Новости СоюзМаш России

25.08.2014

Информационный обзор прессы 25.08.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

25 августа 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

24.08.2014
Mediafax.ru
«Торговая война» России и Запада: возможен ли запрет на импорт иномарок и согласятся ли наши автолюбители пересесть с «Мерседеса» на «Ладу»?

24.08.2014
Свободная пресса
Какие иномарки запретят

Сообщения с аналогичным содержанием

24.08.2014.   Новостной портал Глагол-Инфо - новости Украины (glagol-info.com)
Какие иномарки запретят в России?
Ссылка на оригинал статьи

24.08.2014
Городской портал. Уфа - Новости
В конце октября «Аэрофлот» создаст новый лоукостер вместо «Добролета»

 

2.     Оборонно-промышленный комплекс.

РИА Новости

Военные ВВО в ходе учений в КНР поразили цели высокоточными снарядами

Российская газета - Северо-Запад

Из рук министра \\ Минобороны выдало первые "квартирные" деньги

3.     Автопром.

РИА Ура.Ru

«АвтоВАЗ» сгубил иностранец. Депутаты отправляют в отставку Бу Андерссона

4.     Авиастроение.

ГОРОД Жуковский

Жуковский встает на крыло

1.     О Союзе машиностроителей России. 

 

24.08.2014
Mediafax.ru
«Торговая война» России и Запада: возможен ли запрет на импорт иномарок и согласятся ли наши автолюбители пересесть с «Мерседеса» на «Ладу»?

Такую возможность в интервью "Медиафакс" комментируют ведущие российские эксперты Владимир Сальников и Петр Шкуматов

Спираль торговой санкционной войны между Россией и Западом раскручивается. В ответ на секторальные санкции США и ЕС в отношении России, затронувшие финансовую и промышленную отрасли нашей страны, Москва ввела запрет на импорт продуктов из стран Запада. В начале августа 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", согласно которому на один год вводится запрет ввоз в РФ сельхозпродукции, сырья и продовольствия из тех стран, которые присоединились к санкциям против России.

Однако, судя по всему, на этом стороны могут не остановиться, ибо война на Донбассе пока не утихает. На днях правительство России предупредило: если Брюссель и Вашингтон введут новые ограничительные меры в отношении России, то Москва в долгу не останется. Один из вариантов "нашего ответа Чемберлену" - запрет на импорт в РФ легковых автомобилей из США, Европы и Японии стоимостью до 800 тысяч рублей (около 22 тысяч долларов). Эту возможную меру, в частности, озвучил на днях первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. По словам депутата, запрет может коснуться и поставок в Россию автомобилей, табачной и винодельческой продукции из ЕС и США. Господин Гутенев уверен, что в ответ на санкции Запада Россия вполне может переориентироваться на азиатский рынок автоиндустрии. Он уточнил, что Россия при вступлении в ВТО оставила за собой право вводить временные ограничительные меры в случае, если появится угроза безопасности для отечественного производителя.

Параллельно с запретом на ввоз иномарок с ЕС и США в Охотном ряду рассматривают возможность запрета для российских чиновников использовать автомобили европейских, американских и японских брендов. Причём номенклатура должна отказаться от этих "железных коней" безоговорочно, вне зависимости от того, собраны ли эти иномарки на территории Таможенного союза или нет. Такой радикальный законопроект готовится в Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству. По словам автора законопроекта, зампреда Комитета по госстроительству депутата от КПРФ Вадима Соловьёва, суть инициативы в том, чтобы запретить госзакупки автомобилей тех стран, которые ввели санкции против России. По его мнению, это является адекватной ответной мерой, которая к тому же позволит поддержать отечественных производителей: "Запретив госзакупки автомобилей марок тех стран, которые ввели в отношении нас санкции, мы сможем поддержать собственный автопром и стать независимыми", - заявил Соловьёв.

Председатель "Движения автомобилистов" Виктор Похмелкин поддерживает предложение Вадима Соловьёва: "Если иностранные автопроизводители в России настолько зависят от госзаказов чиновников, то мы слишком далеко зашли. Это неправильно, является симптомом какой-то глубокой экономической и общественной болезни. Как бы там ни было, считаю, что престиж страны важнее: представители страны должны перемещаться только на отечественных машинах. Не говоря уже о том, что количество служебных автомобилей вообще должно быть сокращено до минимума".

Если эти два указанных выше законопроекта будут приняты, то под удар попадут мировые лидеры автомобильной отрасли: немецкие, французские, английские, японские и американские марки. Примечательно, что многие из них наладили производство своих марок автомобилей в России. Например, Toyota Camry, являющаяся самой любимой "тачкой" среди российских госслужащих, собирается на заводе в Санкт-Петербурге. Ford Focus, которую больше любят полицейские и силовики, производится в городе Всеволожск. Элитные автомобили, которыми пользуются высокопоставленные чиновники, выпускаются в Калуге (Volkswagen) и Калининграде (BMW, Cadillac). Впрочем в указанном выше комитете Госдумы нет единого мнения.

Заместитель комитета Вячеслав Лысаков уверен, что "необходимости в столь жестких мерах нет". Он напомнил, что в прошлом месяце премьер РФ Дмитрий Медведев запретил закупку иностранной техники за государственный счёт. Речь идёт о брендах, которые не производятся на территории России. Что касается марок, выпуск которых налажен в нашей стране, то запрет на их закупку для чиновников может привести к большим потерям. "Я уверен, что госзакупки таких автомобилей позволяют поддерживать российский авторынок, который переживает трудные времена", - добавил господин Лысаков.

Его мнение разделяет и руководитель отдела продаж Skoda в Томске Антон Макурин: "Я считаю, что в случае запрета на импорт иномарок автомобильный рынок России рухнет. Вопрос в том, как этот запрет повлияет на те автомобильные компании, у которых есть свое производство в России. Если запрет будет введен, то, получается, они будут производить детали для автомобилей, но не смогут выпускать машины в России. Все больше россиян покупает европейские машины. Все мы хотим ездить на качественных авто и, думаю, наш президент это тоже понимает".

Между тем власти России обещают финансовую поддержку отечественному автопрому. Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко на форуме "Автопром. Автокомпоненты-2013" в Тольятти рассказал, что правительство планирует оказывать поддержку российскому автопрому в размере 100 миллиардов рублей в год. Глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, в свою очередь, заявил, что на 2014 год пролонгируется действие постановления правительства, которое предусматривало возмещение российским автопроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов и модернизацию производства. "Господдержка позволит продолжить техническое перевооружение на предприятиях и реализовать уже заключенные инвестиционные контракты", - заявил министр.

Эксперты призывают: надо внести ясность, что имеется в виду под отечественным автопромом. Многие склоняются к мысли, что это не только традиционные российские бренды (ВАЗ, КАМАЗ, Урал, ГАЗ), но и мировые фирмы, создавшие в России свои производства. К примеру, Renault, Hyundai, Ford, Volkswagen, Toyota, Volvо, Scania и другие. За минувшие 10 лет иностранные производители инвестировали более 200 миллиардов рублей в создание рабочих мест и мощностей в России. Поэтому, согласно этой версии, они являются российскими производителями. Но есть и другое мнение: эти компании создали в России всего лишь дочерние предприятия, и в любом случае речь идет об иномарках.

По просьбе обозревателя ИА "Медиафакс" инициативу депутатов Госдумы о запрете на импорт иномарок комментируют ведущие российские эксперты.

Владимир Сальников, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

- Решение о запрете на импорт автомобилей из стран США и стран ЕС оказало бы ощутимое влияние на российский авторынок. Впрочем, на мой взгляд, такое решение пока выглядит маловероятным. По данным таможенной статистики за 2013 год, в прошлом году в Россию было ввезено почти 900 тысяч иностранных автомобилей на сумму около 17 млрд. долларов. Это внушительная цифра. Сегодня немалая часть иностранных автомобилей собирается в России, и слухи о возможном введении на запрет импорта иномарок может увеличить объем продажи этих автомобилей.

Пётр Шкуматов, координатор "Синих ведёрок":

- Я возмущен указанной инициативой, обсуждающейся в Госдуме. Это не что иное как диверсия против автомобильной промышленности, в которой заняты десятки тысяч человек. В случае ее одобрения эта инициатива перечеркнет усилия двух минувших десятилетий со стороны государства, которое создало условия для привлечения в Россию западных компаний. Речь идет не только о рабочих местах, но и доступе России к передовым технологиям. Так что указанная инициатива обитателей Охотного ряда может перечеркнуть эту многолетнюю работу, и этого допустить нельзя. Причем возникает путаница: что считать иномаркой, а что - нет. К примеру, если контроль над "АвтоВАЗом" принадлежит концерну Renault-Nissan, то получается, что российская Lada тоже окажется под режимом санкций. Это абсурд.

24.08.2014
Свободная пресса
Какие иномарки запретят

Анализируем последствия ответных российских санкций в автопроме

Власти рассматривают возможность ограничить импорт иномарок стоимостью до 800 тысяч рублей из стран, поддержавших санкционную политику Запада. Как эта мера скажется на российском рынке?

Сразу оговоримся, что речь не идет о запрете иномарок, производимых на территории России. Так, в прошлом году «российские иномарки» обеспечили более половины продаж, еще 16% на счету российских брендов. Таким образом, прямой импорт занял не более трети рынка. Как и в случае с сельскохозяйственной промышленностью, власти продвигают меру как способ защиты отечественного производителя: соответствующий пункт есть в договоре ВТО.

Очевидно, что в наибольшей степени выиграют производители из стран, которых не ввязывались в санкционные игры, в частности, Южная Корея, Узбекистан, Китай.

В выгодном положении окажутся иностранные бренды, львиную долю продаж которых обеспечивают локализованные автомобили. Так, у альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ популярные модели, вроде Renault Logan, Lada Granta, Renault Duster, Nissan Almera и Terrano выпускаются в России. В похожем положении Ford, Skoda, Volkswagen, Chevrolet.

Вместе с тем, «проблемные» модели есть даже и у перечисленных производителей. Так, Nissan рискует лишиться довольно популярного Juke, Chevrolet остаться без бразильского «Кобальта», а Opel — без Mokka.

В худшем положении окажутся массовые производители, продажи которых основаны на импорте. Например, Toyota может пострадать из-за ограничений на ввоз Corolla, для Mitsubishi проблемой станет ASX и Lancer, Mazda придется думать о судьбе «трешки», Suzuki рискует потерять более половины продаж за счет SX4 и SX4 Classic, Jimny и Swift.

Как видите, меры в большей степени ударят по японским производителям, которые «злоупотребляют» импортом среднеценовых моделей. При этом американские и европейские автобренды локализовали большинство популярных моделей.

Вообще обозначенная планка в 800 тысяч рублей, о которой СМИ рассказал первый запред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, выглядит очень консервативной. Сегодня в пределах до 800 тысяч рублей можно купить отечественные машины, бюджетные иномарки, автомобили гольф-класса и базовые версии небольших паркетников. Таким образом, запрет коснется ограниченного списка моделей, и глобального обрушения рынка не произойдет. Так, из ТОП-25 лидеров продаж под возможный запрет попадает только Toyota Corolla. Ее исчезновение будет досадно для фанатов модели, однако в классе седанов С-класса предлагается еще 12 конкурентов, не попадающих под запрет, так что дефицита не будет.

Кроме того, иностранные производители могут предпринять контрмеры. Многое будет зависеть от точной формулировки запрета, но если речь конкретно об автомобилях, базовая цена которых ниже 800 тысяч рублей, этим пунктом легко манипулировать. Скажем, той же Toyota достаточно отказаться от нескольких комплектаций «Короллы», чтобы ее базовая цена перевалила за 800 тысяч (сейчас Corolla 1.6 стоит от 718 тысяч рублей). Аналогично Opel, Suzuki и Mitsubishi без труда подгонять цену компактных кроссоверов Mokka, SX4 и ASX под требуемый уровень (см. таблицу).

Другим путем является скорейшая локализация автомобиля в России, что соответствует общей тенденции. Так, Nissan в ближайшее время начнет товарное производство седана Sentra/Tiida на заводе в Ижевске, который заменит «Тииду» мексиканской сборки, а Ford планирует вернуть в Россию компактную Fiesta, выпуск которой налаживают в Татарстане.

Запрет на импорт мог бы ударить значительно сильнее, если бы критическая цена составляла, скажем, 1,5 млн рублей — условная планка, отделяющая премиальные машины от «народных». Тогда под запрет попала бы изрядная доля паркетников и больших седанов: локализация их производства в России до сих пор не была приоритетом для автопроизводителей.

Ограничение импорта в предложенном виде выглядит, скорее, показательной акцией, которая побеспокоит западный автопром, но не нанесет ему сколь-нибудь заметного ущерба. Равно как эта акция не перевернет с ног на голову российский рынок.

Сообщения с аналогичным содержанием

24.08.2014.   Новостной портал Глагол-Инфо - новости Украины (glagol-info.com)
Какие иномарки запретят в России?
Ссылка на оригинал статьи

24.08.2014
Городской портал. Уфа - Новости
В конце октября «Аэрофлот» создаст новый лоукостер вместо «Добролета»

Авиакомпания "Аэрофлот" вместо "Добролета" создаст новую лоукост-компанию. Об этом заявил гендиректор"Аэрофлота" Виталий Савельев. По его словам, полеты новой лоукост-компании могут начаться с конца октября.

Также он подчеркнул, что такая модель перевозок показывает свою эффективность. О том, будет ли новая компания летать в Крым сейчас неизвестно.

"Все будет зависеть от спроса" - сказал Савельев.

Ранее уже сообщалось, что самолеты единственного российского лоукостера ОАО «Добролет» могут быть переданы другой «дочке» «Аэрофлота».

Последние новости раздела

22 августа 2014, 13:00В Москве появится онлайн-база розничных цен на продуктыМосква создаст онлайн-базу, где будут зафиксированы розничные цены на продукты. Такая база будет адресована в первую очередь гражданам. Кроме того, создатели проекта надеются, что он поможет сдержать рост цен. Пользователь сможет забить в поиске интересующий его товар и увидеть, в каких магазинах он есть и где лучшая цена 21 августа 2014, 13:59В Европарламенте предлагают исключить рубль из международного финансового оборотаЕвропа может исключить рубль из международного финансового оборота. Данные действия будут расцениваться как профилактические санкции, которые затронут ключевой сегмент экономики России. По словам заместителя председателя Европарламента Рышарда Чарнецкого 20 августа 2014, 00:12В России могут ввести ограничения на импорт легковушек по цене до 800 тыс. руб.В России могут запретить иномарки стоимостью до 800 тыс. рублей. Об этом сообщил Первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машинострителей России Владимир Гутенев заявил. Запрет на поставки авто в Россию коснется страны Европы и США 19 августа 2014, 00:28Расследование крушения малайзийского Boeing будет обнародовано в конце августаВ конце августа на Совете Безопасности ООН будет обнародован предварительный отчет крушения малайзийского Boeing 777 в Донецкой области. Накануне с таким заявлением выступил председатель Совбеза ООН Марк Лайэл Грант. Москва в свою очередь планирует запросить в Совбезе ООН отчет о расследовании катастрофы 18 августа 2014, 09:20Россия может расширить продовольственное эмбаргоГосдума инициирует запрет на импорт товаров с Молдовы, Грузии и Украины. Причиной тому стало подписанное данными странами соглашения об ассоциации с ЕС. По словам депутата Худякова, Россия должна оградить свой рынок от дешевых и некачественных товаров из Европы, которые хлынули на внутренние рынки этих стран

2.     Экономика. Политика.Промышленность.Образование.

Коммерсантъ

Galileo закинули не на ту орбиту \\ Полномасштабное развертывание европейской навигационной системы откладывается

Европейские навигационные спутники Galileo, запущенные 22 августа при помощи российской ракеты-носителя "Союз-СТ-Б" с космодрома Куру (Французская Гвиана), потеряны. Разгонный блок "Фрегат-МТ", отвечавший за их выведение на орбиту, отработал из-за внешнего воздействия нештатно, вследствие чего оба аппарата оказались на нерасчетной орбите. В причинах инцидента разбираются как российские и европейские специалисты, так и Еврокомиссия.

Пуск "Союза" изначально был запланирован на 21 августа, но из-за плохих метеоусловий произошел только через сутки. Изначально все шло без сбоев: 22 августа в 16:27 мск прошла команда на зажигание двигателей ракеты, а через 3 часа 47 минут ожидалось выведение аппаратов на круговую околоземную орбиту высотой 23,2 тыс. км и наклонением 55,4 градуса.

О проблемах с аппаратами стало известно только 23 августа. Компания Arianespace, обслуживавшая их запуск, аккуратно сообщила, что "дополнительные наблюдения, собранные после отделения спутников Galileo, выявили расхождение между намеченной и достигнутой орбитой". В действительности, как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в российской космической отрасли, уже тогда было понятно, что оба аппарата для выполнения поставленных задач непригодны, поскольку находились на нерасчетной орбите с перигеем 13 тыс. км и апогеем около 25 тыс. км. Оба Galileo оснащены двигательными установками, однако из-за ограниченных запасов топлива они способны только лишь поставить аппарат в нужную точку, но никак не изменить орбиту.

В тот же день глава Arianespace Стефан Израэль сообщил, что для расследования причин инцидента при участии Европейского космического агентства будет сформирована независимая комиссия. "Она будет координировать усилия с российскими партнерами",— уточнил он. Скорей всего, основные вопросы коснутся работы разгонного блока "Фрегат-МТ", разработанного в научно-производственном объединении имени Лавочкина: именно он отвечал за выведение аппаратов на целевую орбиту. По словам источника "Ъ" в отрасли, внимание привлекает то, что после начала работы "Фрегат-МТ" 76 секунд находился под каким-то внешним воздействием, вследствие чего связка с двумя спутниками отклонилась от заданных параметров. Более детальный разбор полетов состоится сегодня в НПО имени Лавочкина, где создана своя собственная аварийная комиссия. Пуски ракет "Союз-СТ-Б" временно приостановлены.

Это первая нештатная ситуация при запуске космических аппаратов с космодрома Куру при помощи российских изделий. Отметим, что спутники являются первыми серийными: они должны были обеспечить полномасштабное функционирование всей навигационной системы Galileo. "Запуск этих двух аппаратов ознаменует начало полной операционной работоспособности созвездия Galileo,— отмечал еврокомиссар по промышленности и предпринимательству Фердинандо Нелли Ферочи.— Проект находится на острие технологического прогресса и обладает огромным экономическим потенциалом, который будет способствовать задачам роста и конкурентоспособности Европейского союза". Напомним, что по планам Европейского космического агентства к 2015 году на орбите должно быть размещено 18 спутников, а окончательно формирование системы должно завершиться в 2018 году, когда общая численность космических аппаратов достигнет 30 единиц.

Теперь Еврокомиссия начинает свое расследование, чтобы оценить все негативные последствия инцидента. А российские специалисты ждут информацию от европейских коллег. Расследование причин нештатной ситуации, по данным "Ъ", может занять не менее месяца.

Коммерсантъ

Sea Launch обойдется без стартов \\ Российская плавучая платформа для пусков ракет не будет использоваться до середины 2015 года

22 августа компания Sea Launch, осуществляющая пуски ракет-носителей "Зенит-3SL" с платформы Odyssey в Тихом океане, объявила о приостановлении своей деятельности до середины 2015 года. Таким образом организация, чьи долги составляют от $300 млн до $500 млн, пытается снизить растущие накладные расходы на содержание инфраструктуры. Свою роль сыграл и украинский фактор: "Зениты", выводящие полезную нагрузку на орбиту, производятся на днепропетровском "Южмаше".

О приостановке деятельности компания Sea Launch сообщила на своем сайте 22 августа. Сообщалось, что организация сократит издержки за счет увольнения персонала как в штаб-квартире, так и на объектах инфраструктуры. Кроме того, по словам гендиректора Sea Launch Сергея Гугкаева, принадлежащие компании суда будут выведены из эксплуатации. Эти меры, по его словам, временные и продлятся до середины 2015 года, после этого Sea Launch рассчитывает возобновить пусковую деятельность.

По словам высокопоставленного источника "Ъ" в Роскосмосе, консервация проекта логична сразу по нескольким причинам: неудачное географическое расположение платформы Odyssey, на побережье Калифорнии, не позволяет загружать Sea Launch военными пусками, накопленная компанией задолженность составляет, по разным оценкам, от $300 млн до $500 млн, кроме того, нет стабильного спроса на ее услуги со стороны иностранных заказчиков. В интервью "Ъ" от 9 июня глава Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров обозначил еще одну проблему: "Накладные расходы на поддержание этого проекта добавляются каждый год, даже если ничего не делать. Надо понимать, что перенос сроков при отсутствии конкретного решения добавляет проекту значительные убытки". Он перечислил несколько путей решения проблемы: продажа проекта, его санация или же присвоение ему статуса дотационного. При этом господин Комаров называл Sea Launch "едва ли не самым совершенным стартовым комплексом в техническом плане".

Экс-глава ракетно-космической корпорации "Энергия", а ныне заместитель генерального директора ОРКК Виталий Лопота заявил "Ъ", что приостановление работ позволит "сделать задел по ракетам, привести компанию в порядок и почистить ее". По его словам, на принятии решения сказалось и то, что ракеты "Зенит-3SL", использующиеся для вывода полезной нагрузки на орбиту, производятся на днепропетровском "Южмаше". Гарантировать их своевременные поставки сегодня никто не берется.

По словам собеседника "Ъ" в космическом ведомстве, все возможные варианты, в числе которых перебазирование платформы в территориальные воды России на Дальнем Востоке и создание новой ракеты под проект, прорабатываются, а консервация Sea Launch поможет немного снизить накладные расходы. Президент ракетно-космической корпорации "Энергия" Владимир Солнцев уточнил "Ъ", что взят "тайм-аут" для того, чтобы определиться с будущим проекта: "Пока никаких конкретных решений не принято".

3.     Мировая политика.

Коммерсантъ

НАТО выступит с обсуждением России \\ Определена повестка саммита в Уэльсе

Руководство НАТО назвало главные темы сентябрьского саммита альянса. Все они так или иначе имеют отношение к России. Однако, как стало известно "Ъ", в отличие от прошлых лет, представителей РФ на саммит не позвали. Впрочем, по словам источников "Ъ" в российских дипломатических кругах, "в нынешних условиях в Москве на это и не рассчитывали".

Список пяти ключевых тем саммита НАТО, который пройдет 4-5 сентября в Уэльсе (Великобритания), был обнародован на минувшей неделе. Во-первых, речь пойдет о "готовности альянса усилить коллективную оборону". Во-вторых, саммит должен "продемонстрировать трансатлантическую решимость и подчеркнуть важность соответствующих уровней расходов на оборону". В-третьих, в Уэльсе планируется обсудить "отношения с РФ и укрепление связей с Украиной". Четвертый пункт повестки: "углубление партнерских отношений НАТО и продолжение политики открытых дверей". И, наконец, пятый: "Афганистан и завершение операции международных сил содействия безопасности в конце 2014 года".

В коммюнике альянса особо подчеркивается: "Саммит НАТО соберется в критический момент истории, когда глобальная безопасность становится все более нестабильной, как показали действия России на Украине". События вокруг Украины радикально изменили повестку саммита. Как уже писал "Ъ" (см. номер от 25 марта), сначала предполагалось, что его главными темами будут борьба с терроризмом и киберугрозами. А в самом альянсе, прежде всего в странах--членах ЕС, даже начали говорить о том, что НАТО себя изжило. Однако украинский кризис придал блоку второе дыхание.

В этой связи неудивительно, что все ключевые темы саммита так или иначе имеют отношение к России (включая Афганистан, транзит грузов в который идет через территорию РФ). Между тем, как стало известно "Ъ", представителей России в Уэльс не позвали. Это подтвердили "Ъ" источники в штаб-квартире альянса и в российских дипломатических кругах.

На последнем саммите НАТО — в Чикаго в мае 2012 года — российскую делегацию возглавлял глава второго департамента Азии МИДа, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов, и главной темой встречи был вывод международного контингента из Афганистана (см. "Ъ" от 23 мая 2012 года). В лиссабонском саммите 2010 года, ознаменовавшем перезагрузку отношений Москвы и НАТО, принял участие тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев (см. "Ъ" от 22 ноября 2010 года).

Собеседники "Ъ" в штаб-квартире альянса пояснили, что участие российской делегации в уэльском саммите признано "нецелесообразным". Впрочем, по словам источников "Ъ" в российских дипломатических кругах, "в нынешних условиях в Москве на приглашение и не рассчитывали". "В НАТО еще в апреле приняли решение о сворачивании сотрудничества с РФ,— напомнил собеседник "Ъ".— Это была не наша инициатива, мы были готовы продолжать совместную работу. Жаль, что были заморожены важные проекты. Сейчас мяч на стороне альянса — напрашиваться мы не будем".

Зато на первый день саммита назначено заседание комиссии НАТО--Украина с участием президента Петра Порошенко. На днях генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО готово помочь Киеву модернизировать вооруженные силы и расширить программу совместных учений с Украиной. Сильным раздражителем для Москвы может стать и решение НАТО о размещении в Восточной Европе на постоянной основе существенных боевых сил (что противоречит Основополагающему акту РФ--НАТО от 1997 года). Этого требуют члены альянса (прежде всего страны Балтии и Польша), считающие, что его приоритетной задачей вновь должно стать сдерживание России.

Собеседники "Ъ" в российских дипломатических кругах рассчитывают, что отношения Москвы и альянса улучшатся после того, как господина Расмуссена на посту генсека сменит экс-премьер Норвегии Йенс Столтенберг (подробнее об этом см. "Ъ" от 29 марта). В Москве к господину Столтенбергу относятся нейтрально-положительно, в то время как нынешний генсек в последнее время ничего, кроме раздражения, не вызывает. И, судя по состоявшемуся на днях обмену репликами, это взаимно. Господин Расмуссен жестче других на Западе отреагировал на переход границы Украины в пятницу российским гуманитарным конвоем, объявив, что это является нарушением международных обязательств Москвы, и добавил, что "Россия сама создала кризис на юго-востоке Украины". В МИД РФ слова генсека назвали "ложью", язвительно заметив, что "все уже привыкли к его стремлению отмечаться в медийном пространстве по поводу и без в контексте украинского кризиса". В Минобороны РФ же опровергли обвинения руководства альянса в прямом вовлечении российских военнослужащих и бронетехники в боевые действия на Украине, заявив, что в Москве "уже перестали обращать внимание на пустые заявления господина Расмуссена".

Коммерсантъ

15 минут военной славы \\ Президент Украины выступил на параде в Киеве

В Киеве прошел вчера пятнадцатиминутный военный парад по случаю Дня независимости — впервые за последние пять лет. Хотя от выступления на нем Петра Порошенко ждали крайне жесткой риторики, особой воинственностью речь президента Украины не отличалась. Эксперты связывают это и с прошедшим накануне визитом в Киев канцлера Германии Ангелы Меркель, которая выступила с инициативой по перемирию на востоке страны, и с возможной встречей в Минске во вторник Петра Порошенко с президентом РФ Владимиром Путиным.

Парад прошел на майдане Незалежности и Крещатике, которые незадолго до этого власти города очистили от палаток и прочих атрибутов протестной активности. Сопровождался он беспрецедентными мерами безопасности — может быть, поэтому на нем было лишь около 1,5 тыс. зрителей, многие из которых были одеты в украинские вышиванки и сине-желтые косынки, подчеркивавшие патриотический настрой мероприятия.

Президент Петр Порошенко свое выступление на параде начал словами поэта Павла Тычины "Я есть народ". По мнению главы государства, это стихотворение, написанное во время Великой Отечественной войны, сейчас для Украины весьма актуально. Затем Петр Порошенко перечислил тех, к кому он обращается: "Солдаты, старшины, офицеры, бойцы добровольческих батальонов и волонтеры, воины сводных батальонов антитеррористической операции". Упомянул президент и иностранных гостей, представленных в основном послами. Как подтвердили "Ъ" в его администрации, "ни одного главы иностранного государства на параде не было".

По словам Петра Порошенко, нынешние боевые действия на востоке Украины войдут в историю страны как Отечественная война 2014 года "за Украину, за ее волю". В ее исходе президент не сомневается. "Битва за независимость закончится для нас успешно",— заверил он. После чего назвал тех, кто поддерживает Украину: "ЕС, США, другие страны, вместе с нами весь мир от Канады до Австралии, от Швеции до Японии".

Несмотря на это, будущее Украины, как его очертил президент страны, выглядят не слишком радужно. "Над Украиной постоянно будет военная угроза, и с этим нужно научиться жить. Будут выделены миллиарды гривен на обновление вооружений",— сказал он. На модернизацию армии Петр Порошенко пообещал 40 млрд гривен (около $3 млрд).

Уже имеющиеся вооружения украинцам показали затем во время парада — БТР-3 и БТР-4, КрАЗы, "Кугуары", "Грады", "Смерчи", ракетные комплексы "Точка-У". Хотя непосредственно военный парад продлился около 15 минут, президент Порошенко высоко оценил значимость момента: "День независимости для нас сейчас словно Рождество, потому что это действительно есть рождение новой Украины".

Эксперты обращают внимание на то, что, несмотря на пафосность, речь президента Украины вряд ли можно назвать воинственной. "Отпечаток на выступление Петра Порошенко наложил визит Ангелы Меркель,— говорит киевский политолог Константин Матвиенко.— Он не упомянул ни Россию, ни Крым".

Визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Киев прошел в субботу. И хотя она не осталась на парад, что могло быть расценено как ее полная поддержка Киева, источники "Ъ" в администрации президента Украины уверяют: Петр Порошенко остался доволен общением с немецким лидером.

По итогам переговоров Ангела Меркель обнародовала свою инициативу по перемирию на востоке страны, назвав два условия: во-первых, поддерживать план должна Россия, во-вторых, необходимо предварительное усиление контроля на российско-украинской границе. "Надеюсь, переговоры с Россией приведут к успеху",— заявила она. А для стимулирования Киева к миру канцлер сообщила о намерении Германии предоставить €500 млн на восстановление пострадавших в ходе силовой операции районов. В ответ Петр Порошенко заверил, что он также надеется на успех переговоров в Минске с лидерами Таможенного союза (в том числе президентом РФ) и представителями ЕС.

Переговоры состоятся в Минске во вторник, 26 августа. "Мы готовим встречу президентов России и Украины, она, скорее всего, состоится",— заявил "Ъ" российский дипломатический источник. Ту же информацию "Ъ" подтвердили и в администрации украинского президента. Это во многом объясняет и отсутствие ярко выраженной воинственности в выступлении Петра Порошенко на военном параде, и мирный посыл визита Ангелы Меркель.

Коммерсантъ

Иранского президента выводят из ядерной сделки \\ Консерваторы ослабили позиции Хасана Роухани внутри страны

Президент Ирана Хасан Роухани, инициировавший либерализацию режима в Тегеране и нормализацию отношений с Западом, потерпел первое серьезное поражение за год своего правления. Противники президента в парламенте отправили в отставку одного из его соратников — министра науки и технологий Резу Фараджи-Дану. Поводом стали обвинения министра в поддержке студентов, участвовавших в акциях оппозиции. В условиях, когда на переговорах по иранской ядерной проблеме возникла пауза, консерваторы пытаются перехватить инициативу у президента-реформатора, чтобы закрутить гайки внутри страны и сорвать ядерную сделку с Западом.

Петицию за импичмент министру подписали 51 депутат 290-местного иранского Меджлиса. Они обвинили его в действиях, "противоречащих интересам нации", "политизации" студенческой среды и даже в создании угрозы для безопасности страны. Накануне решающего голосования в парламенте президент Хасан Роухани предпринял попытку отстоять своего протеже. На встрече с группой исламских богословов он публично похвалил министра, напомнил о его большой популярности среди студентов и преподавателей, написавших ответные обращения в его защиту.

Неуместной счел инициативу депутатов и спикер парламента Али Лариджани, призвавший коллег "не тратить время и энергию на политические дрязги". Опального министра поддержал даже консервативный депутат Али Мотахари. "Если университеты будут открытыми и студенты получат возможность свободно выражать свои взгляды, это не значит, что воцарится вакханалия. Мы не должны этого бояться",— заявил он.

Сам министр в выступлении перед депутатами сообщил, что за год его работы на этом посту в университетах удалось создать "самую здоровую атмосферу". "Студенты молоды, а молодости свойственны ошибки",— призвал депутатов быть снисходительными к молодежи министр Фараджи-Дана.

Однако ни оправдательная речь министра, ни заступничество президента, ни возражения спикера Меджлиса не переубедили консерваторов, которым удалось продавить свое решение. За отставку министра проголосовали 145 депутатов при 110 против и 15 воздержавшихся.

Отправив в отставку министра, депутаты вернули высшие учебные заведения Ирана в дореформенную ситуацию, существовавшую при предыдущем президенте Махмуде Ахмадинежаде. Учитывая, что оппозиционные настроения в стране в наибольшей степени распространены в молодежной среде, до победы Хасана Роухани на президентских выборах в июне прошлого года иранские власти принимали все меры, чтобы пресечь распространение инакомыслия в университетской среде. Студенты и преподаватели, принимавшие участие в массовых акциях против фальсификации итогов президентских выборов 2009 года, были изгнаны из иранских вузов. Но новый министр науки и технологий вернул их в аудитории и студенческие кампусы. Этого-то и не простили ему консерваторы. После его отставки прежний министр науки при президенте Ахмадинежаде не скрывал своего удовлетворения. По его словам, студентам, "имеющим проблемы с законом", не место в университетских аудиториях.

Отставка одной из знаковых фигур в новом иранском кабинете, сформированном год назад, стала первым серьезным поражением президента Роухани в его борьбе с консерваторами. Новый курс президента, направленный на либерализацию исламского режима и открытие страны внешнему миру, встречает растущее сопротивление влиятельных ортодоксов.

Подтверждением этого стало и недавнее выступление Хасана Роухани перед иранскими послами. Президент назвал консерваторов, выступающих против решения ядерной проблемы Ирана через переговоры с Западом, "политическими трусами".

Между тем возникшие трудности на финальной стадии ядерных переговоров между Ираном и "шестеркой" могут быть использованы противниками президента Роухани, чтобы попытаться перехватить инициативу. Согласно предварительной договоренности, Тегеран и "шестерка" должны были подписать соглашение по урегулированию иранской ядерной проблемы до 20 июля. Но на переговорах в Вене стороны не сумели снять все разногласия и установили новый срок подписания соглашения — до 24 ноября. В этой ситуации расчет консерваторов сводится к тому, что неудачи внутри страны заставят Хасана Роухани свернуть реформы и не идти на ядерную сделку с Западом.

Ведомости

Китай настраивают против России

 

 

МИД Китая отверг предложение США присоединиться к санкциям против России из-за ее политики на Украине. «Кризис на Украине требует политического решения. Если исходить из реальной ситуации, то санкциями обычно нельзя решить проблему», — процитировал ИТАР-ТАСС представителя МИД КНР.

Американское правительство продолжает контактировать с Пекином на эту тему, заявил в интервью литовскому изданию Alfa.lt координатор госдепартамента США посол Дэниел Фрид. Кроме того, по его словам, Вашингтон убеждает присоединиться к санкционным мерам против России Норвегию, Швейцарию и ряд других стран. «Мы также говорили с Южной Кореей и Сингапуром, у нас были консультации с Китаем, и мы будем их продолжать», — добавил Фрид.

Ранее представители китайского руководства не раз говорили, что не верят в эффективность санкций. «Мы не видим никакого смысла в санкциях, они могут привести к ответным действиям, а это вызовет спираль с непредсказуемыми последствиями. Мы этого не хотим», — заявлял, например, посол Китая в Германии Ши Миндэ.

Китай не откажется от российского сырья и инвестиционных проектов, считает доцент Высшей школы экономики Михаил Карпов. Однако, по его мнению, вполне возможно ограничение поставок китайского оборудования в Россию и повышение процентных ставок по кредитам. «Правительство США сможет предложить Китаю многое — это маневры в китайско-японском споре, снижение давления в отношении валютного курса, уменьшение критики соблюдения в Китае прав человека», — говорит Карпов.

Китай не присоединится к санкциям, хотя и жестко от них отказываться тоже не будет, полагает политолог Алексей Макаркин. «Задача США — не сотворить чудо и уговорить Китай, а дать понять, что они не заинтересованы в более тесном сотрудничестве Китая с Россией», — объясняет эксперт. США не хотят, чтобы Китай активно замещал Америку на российском рынке, речь идет об ограничении поставок технологий, в таких условиях Китай будет маневрировать и в определенных вопросах учитывать и американские интересы, считает Макаркин.

Китай занимает проамериканскую позицию, об этом свидетельствует объем китайских золотовалютных вложений в американскую экономику, полагает политолог Станислав Белковский. «Тем не менее формально Китай не примкнет к санкциям против России, но будет прислушиваться к американскому правительству», — уверен он. Китай заинтересован в природных ресурсах России, но не более того, и нынешние консультации Вашингтона с Пекином — это скорее рычаг давления американского правительства на Россию, заключает политолог.

4.Оборонно-промышленный комплекс.

РИА Новости

Военные ВВО в ходе учений в КНР поразили цели высокоточными снарядами

В ходе выполнения задачи в рамках международных учений "Мирная миссия-2014" личный состав самоходной гаубичной артиллерийской батареи мотострелкового соединения ВВО на китайском полигоне "Чжужихэ" поразил бронированные цели высокоточными снарядами.

Артиллерийские подразделения Восточного военного округа (ВВО) в рамках международных учений "Мирная миссия-2014" в Китае провели первую тренировку с боевой стрельбой с применением высокоточных боеприпасов "Краснополь", сообщил в понедельник РИА Новости начальник пресс-службы ВВО полковник Александр Гордеев.

Основной этап совместных антитеррористических учений Вооруженных сил государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) "Мирная миссия-2014" проходит с 24 по 29 августа в КНР. В нем принимают участие военные из России, КНР, Казахстана, Таджикистана и Киргизии.

"В ходе выполнения задачи личный состав самоходной гаубичной артиллерийской батареи мотострелкового соединения ВВО на китайском полигоне "Чжужихэ" поразил бронированные цели высокоточными снарядами. Кроме того, военные применили осколочно-фугасные боеприпасы, оснащенные радиовзрывателями. Подрываясь на высоте около 50 метров над поверхностью земли, они накрыли обозначенные мишени. Боевые стрельбы проводились на дальности от 7 до 11 километров", — сказал Гордеев.

По его словам, снаряд "Краснополь" является наиболее эффективным артиллерийским боеприпасом на сегодняшний день.

Россию на учениях представляют батальонная тактическая группа 36-й отдельной мотострелковой бригады Восточного военного округа и авиационная группа третьего Командования ВВС и ПВО. В составе российской группы более тысячи военнослужащих, 60 единиц бронетанковой техники, в том числе 40 боевых машин пехоты БМП-2, 13 танков Т-72, свыше 20 единиц ракетно-артиллерийского вооружения — самоходные артиллерийские установки САУ 2С3М, ракетные системы залпового огня БМ-21 и другие. Кроме того, в российскую группу входят более 60 единиц автомобильной техники, а также 8 вертолетов Ми-8 АМТШ, 4 самолета Су-25 и 2 военно-транспортных самолета Ил-76.

Российская газета - Северо-Запад

Из рук министра \\ Минобороны выдало первые "квартирные" деньги

Максимально насыщенной оказалась программа посещения министром обороны Сергеем Шойгу Западного военного округа (ЗВО). День российского флага совпал в этом году со 150-летием ЗВО, поэтому глава Минобороны принял участие сразу в нескольких торжественных мероприятиях. А начался визит Сергея Шойгу на северо-запад страны с посещения легендарной псковской десантной дивизии. Министр прямо с борта ТУ-154 пересел в военный вертолет, который приземлился практически на плацу, где уже в колонны выстроился личный состав 76-й Черниговской парашютно-десантной гвардейской дивизии.

Министр напомнил, что личный состав соединения участвовал в сдерживании межнациональных конфликтов в Армении, Азербайджане, Осетии и Косово. Особое место в биографии соединения занимает участие десантников в контртеррористической операции на Северном Кавказе, а "в этом году вы с честью выполнили специальные задачи по возвращению республики Крым в состав Российской Федерации". За заслуги перед отечеством дивизия была награждена орденом Суворова. "Недавно проведенные учения наглядно показали, что Россия может рассчитывать на вас в решении ответственных задач по защите национальных интересов", - сказал министр, обращаясь к десантникам.

Уже через час после этого министр Шойгу в сопровождении своих заместителей оказался на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Сначала военачальники прошлись по историческим помещениям штаба ЗВО. Шойгу особо подзадержался в музейной библиотеке, где сохранились газеты времен Первой мировой войны и другие любопытные экспонаты. "Вот это настоящий противогаз для лошади, использовавшийся в начале 20 века во время войны",- хвалилась экскурсовод.

Тем временем в овальном зале министра уже поджидала группа офицеров, которым в этот день был уготовлен особый сюрприз. Министр обороны лично им впервые в истории Вооруженных сил вручил свидетельства о предоставлении денежных субсидий для приобретения жилья.

Шойгу напомнил, что был принят федеральный закон, в соответствии с которым введена новая форма жилищного обеспечения - "живые" деньги Минобороны переводит на счета офицеров. "Такой новаторский подход, - объяснил Шойгу на церемонии вручения, - в ближайшее время станет основной формой обеспечения военнослужащих постоянным жильем - вместо квартир они будут получать бюджетные средства на их приобретение". По мнению министра, новая форма предоставления жилья "имеет целый ряд преимуществ и позволит ликвидировать очередь на постоянное жилье". "Семьи военных на свое усмотрение смогут построить дом, коттедж, или приобрести квартиру в любом регионе, в том числе в городах федерального значения, - пояснил министр.

 - Кроме того, им предоставлено право самим определять планировку и площадь желаемой квартиры. При этом к выделяемой сумме военнослужащий сможет добавить собственные или заемные средства, использовать материнский капитал".

Свидетельство за номером один получил полковник медицинской службы Станислав Зиновьев. Общая выслуга офицера превышает 25 лет, в том числе три года срочной службы матросом Черноморского флота. По словам офицера, суммы субсидии - более 10 млн рублей - его семье будет достаточно для покупки двухкомнатной квартиры и дома с земельным участком в Калининграде. "Квартиру мы приобретем для семьи старшей дочери, а сами планируем приобрести дом", - сказал Зиновьев.

Всего в пятницу денежные сертификаты получили 7 офицеров. Майор Геннадий Алтухов в ответном слове поблагодарил министра обороны, заметив, что его "мечта наконец-то сбылась". Министр Шойгу заметил, что благодарить в первую очередь надо президента России, поставившего задачу по окончательному решению жилищного вопроса военнослужащих.

Выйдя из штаба округа, министр обороны в сопровождении присоединившегося к нему врио губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко направился на сцену, установленную на Дворцовой площади. Чиновники поздравили жителей города с двойным праздником - Днем российского флага и 150-летним юбилеем Западного военного округа.

Следующей точкой в программе визита министра обороны значились адмиралтейские верфи. Туда Сергей Шойгу добрался на катере, ожидавшем министра на набережной возле Эрмитажа. На предприятии глава Минобороны принял в состав военно-морского флота головную подводную лодку новой серии "Новороссийск". Шойгу вручил капитану дизель-электрической субмарины Андреевский флаг, который тут же был водружен на боевое плавсредство.

Подлодка "Новороссийск" была заложена в августе 2010 года,  в конце 2013-го субмарина была спущена на воду и приступила к испытаниям. Все дизель-электрические лодки этой серии, а их всего шесть, названы именами городов воинской славы. В феврале 2014 года была заложена четвертая подлодка - "Краснодар".В июне на воду спустили "Ростов-на-Дону", уже 28 августа придет черед "Старого Оскола", а осенью будут заложены "Великий Новгород" и "Колпино".

Министр также успел посетить два музея - военно-морского флота и артиллерии. При этом культурные учреждения не закрывали для посетителей. В тот момент, когда в музее появлялся самый популярный в народе министр, все музейные экспонаты на время теряли интерес со стороны посетителей. Все взоры жителей Санкт-Петербурга и гостей города были устремлены исключительно на Шойгу.

Завершил министр обороны свою весьма насыщенную экспресс-командировку закладкой символического камня на месте строительства новой многопрофильной клиники Военно-медицинской академии. "Планируется, что ежегодно военные медики смогут оказывать здесь специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь более чем 55 тысячам пациентам", - сказал Шойгу.

Глава Минобороны уточнил, что в здании на общей площади свыше 8 тысяч квадратных метров разместятся 11 кафедр и шесть клинических центров академии, оснащенных самым современным оборудованием. "Здание многопрофильной клиники гармонично впишется в архитектурный облик исторической территории Академии", - подчеркнул Шойгу.

5.     Автопром.

РИА Ура.Ru

«АвтоВАЗ» сгубил иностранец. Депутаты отправляют в отставку Бу Андерссона

Депутаты фракции КПРФ в Госдуме нашли причину неуспеха отечественных автомобилей. По мнению Валерия Рашкина и Сергея Обухова, губительным для российского автопрома стало нахождение в руководстве «АвтоВАЗа» иностранца — шведа Бу Андерссона.

Коммунисты уже подготовили письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой сменить Андерссона. «В период руководства г-на Андерссона заводы «группы ГАЗ» перестали выпускать даже модель «Volga Siber, созданную на лицензионной платформе Chrysler JR41, Chrysler Sebring и Dodge Stratus с дизайном английского ателье UltraMotive», — цитируют «Известия» обращение депутатов.

Как напоминают коммунисты, из-за разногласий с Андерссоном своих должностей на «АвтоВАЗе» уже лишились вице-президент по техническому развитию завода Евгений Шмелев и его советник, директор по инжинирингу Сергей Курдюк, который по данным СМИ был руководителем подразделения по инжинирингу при разработке Lada Largus, Lada Granta Liftback и Lada Vesta. Также были уволены начальник кузовного управления Игорь Селявин (занимался разработкой интерьера и экстерьера новых моделей АвтоВАЗа) и начальник отдела закупки оборудования Андрей Гильбух (закупка технического оборудования).

К слову, ранее, в апреле, депутаты обращались с аналогичной просьбой сять Андерссона в правительство, но ответа не дождались. Как отмечает Сергей Обухов, сейчас они пишут президенту с призывом «вмешаться в ситуацию и не позволить втихаря лишить страну одного из важнейших атрибутов суверенитета, окончательно превратив АВТОВАЗ в очередной сборочной цех какой-либо зарубежной компании».

«Мы уже привыкли к тому, что отечественные автомобили хуже иностранных. Но так было не всегда, — напоминает Валерий Рашкин. — Та же „Волга“, производство которой сейчас полностью остановлено, в 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе получила гран-при и была передовым транспортным средством своего времени». По словам Рашкина, мы сильно отстали от западных коллег с приходом «дикого рынка», и пока еще выдерживаем конкуренцию в основном за счет дешевизны нашей автопродукции. А серьезные и оправданные претензии, которые предъявляются к качеству и комфорту наших авто, означают лишь, что нужно «сосредоточиться на совершенствовании российского молельного ряда, а не превращаться в какой-нибудь Узбекистан, занимающихся исключительно сборкой иномарок».

В свою очередь член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев заявил «Известиям», что делать выводы за один год, проведенный Андерссоном у руля «АвтоВАЗа» преждевременно.

А вот экономист Андрей Бунич напомнил о неперспективном прошлом главы «АвтоВАЗа». «Его биография о многом говорит. Он довел сначала GM до развала, его уволили из Америки, потому что развалил американский автопром, — приводят „Известия“ слова Бунича. — Потом попал к Дерипаске на ГАЗ. Вся его деятельность сводилась к оптимизации площадей, консолидации активов и другим. Фактически в результате его деятельности производство легковых автомобилей было свернуто, а начато сотрудничество с иностранными производителями. Думаю, что на АвтоВАЗе будет тоже самое».

6.     Авиастроение.

ГОРОД Жуковский

Жуковский встает на крыло

Объединенная авиастроительная корпорация объявила о форсировании своей части работ по созданию на базе аэродрома «Раменское» Национального центра авиастроения

До конца года в Жуковском завершится строительство штаб-квартиры ОАК, а также заводов по доводке нового самолета МС-21 и ремонту ИЛ-76. За счет создания НЦА в Жуковском будет фактически построен новый город диаметром с Садовое кольцо.

Локализация высокотехнологичных инновационных предприятий ОАО «Авиастроительная корпорация» (ОАК) на единой территории, создание современного транспортно-выставочного комплекса «Россия», снижение себестоимости выполнения работ экспериментальной авиации за счет коммерциализации аэродрома «Раменское» и развития гражданского сектора, строительство фактически нового города в Жуковском - все это будет реализовано в рамках проекта «Национальный центр авиастроения» (НЦА).

На завершившейся 17 августа в Жуковском выставке «Оборонпром-2014» президент Михаил Погосян заявил, что уже к концу года здесь будет завершено строительство штаб-квартиры корпорации, завода по доводке и испытанию ближне-средне магистрального самолета МС-21. Также начато строительство завода по реконструкции и модернизации транспортных самолетов ИЛ-76.

«В инфраструктуру НЦА уже вложено порядка 10 млрд рублей, здесь уже действует Центр подготовки гражданских пилотов «Сухого», - пояснил Михаил Погосян. - В этом году завершится строительство штаб-квартиры нашей корпорации и двух заводов. Источники финансирования именно этих объектов - собственные средства ОАК, это коло 5 млрд рублей. Это не государственные вливания, мы изыскиваем средства в том числе за счет реструктуризации своих производственных площадей в том числе в Москве, на Ходынском поле».

Ангар по доводке МС-21 предполагается оснастить самой современной техникой. Он сможет вмещать одновременно четыре МС-21.

«Будет также реконструирован комплекс административно-бытовых служб в «Раменском, будет создан производственно-лабораторный комплекс летно-испытательной и доводочной базы», - дополнил Михаил Погосян.

На заводе для Ил-76 будет ремонтироваться 5-7 легендарных транспортных самолетов в год. Ангар сможет вмещать и такие крупные самолеты как ИЛ-96. Завод позволит продлить срок службы самолетов до 30-40 лет. Здесь будут модернизировать пилотажно-навигационное оборудование, радиосвязное, средства обороны, светотехнического и бытовое. Большую часть старого оборудования будут заменять на новое отечественное, в том числе, в рамках программы по импортозамещению.

Штаб-квартира ОАК объединит несколько организаций, связанных с сервисным обслуживанием и продажей самолетов, Центр комплексирования. Появится и образовательный кластер, в котором будут обучать специалистов не только для ОАК, но и для других компаний авиастроительной отрасли, в том числе «Вертолетов России», «Объединенной двигателестроительной компании».

Учредителями НЦА помимо ОАК являются Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского (ЦАГИ), Госкорпорация «Ростех» и правительство Московской области.

Основной площадкой НЦА станет имущественный комплекс в периметре ЛИИ им. М.М. Громова, включающий в себя крупнейший в мире летно-испытательный аэродром «Раменское», на котором базируются испытательные подразделения ведущих опытно-конструкторских бюро российского авиастроения и авиация СБ и МЧС России.

Корпоративный центр позволит переместить на территорию НЦА центральный аппарат управления с его функциональными подразделениями и обслуживающими их структурами. Инженерный комплекс объединит существующие конструкторские бюро (КБ), обеспечив разработку гражданской и военной авиации наряду с конструкторским сопровождением подготовки производства на заводах изготовителях и послепродажным обслуживанием образцов авиатехники. Корпоративный научный комплекс будет способствовать внедрению новых технологий, материалов, инновационных подходов, поиску нестандартных решений, перспективных разработок по ключевым направлениям создания авиатехники, а также координации прикладных исследований в авиастроительной отрасли и экспертизы результатов работ.

В ходе работы выставки было также объявлено об открытии на базе аэродрома «Раменское» совместный российско-литовский аэропорт «Рампорт Аэро», который будет смежным гражданским партнером НЦА. «Мы пока не рассчитываем строить вторую взлетную полосу, - пояснил Борис Алешин, генеральный директор ЦАГИ и ныне председатель совета директоров ОАО «Рампорт Аэро». - Взлетная полоса остается балансе института, то есть государства, а все остальные отношения будут выстраиваться на коммерческой основе, как то возведение новых объектов и их использование».

Управляющей компанией НЦА является Некоммерческое партнерство «Национальный центр авиастроения» - специализированная структура, представляющая интересы всех учредителей проекта.

«Это обычная практика, когда в одном аэропорту совершаются гражданские, грузовые рейсы и проводятся испытания, - пояснил президент некоммерческого партнерства «Национальный центр авиастроения» (НП «НЦА») Тигран Алексанян. - Управляющая компания будет в том числе закреплять слоты, то есть время для испытательных взлетов, сочетая их с графиков гражданской авиации».

Проект создания НЦА предполагает формирование не только научно-производственных и образовательных объектов ядра, но и создание нового многофункционального пространства, сочетающего в себе элементы комфортной среды для проживания. Под это правительство Москвы уже расширило площадь Жуковского на 1 300 га за счет присоединения земель сельскохозяйственного назначения Раменского муниципального района, в том числе расположенных на правом берегу реки Москвы в 20 км от МКАД по Новорязанскому шоссе (М-5 «Урал»).

«По сути здесь будет построен жилой комплекс, равный по диаметру Садовому кольцу в Москве, - сказал Тигран Алексанян. - ОАК и управляющая компания НЦА строить дома не будут, это прерогатива частных инвесторов. ОАК будет создавать спрос на жилье и выкупать его для привлекаемых на работу в НЦА сотрудников. Правительство Московской области и администрация Жуковского создадут инженерную инфраструктуру, что позволит инвесторам строить жилье эконом-класса. Например, ОАК будет выкупать или арендовать его, так же как «Рампорт Аэро».

Только ОАК планирует создать в НЦА 2 тысячи рабочих мест. «Рапорт аэро» - 10 тысяч. То есть население Жуковского может увеличиться на 10%.

«Это не означает, что мы перебрасываем рабочую силу и производственные мощности с других наших заводов - в Ульяновске, например, где нам напротив, не хватает рабочих рук, поскольку производство там выросло на 30%, - пояснил Михаил Погосян. - Но на многих своих заводах мы проводим оптимизацию и повышаем производительность труда. В том числе и высвобождающиеся в процессе этого специалисты будут приглашены на работу в Жуковском со всеми условиями социальной мотивации».

Помимо строительства жилья в Жуковском запланировано строительство новых дорог, школ, детских садов, поликлиник и бытовой инфраструктуры.»Для нас этот проект имеет огромную социальную значимость, - подчеркнул губернатор Московской области Андрей Воробьев. - Развитие авиаузла и НЦА не только привлечет инвестиции в экономику региона, но и создаст более 12 тысяч новых рабочих мест. Мы уже оказываем все возможное содействие застройщикам, заинтересованным в жилищном строительстве».

В Жуковском уж начали осваивать присоединенные правобережные территории. Осенью начнется строительство 600 тыс. квадратных метров жилья эконом класса. Уже к концу 2016 года застройщик планирует сдать дома в эксплуатацию, как раз ко времени открытии нового завода по доводке МС-21. В целом на инфраструктуру НЦА его учредители и государство потратят 30 млрд рублей. А основной эффект исчисляется сотнями миллиардов в долгосрочной перспективе.

«Эффект будет достигаться за счет развития авиации в стране, - сказал Михаил Погосян. - Простой пример: производство SSJ-100, который во многом состоит из импортных деталей, дал толчок и развитию и отечественной авиапромышленности, которая теперь смогла предложить нам достойные аналоги импортным узлам и деталям. В итоге МС-21 уже наполовину будет укомплектован отечественными деталями. А общий эффект от объединения научной, производственной и испытательной базы, будет мультипликативным в том числе за счет развития социальной сферы».

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь