Новости СоюзМаш России

22.07.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Дмитрий Козлов

"Аэросила" создает ВСУ для самолетов МС-21 по контракту с Минпромторгом

АвиаПорт, 22.07.2014

ОАО "Научно-производственное предприятие "Аэросила" создает перспективную газотурбинную вспомогательную установку (ВСУ) для семейства пассажирских самолетов МС-21 и некоторых типов других самолетов, сообщил "АвиаПорту" информированный источник в области авиастроения.
По его словам, разработка перспективной ВСУ ведется по линии Министерства промышленности и торговли России на основании проведенного ранее конкурса и подписанного в первом квартале текущего года госконтракта. Завершение опытно-конструкторских работ (ОКР) создания ВСУ по госконтракту должно состояться в 2015 году. Проводимые ОКР должны завершиться сертификацией новой ВСУ.
По данным собеседника, в госконтракте кроме основной цели - создания новой ВСУ - предусматривается и комплекс научно-исследовательских работ для создания научно-технического задела по перспективным ВСУ под концепцию "более электрического" самолета, что позволит сделать новый значительный шаг в разработке перспективных ВСУ в будущем.
Новая ВСУ создается на базе недавно созданной ВСУ ТА18-200 и должна обеспечивать работу всех бортовых систем самолета МС-21.

 

Новости самолетостроения

Егор Созаев-Гурьев 

Президент готов помочь «Авиакору» пережить разрыв связей с Украиной

Известия, 22.07.2014

Авиазавод, испытывающий трудности из-за прекращения сотрудничества с «Антоновым», может начать делать Ил-114

На совещании в Самарской области президент и правительство обсудили возможности оказания помощи одному из крупнейших российских авиастроительных предприятий — ОАО «Авиакор — авиационный завод», который несет экономические потери из-за прекращения совместного с Украиной проекта по производству турбовинтового самолета Ан-140. Машину может заменить Ил-114, который ранее производился в Узбекистане.

— Не перечисляем денег, опасаемся, что продукция не будет сделана. С заводами отношения нормальные. Но не они влияют на отгрузку. Для нас это потеря. Рассматриваем два варианта. Это Ил-114, выпускался ранее в Узбекистане для силовых ведомств, потом и для гражданских. Второй — ремонт самолетов, используемых в России, это позволит перевозчикам не гонять самолеты за границу. Плюс использовать нашу полосу для мелких авиакомпаний, — доложил президенту России Владимиру Путину генеральный директор «Авиакора» Алексей Гусев.

— Какая поддержка? Заказ нужен? — уточнил президент, заметив, что двигатель должен быть российским.

В ходе обсуждения было решено, что часть самолетов из Узбекистана доделают, потом производство будет перенесено в Россию полностью. На первых порах проект оценивается в 12 млрд рублей.

— 12 млрд — деньги не малые, но для такого проекта нормальные, — оценил Владимир Путин.

Алексей Гусев сообщил, что при кооперации с украинцами сначала потратили 3 млрд рублей. Владимир Путин посмотрел на министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и вице-премьера Дмитрия Рогозина.

— Побоялся бы подтвердить эту цифру. Вводная поступила вчера вечером, нужно оценить, — осторожно оценил Денис Мантуров.

— Рассматривали этот самолет. Такого типа у нас нет. Как альтернатива — это ATR и канадский Bombardier. Но сейчас это сомнительно. Идея интересная, проверим, доложим, — заявил Дмитрий Рогозин, который ранее уже положительно отзывался об Ил-114.

В третий раз за последний год глава государства проводит совещание по развитию конкретного региона. В Самарской области много высокотехнологичных производств. Совещание было решено провести по предложению временно исполняющего обязанности губернатора Самарской области Николая Меркушкина. В июне президент принял участие в совещании по развитию Архангельской области.

Перед совещанием Владимир Путин осмотрел цех по производству новых ракет малого класса на предприятии «ЦСКБ-Прогресс» и посидел в кабине двухмоторного турбовинтового самолета «Рысачок», который производится на этом же заводе. «Рысачок» должен заменить массовый советский самолет Ан-2. Правда, пока двигатели у новой машины чешские. Президенту проект понравился, он поручил наладить производство двигателей на российских предприятиях.

— Недавно встречались с губернатором, по его предложению собираемся здесь послушать тех, кто занимается здесь бизнесом, членов правительства, администрации президента. Мы с Николаем Ивановичем (Меркушкиным. — «Известия») пытались вспомнить, какого года песня «Самара-городок», но теперь это далеко не городок, а крупный промышленный центр. Здесь эффективная переработка и перспективные отрасли: космическая, автомобильная, нефтехимия. Очень важна среда, где эти отрасли работают, — отметил на совещании президент.

В Советское время и в начале 1990-х Самарская область была экономическим лидером Поволжского региона, но сейчас эти позиции потеряны. По словам и.о. губернатора Николая Меркушкина, в область идет меньше инвестиций, регион также меньше участвует в федеральных программах.

— Мы опустились по некоторым позициям, — признал Меркушкин.

— Ну не надо так грубо, — поправил Владимир Путин.

Самарские власти хотят создать свой технополис под аэрокосмический комплекс, для чего нужна помощь правительства. К началу чемпионата мира по футболу в 2018 году местные власти хотят построить железнодорожную магистраль аэропорт Курумоч–Самара–Тольятти и три новых станции метрополитена. Меркушкин также обратил внимание, что большинство продуктов в Самарскую область завозят, и часто они некачественные.

— Это странно звучит. А где Роспотребнадзор, что вы такое говорите? — возмутился Путин. — Не могут сохранить? Всё — отвал, на свалку.

Глава области оправдывался, что имел в виду, что снижаются полезные качества продуктов.

— Вы следите за тем, что вы говорите или следите за вашими структурами. Или то, или другое, — ответил Путин и поручил проверить продукты в торговых сетях Самарской области.

Полеты учебного самолета Як-130 будут возобновлены с 1 августа 

Интерфакс-АВН, 22.07.2014

 Первый полет учебно-боевого самолета Як-130, чьи полеты были прерваны в апреле из-за аварии, состоится 1 августа в Борисоглебске, сообщил журналистам во вторник главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев.
"Уже блоки самолета обследованы и доставлены в ГЛИЦ, где будут выполнены несколько полетов. Думаю, с 1 августа мы возобновим полеты этого самолета в Борисоглебске", - сказал генерал В.Бондарев, отвечая на вопрос журналистов.
По его словам, после того как летчики возобновят свою технику пилотирования, прерванную из-за аварии на три месяца, летчики возобновят программу летной подготовки. На восстановления техники пилотирования уйдет неделя-другая", - сказал В.Бондарев.

 

Новости вертолетостроения

Вертолеты Ми-24Р из ремонта

bmpd, 21.07.2014

На веб-ресурсе russianplanes.net выложены фотографии достаточно редких для нынешнего времени вертолетов радиационной и химической разведки Ми-24Р (Ми-24РХР) ВВС России, по всей видимости недавно прошедших ремонт. Машины входят в состав 395-й отдельной испытательной авиационной эскадрильи ВВС России, базирующейся на аэродром Багай-Барановка (он же Сенная, Саратовская область) и обслуживающей полигон войск радиационной, химической и биологической защиты Шиханы.
Оба заснятых вертолета Ми-24Р имеют нестандартное расположение бортовых номеров и опознавательных знаков.

Новости международного авиастроения

Елизавета Казачкова

Airbus Helicopters создаст высокоскоростной гибридный вертолет

ATO.ru, 22.07.2014

В рамках европейской инициативы Clean Sky, направленной на создание технологий экологичного авиатранспорта, компания Airbus Helicopters разработает демонстратор перспективного высокоскоростного вертолета. В основу концепта LifeRCraft (Low Impact Fast & Efficient RotorCraft) будет положена экспериментальная модель гибридного ЛА X3. Предварительные исследования и эскизное проектирование начнутся в этом году, первый полет согласно графику может состояться в 2019 г.

LifeRCraft сочетает пятилопастной несущий винт для вертикального взлета-посадки с коротким крылом, на концах которого расположены тянущие винты, работающие от главного редуктора. Они позволяют увеличить скорость горизонтального полета и компенсируют крутящий момент, поэтому рулевой винт отсутствует. Аналогичная схема воплощена на концептуальном демонстраторе X3, первый полет которого состоялся в 2010 г.

Гибридный вертолет установил рекорд скорости, выйдя на скорость 255 узлов (472 км/ч). Разработка не нашла применения в военной авиации и после серии испытаний программа была закрыта. Однако, по словам Томаша Крышинского, вице-президента Airbus Helicopters по исследованиям и инновациям, X3"доказал состоятельность концепции гибридного вертолета и продемонстрировал его возможности, совершив прорыв по скорости вертикального полета для вертолетов". Производитель предполагает, что разработанный на основе X3 высокоскоростной и недорогой в эксплуатации вертолет LifeRCraft будет востребован в нефтегазовой отрасли, в сфере медицинской эвакуации, поисково-спасательных миссиях, для решения задач патрулирования.

Запущенная в 2008 г. программа Clean Sky предполагает сотрудничество коммерческих авиастроительных компаний и европейских государств в направлении существенного сокращения воздействия авиации на окружающую среду. Вторая стадия программы была одобрена Еврокомиссией неделю назад. Цель второй стадии — ускорить выход на рынок наиболее конкурентоспособных и экологически эффективных разработок и технологических решений, полученных в результате первой фазы.

Новая версия Bombardier Q400 выполнила первый полет

Jets, 21.07.2014

Согласно канадскому авиастроителю, вариант турбовинтового самолета новой генерации с увеличенным количеством пассажирских мест приступил к полетам. Как сообщается, данная версия Q400 NextGen рассчитана на 86 пассажиров. Первым заказчиком модели станет компания Nok Air (Таиланд), заказавшая таких машин на сумму $66 млн.

Данная модель будет обладать самой низкой операционной стоимостью пассажирского кресла в классе двухмоторных турбовинтовых самолетов. Также в ходе выставки Фарнборо 2014 была анонсирована грузо-пассажирская версия, которая предоставит больше операционной гибкости. Вариант «комби» будет поставляться в нескольких конфигурациях, среди которых будет такая, которая обеспечит загрузку до 8200 фунтов (или 1150 куб. футов) груза и 50 пассажиров, размещаемых в рядах кресел с шагом32 дюйма. Q400 пользуется хорошим спросом благодаря высоким показателям надежности и экономичности. Самолет может приземляться на взлетно-посадочную полосу с грунтовым покрытием, прекрасно работает в экстремальных погодных условиях.

Q400 NextGen является одним из самых низкозатратных среди семейств региональных самолетов. В дальнейшем расходы будут снижаться за счет увеличения интервалов планового технического обслуживания и оптимизации задач обслуживания. Данные действия приведут к уменьшению времени простоя при эксплуатации самолета. На сегодняшний день Bombardier получила 501 заказ на Q400 (производится с 2000 года). Данные самолеты, эксплуатируемые в 30 странах мира 50 заказчиками, перевезли более 295 млн. пассажиров, выполнили более 5 млн. полетов и налетали в общей сложности более 4,7 млн. часов. 

Олег Кирьянов

Южная Корея выбрала "истребитель будущего" 

Российская газета, 19.07.2014, 15:55

Южная Корея приняла принципиальное решение по поводу ключевых параметров создания собственного истребителя в рамках программы KFX.

После долгих споров выбор сделан в пользу создания двухдвигательного истребителя, который получил предварительное название С-130. Новая машина должна поступить в войска уже в 2025 г. Программа потребует масштабных инвестиций, а потому Сеул будет искать зарубежных участников для проекта, а также получения иностранных технологий. Впрочем, некоторые скептики выражают сомнения в технических возможностях, а также экономической целесообразности создания Сеулом боевых машин подобного рода.

Напомним, что в рамках так называемой программы KFX Южная Корея намерена разработать и произвести в общей сложности около 120 истребителей уровня американских F-16, но при этом использующих также и технологии "стелс". Данные машины должны заменить устаревшие F-4 и F-5, которые до сих пор стоят на вооружении ВВС Южной Кореи. В дальнейшем южане намерены на основе уже собственных машин модернизировать ВВС, постепенно усовершенствуя модели истребителей.

Как заявили представители министерства обороны Южной Кореи, после тщательного изучения вопроса и оценки с точки зрения 14 основных параметров эксперты Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи приняли решение в пользу разработки собственного истребителя с двумя двигателями, который получил предварительное название С-130. "Это верно, что двухдвигательная платформа обойдется дороже, но нашим военным необходимы безопасные истребители с превосходными показателями, чтобы обеспечить эффективность своих действий", - заявил представитель военного ведомства. Он также же добавил, что в расчет были приняты программы создания истребителей нового поколения в Японии и Китае, а также фактор угрозы со стороны КНДР.

Согласно планам, первые С-130 начнут поступать на вооружение ВВС Юга уже с 2025 г.

Отметим, что в пользу модели С-130, подразумевающей наличие двух двигателей, выступали непосредственно военные летчики, а также Агентство программ оборонных разработок Южной Кореи. С другой стороны, корпорация Korea Aerospace Industries и Корейский институт оборонных проблем выступали за более простую версию истребителя с одним двигателем, который получил условное название С-501. Они считают, что Южной Корее будет очень сложно самостоятельно создать полноценную двухдвигательную модель, учитывая тот факт, что даже С-130 окажется крайне дорогостоящим проектом. В итоге, похоже, взяла верх более амбициозная и сложная программа.

Представитель министерства обороны также отметил, что в будущем они намерены создать и собственные 900-килограммовые бомбы для С-130. А сама модель станет основой, на ее основе будет совершенствоваться и развиваться вся корейская программа воздушных боевых машин.

Согласно предварительным оценкам, на разработку и доводку рабочей модели С-130 потребуется более 8 миллиардов долларов. Критики же полагают, что оценки расходов существенно занижены.

В любом случае, Южная Корея дала понять, что будет приветствовать участие зарубежных инвесторов в реализации программы KFX. Индонезия заявила, что примет участие в проекте, согласившись взять на себя 20 процентов расходов. 

 

Обзор иностранный прессы

Фарнборо: Компания Grob ищет клиентов для обновленного самолета G520

Flightglobal.com, 22.07.2014

После долгих лет застоя производства, самолет GrobG520 вновь находится в центре внимания. Компания GrobAircraft ищет покупателей на обновленную технику G520 NG.

Немецкая компания предлагает самолет в различные правительственные организации по всему миру, восхваляя его возможность разведывательных операций на максимальных высотах при полетах около 7,5 часов.

Компания, которая в 2008 обанкротилась, но позже производство было восстановлено настоящим владельцем H3 Aerospace. Кроме того, был выработан план на показ демонстрационных полетов для потенциальных покупателей и планирует начать  массовое производство в следующем году.

Компания Grob сертифицировала самолет G520 в 1991 году и выпустила 6 ВС, включая двухместный тренажер, который был представлен на авиасалоне Фарнборо.

Новый самолет может достигать максимальной высоты в 50000 футов и имеет максимальную взлетную массу в 4700 кг.

Компания DART представляет новые продукты для вертолетных моделей Bell 206/407

Helihub.com, 22.07.14

Изготовленные из нержавеющей стали для увеличенной продолжительности срока службы новые подвескидля двигателя были созданы, чтобы эксплуатироваться в суровых условиях окружающей среды, например в открытом море. Они предлагаются по более низкой цене, чем у завода производителя и при этом на них действует специальная цена для проведения ремонтных работ.

Эти подвески являются прямыми замещающими составными частями, произведенными заводом-изготовителем и могут использоваться для удобства клиента и чтобы минимизировать расход на ремонтные работы. Подвести для двигателя DARTподходят для вертолетов Bell 206 и 407.

Замена таких подвесок одобрена транспортной организацией Канады, разрешение Федеральным управлением авиации США пока не получено.

 

Первые лица

 

 

Рогозин: в высокотехнологичном производстве не должно быть конкуренции

Рогозин полагает, что для решения подобных проблем внутри ракетно-космической корпорации возможно создать холдинг по двигателестроению. Он пообещал досконально изучить все сопутствующие вопросы и доложить об этом президенту до конца августа.

РИА Новости, 21.07.2014

Российские производители высокотехнологичной продукции постараются избегать конкуренции друг с другом на международном рынке; предложения о том, какие меры для этого следует предпринять, будут представлены главе государства до конца августа, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

На совещании по социально-экономическому развитию Самарской области, которое проводит президент РФ Владимир Путин, исполнительный директор ОАО "Кузнецов" Николай Якушин рассказал о продукции своего предприятия, в частности о двигателях НК-32 и НК-33. По мнению специалиста, эти двигатели могут более широко применяться как в России, так и за рубежом.

Вице-премьер высоко оценил перспективы авиационного двигателя НК-32. "Интересное предложение у "Кузнецова", чтобы не только восстановить двигатель, но и на его базе создать двигатели сразу для нескольких самолетов", — сказал Рогозин. Он считает, что НК-32 могут быть применены в широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах, создающихся по российско-китайскому проекту, в перспективном комплексе транспортной авиации и при возможной модернизации "Руслана".

При этом вице-премьер признал, что сейчас на международном рынке конкурируют два отечественных ракетных двигателя РД-180 производства "Энергомаш" и НК-33 производства ОАО "Кузнецов". Рогозин напомнил, что НК-33 "создавался под лунную программу СССР, выпускался с начала 1970-х годов, продается в США по программе международной космической станции для ракет-носителей "Антарес".

"По сути, начали конкурировать друг с другом, с НПО "Энергомаш" в этом же сегменте (РД-180 также поставляется в США)", — отметил вице-премьер. Он полагает, что для решения подобных проблем внутри ракетно-космической корпорации возможно создать холдинг по двигателестроению. Рогозин пообещал досконально изучить все сопутствующие вопросы и доложить об этом президенту до конца августа.

 

Официальная хроника

Иван Сафронов, Сергей Горяшко

Роскосмос оценил нехватку Украины

Реализация плана по замещению импорта обойдется в 33 млрд рублей

Коммерсантъ, 22.07.2014

По сведениям "Ъ", Федеральное космическое агентство (Роскосмос) подсчитало объем средств, который позволит России компенсировать негативные последствия от разрыва кооперации с предприятиями украинского оборонно-промышленного комплекса. Для локализации производства на территории страны в период до 2018 года потребуется около 33 млрд руб., а уже в этом году — более 3,5 млрд руб. А до выделения дополнительных средств из бюджета ведомство готово экономить на менее приоритетных программах для реализации плана импортозамещения.

Специальная рабочая группа, созданная по распоряжению главы Роскосмоса Олега Остапенко, подготовила предложения по составу и объемам финансирования работ, необходимых для компенсации негативных последствий разрыва кооперационных связей с зарубежными поставщиками. Об этом говорится в письме начальника управления автоматических космических комплексов и систем Михаила Хайлова первому замруководителя ведомства Александру Иванову (есть у "Ъ"). Речь идет, в первую очередь, о кооперации с предприятиями украинского оборонно-промышленного комплекса. Для того чтобы избавиться от прямой зависимости и перейти на использование отечественных компонентов, сырья, материалов, а также перенести производство комплектующих, узлов и систем с Украины в РФ, в период с 2014 по 2018 год в Роскосмосе рассчитывают получить около 33 млрд руб., причем уже в этом году — 3,54 млрд руб.

Эту сумму ведомство предлагает выделить в рамках как уже действующих федеральных и целевых программ, так и запланированных к реализации.

Например, из Федеральной космической программы (ФКП) на 2006-2015 годы Роскосмос рассчитывает забрать 2,285 млрд руб. (525 млн руб. в 2014 году), из федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы" — 23,239 млрд руб. (3,015 млрд руб. в 2014 году), а из целевой программы "Разработка, восстановление и организация производства стратегических дефицитных и импортозаменяющих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2016-2025 годы" — 7,476 млрд руб.

Напомним, 16 июня президент Украины Петр Порошенко запретил любое сотрудничество с Россией в сфере оборонно-промышленного комплекса. До этого момента украинские власти заявляли о прекращении сотрудничества в военной сфере по изготовлению и поставкам России оружия и вооружения, однако эмбарго не распространялось на совместное производство изделий двойного назначения. Реакция со стороны РФ последовала в тот же день: вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что план по импортозамещению уже готов. Вчера в рамках визита Владимира Путина на самарский Ракетно-космический центр "Прогресс" вице-премьер заявил, что план уже одобрен правительством и в ближайшие дни будет представлен президенту.

Как сообщает в письме Михаил Хайлов, в рамках ФКП на 2006-2015 годы для проведения мероприятий по импортозамещению предлагается проведение четырех опытно-конструкторских работ (ОКР) и одной закупки по тематике Управления пилотируемых программ (общий объем 843,7 млн руб.), трех ОКР в интересах Управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры (81,8 млн руб.), а также трех НИОКР для Управления автоматических космических комплексов и систем (порядка 1,36 млрд руб.). В ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы", по его словам, числятся проведение одного ОКР и одного инвестпроекта по тематике Управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры (объем 1,4 млрд руб.), два ОКР и один инвестпроект в интересах управления по боевой ракетной технике (1,389 млрд руб.), а также 23 научно-исследовательских ОКР по тематике Управления автоматических космических аппаратов и систем (20,449 млрд руб.). В планируемой ФЦП "Разработка, восстановление и организация производства стратегических дефицитных и импортозаменяющих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2016-2025 годы" в интересах Управления по боевой ракетной технике значится проведение 16 НИОКР (7,476 млрд руб.).

Номенклатура украинской продукции достаточно широка. В сопровождающих письмо господина Хайлова документах содержатся 56 предложений по трем программам, касающимся разработки микросхем, микропроцессоров, углеродных волокон, стабилизаторов напряжения, спецхимии, которые используются практически во всех космических аппаратах (в том числе военного назначения) и ракетной технике.

При этом господин Хайлов просит "учитывать длительную и сложную процедуру получения дополнительных средств из федерального бюджета". Для того чтобы обеспечить выполнение плана по импортозамещению, он предлагает провести ряд исследований в рамках ФКП-2015 "за счет экономии и перераспределения средств, предусмотренных на менее приоритетные проекты". Точная сумма в письме не указана, однако высокопоставленный источник "Ъ" в Роскосмосе говорит, что на это потребуется около 1,36 млрд руб. За счет отказа от менее приоритетных работ ведомство предлагает провести НИОКРы в интересах Управления по боевой ракетной технике и Управления средств выведения и наземной космической инфраструктуры. "В обоих случаях придется корректировать гособоронзаказ этого года, а также вносить свои предложения по формированию его в 2015 году",— уточнил собеседник "Ъ".

В Роскосмосе планы ведомства по импортозамещению официально не комментируют. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин посчитал "странной" сумму, которая потребуется для компенсации разрыва кооперации с украинскими предприятиями: "Обычно самые большие издержки идут в первый год, кроме того, разрыв с Украиной не был неожиданным, первый звонок был еще в 2004 году, когда к власти там пришел Ющенко, тогда уже стало ясно, что совместные программы надо сворачивать". По его мнению, Роскосмос должен был быть готов к прекращению кооперации. "А если мы с 2004 года оставались в рамках одного и того же сотрудничества с Украиной, то людей, которые отвечали за это направление в Роскосмосе, надо гнать оттуда поганой метлой",— заявил "Ъ" господин Ионин. Главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин считает, что надо вкладывать "любые деньги", чтобы перестать зависеть от другого государства.

 

Аналитика

 Дмитрий Козлов

Исправность авиатехники авиации ДОСААФ снижается

АвиаПорт.Ru, 22.07.2014

Исправность парка летательных аппаратов (самолетов, вертолетов и планеров) авиации ДОСААФ снижается, в то время как из-за отсутствия финансовых ресурсов пополнение авиапарка практически прекращено, заявил "АвиаПорту" заместитель председателя ДОСААФ России по авиации и спортивной работе Виктор Чернов. Он также рассказал о деятельности авиации ДОСААФ и ее проблемах. Ниже приводится обобщенное и систематизированное изложение беседы.
Об авиационном парке авиации ДОСААФ
Списочный состав авиационного парка ДОСААФ России насчитывает 1270 летательных аппаратов 31 типа. Общий налет авиации ДОСААФ в 2013 году составил 29 тысяч часов, а в 2012 году - 34 тысячи часов. В 2014 году планируется выйти на уровень примерно около 30 тысяч часов, но выполнить такой план будет сложно, так как количественно парк не увеличивается, а коэффициент исправности падает. Коэффициент исправности авиационной техники ДОСААФ по сравнению с 2013 годом снизился с 36% до 32%. Денег на поддержание летной годности авиационного парка катастрофически не хватает. Выполнение очень скромного по объемам планового и капитального ремонта, без пополнения парка, приводит к тому, что его численность убывает.
Ранее практиковалась передача летательных аппаратов от военно-воздушных сил (ВВС), однако сейчас она фактически прекращена. В 2011 году авиация ДОСААФ получила от ВВС 15 самолетов L-410 и 30 вертолетов. В течение 2012-2013 годов и до настоящего времени авиация ДОСААФ не получила от ВВС России ни одного летательного аппарата. ДОСААФ продолжает вести переговоры с ВВС РФ о возможности передачи авиации ДОСААФ 9-10 самолетов L-410, но пока никаких зримых результатов нет. При этом В.Чернов отметил, что выводимую из эксплуатации в ВВС технику ДОСААФ мог бы восстановить за собственный счет, после чего ввести в строй.
В то же время сейчас готовится к подписанию соглашение с министерством спорта, в рамках которого предусматривается закупка планеров и самолетов-буксировщиков, а также приобретение парашютной техники. То есть в 2014 году ДОСААФ и не планирует закупку самолетов и вертолетов - не хватает финансовых ресурсов. Планеры планируется закупать польского и немецкого производства, а самолеты-буксировщики - таганрогской сборки.

Успеет ли прийти Як-152 на смену Як-52?
Самое драматическое в состоянии парка ДОСААФ - выбытие из эксплуатации такой специфичной и необходимой авиатехники, как самолет первоначального обучения Як-52, используемый и для подготовки спортивного резерва. Всего в настоящее время в списочном составе парка ДОСААФ насчитывается более 200 Як-52, однако только 25 машин находятся в исправном состоянии. А этот самолет является "тягловым" для решения задач авиации ДОСААФ, и такая ситуация очень настораживает.
Ожидалось, что на смену Як-52 придет самолет Як-152, разработка которого заказана Минобороны, и производство которого ожидается с 2016-2017 года. В потребностях ВВС России в самолетах Як-152 потребность авиация ДОСААФ не учитывается, хотя более чем целесообразно, чтобы ДОСААФ России вошел в этот гособоронзаказ. При получении такого заказа авиация ДОСААФ могла бы взять на себя и решение задач по первоначальной подготовке летчиков, которые в последствие поступали бы в военные училища.
Позиция ДОСААФ состоит в том, что в течение нескольких лет, когда Як-152 начнет поступать в летные части, надо поддерживать парк Як-52 в исправном состоянии. А с поддержанием парка Як-52 в исправном состоянии ситуация очень сложная и, главным образом, по воздушному винту (ВВ). Установленные ВВ практически выработали назначенный срок. Можно заменить их на трехлопастные германские ВВ, но их стоимость в 800 тысяч рублей является слишком высокой для аэроклубов.

В России больше не выпускаются спортивные самолеты
К сожалению, в России несколько лет назад завершен выпуск самолетов для соревнований по самолетному спорту. Пока еще имеются спортивные самолеты Су-26 и Су-31, но они практически находятся на грани выбывания ресурса. ДОСААФ два года назад взяла у "Сухого" два самолета - Су-26 и Су-31, они сейчас летают. Кроме того, за последние три года ДОСААФ при бюджетной поддержке закупило два немецких спортивных самолета "Экстра" и "Экстрим".
Отечественные спортсмены по самолетному спорту продолжают сохранять высочайший уровень, но наши спортивные самолеты были объективно лучшими в мире, отметил В.Чернов. "Нам надо сохранить этот сегмент, но без господдержки это невозможно, и пока ДОСААФ понимания не находит. Авиапромышленность стоит на финансово- экономических позициях и ее волнует только рентабельность и окупаемость. Чтобы работать с прибылью, надо выпускать порядка 50-60 самолетов в год, а ДОСААФ такое количество, конечно, закупать не может, и Россия теряет этот сегмент авиапрома", - резюмировал собеседник.

Парашютная деятельность
Парашютное направление в деятельности ДОСААФ выглядит наиболее позитивным. На субсидии Минспорта закупается парашютная техника - порядка 300-400 парашютных систем в год, что позволяет развивать и спортивное направление, и направлять порядка 110 единиц парашютных систем для "перворазников". Причем закупаются парашюты отечественного производства - ивановского завода "Юниор".

ДОСААФ поможет авиаорганизациям Крыма
В Крыму должна произойти перерегистрации оборонных обществ, которые ранее входили в состав украинского ДОСААФ. ДОСААФ рассматривает варианты помощи крымским и севастопольским авиационным организациям. Так, например, для Севастополя планируется направить в его авиаорганизацию один самолет Ан-2 и парашютную технику. Кроме того, рассматривается и возможность организации в Крыму базы для тренировок парашютистов, имея в виду прекрасные крымские всесезонные климатические условия. Также рассматривается возможность отправки в Крым одного из четырех имеющихся в составе самолетного парка авиации ДОСААФ самолета Ан-28 для парашютистов. Такие сложные прыжки по программе подготовки спортсменов, как прыжки в тандеме, совершаются только с Ан-28 и L-410.

Финансирование авиадеятельности ДОСААФ Министерством спорта России
ДОСААФ получает субсидии по линии Министерства спорта на приобретение спортивного имущества, но эти субсидии в 120 млн рублей распределены на 24 вида спорта. Из 120 млн рублей на авиационные виды спорта приходится порядка 70 млн рублей, которые авиация ДОСААФ может тратить на закупки. Однако надо закупать самолеты, вертолеты, парашюты, при этом цена одного спортивного самолета никак не меньше 25 млн рублей. "На выделяемые субсидии в лучшем случае можем закупать один самолет, и то не каждый год", - констатировал В.Чернов.

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

Покупку самолетов Boeing для авиакомпании "Белавиа" оплатит государство

ATO.ru, 21.07.2014

Белорусская национальная авиакомпания "Белавиа" получит от государства 532 млрд белорусских рублей (1,8 млрд руб.), которые пойдут на финасирование заказа на три новых самолета Boeing 737-800. Об этом со ссылкой на пресс-службу правительства Белоруссии сообщает местное агентство БЕЛТА.

О выделении денег в уставный фонд авиакомпании говорится в постановлении Совмина № 665 от 11 июля 2014 г., вступившем в силу в день подписания. В постановлении указано, что средства внесут тремя траншами с июля по сентябрь 2014 г. В обмен на вложенные средства государство получит дополнительные акции перевозчика, который в конце января 2014 г. получил статус открытого акционерного общества.

По словам гендиректора "Белавиа" Анатолия Гусарова, на текущий год платежи по контракту обеспечены. В дальнейшем авиакомпания планирует воспользоваться кредитами белорусских и зарубежных банков. Это могут быть, в том числе, Банк развития Беларуси и Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) США.

"Белавиа" и Boeing подписали соглашение о покупке трех самолетов Boeing 737-800 26 июня. Ожидается, что воздушные суда поставят с завода-изготовителя в течение 2016–2017 гг. Сделка стоимостью 272 млн долл. (9,56 млрд руб.) по текущим каталожным ценам была заключена в рамках второго этапа инвестиционного проекта авиакомпании "Белавиа" по увеличению парка ВС.

Новые самолеты выполнены в одноклассной компоновке и вмещают 189 пасс. Предполагается, что они будут использоваться как на чартерных рейсах, так и на новых регулярных маршрутах, которых в расписании авиаперевозчика пока нет.

 

Новости предприятий

На Севастопольском авиационном предприятии продолжат ремонтировать хорватские и вьетнамские вертолеты

Крыминформ, 21.07.2014

Севастопольское авиационное предприятие свои обязательства перед заказчиками из Хорватии и Вьетнама выполнит в полном объеме, отремонтирует вертолеты в указанные сроки. Об этом сегодня на брифинге для СМИ заявил исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло, комментируя информацию о том, что Киевский арбитражный суд постановил вернуть машины на Украину.

"Севастопольское российское авиационное предприятие свои обязательства будет выполнять перед заказчиком, но не перед посредником. Мы контракты не прекращали", - сказал Меняйло. При этом он отметил, что сейчас идет непростой процесс перезаключения контрактов на ремонт техники. И когда он закончится, заказчики получат вертолеты.

"Самое главное, что вертолетный завод загружен российскими заказами. В частности, три вертолета поступят на ремонт в августе", - пояснил Меняйло.

В июне заместитель губернатора Севастополя Вячеслав Аксенов на встрече с московскими бизнесменами заявил о том, что "из-за действий украинского правительства, которое не просто не хотело идти в Таможенный союз, но создавало проблемы по линии кооперации, расчетов с российскими партнерами, Севастопольское авиационное предприятие фактически перешло в режим двухдневной рабочей недели в прошлом году".

 

ВВС

ВВС России переданы еще три Су-34

bmpd, 19.07.2014

ОАО «Компания «Сухой» сообщило, что 18 июля 2014 года "передало Министерству обороны России вторую из предусмотренных гособоронзаказом 2014 г. партию фронтовых бомбардировщиков Су-34. Самолеты поднялись в воздух со взлетной полосы филиала компании — Новосибирского авиационного завода имени В.П. Чкалова и направились к месту своей дислокации.

Впервые отправка машин заказчику осуществлялась во время Всероссийского дня военных приемок. Руководители военных предприятий находились на прямой связи с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. Директор новосибирского авиазавода Сергей Смирнов отметил значимость данного мероприятия: «Для нас важно, что отправка крупной партии машин сопровождалась прямой линией с министром обороны. Теперь отправка самолетов в таком формате будет проводиться постоянно. Завод сейчас работает с максимальной мощностью. Государственный контракт с Министерством обороны РФ на поставку Су-34 в войска ВВС до 2020 года обеспечивает стабильную загрузку завода на ближайшие годы и определяет перспективы его долгосрочного развития. На сегодняшний день самолеты Су-34 успешно используются в ВВС и демонстрируют высокие эксплуатационные качества».

Новые бомбардировщики поставлены в счет заключенного в позапрошлом году госконтракта на поставку крупной партии Су-34. Выполнение предыдущего, пятилетнего, контракта 2008 г. было завершено в декабре 2013 г."

Таким образом, были поставлены три самолета Су-34, ставшие четвертой-шестой машинами, поставленными в 2014 году по контракту З/4/1/2-12-ДОГОЗ от 25 февраля 2012 года на поставку Министерству обороны России 92 бомбардировщиков Су-34 на сумму 140 млрд рублей. Первые два Су-34 по данному контракту были переданы в Новосибирске ВВС России 24 декабря 2013 года, а еще три - 10 июня 2014 года.

Все эти самолеты поступают в состав воссозданного в декабре 2013 года 559-го отдельного бомбардировочного авиационного полка 4-го командования ВВС и ПВО России на аэродроме Морозовск (Ростовская область). Самолеты, изготавливаемые по контракту 2012 года, имеют светлую камуфляжную окраску, отличающуюся от "баклажанной" двухцветной темно-серой и голубой окраски самолетов Су-34, строившихся по контракту 2008 года (на 32 машины). Поставленные 10 июня самолеты Су-34 имели красные бортовые номера "10", "11" и "12", а переданные 18 июля - красные бортовые номера "15", и, предположительно, "14" и "16".
Переданные 18 июля три самолета Су-34, по всей видимости, позволят начать формирование в составе 559-го отдельного бомбардировочного авиационного полка в Морозовске второй штатной эскадрильи этих самолетов в составе 12 единиц. Комплектование первой эскадрильи полка самолетами Су-34 (12 машин) было завершено с поставкой трех Су-34, переданных 10 июня. 559-й авиационный полк, ранее оснащенный фронтовыми бомбардировщиками Су-24М, стал второй частью ВВС России, начавшей перевооружение на Су-34. Всего с конца 2013 года полк получил последние семь самолетов Су-34, построенных по контракту 2008 года, и первые восемь самолетов Су-34 по контракту 2012 года.

В целом, с учетом пяти изготовленных машин по контракту 2012 года и 32 машин по контракту 2008 года, а также всех летных опытных и предсерийных образцов, суммарное число самолетов Су-34, построенных на сегодняшний день, достигло 53 единиц.

 

БПЛА


Дмитрий Козлов

Авиация МЧС РФ интересуется беспилотниками с топливными элементами

АвиаПорт, 22.07.2014

Институт проблем химической физики (ИПХФ) готовится к проведению опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию в интересах МЧС РФ комплекса беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) с электродвигателем, работающим на топливных элементах, сообщил "АвиаПорту" информированный источник в оборонно-промышленном комплексе.
По его словам, проект государственного контракта на проведение ОКР по созданию комплекса беспилотной воздушной разведки, наблюдения и мониторинга с БЛА с электродвигателями, работающим на топливных элементах, практически оформлен, согласован, завизирован и находится на рассмотрении и утверждении Министерства промышленности и торговли России.
Госконтракт предусматривает проведение ОКР в течение двух лет. Завершиться ОКР должны разработкой и постройкой двух комплексов по два БЛА в каждом для проведения приемо-сдаточных испытаний. Базой для создания беспилотника, работающего на топливных элементов, станет БЛА "Птеро" разработки ООО "АФМ-Серверз", дополнил собеседник.
По его данным, авиация МЧС РФ получит комплексы с беспилотниками, имеющими продолжительность полета до 8-10 часов в зависимости от массы целевой нагрузки.
На БЛА с электродвигателем на ТЭ энергия для полета вырабатывается топливным элементом - электрохимическим генератором электрической энергии. В качестве топлива используется сжатый водород, в качестве окислителя - кислород воздуха.

Дмитрий Козлов

БЛА "Орлан-10" модернизирован до версии "Орлан-универсал"

АвиаПорт, 21.07.2014

ООО "Специальный технологический центр" ("СТЦ") модернизировал серийно выпускаемый комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) "Орлан-10", обеспечив всесуточность применения, заявил "АвиаПорту" информированный источник в оборонно-промышленном комплексе.
По его словам, на сегодня создана новая модификация "Орлан-Универсал", которая благодаря новой целевой нагрузке может использоваться в дневное и ночное время суток. Целевая нагрузка БЛА состоит из цифрового аэрофотоаппарата, тепловизора и видеокамеры. "Особенностью такой целевой нагрузки является отсутствие необходимости менять оборудование целевой нагрузки для выполнения задач в течение суток - в дневное и ночное время", - отметил собеседник.
По его данным, управление БЛА ведется из наземного пункта управления (НПУ), который обеспечивает одновременное управление до четырех беспилотников. НПУ располагается на базе шасси "КАМАЗ" в кунге. В нем расположены места для трех операторов.
В настоящее время в рамках гособоронзаказа "СТЦ" поставляет комплексы с БЛА самолетного типа "Орлан-10". Кроме того, "СТЦ" разработал целый ряд беспилотников "Орлан-1/2/3/3М/30", которые поставляются в единичных экземплярах по заказам или остаются опытными образцами, сказал собеседник.
"СТЦ" выполняет большой заказ на поставку БЛА "Орлан-10" по гособоронзаказу; ожидается дополнительный заказ на комплексы с этим беспилотником. Возросшее количество заказов на комплексы с БЛА "Орлан-10" загрузило практически полностью производственные мощности предприятия. 
БЛА "Орлан-10" имеет стартовую массу 14-18 кг при массе полезной нагрузки в 5 кг. Способ старта - с разборной катапульты, способ посадки - на парашюте. Воздушная скорость 90-170 км/ч, максимальная высота полета над уровнем моря - 5000 м.

Дмитрий Козлов

ООО "Аэроб" выполняет контракты на поставку восьми комплексов с БЛА "Аэроб 4Д"

АвиаПорт, 21.07.2014

ООО "Аэроб" выполняет государственные контракты на поставку комплексов беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) "Аэроб 4Д", сообщил "АвиаПорту" исполнительный директор компании Андрей Мамонтов.
По его словам, в настоящее время предприятие исполняет контракт на поставку пяти комплексов с БЛА со сроком завершения до конца текущего года, второй контракт - на поставку трех таких комплексов.
Предприятие участвовало в выставке "Инопром-2014" на совместном стенде с Минпромторгом и новой компанией "Российское технологическое агентство" (РТА) и получило два дополнительных заказа. Один них на поставку комплекса с БЛА "Аэроб 4Д", по которому согласованы условия поставки и цена, и второй заказ - на создание комплексов бортовой электроники для БЛА разработки "Ростеха", уточнил А.Мамонтов.
Он также отметил, что после выставки "Комплексная безопасность" в мае текущего года активизировались работы совместно с Минобороны по комплексу с БЛА "Аэроб 4Д".
Предприятие также выполняет контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию беспилотника - летающей лаборатории на базе БЛА "Аэроб 4Д" с увеличенным объемом фюзеляжа под различную целевую нагрузку. "Беспилотник - летающая лаборатория создается по заказу предприятия оборонно-промышленного комплекса - разработчика спецоборудования целевой нагрузки", - дополнил А.Мамонтов.
По данным исполнительного директора предприятия, в связи с получением дополнительных заказов в производство запускается новая серия комплексов с БЛА "Аэроб 4Д" в количестве 10 экземпляров.
БЛА "Аэроб 4Д" оснащен одним двигателем внутреннего сгорания с запасом топлива 11 л и имеет стартовую массу 30 кг. Масса целевой нагрузки составляет 5 кг или до 12 кг - при уменьшенной дальности полета. Диапазон рабочих высот полета над рельефом от 100 до 5000 м, максимальный радиус действия до 500 км. Продолжительность полета до 12 часов. Крейсерская скорость 85 - 120 км/ч, максимальная - 180 км/ч. Старт - катапультный, посадка - на парашюте.

 

Международные новости и  сотрудничество

Принятие на вооружение собственного истребителя Индии вновь отложено

АРМС-ТАСС, 22.07.2014

Финальные испытания легкого истребителя "Теджас" (Tejas) собственного производства Индии не удастся завершить, как планировалось, до конца текущего года. Таким образом, его принятие на вооружение будет вновь отложено, сообщает сегодня интернет- портал "Дифенс ньюс" (Defense news).

По словам источника, близкого к ВВС Индии, в финальных испытаниях участвует один самолет, "тогда как должно не менее шести". "Производство еще пяти истребителей до сих пор не завершено", - подчеркнул он.

"Теджас" достиг начальной оперативной готовности в декабре 2013 г. В декабре текущего года истребитель должен был достигнуть так называемой полной оперативной готовности, когда его можно принимать на вооружение. Предполагалось, что индийские ВВС введут в строй первую эскадрилью самолетов "Теджас" в 2015 г., а вторую - в 2017 г. Самолеты предназначены для замены устаревших МиГ-21.

Всего потребности ВВС Индии в этих самолетах оцениваются в более чем 200 единиц, на настоящий момент уже заказаны 40 единиц. "Теджас" является одним из рекордсменов по срокам конструкторских работ, которые осуществляла компания "Хиндустан аэронотикс лимитэд" (Hindustan Aeronautics Ltd) и Организация оборонных исследований и разработок министерства обороны страны. Работы по созданию этого первого полностью индийского истребителя начались в 1983 г., первый полет он совершил в январе 2001 г., сверхзвуковой барьер "Теджас" впервые преодолел в августе 2003 г.

Разработка истребителя обошлась Индии более чем в 140 млрд рупий (около 2 млрд дол), передает ИТАР-ТАСС.

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь