Новости СоюзМаш России

11.08.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости самолетостроения

Летящие по волнам

Экранопланы свяжут Россию и Крым                  

Взгляд.ру, 11.08.14

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев хочет возродить производство экранопланов. Гибриды корабля и самолета когда-то наводили ужас на американских военных. Теперь с их помощью наладят бесперебойное морское сообщение между Россией и Крымом. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, зачем депутат вызывает призрак холодной войны.

«Экранопланы – это гениальная разработка. Как пролонгированный вариант она может помочь и с сообщением между Крымом и остальной Россией, и в других отраслях. В октябре-ноябре с привлечением специалистов мы проведем круглый стол, чтобы сделать анализ текущего состояния разработок, просчитать их экономическую актуальность и оценить, в каких отраслях эта разработка сможет пригодиться нашей стране, – сообщил Гутенев. – Мы проработаем вопрос о необходимости создания экранопланов для нужд национальной безопасности. Они могут пригодиться Минобороны в силу малозаметности и своей скорости».

«Совместить понятие стоимости проекта, его эффективности и целесообразности невозможно»

Экраноплан – это бесспорное «ноу-хау» российской промышленности, которое делает нас не только первыми, но и вообще единственными в мире, сумевшими освоить технологию скрещивания корабля и самолета. От первого экраноплан унаследовал грузоподъемность, от второго – скорость перемещения. Кроме того, гибрид оказался еще и экологически безопасным. В отличие от обычных кораблей и судов он, как самолет, летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию. Способен выходить на необорудованный пологий берег, «лететь» надо льдом или тундрой. Технологию экранопланов – судов на динамических воздушных подушках разработал академик Ростислав Алексеев более полувека назад. Суда, более похожие на пассажирские самолеты, передвигались над морем на определенной высоте благодаря эффекту аэродинамического экрана, что позволяло морскому судну развивать скорость в сотни километров в час.

В советские времена, как и всегда, этим воспользовались военные. Экранопланы создавались и строились исключительно в военных целях. Командование Военно-морского флота видело в самолетокорабле тот самый козырь, который позволит свести к минимуму гегемонию США в области авианосных соединений. Десантный экраноплан «Орленок», ударный «Лунь» имели скорость в 500 км в час. Для сравнения: у атомного авианосца США скорость составляет не более 70 км в час.

Спущенный на воду в 1986 году «Лунь» мог передвигаться на дальность 2 тыс. км и нести груз в 140 тонн. «Лунь» нес на себе 6 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет 3М-80 «Москит». Каждая из них – размером с истребитель МиГ-21. На каждой может стоять ядерная или фугасная боевая часть массой до полутонны. Ракета имеет почти гиперзвуковую скорость полета, полет проходит по сложной траектории, когда над самой поверхностью моря ракета выписывает замысловатую «змейку», резко набирает и сбрасывает высоту полета – «горка» в результате этого полностью сливается с окружающей обстановкой. Заметить «Москит» можно только под самым бортом корабля, когда увернуться от встречи с этой машиной уже физически невозможно. За скорость, непредсказуемость полета и разрушительную мощь «Москит» прозвали на Западе «Солнечный ожог». А сам «Лунь» за размеры, сопоставимые с эсминцем, – «Каспийским монстром» (испытания кораблей проходили в советское время на Каспийском море). Впрочем, за акваторию Каспия «монстр» так и не вышел, оставшись одной из страшилок эпохи холодной войны и противостояния Востока и Запада.

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». – Самая главная их проблема была в надежности, что и определило их дальнейшую судьбу».

По словам Касатонова, при «бумажной-теоретической» красоте проекта на практике экранопланы оказались крайне неэффективными.

«Совместить понятие стоимости проекта, его эффективности и целесообразности оказалось невозможно, – говорит адмирал. – Кроме того, подвели «супостаты», которые даже не начали практических работ в этой области, из-за чего советское руководство «зеркально» свернуло финансирование собственных изысканий в области экранопланов».

В постсоветский период «Лунь» и «Орленок» пошли на «иголки». Однако идея скоростного большегрузного морского сообщения все еще витает в умах российских властителей. Инициатива Владимира Гутенева укладывается в концепцию «транспортной доступности», активно продвигаемой правительством несколько последних лет. Ее суть – создание возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые ее труднодоступные регионы. Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург и Калининград, отрезанный от «континентальной» России двумя границами, Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком.

Именно поэтому экранопланы видятся сегодня конструкторам прежде всего как пассажирский транспорт. Самые перспективные проекты этих самолетокораблей могут перевозить от 40 до 200 пассажиров, или от 50 до 600 тонн (правда, сейчас в мире есть необходимость в кораблях грузоподъемностью до 10 000 тонн), летать со скоростью 500 километров в час и не бояться 3-метровой волны. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 тонн. Сейчас ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева разрабатывает морской пассажирский экраноплан «A-050», который сможет развивать скорость 450 км в час и брать на борт 100 пассажиров. Генеральный директор бюро Сергей Платонов заявлял, что подготовка опытного образца пассажирского экраноплана должна завершиться к 2017 году.

«Экраноплан очень дорог в эксплуатации, – констатирует адмирал Касатонов. – В том же Керченском проливе он попросту бесполезен. Там ходу с одного берега до другого 30–40 минут. Кроме того, серьезная навигационная активность, при которой запускать корабль со скоростью в 500 км в час просто опасно. Кроме того, упущено время, нет базы, людей. Сегодня это вообще неактуально».

«Каспийский монстр» реет над Россией. Зампред комитета Госдумы по промышленности и вице-президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев, первый вице-премьер, отвечающий за Военно-промышленный комплекс, Дмитрий Рогозин и даже глава президентской администрации Сергей Иванов видят в его возвращении символ технологического превосходства России над Западом в транспортных технологиях. Однако никто до сих пор не назвал цену «воскрешения». Строительство моста через Керченский пролив оценивается в 283 млрд рублей. Могли бы эти средства покрыть создание экранопланов, сделать их эксплуатацию выгодной, остается магической тайной.

 

Новости вертолетостроения

Российской вертолетостроительной компании есть, что предложить Латинской Америке

AIOnline, 09.08.2014

Компания «Вертолеты России» приехала на конференцию LABACE в Бразилию в целым пакетом предложений о продукции, которая могла бы быть пригодна как для частных, так и для производственных целей. В этом году одна из дочерних компаний «Росвертол» празднует свое 75-летие.

По сообщениям компании, флот российских вертолетов в Латинской Америке вырос на 6 процентов за три прошедших года, от 385 вертолетов в начале 2011 года до 409 в начале этого года. Кстати, самыми популярными моделями на этом рынке явились МИ-8/17. А последний удачный пример- МИ-171А2, оснащенный обновленными двигателями, улучшенной авионикой и новой главной системой мотора. Это делает его наиболее популярным среди пользователей техникой.

Один из многофункциональных вертолетов компании «вертолеты России» это КА-32А11ВС, который хорошо подходит для эксплуатации в густо населенных местах типа Сан-Паоло, то как же может быть использован в спасательных задачах. Этот вертолет уже поступил на службу в Бразилию.

Сейчас в разработке у компании находится вертолет МИ-38, располагающий более просторной пассажирской кабиной. В своем грузовом варианте  техника способна выдержать 6 тонн.

Новая модель закончит сертификацию в 2015 году. Он оснащен двигателями, изготавливаемыми на заводе «Климов» ТВ7-117В и предполагает крейсерскую скорость 295 км/ч.

Казанский вертолетный завод ввел в строй новый цех для покраски вертолетов

ИНТЕРФАКС-АВН, 11.08.2014

Казанский вертолетный завод (КВЗ, входит в холдинг "вертолеты России") завершил строительство нового малярно-отделочного цеха, стоимость строительства и оснащения производства составила около 467 млн рублей, сообщила пресс-служба президента Татарстана.

"Инвестиции позволили увеличить пропускную способность в полтора раза, цикл окраски вертолета сократился с 9 до 5 суток", - отмечается в сообщении.

В цехе установлено семь окрасочно-сушильных камер, бокс для подготовки поверхностей вертолетов к окраске, оборудование для автоматического обеспечения температурно-влажностного режима.

Программа модернизации и технического перевооружения КВЗ, рассчитанная на 10 лет, реализуется с 2008 года. Ее стоимость составляет 12,2 млрд рублей. Программа включат в себя полтора десятка инвестиционных проектов. К настоящему времени произведена полная реконструкция механообрабатывающего производства, завершается модернизация складского хозяйства, начата реконструкция агрегатно-сборочного, гальванического и других производств.

КВЗ производит вертолеты семейства Ми-8, Ми-17, легкие вертолеты "Ансат". В текущем году завод планирует произвести более 100 вертолетов. В уставном капитале КВЗ 99,6% (100% обыкновенных акций) принадлежат ОАО "Вертолеты России", дочерней компании ОАО "ОПК "Оборонпром".

 

Новости международного авиастроения

Швеция может принять участие в бразильской программе КС-390

Военный Паритет, 10.08.2014

Швеция может принять участие в создании бразильского военно-транспортного самолета КС-390, сообщает aereo. jor. br 9 августа. Во время своего визита в Бразилию министр обороны Швеции Карин Энстрём (Karin Enströn) обсудит этот вопрос с бразильской стороной и посетит строящийся завод компании Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампус.

«Эмбраер» выбрана основной бразильской участницей в реализации контракта по приобретению 36 истребителей Gripen NG шведской компании Saab и строит завод по их лицензионному производству в вышеуказанном городе. КС-390 является реактивным транспортным самолетом, способным применяться с грунтовых взлетно-посадочных полос. Бразилия надеется, что участие Швеции в программе КС-390 будет способствовать открытию европейского рынка для этих самолетов.

Первый прототип КС-390 проходит окончательную сборку на объекте Хок Пейксото (Сан-Паулу). Ожидается, что первый полет будет выполнен в октябре. ВВС Бразилии уже заказали 28 самолетов для замены парка С-130 Hercules американского производства.

Первые лица

Дмитрий Рогозин: истребитель МиГ-31 модернизируется и прослужит еще 15 лет в ВВС России

AEX.RU, 08.08.2014

Истребитель-перехватчик МиГ-31 ожидают перемены и новая жизнь, которая может продлиться еще лет пятнадцать, заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Об этом пишет ИТАР-ТАСС.

Он побывал на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Нижнего Новгорода, в том числе и на авиастроительном заводе "Сокол", создававшем эти самолеты до 1992 года.

"Сейчас самолет модернизируется, и это делается здесь, в Нижнем Новгороде, на авиазаводе "Сокол". И этот самолет послужит, я вам скажу, совершенно точно еще лет пятнадцать в самых разных и новых вариантах, отвечающих современным формам вооруженной борьбы", - заметил Рогозин.

Истребитель МиГ-31 Рогозин назвал уникальным и "не имеющим себе равных". По словам вице-премьера, самолет имеет перспективы, и его производство необходимо восстановить. "Это мнение было высказано на парламентских слушаниях в Госдуме и поддержано представителями Минобороны, Военно-промышленной комиссии, представителями промышленности и депутатами профильного комитета Госдумы", - г-н сказал Рогозин.

МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Группа из четырех таких самолетов способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800-900 км. Серийное производство МиГ-31 начали в 1979 году. С тех пор его улучшали, модернизировали, приспосабливали для решения новых боевых задач.

 В начале 1992 года на вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200 истребителей-перехватчиков МиГ-31. 24 самолета этой серии были поставлены Китаю.

ОАО "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - одно из старейших авиастроительных предприятий России, имеющее более чем 80-летний опыт создания военной авиационной техники. В соответствии с государственным оборонным заказом предприятие осуществляет ремонт и модернизацию самолетов МиГ-31. Завод входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации.

Выступление  главкома ВВС Виктора Бондарева

Главком ВВС: отказ Украины от совместной работы над самолетами «Ан» не повредит России

Коммерсантъ, 11.08.14

Главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что отказ Украины от совместной с Россией работы над военно-транспортными самолетами семейства «Ан» не скажется на боеготовности российских Военно-воздушных сил. «Особой трагедии мы здесь не видим — что Украина отошла от совместной работы по тем или иным самолетам. У нас есть типовой ряд, которым мы можем заменить то, что получали на Украине. Я здесь особой трагедии не вижу», — цитирует ИТАР-ТАСС слова господина Бондарева. По его мнению, за несколько лет Россия выйдет «на производство своего, и это абсолютно не скажется на боеготовности Военно-воздушных сил или какого-то вида авиации». Он предположил, что отказ украинской стороны от сотрудничества нанесет удар по промышленности этой страны. «У них будет значительно больше проблем», — добавил господин Бондарев.

 

Виктор Бондарев: Як-130 не будут делать легким ударным самолетом

AEX.RU, 11.08.14

Учебно-боевой самолет Як-130 не будут дорабатывать до уровня легкого ударного самолета, заявил журналистам в понедельник главнокомандующий Военно-воздушными силами России Виктор Бондарев. Об этом сообщает РИА Новости.

 В марте гендиректор Научно-исследовательского института приборостроения им В.В.Тихомирова Юрий Белый сообщал РИА Новости, что Як-130 в обозримом будущем может приобрести свойства легкого истребителя.

"Легким истребителем Як-130 не хотели сделать, хотели легким штурмовиком, но Су-25 (российский штурмовик) справляется со своими задачами", — сказал Бондарев. "Мы будем его использовать как учебный", — подчеркнул генерал.

Як-130 предназначен для обучения пилотов самолетов поколений 4+ и 5, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. Машина неприхотлива к условиям базирования и способна садиться на неподготовленные площадки.

Дальнюю авиацию России оснастят умными ракетами

Российская газета, 11.08.14

Перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет оснащаться ракетами с искусственным интеллектом, сообщил РСН главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев.

 - Основная задача по дальности стратегического комплекса будет решаться ракетой, задача носителя - доставить ее. Это будет ракета со встроенным интеллектом. Она будет анализировать воздушную и радиолокационную обстановку, сама принимать решение, в каком направлении, на какой высоте и с какой скоростью лететь. Такие ракеты уже есть, мы работаем над ними, - сказал Бондарев.

Первый полет стратегического ракетоносца нового поколения запланирован на 2019 год, через два года начнутся государственные испытания, в 2021 - серийное производство. Это будет дозвуковой малозаметный самолет, который заменит стоящие на вооружении Ту-95 и Ту-160. ПАК ДА разрабатывает КБ Туполева. Ракетоносец оснастят новыми средствами связи и радиоэлектронной борьбы, совершенным прицельно-навигационным комплексом.

 Ту-95 и Ту-160 вооружены ракетами Х-55 и Х-555 с дальностью полета до трех тысяч километров. Полет происходит на предельно малых высотах, ракета доставляет к цели ядерную боеголовку мощностью 200 килотонн. Х-555 является глубокой модернизацией 55-й с улучшенной системой управления и спутниковой навигацией. Как следствие, ракета способна поражать цели с отклонением 10 метров.

 

 

Работы по программе создания самолета с обратной стреловидностью крыла продолжаются

AEX.RU, 11.08.14                          

В России ведутся работы по программе создания перспективного самолета с обратной стреловидностью крыла. Об этом агентству «Интерфакс—АВН» сообщил главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

"Работы не приостановлены, теория разрабатывается. Поэтому, я думаю, со временем мы увидим данный самолет или прототип этого самолета", - сказал В.Бондарев на встрече с журналистами в преддверии Дня ВВС России в понедельник.

 Он отметил, что в перспективе самолет с обратной стреловидностью крыла может быть представлен общественности.

Ранее сообщалось, что в рамках программы создания многофункционального фронтового истребителя компания "Сухой" разработала экспериментальный самолет Су-47. Его отличительной особенностью является применение крыла обратной стреловидности (КОС).

По оценке специалистов, КОС обеспечивает самолету значительное повышение аэродинамического качества при маневрировании, особенно на малых скоростях, большую подъемную силу, а, следовательно, и большую относительную грузоподъемность, увеличение дальности полета на дозвуковых скоростях, лучшую управляемость и, как следствие, улучшение взлетно-посадочных характеристик.

 На Су-47 (изначально он имел наименование С-37) установлены два двигателя Д-30Ф6 тягой по 15,5 т каждый. Максимальная взлетная масса составляет 34 т. Максимальная скорость: у земли 1400 км/ч (М=1,12), на высоте - свыше 2200 км/ч (М=2,1); практический потолок 18000 м; практическая дальность полета 3300 км.

При проектировании самолета были использованы сверхбыстродействующие ЭВМ для расчетов обтекания самолета воздушными потоками и нагрузок в реальном масштабе времени. С участием ученых ЦАГИ, ВИАМ и НПО "Технология" удалось создать композиционные материалы с заранее заданными уникальными свойствами, из которых впервые в практике отечественного авиастроения были изготовлены многие агрегаты и детали конструкции самолета Су-47.

Ту-160 и Ту-95 после модернизации станут в два раза эффективнее - главком ВВС

АРМС-ТАСС, 09.08.2014
Самолеты российской дальней авиации после модернизации увеличат свою боевую эффективность практически вдвое. Об этом в эфире радиостанции «Русская служба новостей» рассказал главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал- лейтенант Виктор Бондарев.

«Самолеты, в принципе, соответствуют современным требованиям, но сейчас Ту-160 и Ту-95 проходят глубокую модернизацию, которая позволит увеличить их боевые возможности практически в два раза», - сказал Бондарев.

Он отметил, что в рамках боевого патрулирования увеличено количество полетов в район Тихого океана, в Атлантику, в Северный Ледовитый океан и на южных направлениях.

«Никому не возбраняется выполнять полеты, и другие страны летают», - подчеркнул генерал.

Он отметил, что российская авиация «с честью и достоинством» будет выполнять любые указы президента РФ, в том числе и боевые вылеты дальней авиации

 

ВВС расширит группировку в Арктике

Коммерсантъ, 11.08.14

Группировка военно-воздушных сил (ВВС) РФ в Арктике будет увеличена и получит модернизированные аэродромы, об этом в эфире радиостанции "Русская служба новостей" заявил главнокомандующий ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. "Мы пока не видим в Арктике соперников, но если коснется, мы должны отстоять этот регион. Состав группировки войск в Арктике будет увеличен. Мы доведем его до необходимого предела",- сказал он. Господин Бондарев напомнил, что в этом году на острове Котельный уже начал функционировать аэродром Темп. "Рогачево принимает истребители, МиГ-31 выполняли посадку там. Будем расширять (аэродромы в городах.- "Ъ") Тикси, Алыкель, Воркуту, Анадырь. Пока делаем то, что необходимо нам для более эффективного размещения",- добавил главнокомандующий ВВС. Он сказал, что сейчас в Арктике базируется одна эскадрилья, в будущем там будут стоять "нормальные полки и полноценные дивизии", способные выполнять любые задачи. Кроме того, в рамках расширения группировки сил в Арктике будет увеличена и группировка войск воздушно-космической обороны. "Мы должны видеть север, и у нас сейчас появляются прекрасные новые радиостанции, которые мы будем там обязательно устанавливать",- заявил Виктор Бондарев.

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

Заявление АК МАУ

АК "Международные авиалинии Украины", 11.08.2014
МАУ будет вынуждена изменить маршруты рейсов в результате закрытия воздушного пространства РФ для транзитных перелетов украинских авиакомпаний

Авиакомпания "Международные Авиалинии Украины" возмущена деструктивными действиями российских властей и их противоречивой позицией в отношении транзитных рейсов украинских авиакомпаний, которым запрещают транзитный полет над территорией России.

Односторонние действия России по ограничению полетов вынуждают МАУ существенно удлинять трассы, по которым воздушные суда следуют из Украины в восточном направлении. Это приведет к росту операционных затрат на 15-20%, задержкам рейсов, в результате чего пассажиры будут испытывать существенные неудобства.

Согласно информации, полученной от Главного Центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, российские власти отказывают МАУ в рассмотрении заявки на выполнение рейсов из Киева в Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан через разрешенные точки входа в воздушное пространство РФ.

МАУ информирует, что вынуждена выполнять рейсы по удлиненным маршрутам, и приносит извинения своим пассажирам и партнерам за неудобства, возникшие по вине российских властей.

Компания возмущена тем, что российские власти пытаются использовать авиационный транспорт в качестве инструмента политического давления, цинично игнорируя при этом интересы тысяч граждан десятков стран, являющихся пассажирами рейсов МАУ.

Мнение

В случае введения Россией экономических санкций парку чешских боевых вертолетов будет нанесен серьезный ущерб

АРМС-ТАСС,11.08.2014

Министерство обороны Чехии выразило обеспокоенность по поводу того, что введение Россией экономических санкций против Евросоюза может негативно отразиться на боевой готовности военных вертолетов национальной армии. Об этом сообщает авторитетный лондонский военно-технический еженедельник "Джейнс дифенс уикли".

Представители чешского оборонного ведомства отметили, что около 50 вертолетов российского производства, состоящие на вооружении национальной армии, могут столкнуться с нехваткой запасных частей в том случае, если предполагаемые санкции РФ относительно Евросоюза будут затрагивать продукцию военного назначения (ПВН).

"Даже несмотря на то, что в текущих европейских санкциях Чехия участия не принимает, может быть введено ответное российское эмбарго. Такая ситуация станет проблемной для министерства обороны", - сообщил заместитель министра обороны Чехии Даниэль Костовал. Он отметил, что в случае введения российских санкций, их последствия отразятся на вертолетном парке чешской армии через три- шесть месяцев.

Вооруженные силы Чехии уже составили кризисный план, согласно которому для армии необходимо приобрести в общей сложности как минимум 12 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш и боевых винтокрылых машин Ми-24.

Костовал признал, что чешской армии для поддержания боевой готовности вертолетов придется разобрать некоторые из них на запасные части. Подобная мера будет актуальна на протяжении полугода, после чего министерство обороны страны будет вынуждено приобрести вертолеты западного производства.

"У нас есть два варианта - приобрести или новые, или уже бывшие в применении винтокрылые машины", - добавил Костовал.

 

Аналитика

Заряженный воздух

Взгляд.ру, 10.08.2014

Как может развиваться экономическая война в авиационной сфере             

Экономическая война в сфере авиации началась. Уже сейчас можно смоделировать сценарий ее ведения: как может Запад навредить России, каковы могут быть ответные действия Москвы. Куда эта война может привести и что Россия сможет сделать в случае ее апогея, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Запретив полеты российской бюджетной авиакомпании «Добролет», созданной «Аэрофлотом» и начавшей летать только в начале июня этого года, Евросоюз объявил санкционную войну против российской авиации. Россия пока ответила на этот выпад ограничением транзитных полетов для Украины, однако в Кремле уже изучают варианты ответных действий и для ЕС с США.

«Если в ближайшее время США и Европа не перестанут травить Россию и нас вынудят ввести запрет на пролеты, то не только акции будут падать в цене, многие западные авиаперевозчики просто разорятся»

Газета ВЗГЛЯД попыталась смоделировать сценарий ведения экономической войны в сфере авиации, чтобы понять последствия. В данном случае речь не идет о шансах введения или невведения тех или иных санкций как с одной, так и с другой стороны. Прогнозы тут делать довольно тяжело, потому что решения будут приниматься политиками и будут зависеть от целого ряда факторов.

От того, как будет развиваться ситуация на Украине и как ее развитие будет интерпретировать Запад. От того, как будет решаться газовый вопрос и придется ли перекрывать транзит в Европу уже этой зимой. Наконец, от того, как отреагируют ЕС и США на «аккуратные» санкции по продовольствию, которые уже ввел Кремль. Напугает ли их этот запрет на импорт или России придется идти дальше и вводить ограничения по промышленности, что уже пообещал сделать глава правительства Дмитрий Медведев (если страны-вредители не успокоятся).

 

Первый этап

Первый этап санкционной войны в авиации начался 4 августа с остановки работы лоукостера «Добролет». Из-за санкций Евросоюза зарубежные партнеры отказались работать с перевозчиком: они аннулировали договоры лизинга на два самолета Boeing 737, а также прекратили техобслуживание и страхование воздушных судов. Покупка иностранных самолетов в лизинг – это традиционная практика. Купить новый самолет сразу не только дорого, но и невозможно, потому что у производителей заказы на несколько лет вперед.

Найти замену самолету Boeing 737 800 внутри России невозможно, так как такого типа лайнера у нас просто нет. SSJ-100 – это совершенно другой тип самолета, который не подходит для бизнеса «Добролета». Boeing 737 – это среднемагистральный самолет, а SSJ – ближнемагистральный. Вместимость у добролетовских Boeing 737 – 189 кресел, а у SSJ-100 – почти в два раза меньше. Грубо говоря, летать по всей России с минимальными остановками для дозаправки и по невысоким тарифам, имея в парке SSJ-100, не получится.

Единственный отечественный самолет, который мог бы заменить в парке Boeing 737, как говорит источник в авиакомпании, – это разрабатываемый в России МС-21. Однако летающего МС-21 еще нет, и первый полет по плану совершит не раньше 2018 года, что еще не означает начала его коммерческой эксплуатации.

Поэтому «Добролет» нашел не совсем «патриотичный» выход из ситуации. Раз лизинг недоступен, а отечественного аналога необходимого лайнера еще не существует, то авиакомпания решила купить новые иностранные самолеты напрямую с завода в США. Неофициально сообщается, что «Добролет» договорился с американской Boeing о поставке 16 самолетов Boeing 737 NG. Уже якобы подписано соглашение и оплачен депозит. Один минус – «Добролет» получит самолеты от Boeing только в 2017–2018 годах, потому что заказы год в год не выполняются.

«Новость о заключении «Добролетом» контракта с Boeing позволяет утверждать, что «Добролет» может продолжить свою работу. Авиакомпания также может обойти санкции, сменив юридическое лицо и переформатировав свою деятельность», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Россия пока ничего не теряет. Неудобно лишь небольшому числу клиентов, которым деньги за билеты вернут, но это не критично в масштабах страны.

Между тем потери Запада не ограничиваются убытками контрагентов «Добролета», которые не получат лизинговые платежи. Позиция России, которой надоело подставлять щеку, не отвечая в ответ, а также слухи об авиационной экономической войне, усиливающие напряжение с каждым днем, привели к падению капитализации европейских и американских авиакомпаний. Они потеряли суммарно около 4,5 млрд долларов уже к среде.

Вчастности, обвалилисьакцииAir France, Lufthansa, Ryanair, Finnair иInternational Airlines Group (акционерBritish Airways). В ночь на среду на американских биржах стали падать котировки и авиакомпаний США, в частности, Delta, American Airlines и United Airlines. Правда, бумаги «Аэрофлота» тоже подешевели на Московской бирже.

За «Добролет» Россия ответила пока «аккуратно». Украинским компаниям ограничили транзитные полеты через Россию в третьи страны, а именно в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. «Юридически мы правы, мы можем такое сделать. Потому что еще в 40-х годах Сталин не подписал транзитное соглашение по гражданской авиации, которое является частью Чикагской конвенции о воздушном сообщении, и Россия потом тоже этого не сделала», – поясняет эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак.

Пострадали четыре украинских перевозчика: YANAIR, Wizz Air Ukraine (украинское подразделение венгерского лоукостера Wizz Air), «Днеправиа» и Международные авиалинии Украины (МАУ). Приходится облетать РФ и тратить больше топлива. Так, изменение маршрута из Киева в Тбилиси для компании МАУ привело к увеличению полета на полчаса. «Стиль Авиа» летает в страны Кавказа через Одессу и Турцию, огибая Крым, что увеличило продолжительность рейсов на 15–30 минут.

 

Второй этап

Следом может последовать остановка чартерных рейсов ряда грузовых и пассажирских авиакомпаний Запада, разрешения на полеты для которых выдавались на временной основе. Или «запрет» всех чартерных рейсов, прежде всего из ЕС. Премьер-министр Дмитрий Медведев накануне уже подтвердил, что вопрос изменения точек входа в российское пространство и выхода из него для чартерных рейсов изучается.

Пострадают обе стороны. Европа теряет на этом реальные деньги, Россия же получает некоторые неудобства: у россиян будет меньше возможностей посетить ряд европейских городов, полежать на пляжах, например, Турции или Испании, оставить там заработанное, потратив на зарубежные развлечения, одежду, хамон и т.д. Кому-то может показаться неприятным, зато появится хороший повод обратить внимание на внутрироссийский туризм.

Сочи и Крым – это только пляжный отдых. А есть еще «Золотое кольцо», Байкал, Камчатка и Курилы. Самое время узнавать просторы собственной страны и собственную многонациональную кухню.

Европейские страны, особенно те, которые являются излюбленным местом летнего отдыха россиян, типа Греции, Болгарии, Испании, потеряют своих туристов. Это ударит по их и так все еще слабым экономикам.

Что касается транзитных грузов, то какая-то часть товаров может не долететь до россиян. Если это коснется того импорта, который Россия уже запретила, то вообще никаких дополнительных проблем. Коснется другого импорта – придется перетерпеть. Идет экономическая война, жертвы неизбежны.

 

Третий этап

ЕС может ответить России внесением в санкционный список новых отечественных авиакомпаний. Чтобы разозлить Кремль, будет достаточно попадания санкциями в один «Аэрофлот». Все-таки это крупнейший авиаперевозчик и госкомпания. Его бизнес это не остановит, хотя может ограничить полеты тех самолетов, которые могли быть взяты в лизинг у иностранных контрагентов.

Если удар Запада по нашей авиации будет масштабным, то от Кремля незамедлительно последует закрытие транссибирского маршрута для ЕС и США. Накануне премьер-министр России Дмитрий Медведев уже официально заявил, запрет западным авиакомпаниям пролета через российское воздушное пространство в страны АТР уже прорабатывается.

«Аэрофлот» получает от западных авиакомпаний за пролет по транссибирскому маршруту от 200 до 500 млн долларов в год. Эксперты считают, что сумма составляет порядка 300 млн долларов. Их перевозчик потеряет. Европейские и американские авиакомпании столкнутся не только с убытками из-за удорожания полетов по другим маршрутам, но и получат кучу проблем с необходимостью перестраивать свой бизнес.

Западные авиакомпании уже занервничали. «Мы обеспокоены тем, что эти запреты могут сказаться на наших возможностях осуществлять определенные запланированные рейсы», – заявила Bloomberg официальный представитель американской United Airlines Кристен Дэвис. Там, а также в Delta Air Lines и в компании по доставке почты и логистике – компании UPS, базирующейся в американском городе Атланта (штат Джорджия), уже начали искать альтернативные маршруты для полетов в АТР.

Закрытие воздушного пространства над Сибирью может затронуть сотни осуществляемых еженедельно рейсов североамериканских и европейских пассажирских и грузовых самолетов, посчитал эксперт Bloomberg. Одна лишь германская Lufthansa осуществляет еженедельно около 180 рейсов, маршруты которых пролегают над Сибирью, а с учетом самолетов ее дочерней компании Swiss это число превышает 200 рейсов, заявил научный сотрудник Аэрокосмического университета Эмбри-Риддл в штате Флорида Дэниел Фридензон.

«Если в ближайшее время США и Европа не перестанут травить Россию и нас вынудят ввести запрет на пролеты, то не только акции будут падать в цене, многие западные авиаперевозчики просто разорятся. Так, Lufthansa предварительно оценила свои потери за три месяца более чем в 1 миллиард евро», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

ЕС и США летают над Россией по транссибирским маршрутам, чтобы сократить время полета на 4 тыс. км и, как следствие, снизить издержки по топливу и на зарплату экипажу. Экономия на каждом рейсе доходит до 30 тыс. долларов, говорил ранее глава Росавиации Александр Нерадько.

Запрет на транссибирские полеты заставит европейские компании летать в Азию через Северный полюс, что приведет к увеличению продолжительности полета на три-четыре часа, а также вынудит их совершать дополнительную посадку. В итоге стоимость авиабилета может вырасти на 50–70%, предупреждает представитель Бельгийской ассоциации пилотов Франсис Уиттенхове.

Дмитрий Баранов отмечает, что возможности трансконтинентальных перевозок по маршруту Европа – Азия, минуя Россию, имеются по так называемому южному коридору, через Балканы, Турцию, Иран и далее на восток. Но тут их ждет острая конкуренция с сильными азиатскими авиакомпаниями.

 

Четвертый этап

Наконец, Европа и США с одной стороны и Россия – с другой обмениваются полным закрытием воздушного пространства друг для друга. Это апогей экономической войны в авиации.

«Прекращение воздушного сообщения в истории было только тогда, когда страны находились в состоянии реальной настоящей войны, а не холодной. И оно восстанавливалось сразу после того, как военные действия прекращались», – напоминает Борис Рыбак. Однако обе стороны уже начинают вести разговоры о закрытии воздушного пространства. «Это никуда не годится. Надо выводить гражданскую авиацию из санкционной войны всеми доступными средствами. Ни одно государство в мире не должно запрещать пролет иностранных гражданских судов до объявления настоящей войны», – считает Борис Рыбак.

Потеряют на этом все. У США, правда, доля внутренних полетов целых 83%, как когда-то было в СССР, а на международные маршруты приходится только 13% пассажиропотока. Тогда как у России превалируют международные перевозки (64%), а внутренние занимают лишь 36%. С другой стороны, у России появится возможность нарастить как раз полеты внутри России, чтобы, как в советское время, полеты по стране были доступны каждому.

 

Что делать

В одночасье добиться расцвета авиапрома и авиации даже в условиях изоляции не получится. Потребуется время и огромные средства. Среди главных проблем – отсутствие собственных гражданских самолетов, развитой региональной сети аэродромов, возможности полного техобслуживания иностранного парка российских авиакомпаний в России и кадровый голод среди пилотов и авиационных инженеров.

«Я бы не стал называть наши проблемы уязвимыми местами, потому что тогда весь мир уязвим. Современная гражданская авиация на 100% международная. Нет ни одной страны, которая была бы абсолютно самодостаточна. Америка – только почти. В США в огромном количестве летают бразильские и канадские самолеты. Американцы строят элементы своих самолетов в Японии, в Англии и других странах. Компьютерные системы также разрабатываются по всему миру», – говорит Борис Рыбак.

Монополисты на рынке самолетов – Boeing и Airbus – к примеру, зависят от поставок российского титана. Продукция «ВСМПО-Ависма» вообще для многих компаний является стратегическим поставщиком. Американцы уже испугались, что могут лишиться российского титана: Boeing и одна из крупнейших финансово-промышленных групп США United Technologies начали создавать резерв титановых деталей из России на случай эскалации напряженности.

Ограничение поставок российского титана вполне может стать одной из ответных санкций со стороны Кремля на каком-либо этапе. Хотя проблемы можно будет создать и без объявления прямых санкций. Достаточно просто задержать поставки на таможне на долгий срок, а причина всегда найдется.

 

Отечественное самолетостроение

Чтобы России вернуться во времена полной независимости в гражданском авиастроении, как было в Советском Союзе, потребуется 30 лет, считает Рыбак. И это умеренно-оптимистичный прогноз. «Потребуются десятки миллиардов долларов на 30 лет, если особо не воровать, и сотни миллиардов долларов, если воровать», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Я бы не стал называть наши проблемы уязвимыми местами, потому что тогда весь мир уязвим. Нет ни одной страны, которая была бы абсолютно самодостаточна»

К сожалению, после 20 лет провала в РФ производится сейчас лишь один маленький гражданский самолет – «Сухой СуперДжет», а должно быть пять основных типов самолетов для нормальной работы гражданской авиации. «И пока это не массовое производство «СуперДжета». Нужно выпускать по 100 таких самолетов каждый год, а наша промышленность в лучшем случае с большими оговорками может выпускать только 30–40 в год», – отмечает Рыбак.

Нужен также собственный среднемагистральный самолет. В России такой уже делают – это МС-21. «Лет через 15 он появится. В 2018 году только взлетит первая машина, потом она пойдет на сертификацию, которая займет еще 3–5 лет. Потом начнется производство, сначала по два самолета в год, потом по пять, по десять и т.д. Так появляются все новые суда. В последнее время в международном авиастроении не было ни одного проекта, который был бы выполнен в отведенные деньги и сроки. С тем же «Дримлайнером» не понятно, что происходит», – рассказывает эксперт по гражданской авиации.

Также России нужен свой широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет двух типов: один побольше, другой – поменьше, добавляет эксперт. О старых даже говорить, по его мнению, не стоит. Их уже нет.

 

Инженеры

Что касается авиационных инженеров, то сейчас у них все хорошо, зарплаты по 100 тыс., и их с руками отрывают, уверяет Рыбак. Но если начнем разрабатывать новые гражданские самолеты и наращивать объемы производства, инженеров потребуется больше. Тогда будет дефицит, поэтому их надо начинать учить уже сейчас. Впрочем, если строить эффективно, много инженеров и не надо, говорит эксперт. А вот опытных преподавателей может не оказаться, так как РФ 20 лет не делала самолетов, а по книжкам научить невозможно.

«Япония после Второй мировой войны и демилитаризации так и не смогла создать авиационную промышленность. На протяжении 60 лет она несколько раз пыталась построить хоть какой-то самолет, но у них ни разу не получилось. Немцам удалось после войны воссоздать конструкторскую школу и производство, но они не первые. В Европе только у французов и шведов сейчас осталась полномасштабная школа самолетостроения», – говорит Рыбак.

С развитием региональной аэродромной сети все просто. Надо вкладывать деньги и строить. 20 лет назад у нас было 1400 аэродромов, сегодня осталось всего 315, что на порядки меньше, чем в аэропортах стран американского континента и Европы. Кроме того, необходимо модернизировать и оставшиеся аэропорты.

 

Пилоты

Проблем с российскими пилотами как таковых нет, но есть дефицит командиров воздушных судов и инструкторов. При этом проблема исчезнет скоро сама, так как число перевозок упадет, говорит Рыбак.

«Начиная с 2000-х годов перевозки в России росли большими темпами – двузначными цифрами, раза в три-четыре быстрее, чем мировая авиация. Сейчас наш рынок энергично тормозится: в этом году минус 30% по международным перевозкам, по внутренним – замедление роста, через несколько лет выйдем в ноль и потихоньку может начаться даже падение. За это время Ульяновское училище выпускает летчиков, они копят опыт для того, чтобы стать КВС и инструкторами», – говорит Рыбак. Но все же новые училища создать не помешает.

 

Техобслуживание и ремонт

Сложней всего будет, если Запад решит ударить по авиационной безопасности. Сейчас флот российских авиакомпаний состоит из порядка 700 западных самолетов. «Ежедневные и еженедельные работы по техобслуживанию в аэропортах – это мы и сами сейчас делаем», – говорит Рыбак. А вот плановое техобслуживание и ремонт судов делаются за границей.

«Рынок технического обслуживания составляет 2,3 млрд долларов в год. Из них сегодня примерно 10–15% приходится на российских провайдеров услуг технического обслуживания и ремонта. Эта доля постепенно растет. Но к 100% мы не придем никогда, можем увеличить долю только до 60–70%», – констатирует Рыбак.

«Потому что в двигателестроении мы сильно отстали, на всех западных машинах стоят американские и европейские двигатели. Мы не умеем ни делать такие двигатели, ни ремонтировать. И эту возможность в обозримой исторической перспективе мы не приобретем, если нам не передадут эти технологии. Там сложные совершенные технологии. Они либо есть, либо их нет. Кстати, по двигателям Запад передал технологии в Азию, в частности, в Японию», – поясняет эксперт.

Впрочем, если правительство повернется лицом к гражданской авиации, то, возможно, и побыстрее удастся возродить отечественную гражданскую авиацию. Кроме того, можно реализовать задуманное в кооперации с Китаем, который так же, как и Россия, пытается в последние десятилетия создать собственный авиапром. Только у РФ все же есть исторический опыт и базис, но неплохая привычка КНР не изобретать велосипед, а копировать уже имеющиеся западные технологии, может оказаться и нам на руку.

Финансовые новости

«Сухой» займет в ВТБ

 Ведомости, 11.08.2014
ВТБ откроет компании «Сухой» кредитную линию в размере до 7 млрд руб., следует из материалов в системе госзакупок. Кредитная линия предоставляется сроком на три года на пополнение оборотных средств, а также на рефинансирование задолженности по кредитам и займам. Как следует из договора сторон, максимальная процентная ставка по каждому кредиту в рамках кредитной линии составляет 12%.

Минпромторг выступает за дополнительные субсидии компаниям, летающим в Крым на Ту-204 и Sukhoi SuperJet 100

AEX.RU, 11.08.14

Минпромторг выступает за дополнительные субсидии компаниям, летающим в Крым на отечественных самолетах Ту-204 и SSJ 100. Об этом сообщил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь, передает Прайм.

"Мы сейчас обсуждаем в том числе тему реализации программы Ту-204 в интересах авиакомпаний, которые осуществляют перевозки в Крым, - сказал он. - Потому что, чтобы избежать ситуации, которая случилась с "Добролетом", мы считаем правильным использовать российские самолеты - Ту-204, Sukhoi SuperJet 100 - чтобы летать в Крым. Наша идея: те авиакомпании, которые используют эти воздушные суда, должны получать какие-то дополнительные субсидии, которые пошли бы на поддержку отечественного самолета", - отметил г-н Слюсарь.

Опыт эксплуатации Ту-204 в парке авиакомпании Red Wings по летнему сезону в Крым показал, что "самолеты востребованы, 100%  загрузка туда и обратно, и было бы больше машин, больше бы пассажиров удалось перевезти, добавил он.

Перед бурей

АвиаПорт, 11.08.14

Несмотря на продолжающееся ухудшение макроэкономической ситуации в России, объем пассажирских авиаперевозок в первом полугодии вырос почти на 11%. Темпы хоть снизились в сравнении с предыдущим годом (тогда в первом полугодии пассажиропоток вырос на 17%), но пока о кризисе говорить не приходится. Однако очевидно, что рецессия не за горами - гражданская авиация не может бесконечно долго существовать в отрыве от экономических реалий. Пока же российские авиакомпании продолжают наращивать парк самолетов - в первом полугодии провозные емкости увеличились на 10%.

Валовый внутренний продукт (ВВП) Российской Федерации в первом полугодии увеличился на скромный 1,0%, и правительство не скрывает, что по итогам года рост экономики едва ли достигнет 0,5%. Время экстенсивного роста российской экономики прошло. На фоне объективных проблем во взаимодействии бизнеса и власти, с учетом двусторонних экономических санкций с западными странами не остается сомнений в том, что ближайшие несколько лет пройдут в экономический рецессии, если не хуже - в кризисе.

Мало сомневающихся и в том, что рано или поздно рецессия перекинется и на воздушный транспорт. На унылом макроэкономическом фоне бодрый рост перевозок пассажиров выглядит совершенно аномальным явлением. Расхождения начались в 2012 году, когда темпы роста ВВП сократились и составили 3,4%, тогда как рост пассажиропотока ускорился до 15,5% в год. В 2013 году на фоне слабого роста экономики на 1,3% число пассажиров увеличилось на 14,2%. В первом полугодии текущего года ВВП вырос всего на 1%, а перевозки пассажиров - на 10,8%.

Но изменение ВВП - универсальный индикатор, комплексно отражающий как уровень деловой активности (т.е. корпоративного спроса на пассажирские авиаперевозки), так и изменения благосостояния домохозяйств (т.е. частного спроса). По ряду косвенных признаков ("прямая" статистика на отраслевом уровне отсутствует) мы можем предположить существенную разницу между текущей динамикой корпоративного спроса и личного потребления - в пользу последнего. Подтверждает это предположение показатель объема перевозки грузов на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), связанный исключительно с уровнем деловой активности в стране. Он демонстрируют падение темпов уже четвертый год подряд: в прошлом году грузопоток увеличился на скромные 0,7%, но в первом полугодии текущего года спад составил весомые 4,2%.

Слабость делового спроса, тесно связанного с макроэкономической динамикой, вынуждает российские авиакомпании уменьшать долю кресел бизнес-класса во вновь получаемых самолетах, а в ряде случаев и вовсе отказываться от него. Так "Аэрофлот" выводит из парка Airbus A319, в которых доля кресел бизнес-класса достигала рекордных 17%. Получаемые с начала 2013 года Airbus A320 имеют компоновку С8Y150 (5%), тогда как ранее конфигурация салонов в самолетах этого типа была C20Y120 (14%). На дальнемагистральных направлениях аналогичные проблемы, и новые Boeing 777-300 имеют всего 7% кресел бизнес-класса, тогда как ранее полученные Airbus A330-300 - 9-12%, а выведенные недавно Boeing 767-300 - 14%. Другие авиакомпании, не имеющие сильных позиций на корпоративном рынке, вовсе отказываются от бизнес-класса на вновь получаемых самолетах. В 2013 году восемь среднемагистральных Boeing 737-800 и Airbus A321 "ЮТэйр" поступили в моноклассной компоновке, также как и четыре Airbus A321 авиакомпании S7. В первом полугодии текущего года "ЮТэйр" получил еще шесть новых среднемагистральных самолетов без бизнес-класса.

Напротив, личное потребление на протяжении несколько лет полностью доминирует в приросте пассажиропотока. Оно "подпитывается" продолжающимся ростом заработной платы, который по данным Росстата с 2010 года не опускался ниже 10%. Начиная с I квартала 2011 года динамика спроса на авиаперевозки и среднемесячной начисленной зарплаты практически совпадают (средний рост за квартал составил, соответственно, 13,8% и 12,7%). Доля leisure-перевозчиков в получаемой провозной емкости выросла с 15% в 2010 году до 27-28% в 2013-2014 годах. Nordwind вместе с "сестринской" авиакомпанией Ikar превратился в одного из крупнейших перевозчиков с флотом из 36 воздушных судов, почти половина которых - широкофюзеляжные. Эти компании, ассоциированные с крупным туроператором Pegas Touristik, уже занимают пятое место по числу пассажиров среди российских авиационных групп и пятое - но с крайне незначительным отставанием от S7 и "ЮТэйр" - по пассажирообороту.

 Напротив, второй год подряд парк "Большой четверки" российских авиаперевозчиков, состоящей из группы "Аэрофлот", S7, "ЮТэйр" и "Трансаэро", растет медленнее среднего по отрасли темпа. В 2013 году прирост составил 8,7% против общеотраслевого 11,6%, в первом полугодии текущего года - 8,6% и 10,9% соответственно (включая воздушные суда, вернувшиеся с хранения). Авиакомпания "Трансаэро", долгое время лидировавшая по новой провозной емкости, приросла на скромные 3,6%. Переориентация нового спроса с международных воздушных линий (МВЛ) на ВВЛ, случившаяся в течение 2013 года, сильнее ударила по бизнесу "Трансаэро", нежели конкурентов, имевших меньшую долю международных рейсов (75% в 2013 году против 59% у "Аэрофлота", 38% у S7 и 35% у "ЮТэйр"). В такой ситуации, принимая во внимание большую долговую нагрузку компании, смена акцентов с количественного роста на качественный была единственным решением. Группа S7 сократила прирост провозной емкости до 2%, столкнувшись с заметным снижением коэффициента занятости пассажирских кресел. После прошлогоднего "взрывного" (по меркам группы, разумеется) расширения на семь самолетов ЗПК снизилась с 82,4% до 77% - на 1 п.п. ниже среднеотраслевого показателя. "ЮТэйр" продолжила быстро наращивать провозные емкости - на 19% - но этот показатель не очищен от эффекта вывода "советских" типов воздушных судов, которые авиакомпания продолжала эксплуатировать в 2013 году, в отличие от остальных "коллег" по G4.

 В целом по отрасли мы наблюдаем постепенное снижение прироста новых провозных емкостей к уже имеющимся (выставленным): с 19% в 2011 году до 10,9% в первом полугодии текущего года. В среднем за несколько лет, 40-50% поставок новых воздушных судов направляются на механическое расширение флота (удовлетворение нового спроса), остальные - на замещение выбывающей провозной емкости (как еще советского поколения, так и относительно современной западной/российской техники). Сокращение темпов расширения парка российских авиакомпаний связано не только с замедлением роста пассажиропотока и ожиданием рецессионных/кризисных явлений, но и с исчерпанием эффекта замещения советской техники, доля которой в перевозках пассажиров уже меньше 3%.

 Приятная тенденция - продолжает постепенно снижаться средний возраст полученных самолетов. Если в 2010 году он составил 9,9 лет, то в первом полугодии текущего года - всего 5,5. Причем больше половины лайнеров прибыли к эксплуатантам "с завода" (52%), тогда как четыре года назад новые самолеты составили всего 14%. Средний возраст выведенных из парка самолетов составил 15,7 лет. Без учета замены нескольких SSJ100 "Аэрофлота" на новые в full-комплектации (и без учета прекращения эксплуатации "советского" парка), возраст выведенного флота составил 20,2 года, что на 3 года ниже среднемирового показателя.

 Девальвация рубля на 25% к основным валютам, проведенная с мая 2013 года по март 2014 года, значительно повысила стоимость отдыха за рубежом и отразилась на пассажиропотоке. Темпы роста в дальнее зарубежье снизились с 30% весной прошлого года до 2-3% в марте-апреле этого года, что ударило по бизнесу многих авиакомпаний, работающих на чартерном/"квазирегулярном" рынке ("Трансаэро", "Ямал", "ВИМ-Авиа", NordStar, I fly, "Якутия", "Московия" etc.). C апреля началось постепенное укрепление рубля, которое привело к более быстрому росту пассажиропотока на МВЛ в страны дальнего зарубежья - до 7,8% в июне. Впрочем, есть и негативный фон, связанный с негласным запретом на отдых за рубежом отдельным категориям госслужащих, который будет сказываться и в будущем, в первую очередь на чартерном сегменте.

 Пока еще в редких случаях речь идет о снижении пассажиропотока (а не о темпах роста ниже рынка) или финансовых трудностях у leisure-перевозчиков, но некоторые из них начали переориентироваться на внутренний рынок. Так Red Wings по сути превратился во внутрироссийского перевозчика (основные маршруты - из Москвы в Махачкалу и Симферополь). "ВИМ-Авиа" постепенно обновляет флот с Boeing 757-200 на Airbus A319 и Embraer E195, которые очевидно рассчитаны только под внутренний рынок. Авиакомпания "Трансаэро" стала использовать Boeing 747-400 на внутренних маршрутах протяженностью до 2-3 часов (Москва - Санкт-Петербург/Минеральные Воды/Сочи/Симферополь и Санкт-Петербург - Симферополь).

 На ВВЛ, напротив, рост пассажиропотока значительно ускорился и составил в первом квартале 14,1%, а во втором квартале - 19,3% (очищенный от влияния рейсов в Крым, отраженных в статистике с начала апреля, рост во втором квартале составил 13,7%). Кроме смещения баланса спроса в сторону внутренних курортов, большое значение имеет введение ОАО "РЖД" т.н. "динамического ценообразования" в марте 2013 года. В первом полугодии 2014 г. железные дороги потеряли 4,5 млн пассажиров (-8,7% к аналогичному периоду 2013 года), тогда как на ВВЛ российские авиакомпании перевезли больше на 2,9 млн пассажиров (на 2,4 млн без учета рейсов в Симферополь). Очевидно, что далеко не все пассажиры, ушедшие из поездов, пересели на самолеты (это зависит от расстояния и класса обслуживания), но их вклад в ускорение роста на ВВЛ отрицать невозможно. В первую очередь, "добычей" авиакомпаний становятся пассажиры на маршрутах с прямой конкуренцией между двумя видами транспорта, в частности из крупных городов в Москву и Санкт-Петербург.

Благодаря разнонаправленным тенденциям на ВВЛ и МВЛ, российским авиакомпаниям удалось избежать в первом полугодии серьезных проблем с излишними провозными емкостями и доходной ставкой, частично переориентировав бизнес на внутренний рынок. В ближайшей перспективе состояние отрасли будет зависеть от того, насколько устойчивым окажется рост спроса на ВВЛ. Второй фактор - границы укрепления рубля, а точнее, не повторится ли в конце года управляемая девальвация, вызванная потребностью в дополнительных бюджетных доходах. В первом полугодии российские авиакомпании продемонстрировали capacity discipline, увеличив провозные емкости в точном соответствии со спросом и избежав падения занятости кресел (впрочем, это следствие удачного II квартала, поскольку в I квартале снижение коэффициента ЗПК составило 1,2 п.п.).

 Парадоксально, но с началом рецессии не стоит ожидать отказа от получения новой авиатехники. В такие периоды, во-первых, многие задумываются о снижении издержек, в том числе путем модернизации флота. Во-вторых, в кризисные годы растет число банкротств среди перевозчиков, а значит происходит интенсивный вывод с рынка (возврат лизингодателям) значительной провозной емкости, которую общесистемно потребуется заместить оставшимся авиакомпаниям. Но в среднесрочной перспективе темпы роста спроса заметно снизятся, и многие компании из G4, имеющие долгосрочные контракты на поставку самолетов, могут столкнуться с проблемой overcapacity.

Новости предприятий

Улан-Удэнский авиазавод из-за санкций не может получить 4 станка из ЕС

РИА Новости, 08.08.2014

Улан-Удэнский авиационный завод из-за санкций Евросоюза в отношении РФ не может получить 4 станка для металлообработки, заказанные в Германии, сообщил управляющий директор завода Леонид Белых.

«Четыре станка закупили немецких, а они застряли в Германии из-за санкций», — сказал Белых.

По его словам, станки предназначены для металлообработки.

Говоря о доле импортных комплектующих для российских вертолетов, директор завода отметил, что она составляет около 11 процентов от общего числа.

Некоторые подробности деятельности "Ростехнологий" в области военно-технического сотрудничества

Bmpd, 08.08.2014

7 августа 2014 года общественности был представлен публичный годовой отчет Госкорпорации "Ростехнологии" за 2013 год. Среди многочисленных сфер деятельности Корпорации также упомянуто и военно-техническое сотрудничество. Некоторые проекты в свете последних политических событий представляют особый интерес.

Так, в частности, упоминается содействие деятельности ряда  СП с зарубежными партнерами. Это:

Центр по производству и обслуживанию лазерных инерциальных навигационных систем на базе ЗАО "РС Альянс" (СП между ОАО "Рособоронэкспорт", ЗАО "ИТТ" и компанией Sagem);

Предприятие по производству тепловизионных камер (Thales, "Рособоронэкспорт", СП на базе Вологодского оптико-механического завода)

Производственный комплекс по сборке и тестированию ручных противотанковых гранатометов РПГ-32 в Иордании (Jadar Equipment & Defence Systems (Иордания),  "Рособоронэкспорт").

Упомянуты и работы по созданию перспективных совместных производств. К ним отнесены:

Производство передовых многофункциональных интегрированных систем РЭБ для раззмещения на авиасистемах нового поколения;

Производство нечувствительных боеприпасов;

Локализация производства в России русифицированной версии бронеавтомобиля на базе БМП VBCI;

Организация в ЮАР центра по техническому обслуживанию и ремонту вертолетов российского производства, эксплуатирующихся в странах Африки южнее Сахары;

Сброка, обслуживание и ремонт российской вертолетной техники;военного и гражданского назначения, средств ПВО и другой техники в Бразилии.

Из приоритетных направлений оказания содействия ОАО "Рособоронэкспорт" отмечено сопровождение работ, связанных с выполнением внешнеторговых контрактов (отметим наиболее интересные):

Изготовлению и модернизации ОАО "НПК "Уралвагонзавод" сухопутной техники для Алжира и Азербайджана;

Строительству на ОАО "Роствертол" вертолетной техники для Азербайджана, Алжира, Бразилии и Ирака;

Прооизводству на ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" авиационной техники для Казахстана и Шри-Ланки;

Изготовлению на ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" техники ПВО для Белоруссии и Египта;

Изготовлению на ОАО "Ульяновский механический завод" техники ПВО для Египта;

Созданию ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" центра технического обслуживания авиационной техники в Венесуэле.

 

Интервью

"От запрета на поставки Boeing или Airbus нам легче не станет"

Коммерсантъ, 07.08.2014

Россия может ввести защитные меры в авиа-, судо- и автомобилестроении. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что ответные шаги на санкции Запада будут сделаны "осмысленно". Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Бориса Блохина.

"Правительство понимает, насколько значимо сотрудничество в этой сфере. Но мы реально оцениваем и наши собственные возможности", — заявил премьер.

— Какие меры, в частности, Россия может предпринять в сфере транспортного машиностроения, ваши мысли на эту тему?

 

— По сути, никаких, потому что на сегодняшний день транспортное машиностроение по большинству из номенклатур, выпускаемых в России или импортируемых, мы, к сожалению, не конкуренты никому. Поэтому, теоретически, мы можем просто отказаться от импорта, ну, как бы закрыть свой рынок и не более того.

 

— Это реально, на ваш взгляд, — закрытие рынка в какой-то ближайшей перспективе?

 

— Вы знаете, думаю, что нет, потому что ни дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов, ни полноценных на сегодняшних день высокоскоростных поездов, ни массы других... Мы можем закрыть ввоз по вагонам, но вагоны — это не высокотехнологичная продукция, по всем понятиям. Теоретически можем перестать импортировать легковые автомобили или грузовики, но как-то выглядеть это будет так, что сами себя высекли.

 

— Если не эти меры, что тогда имеется в виду, ваши предположения, что это за защитные меры в авиа-, судо- и автомобилестроении?

 

— Если честно, я с трудом представляю. Если по уму, то это меры по привлечению теоретических инвесторов, скажем, с Востока, которые будут инвестировать в расширение различных производств и так далее, и так далее.

Если это просто так сказанные слова, то подозреваю, что какой-нибудь запрет, возможно, и появится на импорт комплектующих, либо самой техники, что, в общем, еще раз повторюсь, для нас никакой пользы не несет, поскольку мы уйдем с рынка покупателей — ради бога, у себя внутри мы это не купим и быстро не построим.

 

— Но у нас и сейчас ситуация усложняется в автомобилестроении, например, меньше покупать стали, да, казалось бы, что тут еще можно сделать такого.

 

— Это такая ситуация, которая, как вы понимаете, не то, чтобы рукотворная, это кризис, при этом спад на авторынке. Это закон природы. Просто тут вопрос в принципе, зачем трогать этот рынок, который, в общем, на сегодняшний день и так слабенький, и так под давлением — что автомобили, что во всех прочих сегментах. В общем, денег-то больше не становится на закупку любого импортного технологического оборудования, будь то суда, будь то самолеты, будь то все остальное. Поэтому не очень понятно.

 

— Ответные действия, если все-таки такие защитные меры, правда, мы не знаем пока, какие будут введены: какие могут быть, что может предпринять ЕС и США?

 

— Я боюсь, они в такой ситуации просто разведут руками и скажут: "Вы вообще, ребята. Просто молодцы". А как, тут даже не на что реагировать: отказ от покупки самолетов — это коммерческое право, отказ от закупки судов — коммерческое право каждого покупателя. От того, что мы запретим поставку Boeing или Airbus, нам легче не станет от этого, к сожалению. Поэтому просто все удивятся и все, мы не самый большой рынок для данного оборудования, для данного транспорта.

 

— Если брать все эти рынки, все эти отрасли — авиационный, автомобилестроения, — мы что-то вообще в ответ можем предложить? Что-то у нас в этих отраслях развивается сейчас?

 

— Железнодорожное машиностроение присутствует, кораблестроение присутствует, судостроение, как было, в зачатке, так и никем не понятое, авиастроение только среднемагистральное, типа Superjet, и все. Автомобилестроение — наш "АвтоВАЗ", который вытягивает великий французский менеджер. Собственно говоря, на этом можно список закончить. У нас конкурирующее только железнодорожное машиностроение, по сути. Еще в тяжелом строительном машиностроении есть определенные наметки. Но это все не очень динамичная история.

 

МЧС

Спецборт МЧС доставил в Чебоксары более 100 граждан Украины

Интерфакс, 11.08.14

Спецборт МЧС в воскресенье доставил из Симферополя в Чебоксары (Чувашия) еще 112 граждан Украины, в том числе 34 ребенка.

Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС РФ по республике, на борту самолета ИЛ-76 вынужденных переселенцев сопровождали медицинские работники.

Для организации встречи и взаимодействия необходимых служб в чебоксарском аэропорту работала оперативная группа ГУ МЧС России по Чувашии.

Кроме того, для оказания необходимой помощи граждан Украины встречали психологи МЧС, а также медицинские работники.

Как сообщается, беженцев на автобусах в сопровождении ГИБДД доставили в пункт временного размещения.

Ранее сообщалось, что в течение ближайшей недели Чувашия примет более 600 новых беженцев с Украины. В итоге их количество превысит в республике 1 тысячу человек.

 

Авиационные происшествия

Пассажирский самолет разбился под Тегераном

AEX.RU, 10.08.2014

Вблизи аэропорта "Мехрабад" в Тегеране в воскресенье в 9.18 по местному времени (8.48 мск) потерпел катастрофу пассажирский самолет Iran-140 местной авиакомпании Sepahan Airlines, сообщает  ИТАР-ТАСС со ссылкой на агентство ИРНА.

Самолет совершал внутренний рейс из иранской столицы в город Табас  (город на северо-востоке Ирана).

По свидетельству очевидцев, пилот уже на последних метрах взлетной полосы потерял управление и корпусом задел покрытие ВПП, однако сумел-таки оторваться от земли и пролететь несколько минут.

Сообщается, что на борту самолета находились 48 человек: 40 пассажиров, среди них — семеро детей, и 8 членов экипажа. В результате авиакатастрофы погибло более 40 человек, есть выжившие пассажиры, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на помощника министра транспорта Ирана Али Реда Джехангирьян.

"Самолет потерпел крушение в четырех милях от взлетной полосы. Предположительно, после взлета он изменил курс, часть пассажиров получили ранения и были доставлены в больницу", — сказал он.

Чиновник также уточнил, что самолет упал в лесном массиве, поэтому на земле жертв и разрушений нет.

В российском посольстве в беседе с ИТАР-ТАСС заявили, что россияне на борту разбившего самолета, скорее всего, не было. Однако точной информации о национальности пассажиров пока нет.

Пилотом разбившегося под Тегераном самолета был украинец. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на агентство «Фарс».

Как отмечает РИА Новости, Иран из-за введённых против него со стороны Запада санкций, которые запрещают международным компаниям поставлять в Исламскую Республику самолеты и запасные части к ним, разрабатывает собственные пассажирские воздушные суда.

В 2000 году Тегеран купил у Украины лицензию на производство самолета Ан-140, на базе которого в 2003 году был создан первый иранский пассажирский самолет Iran-140, вмещающий до 52 пассажиров.

Самолеты собираются иранской компанией HESA из комплектующих, поставляемых украинским авиастроительным концерном «Антонов». В авиапарке Sepahan Airlines — пять таких самолетов.

В прошлом году Иранская организация авиационной промышленности (IAIO) сообщала о разработке нового типа пассажирского самолета для выполнения внутренних авиарейсов Iran-141. Сборка первых самолетов нового типа должна была начаться в марте этого года.

У Boeing компании Emirates при посадке в Бостоне загорелся двигатель

РИА-Новости, 11.08.14

ЧП произошло во время рейса Дубай-Бостон EK 237. Возгорание было быстро потушено. Пассажиры и члены экипажа не пострадали.

У самолета эмиратской авиакомпании Emirates, на борту которого находились 368 человек, при посадке в американском городе Бостон загорелся двигатель, сообщают в понедельник эмиратские СМИ.

ЧП произошло накануне. Boeing 777-300 летел из Дубая в Бостон.

Возгорание, по данным СМИ, было быстро ликвидировано.

«Авиакомпания подтверждает, что во время рейса Дубай-Бостон EK 237 самолета Boeing 777-300 ER 10 августа произошло небольшое возгорание двигателя при посадке. Огонь был быстро потушен, и все 349 пассажиров и 19 членов экипажа покинули самолет и прошли в терминал аэропорта в полной безопасности», — сказал представитель Emirates.

Из-за инцидента были задержаны другие рейсы авиакомпании в Бостон.

В Пуэрто-Рико у пассажирского самолета перед взлетом загорелся двигатель

Bfm, 11.08.14

В аэропорту города Сан-Хуан в Пуэрто-Рико пассажиры были эвакуированы из самолета JetBlue Airways из-за возгорания одного из двигателей, сообщает CNN.

Пассажиры и члены экипажа воспользовались аварийными трапами, чтобы быстро покинуть горящее воздушное судно. Представитель JetBlue Джина Ресин сообщила телеканалу, что никто из 186 пассажиров и 6 членов экипажа самолета не пострадал.

Самолет авиакомпании должен был вылететь из Сан-Хуана в Нью-Йорк. Воздушное судно выруливало на взлетно-посадочную полосу для взлета, когда у него загорелся двигатель. Ресин затруднилась сказать, в чем была причина возникновения пожара. Расследованием происшествия займутся американские авиационные власти.

Пассажирский самолет американской авиакомпании United Airlines 6 августа вынужденно сел в Канаде из-за пожара на борту, никто не пострадал.

Греческий самолет сел в аэропорту Бен-Гурион на одном двигателе

Israland, 11.08.14

Греческий самолет, вылетевший из аэропорта Бен-Гурион на остров Корфу, вернулся через полчаса после взлета из-за неполадок в двигателе. На борту находилось 170 пассажиров и членов экипажа.

К взлетно-посадочной полосе подогнали десятки машин "скорой помощи" и пожарные расчеты, но посадка, хотя и на одном двигателе, прошла успешно. Никто не пострадал, пассажиров доставили на терминал.

Самолет авиакомпании Air France совершил вынужденную посадку в Нигерии

РИА-Новости, 11.08.14

Пассажирский самолет авиакомпании Air France совершил в воскресенье вынужденную посадку в аэропорту нигерийского города Лагос из-за ошибки датчика давления в шинах, передает в понедельник агентство Франс Пресс со ссылкой на заявление администрации гражданской авиации Нигерии (NCAA).

"Самолет, на борту которого находились 178 человек, включая 168 пассажиров и 10 членов экипажа, благополучно приземлился", - говорится в заявлении NCAA.

Капитан авиалайнера позднее рассказал NCAA, что датчик подал ошибочный сигнал, указывающий на проблему с давлением в шинах. После приземления техники осмотрели самолет и не нашли проблем.

Информации о пострадавших пассажирах или повреждениях авиалайнера при посадке не поступало.

БПЛА

В России разработают стандарты для массового производства беспилотников

Портал машиностроение, 11.08.2014

Выработка стандартов для массового производства беспилотных летательных аппаратов в России может потребовать до полутора лет. Об этом заявил главный инженер Госкорпорации Ростех Владимир Кутахов.

По его словам, время необходимо, чтобы выработать единые точки зрения на технические и организационные решения.

«Мы торопимся, нам нужно в полтора года уложиться. Стандарты нужны производственно-технологические, потому что производство должно быть организовано в массовом масштабе», – цитирует Владимира Кутахова РИА «Новости».

Представитель Ростеха добавил, что стандарты нужны для унификации, создания массового производства и удешевления производства и конечного аппарата.

Кроме того, они необходимы для того, чтобы беспилотники могли безопасно находиться в едином воздушном пространстве с пилотируемыми самолетами.

«Чтобы беспилотные летательные аппараты представляли достаточно грозную силу, как разведывательную, так и ударную, нужно иметь массовое производство и массовое применение», – сказал Владимир Кутахов.

По его словам, нужны аппаратная унификация решений по бортовому оборудованию и, безусловно, полный перевод его на отечественную системную и элементную базу. Также нужна унификация информационного обмена.

На международной выставке «ИННОПРОМ-2014» Объединенная приборостроительная корпорация представила первый российский разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат «Чирок».

Модель уже прошла испытания в ЦАГИ в Жуковском. Аппарат не имеет мировых аналогов, так как беспилотники на воздушной подушке серийно не выпускаются.

КРЭТ покажет универсальный борт для беспилотников

Концерн на «Оборонэкспо-2014» впервые представит более 20 новейших решений по БПЛА

 

Ростех, 11.08.2014

На III Международном форуме «Технологии в машиностроении-2014» и II Международной выставки вооружения, технологий и инноваций «Оборонэкспо-2014» КРЭТ впервые представит предложения по комплексному оснащению унифицированными системами бортового радиоэлектронного оборудования перспективных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

КРЭТ продемонстрирует универсальный борт для БПЛА военного и гражданского назначения, самолетной или вертолетной схем. Концерн представит современные разработки 15 своих предприятий, обладающих всеми компетенциями в области создания унифицированных систем (пилотажно-навигационный комплекс, топливная и вычислительная системы и др.)  для беспилотных летательных аппаратов.

«КРЭТ в инициативном порядке занимается перспективными разработками всех систем для авионики БПЛА военного и гражданского назначения, - отметил заместитель генерального директора КРЭТ по стратегическому планированию и обеспечению выполнения ГОЗ Андрей Тюлин. - Впервые мы представим более 20 новейших решений, в том числе пилотажную, топливную, кабельную системы для беспилотников любого типа».

КРЭТ продемонстрирует уникальную цифровую многофункциональную радиолокационную станцию, разработанную корпорацией «Фазотрон-НИИР». Она способна обнаруживать и сопровождать воздушные, наземные и надводные цели, выдавать целеуказания другим системам БПЛА, решать навигационные задачи и формировать радиолокационное изображение поверхности с заданным разрешением.

Впервые мы представим более 20 новейших решений, в том числе пилотажную, топливную, кабельную системы для беспилотников любого типа

Андрей Тюлин, заместитель гендиректора КРЭТ по стратегическому планированию и обеспечению выполнения ГОЗ

На выставке будут показаны комплексная система управления (КСУ), разработанная Конструкторским бюро промышленной автоматики для БПЛА вертолетного типа, а также регистраторы информации летных испытаний и кабинные индикаторы. Еще одной новинкой станет образец вычислителя воздушных сигналов ВВС-В3-2. Он разработан Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП) и обеспечивает навигационно-пилотажные системы беспилотников информацией о высотно-скоростных параметрах, необходимых для управления полетом летательного аппарата.

КРЭТ также представит бесплатформенную инерциальную систему, созданную Московским институтом электромеханики и автоматики. Она предназначена для определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации.Предприятие КРЭТ «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова представит систему управления оружием.

Экспозиция БПЛА займет отдельную тематическую зону мультимедийного павильона КРЭТ, который разместится на площадке в 1,8 тыс. кв. м. Открытая экспозиция КРЭТ разместится на площади в 660 кв. м. Впервые здесь будут представлены натурные образцы новейших типов комплексов радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. В объединенной экспозиции поучаствуют 41 предприятие концерна. Впервые получить справочную информацию о КРЭТ и познакомиться с представленными экспонатами можно будет, просто загрузив специальное приложение для смартфона или прикоснувшись с «умному» мульти-тач дисплею в павильоне КРЭТ.

Духовность

Ради мира на родной Украине

Запорожская епархия, 09.08.14

8 августа Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский совершил первую Божественную литургию архиерейским чином в небе над Запорожьем

Как архипастырь Украинской Православной Церкви, сознавая всю степень личной ответственности перед будущими поколениями, и ради  сохранения мира и целостности, Его Высокопреосвященство совершил первую литургию в запорожском небе. Совершенная  молитва, по словам архиепископа Луки, стала  обращением к Богу о мире в Украине. «Литургия, как главнейшее христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Евхаристии, то есть приобщения Тела и Крови Иисуса Христа Искупителя, обладает великой созидающей силой, потому что в основе лежит любовь к Богу, - говорит Владыка. -  Мы видим, как прекрасна наша украинская земля, особенно с высоты птичьего полета. Эти бескрайние поля и луга, эти леса, озера и реки,  величественный и могучий Днепр, все, что нас окружает - это красота Богом созданного мира. Человек же, посягающий на эту красоту, - посягает на Бога».

Владыка также напомнил о том, что перед любовью к Богу трепещут все злые силы. «Зло всегда  порождает только  зло, потому что  не может войти в голову и сердце человека без того, чтобы он не захотел приложить её к действительности. Корнем  зла во все времена было человеческое честолюбие, жажда власти, гордость. Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого права, есть самая сладкая пища для человеческой гордыни. Желая заменить власть Бога властью «самого себя», неминуемо ведет человека к гибели души».

Богослужение совершалось перед мощами святых апостолов, в том числе мощами Андрея Первозванного, Небесного покровителя Запорожского края, новомучеников и угодников Божьих. Все это, по словам Владыки, наполнит сердца всех любящих Украину людей, независимо от их религиозной, политической, или национальной принадлежности, надеждой на торжество мира и справедливости. «Мы уповаем, что Господь, по молитвам угодников Божьих, стоящих у Небесного престола, пошлет нам вразумление на то, что у нас нет другой Родины, кроме Украины. И мы, как любящие её дети, должны заботиться о ней, а не разрывать её душу своими сыновними раздорами и враждой.«Не отрини [нас] ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами».

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь