Новости СоюзМаш России

20.10.2014

Информационный обзор прессы 20.10.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

20 октября 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России. Стр. 2-9

         

GIAC.Ru Глобальный информационно-аналитический центр\ Главный вопрос - подготовка кадров для промышленности и их закрепление на производстве

 

Трактор.Ру - Тракторный портал\ На Российском Агротехническом Форуме аграрии дудели в вувузелу, призывая Правительство услышать их.

 

Химкинское ИА МО (himkinews.ru)\ Последний этап оценки на премию «Наше Подмосковье» пройдет 20 октября

Сообщения с аналогичным содержанием

19.10.2014.   Клин-Неделька.ру (nedelka-klin.ru)
Последний этап оценки на премию «Наше Подмосковье» пройдет 20 октября
Ссылка на оригинал статьи

19.10.2014.   "Новые рубежи" (ia39.mosoblonline.ru)
Последний этап оценки на премию «Наше Подмосковье» пройдет 20 октября
Ссылка на оригинал статьи

 

2.     Экономика. Политика. Промышленность. Образование. Стр. 9-14

 

Коммерсантъ \ Госкомпании отучают от импорта \\ Их обяжут закупать отечественную продукцию

 

Коммерсантъ \ "Единая Россия" получила совет проявлять гибкость

 

Коммерсантъ \ ОАО РЖД собирает металлолом \\ Монополия предлагает списать 70 тыс. старых вагонов

 

 

 

3.     Мировая политика. Стр. 14-17

 

Коммерсантъ \ Персидский залив укрепляют флотом \\ Аравийские монархии создают совместные военно-морские силы

 

Коммерсантъ \ Газ по израильско-египетскому трубопроводу пойдет в обратную сторону

 

Коммерсантъ \ Йеменские шииты подобрались к саудовской границе

 

4.     Оборонно-промышленный комплекс. Стр. 17-19

 

РИА Новости \ Россия начала создавать комплекс радиосвязи нового поколения

 

Коммерсантъ \ Перевооружение Крыма дошло до Америки \\ Конгрессмены США обеспокоились размещением на полуострове самолетов и оперативно-тактических комплексов

 

 

 

 

 

 

5.     Автопром. Стр. 19-20

 

Общественное телевидение России \ Госкомпаниям запретят покупать импортную автотехнику и металлургическую продукцию \\ Ограничения коснуться только той продукции, аналоги которой выпускаются в России

 

6.     Авиастроение. Стр. 20-21

 

Огонёк \ Авиазавод уходит в небо

 

 
 
 
 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

GIAC.Ru Глобальный информационно-аналитический центр\ Главный вопрос - подготовка кадров для промышленности и их закрепление на производстве

Усиление кадрового потенциала промышленности - ключевой фактор формирования конкурентоспособной экономики и важнейшее условие обеспечения экономической независимости и национальной безопасности страны. Об этом шла речь на совместном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» в Министерстве промышленности и торговли РФ под председательством Главы СоюзМаш России, генерального директора Госкорпорации Ростех Сергея Чемезова.

В заседании приняли участие Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, помощник Президента России Андрей Фурсенко, заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов, Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, руководители промышленных корпораций и ректоры крупнейших технических вузов страны.

Главный вопрос совещания - подготовка кадров для промышленности и их закрепление на производстве в современных условиях. Открывая заседание, председатель Союза Сергей Чемезов отметил, что в последнее время вопрос поиска новых точек роста для российской экономики приобрел особую важность. При этом первоочередной задачей остается ускоренное развитие российской промышленности, без решения которой невозможно успешно и в полном объеме реализовать программы импортозамещения. «К сожалению, по уровню производительности труда мы значительно отстаем от западных стран и этот отрыв нужно быстро сокращать. Необходимо инвестировать в развитие человеческого капитала, адаптировать систему подготовки кадров к современным рыночным условиям. Новое поколение инженеров и рабочих должно обеспечить качественный промышленный рывок, который столь необходим России», - отметил Глава СоюзМаш России.

По словам Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, формат необходимых в этом направлении мероприятий уже разработан и постепенно внедряется органами государственной власти. Только за последний год на базе технических ВУЗов была создана сеть из двух десятков инжиниринговых центров для разных отраслей. Они будут играть ключевую роль в развитии промышленности – проведении технической экспертизы и реализации EPCM-контрактов. Параллельно решается задача вовлечения студентов и аспирантов в реальную проектную деятельность и коммерциализацию исследований, проводимых в университетах. В том числе, за счет совместного проведения с Агентством стратегических инициатив (АСИ) Национального чемпионата сквозных рабочих профессий по методике WorldSkills.

Говоря о проектах Союза, направленных на повышение мотивации к получению технического образования у молодого поколения, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев подчеркнул эффективность олимпиады по инженерным и естественнонаучным направлениям «Звезда» - Таланты на службе обороны и безопасности»: «Мы ее организуем в целях выявления талантливой молодежи и ее ориентации на инженерные специальности. В прошлом году в олимпиаде приняли участие более 110 тысяч школьников, почти 15% от участников всех олимпиад России, более 20 ведущих вузов и свыше 10 наиболее значимых отраслевых корпораций».

Ректор МГУ, Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий высказался в поддержку инициативы СоюзМаш России и ЛСОП по проведению инженерной олимпиады среди школьников, направив соответствующее письмо поддержки в Министерство образования и науки РФ.

Помощник Президента России Андрей Фурсенко подчеркнул, что сегодня процесс подготовки инженеров существенно отличается от того, как подобных специалистов обучали 15 лет назад: «В наши дни понятие «инженер» гораздо шире, оно относится не только к сфере машиностроения. И мы можем готовить специалистов высокого уровня: за последние годы государство достаточно сделало для того, чтобы технические вуз получили и необходимое оборудование, и финансовую поддержку. Промышленности же осталось четко сформулировать – какие инженеры ей нужны».

Заместитель Министра образования и науки РФ Александр Климов с удовлетворением отметил, что в 2014 году заработала система целевого набора студентов на технические специальности: «1 сентября было зачислено 20 тысяч таких студентов, это говорит о том, что молодые люди уже знают, где продолжат трудиться после окончания вуза, и со многими представители предприятий готовы взаимодействовать в период обучения. Хорошо себя зарекомендовали и базовые кафедры промышленных предприятий в вузах».

Участники заседания сошлись во мнении, что в нынешней ситуации необходимо поднимать вопрос о восстановлении системы государственного заказа вузам на подготовку и распределение специалистов в ОПК и на производства, занятые импортозамещением. Система должна предусматривать оформление договора, содержащего четкое условие – компенсировать затраты на обучение работой на предприятии по специальности в течение не менее 3 лет.

Кроме того, Владимир Гутенев предложил рассмотреть вопрос о привлечении работодателей в сфере производства высокотехнологичной продукции к мониторингу показателей деятельности вузов, о комплексной корректировке системы подготовки специалистов в связи с необходимостью реализации программ импортозамещения, проработать и подготовить предложения по введению беспроцентной жилищной ипотеки для молодых специалистов промышленных предприятий и льготного выделения земельных участков для строительства доступного жилья на условиях долевого финансирования промышленными предприятиями.

На совместном заседании Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Глава Минпромторга России Денис Мантуров вручил награды членам Союза и Лиги, внесшим серьезный вклад в развитие российской промышленности: президенту Ассоциации «Росагромаш» Константину Бабкину присвоено звание «Почетный машиностроитель», исполнительному вице-президент ОАО «ОАК» Александру Тулякову – «Почетный авиастроитель», а вице-президент ЛСОП Зиновий Пак был награжден нагрудным знаком «Медаль имени конструктора стрелкового оружия М.Т. Калашникова».

 

Трактор.Ру - Тракторный портал\ На Российском Агротехническом Форуме аграрии дудели в вувузелу, призывая Правительство услышать их.

В последние годы аграрный сектор демонстрирует серьезные успехи, показывая приличные темпы роста, несмотря на вступление в ВТО. В связи с этим, игроки рынка сельхозтехники рассмотрели ключевые меры по технической и технологической модернизации сельского хозяйства России в рамках Российского Агротехнического Форума, проходившего 6 октября.

Участники Форума подвели итоги 2014 аграрного года, поделились опытом проведения региональной аграрной политики, модернизации сельхозпроизводства, рассказали о планах развития сельского хозяйства на ближайший год, направлениях экономического роста и развития предприятий, обновлении модельных рядов, новых технологиях, способах повышения рентабельности и выживании компании в условиях жесткой конкуренции.

Во всем мире рынок сельхозтехники испытывает существенный спад. Россия единственная страна на сегодняшний день, которая вопреки мировым тенденциям показывает небывалый подъем. Все ключевые игроки аграрного рынка единогласно сошлись во мнении, что подъем произошел благодаря эффективной работе субсидий в рамках постановления Правительства № 1432, предусматривающих предоставление 15% скидки на отечественную сельхозтехнику.

Павел Бурак, исполняющий обязанности директора Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ, выдвинул версию о недостаточной эффективности данной программы: «На сегодняшний день освоено 1,3 млрд. рублей из 1,9, выделенных на эту программу».

В кулуарах говорят о намерении Минсельхоза прекратить действие постановления № 1432, направленного на стимулирование производства сельхозтехники, и переориентировать поддержку с производства сельхозтехники на ее приобретение.

Данное предложение не было поддержано ни одним из участников Российского Агротехнического Форума. По этому поводу очень емко высказался Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности: «Фермеры не должны рассуждать примитивно: дайте нам денег на обновление техники и мы сами знаем у кого купить лучше и качественнее, не надо лоббировать отечественное. Нет, надо! Надо лоббировать отечественное производство, надо защищать свой внутренний рынок».

Представители заводов считают, если изменится порядок субсидирования, то резко повысится коррупционность, потому что деньги будут распределяться в субъектах федерации по своему усмотрению, среди крупных сельхозпроизводителей. Это приведет к неэффективному использованию бюджетных денег, что, в свою очередь, спровоцирует спад покупательской способности, а поддержка достанется ограниченному числу избранных. И самое главное то, что по правилам ВТО, такая поддержка будет распространяться на технику импортного производства.

Программа № 1432, по состоянию на 03 октября, реализована на 84%, что позволяет уже судить о ее высокой эффективности и востребованности. Недостающие проценты легко можно добрать, облегчив доступ к субсидиям. Валерий Мальцев в своем выступлении выдвинул предложения по усовершенствованию работы постановления: «Я считаю, что субсидии эффективны. Правда, существует определенные ограничения. Одно из ограничений - это неверное распределение субсидий по регионам. Когда такие регионы, как Дальневосточный федеральный округ, получали большие деньги, но при этом не использовали их, то в других регионах, например в Орловской области, до сих пор не получили субсидии, потому что превысили лимит».

Сергей Воронин, директор компании «Промзапчасть», также высказался в поддержку постановления №1432: «Это на сегодняшний момент единственная действующая программа, которая помогает именно небольшому бизнесу в сфере сельхозмашиностроения. Она реально просто действует». И внес предложения по ее усовершенствованию, путем снижения бюрократической волокиты: «Каждый год по этой программе Минсельхоз требует новые и новые документы и начинает аккредитовывать предприятия каждый год заново. Таким образом, у нас порядка 50% всех предприятий начинают работать по этой программе только практически с апреля месяца».

Президент Ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин предложил увеличить финансирование программы и продлить ее на 2015 год: «Позиция многих предприятий нашей отрасли и руководства Ассоциации состоит в том, что нужно сохранить действие программы № 1432 и увеличить ее финансирование, поскольку все больше фермеров втягивается в работу по этой программе».

Также на Российском Агротехническом Форуме было уделено немало внимания обсуждению существующих проблем в отрасли и разработке путей их решения.

Так, Егор Поляков, заместитель генерального директора компании «Росагролизинг», заявил, что при существующем уровне процентных ставок в экономике, отечественному сельхозмашиностроению очень тяжело конкурировать с импортом по цене: «С нашей точки зрения, вопросы государственной поддержки отрасли являются критически важными в настоящий момент».

Сергей Серебряков, директор Петербургского тракторного завода, констатировал высокую закредитованность села, и угнетающие сельхозмашиностроителей правила ВТО, сильно ударившие по сельскохозяйственному рынку.

Это предложение поддержал и Владимир Гутенев, сказав что: «Нам нужен государственный протекционизм на внешних рынках в виде госгарантий, нужны те связанные кредиты, которые будут получать наши зарубежные партнеры под условия поставки нашей продукции, субсидии, которые не будут нарушать требований ВТО, хотя, как вы видите, международное право фактически растоптано. Тем не менее у нас есть масса механизмов: инфраструктурное субсидирование, субсидирование НИРов, НИОКРов, подготовки кадров. Это надо использовать».

Одним из самых ярких спикеров стал генеральный директор Агротехнологического холдинга «Бизон» Сергей Суховенко, сопровождавший свое выступление игрой на вувузеле. Данный инструмент был предназначен для привлечения внимания Правительства РФ к проблемам отечественных сельхозмашиностроителей: «Что будет после 2017 года, когда мы полностью почувствуем на себе правила ВТО, можно только догадываться, потому что мало где пишется, но по правилам вступления России в ВТО к этому времени у нас цены на энергоносители внутри страны должны быть на уровне мировых цен. Какое было преимущество у наших селян, за счет чего они выживали до этого времени? Первое – у нас ГСМ гораздо меньше стоили, чем в Европе, второе – это минеральные удобрения. Все остальное у нас было или на уровне европейского или выше. Теперь эти преимущества уходят».

Итогом Российского Агротехнического Форума стали предложения по совершенствованию поддержки отечественного сельхозмашиностроения и реализации растущего потенциала отрасли:

1. Увеличить объем субсидирования производителей сельхозтехники по постановлению № 1432 в 2015 году до 4,0 млрд. руб. и размер субсидии до 20%.

2. Включить экспортные продажи сельхозтехники в постановление № 1432. 3. Органам АПК субъектов РФ предоставлять субсидии на приобретение исключительно российской сельхозтехники.

4. Пересмотреть условия членства России в ВТО в части увеличения уровня господдержки сельского хозяйства и увеличения ставок импортных пошлин на сельхозтехнику за счет уменьшения пошлин на полуфабрикаты из металлов.

5. Предусмотреть в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» меры по обеспечению условий осуществления промышленной деятельности в России, конкурентных с условиями осуществления промышленной деятельности на территориях иностранных государств.

6. Ввести государственное софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и модернизации производства инновационных сельскохозяйственных машин. 7. Ввести субсидирование доставки техники в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. 8. Предусмотреть государственное финансирование переоснащения испытательных центров, ВУЗов.

 

Химкинское ИА МО (himkinews.ru)\ Последний этап оценки на премию «Наше Подмосковье» пройдет 20 октября

Завершающий этап экспертизы проектов на губернаторскую премию «Наше Подмосковье» состоится 20 октября, сообщает портал «В Подмосковье» со ссылкой на пресс-службу губернатора и правительства Московской области.

«Заседание совета по присуждению ежегодных премий губернатора Московской области «Наше Подмосковье» состоится 20 октября в 16:00. Оно ознаменует начало завершающего этапа подведения итогов конкурса социально значимых проектов», – отмечается в сообщении.

Как уточняется в материале, в оценке примут участие заместитель председателя правительства Московской области Андрей Ильницкий, начальник Главного управления социальных коммуникаций Подмосковья Ирина Плещева. Совет проведет конкурсный отбор, экспертизу проектов и подготовит предложения по присуждению премий. К третьему этапу подошли более 3 тысяч проектов.

По данным пресс-службы, совет возглавляет председатель региональной Общественной палаты Шота Горгадзе. В состав совета входят Ирина Роднина, Оксана Пушкина, Егор Кончаловский, Максим Шингаркин, Руслан Гринберг, Владимир Гутенев, Евгений Князев, Сергей Безруков, Михаил Терентьев, Сергей Крикалев, Иосиф Дискин и другие.

Как ранее сообщало Главное управление социальных коммуникаций Подмосковья, общее количество членов совета составило 52 человека.

Ежегодная премия губернатора «Наше Подмосковье» присуждается за уже реализованные или находящиеся в завершающей стадии осуществления общественные проекты. Конкурс начался в мае, прием заявок закончился 30 августа. Оценку проектов в десяти номинациях будет осуществлять экспертный совет по единой системе. В этом году призовой фонд составляет 180 миллионов рублей. Исходя из результатов экспертной оценки, лауреатам будут присуждены премии первой степени - 500 тысяч рублей (10 премий), второй степени - 200 тысяч рублей (500 премий) и третьей степени - 100 тысяч рублей (750 премий).

Победителей определяют в три этапа. На первом заявки рассмотрел профессорский и преподавательский состав, а также аспиранты профильных вузов - МГОУ, МГОГИ, МГОСГИ, МГИЛ, университета «Дубна». На втором этапе проекты оценивали члены подмосковной Общественной палаты и муниципальных общественных палат. На третьем, финальном этапе, оставшиеся проекты рассмотрят члены совета по присуждению премии. Победителей наградят на торжественной церемонии 27 ноября 2014 года. Впервые премия была проведена в 2013 году. В конкурсе участвовало более 7 тысяч проектов. Призовой фонд конкурса составил 100 миллионов рублей, призерами стали более 1,7 тыс. авторов.

Сообщения с аналогичным содержанием

19.10.2014.   Клин-Неделька.ру (nedelka-klin.ru)
Последний этап оценки на премию «Наше Подмосковье» пройдет 20 октября
Ссылка на оригинал статьи

19.10.2014.   "Новые рубежи" (ia39.mosoblonline.ru)
Последний этап оценки на премию «Наше Подмосковье» пройдет 20 октября
Ссылка на оригинал статьи

 

2.     Экономика. Политика. Промышленность. Образование.

 

Коммерсантъ \ Госкомпании отучают от импорта \\ Их обяжут закупать отечественную продукцию

Правительство готовит полный запрет для госкомпаний на закупки импортной автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения. Реализована идея будет через директивы представителям государства в советах директоров и изменения корпоративных положений о закупках. Наиболее сильно запрет может ударить по строительной спецтехнике и поставкам самолетов, считают участники рынка, тогда как для металлургии или автопрома эффект вряд ли будет большим. Обойти ограничения можно через лизинговые схемы и доказав, что соответствующая продукция не выпускается в РФ.

Как стало известно "Ъ", Минпромторг подготовил "общую директиву" госкомпаниям о запрете на закупку импортной продукции, кроме той, что не имеет аналогов в России (о подобной инициативе на рынке программного обеспечения см. материал на стр. 9). Директива распространяется в целом на продукцию металлургии, тяжелого машиностроения и автопрома, конкретной номенклатуры нет. В Минпромторге "Ъ" подтвердили факт подготовки документа. В Минэкономики пояснили, что мера коснется организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, но не ГУПов, поскольку у них нет советов директоров. "Там требуется более сложный механизм, он пока не проработан",— объясняет источник "Ъ". В документе не указаны конкретные госкомпании, но есть привязка к перечню ОАО, где члены советов директоров голосуют по директиве правительства. "Ограничение будет реализовано через рекомендации представителям государства в советах директоров госкомпаний",— пояснил собеседник "Ъ", подчеркнув, что такой механизм не будет противоречить нормам ВТО.

Начальник отдела корпоративного права юридической компании Sameta Ольга Сницерова полагает, что логичнее всего механизм работал бы через рекомендацию представителям государства выступить с инициативой изменить корпоративное положение о закупках. В Минпромторге такую схему реализации директивы подтвердили. Документ должен вступить в силу до конца года: директиву рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов, затем ее направят в Росимущество. Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков не видит в общей директиве "никаких юридических препятствий": "На данном этапе это рекомендация, а когда директиву будет доводить до компаний Росимущество, это уже будет обязательное указание".

В декабре 2013 года премьер Дмитрий Медведев предлагал ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции не из стран Таможенного союза и поручал Минпромторгу и Минэкономики подготовить инициативы по стимулированию роста потребления металлопроката. В марте Алексей Рахманов, на тот момент заместитель главы Минпромторга, заявлял, что механизм ограничения закупок импортных автомобилей госкомпаниями "точно заработает в этом году". В июле государство ввело запрет на муниципальные и государственные закупки иномарок (кроме тех, у которых нет аналогов). А 25 сентября глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что компания готова довести уровень импортозамещения по трубам большого диаметра (ТБД) до 100%.

Ограничения могут быть призваны улучшить торговый баланс России, который в последние месяцы в значительной степени поддерживался сокращением импорта, в первую очередь с Украины. Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с $2,1 млрд в первом полугодии 2013 года до $6,3 млрд в первом полугодии 2014 года, он обеспечил фактически 40% всей прибавки положительного сальдо торговли РФ.

Олег Петропавловский из БКС полагает, что особого эффекта на металлургов директива не окажет: здесь и так почти полное импортозамещение. В ОАО РЖД сообщили "Ъ", что в основном закупают отечественную технику и металлургическую продукцию, кроме той, у которой нет аналогов в России. В ММК заметили, что в третьем квартале отгрузка толстого листа, произведенного на стане-5000, к предыдущему кварталу выросла на 26,3%, до 273 тыс. тонн, это объясняется заказами трубников в том числе по газопроводам. В ТМК говорят, что из отгрузки ТБД на российский рынок на долю компаний с госучастием приходится около 87%. Представителю ОМК директива представляется логичной: во многих странах практикуется приоритет национальных производителей при корпоративных закупках. В НПК "Уралвагонзавод" говорят, что продажи Челябинского тракторного завода (производит дорожно-строительную технику) серьезно страдают от китайских конкурентов, а в случае введения директивы предприятие сможет "полностью удовлетворить рыночные потребности". Другие машиностроители, российские и иностранные, от комментариев отказались.

Источник "Ъ" среди автопроизводителей отмечает, что чиновники еще в сентябре гарантировали стагнирующей отрасли запрет на закупки импортной техники госкомпаниями. На разных брендах он отразится по-разному. Представитель Audi Алексей Кожухов говорит, что точной доли продаж госкомпаниям нет, но в целом процент продаж юрлицам — порядка 30%, а доля корпоративных клиентов модели А8 — 50%. Руководитель отдела корпоративных коммуникаций "Мерседес-Бенц РУС" (нет производства в России) Андрей Родионов полагает, что директива не повлияет на продажи марки, поскольку на госкомпании в них приходится не больше 1%. Директор автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко считает, что в комплексе с другими мерами поддержки директива будет "довольно эффективна, особенно для сегмента коммерческого транспорта".

В госкомпаниях к запрету отнеслись достаточно спокойно, сильнее всего их встревожили ограничения на специализированную технику и надежность российской продукции. "КамАЗ год от года имеет нестабильное качество исполнения,— говорят в "Транснфети".— Для кого-то в Москве выбор между "Волгой" и "Мерседесом" — вопрос личных амбиций, а для строителя в Эвенкии или Якутии — вопрос жизни или смерти". В "РусГидро" сообщили, что приобретают не технику, а транспортные услуги на автомобилях российской сборки, услуги на спецтехнику зарубежного производства закупаются, только если нет российских аналогов. В "Ростехе" сообщили, что поддерживают решение правительства. Однако, например, источник "Ъ", близкий к совету директоров "Аэрофлота", считает, что такое вмешательство в коммерческую деятельность перевозчика может снизить его капитализацию.

В то же время у госкомпаний будет еще одна лазейка для обхода директивы кроме отсутствия аналогов техники в России (последнее будет эффективно для продукции тяжелого машиностроения). По данным Минпромторга, запрет не коснется лизинговых схем. По словам собеседников "Ъ" на рынке, госкомпании закупают технику в основном именно по лизинговым схемам. Сергей Литвиненко подтверждает, что в общем объеме корпоративных парков доля машин, взятых в лизинг, велика.

 

Коммерсантъ \ "Единая Россия" получила совет проявлять гибкость

"Единая Россия" проводит в столичном Президент-отеле трехдневную партийную учебу по внутренней и внешней политике для депутатов Госдумы и членов Совета федерации в рамках проекта "Гражданский университет". Сессия проходит в закрытом режиме. По сведениям "Ъ", вчера единороссы поучаствовали в дискуссии "Что вам нравится и что не нравится в партии "Единая Россия"". В субботу, в первый день сессии, с лекцией о роли и месте "Единой России" в политической системе выступил глава управления внутренней политики президента Олег Морозов. Как рассказали "Ъ" участники семинаров, речь шла об особенностях работы в системе многопартийности, когда не надо гнаться за заоблачными процентами, но следует проявлять больше гибкости, как в случаях с помощью в сборе муниципальных подписей для кандидатов от других партий. "Единой России" было рекомендовано не забывать о процедурах самоочищения, подтверждать ранее взятые властями социальные обязательства.

Глава ВЦИОМа Валерий Федоров рассказал единороссам об особенностях российского электората, а гендиректор института приоритетных региональных проектов Николай Миронов — об избирательной системе и электоральном процессе. Накануне академик РАН Валерий Тишков учил парламентариев управлять этноконфессиональным разнообразием, а глава компании "Никколо М" Игорь Минтусов нарисовал портрет эффективного кандидата. Координатор проекта "Гражданский университет" Вячеслав Никонов говорил о вызовах и возможностях России с учетом международной ситуации.

 

Коммерсантъ \ ОАО РЖД собирает металлолом \\ Монополия предлагает списать 70 тыс. старых вагонов

ОАО РЖД предложило железнодорожным операторам начать утилизацию 70 тыс. старых вагонов, эксплуатировать которые по новому техрегламенту запрещено. Ранее монополия, наоборот, лоббировала смягчение нормативов, чтобы разрешить продление сроков службы вагонов, но теперь, видимо, решила, что отставленные вагоны снижают пропускную способность инфраструктуры. Источники "Ъ" не исключают, что операторы будут вынуждены пойти на эти меры: новые правила продления будут приняты не скоро, а Минпромторг уже предлагает удвоить объем госсубсидий при условии списания старого парка.

В распоряжении "Ъ" оказалось письмо начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (филиал ОАО РЖД) Алексея Сакеева от 15 октября к НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (объединяет крупных операторов) с предложением об утилизации вагонов с истекшим сроком службы. "На сети ОАО РЖД находится 112 тыс. грузовых вагонов, которые нуждаются в ремонте, из них 70 тыс.— в продлении срока службы",— отмечает господин Сакеев. По его оценке, к концу года число последних возрастет до 100 тыс., но уже сейчас отставленными вагонами забито 840 км путей. Из-за этого пропускная способность инфраструктуры снижается, а сроки доставки грузов растут. По мнению ОАО РЖД, собственникам следует отправить на металлолом старые вагоны, "которые не планируется больше использовать в перевозочном процессе". В монополии подтвердили факт направления письма, но отметили, что "оно носит рекомендательный характер".

В 2013 году глава монополии Владимир Якунин отмечал, что "лишними" являются 250-300 тыс. вагонов (общий парк в РФ — 1,2 млн вагонов). Ситуация усугубилась после вступления в силу в августе техрегламента Таможенного союза, разрешившего продление срока службы вагонов только через модернизацию и сертификацию. Но условия сертификации не приняты, операторам приходится ставить вагоны в отстой. До сих пор ОАО РЖД поддерживало владельцев старого парка, призывая правительство упростить процедуру продления или предусмотреть переходный период. По мнению НП "Объединение вагоностроителей" (включает крупные заводы), позиция могла измениться в связи с ожидаемым ростом расходов госкомпании от избытка вагонов. К примеру, в 2013 году ОАО РЖД потеряло на этом 24 млрд руб.

Источники "Ъ" на рынке говорят, что владельцами упомянутых 70 тыс. вагонов являются в первую очередь Первая грузовая компания (ПГК; входит в UCLH Владимира Лисина) и Федеральная грузовая компания (ФГК) ОАО РЖД, их парк считается наиболее изношенным. Сейчас у ПГК не задействованы 60 тыс. из 204 тыс. вагонов, к концу года их число может увеличиться до 100 тыс. По оценке главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, сейчас у ПГК около 26 тыс. вагонов, которые "потенциально можно утилизировать", у ФГК — примерно 32 тыс. (всего у оператора 156 тыс. вагонов). В пятницу в компаниях не стали комментировать письмо ОАО РЖД. Но, по словам собеседника "Ъ", знакомого с позицией ФГК, в компании понимают, что списания старых вагонов не избежать, и готовятся их утилизировать. По словам источника "Ъ", у других операторов — "Русагротранса", "РТ Оператора", Globaltrans — также есть устаревшие вагоны, но "их количество незначительно".

По оценке источников "Ъ", подготовка новых норм продления может занять шесть--восемь месяцев. "Сдача одного вагона на металлолом принесет 260-300 тыс. руб., а продление с сертификацией обойдется как минимум в 800 тыс. руб.",— подсчитал один из них. По словам другого собеседника "Ъ", собственники могут пойти на утилизацию: Минпромторг готовит поправки к постановлению правительства о выделении субсидий для лизинговых компаний, дающих скидки на покупку "инновационных вагонов", которые увеличат вдвое — до 260 тыс. руб.— субсидии на покупку нового вагона при сдаче старого. В Минпромторге не стали это комментировать. Но, по словам источника "Ъ", близкого к министерству, вопрос будет обсуждаться сегодня у вице-премьера Аркадия Дворковича.

Михаил Бурмистров отмечает, что у ОАО РЖД нет консолидированной позиции по продлению сроков службы вагонов, из-за чего его предложения "порой противоречат друг другу". Списание парка невыгодно монополии хотя бы потому, что капитализация ФГК резко снизится, а идея с передачей в управление ОАО РЖД частных полувагонов не реализуется, говорит он, но в монополии понимают, что вопрос с продлением затянулся и нужно какое-то решение, иначе инфраструктура встанет.

 

3. Мировая политика.

 

Коммерсантъ \ Персидский залив укрепляют флотом \\ Аравийские монархии создают совместные военно-морские силы

Транзит танкерной нефти из Персидского залива может оказаться под угрозой — воюющие в Йемене шиитские радикалы грозят перекрыть стратегический пролив Баб-эль-Мандеб, связывающий Аденский залив и Средиземное море. Чтобы обеспечить безопасные поставки нефти на Запад, монархии Персидского залива срочно рассматривают вопрос о создании совместных ВМС. Это позволит усилить контроль над еще одним участком маршрута нефтяного экспорта в Ормузском проливе, который ранее неоднократно грозился перекрыть Тегеран.

О том, что суннитские монархии Персидского залива ведут переговоры о создании совместных ВМС, на прошлой неделе сообщил помощник министра обороны Кувейта генерал-майор Ахмед аль-Мулла. Идея обсуждалась в Дохе в рамках конференции по вопросам морской и прибрежной безопасности, которая традиционно проходит под патронажем Катара. Представитель кувейтского оборонного ведомства уточнил, что единый флот стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива — ССАГПЗ (в него входят Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ) станет частью объединенных вооруженных сил "Щит полуострова", созданных аравийскими монархиями в 1982 году.

Эту информацию "Ъ" подтвердили в Эр-Рияде. Советник министра по делам ислама и дипломатии Саудовской Аравии Маджид Абдель-Азиз ат-Турки рассказал "Ъ", что "сроки создания совместного флота и единого военно-морского командования пока не оговаривались, однако страны--члены ССАГПЗ уже ведут совещания по техническим вопросам". По данным СМИ, на формирование общих бригад морской пехоты может уйти несколько месяцев. Собеседник "Ъ" уточнил, что "наибольший вклад в реализацию проекта внесет Эр-Рияд, но и остальные члены ССАГПЗ тоже по возможности сыграют свою роль". Единые ВМС, по словам официальных лиц совета, займутся главным образом контртеррористической деятельностью и "устранением помех движению судов".

Необходимость создания общего флота диктуется нарастающей угрозой безопасности нефтяного транзита, основную часть которого аравийские монархии осуществляют по морю. На прошлой неделе под угрозой оказался важнейший участок маршрута — связывающий Аденский залив и Средиземное море пролив Баб-эль-Мандеб, через который страны полуострова ежедневно экспортируют около 4 млн баррелей нефти. На фоне острого политического кризиса в Йемене радикальная группировка "Ансарулла", состоящая в основном из представителей шиитского племени аль-хуси, захватила ключевой на Аравийском полуострове порт Ходейда — в непосредственной близости от Баб-эль-Мандеба.

Поскольку другой стратегически важный участок маршрута — Ормузский пролив (через который идет примерно 17 млн баррелей нефти ежедневно) — находится под контролем шиитского Ирана, нефтяной экспорт суннитских монархий Аравийского полуострова оказался под двойным ударом. В прошлом Тегеран не раз угрожал Саудовской Аравии и ее союзникам перекрыть пролив, обеспечивающий около 20% всех мировых поставок нефти.

"По сравнению с Ормузским проливом через Баб-эль-Мандеб и Красное море идет меньше груза, ведь Суэцкий канал мелковат для супертанкеров, которыми страны Аравийского полуострова вывозят свою нефть. Однако он тоже имеет важное стратегическое значение,— пояснил "Ъ" заместитель директора Института востоковедения РАН Владимир Исаев.— Саудовскую Аравию и ее союзников явно не радует перспектива перекрытия обоих каналов".

"Иран — по-прежнему главная стратегическая угроза для стран ССГАПЗ. На Аравийском полуострове он действует через шиитов Бахрейна и Йемена",— заявил "Ъ" Маджид Абдель-Азиз ат-Турки. Он при этом намекнул, что силы "Щита полуострова" в любой момент готовы в случае необходимости осуществить операцию, подобную подавлению шиитского восстания в Бахрейне 2011 году.

По словам собеседника "Ъ", военные успехи йеменских шиитов вблизи Баб-эль-Мандеба в настоящий момент "волнуют не столько даже Эр-Рияд, сколько его международных партнеров". Господин ат-Турки заверил, что "региональные власти действуют в интересах морского судоходства и глобальной экономики". "Создание общей морской военной силы стран ССAГПЗ станет сдерживающим фактором для любой агрессии и попыток изменить политическую реальность в странах совета Персидского залива",— уверен господин ат-Турки.

Инициатива стран ССАГПЗ может быть связана и с тем, что аравийские монархии "в последнее время уже не так уверены в поддержке США", предположил Владимир Исаев. По данным же Gulf News, укрепление сотрудничества между странами ССАГПЗ и США, чей флот с 1995 года базируется в водах Бахрейна, стало второй ключевой темой, которая обсуждалась в столице Катара. После того как в декабре страны ССАГПЗ объявили о создании объединенного военного командования и увеличении вооруженных сил самообороны полуострова с 30 тыс. до 100 тыс. человек, президент США Барак Обама распорядился обеспечить продажу вооружений этим государствам в упрощенном режиме.

 

Коммерсантъ \ Газ по израильско-египетскому трубопроводу пойдет в обратную сторону

По данным израильских СМИ, Израиль и Египет заключили соглашение о возобновлении транзита газа по пролегающему через Синайский полуостров трубопроводу, соединяющему две страны. Трубопровод перестал нормально функционировать два с половиной года назад из-за регулярных взрывов, которые устраивали на разных его участках базирующиеся на Синае радикальные исламисты. С февраля 2011 по октябрь 2014 года его взрывали 26 раз — последний теракт произошел на прошлой неделе. Как сообщила газета "Едиот Ахронот", стороны надеются в ближайшее время возобновить безопасный транзит газа, так как "власти Египта в последние месяцы смогли значительно усилить контроль над полуостровом".

Главной же новостью стало то, что природный газ на этот раз пойдет в обратном направлении, так как благодаря разработке шельфовых месторождений Израиль из импортера энергоносителей превратился в экспортера. По данным СМИ, речь идет о 2,5 млрд кубометров газа, поставками которого в Египет с месторождения "Тамар" займется израильская компания "Дольфинос". Ранее Израиль подписал с Египтом меморандум о намерениях, согласно которому израильская компания 15 лет будет поставлять топливо на египетское предприятие по сжижению газа в городе Идку с другого месторождения — "Левиафан". Окончательное соглашение, как ожидается, будет подписано в конце года. Планируемые ежегодные объемы поставок оцениваются в 7 млн кубометров газа. Для безопасного транзита Израиль планирует строительство нового подводного трубопровода, которым может заняться британская компания BG Group.

 

Коммерсантъ \ Йеменские шииты подобрались к саудовской границе

Вооруженные шиитские боевики из племени аль-хуси вплотную подошли к границе Йемена и Саудовской Аравии, напав на КПП в саудовской провинции Джазан. Власти королевства предупредили, что ответят на вооруженное вторжение силой. "Если кто-то попытается нарушить государственную границу, мы готовы дать отпор",— заявил представитель саудовской пограничной службы генерал Мохаммед аль-Гамди, пояснив, что погранвойска находятся в состоянии постоянной боевой готовности в связи с положением на границе.

Последнее нападение боевиков аль-хуси на этом участке границы произошло в 2009 году — тогда погиб саудовский пограничник. В сентябре глава МИД Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал предупредил о необходимости укрепления госбезопасности королевства в связи с новым витком насилия в Йемене. По его словам, в настоящее время ситуация в соседнем государстве вызывает гораздо более серьезные опасения, чем пять лет назад.

 

4.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости \ Россия начала создавать комплекс радиосвязи нового поколения

В ближайшее время для связи военнослужащих с их подразделениями всех снабдят портативными средствами радиосвязи, отлично зарекомендовавшими себя в ходе обеспечения охранных мероприятий во время зимней Олимпиады в Сочи.

Россия начала создавать комплекс радиосвязи нового поколения, не имеющий аналогов в мире, сообщил журналистам начальник Главного управления связи ВС РФ генерал-майор Халил Арсланов.

В России 20 октября 2014 года исполняется 95 лет со Дня образования войск связи Вооруженных сил РФ.

"Открыта опытно-конструкторская работа по созданию комплекса радиосвязи следующего поколения, который по своим тактико-техническим характеристикам не будет иметь аналогов в мире и будет существенно превосходить все образцы, имеющиеся у государств", — сказал Арсланов.

Он сообщил, что в ближайшее время для связи военнослужащих с их подразделениями всех снабдят портативными средствами радиосвязи, отлично зарекомендовавшими себя в ходе обеспечения охранных мероприятий во время зимней Олимпиады в Сочи.

"В ближайшее время звено "военнослужащий-отделение" планируется полностью оснастить цифровыми портативными радиостанциями нового поколения. Радиостанция в настоящее время успешно эксплуатируется в Вооруженных силах Российской Федерации", — добавил он.

Радиостанция нового поколения реализована на основе технологии программно-определяемого радио (SDR)и обеспечивает автоматизированную развед- и помехозащищенную засекреченную радиосвязь в тактическом звене управления. Радиостанция по своим характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а по таким показателям, как дальность радиосвязи, развед- и помехозащищенность, массо-габаритные показатели их превосходит.

 

Коммерсантъ \ Перевооружение Крыма дошло до Америки \\ Конгрессмены США обеспокоились размещением на полуострове самолетов и оперативно-тактических комплексов

Члены Конгресса США обвинили российские власти в желании разместить в Крыму носители тактического ядерного оружия, в частности стратегические бомбардировщики Ту-22М3 и оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М". Считая это "вопиющим нарушением" договоренностей между Россией и НАТО, американские власти настаивают на полном прекращении всех контактов между членами альянса и российскими военными. В Москве тем не менее отказываться от развертывания полноценной группировки войск на крымском направлении не собираются.

О планах по размещению тактического ядерного оружия на территории полуострова члены Конгресса сообщили в письме президенту США Бараку Обаме. Послание подписали глава комитета Конгресса по делам вооруженных сил Говард Маккоун, председатель подкомитета по стратегическим силам Майк Роджерс и руководитель подкомитета нижней палаты по тактическим воздушным и наземным силам Майкл Тернер. Законодатели утверждают, что еще в начале августа российские власти приняли решение о переброске в Крым бомбардировщиков Ту-22М3 и комплексов "Искандер-М", способных в перспективе наносить удары высокоточными крылатыми ракетами Р-500, в том числе с ядерными боеголовками. Последнее, по словам члена комитета по делам вооруженных сил Сената США Джеймса Инофе, является прямым нарушением Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанного СССР в 1987 году. Дальность полета этой ракеты составляет 2600 км, в то время как соглашение запрещает производить и испытывать оружие наземного базирования с радиусом действия от 500 км до 5500 км. Напомним, что в Москве говорили о нарушении требований данного договора самими американцами, уточняя, что речь идет о разрабатываемых США ракетах средней и промежуточной дальности, используемых для отработки противоракетных перехватов (см. "Ъ" от 30 июля).

"Размещение ядерного оружия на суверенной территории другого государства без его согласия является коварным и циничным решением,— говорится в письме.— Это позволит России вплотную приблизиться к базам НАТО, получив военное преимущество в регионе". "Незаконные действия" российского руководства, по утверждению членов Конгресса, являются "вопиющим нарушением" соглашения между РФ и НАТО, подписанного в 1997 году и позволяющего российским военным представителям находиться на базах и объектах альянса. Законодатели потребовали от президента США уже в ближайшее время проинформировать Конгресс о возможных ответных шагах, которые могут предпринять в Вашингтоне. Первым из них, как считают члены нижней палаты, могло бы стать решение о полном прекращении всех контактов между членами военного альянса и Москвой, а также вывод российского военного персонала "с баз и объектов НАТО". Они также предложили запретить России проведение инспекционных полетов в рамках договора об "открытом небе" (дает возможность его участникам совершать облеты территорий друг друга с целью соблюдения действующих договоров в области контроля над вооружениями).

По словам источника "Ъ" в Генштабе, решение о размещении морского ракетоносного авиаполка с состоящими на вооружении бомбардировщиками Ту-22М3 в Гвардейском принято, однако окончательно процесс будет завершен только в 2016 году (до этого момента должна быть проведена глубокая модернизация наземной инфраструктуры авиабазы). Комментировать планы о размещении "Искандеров" в Крыму собеседник "Ъ" не стал, однако ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу заявлял, что подобные комплексы могут быть размещены на территории России в абсолютно любом месте: "Куда хотим, туда и ставим!"

О необходимости развертывания полноценной и самодостаточной группировки войск на крымском направлении в Минобороны РФ заявили во время сентябрьской коллегии ведомства: господин Шойгу связал это с резко обострившейся ситуацией на Украине и военным присутствием иностранцев в непосредственной близости от границ России. В НАТО сразу же поспешили заявить, что расширение военного присутствия РФ в Крыму приведет к "повышению напряженности в Европе", однако на планах российских военных это никак не сказалось. "Оснащение полуострова новейшими образцами вооружений является одним из приоритетных направлений",— заявил вчера "Ъ" высокопоставленный офицер Генштаба.

 

5.     Автопром.

 

Общественное телевидение России \ Госкомпаниям запретят покупать импортную автотехнику и металлургическую продукцию \\ Ограничения коснуться только той продукции, аналоги которой выпускаются в России

По данным газеты "Коммерсант", Минпромторг уже подготовил общую директиву государственным компаниям, запрещающую закупку импортной автотехники и продукции металлургии. Исключение будет сделано для тех товаров, которые не производятся в России.

Запрет коснется компаний, в которых 50% акций и более принадлежат государству, при этом реализовываться он будет через отдельные директивы представителям государства, входящим в совет директоров. Именно по этой причине запрет временно не распространяется на ГУПы. Как пояснили "Коммерсанту" в Минэкономразвития, для них потребуется отдельный механизм, поскольку в государственных унитарных предприятиях нет советов директоров, однако его разработка уже ведется.

Планируется, что представители государства должны будут в каждом отдельном случае выступить с предложением изменить корпоративное положение о закупках.

Как сообщает издание, больше всего участников рынка, в том числе, сами госкомпании беспокоит вопрос со строительной спецтехникой и поставками самолетов. В то же время, по мнению экспертов, на металлургии и автопроме запрет вряд ли скажется слишком сильно. В ОАО РЖД, например, уже заявили, что в основном закупают отечественную технику и металлургическую продукцию.

Представители автомобильного рынка, на котором, в частности, терпит убытки отечественный автоконцерн "АвтоВАЗ", говорят, что подобный запрет отечественной отрасли чиновники обещали еще в сентябре.

Документ должен вступить в силу до конца года – сначала ее рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов, затем ее направят в Росимущество, пишет РБК.

Напомним, что в середине июля 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал постановление, запрещающее чиновникам закупать для официальных нужд автомобили иностранного производства.

Ранее "Газета.RU" сообщала, что правительство также выразило готовность запретить импорт медицинского оборудования для государственных нужд. 

 

6.     Авиастроение.

 

Огонёк \ Авиазавод уходит в небо

Свое 80-летие КнААЗ им. Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой""), один из старейших авиазаводов страны, отметил запуском в серию самого современного истребителя ВВС России — Су-35С. На подходе — истребитель пятого поколения Т-50

За восемь десятков лет, что авиазавод в Комсомольске-на-Амуре в строю, с его взлетной полосы поднялись свыше 12 тысяч самолетов, военных, исследовательских, гражданских. Их создатели — лучшие авиаконструкторы страны и мира: Андрей Туполев, Сергей Ильюшин, Артем Микоян, Павел Сухой. Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество завода с "Опытно-конструкторским бюро Сухого". Начавшись в 1956-м, оно дало ВВС тысячи самолетов семейства Су, а сегодня набрало такие обороты, что крупнейший авиазавод страны в городе на Амуре назван на сайте ОАО "Компания "Сухой"" (ныне входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) "ведущей производственной площадкой основных перспективных продуктов компании".

Это значит, что основные усилия КнААЗ им. Ю.А. Гагарина в области военной авиации сейчас сосредоточены на ультрасовременных машинах. Первая — сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++" Су-35С — уже в серийном производстве. 12 таких аппаратов переданы в 23-й истребительный авиаполк в Хабаровском крае накануне 80-летия КнААЗ, а к 2015-му Минобороны получит в общей сложности 48 истребителей. Всего же, по словам президента ОАК Михаила Погосяна, корпорация рассчитывает продать на внутреннем и внешнем рынке до двух сотен Су-35С. Спрос определяют характеристики: машина стала намного маневренней, улучшены показатели малозаметности, ее бортовая РЛС "видит" цели на расстоянии до 400 км, дальность полета увеличена до 3,6 тысячи километров и т.д.

Второй аппарат — это будущее. ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (он же многофункциональный истребитель поколения "5" Т-50) — только готовится к запуску в серию и дает предприятию перспективу развития на десятилетия. КнААЗ уже выпустил пять Т-50, они проходят летные испытания. Для опытной эксплуатации в ВВС истребитель нового поколения поступит в 2016-м.

Наконец, отдельных слов заслуживает и среднемагистральный пассажирский авиалайнер "Сухой Суперджет 100": фюзеляжи для них делают в Комсомольске-на-Амуре с 2006 года, здесь же велась и сборка. А к своему 80-летию авиазавод им. Ю.А. Гагарина реконструировал под агрегатно-сборочное производство составных частей этого самолета механический цех. Современная производственная площадка позволяет вывести объем производства гражданской авиатехники КнААЗ на новый уровень. Самое время, учитывая, что президент ОАК Михаил Погосян и председатель совета директоров китайской корпорации COMAC Цзинь Цзанлун подписали меморандум о сотрудничестве по программе перспективного широкофюзеляжного пассажирского дальнемагистрального самолета. По воле судьбы и это случилось незадолго до того, как стукнуло 80 лет со дня закладки в непролазной приамурской тайге первого камня в фундамент завода N 126, которому было суждено стать одним из ведущих авиационных производств страны.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь