Новости СоюзМаш России

22.10.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Первые лица

Антон Силуанов вошел в наблюдательный совет Ростеха
AEX.RU, 22.10.14

Министр финансов России Антон Силуанов вошел в наблюдательный совет Госкорпорации Ростех – высшего органа управления корпорации. Члены наблюдательного совета назначаются президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. Об этом сообщает пресс-служба Ростеха.

 "Наблюдательный совет корпорации является высшим органом ее управления. В его полномочия входит, в частности, утверждение стратегии развития корпорации на долгосрочный период, программы ее деятельности на среднесрочный период, организационной структуры, утверждение годового отчета корпорации, принятие решений о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления. В состав наблюдательного совета Ростеха входят девять членов: четыре представителя президента Российской Федерации, четыре представителя правительства Российской Федерации и генеральный директор корпорации, являющийся членом наблюдательного совета по должности", - пояснили в Ростехе.

 Председателем наблюдательного совета Ростеха является министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. В набсовет также входят генеральный директор корпорации Сергей Чемезов, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, помощник президента РФ Юрий Ушаков, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, заместитель руководителя Администрации президента РФ Антон Вайно, помощник президента РФ – начальник Государственно-правового управления президента РФ Лариса Брычева и помощник президента России Игорь Левитин.

Антон Силуанов займет место, которое ранее занимал Андрей Клепач. В июле этого года он покинул должность замглавы Министерства экономического развития и перешел на работу во «Внешэкономбанк», уточнили в Ростехе.

 Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов и генеральный директор холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) Александр Михеев провели рабочую встречу, посвященную состоянию и перспективам развития вертолетостроения.Рустэм Хамитов и Александр Михеев обсудили вопросы развития вертолетостроения в республике Башкортостан
AEX.RU, 22.10.14

Об этом сообщает пресс-служба холдинга.

 В Доме Республики стороны обсудили вопросы производства современной вертолетной техники марки «Ка» на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП, г. Кумертау, Республика Башкортостан), входящем в холдинг, объем загрузки производства на 2014–2020 годы и исполнение текущих контрактных обязательств, а также перспективы развития предприятия. 

 "Президент Башкортостана Рустэм Хамитов отметил градообразующую роль КумАПП, которое уже более 50 лет выпускает вертолетную технику и обеспечивает рабочими местами более 3 700 горожан. Он выразил готовность оказывать всестороннюю поддержку предприятию в условиях неблагоприятной конъюнктуры на международном и российском рынках, которая наблюдается в последнее время. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева, сегодня на предприятии ведется модернизация производственных мощностей, которая позволяет рассчитывать на повышение эффективности производства и увеличение загруженности КумАПП в перспективе. Рассматривается вопрос увеличения загрузки предприятия и диверсификации производства", - отметили в пресс-службе. 

 Сегодня в дополнение к серийному выпуску вертолетов на предприятии реализуются инвестиционные проекты, направленные на производство агрегатов для вертолетов марки «Ка». Начато освоение производства агрегатов несущих систем и лопастей несущего винта вертолетов Ка-62, Ка-52 и Ка-52К. 

 КумАПП специализируется на производстве вертолетов соосной схемы несущих винтов. Выпускает все типы вертолетов для ВМФ России семейства Ка-27, вертолеты Ка-31, а также средний гражданский многоцелевой Ка-32А11ВС и легкие Ка-226 и Ка-226Т. Здесь строятся вертолеты не только для коммерческих операторов и государственных структур, включая выполнение гособоронзаказа, но и проводят работы по ремонту и модернизации вертолетов марки «Ка», в том числе в интересах иностранных заказчиков. Совместно с КБ «Камов», также входящим в холдинг «Вертолеты России», предприятие постоянно совершенствует серийные машины Ка-226 и все семейство вертолетов Ка-27 и Ка-32. Ведется работа по сертификации вертолета Ка-226Т, имеющего улучшенные тактико-технические характеристики, также отметили в компании.


Интервью

"ЦИАМ, без преувеличения, является национальным достоянием России"

Авиапорт, 22.10.14

Центральный институт авиационного моторостроения за предыдущие годы смог не только сохранить коллектив и исследовательско-экспериментальную базу, но и создал задел по ряду научных направлений. Это позволяет на равных участвовать в крупных международных исследовательских проектах и предлагать отечественной промышленности передовые решения. О том, над чем сегодня работают ученые, какие прорывы ожидаются в области двигателестроения, "АвиаПорту" рассказал генеральный директор ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" Владимир Бабкин.

- Расскажите об основных направлениях сегодняшних научно-исследовательских работ института.
- Как и в предшествующие годы, основная деятельность ЦИАМ была связана с выполнением работ в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015 года". По контрактам с Минпромторгом был выполнен комплекс исследований в обеспечение создания двигателей для перспективных самолетов гражданской авиации, в том числе двигателей 2020-х годов в рамках проекта "Самолет-2020". Фактически, сегодня мы заглядываем за горизонт 2030 года. В прошлом году мы активно включились и в работы по созданию научно-технического задела по двигателям для силовых установок перспективного авиационного комплекса дальней авиации и перспективного скоростного вертолета.
Среди совместных проектов с промышленностью следует отметить участие в работах по обеспечению технологической готовности создания базового двигателя нового поколения ПД-14 для самолета МС-21. В настоящее время это направление является одним из приоритетных в деятельности института. В рамках этого проекта на стендах и установках ЦИАМ продолжалась экспериментальная доводка отдельных узлов: камеры сгорания, турбины высокого и низкого давления. Для этой же темы продолжались экспериментальные исследования характеристик материалов. В соответствии с подписанными планами сертификационных и инженерных испытаний, в преддверии летных испытаний подготавливается стендовая база для испытаний газогенератора и полноразмерного двигателя.
Также в прошедшем году в институте проведены испытания отдельных узлов и двигателей в целом, среди них АЛ-31ФН серии 3 и АЛ-31 ФМ2 производства ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют", МС-500В запорожского АО "Мотор Сич", изделия 64М, выпускаемого ОАО "НПО "Сатурн", чешского ТР-100 и других.
В нынешнем году продолжаются научно-исследовательские работы, выполняемые по Федеральной целевой программе. К приоритетным направлениям мы относим расчетно-экспериментальные исследования в обеспечение создания двигателей для самолетов и вертолетов гражданской авиации 2020-х годов, исследования в области создания двухконтурных турбореактивных двигателей большой тяги, разработку технологий по снижению шума и эмиссии вредных веществ авиационных двигателей, исследования технологий проведения экспериментальных работ. Что касается финансирования ЦИАМ, то мы ожидаем рост объемов работ по государственным контрактам по сравнению с 2013 годом на уровне 5-10%.

- В каком состоянии находится экспериментальная база ЦИАМ на сегодняшний день? Какие основные задачи стоят перед ней?
- Как известно, для проведения инженерных и сертификационных испытаний авиационных двигателей с моделированием реальных условий эксплуатации необходима современная экспериментальная база. Среди отечественных организаций этим целям в наибольшей степени соответствует Научно-испытательный центр ЦИАМ, один из крупнейших в Европе, позволяющий проводить высотные испытания двигателей, их узлов и систем. НИЦ ЦИАМ, без преувеличения, является национальным достоянием России: он является отраслевым центром коллективного пользования.
В настоящее время для проведения испытаний перспективных двигателей в рамках федеральных целевых программ в НИЦ ЦИАМ развивается экспериментальная база прочностных исследований. Создаются модельные стенды и установки для отработки критических технологий, проводится модернизация и техническое перевооружение существующих технологических систем и высотных стендов, оснащение их современными высокоточными системами измерения и управления.
За последние годы созданы стенд для проведения испытаний на обледенение, стенд для акустических исследований моделей однорядных и биротативных вентиляторов. Подготовлена база для исследования лопаток вентилятора на стойкость при попадании птиц и посторонних предметов, исследования двигателей на огнестойкость и для исследования прочностных характеристик образцов материалов и узлов двигателей.
Однако следует отметить, что для соответствия технической оснащенности НИЦ ЦИАМ уровню ведущих мировых испытательных центров необходимо увеличить бюджетное финансирование на его содержание и развитие, подобно тому, как это делается для испытательных центров за рубежом. Поддержание этого комплекса в основном за счет средств ЦИАМ не позволит нам быть конкурентоспособными на мировом рынке.

- Проведение расчетных и экспериментальных исследований - не единственное направление работы института. Что Вы можете сказать о положении дел с нормативно-технической базой, определяющей методологию создания и сертификации двигателей и газотурбинных установок на их основе?
- ЦИАМ - головная организация подотрасли авиационного двигателестроения. В зоне нашей ответственности лежит создание и поддержание на современном уровне нормативно-технической документации, определяющей методологию создания и сертификации авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также требования к их техническим характеристикам и порядку эксплуатации. Мы поддерживаем в актуальном состоянии отраслевую нормативную базу, своевременно обновляя редакции документов и при необходимости разрабатываем новые.
В ЦИАМ ведется работа по всем направлениям, предусмотренным для двигателестроения Воздушным кодексом, в гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Кроме того, специалисты ЦИАМ работают в направлении международной программы гармонизации стандартов в области разработки и производства авиационной техники.
Для государственной авиации ЦИАМ координирует работы по созданию и поддержанию общих технических требований к двигателям различного назначения и типовых программ государственных испытаний. Здесь разрабатываются руководства по испытаниям, нормы прочности и нормы безотказности, положения о ресурсе, различные методики.
Вместе с Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета ЦИАМ разработал новую редакцию авиационных правил АП-33 в части норм летной годности маршевых двигателей магистральных самолетов гражданской авиации. Завершается выпуск квалификационных требований к вспомогательным двигателям - взамен действующих в настоящее время Авиационных правил. Разрабатываются рекомендательные циркуляры по подтверждению соответствия двигателей пунктам авиационных правил, ГОСТы и ОСТы, нормы прочности и безотказности, положения о ресурсе и о методологии создания двигателей.
В области экспериментальной авиации эффективным инструментом стало выпущенное в 2011 году положение "Требования и процедуры по подтверждению возможности применения газотурбинного двигателя на воздушном судне экспериментальной авиации", позволяющее обеспечить безопасность летных испытаний.
Нормативной базой для газотурбинных установок на основе авиационных двигателей занимается действующий на базе ЦИАМ технический комитет №414 Росстандарта "Газовые турбины", проводится взаимодействие с "зеркальным" комитетом Международной организации по стандартизации ISO - TC192 "Gas Turbines". На базе разработанного с участием ЦИАМ стандарта ISO 21789 в 2013 году вступил в силу основополагающий отечественный стандарт ГОСТ Р 55393-2012 "Электростанции газотурбинные. Требования безопасности". К сожалению, его эффективному применению пока мешает незавершенность процесса ввода в действие новых технических регламентов Таможенного союза, новых аккредитующих органов и новых правил аккредитации.

- Одной из основных тенденций развития современного авиационного двигателестроения является применение композиционных материалов. Как обстоят дела с этим направлением работ в вашем институте? Имеются ли у вас разработки, которые можно предложить промышленности?
- Ни для кого не станет открытием, что в настоящее время одна из основных тенденций развития авиадвигателестроения состоит в применении композиционных материалов в различных узлах двигателя. Благодаря уникальным свойствам композиционных материалов, их применение в двигателе позволяет существенно уменьшить массу, повысить безотказность, увеличить наработку на крыле и, тем самым, сократить прямые эксплуатационные расходы.
На протяжении ряда лет ЦИАМ ведет работы по этому направлению. В институте созданы современные методы расчета и проектирования деталей и узлов авиационных двигателей из композиционных материалов, позволяющие разрабатывать оптимальные по прочностным и жесткостным характеристикам изделия. Совместно с ФГУП "ВИАМ" и ФГУП "ЦНИИМ" на основе различных матриц разработаны композиционные материалы, работоспособные в широком диапазоне температур, и технологические процессы изготовления деталей и узлов авиационных двигателей из них.

Совместно с ФГУП "ЦНИИМ" разработана технология изготовления неохлаждаемых лопаток соплового аппарата турбины из дисперсно-упрочненного композиционного материала "Скелетон", а совместно с ФГУП "ВИАМ" - технология изготовления неохлаждаемой жаровой трубы камеры сгорания из керамического композиционного материала на основе углеродных волокон и карбид-кремниевой матрицы для малоразмерных двигателей.
В настоящее время для ЦИАМ наиболее актуальной задачей является доведение до шестого уровня технологической готовности технологий проектирования, изготовления и прочностной доводки рабочей лопатки вентилятора из полимерного композиционного материала для перспективных двигателей (ТРДД, ТВВД) и передача их промышленности для организации серийного производства таких лопаток. С этой целью в ЦИАМ организован участок по изготовлению опытных деталей и узлов авиационных двигателей из композиционных материалов и разработана методика их лабораторных и стендовых испытаний, обеспечивающая прочностную доводку. На его базе предполагается создать отраслевую лабораторию, основная задача которой будет состоять в отработке и доведении до упомянутого уровня технологической готовности технологий изготовления деталей авиационных двигателей из композиционных материалов, а также подготовить организацию мелкосерийного производства.

- Ваш институт является активным участником международных проектов. В каких программах принимали или принимают участие специалисты ЦИАМ? Какую часть в этих проектах занимают вопросы научного сотрудничества?
- Международное сотрудничество всегда было важным направлением деятельности института. Им оно и остается, благодаря высокому научно-техническому потенциалу ученых и специалистов ЦИАМ и наличию уникальной экспериментальной базы.
На основе двухсторонних научно-технических связей институт имеет сложившиеся отношения с мировыми научно-исследовательскими центрами, в частности германским DLR, французским ONERA, голландским NRL и с ведущими аэрокосмическими и двигателестроительными корпорациями и фирмами Европы и Америки - Airbus Group, Dassault Aviation, Boeing, Safran Group, Pratt&Whitney Canada, Avio Aero, MAN Diesel Turbo SE, MDS Aero, Shell. Развивается сотрудничество с научно-исследовательскими организациями из Азии - индийской GTRE, китайскими CAPI, SEDRI и GTE и другими. Кроме того, ЦИАМ продолжает эффективное взаимодействие с традиционными партнерами из стран СНГ - предприятиями Украины и Белоруссии.

С 2005 года институт принимает участие в проектах рамочных программ европейского сообщества. Это качественно новый этап нашей внешнеэкономической деятельности, направленный на усиление международной кооперации с европейскими фирмами, университетами и исследовательскими центрами. В настоящее время ЦИАМ - партнер в международных кооперационных проектах, финансируемых Европейской комиссией в рамках седьмой рамочной программы Европейского Союза: ESPOSA, LEMCOTEC, DISPURSAL и ENOVAL. В этих проектах рассматриваются различные аспекты создания узлов перспективных двигателей, отвечающих целевым индикаторам, заданным в Vision 2020 и Flight Path 2050. Помимо этого, институт принимает участие в совместных российско-европейских проектах СОВRА и HEXAFY-INT, которые финансируются Минпромторгом России в рамках второго скоординированного конкурса Россия - ЕС седьмой рамочной программы.
Ученые ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова" являются представителями России в зарубежных научных обществах ISABE, ICAS, ASME, AIAA, SAE и в Международной организации гражданской авиации (ICAO).
ЦИАМ регулярно принимает участие в работе международных форумов: проводимого в Жуковском Международного авиационно-космического салона, салонов в Ле-Бурже и Фарнборо, германской выставки ILA, китайской Airshow China и индийской Aero India, "Международного форума по двигателестроению" и других подобных мероприятиях авиастроительной отрасли.
ЦИАМ регулярно выступает организатором международных конференций и семинаров, среди которых можно отметить конференцию "Авиадвигатели ХХI века", семинары по поиску инновационных решений для снижения эмиссии вредных веществ, сажи, аэрозольных частиц, альтернативным топливам и управлению процессом горения, проблемам авиационного двигателестроения, неравновесным процессам, плазме, горению, атмосферным явлениям и пр.

- Сотрудники вашего института принимают участие в разработке международных стандартов ICAO, ограничивающих вредное воздействие авиации на окружающую среду. Расскажите об этой стороне деятельности ЦИАМ.
- В настоящее время экологические характеристики авиационного транспорта являются одними из главных показателей, определяющих его конкурентоспособность на мировом рынке и обеспечивающих беспрепятственную эксплуатацию на международных авиалиниях. Принципиальная позиция ICAO заключается в планомерном ужесточении норм на шум и эмиссию вредных веществ.
В работе Комитета ICAO по охране окружающей среды от воздействия авиации (САЕР) с момента его образования активное участие принимают сотрудники ЦИАМ совместно со специалистами ФГУП "ЦАГИ" и ФГУП "ГосНИИ ГА". При их содействии разработаны международный стандарт по ограничению эмиссии вредных веществ - Приложение 16 "Охрана окружающей среды" к Конвенции о международной гражданской авиации, том II "Эмиссия авиационных двигателей", поправки к указанному стандарту и к стандарту по ограничению шума - Приложение 16 "Охрана окружающей среды" к Конвенции о международной гражданской авиации, том I "Авиационный шум". Сотрудники ЦИАМ в лице члена САЕР от России и представителей в рабочих группах САЕР отстаивают интересы отечественных разработчиков авиационной техники при ужесточении норм на шум и эмиссию вредных веществ, уточнении процедуры сертификации самолетов и двигателей, разработке нового международного стандарта на эмиссию углекислого газа и при принятии САЕР других решений.
Следует отметить, что сотрудники ЦИАМ являются соавторами международной монографии "Авиация и глобальная атмосфера" ("Aviation and the Global Atmosphere") по обоснованию экологических требований, изданной по инициативе ICAO, разрабатывают отечественную нормативную документацию, гармонизированную с требованиями ICAO.
Позиция ЦИАМ в области авиационной экологии основывается на результатах научно-исследовательских работ, проводимых по государственным контрактам с Минпромторгом России.

- Институт проводит исследования по применению альтернативных топлив в авиационных двигателях, в частности, АСКТ. Какие результаты получены и когда можно ожидать применение альтернативного топлива в авиационных двигателях?
- ЦИАМ выполняет исследования в лабораторно-стендовых условиях отечественных опытных образцов альтернативных жидких углеводородных топлив для авиационных ГТД из не нефтяного сырья (природного газа, угля, биосырья), а также авиационного сконденсированного топлива (АСКТ), получаемого из попутных нефтяных газов. Разработанные по техническим требованиям ЦИАМ лабораторные опытные образцы альтернативных жидких топлив соответствуют по эксплуатационным свойствам требованиям для отечественных реактивных топлив.
Известно, что АСКТ, находящееся в жидком состоянии, обладает неудовлетворительными противоизносными свойствами и повышенной агрессивностью по отношению к уплотнительным материалам, применяемым в топливных агрегатах авиационных ГТД. АСКТ, содержащее в своем составе противоизносную и антиокислительную присадки, обладает эксплуатационными свойствами на уровне стандартных авиационных топлив и рекомендовано ко второму этапу приемочных испытаний на представительном образце авиационного ГТД, оборудованном системой топливопитания, пригодной для применения низкокипящего топлива. АСКТ обладает также достаточно высоким октановым числом - около 95 по моторному методу, позволяющему рекомендовать это топливо для применения в поршневых авиационных двигателях.
Стоит заметить, что производство альтернативных жидких углеводородных топлив из природного газа, угля и биосырья, а также АСКТ в нашей стране отсутствует.
Для внедрения альтернативных топлив в авиатехнику необходимо выполнить обширный комплекс работ, в частности разработать прогрессивные конкурентоспособные промышленные технологии производства альтернативных жидких углеводородных топлив для отечественной авиатехники, разработать нормативную документацию на альтернативные топлива для авиации и сертифицировать альтернативные авиатоплива для применения в отечественной авиатехнике.
Кроме того, необходимо организовать наработку образцов альтернативных топлив и провести квалификационные испытания альтернативных топлив, а после исполнения выше перечисленного, организовать стендовые и ресурсные испытания двигателей на альтернативных топливах.

- В последние годы возрос интерес к альтернативным источникам энергии, в частности - к топливным элементам. Такие работы ведутся в вашем институте. Достигнуты ли результаты и какова перспектива их применения в авиации?
- В институте проводятся работы в области электрохимических генераторов электрической энергии (ЭХГ) - топливных элементов и бортовых авиационных гибридных энергетических установок (ЭУ) на их основе. Однако, к сожалению, сегодня они идут без соразмерного важности задач целевого государственного финансирования.
Известно, что еще в конце 2010 года впервые в России ЦИАМ построил и испытал в полете три демонстратора силовых установок (маршевой и вспомогательной) на легких беспилотных летательных аппаратах (БЛА): "ЦИАМ 80" и "ЦИАМ 80-2" с использованием импортных водородных топливных элементов "Аэропак" сингапурской фирмы Horizon и демонстратор БЛА "ЦИАМ-рекорд" с первой энергетической установкой на топливных элементах полностью отечественной разработки, пригодной по своим удельным характеристикам к применению на борту летательного аппарата. Топливная батарея для последней ЭУ разработана по техническому заданию ЦИАМ в Институте проблем химической физики РАН (Черноголовка), металлокомпозитный водородный баллон высокого давления (300 атм) - ООО "Элина-Т" (Зеленоград).
Эти эксперименты продемонстрировали возможность эффективного использования энергоустановки на основе ЭХГ на мини-БЛА с увеличением продолжительности полета в 2-4 раза относительно традиционных в настоящее время ЭУ с литий-ионными аккумуляторами.
Потенциально топливные элементы, работающие на компонентах углеводородного топлива (авиационного керосина), могут существенно повысить эффективность бортовых вспомогательных энергетических установок магистральных самолетов в отношении экономии топлива (КПД до 50-60%), добиться практически нулевого выброса вредных веществ в атмосферу и понизить уровень шума по сравнению с газотурбинными двигателями. Однако массогабаритные характеристики таких ЭУ в настоящее время не позволяют использовать их на борту ЛА. ФГУП "ЦИАМ" совместно с ОАО "НПП "Аэросила" проработал конструктивные облики ряда демонстраторов гибридных вспомогательных ЭУ на основе батареи топливного элемента и газотурбинного блока суммарной мощностью 50-300 кВт.
В более отдаленной перспективе (2040 годы) гибридные энергоустановки на основе газотурбинного двигателя, ЭХГ, различного вида накопителей энергии могут быть эффективно использованы в качестве маршевых силовых установок транспортных и магистральных пассажирских самолетов. Предварительно облики таких силовых установок также прорабатываются в ЦИАМ.
Одним из важных результатов работы ЦИАМ в данной области в течение последних лет является определение перечня организаций, имеющих существенный научно-технический задел в области ЭХГ и устройств, обеспечивающих их функционирование. Налаживание с этими организациями устойчивых связей и образование кооперации позволяет приступить к формированию целевой программы по практическому созданию и проведению летных испытаний на летающей лаборатории-демонстраторе бортовой вспомогательной ЭУ на основе топливных элементов для перспективных самолетов. Открытие такой программы становится все более насущной задачей.

- Одним из актуальных направлений развития авиации является повышение скорости полета. Какие приоритетные задачи стоят перед исследователями при проведении работ по этому направлению?

- В зависимости от назначения летательного аппарата освоение больших сверхзвуковых скоростей полета в воздушном пространстве будет связано либо с применением комбинированной силовой установки (КСУ), включающей газотурбинный или ракетный и прямоточный двигатели, либо с применением прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД, СПВРД, ГПВРД).
В мировом сообществе работы в этом направлении ведутся более 50 лет, но далее создания демонстраторов для проведения стендовых и/или летных испытаний дело не идет. И связано это с теми сложными задачами, которые необходимо решить при создании многоразового ЛА, способного осуществлять продолжительный крейсерский полет - не менее часа - со скоростью в несколько раз превышающей скорость звука в воздухе.
Одна из основных задач - обеспечение работоспособности конструкции ЛА и его силовой установки при высоких температурах. Так, например, при полете в атмосфере со скоростью в шесть раз превышающей скорость звука, летательный аппарат обтекается воздухом с температурой около 1650 К (1380 град Цельсия), а в камере сгорания двигателя, который "толкает" такой аппарат, температура газа достигает значений 2500-2800 К (или 2230-2530 град Цельсия). Современные конструкционные материалы, которые могут применяться для таких ЛА и СУ, обеспечивают работоспособность конструкции при температурах не более 1100-1300 град Цельсия. Поэтому как весь ЛА, так и его СУ необходимо охлаждать. В решении этой задачи упор делается на разработку технологий, обеспечивающих эффективную теплозащиту конструкции.
Вообще говоря, если очертить круг основных научных проблем, с которыми встречаются разработчики авиационной техники для больших скоростей полета, то они относятся к различным областям знаний: это и конструкционные материалы, и теплообмен, и газодинамика, и аэротермохимия, и система регулирования, и многое другое. Надо сказать, что каждая из этих проблем содержит в себе много научно-технических и конструкторских задач, не решенных на данный момент.
В настоящее время наиболее приоритетной и сложной задачей в этом направлении является создание двигателя, способного обеспечивать продолжительный полет гиперзвукового ЛА. У ЦИАМ есть удачные наработки в данной области, получившие мировую известность, и мы продолжаем исследования в этом направлении.

Мнение

Николай Меркушкин: Самара имеет конкурентные преимущества для организации производства самолета Ил-114

Самара имеет конкурентные преимущества для организации производства самолета Ил-114, заявил губернатор Самарской области Николая Меркушкина. Производство Ил-114 может быть организовано на самарском авиазаводе "Авиакор", сообщает ТАСС.AEX.RU, 21.10.14

 Как рассказали в пресс-службе облправительства, губернатор высказал уверенность, что ни один другой регион, кроме Самарской области, не занимался подробной проработкой этого вопроса. "У нас есть определенные конкурентные преимущества. Конструкторское бюро имени Ильюшина заинтересовано в производстве самолета на нашей площадке, в КБ считают, что Самара наиболее подготовлена. У нас есть огромный кадровый потенциал: еще недавно в самолетостроении работало несколько десятков тысяч человек, сейчас на "Авиакоре" трудится 2,5 тысячи человек. В любом другом месте этот проект будет реализовать намного сложнее ", - заявил Меркушкин на встрече с журналистами.

 Однако выбору Самары в качестве площадки для производства Ил-114 может помешать то, что завод "Авиакор" является частной компанией. "Для производства Ил-114 понадобится порядка 24 млрд рублей государственных вложений, и как сложатся взаимоотношения государства с частной компанией - неизвестно, - заметил Меркушкин. - Сейчас мы работаем над этой проблемой".

 Как заявил 13 октября журналистам вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, к совместному производству обновленного варианта пассажирского самолета Ил-114 проявляет интерес Китай. "Мы сейчас будем этот самолет /Ил-114/ фактически восстанавливать на новой технологической платформе. И китайцам такой самолет в принципе тоже нужен", - сказал Рогозин, отвечая на вопрос о перспективных проектах кооперации между Москвой и Пекином.

Иностранная пресса

Компания Embraer выкатывает первый прототип самолета KC-390 в Бразилии

Flightglobal.com, 21.10.14

Первый собранный прототип военного самолета представили в Бразилии, на заводе компании 21 октября.

В настоящее время компания Embraer готова к проведению наземных испытаний в рамках подготовки к первому полету. Представители бразильской организации надеются, что смогут сделать это до конца года. Это один из двух самолетов, который будет тестироваться и на земле и в воздухе, и по нему будет осуществляться сертификационный процесс.

ВС было разработано совместно с бразильскими ВВС, которые получат по меньшей мере 28 самолетов в 2016 году. Другие страны так же ожидают покупки около 32 дополнительных самолетов KC-390.

Lufthansa Technik и Airbus  обновляют сотрудничество в области дизайна кабины самолетов

AIOnline, 21.10.14

 Lufthansa Technik и Airbus Corporate Jets обновили соглашение по совместному дизайну кабины самолета Airbus A318 Elite. Срок действия документа – 2020 год. Само соглашение было заключено в 2005 году, когда был учрежден проект Airbus A318 Elite. Тогда Lufthansa Technik должна была разработать кабину и установить ее на ВС.

Такая кабина – шире и уже, чем в других самолетах. Поставки такого ВС начались в 2007 году. К этому времени было выпущено 19 самолетов.

Недавно была выпущено обновленная версию самолета, с новыми опциями и устройствами. Компания Lufthansa Technik помогает оснащать самолеты Airbus и Boeing специальными инструментами для различных встроенных девайсов. Они так же могут воспроизводить 3D интерьер в пассажирской кабине.

Заказчиками таких процедур являются обе лидирующие самолетостроительные компании для своих ВС Airbus ACJ319 и Boeing BBJ2.

Самолет EmbraerLegacy 500 официально разрешен для полетов над США

Flightglobal.com, 22.10.14

 Федеральное агентство гражданской авиации США официально дало разрешение на полеты бизнес-джета над территорией Соединенных Штатов.

«Это был длинный путь с 2006 года, когда мы решили запустить программы Legacy 450 и 500. Мы очень рады достичь этой цели», заявил директор по самолетам бизнес-авиации Embraer.

Бразильский сертификат самолет получил 2 месяца назад и был поставлен бразильсокму клиенту. Необычен тот факт, что американский сертификат был получен так скоро, после получения бразильского.

 

Аналитика

"Укроборонпром": прошлое ужасно, нынешнее печально, будущее прекрасно!

РИА Новости Украина, 22.10.2014

Руководство государственного концерна "Укроборонпром" во вторник провело пресс-конференцию – "100 дней нового руководства". Журналистам рассказали о перспективных миллиардных контрактах, отремонтированной технике и упавшем экспорте. Заодно была предпринята попытка восстановить заметно пошатнувшуюся деловую репутацию. Хотели как лучше, а получилось как всегда: смешно, если бы не было так грустно. В последнее время "Укроборонпром" попал под шквал общественной критики: детонатором стали две статьи, опубликованные в одном из украинских СМИ – "Тень войны" и "Ложь убивающая". В этих материалах концерн обвинялся в том, что уже во время проведения АТО через свои предприятия продавал оружие на внутреннем рынке, что запрещено законом, и наторговал почти на 84 миллиона гривен. Оружие на благотворительность "Укроборонпром" подал в суд на СМИ, в котором были опубликованы статьи. Поддержал концерн и президент Петр Порошенко, заявивший, что во время его президентства Минобороны и госконцерн оружие на внутренний рынок не продавали. "В нашем политикуме развита тема манипуляций… Когда вышла эта статья, мы оперативно подали информацию в службу нашей безопасности. Это люди, которые должны заниматься реальной обороноспособностью, а мы состязаемся с политиками, которые перед выборами хотят заработать себе баллы: кого-то опустить, кого-то поднять. Я просто менеджер, я не политик", – эмоционально отреагировал на вопрос о резонансных статьях генеральный директор госконцерна Роман Романов. По его словам, в материалах "перекручены все факты": он поднял трехсторонний договор завода "Маяк" на поставки имущества специального назначения. © УНИАН "Укроборонпром" - история упадка. Коррупция и "президентский бизнес" "Состоялась продажа: 200 штук АКМ, и так далее. Поставщик – частное акционерное общество "Маяк". Плательщик – благотворительная организация "Благотворительный фонд образовательных технологий". Только забыли сказать в этой статье, кто покупатель, это в договоре написано – это МВД, и в этом договоре стоит подпись министра Авакова", – подчеркнул Романов. Объяснить же, почему министр внутренних дел Арсен Аваков покупает оружие для добровольческих батальонов через благотворительный фонд, и зачем "Образовательным технологиям" 200 автоматов, пулеметы и тяжелое вооружение, в руководстве "Укроборонпрома" не смогли. Или не захотели. Наверное, просто, Украина – страна широких возможностей… Армия XXIII века В остальном, госконцерн рапортовал бодро и, в основном, об успехах. Из хороших новостей – Романов сообщил, что уже в ближайшее время на вооружение в армию и Национальную гвардию поступят новые образцы вооружений и военной техники. Среди них – противотанковая ракета украинского производства "Альта" (изделие, полностью разработанное украинскими специалистами), новый боевой модуль "Сармат" для бронеавтомобиля "Дозор", а также малогабаритный компьютер, позволяющий вести точный артиллерийский огонь в любых погодных условиях. Кроме этого, по словам руководства "Укроборонпрома", на вооружение армии вскоре привезут новую авиационную ракету Р-260 класса "воздух-воздух": совместно с французской компанией Sagem в Украине осуществляется модернизация боевого вертолета Ми-24, что позволит использовать вертолет в любое время суток и в любых погодных условиях. "Это как в фильмах про XXIII век: у пилота в шлеме перед глазами будет экран, на котором он сможет увидеть полетные данные, состояние вертолета, а также осуществлять прицеливание. И такая техника у нас скоро будет",– рассказал Романов. Gleb Garanich "Укроборонпром" планирует создание за два года нового завода боеприпасов В следующем году, по его словам, есть планы наращивать объем выпускаемой продукции, прежде всего, для внутриукраинских нужд. "Если в прошлом году эти объемы достигали 11 миллиардов гривен, то в нынешнем будут составлять уже 13 миллиардов гривен. В следующем году эти показатели планируется нарастить до 17 миллиардов гривен. Хотим заверить вас, что у нас есть чем защитить страну",– попытался успокоить украинцев Романов. Контракт, покрытый мраком Еще одна хорошая новость от концерна – Роман Романов заявил о подписании перспективного контракта на 1,5 миллиарда долларов. Правда, подробностей не сообщил: известно, что вторая стороны – "иностранные партнеры". По словам гендиректора "Укроборонпрома", всю прошлую неделю в Украине находилась делегация иностранных партнеров – 10 лиц — которая посетила все смежные предприятия госконцерна, принимающие участие в производстве определенного вида вооружений. "Это продукция, которая производится в кооперации около 20 предприятий", – сохранил интригу Романов, и предложил дождаться, когда контракт будет официально заключен. "Мы проводили "гостей" в воскресенье, и они сказали: "Господа, вы серьезно поднялись. Мы верим, вы сможете", – отметил руководитель "Укроборонпрома". По его словам, перспектива заключения такого внешнеэкономического контракта свидетельствует о том, что "Украина становится надежным партнером в мире, с Украиной можно иметь дело". Другая важная тема – количество отремонтированной госконцерном военной техники. На пресс-конференции была озвучена цифра: с 6 сентября приведено в боевую готовность более одной тысячи единиц. © Сайт государственного концерна "Укроборонпром" "Укроборонпром" заявил о разработке новейшего комплекса наведения Об этом рассказал первый заместитель генерального директора "Укроборонпрома" Сергей Пинькас. По его словам, в этот перечень входят артиллерийская и бронетехника, а также авиация. Пинькас отметил, что ремонтные работы выполняли 47 выездных бригад и стационарные заводы. Более того, предприятия "Укроборонпрома" за это же время дополнительно произвели более 200 единиц военной техники. В то же время, по словам Пинькаса, "Укроборонпром" значительно снизил экспорт вооружения: в текущем же году с учетом курсовой разницы выручка госконцерна упала в 4,5 раза. "Если в прошлом году доллар был по 8 гривен, продано на 10 миллиардов, то сегодня на 4,7 млрд при курсе 13", – подчеркнул Пинькас. Броня крепка, заводы продуктивны Похвасталось руководство "Укроборонпрома" и еще одним достижением: до конца 2014 года Николаевский бронетанковый завод, который ранее собирались закрыть, выпустит для нужд военных 108 единиц техники. "В апреле на заводе было 130 человек, и ничего не произведено, 2 миллиона гривен долгов по зарплате. В июне-августе запустили и выпустили 26 бронемашин, на сентябрь было 63 ремонта в зоне АТО, сейчас до конца года планируем выпустить 90 единиц техники для Минобороны и 18 — для пограничников. Итого – 108 единиц. Средняя заработная плата в сентябре — 6 тысяч гривен, а в августе – уже 8,5 тысяч", – сообщил Роман Романов. Его поддержал и Сергей Пинькас: "Предприятие, которое ранее хотели довести до банкротства и закрыть, на сегодняшний день абсолютно нормально работает, платит налоги в местный и государственный бюджеты. Только для обеспечения нужд АТО на завод дополнительно были набраны около 300 сотрудников". © РИА Новости Алексей Куденко | Купить иллюстрацию "Укроборонпром" сообщил, что разрабатывает две новейшие ракеты Также в руководстве госконцерна уверенно заявили, что страна обеспечена броней до конца 2015 года. "Хочу заметить: раньше бронь мы получали только от посредников, ни одного производителя не было. Теперь же мы провели переговоры с украинскими производителями, причем рассматривали и иностранцев – и заключили контракт, обеспечены броней до конца 2015 года. В карьерах начинают добывать руду, покупать компоненты, завозить на предприятие. Уже выработали системный график, проблема решена", – сказал Романов. Первым делом – вертолеты Уже по окончании пресс-конференции корреспондент РИА Новости Украина поинтересовался у Сергея Пинькаса: как выполняется указ президента Порошенко обеспечить армию вертолетами (за полторы часа встречи возможности задать вопрос не появилось). Пинькас вспомнил, что завод по ремонту двигателей и редукторов был в Луганске, но его разрушили артобстрелами. "Сегодня государство переориентировало свое внимание на "Мотор-Сич", где работают, в том числе, представители наших КБ, внедряют их на указанном заводе", — сказал он. Кроме того, Пинькас заверил, что часть вертолетов проходит техническое переоснащение, модернизацию: "Президент поставил задачу – чтобы не сбивали наши вертолеты: у них не было систем защиты. Сейчас на часть из них установили – они уже летают. На той же "Мотор-Сичи" уже оснастили 12 вертолетов, там сделали собственный стенд и проводят апробацию". Но как бы красиво и уверено не говорили руководители "Укроборонпрома", после истории с закупками оружия благотворительным фондом все кажется фарсом. И остается, как в анекдоте о серебряных ложках, осадок, или, скорее, непроходимый известковый налет недоверия.

Новости авиакомпаний и аэропортов

Турецкая авиакомпания взлетит на украинских крыльях

Апостроф.ру, 22.10.14

Украинская дочка турецкой Atlasjet намерена получить самолеты ГП «Антонов»
Авиакомпания Atlasjet Ukraine рассматривает возможность эксплуатации самолетов Ан-148 производства государственного предприятия «Антонов».

Эксперты отмечают, что для авиакомпании это будет правильным решением. Однако у предприятия могут возникнуть проблемы с производством новых самолетов. Данный контракт, по их мнению, может показать, насколько реальна поддержка авиационной отрасли государством.

Как стало известно А', специалисты государственного предприятия (ГП) «Антонов» в конце лета выполнили расчеты по заказу авиакомпании Atlasjet Ukraine. В частности, авиакомпанию интересовали эксплуатационные характеристики самолетов Ан-148 и Ан-158 в двухклассной компоновке на 73 (65 кресел эконом-класса и 8 кресел бизнес-класса) и 89 (79 кресел эконом-класса и 10 кресел бизнес-класса) пассажиров соответственно. Для проведения расчетов, Atlasjet Ukraine выбрали внутренние маршруты из Киева во Львов, Одессу, Харьков, Донецк, Черновцы, Херсон. Кроме того, был проведен расчет и для международных маршрутов из украинской столицы в Берлин, Прагу, Москву («Шереметьево»), Санкт-Петербург, а также из Киева и Львова – в Мадрид, из этих двух городов, а также из Черновцов – в Неаполь, кроме того, из Львова и Харькова – в Стамбул, а из Одессы и Киева – в Ереван.

Авиакомпания Atlasjet Ukraine является дочерней структурой турецкого перевозчика Atlasjet Airlines, созданного в 2001 году. Украинский филиал базируется в международном аэропорту «Львов», а 4 апреля компания была официально представлена на рынке. Уставной фонд составляет 7,9 млн грн, 4 млн грн из которых внесла материнская структура. Сейчас компания выполняет рейсы из Киева в Стамбул, Москву («Внуково»), «Эрбиль» (Ирак), Львов. Также летает по маршрутам «Львов–Тель-Авив», «Львов–Стамбул», «Харьков–Стамбул» и «Винница–Стамбул». В составе флота авиакомпании числятся два самолета Airbus A320 на 158 посадочных кресел, однако компания заявляла о намерении увеличить его до четырех воздушных суден до конца 2014 года.

Генеральный директор Atlasjet Ukraine Сергей Подгородецкий подтвердил, что в конце июля делегация авиакомпании действительно посетила ГП «Антонов» с целью ознакомиться с обеспечением программы технического обслуживания судов типа Ан-148. «Выбор Atlasjet Airlines относительно типа среднемагистрального судна был сделан давно в пользу Airbus A320/321, но по типам самолетов для регионального флота такой однозначности не было. Изучив все "за" и "против", турецкие инвесторы и руководство авиакомпании пришли к мнению, что привлечение воздушных судов типа Ан-148 является наиболее предпочтительным для регионального флота»,– рассказал А' господин Подгородецкий. По его мнению, этот самолет способен конкурировать с продуктами мировых гигантов авиапромышленности, таких как бразильский Embraer и канадский Bombardier.

Сергей Подгородецкий отмечает, что интерес руководства авиакомпании к самолетам ГП «Антонов» не был случайным. «Atlasjet Airlines имеет твердые намерения выстроить мировую сеть авиакомпаний в Азии, Европе, России и Казахстане»,– говорит он. Вместе с тем, по его словам, ситуация с монополизацией рынка авиаперевозок приостановила развитие каких-либо инвестиционных проектов в стране. «Иностранному инвестору сложно направлять финансовые потоки в страну с нестабильностью госрегулирования в сфере авиации. Инвестор, как сигнального огня, ждет восстановления законности в сфере предоставления прав на эксплуатацию авиалиний и прекращения блокировки существующих законов, регулирующих сферу гражданской авиации»,– считает гендиректор Atlasjet Ukraine.

Напомним, 8 сентября авиакомпания подала иск в Окружной админсуд Киева к Министерству инфраструктуры, авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и Госавиаслужбе с требованием отменить назначения МАУ на выполнение международных рейсов, которые были получены в конце 2013 года. Авиакомпания обосновывает свой иск монопольным положением МАУ на рынке и предвзятым отношением к нему со стороны государственных ведомств.

Эксперт в сфере транспорта Александр Кава отмечает, что решение взять в эксплуатацию самолеты Ан-148 является правильным. «Самолет вполне конкурентоспособный, и единственная проблема – сможет ли предприятие поставить технику в срок»,– отметил он. По его словам, в распоряжении ГП «Антонов» сейчас находится только один готовый Ан-148, ранее эксплуатировавшийся авиакомпанией «Международные авиалинии Украины», а также практически готовый самолет этой модели, предназначенный для северокорейской Air Koryo, который должен быть построен к концу года. «Низкие темпы производства самолетов для "Антонова" являются комплексной проблемой, и без большого спроса у менеджмента ГП скорее всего не будет смысла ее решать»,– считает господин Кава. Впрочем, он отмечает, что сейчас ГП «Антонов» в полном объеме выполняет обязательства по контракту перед кубинской авиакомпанией Cubana de Aviacion, передав ей уже пять суден за последние два года.

В ГП «Антонов» корреспонденту А' подтвердили факт переговоров с Atlasjet Ukraine, однако не смогли уточнить, на какой стадии эти переговоры находятся сейчас. Вчера связаться с представителем отдела маркетинга предприятия, курирующего эту сделку, не удалось. Вместе с тем, на «Антонове» отмечают, что сроки выполнения работ по сборке самолетов будут определены контрактом с авиакомпанией, в случае его подписания. Это будет во многом зависеть не только от самого предприятия, но и от его подрядчиков, поставляющих «Антонову» отдельные узлы и агрегаты самолетов.

Директор «Центра транспортных стратегий» (ЦТС) Сергей Вовк также считает, что Ан-148 уже доказал свою эффективность, и это отчасти подтверждает заинтересованность Atlasjet Ukraine в этом самолете. «Самым большой вопрос – удастся ли "Антонову" выполнить заказ из-за корпоративного конфликта, связанного со сменой топ-менеджмента»,– отмечает господин Вовк. Напомним, с августа продолжается конфликт между Министерством промышленной политики (находится в стадии ликвидации) и ГП «Антонов» из-за инициатив по смене руководства предприятия. Сейчас этот вопрос рассматривается в суде, а генеральным конструктором «Антонова» остается Дмитрий Кива.

По мнению господина Вовка, подобные заказы должны контролироваться Кабинетом министров, что позволит обеспечить поддержку предприятия. «Это – лакмусовая бумажка, которая даст понять, насколько соответствуют действительности заявления правительства о поддержке авиапрома»,– говорит директор ЦТС. Он также добавил, что продукция ГП «Антонов» может быть интересна авиакомпаниям, работающим на постсоветском пространстве, где уровень влияния других производителей самолетов значительно ниже.

Вместе с тем, эксперт отмечает, что преодолеть трудности в производстве отечественной авиатехники можно, наладив отношения с партнерами. «Построить замкнутый цикл производства в Украине пока невозможно, и другого выхода в среднесрочной перспективе нет. Необходимо или откладывать в сторону политические разногласия и работать с российскими компаниями, или искать возможности в Европе»,– считает Сергей Вовк. Однако, по его словам, европейские партнеры должны при этом понимать, что самолеты ГП «Антонов» часто становятся «выставочными проектами», которые зарабатывают высокие оценки на международных авиасалонах, но так и остаются лишь проектами по тем или иным причинам.

Авиакомпания "РусЛайн" хочет стать фидерным перевозчиком

ATO.ru, 21.10.14

Авиакомпания "РусЛайн" рассчитывает стать фидерным перевозчиком для S7 Airlines.

Об этом ATO.ru рассказал на открывшемся сегодня форуме "Крылья России" гендиректор "РусЛайн" Дмитрий Ештокин. По его словам, до конца года S7 должна провести аудит "РусЛайн" на предмет соответствия своим стандартам качества и безопасности, после чего будет подписано соглашение о сотрудничестве. Дмитрий Ештокин пока не смог назвать аэропорты, куда "РусЛайн" будет подвозить пассажиров из регионов для пересадки на магистральные рейсы S7 Airlines.

По итогам первых восьми месяцев S7 Airlines заняла 4-е место среди крупнейших российских пассажирских авиакомпаний, перевезя 5,4 млн чел. Согласно карте маршрутов на сайте авиакомпании, она оперирует из трех хабов — Москвы, Новосибирска и Иркутска. S7 также входит в глобальный альянс Oneworld, так что в случае подписания соглашения с "РусЛайн" пассажиры последней получат доступ к международной сети всех партнеров по альянсу.

"РусЛайн" осуществляет перевозки по региональным маршрутам из таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж и Волгоград. За январь–август этого года авиакомпания перевезла 404 тыс. пасс., заняв 22-е место среди крупнейших российских перевозчиков.

Авиакомпания Red Wings уточнила график поставок SSJ 100

 

ATO.ru,22.10.14

Авиакомпания Red Wings уточнила график поставок трех самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Как ATO.ru пояснил представитель перевозчика, первые два борта Red Wings получит в декабре 2014 г., еще один самолет будет поставлен в марте 2015 г. Первоначально сообщалось, что все три самолета поступят до конца года.

Договор аренды трех SSJ 100 был заключен с компанией "Гражданские самолеты Сухого" 8 октября 2014 г. Представитель перевозчика подтвердил, что эти суда будут задействованы нарегиональных рейсах. 

В будущем осенне-зимнем расписание Red Wings будет использовать как Ту-204, так и новые SSJ 100. Как рассказали в Red Wings, все восемь Ту-204 последовательно проходят все процедуры ТОиР, что позволяет поддерживать их летную годность.

К концу года парк авиакомпании Red Wings должен будет состоять из восьми Ту-204 и двух SSJ 100, на которых перевозчик будет выполнять регулярные и чартерные рейсы по 10 направлениям из Москвы (аэропорты Домодедово и Внуково) внутри России и за ее пределы (в Тиват), а также из Симферополя в Омск, Уфу и Волгоград. Кроме того, в новом осенне-зимнем расписании с 27 декабря 2014 г. по 21 марта 2015 г. Red Wings будет выполнять регулярные рейсы из Сочи в Уфу, Омск и Челябинск.

Новости предприятий

"Волга-Днепр" закупит для своих авиакомпаний до трех грузовых Boeing

ATO.ru, 22.10.14

Группа компаний "Волга-Днепр", специализирующаяся на грузовых авиаперевозках, несмотря на кризис в отрасли собирается расширить авиапарк подконтрольных ей авиакомпаний. Об этом на 12-м международном авиационном форуме "Крылья России" заявил региональный директор по России и СНГ входящего в группу перевозчика AirBridgeCargo Олег Макушкин. В частности, он рассказал, что в 2015 г. флот компании AirBridgeCargo пополнится одним или двумя грузовыми самолетами семейства Boeing 747, а авиакомпании "Атран" — одним грузовым самолетом семейства Boeing 737.

С 2012 г. AirBridgeCargo уже получила шесть новых самолетов Boeing 747-8F, последний из которых введен в строй в октябре 2014 г. Как стало известно ATO.ru, он был заказан напрямую у самолетостроителя. Что касается "Атрана", то ранее Макушкин заявлял, что для перевозчика планируется закупить два грузовых Boeing 737.

По словам представителя AirBridgeCargo, на деятельности авиакомпаний, входящих в группу "Волга-Днепр", положительно сказалась реорганизация, проведенная в 2013–2014 гг. Так, сегодня перевозчики летают с полной загруженностью и совершают 87 взлетов-посадок в неделю через РФ на двух типах Boeing. Неблагоприятная ситуация на рынке грузовых авиаперевозок позволяет использовать кризис как шанс для более выгодных экономических условий по приобретению ВС. Кроме того, Макушкин рассказал, что с 2015 г. "Волга-Днепр" готова открыть регулярные грузовые перевозки на любом типе ВС, если заказчику это будет интересно.

Сегодня ВС AirBridgeCargo  и "Атрана" осуществляют чартерные и регулярные грузоперевозки. Компания делает ставку на развитие электронной торговли, которая в последние несколько лет увеличивается достаточно быстрыми темпами, в том числе в регионах. 

Флот AirBridgeCargo состоит из 13 самолетов — четырех Boeing 747-400ERF, трех Boeing 747-400F и шести Boeing-747-8F. В парке "Атрана" числятся два Boeing 737-400SF и два Ан-12. По словам Макушкина, средний возраст самолетов Boeing — около пяти лет. Помимо этих двух перевозчиков в группу также входит авиакомпания "Волга-Днепр", которая летает на десяти Ан-124 и пяти Ил-76.

Bombardier предложила клиентам в России заменить CRJ200 на турбовинтовые Q400

ATO.ru, 21.10.14

Канадская авиастроительная компания Bombardier предложила заменить стареющий парк 50-местных реактивных самолетов CRJ200, которые используют российские авиакомпании, на новые турбовинтовые Q400 NextGen.

 Это предложение на ежегодном международном форуме "Крылья России" озвучил Марк Гилберт, директор по продажам и развитию бизнеса Bombardier России, СНГ и Восточной Европе. По его словам, операционные расходы при использовании этих самолетов одинаковы, в то время как Q400 обладает большей вместимостью и способен разместить до 86 пасс.

По мнению Гилберта, Россия — перспективный рынок сбыта для новых Q400, которые прежде всего будут востребованы нарегиональных направлениях. Как пояснил представитель Bombardier, российский рынок региональных авиаперевозок характеризуется на 30% более протяженными расстояниями между пунктами назначения по сравнению с другими странами. В среднем региональные самолеты в России летают на расстояние чуть более 1000 км. Учитывая эту особенность, Bombardier считает турбовинтовой Q400 NextGen, рассчитанный на полеты на растояния свыше 1000 км, идеальным самолетом для эксплуатации на российском региональном рынке. С одной стороны, он экономичен с точки зрения расхода топлива, а с другой — способен развивать скорость, равную 667 км/ч, что на 160 км/ч быстрее обычного турбовинтового самолета и сопоставимо с реактивным региональным самолетом, особенно на коротких маршрутах. Кроме того, он хорошо переносит низкие температуры и поэтому подходит для использования на Дальнем Востоке России.

В настоящий момент, по данным Bombardier, в России и странах бывшего СССР в эксплуатации находятся 82 самолета CRJ100/200. В частности, такие ВС есть в парках следующих российских авиакомпаний: "РусЛайн" (16 CRJ100/200), "ЮТэйр" (12 CRJ200), "Ак Барс Аэро" (15 CRJ200), "Ямал" (10 CRJ200), "ИрАэро" (6 CRJ200), "Северсталь" (6 CRJ200). На территории бывших союзных республик эти ВС представлены в самолетных парках авиакомпании "ЮТэйр Украина" (3 CRJ200), белорусской Belavia (4 CRJ100/200), грузинской Georgian Airways (4 CRJ100/200) и казахстанской SCAT (6 CRJ200).

Специально для удовлетворения потребности рынка России и бывших республик СССР в новых самолетах Q400 Bombardier совместно с корпорацией "Ростех" планирует построить сборочное производство этих ВС в Ульяновске. По словам Гилберта, несмотря на замедление, работы по этому проекту продолжаются. В ближайшие несколько недель компании должны возобновить переговоры.

По прогнозам Bombarider, в следующие два десятилетия, до 2033 г., всего в мире будет поставлено около 6000 региональных самолетов вместимостью от 22 до 90 кресел. 460 из них получат заказчики из России и СНГ. При этом доля турбовинтовых моделей вырастет до половины от общемировых поставок, в то время как в 2002 г. на них приходилось только 14% поставок.

Судебные разбирательства

Дело о банкротстве основанной в Воронеже авиакомпании «Полет» еще может закончиться мировым соглашением

 ABIREG.RU, 21.10.2014.

 Арбитражный суд Москвы объявил до 22 октября перерыв в рассмотрении дела о банкротстве ЗАО «Авиакомпания «Полет» (зарегистрировано в Москве, фактически находится в Воронеже). На заседании 21 октября представители перевозчика настаивали на заключении мирового соглашения, пишет из зала суда РАПСИ.

Как рассказали «Абирегу» в ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которое и обратилось в арбитраж с банкротным иском, компания в принципе готова заключить мировое соглашение. «Однако до сих пор от «Полета» не поступило никаких предложений по урегулированию задолженности», – уточняют в ИФК.

По данным РАПСИ, мировое соглашение «Полет» хочет заключить при помощи процедуры медиации, а перерыв в заседании представителям перевозчика понадобился как раз для того, чтобы представить свои расчеты относительно задолженности перед ИФК.

Напомним, что иск о несостоятельности АК «Полет», поданный ИФК, рассматривается в арбитраже с марта. Сумма задолженности, ставшая основанием для подачи банкротного иска, составляла около 100 млн рублей. Однако в ИФК уточняли, что общий объем претензий к «Полету» значительно больше. Задолженность образовалась в том числе по лизингу самолета Ан-124. В начале июня воронежский арбитраж по заявлению ИФК наложил арест на воздушное судно. Арест на самолет наложен в качестве обеспечительных мер по делу об обязании возвратить его ИФК. В результате в сентябре суд оставил право на самолет за ИФК.

С конца июля к делу о банкротстве «Полета» подключился «Сбербанк Лизинг». Накануне подачи заявления «Сбербанк Лизингом» Девятый апелляционный арбитражный суд подтвердил взыскание с авиакомпании 184 млн рублей задолженности по лизингу самолетов и 36 млн рублей пени. Задолженность образовалась по договору лизинга двух Ан-148 производства воронежского авиазавода. Эти самолеты перевозчик получил в 2011 году, а в 2014 году самолеты у перевозчика были изъяты и возвращены на авиазавод.

Сейчас авиакомпания «Полет» выполняет рейсы из Воронежа и Белгорода в регионы России, а также за рубеж. От большинства международных рейсов из Воронежа авиакомпания отказалась. От грузоперевозок компания также фактически отказалась, поскольку из-за проблем с кредиторами потеряла практически все пригодные для этого самолеты (Ан-124 «Руслан» и Ил-96). В арбитраже рассматривается ряд исков к авиакомпании о взыскании долгов.

Авиационные происшествия

Пилот ВВС Тайваня погиб в результате столкновения двух учебных самолетов
AEX.RU, 21.10.2014

В результате столкновения двух учебных самолетов АТ-3 военно-воздушных сил Тайваня погиб пилот. Об этом сообщает агентство Синьхуа.

Как сообщили в командовании ВВС, столкновение произошло сегодня в 11:17 в ходе плановой тренировки. После столкновения один из самолетов благополучно вернулся на базу, другой разбился на сельскохозяйственном поле в районе Цзыгуань города Гаосюн на юге Тайваня.

Пилот разбившегося самолета  был доставлен в больницу, однако несмотря на все усилия, врачи не смогли спасти ему жизнь.

Самолет авиакомпании "Якутия" аварийно приземлился в Хабаровске по ложной тревоге

Amurmedia, 22.10.14

Завершилось расследование аварийной посадки самолета авиакомпании "Якутии" в аэропорту Хабаровска: сработал ложный сигнал тревоги. Датчик гидросистемы показал протекание, однако, техническая экспертиза установила, что протекания не было, сообщила корр. ИА AmurMedia пресс-секретарь авиакомпании "Якутия" Светлана Чистова.
- 20 октября спустя 20 минут после взлета нашего лайнера, следующего из Ногликов в Хабаровск, сработал датчик гидросистемы, показав протекание. Поскольку таких гидросистем на самолетах три и все системы работали исправно, капитан принял решение продолжать полет. О ситуации на борту было сообщено в диспетчерскую службу аэропорта, в связи с чем и была подготовлена аварийная посадка. При расследовании техническая экспертиза показала, что на самом деле протекания не было и тревога была ложная,- сообщила Светлана Чистова.
Сразу после происшествия, сообщила Светлана Чистова, было проведено расследование, которое провела специальная комиссия. В комиссию вошли представители авиакомпании и Федерального агентства воздушного транспорта.

 

БПЛА

Шесть беспилотных разведчиков экспортирует Беларусь в ближайшие месяцы

Интерфакс Запад, 22.10.14

В Беларуси завершаются приемочные государственные испытания комплекса беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) "Бусел М50".
"Завершение госиспытаний комплекса с беспилотником "Бусел М50" ожидается в последних числах текущего месяца", - сообщил "Интерфаксу-АВН" начальник научно-производственного центра "БАК и технологии" Физико-технического института Национальной академии наук Беларуси Юрий Яцына.
Первый контракт на поставку комплексов с БЛА "Бусел М50" был подписан еще до завершения госиспытаний комплекса. Он предусматривает поставку иностранному заказчику шести комплексов с двумя БЛА "Бусел М50" в каждом.
Ю.Яцына не стал уточнять, в какую страну будут экспортированы беспилотники.
"Первые поставки заказчику будут осуществлены в конце текущего года, а завершение поставок ожидается в начале 2015 года", - сказал собеседник агентства.
По его словам, сейчас "имеется большое количество потенциальных заказчиков комплексов с БЛА "Бусел М50" и задачей предприятия является скорейший вывод комплекса на рынок беспилотной авиации".
"Бусел М50", уточнил Ю.Яцына, относится к категории БЛА с небольшой дальностью применения. Он имеет стартовую массу 12 кг и продолжительность полета до 150 минут. Полезная нагрузка беспилотника может включать гиростабилизированную платформу с телевизионной или фотокамерами, либо же ИК-камеру.
Ю.Яцына также сообщил, что продолжаются поставки и комплексов с беспилотниками "Бусел" и "Бусел М" ("Бусел" в переводе с белорусского означает "Аист"). Они успешно прошли госиспытания и имеют литеру серийного образца. Каждый комплекс имеет в своем составе два беспилотника.
Беспилотники "Бусел", "Бусел М" имеют стартовую массу до шести кг с продолжительностью полета 50 минут. Полезная нагрузка этих беспилотников аналогична имеющейся на "Бусел М50". "Бусел" и "Бусел М" выполнены по обычной схеме двухмоторного самолета с двумя электродвигателями на крыле.

 

ВВС

ВВС России до конца года получат несколько модернизированных бомбардировщиков

ИНТЕРФАКС-АВН 21.10.14

Казанский авиационный завод имени Горбунова (филиал компании "Туполев", входит в ОАК) до конца 2014 года передаст ВВС России несколько модернизированных бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160.

"До конца текущего года ОАО "Туполев" планирует передать в эксплуатирующую часть Дальней авиации несколько ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160 после ремонта", - сообщил представитель заказчика в ходе визита командующего Дальней авиацией ВВС России Анатолия Жихарева на Казанский авиазавод во вторник.

Отмечается, что командование Дальней авиации осталось удовлетворено темпами выполнения гособоронзаказа компанией "Туполев".

"Еще одним результатом проделанной в последние месяцы работы станет пополнение в ближайшее время авиапарка Специального летного отряда "Россия" новым самолетом Ту-214СР. Сейчас самолет проходит летные испытания и после приемо-сдаточных полетов будет передан заказчику на производственных площадках филиала ОАО "Туполев" в Казани", - отметил представитель завода.

Ранее сообщалось, что на Казанском заводе имени Горбунова осуществляется ремонт и модернизация дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и стратегических бомбардировщиков Ту-160.

"Сейчас ведется плановый процесс объединения Казанского авиационного завода и Инженерного центра компании "Туполев", что уже позволило значительно оптимизировать производственные процессы, сократить циклы разработки и внедрения конструкторской документации, структурировать планы закупок и оснащения самолетов и, соответственно, уменьшить сроки производства самолетов", - отметил представитель компании "Туполев".

 

Разное

В ЮВО проводится летно-тактическое учение с применением новейших вертолетов

AEX.RU, 21.10.14

 

 

Около 10 вертолетов армейской авиации и более 50 пилотов, бортовых специалистов и специалистов наземных служб обеспечения полетов Южного военного округа (ЮВО) задействованы в плановом летно-тактическом учении (ЛТУ), которое началось сегодня в Ростовской области, сообщает пресс-служба Минобороны РФ.

 «Экипажи транспортно-штурмовых вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор» в течение трех дней будут выполнять летные тактические задачи над незнакомой местностью в отрыве от пункта постоянного базирования. За это время летчики совершат более 50 вертолетовылетов, как с постоянных, так и временных аэродромов базирования. При этом пилоты будут действовать в обстановке применения условным противником истребительной авиации и средств ПВО», - рассказали в Минобороны.

 При выполнении поставленных задач экипажи отработают нормативы по погрузке военной техники, боеприпасов и личного состава на борт воздушного судна и их высадке (выгрузки) в заданном районе. Во время выполнения учебных заданий свои первые самостоятельные вылеты в качестве командиров вертолетов совершат и молодые офицеры. Учебные вопросы учения будут отрабатываться как в светлое, так и в тёмное время суток, в условиях минимальной видимости.

 На ЛТУ кроме пилотов вертолетов привлекаются средства наземного обеспечения полетов, которым предстоит совершить марш из пункта постоянной дислокации и в полевых условиях организовать связь с экипажами, находящимися на боевом задании, и радиотехническую поддержку полетов.

 Основные цели подобных учений — совершенствование летной натренированности экипажей и навыков боевого применения вертолетной техники, а также повышение мастерства молодых лётчиков, которые впервые принимают участие в подобных мероприятиях, пояснили в Минобороны.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь