Новости СоюзМаш России

03.07.2014

Информационный обзор прессы 03.07.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

3 июля 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Портал машиностроения, 2 июля 2014 г., В.Гутенев: В России должен сформироваться рынок интеллектуальной собственности

 

Официальный сайт партии Единая Россия, 2 июля 2014 г., Когогина выступила в Госдуме на Экспертном совете по автопрому

 

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе, 2 июля 2014 г., Гутенев: Принятие закона об общественном контроле - серьезный шаг в развитии демократического гражданского общества

 

Век, 2 июля 2014 г., Госдума выставила время на мороз \\ В Госдуме 1 июля во втором и третьем чтениях был принят законопроект о введении в России постоянного зимнего времени. За документ в окончательном чтении проголосовали 442 депутата и лишь один выступил против.

 

Ломоносовский холдинг, 2 июля 2014 г., Законопроект о подготовке на военных кафедрах вузов прошел первое чтение 

 

Федерация профсоюзов Приморского края, 2 июля 2014 г., Профсоюзы требуют оставить госконтроль за притоком мигрантов \\ Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении закон, который, по мнению ФНПР направлен против интересов российских трудящихся

 

Авиа­Порт.Ru, 3 июля 2014 г., Специалисты УМПО провели круглый стол, посвященный молодежной политике

 

КПРФ в Новосибирске, 3 июля 2014 г., Александр Абалаков принял участие в форуме «Инженеры будущего»

 

Zauralonline.ru, 3 июля 2014 г., Курганские машиностроители взяли под свое крыло вице-губернатора \\ Вице-губернатор Зауралья Алексей Татаренко стал членом Союза машиностроителей России. Удостоверение ему вручил председатель регионального отделения, директор Курганмашзавода Игорь Гиске.

 

Орел-Регион, 2 июля 2014 г., Накануне Дня города в Ливнах чествовали победителей конкурса «Лица года — 2014» \\ На «Лицах года—2014» впервые были отмечены молодожены, которые расписались именно в этот день, а также юные ливенцы, рожденные в День города.

 

Представительство Президента РФ в ПФО, 2 июля 2014 г., В Башкортостане проходит IV Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2014»

 

Смоленская газета, 2 июля 2014 г., Смоленщина ведёт правильную работу в экономике

 

ИТАР-ТАСС, 2 июля 2014 г., В Уфе стало развиваться новое для России направление создания малоразмерных дирижаблей \\ Разработчики считают, что их детище может найти широкое применение

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 2 июля 2014 г., "Инженеры будущего" окунулись в мир научных дебатов и деловых игр \\ У участников форума "Инженеры будущего 2014" началась образовательная программа.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 3 июля 2014 г., Саперы Чечни получили новейшие защитные костюмы из полиэтилена

 

РИА Новости, 3 июля 2014 г., Минобороны РФ отправит на орбиту три спутника связи

 

РИА Новости, 2 июля 2014 г., Власти России дали "оборонке" госгарантий на 42,6 млрд руб

 

 

 

 

 

3.     Автопром.

 

Правда ПФО, 3 июля 2014 г., ГАЗ готовится уволить 5 тысяч сотрудников \\ Такие меры будут приняты в случае дальнейшего падения продаж автомобилей

 

Коммерсант, 3 июля 2014 г., Автопром не приживается в России \\ Сборку машин может снова заменить импорт

 

4.     Авиастроение.

 

Expert.ru, 2 июля 2014 г., В шаге от четвертой промышленной революции \\ Российская промышленности будет сложно оставаться конкурентоспособной без внедрения систем цифрового проектирования продуктов и управления их жизненным циклом. Цифровые технологии позволяют существенно сократить сроки производства и снизить его себестоимость, что подтверждают успешные примеры из многих отраслей машиностроения. Российские компании готовы совершить рывок в этом направлении, но их тормозят экономическая неопределенность, отсутствие свободных средств и подготовленных кадров, способных работать в «цифре».

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Портал машиностроения, 2 июля 2014 г., В.Гутенев: В России должен сформироваться рынок интеллектуальной собственности

В Государственной Думе РФ состоялось совместное заседание Экспертного совета по развитию предприятий ОПК Думского Комитета по промышленности, Экспертного совета по вопросам интеллектуальной собственности при Комиссии по инвестициям, инновациям и модернизации Госкорпорации Ростех и Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности ЛСОП под председательством Первого зампреда Думского Комитета по промышленности, Первого вице-президента СоюзМаш России Владимир Гутенева.

В мероприятии приняли участие председатель Комитета по совершенствованию законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и высокотехнологичной промышленности Владимир Кудашкин, председатель Экспертного совета по вопросам интеллектуальной собственности Госкорпорации Ростех Алла Лалетина, заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Сергей Матвеев, заместитель директора Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России Сергей Лещенко, начальник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Роспатента Андрей Солонович, начальник отдела по интеллектуальной собственности Правового управления Госкорпорации Ростех Евгений Ливадный.

Открывая заседание, Владимир Гутенев отметил, что для развития отечественной инновационной экономики необходимо укрепить и совершенствовать институт интеллектуальной собственности: "В России должен сформироваться рынок интеллектуальной собственности, для этого важно создать среду, стимулирующую массовое техническое творчество и изобретательство на производствах, и условия, которые не только позволят увеличить количество подаваемых заявок на государственную регистрацию объектов промышленной собственности, но и максимально вовлечь их в экономический оборот. Важно помнить и о законодательном усилении ответственности за незаконное использование интеллектуальных прав".

Депутат напомнил, что после распада Советского Союза российская промышленность сталкивается с тем, что отечественная интеллектуальная собственность широко использовалась в других странах: "Происходит это из-за того, что значительная часть патентования осуществляется внутри страны и служит, в основном, для разграничения прав предприятий и государства, как владельцев результатов интеллектуальной деятельности, что не приводит к защите наших ноу-хау за рубежом. Уже возникают ситуации, когда крупные зарубежные компании патентуют разработанные нами изобретения".

Евгений Ливадный отметил, что нередко предприятия ОПК патентуют свои технические решения, только для того, чтобы разграничить права на РИД с государством, и почти всегда – только на территории России. В отсутствии зарубежного патентования происходит утечка технологий и утрата возможности признания исключительных прав в странах предполагаемого экспорта или производства конкурентов.

Отсутствие же правовой охраны российских РИД на территории иностранных государств имеет следствием не только утрату рынков продукции и возможности получения лицензионных платежей, но и риски предъявления встречных претензий о нарушении исключительных прав со стороны зарубежных правообладателей. Наиболее значительные усилия в этом направлении предпринимает Китай, который за последние годы стал не только ведущим производителем высокотехнологично продукции, но и одним из мировых лидеров патентования интеллектуальной собственности.

Представитель Роспатента, в свою очередь, отметил, что и на российской территории решению вопросов управления правами государства на результаты интеллектуальной деятельности государственными заказчиками уделяется крайне мало внимания. В рамках проверки 1135 государственных контрактов меры по обеспечению правовой охраны приняты в отношении всего лишь 2048 результатов, созданных по 719 госконтрактам. А введены в гражданско-правовой оборот на основе лицензионных договоров права только 11 результатов, то есть чуть более 0,5%.

Говоря об изменениях, направленных на развитие рынка интеллектуальной собственности, представитель Минобрнауки отметил, что произошли они на всех стадиях инновационного процесса. Корректировки коснулись механизмов финансирования НИОКР, выявления и учета РИД. Расширились и возможности использования научно-технических результатов. Теперь, кроме ФЦП, важнейшим источником финансирования НИОКР становится система фондов поддержки научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности. Все эти меры должны послужить толчком для развития творческой, изобретательской, инновационной активности, поскольку требует кратное увеличение как числа объектов ИС, так и вовлечения их в экономику, чтобы каждый объект вовлекался в оборот, а "не работал в корзину".

Участники заседания были единодушны во мнении, что среди основных проблем правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности - отсутствие у организаций ОПК и авторов РИД надлежащих стимулов и ресурсов для обеспечения их правовой охраны на территории иностранных государств, недостатки правового регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, и ноу-хау, отсутствие опыта зарубежного патентования и недостаточность средств у подавляющего большинства авторов и исполнителей НИОКР.

В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с управлением правами на результаты интеллектуальной деятельности было принято инициировать внесение изменений в действующее законодательство, в частности, Гражданский кодекс РФ.

 

Официальный сайт партии Единая Россия, 2 июля 2014 г., Когогина выступила в Госдуме на Экспертном совете по автопрому

Член Комитета Государственной Думы по промышленности, председатель Экспертного совета Альфия Когогина рассказала о факторах, оказывающих давление на авторынок

Внеочередное заседание Экспертного совета по автомобильной промышленности при комитете Государственной Думы по промышленности состоялось в среду, 2 июля, в Государственной Думе. На Совете обсуждалась негативная ситуация в автомобильной отрасли.

По итогам мая продажи всех автомобилей по сравнению с 2013 годом сократились на 12,5%, по результатам пяти месяцев – падение на 6%. Легковых автомобилей в мае продано на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а за пять месяцев текущего года падение составило 4,5%. Рынок грузовых автомобилей сжался на 17%. Хуже всего ситуация на рынке легкого коммерческого транспорта и автобусов, падение которого составило более 20% за январь-май. Очевиден негативный тренд на снижение, который начался в конце 2012 года.

Участниками рынка прогнозируется его падение в 2014 году в разных сегментах от 10% до 40% по отношению к 2013 году. И это при том, что в 2013 году уже произошло существенное снижение объемов  продаж.

Многие автопроизводители ожидают отрицательных финансовых результатов по итогам года.

Заседание открыла член Комитета Государственной Думы по промышленности, председатель Экспертного совета Альфия Когогина. В своем выступлении она отметила основные факторы, оказывающие давление на авторынок: общее отсутствие роста экономики и сохраняющаяся потребительская неуверенность, высокие ставки по автокредитованию и отсутствие комплексного подхода со стороны Правительства к решению проблем. Когогина охарактеризовала текущую ситуацию развития автомобильного рынка как пессимистичную.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев поддержал оценку Когогиной, отметив, что данная негативная тенденция характерна для всего машиностроения и промышленности.

В дискуссии выступили представители крупнейших отечественных автопроизводителей: АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Соллерс, Рено, Автотор, которые изложили свое видение ситуации и мер по ее нормализации, финансовых и нефинансовых инструментов поддержки и стимулирования рынка, потенциальных результатов как для отдельных компаний, так и для отрасли в целом.

В своем выступлении директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России Александр Морозов, который обобщил прозвучавшие предложения, рассказал о реализуемых мероприятиях и предложил комплекс мер, которые позволят переломить негативную тенденцию и достичь целевых показателей Стратегии автомобильной промышленности и Госпрограммы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Участники заседания поддержали выступление Морозова.

Вместе с тем, было высказано опасение в своевременности реализации мер поддержки. Основания для этого у автопроизводителей есть. По оценке Объединения автопроизводителей России, уровень реального выполнения министерствами и ведомствами поручений президента России Владимира Путина и премьер-министра России Дмитрия Медведева, данных ими на совещаниях по автопрому в 2012-2013 годах, не превышает 50%.Полная и своевременная реализация поручений по совокупности могли бы увеличить реализацию в 2014 году легковых автомобилей более чем на 100 тыс единиц, по грузовым – до 30-40 тыс, по автобусам – до 20 тыс единиц.

Участники заседания Экспертного совета приняли решение добиваться, в первую очередь, выполнения нереализованных пунктов поручений. 

 

Фракция "Единая Россия" в Государственной Думе, 2 июля 2014 г., Гутенев: Принятие закона об общественном контроле - серьезный шаг в развитии демократического гражданского общества

Такое мнение высказал сегодня, 2 июля, первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, комментируя принятие во втором чтении президентского законопроекта «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

«Принятие закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» станет серьезным шагом в развитии демократического гражданского общества, укреплении взаимодействия государства, общества и бизнеса в интересах успешного социально-экономического развития России», - заявил Гутенев.

Владимир Гутенев подчеркнул, что для машиностроительного сообщества - это давно ожидаемый документ. «Союз машиностроителей России еще 4 года назад обращался к руководству страны с инициативой о формировании независимого экспертного сообщества на базе институтов гражданского общества. Мы исходили из того, что без его участия в определении путей и механизмов модернизации, общественного контроля за ее проведением должной эффективности добиться нельзя. Наши предложения были поддержаны и успешно реализованы в рамках Общественной палаты РФ и общественных советов при федеральных органах исполнительной власти», - напомнил парламентарий.

Вместе с тем, по мнению депутата, это были первые шаги по формированию системы общественной экспертизы и контроля. Данный же законопроект упорядочивает эту систему, вводит новое понятие - «общественные интересы», определяет субъекты и объекты общественного контроля, закрепляет его действующие формы и дополняет их новыми.

Владимир Гутенев особо подчеркнул, что в законопроекте определены права и обязанности субъектов и объектов общественного контроля, порядок их взаимодействии и предусмотрена ответственность должностных лиц в случае нарушения законодательства об общественном контроле.

 

Век, 2 июля 2014 г., Госдума выставила время на мороз \\ В Госдуме 1 июля во втором и третьем чтениях был принят законопроект о введении в России постоянного зимнего времени. За документ в окончательном чтении проголосовали 442 депутата и лишь один выступил против.

Как заявил на заседании автор законопроекта Сергей Калашников, возглавляющий думский комитет по охране здоровья, в подготовленном документе максимально учтено мнение субъектов РФ. Парламентарий был убежден: работу над текстом законопроекта необходимо завершить именно в весеннюю сессию. Свою точку зрения он аргументировал тем, что люди не готовы прожить еще одну зиму в тех условиях, в которых они жили последние три года.

Согласно документу, стрелки часов в России будут переведены на час назад в ночь на 26 октября 2014 года. После этого московское время станет соответствовать третьему часовому поясу в национальной шкале времени UTC (SU) +3. При этом сезонных переводов часов по-прежнему не будет. Московское время послужит исходным при исчислении местного времени в часовых зонах.

Кроме того, законом предусмотрена смена количества часовых зон на территории России. На данный момент в стране таких зон девять, однако новый законопроект предлагает увеличить их число до одиннадцати. Изменение количества зон связано с тем, что ряд регионов отказался от перевода стрелок. В их числе, в частности, Камчатка. О том, что постоянное зимнее время не будет действовать в регионе, было решено после встречи депутатов Госдумы Сергея Калашникова и Вадима Деньгина с представителями исполнительной и законодательной властей Камчатского края, а также жителями региона.

Негативно к переводу стрелок отнесся и Крым. После перехода на московское время жители полуострова начали жаловаться на то, что дети теперь не высыпаются, пенсионеры - сетовать на плохое самочувствие, а сельхозработники констатируют, что резко сократился удой молока. Впрочем, несмотря на все проблемы, связанные с переводом стрелок, власти Крыма поддержали сохранение на территории полуострова действие часового пояса UTC +4 без перевода часов между летним и зимним временем.

Между тем, как сообщил источник в аппарате правительства, в российском кабмине еще весной было принято принципиальное решение не переводить стрелки на постоянное зимнее время и максимально затягивать процесс подготовки думского законопроекта, однако в последнее время правительство "перестало сопротивляться".

По словам авторов документа, переход на зимнее время максимально приблизит все российские регионы к их астрономическому времени. Если закон одобрит Совфед и подпишет президент, изменения вступят в силу 26 октября этого года в два часа ночи.

Как известно, Федеральный закон «Об исчислении времени» был подписан Дмитрием Медведевым в 2011 году, когда он занимал пост президента РФ. Закон, отменивший перевод стрелок весной и осенью, установил в России режим «вечного лета». Стоит отметить, что данная инициатива была раскритикована значительной частью населения страны.

Так, депутат Госдумы, «единоросс» Владимир Гутенев в качестве аргумента против действующего «вечного лета» привел "снижение любвеобильности российских мужчин", отметив, что это очень беспокоит андрологов и ужасно раздражает «прекраснейшую половину нашей страны».

Ожидалось, что возврат зимнего времени произойдет 28 октября 2012 года, но в последний момент рассмотрение соответствующего законопроекта было отложено.

Как свидетельствуют результаты социологических опросов, среди россиян число сторонников и противников "вечной зимы", а также тех, кому она абсолютно безразлична, разделилось практически поровну (30%, 30% и 33% соответственно). Между тем, эксперты констатируют резкое снижение числа тех, кто пару лет назад с воодушевлением отнесся к установлению "вечного лета". Если на момент подписания Медведевым закона, установившего "вечное лето", их было 73%, то уже в прошлом году доля таковых уменьшилась до 32%.

 

Ломоносовский холдинг, 2 июля 2014 г., Законопроект о подготовке на военных кафедрах вузов прошел первое чтение 

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о реформировании системы военного образования в гражданских вузах. Теперь студенты будут заключать договор с министерством обороны РФ об обучении по программам военной подготовки не только офицеров, но и сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военной кафедре своего вуза.

В программе обучения предусматривается не только теоретическая часть, но и учебные сборы и стажировки. По окончанию обучения на военной кафедре при вузе выпускникам при зачислении в запас военный комиссар присваивает воинское звание рядового (матроса) или сержанта (старшины).

"Новый закон после его принятия позволит стимулировать добровольную подготовку граждан к военной службе и позитивно скажется как на качестве военных специалистов, так и формировании мобилизационного ресурса", — прокомментировал первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент СоюзМаша России Владимир Гутенев.

 

Федерация профсоюзов Приморского края, 2 июля 2014 г., Профсоюзы требуют оставить госконтроль за притоком мигрантов \\ Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении закон, который, по мнению ФНПР направлен против интересов российских трудящихся

Федерация независимых профсоюзов России выступила с заявлением, в котором призвала депутатов Госдумы проголосовать сегодня против законопроекта, отменяющего квотирование иностранных трудовых мигрантов. Депутаты Яровой, Хинштейн, Вахаев, Валеев, Гутенев и Скоч предлагают ввести в России систему покупки патентов. «Таким образом», -говорится в заявлении, - «государственное регулирование притока мигрантов будет по факту ликвидировано. Законопроект не предусматривает никакой возможности повлиять на процесс привлечения иностранной рабочей силы и со стороны представителей российских работников – профсоюзов».

Сегодня правительство России ежегодно определяет квоты на привлечение работодателями иностранных трудовых мигрантов. Размер этих квот регулируется как заявками работодателей, так и оценкой государственных органов, профсоюзов. Эта система, несмотря на все вопросы к ней, надежно защищала российский рынок труда. Более того, по оценкам экспертов система контроля мигрантов в России одна из лучших в мире и превосходит подобные системы стран Европы. Теперь вместо квот предлагается продавать иностранцам патенты.

По оценкам профсоюзов миллионы россиян лишатся работы или будут конкурировать с иностранцами.

 

Авиа­Порт.Ru, 3 июля 2014 г., Специалисты УМПО провели круглый стол, посвященный молодежной политике

Совет молодых специалистов ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО, дочернее предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в Госкорпорацию Ростех) в рамках работы четвертого международного форума "Инженеры будущего 2014" провел круглый стол "Молодежная политика промышленного предприятия".

Круглый стол стал одним из мероприятий деловой программы форума, организованного Союзом машиностроителей России, Правительством Республики Башкортостан и УМПО. По словам председателя Совета молодых специалистов УМПО Дмитрия Храпутского, его главная задача - попытаться привести существующие наработки разных промышленных предприятий в области молодежной политики в систему, поскольку точечная поддержка не является сегодня мощным стимулом для привлечения и закрепления молодежи на заводах.

"Мы хотим развивать потенциал молодых работников, не задаваясь вопросом, что должно сделать предприятие для нас. Правильнее сместить акценты: что необходимо сделать, чтобы заинтересовать предприятие в таком сотруднике, - отметил в своем выступлении член совета молодых специалистов УМПО Константин Пензин. - Именно следуя этой логике, мы создали несколько проектов, которые ставят своей целью подготовку кадров, соответствующих стратегическим целям нашего объединения".

Среди предложенных идей: ранняя подготовка будущих кадров по системе "школа - ссуз - вуз - предприятие", адаптация молодых специалистов на производстве, вовлечение молодежи в проектную деятельность и научную работу по перспективным направлениям (например, на УМПО - это создание перспективного двигателя для ПАК ФА, разработка и изготовление компонентов гражданского двигателя ПД-14, освоение компонентов вертолетного двигателя ВК-2500), а также поддержка молодых семей.

Начальник отдела по работе с молодежью Василий Горбунов рассказал о программах поддержки молодых специалистов, которые сегодня действуют на ОАО "УМПО". После этого состоялось обсуждение обозначенных проблем. Всех участников круглого стола в равной мере интересовали возможности профессиональной адаптации, заработной платы, получения жилья и карьерный рост. По итогам состоявшейся дискуссии принято решение продолжить обмен мнениями в виртуальном пространстве, создав группу в социальной сети. Кроме того, организаторы круглого стола разработали резолюцию, в которой предложили созвать отдельную конференцию, посвященную проблемам молодых кадров промышленных предприятий.

Круглый стол стал одним из мероприятий деловой программы, которая началась с первого дня работы форума "Инженеры будущего 2014", организованного Союзом машиностроителей России, Правительством Республики Башкортостан и УМПО. Также в рамках образовательной программы более 1000 участников обучаются на ряде факультетов, среди которых инженерно-технический, инженерно-конструкторский, факультет радиоэлектроники, IT и робототехники, системного инжиниринга и др. Работа образовательного сервиса началась 1 июля и продлится всю неделю.

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в России. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники.

ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" - дочерняя компания ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ", входящего в Госкорпорацию Ростех. В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия - комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.

Государственная корпорация "Ростехнологии" (Ростех) - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей, чистая прибыль - 40 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.

 

КПРФ в Новосибирске, 3 июля 2014 г., Александр Абалаков принял участие в форуме «Инженеры будущего»

В столице Башкортостана городе Уфа начал работу IV Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2014». Активное участие в работе форума принял депутат Госдумы Александр Абалаков.

Союз машиностроителей России видит свои цели в создании на базе отечественного машиностроительного комплекса конкурентоспособной и инновационной экономики России, объединении усилий российских машиностроителей в представлении и отстаивании интересов отечественного машиностроительного комплекса, а также формировании стратегии развития всей машиностроительной отрасли России.

Для участия в форуме в Башкортостан приехали инженеры и конструкторы 350 ведущих предприятий машиностроительной отрасли, студенты и аспиранты 70 технических вузов, руководители крупнейших компаний в сфере машиностроения, представители федерального и регионального правительства, депутаты Государственной думы РФ.

Молодых инженеров с началом работы форума поздравил депутат Госдумы Александр Абалаков. Зачитав приветственный адрес от председателя Госдумы Сергея Нарышкина, он подчеркнул, что депутаты уделяют большое внимание вопросам промышленности, инженерной деятельности и кадрового потенциала отрасли и выразил уверенность, что форум для участников станет очередной ступенью развития и будет способствовать карьерному росту.

– Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в очевидности следующего факта: за прошедшие несколько десятилетий престиж инженерного труда в России снизился, и только в последние годы положение начало несколько исправляться. Кризис в инженерной отрасли особенно сказался на состоянии тех отраслей, от которых напрямую зависит безопасность государства: космической, авиастроительной и многих других, – сказал депутат.
Спикеры также отметили, что неудачные запуски ракет-носителей разных моделей, технические и конструктивные недостатки многих образцов отечественной авиационной, автомобильной, сельскохозяйственной техники, изделий радиоэлектронной промышленности заставили руководство страны громко заговорить о необходимости срочно исправить положение как в организации подготовки грамотных и квалифицированных специалистов-инженеров, так и в обеспечении им достойных условия труда и быта.

Программа первого дня была насыщенной. В преддверии церемонии открытия форума в рамках деловой программы состоялся Круглый стол на тему «Роль модернизации промышленности в экономическом развитии государства», в работе которого принимал участие Александр Абалаков.

Александр Абалаков отметил, что без качественных сдвигов в деле подготовки инженеров невозможно успешное развитие России в условиях глобальной экономики.

– Изделия, производимые на отечественных предприятиях, должны быть на уровне лучших мировых образцов. Этой цели можно достичь только при таких  условиях, когда процесс подготовки инженерных кадров будет напрямую связан с потребностями производства. А сам труд инженера должен стать востребованным, почетным и популярным в обществе. Для этого крайне необходимо использовать исторический опыт подготовки отечественных инженерных кадров, – отметил депутат.

 

Zauralonline.ru, 3 июля 2014 г., Курганские машиностроители взяли под свое крыло вице-губернатора \\ Вице-губернатор Зауралья Алексей Татаренко стал членом Союза машиностроителей России. Удостоверение ему вручил председатель регионального отделения, директор Курганмашзавода Игорь Гиске.

Гиске при этом отметил, что в настоящее время прием в Союз ограничен. К этому делу подходят скрупулезно. «Я считаю, нам нашей численности уже достаточно», — пояснил промышленник, признавшись при этом, что вступление в Союз заместителя губернатора — директора профильного департамента Алексея Татаренко «очень приятно».

Напомним, что в начале июня этого года Алексей Татаренко возглавил региональный департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики. Ранее он занимался бизнесом, реализацией спецодежды и спецобуви для предприятий и организаций, находящихся не только на территории Курганской области, но и в регионах УрФО и Казахстана.

 

Орел-Регион, 2 июля 2014 г., Накануне Дня города в Ливнах чествовали победителей конкурса «Лица года — 2014» \\ На «Лицах года—2014» впервые были отмечены молодожены, которые расписались именно в этот день, а также юные ливенцы, рожденные в День города.

В молодежном центре «Лидер» не стихала музыка. В зале ни одного свободного места. В этот день здесь собрались те, кто внес большой вклад в развитие своего родного города. Среди них и ветераны труда, и начинающие специалисты, и спортсмены, и предприниматели….

Ливенцев поприветствовал председатель обл­совета Леонид Музалевский и затем вручил 26 жителям города награды областного уровня.

В этот день список почетных граждан г. Ливны пополнился еще двумя фамилиями.

Имя Ивана Лохматова известно за пределами нашей области: ветеран Великой Отечественной войны более 26 лет был редактором ливенской газеты «Знамя Ленина». Профессионал своего дела воспитал плеяду талантливых журналистов, которые впоследствии возглавили средства массовой информации местного и регионального уровня. Иван Федорович имеет многочисленные звания и награды, в том числе медаль «За трудовую доблесть», орден Трудового Красного Знамени. И в этом году удостоился звания почетного гражданина родного города.

Еще один почетный ливенец, Николай Ямбуренко, сегодня работает заместителем генерального директора — руководителем дивизиона «Промышленные насосы» (ОАО « Управляющая компания «Группа ГМС»).

Как отметило руководство города, сохранение в Ливнах стабильно работающей промышленности — только одна из его заслуг. Жизнь и трудовая деятельность Ямбуренко неразрывно связаны с Ливнами и предприятием «Ливгидромаш», на которое он пришел работать инженером, в итоге возглавив его. Кроме того, Ямбуренко принимает активное участие в общественной жизни города и области, является депутатом облсовета четырех созывов, председателем Орловского регионального отделения Союза машиностроителей России, одним из инициаторов возрождения футбольного и хоккейного клубов города. Николай Николаевич уже имеет ряд наград: золотой почетный знак «Общественное признание», орден Святого благоверного князя Даниила Московского, нагрудный знак «За заслуги перед профсоюзом машиностроителей», медаль «Трудовая доблесть».

Девять лет назад в Ливнах был учрежден почетный знак «За заслуги перед городом», которым награждаются ливенцы внесшие особый вклад в социально-экономическую, культурную, политическую жизнь города. За это время 66 горожан были удостоены этой награды. В 2014 году список пополнили еще пять ливенцев.

Еще более ста представителей разных профессий — победители различных профессиональных конкурсов и соревнований, обладатели грамот министерств и ведомств — были награждены в следующих номинациях конкурса «Лица года»: «За большой личный вклад в развитие отрасли», «Дружная семья», «Лидерство. Стабильность. Успех», «За особые достижения в сфере образования», «Профессиональный успех», «Мастер — золотые руки», «Служба во благо людям», «Наша надежда», «Партнерство и благотворительность».

Кроме того, на «Лицах года—2014» впервые были отмечены молодожены, которые расписались именно в этот день, а также юные ливенцы, рожденные в День города.

Всего в этом году в ходе церемонии «Лица года—2014» были отмечены более 150 жителей Ливен.

 

Представительство Президента РФ в ПФО, 2 июля 2014 г., В Башкортостане проходит IV Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2014»

С 28 июня по 9 июля 2014 года в Караидельском районе Башкирии проходит IV Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2014». Форум действует в форме летнего образовательного лагеря для молодых конструкторов и технологов. Его программа направлена на включение начинающих специалистов в процессы решения практических инженерно-управленческих задач. В работе форума принимают участие более 1200 человек из 50 регионов России.

30 июня на торжественном открытии форума главный федеральный инспектор по Республике Башкортостан Петр Капишников зачитал приветствие полномочного представителя Президента Российской Федерации в ПФО Михаила Бабича организаторам, участникам и гостям форума, в котором, в частности, говорится: «Отрадно, что в этом году местом проведения форума выбран Приволжский федеральный округ, в котором сосредоточена значительная научная и промышленная база страны. Проведение по инициативе Союза машиностроителей России данного форума, безусловно, повышает авторитет инженерной профессии, создает условия молодым инженерам, специалистам, ученым для самореализации и получения профессионального опыта у ведущих промышленных предприятий страны, которые активно внедряют в производство передовые технологии и методы работы, расширяют межрегиональные и международные экономические связи. Желаю всем участникам форума плодотворной работы и дружеского общения, а его организаторам – новых идей, интересных встреч и творческих успехов».

IV Международный молодежный промышленный форум – это не только выставка последнего слова инженерной мысли, но и своеобразный университет под открытым небом, где работают 7 факультетов: конструкторский, радиоэлектроники, IT-технологий, робототехники и другие.

Здесь, как и в любом конкурсе, будут выявляться победители. Ребята, которые смогут проявить себя наиболее ярко, смогут доказать, что они и есть инженеры будущего, получат возможность стать членами экспертных советов при комитете Государственной Думы по промышленности.

30 июня в рамках Форума подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Республикой Башкортостан и холдингом «Авиационное оборудование» Госкорпорации Ростех. Документ скрепили подписями глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов и генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк. Оно предусматривает взаимодействие сторон в области подготовки и повышения квалификации инженерных кадров, а также создания высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях холдинга.

 

Смоленская газета, 2 июля 2014 г., Смоленщина ведёт правильную работу в экономике

Участие в партийных школах, гостями которых становятся известные политики, журналисты и учёные, уже стало традиционным для смоленских единороссов. Экспертом очередной партшколы стал доктор экономических наук, академик РАН Абел Аганбегян. Встреча ученого с партийцами Смоленщины состоялась в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых.

Абел Гезевич – частый гость на Смоленщине, знающий о проблемах региона и о том, как они решаются, знакомый с руководителями крупнейших предприятий области. В этот раз известный экономист приехал в Смоленск по приглашению секретаря Регионального отделения «Единой России» Игоря Ляхова и президента Регионального фонда поддержки Партии «Единая Россия» Святослава Масютина.

Рассказав партийцам – участникам школы «Единой России» о ситуации в экономике России, о влиянии на жизнь страны мирового финансового кризиса, академик ответил на несколько вопросов собравшихся в зале.

Абел Аганбегян поделился с участниками партийной школы своим видением источников инвестиций в экономику региона и его районов, рассказал о наиболее успешных экономических проектах соседних регионов и о ситуации в Крыму. «Крым сейчас находится в ужасном состоянии, – подчеркнул ученый. – Нужно полностью восстанавливать промышленность полуострова, обеспечивать его энергетикой, водоснабжением, заново создавать транспортные связи с другими регионами страны».

После завершения партийной школы Абел Гезевич вместе президентом регионального фонда поддержки Партии Святославом Масютиным и руководителем фракции «Единая Россия» в областной Думе Николаем Дементьевым приняли участие в брифинге, ответив на вопросы смоленских журналистов.

Говоря о государственном долге региона, Абел Гезевич подчеркнул, что в Смоленской области его рост не так велик, как в других регионах страны. К тому же, по мнению академика, депутаты облдумы и администрация области ведут всю необходимую работу, которая направлена на замену коммерческих кредитов на бюджетные – с низкими процентными ставками. Николай Дементьев дополнил слова академика, рассказав представителям СМИ о том, что большая часть коммерческих кредитов уже заменена низкопроцентными займами.

Руководитель фракции "Единой России" в региональном заксобрании также рассказал об изменениях в инвестиционном климате Смоленщины. «Сейчас инвестиционные возможности области значительно улучшились, – подчеркнул Николай Дементьев. – И губернатор региона Алексей Островский, и председатель облдумы Игорь Ляхов, как и все депутаты регионального заксобрания, считают своей первостепенной задачей предоставлять инвестиционные площадки для строительства заводов и других предприятий. Результаты этой работы уже видны в целом ряде районов Смоленщины».

«Предприятия Сафоновского района работают над энергосберегающими технологиями, в том числе и в сотрудничестве с нашими белорусскими коллегами. Одна из наших последних разработок – электротрансмиссия – позволяет достичь сорокапроцентной экономии топлива, – добавил президент регионального фонда поддержки партии, заместитель генерального директора концерна «Русэлпром», председатель регионального отделения Союза машиностроителей России Святослав Масютин. – В настоящее время рассматривается Соглашение администрации Смоленской области с Республикой Беларусь по реализации энергосберегающих технологий концерна «Русэлпром».

 

ИТАР-ТАСС, 2 июля 2014 г., В Уфе стало развиваться новое для России направление создания малоразмерных дирижаблей \\ Разработчики считают, что их детище может найти широкое применение

В Уфе стало развиваться новое для России направление создания малоразмерных дирижаблей, которые могут использоваться для мониторинга в помещениях. Об этом корр. ИТАР-ТАСС рассказал на проходящем здесь четвертом Международном промышленном молодежном форуме "Инженеры будущего 2014" генеральный директор уфимской компании "Скиф" Максим Семенов.

"Основное преимущество дирижаблей по сравнению с летательными аппаратами тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты) заключается в их способности пребывать в воздушном пространстве длительное время. Однако внушительные размеры подобных гигантов препятствуют их использованию внутри закрытых помещений. Теперь это ограничение удалось обойти, - пояснил Семенов. - В мире появились новые материалы, позволяющие значительно уменьшить размеры оболочки дирижабля при сохранении им подъемной силы, и огромные монстры превращаются в смышленых и наблюдательных гномиков".

Разработчики считают, что малоразмерные дирижабли (примерно, 3 метра диаметр оболочки) могут найти широкое применение. В частности, для решения специальных задач: поиска конструктивных дефектов внутри зданий, составления их трехмерных моделей, непрерывного мониторинга работы автоматизированных линий в больших заводских цехах. По мнению Семенова, "это обойдется предприятиям дешевле по сравнению с использованием традиционных систем видеонаблюдения, а информативность записи станет более высокой".

В настоящее время создан действующий экземпляр подобного дирижабля. До конца этого года разработчики предполагают задействовать его при проведении мероприятий в выставочных комплексах, крытых стадионах, просторных производственных помещениях.

Вместе с тем, разработчики посетовали на "нехватку отечественных материалов" для изготовления оболочки дирижаблей, его двигателей, систем управления. "Ощущается острая необходимость в обеспечении импортозамещения материалов и элементной базы", - подчеркнул руководитель предприятия.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 2 июля 2014 г., "Инженеры будущего" окунулись в мир научных дебатов и деловых игр \\ У участников форума "Инженеры будущего 2014" началась образовательная программа.

 Каждый их день расписан буквально по минутам, мероприятия образовательной программы начинаются с самого утра и плавно переходят в обсуждение актуальных вопросов за круглыми столами в рамках вечерней деловой части форума. Напомним, обучение на форуме проводится в рамках семи профильных факультетов: инженерно-технологического, инженерно-конструкторского, радиоэлектроники, IT и робототехники, системного инжиниринга, инвестиционного менеджмента, управления производством.

 Интеллектуальная молодежная элита страны и сильнейшие производственники-практики машиностроительной отрасли, преподаватели крупнейших вузов, встречаясь на занятиях в рамках форума "Инженеры будущего 2014", используют все возможности для плодотворного сотрудничества и развития. Для многих молодых специалистов, которые окончили университеты несколько лет назад, это словно новая возможность сесть за учебную парту, но с одним существенным отличием: они уже обладают опытом работы и в чем-то даже могут поспорить со своими преподавателями.

 Одна из участниц форума - экономист финотдела КНАЗ Ирины Лысяк. Она обучается на факультете системного инжиниринга и признается, что по итогам первого дня образовательной программы наибольшее впечатление на нее произвела деловая игра BusinessWARS ("Бизнес-войны"), которая рассматривает ситуацию вхождения на рынок нового товара, открытие нового производства.

 "Получила массу эмоций, до сих пор ощущаю некий мандраж, ведь из 50 участников я заняла третье место! Сейчас занимаюсь анализом и корректирую свои ошибки, чтобы выйти на более высокий уровень. Через день состоится чемпионат, в котором я приму участие как один из победителей полуфинала, и, конечно, очень хочется добиться хороших результатов!" - говорит Ирина.

 Инженер-технолог ОАО "ЧПО им. В.И. Чапаева" Валентина Чернявская участвует в работе инженерно-технологического факультета: перед участниками их группы поставили задание по разработке нового продукта и его прототипированию.

 "Мы должны разработать новый продукт - "Сушилку походную портативную". Нас учат правильно создавать проект, точно ставить задачи. Вместе с ребятами из нашей группы мы решили провести небольшое исследование и узнать мнение других участников форума о новом продукте. Завтра будем анализировать результаты исследования и делать выводы - нужна ли такая сушилка людям. Хотя, при той дождливой погоде, которая установилась в первые дни форума, данная разработка представляется очень даже актуальной!" - уверена Валентина. Девушка также рассказала, что программу вели представители предприятия "КамАЗ" Сергей Туницкий, Иван Маслаков и Илья Князев. В течение четырех дней молодые инженеры из их группы будут заниматься прототипированием, изучать специализированную информацию по данной теме, а затем защищать свои проекты.

 Самым ярким впечатлением первого дня образовательной и деловой программы для ведущего специалиста "Производственного объединения "Завод им. Серго" Максима Стяжкина стало участие в работе круглого стола "Управление интеллектуальной собственностью в условиях производства". По мнению молодого инженера, модератор круглого стола Дмитрий Шапошников из Казанского федерального университета представил великолепный доклад на данную тему, а в ходе обсуждения были затронуты очень важные и актуальные вопросы. С этим мнением полностью согласен коллега Максима - начальник бюро информационного и технического обеспечения Дмитрий Алексеев: "Обсуждение было очень бурным, ведь мы затрагивали серьезные вопросы и проблемы молодежной политики, делились опытом, обменивались контактами и много спорили. Но в одном из вопросов практически все участники были единодушны: о необходимости действующих программ доступного жилья для молодых специалистов, которые надеются на помощь своих предприятий в решение этой проблемы". Также участники круглого стола обсуждали вопросы по эффективной организации молодежного движения на промышленных предприятиях и многое другое. Как рассказал Дмитрий Алексеев, в рамках образовательной программы он посетил не менее интересные занятия на тему "Экономические аспекты развития производства" и побывал на лекции представителей компании "Аскон", которая занимается разработкой российского программного обеспечения.

 В целом, молодые инженеры, которые охотно делились впечатлениями после первого дня форума, остались очень довольны интересной и насыщенной программой: "Хотелось бы от имени всех участников форума (думаю, коллеги меня поддержат) выразить благодарность оргкомитету за превосходную организацию форума. Складывается впечатление, что заранее был продуман каждый шаг, учтены всевозможные плюсы и минусы, и, как результат, - созданы великолепные возможности для плодотворной работы, отличная площадка для обмена опытом между участниками форума. Искреннее пожелание организаторам - чтобы такие мероприятия проводились и в будущем, ведь они способствуют не только развитию инжиниринга, IT-технологий, но и экономики регионов в целом", - убежден представитель Завода им. Серго Максим Стяжкин.

 Напомним, образовательная программа форума "Инженеры будущего 2014" в рамках профильных направлений стартовала 1 июля и будут продолжаться в течение шести дней.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 3 июля 2014 г., Саперы Чечни получили новейшие защитные костюмы из полиэтилена

Защитный костюм сапера "Сокол" предназначен для защиты от осколков взрывных устройств. Вес костюма 8,5 килограммов, что почти в 5 раз меньше имеющегося на вооружении костюма "Дублон", вес которого более 40 килограммов.

Саперы Южного военного округа (ЮВО) будут работать в новейших защитных костюмах "Сокол", созданных из высокопрочного полиэтилена, сообщает в четверг пресс-служба округа.

"На оснащение двух инженерно-саперных батальонов бригады инженерных войск ЮВО, выполняющих задачи по разминированию сельскохозяйственных угодий и лесных массивов в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, поставлено 12 комплектов новейших защитных костюмов сапера ОВР-1 "Сокол"", — говорится в сообщении.

Защитный костюм сапера "Сокол" предназначен для защиты от осколков взрывных устройств. Бронированные элементы костюма изготовлены из легкого и высокопрочного полиэтилена, таким образом, "сапер в "Соколе" становится защищенным и от взрывных устройств, имеющих неконтактный взрыватель и реагирующих на присутствие рядом металла".

"Сокол" сохраняет свои защитные свойства при температуре от —40 до +50 градусов, а также при воздействии дождя и мокрого снега. Вес костюма 8,5 килограммов, что почти в 5 раз меньше имеющегося на вооружении костюма "Дублон", вес которого более 40 килограммов.

Всего в текущем году саперам ЮВО предстоит очистить около 2400 гектар сельскохозяйственных угодий и лесных массивов на территории Грозненского, Ачхой-Мартановского, Шатойского, Веденского и Заводского районов Чечни, а также Сунженского и Джейрахского районов Ингушетии.

 

РИА Новости, 3 июля 2014 г., Минобороны РФ отправит на орбиту три спутника связи

Сейчас идут заключительные операции по подготовке ракеты-носителя к запуску. Предыдущий пуск "Рокота" прошел в конце мая и был успешным - ракета-носитель вывела на орбиту блок военных спутников.

Ракета-носитель легкого класса "Рокот" 3 июля должна вывести на орбиту три спутника связи, сообщил РИА Новости представитель войск Воздушно-космической обороны России полковник Алексей Золотухин.

Запуск "Рокота" станет первым пуском ракеты-носителя с космодрома "Плесецк" после того, как в пятницу, 27 июня, не состоялся первый испытательный пуск новейшей российской экологически-чистой ракеты "Ангара 1.2ПП".

"Ракета-носитель "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" в четверг будет запущена с космодрома "Плесецк" и выведет на орбиты три космических аппарата связи "Гонец-М"", — сказал Золотухин.

Сейчас идут заключительные операции по подготовке ракеты-носителя к запуску. Предыдущий пуск "Рокота" прошел в конце мая и был успешным — ракета-носитель вывела на орбиту блок военных спутников.

Рокот с Гонцами

Ракета-носитель "Рокот" создана на базе снимаемой с вооружения межконтинентальной баллистической ракеты РС-18 в рамках конверсионной программы. Первый пуск "Рокота" состоялся с космодрома Плесецк 16 мая 2000 года. Всего за это время с космодрома был проведен 21 пуск.

Как сообщили в Роскосмосе, три космических аппарата "Гонец-М" должны увеличить орбитальную группировку спутниковой системы "Гонец" с семи до 10 космических аппаратов (КА). Эта система предназначена для предоставления персональной связи и передачи данных различного типа, в том числе координатно-временных данных системы "ГЛОНАСС". Связь осуществляется при помощи группировки низколетящих КА, развернутой на высоте 1,4 тысячи километров.

Услуги, построенные на базе системы "Гонец", решают задачи мониторинга различных объектов инфраструктуры, передачи навигационно-временных данных, полученных по системе ГЛОНАСС, с подвижных объектов в различные диспетчерские центры и центры мониторинга, а также персональной связи на удаленных территориях.

 

РИА Новости, 2 июля 2014 г., Власти России дали "оборонке" госгарантий на 42,6 млрд руб

"Предоставить в 2014 году государственные гарантии Российской Федерации на общую сумму до 42,629 миллиарда рублей по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа, согласно приложению", - говорится в распоряжении.

Правительство РФ предоставило госгарантии на сумму более 42,6 миллиарда рублей для кредитования предприятий ОПК, выполняющих Гособоронзаказ, говорится в тексте распоряжения Правительства РФ, размещенного в среду на официальном интернет-портале правовой информации.

"Предоставить в 2014 году государственные гарантии Российской Федерации на общую сумму до 42,629 миллиарда рублей по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа, согласно приложению", — говорится в распоряжении.

Согласно приложению, кредиты могут получить такие предприятия, как ОАО "Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей" имени академика А.А.Расплетина", ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" и другие, ОАО "ОАК — Транспортные самолеты".

Основными кредиторами предприятий ОПК, согласно приложению, стали банк ВТБ, "Сбербанк России" и Внешэкономбанк. Предельный срок кредита — 31 декабря 2018 года.

 

3. Автопром.

 

Правда ПФО, 3 июля 2014 г., ГАЗ готовится уволить 5 тысяч сотрудников \\ Такие меры будут приняты в случае дальнейшего падения продаж автомобилей

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в России по итогам 2014 года могут сократиться на 31%, то есть почти до уровня кризисного 2009 года. В случае серьезного ухудшения ситуации на рынке Группа ГАЗ будет вынуждена пойти на сокращение персонала, заявила вице-президент компании Елена Матвеева.

В первом полугодии 2014 года продажи на рынке LCV, по предварительной оценке, упали на 16% —  до 57,3 тыс. шт. По итогам года снижение может составить 31% (111,9 тыс. шт.), пишут «Ведомости» со ссылкой на вице-президента группы ГАЗ Елену Матвееву, которая выступала с докладом на заседании экспертного совета при комитете Госдумы по промышленности.

Продажи ГАЗа за шесть месяцев снизились примерно на 20% —до 25 тысяч шт. В случае серьезного ухудшения ситуации на рынке группа будет вынуждена пойти на сокращение персонала: численность работников ГАЗа может снизиться на 5 тысяч человек, ПАЗа — на 3 тысячи. Ранее на такие меры уже пошли «АвтоВАЗ» и завод Ford Sollers во Всеволожске.

Основные причины падения рынка — нестабильность экономической ситуации, изменение структуры бизнеса и сферы перевозок (укрупнение, переход в другие классы автомобилей), ухудшение условий покупки (рост стоимости заемных средств, ужесточение требований к заемщикам), сокращение госзакупок, перечислила Матвеева. 

 

Коммерсант, 3 июля 2014 г., Автопром не приживается в России \\ Сборку машин может снова заменить импорт

Прогнозы развития ситуации в отечественном автопроме становятся все хуже: под угрозой заводы иностранных автоконцернов в стране. По последним оценкам, к 2018 году объем российского рынка может оказаться на треть меньше плановых 3,6 млн машин, но даже на фоне оптимистического сценария роста многим будет выгоднее закрыть российскую сборку, вернувшись к импорту. В зоне риска, в частности, Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel и китайские бренды.

Вчера на экспертном совете при комитете Госдумы по промышленности российские автопроизводители заявили, что без дополнительных мер господдержки российский авторынок продолжит стагнировать. По данным АЕБ, в январе—мае падение составило 6%. В презентации "Соллерса" (есть у "Ъ") подчеркивается, что динамика спроса на новые машины "значительно отличается" от прогнозов государственной стратегии развития автопрома до 2020 года. По оценкам компании на базе данных Минэкономики, уже в этом году объем рынка может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 году разрыв достигнет 36% — 2,3 млн машин вместо 3,6 млн.

На основании оценок Roland Berger Strategy Consultants "Соллерс" заключает, что при сохранении ситуации в экономике и снижении импортных пошлин из-за ВТО (сейчас на новые легковые автомобили они составляют в среднем 25%, к 2019 году снизятся до 15%) "локализовать производство в России после 2017 года будет нецелесообразно". В итоге доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 млн машин (в 2013 году — 700 тыс. автомобилей, или 29% рынка) против 20%, заложенных в стратегии. Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.). В исследовании Roland Berger (есть у "Ъ") отмечается, что для сокращения выпуска в РФ иностранных машин уже есть предпосылки: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с Европой. Стандартные объемы выпуска на других рынках — 200-400 тыс. машин в год, но сейчас в РФ такие мощности есть у немногих, например у АвтоВАЗа, Volkswagen и Hyundai-Kia.

В исследовании отмечается отсутствие стратегии поддержки автопрома (кроме субсидий, которые де-факто компенсируют отечественным автозаводам утилизационный сбор — 84,3 млрд руб. в 2014 году). В Roland Berger подсчитали, что "субсидирование дает преимущество в 5-10% по сравнению с импортом, перспективы после 2016-2018 годов неясны". Сейчас экономия затрат с учетом субсидий составляет €0,6-1,5 тыс. на автомобиль. Без субсидирования после 2020 года малые объемы производства невыгодны в России. При объеме от 50 тыс. машин в год без субсидий экономия от локализации по сравнению с импортом будет составлять €60 на автомобиль, при объемах 10-25 тыс. машин допзатраты на локализацию — €0,5-1,3 тыс. на автомобиль.

В результате, по мнению Roland Berger, из России может уйти ряд брендов, существует "опасность отмирания бизнес-модели сборки по контракту" (сейчас есть у "Автотора", Derways, "Соллерса", группы ГАЗ). В зоне риска прекращения сборки в России и перехода на импорт находятся китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW (сборка на "Автоторе"), SsangYong, Opel. Причем Roland Berger делает такой вывод на базе оптимистичного прогноза роста продаж машин в России к 2020 году до 3,3 млн.

В Ford Sollers, впрочем, по-прежнему обещают повысить уровень локализации до 60% к 2016 году и запустить двигателестроительный завод в 2015 году. Топ-менеджер PSA Peugeot Citroen, принимавший участие в заседании совета, сообщил "Ъ", что "сложно сказать, как факторы, влияющие на рентабельность производств, изменятся в течение ближайших лет". При благоприятном сценарии развитию будет способствовать большая емкость рынка (малое количество автомобилей на душу населения), а также возможность экспорта. Кроме того, ряд производителей собирают в России модели, специально разработанные для российского рынка, поясняют в компании. Представитель Renault в России Оксана Назарова отметила, что стратегия концерна заключается в том, чтобы производить как можно ближе к рынкам сбыта. По ее словам, массовые модели "выгоднее производить в стране сбыта", иначе цена повышается из-за логистики, локализация снижает до минимума и риски колебаний курсов валют. Директор по корпоративным коммуникациям "BMW Group Россия" Василий Мельников отметил лишь, что сейчас "сборочное производство BMW в Калининграде вполне выгодно и удобно для клиентов концерна".

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитал" считает, что небольшие производители действительно могут уйти, но крупные игроки, регулируя загрузку мощностей, способны подстроиться под нестабильный рынок. Аналитик полагает, что рассуждать о ситуации на авторынке после 2019 года слишком рано. Глава департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов согласен, что "позитивный или негативный сценарий в первую очередь зависит от макроэкономической ситуации". По мнению господина Беспалова, сейчас дополнительные меры поддержки автопроизводителям не требуются. Но, признает он, после того, как проекты выйдут на более глубокий уровень локализации, государству так или иначе придется стимулировать обновление парка.

 

4.     Авиастроение.

 

Expert.ru, 2 июля 2014 г., В шаге от четвертой промышленной революции \\ Российская промышленности будет сложно оставаться конкурентоспособной без внедрения систем цифрового проектирования продуктов и управления их жизненным циклом. Цифровые технологии позволяют существенно сократить сроки производства и снизить его себестоимость, что подтверждают успешные примеры из многих отраслей машиностроения. Российские компании готовы совершить рывок в этом направлении, но их тормозят экономическая неопределенность, отсутствие свободных средств и подготовленных кадров, способных работать в «цифре».

Еще в 2012 году эксперты ИТ-отрасли констатировали высокий спрос со стороны российских компаний на комплексные программы управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). Но в связи с общим спадом производства эти процессы замедлились и сейчас спрос на цифровые технологии заметно падает. Между тем, внедрение PLM-решений верный путь к значительному снижению издержек. Это одна из опорных точек так называемой четвертой промышленной революции, основная «мантра» которой – удешевление мелкосерийной продукции до уровня крупносерийной.

Речь идет не просто о программном обеспечении, а о целых комплексах программ для крупного предприятия. В одной делается 3D модель детали, во второй рассчитывается ее прочность и физико-химические характеристики, в третьей проводится инженерный анализ, в четвертой проектируется инструмент для изготовления, в пятой разрабатывается управляющая программа для станков с числовым программным управлением и так далее, вплоть до виртуальных испытаний, вывода продукта на рынок, его постоянного усовершенствования. Добавьте к этому программы электронной интеграции всех задействованных в производстве продукта предприятий и их поставщиков. Все это делается в одной гигантской 3D модели и называется PLM.

SSJ-100 рожден в ядре суперкомпьютера

Для наглядности скажем, что SSJ-100 - первый российский гражданский самолет существующий по технологии PLM – не нуждался в опытном производстве. Есть единая виртуальная модель самолета с абсолютно всеми деталями, винтиками и проводами, которые в нем находятся. Это далеко не просто оцифрованный вид всех деталей, а единая «живая» модель, в которой все оцифрованные узлы и аппараты взаимодействуют между собой. Эта модель позволяет кроме прочего проводить виртуальные испытания самолета с тем, чтобы заранее устранять в 3D проекте все инженерные ошибки и недочеты. В результате реальные испытания обошлись без множества типичных проблем.

«При проектировании SSJ-100 стояла задача не только оцифровать всю сложную конструкторскую документацию, но проводить инженерные анализы в 3D модели, управлять спецификациями каждой детали с учетом ее физико-химических параметров, моделировать эргономику, создавать базы знаний, - пояснил «Эксперт Online» Лоран Вальрофф, генеральный директор компании-разработчика PLM Dassault Systemes в России и СНГ. - Все это удалось реализовать с помощью платформы 3DEXPERIENCE. Платформа позволяет не просто испытать в цифровой модели, как взаимодействуют между собой все детали самолета вплоть до каждого проводка, но и внести технологические изменения в модель уже в процессе эксплуатации самолета. Вот он уже летает, а его 3D модель постоянно усовершенствуется, как и оборудование для его производства. Появляются новые композитные материалы, новые более дешевые и надежные детали – все вносится в действующую цифровую модель самолета, испытывается, создается новое оборудование для производства отдельных новых деталей для последующего выпуска улучшенных самолетов».

Вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации Леонид Комм сообщил «Эксперт Online», что PLM для SSJ-100 позволил работать над проектом в едином информационном пространстве. Здесь все поставщики (а их более 30 в нескольких странах), заводы и конструкторский центр были замкнуты в общую систему, позволяющую в режиме реального времени отслеживать в электронном трехмерном макете малейшие нестыковки и максимально быстро их корректировать. В итоге цикл подготовки производства гражданского самолета такого класса сократился почти в два раза с 7-8 до 3-4 лет.

«От внедрения полного цифрового макета самолетов мы получили ускорение не только процесса проектирования, - говорит Леонид Комм. - Цифровое производство позволяет внедрить новые технологии, резко повысить эффективность производства. Например, если АН-148, спроектированный традиционным способом, имеет трудоемкость производства несколько сотен тысяч часов, то SSJ-100 – меньше ста тысяч. В том числе поэтому наблюдается и уменьшение стоимости почти на 30%. Кстати, в цифровой макет закладывается и общая стоимость, под которую уже находятся решения по отдельным деталям. Основной эффект от того, что производственное оборудование тоже проектируется под цифровую модель самолета, задаются новые параметры станков с числовым программным управлением. Без этого нет смысла вообще переходить на цифровое моделирование».

Все новые самолеты ОАК проектирует и производит по цифровым технологиям. Ил-112, Ил-76, СУ-35, новые боевые истребители, самолет пятого поколения Т-50, МС-21 тоже проектируется в цифре. В авиации сегодня без этого далеко не улетишь.

Цифровые акулы

В мире немного компаний, способных предлагать столь комплексные решения. Кроме французской Dassault Systemes и немецкой Siemens PLM Software это американские Аutodesk и PTC. Отечественных технологий, которые разработали эти «цифровые акулы» нет и в ближайшей перспективе не предвидится. Наиболее продвинутая в этом смысле российская АСКОН безусловно делает множество уникальных ИТ-решений для российской промышленности, вплоть до 3D моделирования подводных лодок. Но комплексного охвата всех систем PLM обеспечить не в силах. Дело в том, считают эксперты, что исторически российские разработчики ПО в области CAD/CAM/PDM создавали свои продукты под несколько другие цели и задачи с учетом специфики российского производства, требований ГОСТ и так далее.

«Это во многом определяло функционал систем и широту охватываемых задач, - пояснил «Эксперт Online» Александр Рыбаков, директор департамента производственного консалтинга группы «Борлас». - Можно сказать, что в области создания конструкторской и технологической документации, управления ею, наши разработчики немало преуспели. Но вот в комплексном охвате задач на различных стадиях жизненного цикла они существенно отстали от зарубежных компаний и их решений. Сегодня зарубежные разработчики предлагают комплексные PLM-решения, обеспечивающие не только управление составом изделия и инженерными данными на этапах конструкторско-технологической подготовке производства, но и решение таких критически важных задач, как управление требованиями, управление программами и проектами разработки изделий, виртуальные испытания, планирование и управление послепродажным обслуживанием и многое другое. Весь спектр возможностей таких известных и хорошо зарекомендовавших себя в «дискретном производстве» систем, как Teamcenter, можно перечислять очень долго».

Внедрение PLM обходится в несколько десятков миллионов долларов. Поэтому пока в России PLM решения доступны только крупным предприятиям. Кроме ОАК это КАМАЗ, «Вертолеты России», «Антонов», СУЭК, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). То есть в основном это предприятия оборонно-промышленного комплекса. Кстати, именно увеличение расходов на вооруженные силы позволило предприятиям ОПК модернизировать производство посредством внедрения PLM.

Если на АЭС упадет самолет, ей… ничего не будет

Впрочем, активно взялись за дело и атомщики, причем давно. ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект» (НИАЭП) несколько лет готовила для проектирования и производства атомных станций переход на PLM.

«Программы по управлению жизненным циклом сложных объектов сейчас востребованы во всем мире, - говорит Валерий Лимаренко, президент объединенной компании ОАО «НИАЭП – АЭС». – Технология PLM позволила объединить технологическую, конструкторскую и строительную части в единую цифровую модель АЭС».

Программное решение для реалистического моделирования Multi-D позволит компании расширить портфель заказов на мировом рынке. При той же структуре компании и численности сотрудников, занятых на проекте, им удастся быстрее проектировать объект и гарантировать исполнение сроков, соблюдая условия заказчиков.

«Фактически НИАЭП будет единственной в мире компанией, которая сможет гарантировать соблюдение сроков строительства – в атомной отрасли это очень непросто. Теперь абсолютно все процессы планирования производства, проектирования объекта и его узлов, управления строительством и даже поставками – все будет происходить в 3D модели, что существенно оптимизирует процесс строительства», - говорит Лоран Вальрофф.

Программа Abaqus Uninfied FEA позволит «Атомэнергопроекту» работать по системе 3D моделирования нового поколения на платформе SIMULIA.

«Преимуществом этого программного комплекса является возможность проведения комплексного динамического анализа строительных конструкций АЭС в линейной и нелинейной постановке с учетом взаимодействия сооружения с основанием, что обеспечит существенное повышение уровня безопасности электростанций», - говорит Владимир Коротков, главный специалист ОАО «Атомэнергопроект».

При виртуальных испытаниях 3D модели атомной электростанции учитывается все – внешняя акустика, климат, порывы ветра, влажность и многое другое, не считая физико-химических данных самих деталей, узлов и их температурных режимов. Более того, SIMULIA позволит «Атомэнергопроекту» провести испытания 3D модели станции в условиях землетрясения, падения на нее, урагана, а если надо - цунами. Такие испытания помогают учесть все возможные разрушения и минимизировать ущерб от них за счет дополнительных инженерных решений на стадии проектирования. Прибавьте к этому оптимизацию взаимодействия работы разных отделов, сокращение времени проектирования и испытания, удешевление работ за счет отсутствия необходимости создавать прототипы многих испытуемых конструкций.

Машиностроители рвутся в «цифру»

Российский рынок PLM по темпам роста обгоняет мировой, - уверяют эксперты портала PCWEEK. Но возможно, только потому, что в развитых странах многие промышленники уже «упаковались» в PLM.

По прогнозу CIMdata, в течение пяти лет мировой рынок PLM будет ежегодно расти на 8,7% и к 2017-му достигнет 50,7 млрд долларов. По данным аналитической компании IDC, в 2012-м в России объем продаж инженерного ПО увеличился на 20,2% и достиг 204,6 млн долларов, превысив тем самым прошлогодний прогноз аналитиков.

«Еще несколько лет назад я бы сказал, что в России вообще нет PLM инжиниринга, теперь видно, что многие проявляют активность, - пояснил «Эксперт Online» Всеволод Опанасенко, генеральный директор производителя супер компьютеров компании «Т-платформы». – Многие консервативные промышленники попросту еще не понимают, что такое цифровое моделирование и зачем оно нужно. Но примерно половина промпредприятий внедряют или намерены внедрять PLM или просто 3D проектирование. Особенно активны сейчас судостроители, как впрочем и большинство машиностроителей. Но тренд только начинается и проблема, в том числе, в отсутствии свободных средств. Если на начальном этапе, при внедрении простых решений еще можно пользоваться услугами процессинговых центров, то при комплексном внедрении PLM выгоднее приобрести суперкомпьютер, к чему готовы немногие».

В 2012 году основным фактором роста российского рынка PLM было увеличение инвестиций в строительную отрасль и промышленность. Сейчас предприятия испытывают дефицит спроса и многие сворачивают инвестпрограммы, предпочитая в условиях экономической неопределенности распределять часть свободных средств на дивиденды и повышение зарплат.

«За последние несколько лет я не встречал ни одного промышленника, который бы не понимал эффективность и перспективность перехода на цифровое проектирование и управление производством, - говорит Леонид Комм. - Но тормозит даже не столько отсутствие ресурсов, сколько сложность такого перехода. Ведь меняется подход к производству. Нет в большей части производства прототипов, нет опытного производства и образцов. Из компьютерной модели – сразу в серийное производство. Те, кто внедрял 3D проектирование, потом понимали, что надо менять все производство, а это накладно. И эффект виден не сразу. Мы вот получаем эффект в среднесрочной перспективе, создание одной цифровой модели самолета удешевляет создание моделей для других, поскольку есть готовая платформа, техника, кадры».

Вложения в переход на цифровое проектирование и управление жизненным циклом самолетов оценивается в десятки миллионов долларов. Но закупить оборудование и программные продукты недостаточно, важно так же обучить персонал в течение нескольких лет с последующей беспрерывной переподготовкой.

«И здесь мы столкнулись с проблемой нашей системы образования: инженеров, способных комплексно работать в «цифре» у нас только начали готовить и то в основном под нажимом промышленности», - сожалеет Леонид Комм.

«Если говорить о рынке внедрения PLM в целом, то темп его роста в текущий момент несколько снизился, - говорит Александр Рыбаков. - Думаю, это связано с тем, что наша промышленность (в частности ОПК) находится сейчас в стадии подготовки к старту новых крупных проектов. Требуется определённое время, чтобы подготовиться к решению новых задач как с точки зрения организации, так и с точки зрения инфраструктуры, технологий, кадров. В среднесрочной перспективе можно однозначно прогнозировать новый рост рынка ИТ-услуг в области внедрения PLM. В первую очередь этот рост будут обеспечивать консалтинговые и инжиниринговые услуги».

Потребителей «подключат» к производству

Между тем мир двигается вперед в совершенствовании PLM. Например, в Dassault Systemes свою платформу 3D Experience называют не иначе как новой доктриной, очередным витком развития PLM. Если в 70-е годы инженеры могли делать лишь форму изделия или объекты в 3D, геометрию продукта, то в 90-е уже появился непосредственно 3D инжиниринг, который позволял оцифровать все узлы и системы. В конце 90-х, начале нулевых научились управлять в цифровой модели всеми этими системами и их производством. Так собственно и появились PLM технологии.

«Теперь мы проповедуем начало эпохи 3DEXPERIENCE – это обновление всей цифровой модели изделия уже после вывода его на рынок за счет замечаний и пожеланий потребителя, - говорит Лоран Вальроф. - Маркетологи анализируют то, как живет изделие, насколько оно удобно, практично, почему от него отказывается потребитель. С учетом этого инженеры создают новые решения, внедряют их в действующую 3D модель, вновь испытывают и запускают в производство. И так постоянно. В США у нас уже есть клиенты из среднего бизнеса, которые в экспериментальном режиме внедряют такие решения».

Впрочем, Александр Рыбаков считает, что заявление о том, что 3DEXPERIENCE – принципиально новое слово в PLM - это скорее новый маркетинговый ход.

«Мы называем это проще – системный инжиниринг, когда в цепочке цифровых технологий присутствуют все участники и заинтересованные лица: заказчик, разработчик, производитель и эксплуатант, - говорит эксперт. - Если вспомнить нашу историю, то у каждого изделия советского ВПК был главный конструктор, отвечавший за сроки создания, качество изделия и соответствия его тактико-технических характеристик заданным требованиям. Именно он ставил задачу всем участникам разработки и требовал от них результат. Именно он отвечал перед заказчиком и эксплуатантом за готовность изделия выполнять свои функции в заданных условиях. Это – организационный подход, к которому сейчас стремятся перейти (а точнее – вернуться) российские предприятия. Мы лишь предлагаем им инструменты, позволяющие реализовать такой подход, обеспечить создание и максимально глубокую проработку цифрового макета изделия, включая всесторонние виртуальные испытания и исследования».

Александр Рыбаков считает, что все разработчики ПО для поддержки жизненного цикла изделия с разной скоростью и разной степенью успешности двигаются в одном направлении – к максимальному удовлетворению потребностей заказчиков – предприятий из различных отраслей машиностроения. У каждого есть своя стратегия, ключевые направления развития.

«Компания Siеmens PLM Software, например, стремится максимально удовлетворять отраслевые требования в целом, создавая специфические методики и решения «Catalist». Это позволяет существенно сократить сроки внедрения PLM-решений за счет применения лучших отраслевых практик, обеспечивая максимальный эффект от их внедрения», - говорит эксперт.

С учетом того, что минимум половина руководителей крупных и часть средних предприятий стремится перейти на PLM технологии, надо полагать, что создаваемые сейчас Фонд поддержки промышленности и Фонд проектного финансирования с их дешевыми кредитами на организацию новых и модернизацию действующих производств помогут этой мечте осуществиться. Если о том же начнет мечтать и другая половина, Россия получит шанс не остаться на задворках четвертой промышленной революции.

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь