предстоит использовать потенциал всех наших республик, промышленную кооперацию.

Из 14 позиций, которые в качестве приоритетных обозначил президент страны, 11 касаются высокотехнологичной промышленности. Ресурсы и возможности наших партнеров довольно значительны. В связи с этим следует вспомнить, что отраслевые балансы (чем раньше занимался Госплан) - не отживший атавизм, а насущная необходимость при формировании новой ткани сотрудничества для России, Казахстана и Белоруссии. Нам надо делать упор на тех партнеров, чья деловая репутация проверена временем.

И последнее. Разрабатываемый сейчас Закон "Об инжиниринговой деятельности" дополнит Закон "О промышленной политике" принятый пока в первом чтении. Прогнозируется, что после этого на уровне правительства появятся решения об ускоренном развитии отечественного станко- и двигателестроения, отечественной электронной компонентной базы.

 

Коммерсантъ-Власть\ Промплановая экономика\\ Правительство вспомнило о забытом с советских времен понятии "промышленная политика"

Правительство вспомнило о забытом с советских времен понятии "промышленная политика". "Власть" разбиралась, кому и в чем может помочь эта новая-старая инициатива.

По плану первый в российской истории закон "О промышленной политике" должен быть принят до конца этого года. Он предлагает самые разные методы поддержки промышленности: от создания технологических кластеров до специального фонда по развитию промышленности. Комиссию по промышленности возглавит президент Владимир Путин, что подчеркивает высокий уровень внимания к этой теме.

Однако, как отмечают критики проекта, закон в его нынешнем виде по сути консервирует действующее положение вещей: привилегированный статус крупного бизнеса, надежды на высокие технологии и лоскутное одеяло из льготных режимов. Более того, у многих возникает вопрос, так ли важно промышленное производство среди прочих факторов развития экономики. Например, Банк России недавно направил в Госдуму проект основных направлений денежно-кредитной политики, в котором в том числе приведен обновленный прогноз макроэкономического развития на 2015-2017 годы. Несмотря на существенное расширение вариантов развития событий (вместо традиционных трех сценариев здесь содержится целых пять), все они различаются лишь уровнем цены на нефть и наличием либо отсутствием иностранных санкций. Промышленное производство, по мнению экспертов ЦБ, существенным фактором развития экономики не является (промпроизводство составляет не более четверти ВВП).

Впрочем, когда цены на нефть падают, а импорт сокращается из-за санкций, остается надеяться только на собственные производственные силы. Кстати, майские указы президента, принятые Владимиром Путиным в 2012 году сразу после инаугурации, предполагают не только увеличение зарплат бюджетникам, но и создание 20 млн высокопроизводительных рабочих мест, а также выход экономики на траекторию роста ВВП на 6-7% ежегодно. Соответственно, промышленность должна была поучаствовать в решении и социальной, и макроэкономической задачи.

Следует отметить, что в течение новейшей российской истории правительство уже несколько раз пыталось внедрить промышленную политику, но каждый раз "невидимая рука рынка" отбивала эту атаку. В 1998 году министром промышленности, а затем вице-премьером был назначен бывший член Политбюро ЦК КПСС Юрий Маслюков. Он пытался внедрить "промышленную политику", но продержался в правительстве всего год, что, впрочем, было достаточно долгим сроком по тем временам. Сторонником промышленной политики был и Евгений Примаков, но кабинет министров под его руководством отправился в отставку и в историю, не проработав и года.

Следующая попытка внедрить промполитику была предпринята в 2003 году, когда в правительстве появился специальный вице-премьер по промышленности Борис Алешин. Но уже через три месяца его перепрофилировали на проведение административной реформы, а через год понизили до главы Роспрома. Формально он опять начал заниматься промышленностью, но низкий аппаратный вес не позволил ведомству совершить промышленную революцию. Самой популярной цитатой в то время были слова одного из основателей компании "Тройка-Диалог" Павла Теплухина: "Когда я слышу слово "промполитика", у меня сразу создается ощущение, что кто-то что-то хочет украсть".

Активную роль в формировании промполитики на протяжении всего последнего времени пытались играть Торгово-промышленная палата и РСПП. Каждая из организаций написала по несколько концепций, стратегий и вариантов закона о промполитике, но ничего из этого не было принято.

Кризис 2008 года заставил правительство активно заняться поддержкой предприятий, но это была вынужденная мера. И лишь в этом году, на фоне секторальных санкций США и ЕС, затронувших многие чувствительные для экономики области (например, поставки в Россию оборудования для работы на шельфе), дело дошло до законодательного оформления.

"Мы прекрасно понимаем, что законопроект -- это не волшебная палочка Гарри Поттера",-- отметил во время первого чтения зампред думского комитета Владимир Гутенев. Главная проблема -- законопроект рамочный, и, какой на деле окажется поддержка предприятий, понять невозможно. Когда пройдет второе чтение, пока неизвестно, но план принять его до конца года никто не отменял.

Авторы закона исходят из того, что без государственной поддержки промышленности не подняться. Поэтому законопроект содержит целый спектр тепличных мер, которые должны помочь российскому бизнесу выжить в неблагоприятных в целом условиях. Предполагается создание индустриальных парков и промышленных кластеров. Вводится понятие специального инвестиционного контракта, то есть договора между инвестором и региональными властями о строительстве новых производств в обмен на налоговые льготы на срок окупаемости проекта, но не более десяти лет. Сейчас такой режим действует в отношении резидентов иннограда Сколково, запущенного в годы президентства Дмитрия Медведева. Инвестконтракты могут заключаться по шести направлениям: созданию не имеющего аналогов в России производства, развитию приоритетных отраслей, внедрению передовых и критических технологий, созданию высокопроизводительных рабочих мест, объектов промышленной и социальной инфраструктуры.

Инвестконтракты немного похожи на особые экономические зоны промышленного типа, однако есть некоторые различия. "Инвестконтракты позволят распространить возможности, которые ранее были у автопроизводителей, и на другие отрасли. Такие проекты дадут возможность средним и крупным уже существующим предприятиям привлекать зарубежных партнеров и размещать новые производства на старых площадках,-- объясняет гендиректор ОЭЗ "Титановая долина" Артемий Кызласов.-- У особых экономических зон такой возможности нет, так как они не могут создаваться на базе уже существующих предприятий. Инвестконтракты позволят более эффективно развивать существующие в России предприятия, которые ранее не могли быть реализованы из-за отсутствия преференций".

Одна из главных претензий к авторам закона связана с тем, что меры поддержки направлены на создание новых предприятий, а не на развитие и модернизацию уже существующих. Другая претензия -- излишний упор на высокие технологии и инновации. Помимо льгот, предусмотренных в законе, планируется разработать отдельную подпрограмму для создания инновационных отраслей, а также план внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в промышленность до 2017 года. Согласно законопроекту, внедрение НДТ будет обязательным условием для получения преференций и заключения специнвестконтракта.

Еще одна новация -- создание государственной информационной системы промышленности. В ней будет содержаться информация о состоянии и прогнозе развития отраслей промышленности, количестве субъектов промышленной деятельности и мерах их стимулирования. Предполагается, что система поможет инвестору понять, где выгоднее размещать новое производство с точки зрения логистики и отсутствия аналогичных производств.

Формировать и реализовывать промышленную политику будет специально созданный совет при президенте. "В первую очередь в закон необходимо заложить реальные показатели оценки, как говорят в бизнесе, KPI. Иначе невозможно будет понять, достигает ли промышленная политика заявленных целей,-- говорит уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.-- Сейчас во всех программах Минпромторга заложен показатель производительности труда. Мы считаем, что самый главный показатель -- это количество высокопроизводительных рабочих мест и темп их прироста, рассчитанный на уровне отдельной компании по данным налоговой отчетности. Этот показатель легко считать, и он лучше всего показывает, развивается производство или умирает".

Для реализации положений закона предлагается вводить налоговые льготы и субсидии за счет бюджетов всех уровней. За неэффективное использование бюджетных средств предусмотрены штрафные санкции. Еще одна мера поддержки отечественных производителей -- при госзакупках будет запрещено покупать товары иностранного происхождения при наличии российских аналогов.

Для финансирования новых производств будет создан фонд развития промышленности. Предполагается, что он будет заниматься субсидированием процентных ставок по кредитам. "Большая часть мер государственной поддержки в соответствии с утвержденными конкурсными процедурами распределяется исключительно из Москвы, минуя отраслевые и региональные институты развития. В таких условиях среднему, а тем более малому производственному бизнесу никогда не пробиться. В законе заложены инструменты, способные повлиять на ситуацию, например инжиниринговые центры и индустриальные парки. Но ситуация изменится только при условии, что все эти инструменты будут реально действовать, а их запуск требует серьезной проработки",-- говорит вице-президент общественной организации "Деловая Россия" Анастасия Алехнович.

Предлагаемых мер недостаточно для того, чтобы действительно изменить ситуацию с промышленностью, полагает профессор РАНХиГС, ведущий научный сотрудник Центра промышленной политики Финансового университета Константин Андрианов. Необходимые инструменты промышленной политики, по его убеждению, должны выглядеть иначе. Прежде всего это госсубсидии на перевооружение всей промышленности (сейчас износ основных фондов составляет в среднем 48,5%, а в ряде отраслей машиностроения доходит до 80%). Во-вторых, снижение ставок НДС и налога на прибыль вплоть до обнуления в зависимости от степени локализации производства. В-третьих, это выделение бюджетных средств на софинансирование кредитов от банков с госучастием с максимальной ставкой 4% годовых. Экспертное сообщество, по словам Андрианова, уже представило эти поправки в профильный комитет Госдумы.

Предлагаемые меры бюджету вполне по силам, да и другого выхода просто нет. "Есть необоснованные опасения, что увеличение мер господдержки станет дополнительным бременем для государства,-- говорит Андрианов.-- Наоборот, оно повысит интерес к промышленности -- а за семь лет количество субъектов промышленной деятельности сократилось на 17%, в машиностроении -- на 40% -- и оздоровит экономику в целом. Рост промышленности поможет решить такие застарелые проблемы российской экономики, как немонетарная инфляция и отток капитала. Ведь его причины -- в том числе в нехватке привлекательных для инвестора сфер деятельности".

Однако государство не спешит перераспределять доходные статьи бюджета в пользу льготных режимов для промышленности. В фонде развития промышленности заложено примерно 20 млрд рублей на три года, а уровень субсидирования кредитной ставки ограничен 90% от ставки рефинансирования, что на сегодняшний день составляет 8%. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту говорит только об одной статье расхода -- государственной информационной системе. На ее создание понадобится 43 млн руб., и еще 4 млн будет ежегодно уходить на эксплуатацию.

Позиция финансового блока правительства, настаивающего на необходимости экономии бюджетных средств, приводит к тому, что налоговые льготы предлагаются только новым предприятиям. Здесь нет недополученных доходов, ноль налогов от нового производства равен нулю от только созданного. Впрочем, развивать производство можно и без бюджетных трат.

"Главное для роста промышленных производств -- это общие условия ведения бизнеса. Должно быть выгодно производить. Промышленности нужны доступные кредиты, конкурентоспособные тарифы и гибкая система налоговых ставок, которая позволит бизнесу вкладывать деньги в расширение и модернизацию производства,-- убежден Борис Титов.-- Кроме того, необходимо снизить давление на бизнес со стороны проверяющих органов. Эти условия намного важнее всех особых режимов. Без них вообще ничего не получится".

 

Регионы России (gosrf.ru)\ СоюзМаш России: От работы ПСЗ «Янтарь» зависит обороноспособность страны

Среди членов Союза машиностроителей России есть предприятия, от качественной работы которых во многом зависит обороноспособность страны. Во Всемирный День качества в СМР рассказали о тех, кто обеспечивает уверенность государства в должной охране морских рубежей - корабелах Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь".

На обороноспособность ВМФ России работают более 1000 отечественных предприятий. Но ПСЗ "Янтарь" занимает особую нишу в этой системе: в коллективе трудятся компетентные производственники и грамотные инженеры, завод имеет гигантский опыт в строительстве технически сложных кораблей и судов, ежегодно сдает выполненные заказы. Производственные навыки сотрудников постоянно повышаются, ведь чем больше загружено предприятие, тем больше возможностей довести уровень мастерства работников до совершенства.

Для главного строителя ОАО "ПСЗ "Янтарь" Сергея Щугорева, который работает на заводе с 1991 года, история военного судостроения началась с таких проектов, как 1155 - всего на заводе было построено 9 кораблей этого проекта, и 11540 - "Неустрашимый", "Ярослав Мудрый" и "Туман". А на стапеле стоял "Адмирал Чабаненко" проекта 1155.1.

"В феврале 1999 году на корабле "Адмирал Чабаненко" был поднят Андреевский флаг, и с этого момента военное судостроение на заводе приостановилось. Шла перестройка. Завод переживал кризисные времена, как и многие другие предприятия в то время. Преодолели этот тяжелый период уже благодаря появлению заказа для ВМС Индии - было начато строительство тройки фрегатов "Тег", "Таркаш", "Триканд". Параллельно завод строил "Ярослава Мудрого" и работа закипела. В 2009 году "Ярослав Мудрый" был передан заказчику и вот уже 5 лет успешно несет свою службу в составе Военно-Морского Флота нашей страны", - рассказывает Сергей Щугорев.

Завод возрождался, появлялись новые заказы, модернизировали те, которые не были завершены в период кризиса. Сегодня на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" размещены заказы для Черноморского Флота России. Это 5 фрегатов: "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин" и головной фрегат - "Адмирал Григорович". Он имеет отличительную особенность: на корабле установлен комплекс "Штиль", который ранее не использовался ни на одном корабле ВМФ нашей страны. Кроме того, впервые на корабле такого класса установлен комплекс "Калибр". Сейчас "Адмирал Григорович" готовится к швартовым ходовым испытаниям, после чего он будет приведен в Военно-морскую гавань города Балтийск, где и начнутся заводские ходовые испытания. В перспективе шестой фрегат - "Адмирал Корнилов". Также на стадии строительства находятся два десантных корабля - "Иван Грен" и "Петр Моргунов".

Среди сотрудников предприятия трудится немало высококлассных профессионалов, искренне преданных своему делу. В цехе №24 ОАО "ПСЗ "Янтарь", который занимается обработкой металлоконструкций, сырья и предоставлением секций, работает Дмитрий Боровский. Специфика его должности - заместителя начальника цеха - подразумевает отслеживание выполненных задач, но, по его словам, каждый знает свое дело. Именно поэтому цех блестяще справился со сложнейшей задачей - обработкой металла для ледокола "Балтика". Дело в том, что специфика судостроения подразумевает под собой обеспечение корпуса более легкими конструкциями, а ледокол, в свою очередь, был тяжелым заказом как по весу, так и по сложности строительства. Поэтому всему коллективу ледокол запомнится надолго - благодаря ему был получен бесценный опыт.

Своей работой Дмитрий Боровский искренне увлечен: "Думаю, каждый, кто имеет отношение к судостроению, меня поймет - всё отходит на второй план, когда речь идет об увеличении мощи флота твоей страны".

Ежедневно перед кораблестроителями стоят сложнейшие задачи, с которыми они успешно справляются, и дорожить такими кадрами руководство просто обязано. Поэтому вопросам социальной политики и развитию корпоративной культуры на заводе уделяется большое внимание - помимо стабильной заработной платы, строится жилье, предоставляются различные льготы, проводятся конкурсы, спартакиады. На заводе действует Молодежный Совет, который проводит мероприятия для молодежи. "У завода "Янтарь" есть все, чтобы быть конкурентоспособным предприятием и занимать "топовые" места в общей системе отечественного судостроения", - уверен Сергей Щугорев.

"Особое место занимает проблема качества в сфере российского ОПК. Здесь речь идет не только о бытовом и промышленном потреблении продукции тех же "двойных технологий", а о задачах национальной безопасности и обороноспособности страны. "Оборонка" всегда высоко держала марку качества на основе передовых технологий и, главное, благодаря незаурядному человеческому потенциалу", - отметил Первый вице-президент СоюзМаш России, Первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев, подчеркнув, что приветствует намерение Минпромторга России создать систему сертификации товаров, подтверждающих их качество и возродить соответствующий знак. Это, по мнению парламентария, не только поможет потребителям сделать выбор в пользу российской продукции, но и станет сильным стимулом для производственников.

 

Регионы России (gosrf.ru)\ Присоединение Швейцарии к санкциям против России серьезно омрачило дипломатические отношения между двумя странами

Швейцария после двух месяцев раздумий присоединилась к санкциям против России, введенных ЕС 12 сентября 2014 года.

Напомним, тогда Брюссель обнародовал расширенный санкционный список российских оборонных предприятий и официальных лиц. В нем оказались государственные банки, компании ТЭК, оборонные предприятия и физические лица. В том числе - вице-спикер Совета Федерации, руководитель группы дружбы "Швейцария-Россия" Юрий Воробьев.

Ряд российских парламентариев уже высказали серьезное сожаление по поводу того, что нейтральное государство, на территории которого находятся институты ООН, последовало санкционным решениям ЕС.

"Финал юбилейного года празднования 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией серьезно омрачен. Включение же Федеральным советом Швейцарии в санкционный список сенатора Воробьева, возглавляющего в Совете Федерации группу дружбы "Швейцария-Россия", ставит под сомнение дальнейшее конструктивное взаимодействие между членами верхней палаты российского парламента и представителями Совета Кантонов Швейцарии", - выразил свое мнение координатор депутатской группы "Россия - Швейцария", Первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев.

По его словам, вызывает сожаление, что историческая память у ряда стран чрезвычайно короткая. "Крайне удивляет позиция болгар, которые, забыв роль России в освобождении Болгарии от османского ига, теперь занимают крайне недружественную позицию как в отношении к нынешней политике нашей страны, так и к памятникам советским героям Второй мировой войны, находящимся на территории Болгарии. Вызывает непонимание позиция властей Германии - страны, по вине которой погибли десятки миллионов человек в Советском Союзе, сотни тысяч уничтожены в концлагерях. Сейчас явно прослеживается поощрение возрождению фашизма, снисхождение к использованию фашистской символики. Еще большее недоумение вызывает позиция Швейцарии, которая, по большому счету, обязана Российской Империи своими нынешними границами", - подчеркнул депутат.

Он напомнил, что в условиях санкций между Россией и ЕС швейцарские производители продуктов питания, в частности сыроделы, успешно воспользовались возможностью увеличить поставки своей продукции на российский рынок и заметно активизировали свою деятельность. "В связи с этим вопрос, перефразированный из известного фразеологизма - как долго швейцарский сыр сможет кататься в российском масле? Хочется надеяться, что под давлением здорового прагматизма швейцарского бизнеса и ряда политических , в том числе и парламентских сил, которые отстаивают право на национальный суверенитет и национальную политику, решения по санкциям в отношении России будут скорректированы. В противном случае в масле перестанет кататься не только швейцарский сыр: целый ряд крупных компаний, представляющих интересы российского бизнеса в Швейцарии, будут просто обязаны поменять свою прописку после соответствующих изменений в российском законодательном поле", - отметил Владимир Гутенев.

Российский парламентарий предположил, что поправки в законодательство могут и не потребоваться, поскольку курс Президента страны Владимира Путина на деофшоризацию экономики подталкивает наиболее сообразительных бизнесменов уже сейчас менять прописку. "Частный бизнес, который умеет хорошо оценивать риски, уже понимает, что защита его активов и финансовых интересов не может должным образом осуществляться в тех странах, где, несмотря на собственный нейтралитет, проводят такую ангажированную политику", - заключил депутат.

 

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости \ Моряки Тихоокеанского и Черноморского флотов провели маневры \\ Маневры и комплекс артиллерийских стрельб по надводным мишеням в Филиппинском море провели ракетный крейсер Черноморского флота "Москва" и большой противолодочный корабль ТОФ "Адмирал Виноградов".

Отряды кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов провели совместное маневрирование и комплекс артиллерийских стрельб по надводным мишеням в Филиппинском море, сообщил РИА Новости начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО капитан 1-го ранга Роман Мартов.

"Маневры провели ракетный крейсер Черноморского флота "Москва" и большой противолодочный корабль ТОФ "Адмирал Виноградов", — уточнил Мартов.

Вместе с экипажем "Москвы" тихоокеанцы провели в Филиппинском море учения, связанные с поиском и уничтожением подлодки условного противника.

В состав отряда ТОФ помимо БПК "Адмирал Виноградов" входят танкер "Илим" и морской буксир МБ-37.

"В настоящее время в Тихом океане на боевой службе находятся два отряда кораблей ТОФ. Второй отряд возглавляет гвардейский ракетный крейсер "Варяг", кроме него на службе БПК "Маршал Шапошников", танкер "Борис Бутома" и океанский буксир "Фотий Крылов", — отметил Мартов.

Отряд кораблей ТОФ во главе с "Адмиралом Виноградовым" вышел из Владивостока на боевое дежурство в конце октября. В задачи похода входит обеспечение военно-морского присутствия и демонстрация флага в одном из районов Тихого океана.

В прошлом году "Адмирал Виноградов" провел более пяти месяцев на боевой службе и побывал с визитами в портах Янгон (Мьянма), Пусан (Республика Корея) и Майдзуру (Япония).

 

Коммерсантъ \ Сербские военные учатся на два фронта \\ После маневров с российскими десантниками они потренируются с морпехами США

В конце минувшей недели завершились самые крупные за последние 30 лет тактические учения вооруженные сил Сербии. Они прошли совместно с российскими десантниками. А уже сегодня в республике стартуют сербско-натовские учения. Как разъяснил министр обороны Сербии Братислав Гашич, именно так в Белграде понимают провозглашенный республикой военный нейтралитет.

Учения, которые официально именовались тренировочной антитеррористической операцией СРЕМ 2014, проходили с 6 по 14 ноября. В них участвовало 207 десантников 106-й тульской дивизии ВДВ и 404 сербских военных из Специальной бригады, Пятого батальона военной полиции, а также 98-й и 204-й штурмовых бригад. На полигоне в 50 км от Белграда сербские и российские военные отработали обнаружение и уничтожение базы условных террористов с высадкой воздушного десанта при поддержке авиации и бронетехники.

Представлявший на учениях российские Вооруженные силы главком ВДВ генерал Владимир Шаманов предупредил, что террористическая угроза известна и Москве, и Белграду, поэтому у сотрудничества — большие перспективы. Тем более что сербские и российские военные взаимодействуют еще и в гуманитарной сфере, например в борьбе с наводнениями, ставшими в этом году настоящим бедствием для Балкан. Кроме того, сербские военные получили приглашение на учения в Россию плюс десять парашютов типа "Крыло" в подарок.

Официально Сербия придерживается военного нейтралитета. Но на практике эта политика выглядит несколько своеобразно. В 2013 году республика получила статус наблюдателя в ОДКБ, а в сентябре этого года руководители сербского Минобороны участвовали в саммите НАТО в Уэльсе как представители страны--партнера альянса. "Нас постоянно спрашивают, каким образом мы соблюдаем нейтралитет. А мы отвечаем, что открыты всем сторонам для сотрудничества",— разъяснил политику Белграда министр обороны Сербии Братислав Гашич.

И как бы в подтверждение этих слов с 17 по 28 ноября на юге Сербии, недалеко от российско-сербского центра по чрезвычайным ситуациям, пройдут учения "Платиновый волк-15" сербских ВС совместно с подразделениями морской пехоты США и военными других стран--членов НАТО. Предыдущие аналогичные учения состоялись в июле — также на военной базе "Юг". А по словам посла США в Белграде Майкла Кирби, до 2017 года эта крупнейшая сербская военная база должна получить сертификат западного образца как тренировочный центр для международных операций.

 

3.     Автопром.

 

ИА Волга Ньюс \ На "Заводе строительных материалов" произошел корпоративный конфликт

Новые акционеры ЗАО "Завод строительных материалов" (ЗСМ), ранее бывшего дочерней структурой ОАО "АвтоВАЗ", добились отставки генерального директора Сергея Спирина, который пытается восстановиться в должности через суд, сообщает "Самарское обозрение".

Завод строительных материалов занимается производством керамического кирпича. В 2011 г. генеральным директором ЗСМ стал Сергей Спирин. По данным "СПАРК-Интерфакса", он также является топ-менеджером ряда других предприятий, принадлежащих АвтоВАЗу. Ранее Спирин возглавлял ОАО "Лада-Сервис", где и сегодня входит в совет директоров.

Летом 2014 года Спирин стал директором ООО "Волжский машиностроительный завод", который формально принадлежит государственной корпорации "Ростех". Однако эксперты констатировали, что реально управление компани-ей вернулось к АвтоВАЗу, и назначение Спирина связывали именно с этим.

По информации "Самарского обозрения", в сентябре между руководителями ЗСМ вспыхнул конфликт. 26 сентября состоялось заседание совета директоров предприятия, на котором было решено досрочно прекратить действие полномочий генерального директора Сергея Спирина. Его должность занял Алексей Гелич.

Однако бывший руководитель со своей отставкой не смирился. 8 октября он обратился в Арбитражный суд Самарской области, требуя признать недействительным решение совета директоров. 10 октября иск приняли к производству. Также менеджер подал ходатайство о принятии обеспечительных мер по иску. Сергей Спирин настаивает на запрете ЗАО "ЗСМ", председателю совета директоров Дмитрию Исакову и иным лицам исполнять решение о прекращении его полномочий. Кроме того, экс-гендиректор просит запретить совету директоров ЗАО принимать решения, связанные с изменением состава органов управления без согласования со Сбербанком до окончания судебного процесса. Речь идет о кредитном договоре на сумму 258,75 млн рублей, заключенном на девять лет 28 апреля текущего года.

Согласно доводам Сергея Спирина, ЗАО должно до полного исполнения обязательств перед кредитором согласовывать с ним изменение органов управления. В противном случае Сбербанк имеет право прекратить выдачу кредита, либо потребовать его досрочного возврата, указывает Спирин. В ходатайстве говорится, что прекращение полномочий гендиректора может нанести ущерб ЗАО (вплоть до полной остановки) и самому Сергею Спирину, который выступает поручителем по кредиту Сбербанка. 23 октября суд отказал в удовлетворении ходатайства менеджера, посчитав угрозу причинения ущерба ЗСМ при кадровой перестановке недоказанной.

Спустя несколько дней Сергей Спирин опротестовал это решение в апелляции. Параллельно в арбитраже он инициировал еще одно разбирательство с ЗСМ, в котором хочет признать недействительным решение совета директоров от 2 сентября. В чем состояло это решение, пока не известно.

По словам источника, знакомого с ситуацией, предпосылок для изменения кредитного договора на заводе не видят. «На предприятии заинтересованы в выполнении условий сотрудничества со Сбербанком», -утверждает источник.
Директор ООО "Реметалл-С" Андрей Кичаев отмечает, что корпоративный конфликт в ЗАО "ЗСМ" связан с борьбой за акции предприятия. "Насколько я знаю, Сергей Спирин и ряд его партнеров выкупили ЗАО у АвтоВАЗа с помощью кредитных средств. После этого партнеры фактически отстранили Спирина от управления предприятием", - говорит он.
Отчасти эта версия подтверждается судебными документами, где указано, что Сергею Спирину принадлежит 24,99% в капитале ЗАО "ЗСМ", а сам он выступал поручителем по кредиту, выданному Сбербанком.

В свою очередь 16 октября ЗАО "ЗСМ" подало иск о взыскании 258,75 млн рублей с ООО "Лига-С" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору займа. Сергей Спирин выступал в процессе третьим лицом как акционер ЗАО. Совладельцем "Лиги-С" является председатель совета директоров "ЗСМ" Дмитрий Исаков. 23 октября ЗАО отозвало свой иск, но Сергей Спирин намерен возобновить процесс в апелляции.

 

4.     Авиастроение.

 

РБК \ «Аэрофлот» удвоит свой парк «Суперджетов»

«Аэрофлот» получит очередные десять самолетов Sukhoi Superjet 100, их поставку согласился профинансировать «Сбербанк Лизинг». Благодаря этому к апрелю будущего года количество таких самолетов в парке «Аэрофлота» вырастет вдвое.

Сбербанк пришел на помощь

О том, что Сбербанк передаст в лизинг «Аэрофлоту» десять самолетов Sukhoi Superjet 100, РБК рассказал представитель лизинговой компании и подтвердил представитель «Аэрофлота». Все самолеты планируется передать компании до апреля 2015 года, а сумма сделки в каталожных ценах составляет $354 млн, уточнил представитель ЗАО «Сбербанк Лизинг». Это вторая партия SSJ-100, которые «Аэрофлот» заказал еще в 2005 году. Авиакомпания стала стартовым заказчиком SSJ-100, заключив контракт в общей сложности на поставку 30 самолетов этой модели. Как отмечал в конце октября этого года вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Игорь Сырцов, все 30 самолетов будут поставлены «Аэрофлоту» до начала 2016 года. Сейчас у перевозчика десять таких лайнеров.

Проблемы с эксплуатацией

«Аэрофлот» получил первый Superjet в 2011 году, сейчас их парк вырос до десяти машин. Но первый опыт работы с гордостью отечественного авиапрома был для перевозчика непростым. Самолет изначально не удовлетворил «Аэрофлот» по своим характеристикам. Первые десять самолетов авиакомпания вернула производителю. Дело в том, что, согласно материалам ГСС, модель Sukhoi Superjet (SSJ-100/95B) по сравнению с первоначально заявленными характеристиками потяжелел на 3 т, это привело к увеличению потребления топлива примерно на 10%. Максимальная взлетная масса самолета (MTOW) выросла до 45,88 т. Такие данные привели к появлению новой конфигурации самолета на начальном этапе поставок – SSJ-100/95B Aeroflot-Light. Позже самолет был доработан до нужной «Аэрофлоту» конфигурации и получил название Full. Возвращенные первые десять самолетов производитель продал другим перевозчикам.

Однако и сейчас не все новые самолеты летают. Согласно статистике flightradar24.com, в пятницу из десяти поставленных «Аэрофлоту» два самолета находились на земле. Источник РБК в «Аэрофлоте» отметил, что «надеемся, эти самолеты будут лучше». По его словам, есть много направлений, на которые их можно поставить – Воронеж, Нижний Новгород, Санкт-Петербург. 

Сколько всего инцидентов с Superjet произошло, не известно, ни производитель, ни «Аэрофлот» не раскрывают. Глава Росавиации Александр Нерадько заявил в конце 2013 года, что «есть объективные показатели надежности и, конечно, они пока далеки от показателей надежности самолетов, которые уже давно находятся в эксплуатации», но «и новые самолеты иностранного производства тоже имеют свои изъяны» (цитата по ИТАР-ТАСС).

В то же время другой перевозчик, мексиканская Interjet, на самолет не жалуется. «В Мексике 14 ноября в воздухе были все 11 самолетов SSJ-100 авиакомпании Interjet», – говорит источник РБК в ОАК. В среднем они летают по 11 часов в день, уточняет он. «С каждой последующей поставкой качество самолетов SSJ улучшается», – говорит собеседник РБК в ОАК.

Его слова подтверждает и представитель другой авиакомпании Red wings (в декабре этого года компания получит первый из трех самолетов, ранее эксплуатировавшихся в «Московии»). «Налет у авиакомпании «Московия» составлял по 300 часов в месяц – их самолеты перейдут нам», – говорит гендиректор Евгений Ключарев. – Мы их планируем поставить на рейсы до Махачкалы и Грозного».

Дозаправка из бюджета

Производство самолета и двигателя к нему SaM146 пока приносят убытки производителям – ГСС и «Оборонпрому» («дочка» «Ростеха»). Как отмечается в отчете о результатах проверки Счетной палаты исполнения дорожной карты по развитию авиационной промышленности до 2025 года (ее копия имеется в распоряжении РБК), только в 2014 году расходы на взносы в уставной капитал ОАО «Оборонпром» в «целях финансирования инвестиционной программы по увеличению серийности производства двигателей SaM-146 и на финансирование стартовых убытков ОАО «НПО «Сатурн» составили 1,3 млрд руб. В 2013 году Минпромторгом на компенсации убытков было выделено 1,6 млрд руб.

Официальный представитель ОДК подтверждает данные Счетной палаты. С 2012 года на увеличение серийного производства самолетов было выделено 1,1 млрд руб. При этом на покрытие стартовых убытков было потрачено 1,89 млрд руб. Всего же убыток по программе SaM-146 составит 33 млрд руб. «Сейчас мы ведем активную работу в части сокращения издержек. В частности, получена экономия 20–25% по прямым материальным затратам только в рамках различных конструктивных мероприятий, а также замены поставщиков», – отметил официальный представитель компании. По его словам, в части серийного производства SaM146 есть положительные тенденции. «На данный момент мы сократили убытки на каждом двигателе с 45 млн руб. до 30 млн руб.», – отметил представитель ОДК.

Стоимость двигателя в рамках контракта с ГСС зафиксирована как процент от стоимости самолета, отмечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, на начальном этапе ГСС контрактовало самолеты с существенным дисконтом, однако ожидаемое появление среди заказчиков самолета государственных структур должно привести к тому, что убыток от продажи SaM-146 сократится.

Убытки российской промышленности приносит не только двигатель для самолета, но и сам лайнер. Ранее представители ГСС отмечали, что в соответствии с планом компании операционная прибыль будет получена только к 2014 году, а чистая прибыль – в 2015 году. Официальный представитель компании не раскрывает убытки. Согласно отчетности ГСС по МСФО за первое полугодие 2014 года, убыток от продаж составил 460 млн руб.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь