Новости СоюзМаш России

07.07.2014

Информационный обзор прессы 07.07.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

7 июля 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Коммерсант, 7 июля 2014 г., Диплом с погонами \\ Как студенты будут теперь служить в армии

 

Также по теме:

Навигатор образования:

Приняты поправки к закону о военной подготовке в высших учебных заведениях

M24:

Госдума приняла закон о резервистах на военных кафедрах вузов

ИТАР-ТАСС:

На военных кафедрах госвузов будут готовить сержантов и рядовых запаса

РИА Новости:

ГД приняла поправки о подготовке сержантов на военных кафедрах вузов

 

Регионы России, 7 июля 2014 г., Владимир Гутенев: Нужен закон о защите персональных данных

 

Терра, 4 июля 2014 г., Владимир Гутенев награжден почетным знаком Самарской губернской думы «За служение закону»

 

Накануне.Ru, 4 июля 2014 г., Все идет по плану \\ В России появился стратегический документ, но мобилизация ресурсов оставляет желать лучшего

 

Транслер, 4 июля 2014 г., Тренд хуже некуда \\ В Государственной думе прошло заседание экспертного совета по автомобильной промышленности

 

Top­Climat.ru, 7 июля 2014 г., Стране нужны инженеры!

 

Кабардино-Балкарская правда, 4 июля 2014 г., Стратегия «Троттера»

Стратегия «Троттера»

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 7 июля 2014 г., Четвертый Международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего 2014" завершает свою работу

 

Коммерсантъ-Online, 6 июля 2014 г., В Башкирии создан беспилотный летательный аппарат нового поколения

 

Также по теме:

Три шурупа:

В Башкирии создали беспилотник нового поколения

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 6 июля 2014 г., Япония намерена поставить США комплектующие для ракет-перехватчиков

 

РИА Новости, 5 июля 2014 г., МЧС намерено построить ещё семь арктических центров, заявил Пучков

 

3.     Автопром.

 

Rus-Auto, 7 июля 2014 г., “Внедорожные” Lada будут делать в Ижевске

 

Авто­Среда, 7 июля 2014 г., На АВТОВАЗе стартовала сборка инновационного инструмента \\ В начале лета АВТОВАЗ выполнил очередную просьбу клиентов: модернизирована коробка передач автомобилей LADA с целью снижения шума на 30%.

 

4.     Авиастроение.

 

Коммерсант, 5 июля 2014 г., ВВС России получили самолет для наблюдательных полетов над территориями других стран

 

ИА Синьхуа, 5 июля 2014 г., Россия и Китай создадут новый «двигатель» торгово-экономического сотрудничества

 

 

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Коммерсант, 7 июля 2014 г., Диплом с погонами \\ Как студенты будут теперь служить в армии

С нового учебного года военные кафедры станут доступны для всех студентов. В Думе уверены, что в России нужно создавать мощный резерв, а пример для подражания — Израиль. Это должно избавить вузы от коррупции, а студентов и рынок труда — от нерационального поведения.

Горе от ума

В прошлом году Владимир Путин пообещал избавить студентов от призыва, сделав военную подготовку во время учебы доступной для всех. Сегодня, после массового сокращения военных кафедр, это удел избранных.

Уже в феврале в Минобороны придумали, как это сделать. Первое — расширить существующие военные кафедры и вернуть старые, позволив на них учиться студентам "обделенных" институтов (сейчас они есть в 7% вузов). Второе — обучаться позволят на сержанта и рядового по укороченной программе (полтора-два года, в общей сложности пять-шесть месяцев). Третье и главное — это длительные сборы. Вместо одного месяца — три. Далее — военный билет и зачисление в запас без призыва.

Почти полгода депутаты и чиновники Минобороны вели на эту тему бурные дискуссии, но только сейчас реформу решили закрепить на законодательном уровне. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 18 июня, а уже 1 июля его приняли в первом чтении.

Как рассказал "Деньгам" соавтор законопроекта депутат Госдумы Владимир Гутенев, единственным спорным вопросом остается продолжительность службы, а также возможность призывать выпускников военных кафедр в мирное время (была запрещена после 2008 года). У Минфина возникли претензии к финансовому обоснованию реформы: на оплату труда возросшего штата преподавателей (в среднем 25 тыс. руб.) в 2014 году потребуется 219,7 млн руб., а в 2015-м и последующих — 1,318 млрд руб. Всего планируется дополнительно нанять почти 4,5 тыс. преподавателей, скорее всего, из бывших кадровых офицеров. Помимо этого расходы на проведение сборов в 2016 году оценены в 26,651 млрд руб. Однако если выпускники военной кафедры не будут регулярно обновлять знания, эффективность инвестиций в такой резерв с каждым годом будет снижаться.

Беспокойство Антона Силуанова по поводу растущих расходов на армию понятно: до 2020 года на закупку нового вооружения и так планируется потратить 23 трлн руб.— треть ВВП РФ за 2013 год. Однако возмущаться уже поздно. По словам Гутенева, новую технику просто некому будет обслуживать: срочники не "обладают достаточной квалификацией", а контрактников пока всего 220 тыс. человек (27% численности вооруженных сил).

Шалом, Милуим!

Об экономической эффективности мобилизационного резерва говорить трудно, так как армия — институт внеэкономический. По словам Гутенева, в Думе хотят ориентироваться на израильский опыт. Там Активная резервистская служба ("Шерут Милуим Паиль") — это органичное продолжение срочной службы в ЦАХАЛе. После двух-трех лет по призыву еврейские парни и девушки каждый год на месяц уезжают на сборы. Иногда это бесполезная охрана склада, напоминающая наше копание траншеи "от забора до обеда", но в основном патрулирование на передовой.

Эффективность активного резерва очевидна. По рассказам военных, отслужившие израильские пилоты F-15 могут легко работать стоматологами и раз в неделю являться для полетов, бомбить пару террористических баз, а к вечеру возвращаться домой. В результате уровень их подготовки часто выше, чем у российских профессиональных летчиков.

Все это так, но в России воспроизвести израильский опыт вряд ли получится. Для этого нужна преемственность, которой у нас нет. Их армия едина, а наша напоминает пассажирский поезд начала XX века. Первый класс в нем кадровые военные. Второй — служба по контракту, где более или менее сносные условия. Третий — срочная служба, куда лучше не попадать. Военные кафедры и научные роты больше напоминают товарный прицеп, отделенный от остальных пассажиров поезда.

Такое расслоение обусловлено желанием совместить несовместимое. США повезло: у них большая территория, но много денег ($500 тыс. на солдата, 3,5% ВВП). Китаю тоже повезло: у него большая территория, но бедное население, готовое давать взятки, лишь бы их взяли в армию ($66 тыс., 1,8% ВВП). В России с ее громадными просторами на одного солдата приходится $73 тыс., 3% ВВП.

В небольших, но развитых странах все проще: у них большие бюджеты, но маленькая армия. В результате Израиль тратит на одного солдата $83 тыс., Великобритания — $316 тыс., Франция — $208 тыс., Германия — $220 тыс., Швейцария — $50 тыс. (нейтральная страна). В 2011 году расходы на одного солдата в России составляли $58 тыс., а в 2007 году (до войны с Грузией) — чуть менее $30 тыс. Как видно, рост был за счет закупки техники, но не обустройства быта и обучения солдат.

Срочник же, напротив, ресурс относительно дешевый. Еще в прошлом году, когда Украина переходила на контрактную армию, местные журналисты подсчитали, в какую сумму обходится питание рядового-призывника в день — 42 гривны (122 руб.). В России — 207 руб. Для сравнения, в киевском зоопарке питание шимпанзе, который весит примерно столько же, сколько среднестатистический солдат,— 80 кг, обходилось в 98 гривен в сутки (285 руб.).

Неудивительно, что в российскую армию попадают парни, которым нечего терять "на воле". Сравнение с тюрьмой не случайно: из-за преобладания бывших детдомовцев нравы в армии царят самые что ни на есть суровые. К тому же, когда источником патриотизма является государство, исторически отделенное от общества, у россиян инстинктивно возникает чувство недоверия.

"Качественная социология показывает, что, когда в семье рождается мальчик, думать о том, как отмазать его от армии, начинают еще до его рождения, сразу после результатов УЗИ,— пишет декан экономфака МГУ Александр Аузан в книге "Экономика всего".— В этом случае вы понимаете, что правило существует, и оно обладает такой зловредной устойчивостью, что даже через 20 лет, скорее всего, будет призыв, причем в такую армию, где человек не является ценностью".

Призывной дисбаланс

Чтобы попасть в эту "прицепную" армию, российские школьники и их родители ведут себя экономически нерационально: тратят деньги на взятки и поступают в частные вузы, которые дают отсрочку от армии на четыре-шесть лет, но не позволяют обрести качественную профессию. По всей Москве развешана реклама Московского технологического института (бывший Всемирный технологический университет), которая призывает школьников любить биологию, математику и физику, потому что это "нравится девочкам". Куда эффективнее было бы их пугать солдатскими сапогами.

По данным депутата и военачальника Виктора Заварзина, на военном учете состоит чуть более миллиона студентов. Каждый год дипломы получает около 195 тыс. человек, но в армию призывается только 60-70 тыс. (35%). Остальные либо имеют другие отсрочки, либо ждут "выигрыша" в лотерею до 27 лет в надежде, что "старики" военным не нужны. В распоряжении военкоматов есть не поступившие в вузы школьники (ежегодно около 90 тыс.), а также выпускники ПТУ (в 2012 году — 484 тыс.).

Когда-то военная кафедра тоже не давала гарантии — призывали все равно. Потом от такой практики отказались, и спрос на военные кафедры вырос. При этом количество мест почти всегда было ограничено: для поступления в этот "вуз в вузе" требовалось не только проходить медкомиссию, но и сдавать полноценные экзамены. Однако на практике вопросы стали решаться с помощью взяток.

По оценкам Заварзина, сейчас на военных кафедрах по всей России обучается 17 тыс. студентов (на одном курсе при двухлетнем обучении, соответственно, 8,5 тыс.). Получается, что потенциальный конкурс на место, если считать претендентами всех парней на одном курсе университета,— 20-24 человека.

Наконец, наличие военной кафедры в вузе ставит его в неравные конкурентные условия с институтами, в которых нет военного обучения. Конкурс в последние падает, что вынуждает их снижать требования к студентам и, соответственно, качество образования.

"Не секрет, что проблема поступлений в вузы и псевдовузы связана с проблемами армии, проблемами получения отсрочек,— говорил ректор РАНХиГС Владимир Мау на встрече с Сергеем Шойгу.— Решение, о котором идет речь, практически снимает эту проблему".

По идее реформа должна выправить ситуацию и заставить школьников вести себя более рационально, что для экономики, конечно же, хорошо. По словам Гутенева, реформа не устранит конкурс окончательно, но он должен снизиться до трех претендентов на место. Такая цель достигается уже в этом году, следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту: по новым правилам планируется принять 53,3 тыс. человек — 10,6 тыс. офицеров запаса, 15 тыс. сержантов и 27,7 тыс. солдат. Если верить планам Сергея Шойгу, согласно которым в будущем сборы должны будут проходить 160 тыс. студентов, то конкурс и вовсе может исчезнуть. А вместе с ним и проблема призыва.

Военная подготовка в гражданских вузах за рубежом

СТУДЕНТЫ ЗАПАСА

Более 1000 гражданских вузов США сотрудничают с Корпусом подготовки офицеров запаса. В 2012 году участниками программы числилось более 53 тыс. человек. Обучаются граждане США обоих полов с 17 лет (к концу программы им должно быть не больше 27 лет), без судимости, прошедшие тесты по физподготовке и медкомиссию. Успешным курсантам платят до $5 тыс. в год, а также полностью или частично компенсируют расходы на высшее образование (до $40 тыс. в год). Полный цикл обучения составляет четыре года: первые два занимает обязательная базовая подготовка, третий и четвертый — специализированная. В среднем в неделю для офицерских курсов выделяется один день. Минимум один раз курсантов отправляют на летние сборы продолжительностью в среднем четыре недели. По завершении программы ее участники получают младшее офицерское звание. Прошедшие только базовую подготовку и не получавшие стипендию могут дальше не служить, остальные подписывают контракт на срок от четырех до десяти лет. Подготовка одного офицера запаса без учета стипендии в среднем обходится в $68 тыс.

В Великобритании подготовкой военных кадров занимаются более чем в 100 университетах и колледжах. Процесс координирует Корпус университетской подготовки офицеров. Студентов готовят к службе только в сухопутных войсках. В 2011 году в программе числилось более 4 тыс. кадетов. Курсы рассчитаны на юношей и девушек не старше 25 лет, сдавших тесты на физподготовку и прошедших медобследование. Поступить на них могут граждане и подданные любой страны Содружества наций. Программа длится три года. Всем участникам выплачивают стипендию от £115 до £240 в неделю в зависимости от курса и нагрузки, кроме того, им полагаются разовые выплаты до £1500 в год. Занятия (теоретические и практические) обычно проводятся раз в неделю. Сборы проходят дважды в семестр по выходным и каждое лето в течение двух недель. Выпускники обычно получают звание второго лейтенанта, дальнейшая служба не обязательна. В год на программу выделяется около £30 млн.

Пройти курс резервистов можно в большинстве вузов Таиланда. В 2013 году в программе принимали участие 300 тыс. студентов. Претендент (допускаются оба пола) должен быть подданным этой страны, иметь крепкое здоровье и демонстрировать высокую успеваемость. Максимальный возраст соискателя — 21 год. Стандартный курс длится три года. На занятия выделяется один день в неделю, раз в год проводятся сборы продолжительностью несколько дней. Выпускник получает звание сержанта и освобождается от двухлетнего призыва. Если студент не справился с базовой программой, ему сокращают срок обязательной службы. Расширенный курс длится пять лет, его выпускники становятся вторыми лейтенантами.

 

Также по теме:

Навигатор образования:

Приняты поправки к закону о военной подготовке в высших учебных заведениях

M24:

Госдума приняла закон о резервистах на военных кафедрах вузов

ИТАР-ТАСС:

На военных кафедрах госвузов будут готовить сержантов и рядовых запаса

РИА Новости:

ГД приняла поправки о подготовке сержантов на военных кафедрах вузов

 

Регионы России, 7 июля 2014 г., Владимир Гутенев: Нужен закон о защите персональных данных

17 июня Комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал законопроект депутата Госдумы Владимира Гутенева, направленный на обеспечение защиты служебных сведений и персональных данных от возможных действий технической разведки посредством использования недекларированных возможностей мобильных телефонов сотовой связи.

Недекларированные возможности в программном обеспечении либо компонентной базе современных моделей мобильных телефонов серьезно облегчают работу представителям технической разведки. Получить доступ к хранящимся в памяти мобильного устройства данным, контролировать местоположение абонента или дистанционно управлять функциями сотового телефона можно даже, когда аппарат выключен. Именно поэтому законопроект должен урегулировать чрезвычайно важный вопрос сохранения информации, которая обеспечивает политическую и экономическую безопасность страны. «Разоблачения Эдварда Сноудена в очередной раз подтвердили то, что мы живем в достаточно сложной среде, и относиться к информации, особенно при использовании мобильных устройств, необходимо крайне осторожно», – пояснил Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.

Напомним, автор законопроекта предлагает ввести запрет на использование средств мобильной связи с установленным программным обеспечением, не прошедших в установленном порядке сертификацию и не получивших подтверждение о соответствии требованиям безопасности информации, государственным служащим при исполнении ими должностных обязанностей. Аналогичный запрет устанавливается для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. «То есть, для тех, чья деятельность, так или иначе, связана с передачей информации, представляющей если не государственную, то коммерческую или политическую тайну», – подчеркнул депутат, ответив, что законопроект ни в коем случае не запрещает использование мобильных телефонов всемирно известных брендов в повседневной жизни, а только вводит обязательное условие для их применения.

Законопроект Гутенева в Совете Федерации вызвал достаточно бурную дискусcию. Наряду с безусловной поддержкой проекта закона и положительным решением Комитета по экономической политике, сенаторы, по мнению Владимира Гутенева, озвучили несколько важных тезисов. Первый о том, что периметр действия закона стоило бы расширить, поскольку вопросы информационной безопасности не замыкаются на мобильных телефонах и средствах радиосвязи. Как заявили сенаторы, существенную угрозу представляет компьютерная и иная техника. Кроме того, сенаторы посчитали странным, что темой информационной безопасности в большей степени обеспокоены депутаты, нежели Правительство России.

На первом заседании секции с участием зампреда Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Анатолия Бондарука, директора Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергея Хохлова и представителей отечественных промышленных предприятий Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев выразил мнение, что в настоящее время чрезвычайно важно найти разумный баланс между импортозамещением и международной кооперацией в радиоэлектронной промышленности: «Прекрасно понимая объемы внутреннего рынка, мы не сможем обеспечить выпуск конкурентоспособной по ценам продукции, поскольку серии по большинству направлений не столь большие. Сейчас важно стремиться к тому, чтобы комплектующие позволяли создавать доверенное оборудование с отсутствием недекларированных возможностей. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся вопросы безопасности использования вооружений и военной техники и объектов критической инфраструктуры».

Прежде всего, считает депутат, российскому радиоэлектронному комплексу необходимо обеспечить безопасность использования электронной компонентной базы. Первый шаг в этом направлении уже сделали представители СоюзМаш России, разработав законопроект о маркировке военной продукции и техники, предназначенной для использования на объектах критической инфраструктуры, таких, как, например, гидроэлектростанции и атомные электростанции. Кроме того, маркировка даст возможность бороться с контрафактом и вторичным использованием списанного оборудования.

 

Терра, 4 июля 2014 г., Владимир Гутенев награжден почетным знаком Самарской губернской думы «За служение закону»

За плодотворное взаимодействие в сфере законотворчества и в связи с 20-летием Самарской губернской думы первый зампред Комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев награжден почетным знаком «За служение закону». 

Самарскую область в Государственной думе 6-го созыва представляют 8 депутатов. Но лидерами по количеству внесенных на рассмотрение законопроектов являются два парламентария – Александр Хинштейн и Владимир Гутенев, авторству которого принадлежат 92 разработанных законопроекта. 

«Пример продуктивного и эффективного взаимодействия парламентариев федерального и регионального уровней - принятый на этой неделе депутатами Государственной думы закон «Об исчислении времени в Российской Федерации». Став представителем Самарского региона в нижней палате российского парламента в 2011 году и встречаясь с избирателями, практически на каждом приеме граждан слышал просьбы о возврате на сезонный перевод стрелок часов либо переходе на зимнее время. Для жителей это принципиальный вопрос. В этой связи мной был инициирован соответствующий законопроект. Затем появилась еще одна законодательная инициатива, которая в более полной мере учитывала особенности всех регионов. После объединения усилий, учтя поправки, поступившие из регионов, в том числе из Самарской области, мы наконец решили этот важный для российских граждан вопрос», - сказал Владимир Гутенев. 

Депутат особо отметил, что за принятым решением стоит прежде всего экономическая целесообразность. А так как наша страна традиционно была сильна регионами, их развитие должно быть главным приоритетом в деятельности законодателей. 

 

Накануне.Ru, 4 июля 2014 г., Все идет по плану \\ В России появился стратегический документ, но мобилизация ресурсов оставляет желать лучшего

Президент Владимир Путин подписал федеральный закон "О стратегическом планировании в РФ", обязав федеральные, региональные и муниципальные власти ориентироваться на долгосрочные приоритеты в социально-экономическом развитии. Законопроект предусматривает координацию управления на всех уровнях, согласованной должна быть и бюджетная политика. Сейчас далеко не все субъекты создают свои стратегии развития до 2030 г., сказать, что стратегическое планирование осуществляется на федеральном уровне, тоже нельзя – экономисты неоднократно указывали на неспособность правительственных ведомств спланировать даже трехлетний бюджетный период. Отсутствие взаимоувязки между государственными и региональными программами приводит к срыву их исполнения, что в условиях необходимости ускоренного развития территорий – Крым и Севастополь, Дальний Восток, Арктика – недопустимо. Кроме того, российская экономика подвергается все новым санкциям со стороны Запада.

Эксперты считают разговоры о возрождении советского института Госплана преждевременными: запустить систему, подобную той, что существовала при Совете Министров СССР, невозможно из-за разбазаривания государством большей части предприятий, а также отсутствия кадров, способных разрабатывать планы. Другая серьезная проблема законопроекта – отсутствие в нем указаний на конкретные действия по подъему экономики.

Стратегическим стало ежегодное послание президента РФ Федеральному Собранию, оно будет базисом для разработки других документов стратегического планирования. В их перечне: стратегии социально-экономического развития РФ и макрорегионов, субъектов и муниципальных образований, отраслевые документы, основные направления деятельности правительства, госпрограммы. Вводятся и новые долгосрочные документы – стратегический прогноз и прогноз научно-технологического развития страны, разрабатываемые сроком на 12 лет.

По словам законодателей, основной целью проекта является рост российской экономики. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев отмечал, что проект станет основой для построения системы социально-экономического развития России.

"Особо актуальным оно становится в нынешних условиях, когда проблема импортозамещения приобретает ключевое значение для национальной экономики. Поэтому закон, положения которого направлены на формирование долгосрочного сценария развития, поддержку отечественного товаропроизводителя и высокотехнологичных производств, создание внутренней конкурентной среды, жизненно необходим", - сказал он.

На поддержку отечественных производителей будут работать межотраслевые стратегии. Планирование в производственных секторах экономики отсутствует, говорили эксперты Московского экономического форума. А возрождение функций госпланирования, в том числе стратегического, с конкретным расчетом финансов и инвестиций на 10 и 15 лет, они назвали одним из рецептов возрождения российской экономики.

Политконсультант Анатолий Вассерман отмечает, что закон, в случае его исполнения всеми уровнями власти, способен обеспечить повышение эффективности хозяйствования всей страны, как единого целого. Однако для жесткого планирования у государства недостаточно ресурсов, говорит он.

"Тому уровню планирования, который предусмотрен новым законом, пока еще очень далеко до того, что было у нас в советское время. В СССР практически все предприятия либо принадлежали государству в полном объеме, либо работали в очень тесной связке с государственными предприятиями. Например, колхозы, которые очень активно развивались в эпоху Иосифа Сталина, но были национализированы при Хрущеве, хотя и принадлежали всем своим сотрудникам на правах коллективной собственности, очень активно взаимодействовали с государственными предприятиями самых разных форм. Это единство собственности на большую часть производственных ресурсов и работа частных ресурсов с государственными позволяли не просто планировать, а быть более или менее уверенными в том, что план сработает. Сейчас, когда производственные мощности в основном разделены между очень многими собственниками и государство напрямую контролирует лишь незначительную их часть, такой уровень планирования невозможен", - рассказал Анатолий Вассерман Накануне.RU

Эксперт отмечает, что сегодня государственные компании зависят от частных партнеров, а обязать частные компании работать в рамках заданного плана невозможно. Потому нынешние планы, скорее "сборника пожеланий", и их исполнение не гарантировано.
Госплан, как орган, представлял собой сеть государственных плановых комиссий, который работали в областях, районах и городах. Сейчас у органов госуправления нет ни кадров, ни институтов, чтобы вести такую работу, считает экономист Михаил Делягин.

"Сам закон без соответствующей организационной работы – это благое пожелание, которых уже было много. То, что Путин подписал этот закон и "продвигает" его через Государственную думу – это очень хорошо, но это еще в позднем Советском Союзе выяснилось, что решения сами собой не исполняются. Мало принять решение, надо добиться его исполнения. Стратегическое планирование существенно повышает эффективность экономики, но нужно, чтобы им занимались. Это будет зависеть от того, будет ли президент следить за исполнением закона", - поделился своим мнением с Накануне.RU Делягин.

Эксперты предполагают, что комплексный взгляд на систему производства на самом деле должен привести к созданию государственных монополий, укрупнению предприятий. Но наращивание масштабов производства ограничивает растущая вычислительная сложность планирования в большом хозяйстве и возможности управленцев. 

"Сейчас укрупнение производств и создание монополий ограничено возможностями управленцев. Это значит, что с одной стороны новый закон тоже будет применяться в тех пределах, в которых хватит возможностей управленцев, но с другой стороны, проработка самого процесса управления улучшит возможности работы управленцев и позволит увеличить эффективность производства. Когда каждый управленец планирует только деятельность вверенного ему хозяйства, рассматривая все остальное, как источники неведомых помех со стороны, эффективность его работы ограничена. Если он может согласовывать свои действия не только с ближайшими партнерами по технологической цепочке, но представлять себе, что происходит во всей цепочке, он может принимать обоснованные решения с меньшей затратой сил и большей точностью. А единый план дает сведения о том, что происходит во всей технологической цепочке. Поэтому когда заданы хотя бы плановые ориентиры, это уже способствует существенному повышению управленческой работы", - говорит Анатолий Вассерман.

По его словам, консолидация всех средств производства в одних руках потребуется к 2020 г. при переходе к точному планированию. Сейчас используются только приблизительные методы с разными степенями погрешности, говорит он, так как мощности мирового компьютерного парка недостаточно для планирования производства в реальном времени.

По просьбе Накануне.RU с проектом ознакомился экономист, бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. Он счел законопроект пустым. Закон на 50 страниц всерьез никого ни к чему не обязывает, сказал он.

"Если вы захотите объяснить людям, как добраться из Химок в Кремль, вы можете им задать направления и ограничения: налево не поворачивай, направо не поворачивай, держись того-то. Это займет четверть странички. И адекватный закон о системе стратегического планирования мог бы занимать полторы-две, максимум, пять, страниц. Но можно объяснить путь из Химок в Кремль по-другому: три шага, четвертый шаг короче, пятый шаг направо... И так, пошагово, бессмысленно и абсурдно расписать всю дорогу. Похоже, люди, составлявшие законопроект, брали и переписывали учебники – первые пять страниц закона – одни определения. Такое чувство, что люди искусно имитировали деятельность", - проводит аналогии Юрий Болдырев.

Он отмечает, что проект можно рассматривать, лишь как методическое пособие для обучения тех, кто, может быть, когда-нибудь будет связан со стратегическим планированием. Но для "полувоенной" ситуации нужны четкие указания, и ясные, однозначно читаемые законы.

"В период, когда, образно говоря, нужно танки и пушки выдвигать на передовую, принимают законы о том, как нам вместе когда-нибудь запланировать, чтобы к следующей избирательной компании 2018 г. мы бы занялись подготовкой станин для производства пушек. Об этом говорит наличие переходных положений: все старые программы остаются, прежний закон о государственном прогнозировании теряет силу, и, не торопясь, к 2018 г. можно наконец подготовить что-то конкретное. Мягко говоря, неторопливость неуместна в сложившейся ситуации", - оценивает положения закона Болдырев.

В законе сказано, что федеральные целевые программы будут действовать до окончания срока. Так, например, программа "Культура России" закончится только в 2018 г., стратегия развития отечественного станкостроения прописана до конца 2016 г., транспортной системы – до 2020 г., до этого же года рассчитаны ФЦП по развитию села. Отсюда вопрос, что реально изменит закон?

Менять подходы к планированию необходимо, говорят эксперты. К этому подталкивают и множественные экономические санкции, список которых в перспективе будет расширяться.

"Нужно отказываться от показателей ВВП и переходить к показателям содержательного наполнения экономики. С учетом того, что мы долгосрочно будем под теми или иными санкциями, пора переходить к критериям относительной независимости или как минимум сбалансированности зависимостей нашей национальной экономики. Если бы вместо этого пухлого закона была бы написана система критериев, по которой оценивались движение или деградация экономики, от этого была бы польза. Все должны очень стараться, работать, выпускать эти документы и стратегии, которые можно было бы написать и без этого документа. Если вопрос заключается в том, чтобы дать указания исполнительной власти, так они могли быть даны в виде четкого указа президента", - говорит Болдырев.

Ожидать скорых результатов от нового федерального закона не стоит. Согласно проекту, только к 2015 г. появится план подготовки документов стратегического планирования, а до 1 января 2016 г. должны быть разработаны нормативные правовые документы для регламентации планирования и создан федеральный реестр всех документов. Еще через год предписано разработать новые стратегии, однако, документы стратегического планирования, принятые до дня вступления в силу ФЗ, будут действовать до окончания срока.

 

 

Транслер, 4 июля 2014 г., Тренд хуже некуда \\ В Государственной думе прошло заседание экспертного совета по автомобильной промышленности

В Государственной думе состоялось заседание экспертного совета по автомобильной промышленности при комитете ГД по промышленности.

Все выступавшие были едины в том, что ситуация в отрасли и, прежде всего, в сфере коммерческого транспорта, сложилась критическая.

Открывшая заседание член комитета ГД РФ по промышленности, председатель экспертного совета Альфия Когогина подчеркнула, что общий настрой автопроизводителей, их оценку происходящего сегодня на российском автомобильном рынке, иначе как пессимистическими не назовешь. И, конечно, для этого есть объективные причины. Определяющими среди них, по ее мнению, являются снижение темпов роста экономики, влияющее, в свою очередь, на потребительский спрос, неотрегулированность (завышенных) ставок в автомобильном кредитовании, а также отсутствие должного внимание к проблемам отрасли со стороны правительственных структур.

Выступивший следом первый заместитель председателя комитета ГД РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев заметил, что, безусловно, сегодняшнее состояние дел в автопроме удручает, да и ближайшая перспектива особо радужным не выглядит.

Можно конечно, по его словам, ссылаться на «турбулентность» в мировой экономике и другие всем известные негативные факторы, но, тем не менее, на данном этапе очень важно не допустить резкого сокращения объемов производства, падения финансирования, в том числе – заработной платы, сокращения численности занятых на производстве.

Не отличались оптимизмом и выступления представителей ведущих компаний-производителей. В частности, начальник управления по взаимодействию с федеральными органами государственной власти ОАО «АВТОВАЗ» Александр Виноградов, отмечая всю сложность сложившейся ситуации, заявил о необходимости государственной поддержки.

Для такой компании как наша, отметил он, падение продаж всего лишь на 1% может привести к потере мест для двух тысяч человек. Производство сегодня находится в состоянии стагнации и о росте продаж говорить не приходится. Сборка автомобилей по контракту позволяет более-менее держаться на плаву, но такое положение дел не может долго сохраняться.

Все, что сегодня содействует – в том числе субсидии, кредитование – развитию отрасли, безусловно, необходимо, но кардинальным решением, как подчеркнул докладчик, многих проблем отрасли могло бы стать обновление авторынка. А для этого потребуется тщательно проработанная – с участием экспертов и представителей госструктур – программа, которая выведет на новый уровень как легковой, так и грузовой автотранспорт.

О множестве накопившихся проблем в сфере производства и продаж говорила и вице-президент по внешним связям ООО «УК «Группа ГАЗ» Елена Матвеева. Несмотря на инвестированные в развитие производства 20 млрд. рублей за последние 2 года, спад, как подчеркнула она, предотвратить не удалось.

Продолжается снижение продаж легкого коммерческого транспорта – дает себя знать существенное сокращение потребительского спроса. И, что самое неприятное, какой из сегментов авторынка ни возьми, везде наблюдаются негативные тенденции: продолжается, набирая обороты, старение коммерческого автотранспорта, происходит сокращение рынка автобусов и т.д.

- Поэтому сейчас, как никогда, – заметила Елена Матвеева, – коммерческая техника нуждается в «переломе» существующего тренда. Настала время для проведения актуализации и модернизации всех основных существующих в отрасли инструментов.

Необходимость принятия срочных мер не просто назрела. Так, общее снижение объемов реализации ГАЗ за шесть месяцев составило 28%. Свою роль здесь сыграли необходимость снижения сверхнормативных остатков в дилерской сети, падение продаж в Украине и Беларуси.

И есть основания предполагать, что падение рынка LCV за 6 месяцев составит 16%.

Рынок коммерческих автомобилей, заметила докладчица, в отличие от рынка легковых авто, так и не вышел на докризисные объемы. Основным фактором, ограничивающим его рост, является изменение (укрупнение) бизнеса и сокращение сегмента малого бизнеса в структуре экономики.

Доля последнего, являющегося основным покупателем легкой коммерческой техники, достаточно низкая и – продолжает снижаться. В 2012-2013 годах многие предприятия малого бизнеса были вынуждены закрыться  из-за изменений в налоговом законодательстве.

В этом ряду также находится и отсутствие роста в «недобывающих» отраслях (общий рост ВВП менее 4%), которое приводит к сокращению рынка коммерческих автомобилей.

Способствует дальнейшему падению рынка коммерческих автомобилей и усугубляющаяся с каждым днем экономическая нестабильность в стране.

В выступлениях представителей компаний Соллерс, Рено, КАМАЗ также, так или иначе, присутствовала такая же далеко не радостная оценка существующего положения дел.

Но, что следует отметить, каждый из выступающих предлагал (при своем видении ситуации) варианты решения по выходу из лабиринта создавшихся проблем.

Комплекс необходимых мер для вывода отрасли из тупика предложил директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Александр Морозов. Он обобщил все наиболее актуальные вопросы и предложения по их решению, поступившие от участников Экспертного совета.

Последние согласились с тем, что четко сформулированные и структурированные требования экспертного сообщества будут способствовать изменению негативной тенденции в отрасли. И, соответственно, окажут положительное воздействие на достижение целевых показателей стратегии автомобильной промышленности, следствием чего будет повышение ее конкурентоспособности.

 

Top­Climat.ru, 7 июля 2014 г., Стране нужны инженеры!

Одна из важных проблем, существующих сейчас как в климатической, так и других отраслях экономики, — нехватка квалифицированных инженеров. Без решения этого вопроса невозможно дальнейшее технологическое развитие страны. Вопрос с инженерными кадрами стоит так остро, что его обсуждают на высшем уровне. Эта тема стала ключевой на недавнем Совете по науке и образованию. Именно в ходе этой встречи Владимир Путин поручил правительству задачу — рассчитать потребности России в целом и отдельных ее регионов в инженерах на ближайшие годы, сообщают vesti.ru.

Несмотря на то, что в развитие технических и естественнонаучных факультетов постоянно вкладываются средства, инвестиции уже достигли 54 млрд рублей, а конкурсы на эти специальности растут, после окончания вуза выпускники отправляются работать не по профессии, а менеджерами в офис. Чтобы справиться с этой проблемой, президент предложил приблизить университеты к производству, то есть обучать металлургов не в Москве, а, допустим, в Челябинске, где выпускник может найти себе применение без необходимости переезжать куда-то. Еще одна задача, которую надо решить — каким-то образом дать образованию возможность угнаться за техническим прогрессом. Ведь больше половины выпускников нуждаются в дополнительной подготовке, которую нужно пройти до начала эффективной работы на предприятии.

Кроме того, Союз машиностроителей России выступил с предложением сделать экзамен по физике обязательным для выпускников школ.

А пока в России только говорят о нехватке кадров, в Китае начали масштабную образовательную реформу, которая позволит закрыть все потребности рынка в технических специалистах. 600 университетов страны будут перепрофилированы и станут политехническими. Их основная задача — подготовка инженеров, которые будут работать на современных производствах, пишет soyuzmash.ru.

 

 

Кабардино-Балкарская правда, 4 июля 2014 г., Стратегия «Троттера»

Стратегия «Троттера»

Машиностроительный комплекс КБР четверть века назад был представлен рядом крупных предприятий, на которых трудились тысячи жителей республики, в том числе высококвалифицированные инженеры, конструкторы, специалисты рабочих профессий. Выстояв в период экономических трудностей, отрасль получает новый импульс развития в настоящее время.
Машиностроение определено в качестве одной из ключевых сфер политики социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, о чём 1 июля говорилось на прошедшем во Владикавказе совещании, которое провёл Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Машиностроительный завод «ТРОТТЕР» (г. Чегем) – молодое предприятие, своим возникновением и деятельностью подтверждающее жизнеспособность отрасли. Оно возрождает интерес молодого поколения к освоению инженерных и рабочих профессий.

 – В 2006 году группой единомышленников была поставлена достаточно амбициозная для того времени задача – освоить выпуск транспортных средств в республике, – рассказывает заместитель директора завода, член Союза машиностроителей России Анзор Тхамоков. – В период становления производства мы сделали акцент на сотрудничестве с ведущими зарубежными и отечественными автомобилестроителями, научно-исследовательскими институтами. Это позволило в короткий срок создать полноценное машиностроительное производство, технологический уровень которого соответствует международным стандартам.
Формировавшиеся на протяжении ряда лет парк технологического оборудования и трудовой коллектив стали основой для освоения производства специальных и специализированных транспортных средств – самосвальных полуприцепов полуприцеп-тяжеловозов, контейнеровозов и другой техники.
«ТРОТТЕР» – единственное предприятие на юге России, выпускающее полуприцеп-цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов. Это особая гордость заводчан. Такая техника эксплуатируется на опасных производственных объектах во многих регионах Российской Федерации.
Всё это было достигнуто существенными усилиями коллектива предприятия, для обеспечения стабильного выпуска продукции потребовалось преодоление многих проблем. И сегодня производство требует приложения усилий и ресурсов, но завод является стратегически важным объектом в плане экономических и социальных перспектив. Это и новые рабочие места, и формирование качественных трудовых ресурсов, стимулирование научной деятельности.

В стадии внедрения

Специалисты относят «ТРОТТЕР» к числу ведущих производителей спецавтомобилей, прицепной техники и ёмкостного оборудования. Продукция машзавода поставляется в различные регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья. Наличие на предприятии собственного конструкторского бюро и широкие технические возможности оборудования позволяют осваивать новые виды продукции, выполнять индивидуальные заказы.
В настоящее время в стадии внедрения в производство находится ряд новых видов продукции: автобетоносмесители и цементовозы, тентованные и бортовые полуприцепы, машины для перевозки зерна, цемента.
Контроль качества

Основной принцип деятельности предприятия – европейское качество по Российским ценам.

– Система контроля качества продукции соответствует требованиям  межгосударственного стандарта ISO 9001-2011, – поясняет Анзор Тхамоков. – Каждое изделие проходит строгий контроль качества, на всю продукцию предоставляется гарантия. Для нас принципиально важно, чтобы марка «ТРОТТЕР» свидетельствовала о высоком качестве автосредств и удобстве их эксплуатации.

Кадры технического профиля

На заводе создан профессиональный коллектив инженеров и рабочих, в основе которого – молодёжь и люди среднего поколения, что, по словам
А. Тхамокова, заключает в себе настоящее и будущее завода.
Кадровая политика предприятия направлена на возрождение интереса молодых людей к специальностям технического профиля – инженерным и рабочим профессиям. Не менее важным аспектом кадровой политики является материальное стимулирование персонала.

 Общественная деятельность

Завод участвует в социально ориентированных проектах, связанных с поддержкой спорта, оказанием спонсорской помощи.
В 2013 году «ТРОТТЕР» принят в отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России», куда входит большинство профильных предприятий, учебных и научных учреждений. Руководство предприятия убеждено, что создание на базе завода Кабардино-Балкарского регионального отделения этой организации придаст новый импульс общественной деятельности предприятия, расширив её масштабы до уровня региона.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 7 июля 2014 г., Четвертый Международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего 2014" завершает свою работу

Сегодня, 7 июля 2014 года в Республике Башкортостан пройдут финальные мероприятия в рамках Четвертого Международного молодежного промышленного форума "Инженеры будущего 2014", в которых примет участие первый зампред Думского Комитета по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев.

 На этот раз форум, организованный Союзом машиностроителей России и Уфимским моторостроительным производственным объединением про поддержке Госкорпорации Ростех, собрал в Башкирии более тысячи участников - представителей промышленных предприятий и технических ВУЗов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Образовательная программа форума велась по семи направлениям. Молодые специалисты еще до приезда на мероприятие определились, в работе какого факультета будут принимать участие: инженерно-конструкторского, инженерно-технологического, IT и робототехники, радиоэлектроники, системного инжиниринга и т. д. На форуме "Инженеры будущего 2014" встретились люди, по-настоящему заинтересованные в профессиональном развитии и расширении кругозора, поэтому производственные и научные темы они обсуждают не только в аудиториях, но и в вечерних беседах в палаточном городке, отмечается в сообщении пресс-службы Союза Машиностроителей России.

 Спикеры и преподаватели отметили, что молодые специалисты участвовали в образовательных программах с большим энтузиазмом. Представитель механико-машиностроительного института УРФУ Валентина Овчинникова на форуме - в четвертый раз, но если раньше она посещала его как участник, то в этом году совместно с коллегами из университета проводит занятия на инженерно-технологическом факультете: "Группой восхищена на 200 процентов! Ребята очень активные, молодцы! Студентов мы обучали практическому решению задач с использованием универсального набора инструментов, где есть симбиоз экономической составляющей инженерной работы, которую необходимо знать "технарям", и системный подход к правильному решению технических задач. Все инструменты мы отрабатывали на реальных примерах и проектах. Мы не стали придумывать абстрактные задачи, а выбрали для работы конкретные градообразующие предприятия небольших городов Свердловской области, которые растеряли большую часть оборонных заказов. На занятиях мы пытались разобрать проблемы этих предприятий и на уровне инженерного анализа понять, что с ними происходит и что следует предпринять".

 Образовательная программа была рассчитана на шесть дней, к последнему дню молодые инженеры должны подготовить и презентовать собственный проект с учетом всех полученных знаний, отметила Валентина Овчинникова. По ее глубокому убеждению, инженерная деятельность - творческая, ведь настоящий инженер должен участвовать в производственном процессе не просто как исполнитель. Самое главное, - вносить свои изменения, повышая эффективность работы. На этом она делает особый акцент, работая с участниками инженерно-технологического факультета форума "Инженеры будущего 2014".

 В своих лекциях профессор Эдинбургского университета Алексей Кузьмин, который вел занятия на инженерно-конструкторском факультете форума, подчеркивает, что профессия инженера уникальна тем, что только настоящий профессионал может решить огромное множество задач. "В 1914 году в составе инженерного корпуса Ижорского завода было всего 12 человек, но это были настоящие профессионалы, которые великолепно знали весь производственный процесс и могли решить любые инженерные задачи", - напомнил профессор, отмечая, что именно к такому уровню овладения профессией необходимо стремиться молодым специалистам. "Главное - наши молодые инженеры должны научиться представлять себе инженерную задачу не только в виде чертежей, но и тех людей, которые будут воплощать этот проект в жизнь, знать оборудование, на котором будут проводиться работы, учитывать, сколько денег понадобится для решения этой задачи и где их можно будет взять", - подчеркивает Алексей Кузьмин.

 Кроме того, преподаватели, участвующие в образовательной программе, отметили, насколько важна для специалистов возможность побывать на форуме "Инженеры будущего", обсудить с коллегами из разных городов и стран вопросы развития российской машиностроительной отрасли. "Самое главное, что по итогам предыдущих форумов и в эти дни, когда подходит к завершению уже Четвертый форум "Инженеры будущего", мы видим: в современном инженерном деле, инженерном образовании есть настоящие профессионалы, преданные своему делу люди, которые понимают, что нужно сделать, чтобы развивать эти отрасли. Это очень позитивный момент! На этом форуме немало людей, которые приезжали раньше как участники, а теперь сами стали спикерами, и это правильно. Ведь это люди с высоким интеллектом, живым мышлением, которые понимают, к чему нужно стремиться", - уверен Алексей Кузьмин. Он также признает, что в инженерном деле в России существует немало проблем - с защитой интеллектуальной собственности, дороговизной изготовления опытных образцов изобретений, которые зачастую проще и дешевле делать за границей - эти проблемы необходимо решать на уровне государства, чтобы они перестали быть препятствием для развития инженерной мысли в России.

 По словам преподавателя УРФУ Валентины Овчинниковой, участие в нескольких форумах "Инженеры будущего" помогло ей более четко понять свои профессиональные задачи при работе со студентами механико-машиностроительного института: "Для меня самый главный плюс от участия в Первом форуме "Инженеры будущего" был в том, что, приехав как обычная участница, пообщавшись со многими коллегами и специалистами-производственниками, я поняла, что некоторые мои мысли, которые шли вразрез с традиционным взглядами на образование молодых инженеров, являются верными. На форуме я убедилась, что их нужно воплощать в жизнь! Три года я изо всех сил пытаюсь изменить некоторые аспекты в инженерном образовании в нашем институте: к счастью, это сделать удается, пусть даже мы продвигаемся не так быстро, как хотелось бы. Но - продвигаемся, и это радует!". Одним из главных условий качественного инженерного образования она считает наличие в учебных планах общего базиса, который позволит технологам, конструкторам и экономистам в сфере машиностроения свободно понимать специфику работы, цели, задачи друг друга и решать более эффективно решать производственные задачи.

 Отметим, что в работе Четвертого Международного молодежного промышленного форума "Инженеры будущего", проводимого с 2011 года по инициативе Первого Вице-президента Союзмаш России, Первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, участвуют студенты и преподаватели 70 крупнейших технических вузов России и зарубежья. Так что форум является уникальной площадкой для обмена идеями и опытом не только между российскими учеными, но и позволяет обратиться к опыту организации учебного процесса в зарубежных технических университетах.

 

Коммерсантъ-Online, 6 июля 2014 г., В Башкирии создан беспилотный летательный аппарат нового поколения

В уфимской компании «Интегрированные диагностические системы и технологии» создан и проходит испытания опытный образец беспилотного летательного аппарата (БПЛА) нового поколения, сообщает 6 июля ИТАР-ТАСС. Новинка представлена на проходящем здесь 4-м Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего — 2014». О ней корреспонденту ИТАР-ТАСС рассказали генеральный директор предприятия Руслан Ямалиев и директор по развитию Камиль Хисматуллин. «Особенность аппарата заключается в том, что его планер и оборудование представляют собой модульную конструкцию, — пояснил господин Ямалиев. — Это означает, что любой модуль планера в случае повреждения может быть быстро заменен на новый. Кроме того, обеспечивается его адаптация для установки новых видов оборудования, которых еще нет, но могут появиться в будущем». По мнению разработчиков, БПЛА наиболее эффективен при контроле газо- и нефтепроводов, линий электропередач, наблюдения за лесными пожарами в труднодоступных и малонаселенных районах. По имеющейся информации, только у компании «Башнефть-Добыча» трубопроводная сеть протянулась почти на 29 тыс. км. Разработчики сообщили также, что при постановке соответствующих задач и доработке БПЛА «он может применяться в интересах Минобороны РФ». В проект инвестировано 2,5 млн руб. Получены три патента. На первом опытном образце подтверждены расчетные характеристики.

 

Также по теме:

Три шурупа:

В Башкирии создали беспилотник нового поколения

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 6 июля 2014 г., Япония намерена поставить США комплектующие для ракет-перехватчиков

В Японии ожидает утверждения правительством первая сделка по экспорту вооружений в соответствии с новыми облегченными требованиями.

Японская компания Mitsubishi Heavy Industries планирует поставить в США высокотехнологичный датчик для ракет-перехватчиков Patriot Advanced Capability-2 (PAC-2), входящих в состав систем ПРО. В дальнейшем эти ракеты будут экспортироваться в Катар, пишет The Japan Times.

"Япония готовится утвердить первую сделку по экспорту вооружений в соответствии с новыми облегченными правилами, принятыми в целях повышения глобальной военной и экономической мощи государства", — говорится в докладе Nikkei, распространенном в воскресенье.

Утверждение сделки правительством ожидается до конца месяца. Это стало возможным после того, как в апреле правительство приняло поправки к старому закону, запрещающему экспорт оружия, особенно в тех случаях, когда продукция японского ВПК может быть вывезена в страны, вовлеченные в конфликты, поясняет издание.

Кабинет премьера Синдзо Абэ облегчил правила, разрешив экспорт продукции военного назначения с тем, чтобы позволить стране участвовать в международных программах по развитию вооружений и развивать национальную оборонную промышленность, пишет The Japan Times.

Правительство пришло к выводу, что планируемая передача технологии противоракетной обороны США Катару вряд ли может способствовать возникновению новых конфликтов, говорится в докладе Nikkei.

Mitsubishi Heavy производит датчик PAC-2 для Сил самообороны Японии по лицензии американского военно-промышленного гиганта Raytheon Ко, который намерен сворачивать свое производство компонентов для PAC-2 и сосредоточиться на производстве систем ракет-перехватчиков нового поколения PAC-3.

Датчик, который теперь будет производиться в Японии, является ключевым компонентом инфракрасного искателя, устанавливаемого в носовой части ракеты для поиска и идентификации целей, пишет The Japan Times со ссылкой на доклад Nikkei.

 

РИА Новости, 5 июля 2014 г., МЧС намерено построить ещё семь арктических центров, заявил Пучков

Глава МЧС России Владимир Пучков заявил на открытии учебно-научного центра в Вологодской области, что сейчас формирует еще семь арктических центров. Всего на арктическом побережье России создадут десять комплексных аварийно-спасательных центров.

МЧС России планирует построить на территории страны ещё семь арктических центров, подобно открывшемуся в субботу в Вологодской области, заявил журналистам глава ведомства Владимир Пучков.

Суперсовременный арктический спасательный учебно-научный центр открылся в субботу в Вологодской области на базе МЧС России. Предполагается, что в центре будут проходить обучение спасатели, в условиях низких температур будут тестироваться новейшие виды техники и оборудования.

"Семь арктических центров сейчас формируется, строится", — сказал глава МЧС. Он отметил, что по плану, утвержденному правительством, предполагается создание 10 арктических центров. Пучков пояснил, что три из них уже функционируют.

Ранее сообщалось, что МЧС до 2015 года планирует создать на арктическом побережье России десять комплексных аварийно-спасательных центров, на их строительство выделено 910 миллионов рублей. Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике, их общая численность составит почти 1 тысячу человек.

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, развивается Северный морской путь, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО.

В апреле президент Владимир Путин объявил о создании в российской части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения. По его словам, также предстоит повысить надежность охраны российской границы в Арктике, в том числе за счет усиления морской составляющей пограничной группировки.

 

 

3. Автопром.

 

Rus-Auto, 7 июля 2014 г., “Внедорожные” Lada будут делать в Ижевске

По данным газеты “Ведомости”, “АвтоВАЗ” намерен начать на Ижевском автозаводе сборку перспективных моделей Xray и Xray Cross. Построены они будут на одной платформе с Vesta, которая в свою очередь идет на замену Priora.

Правда, все это – дело отдаленного будущего. Даже Vesta еще не представлена официально, а ее выпуск в Ижевске стартует ориентировочно в сентябре 2015 года. Что касается Xray, то пока он показан только в виде концепта (на фото). Так что вероятно раньше 2016 года эти модели ждать не стоит. Впрочем, не исключено, что на Московском автосалоне нам покажут более близкие к конвейеру прототипы этих машин.

 Как полагают эксперты, перенос выпуска новых моделей на Ижевский автозавод снизить издержки “АвтоВАЗа” на логистику и позволит лучше загрузить производственные мощности.

 

Авто­Среда, 7 июля 2014 г., На АВТОВАЗе стартовала сборка инновационного инструмента \\ В начале лета АВТОВАЗ выполнил очередную просьбу клиентов: модернизирована коробка передач автомобилей LADA с целью снижения шума на 30%.

Для этого проведена ювелирная работа по изменению профиля зубьев шестерён с помощью инструмента с высокопрочным покрытием – вместе с партнерами из швейцарской компании Oerlikon Metco АВТОВАЗ наладил производство такого инструмента на тольяттинской площадке.

На заводе уверены: чем меньше изнашивается резец, фреза или сверло, тем стабильнее качество мотора или коробки передач. На инструмент напыляются наночастицы различных металлов, что делает его в разы прочнее и долговечнее. Эту технологию успешно применяют по всему миру, и Россия не исключение. АВТОВАЗ еще 10 лет назад построил на свой площадке комплекс нанесения упрочняющих покрытий – сегодня это дочерняя фирма «ЛАДА-Инструмент».

Для производства LADA тоже применяется технология швейцарской фирмы Oerlikon. При этом инструмент поставляется не только на АВТОВАЗ, но на заводы «Группы ГАЗ», заводы авиапрома и на российские оборонные предприятия. Есть клиенты и за рубежом: в прошлом году несколько компаний в Германии и Чехии отдали предпочтение недорогому, но качественному инструменту из России.

Недавно тольяттинский комплекс упрочняющих покрытий вышел на новый уровень: вместе с иностранными партнерами налажена технология обработки штамповой оснастки. Специальное покрытие штампа увеличивает его ресурс до пяти раз, и позволяет отказаться от обильной смазки листового металла. А если отштампованные детали не замасленные, их не надо очищать перед сваркой, снижается риск некачественной сварки.

Новые штампы уже применяются для выпуска кузовных деталей для автомобилей под марками альянса Renault-Nissan – речь о моделях, получивших российскую прописку. Будут ли использоваться современные штампы для производства автомобилей LADA? Это было бы логично, с учетом стремления АВТОВАЗа к снижению производственных издержек.

Инструмент с высокопрочным покрытием тоже будет использоваться при выпуске автокомпонетов для альянса Renault-Nissan. Сегодня на АВТОВАЗе ведется подготовка к локализации выпуска моторов серии Н4 (это современная разработка Nissan). В Тольятти будут производиться отливки и их механическая обработка. «ЛАДА-Инструмент» уже включена в состав партнеров: за этой фирмой закреплена переточка и перепокрытие инструмента.

 

4.     Авиастроение.

 

Коммерсант, 5 июля 2014 г., ВВС России получили самолет для наблюдательных полетов над территориями других стран

Казанский авиационный завод компании «Туполев» (входит в ОАК) вчера передал Минобороны РФ второй новейший самолет-наблюдатель Ту-214ОН («Открытое небо») для осуществления инспекционных полетов над территориями стран-участниц Договора по Открытому небу. Вчера самолет вылетел с аэродрома Казанского авиационного завода и направился к месту постоянного базирования. Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров сообщил журналистам, что специальный самолет Ту-214ОН доработан как составная часть авиационной системы наблюдения. «Эта доработка касается как кабины экипажа, введения дополнительного рабочего места штурмана и оператора, так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения», — сказал г-н Шмаров.

Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» и заместитель главного конструктора авиационной системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев уточнил, что Договор по Открытому небу предусматривает использование четырех средств наблюдения, согласованных всеми странами-участницами. При этом разрешающая способность аппаратуры не должна превышать прописанную в договоре. «Для оптических средств наблюдения, к которым относится фотоаппаратура и телевизионные камеры, разрешающая способность должна быть не лучше, чем 30 см. Есть локатор бокового обзора с разрешающей способностью три метра. И есть еще инфракрасная аппаратура с разрешающей способностью 50 см. Все эти характеристики были подтверждены во время госиспытаний»,— сказал г-н Медведев. Он отметил, что на новом самолете установлены три цифровых фотоаппарата: два боковых и один центральный. По словам специалиста, вместе они обеспечивают достаточное для наблюдений перекрытие.

«Для того, чтобы самолет мог приступить к наблюдательным полетам над территориями стран-участниц договора, нужно провести его освидетельствование. Это целый комплекс работ, который достаточно сложный и трудоемкий. Это будут делать специалисты Минобороны РФ»,— добавил г-н Медведев. Он отметил, что по уровню оснащенности новый самолет является уникальным в своем классе: такой техникой для «Открытого неба» не располагает ни одна из стран-участниц, включая США. «На самолетах других стран-участниц стоят простые пленочные фотоаппараты, ни у кого, даже у американцев, нет самолетов с таким современным оборудованием, как у нас»,— подчеркнул специалист.

Ранее сообщалось, что первый аналогичный самолет был передан Минобороны РФ в конце прошлого года и сейчас базируется на Чкаловском. Ожидается, что самолеты Ту-214ОН заменят Ту-154 и Ан-30, которые сейчас выполняют инспекционные полеты.

Договор «Открытое небо» был принят в 1992 году и ратифицирован всеми его участниками (более 30) в 1995 году. Основной задачей соглашения является содействие наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и расширение возможностей по предотвращению кризисов и урегулированию кризисных ситуаций в рамках ОБСЕ. Ежегодно на территории Российской Федерации выполняется до 60 сопровождений иностранных инспекционных групп и миссий. А на территориях иностранных государств — до 15 инспекций и до 41 наблюдательных полетов.

 

ИА Синьхуа, 5 июля 2014 г., Россия и Китай создадут новый «двигатель» торгово-экономического сотрудничества

В пятницу в г. Харбин, административном центре провинции Хэйлунцзян, завершилась работа 1-го Китайско-российского ЭКСПО. По мнению экспертов, проведение мероприятия позволит двум странам создать новый "двигатель" торгово-экономического сотрудничества.

В этом году на ЭКСПО из России приехали официальные представители 12 федеральных ведомств и более 30 субъектов РФ, представители ведущих госкорпораций, в том числе, "Ростехнологий", "РУСАЛа", Объединенной авиастроительной корпорации /ОАК/, "Интер РАО" и др.

Согласно данным оргкомитета ЭКСПО, провинция Хэйлунцзян за пять дней работы ЭКСПО заключила импортно-экспортные контракты на общую сумму 3,15 млрд долл США, утвердила 260 проектов экономического и технического сотрудничества, договорная сумма иностранных инвестиций и инвестиций из-за пределов провинции составила 68,34 млрд юаней.

Директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии АОНК Ли Юнцюань полагает, что перед Китаем и Россией стоят новые возможности для всестороннего углубления торгово-экономических связей.

Китай и Россия должны прилагать общие усилия, чтобы к 2015 году поднять товарооборот до 100 млрд долл США, к 2020 году -- до 200 млрд долл США, обеспечить торговый баланс, улучшить торговую структуру, активизировать взаимное инвестирование, повысить эффективность сотрудничества в сфере новых технологий и укрепить региональное сотрудничество.

Одним из ярких событий ЭКСПО стало подписание меморандума о взаимопонимании, направленного на налаживание практического сотрудничества двух спутниковых навигационных систем -- китайской "Бэйдоу" и российской ГЛОНАСС. Документ был подписан в рамках реализации договоренностей, достигнутых между лидерами двух стран и воспринимается как серьезный шаг в сотрудничестве Китая и России по крупным стратегическим проектам и, в особенности, в сфере высоких технологий.

Участники мероприятия единодушно признали, что в условиях выхода всесторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства между Китаем и Россией на новую стадию развития для региональных административных органов и предприятий стран в настоящее время существуют благоприятные возможности для расширения двустороннего сотрудничества и достижения взаимной выгоды.

Высокая степень политического взаимодоверия между Китаем и Россией непрерывно поднимает двусторонние торгово-экономические связи на новый уровень. Китай уже стал крупнейшим торговым партнером и четвертым по величине источником иностранных инвестиций для России, машиностроительная и электрическая отрасли играют положительную роль в повышении уровня двустороннего сотрудничества, региональное сотрудничество расширено от приграничных районов до глубин двух стран.

По мнению экспертов, на фоне депрессии мировой экономики внешняя среда для торгово-экономического сотрудничества Китая и России остается суровой. В этой связи стороны должны в дальнейшем предпринять практические меры и полностью проявить роль Китайско-российского ЭКСПО.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь