Новости СоюзМаш России

04.07.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости самолетостроения

Казанский авиазавод изготовит для Минобороны РФ самолет для наблюдательных полетов над США

Коммерсантъ Казань, 04.07.2014

Второй по счету спецсамолет Ту-214ОН («Открытое небо») планируется передать в Военно-

воздушные силы России в самое ближайшее время, сообщил заместитель технического директора Казанского авиационного завода (филиал компании «Туполев», входит в ОАК) Сергей Шмаров журналистам. «Специальный самолет Ту-214ОН доработан как составная часть авиационной системы наблюдения. Эта доработка касается как кабины экипажа, введения дополнительного рабочего места штурмана и оператора, так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения», — сказал г-н Шмаров. По его словам, после успешного завершения уже начавшегося процесса приемки специалистами ВВС России спецборт перелетит к месту базирования на аэродром Чкаловский (Московская область).

Ранее сообщалось, что первый аналогичный самолет был передан Минобороны РФ в конце

прошлого года и сейчас также базируется на Чкаловском. «На первом самолете сначала

предполагалась установка пленочных фотоаппаратов, но было принято решение об установке

цифровых фотоаппаратов. Проведена доработка и сейчас и на первом и на втором самолете стоят цифровые фотоаппараты», — отметил Сергей Шмаров.

Самолет Ту-214ОН предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках Договора по Открытому небу. На самолете установлено цифровое фото- и видеооборудование для ведения съемки, в салоне самолета размещены рабочие места операторов. Ожидается, что самолеты Ту-214ОН заменят Ту-154 и Ан-30, которые сейчас выполняют инспекционные полеты. Договор «Открытое небо» был принят в 1992 году и ратифицирован всеми его участниками (более 30) в 1995 году. Основной задачей соглашения является содействие наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и расширение возможностей по предотвращению кризисов и урегулированию кризисных ситуаций в рамках ОБСЕ. Ранее сообщалось, что ежегодно на территории Российской Федерации выполняется до 60 сопровождений иностранных инспекционных групп и миссий. А на территориях иностранных государств — до 15 инспекций и до 41 наблюдательных полетов по Договору по открытому небу.

Наблюдательные полеты по ДОН над территорией РФ выполняются на самолетах наблюдения ОС-135В, С-130, SAAB-340В, CN-235, Ан-30, Ан-26. А над территориями государств-участников — на самолетах Ан-30Б и Ту-154М Лк-1.

 

Новая жизнь евростратега // Казанский авиазавод начал модернизацию сверхзвуковых дальних бомбардировщиков Ту-22М3

Ленты.ру, 04.07.2014

Фотокорреспондент «Ленты.ру» Павел Бедняков побывал на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО), где проводится модернизация сверхзвуковых дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Усовершенствованный вариант получил обозначение Ту-22М3М, в настоящее время первый самолет этого типа проходит испытания на авиабазе Дальней авиации Дягилево, в Рязанской области.

В ближайшие несколько лет ВВС должны получить не менее 30 самолетов новой версии. По сравнению с базовой машиной обновленный самолет получит более совершенное радиоэлектронное оборудование, включая систему управления огнем, обеспечивающую применение высокоточных боеприпасов с лазерным, инфракрасным и телевизионным наведением, новую авионику и вооружение. Главным оружием Ту-22М3М станет крылатая ракета Х-32 со скоростью более 4000 километров в час и дальностью полета до 1000 километров.
Возможности Ту-22М3М позволят эффективно использовать этот самолет для поражения целей на всей территории Евразии и в прилегающих морях. Одной из главных задач самолетов этого типа является борьба с крупными надводными кораблями противника, в том числе авианосцами. Проводимая модернизация должна повысить способности Ту-22М прорывать системы ПВО типа «Иджис». Одновременно машина получит большие возможности по поражению наземных целей, в том числе точечных и подвижных. Это позволит использовать Ту-22М3М, в частности для высокоточного поражения баз террористов на большом удалении от границ России.
Модернизация всего парка Ту-22М3 должна завершиться в начале 2020-х годов.

Новости международного авиастроения

Военные США запретили полеты истребителей F-35

[image]РИА "Новости", 04.07.2014

Военное командование США вновь приостановило полеты всех истребителей-бомбардировщиков F-35, несколько инцидентов с участием которых произошло на прошлой неделе, передает в пятницу агентство Рейтер.
Пентагон ранее приостановил полеты F-35 из-за происшествий с двумя самолетами: один (F-35A) загорелся при взлете на авиабазе в штате Флорида, в другом (F-35В) во время полета в штате Аризона была обнаружена утечка топлива. Однако через день полеты истребителей F-35B были частично возобновлены.
В четверг появилась совместная директива командования ВВС, ВМС и руководителей программы по строительству F-35, запрещающая полеты всем истребителям этого типа.
Отмечается, что причины пожара на самолете пока не выяснены. Запрет будет действовать до окончания дополнительных проверок двигателя, сконструированного компанией Pratt & Whitney - подразделения корпорации United Technologies Corp.
Решение об участии самолетов F-35 в авиашоу в Великобритании будет принято на следующей неделе, говорится в заявлении.
Истребители F-35, способные избегать обнаружения радарами, - один из самых затратных проектов Пентагона. По оценкам военных, министерство потратит почти 392 миллиарда долларов на 2443 самолета, каждый из которых стоит около 160 миллионов долларов. Но стоимость самолета может возрасти из-за постоянно возникающих технических проблем и задержек, из-за которых проект уже отстает на семь лет от графика.

 

Бразильская армия подписала контракт с компанией AgustaWestland

Helihub, 03.07.2014

Компания AgustaWestland сообщает, что подписан контракт бразильской армией на реконструкцию 8  вертолетов LynxMk21A. Он оценивается в 160 миллионов долларов и включает в себя замену устаревших двигателей, навигационных систем, дисплеев и авионики. Кроме того, в контракт входит  полная техническая поддержка и обучение персонала.

Процедуры ремонта и восстановления начнутся в середине 2015 года на заводе компании AgustaWestland в Великобритании. Первый отремонтированный вертолет планируется вернуть на базу осенью 2017 года. Последняя партия восстановленной техники будет доставлена к 2019 году.

Этот контракт значительно улучшит авиационные способности, оперативное реагирование и поднимет эффективность выполняемых операций.

Новое поколение двигателей CTS800-4N, которые используются королевской армией Великобритании обеспечат вертолетам улучшенную маневренность в тяжелых условиях. Кроме того, они позволят расширить территорию проводимых операций. Новая остекленная кабина пилотов будет оснащена усовершенствованной авионикой, спутниковой навигационной системой, системой приземления по приборам и т.д.

 

ГП АНТОНОВ

Украинские летчики-испытатели просят защитить генконструктора ГП «Антонов» Дмитрия Киву

Aviation EXplorer, 03.07.2014

Группа проставленных украинских летчиков-испытателей направила открытое письмо главе государства Петру Порошенко с просьбой сохранить возможность развития авиапрома Украины и восстановить в должности уволенного правительством президента - генерального конструктора ведущего предприятия отрасли ГП «Антонов» (Киев) Дмитрия Киву. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина».

«Больно видеть, насколько безразлично руководство государства относится к коллективу

флагмана отечественного самолетостроения – ГП «Антонов». Почему в очередной раз чьи-то личные интересы оказываются сильнее опыта, профессионализма, и порядочности? Почему без суда и следствия от должности отстраняют настоящего Героя Украины Дмитрия Киву? », - отмечается в распространенном пресс-службой ГП открытом письме.

Как подчеркивают летчики-испытатели, «для Украины в целом работа ГП «Антонов» означает обеспечение тысяч рабочих мест на 34 предприятиях-партнерах, миллионные поступления в бюджет, имидж страны, владеющей высокими технологиями, надежного партнера в авиационной отрасли, интегратора усилий ряда стран в осуществлении общих авиационных проектов, воспитание творческой, технически грамотной молодежи».

Открытое письмо президенту подписали Герои Украины, летчики-испытатели Леонид Каденюк, Александр Галуненко, Сергей Трошин, а также Герои СССР, заслуженные летчики- испытатели СССР и Украины Юрий Курлин и Валерий Мигунов.

Распоряжением КМУ N 340 от 9 апреля Дмитрий Кива был освобожден от должности главы правления госконцерна (ГАК) «Антонов». Причины увольнения в документе отсутствуют. По данным предприятия, кабинет министров по представлению Министерства промышленной политики бывшего правительства также уже одобрил разрыв контракта с Д. Кивой как генеральным конструктором ГП «Антонов». В отрасли данное решение правительства связывают с непубличной договоренностью высокопоставленных чиновников бывшего руководства Украины в лице экс-секретаря СНБОУ Андрея Клюева с РФ по разделу имущества авиатранспортного подразделения ГП «Антонов», одного из ведущих мировых операторов тяжелого транспортного

Ан-124-100 «Руслан» грузоподъемность. 150 тонн. Вместе с российской» Волга-Днепр» украинский оператор Ан-124-100 «Руслан» обеспечивает реализацию программы НАТО SALIS (Strategic Airlift Interim Solution) по предоставлению транспортных возможностей в интересах Альянса и ЕС. В апреле авиастроители провели массовый митинг протеста на предприятии, в мае под Домом правительства прошла многотысячная предупредительная акция авиастроителей, в июне - многотысячный пикет сотрудников ГП «Антонов» в защиту Дмитрия Кивы у администрации президента.

 

Технологии

"РТ-Химкомпозит" может принять участие в российско-китайском проекте создания широкофюзеляжного самолета

[image]АвиаПорт.Ru, 04.07.2014

Холдинг "РТ-Химкомпозит" (входит в Госкорпорацию "Ростех") может принять участие в российско-китайском проекте создания широкофюзеляжного самолета, говорится в сообщении пресс-службы холдинга.
Менеджмент компании уверен, что опыт, полученный предприятиями холдинга в ходе работы над созданием агрегатов для самолета МС-21 можно использовать также при реализации других высокотехнологичных проектов: "Научный и практический опыт дает возможность полноценного участия в части разработки и выпуска агрегатов из полимерных композиционных материалов для силовых конструкций фюзеляжа, крыла и хвостового оперения", - отмечается в сообщении холдинга.
К настоящему времени руководство предприятия привело ряд переговоров с китайскими партнерами в рамках российско-китайской выставки ЭКСПО в Харбине. Результаты переговоров позволяют говорить о востребованности российских технологий на азиатских рынках, уверены в компании.

 

Первые лица

Рогозин обвинил НАТО в передаче Украине советского вооружения

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, внесенный в санкционные списки США и Евросоюза, написал в своем «твиттере», что НАТО решило передать Украине вооружение и военную технику советского производства из стран Восточной Европы. 

По словам Рогозина, необходимость передачи вооружения возникла «в связи с неисправностью большей части вооружений и военной техники Украины». В свою очередь США компенсируют эти «потери» партнерам по НАТО из Восточной Европы своими поставками, пишет зампред правительства. «Кстати, для НАТО это привычное дело — тушить пламя гражданских войн авиационным керосином», — резюмировал Рогозин.

В конце июня главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав заявил, что пророссийские «ополченцы», скорее всего, используют поставляемое Москвой зенитное оружие, чтобы сбивать самолеты украинских вооруженных сил на востоке страны.

Под Луганском 14 июня был сбит военно-транспортный самолет Ил-76, погибли все 49 человек, находившихся на борту. 24 июня в районе Славянска сбили вертолет Ми-8, погибли девять человек. 

 

 

Официальная хроника

Ю. Терещенко: полномочия ГК «Укроборонпром» могут быть расширены до уровня агентства

Defense Express, 03.07.2014

Фактически ни одно из министерств – ни Минпромполитки, ни Минэкономики, ни Минобороны – не работает над формированием  государственной оборонно-промышленной и военно-технической политики, политики ВТС, подготовкой и выполнением госпрограмм развития ОПК.  ГК «Укроборонопром» также не может взять на себя эти функции в полной мере, поскольку по закону за эти вопросы отвечают министерства или агентства. Об этом заявил руководитель ГК «Укроборонпром» Юрий Терещенко в интервью «Defense Express».
Он предлагает оптимизировать организационную структуру оборонной отрасли. «Управляющей структурой может стать «Укроборонпром» при расширении полномочий до Агентства, а также Минпромполитики или Минэкономики. Во втором случае необходимо обеспечить качественный кадровый состав, понимающий глубину и сложность проблем ОПК», – отметил Ю.Терещенко.
По его словам, именно министры должны нести политическую ответственность за выполнение задач военно-технической политики и отдельных общенациональных проектов.
Руководитель Концерна считает нужным завершить процесс создания вертикально-интегрированных структур по направлениям и возможным на треть уменьшить количество предприятий, сохранив за счет повышения эффективности производства и технологической модернизации объемы реализации текущих и перспективных задач.
«Нужно определить места для предприятий Национального космического агентства, того же ГП «Антонов». Необходимо пересматривать состав участников Концерна в сторону уменьшения, избавляться от балласта. Такие предложения уже подготовлены на рассмотрение правительства».
По мнению Терещенко, при ограниченных ресурсах эффективной является  идеология «очагового» технического перевооружения, например, отработка таких подходов начата на ряде бронетанковых предприятий Укроборонпрома.
«Ближайшим приоритетом вижу создание универсальных автоматизированных производственных линий. Они будут «заточены» на производство продукции и комплектующих с высокими параметрами качества и точности. Это позволит решать перспективные задачи прорывных оборонно-промышленных кластеров. Высокотехнологичные центры будут формировать культуру работы с цифровой документацией при производстве вооружений по мировым стандартам».

Аналитика

"Грачи" прилетели // Москва спешит на выручку Багдаду

Независимое военное вооружение, 04.07.2014

Америка оказалась ненадежным партнером. Первым об этом, если верить польскому изданию Wprost, высказался год назад в частной беседе глава МИД Польши Радослав Сикорский. Издание обнародовало фрагмент прослушки разговора Сикорского, где он якобы заявляет своему визави о том, что союз Польши и США «ничего не стоит, является ошибкой», и «вреден», поскольку создает «фальшивое чувство безопасности». Фрагмент этой беседы 22 июня перепечатала «Украинская правда» со ссылкой на Wprost.

Факты последнего времени подтверждают мнение о США, приписываемое Сикорскому. Сначала разразился скандал с прослушкой агентами АНБ лидеров государств – союзников США по НАТО. Теперь – неуклюжие попытки Вашингтона обвинить Багдад в том, что он якобы не дождался американской помощи в борьбе с боевиками из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), которые захватили ряд крупных городов Ирака и объявили о создании на захваченных территориях халифата. Руководство Ирака обратилось к Вашингтону за помощью в борьбе с террористами. Но США, похоже, не торопятся защищать «завоевания демократии», принесенные сюда на штыках американских солдат.

Контракт на приобретение 18 истребителей F-16 Night Falcon («Ночной сокол») Ирак заключил с США в сентябре 2011 года и должен был получить 18 многоцелевых истребителей F-16C/D Block 52, а также вспомогательное оборудование и средства логистической поддержки. Однако в самый ответственный момент американцы ретировались из Ирака. Или не захотели, чтобы их самолеты наносили удары по позициям террористов – тех же самых, которые в Сирии воюют против правительства Башара Асада и для которых администрация США запросила у конгресса 500 млн долл. на оказание военно-технической помощи.

На брифинге представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби признал, что американский подрядчик (корпорация Lockheed Martin) отозвала 25 своих специалистов, занимавшихся в Ираке подготовкой к прибытию истребителей F-16 на авиабазу рядом с городом Балад. «Подготовка к приему была свернута из-за неопределенности и насилия в регионе. Этих подрядчиков пришлось вывезти с авиабазы», – сказал контр-адмирал.

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики уже пожалел, что связался с США. В интервью Би-би-си Нури аль-Малики заявил, что Багдад был «введен в заблуждение, когда подписывал контракт» с США на поставку F-16. «Нам следовало бы обратиться к Великобритании, Франции или России для усиления поддержки вооруженных сил с воздуха. Если бы она была, то возможно было бы предотвратить то, что уже произошло», – сказал иракский премьер. Он отметил, что было принято решение «приобрести подержанные истребители из России и Белоруссии», которые, по его словам, «должны быть поставлены в Ирак в течение двух дней».

Москва оперативно откликнулась на просьбу Багдада. 28 июня 2014 года в Ирак самолетами Ан-124-100 «Руслан» 224-го летного отряда Министерства обороны РФ были доставлены первые пять штурмовиков Су-25. Этот самолет (изделие Т-8, по кодификации НАТО Frogfoot, в Советской армии более известный как «Грач») – бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также для уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.

Министерство обороны Ирака сообщило, что на военные аэродромы уже доставлены 10 истребителей Су-25. Немецкий еженедельник Spiegel утверждает: цена контракта составляет 365 млн евро. Помимо истребителей Россия направляет в Ирак боевые вертолеты Mи-35 и Mи-28, передала компания RT, ссылаясь на командующего иракскими ВВС Хамида аль-Малики.

Вместе с боевыми машинами в Ирак прилетели российские специалисты. Они будут обеспечивать техническую подготовку к полетам Су-25 и не будут принимать непосредственного участия в боевых действиях.

«Российских летчиков там нет, только техники, которые помогают иракцам готовить самолеты к полетам», – сообщили Интерфаксу в Минобороны РФ. Задача российских техников за три-четыре дня подготовить самолеты к боевым действиям.

Однако, как уже писала «НГ» в номере от 30.06.14, пока неясно, кто будет летать на российских машинах. В беседе с «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сказал, что «подготовленных летчиков, которые в состоянии летать на Су-25, в Ираке нет. Летчиков могут дать сирийцы или иранцы. Или придется брать пилотов на стороне, например на Украине».

Молниеносный российский авиабросок в Ирак застал Вашингтон врасплох. Об этом свидетельствует первая реакция Госдепартамента США. На брифинге представитель Госдепартамента США Джен Псаки заявила в свойственной ей манере: «Мы не против законных усилий Ирака получить военное оснащение, и мы не удивлены, что Ирак работает с разными странами».

Пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, контр-адмирал Джон Кирби опроверг заявление премьер-министра Ирака Нури аль-Малики о том, что США задерживают поставки истребителей F-16 в Ирак. «Замедления нет. Мы по-прежнему придерживаемся программы (поставок), и этот процесс продолжается, даже несмотря на нестабильность в Ираке», – сказал он на брифинге для журналистов.

Америка может и дальше обещать военно-техническую помощь Ираку в борьбе с исламистами. Однако американских «Ночных соколов» все еще нет, а российские «Грачи» уже прилетели. Чрезвычайный и полномочный посол России в Ираке Игорь Моргунов пояснил, что «переговоры о поставках военной техники начались в 2011 году, а контракты заключены были в 2013 году, и все выполняется в соответствии с графиком». Дипломат отметил, что данные контракты рассчитаны на пять-шесть лет. 

Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, Москва рассчитывает, что военно-техническое сотрудничество поможет укрепить обороноспособность и суверенитет страны, отметив, что у России «достаточно серьезное военно-техническое сотрудничество с Ираком».          

 

 

Ведущий блога - главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий

 

Пора уничтожить российскую гражданскую авиацию // На это направлены инициативы федеральной антимонопольной службы

ATO, 04.07.2014

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в интервью РБК высказал ряд тезисов, которые, будучи реализованы, приведут к уничтожению российской гражданской авиации в ее рыночном виде. Разумеется, сами авиаперевозки останутся — как некая коммунальная услуга, с соответствующим дефицитом и уровнем качества. В общем, в СССР мы все это уже проходили. Но поскольку Игорь Артемьев говорит, что эти идеи пользуются поддержкой на самом высоком политическом уровне, риски очередной победы над здравым смыслом весьма высоки. Пока на пути этих инициатив стоит пункт 5 ст. 64 Воздушного кодекса РФ, который сформулирован предельно четко и достоин Пора уничтожить российскую гражданскую авиациюцитирования в полном виде: "Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками". Точка. Однако поменять закон или даже кодекс — дело недолгое.

По словам Артемьева, ФАС предлагает сделать одинаковой цену на авиабилеты на равные расстояния. Более того, он говорит, что на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова достигнута договоренность о том, что служба составит сравнительные таблицы стоимости перелетов на одинаковое расстояние в один и тот же сезон в Европе и в России. То есть нет различия между внутренними и международными авиаперевозками. А тех, кто отклоняется от нормы, предполагается штрафовать. Пока не разорятся.

Вторая идея заключается в организации обязательных распродаж авиабилетов за несколько дней до рейса, поскольку они все равно остались непроданными.

Комментировать эти предложения крайне трудно. Для любого человека, хотя бы поверхностно знакомого с экономикой воздушных перевозок, абсурдность идей абсолютно очевидна. Спорить с ними — все равно что опровергать тезис "дважды два равно пяти". И уж тем более изумительно, что исходят эти предложения от антимонопольной службы, которая, казалось бы, призвана сохранять конкуренцию там, где она действительно есть — между авиакомпаниями, и развивать конкуренцию там, где ее реально не хватает — среди поставщиков услуг, из-за чего, в частности, и получаются высокие издержки. Все эти проблемы десятки раз перечислены в материалах Ассоциации экспуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), и я сейчас не буду их перечислять. Но бороться с монополиями, вероятно, не так интересно, как бороться с рынком. А он пока существует.

Внутренние авиаперевозки в России полностью либерализованы, то есть нет и не может быть никаких запретов, не позволяющих одному авиаперевозчику выйти на маршрут, где уже действует другой авиаперевозчик. На тех немногих направлениях, где летает только одна авиакомпания, это происходит потому, что конкурентам при нынешнем уровне цен выходить на маршрут невыгодно. Если поднять цены — тут же появятся и конкуренты.

На международных линиях ситуация немного другая. Большинство маршрутов регулируются двусторонними межправительственными соглашениями о воздушном сообщение, которые ограничивают количество назначенных перевозчиков с каждой стороны. Но и тут постепенно идет процесс либерализации, и на многих направлениях появляется хотя бы по второму назначенному авиаперевозчику с каждой стороны.

Тезис, который необходимо высказать, звучит по нынешним временам довольно крамольно. Проблема не с российскими авиакомпаниями, проблема с российской экономикой. Дороговизна — понятие относительное. Ведь можно сказать, что не билеты у нас дорогие, а доходы населения низкие. Но это как-то неприятно признавать, гораздо проще обвинить авиакомпании в мифических сверхприбылях, не обращая внимания на их близкую к нулевой рентабельность. Важно отметить, что по своим операционным расходам ведущие российские авиаперевозчики работают на уровне европейских лоукостеров, у них CASK составляет около 6-8 центов (надеюсь, чиновники понимают, о чем речь). Дальше снижать некуда. И если авиакомпания в моменты высокого спроса много зарабатывает на каких-то рейсах, то на других рейсах и в другие периоды она много теряет.

Но чиновникам ФАС такая логика непонятна. Они говорят, что пассажиру безразлично, что происходит на других маршрутах. Пассажиру важен только тот рейс, которым он сейчас летит. Отчасти это верно. Мы все как пассажиры предпочли бы летать как можно дешевле, желательно вообще бесплатно. Но мы предпочли бы все-таки летать. Если авиакомпании разорятся, летать будет некому.

Авиаперевозка — очень сложный продукт, дорогой и скоропортящийся, поскольку в момент прекращения посадки на рейс стоимость всех непроданных в самолете кресел обнуляется. Мировая гражданская авиация, которая, на минуточку, перевезла в прошлом году свыше 3 млрд пасс., выработала свои, довольно сложные, методики продажи этого продукта. И хотя рентабельность отрасли все равно исчисляется единицами процентов, она живет и развивается. Не могут существовать в отдельно взятой стране особые законы физики, благодаря которым самолет поднимается в воздух, и точно так же не могут существовать особые законы экономики, благодаря которым живут авиакомпании. И если мы хотим улучшить ситуацию в российской гражданской авиации, лучше активнее осваивать мировой опыт, а не пытаться изобретать доморощенные чудодейственные рецепты.

Предложенное ФАС уничтожение рыночных отношений в гражданской авиации приведет к коренному преобразованию отрасли. При отсутствии конкуренции пропадет необходимость в авиакомпаниях в их нынешнем виде. Сохранится один государственный авиаперевозчик, дотируемый из бюджета — потому что у него исчезнет необходимость заботиться о собственной эффективности. Да, в общем-то, уже тошно повторять прописные истины. Вперед, к победе социалистического труда, товарищи.

 

Финансовые новости

Убытки самарского авиационного завода за первые 3 месяца нынешнего года превысили 32 миллиона рублей

ГТРК- Самара, 03.07.2014

Убытки самарского авиационного завода за первые 3 месяца нынешнего года превысили 32

миллиона рублей, при том, что по итогам 2013 года потери превысили 760 миллионов. Вместе с тем выручка составила около 80-ти миллионов рублей за первый квартал, вместо почти 900-т за аналогичный период прошлого года. Эти цифры приведены в официальном отчете,

опубликованном на сайте предприятия. Также там приводятся риски, которые угрожают заводу - это отказ авиакомпаний от ТУ 154 и невозможность повлиять на украинских партнеров по проекту «АН 140», с которым были связаны надежды на развитие предприятия.

 

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

[image]Елизавета Кузнецова

ICAO признала воздух Крыма русским

Полеты над полуостровом могут возобновиться

Коммерсантъ, 04.07.2014

В конфликте между Москвой и Киевом за контроль над воздушным пространством Крыма Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла сторону России, утверждают в Минтрансе РФ. Но это еще нужно внести в трехстороннее соглашение с Украиной. Сейчас авиакомпании облетают Крым стороной по требованию Евроконтроля, где считают эту зону небезопасной, так как ее контролируют несколько провайдеров, но Евроконтроль готов согласиться с решением ICAO.
Вчера стали известны итоги переговоров замминистра транспорта РФ Валерия Окулова и генсека Международной организации гражданской авиации (ICAO) Реймонда Бенджамина. Основным итогом встречи стало признание легитимности полетов над Крымом, рассказал "Ъ" представитель Минтранса. По мнению ICAO, аэронавигационное обслуживание над Крымом и его территориальными водами должна обеспечивать Россия. В ведении украинской стороны должны остаться нейтральные воды, но "с учетом технических договоренностей с Россией по аэронавигационному обслуживанию в районе Симферополя". В ICAO на запрос "Ъ" не ответили.
Решение о правомерности полетов представители ICAO должны внести "в качестве обязательной составляющей" в возможное совместное трехстороннее соглашение, отметили в Минтрансе. Этот вариант соглашения не потребует внесения изменений в европейский аэронавигационный план. В Госавиаслужбе и Министерстве инфраструктуры Украины на запросы "Ъ" не ответили. В европейской организации безопасности аэронавигации (Евроконтроль) заверили "Ъ", что сами не уполномочены признавать то или иное воздушное пространство, поскольку руководствуются в этом вопросе решениями ICAO.
Москва и Киев не могут договориться о принадлежности воздушного пространства Крыма, с тех пор как Украина потеряла контроль над полуостровом. В середине марта украинские авиавласти закрыли аэродромы Симферополя, Севастополя и нижнее воздушное пространство над Крымом до "особого распоряжения". С апреля управление воздушным движением в пространстве, ранее закрепленном за "Крымаэрорухом" (входит в "Украэрорух"), взяла на себя российская "Крымаэронавигация".
Но Евроконтроль запретил европейским авиакомпаниям летать во все аэропорты Крыма, в том числе транзитом над регионом. Туда помимо украинских, белорусских и российских компаний летали Turkish Airlines, AtlasJet, WizzAir. Сейчас в Крым выполняют полеты только 15 российских компаний. По данным Росавиации, которые цитирует ИТАР-ТАСС, в июне они перевезли в Крым и обратно 296 тыс. человек — почти в 3,7 раза больше, чем в июне 2013 года.
В Евроконтроле "Ъ" подтвердили, что его диспетчеры настоятельно рекомендуют перевозчикам избегать воздушного пространства Крыма, поскольку "полеты контролируют несколько провайдеров воздушного движения", что небезопасно. Но Евроконтроль не вводит санкции в отношении авиакомпаний, выбирающих этот маршрут, диспетчер сети Евроконтроля отклоняет план полетов авиакомпании.
По словам источника "Ъ", близкого к переговорам, Турция "готова признать принадлежность района полетной информации Симферополя к сфере ответственности России". В Росавиации, ФГУП "Госкорпорация по ОРвД", Turkish Airlines отказались от комментариев. Источник "Ъ" в авиаотрасли отметил, что поддержка Турции может объясняться ее интересом к российскому рынку, а также стремлением создать прецедент, чтобы усилить позиции в переговорах с ЕС по ситуации с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра (полеты туда осуществляются только из турецких аэропортов). В Минтрансе и МИД Турции на запросы "Ъ" не ответили.
Старший юрист-аналитик адвокатского бюро КИАП Лина Тальцева считает, что Украина снимет претензии в отношении аэронавигации после того, как ICAO официально представит свое решение. При осуществлении полетов в Крым санкции российским авиакомпаниям могут грозить только со стороны Росавиации, но только если это с ней не согласовано. Эксперт отметила, что в функции Евроконтроля не входит признание или непризнание отдельной территории за тем или иным государством: как только ведомство сочтет, что летать в Крым безопасно, то служба отменит рекомендацию, а зарубежные авиакомпании смогут возобновить полеты на полуостров.

Авиакомпания "Ютэйр" окончательно уходит с московской биржи

[image]ИТАР-ТАСС, 04.07.2014

Набсовет авиакомпании "ЮТэйр" инициирует делистинг акций компании на Московской бирже, сообщается в материалах компании.
"Поручить гендиректору ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" проработать вопросы, связанные с подачей заявления о делистинге обыкновенных именных акций авиакомпании", - говорится в решении набсовета.
План мероприятий по делистингу должен быть готов до 1 августа 2014 года.
16 мая акции "ЮТэйр" по инициативе компании были исключены из котировального списка А первого уровня Московской биржи и переведены в перечень внесписочных ценных бумаг.
На годовом общем собрании, прошедшем 30 июня, акционеры "ЮТэйр" одобрили допэмиссию акций авиакомпании в размере 600 млн штук с ценой размещения 23 руб. за акцию.
Таким образом, объем привлеченных "ЮТэйр" инвестиций в уставный капитал может составить 13,8 млрд руб. Допэмиссия акций осуществляется в пользу НПФ "Сургутнефтегаз", ЗАО "АК-Инвест" (100-процентное дочернее общество НПФ "Сургутнефтегаз") и "РЕ-Авиа" (структура частной группы компаний "Регион").
"ЮТэйр" входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок, в 2013 году перевезла 10,4 млн пассажиров и 171,5 тыс. тонн грузов.
Более 60% акций "ЮТэйр" принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз", остальные - дочерним структурам, топ-менеджменту перевозчика, а также другим миноритариям. Чистая прибыль "ЮТэйр" по итогам 2013 года составила 326,905 млн руб., сократившись на 11,62% в сравнении с результатом 2012 года, следует из отчетности перевозчика по РСБУ. Базовая прибыль на акцию - 0,57 руб.

 

Новости предприятий

Интеграция ОАО «Ил» и ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» в действии

Сайт компании ОАО «Ил», 03.07.2014

Продолжается работа по интеграции и ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» в рамках

формирования Объединенной авиастроительной корпорацией бизнес-единицы «Транспортная

авиация». Для этого было принято решение Совета директоров ОАО «ОАК» о передаче ОАО

«Ил» функции единоличного исполнительного органа ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева».

Сформирован новый Совет директоров ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева": Юдин Юрий

Михайлович - Генеральный директор ОАО «Ил», Морозов Дмитрий Владимирович - Заместитель генерального директора-финансовый директор ОАО «Ил», Шалеев Юрий Константинович - Директор по общим вопросам ОАО «Ил», Сергеев Сергей Алексеевич - Директор Дирекции программ транспортной авиации ОАО «ОАК» и Введенский Валерий Георгиевич – Заместитель директора Дирекции программ специальной авиации ОАО «ОАК».

Создана рабочая группа по координации взаимодействия по основным направлениям

операционной деятельности двух предприятий, определены полномочия каждого из них,

намечены первоочередные интеграционные меры, в числе которых согласование тематической специализации опытно-конструкторского бюро ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» при выполнении работ по тематике ОАО «Ил», создание необходимых для этого дополнительных автоматизированных рабочих мест для авиационных конструкторов, внедрение современных систем автоматизированного проектирования. Прорабатываются вопросы интеграции в таких сферах, как послепродажное обслуживание авиатехники, обеспечение проведения летных испытаний новых образцов, унификация коммерческой деятельности, деятельности в области экономики и финансов, бухгалтерского учета, безопасности, работы по связям с общественностью.

Важным направлением работы станет создание единого подразделения (Дирекции) по

комплексному развитию двух предприятий с целью интеграции перспективных инвестиционных проектов реконструкции и технического перевооружения ОАО «Ил» и ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева». Прорабатывается проект создания на базе производственных мощностей ОАО «Ил» и ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» единого современного производственного комплекса. В настоящее время ОАО «Ил» совместно с ОАО «ЭМЗ им. В. М. Мясищева» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолетов - самолетов специального назначения типа Ил-20, Ил-22, противолодочных самолетов Ил-38, военно-транспортных Ил-76МД/Ил-76МД-90А (проекты «Кузнецк"/"Кузнецк-2") и Ан-124. Идет развертывание работ по созданию легкого военно-транспортного самолета Ил-112 по заказу Министерства обороны России

 

МЧС и ВВС

Авиация Центрального военного округа тушит лесные пожары в Иркутской области

ИНТЕРФАКС-АВН, 04.07.2014

Самолеты и вертолеты Центрального военного округа (ЦВО) за последние пять дней более 60 раз вылетали на тушение лесных пожаров в Иркутской области, сообщил "Интерфаксу-АВН" в пятницу официальный представитель ЦВО полковник Ярослав Рощупкин.
"Более 1 тысячи тонн воды сбросила авиация Центрального военного округа при тушении природных пожаров на территории Иркутской области, где горит более 15,4 тыс. гектар леса", - сказал Я.Рощупкин.
Он уточнил, что за пять дней три вертолета , оснащенные водосливными устройствами ВСУ-5, произвели 42 вылета и 125 сливов воды. Транспортные самолеты Ил-76 совершили 20 вылетов, сбрасывая каждый раз по 42 тонны воды.
Я.Рощупкин отметил, что руководит действиями авиации региональный центр управления обороной РФ в Екатеринбурге, где проводится общий мониторинг лесопожарной обстановки на территории Поволжья, Урала, Сибири и Прибайкалья.

 

БПЛА

Неприхотливый «Чирок»

Красная звезда, 04.07.2014

Уникальный российский беспилотник не нуждается в наземной инфраструктуре

Николай Берсенев В ходе Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2013» впервые была продемонстрирована модель лёгкого многоцелевого самолёта-лаборатории «Чирок» – уникальной отечественной разработки, не имеющей аналогов в мире. Основная техническая особенность «Чирка» – шасси на воздушной подушке, впервые использованное при создании самолётов такого класса. Этому самолёту не нужен аэродром – достаточно 100-метровой более-менее ровной поверхности суши, снега или воды. Самолёт может выполнять боевые задачи вне зависимости от природно-климатических, погодных и иных неблагоприятных условий района базирования при одновременном снижении требований к аппаратному и программному обеспечению комплекса. «Современные авиационные робототехнические комплексы на платформах самолётного типа средней и большой грузоподъёмности, как правило, оснащаются колёсным или лыжным шасси, что приводит к необходимости базирования этих комплексов на подготовленных площадках с твёрдым покрытием (аэродромах), – отмечает Юрий Невзоров, генеральный директор ОАО «МНИРТИ». – Однако плотность аэродромов на территории Российской Федерации в 100–120 раз ниже, чем в странах Европы и в США: на значительной территории страны строительство и содержание аэродромов экономически неоправданно, а в зонах вечной мерзлоты и тундры зачастую и вовсе невозможно. Кроме того, в условиях ведения военных действий велика вероятность массового повреждения противником взлётно-посадочных полос аэродромов».

Колёсное или лыжное шасси летательного аппарата самолётного типа – это и жёсткие

ограничения на допускаемую скорость бокового ветра, и сложное аппаратное и программное

обеспечение комплекса. Летательный аппарат капризен в отношении воды или слякоти на полосе или её обледенения. Всё это ограничивает возможности выполнения боевой задачи в реальных условиях применения робототехнических комплексов на платформах самолётного типа с колёсным или лыжным шасси. Исходя из этого, специалисты института приняли решение оснастить свой БЛА шасси на воздушной подушке.

Благодаря уникальной технологии длина разбега «Чирка» не превышает 100 м, а в качестве

взлётно-посадочной полосы может быть использована любая сравнительно ровная площадка. БЛА «Чирок» одинаково легко может взлетать и садиться как на грунт, так и на воду, заболоченную местность или на рыхлый снег.

Воздушная подушка реализована с помощью уникальной мембраны, масса которой составляет 16 кг при толщине около 2 мм. С помощью специального центробежного вентилятора эта мембрана раздуватся и приобретает форму тора с давлением внутри до 100 кг на квадратный метр – именно так осуществляются взлёт и посадка. После отрыва от земли в процессе набора высоты вентилятор выключается, а мембрана как бы прилипает к днищу аппарата. Это обеспечивает беспилотнику высокие аэродинамические характеристики и позволяет развивать скорость до 350 км/ч.

Ещё одно выгодное отличие «Чирка» – способность совершать длительные перелёты без посадки и дозаправки. На крейсерской скорости 250 км/ч аппарат может двигаться в течение 10–12 часов. При этом БЛА способен нести на себе до 275 кг полезной нагрузки – различные оптико-электронные средства, а также целевую сбрасываемую нагрузку. Максимальная высота полёта – 6.000 м.

***

НАЗВАНИЕ: Лёгкий многоцелевой самолёт-амфибия с убирающимся шасси на воздушной

подушке внеаэродромного базирования «Чирок».

РАЗРАБОТЧИК: ОКБ «Пегас» совместно с государственным научным центром (ГНЦ). Лётно-исследовательский институт имени Громова.

Технические характеристики:

Длина разбега – не более 100 м

Максимальная высота полёта – 6.000 м

Крейсерская скорость – 250 км/ч (макс – 350 км/ч)

Длительность полёта – 10–12 часов

Полезная нагрузка – до 275 кг

Конструкционные особенности:

Основное шасси самолета – воздушная подушка с надувным баллонным ограждением и струйно-щелевым уплотнением. Совместно с учёными и специалистами «НИИ эластомерных материалов и изделий» и «НИИ полимерных химических волокон» впервые в России разработан уникальный двумерно растяжимый композиционный материал, из которого изготавливаются мембраны надувного, убираемого в полёте, ограждения ШВП.

***

По словам Алексея Смирнова, начальника отделения беспилотных летательных аппаратов

МНИРТИ, в ближайшее время институт приступит к созданию пилотируемой летающей

лаборатории, на которой будут отработаны алгоритмы взлёта и посадки, использования полезной нагрузки и другие. После этого будет создан первый экземпляр беспилотника. Заметный интерес к аппарату уже проявили МЧС и ряд других ведомств.

Наш проект рискует остаться только в задумке. Несмотря на то что поиск новых технических

решений в создании самолёта с шасси на воздушной подушке предусмотрен в одной из ФЦП, на данный момент работа ведётся в инициативном порядке.

Китай ведет разработку аэрокосмического гиперзвукового беспилотного бомбардировщика

Военные материалы, 03.07.2014

Китай ведет разработку аэрокосмического гиперзвукового беспилотного бомбардировщика. Стало известно, что перед китайскими ученными была поставлена задача по разработке проекта создания беспилотного аппарата способного выполнять задачи в атмосфере и в «ближайшем» космосе.

Перспективный самолет будет использоваться на высотах между 20 км до 100 км в так

называемой промежуточной зоне между атмосферой и космосом. Ракетоплан должен будет иметь скорость полета выше 5 чисел Маха (М).

Специалисты анализируя проектные характеристики, пришли к выводу что это будет беспилотный аппарат с «в» образным оперением. Максимальная дальность полета будет составлять около 8000 км, при этом потолок составит 70 км.

Максимальный взлетный вес составит 45000 кг, при этом самолет сможет поднимать в воздух

порядка 3000 кг полезной нагрузки , максимальная нагрузка топлива 20000 кг. В нижней части аппарата будет оборудована открывающаяся створка наподобие бомбоотсека. Данное решение позволит использовать самолет и в качестве космического бомбардировщика и для выведения на орбиту полезной нагрузки.

Основное предназначение нового аэрокосмического комплекса будет заключатся в нанесении

ударов по поверхности, контроль за спутниками потенциального противника, ведение разведки.

На данный момент китайская промышленность не в состоянии реализовать данный проект и

эксперты высказывают предположение, что стар программа получит не ранее 2025 года, с

конечной датой реализации не ранее 2050 года. Но сам факт начала проработки подобных

проектов показывает важность развития для вооруженных сил Китая систем вооружения

размешенных в «ближнем космосе».

 

 

Авиационные происшествия

В Хабаровске сгорел вертолет МЧС

РосБалт, 04.07.2014

Вертолет Ми-26 МЧС России сгорел на территории Большого военного аэродрома в Хабаровске.
Как сообщает "Российская газета" со ссылкой на дежурно-диспетчерскую службу краевого правительства, вертолет был исправен. Он базировался и обслуживался на военном аэродроме.
На место происшествия выехали следователи.
Напомним, 30 июня в Хабаровском крае потерпел аварию вертолет Ми-8, принадлежащий авиакомпании "Аэровир". Экипаж вертолета выполнял авиационные работы по поиску и тушению очагов лесных пожаров. На борту воздушного судна находились 15 человек, никто из них не пострадал.

 

Международные новости и  сотрудничество

Представители Внешэкономбанка посетили центр кастомизации самолета "Сухой суперджет 100" в Венеции

ИНТЕРФАКС-АВН, 04.07.2014

Председатель госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк, ВЭБ), председатель совета директоров ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Владимир Дмитриев посетил компанию SuperJet International (SJI) - совместное предприятие ОАО "Компания "Сухой" и Alenia Aermacchi, сообщает пресс-служба компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС).
Вместе с В.Дмитриевым штаб-квартиру компании в Венеции посетили президент ОАК Михаил Погосян и глава Alenia Aermacchi Джузеппе Джордо, говорится в сообщении ГСС, поступившем в "Интерфакс-АВН" в пятницу.
В нем отмечается, что ВЭБ и его дочерняя структура - Российское Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) играют ключевую роль в формировании интегрированной системы финансирования международных продаж самолетов Sukhoi Superjet 100. В составе синдиката международных банков при участии экспортных кредитных агентств ЭКСАР, SACE и COFACE Внешэкономбанк осуществлял финансирование сделки с первым западным заказчиком Sukhoi Superjet 100 - мексиканской авиакомпанией Interjet, поставки которой осуществляет SuperJet International.
"Для нас программа Sukhoi Superjet 100 является знаковой. Группа ВЭБ финансирует не только производство этого принципиально нового для российского авиапрома самолета, но и обеспечивает создание системы послепродажной поддержки в кооперации с нашими итальянскими и французскими партнерами, предоставляет финансирование покупателям этой машины как внутри страны, так и за рубежом, используя операционный и финансовый лизинг", - сказал первый зампредседателя ВЭБ Андрей Сапелин, слова которого приводятся в сообщении.
В ходе визита глава SJI Назарио Каучелья продемонстрировал гостям Учебный центр и Центр поставок самолетов Sukhoi Superjet 100, где готовятся к отправке в Interjet девятый, десятый и одиннадцатый самолеты SSJ100, предназначенные для авиакомпании. Назарио Каучелья также сообщил, что на сегодняшний день на базе Центров обучения SJI в Венеции и Жуковском уже прошли обучение 344 пилота, 167 бортпроводников и более 1300 технических специалистов.
"Сегодня продукт - это не просто самолет, это - интегрированное решение для наших заказчиков, включающее эффективную систему послепродажного обслуживания и поддержки экспортных продаж. Без поддержки ВЭБ и нашей совместной работы по созданию конкурентоспособной системы финансирования продаж успех программы был бы невозможен. Очень важно, что совместно с ВЭБ мы создаем эффективную систему, обеспечивающую конкурентоспособный экспорт российской гражданской авиатехники", - сказал М.Погосян, которого цитирует пресс-служба.

Чехия продаст США 14 боевых самолетов L-159

ОРУЖИЕ РОССИИ, 03.07.2014

Чешское правительство в среду, 2 июня 2014 года, одобрило продажу 14 легких многоцелевых штурмовиков местного производства L-159 американской фирме Draken International. Об этом сообщил РИА Новости официальный представитель министерства обороны республики Ян Пейшек.

«Стоимость контракта с американской фирмой составляет от 11 до 12,5 миллионов долларов в зависимости от состава радиолокационных компонентов, - сказал Я. Пейшек. - Причем

американская сторона, согласно договору, получает право на последующее приобретение еще

такого же числа наших самолетов, что увеличит общий размер сделки примерно до 26 миллионов долларов».

По словам представителя чешского военного ведомства, штурмовики L-159, производство

которых началось в 1999 году, первоначально предполагалось использовать для местных ВВС. Однако пришедшее в 2002 году к власти новое левоцентристское правительство в итоге отдало предпочтение варианту с арендой 14 истребителей JAS 39-Gripen у шведской компании Saab. В апреле 2014 года аренда этих боевых самолетов была продлена до 2027 года. Согласно контракту, чешская сторона ежегодно будет выплачивать шведской фирме 85 миллионов долларов. Неиспользуемые 36 самолетов L-159 долгие годы находились в ангарах завода-производителя Aero-Vodochody под Прагой. Теперь, помимо американцев, на часть из них претендует также Ирак, переговоры с которым пока продолжаются.

«Багдад нуждается в наших самолетах на период, пока не перейдет на американские F-16, - сказал сегодня после заседания правительства министр обороны Чехии Мартин Стропницкий. - Я буду просто счастлив, если нам, наконец, удастся продать ненужную авиатехнику».

Американская компания Draken International известна тем, что оказывает услуги по аренде боевых самолетов для различных военных подразделений США. Например, в прошлом году она закупила в Польше 25 истребителей МиГ-21.

«Штурмовики L-159, как и другие машины из авиапарка фирмы, - сообщил РИА Новости

представитель чешского военного ведомства Ян Пейшек, - будут использоваться Пентагоном при проведении учений с условным противником, а также школами летчиков-испытателей».

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь