Новости СоюзМаш России

13.10.2014

Информационный обзор прессы 13.10.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

13 октября 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Укррудпром (Украина)\ Поставки норвежского газа стали способом легализации реверса российскогогаза

 

Новостной портал Глагол-Инфо - новости Украины (glagol-info.com)\ Подмосковье хотят посадить на «газовую иглу»

 

Mega-u.ru\ Новым руководителем челябинского отделения Союза машиностроителей РФ стал гендиректор ЧТЗ Виктор Воропаев

 

Крестьянские ведомости\ Казахстан надеется поставлять в Россию грузовые вагоны.

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

 Коммерсантъ \ МВФ прогнозирует отмену санкций \\ Больше фонду Россию порадовать нечем

 

Российская газета \ Без сала и пармезана  \\ Минобороны провело Единый день военной приемки

 

Известия \ В России могут появиться «резервные армии»

 

3.     Автопром.

 

Ведомости \ Неполный заказ для ГАЗа \\ Выпуск автомобилей на ГАЗе по заказам Daimler и GM на полгода переведен в режим неполной недели. Виноват рынок, объясняет немецкий автоконцерн

 

 

 

 

4.     Авиастроение.

 

РИА Новости \ "Вега": вооружения для беспилотников в РФ нет, но тема обсуждается

 

РИА Новости \ Беспилотники малой дальности для ВС РФ начнут производить в 2015 г

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Укррудпром (Украина)\ Поставки норвежского газа стали способом легализации реверса российскогогаза

Первый зампред комитета по промышленности Госдумы России Владимир Гутенев разработал законопроект, запрещающий продавать углеводороды странам, занимающимся их реэкспортом. Очевидно, запрет направлен против Венгрии, Польши и Словакии, которые продают в Украину газ, купленный до этого европейскими компаниями у "Газпрома".

В ответе на депутатский запрос Гутенева первый заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев указал, что Польша, Венгрия, Словакия и Украина реконструировали свои газотранспортные системы таким образом, чтобы поставлять сырье в восточном направлении. Российский монополист не может этому препятствовать, поскольку инфраструктура для реверса не нарушает контрактов между "Газпромом" и европейскими покупателями, пишет Капитал.

В 2012-2014 гг. Украина получила по реверсу от европейских компаний 3,8 млрд куб. м газа, в том числе только в текущем году - 1,7 млрд куб. м, сообщил "Газпром". Данные нашей стороны другие: за девять месяцев 2014 г. Украина закупила в Европе 2,2 млрд куб. м газа. "Есть все основания утверждать, что в Украину поставляется российский природный газ, предназначенный не украинским, а европейским потребителям, как правило, по схеме так называемого виртуального реверса, но с демонстрацией перемещения газа через границу Украина - ЕС. Правомерность такой схемы выглядит сомнительно", - считает Александр Медведев и добавляет, что при этом НАК "Нафтогаз України" не выполняет условия заключенного с "Газпромом" контракта на покупку российского сырья.

"Если такой закон будет принят, он будет работать", - заявил партнер российского консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. И это несмотря на то что, по его мнению, запрет на продажу газа "неблагонадежным" для "Газпрома" европейским потребителям может ударить и по самому российскому монополисту, поскольку он потеряет репутацию надежного поставщика. "Газпром" вынужден будет закрывать контракты по форс-мажорным обстоятельствам. И Европе придется ускорить свое движение к газовой независимости от России, как недавно и заявляла Ангела Меркель", - сказал Крутихин.

Обвинения "Газпрома" в незаконности покупок Украиной российского газа у европейских компаний звучат не впервые. Но после обвинений "Газпром" перешел к практическим действиям, начав в конце сентября ограничивать поставки в Словакию, Польшу и Венгрию. А с начала октября позиция в отношении этих стран только ужесточилась. Например, словацкая национальная газовая компания SPP 1 4 октября получила от "Газпрома" только половину заказанного объема. В результате европейские структуры вынуждены были сократить поставки газа по реверсу в Украину: Словакия - на 10%, Польша - на треть, а Венгрия прекратила реверс еще 26 сентября.

Однако отечественные власти нашли некий выход, заявив о заключении контракта на поставку газа в Украину норвежской компанией Statoil. "Норвежская нефтегазовая компания начала поставки газа "Нафтогазу" через Словакию 1 октября 2014 г.", - сообщила пресс-служба НАК в минувшую пятницу. "Это вполне реалистичный контракт, и этот газ может оказаться дешевле, чем российский, поскольку, например, на хабе в Бельгии цена газа сейчас $288-290 за тыс. куб. м. Даже если прибавить транспортные, административные расходы и прибыль, выйдет меньше, чем $385 за российский газ", - отметил Крутихин. Впрочем, цену и объем поставок норвежского газа НАК "Нафтогаз України" не оглашает.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что этот контракт носит больше пропагандистскую цель: показать накануне переговоров с Россией, что Украина может иметь еще одного альтернативного "Газпрому" поставщика. Эксперт отметил, что цена и объем газа не афишируются не случайно, поскольку норвежский газ, добываемый в море, дорогой - котировки норвежского газа в 2013 г. достигали $400 за тыс. куб. м. При этом норвежский газ физически в Украину не поставляется, для этого используется схема замещения.

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский заявляет, что никакого норвежского газа в украинской трубе не окажется. Скорее всего, это будет тот же реверсный газ российского происхождения.

 

Новостной портал Глагол-Инфо - новости Украины (glagol-info.com)\ Подмосковье хотят посадить на «газовую иглу»

Подмосковные власти собираются перевести все котельные региона на газовое топливо. Чем вызвано это желание, когда долги за газ в области несколько лет подряд исчисляются миллиардами рублей, - читайте в материале "СП".

Взрывоопасная инициатива

На этой неделе министр Московской области по инновациям и инвестициям Руслан Заливацкий рассказал представителям СМИ о том, что в регионе планируются работы по реконструкции котельных и одновременному переводу их на газовое топливо. Конкурс будет объявлен уже в первой половине 2015 года, а осуществляться данная программа будет на условиях ГЧП, государственно-частного партнерства. На каждый муниципальный район потребуется, по приблизительным подсчетам, сумма в диапазоне от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей, а ожидаемый общий бюджет проекта - порядка 50 миллиардов рублей. И это при том, что из немногим более 2,5 тысяч котельных в области на газу уже работает 2143 объекта, и лишь четыре сотни - на других видах топлива.

Но вроде бы безобидному и рядовому на первый взгляд заявлению чиновника придают пикантности два небольших нюанса.

Во-первых, это ситуация с долгами управляющих компаний за ресурсоснабжение, складывающаяся в регионе уже не первый раз. Так, в апреле 2014 года представители пресс-службы ООО "Газпром межрегионгаз Москва" отметили, что общий долг коммунальных предприятий области за газ составил порядка 12 миллиардов рублей. Правда, к настоящему времени он снизился, но незначительно. В начале октября начальник управления экономической безопасности и противодействию коррупции областного ГУВД Андрей Глуздаков в присутствии губернатора Андрея Воробьева озвучил следующие данные: Подмосковье "на круг" должно поставщика ресурсов более 11 миллионов рублей. В результате несколько районов области все лето сидели без горячей воды, а отопительный сезон, несмотря на бодрые рапорты и распоряжения, кое-где так и не начался по-настоящему.

Во-вторых, это заявление странным образом совпало с высказыванием главы "Газпрома" Алексея Миллера о том, что корпорация вынуждена пересмотреть многолетнюю политику развития из-за падения спроса на этот ресурс в Европе, а также недружественного отношения к российской монополии. При этом Миллер добавил, что дальнейшая стратегия "Газпрома" "претерпит некоторые изменения".

Наталья Чернова, доктор экономических наук, преподаватель одного из подмосковных образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке как раз-таки теплотехников, так комментирует эту перспективу:

- В то время, когда европейские страны активно ищут замену классическим источникам энергии, у нас, наоборот, в первую очередь стараются использовать именно их. Понятно, что для страны с такими внушительными природными запасами нефти и газа это естественно. Но получается, что при этом выстраивается фактически безальтернативная цепочка потребитель-управляющая компания-поставщик ресурсов. Хотя в России есть разработки, ставящие под сомнение перспективность и экономическую выгодность газа в котельных.

"СП": - Что вы имеете в виду?

- Например, существуют водогрейные котлы, разработанные при участии специалистов Ассоциации КАРТЭК и Тамбовского государственного технического университета и выпускаемые в Воскресенске (ЗАО СМНУ "Воскресенское" - "СП"). Они рассчитаны на работу с низкосортным, дешевым углем. Так вот, не вдаваясь в экономические подробности, стоит отметить, что при их использовании затраты на получение единицы тепловой энергии ниже, чем у газовых котлов (как и расходы на топливо). Затраты же на амортизацию оборудования в год ниже в целых три раза. Что же касается экологичности, то сжигание в таких котлах топлива возможно вместе с биомассой, скажем, теми же пеллетами из семечек, что позволяет говорить о приемлемых нормах загрязненности выбросов. Чем не инновация?

Плюс ко всему, развивает свою мысль эксперт, котельные с использованием газа более взрывоопасны. Тут требуется установка более сложных систем пожаротушения и вентиляции плюс переобучение персонала. Добавляем сюда необходимые согласования, а также организацию и корректировку схем теплоснабжения. На все это тоже нужны деньги.

Но, очевидно, считает Наталья Чернова, здесь вступает в силу большая политика. "Как отметил аналитик группы Societe General Тьери Бо, у "Газпрома" нет пока других рынков сбыта, кроме Европы. - подчеркивает эксперт. - А тут еще и подоспел законопроект Владимира Гутенева (первый зампред думского комитета по промышленности - "СП"), запрещающий продажу углеводородов странам-реэкспортерам. Поэтому надо же как-то и где-то компенсировать потери.

"СП": - А как же новый стратегический партнер - Китай? Переориентировать все потоки туда, и дело с концом.

- Вспомните начало одной пословицы - "до бога высоко". А до Китая - далеко, туда еще трубопроводы тянуть и тянуть. Да и обслуживать их тоже денег стоит. В самой России еще полно мест, которые можно посадить на "газовую иглу" и спокойно получать преференции, слегка подправляя законодательство в том или ином случае. В той же Московской области не во всех населенных пунктах есть газ. И в сочинских поселках то же самое. Это же намного проще, чем, в соответствии с международными правилами, которые не так-то просто "отрихтовать", годами с помощью дипломатических путей искать решения возникающих проблем.

Кроме того, отмечает эксперт, настораживает и желание осуществить модернизацию котельных при участии частных инвесторов. Просто так, "за спасибо", деньги вкладывать в предприятие ни один здравомыслящий бизнесмен не будет. Ему необходимы гарантии получения прибыли. И здесь не исключается возможность того, что закупаться оборудование будет исключительно у производителей, имеющих связи с определенным структурами, а устанавливать его - строго определенные подрядчики. Сколько бюджетных денег может осесть в нужных карманах в результате "конкурсов" и "аукционов" - большой вопрос.

"СП": Так чем же может обернуться эта инициатива подмосковных властей для рядового потребителя?

- Посмотрите на то, какая "битва титанов" идет вот уже несколько лет вокруг поставок газа через Украину в Европу. Вполне возможно, учитывая безостановочный рост тарифов на газ, такая перспектива может спровоцировать массовые отключения котельных от ресурсоснабжения, если поставщик (или инвестор) будет чем-то недоволен. В итоге рядовые граждане рискуют остаться без горячей воды и отопления на всей территории региона. Во все инстанции посыплются жалобы, прокурорские работники будут выносить представления. Но ситуация кардинально не изменится. В свою очередь, депутаты Госдумы, собравшись на очередное заседание, примут еще один "судьбоносный" документ. Например, какой-нибудь ФЗ "О мерах ответственности за неплатежи по коммунальным услугам". Он, конечно, как обычно, будет сыроват, повлечет внесение очередных изменений в Жилищный кодекс и другие нормативные акты. А в результате сумма в платежках за газ, отопление и другие услуги для рядового потребителя вырастет в разы. Не исключаю, что могут-таки воплотить в жизнь озвученную не так давно Дмитрием Медведевым идею системы предоплаты за ресурсы. И те граждане, которые и так испытывают финансовые сложности, могут в одночасье на вполне законных основаниях лишиться собственных квартир.

 

Mega-u.ru\ Новым руководителем челябинского отделения Союза машиностроителей РФ стал гендиректор ЧТЗ Виктор Воропаев

Челябинское региональное отделение Союза машиностроителей России возглавил генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Виктор Воропаев. Выборы состоялись на прошедшем 10 октября в Челябинске расширенном заседании организации, в котором приняли участие около 100 руководителей промышленных предприятий, представителей исполнительных и законодательных Челябинской области.

Как передает корреспондент агентства «Mega-U.ru», с 2003 года региональное отделение возглавлял Виктор Корман. Сегодня по рекомендации исполкома Союзмаша России на эту должность единогласно был избран В. Воропаев.

«Я думаю, что мы сегодня проголосовали правильно за человека, который может реально улучшить ситуацию», - сказал В. Корман.

Председательствовавший на заседании заместитель председателя коллегии ВПК РФ, член бюро Союза машиностроителей России Олег Бочкарев проинформировал коллег о задачах организации в контексте развития ОПК.

В частности, речь шла о выполнении поручения Президента РФ «О реализации комплекса мер по совершенствованию системы профессионального образования, повышении уровня жизни и решении жилищных проблем работников организаций оборонно-промышленного комплекса». В этом плане перед руководителями машиностроительных предприятий стоят задачи строительства доступного жилья, решения проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, улучшения бытовых условий работников.

Еще один важнейший вопрос - выполнение гособоронзаказа 2014 года - рассматривался в закрытом режиме.

 

Крестьянские ведомости\ Казахстан надеется поставлять в Россию грузовые вагоны.

Казахстан надеется замещать своей продукцией объем покупаемых Россией грузовых вагонов у Украины, сообщил в ходе пресс-конференции в рамках машиностроительного форума председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.

По его словам, ежегодно Украина поставляла в Россию 20 тысяч грузовых вагонов почти на 2 миллиарда долларов. «Россия поменяла техрегламенты в грузоперевозках, то есть продление вагонов свыше 20 лет будет запрещено у них. Поэтому потребность в ж/д вагонах будет огромной», - считает Пшембаев.

Он отметил, два казахстанских вагоностроительных завода расширяют производство до 10 тысяч единиц продукции ежегодно, передает ИА «Казах-Зерно».

«Мы желаем, чтобы те угрозы и санкции, которые объявлены нашему соседу - России, были сняты. Тем не менее, есть возможности для казахстанских компаний рынок заполнить казахстанской продукцией», - констатировал глава союза машиностроителей.

«Один из сдерживающих факторов - отсутствие долгосрочных контрактов со стороны «Самрук-Казыны», госкомпаний и недропользователей. В этом отношении работа ведется. Надеюсь, мы совместно с правительством выработаем механизмы», - заключил Пшембаев.

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсантъ \ МВФ прогнозирует отмену санкций \\ Больше фонду Россию порадовать нечем

Прогнозы МВФ по Европе на 2015 год содержат предположение о сворачивании кампании санкций и "контрсанкций" в отношениях России и крупных экономик, РФ, видимо, продолжит активное участие в работе G20 при председательстве Турции в 2015 году, фактор Украины не будет блокировать работу с международными институтами. Таковы основные итоги завершившейся годовой сессии МВФ и Всемирного банка. Кроме предложения вернуться к работе, других идей у этих организаций для России нет — реформа управления МВФ вновь откладывается, Китай ведет в фонде отдельную от России игру.

В Вашингтоне в воскресенье закончилась официальная часть годовой сессии МВФ и Всемирного банка, в рамках которой также проходило министерское совещание финансовых органов стран G20. Главный результат для России — ее сотрудничество с G20, МВФ и ВБ из-за двусторонних внешнеполитических проблем с США, ЕС, Японией и Канадой свернуто не будет, но инициативы, в реализации которых РФ была заинтересована в последние годы, ей теперь придется продвигать не в рамках этих организаций, а самостоятельно.

На сессии Россия была представлена руководством Минфина (во главе с министром Антоном Силуановым) и ЦБ (Эльвира Набиуллина и ее первый зам Ксения Юдаева). Вопреки ожиданиям, Россия не подтвердила и не опровергла приезд президента Владимира Путина на ноябрьский саммит G20 в Брисбене. Впрочем, министр финансов Австралии Джо Хоки дал понять, что в рамках "двадцатки" Россия вполне конструктивно участвовала в обсуждении политически окрашенных для нее вопросов, в частности расширения инструментария поддержки МВФ реформ на Украине. В рамках сессии прошли также консультации ЦБ РФ и Нацбанка Украины. МВФ ожидает, что российско-украинский конфликт (на сессии его именовали "геополитическими сложностями") приведет к росту внешнего долга Украины до "греческого" уровня — выше 100% ВВП в 2015 году, и настаивает на требующих дополнительной поддержки глубоких экономических реформах в стране.

В отношении России прогноз МВФ по Европе повторил предположения Всемирного банка (см. "Ъ" от 10 октября). За одним важным исключением — аналитики фонда прямо предполагают отмену по крайней мере европейских санкций к России и ее продовольственных "контрсанкций" в течение 2015 года. При этом довольно неоднозначно прогнозируется взаимосвязь динамики ВВП и других макропоказателей ЕС и России. Пол Томсен из европейского департамента фонда неожиданно заявил о том, что экономика стран ЕС восстанавливается быстрее, чем можно было ожидать,— причем скорее на удачной комбинации конъюнктуры и более быстрого восстановления финансового сектора, чем на росте внутреннего спроса (он как раз хуже ожиданий).

В целом заявления МВФ и ВБ, так или иначе касающиеся РФ, были нейтрально-сочувственными. Так, глава фонда Кристина Лагард, констатировавшая в очередной раз, что реформа управления в МВФ (предусматривающая в том числе усиление веса BRICS в организации) продолжает блокироваться американским парламентом, заявила: она готова публично станцевать танец живота, если Конгресс одобрит реформу МВФ и ВБ. В приветственной же речи к участникам сессии 10 октября госпожа Лагард цитировала Федора Достоевского.

Впрочем, кроме подчеркнутого внимания и понимания, МВФ и ВБ мало чем могут поддержать Россию. Реформа МВФ поддерживалась усилиями КНР, Индии и Бразилии, но осенью 2014 года Китай существенно (по крайней мере внешне) сократил свое участие в программе сессии, как, впрочем, и другие страны BRICS. Европа и страны ОПЕК в заявлениях к заседанию IMFC (управляющего совета МВФ) Россию не упоминали, что крайне редко случалось последние годы. Так же поступил и министр финансов Аргентины Алекс Кисилефф, опубликовавший довольно подробное заявление о необходимости диверсификации политики поддержки стран--участников фонда. Сам IMFC не изменил общую рекомендацию для России (аналогичную для Турции и Индонезии): это улучшение бизнес-климата. При этом, видимо, именно с председательством в G20 в 2015 году Турции (с проблемами, аналогичными российским,— ослабление лиры, нестабильная динамика капитального счета, всплеск инфляции, проблемы в банковском секторе) будут связаны перспективы стабилизации отношений РФ с многосторонними институтами. В двусторонних же отношениях РФ с крупными экономиками политический фактор останется определяющим: постоянных союзников здесь у страны по-прежнему нет.

 

Российская газета \ Без сала и пармезана  \\ Минобороны провело Единый день военной приемки

Руководство Минобороны РФ 10 октября провело Единый день приемки военной продукции. Генералы, разумеется, не планировали именно в этот день организовать массовую поставку боевой техники и вооружения в части и соединения. Новый арсенал туда отправляют постоянно и по заранее утвержденному графику.

Данное мероприятие армейское командование придумало совершенно с иной целью. Точнее говоря, с тремя "прицелами". Во-первых, чтобы подвести итоги выполнения государственного оборонного заказа за третий квартал 2014 года и в режиме видеоконференцсвязи заслушать доклады начальников военных представительств о приемке новейших самолетов, зенитных ракетных систем, артиллерийских установок, подлодок, комплексов радиоэлектронной борьбы. Во-вторых, чтобы подписать сводные акты приема - передачи нового арсенала и наградить лучших работников ОПК и военпредов. И, наконец, чтобы рассказать российским налогоплательщикам, на что в армии тратятся их деньги. Именно с этой целью Единый день приемки военной продукции решили по максимуму осветить в средствах массовой информации.

- По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем таких поставок увеличился до 30 процентов, - сообщил министр и уточнил, что речь идет о многоцелевых истребителях, ударных и транспортно-боевых вертолетах, большой подводной лодке "Новороссийск", корвете, радиолокационных станциях, средствах связи, автомобильной и бронетанковой технике.

Для Шойгу особенно важно, чтобы переоснащение войск продолжалось по всем запланированным направлениям. С этой целью Минпромторг совместно с Минобороны и другими федеральными органами исполнительной власти проводят поэтапные мероприятия по устранению зависимости российского оборонно-промышленного комплекса от импортного сырья и материалов.

"Принятые меры должны обеспечить своевременное импортозамещение украинских комплектующих изделий, а также военной продукции стран НАТО и Евросоюза. В конечном счете, такие шаги позволят сохранить набранные темпы переоснащения войск современным вооружением", - сказал министр обороны.

Чем пополнились Российская армия и Военно-морской флот

Военно-воздушным силам поставлено12 самолетов, 36 вертолетов, полковой комплект зенитной ракетной системы С-400, 8 аэродромных радиостанций, 1 радиолокационная станция средних и больших высот, более 12 тысяч единиц авиационных средств поражения. После ремонта на аэродромы вернулось 28 самолетов различных типов и 6 вертолетов.

Военно-Морской флот получил 3 боевых корабля, 9 вспомогательных судов и причалов, 8 радиолокационных станций. На судостроительном заводе "Северная верфь" военным представительством завершены испытания корвета "Стойкий" проекта 20380. В настоящее время корвет передан Военно-Морскому Флоту.

Сухопутные войска пополнились 36 самоходными гаубицами, 66 бронетранспортерами, 726 автомобилями, бригадным и дивизионным комплектами переносного зенитно-ракетного комплекса "Верба", 1300 единицами средств связи и разведки, 730 тысячами боеприпасов и ракет. Отремонтировано 2146 автомобилей военного назначения, 183 единиц бронетанкового вооружения и техники.

Воздушно-десантные войска получили после ремонта и модернизации отремонтировано 47 БМД и бронетранспортеров, свыше 7,7 тысячи средств десантирования различного назначения.

Войска Воздушно-космической обороны и Роскосмос приняли 6 ракет-носителей различного класса, а также один космический аппарат. Завершены государственные испытания радиолокационной станции высокой заводской готовности "Воронеж-ДМ". В ближайшие 5 лет планируется изготовить и ввести в строй аналогичные станции, что позволит обеспечить сплошное радиолокационное поле системы противоракетной обороны страны.

Ракетные войска стратегического назначения продолжают приемку составных частей комплекса "Ярс". За прошедший квартал в места базирования ракетных дивизий отправлены 6 единиц средств этого комплекса, а также 5 межконтинентальных баллистических ракет.

Что доложили министру генералы

Главком Сухопутных войск генерал-полковник Олег Салюков: Приняли бригадный комплект ракетного комплекса "Искандер-М", состоящий из 51 образца вооружения и военной техники. Кроме того, получили 21 современную самоходную артиллерийскую установку 2С19М2 с автоматизированной системой управления огня, 143 капитально отремонтированных танка и 233 новых бронетранспортера БТР-82А.

Главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев: В авиачасти поступили 6 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34, 9 многофункциональных истребителей Су-30СМ, 4 многоцелевых истребителя Су-30М2, 3 среднемагистральных самолёта Ан-148, 8 транспортно-боевых вертолета Ми-35М, 5 боевых вертолетов Ми-28Н, 9 вертолётов Ми-8АМТШ.

Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев: В соединения стратегических войск поставлены и введены в состав ракетные комплексы "Ярс" мобильного базирования в составе 9 автономных пусковых установок, 6 межконтинентальных баллистических ракет, 17 машин обеспечения боевого дежурства.

Директор Департамента строительства Минобороны Роман Филимонов: Строительство военных городков идет исключительно по типовым проектам. Во всех крупных городках с численностью более полутора тысяч военнослужащих предусмотрены спортивные комплексы и бассейны. Готов к приемке военный городок 247-полка ВДВ в Ставрополе, а также первая очередь жилого комплекса на 2176 квартир в Воронеже. В этом году планируется сдать 39 799 служебных квартир.

Начальник Управления военных представительств Минобороны Олег Степанов: Сдан корвет "Стойкий" проекта 20380 и морской буксир для ВМФ, 40 армейских автомобилей "Урал", ракета-носитель "Союз-2", межконтинентальные баллистические ракеты комплекса "Ярс", малогабаритный комплекс радиоконтроля и радиоподавления связи "Леер-2", радиостанции КВ/УКВ-диапазона Р-166-0,5.

География военных поставок

В Санкт-Петербурге идет приемка серии больших дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 для Военно-Морского Флота. Подводная лодка "Новороссийск" готовится к переходу на Северный флот. На ДПЛ "Ростов-на-Дону" завершаются швартовые испытания, на субмаринах "Старый Оскол" и "Краснодар" производится приемка систем, механизмов и оборудования.

Из Екатеринбурга военные представители доложили о принятии 15 самоходных гаубиц "Мста-С". Великий Новгород отчитался о готовности передачи в эксплуатацию новейшего комплекса РЭБ "Красуха 2.0".

На полигоне "Капустин Яр" в Астраханской области была осуществлена передача полкового комплекта зенитной ракетной системы С-400 "Триумф".

В прямом эфире по команде министра обороны с авиационных заводов в Комсомольске-на- Амуре и Казани к местам постоянного базирования вылетели многофункциональные истребители Су-30М2 и транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТВ-5-1. Еще в рамках Единого дня приемки военной продукции был рассмотрены вопросы по обустройству базовых военных городков.

 

Известия \ В России могут появиться «резервные армии»

Состоящие в них добровольцы будут продолжать трудиться на рабочих местах. За приписку к определенной воинской части и регулярное участие в сборах они получат прибавку к зарплате от Минобороны

Минобороны работает над проектом создания нескольких резервных армий, которые предполагается сформировать в нашей стране в ближайшем будущем, рассказал «Известиям» Франц Клинцевич, зампредседателя комитета по обороне Госдумы.

— Личный состав этих армий, продолжая работать на разных должностях на своих предприятиях, будет периодически участвовать в военных сборах, а также ежемесячно получать определенные деньги за нахождение в этой резервной армии, — пояснил Клинцевич. — Эти люди будут готовы в любой момент прийти на соответствующий сборный пункт, получить оружие и принять участие в сформированном подразделении, которое заранее определено.

По информации "Известий", предполагается, что возможность появления резервных армий и принципы их формирования будут прописаны в новых поправках к закону «Об обороне». Кроме того, формы прохождения службы перечислены в законе «О воинской обязанности и военной службе».

Ожидается, что нововведение поднимет боеготовность российской армии.

— Это (формирование резервных армий в России. — «Известия») поможет армии и резервистам всегда находиться в высокой боевой готовности, — уверен военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Самое главное, что, если начнутся военные действия, резервисты не станут пушечным мясом и будут способны выполнить боевые задачи, которые на них возлагаются.

По мнению эксперта, заключить контракт с Минобороны и записаться в резервные армии смогут военнослужащие, закончившие срочную или контрактную службу. За каждым таким человеком будет закреплено место в воинской части, и он будет совершенствовать свое боевое мастерство. Таким образом, эти люди будут лучше готовы к учениям, сборам и реальной войне.

— В армии очень важно не просто занимать место в боевом строю, но и уметь выполнять задачи, — считает Литовкин. — У нас есть офицеры запаса. Но люди, которые 3–4 года, а иногда 10 лет не призываются на сборы и не проходят дополнительную подготовку, теряют все навыки.

Формирования активного резерва существуют в ряде зарубежных стран. Так, в США функционирует национальная гвардия. Человек, отслуживший в армии, заключает с Пентагоном контракт о регулярном участии в военных сборах, а также раз в неделю посещает занятия по боевой подготовке.

Национальная гвардия может быть использована губернатором штата при чрезвычайных ситуациях в стране — в таких случаях они выполняют примерно те же функции, что и внутренние войска. Также по решению президента США служащие национальной гвардии могут быть использованы для поддержки армии за пределами США. Так, в конфликтах в Ираке и Афганистане, по подсчетам специалистов, участвовало более 300 тыс. национальных гвардейцев.

— Примерно такая же ситуация сегодня в Белоруссии, — рассказывает Литовкин, — там ребята, даже не служившие [в армии], заключают подобное соглашение с Министерством обороны и проходят подготовку на базе военкоматов, воинских частей. Во время учений и в случае боевых действий эти люди призываются в армию и делают свое дело там, где они приписаны.

Перед созданием резервных армий необходимо определить, для каких военных специальностей подходит такая форма службы, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

– Летчик истребителя или оператор переносного зенитного ракетного комплекса, естественно, не может быть резервистом, а стрелок мотопехоты – может, - приводит примеры эксперт.

По его мнению, необходимо учитывать, что создание резервных армий в перспективе может создать ряд проблем. Это, например, рост количества обученных, боеспособных граждан находящихся вне "системы координат" Минобороны.

- В 1917 году чрезмерно раздутые резервные батальоны помогли большевикам взять власть в России, - напомнил Пухов.

Кроме того, нужно, чтобы работодатели компенсировали зарплаты служащих во время сборов и тренировок, и не увольняли их под какими-то предлогами, считает эксперт.

– Поэтому, в первую очередь, резервистов надо набирать на предприятиях, которые так или иначе связаны с Минобороны, и где это ведомство может повлиять на работодателя. В частности, это могут быть предприятия ОПК, - предполагает Пухов.

Министерство обороны России не предоставило оперативного комментария.

 

3.     Автопром.

 

Ведомости \ Неполный заказ для ГАЗа \\ Выпуск автомобилей на ГАЗе по заказам Daimler и GM на полгода переведен в режим неполной недели. Виноват рынок, объясняет немецкий автоконцерн

Горьковский автозавод (ГАЗ) переведет с 13 октября по 12 апреля 2015 г. в режим неполной, четырехдневной, рабочей недели производство автомобилей для Daimler и с 14 ноября до 13 мая 2015 г. — автомобилей для GM, сообщил «Интерфакс» и подтвердил представитель управления государственной службы занятости населения Нижегородской области. Для этих автоконцернов ГАЗ по контрактной схеме выпускает легкие коммерческие автомобили (LCV) Mercedes-Benz Sprinter Classic, а также легковой Chevrolet Aveo. Сколько на ГАЗе производится этих машин, не раскрывается. В 2014 г. общий контрактный выпуск автомобилей на ГАЗе может составить 125 000-150 000 шт. (половина общего производства на заводе), говорил в 2013 г. тогдашний президент группы ГАЗ Бу Андерссон. Выделенная мощность для GM — 30 000 шт. в год, для Daimler — 25 000 шт.

Представитель Daimler подтвердил переход на четырехдневный режим. Причина — в сокращающемся рынке, объяснил он: «Это совместное с группой ГАЗ решение. Мы надеемся, что данная мера будет краткосрочной». Рынок LCV в России в январе — августе сократился почти на 30% до 75 300 шт., по итогам года упадет на 15-20%, по оценке «Автостата». Представитель GM на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель группы ГАЗ лишь сказал, что выпуск собственной продукции ГАЗа (в основном это LCV «Газель») ведется в обычном, пятидневном, режиме. Ранее группа ГАЗ сообщала, что до конца 2014 г. на четырехдневный режим работы переведена часть сотрудников управляющей компании и газовских руководителей, специалистов и служащих. Экономия не раскрывается.

Сокращение заказов от GM закономерно, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: российские продажи группы падают (в январе — сентябре 2014 г. — на 26,7% до 138 404 шт., по данным АЕБ) на фоне общего сокращения рынка (минус 13%). Поэтому автоконцерн корректирует производственную программу на собственном заводе в Санкт-Петербурге и на СП «Джи Эм — АвтоВАЗ». А вот продажи LCV Mercedes-Benz в январе — сентябре в России растут: по итогам девяти месяцев — на 64% до 5617 шт., по данным АЕБ. На долю Sprinter Classic приходится более 50% этих продаж, сказал представитель Daimler. Для сравнения: продажи LCV ГАЗа в январе — сентябре упали на 21% до 48 180 шт., по данным АЕБ.

Наблюдаемый резкий рост продаж LCV Mercedes-Benz прежде всего связан с эффектом низкой базы — выпуск Sprinter Classic на ГАЗе начался летом 2013 г., говорит Беспалов. В этом году на фоне падения рынка компания, видимо, нащупала потолок спроса на Sprinter Classic и, чтобы не допустить его перепроизводства, скорректировала заказы для ГАЗа, думает эксперт. Сколько ГАЗ потеряет от снижения заказа, партнеры не раскрывают. По мнению Беспалова, они как минимум покроют постоянные затраты на выделенную на ГАЗе мощность. Это распространенный подход при контрактной сборке, объясняет он.

Помимо моделей Daimler и GM на ГАЗе по контрактной схеме выпускаются легковые автомобили Volkswagen (Skoda Octavia, Skoda Yeti и Volkswagen Jetta). У группы тоже падают продажи в России (минус 13,4%, по данным АЕБ). Но, по словам ее представителя, производство Skoda и Volkswagen на ГАЗе идет в обычном, пятидневном, режиме, изменения не планируются.

 

4.     Авиастроение.

 

РИА Новости \ "Вега": вооружения для беспилотников в РФ нет, но тема обсуждается

О перспективах создания беспилотных комплексов в России, о новых разработках в области воздухоплавания, о влиянии западных санкций на производство БЛА в РФ, а также других проблемах в интервью РИА Новости рассказал директор программ по комплексам с БЛА концерна "Вега", входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию, Аркадий Сыроежко.

Наряду с масштабным обновлением существующего парка военной техники в российской армии последнее время большое внимание уделяется разработке и внедрению беспилотных и робототехнических комплексов. Но, несмотря на амбициозные планы военного руководства страны, существует ряд проблем, которые необходимо решить для выполнения этой задачи.

О перспективах создания беспилотных комплексов в России, об их боевых и разведывательных возможностях, о новых разработках в области воздухоплавания, о влиянии западных санкций на производство БЛА в РФ, а также других проблемах, с которыми сталкивается промышленность при выполнении возложенных на нее задач, в интервью РИА Новости рассказал директор программ по комплексам с БЛА концерна "Вега", входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию, Аркадий Сыроежко.

— Расскажите вкратце о концепции создания беспилотных комплексов. Что она предполагает?

— В конце прошлого года были утверждены два основополагающих документа. Первый — концепция создания комплексов с БЛА на период до 2025 года. В его разработке приняли участие все заинтересованные организации при головной роли Концерна "Вега". Концепция прошла утверждение в пяти министерствах.

Вторую концепцию — применения беспилотной техники до 2030 года — разработали специалисты Минобороны РФ. Эти документы друг друга взаимодополняют. В настоящее время идет очередной этап формирования межведомственной комплексной целевой программы на 10 лет — с 2016 по 2025 год, где будут увязаны по срокам, задачам и средствам мероприятия военных и промышленности. Особое внимание в данной программе уделяется вопросам создания научно-технического задела и заблаговременной подготовки базы серийного производства БЛА, которые должны быть решены до начала полномасштабной разработки Иными словами, сейчас мы хотим заложить опережающий научно-технический задел.

— Есть ли какие-то проблемы с созданием и производством беспилотных комплексов в России?

— Конечно, если брать маленькие комплексы, то особых проблем с их серийным производством нет, по крайней мере, по заявлениям предприятий, которые ими занимаются.

Надо полагать, что производство больших комплексов, которые, например, разрабатывает ОАК, будет ориентироваться на мощности существующих авиастроительных заводов, а вот сегмент серийного изготовления БЛА малой и средней дальности — совершенно новая отрасль производства, которая лежит на стыке радиоэлектронной и авиационной промышленности, и достаточной базы такой индустрии в РФ просто-напросто не существует.

Минобороны неоднократно заявляло, что на закупку беспилотников всех типов будет выделено несколько сотен миллиардов рублей. А если такие огромные средства закладываются на серийное производство, то надо понимать, где, кто и как эти средства сможет эффективно реализовать.

У одного из предприятий "Веги", например, сейчас есть разработка комплекса с БЛА малой дальности. Мы уже заранее готовим мощности к его серийному производству.

По нашим оценкам, потребности Минобороны до 2020 года составят несколько сотен самолетов. Надо уже сегодня думать о том, как и где произвести заявленные объемы техники, в которой нуждается заказчик. Мы пошли на инвестиционный проект, и в следующем году запускаем цех по производству комплексов малой дальности в Рыбинске.

— Какие требования предъявляет заказчик к беспилотным комплексам средней и малой дальности?

— Конкретные тактико-технические характеристики формируются к каждому комплексу отдельно. К основным требованиям можно отнести эффективность решения поставленных задач, надежность и экономичность беспилотной техники.

— А какой тип беспилотников наиболее востребован среди ваших заказчиков?

— Сегодня есть большая потребность в беспилотных комплексах всех типов. Наиболее массовое применение получат разведывательные системы тактического звена, это комплексы ближнего действия и малой дальности (так называемые комплексы поля боя), так как у нас довольно много средств поражения в тактическом звене, не обеспеченных в достаточной степени целеуказанием. А современные комплексы с БЛА могут эффективно решать эти задачи. По мере создания БЛА средней и большой дальности они займут свою нишу в системе вооружения.

— А есть ли сейчас вооружение, предназначенное специально для беспилотников?

— Здесь тоже не без проблем. Современное авиационное вооружение создавалось для пилотируемой авиации по соответствующим массо-габаритным требованиям, а сейчас размеры беспилотников гораздо меньше самолетов. По имеющейся информации, за рубежом сейчас идет массовая разработка небольших средств вооружения специально для малогабаритной беспилотной техники.

Ни одного сертифицированного боеприпаса применительно для наших беспилотников в настоящее время нет. Диалоги идут о том, чтобы в больших беспилотниках использовать существующие боеприпасы. Я считаю, что это вещь перспективная, ее нужно развивать. Может быть, в рамках планирования развития что-то удастся сделать, но я еще раз повторюсь, что сначала нужно обеспечить необходимой информацией существующие средства поражения.

— Как вы оцениваете перспективы БПЛА "Чирок"?

— То, что было заявлено, это пока еще не полноценный беспилотный комплекс, а модель, которая прошла достаточно большой путь развития: это и продувка в аэродинамических трубах, и соответствующие расчеты, а сейчас идет полномасштабное изготовление опытных образцов. В экстремальных условиях применения он имеет ряд преимуществ по условиям взлета и посадки с необорудованных аэродромов и не требует специальной инженерной и навигационной подготовки аэродромов, как, например, БЛА "Сёрчера" и другие зарубежные его аналоги. К примеру, чтобы на новом месте начать использовать израильский "Searcher", нужна взлетно-посадочная полоса соответствующего качества и ее навигационная привязка с точностью до нескольких сантиметров.

— Сказались ли западные санкции на закупке комплектующих для беспилотников и готовых продуктов иностранного производства?

— По имеющейся информации, Минобороны в настоящее время иностранную беспилотную технику не закупает, и это не связано с санкциями. Безусловно, продолжается и, скорее всего, будет продолжаться закупка отдельных комплектующих.

Сегодняшние реалии таковы, что ни одна страна в мире не имеет полностью замкнутого внутреннего цикла производства систем вооружений, и в этом нет смысла. Нужна грамотная кооперация. Также нет смысла делать ставку только на импорт. Программа импортозамещения поможет обратить взор промышленности на свои недостатки и раскрыть имеющиеся внутренние резервы. Да, будет трудно, но мы решим эту проблему. Санкции заставили работать эффективнее, что неизбежно должно дать соответствующий результат.

— Недавно узнал, что сейчас рассматривается вопрос о создании беспилотников из пластика с целью уменьшения заметности для радаров. Это действительно так?

— Начнем с того, что не из "пластика", а из конструкционных композиционных материалов. "Вопрос о создании из пластика" не рассматривается, а речь идет о расширении доли композитных материалов в конструкции БЛА. Но я бы лучше материалы для изготовления планеров разделил на металл и не металл. Использование композитных материалов для снижения заметности это великий плюс, но оно имеет и свои минусы.

Требования к эксплуатации, например,углепластика, очень жесткие, а цена вопроса очень высокая. Есть еще и другие композиты, менее дорогие и простые в эксплуатации, но там тоже есть определенные нюансы. Сочетание металлических конструкций и композитов дает оптимальные решения для конкретных задач.

— Какими еще перспективными направлениями вы сейчас занимаетесь?

— Мы занимаемся не только беспилотной тематикой, но также еще работаем над созданием воздухоплавательной техники. Она включает три вещи: привязные аэростаты, дирижабли и свободные аэростаты. Сейчас мы вышли на госиспытания перспективного привязного аэростатного комплекса. Он способен в рабочем состоянии длительно находиться на больших высотах без подполнения запасов инертного газа, других расходных материалов и источников энергии. Вообще-то, он разработан для обеспечения связи, но может использовать и другие виды полезных нагрузок.

— А в чем преимущество этих средств?

— Преимущество воздухоплавания в продолжительности непрерывного решения задач и цене вопроса. Если самолет летает несколько часов, беспилотник — один —два дня, то здесь, при освоенных предприятиями Концерна "Вега" новом поколении тканей оболочек и технологий их сварки, речь может идти о месяцах активного функционирования на высоте. По сравнению с космическими средствами, пилотируемой и беспилотной авиацией стоимость использования 1 кг полезной нагрузки на воздухоплавательной технике существенно ниже.

Мы также разработали маленький беспилотный дирижабль. Он еще, конечно, пока готов не полностью, но уже летает, управляется по радиоканалу и передает информацию на землю. После завершения его испытаний дирижабль будет предложен вниманию потенциальных заказчиков из силовых ведомств и гражданских компаний.

 

РИА Новости \ Беспилотники малой дальности для ВС РФ начнут производить в 2015 г

Комплексы с беспилотными летательными аппаратами малой дальности начнут производить со следующего года в Рыбинске, сообщил в интервью РИА Новости директор программ по комплексам с БЛА концерна "Вега" Аркадий Сыроежко.

"У одного из предприятий "Веги", например, сейчас есть разработка комплекса с БЛА малой дальности. Мы уже заранее готовим мощности к его серийному производству. Мы пошли на инвестиционный проект и в следующем году запускаем цех по производству комплексов малой дальности в Рыбинске", — сказал Сыроежко.

По его словам, потребности Минобороны до 2020 года составят несколько сотен самолетов. "Минобороны неоднократно заявляло, что на закупку беспилотников всех типов будет выделено несколько сотен миллиардов рублей. А если такие огромные средства закладываются на серийное производство, то надо понимать, где, кто и как эти средства сможет эффективно реализовать", — добавил собеседник агентства.

Сыроежко предположил, что производство больших комплексов, которые, например, разрабатывает ОАК, будет ориентироваться на мощности существующих авиастроительных заводов. "А вот сегмент серийного изготовления БЛА малой и средней дальности — совершенно новая отрасль производства, которая лежит на стыке радиоэлектронной и авиационной промышленности, и достаточной базы такой индустрии в РФ просто-напросто не существует", — посетовал он.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь