Новости СоюзМаш России

05.08.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

КВЗ своевременно получает двигатели от украинской "Мотор Сич"

Интерфакс АВН,05.08.2014

ОАО "Казанский вертолетный завод" не испытывает проблем с поставками двигателей со стороны украинского ПАО "Мотор Сич" (Запорожье), сообщил генеральный директор КВЗ Вадим Лигай журналистам в Казани во вторник в рамках международной конференции выставки "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование".

По его словам, "Мотор Сич" поставляет двигатели примерно для половины вертолетов Ми-8/17, выпускаемых КВЗ. Оставшаяся часть приходится на двигатели производства ОАО "Климов". "Никаких изменений в поставках нет. Все что положено, она ("Мотор Сич", - "ИФ") нам все поставила, причем даже с опережением по графику", - сказал В.Лигай, добавив, что программой ипортозамещения предусмотрена возможность перехода на "климовские двигатели".

Он отметил, что если возникнут условия, при которых КВЗ не сможет получать двигатели от украинской компании, завод может полностью перейти на закупку российских двигателей. "За год-два мы эту проблему решим. Если задача такая будет поставлена, то мы сможем ее решить. Но пока проблем нет, и задачи такой нет", - сказал В.Лигай.

   КВЗ производит вертолеты семейства Ми-8, Ми-17, легкие вертолеты "Ансат". ОАО "Вертолеты России", дочерняя компания ОАО "ОПК "Оборонпром", владеет 99,6% уставного капитала завода (100% обыкновенных акций).

В 2014 году КВЗ планирует получить выручку в размере более 50 млрд рублей по РСБУ против 42,3 млрд рублей в прошлом году. В текущем году на заводе планируется произвести более 100 вертолетов.

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» перешла на российские двигатели для ракет

Взгляд.ру, 04.08.2014

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» практически полностью перешла на использование в своей продукции отечественных силовых установок, сообщил гендиректор корпорации Борис Обносов.

«По программе импортозамещения мы все в основном решили. В нашей продукции везде стоят российские двигатели за исключением одной противокорабельной ракеты Х-35Э в экспортном варианте для третьих стран. Там применяется двигатель производства украинской компании «Мотор Сич», - приводит слова Обносова ИТАР-ТАСС.

Он отметил, что Россия и Украина заинтересованы в продолжении совместного выпуска этих ракет. «Мы намерены продолжать наше сотрудничество при согласии украинской стороны, которая должна быть заинтересована в реализации экспортных контрактов», - добавил гендиректор корпорации.

При этом, по его словам, производство электронных и радиоизделий на отечественных предприятиях сталкивается с более значительными трудностями - необходимо наращивать производственные мощности, госпрограмма вооружений требует «серьезной активизации работ». «Это требует большого напряжения, и в ряде случаев заказы выполняются не так быстро, как хотелось бы», - признал Обносов.

Также Обносов рассказал о новых ракетах, производство которых запустила корпорация.

«На выставке мы представили высокоточные управляемые ракеты нескольких типов. Они все принципиально новые и представляют собой изделия, которые должны завершить госиспытания в текущем году, или те, которые завершили испытания в конце прошлого - начале этого года. Сейчас мы развертываем их серийное производство. Они превосходят своих предшественников в 2-2,5 раза. Увеличена дальность применения ракет, их помехозащищенность, точность наведения, эффективность боевой части, ряд других характеристик», - рассказал Обносов.

По его словам, эти новые ракеты сделаны на обновленной компонентной базе. «У новых ракет - абсолютно новая начинка, другие головки самонаведения, новые системы управления», - пояснил он.

Напомним, 17 июня новый президент Украины Петр Порошенко запретил любое военно-техническое сотрудничество с Россией.

После этого вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что у Москвы уже есть план импортозамещения военной продукции Украины. Он также добавил, что российская промышленность в течение двух с половиной лет сможет полностью отказаться от производимой на Украине продукции оборонного комплекса.

Как заявил замминистра обороны Юрий Борисов, российское военное ведомство рассчитывает на 95% избавиться от зависимости от поставок комплектующих с Украины. Уже составлен график по импортозамещению, «проанализировано наличие запасов комплектующих, готовимся к производству всех деталей, определены ответственные».

 

Новости международного авиационного двигателестроения

Компания Bombardier может запросить дополнительные данные по ремонту двигателей на самолеты CSeries

Flightglobal, 31.07.2014

Компания Bombardier могут запросить более детальную информацию перед тем как подписать предложенное соглашение по ремонту двигателей, которые стали причиной отложения испытаний самолетов CSeries на 2 месяца.

Производитель самолетов до сих пор оценивают поломку одной из масляной систем, что привело к остановке эксплуатации двигателей PW1500G во время тестовых испытаний 29 мая. Об этом заявил исполнительный директор Bombardier Пьер Бодон.

Bombardiar получила пакет документов от Pratt & Whitney две недели назад. Бодон говорит, что в ближайшее время они примут решение. Над этим мы работаем уже несколько недель. Но у нас есть еще вопросы к компании, которые могут помочь нам принять верное решение. Но Pratt & Whitney предложили нам свое решение, и надеемся, что вскоре испытания и полеты продолжаться».

Несмотря на двухмесячную задержку, Bombardier все же располагает еще 6 месяцами в запасе, чтобы успеть запустить в эксплуатацию первый самолет CSeries во второй половине 2015.

 

Новости самолетостроения

СибНИА планирует выпустить 20 модифицированных Ан-2

AEX.ru, 05.08.14

Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) имени С.А. Чаплыгина планирует в 2014 году выпустить 20 модифицированных самолетов Ан-2, в планах на 2015 год — выпуск еще 60 машин, сообщил РИА Новости директор СибНИА Владимир Барсук.

В понедельник глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что программа ремоторизации и модернизации легендарных Ан-2 полностью отработана. В мае Барсук сообщал РИА Новости, что украинское КБ "Антонов", официально не отказываясь от сотрудничества по программе ремоторизации, фактически остановило ее. Основной вопрос заключается в том, что "Антонов" считает себя обладателем прав разработчика Ан-2, однако документы предоставить не может.

Программа модернизации самолета Ан-2 — знаменитого советского "кукурузника", ведется в СибНИА в Новосибирске с января 2011 года. На самолет вместо старого поршневого двигателя устанавливают современные турбовинтовые двигатели американской компании Honeywell, что открывает новые возможности использования этого маневренного биплана для малой авиации.

"Сейчас ремоторизированных самолетов — 14, из которых летающих шесть, а остальные находятся на летных испытаниях. Они будут летать уже к сентябрю. Всего же до нового года мы планируем довести число самолетов до 20. На следующий год по плану — порядка 60 самолетов. Рослесхоз уже заявил потребность в 200 самолетах, спрос очень большой", — сказал директор СибНИА, отметив, что это временная мера, необходимая до появления нового самолета.

По его словам, для допуска модернизированного самолета к коммерческой эксплуатации, по всей видимости, необходимо решение российских властей. "С "Антоновым" пока по-прежнему непонятно с кем работать. С их стороны молчание. Мы же со своей стороны ищем другой вариант решения проблемы — готовим материалы о проведенных испытаниях, отзывы гражданской авиации об эксплуатации. По итогам будем докладывать руководству отрасли, что самолет успешно летает, но из-за проблем с "Антоновым" сегодня нет возможности допустить его к коммерческим полетам", — сказал Барсук.

Он отметил, что у "антоновцев", по сути, нет никаких прав на самолет, кроме использования права на марку "Ан", и у России нет необходимости доказывать свое право на разработку самолета. Как отметил Барсук, в настоящее время модернизированный Ан-2 допущен к лесоавиационным и другим хозяйственным работам, однако коммерческая перевозка на нем пассажиров пока невозможна именно с юридической точки зрения.

 Ан-2 — советский легкий многоцелевой самолет. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет и состоит на вооружении ВВС многих стран. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.

 

Новости вертолетостроения

Вертолеты Ка-52К для кораблей типа "Мистраль" будут оснащены складными лопастями и консолями крыла и получат устойчивую антикоррозийную обработку

АРМС-ТАСС, 04.08.2014

Холдинг "Вертолеты России" (входит в ОПК "Оборонпром", ГК "Ростех") представляет серийные и перспективные модели военных вертолетов на выставке "День инноваций Министерства обороны Российской Федерации", открывшейся сегодня в подмосковном Алабино. 

В частности, на "Дне инноваций" демонстрируется программа создания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К.

Как сообщили АРМС-ТАСС представители холдинга на выставке, корабельный Ка-52К разрабатывается на основе разведывательно-ударного Ка-52 "Аллигатор" в интересах Военно-морского флота России. Он предназначен для размещения на универсальных десантных кораблях (УДК) типа "Мистраль". С этой целью планируется оснастить Ка-52К складными лопастями и консолями крыла. Также вертолет получит устойчивую антикоррозийную обработку. Ряд других систем Ка-5а также адаптируют для применения на флоте, сообщили представители "Вертолетов России".

Как сообщалось ранее, российская вертолетостроительная промышленность получила заказ на изготовление партии корабельных ударных вертолетов Ка-52К для УДК типа "Мистраль", строящихся для России во Франции. Исполнителем заказа является расположенная в Приморском крае Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им.Сазыкина (входит в холдинг "Вертолеты России"). "Прогресс" построит 32 вертолета Ка-52К, которые будут базироваться на двух УДК, по 16 машин на корабле.

В Улан-Удэ построят первый российский арктический вертолет

Ростехнологии, 05.08.14

Испытания первого российского арктического вертолета Ми-8АМТШ начнутся зимой. В настоящее время строительство опытного образца идет на Улан-Удэнском авиационном заводе. Об этом сообщил руководитель департамента госпоставок «Вертолетов России» Алексей Путинцев.

Это специальная модернизация Ми-8 для северных широт. Прежде всего, планируем его производить для арктической группировки войск

Арктический вертолет максимально соответствует задачам эксплуатации в сложных метеоусловиях арктической зоны и Крайнего Севера. Он разрабатывается с учетом специфики применения в условиях низких температур, ограниченной видимости при выполнении полетов, в том числе во время полярной ночи.

Машина создается на основе последней модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновленным комплектом авионики.

«Это специальная модернизация Ми-8 для северных широт. Прежде всего, планируем его производить для армии, для арктической группировки войск. Опытный образец запущен в производство, в настоящее время уже заложен фюзеляж вертолета. Испытания мы планируем начать предстоящей зимой, чтобы после испытаний заказчик мог принять решение о закупке», — цитирует РИА Новости Алексея Путинцева.

Вертолет может также использоваться для нужд полярников и нефтяников.

Три первых палубных вертолета Ка-52К будут переданы ВМФ России к концу 2014 года

AEX.RU, 05.08.14

Три первых палубных вертолета Ка-52К будут переданы ВМФ России до конца 2014 года, передает ИТАР-ТАСС. Об этом сообщил во вторник журналистам на "Дне инноваций министерства обороны РФ" Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО "Камов", разработавшей вертолеты.

"Три первых вертолета Ка-52К для российских универсальных десантных кораблей типа "Мистраль" будут готовы к концу года, - сказал Михеев. - Они смогут совершать посадки и эксплуатироваться с корабля "Владивосток" после его прибытия в Россию в конце года".

Генеральный конструктор отказался назвать объем общего заказа на вертолеты Ка-52К со стороны министерства обороны. Однако он подчеркнул, что машины этого типа будут эксплуатироваться ВМФ не только как палубные, но и для решения целого комплекса иных задач на море.

Поставки модернизированных вертолетов Ми-26Т2 начнутся в 2015 году

AEX.RU, 05.08.14              

Поставки модернизированных вертолетов Ми-26Т2 заказчикам, в том числе зарубежным, начнутся в 2015 году, сообщил РИА Новости руководитель департамента госпоставок "Вертолеты России" Алексей Путинцев.

 По его словам, испытания вертолетов планируется завершить в этом году. "Если начнутся поставки, то они начнутся с 2015 года. Для министерства обороны поставки осуществляются по гособоронзаказу. Ми-26Т2 будет поставляться и на экспорт", — сказал Путинцев в ходе Дней инноваций Минобороны.

 Модернизированная версия вертолета, которая получила обозначение Ми-26Т2, оборудована новым комплексом авионики БРЭО-26 с пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, новым цифровым автопилотом и поддержкой спутниковых систем навигации.

 На вертолет устанавливаются модернизированные двигатели Д-136-2 с электронно-цифровой системой управления (FADEC) и увеличенной на 250 лошадиных сил мощностью на максимальном взлетном режиме. Ми-26Т2 готов выполнять задачи в любой точке земного шара и может существенно повысить боеготовность Вооруженных сил России.

Тяжелые военно-транспортные вертолеты Ми-26 применяются в Вооруженных силах для переброски десантных подразделений и крупногабаритной техники. Ми-26 может взять на борт до 82 десантников с полным комплектом вооружения, перевозить до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

 

Новости международного авиастроения

Pilatus показал первый бизнес-джет PC-24

ATO.ru, 05.08.14

Швейцарская компания Pilatus провела 1 августа выкатку первого прототипа нового двухдвигательного реактивного самолета корпоративного класса PC-24. Первый полет согласно графику произойдет в начале следующего года.

Выкатка состоялась спустя год после официального запуска программы первого в истории Pilatus турбореактивного делового самолета. Под сборку PC-24 отведен новый цех, построенный в 2008 г. В настоящее время завершается сборка еще двух испытательных образцов.

На европейском салоне деловой авиации EBACE-2014, прошедшем в Женеве в мае этого года, производитель собрал заказы на 84 самолета и к настоящему моменту временно прекратил принимать заявки. "Существующий портфель заказов закрывает наши производственные возможности на 2017, 2018 и 2019 г. Мы решили не принимать заказы на 2020 г. и далее", — прокомментировал представитель компании.

Шести-восьмиместный самолет PC-24 стоимостью 8,9 млн долл. позиционируется как "новый класс" в бизнес-авиации, сочетающий гибкость использования турбовинтового самолета с размерами бизнес-джета среднего и характеристиками легкого класса. Дальность с четырьмя пассажирами на борту составит 3600 км (1950 морских миль), скорость на крейсерском эшелоне FL300 (9000 м) — 790 км/ч (425 узлов). Рабочий потолок — 13700 м (45000 футов). По размерам салона самолет превосходит такого классического представителя класса midsize, как Cessna Citation XLS+. Благодаря широкой двери и полезной загрузке в 1130 кг самолет может использоваться в грузовом варианте; предполагается также возможность салона-трансформера. Производитель отдельно указывает, что самолет может эксплуатироваться на аэродромах с грунтовыми полосами, сбалансированная взлетная дистанция при максимальном взлетном весе (8000 кг) составляет 820 м.

Самолет оснащается двумя двигателями Williams International FJ44-4A и авионикой Honeywell Primus Apex.

Торжественная церемония выкатки была приурочена к 75-летнему юбилею швейцарской фирмы и 20-летию ввода в строй главного продукта компании, турбовинтового PC-12.

 

Первые лица

Дмитрий Рогозин провел закрытое совещание в Улан-Удэ

Вице-премьер обсудил вопросы импортозамещения и загрузки российских заводов

 

Ростехнологии, 04.08.2014

 

​Совещание членов Морской коллегии при Правительстве России под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина состоялось в Улан-Удэ. Собравшиеся обсудили вопросы импортозамещения комплектующих изделий и трансферт технологий на промышленных предприятиях России.

На совещании также обсуждались вопросы загрузки Улан-Удэнского авиационного завода (У-УАЗ), входящего в холдинг «Вертолеты России» и размещения на предприятии дополнительной номенклатуры изделий в условиях последних геополитических изменений в мире.

«Импортозамещение – не только освоение производства тех изделий, которые не выпускались в России, – сказал Дмитрий Рогозин. – Это – модернизация, призванная обеспечить изготовление компонентов более высокого уровня. Мы возлагаем большие надежды на Улан-Удэнский авиационный завод и верим в способность предприятия обеспечить поставленные задачи».

 «До конца года «Вертолеты России» полностью обеспечены всем необходимым для производства вертолетов. Комплектующие поставляются согласно заключенным ранее контрактам без перебоев», – рассказывает гендиректор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев. Тем не менее, по словам топ-менеджера, необходима организация в короткие сроки производства испытанных и сертифицированных комплектующих на территории России. Этот шаг позволит минимизировать возможные риски.

На У-УАЗ уже сформирован перечень изделий, которые поставляются зарубежными производителями и тех, которые предприятие может производить своими силами. Теперь администрация завода озабочена решением вопроса об обеспечении предприятия конструкторской и технической документацией.

В ходе визита на У-УАЗ делегация посетила механосборочное производство, где осмотрела участок высокоскоростной механообработки, и агрегатно-сборочное производство. В цехе окончательной сборки состоялась встреча вице-премьера с коллективом У-УАЗ. Рабочих волновали вопросы загрузки и перспективы развития предприятия. От имени Правительства РФ Дмитрий Рогозин выразил коллективу завода благодарность за исполнение гособоронзаказа по итогам 2013 года.

На летно-испытательной станции делегация осмотрела готовую продукцию, произведенную, в том числе по гособоронзаказу – вертолеты Ми-8АМТШ, которые в ближайшее время получит Министерство обороны РФ.

ОАК будет увеличивать долю российских поставщиков в гражданском авиастроении

AEX.RU, 05.08.14

"Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) рассчитывает, что санкции ЕС и США не коснутся международной кооперации в сфере гражданского авиастроения, но при этом планирует увеличивать долю российских поставщиков. Об этом сообщает Интерфакс.

Об этом журналистам рассказал президент ОАК Михаил Погосян во вторник в Казани в рамках международной выставки "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование"

"Сегодня по военной теме все наши основные поставщики сконцентрированы в России. Поэтому здесь небольшое количество оборудования и систем, которые мы получаем из-за рубежа. На сегодняшний день мы знаем, как заместить их в короткий период времени. Я считаю, что с точки зрения военного сегмента у нас есть очень устойчивые позиции", - отметил Погосян.

В то же время в сфере гражданской авиации российские компании активно сотрудничают с зарубежными партнерами. В частности, Россия поставляет титан для Boeing и Airbus. "Я все-таки думаю, что гражданская авиация - она более интегрирована, и в этом плане, я думаю, что и санкции будут какие-то ограниченные", - сказал глава ОАК, добавив, что не теряет надежды сохранить кооперацию с иностранными партнерами.

 "Объединенная авиастроительная корпорация" была создана в 2006 году. Основными направлениями работы корпорации и входящих в нее компаний являются разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, обслуживание и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения.


Интервью

Санкции класса «земля-воздух»

Запад способен полностью разрушить российскую гражданскую авиацию

Свободная пресса, 05.08.14

Единственная низкобюджетная авиакомпания России «Добролет» приостановила продажу билетов и полеты по всем внутренним направлениям. Причина – бойкот со стороны европейских контрагентов из-за недавно введенных Евросоюзом санкций. Европейцы аннулировали заключенные с авиакомпанией договоры лизинга на самолеты Boeing 737-800NG. Кроме того, западные партнеры приостановили техобслуживание, страхование воздушных судов, а также отказались предоставлять аэронавигационную информацию.

Официальная формулировка не оставляет сомнений в том, что этот шаг имеет чисто политический характер. Евробюрократы считают: «Добролет» должен быть наказан за то, что после присоединения Крыма компания совершала полеты исключительно по маршруту Москва—Симферополь, «облегчая, таким образом, интеграцию Крыма в РФ».

По их мнению, блокирование деятельности «Добролета» не вызовет международного скандала, поскольку это дочернее предприятие «Аэрофлота» совершало перевозки только внутри России. Хотя известно, что с 2016 года «дочка» российского авиагиганта планировала начать полеты и в Европу.

Несмотря на европейский «сюрприз» российской гражданской авиации, в «Аэрофлоте» предпочитают не драматизировать ситуацию. Как уверяют в компании, их клиенты смогут добраться до Крыма самолетами «Оренбургских авиалиний» – еще одного дочернего перевозчика «Аэрофлота».

Напомним, создание «Добролета» позиционировалось как транспортный проект национального масштаба. Первые продажи билетов на рейс Москва—Симферополь начались в ночь на 27 мая 2014 года. За первые 12 часов было продано более 4 тысяч билетов по цене от 979,5 до 3,5 тысяч рублей. Значение этого события подчеркивает тот факт, что самолет из аэропорта отправлял премьер Дмитрий Медведев, который подчеркнул, что цены на билеты «для нашей страны просто прекрасные».

Возникает вопрос: не станет ли удар по «Добролету» началом тотальной «холодной войны» в воздухе, которую объявил России Евросоюз с подачи США?

Санкции против российских перевозчиков стали логическим продолжением старой истории, отметил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

– Я предсказывал такое развитие событий еще лет 15 назад. Разрушение нашего гражданского авиастроения это не только вопрос экономики, но и национальной безопасности. Сегодня жизнь подтверждает верность такой оценки. В условиях деградации национального гражданского авиастроения наши авиакомпании были вынуждены брать в лизинг или приобретать западную технику.

Эту политику государство проводило еще с начала 1990х гг. Один из первых премьеров РФ (ныне покойный) еще тогда заявлял: «Зачем нам производить собственные лайнеры, когда можно на нефтедоллары приобрести классные «Боинги» и «Эйрбасы». Тотальная эксплуатация западных воздушных судов привела к полному разрушению российского гражданского самолетостроения. За счет самолетов западного производства мы обеспечиваем 95% пассажирооборота.

 

«СП»: – Как говорится, прилетели…

 

– Мы утратили суверенитет в сфере авиастроения, жестко привязавшись к нашим геополитическим конкурентам. Не нравится им, что «Добролет» осуществляет перевозки в Крым. Его включили в санкционный список. Если подобные санкции будут распространены на все наши авиакомпании, которые эксплуатируют западную технику, 143 миллионам гражданам РФ придется спуститься с небес на землю. Пересесть в лучшем случае на автомобили и поезда. А в худшем - на собак, лошадей и оленей.

 

«СП»: – Как может работать механизм санкций?

 

– История с «Добролетом» показала, какие для этого имеются возможности. Мы десятилетиями летали на импортной технике, но правительство не спешило перепрофилировать под нее ремонтные заводы, самостоятельно готовить экипажи, техников, инженеров и так далее. Что стало причиной катастрофы двух «Боингов» в Перми и в Казани. А ведь членами ICAO выступают не авиакомпании или аэропорты, а государство. Обслуживание «Боингов» и «Эйрбасов» осуществляется на Западе. Оттуда же поставляются и комплектующие, там происходит подготовка пилотов. В случае с «Добролетом» западная организация, которая уполномочена поддерживать летную годность судов, просто отказалась это делать.

 

«СП»: – Для этого есть законные основания?

 

– Нарушение действующего контракта грозит штрафом. Но это не смертельно.

 

«СП»: – И на чем теперь летать? Насколько оправдана ставка на SSJ-100, которую сделали наши авиационные власти?

 

– О политике Объединенной авиастроительной корпорации можно судить по ее плодам. На этот проект уже израсходовано пять бюджетов. А где, спрашивается, самолет?! При том, что «Суперджет-100» на 80% состоит из западных комплектующих. По большому счету, этот проект не освобождает нас от технологической зависимости. К тому же это 100-местный самолет. Не говоря уже о том, что SSJ-100 может заменить импортную технику только на коротких рейсах. А нам нужны машины на 200-300 мест.

Спасти ситуацию могут только наши аналоги «Боингов» и «Эйрбасов». Это Ил-96, Ил-86, Ту-204. Но их прекратили выпускать, бросив все ресурсы на «Суперджет-100». И вообще странно, когда заказ на разработку гражданского лайнера получает КБ, которое не построило ни одного гражданского самолета. «Сухой» заточен на военные машины, которые имеют совсем иную конструкцию. На обочине оказались великий Туполев, Илюшин и Яковлев, а также другие всемирно известные бренды.

 

«СП»: – Кому было выгодно подрезать крылья российскому авиапрому?

 

– Скажу так: после развала СССР наши конкуренты мечтали уничтожить мощнейшую авиационную отрасль, которая производила тысячи самолетов. У нас в гражданской авиации до начала 1990-х годов было 14 тысяч воздушных судов. И ни одного западного. В то время мы перевозили 140 млн. человек в год, а не несчастные 80 млн. как сейчас. Все пилоты, разумеется, проходили подготовку в отечественных учебных заведениях. То же самое касалось инженеров и техников. Такую махину невозможно было одолеть без лоббизма и финансовых вливаний извне. Можно предположить, что тот же «Боинг» не пожалел на это денег.

Кстати говоря, несколько лет назад в США был скандал. Когда «Боинг» уличили в том, что он давал взятки многим государствам, чтобы они приобретали этот самолет. В этом списке была и Россия. Если не ошибаюсь, расследования у нас проведено не было.

 

«СП»: – Окажут ли санкции Запада отрезвляющее воздействие на нашу элиту?

 

– Окажут, но только когда мы действительно пересядем на собак и на оленей. Пока нашу авиационную промышленность еще можно восстановить, хотя ресурсы иссякают с каждым годом. Но для этого нужен кардинальный пересмотр государственной политики в отрасли. Необходимо срочно восстанавливать технологический суверенитет в гражданском авиастроении.

«СП»: – В каком состоянии находятся производственная база и кадровый потенциал?

 

– Это все нужно восстанавливать. Разрушить легко, построить трудно и требует много времени. Президент ставит правильные задачи министрам промышленности и транспорта. Складывается впечатление, что они не знают, с чего начать. Не понимаю, как может этим заниматься социолог по образованию или юрист? Поэтому у нас дома даже зубные щетки импортного производства.

Боюсь, что чуда не произойдет. Нужно осудить тех, кто «сдал» наш авиапром. Некоторые из этих людей до сих пор красуются в высоких кабинетах.

Главная ниточка, за которую нас могут дергать западные конкуренты, это оффшорная регистрация, которую имеют российские перевозчики, говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

– Все «Боинги» и «Эйрбасы», которые перевозят российских граждан, имеют иностранные номера, а не RA. Это, в свою очередь, позволяет надавить на их владельцев.

 

«СП»: – Почему под санкции попал российский лоукостер, а не главные тяжеловесы – «Аэрофлот» или «Трансаэро»?

 

– Это предупредительный выстрел. Лоукостер зарабатывает на том, что берет в эксплуатацию совершенно новые самолеты, которые не требуют особого технического обслуживания. Как говорится, только заправляйся и вылетай. Чтобы покупать новые самолеты, нужны соответствующие средства. Поэтому большая часть авиапарка находится в лизинге. Наши власти всегда проводили недальновидную политику – оставили в гражданской авиации одно КБ Сухого, а все остальные дышат на ладан. «Илюшин», «Туполев» задавлены, у «Яковлева» вообще нет гражданских самолетов. Кроме Як-42 и Як-40, которые уже выработали ресурс.

 

«СП»: – Могут ли нам чем-то помочь партнеры по БРИКС?

 

– У Бразилии есть малоразмерный Embrayer, у канадцев Bombardier. Но Канада в любой момент может присоединиться к санкциям. В общем, нас очень легко прижать. Например, американская авиастроительная корпорация Gulfstream прекратила техническое обслуживание личного самолета бизнесмена Геннадия Тимченко в связи с введением санкций США в отношении основного акционера Volga Group. Кто теперь гарантирует, что «Боинг» не поступит аналогичным образом? Достаточно прекратить техобслуживание определенной серии самолетов. Или скажут, что запчастей не хватает.

Вывод из этой истории может быть только один – нужно срочно реанимировать производство на казанском, самарском, ульяновском предприятиях. Иначе нас ожидает транспортный коллапс. Россия с ее географией не может позволить этого.

 

«СП»: – Нужно ли сохранять сверхцентрализованную структуру ОАК или она неадекватна в новых условиях?

 

– Успехи советского авиапрома были связаны с конкуренцией между КБ, каждое из которых продвигало несколько проектов. В результате сформировался определенный рынок. А Совмин уже принимал решение, куда направить финансовые потоки, исходя из экспертной оценки жизнеспособности представленных разработок. Сегодня мы отдали гражданское самолетостроение на откуп одной компании.

 

«СП»: – В постперестроечную эпоху советские самолеты выдавливались с международного рынка авиаперевозок под предлогом их несоответствия западным техническим нормативам. В частности, предъявлялись претензии к шумной работе двигателей.

 

– Скорость истечения реактивной струи действительно была высокой. Отсюда рев как у истребителя. Сегодня используются малошумные турбовентиляторные двигатели, которые проходят по всем мировым нормативам. Другое дело, что снова запустить производственную цепочку - достаточно длительный процесс. Тем более, что на протяжении 20 лет этим никто не занимался. Многим специалистам уже за 60 лет. Нужно готовить смену, тем более, что технологии ушли далеко вперед. Но если дать возможность нашим фирмам выйти из под контроля ОАК, будет продвижение. Тем более, что заводы сохранились (за исключением саратовского, который превратили в бизнес-центр). Смоленский завод едва жив, но там еще есть специалисты.

Если будет политическое решение и финансирование, ничего невозможного нет. Самое главное - желание разобраться в этой «кухне». На «Суперджет-100» тратятся колоссальные деньги, которым можно найти лучшее применение. Помимо вложений должен быть соответствующий спрос. В этом плане Сталин был эффективным менеджером. Роль личности в истории никто не отменял. Без методов планирования нам не обойтись – рынок может далеко не все.

 

«СП»: – Насколько критична потеря производственных мощностей на Украине?

 

– В советское время по двигателям и приборам кооперация была очень высокой. В Харькове выпускали Ту-134 и всю линейку «Ан». Но уже лет 15 как РФ и Украина практически не взаимодействовали в этой сфере. Кроме разве что поставок вертолетных двигателей с запорожского «Мотор-Сич». Так что разрыв не будет столь болезненным.

Мнение

"Вертолеты России" обеспечены всем необходимым для выпуска вертолетов до конца года - гендиректор

АРМС-ТАСС, 04.08.2014

Холдинг "Вертолеты России" до конца года обеспечен всем необходимым для выпуска вертолетов, комплектующие по уже заключенным контрактам поставляются бесперебойно. Об этом заявил сегодня гендиректор холдинга Александр Михеев, чьи слова приводит пресс-служба госкорпорации "Ростех", в состав которой входит компания.

Сегодня Морская коллегия при правительстве РФ под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего "оборонку", обсудила в Улан-Удэ импортозамещение комплектующих. Рогозин, кроме того, посетил местный авиазавод, входящий в холдинг "Вертолеты России".

"До конца года "Вертолеты России" полностью обеспечены всем необходимым для производства вертолетов. Комплектующие поставляются согласно заключенным ранее контрактам без перебоев. По ним сформирован определенный материально- технический запас", - сказал Михеев.

"Тем не менее, с целью минимизации возможных рисков необходима организация в короткие сроки производства испытанных и сертифицированных комплектующих на территории России", - отметил он.

Управляющий директор Улан-Удэнского авиационного завода Леонид Белых отметил, что на предприятии уже сформировали два перечня изделий - которые поставляются из-за рубежа и которые могут производиться на месте. "Остается решить вопрос об обеспечении предприятия конструкторской и технической документацией", - сообщил он.

В июне глава Бурятии Вячеслав Наговицын сообщил, что наладить производство деталей для местного авиационного предприятия планирует Улан-Удэнский приборостроительный завод.

"Вертолеты России" - "дочка" ОПК "Оборонпром" (входит в "Ростех"), созданная в 2007 г. Это единственный разработчик и производитель вертолетов в России. В прошлом году холдинг поставил заказчикам 275 машин, нарастив выручку по МСФО до 138,3 млрд руб.

 

Финансовые новости

Акции "Аэрофлота" упали из-за слухов о запрете транзита над Россией

AEX.RU, 05.08.14   

 

Акции "Аэрофлота" упали на Московской бирже в ходе торговой сессии 5 августа на 6%. Это произошло на фоне обсуждения в министерствах возможных ограничений или даже запрета транзитных полетов иностранных компаний, сообщают СМИ. В пресс-службе авиакомпании подтвердили Aviation EXplorer негативное влияние информации относительно запрета транзита над Россией.

Напомним, что "Аэрофлот" получает от государства средства, взимаемые с иностранных авиакомпаний (роялти) за пролет из Европы в Азию над территорией России по самому короткому маршруту — транссибирскому. Сейчас объем таких выплат, по информации СМИ, составляет около 300 миллионов долларов в год.

Также в авиакомпании считают, что на падении акций сказалась информация, распространенная в прессе, о финансовых потерях "Аэрофлота" из-за приостановки полетов "Добролёта". Напомним, РБК со ссылкой на близкий к компании источник сообщил, что потери должны составить от 10 до 20 млн долл. Однако в авиакомпании говорят, что эта информация не соответствует действительности.

"Нам пока сложно оценить масштаб потерь для группы "Аэрофлот", но мы не думаем, что он будет очень большим, так как компания ("Добролёт") только начала работу и в любом случае в первый год своей работы должна была быть убыточной", приводятся слова аналитика Михаила Ганелина в отчете Газпромбанка.

Напомним, с 4 августа "Добролёт" приостановил все полеты в связи с аннулированием договора лизинга воздушных судов Boeing 737-800. Это произошло из-за того, что перевозчик попал в санкционный список ЕС как компания, выполняющая рейсы между Москвой и Симферополем.

Новости предприятий

Компания "Сухой" передала в войска партию многоцелевых истребителей Су-30М2

AEX.RU, 05.08.14   

 

Компания «Сухой» передала в войска в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 г. партию многоцелевых истребителей Су-30М2. Об этом сообщает компания «Сухой».

«На аэродроме ее филиала -  Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им.Ю.А. Гагарина (КнААЗ), комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины. Военные лётчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации. В этом году военно-воздушным силам будут переданы еще несколько Су-30М2», - рассказали в компании.

Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.

«Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных  многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны; широкая номенклатура вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете; усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.  Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью», - также отметили в пресс-службе Сухого.

Bombardier вынужден сократить 1800 рабочих мест

Jets.ru, 04.08.2014

В ходе реструктуризации активов компании Bombardier, руководству придется прибегнуть к сокращению рабочих мест – так заявила пресс-секретарь компании Изабель Рондо. По предварительным данным, сокращения коснутся в первую очередь таких сфер деятельности как финансовые и коммуникационные службы компании – до 15 %. Производственных мощностей предполагаемые преобразования коснуться не должны.

Однако, по заявлению пресс-службы, указанные фицры пока не являются окончательными: «Мы сможем предоставить более точную информацию в течение нескольких ближайших недель», - сообщила Изабель Рондо.

Несколько дней назад руководство канадской компании сообщило о новой организационной структуре – Bombardier планируется разделить на 4 операционных сегмента: производство железнодорожной техники; коммерческих самолетов; бизнес-джетов; авиационных и инженерных коммуникаций. Завершение процесса реорганизации намечено на 1 января 2015 года. Согласно планам руководства, это должно снизить производственные затраты и накладные расходы компании.

В общей сложности, на всех предприятиях Bombardier, включая филиалы в разных странах мира, на сегодняшний день работает около 37 400 сотрудников.

"Арзамасский приборостроительный завод" планирует закупать комплектующие для спецтехники в Улан-Удэ

РБК, 05.08.2014

 Руководство "Арзамасского приборостроительного завода" рассматривает вопрос о поставке из Улан-Удэ комплектующих для спецтехники, производимой на заводе, сообщает пресс-служба ОАО "АПЗ".

Поставщиком будет являться ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" (ОАО "У-УППО").

Предприятие специализируется на изготовлении деталей для авиационной техники, изделий для ВМФ и является "родственным" АПЗ по номенклатуре выпускаемой продукции. В составе Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" входит в состав государственной корпорации "Ростехнологии".

"Арзамасский приборостроительный завод" — предприятие, созданное в 1957 году для производства датчиков и приборов для авиации. Работает в составе вертикально-интегрированных структур ЗАО "Военно-Промышленная Компания" и ОАО "Концерн ПВО «Алмаз–Антей".

Напомним, в июле ОАО "АПЗ" в составе концерна ПВО "Алмаз-Антей" попал в санкционные списки ЕС, Канады и США.

 

МЧС

МЧС поможет эвакуировать туристов "Лабиринта" из-за границы

AEX.RU,05.08.14

К эвакуации туристов будут привлекать МЧС. Об этом сообщает "Российская газета" со ссылкой на слова  врио Ростуризма Олега Сафонова. "Между нами и МЧС была достигнута договоренность, что, если вдруг понадобится помощь в эвакуации клиентов "Лабиринта", министерство обещало активно подключится и предоставить спецборты", - отметил чиновник.

На данный момент, напомним, 5 500 человек были вывезены из-за границы 2 и 3 августа, всего же за рубежом с обратными билетами находятся 1020 человек, остальные (около 16 тысяч человек в Турции, Греции и Испании) будут эвакуированы.

Пока на родину вернулись только туристы, купившие путевки у туроператора "Нева". 2 августа о приостановке деятельности объявил туроператор "Лабиринт", в то же время проблем с возвращением туристов этой компании у "Турпомощи" возникнуть не должно. "В фонде в данный момент средств более чем достаточно - 360 миллионов рублей", - обнадежил Сафонов.

И предложил проверить - каким образом компания "Идеал-тур", с которой приостановили сотрудничество "Оренбургские авиалинии", сумела накопить такой большой долг перед перевозчиком (1,5 миллиарда рублей).

При этом ведомство не исключает новые банкротства в туристической отрасли, но надеется, что этого не произойдет, заявил Олег Сафонов. "Надеемся, что этого не произойдет, но гарантии давать не можем", - сказал он.

Пока же в Ростуризме займутся разработкой стратегических мер по предотвращению негативных ситуаций на туррынке. По словам главы Ростуризма, ведомство по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева оперативно подготовит предложенияпо изменению системы регулирования туристического рынка в стране и доложит о них вице-премьеру Дмитрию Козаку.

Новости авиакомпаний и аэропортов

Авиакомпания Iberia обновляет парк широкофюзеляжных ВС

ATO.ru, 05.08.14

Управляющая компания International Airlines Group (IAG), созданная в 2011 г. путем объединения британской British Airways и испанской Iberia, на фоне успешных текущих финансовых результатов, перевела опцион на восемь широкофюзеляжных самолетов Airbus A350-900 в твердый заказ и подтвердила покупку восьми ВС A330-200 для авиакомпании Iberia. Эти суда будут поставлены с 2015 г. по 2020 г. и должны заменить четырехдвигательные Airbus A340, которые Iberia планирует вывести из эксплуатации в ближайшее время.

IAG были заказаны самолеты "классические" Airbus A330-200, а не ремоторизованная модель A330NEO, т. к. Airbus пока не может гарантировать поставку модернизированных самолетов ранее 2019–2020 гг. В то же время отраслевое издание ch-aviation сообщило, что ирландская авиакомпания Aer Lingus, наоборот, отложила заказ на A350-900, для того чтобы изучить варианты покупки A330NEO.

Новые Airbus A350 будут Iberia получит в рамках контракта на поставку широкофюзеляжных судов, заключенного в апреле 2013 г. Покупка A330-200 будет проходить либо как часть опциона от заказа 2011 г., либо в рамках операционного лизинга — в зависимости от предложенных сроков поставки.

БПЛА

"Камов" разработал беспилотный вертолет-разведчик

AEX.RU, 05.08.14   

Всемирно известное конструкторское бюро "Камов" разработало макет беспилотного вертолета для разведки и наведения огня. Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на слова генерального конструктора предприятия Сергея Михеева.

"Мы можем в течение года поднять машину в воздух, (но) пока что мы имеем только макет. <…> Задачи выполнения целеуказания, ракетной наводки должны выполняться каким-то средством, в качестве которого мы предлагаем использовать беспилотник", — сказал Михеев в ходе выставки "Дня инноваций Минобороны".

По его словам, предприятие разрабатывает единый макет для массового производства и для всех родов войск, предполагаемая мощность двигателя — 450 лошадиных сил.

При этом беспилотник будет сделан из отечественных материалов и способен работать в разных широтах, включая арктические. Кроме того, макет предполагает несложную перевозку беспилотника транспортным вертолётом Ми-8.

"Он поднимается на высоту 7 километров, таким образом появляется возможность для разведки в корабельных условиях с любого корабля, до 400-500 километров вертолёт может вести разведку", — добавил Михеев.

Заинтересовалось ли Минобороны РФ этой разработкой, пока не сообщается.

Авиационные происшествия

В "Домодедово" из-за столкновения автотрапа с самолетом задерживается рейс Москва — Владивосток

AEX.RU, 05.08.14              

В аэропорту "Домодедово" из-за столкновения автотрапа с крылом самолета задерживается рейс "Москва — Владивосток", передает Газета.ru.

«Вечером после посадки пассажиров на самолет Boeing 747 сообщением "Москва — Владивосток" отъезжающий автотрап задел консоль  крыла судна», — заявил источник в авиадиспетчерских кругах.

В настоящее время специалисты производят осмотр самолета, после чего будет принято решение о его вылете по маршруту.

По словам источника, данных о сколько-нибудь серьезном повреждении крыла пока не поступало.

Международные новости и  сотрудничество

Гонконгская компания хочет выкупить самолеты у лизингодателя AWAS

ATO.ru, 05.08.14

 

Холдинговая компания Cheung Kong Holdings Ltd. Из Гонконга сообщила о том, что планирует выкупить часть воздушных судов у ирландской лизинговой фирмы AWAS. Гонконгский холдинг уже направил предварительное некоммерческое предложение ирландскому лизингодателю. В настоящее время никаких гарантий относительно возможного заключения договора Cheung Kong не дает, держится в секрете и финансовая сторона потенциальной сделки. Однако сделка с AWAS может повлиять и на российский рынок лизинга ВС, т. к. среди ее клиентов есть российские авиакомпании.

По мнению западных экспертов, решение Cheung Kong выйти на авиационный рынок продиктовано прежде всего растущим спросом на новые самолеты в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обусловленным активной деятельностью низкобюджетных перевозчиков в данной области и стремлением национальных авиакомпаний повысить эффективность своей деятельности за счет использования более экономичных самолетов.

Между прочим, это уже не первая попытка холдинга Cheung Kong, принадлежащего китайскому миллиардеру Ли Кашину, попасть в авиационную отрасль. В 2003 г. Виктор Ли, старший сын Ли Кашина, пытался приобрести 31% акций авиакомпании Air Canada за 595,1 млн долл. Однако та попытка не увенчалась успехом из-за проблем с профсоюзами. Теперь в свете новых инвестиционных возможностей Cheung Kong пытается освоить новый для себя вид бизнеса.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь