Новости СоюзМаш России

10.11.2014

Информационный обзор прессы 10.11.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

10 ноября 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

     

Atrex.Ru - Пресс-релизы коммерческих компаний и общественных организаций.\ Специалисты "Швабе" поделятся опытом и расскажут о новинках

 

Compras.ru Пресс релизы: промышленность, финансы, бизнес обучение.\ "Швабе" зарегистрировал товарный знак в Ирландии

 

BezFormata.Ru - первый мультирегиональный агрегатор новостей\ В ТГУ пройдет акция по сдаче донорской крови «Молодежное единство»

 

Поставщики машин и оборудования\ "СоюзМаш" обсудил проекты новых проф. стандартов

 

Kramtp.info Технополис завтра\ Предложена Концепция развития экранопланов

Сообщения с аналогичным содержанием

08.11.2014.   Блоги@Livejournal.Com - 1 000 000
Предложена Концепция развития экранопланов
Ссылка на оригинал статьи

08.11.2014.   Блоги@Livejournal.Com - 1 000 000
Предложена Концепция развития экранопланов
Ссылка на оригинал статьи

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости \ Соревнования военных флотов СНГ "Каспийское море" пройдут в 2015 году

 

 

 

 

3.     Автопром.

 

ИА Волга Ньюс \ Совещания с участием менеджмента АвтоВАЗа и его поставщиков станут ежемесячными

 

Коммерсантъ \ ЕБРР вылез из КамАЗа \\ Банк продал свою долю Daimler AG

 

 

4.     Авиастроение.

 

Коммерсантъ-Деньги \ Крылья нового качества \\ Как в Объединенной авиастроительной корпорации внедряют практики бережливого производства

 

 
 
 
 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Atrex.Ru - Пресс-релизы коммерческих компаний и общественных организаций.\ Специалисты "Швабе" поделятся опытом и расскажут о новинках

Холдинг «Швабе», входящий в Госкорпорацию Ростех, примет участие в научно-практической конференции Х Международного форума «Оптические системы и технологии - Optics-Expo 2014».

Ученые Холдинга вносят весомый вклад в развитие оптической отрасли и регулярно рассказывают о создании инновационных продуктов на научно-практических конференциях и семинарах. В том числе специалисты «Швабе» являются постоянными участниками научно-практической конференции, организованной в рамках форума Optics-Expo. В этом году ученые Холдинга представят ряд докладов, в которых поделятся современными перспективами развития предприятий, расскажут о проводимых исследованиях и разработках, новых уникальных технологиях, новом оборудовании для формообразования асферической оптики, по качеству обработки не уступающему оборудованию зарубежных производителей.

В деловой программе форума примут участие предприятия Холдинга «Швабе»: ОАО «Государственный институт прикладной оптики», ОАО «Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова», ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ОАО «Научно-производственное объединение «Оптика», ОАО «Научно-производственное объединение «Орион», ООО «Швабе-Исследования» и ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» и другие.

Кроме того, в рамках деловой программы запланировано проведение Совета главных оптиков предприятий «Швабе» для обсуждения вопросов современного технического и экономического состояния оптических производств Холдинга и перспектив его развития.

Холдинг «Швабе» объединяет основные предприятия оптико-электронной отрасли России. В его состав входят 64 организации, в том числе научно-производственные объединения, конструкторские бюро, оптические институты, а также сервисно-сбытовые компании. Холдинг разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы, оптические материалы, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику и другие виды продукции. Холдинг входит в Госкорпорацию Ростех, крупнейшие предприятия «Швабе» входят в Союз машиностроителей России.

Государственная корпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит около 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей, чистая прибыль – 40 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

 

Compras.ru Пресс релизы: промышленность, финансы, бизнес обучение.\ "Швабе" зарегистрировал товарный знак в Ирландии

«Швабе», входящий в Госкорпорацию Ростех, расширяет территорию экспортных поставок: Холдинг зарегистрировал в Ирландии товарный знак на латинице по 7 классам Международной классификации товаров и услуг.

На сегодняшний день Холдинг поставляет в Ирландию различные оптические элементы. Регистрация товарного знака даст «Швабе» уникальные права на его использование в области реализации научных приборов, геодезического оборудования, медицинских изделий, устройств освещения и другой уникальной продукции Холдинга.

Кроме того, имея уникальные права, «Швабе» сможет проводить научные исследования и разработки, а также оказывать различные виды услуг, в числе которых проведение промышленного анализа.

Холдинг «Швабе» объединяет основные предприятия оптико-электронной отрасли России. В его состав входят 64 организации, в том числе научно-производственные объединения, конструкторские бюро, оптические институты, а также сервисно-сбытовые компании. Холдинг разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы, оптические материалы, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику и другие виды продукции. Холдинг входит в Госкорпорацию Ростех, крупнейшие предприятия «Швабе» входят в Союз машиностроителей России.

Государственная корпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит около 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей, чистая прибыль – 40 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

 

BezFormata.Ru - первый мультирегиональный агрегатор новостей\ В ТГУ пройдет акция по сдаче донорской крови «Молодежное единство»

Фото: www.tltonline.ru10 ноября с 9:00 до 12:00 в студенческом общежитии № 5 Тольяттинского государственного университета (ул. Белорусская, 29) пройдет акция по сдаче донорской крови «Молодежное единство».

Организаторы акции – студенческий актив ТГУ и Молодежный парламент при Думе г.о. Тольятти.

Средства, собранные с этой акции, пойдут на покупку сладких подарков воспитанникам детского дома «Единство», ведь у каждого донора будет выбор – оставить средства себе или передать их в детский дом.

Стоит сказать, что Тольяттинский госуниверситет не первый раз становится организатором благотворительной сдачи донорской крови.

Так, 18 сентября 2014 года уже в третий раз состоялась акция «Нам не всё равно». Устроителями благотворительного мероприятия тогда выступили Тольяттинский государственный университет и Союз машиностроителей России в лице местного отделения организации. Неравнодушные студенты и сотрудники ТГУ, а также молодые специалисты ОАО «АВТОВАЗ» сдали около 20-ти литров крови, которая, наверняка, поможет нуждающимся. Донорами стали 38 человек, 26 из которых сдавали кровь в первый раз.

В этом году Тольяттинский государственный университет и Молодежный парламент при Думе г.о. Тольятти призывают: Мы – молодежь Тольятти. Мы – молодежь ТГУ. Мы едины. Сделай добро и подари радость другим!

 

Поставщики машин и оборудования\ "СоюзМаш" обсудил проекты новых проф. стандартов

Московский Государственный институт им. Баумана, на протяжении двух дней, стал базой, для слушаний проектов, тематикой которых было, обсуждение проф. стандартов. Не так давно проходил открытый аукцион, на котором победили – (СОЮЗ МАШИНОСТРОИТ. РОССИИ) и (ЛИГА СОДЕЙСТВИЯ ОБОРОННЫМ ПРЕДПРИТИЯМ). По этим итогам, победители, получили право, разработать спецстандарты, связанные с профессиональными сферами дея-ти, применяемой в промышленных производствах . На данный момент, проекты прошли первую редакцию, познакомиться с текстом представленных профессиональных стандартов, можно «зайдя» на официальный сайт (СОЮЗ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИИ).

Стандарты для профессионалов , разрабатывались строго с соблюдением всей законодательной базы Российской Федерации, с максимальным усмотрением потребностей в них. Больше года шёл набор информации, отражающей перечень названий профессий, у которых, востребована проводимая работа.

В обсуждении материала , приняли участие, порядка ста делегатов от предприятий и специализированных высших учебных заведений. Представители прокомментировали разрабатывающиеся проекты и дали профессиональную оценку уже, разработанным. Всего необходимо разработать восемьсот стандартов и уже к 2015 году.

 

Kramtp.info Технополис завтра\ Предложена Концепция развития экранопланов

24 октября в Москве состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности. Специалисты оборонной промышленности и законодатели обсудили ряд вопросов, связанных с перспективными транспортными средствами – экранопланами.

К обсуждению вопроса были привлечены представители Военно-промышленной комиссии, министерства обороны, Минтранса, Минпромторга, Объединенной судостроительной и Объединенной авиастроительной корпораций, а также специалисты из других организаций и ведомств.

Рисунок перспективного экраноплана

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по промышленности Владимир Гутенев, открывая заседание, подчеркнул важность развития транспорта. Ввиду больших размеров государства и неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры развитие перспективных видов транспорта важно для освоения отдаленных регионов: Арктики, Дальнего Востока и Сибири. Кроме того, требует решения вопрос сообщения с Крымом. Депутат отметил, что большая часть научной и экспериментальной базы, необходимой для разработки и строительства новых экранопланов, сохранилась до настоящего времени. При этом, однако, эта база в течение нескольких десятилетий оставалась невостребованной.

По словам В. Гутенева, Минпромторг принял во внимание перспективы новых транспортных средств и разработал проект Концепции развития экранопланов гражданского и военного назначения, а также план мероприятий по ее реализации. Проект Концепции и плана ее осуществления передан правительству России, которое должно утвердить их. Разработка новых документов должна поспособствовать началу системной работы в области строительства экранопланов, объединить усилия различных предприятий, а также привлечь частных инвесторов.

В ходе заседания Экспертного совета представитель ФГУП «Крыловской государственный научный центр» Сергей Ганин раскрыл некоторые подробности предлагаемой Концепции развития экранопланов. В ней проводится прогноз развития рынка экранопланов в стране до 2020 года, определяется их оптимальный облик для решения различных транспортных задач, а также предлагаются меры государственной поддержки проектов, направленной на повышение эффективности производства и улучшение конкурентоспособности готовой техники.

В настоящее время в мире повышается интерес к экранопланам, которые рассматриваются как перспективное транспортное средство, способное занять свою нишу в коммерческих грузоперевозках. Одним из следствий подобного интереса стало появление соответствующей нормативно-правовой базы. Особую активность в этой области проявляют США, Китай, Япония и другие страны. Кроме того, ведется разработка и строительство новых экранопланов. Так, в настоящее время Южная Корея проводит испытания экраноплана WSH-500, способного перевозить до 50 пассажиров. На данный момент эта машина, которую вскоре планируется поставить в серию, является крупнейшим представителем своего класса в мире.

В России производство экранопланов пока ведется в крайне скромных объемах. Начальник Московского комплекса ЦАГИ Владимир Соколянский полагает, что развитию отечественных экранопланов мешает отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для строительства и использования подобной техники, быстрое старение имеющихся наработок и усиление позиций конкурентов из зарубежных стран. Кроме того, подобной технике мешает отставание в некоторых технических областях, специфический межотраслевой статус и отсутствие финансирования тематики в рамках развития авиастроения.

Специалисты, принявшие участие в заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности, пришли к выводу о необходимости создания промышленного комплекса, задачей которого станет разработка и производство новых экранопланов. Необходимо сформировать новую отрасль. Экранопланостроение должно быть специализированным, инновационным и высокотехнологичным направлением в промышленности. При создании новой техники нужно учитывать экономическую и военную безопасность страны, а также осуществлять разработки при активной поддержке государства.

Следует отметить, новая отрасль, экранопланостроение, будет создаваться не с нуля. Еще несколько десятилетий назад в нашей стране были созданы некоторые наработки в области этой техники. Кроме того, в настоящее время несколько коммерческих организаций занимаются строительством экранопланов и достигли определенных успехов.

В начале октября стало известно, что в Якутии в опытную эксплуатацию поступил первый прототип экраноплана «Буревестник-24», созданный в ООО «Небо и море». Этот аппарат способен перевозить до 24 пассажиров с багажом. В ходе испытаний и опытной эксплуатации совершались и продолжают выполняться рейсы из Якутска в Бестях, Покровск и Синск. «Трассой» для полетов экраноплана стала река Лена. Экраноплан «Буревестник-24» будет находиться в опытной эксплуатации до весны следующего года, когда предполагается начать полноценные коммерческие рейсы. Кроме того, завершается строительство второго аппарата «Буревестник-24», а авторы проекта работают над новым экранопланом, способным перевозить до ста человек.

Петрозаводский Центр экранопланостроения, созданный на площадях судостроительного завода «Авангард», несколько дней назад рассказал о ходе выполнения зарубежных заказов. Так, продолжается строительство экранопланов для Ирана. Две машины «Орион-20» уже прошли испытания и отправлены заказчику, третья находится на испытаниях. В цехах Центра экранопланостроения на разных стадиях производства находятся еще три машины этого типа. Свой интерес к разработкам петрозаводских инженеров проявляют различные иностранные заказчики, в том числе из Китая.

Экранопланы представляют определенный интерес с точки зрения модернизации транспортной инфраструктуры и способны занять свою нишу в структуре перевозки грузов и пассажиров. Тем не менее, эта техника пока не может соревноваться с имеющимися традиционными транспортными средствами. Для полноценного выхода экранопланов на маршруты требуется развивать отрасль и некоторые смежные направления. Специалисты Минпромторга разработали программу, в соответствии с которой должно пойти развитие экранопланостроения. Если предлагаемая Концепция развития будет утверждена правительством, то первые ее результаты могут появиться уже в течение нескольких следующих лет.

Сообщения с аналогичным содержанием

08.11.2014.   Блоги@Livejournal.Com - 1 000 000
Предложена Концепция развития экранопланов
Ссылка на оригинал статьи

08.11.2014.   Блоги@Livejournal.Com - 1 000 000
Предложена Концепция развития экранопланов
Ссылка на оригинал статьи

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости \ Соревнования военных флотов СНГ "Каспийское море" пройдут в 2015 году

В воскресенье военный совет Каспийской флотилии обсуждал в Астрахани проведение "Каспийского моря-2015" и международных учений с участием флотилии в будущем году, а также итоги 2014 учебного года.

Международный конкурс среди военных флотов стран-участниц СНГ "Каспийское море" впервые пройдет в 2015 году, сообщила в понедельник пресс-служба Южного военного округа (ЮВО).

В воскресенье военный совет Каспийской флотилии (Кфл) обсуждал в Астрахани проведение "Каспийского моря-2015" и международных учений с участием Кфл в будущем году, а также итоги 2014 учебного года.

"На Каспийском море впервые планируется провести международный конкурс Вооруженных сил стран-участников Содружества Независимых Государств "Каспийское море — 2015", в котором Каспийская флотилия будет отстаивать честь российского Военно-морского флота. Также в 2015 учебном году приоритетными задачами для моряков Кфл станет участие в совместных международных военно-морских учениях с ВМС прикаспийских государств", — говорится в сообщении.

На заседании Военного совета также отметили, что в 2014 году корабельные силы Кфл выполнили в 2,5 раза больше боевых упражнений в море, чем планировалось.

"Надводные корабли Кфл выполнили более 150 морских выходов. Общая наплаванность экипажей кораблей составила свыше 800 суток, за 2013 учебный год этот показатель составлял 579 суток. Также моряки-каспийцы выполнили около 400 боевых упражнений (БУ), что превысило плановые показатели на 153%".

 

3.     Автопром.

 

ИА Волга Ньюс \ Совещания с участием менеджмента АвтоВАЗа и его поставщиков станут ежемесячными

Остановка конвейера АвтоВАЗа, вызванная бунтом его российских поставщиков, повлекла за собой вмешательство властей, пишет "Самарское обозрение". На федеральном уровне конфликт, вызванный деятельностью команды Бу Андерссона, сочли прецедентным и рекомендовали поставщикам более не останавливать поставки, а менеджмент АвтоВАЗа обязали встречаться с контрагентами более регулярно.

Напомним, из-за обострения отношений между АвтоВАЗом и его поставщиками в конце октября 2014 г., была остановлена нитка конвейера по сборке Kalina и Granta. На самом ВАЗе это объясняли тем, что три поставщика не смогли своевременно обеспечить предприятие необходимыми компонентами.

По информации "Самарского обозрения", речь шла о предприятиях группы "ОАТ". В тот момент ряд осведомленных источников говорили о том, что причиной всего был не технический сбой, а сознательная позиция менеджмента "ОАТ", остановившего отгрузку после того, как ему не удалось договориться с автозаводом об устраивающей группу цене комплектующих. В аналогичной ситуации оказались и другие производители компонентов, от которых АвтоВАЗ постоянно требует снижения отпускных цен и увеличения отсрочки оплаты поставленной продукции, при том что их расходы из-за ослабления курса рубля, в условиях инфляции и роста себестоимости производства перманентно растут. В результате они вынуждены вести поставки, не имея с АвтоВАЗом согласованной цены.

На совещании, прошедшем в министерстве промышленности Самарской области, руководители ряда автокомпонентных предприятий подвергли резкой критике команду президента автозавода Бу Андерссона и ее политику, обвинив топ-менеджеров в том, что они поддерживают иностранных поставщиков в ущерб интересам отечественных производителей.

В итоге выяснять отношения сторонам пришлось на совещании у полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаила Бабича, которое состоялось в Москве 30 октября 2014 года.

К моменту разбирательства, благодаря вмешательству властей, конфликт пошел на спад. Еще до мероприятия ВАЗ возобновил производство Kalina и Granta, а "ОАТ" - поставки.

Чтобы подобные инциденты не повторялись, принято решение о проведении ежемесячных совещаний с участием менеджмента ВАЗа и его поставщиков, при посредничестве чиновников различных уровней. На этих встречах должны обсуждаться наболевшие проблемы взаимоотношений АвтоВАЗа и его контрагентов.
При этом Михаил Бабич дал четкий сигнал поставщикам, что они должны воздерживаться от шагов, способных привести к остановке конвейера, так как от этого несут убытки не только все конфликтующие стороны, но и само государство, и регионы, и муниципальные образования.

"Предприятия, остановившие поставку продукции,получили "черную метку", но, с другой стороны, они продемонстрировали наглядно АвтоВАЗу свое недовольство и готовность к жестким действиям. На сегодняшний день на многих предприятиях не согласованы цены и объемы поставок. Отгружать продукцию, не зная цены, все равно, что играть втемную, ты не знаешь, то ли сработал с большим убытком, то ли сработал в ноль, о прибылях там уже разговоров не идет. Конечно, это не может устроить контрагентов. Вопрос этот до конца не разрешен, договорились только о том, что в течение ноября предприятия будут поставлять продукцию, а все спорные вопросы должны быть решены в ходе дальнейших переговоров", - рассказал источник, близкий к ситуации.

"Общение напрямую, которое поставщики вели с менеджментом АвтоВАЗа, не приводило к каким-либо конкретным решениям и результатам. Поэтому никто не знал, как дальше будет развиваться ситуация и как в таком случае строить отношения. И поэтому в ходе встречи Бу Андерссон заявил, что будет встречаться лично с поставщиками раз в месяц. И самый главный момент - это то, что нашлась наконец-то площадка для диалога, и он будет вестись при участии федеральных властей", - заявил министр промышленности Самарской области Сергей Безруков.

 

Коммерсантъ \ ЕБРР вылез из КамАЗа \\ Банк продал свою долю Daimler AG

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) продал свои 4% акций КамАЗа Daimler AG по опциону, заключенному еще в 2010 году. По данным источников "Ъ", несмотря на то, что бумаги КамАЗа за четыре года подешевели в 2,6 раза, ЕБРР получил от Daimler ту же сумму, которую потратил на покупку акций,— порядка $100 млн. Немецкий автоконцерн до 2014 года вел переговоры об увеличении своей доли в КамАЗе, но не смог договориться по цене и размеру пакета с ключевыми акционерами.

КамАЗ сообщил, что 30 октября немецкий Daimler AG увеличил свою долю в автозаводе с 11% до 15% за счет пакета акций, который ранее принадлежал ЕБРР. В ЕБРР рассказали "Ъ", что 4% акций были проданы согласно предварительному соглашению, заключенному в 2010 году, когда банк купил этот пакет. По этому же соглашению, этой долей ЕБРР и Daimler управляли совместно, хотя де-факто банк участия в управлении не принимал. В Daimler на запросы "Ъ" не ответили.

Daimler сейчас владеет третьим по величине пакетом КамАЗа. "Ростех" контролирует 49,9% акций КамАЗа, Avtoinvest Limited владеет 20,81% акций в интересах бывших владельцев "Тройки Диалог", основным из которых является Рубен Варданян. Доли других акционеров не превышают нескольких процентов. В КамАЗе действия акционеров не комментируют, в "Ростехе" и офисе господина Варданяна отказались от комментариев.

Стоимость сделки между ЕБРР и Daimler не раскрывается, но источник "Ъ" на рынке уверяет, что стоимость пакета и в 2010 году, и сейчас рассчитывалась из общей оценки КамАЗа в $2,5 млрд, то есть пакет продан по той же цене, по которой ЕБРР его покупал. Он поясняет, что сохранение суммы было условием соглашения между банком и немецким автоконцерном. При этом рыночная цена акций КамАЗа упала в 2,6 раза: на ММВБ средняя цена бумаги в январе--июне 2010 года составляла 72,31 руб., и доля ЕБРР стоила около 2 млрд руб., на момент совершения обратной сделки акция стоила 28,1 руб.

Изначально ЕБРР и покупал долю в КамАЗе в интересах Daimler, но почему обратная сделка совершена именно сейчас, в банке не объяснили, подробности опциона не раскрываются. Источник "Ъ" объясняет, что у соглашения между ЕБРР и Daimler был определенный срок. В ЕБРР отрицают какое-либо влияние на сделку европейских санкций против РФ (банку теперь запрещено заключать соглашения с российскими компаниями), объясняя, что не могут осуществлять новые инвестиции, а на остальные проекты запрет не распространяется. Часть проектов ЕБРР уже остановил: в августе он вышел из процесса создания совместного инвестфонда с "Роснано", сорвался и проект с машиностроительной Deere & Company по инвестициям в размере $180 млн на финансирование лизинга техники российским компаниям.

Daimler с 2012 года вел переговоры с бывшими владельцами "Тройки Диалог" о покупке их доли, но в мае глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявил, что договориться по цене так и не удалось: немцы требовали либо снизить цену, либо были готовы купить контрольный пакет. Господин Чемезов пояснял, что "Ростех" намерен сохранить контроль над КамАЗом "в среднесрочной перспективе". По отчету Daimler, за три квартала этого года он получил €1 млн чистого убытка от участия в КамАЗе против €12 млн прибыли за тот же период 2013 года.

Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев отмечает, что доля Daimler по-прежнему невелика и не повлияет на управление КамАЗом. Директор автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко отмечает, что в текущих условиях маловероятно, что Daimler будет пытаться наращивать долю дальше: подобные инвестиции могут быть нецелесообразны на фоне санкций. А после того как ситуация стабилизируется, проблема также будет в цене, о чем стороны не договорились в прошлый раз, говорит эксперт.

 

4.     Авиастроение.

 

Коммерсантъ-Деньги \ Крылья нового качества \\ Как в Объединенной авиастроительной корпорации внедряют практики бережливого производства

Вывод ОАК в серию SukhoiSuperjet100 и Су-35С, выполнение крупнейшего контракта по МиГ-29СМТ и ускорение работ по МС-21 сопровождается внедрением на предприятиях корпорации современных практик бережливого производства.

Еще в конце 2013 года президент ОАК Михаил Погосян обозначил одну из приоритетных задач — снижение трудоемкости сборки ключевых моделей боевых и гражданских самолетов. Программа бережливого производства (lean production; лин-преобразования, или лин-технологии) предполагает снижение трудоемкости сборки самолетов в целом в пять раз, в частности по истребителю Су-35 — в 3,6 раза. А перевод производства SSJ100 на продуктовый принцип на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе уже привел к снижению времени сборки на 40%, а затрат — на треть. По новым принципам был завершен и проект организации производства среднемагистрального лайнера МС-21 на Иркутском авиастроительном заводе (ИАЗ). "Существует огромная разница в выпуске гражданских и военных самолетов. В среднем ресурс боевой машины составляет 6 тыс. часов, гражданской — 60 тыс. часов,— говорит Александр Сергунов, технический директор ИАЗа.— Поэтому во втором случае намного жестче требования к технологии производства, выполнению параметров процессов".

Обычно создание новой серийной машины начинается со строительства нового или как минимум реорганизации производства. Однако руководство ИАЗа решило развернуть выпуск гражданского самолета в тех же цехах агрегатно-сборочного производства, где до последнего времени собирали военные Су-30МКИ, Су-30СМ и учебно-боевые Як-130. В итоге под выпуск гражданского лайнера удалось высвободить более 10 тыс. м производственных площадей. Практически на треть удалось обновить технический парк. Переоснащение производства поначалу ставило в тупик некоторых рабочих, которым не доводилось работать с таким дорогостоящим и высокоточным оборудованием. Так или иначе, теперь на ИАЗе около 70% рабочих, обслуживающих станки с ЧПУ, имеют высшее образование, у остальных — среднее специальное. На ИАЗе была сформирована система внедрения методов бережливого производства (БП). Надо отметить, что руководители ИАЗа прошли практический тренинг с целью изучения философии и инструментария БП, в том числе за рубежом.

На сегодня одной из важнейших для ИАЗа является задача организации поточного производства перспективного пассажирского лайнера МС-21, которое предполагает устройство рабочих мест по принципу вытянутой руки. В настоящий момент на ИАЗе технологиям БП обучено около 7 тыс. человек — больше половины персонала. Обучение проходит непрерывно, параллельно с внедрением инструментов и методик в производственные процессы.

Лин-преобразования (наряду с модернизацией производства) дали ощутимый результат: выработка на одного сотрудника на ИАЗе увеличилась в 2,3 раза и превышает сегодня 4 млн руб. в год. По этому показателю иркутский авиастроительный — один из лидеров в отрасли.

Лин-технологии внедряются и на другом крупном авиационном предприятии — РСК "МиГ". Причем делается это в рамках выполнения крупнейшего оборонзаказа. По контракту с Минобороны предприятие до конца 2016 года должно поставить ВВС 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ. Стоит сказать, что существовавший такт выпуска самолетов в 22 рабочих дня не позволял выполнить контракт — пришлось сократить время такта до десяти рабочих дней. Наиболее важным достижением при работе над проектом стала локализация работ: теперь рабочие закреплены за конкретной платформой, выполняют работы только на ней. Исключение составляют особо ответственные работы, которые по-прежнему выполняются одной мастерской на всех платформах. В итоге после введения практики БП время сборки легкого истребителя МиГ-29КУБ сократится с 88 до 50 дней. Сергей Коротков, гендиректор "МиГа", отмечает, что на современном этапе развития военного авиастроения уже не требуется закупки истребителей и бомбардировщиков в масштабах советского времени, поэтому акцент делается на тактико-технических характеристиках самолетов и возможности проведения нескольких модернизаций. И такой подход также идеально укладывается в философию лин-преобразования.

В результате, по словам директора департамента по развитию производственной системы ОАК Владимира Овчинникова, предприятия корпорации реализовали уже более 30 проектов в области бережливого производства, экономический эффект от которых только в 2013 году оценивается в несколько сотен миллионов рублей.

"Выход на безубыточность планируем в следующем году"

Прямая речь

Дмитрий Елисеев, вице-президент по экономике и финансам ОАО ОАК, рассказал корреспонденту "Денег" Олегу Трубецкому, что даже санкции не помешают внедрению в корпорации методов бережливого производства и построению новой корпоративной и финансовой модели развития.

ОАК попала под финансовые санкции. Выживите?

— Мы уверены, что на корпорации они сильно не отразятся. Введенные ограничительные меры направлены на заимствования у иностранных банков-партнеров. Однако основной объем кредитного портфеля ОАК — в крупнейших российских банках с преимущественным участием государства, это Внешэкономбанк, Сбербанк России, ВТБ. На них приходится порядка 60% консолидированного портфеля заимствований. Еще порядка 17% всех привлеченных кредитов — это доля облигаций, эмитированных в РФ. Доля же заемного капитала, которая приходится на банки-нерезиденты, составляет меньше 2%, при этом почти половина из них — кредиты, выданные зарубежными "дочками" тех же крупнейших российских банков. Таким образом, введение ограничений на заимствования в иностранных банках не вызывает у корпорации сколько-нибудь существенных трудностей в части привлечения заемного капитала. В целом для ОАК, да и для всего крупного корпоративного бизнеса, введение санкций в финансовом секторе пока отразилось в увеличении стоимости заемного капитала и сложностями с валютными и долгосрочными заимствованиями.

Но долги ОАК сохраняются многие годы, несмотря на тенденцию их уменьшения.

— Важно понимать, что, находясь в числе лидеров мирового авиастроения (по военной авиации мы на мировом рынке в первой тройке), мы по структуре финансов существенно отличаемся от западных конкурентов. Крупные зарубежные компании имеют уровень долгов относительно выручки порядка 10-20%. Но мы пока вынуждены ориентироваться на целевой показатель в 50%, что обусловлено нашим нынешним состоянием, которое можно охарактеризовать как период активного роста. Это подразумевает и рост объемов производства в рамках текущих авиационных программ, и активную инвестиционную деятельность, связанную с разработкой и выводом на рынок совершенно новых образцов авиатехники. Существенная инвестиционная нагрузка на корпорацию обусловлена как техперевооружением, так и реализацией крупномасштабных авиационных программ, выход на операционную фазу которых планируется в течение ближайших десяти лет. Это позволит создать необходимые заделы в области инновационных продуктов в долгосрочном периоде, освоить новые перспективные продуктовые сегменты рынка и сформировать дополнительные крупные источники прибыли. Для достижения этих целей необходимо проводить программу технического перевооружения и оснащения предприятий под задачи нового производства, в соответствии с требованиями передового индустриального развития. Кроме того, на текущем этапе развития мы имеем устойчивый рост оборотного капитала в связи с существенным увеличением объемов выпуска продукции. Однако рост объемов производства и выручки в настоящее время опережает рост долговой нагрузки, ряд наших дочерних обществ уже достигли заданных целевых значений по уровню долга. Остальные предприятия ОАК постепенно подтягиваются в том же направлении.

Отстающие по финансовым показателям компании — это же балласт. Может быть, его сбросить?

— Я бы не стал упрощать. Роль управляющей компании в большой отраслевой структуре крайне важна, особенно в период ее активного развития. У нас сейчас все ключевые направления проходят этап совершенствования. Изменения касаются организационных, корпоративных, финансовых структур, производственных и технологических цепочек. ОАК в этих процессах берет на себя роль лидера, стратегического наставника. Есть проекты, прежде всего в военной авиации, где мы давно контролируем успешно ведущиеся работы. В большей степени приходится погружаться и контролировать новые проекты в гражданской или транспортной авиации. Потому что дочерние компании, решая свои локальные задачи, не видят картины в целом и не всегда используют ресурсы ОАК. Бывает, деньги привлекают дороже, ставки получают хуже, кредитуется или используют счета в банках с низкой степенью надежности, особенно на региональном уровне. ОАК, видя все в целом, может добиться лучших условий, помогает компаниям холдинга оптимизировать платежную позицию.

Корпорация является "единым окном" для своего основного акционера — государства. И в вопросах господдержки отдельных компаний мы же выступаем в роли финансового интегратора.

ОАК можно назвать молодой и активно развивающейся компанией. Показатель среднегодового роста выручки — более 20%, и по итогам 2014 года мы не ждем снижения. В 2013 году также наблюдался устойчивый рост показателя эффективности операционной деятельности: EBITDA увеличился более чем в четыре раза — до 18 млрд руб., операционная прибыль — в 4,7 раза, до уровня порядка 3 млрд руб., показатель EBIT вырос практически в десять раз --до 2 млрд руб. Но до периода стабильности нам еще далеко. В ОАК меняется корпоративная модель — мы переходим к консолидированным бизнес-единицам по различным направлениям, формируем центры компетенций. Меняется и финансовая модель. Выход на безубыточность планируем в следующем году. Мы проделали большую работу в направлении унификации и стандартизации бюджетной системы, создали единое пространство для планирования, управленческого учета. Дальше идем по пути стандартизации основных, ключевых бизнес-процессов, например страхования. В результате получим снижение стоимости, прозрачность, унификацию процессов. А в целом благодаря госпрограмме "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" мы видим долгосрочную перспективу отечественного авиапрома, основанную на инновациях и создании новых конкурентоспособных продуктов для мирового рынка авиационной техники.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь