Новости ООО «Союз машиностроителей России»

31.07.2014

Возрождение инженерных профессий в России: эксперимент в университете машиностроения

В 2014 году студенты Университета машиностроения начнут учиться по новой системе: уже на первом курсе каждый из них будет работать над командным проектом. Новые образовательные технологии помогут студентам университета за 4 года обучения стать опытными и востребованными инженерами. Возможно ли это?

В инженерных вузах России внедряется проектно-ориентированная система обучения: базовое инженерное образование пытаются реформировать и оживить.  Систему подготовки инженеров приводят в соответствие с современным уровнем развития технологий, требованиями работодателей и ритмом жизни общества. Успешные примеры внедрения проектно-ориентированного образования в России уже есть – например, в Томском политехническом университете. На массовом уровне система внедряется медленно, встречая сопротивление среды, хотя сама идея проектного обучения не нова: в условиях ускоренного развития технологий студент будет включаться в отраслевой контекст сразу после поступления, иначе знания, полученные им на первом курсе, успеют устареть к моменту получения диплома. Суть «проектов» в том, что студенты объединяются в команды для разработки, создания и испытания работающего прототипа (технологии), который нужно будет защитить перед экспертной комиссией.

Университет машиностроения (МАМИ)  – один из российских вузов, всерьез сделавший ставку на проектно-ориентированное обучение и усиление связей с реальными работодателями. Главной задачей новое руководство вуза видит формирование своего рода «экосистемы», в которой студент будет одновременно учиться, работать и полноценно развивать свои таланты.

Студенческие проекты должны быть пригодными для внедрения на производстве, поэтому работа над ними и получившиеся в результате портфолио будут засчитаны студентам как опыт реальной работы. Предполагается, что за студенты университета станут профессионалами, способными к успешной комплексной инженерной деятельности: за время обучения им предстоит не только получить академические знания, но также развить аналитическое и системное мышление, научиться работать в команде, оценивать свои проекты с маркетинговой и экономической точки зрения. Цель проектного обучения  – всесторонне подготовить вчерашних школьников к реалиям современного рынка, поэтому особый акцент делается на способность применять на практике полученные знания, умение работать с информацией, объединять интеллектуальные и личностные ресурсы для выполнения задач.

Проще говоря, знания даются студентам таким образом, чтобы они наиболее успешно усваивались и могли сразу применяться на практике. Помещая новые образовательные технологии – например, ролевые игры или инженерные соревнования – в самое сердце учебного процесса, руководство Университета машиностроения планирует в короткие сроки изменить качество того «продукта», который выпускает вуз.

Проектное обучение предусматривает достаточно жесткие стандарты, применяемые как к организации учебного процесса, так и к квалификации преподавателей и методам оценки результатов обучения. По сути, речь идет о полном перестроении системы классического инженерного образования, и именно поэтому проектное обучение очень трудно системно внедрять - при всех доказанных плюсах новых программ. Встречаются опасения, связанные с тем, что проектное обучение нанесет урон классической системе инженерного образования. Однако новые стандарты не предусматривают сокращения объема теоретических знаний, которые даются студентам: речь идет о перестройке классической системы и ее оптимизации при бережном сохранении всего лучшего, что в ней есть.

С первого года обучения они будут учиться мыслить так, как если бы сразу после школы попали на производство и столкнулись с задачей адаптации нового изобретения для промышленности.

 «Основная цель обучения в вузе – это формирование человека как профессионала, - комментирует проректор по развитию Университета машиностроения Владимир Тимонин. – В классической системе образования студент получает огромный багаж знаний, однако при устройстве на работу он вынужден доучиваться, а то и переучиваться. Для того, чтобы полученные знания можно было успешно и грамотно применять, в человеке нужно развивать совершенно разные навыки: от аналитического мышления и способности работать в команде до понимания, как именно в его будущей отрасли реализуются и внедряются инженерные проекты. Мы ожидаем, что среди наших выпускников вырастет процент осознанных, деятельных специалистов. Если в традиционной системе студент учит начертательную геометрию, а потом просто сдает зачет или экзамен, не возвращаясь больше к этому в вузе, знания пропадают зря. Студент Университета машиностроения будет знать, что полученные знания понадобятся ему сразу же, потому что в следующем семестре он участвует в чемпионате по 3D-моделированию. Другой пример: наши студенты не просто изучают информатику и рисуют блок-схемы: они получают сертификацию ведущих разработчиков программного обеспечения, создают работающие и востребованные рынком программные продукты. Студенты получают живые знания - информацию, с которой интересно работать и которую хочется сразу же использовать». 

 

Архив

2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь